Чеканить монеты. Чеканка монет — серьезный бизнес, или очередной «лохотрон»? Монеты улучшенной чеканки

Как и тысячи лет назад, прежде чем стать монетой, кусочек металла проходит очень сложный и длинный путь от шахты рудника до штемпеля мастера.
На страницах этой статьи мы попробуем проследить и наглядно проиллюстрировать эволюцию чеканки европейской монеты от шедевров эллинов через брактеаты до больших и
красивых тестонов и талеров.
Технология производства монет из века век всегда шла в ногу с уровнем научных и практических знаний человека. Изучая старинные монеты и технологию их производства, можно, как по срезу дерева, увидеть, на каком уровне в то или иное время находились знания людей в области металлургии. Как были развиты ремесла, понять, каковы были эстетические представления того или иного региона и времени, узнать какова была политическая и экономическая ситуация на тот исторический момент.
С помощью микроскопа и макрофото на поверхности монеты можно найти следы почти всех пошаговых процедур, которым подвергся кусочек металла, прежде чем стать монетой. Для каждого периода изготовления монет, мастера использовали ряд приемов, характерных только для этого отрезка времени или географического места чеканки. Знание технологических тонкостей операций, используемых при изготовлении старинных монет, поможет начинающему коллекционеру избежать досадных моментов, связанных с приобретением фальшивых экземпляров.


Археологи и нумизматы пришли к заключению, что монеты были изобретены в качестве платёжных средств в Средиземноморье между 700-600 годами до н.э. Через пару веков основным способом производства монет в Средиземноморье становится чеканка, а не литье, как это было на заре монетного производства. Чеканная монета имела целый ряд преимуществ перед отлитой в форме. Визуально выбитая монета отличалась четкостью передачи мельчайших деталей рисунка штемпеля, которые не возможно было передать при отливке. Сам же процесс производства чеканной монеты был настолько технологически сложен и многоступенчат, что изготовление монеты такого же качества в кустарных условиях становилось невозможным. Чеканка служила и дополнительной «степенью защиты» от фальшивомонетчиков того периода: поддельная литая монета определялась визуально по участкам, не залитым металлом, по кавернам, оставленными пузырьками воздуха, нечеткости рельефа изображения и отсутствием характерного для подлинной монеты штемпельного блеска.
Монеты 6-го века до н.э. представляли собой кусочки металла округлой формы с объемным изображением. Технология их производства состояла из подготовки единичной монетной заготовки определенного веса, путем литья в форме или остужения капли металла на плоской поверхности. После изготовления нужного количества заготовок, они поступали на чеканку. Штемпели изготавливались из бронзы, металла относительно мягкого, поэтому они очень быстро изнашивались и приходили в негодность. Именно этим объясняется огромное количество разновидностей штемпеля одного и того же типа монет. Чтобы штемпели служили дольше, ассистент мастера разогревал будущую монету в печи и щипцами подавал ее на нижний штемпель. Приставив верхний штемпель к раскаленному кружку серебра, мастер ударом молотка осуществлял чеканку монеты. Рабочая поверхность верхнего штемпеля (квадратного в сечении стержня) изначально не декорировалась, а представляла собой абстрактный высокорельефный геометрический узор, который, проникая в металл, способствовал лучшей прочеканке аверса.


Лидия, Крез (ок. 560-546 до н.э.) 1/2 статера.

Постепенно рисунок реверса усложнялся, квадраты и прямоугольники сменились сложными рисунками, появлялись буквы, пальметки и изображения растений. Следующим этапом в оформлении реверса стало помещение на нем негативного, вогнутого изображения аверса монеты. Этот тип монет характерен для греческих колоний Южной Италии.

Южная Италия, Метапонтиум в Лукании, номос (520-510 до н.э.)

С развитием техники чеканки и ростом мастерства художников и граверов, изображение на реверсе усложнялось и приобрело стилистическую и смысловую роль «второй скрипки», поддерживающей аверсную сторону монеты. Иерархия сторон учитывалась и при технологии изготовления монеты: верхний штемпель (реверс) изнашивался значительно быстрее, поэтому на нем размещали второстепенные по смыслу и значению изображения, а на нижнем штемпеле (аверс) чаще всего помещали изображение бога или правителя. Постепенно в процессе производства монеты и её дальнейшего обращения круглая форма монеты с двухсторонней чеканкой вытеснили прочие формы платёжного средства. И монета приобрела те основные черты и формы, которые практически не изменились и до наших дней.


Бронзовый верхний штемпель афинской тетрадрахмы, найденный в Египте, и реверс серебряной афинской монеты 4 в. до н.э.

Расцвет медальерного искусства античности пришелся на Классическую и Эллинистическую Грецию, подарившую нам высочайшие шедевры мелкой пластики. Монеты регулярного чекана древнегреческих полисов поражают высотой художественного и технического мастерства исполнения.

Декадрахма Сиракуз (400-395 гг. до н.э.)

Заимствованные у греков технологии сохранили и развили древние римляне. Монетный двор, расположенный на капитолийском холме, у храма Юноны Монеты, миллионными тиражами денариев с портретами императоров и девизами, прославляющими их победы, покрывал значительную часть потребностей обширной Римской империи в деньгах. В художественном отношении монеты Рима уступают лучшим эллинистическим образцам. Но заслуга римских монетных мастеров состоит в создании отлаженной, почти промышленной, технологии изготовления монет.
Монеты становятся не только платежным средством, но и средством пропаганды, с поразительной скоростью отвечающим на стремительно меняющуюся ситуацию в Империи. Сменяющие друг друга императоры стремились утвердить свою власть, чеканя монеты со своим именем и портретом, а затем прославляли свои победы на реверсе монеты.
Технологическим отличием производства римских денариев стал способ изготовления монетных заготовок. Большой тираж и сжатые сроки не позволяли тратить время на единичное производство. Поэтому металл отливался в формы, состоящие из ряда соединяющихся углублений. Жидкий металл, заполняя ванночку, переливался через край в соседнюю лунку и т.д. Затем заготовки, соединенные литником, разрубались, после чего поступали в чеканку. Со временем этот способ был значительно усовершенствован. Слиток серебра определенного веса, предназначенный для изготовления монет, измельчался в стружку. В соответствии с применяемой монетной стопой, чистый металл в пропорциях смешивался с лигатурой (чаще всего это была медь), и сыпучая смесь равномерно распределялась в несколько жаростойких литейных форм, в каждой из которых было определенное количество углублений, по размеру будущей монеты. В печи стружка металла запекалась, соединяясь в цельную заготовку. Поэтому гурт римских денариев имеет неровную, шероховатую поверхность, характерную для конгломерата спекшихся частиц. Извлеченные заготовки плющились молотком и поступали на чеканку. Такой способ значительно сокращал затраченное на подготовку монетных кружков время и усилия монетариев. Так как металл, выделяемый на каждую монету, не взвешивался отдельно, то недостатком метода было значительное отличие каждого денария в весе, но зато можно было легко и точно контролировать общий расход материала и количество изготовленных из фунта монет.

Глиняные формы, в которых изготавливались монетные заготовки

Чеканка денариев производилась парой штемпелей, нижний из которых надежно закреплялся в тисках, а верхний держался рукой и приставлялся мастером непосредственно при чеканке. Горельеф римских монет, как и греческих, был высоким, и, чтобы все детали хорошо прочеканились, заготовку предварительно раскаляли в печи. Разогретая заготовка имела меньшую жесткость, что продлевало жизнь железных и бронзовых штемпелей.

Производство заготовок и сама чеканка были основными технологическими операциями при изготовлении монет. Но самым важным и ответственным процессом, который и определял вид будущей монеты, было изготовление штемпелей. На рабочей поверхности нижнего штемпеля всегда размещался портрет, а на торце верхнего – зеркальное изображение реверса. Это не просто традиция, а производственная необходимость, вызванная тем, что верхний штемпель всегда изнашивался быстрее нижнего, а изображение аверса было более значимо и сложно в изготовлении.

Денарий императора Максиминуса (235-238гг) и железные штемпели первых веков н.э.

Изготовлением штемпелей в Риме занимались граверы – scalptores monetae и при каждом монетном дворе составляли особую корпорацию, во главе которой стоял praepositus. Получив утвержденный эскиз изображения и текст легенды будущей монеты, мастера приступали к изготовлению инструмента чеканки. Заготовками штемпеля служили два бронзовых или железных стержня. Будущий нижний штемпель для устойчивости был короче верхнего, который предстояло держать рукой. Торец штемпелей выравнивался, зачищался и полировался. Затем металлическим циркулем на рабочую поверхность наносилась разметка ободка и легенды. Заранее заготовленным пуансоном, с силуэтом и объемом головы императора, на штемпеле чеканилась основа негативного изображения профиля. При помощи ряда более маленьких и простых пуансонов, с рабочей кромкой в виде точек, треугольников, полумесяцев, колец, на основу головы методом чеканки накладывались детали портрета. Так появлялись нос, глаза, губы, волосы на голове и бороде, пока образ правителя не становился цельным и законченным. Трудно поверить, но мастер для изготовления реалистичного и живого портрета императора, почти всегда обходился без использования резца, работая над изображением лишь с помощью чеканки. Когда портрет или фигурная композиция были закончены, мастер приступал к чеканке ободка и легенды. Практически все буквы латинского алфавита чеканились при помощи нескольких пуансонов: длинной и короткой «I», большой и маленькой «C» и «S». Когда изображение было готово, штемпели повторно полировались. На финальной операции уходили следы разметки и остатки металла, которые выдавливались пуансоном при нанесении углубленного изображения. После закалки штемпель был готов к чеканке монет.

Использование пуансонов не только упрощало производство штемпелей, но и обеспечивало единство стиля, однообразие и узнаваемость римских монет.
Так как верхний штемпель, в отличие от нижнего, был свободен и произвольно приставлялся к заготовке во время чеканки, римские монеты, в своём большинстве, имеют свободное соотношение аверса-реверса. Но с появлением сопряженного штемпеля, в поздней империи появились монеты, имеющие строгое соотношение сторон.

Сопряженный штемпель монеты Константа I с буквами антиохийского монетного двора,
найденный во Франции, и бронзовый фоллис этого императора, отчеканенный в Антиохии.

Политический и экономический кризис Рима отражался и в упадке римской денежной системы. В основной монете Империи на тот период, в серебряном денарии во втором столетии новой эры постоянно уменьшалось содержание чистого серебра. И к концу века в римском денарии была всего лишь 500 проба.

В начале третьего века, пытаясь спасти денежную систему Империи, и вернуть доверие населения к монетам Рима как внутри страны, так и за её пределами, император Каракалла начал выпускать новую монету. Названа она была в честь императора, полное имя которого было Марк Аврелий Антонин. Антониниан, кратный по стоимости двум денариям, вначале представлял собой высокопробную пятиграммовую серебряную монету. Визуально антонинианы отличались от денариев тем, что на денарии портрет императора был изображен в лавровом венке, а на антонинианах – в короне. Появление этой новой монеты лишь временно облегчило тяжелое экономическое положение Римской Империи. Но, вскоре в связи с порчей денег содержание чистого серебра и в антониниане также как и до этого в денарии стало стремительно падать. И к концу третьего века эта монета стала почти медной, а потом вообще лишь слегка покрывалась серебром. Император Константин в начале четвёртого века добился некоторой стабильности в денежном хозяйстве империи, введя новую золотую монету – солид. Но, не будет отвлекаться на денежные системы Римской Империи и описание её монет от основной темы статьи: техники чеканки монет.

Владимир Хомутов


Чеканка монет – это нанесение рисунка или надписи методом создания рельефа на металлической пластине. Вид прикладного искусства – художественная обработка металла. Чеканку используют при изготовлении металлической посуды, изобразительных панно или ювелирных изделий.

Интересно
Изображение наносится на поверхность при помощи металлических или деревянных молоточков, а также чеканов. Для этого вида искусства наиболее подходят цветные металлы: латунь, медь, алюминий или сталь с толщиной листа до 1 мм. В редких случаях для чеканки используется серебро и золото.

Технология чеканки монет

Чеканка монет отличается от художественной чеканки в более толстом слое используемого металла. Для этого предназначен специальный штемпель (пуансон), на который нанесено переносимое изображение с «обратным» рельефом. Причем удары должны быть намного сильнее и гораздо точнее, чем при художественной чеканке. Этого можно добиться только на специальных станках, которые используются для массового выпуска.

Выпуск металлических денег прошел долгий путь развития и претерпел множество технологических изменений – от примитивного ручного труда до современных производственных линий по изготовлению регулярного чекана.

При ручной чеканке монеты расплавленный металл (медь, золото или серебро) заливался в форму. По мягкому металлу сверху ударяли чеканом с нанесенным на него рисунком. Из-за неточности операции рисунки часто получались неодинаковыми. Такие бракованные монеты подвергались повторному удару молота или переплавлялись заново.

По мере развития процесса монеты стали изготовлять из проволоки определенного диаметра, а боковую поверхность монет (гурт) покрывали насечками, выполнявшими роль защитного рисунка, позволявшего бороться с фальшивомонетчиками.

В современном производстве регулярных тиражей эти процессы автоматизированы, а в качестве материала используются более дешевые и технологичные сплавы.

Чеканка монет в России и ее развитие

Монеты как средство обмена в деловой жизни человека появились в VI веке до н.э. Производились они вручную из кусков золота. К средним векам изготовление монет оснастили нехитрыми приспособлениями, которые облегчали труд мастеров. Но во многом работа оставалась ручной. В X веке первые монеты появились и на Руси.

Интересно
Монеты делали из золота и серебра вручную. Заготовку обжимали прессом сразу с двух сторон. Монеты из серебра весили около 2,9–3,3г, а золотые – 4г. Золотые монеты назывались «златниками». Отсюда пошла мера веса – «золотник» (поговорка: «Мал золотник, да дорог»).

Позднее для производства монет стали использовать проволоку из серебра. Ее нарезали приблизительно на равные части и вкладывали в форму. Размеры и вес таких монет, понятно, сильно колебались.

Массовая чеканка монет началась только в XIV в., когда страна освободилась от монголо-татарского ига. Власти решили закрепить победу над Золотой Ордой выпуском национальных монет. В то время это были пластины неровной формы, весом до 1г. На лицевой стороне и обороте печатались самые разнообразные изображения: животные, люди, воины, мифические существа. Монеты из меди на Руси стали чеканиться только в середине XVII в. Тогда появилась известная медная копейка. «Медяки» имели хождение наряду с серебряными.

Интересно
В годы войны с Речью Посполитой, для пополнения казны было решено увеличить производство медных денег (как более дешевых в производстве). Это привело к их обесцениванию. При том, что налоги собирались серебряными монетами, жалованье платили медью. Избыток медных денег привел к тому, что серебряные деньги оказались в три раза дороже медных. Несмотря на запреты властей, продукты резко подорожали. Это привело в 1662 году к Медному бунту в Москве. Восстание было жестоко подавлено, однако медные деньги в течение года правительство печатать перестало.

Только при Петре Первом спустя полвека выпуск регулярного тиража медных монет был возобновлен. Большой любитель всяких технических инноваций, Петр Первый поспособствовал максимальной механизации процесса чеканки монет. Хотя до автоматизации этого процесса было еще далеко.

Производственный выпуск тогда выглядел следующим образом. Начальник монетного двора получал от казначейства партию металла, за которую потом отчитывался отчеканенными монетами. Для типовой партии чеканки использовалось серебро в количестве примерно 7 тонн – столько его можно было расплавить в печи за один раз. После этого в расплаве измерялось количество примесной меди и ее количество доводилось до технологической нормы. Потом расплав разливался по специальным формам. Первоначально это были горизонтальные поддоны. Со временем их заменили вертикальными разборными конструкциями.

На следующем этапе листы серебра прокатывали и вальцевали. Получались листы нужной толщины, которые затем разрезали на специальных станках, работавших на тягловой силе. Из полученных листов вырубали диски будущих монет. Далее они проверялись на соответствие весовым характеристикам. Заготовки, прошедшие контроль, подвергались отжигу, очищались от шероховатостей, окалины и пр. (процесс галтования) в специальном барабане, затем в слабом растворе кислоты отбеливали, потом промывали и сушили. Заготовки с недостающим весом переплавляли, а с чрезмерным – отправляли на юстировку, чтобы убрать излишки. Далее ребро заготовки (гурт) покрывали насечками и наносили при необходимости надписи. Окончательная штамповка осуществлялась в ручных винтовых прессах.

Таким процесс выпуска монет оставался до начала ХIХ века, пока производственные процессы не были автоматизированы. Технический прогресс привел к тому, что монетные заготовки стали ровными, с одинаковым весом и четким изображением, а их подделка теперь представляется весьма и весьма затруднительной.

Выпуск металлических денег в наши дни

В наши дни выпуск монеты предваряет компьютерная разработка трехмерного макета. Далее по нему формируют главный штамп, используемый для изготовления рабочих мастер-штампов. Они обрабатываются различными методами для придания штампу прочности, позволяющей выполнять до одного миллиона оттисков до его замены.

Диски для монет вырубаются из металлической ленты. В заготовках сначала формируется гурт – специальная машина делает насечки и при необходимости наносит надписи. Потом полученные кружки подвергают химической обработке для полирования поверхностей и придания им блеска, затем сушат и помещают в пресс. Машина проштамповывает обе стороны заготовки одновременно. Готовая партия проверяется на дефектность, и прошедшие контроль монеты, подсчитываются и упаковываются для транспортировки.

Таким образом, выпуск современных монет происходит практически без участия человека. Его роль осталась незаменимой лишь в процессе разработки дизайна, который он создает на компьютере. В результате роботы создают миллионы однотипных, совершенного одинаковых монет с идеальными пропорциями, четким рисунком и гарантией отсутствия отклонения от стандарта.

А вот выпуск старинных монет осуществлялся вручную. Они сохранили в себе специфику работы древнего мастера и представляют особый интерес в век всеобщей стандартизации, компьютеров и робототехники. Поэтому и ценятся очень высоко.

В статье рассказывается о том, что такое чеканка монет, какое используется при этом оборудование, а также затронут вопрос изготовления сувенирных монет.

Древние времена

Еще с незапамятных времен люди занимались торговлей, в процессе которой и возникла необходимость создания универсального менового эквивалента - денег. Первоначально в их роли выступали драгоценные металлы, вернее, их бруски (подобные назывались «гривнами» и использовались на Руси), проволока или просто кусочки. Но, вскоре им на смену пришли монеты, с фиксированным весом и, как следствие, номиналом. Производились они также из драгоценного металла, и чеканка монет была неизменным атрибутом каждого сильного государства. Естественно, внешний вид монет сильно разнился, в зависимости от страны или региона.

Наше время

И с приходом бумажных денег в нашу жизнь, монеты не были вытеснены из оборота. Однако почти во всем мире теперь их делают из обычного железа или сплава цветных металлов.

Таким процессом, как чеканка монет в России, занимаются Государственные Внешний вид монет всегда напрямую зависел не только от эпохи, но и от политического строя в стране. Представители разных политических режимов по ходу истории вводили в обращение свои денежные знаки с соответствующей атрибутикой. Но, помимо сугубо практичного производства, есть еще один вид, который носит важное культурное и историческое значение - это чеканка сувенирных монет.

Часто к их числу относят и юбилейные, которые также являются действующими денежными знаками, но отличаются от остальных гравировкой или формой. Чаще всего их выпуск приурочен к какому-то историческому событию в мире или стране. А сувенирные же, ценность как таковую, имеют лишь в качестве коллекционных экспонатов. Но иногда их производят и из драгоценных металлов, таких как серебро или золото. Расплатиться ими в магазине конечно не выйдет, но их можно при желании обменять в банке на эквивалентную стоимость или продать в ломбарде.

Сейчас, кстати, изготовлением сувенирных монет занялись и частные фирмы. Спектр их услуг очень широк, начиная от составления уникального эскиза, заканчивая непосредственным переносом на заготовку. Материал также можно выбирать.

Изготовление

По сути, термин «чеканка монет» не совсем верен. Так называли процесс переноса изображения на заготовку посредством удара молота. Но этот способ неэффективен при промышленном производстве и подходит лишь для выделки мелких денег. К тому же изображение часто получалось смазанным.

Сейчас же при изготовлении монет используют, так называемое, грунтование (нанесение на ребра полосок) и тиснение, когда спомощью пресса на заготовку переносится необходимый рисунок.

Изначально, в средние века применялись винтовые прессы, когда посредством вращения рычагов и происходило тиснение, но процесс это долгий, и для промышленного изготовления монет не подходит.

Но в начале XIX века инженером Неведомским в Петербурге была создана машина для чеканки с коленчатым рычагом. Ее производительность составляла примерно 70 монет в минуту, что уже больше подходило для потокового изготовления денег.

Чеканка монет. Оборудование промышленное и любительское

Если говорить проще, то промышленное оборудование — это тот же самый пресс, но с высокой степенью автоматизации. В его работе главными критериями являются высокая скорость работы и отсутствие брака.

Любительское оборудование - это компактные аппараты, у которых производительность гораздо ниже. Но качеству изображению придается первостепенное значение. Подобные аппараты предлагает множество фирм, так что любой желающий может наладить производство своих сувенирных монет.

Правда, не стоит забывать, что подделка действующих денежных знаков преследуется по закону.

Создание монет - одно из самых древних искусств. И как любой вид искусства, оно развивалось вместе с человеком. За долгие года менялись взгляды на прекрасное, совершенствовались технологии, менялась и обстановка и в мире. Все это отразилось и на истории чеканки монет.

Сейчас изготовление монет - это практически полностью автоматизированный процесс. Но как человек пришел к этому, и какие этапы прошло это древнее искусство? В этой статье мы « пройдемся » по истории чеканки монет. Расскажем, где появились первые монеты, чем прославились старые мастера-медальеры, и как делают монеты сегодня.

Древний мир

До создания монет люди в разных странах пользовались тем, что имело большую ценность. Где-то средством обмена был скот, где-то оружие, а в некоторых странах даже использовали сахар и слоновую кость. Чтобы упорядочить торговлю и обмен, нужно было государственное платежное средство. Им и стали монеты.

Медальерное искусство зародилось в конце VIII – начала VII века до нашей эры. Впервые монеты появились в Лидии и Древней Греции. Их делали путем чеканки из сплава золота с серебром и даже ставили пробу.

Стремительно развиваться медальерное искусство стало в Греции. До нас дошли многие произведения того времени, но немногие имена сохранились. Мы знаем только тех из них, что были указаны на монетах. Это такие мастера как Кимон и Эвайнет, работавшие при Дионисиях.

Профессия медальера стала уважаемой. В Риме медальеры были при каждом монетном дворе, имели свою корпорацию и руководителя. В Греции же созданием рисунков для монет занимались граверы. Они гравировали изображение прямо на драгоценных камнях.

Древние монеты, по сравнению с современными, отличались высоким горельефом и неправильной формой монетного кружка. При этом римские монеты серьёзно уступали греческим с точки зрения художественной красоты, но были ближе к современным из-за округлённости и барельефа.

Средние века

В средние века и до самой эпохи Возрождения медальерное искусство Европы было неразвитым: у монет был плоский рельеф, сама монета была тонкой и похожей на металлическую бляху. Правда, и в этом правиле есть исключение.

В германских государствах XII века монеты все же отличались высоким художественным качеством. А свой расцвет такие брактеаты получили во времена Фридриха I Барбароссы.

Штемпели для монет тогда делали профессиональные граверы. Монетам даже передался стиль той эпохи - их можно отнести к позднему романскому искусству. На монетах изображали фигуры правителей и святых в симметричном обрамлении архитектурных элементов. Хотя фигуры и были стилизованы, мелкие детали на них были тщательно проработаны - доспехи, одежда, атрибуты власти.

Киевская Русь

В Киевской Руси монеты князя Владимира, князя Святополка и Ярослава Мудрого гравировали византийские мастера. Но в начале IX века чеканить монеты на Руси прекратили.

На это было несколько причин: Русь распалась на отдельные княжества, и не было нужды в единой государственной монете. А позже, во времена ига, в стране и вовсе был экономический и политический упадок. В итоге медальерное искусство было забыто на время.

Откуда брались медальеры для монет XIII-XV веков, остается загадкой. Известно лишь то, что при Иване III из Италии выписали Аристотеля Фиораванти. Кроме создания архитектуры, мастер занимался и гравировкой монет.

Возрождение

В эпоху Ренессанса монетное искусство Европы возродилось. До нас дошли венецианские медали и имя живописца Антонио Пизано, который в этот период отливал медали для византийского императора.

Затем появились и другие великие мастера - Леоне Леони, Сперандио ди Мантова, Мария Помеделло, Жан Дюан, Аннибале Фонтана… Они изготавливали монеты из бронзы и опирались на стиль античных образцов.

В Германии того времени на монетах появились первые религиозные сцены, благодаря Альбрехту Дюреру, Генриху Рейцу, Фридриху Гагенацеру и другим великим мастерам.

Россия

Что касается русских монет, то в России не было изящно гравированных монет до Петра I. Только при нем в Россию начали выписывать медальеров и заказывать изготовление монет. Именно по заказу Петра I была создана первая серия памятных медалей, посвященных Великой Северной войне.

А во времена Екатерины II впервые обратили внимание на художественность изготовления монет. Тогда же и был основан медальерный класс в Императорской академии художеств. Руководил им француз Пьер-Луи Вернье.

Ведущим медальером России XVIII века стал Тимофей Иванов. Он изготовил множество медалей и памятных знаков, посвященных историческим событиям при Петре I и Екатерине II.

При Александре I и Николае I отмечали талант медальера графа Ф. П. Толстого. Он изготовил медальоны, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года.

О технологии чеканки монет

Изготовление монеты всегда начиналось с создания рисунка-эскиза. Затем по эскизу создавали лепную модель из скульптурного пластилина. Эту модель лепили на доске с помощью специальных заостренных палочек разного размера. Вылепленная модель еще не совсем соответствовала будущему изделию - она была в 3-4 раза больше предполагаемой монеты.

Затем из модели отливали гипсовый слепок. А уже с гипсового слепка делали новую отливку из жесткого чугуна методом гальванопластики. Далее из выпуклой модели с помощью пантографа - гравировальной машины делали пуансон из стали. Его формат уже соответствовал проектируемой медали или монете.

Затем, если это было нужно, мастер корректировал изображение штихелем. Ведь только используя ручной труд, можно придать изделию живость. Затем пуансон закаляли и использовали для выдавливания матрицы или штемпеля, с помощью которого и чеканили монеты или медали.

Эта технология создания монет пришла к нам из прошлых столетий. Некоторые монетные дворы пользуются ей и сейчас, другие - полностью автоматизируют производство. Но в чеканке монет есть много других процессов, которые напрямую влияют на вид монеты и ее качество.

Качество чеканки монет - в чем отличие

Разделение монет по качеству чеканки пришло к нам из Англии. Эта классификация делит монеты на два основных вида: исполненные в обычном качестве и в улучшенном. Давайте разберемся, в чем же заключается эта разница.

Монеты обычного качества в классификации называют анциркулейтед . В таком качестве делают монеты, которыми мы пользуемся в денежном обращении, а также некоторые инвестиционные монеты.

Их делают на автоматизированном производстве большими тиражами и ручной труд используют в малой степени. Поэтому и требования к внешнему виду и дизайну монет анциркулейтед небольшие. Они должны быть одного веса, толщины и диаметра, с несложным рисунком. В общем то, что как раз подходит для больших тиражей с небольшими затратами.

Как правило, монеты качества анциркулейтед имеют металлический блеск по всей поверхности. У них нет зеркальных поверхностей, рельеф не выделяется, на рисунках нет мелких деталей. По классификации на таких монетах допускаются небольшие скосы на гранях канта, мелкие царапины или пятна. Эти повреждения появляются из-за чеканки большими тиражами.

Улучшенный вид монет анциркулейтед называется бриллиант-анциркулейтед . У них ровная и блестящая поверхность, рисунки более детальные и проработанные. На таких монетах уже не допускают сколы или царапины.

Следующий вид качества монет - наивысший, или пруф. Монеты в этом качестве изготавливают небольшими тиражами и с высокой долей ручного труда. Каждый штамп мастер тщательно прорабатывает, чтобы получить ровную зеркальную поверхность и контрастирующий на ней матированный рисунок.

Особенность качества пруф заключается и в самом процессе чеканки - чтобы рисунок был идеальным, штемпель обязательно ударяет по заготовке два раза. В итоге мы получаем изделие, на котором нет ни царапин, ни неровностей. Монеты в качестве пруф являются наиболее ценными: и за художественность исполнения и за само качество.

Другой вид качества монет - пруф-лайк , или подобный пруфу. Эти монеты внешне похожи на пруф, но технология их чеканки может отличаться. Например, удар по заготовке мог быть произведен один раз. Монеты пруф-лайк также являются ценными, и пользуются спросом у коллекционеров и нумизматов.

Старые мастера и новая школа

Федор Толстой считал, что истинное мастерство в изготовлении монет невозможно без свободного владения графикой.

Только после создания рисунка, по-мнению Толстого, стоило приступать к лепке модели. Этот метод создания монет требовал от мастера не только художественных знаний, но технического, профессионального мастерства настоящего гравера. Именно при таком методе работы можно было сохранить индивидуальный почерк мастера.

Эти основы знали и передавали знания следующему поколению. Например, в медальерном классе Императорской академии художеств ученики обучались не только рисунку и скульптуре, но и гравированию на стали, а также термической обработке штампов.

Среди выдающихся медальеров, которые владели технологиями работы со сталью, были Ф.П. Толстой, И.А. Шилов, К А. Леберехт, А.П. Лялин, П.С. Уткин, В.С. Баранов.

Уже позже, в XIX веке некоторые медальеры стали ограничиваться изготовлением только рисунков-эскизов. Выполнением штампов уже занимались граверы. Таким образом медали теряли свою индивидуальность, терялся почерк художника.

Прогресс не стоит на месте, и сейчас почти на любом производстве монет процесс автоматизирован. Вся граверная работа делается специальными гравировальными станками, а создание 3D модели передано дизайнерам. Но к сожалению, не все из них имеют опыт и образование гравера. Ведь даже после самого современного оборудования, после создания качественной 3D модели, необходимо, чтобы штампа коснулась рука мастера. Только так можно создать изделие, которое будет иметь художественную ценность.

Граверная работа требует очень большого количества знаний и умений, большого опыта, кропотливости, трудолюбия. Обязательно нужно художественное образование, чтобы создаваемые руками мастера сюжеты имели художественную ценность, изделия были живыми. Чтобы изображаемые гравером портреты и фигуры людей, имели стопроцентное сходство с оригиналом.

Современные технологии медальерного искусства диктуют жесткие требования к рельефу медали. Он должен быть таков, чтобы его наиболее высокие детали сосредоточивались в центре композиции, а затем снижались. При этом высота рельефа должна быть небольшой. Такое положение дел ограничило художественный порыв скульпторов и привело к утрате многих технологий скульптурирования медалей.

Наглядно отражает положение дел ситуация, произошедшая в 2000-х годах. Делегация НАТО приезжала в Россию с визитом и презентовала Генштабу РФ подарки. Российское правительство решило ответить достойными памятными подарками.

Сотрудники Генштаба обратились на лучшие монетные производства страны, чтобы изготовить памятные медали по собственном эскизу. Но им отказали, так как выполнить заказ не могли. Сложность работы заключалась как раз в рельефе. Его высота составляла 1,5 мм на сторону (обычно бывает в среднем 0,6-0,8), диаметр составлял 90 мм.

В итоге они обратились к нашему ювелирному дому. Его основатель Сергей Иванович Квашнин согласился и через месяц выполнил весь объем работ. Причем штамп делал вручную. Так и выяснилось, что именно Вятка - центр медальерного искусства России. Изготовленные Сергеем Ивановичем медали Генштаб вручил стратегическим партнерам, делегациям других стран.

Во все времена ювелиры, занятые в ювелирном производстве, считались особыми людьми. Ведь граверная работа - это высшее мастерство ювелирного искусства. Гравер знает все ювелирные приемы и техники, но ювелир, не знающий граверного дела, не сможет создать изделие такого уровня, как гравер.

В любом искусстве важно сохранять традиции и знать историю. Убедиться в преемственности качества вы можете, посетив наш А также не забывайте на обновления нашего блога, чтобы не пропустить новые интересные статьи.

Долгое время процесс чеканки монет происходил вручную: медь, серебро или золото расплавляли в плавильных печах, затем мастер заливал расплавленный металл в специальную форму, а другой мастер наносил удар молотом-чеканом, на котором был изображен номинал монеты или другой рисунок. Так как оттиск после удара молотом получался далеко не всегда одинаковым, некоторые монеты снова переплавлялись, а другие перечеканивались еще одним ударом молота.

Технологии чеканки монет развивались, и через некоторое время монеты стали изготавливаться из прута определенного диаметра, кроме того, на боковой поверхности монеты появилась насечка, которая называется гурт. Данная насечка была одним из способов борьбы с фальшивками, также при помощи данной насечки обозначался монетный двор, где изготавливались денежные знаки.

В настоящее время технология изготовления монет стала еще более совершенной, процесс изготовления монет стал практически полностью автоматизированным, монеты изготавливаются из более дешевых сплавов, очищаются специальными химикатами, а затем на них наносится номинал и другие изображения.

Качество изготовления монет заметно выросло, в настоящее время многие государства выпускают биметаллические монеты, но, к сожалению, выпуск многих монет не оправдывает себя. Например, планируется, что в ближайшее время российские монетные дворы перестанут чеканить монеты номиналом в 1 и 5 копеек.

Технология производства монет из века век всегда шла в ногу с уровнем научных и практических знаний человека. Изучая старинные монеты и технологию их производства, можно, как по срезу дерева, увидеть, на каком уровне в то, или иное время находились знания людей в области металлургии. Как были развиты ремесла, понять, каковы были эстетические представления того или иного региона и времени, узнать какова была политическая и экономическая ситуация на тот исторический момент.

С помощью микроскопа и макрофото на поверхности монеты можно найти следы почти всех пошаговых процедур, которым подвергся кусочек металла, прежде чем стать монетой. Для каждого периода изготовления монет, мастера использовали ряд приемов, характерных только для этого отрезка времени или географического места чеканки.

Геродот и некоторые другие авторы древности писали о том, что первые монеты были отчеканены в малоазийском государстве Лидии. В наше время точно установлено, что древнейшие монеты появились именно там, около 685 года до н.э., при царе Ардизе. Изготовлялись они из электрума — природного сплава серебра и золота. На одной стороне монеты стоит проба, на другой — голова ассирийского льва.

Через несколько десятилетий монеты начали изготовлять в греческом городе Эгине. Они чеканились из серебра и отличались по форме от лидийских. Предполагают, что в Эгине монета была изобретена хотя и позже, но независимо от Лидии. Из Лидии и Эгины монеты быстро распространились по всей Греции, по колониям, и далее в Иране. Затем они появились и у римлян и у многих варварских племён. Самостоятельно монеты были изобретены в Индии и Китае. Причём в Китае первые монеты из бронзы отливались ещё в XII веке до н.э., но они имели только региональное значение.

Быстрое распространение монет связано с удобством их хранения, дробления и соединения, относительной большой стоимостью при небольшом весе и объёме, что очень удобно для обмена.

Известны периоды в истории отдельных стран, когда использование монет по тем или иным причинам прекращалось, и в качестве денег вновь использовались товарные деньги. Так, на Руси в XII—XIV веках существовал безмонетный период, так как приток серебра из-за рубежа иссяк, а своих серебряных месторождений на Руси не было.

Визуально выбитая монета отличалась четкостью передачи мельчайших деталей рисунка штемпеля, которые не возможно было передать при отливке. Сам же процесс производства чеканной монеты был настолько технологически сложен и многоступенчат, что изготовление монеты такого же качества в кустарных условиях становилось невозможным. Чеканка служила и дополнительной «степенью защиты» от фальшивомонетчиков того периода: поддельная литая монета определялась визуально по участкам, не залитым металлом, по кавернам, оставленными пузырьками воздуха, нечеткости рельефа изображения и отсутствием характерного для подлинной монеты штемпельного блеска.

Сегодня процесс создания монеты начинается с разработки макета будущего изделия. Размеры трехмерной дизайнерской модели больше, чем у реальной монеты. Готовый макет покрывают силиконовой резиной, когда она загустеет, слой резины снимают и получают так называемый «негатив». Негатив заполняется эпоксидной смолой, после ее затвердевания получают «позитивное» изображение монеты.

Мастер-штампом с помощью гидравлического пресса изготавливают другие мастер-штампы («негативы»), при помощи которых делают рабочие штампы. Эти штампы обрабатывают, закаляют, хромируют для увеличения срока службы. Такие рабочие штампы позволяют выпустить от 250 00 до 1 00 00 монет (это зависит от твердости сплава, из которого делаются монеты, и размера монеты).

Заготовки для монет изготавливают из специальной металлической ленты. Как правило, они имеют форму круга. Сначала обрабатывают боковую сторону монеты — гурт. Это делают на специальной машине, которая наносит насечки, а при необходимости и надписи. Во время обработки будущие монеты нагревают до температуры 850 °С. После обработки, заготовки охлаждают и обрабатывают смесью мельчайших металлических шариков, керамических наполнителей и специальных химикатов. Эта смесь протравливает и полирует поверхность. После этого, заготовки сушат горячим воздухом и загружают в монетный пресс.

Процесс штамповки полностью автоматизирован. Обе стороны монеты воспроизводятся одновременно. Дефектные монеты отбраковываются, годные к обращению подсчитываются и упаковываются.

Статьи по теме: