Создание и прокачка персонажа. Где и как качаться

Универсальный снайпер

Не вдаваясь особо в философию, можно сказать, что в игре для снайпера важна маскировка и умение хорошо стрелять. Отсюда 2 Tag Skill: Small Guns & Sneak. Они, в принципе, обязательны для всех игр серии, кроме, возможно, первой, ибо там имеется super-device по имени «Stealth boy». Третий Tag я оставляю на ваше усмотрение. В F1 может быть Doctor/Energy Weapons/Big guns/Speech (НЕ в порядке важности). В F2: Speech(очень желателен, ибо тут за «болтанку», т.е. утрепывание кого-либо дают гораздо больше экспы, чем за убийство (наглядный пример - Храм Арройо: если вы уговорите своего соплеменника на выходе выпустить вас без боя, получите 600 ХР вместо 300 за «стыбзинг» ключа или прикладную разборку, т.е. прикладом по морде)); можно выбрать и Doctor- иногда помогает лечить вырванные глаза/руки/ноги/мозги, хотя последнее вряд ли вылечишь; Также может быть полезным умение Science, хотя можно вполне играть и без него (его, кстати, можно прокачать до приемлемого уровня и без Tag); в конце игры кто-то из вас может захотеть пострелять и из тяжелого/энергетического оружия, так что выбор за вами. В FT: BoS выбор посложнее будет, ибо мирные умения (кроме врачевания и выживания) нужны «как козлу бейсболка», я выбирал Pilot, в принципе, «осень холосо», если выбрать Doctor, то ходи себе без напарника и ЦУ (ЦелеУказания в смысле) команде выдавай. Заметьте, что я никогда не брал Steal и не развивал. «Паладин должен быть добрым» (не помню откуда).
SPECIAL

Strength. 5 выше крыши - у нас же снайпер, а не Рембо какой-то там. Под конец игры, надев Power Armour, вы всех врагов будете рвать на грелки без проблем, а, сделав операцию, получите максимум в силе. Однако я никогда не пользуюсь «мулами» и не нагружаю себя до опупения.

Perception. Мы снайперы => нужна наблюдательность. Характеристика из разряда «ЧБТЛ», в смысле «чем больше - тем лучше». В принципе, «плавает» в балансе с другой характеристикой.

Endurance. Выносливость ставьте по желанию, у меня 2, жалко 1 нельзя.

Charisma. «Харя после катаклизма». У меня у самого харизма не блещет (разве что размером), посему спокойно на минимум, т.е. 2.

Intelligence. Олигофреном себя не считаю, имею 186, «ну и вообще…», так что максимум, т.е. 10.

Agility. Цитирую своего друга шотландца: несмотря на свои 220 фунтов живого веса, двигается он (т.е. ваш покорный слуга) как балерина. Я был такой фразой польщен, с тех пор гоняю Agility до максимума.

Luck. «Удача - награда за смелость». В общем, на мой взгляд, также важна для снайпера, как и Perception и именно с ним удача и соперничает за первенство в баллах, и именно из-за нее я и сокрушался по поводу Endurance и Charisma. В первых Fallout терпит 8, к тому же во втором поднимается в NCR у Хаббологистки. В FT я обычно приравниваю ее к Perception (т.е. по 9). Если хотите «сжульничать», редактором уменьшите Endurance & Charisma до 1, а Luck с Perception поднимите до 10.
Traits

Всегда беру Gifted (+1 SPECIAL, -10% All skills) и Finesse (+10 Critical hit, -25% Damage).
Perks

Пишу по алфавиту. Упоминаю полезные для СНАЙПЕРА (и не только) и просто любопытные.

Action Boy - Цитирую Мануал к своему ФТ: «Действуй, Маня». +1 АР, очень хорошо, можно догнать Action Point (AP) до 12.

Awareness - приятно видеть, сколько еще враг проживет и сможет свинца в нас послать.

Better Critical - просто круто, бьем больнее, но с той же вероятностью.

Bonus HtH Attack/ Bonus HtH Damage - может и пригодиться, но не в ФТ, к тому же какой снайпер добровольно в рукопашную лезет? Хотя если он морской пехотинец…? Беру, только если отыгрываю свою копию.

Bonus Move - опять же Мануал: «широкими шагами», почти как в анекдоте про рядового Рабиновича: «…какие шаги вы предпримите, если вас настигает противник? - Большие».

Bonus Ranged Damage - +2 к Damage любому дальнобойному (не рукопашному и гранатам) оружию, т.е. эти +2 пишутся к повреждению оружия, а потом множатся на все коэффициенты. Полезно.

Bonus Rate Of Fire - посмотрите картинку к этому перку и все сами поймете - повышает скорострельность путем уменьшения затраты на -1 АР при стрельбе из всего стреляющего оружия.

Comprehension - «Книжный червь», все тот же Мануал. Полезно в ролевых играх, т.е. Ф1,2, хотя может пригодиться и в ФТ. +50% к умению при чтении книжек.

Dodger - +5 с АС. По желанию.

Educated - +2 к Skill Point каждый уровень. При интеллекте в 10 не особо полезно.

Explorer - открывашка, т.е. открывает что-нибудь интересное на карте. Полезно для Колумбов.

Flexible- «упал - отжался». С эстонским акцентом: «…Может пригодиться. Через год: не пригодилось» . Анекдот. (Только в ФТ).

Gain Statistic - +1 к какой либо статистике. Без комментариев.

Ghost - +20% к Sneak в темное время суток. Честно говоря, не брал.

Gunner - в паре с Road Warrior делают чудеса. (только в ФТ).

Healer - только для костоправов.

Here and Now - +1 уровень. «Вовочка хотел, чтобы у него день рождения был каждый день. И через три месяца он умер». Анекдот.

HtH Evade - аналогично всей рукопашке, хотя это и полезно.

Lead Foot - только водилам, т.е. тем, у кого есть Pilot. (Только ФТ).

Living Anatomy - «Одной рукой лечим, другой калечим». И этим все сказано. В общем, полезно, требует лишь хорошего знания медицины.

Loner - ВОТ ОНО! Именно тогда я и заорал, когда впервые увидел этот перк. Для снайпера-одиночки самое оно. (ТОЛЬКО В ФТ).

Medic- так себе.

More Criticals- коротко и ясно +5 к Critical Chance/Hit (одно и то же). Очень полезно для снайпера. Почти как у Тома Берринджера: «Один выстрел - один труп» .

Mutate- А вдруг…? В ФТ годно для напарников (у них нет Trait).

Night Vision- без ПНВ полезно, с ним тоже; +10% к освещенности в темноте. (В Ф1,2 с тремя уровнями этого перка - светло как днем (почти)).

Pack Rat- лишний груз для переноски. Только для мулов и Шварценеггеров.

Quick Pocket- полезен в Ф2, в ФТ при «псевдореале» - не очень.

Road Warrior- полезно для водителей-стрелков. Гаусс-пистолет РРК-12 + «Баранка» = горы трупов. (Лишь бы не в машине).

Scout- Не для командира. А так полезно для «открывашек».

Sharpshooter - +2 к Perception ТОЛЬКО при стрельбе. Оно Вам надо?

Silent Death- Старый добрый Backstab. Вспомнили РПГ (Role Playing Game, а не Rocket Propelled Grenade)? В Мануале к ФТ (цитирую лишь его) назван весьма забавно: «…подкрался незаметно» .

Silent Running- почему бы и нет? Бег в тишине и «невидимости».

Sniper- ВОТ ОНО-2! При проверке Удачи каждый ваш выстрел - критичен. Аналог Slayer, только тот для рукопашки.

Stat!- Для костоправов, -2АР при работе с аптечкой.

Strong Back = Pack Rat.

Swift Learner - +5% к любой экспе. Только для напарников в ФТ.

Tag!- выбор любого скилла, переводящий его в Tag.

Team Player- Loner наоборот. Может и получиться. (ФТ)

Thief - “For whom how”.

Toughness- единственный перк, которого не хватает: +10% к устойчивости всем повреждениям.

Tunnel Rat- очень быстро ползаем. Может пригодиться.

Я не указал некоторые перки, которые наш персонаж выбрать не может, к сожалению. Исключение - предпоследний, но он того стоит, хотя если играть аккуратно, то можно пройти игру в одиночку (ФТ почти в одиночку, кстати, если еще и в СТВ то вообще круто, нет Круто, нет КРУТААА!).
АРСЕНАЛ

Fallout 1
Если вы играете на легком уровне сложности, то первых книг по выживанию хватит, чтобы найти между Shady Sands и Vault 15 Тарелку и Свалку машин (Alien Blaster и Крутая Пневматика вам обеспечены), надо лишь поиграть с Save-Load. Итак, кроме вышеперечисленного вам может понадобиться Снайперская винтовка, боевой дробовик (обожаю этот ствол, как и все Bullpipe, но это другая песня), может быть АК-112 и обрез, правда, если за ним идти, то Некрополис в конце умрет. Ибо ферма, после зачистки которой вы и получаете обрез, располагается в окрестностях Хаба и полутора неделях (если мне не изменяет склероз) пути от него же. Нехилые окрестности. Под конец игры хороша Турбо-Плазменная винтовка и Гатлинг-Лазер. Но они требуют развитого Energy weapon.

Fallout 2
В начале - ускоренный револьвер (или даже 2), обрез (если есть), все тот же боевой дробовик и охотничье ружье с оптикой. Только аккуратнее, если враг подошел к вам ближе, чем на 10 клеток - смените винтовку, ибо будете безбожно мазать (оптика такая, почти как слонобой в Counter Strike). В середине снайперка меняет ружье, Pancor Jackhammer - боевой дробовик, хотя последнее по желанию. В конце - Гаусс, ибо очень мощно и точно. Есть желание - поднимите энергетику и вооружитесь все тем же бластером, импульсной винтовкой или турбоплазмой. Да, Гатлинг теперь лажа полная. И еще: импульс по барабану летателям (Floater). Также вам может понадобиться FN FAL с ночным прицелом, ибо много боев идет ночью, но в отличие от JA2 и ФТ тут ПНВ нет, и ночью воевать тяжелее.

Fallout Tactics
Тут все гораздо сложнее, ибо арсенал огромен, однако есть и дырки, например, FN P-90 стреляет 9мм патронами вместо 5,7мм или еще более парадоксальное: АК стреляет теми же боеприпасами, что и FN FAL. Я себе этот процесс представить не могу: как 7,62х51мм засунули в оружие под 7,62х39мм? Может, там «калаши» югославские? Ну да ладно.
В начале: охотничье ружье/АК, для страховки или «дохляков» револьвер М29 (его, кажется, так зовут, он же был в Ф2) или Desert Eagle.
В середине снайперка/ФН ФАЛ, если хотите дробовики (тут, правда, подлянка: Панкоров в игре до жути мало). Я лично всегда пользовался Steyr AUG сразу, когда находил («А он мне нравится, нравится, нравится, и для меня на свете пушки лучше нет!» Простите перефразировку. Жаль, что его опустили слегка). Да, на этой стадии может понадобиться Big Guns, так что или качайте, или ищите спеца в этой области.
Под конец у Вас лично и у остальных снайперов, если они еще есть: Гаусс М-72. Пожалуй, из-за дефицита боеприпасов к Гауссу и почти что полной неуязвимости роботов к стандартному оружию вам все-таки придется развить Energy Weapons.При стандартных разборках лучше иметь Laser/Plasma (куда дели Турбо сволочи?)/Pulse rifle. Первая дальнобойная, зато третья убойная, а вторая - «ни рыба ни мясо».
Против роботов хорошо работает ЕМР снаряжение и осколочные гранаты. Если у вас будет солдат в состоянии использовать Browning M2 с боеприпасами с обедненным ураном, то вам будет полегче. Совет - как найдете Гаусс-пулемет, то продайте - эффективность< качества - он гад так жрет дефицитный боеприпас, что их просто не хватит. Из простых пулеметов самых хороший, помимо М2, разве что М249.

Почему я так не люблю тяжелое оружие? Потому что:

1. На него патронов целый состав нужен, а когда шляешься в одиночестве, не очень-то потаскаешь. Не экономично.
2. Может зацепить кого-нибудь не того - очень просто: Ф2, атака рейдеров на караван. У вас, скажем, Goris, собаки и Marcus. Первые бегут к бандитам, вступают в рукопашную, а Marcus из своего Минигана делает фарш из всего каравана, с бандитами и вашими же напарниками. И вспомните, как метко стреляли Tycho и Cassydy.
3. Система разлета пуль мне не совсем понятна (это, правда, не сильно касается ФТ), ибо ситуация на военной базе (Ф1,2): казармы, узкий проход, несколько мутантов стоят в ряд на одной линии. Стреляем очередью по последнему и … с гулькин нос: попадания получает лишь он и обычно первый в ряду.
4. Тяжелое оно и есть тяжелое.

Команда
Вместо того, чтобы превращать всех бойцов в обезличенных Терминаторов, я предпочитаю иметь команду узких специалистов: я - снайпер, Stitch- медик (иногда качаю ему еще что-либо), Farsight- снайпер прикрытия, ходит с группой. Также в отряде у меня были: спец по тяжелому вооружению (кажется, его звали Max), взломщик-сапер (иногда он же и шпион), последнего же бойца оставляю на ваше усмотрение, ибо от вашего персонажа вам может понадобиться и водитель, и разведчик, и «торгаш-трепло», для сделок с местными торговцами.

Маленькое отступление
В любимом мной Fallout я попробовал играть еще одним бойцом, этаким универсалом-оружейником. Особенно хорошо он прижился в ФТ (правда, на мой взгляд, хуже снайпера). Его SPECIAL таковы:

S=5-6
P=7-9
Е=5-6
С=2
I=10
А=10
L=6-8

Trait:
Gifted & Fast Shot (уменьшение на 1 АР при стрельбе, за невозможность прицельной стрельбы).

Ввиду того, что я играю в ФТ только в СТВ, обычно прицельная стрельба недоступна, хотя если у вас мощный компьютер, то можно вести и прицельную стрельбу: Как только вы увидели врага, жмите на нем при включенном режиме прицельного огня и цельтесь куда пожелаете.

Как разбить команду: отряд 1: вы. Отряд 2: все остальные. Почему так? Потому, что большинство действий выполняются моим персонажем, а то, что ему недоступно, подчищают напарники.
Последнее слово

Как я уже отмечал, в ФТ при игре в СТВ очень тяжело вести прицельную стрельбу, посему возможно и стоит для нашего персонажа (любого, будь он снайпером или нет) взять Fast Shot вместо Finesse, но это только по вашему желанию.

Не знать, что было до того, как ты родился, — навсегда остаться ребенком.

Цицерон

Предвижу реакцию постоянного читателя: «Кто же не знает Fallout! Об этой игре все и всем давно известно!»

Всем? Позвольте не согласиться. Так получилось, что в свое время Fallout прошел мимо меня — я был слишком увлечен другими играми. Конечно, я о нем слышал, но познакомиться поближе довелось значительно позже. Игра меня совершенно покорила и очаровала.

Однако, как и любому новичку, мне сначала было многое непонятно. Почитал прохождения; стало легче, но ненамного — второстепенные вещи описаны излишне тщательно, а о процессе развития героя и хитростях сказано маловато. Вероятно, авторы прохождений тоже считали, что «всем все давно известно», и не вдавались в подробности. Было непросто разобраться в принципах распределения навыков — пришлось несколько раз начинать игру заново, так как по незнанию я развивал ненужные навыки: например, «Сапера» — или увеличивал слишком много навыков одновременно.

Обсудив игру с друзьями и выяснив, что у них были похожие проблемы, я написал статью для тех, кто открыл для себя Fallout лишь теперь, когда он уже стал классикой. Впрочем, не стоит забывать, что, окинув свежим взглядом хорошо известную игру, можно найти в ней что-то новое. Итак, приступим!

Создание персонажа

Не будем обсуждать характеристики персонажей, предлагаемых на выбор в начале игры, а попробуем создать своего — так интереснее. Разумеется, набор заданных характеристик должен зависеть от того, кем вы собираетесь быть в игре — воином, дипломатом или вором. Можно попробовать создать что-то среднее, но это будет не так интересно; лучше пройти игру несколько раз непохожими героями — она того стоит.

Семь спутников! Отряд или толпа?

Любому герою нужна сила — показатель ее изначально не должен быть ниже 4-5, в процессе игры можно дважды поднять его на единицу, еще четыре единицы даст силовая броня. Сила особенно важна для любителей рукопашного боя и холодного оружия; от ее показателя также зависит количество единиц жизни.

Восприятие также пригодится всем, за исключением кулачного бойца и мастера холодного оружия. Восприятие особенно важно для мастеров дальнего боя, саперов и следопытов. Лучше оставить его на 5-7 единицах — увеличения на одну единицу вполне хватит для беспроблемной игры.

От выносливости зависит сопротивляемость ядам и радиации, количество единиц жизни; меньше 4 ее опускать нельзя, но и поднимать выше 6 — расточительство.

Привлекательность , если хотите быть дипломатом, повышайте до 6-7, если нет — будет достаточно трех единиц. Каждые две единицы привлекательности дают возможность взять в группу еще одного спутника.

Интеллект — 8-9 единиц, от него зависит количество очков, получаемых при повышении уровня, и некоторые навыки.

Ловкость — обязательно 10 единиц. Ее нельзя повысить, а от нее зависят количество очков действия, защита и важнейшие навыки.

Удача — очень важная характеристика для всех персонажей, особенно снайперов и следопытов, ее нельзя опускать ниже шести единиц, а лучше оставить на восьми.

Дополнительные способности

Из дополнительных способностей непременно нужно брать «Одаренного» — тогда начальные показатели основных характеристик будут равны 6, а не 5, это очень важно. Также можно взять «Миниатюрного» и «Хулигана» — первый даст дополнительное очко ловкости за счет уменьшения количества переносимого груза, второй — плюс два очка силы, но уменьшатся очки действия. Не стоит особенно рассчитывать на «Точность» — пользы будет не слишком много.

Для дипломата важнее всего способность «Добрая душа»; для мастеров холодного оружия и рукопашного боя — «Однорукий», она значительно увеличит шансы на попадание. Крайне интересно взять способность «Стрельба навскидку», особенно если ваш герой — мастер тяжелого оружия. Персонаж потеряет возможность прицельной стрельбы, но уже в начале игры сможет делать по два выстрела за ход практически из любого оружия.

После достижения 15-го уровня и взятия перка «Бонус скорострельности» количество выстрелов увеличится еще больше — из пулемета можно будет сделать три очереди за ход, из гранатомета — выпустить две ракеты, а из некоторых видов легкого оружия произвести шесть выстрелов. Но такому герою лучше поднять до максимума восприятие и удачу — чтобы не промахивался.

Ой, мама! А вдруг они все активируются?

Вершина карьеры дипломата — борьба со злом его же руками!

Мирные навыки

Навыки также зависят от рода занятий героя. Понятно, что боец может обойтись без высокого уровня красноречия, а дипломат — едва ли. Кроме того, совсем не обязательно (и невозможно!) развивать все навыки до высоких показателей, а некоторые из них нужны реже других.

Это интересно: только герой-дипломат, оснащенный навыками «красноречие», «натуралист» и «скрытность», способен пройти игру без единого выстрела! Он же проходит ее быстрее всех остальных героев.

Ворам на заметку

Одним из трех основных навыков неплохо взять кражу. Почему кражу? Любое воровство кроме материальной выгоды приносит очки опыта — и опасность быть пойманным... Если украсть один за другим пять предметов — получите 150 очков опыта, если шесть — 170. Для уменьшения риска поимки все очки опыта от первых трех повышений уровня необходимо поместить в кражу, чтобы уровень достиг 130% — больше не надо. Чем выше мастерство вора, тем меньше опыта он получает за кражу. При уровне 160% за шесть предметов — 136 очков, при 200% — 99, при 300% — 0 очков опыта. Но как украсть столько предметов и не попасться? Берем один патрон или одну монету, трижды вкладываем ее в карман к «жертве» и трижды вынимаем — это засчитывается как шесть украденных предметов, 170 очков опыта — ваши. Таким образом, можно не сходя с места два-три раза поднять уровень персонажа; а начинающему герою добывать очки опыта в сражениях слишком сложно и опасно.

Взлом нужен почти всем героям, достаточно поднять его до 50%; с помощью отмычек вы легко откроете любой замок, пусть и не с первой попытки.

Ловушки — вполне хватит первичного уровня; пользуясь им, герой с первой-пятой попытки снимет ловушки в храме, а остальные ему не страшны.

Другой сапер ошибся, а я еще живой!

Напрасно я чистил канализацию с помощью динамита!

Бартер и азартные игры — если вы дипломат, ненавидящий воровство, то это ваши навыки. И, пожалуй, только в этом случае.

Скрытность — по желанию; больше всего нужна дипломату, но иногда и воину. Далеко не всех противников можно «заговорить», а уровень владения оружием у дипломата слишком мал, поэтому приходится выкручиваться иным способом.

Первую помощь поднимать не стоит — в игре часто встречаются книги, при прочтении которых этот навык увеличивается на единицу. Книгами можно повысить его до 91%, а больше и не надо.

Навык доктор нужно увеличить до 75% — с таким уровнем в медицинском компьютере Города-Убежища можно узнать информацию о бронеимплантах и, побеседовав с местным врачом, увеличить навык еще на 5%.

Красноречие лучше поднять до 100%, но не обязательно — обаятельные герои могут решить часть проблем мирным путем даже с начальным уровнем навыка.

Ремонт поднимается до 91% с помощью книг, выше — не нужен.

Наука также поднимается до 91% с помощью книг, но поднятая до 125-130%, она очень пригодится на военной базе «Сьерра».

Натуралист также поднимается с помощью книг до 91% — этого вполне хватит. Но если ваш герой специалист по поиску секретных мест или не любит случайные встречи — пожалуйста, поднимайте выше!

Это важно: при достижении уровня навыка в 100% для каждого следующего повышения на 1% будет требоваться все больше очков, а все вторичные навыки растут еще медленнее. Не распыляйте очки увеличения навыков!

Боевые навыки

Легкое оружие можно вырастить до 91% с помощью книг и на этом остановиться, если вы не снайпер. Из-за наличия книг вообще не имеет смысла брать «Легкое оружие» в качестве основного навыка либо, набрав 91%, перевести его в основные с помощью перка «Приз». Снайпер довольно уверенно расправляется с обычными противниками, потруднее — с бойцами Анклава, а главного злодея вынужден просто «грызть», даже попадая в глаза.

Герой с тяжелым вооружением (пулеметы) просто приводит противников в ужас — ему ничего не стоит при навыке менее 100% снять одной очередью 400-600 единиц жизни или уложить сразу нескольких противников, если только они не в тяжелой броне Анклава. К сожалению, Хорригана он также вынужден «грызть».

Обладатель энергетического оружия — снайпер без проблем справляется с большинством противников, ему легче всех выиграть финальный поединок.

Кулачный боец чрезвычайно интересен — на высоких уровнях, даже окруженный двумя-тремя рядами противников, уничтожает всех в одиночку, сбивая их с ног. Единственный недостаток — он не может самостоятельно победить Фрэнка. Обездвижить его, переломав все, что можно, — пожалуйста, а вот нанести урон... Поэтому с ним должен быть хотя бы один спутник.

Воин с холодным оружием — ни рыба ни мясо. Урон — минимальный, противник от удара кувалдой «едет» через пол-экрана, и чтобы добить его, нужно сначала догнать, а очков действия и так мало. Немного исправить ситуацию может особая способность «Однорукий» — резко возрастет шанс критического попадания при использовании ножа, бейсбольной биты, электрокнута. Перк «Дополнительный рукопашный урон» также увеличит вероятность успешного удара, но только для чисто холодного, «безбатареечного» оружия. В финальном бою любитель клинков и кувалд не может сделать практически ничего и вынужден браться за винтовку.

С ног не собью, но челюсть — поломаю!

Это интересно: начав громить казино семьи Мордино или Бишопов в Нью-Рино, кулачный боец или мастер холодного оружия могут найти неожиданную поддержку среди местного населения. Достаточно выбежать из казино на улицу — местные жрицы любви примут участие в веселье и начнут добивать сбитых с ног, оглушенных, потерявших свой ход мафиози.

Метатель . Несмотря на одиннадцать видов метательных предметов, скорее всего, это просто шутка разработчиков. Конечно, имея 300% навыка, можно забросать камнями даже патруль Анклава — если не убьют раньше и если хватит камней. Гранаты же попадаются не так часто, да и самые опасные противники, как правило, защищены от взрывов. Тем не менее метатель может выиграть финальную схватку при условии использования плазменных гранат и с поддержкой спутников. Немного облегчить жизнь метателя может взятая при генерации способность «Стрельба навскидку» — в этом случае на использование предмета у него уходит 1-4 очка действия, но возможность прицельного броска будет потеряна.

Перки

Перки — дополнительные способности, выдаваемые через каждые три уровня опыта. Но не надейтесь взять сразу несколько перков — они не накапливаются; получив еще три уровня опыта, вы обнаружите вместо одного отложенного и одного нового только один новый перк. Если вам не удается получить нужный перк — попробуйте принять «Ментат» и «Баффаут» — шансы возрастут. Обычно, выполнив большинство квестов, удается набрать 33-35 уровней, а это означает, что к финальному бою вы получите 10-11 перков. Боже упаси тратить их на поднятие навыков вроде воровства или красноречия — перки должны быть тщательно отобранными и только боевыми! Если, конечно, ваш герой не чистый вор или дипломат.

Я целился в последнего — все четверо легли...

В крайнем случае можно использовать их для поднятия основных характеристик — но это нежелательно. Обязательно нужно брать перки «Скорострельность» и «Живчик» — это поможет более эффективно использовать оружие. Очень неплох перк «Бонус движения», особенно для кулачного бойца.

Стоит напомнить о связанном с ним полезном баге: общие очки действия обозначаются зелеными точками, а дополнительные очки движения — желтыми, они же расходуются первыми. Ведите бой так, чтобы осталась одна зеленая точка. Затем сохранитесь и загрузитесь — дополнительные очки движения восстановятся. Используя этот трюк несколько раз, можно подобраться к противнику на расстояние удара или выйти из зоны огня. Отдельные перки доступны при выполнении определенных условий.

Например, если ваш навык доктора равен 75% и вам удалось найти информацию о бронеимплантах в компьютере на первом этаже убежища в Городе-Убежище — отправляйтесь в Сан-Франциско к доктору Фангу, он установит бронеимпланты вашему герою и добавит два новых перка — «Подкожная броня» и «Бронеимплант Феникс».

Это важно: если попытаться при помощи повторной операции усилить действие этих перков, то вместо ожидаемых радостей вы получите уменьшение привлекательности на две единицы.

К великому сожалению, далеко не все перки работают согласно своему описанию, а некоторые — только при определенных условиях. Например, перк «Магнетическая личность» поможет взять в отряд дополнительного союзника, но только в случае нечетной привлекательности. Иначе говоря, он просто поднимает привлекательность на недостающую единицу. Перк «Маяк кармы» обещает удвоение очков кармы при их получении — на самом деле ничего подобного не происходит. Не работает перк «Тихая смерть», обещающий двойной урон при ударе в спину. Или он работает при каких-то особых условиях? Очень плохо работают два перка с многообещающими названиями: «Смертельный удар» и «Снайпер». Согласно их описанию, все ваши удары и выстрелы становятся критическими. Но согласитесь, критическое попадание из гаусс-винтовки (!) в глаз (!!), наносящее 15-20 (!!!) единиц урона, — это несерьезно.

Где навыки поднимут даром

Конечно, безвозмездно поднять можно не все навыки, но некоторые — запросто.

Навык «Холодное оружие» на 10% вам поднимет Джордан в Арройо.

Если в Нью-Рино разузнать у торговца Хулио все о семье Сальваторе и их оружии, то перед выходом на третье задание телохранитель Сальваторе Мэйсон даст герою лазерный пистолет и на 5% поднимет навык «Энергетическое оружие» . Соберите десять номеров журнала «Кошачья лапка» (периодически появляются у торговца Флика в Дыре) и отнесите их хозяйке одноименного заведения в Нью-Рино — она сообщит, что вы принесли лишний, одиннадцатый номер, и вернет его. В этом номере — статья об энергетическом оружии, она поднимет одноименный навык еще на 10%.

Навыки «Легкое оружие », «Натуралист », «Ремонт », «Наука » и «Первая помощь » до уровня 91% легко поднять, читая соответствующие журналы и книги. Последние попадаются в разных местах, но чаще всего их можно купить в магазинах Танкера и «Летящий Дракон» в Сан-Франциско.

Без оружия

Напрасно они окружили чемпиона по боксу Нью-Рино!

Навык «Без оружия» любим создателями игры больше всего, его можно повысить пять раз. В Арройо на 5% героя натренирует Лукас. Следующая остановка — Сан-Франциско, Дракон. Если у вас достаточно высокая карма, за четыре урока Дракон поднимет навык на 20%. Но если вы уже немного подняли навык самостоятельно, Дракон откажется вас обучать. На первом этаже базы «Сьерра» потренируйтесь на боксерских грушах — навык увеличится еще на 10%. В Нью-Рино примите участие в боксерских поединках — это увеличит навык на 5% и даст добавочные восемь единиц к урону. В последнюю очередь нужно обращаться к Салливану в Кламате. Этот мастер рукопашного боя находится в таверне «Золотой Гекко» и поднимет навык еще на 10%. Причем его 10% остаются неизменными всегда, даже если навык у героя развит до 290%, а в вышеописанных случаях либо будет снижен процент, либо вам вообще откажут в обучении.

Доктор Трой в Городе-Убежище после беседы поднимет одноименный навык на 5%, но только в том случае, если навык уже был доведен до уровня 75%. Скорее всего, это далеко не все возможности. Ищите — и обрящете.

Это интересно: существует возможность поднять удачу на две единицы. В центре города НКР есть церковь хабологов; представьтесь Избранным — ее священник решит вам помочь и, скорее всего, уменьшит удачу на одну единицу. Но вы ведь сохранились, правда? Рано или поздно удача улыбнется вашему герою!

Модули памяти

В сочетании с компьютером Братства Стали они увеличат характеристику вашего персонажа на единицу.

    Модуль привлекательности находится на базе Анклава «Наварро», найти его несложно.

    Модуль восприятия — на третьем этаже базы мутантов, в шкафчике, практически рядом с лифтом.

    Модуль силы находится на минус третьем этаже убежища Города-Убежища. Чтобы попасть туда, вам придется починить реактор в Гекко и получить звание гражданина Города...

На заметку: если вы сдали экзамен на звание гражданина, но вам отказали в гражданстве из-за шестого пальца на ноге — горю поможет доктор Эндрю из пригорода. После того как герой починит автодок, Эндрю удалит ему шестой палец.

Труднее всего добыть модуль интеллекта — он находится на первом этаже базы «Сьерра». База «Сьерра» появится на вашей карте в ходе выполнения задания семьи Райтов в Нью-Рино. Вход на базу хорошо охраняется, попасть туда можно следующими способами: при развитом навыке «Скрытность» прокрасться мимо турелей, принять «Психо» и пробежать мимо них, забрать с трупа, лежащего в левом проломе ограды, снайперскую винтовку и уничтожить турели.

Боевые спутники

Конечно, в большинстве случаев игру можно пройти одним героем. Но спутники добавляют игре шарма, вносят в нее оживление, помогают лучше понять историю мира и дают отдельные квесты. А потому стоит брать их в отряд — хотя бы двоих.

Однако если ваша привлекательность равна 2, то больше одного спутника вы в отряд не возьмете. Если же переборщить — получится куча-мала, в бою бойцы будут мешать друг другу и доставят немало хлопот при посещении магазинов и домов. Где же искать спутников, что они собой представляют и каковы их возможности?

Боевые спутники мои...

Это интересно: жизнь начинающего героя, впервые прибывшего в Дыру, может подвергнуться нешуточной опасности. Если прийти в город одетым в кожаную куртку и в компании — скорее всего, ничего страшного не произойдет. Но стоит посетить дыру в одиночку и без защиты — очень возможно, что без всякой видимой причины на вас нападут местные наркоманы. Судя по расстоянию, проходимому этими шустрыми доходягами за один ход, у них 18-20 единиц действия. Соответственно, от них нельзя убежать, и бьют наркоманы по пять-шесть раз за раунд. Хорошо еще, что у них нет оружия и брони, — в противном случае Дыру опасались бы посещать даже патрули Анклава.

Первым, в Кламате , на нашем пути встретится Сулик . Этот забавный персонаж носит любую броню, из оружия предпочитает кувалду. Если главный герой — снайпер, Сулик окажет посильную помощь, не подпуская к нему противников и сбивая их с ног кувалдой; если же глава вооружен автоматическим оружием, ничего хорошего из такого сотрудничества не получится — Сулик имеет пагубную привычку становиться на линии огня. Поэтому лучше вооружить его чем-то огнестрельным — пистолетом 0,223; автоматом H&K G11E или НК Р90с (буллпап). Кроме того, у Сулика с самого начала 9 очков действия, что дает преимущества в применении огнестрельного оружия. Только не выставляйте ему «Берсерк» в линии поведения! Забудет про оружие и очертя голову ринется с кулаками на любого противника.

Жареные скорпионы а ля Вик!

В Дыре произойдет встреча с неким Виком , сидящим в плену у работорговцев. У Вика есть очень полезная в начале игры специализация — ремонт, что делает его обязательным кандидатом в группу. Вик не любит автоматическое оружие, предпочитая пистолеты, дробовики и винтовки. Лучшее оружие для него — импульсный пистолет YK 32 или гаусс-винтовка m72.

Модок . Команда может пополниться сразу двумя не совсем обычными персонажами. У местного кожевника, Балтаза, пропал сын. Если вы уже спасли браминов Гришэма от собак и купили у него вяленого мяса, а ваше восприятие не ниже восьми, Балтаз отправит с вами собаку сына по кличке Мальчик . Причем не важно, есть у вас в команде свободное место или нет. Если не торопиться с поисками пропавшего, пес поможет герою в исследовании пустыни. Однако у него очень мало единиц жизни и не повышается уровень.

У мясника Гришэма есть сын и дочь, можно жениться либо выйти замуж и получить еще одно пополнение сверх штатной численности. Вот только позвольте дать вам совет — не женитесь! Дэвин и Мария , как и положено, отказываются оставлять свою половину в критических ситуациях и отважно ведут огонь по Фрэнку Хорригану. Но они не повышают уровень и используют лишь самое простое оружие. Максимум, чего от них можно ожидать, — убийства пары скорпионов за всю игру. Также невозможным становится временное увольнение из партии любого NPC — он не захочет присоединяться снова, ссылаясь на слишком большую численность отряда! Если только из спортивного интереса попытаться провести свою половину до финала... Непростая задача!

Кто же больше испугался — Когти Смерти или Вик?

Гекко . В конторе управляющего нас ждет очень примечательный персонаж — гуль Ленни . По специальности он доктор, полностью вылечивает себя от любых повреждений, неплохо лечит товарищей по отряду. У Ленни мало очков действия, но зато очень много единиц жизни. Из оружия ему лучше всего подходит Гауссов пистолет РРК12, импульсный пистолет YK 32 или автомат H&K G11E . Полезный персонаж.

Это интересно: в игре встречается довольно много продуктов питания: шашлык из игуаны, вяленое мясо, сырные шарики. Но почему-то пошатнувшееся здоровье поправляют только фрукты. Вероятно, нам пытаются доказать, что мясо вредно, и приучить к вегетарианству?

В пригороде Города-Убежища можно уговорить вступить в отряд местного бармена — Кэссиди . Специалист по рукопашному бою, холодному оружию и винтовкам, Кэссиди может оказать реальную помощь в самых тяжелых ситуациях. Носит любую броню. Лучшее оружие для него — гаусс-винтовка m72. Время от времени бывший бармен заявляет, что папаша назвал его в честь книжного героя. Те из вас, кто читал «Гиперион» Дэна Симмонса, сразу поймут, о каком именно эпическом персонаже идет речь.

Брокен-Хиллс . Если починить очиститель воздуха в местной шахте, с вами согласится отправиться местный шериф, супермутант Маркус . Он является экспертом по тяжелому вооружению, но пулемет ему противопоказан — Маркус ведет огонь, не разбирая, стоят мирные жители и союзники на линии огня или нет. Лучшее оружие для него — импульсное ружье YK42B. Имеет большой запас жизни, но не носит брони и очень медленно ходит — может и не успеть к сражению. Вам решать, нужен ли он в команде.

Коготь Смерти против Когтей Смерти.

На минус третьем этаже Убежища №13 можно взять в команду Когтя Смерти Гориса . У него много очков действия и жизни, очень неплохой рукопашный урон. Но против бойцов Анклава Горис практически бесполезен, а на Хорригана он вообще побоится нападать. Вот если бы его в начало игры, против работорговцев!

Если выполнить задание доктора Генри из НКР по испытанию сыворотки на супермутантах, в награду вы получите киберпса . Он довольно опасен против слабых и средних персонажей, активно сбивает их с ног, но в финальных боях практически бесполезен. Второго, более мощного киберпса, можно найти на базе Наварро. Он пойдет с вами, когда убедится в гибели прежнего хозяина и получит отсутствующую деталь. Рано или поздно вы попадете в Кафе Разбитых Надежд . Если снять с главного героя броню, местная собака по кличке Псина увидит форму Убежища №13 и захочет отправиться с персонажем. Таким образом, любители животных могут путешествовать под защитой целой стаи из четырех собак.

Это интересно: если попытаться напасть на Псину, тут же появится ее защитник Мэл (Гибсон? Безумный Макс?!) и атакует ваш отряд.

В Конюшнях под Нью-Рино обосновался еще один некомпьютерный персонаж — Майрон , изобретатель Винта. Несколько занудная личность. Умеет изготавливать стимуляторы, при попытке исключить его из отряда покажет местонахождение клада. Использует любую броню и легкое оружие. Почему-то Майрон — единственный NPC, о дальнейшей судьбе которого нам расскажут после финального сражения. Решайте сами, нужен ли в отряде наркоторговец.

Последний живой ученик Дракона...

И наконец — база Сьерра , Скайнет ! Знакомое название. Быть может, он и повинен во всем происходящем? Получить его в отряд можно, выполнив ряд заданий, при непременном условии — ваш навык «наука» должен быть не ниже 125-130%. Лучшее оружие для Скайнета — гаусс-винтовка m72. Не носит броню и очень медленно передвигается, но может сделать из своей винтовки два выстрела за ход. Кроме того, отличается абсолютной преданностью — если на время исключить его из отряда и завязать бой в поле зрения, Скайнет немедленно выступит в вашу защиту.

На заметку: если в процессе похождений по базе Скайнет выпустит на вас боевых роботов из внутристенных бункеров на третьем-четвертом этажах — вы что-то сделали не так и киборг непременно нападет на героя, как только выйдет на поверхность.

И еще одна маленькая хитрость. NPC повышают свой уровень, но делают это гораздо реже, чем главный герой, и нерегулярно. Поэтому стоит сохраниться перед очередным повышением уровня — на третий-четвертый раз может повезти и вы увидите ликующие крики над головой товарища по оружию.

Где водится лучшая экипировка

Легкое оружие

Гаусс-винтовка m72 — вне конкуренции. Два экземпляра можно... гм... позаимствовать на Танкере — у дамы в черном слева от входа и у джентльмена рядом с барной стойкой. Позже появится в магазинах Сан-Франциско. Патроны к ней есть у охраны в тронном зале императора, у начальника полиции и его заместителя в НКР и в магазине «Красные ружья».

Предупреждаю! У меня гранатомет!

Я же предупреждал!

Гауссов пистолет РРК12 можно купить в том же магазине, отобрать у патрульных Анклава или предводителя супермутантов на минус четвертом этаже Военной базы.

H&K G11E — продвинутая версия безгильзового оружия, можно украсть на базе Наварро или снять с трупов патрульных хабологов и Анклава в пустыне. Боеприпасы — у бродяг на Танкере, охраны Сан-Франциско и в магазинах.

НК Р90с (буллпап) — пистолет-пулемет, очень хорош на ранних этапах, так как позволяет дать две очереди за ход. Можно купить в магазинах Сан-Франциско или найти на минус третьем этаже Убежища №15.

Пневморужье Ред Райдер. Крайне полезное оружие с уникальными свойствами. На поздних уровнях можно купить в пригороде НКР. Если сумеете пробраться на минус четвертый этаж базы «Сьерра» и извлечь в медицинском центре «труп», то после его настоящей смерти также обнаружится это ружье. Достоинства: нет разброса в уроне (25-25); магазин на сто зарядов; четыре, а позднее — три очка на выстрел (если у вас взята способность «Стрельба навскидку» — два очка!) и очень хорошая дальность. Боеприпасы можно купить на территории НКР.

Магнум 0,44 с ускорителем заряжания. Неплохой пистолет для начала игры. Бьет недалеко, достаточно мощный и быстро перезаряжается.

Пистолет калибра 0,223. Идеальное сочетание мощности и дальнобойности, но требует пять очков на выстрел. На минус втором этаже Убежища №15 или в магазинах Сан-Франциско.

Тяжелое оружие

Бозар. И этим все сказано. Остальное тяжелое оружие не годится ему в подметки. Эту машину смерти можно украсть у любого из четырех охранников магазина Бастера на рынке НКР либо найти на секретной базе в Ядовитых пещерах. Но об этом — чуть ниже.

Миниган Виндикатор. Боеприпасы к нему мало весят, и, что очень важно, из него можно выпустить четыре очереди без перезарядки. Продается в магазине Сан-Франциско «Красные ружья».

Энергетическое оружие

Не ожидал, что с тыла подкрадемся?

Торгуете с Анклавом? А это вредно для здоровья!

Импульсное ружье YK 42B . Чемпион по сочетанию дальности выстрела и наносимому урону. Находится на базе Братства Стали в Сан-Франциско. Если у вашего героя высокий навык поиска необычных мест, ему может встретиться пещера с бандитами, вооруженными такими ружьями. Но вряд ли такая встреча принесет ему радость.

Импульсный пистолет YK 32. Находится на той же базе Братства Стали. Можно отнять у патруля Анклава.

Солнечный скорчер. Уникальное оружие. Если в своих странствиях вы встретите Стража Вечности (портал в прошлое Убежища №13), в одной из комнат на полу будет лежать это оружие, требующее в качестве боеприпасов солнечный свет.

Турбоплазменную винтовку можно сделать из плазменного ружья у оружейника в Нью-Рино либо отнять у бандитов на случайной локации.

Бластер пришельцев. Самое редкое и мощное оружие в игре. Если долго-долго путешествовать по маршруту Модок — верхний край карты и обратно, то рано или поздно вам попадется торговец Вилли, читающий описание своего товара по бумажке. Но это еще полбеды. Беда в том, что у него всякий раз другой товар, а встреча с ним может произойти только один раз и только на этом маршруте. Если не повезет — получите гранату или пистолет. Но если Вилли запросит десять тысяч — это оно. Эх, такому оружию — да дальность выстрела бы побольше!

Не бабахает

В некоторых прохождениях сообщается, что если сто раз накормить и напоить мальчика Коди, стоящего у «Кошачьей лапки» в Нью-Рино, он в качестве награды выдаст бластер пришельцев. Возможно, это происходило в оригинальной версии игры. Но в версии от 1С этого не происходит. Также сообщалось, что бластер пришельцев можно найти почти в финале игры — на нефтяной платформе. Но и там его нет! Да и торговец Вилли не всегда вручает вам бластер, даже если ваш герой расстался с десятью тысячами монет. Вот такой досадный баг...

Холодное оружие

Интересно, на что надеялись бандиты, нападая с ножами и копьями на ТАКОЙ караван?

Патроны кончились... Ну ничего, и золото сгодится! Попасть бы только в глаз!

Суперкувалда. Имеет маленькую точность удара, отбрасывает противника. Можно найти на базе Наварро или купить в магазинах Сан-Франциско.

Электрокнут. Почему-то относится к холодному оружию и является самым точным представителем данной группы. Торговец Элдридж в Нью-Рино может усилить его до Суперэлектрокнута . К сожалению, как и кувалда, отбрасывает противника при ударе.

Бейсбольная бита выдается миссис Бишоп в качестве награды за выполнение квеста по уничтожению семейного самогонного завода. Уникальное одноручное оружие.

Это интересно: Мордино-младший вооружен уникальным именным кинжалом. Чтобы его получить, не обязательно уничтожать весь клан. Достаточно применить к Хесусу десяток суперстимуляторов и немного поспать.

Без оружия

Вообще-то, звучит странно. Оружие, которого не должно быть, но оно есть — Силовой суперкастет. Покупается в магазинах Сан-Франциско или усиливается из силового кастета у оружейника в Нью-Рино.

Это интересно: братья Дантоны из Кламата обладают большим запасом шипованных кастетов. При встрече с ними в баре «Золотой Гекко» можно украсть первую пару, перед разговором на выпасе Браминов — вторую; а после боя у них снова окажется по кастету — неплохая финансовая помощь для начала игры!

Метательное оружие

Плазменные гранаты. Изредка их можно купить в Сан-Франциско. Если повезет, наткнетесь на схватку хабологов с бандитами — у тех и у других обычно бывают плазменные гранаты; немного есть на базах Наварро и Сьерра.

Броня

Какое значение могут иметь все многочисленные виды брони, если через двадцать минут после начала игры вы получите лучшую? Можно и быстрее, кстати. Выходим из Арройо и спешим вдоль берега вниз по карте. В Сан-Франциско находим Братство Стали и берем задание на поиск чертежей винтокрылов. В арсенале базы Наварро и есть искомая броня.

Куда же ты? А побоксировать?

Это интересно: Убежище №13 можно найти тремя разными способами. В первом случае необходимо очистить убежище №15 от бандитов, запустить генератор на минус втором этаже и узнать информацию о расположении убежища №13 из компьютера на минус третьем этаже. Два других способа связаны с посещением НКР.

Войдя в город, обязательно поговорите с шерифом Дюмоном и возьмите у него рекомендацию к Вестину. Поговорите с охранником ранчо Грантом — вас пропустят. Можно зайти в сарай рядом с воротами, угостить выпивкой Боба и поговорить с ним. Боб сообщит, что карту убежища 13 у него украл доктор Юбили. Доктор продаст вам карту за 10000 монет.

Третий способ — самый быстрый, но восприятие героя должно быть не ниже восьми единиц, а навык «Натуралист» — не ниже ста. Войдя на ранчо Вестина, разговариваем с десятником Феликсом и самим Вестином, упоминая при этом рекомендацию шерифа. Героя отправят пасти браминов. Через какое-то время пастбище посетят Когти Смерти — останется только пройти по их следам.

Еще одну карту убежища №13 всего за тысячу монет вам предложит Мерк в салуне «Грубая шкура», также на территории НКР. Покупать или нет — решать вам.

Маленькие хитрости

Если покупать в магазинах Сан-Франциско одни и те же виды боеприпасов — именно эти виды и будут пополняться постоянно. Расплатившись в магазинах за товар, можно тут же с помощью воровства вернуть деньги обратно (работает в магазинах Сан-Франциско). В Брокен-Хиллс слева от входа есть магазин. Если обратиться к продавцу, за товар придется платить, а если просто пошарить по прилавкам — все достанется даром; неплохое подспорье для начала игры.

Выпускай зверей побольше — мы больше опыта получим!

Свободу рабам!

Чтобы еще больше поправить свое финансовое положение, надо посетить магазин Элдриджа в Нью-Рино (вниз по карте от Модока). Купите у хозяина динамит, обойдите дом и взорвите черный вход. В задних комнатах найдется много интересного, в том числе уникальный пистолет. При соответствии своему реальному собрату по дальности выстрела и пробиваемости он стал бы супероружием.

Это не все; за полкой с товаром есть спуск в подвал. В подвале также есть оружие, но главное — в нем обитает лучший оружейник игры! Он единственный, кто умеет усиливать энергетическое оружие. Кроме того, Элджернон способен выполнить работу любого другого оружейника, и делает он это очень быстро и... бесплатно. Вероятно, поэтому его объявили сумасшедшим.

Кроме Элджернона, еще четыре NPC могут усиливать ваше оружие: Валери в Городе-Убежище; Элдридж в Нью-Рино; Бастер в НКР и Скитер в Гекко. Последний также даст деталь, необходимую для активации автомобиля. Если в Нью-Рино вы примете участие в съемках на местной киностудии, часть квестов — например, по разрушению самогонного завода семьи Райт — станет для вас недоступна.

Ни в коем случае нельзя выполнять квест до его получения! Освободите рабов по заданию рейнджеров НКР — получите опыт; а если сначала освободите, вам просто скажут «спасибо», в рейнджеры не примут и опыта не дадут. Предметы, которые можно «позаимствовать», частенько появляются в карманах у NPC только после разговора с ними.

Не стоит выключать генераторы на базе «Сьерра» — в темноте можно пропустить что-либо интересное; кроме того, вы получите опыт за ручное отключение силовых полей. На минус втором этаже базы «Сьерра» в одной из комнат на полу лежит надкушенное печенье. Возьмите его с собой и используйте перед финальным боем — получите дополнительное очко действия.

Если вы хотите выполнить задания всех гангстерских кланов в Нью-Рино, но не желаете вступать в семьи — проще всего это делать в следующем порядке: Райт, Сальваторе, Мордино, Бишопы. Найдя траппера Смайли в ядовитых пещерах (квест дается в Кламате), постарайтесь запустить генератор рядом с ним. Если удалось, открывайте двери лифта, сохраняйтесь и спускайтесь вниз — сюрприз гарантирован!

Чтобы принести шаману в Арройо побольше цветов и корешков, посетите охотничьи угодья несколько раз с перерывами на сон — растения вырастут снова, а лечебных порошков много не бывает. Попав на базу «Наварро» и получив силовую броню, обязательно зайдите в гости к сержанту, чтобы послушать его речи — они того стоят.

Вот интересно, что же там, внизу?

Теперь брамины точно в безопасности!

Огромное денежное состояние можно сколотить, используя баг в Брокен-Хиллс. Зайдите в местную шахту и поищите проход между камнями в слепом кармане справа. В сундуке лежит глыба урана, которую нужно отнести начальнику очистительного завода на первой локации. За обогащение урана он запросит 1000 монет — соглашайтесь. Через сутки уран будет готов, и начальник завода предложит продать его за 1500 монет — также соглашайтесь.

Закончив разговор и получив деньги, заговорите снова — герою опять предложат продать уран. Повторять нужное число раз. Как только откажетесь от прибавки в 500 монет — баг перестанет работать. Возможно, что этот баг работает и с ураном, купленным у торговцев на случайной карте.

Скорее всего, у героя возникнут трудности с подрывом завала на военной базе. Рядом с вагонеткой лежит лом — берем его в руку и действуем на вагонетку. Наводим курсор на лом, щелкаем левой кнопкой мыши и, не отпуская, находим в рюкзаке взрывчатку. Остается только толкнуть вагонетку. Похожим образом заправляется автомобиль.

Это важно: на шаттле хабологов невозможно долететь до нефтяной платформы, туда можно только доплыть на танкере!



Вот и все. Напоминаю, что статья эта предназначена в первую очередь для тех, кто впервые открыл для себя мир Fallout. Впрочем, если бывалые скитальцы по постъядерному миру тоже нашли для себя что-то новое — буду только рад. Знаете ли вы, что можно заправить Танкер пятью разными способами или убить противника, забросав урановыми и золотыми самородками? Или что в вашем отряде может быть восемь бойцов, включая главного героя? Самое время установить игру и узнать! Удачи!

1. Обучение "Холодному оружию" и "Без оружия" в Арройо.
После успешного прохождения Храма испытаний, Кэмерон - находится в деревне у входа в пещеру - может обучить нас основам рукопашного боя, если уровень основной характеристики "Ловкость" Избранного ≤6, а также ни один из боевых навыков ("Лёгкое оружие", "Тяжёлое оружие", "Энергетическое оружие", "Без оружия", "Холодное оружие", "Метание") не выбран основным.

Данный квест лучше всего выполнить после получения дополнительных очков навыка "Без оружия" у Лукаса, так как существует возможность, что после повышения навыка у Кэмерона, ваш навык "Без оружия" станет слишком высоким, и Лукас не сможет научить вас чему-то новому.

2. Алкоголь повышает\понижает здоровье.
На локации "Резиденция Совета" в Городе Убежища можно найти "Бармена Города Убежища", который предлагает нам "алкоголь-Зет". При употреблении этого алкоголя 100 раз мы можем получить одну из следующих особенностей:
при удаче = 1 мы получим навсегда минус 4 очка здоровья;
при удаче = 2 - минус 2 очка здоровья;
при удаче = 9 - плюс 2 очка здоровья;
при удаче = 10 - плюс 4 очка здоровья;

3. Информация о подкожных бронеимплантах.
Имея уровень навыка "Доктор" ≥ 75% и "Науки" ≥ 40%, используя науку на один из терминалов на первом уровне "Убежища 8", можно узнать о возможности вживления подкожных имплантов. После этого нам станет доступна возможность проведения операции по вживлению бронеимплантов. В стоимость проведения операции входит собственно оплата услуг и наличие у нас в инвентаре боевой брони ("Боевая броня марк 2" и "Боевая броня Братства" для данной операции не подходит)
NPC, которые могут провести вам такую операцию:
1. Доктор Эндрю в Пригороде Города Убежища;
2. Доктор Джонсон в Реддинге;
3. Доктор Фанг в Сан-Франциско.

Доступные операции:
- Бронеимплант Феникс (+5% к сопротивлению урону огнем, лазером и плазмой);
- Улучшенная броня Феникс (+10% к сопротивлению урону огнем, лазером и плазмой. -1 Привлекательности);
- Подкожная броня (+5% к сопротивлению обычному урону и взрыву);
- Улучшенная подкожная броня (+10% к сопротивлению обычному урону и взрыву. -1 Привлекательности);
(Убежище 8, это убежище расположенное внутри Города Убежища)

4. Получение способностей "Тренировка Убежища" и "Прививки Убежища".
Имея навык "Доктор" не менее 75 %, интеллект более 2 и хорошую репутацию у доктора Троя, можно получить особую способность "Тренировка Убежища" (+5 % Первая помощь +5 % Доктор).
В дальнейшем, если попросить доктора вылечиться от радиации или отравления ядом, можно получить ещё одну особую способность «Прививки Убежища» (+10% сопротивлению радиации и ядам).
(Доктор Трой расположен на первом уровне "Убежища 8")

5. Получение титула "Профессиональный Боец" с особенностью "Порченый".
Имея данную особенность, можно стать чемпионом Нью-Рино, просто стоя на ринге и пропуская ходы до того момента, пока наш противник критически промахнется, отправив себя таким образом в нокаут. К сожалению, данная особенность может принести пользу только на легком уровне сложности, а брать ее только ради ринга в Нью-Рино - не самая лучшая идея.

6. Лингвистический усилитель Pip Boy у миссис Бишоп. (+10% Красноречие)
Лингвистический усилитель Pip Boy можно получить на втором этаже казино "Shark Club" у миссис Бишоп, добившись её расположения (требуется Сила или Привлекательность не менее 6) и расспросив её про Город Убежища и образование (требуется Интеллект не менее 9).
Для появления ветки диалога о Городе Убежища, перед уединением с миссис Бишоп её нужно расспросить о ГЕККе.

7. Медицинский усилитель Pip Boy у Ренеско. (+10% Доктор)
Медицинский усилитель можно получить у Ренеско (находится в Нью-Рино на торговой улице), но только очень странным образом:
Нужно найти очки (найти можно в инвентаре умного скорпиона с броккен Хиллс), принести их Ренеско и отказаться от награды. Потом 20 раз пораспрашивать его насчёт очков. Ренеско выйдет из себя и в раздражении бросит в Избранного искомый усилитель. Данное действие снижает карму на 8 единиц.

8. Эксперт экстрагирования экскрементов (+5 Красноречие)

Это достижение можно получить, если пять раз подряд, по заданию Билла из Броккен Хиллс, убрать навоз браминов.
Также данная особенность понижает репутацию в Броккен Хиллс на 5, что по сути является пустяком.

1. Лифт в ядовитых пещерах.

Имея при себе электронную отмычку, хороший навык ремонта (≥ 50%) и взлома (≥ 40%), в ядовитых пещерах можно починить генератор и взломать лифт, который ведет на нижний уровень. Здесь нас встретит робот-часовой, для которого желательно взять парочку ЭМИ гранат, что бы убить его раньше чем он нас. Далее по коридору можно найти отличную броню "Боевая броня марк 2" и тяжелый пулемет "Бозар".

2. Получение бластера пришельцев.

3. Получение звания Капитана Города Убежища.
На эту должность может быть назначен Избранный, если сможет достаточно польстить Первой Гражданке Линетт, а также для неё обмен информацией с Роджером Вестином из НКР.

Обладание этой должностью даст Избранному значительные преимущества. Во-первых, Избранный сможет потребовать у Старка компенсации за разгром бара Кессиди, получив $500 и 500 очков опыта. Во-вторых, он сможет брать в бизнес-центр Города Убежища Маркуса и Ленни, которых иначе задерживает охрана. Отведя Маркуса к доктору Трою, Избранный сможет получить приличное количество боеприпасов, остановленных кожей Маркуса за все годы его жизни, и немного опыта.

Для получения данного звания потребуется:
- Привлекательность более 7 и Красноречие более 74 %;
- В диалогах каждый раз выбирать ответы и обращения, именующие Линнет «Первой Гражданкой». В том числе прощания;
Лучшим способом добиться уважения Линетт является кольцо в диалоге, позволяющее каждый раз называть её Первой Гражданкой. После получения гражданства это вопрос об Убежище 13 (если Избранный ещё не нашёл его): "Первая Гражданка, для меня очень важно найти Убежище моего предка. Если вы дадите мне доступ к этим архивам, моей благодарности не будет границ". Повторение этой просьбы от 10 до 15 раз в достаточной мере поднимет уважение Линетт, дальше останется не разозлить её.

4. Микроядерная Батарея на втором уровне Убежища 8.
Находясь здесь используйте навык "ремонт" на вентиляционную решетку расположенную вверху локации, чтобы извлечь из нее 50 единиц микроядерной батареи.

5. Бесплатное улучшение оружия в Нью-Рино.
Зайдя в "Оружейный магазин Нью-Рино" с черного входа, за одной из полок можно обнаружить ступеньки, которые ведут в подвал с умалишенным Элджерноном. При передаче ему оружия он может его улучшить, не требуя денег взамен.
Входить в этот подвал нужно только днем, пока продавец оружия находится у прилавка, в противном случае он станет нам враждебным. Также стоит обратить внимание на собак, охраняющих магазин, при длительном лае владелец пойдет проверить в чем проблема и станет враждебным, если увидит нас в своей комнате.
Список доступного для улучшения оружия:
- Электрокнут;
- Револьвер Магнум 0,44;
- Дезерт Игл 0,44;
- Штурмовая винтовка;
- Охотничье Ружье;
- Огнемет;
- Плазменный пистолет;
- Лазерный пистолет;
- Лазерное ружье;
- Силовой кастет;
- FN FAL Скрытый вход в подвал.
- Плазменное ружье
- Топливо для огнемета.

Небольшие фичи при улучшении оружия:
1. При передаче разряженного оружия нам вернут его улучшенным и заряженным.
2. Поборов лень, можно удвоить количество Топлива для огнемета при его улучшении. Даже если мы дадим баллон наполненный всего на 1 единицу Элджернон все равно нам даст улучшенный баллон заполненный на 10 единиц. Так, заряжая и разряжая огнемет (полный заряд которого составляет 5 единиц топлива) можно всегда выдавать Элджернону на улучшение баллон, заполненный на 5 единиц.

Также в этом подвале можно найти электроотмычку, которую можно использовать для открытия лифта в "Ядовитых пещерах"

6. Брамин на локации "Конюшни".
Применив навык "Доктор" на разъярённом брамине в загоне, из кишечника можно вытащить 50 ядерных микрореакторов.

7. Волшебный бильярдный шар
Волшебный бильярдный шар – секретное пасхальное яйцо, приносящее пользу только персонажам с высокой Удачей. Он спрятан в самом восточном бильярдном столе на втором этаже "Шарк-Клуба" в Нью-Рино. Вы можете использовать его в любое время, чтобы "ответить на вопросы".
При Удаче 9 и 10 могут выпасть следующие три фразы, которые активируют три особых места в Нью-Рино, Городе Убежище и на Голгофе:

"Посмотри в мужском туалете на первом этаже казино Мордино"
"Кто-то закопал много денег под крестом с надписью «Мусор» на Голгофе"
"Чтобы активировать компьютер перед Убежищем в Городе Убежище, введи код 3PCF186"

Когда шар показывает эти сообщения, появляется возможность найти несколько гранат в туалете в Нью-Рино, пойти к терминалу в Городе Убежище, чтобы добыть дополнительных стимпаков и к могиле на Голгофе, и найти там несколько сотен долларов. Эти места не дадут ничего, пока не выпадет соответствующего сообщения с магического шара.

8. Винтовка XL70E3
Редкое и бесполезное оружие, которое можно купить при случайной встрече на юго-восток недалеко от Сан-Франциско у караванщика, либо снять с трупа одной из брюнеток на танкере в Сан-Франциско.

Полезная информация

1. Заклинивший замок.
Любой замок, который вам удалось заклинить, через 24 часа волшебным образом опять становится рабочим, и его можно опять попытаться взломать.

2. Столы и полки у торговцев.
У некоторых торговцев при бартере не доступны все товары в окне бартера, но они станут доступны при инспекции полок и шкафов расположенных рядом с торговцем.

3. Навык бартера напарника.
Если вы не намерены вливать много очков в навык "Бартер" ("Торговля"), то при путешествии с напарником лучше вовсе не прокачивать данный навык. При обмене используется навык самого подкованного в торговле напарника, если ваш навык ниже, чем у него.

Ниже приведен уровень навыка бартера напарников, на которых стоит обратить внимание:
Кессиди - 80%;
Ленни - 80%;
Сулик - 50-65% (растет с уровнем персонажа).

4. Вяленое мясо.
Вяленое мясо полезно при охоте на гекконов: если во время боя выбросить его из инвентаря, геккон отвлечется, побежит за мясом и съест его (затрачивается два хода), не обращая внимания на Избранного.

Баги и эксплоиты

1. Бесшумное убийство.
Суперстимуляторы можно использовать для бесшумного убийства NPC. Чтобы узнать, сколько суперстимуляторов необходимо для убийства, необходимо узнать полный запас очков здоровья персонажа и разделить его на 9 с округлением по избытку, для этого полезно взять способность «Наблюдательность». Например, полностью здоровый президент Ричардсон имеет 55 ОЗ. 55:9=6,11…, это значит, что для его устранения хватит 7 уколов, которые не вылечат его (он здоров), но через 2 минуты нанесут урон, равный 63, и убьют его.

Есть 3 персонажа, запрограммированные на смерть от 1 дозы препарата:

Роджер Вестин (так выполняется квест на убийство Вестина)
- Большой Хесус Мордино
- Луис Сальваторе

2. Приз!
Данная способность в Fallout 2 дает возможность очень быстрой прокачки Избранного. Алгоритм: при создании персонажа один из навыков, имеющих первоначально самое низкое значение (тяжёлое или энергетическое оружие) нужно оставить НЕ основным и вплоть до 12 уровня довести его до нужного значения, вычисляемое так: из 300 вычитаем значение навыка на момент создания персонажа: 300 − 10 = 290 (при взятой особенности "Добрая душа"). Результат делим на 2, т.к. "Приз!" удваивает разницу между начальным и текущим значением навыка: 290 / 2 = 145. Это означает, что навык с начальным значением 10 нужно довести до значения 155 пунктов (10 + 145). Способ поднятия навыка роли не играет, т.е. можно сэкономить очки, если последние повышения до «нужного» значения получить с помощью обучения и наград за квесты: навык «энергетическое оружие» (независимо от его значения) можно поднять на 10 % (спец. номер у мисс Китти за 10 журналов «Кошачья лапка») и на 5 % (обучит Мэйсон перед последним заданием Сальваторе) в Нью-Рино. Далее способностью «Приз!» прокачиваемый неосновной навык становится основным и увеличивается до 300 %. В связи с тем, что в Fallout 2 неравномерная стоимость повышения навыка, можно сразу же откатить навык с полученного удвоенного вплоть до того значения, которое было ДО способности «Приз!», получив огромное количество свободных очков навыка. Откатив, к примеру, навык с 300 % всего до 202 %, получаем в свободное распоряжение 98 х 6 = 588 очков навыка. Откатывая далее, с 201 % до 177 %, получаем еще 24 х 5 = 120 очков навыка. И т. д.

3. Действие наркотиков на юнитов.
В игре наркотики действуют одновременно на всех одинаковых юнитов на карте, это значит, что если мы применим на работорговца в Дыре любой наркотик, то он подействует на всех работорговцев с таким же названием и спрайтом (то есть на всех, кроме Метцгера). Так, можно использовать 2 дозы винта на работорговца и еще 2 на Метцгера, немного подождать с помощью Pip Boy (часа достаточно), пока начнется ломка и у всех работорговцев не будет достаточно очков действия для использования огнестрела. Так можно легко перебить всех работорговцев в Дыре еще на низком уровне персонажа.

4. Статья о "правильном" чтении книг

В данной статье подробно описано, как можно увеличить эффективность чтения книг под действием различных веществ.

Обращение к читателям

Вы можете делиться своими находками в комментариях, автору очень интересно узнать что-то новенькое о своей любимой игре. Пожалуйста, не пишите о специальных случайных встречах и вещах, которые доступны после окончания игры, об этом и так очень много информации в интернете.

Статьи по теме: