Субкультура. Кто такие Ролевики? Субкультура ролевого движения Ролевик - что это

Как определить кто живет с вами по соседству, учится плечо о плечо? К какой субкультуре принадлежать знакомые, прохожие?Я решил выложить более подробный рассказ о том, кто такие «Ролевики», чтобы дальнейшие мои «Байки Ролевика» были более понятны для читателей. И если тема вас заинтересует, то я буду более углубленно раскрывать интересный и увлекательный мир.

Ну чтож, начнем пожалуй. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…»

Слова из песни…

Ролевики

— это объединение людей, которые любят историю, любят легенды и мифы. Но не просто любят читать, а еще и пробуют испытать на собственной «шкуре» то, что чувствовали наши предки или же герои легенд и сказок.

Если вас интересует, как чувствует себя человек в кольчуге под дождем, сколько можно пробежать в доспехе, как бы вы себя вели на месте великого мага, как инквизиторы доказывали вину ведьм, что значит получить мечом по шлему в рыцарском турнире или побыть принцессой, или же почувствовать себя в роли крепостного крестьянина — добро пожаловать в мир Ролевиков.

Но помните — нельзя путать туризм с иммиграцией. Сказка на словах — в реальной жизни превратится в суровые будни. Ролевики строят свой мир своими руками. Пока еще очень мало дальновидных спонсоров и поэтому, для того, чтобы стать рыцарем – вам надо обзавестись доспехом; чтобы стать принцессой, — надо доказать, что вы принцесса, чтобы попасть на полигонную игру — вам надо быть готовым к жизни в условиях дикой природы, чтобы получить удовольствие от игры — вы должны научиться жить.

Кто готов смириться с суровой реальностью и смело взглянуть в глаза серым будням и работе над собой – читает дальше. Кто не готов — тоже читает и получает удовольствие. Основным событием в жизни каждого ролевика считается Игра.

Игра — это попытка ролевиков прожить в реальной жизни определенный эпизод из истории человечества или из мира, созданного писателями, либо же любого вымышленного мира. Главное отличие игры от спектакля — это полная импровизация всех персонажей, принимающих участие в игре. Игры бывают разные, но самыми главными и яркими считаются Полигонные игры, проходящие на природе: в лесах, лесопосадках, лесничествах, продолжительностью более одного дня.

Подробнее о том, что такое игры, я расскажу в другой раз. А пока небольшой экскурс в историю Ролевиков. Итак, откуда же взялось Ролевое движение?

Начинателями Ролевого движения стали члены клуба писателей Фантастики Советского Союза. В 1989 году на очередном съезде Фантастов горячо обсуждалось еще малоизвестное тогда на просторах СССР произведение Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин Колец», и в рамках фестиваля было принято решение попробовать инсценировать события, описанные в книге. Предложение было воспринято и осуществлено с присущим писателям фантазией и энтузиазмом, и в последствии было решено сделать его ежегодным. Люди, принявшие участие в этом мероприятии, разнесли идею по всему простору бывшего теперь уже Советского Союза, в том числе и на Украину. Первый Украинский клуб был создан (и даже официально зарегистрировавшийся 1990 году). В Запорожье Ролевое движение пришло в 1994 году, благодаря знакомству молодых студенток с Валерией Александровной Маториной (среди Ролевого народа ласково именуемая ВАМушка) Ее перевод произведений Толкиена был признан лучшим переводом на русский язык. Ну на этом пожалуй и закончим экскурс в историю.

Сущность. Главенствует, конечно, безусловная страсть к средневековью и фэнтэзи. Ролевики живут там, где селятся драконы, демоны, эльфы, гномы и прочие магические существа. Это их образ жизни, но не стоит думать, что реальность отвернулась от них. Ведь такие люди прекрасно находят себе работу, друзей, семью… Что интересно, по статистике, большая часть ролевиков либо психологи, либо программисты. Разумеется, любой из них любит костры, леса, природу, песни под гитару. Ролевое движение, прежде всего, строится на дружеских отношениях – без них в нашем мире не прожить, поэтому каждый знает, что попади он в трудную ситуацию – ему будут рады помочь.

Музыка. Как говорит старая истина: «Не каждый металлист – ролевик , но каждый ролевик – металлист», Отсюда следует, что всем ролевикам без исключения присуща любовь к рок-музыке, в основном к heavy metal. Ну, и конечно, к фолк-року, стилизованному под старинную музыку… В России это либо кельтские, ирландские или славянские национальные мелодии, а также песни на ролевую тематику, которые все равно сопровождаются музыкальными деталями средневековья и фэнтэзи.

Внешность. В первую очередь, конечно, длинные волосы. Независимо от пола, 90% ролевиков носят длинные волосы. Также им присуще всяческая атрибутика исторического типа – металлические браслеты, кольца, перстни, использование различных рун, кожаные наплечники, шнурок на волосы поперек лба, ну, и все, что связано с их образом жизни. В повседневной одежде они мало чем отличаются от обыкновенных неформалов. А вот если проводиться отыгрыш или тренировка, то идут в ход древнерусские рубашки, кольчуги, доспехи, плащи, длинные красивые платья, меховые и кожаные кирасы, все это вкупе с оружием, типа меча, лука, кинжала, алебарды и т.д.














1 из 13

Презентация на тему: Ролевики (субкультура)

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Движение Ролевых Игр (ДРИ) Ролевое движение (Ролевики) -неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередь ролевые игры живого действия. Родственными ролевому являются движения исторических реконструкторов, толкинистов, хардболистов, страйкболистов и пейнтболистов.

№ слайда 3

Описание слайда:

Ролевое движение выделяют и как хобби, и как субкультуру, для которой характерен свой жаргон, своя музыка, своя литература (в основном фэнтези) и другие характерные элементы единой культуры. Ролевое движение выделяют и как хобби, и как субкультуру, для которой характерен свой жаргон, своя музыка, своя литература (в основном фэнтези) и другие характерные элементы единой культуры.

№ слайда 4

Описание слайда:

Ролевое движение в России и СССР Ролевое движение в России и СССР возникло в 80-е годы на базе Клубов Любителей Фантастики. Кроме ролевых игр, ролевики собираются на Ролевые Конвенты - кратковременные собрания, посвящённые информированию игроков об играх будущего сезона, обсуждению прошедших игр, неформальному общению. На конвентах проходят турниры по историческому фехтованию, фото и художественные выставки, концерты авторов-исполнителей игровой песни, театральные постановки, видеопоказы.

№ слайда 5

Описание слайда:

В настоящее время существуют критики данного термина. Исходя из того, что слово «движение» в данном контексте понимается как общность людей, имеющих некоторую цель, они говорят о том, что данный термин приносит неверный смысл в понимание ролевых игр общественностью, так как оные являются самоцелью и не преследуют каких-либо политических, социальных или иных целей. В настоящее время существуют критики данного термина. Исходя из того, что слово «движение» в данном контексте понимается как общность людей, имеющих некоторую цель, они говорят о том, что данный термин приносит неверный смысл в понимание ролевых игр общественностью, так как оные являются самоцелью и не преследуют каких-либо политических, социальных или иных целей.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Мафия (игра) «Ма фия» - салонная командная психологическая пошаговая ролевая игра с детективным сюжетом, моделирующая борьбу информированных друг о друге членов организованного меньшинства с неорганизованным большинством. Завязка сюжета: Жители города, обессилевшие от разгула мафии, выносят решение пересажать в тюрьму всех мафиози до единого. В ответ мафия объявляет войну до полного уничтожения всех порядочных горожан.

№ слайда 8

Описание слайда:

Кратко (классическая игра) Кратко (классическая игра) Ведущий раздаёт участникам игры карты рубашкой вверх. Каждый получает только одну. Те, кому достались красные, составляют команду незнакомых друг с другом «честных жителей города» (также распространены название «мирные жители» и сокращения «чж», «мж» или «гр»). Один из «честных жителей», получивший красного туза, особый игрок - «комиссар». Игроки с чёрными картами - команда «мафии».

№ слайда 9

Описание слайда:

Игровой процесс разделён на две фазы - «день» и «ночь». Игровой процесс разделён на две фазы - «день» и «ночь». Когда ведущий объявляет в городе фазу ночи, игроки закрывают глаза - «спят» . В первую ночь ведущий позволяет игрокам с чёрными картами - «мафии» - открыть глаза и запомнить своих соратников - «познакомиться» . После чего мафия «засыпает» , а ведущий требует проснуться комиссара. Таким образом ведущему становится известен расклад (он узнает, кто есть кто). По объявлении фазы дня просыпаются все жители. Днём игроки обсуждают, кто из них может быть «нечестен» - причастен к мафии. В конце обсуждения ведущим объявляется открытое голосование за посадку в тюрьму (в различных версиях игры этот процесс называют судом Линча, повешением, убийством). Самый подозрительный житель, набравший большее число голосов - отправляется за решётку (выходит из игры), а ведущий вскрывает его карту и объявляет игровой статус.

№ слайда 10

Описание слайда:

Затем наступает фаза «ночи» . Ночью просыпается мафия, беззвучно (жестами) «совещается» и убивает одного из оставшихся в живых горожан, показывая ведущему кого именно. Мафия засыпает. Просыпается комиссар и указывает на одного из жителей, которого желает «проверить» на причастность к мафии. Ведущий всё также беззвучно, «на пальцах», показывает комиссару статус проверяемого. Затем наступает фаза «ночи» . Ночью просыпается мафия, беззвучно (жестами) «совещается» и убивает одного из оставшихся в живых горожан, показывая ведущему кого именно. Мафия засыпает. Просыпается комиссар и указывает на одного из жителей, которого желает «проверить» на причастность к мафии. Ведущий всё также беззвучно, «на пальцах», показывает комиссару статус проверяемого. Днём ведущий объявляет, кто был убит ночью. Этот игрок выходит из игры, его карта («статус») показывается всем жителям. Информация о произошедших событиях используется оставшимися в живых игроками для обсуждения и очередного «осуждения» … Игра продолжается до полной победы одной из команд, когда соперники полностью или посажены или убиты…

№ слайда 11

Описание слайда:

Правила игры Число игроков Возможное: от 2 человек. Оптимальное: 8-16 человек. При малом количестве игроков игра быстро заканчивается, при большом из-за общего шума и разбиения на кучки обсуждающих теряет смысл. Формула для расчета количества членов мафии: M = N/k , где M- число мафиози, N- общее число игроков, k - расчётный коэффициент. Для игры «вживую» - в салонах (вне сети, в «реале»), в IRC и чатах k варьирует в пределах от 3 до 4. То есть примерно k = 3,5. В сетевых играх с отсрочкой хода - PBEM и форумный варианты, игры в блогах и социальных сетях - обычно принимается повышенное значение для k.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

Список интернет сайтовресурсов и литературы: Воробьева Э. Homo sapiens: человек играющий или человек тусующийся? // Крылатый вестник -2001. - №2 - С. 34 Воронина Е.Ю. Белоколь О.Л. Ролевые игры - что это такое: Методическое пособие. -М.: Мос.Гор.Сюн, 1997. - 60 с. За что я не люблю ролевиков// Крылатый вестник. - 2002 -№1 Как прослыть плохим игроком// Крылатый Вестник.- 2002.-№1 Куприянов Б. В. Павлова О.А.Характеристика неформальных объединений молодежи на примере клубов ролевых игр //Психологическое сопровождение процессов модернизации образования и профессионализации кадров.- Ч. I.- М; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002. Немирова А. Ролевые игры: параллельная реальность и социальная адаптация // Крылатый вестник - 2001 - №3 Частный сайт Лоры Богаровой. http://ru.wikipedia.org http://www.scout.org.ru/archives/exchange/ http://www.kulichki.com/tolkien/podshivka/000400.htm

1) неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередь ролевые игры живого действия. Родственными ролевому являются движения исторических реконструкторов, толкинистов, хардболистов, страйкболистов и пейнтболистов; 2) молодежная субкультура, основанная на участии в постановках и реконструкции сюжетов книжных произведений, игр, связанная с определенной одеждой, атрибутикой, музыкой и мероприятиями.

Под ролевыми играми понимается совокупность действий обучающего или развлекательного назначения, участники которых в своем поведении ориентируются на ролевые функции, характер, внешний вид и т. д. выбранных ими персонажей определенных книг, кино, комиксов, компьютерных игр и др. Такие действия регулируются определенными правилами, при этом игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры (Каплуненко, 2013).

На Западе ролевое движение началось с настольных игр. Именно по этой причине полное название ролевых игр на английском - live-action role-playing games - содержит role-playing games, которое стало использоваться как термин в первую очередь в отношении «Dungeons & Dragons», а впоследствии и в отношении других настольных игр. Однако впоследствии масштабы игрового действия увеличились и перешли к полной имитации игровой ситуации с разработкой ролей, костюмов, постановкой сцен и т. д.

Ролевые игры в России появились из деятельности различных клубов, таких как клуб любителей фантастики (КЛФ), клуб самодеятельной песни (КСП), а также военно-исторические клубы (ВИКи). Как и на Западе, в России различают два основных вида РИ. Это настольные игры и игры живого действия, однако здесь они развиваются практически параллельно.

В основе ролевой игры, как правило, лежит литературное произведение или игра. Так, наиболее распространенными в России являются «Хоббит» и «Властелин Колец» Дж. Р. Р. Толкиена; «Ведьмак», «Гарри Поттер»; игры «WarHammer» и «WarCraft» (Кто такие Ролевики?, Электронный ресурс). Игры по произведениям К. С. Льюиса, А. Сапковского, Дж. Мартина, Г. Л. Олди, Е. Хаецкой и мн.др.); европейская мифология и эпос (игры по мотивам античных мифов, кельтской мифологии, финского эпоса «Калевала», сюжетам «артуровского цикла»); исторические события и периоды (чрезвычайно широкий хронологически-культурный спектр от первобытных времен до октябрьских событий 1917 г., от Японии эпохи Эдо до опричнины и Французской революции). Иногда сквозным сюжетом ежегодных игр становится историческая ретроспектива какой-нибудь страны или культуры. Так, например, в Санкт-Петербурге ежегодно проводятся игры «по Ирландии», воссоздающие историю этой страны (в том числе и мифологическую) начиная с «эпохи Древних королей» (IV–III в. до н. э.) и заканчивая бурными политическими событиями начала XX в.); культурно-географические локусы (игры «Карнавал в Венеции», «Тибет», «Чукотка», «Техас», «Вуду» и пр.); отечественная и мировая классика: игры по мотивам сюжетов Шекспира, Гофмана, Достоевского (игра «Братья Карамазовы»), Чехова, Кортасара и пр. появились сравнительно недавно – в начале 2000-х гг. и стали приметой нового витка развития ролевых игр; массовая и детская литература: игры по книгам Л. Кэролла, Т. Янссон, А. Конан Дойля, Б. Акунина и по мотивам «Гарри Поттера»; пастиш, т. е. смесь сюжетных фрагментов и героев из различных произведений (один из излюбленных сюжетообразующих приемов ролевых игр - так называемый «перекресток миров»: в рамках игры могут встречаться герои разных произведений одного автора, например, Шекспира или Гофмана, герои произведений одного жанра (игра «Сказки Старой Англии») или герои разных литературных произведений, жанров, авторов и эпох, так например, в игре «Сказки Андерсена» в результате интриг Снежной королевы Дон Жуан был убит Дон Кихотом); фильмы, мультфильмы: игры «Бульварное чтиво» («тарантиновка») (фильм «Криминальное чтиво»), «Роза и чертополох» (фильм «Храброе сердце»), «Огнем и мечом» по одноименному фильму и др.; сюжеты песен (сравнительно новое явление, в мае 2006 г. под Москвой прошла игра по мотивам песен популярной группы «Мельница»); аниме и манга (сюжеты японской анимации и комиксов) (Ролевики как субкультура, Электронный источник).

По организационному принципу ролевые игры сегодня представлены следующими разновидностями: «маневры»; непосредственно сами ролевые игры; «конвенты», «квесты» (выполнение заданий, связанных с тематикой определенных литературных произведений); форумные ролевые игры в Интернете.

Также игры разделяются на:

Полевые игры, или «полигонки», - игры на природе театрализованного характера продолжительностью от одного до нескольких дней (к ним же относятся «маньячки» - игры, где сюжет ослаблен или отсутствует, а основной смысл заключается в игровом боевом взаимодействии);

- «кабинетки» (игры в домашних условиях) продолжительностью один-два дня, «павильонки» (аналог «кабинеток», отличающиеся большим масштабом и проводимые в служебном помещении – спортзале, офисе и др.).

В настоящее время ролевое движение представляет собой общность весьма пеструю по своему социокультурному и возрастному составу. Основную массу ролевиков составляют студенты и учащиеся старших классов, много представителей технической, гуманитарной и творческой интеллигенции, встречаются предприниматели средней руки, сотрудники коммерческих структур, а также неопределившаяся молодежь. Широк диапазон религиозно-политических взглядов участников движения: от неохристианства до неоязычества, от сохранившихся идеалов хиппи до панковского нигилизма, от либерально-демократических позиций до национал-неофашизма экстремистских групп.

Различается также мотивация участия в играх: для части молодежи участие в ролевых играх - эквивалент жизни в обществе, способ как можно в меньшей степени быть зависимым от социума. Для большинства ролевые игры являются хобби (достаточно дорогостоящие: дальние поездки, костюмы, антураж), где привлекает, прежде всего, возможность пообщаться с определенным кругом людей, активно включиться в процесс игры, выехать в лес, побывать в незнакомом городе или в экстремальных условиях.

Ролевиков можно условно разделить на такие категории, как: «файтеры» - предпочитающие собственно «боевые» действия; «манчкины» - нацеленные на результат игры и те, для кого процесс игры привлекателен сам по себе; путешественники - прежде всего форма досуга, а то и просто возможность выехать в лес и посидеть у костра (Ролевики как субкультура, Электронный источник).

Для современного этапа развития ролевого движения характерно появление «мастерских» или «творческих» групп – объединений, состоящих из небольшого количества людей, придумывающих и разрабатывающих концепции оригинальных игр, проводимых разово или регулярно, а также других мероприятий - фестивалей, турниров, театрализованных представлений и т. д. Наиболее известными в России являются такие объединения и мероприятия, как «Плавучий дом» (Москва, игры «Песня огня и льда», «Черный отряд»), «Золотые леса» (Москва, Эльфийский лучный турнир), «Бастилия» (Санкт-Петербург, игры «Бульварное чтиво», «Алмазная колесница»), творческая группа Макдуфа (Санкт-Петербург, игры «Хазарский словарь», «Чапаев и Пустота», «Латимерия» и др.) и др.

Таким образом, субкультура ролевиков выступает в форме социальной практики ухода от меняющейся в условиях глобализации социальной реальности, а также инструментом для самореализации в альтернативной форме социума.

В рамках социологии молодежи разновидности ролевиков изучали Вал. А. Луков (Луков, 2000, 2002, 2012), С. И. Левикова (Левикова, 2004), Д. В. Громов (Молодежные субкультуры Москвы, 2009) и др.

Лит .: Кто такие Ролевики? / [Электронный ресурс] Энциклопедия ролевого движения.URL:http://rolewiki.org/%D0%9A%D1%82%D0%BE_%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%A0%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8 (дата обращения: 12.11.2015); Куприянов, Б., Подобин, А. (2003) Очерки общественной педагогики: ролевое движение в России (очерк четвертый) / [Электронный ресурс]. URL: http://www.altruism.ru/sengine. с§і/5/31/2 (дата обращения: 30.09.2015); Каплуненко, А. Е. (2013) Об адекватности термина «историческая реконструкция» в контексте неформального молодежного движения ролевиков // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета Вып. № 4 (25) Иркутск: Изд-во Евразийский лингвистический институт. С. 70–76; Левикова, С. И. (2004) Молодежная субкультура: учеб. пособие. М. : ФАИР-ПРЕСС. 608 с.; Луков, В. А. (2000) Молодежные субкультурные феномены в России // Социологический сборник. Вып. 7 / Ин-т молодежи; под общ. ред. В. А. Лукова. М. : Социум. С. 62–83; Луков, В. А. (2002) Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. № 10. С. 79–87; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.; Молодежные субкультуры Москвы (2009): сб. науч. трудов / сост. Д. В. Громов; отв. ред. М. Ю. Мартынов. М. : ИЭА РАН. 554 с.; Писарева, В. А. (1992) Агрессивно-конформистская субкультура молодежи России // Молодежь России на рубеже 1990-х годов. М. : Изд-во Рос. акад. наук. 159 с.; Ролевики как субкультура / [Электронный ресурс] сайт liveinternet URL:http://www.liveinternet.ru/users/2997853/post93170856/ (дата обращения: 18.11.2015).

Ролевики́ (также ролевое движение или движение ролевых игр ) - субкультура людей, которые играют в ролевые игры , преимущественно живого действия . Частично это можно применить и к тем, кто играет в словесные и настольные ролевые игры, однако далеко не все участники одного движения входят в другое. У ролевого движения есть ряд родственных движений, образованных вокруг творчества Джона Толкина , исторической реконструкции , исторического танца , страйкбола , хардбола , косплея .

Кроме ролевых игр, ролевики собираются на ролевые конвенты и фестивали - кратковременные собрания, посвящённые информированию игроков об играх будущего сезона, обсуждению прошедших игр, неформальному общению. На конвентах проходят турниры по историческому фехтованию , фото и художественные выставки, концерты авторов-исполнителей игровой песни, театральные постановки, видеопоказы. Основное отличие двух типов мероприятий заключается в том, что конвент относится к закрытому типу (ориентирован на свою компанию, людей из движения), а фестиваль - к открытому типу (ориентирован на большое количество зрителей, не обязательно из движения, и на зрелищный формат, наблюдаемый со стороны).

История [ | ]

Идеология и психология ролевого движения [ | ]

Ролевики считают самоочевидным поощрение выхода человека из базовой социально-культурной структуры. Традиция требует, чтобы ролевик принял альтернативную самоидентификацию - игровое имя, нередко и игровую расу или национальность, которые служат признаком принадлежности к сообществу. Но ролевики не поддерживают излишнего погружения в игру и осуждают «заигравшихся», видя в ролевом движении полезный для социализации способ уйти от рутины и обыденности. В основном ценятся такие возможности :

  • снять груз социальных норм и обязанностей (возможность в рамках игровой роли не соблюдать этикет, бездумно применять грубую силу или обманывать);
  • реализоваться как специалисту в иной сфере (работник инженерно-технической сферы реализует гуманитарные интересы; работник интеллектуального труда переходит к прикладным физическим занятиям);
  • сыграть необычную социально-культурную роль, в том числе очень экзотическую (кардинал, крестьянин, самурай, монашка и т. п.).

Тем не менее, некоторые используют ролевые игры для эскапизма . Именно в ролевой среде появились игры глубокого вживания, что подчёркивает привлекательность эскапизма для молодёжи .

Ролевая игра и философия научной фантастики и фэнтези, выраженная в конкретных литературных произведениях, породили этику героизма , характерную для ролевого движения. Ценностями ролевика являются героизм, совершение поступка, выполнение великой миссии, достижение, соревнование. Самореализация и достижение умелости в какой-либо сфере являются основой для статуса и самоуважения. С другой стороны, великая миссия создаёт ситуацию, когда могут прощаться мелкие слабости, безответственность в повседневных отношениях и лень .

Значительную часть ролевого движения составляет студенчество . Б. Куприянов и А. Подобин в своём исследовании составили портрет хорошего игрока: самостоятельного, рефлексивного, ответственно относящегося к себе, окружающим и игре как совместной деятельности. Согласно этому портрету, игрок должен быть скромным в требовании будущей игровой роли и возможностей и придерживаться этих требований. Он должен прибыть на игру вовремя, во время самой игры быть конструктивным и законопослушным: соблюдать имеющиеся правила и не создавать собственных, не вносить разлад в игровые механику, мир и атмосферу. Неприемлемы употребление спиртного, ненормативная лексика и перенос игровых отношений в жизнь и наоборот .

Психологический портрет ролевиков получает противоречивые оценки. Одни исследователи видят в увлечении ролевыми играми вид эскапизма , другие, наоборот, - успешную сферу социализации человека . Б. Куприянов и А. Подобин, описывая участников этого движения, говорят об их инфантильности . Того же мнения придерживаются В. Л. Малыгин и В. В. Щербачев, говоря о зависимости ролевиков от внешнего мира и наличия у них внутреннего конфликта. Однако другие исследования показывают противоположную картину: более высокий уровень самоактуализации у людей, участвующих в ролевых играх, их лучшую ориентацию во времени, большую гибкость в поведении и адаптивность, принятие себя, эрудицию, познание нового и творческий подход в сравнении с людьми, в ролевых играх не участвующих. Эти качества являются следствием требований, выдвигаемых ролевой игрой участнику. Принятие роли требует соответствия иным межличностным отношениям, иной экономике, политической ситуации, социальным процессам, культуре в одежде, а кроме того - принятия эмоций своего персонажа (при сохранении разделения между ними и собственными эмоциями). Экспериментирование с разными ролями позволяет человеку понять и принять свои положительные и отрицательные качества, научиться не бояться своих чувств и уметь говорить о них .

Детали культуры [ | ]

Сражение на игре Epic Empires

Широко распространены различные ритуалы: инициации , принесение клятв, принятие оружия и пр. В них используются мелодии и песни, однако музыкальное творчество применяется шире. Сложно обозначить специфику музыки, характерной для ролевого движения, так как авторы работают в разных жанрах, но некоторые ролевики считают, что фэнтези-жанр лучше всего отражает эмоциональную сторону жизни: от триумфальной тяжёлой музыки сражения до одухотворённой лиричной музыки любви или скорби по погибшим. Те же сюжеты (героических битв либо любовные) доминируют и в собственном творчестве ролевиков .

Жаргон [ | ]

У русскоязычных ролевиков широко распространено сленговое слово дивный , используемое как ругательство и применяемое к «заигравшимся» людям, слишком сильно ушедшим в эскапизм . Кроме сленга как такового в ролевой среде, в отличие от других субкультур, используются вымышленные языки, самым распространённым из которых является эльфийский . Их место - в общении на играх, в песнях, стихах и гимнах и, реже, в повседневном общении .

Необходимость соответствовать выбранной роли требует от игрока не только соответствующих костюма, причёски и аксессуаров, но и правильного поведения (манеры держать себя, жестикуляции и речи). Однако при реализации игр, реконструирующих реальные исторические периоды, ролевики не могут общаться на соответствующих языках (например, старославянском). Поэтому в речи появляются лишь определённые обороты, позволяющие связать игру с культурой нужного времени. Это использование элементов прошлого в настоящем распространяется за пределы субкультуры посредством ролевиков-исполнителей (например, группа «Мельница» в России), влияя, таким образом, на возрождение национальных особенностей языка .

Игровое имя или самоназвание не только показывает принадлежность к субкультуре, но и многое говорит о самом человеке. Оно может быть заимствовано из какого-либо литературного произведения или иметь собственный символизм или перевод с одного из искусственных языков. Понимание его происхождения и значения позволяет определить принадлежность к той или иной фантастической цивилизации, расе или народу. В имени отражены представления и идеалы ролевика, по нему можно предположить возможный круг его интересов и предпочитаемый стиль взаимодействия .

Логотип-герб Королевства Станиславской средневековой реконструкции и ролевого сообщества

Атрибутика [ | ]

Существует стереотипное представление о внешнем виде ролевика: длинные волосы («хайр»), перетянутые «хайратником», хламида, перетянутая ремнём, деревянный меч, плащ, сшитый из подручных материалов явного бытового происхождения. Оно дополняется идеями культа природы, естественности и свободы. Однако современному состоянию ролевой культуры такое представление не соответствует

Я решил выложить более подробный рассказ о том, кто такие "Ролевики", чтобы дальнейшие мои "Байки Ролевика" были более понятны для читателей. И если тема вас заинтересует, то я буду более углубленно раскрывать интересный и увлекательный мир.

Ну чтож, начнем пожалуй.

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…»

Слова из песни…

Ролевики - это объединение людей, которые любят историю, любят легенды и мифы. Но не просто любят читать, а еще и пробуют испытать на собственной «шкуре» то, что чувствовали наши предки или же герои легенд и сказок.

Если вас интересует, как чувствует себя человек в кольчуге под дождем, сколько можно пробежать в доспехе, как бы вы себя вели на месте великого мага, как инквизиторы доказывали вину ведьм, что значит получить мечом по шлему в рыцарском турнире или побыть принцессой, или же почувствовать себя в роли крепостного крестьянина - добро пожаловать в мир Ролевиков.

Но помните - нельзя путать туризм с иммиграцией. Сказка на словах - в реальной жизни превратится в суровые будни. Ролевики строят свой мир своими руками. Пока еще очень мало дальновидных спонсоров и поэтому, для того, чтобы стать рыцарем – вам надо обзавестись доспехом; чтобы стать принцессой, - надо доказать, что вы принцесса, чтобы попасть на полигонную игру - вам надо быть готовым к жизни в условиях дикой природы, чтобы получить удовольствие от игры - вы должны научиться жить.

Кто готов смириться с суровой реальностью и смело взглянуть в глаза серым будням и работе над собой – читает дальше. Кто не готов - тоже читает и получает удовольствие. ;)

Основным событием в жизни каждого ролевика считается Игра.

Игра - это попытка ролевиков прожить в реальной жизни определенный эпизод из истории человечества или из мира, созданного писателями, либо же любого вымышленного мира. Главное отличие игры от спектакля - это полная импровизация всех персонажей, принимающих участие в игре.

Игры бывают разные, но самыми главными и яркими считаются Полигонные игры, проходящие на природе: в лесах, лесопосадках, лесничествах, продолжительностью более одного дня.

Подробнее о том, что такое игры, я расскажу в другой раз. А пока небольшой экскурс в историю Ролевиков.

Итак, откуда же взялось Ролевое движение?

Начинателями Ролевого движения стали члены клуба писателей Фантастики Советского Союза. В 1989 году на очередном съезде Фантастов горячо обсуждалось еще малоизвестное тогда на просторах СССР произведение Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин Колец», и в рамках фестиваля было принято решение попробовать инсценировать события, описанные в книге. Предложение было воспринято и осуществлено с присущим писателям фантазией и энтузиазмом, и в последствии было решено сделать его ежегодным. Люди, принявшие участие в этом мероприятии, разнесли идею по всему простору бывшего теперь уже Советского Союза, в том числе и на Украину. Первый Украинский клуб был создан (и даже официально зарегистрировавшийся 1990 году). В Запорожье Ролевое движение пришло в 1994 году, благодаря знакомству молодых студенток с Валерией Александровной Маториной (среди Ролевого народа ласково именуемая ВАМушка) Ее перевод произведений Толкиена был признан лучшим переводом на русский язык. Ну на этом пожалуй и закончим экскурс в историю.

Как мы выяснили, корни пошли от произведений Толкиена и первых Ролевиков начали именовать Толкиенистами. Молодые романтически настроенные ребята советского союза, неискушенные произведениями фэнтези, были потрясены подробностью описанного Толкиеном мира, и каждый нашел в нем что-то близкое именно ему. И поскольку произведение было сказочным, то первый вкус необычного почувствовали ребята, отыгрывающие мифических персонажей. Так появились эльфы, гномы и орки.

Но если актеры, играющие на сцене, временно учат свою роль, читая одни и те же фразы, то ролевики должны были в течение нескольких дней держать себя в образе и импровизировать с диалогами, что для некоторых из них стало роковым, и они на многие годы так и остались эльфами и прочими существами.

Не имея за плечами ничего, кроме голого энтузиазма, ребята начали создавать себе костюмы из того, что попадалось под руку. А попадалось мало чего. На этом этапе Толкиенисты дискредитировали себя перед общественностью, носясь по городским паркам с клюшками вместо мечей и крышками от кастрюль вместо щитов. Это вызывало естественное недоумение у большинства людей, и, даже те, кто был бы не против присоединится - увидев все это безобразие проходили мимо. В связи с чем долгие годы общественность не придавала значения этим загадочным подросткам, считая их еще одним проявлением тяжелого постсоветского наследия.

Но годы шли, движение расширялось, ребята росли. Естественно, одного Толкиена стало мало и начали организовываться игры по другим произведениям, а так же на основе событий, имевших место в истории.

Появлялись клубы, на базе которых ребята могли делиться опытом и видеться и обмениваться опытом друг с другом. Появились кузни. Появились умельцы, кующие мечи, делающие доспехи и арбалеты. Появились мастерицы, шьющие костюмы на заказ.

Ребята, занимавшиеся спортом и боевыми искусствами, организовали тренировки, создавали разные системы обучение историческому фехтованию. На сегодняшний день рыцарские турниры приобрели практически единый стандарт и регулярно проводятся во всех крупных регионах. Имеется в ходу специальная литература и видеофильмы.

Отдельные более организованные клубы подрабатывает каскадерами на киносъемках.

На сегодняшний день по всей территории СНГ проходят исторические фестивали, поддерживаемые спонсорами и приносящие прибыль своим организаторам и участникам.

За прошедшее годы в Ролевом движении появились узкоспециализированные сообщества.

Появились файтеры – бойцы, посвящающие себя в основном подготовкам к турнирам.

Появились реконструкторы – народ, увлекающийся сугубо реконструкцией, оружия, доспеха и костюма. Они до мельчайших подробностей стараются воссоздать те вещи, которые носили наши предки 40-700 лет назад, а может и больше.

Ребята, которые имеют большие возможности, чем остальные, уже реконструируют не только вещи, но и сам быт, создавая небольшие поселения, полностью отвечающие духу средневековья.

А есть таланты, которые были всегда, это менестрели, поющие фолк, пишущие теперь уже современные баллады и песни.

И, конечно же, всегда есть и будут Мастера. Мастера, создающие и организовывающие игры.

Подробнее о разных направлениях, и о том как стать Ролевиком, о том кто такие мастера или файтеры, я постараюсь рассказть отдельно ибо слишком большой объем информации.

На сегодняшний день Ролевоего движение на территории стран СНГ насчитывает около 300 тысяч человек (по некоторым данным до полумиллиона). И самое приятное, что в подавляющем своем большинстве это хорошие, честные, образованные и самое главное светлые и талантливые люди.

Статьи по теме: