Человек занимающийся коллекционированием. Почему люди коллекционируют вещи. Человек, который лепил свиней

Многие люди довольно часто задаются вопросом: зачем что-либо коллекционировать? Для чего это делать? Ответить на этот вопрос весьма непросто, для этого понимать саму суть процесса коллекционирования.

Коллекционирование – что это?

Итак, коллекционирование – это систематическое собирательство, говоря простыми словами. Т.е. в данном случае человек не просто тянет весь хлам себе домой, а собирает определенные предметы, характеризующиеся некими общими чертами и признаками. Кроме того коллекционировать, не значит просто собирать! Этот процесс подразумевает изучение истории, развития, технологии. Основные отличия коллекционирования от обычного собирательства – это систематизация, исследование, сбор и выявление. Таким образом, правильно утверждать, что коллекционирование – это целая наука, которая подразумевает систематизацию и изучение. В качестве предметов коллекционирования могут выступать монеты, почтовые марки, бумажные деньги, минералы, билеты и многое-многое другое. В России, как и в других странах мира, коллекционирование различных предметов развито достаточно сильно.

Я собрал коллекцию и кучу хлама?

Учитывая, всё вышесказанное, можно утверждать, что коллекция – это собрание определенных предметов систематизированных по конкурентному признаку. Т.е. коллекция должна обладать целостностью. Нельзя коллекционировать почтовые марки и при этом включать в ту же коллекцию стеклянные бутылки, если они напрямую не связаны с почтовой тематикой. Коллекция может принадлежать как конкретному человеку, так и быть в собственности государства или предприятия. И все-таки, именно человек, который занимается коллекционированием, называется коллекционером.

Для чего стоит этим заниматься?

Мы рассмотрели такие понятия как коллекция и коллекционирование, но так и ответили на вопрос, почему стоит этим заниматься? Но подобного ответа вы и не увидите. Нельзя взять и приказать, чтобы конкретный человек увлекся определенным занятием, хобби – процесс сугубо индивидуальный. Так и с коллекционированием, люди сами выбирают себе занятие по душе. Коллекционирование – это хобби и, как следствие, кому то нравится корпеть над марками и монетами, а кому то вырезать по дереву. Что из этого лучше, сказать просто нельзя, и даже, не этично. Единственное, что можно утверждать наверняка, то, что человек должен чем-то увлекаться, не только труд сделал из обезьяны человека.

Определенные виды коллекционирования подразумевают достаточно серьезные денежные вложения, но тут важно понимать, что финансовая отдача может быть адекватной. Здесь как в выборе профессии, если тебе интересно работать, например, фрезеровщиком, то рано или поздно ты достигнешь высот и будешь зарабатывать неплохие деньги. Если не на родном предприятии, то на стороне точно. Так и с коллекционированием, когда ты просто новичок, то правильно сказать, что ты как слепой котенок, не знаешь куда приткнуться. А вот спустя некоторое время ты матереешь, собираешь существенную коллекцию, начинает «врубаться» в тему и начинаешь не только тешить свои духовные потребности, но и финансовые. Твой труд окупается. Естественно, в России всё не так просто, на определенные типы коллекционирования, например, оружие, наложены существенные ограничения, но для настоящего коллекционера они не препятствия. Вообще наша страна – Россия – это удивительное место. С одной стороны великое, достаточно вспомнить заслуги наших дедов и победу над фашисткой Германией, с другой стороны – это глухое болото, где стараются ограничить всё, что непонятно. Зачастую коллекционирование или другие безобидные увлечения подпадают под категорию нежелательных. Подобных примеров в нашей России не счесть.

Как же стать коллекционером?

Очень просто! Достаточно, самому себе ответить на вопрос, что коллекционируют люди? Они коллекционируют, то, что им интересно. Вы с детства увлекаетесь ремонтом машин, так почему бы их не коллекционировать? Вы скажите дорого. Конечно, дорого. Но, к примеру, представьте себе ситуацию, что вы нашли раритетный автомобиль и его восстановили. Следовательно, его цена возросла в несколько раз, вот вы и получили прибыль.

Увлекаетесь плотничеством и столярным мастерством, собирайте инструменты. Опять же, для примера, в современном мире некогда популярные и распространенные инструменты плотника стоят довольно не дешево. Например, тесло, которое в наши дни уже никто не использует, стоит порядка 4000-5000 рублей. Другой вопрос, найдется ли покупатель?

Для людей, которые только хотят начать собирать собственную коллекцию, и для настоящих профессионалов существуют клубы по интересам, формальные и неформальные. Например, в России достаточной популярностью пользуются общественные организации Московское городское общество коллекционеров, Филателистический интернационал, Международный союз коллекционеров и др.

Кроме этого, в различных направлениях коллекционирования могут помочь местные музеи и библиотеки. В любом случае, там вы сможете найти хоть минимум информации. Тем более, что по различным направлениям достаточно часто выпускаются журналы и альманахи, которые в данных заведениях просто обязаны присутствовать.


Все мы что-то собирали в детстве: фантики, открытки, игрушки из киндер-сюрпризов. Перед Новым годом раскроем секрет - некоторые наши преподаватели тоже коллекционируют.

Кружатся диски

Кирилл Владиславович АНИСИМОВ, доктор филологических наук, профессор, признаёт: коллекционировать оригинальные компакт-диски - довольно странное увлечение. С рациональной точки зрения - просто сумасшествие, причём дорогое, ведь всё доступно, взял и скачал из Интернета. Но в этом и есть фишка коллекционирования - находить сам оригинальный диск, покупать его через Интернет или подключая знакомых людей. Чаще всего выручает портал Discogs.com .

Собирать свою коллекцию Анисимов начал в 80-х, из любви к рок-музыке. Вскоре выяснил - чем менее известна группа, чем старше диск, тем цена выше. Для коллекции был сделан специальный шкаф под заказ. Сейчас в нём насчитывается порядка 800 альбомов. Странное в этом увлечении ещё и то, что у Кирилла Владиславовича нет и никогда не было любимой группы, разве что Black Sabbath, но ведь это классика. А главный критерий отбора - собственный вкус, в большинстве случаев нравятся авангардные прогрессивные ответвления. Мейнстриму здесь места нет. Перепродажей дисков Кирилл Владиславович тоже не занимается: бизнес убивает музыку.

Здесь важно особое отношение человека к вещи. Коллекционируются те вещи, которым сообщается статус искусства. Они перестают быть для вас просто утилитарными, становятся артефактами. Из материальной культуры выделяются те или иные направления, которые человек считает для себя важнейшими. В моём случае это не только музыка, но и сама пластмасска, которой 20 или 30 лет. В каждой коллекционной вещи есть то, что связывает нас с прошлым. Это момент истории.

Кирилл Владиславович подтверждает мою гипотезу о том, что, возможно, коллекционирование связано с детством. Когда-то в школьные годы он собирал марки, в 16 лет - кассеты и только потом - перешёл на диски.

«В коллекционировании есть и потребность человеческого разума к систематизации. С научными увлечениями музыкальное пристрастие соприкасается очень плотно».

Конечно, есть диски, которые Кирилл Владиславович мечтает купить. И есть вечный зуд коллекционера - упущенные возможности.

На листике тетрадном

Александр Владимирович МОЗЖЕРИН, старший преподаватель кафедры современного естествознания, кандидат физико-математических наук, читает курс безопасности жизнедеятельности. Знания эти нужны всем, независимо от того, на кого вы учитесь.

В середине семестра студентам предлагается написать контрольную по природным чрезвычайным ситуациям. Эти работы и коллекционирует Александр Владимирович уже около пяти лет. А когда студенты выпускаются, преподаватель вручает им их творения.

«Когда выпускники видят свои работы - воодушевляются, ведь они писали это на 1 курсе. Прилив эмоций. Перед глазами пробегает процесс обучения, одногруппники. И каждый понимает, что всё заканчивается, а это было золотое время. Хотя, когда писали, наверняка меня не любили. Они пришли, допустим, изучать языки, а я заставляю писать про землетрясения».

Недавно отдал старую контрольную восстановившейся студентке Ольге. «Было заметно, что она очень рада такому незначительному событию, ведь на самом деле хорошее настроение складывается из мелочей. И такая маленькая частица может дать заряд бодрости на много недель вперёд».

Почему, всё-таки, студенческие работы не выбрасываются? «Контрольная работа - это труд. Бывает, порываюсь выкинуть, но что-то не даёт, не получается».

- Почему люди коллекционируют?

Обычно это связано всё-таки с эмоциями. Могут коллекционировать материальные вещи - марки, магниты и прочее. Тогда понятно: бывают в разных странах или хотят побывать, и каждая такая вещь - это эмоция либо воспоминание. Когда я перечитываю работу, вспоминаю тот период. Что тогда было, какие были студенты, ведь из года в год они меняются, а у меня формируется опыт. Вспоминаю ошибки, понимаю, что не так оценил, а тогда это вопросов не вызывало.

Из последних наблюдений: Александр Владимирович заметил, что студенты всецело соглашаются с преподавателем: «Впервые обнаружил это недавно. Считаю, что это не совсем правильно. Задаю вопрос и специально допускаю в нём ошибку в надежде, что исправят. Но увы... Думаю, студенты рассчитывают, что если согласятся с преподавателем, то проще будет сдать. Такая политика огорчает».

В ЮИ, в Центре медиации, в анонимных анкетах студенты выставляют оценки преподавателям. В адрес Мозжерина написано много и хвалебного, и саркастичного. Вот что оценил Александр Владимирович: «Спустись с небес на землю». Отмечает, что это отличная
обратная связь.

Для тех, кто совсем скоро будет писать контрольную: «Сильно не беспокойтесь, поскольку это не реальная чрезвычайная ситуация. Но в то же время не стоит надеяться на халяву и удачу, они помогают, но очень переменчивы и могут оставить вас в самый нужный момент».

Розовый слон

Наталья Александровна НИКИТИНА, заведующая отделением социальной работы, старший преподаватель кафедры деликтологии и криминологии ЮИ, коллекционировать слоников начала с 12 лет. Возможно, послужил этому доброму началу всем известный мультик про Мамонтёнка.

Сейчас слоны - уже осознанный выбор. В каждом возрасте для этого животного находились свои смыслы. Милые, верные, бережные животные, высокий уровень интеллекта, сильно развита память. А система заботы о детёнышах достойна восхищения: долго вынашивают, аккуратно ухаживают, а главное, для слонов нет чужих детей. Вообще это шедевральное животное: травоядность не мешает ему быть мощным, внушающим и страх, и доверие. Вывод: чтобы быть сильным, не обязательно кусать, рвать, есть себе подобных. А ещё слоны любят людей и приручаемы.

Наталья Александровна коллекционирует всё со слонами: кружки, пижамы, мягкие игрушки, статуэтки. А поскольку про её любовь многие знают, 99% коллекции - это подарки. Отказывается только от тех, что сделаны из слоновой кости, ведь для этого сувенира, вероятнее всего, убили животное.

У каждого слона есть имя. Самый любимый - большущий розовый слон Гера из Одессы, который покорил сердце Натальи Александровны своей несуразностью. Есть Стёпа № 1 и № 2 (нумерация обычно объясняется последовательностью подарков от одного человека). Но сейчас коллекция уже настолько большая, что практически выселяет преподавательницу с жилплощади. Так что некоторые экземпляры передаривает - чаще всего детям мягкие игрушки. «Для меня это всё равно что подарить часть себя, силу - ребёнку, который нуждается в этот момент в игрушке».

Слоны даже стали символом ювенальной службы. А самая яркая история, связанная с темой её коллекции, произошла с Натальей Александровной, когда она была студенткой второго курса. Её пригласили провести тренинг для несовершеннолетних в колонии. Это был отряд из 100 человек, сидящих на стульчиках, прибитых к полу. Тренинга не получилось - была лекция и общение. И вот когда мальчишки задали ей вопрос «А что ты любишь больше всего?», на автомате выдала: «Слонов».

Начались громкие аплодисменты - даже странным показалось такое разделение моей любви. Позже узнала, что «слон» на языке криминальной субкультуры расшифровывается как «смерть легавым от ножа».

Однако установить общий язык с трудными подростками удалось - хобби, выходит, помогло. И работа с Канской колонией продолжается уже 15 лет.

- Почему люди коллекционируют?

У каждого своя история. Для кого-то коллекция позволяет быть членом клуба. Например, если вы собираете марки, то можете быть участником сообщества филателистов. А у кого-то личные причины. У меня всё-таки, наверное, Мамонтёнок. Он не может оставить равнодушным.

Записала откровения Зейнаб КУЛИЕВА

Страсть к коллекционированию у многих пробуждается с малых лет. Предметом детской коллекции могут стать самые неожиданные предметы: от обычных гаек до наклеек, содранных с бутылок сладкой газировки. Но уже тогда можно отметить кардинальное отличие бездумного собирательства от последовательного процесса создания коллекции начального уровня. «Я коплю календарики!» - гордо заявляет ребёнок, предъявляя груду цветных прямоугольников с яркими картинками. «Не коплю, а коллекционирую», - поправит его опытный взрослый. Но, пожалуй, наиболее отчётливо разница этих двух подходов выглядит на примере нумизматики, где выражения «коплю монеты» и «коллекционирую монеты» имеют почти противоположный смысл. Ведь копилка, где кучкой лежат всевозможные монеты, конечно же, коллекцией не является.

Число коллекционеров, выбравших монетную стезю, заметно отличается числом от прочих видов коллекционирования. Если раньше флагманом зачастую выступала филателия, то в XXI веке лидирующую позицию захватила нумизматика. Трудно сказать, сколько на нашей планете проживает коллекционеров монет. Разные источники приводят весьма отличающиеся друг от друга цифры. Однако в любом случае они готовы поразить воображение. Почему же именно монеты становятся предметом коллекционирования?


Самая простая причина в том, что – наш ежедневный спутник. Невзирая на растущее количество безналичных расчётов, в которых банкноты и монеты участия не принимают, практически любой кошелёк, сколько бы там ни было гнёзд для пластиковых карт, имеет монетное отделение.


Дороги, приводящие к созданию коллекции, различны. Есть люди, склонные к систематизации. Их намётанный глаз начинает замечать, что одинаковые по номиналу монеты имеют разный год выпуска. Внезапно рождается цель – собрать всю линейку! На первых порах коллекция формируется из экземпляров, полученных на сдачу. Но впереди начинающего собирателя ждут испытания. Например, выяснится, что на сдачу можно получить только в случае большой удачи. Обычный человек, столкнувшись с подобной проблемой, остановится и, быть может, быстро потратит то, что успел накопить. Коллекционера такой преградой не остановить. Он будет искать возможность сделать шаг дальше: выменять редкую монету или даже купить её.


Других людей рядовые рубли и копейки, невзирая на редкие даты и монетные дворы, увлечь не могут. Однако взор цепляется за необычную монетку, где вместо орла профиль Пушкина или портрет Гагарина, а то и герб какого-то из городов. Что-то внутри призывает убрать этот экземпляр из кошелька. Таким путём в коллекционирование пришли те, кому когда-то на сдачу попалась блестящая .


Коллекционные монеты "Сочи-2014" из драгоценных металлов

Для любителей чистого искусства предназначены , которые, являясь законным платёжным средством, в обороте участия не принимают. Это могут быть памятные монеты из драгоценных металлов, больше напоминающие настольные медали малого диаметра. Это могут быть и монеты из недрагоценных металлов, но выпущенные малым тиражом и сразу распространяющиеся исключительно в коллекционной среде. Приобрести картину Дюрера может позволить себе далеко не каждый. И далеко не в каждой квартире уместятся широкоформатные полотна великих живописцев. А вот собрать достойную галерею художественных произведений, запечатлённых на монетах, способны многие. Для них коллекция монет – это реализованная тяга к искусству.


Иногда монеты – это часть экспозиции какой-нибудь обширной темы. Например, человек, увлечённый творчеством Бажова, составляет коллекцию из редких изданий и иллюстраций, изделий из малахита, фарфоровых фигурок. В ней достойно будут смотреться и серебряные два рубля , посвящённые создателю уральских сказов. Но в какой-то момент монеты могут выйти на первый план, а остальные предметы станут лишь декоративным оформлением нумизматической экспозиции.


Стоит сказать и о тех, кто рассматривает коллекцию монет в качестве инвестиции. В этом отношении даже коллекция начального уровня имеет цену, равную сумме всех собранных номиналов. Подобный коллекционер знает, что в случае утраты интереса к нумизматике, всё собранное он всегда может потратить в ближайшей торговой точке. Коллекционеры более высокого уровня зачастую приобретают редкие и ценные монеты, даже если в коллекции уже есть подобный экземпляр, в надежде на стабильно растущие цены. Здесь хотелось бы предостеречь любителей накопительства, напомнив, что монеты сродни акциям, чья стоимость может и возрастать, и падать. Такое положение дел наблюдается с редкими разновидностями, чья ценность резко снижается при увеличении числа найденных экземпляров. И даже легенды отечественной нумизматики – 2 копейки 1925 и 1927 года – теперь покинули раздел «исключительные редкости». Потрёпанные долгим нахождением в земле экземпляры приобрести достаточно просто.


И всё же главная причина коллекционирования – это укол радости, когда покупаешь нумизматическую новинку или получаешь на сдачу редкую монетку. Коллекция сродни стране, государству, где властвуешь ты сам. И расширение коллекции похоже на расширение подвластных земель, а обретение редких экземпляров – усилению их могущества. Среди суматошной и энергичной жизни нашего времени, подчиняясь давлению причин и обстоятельств, неплохо помнить, что в твоём распоряжении есть целая страна, где всё зависит только от тебя.

Социальные мотивы коллекционирования.

  • потребность в принадлежности к социальной группе, причастности, поддержке. Коллекционирование объединяет людей по интересам, задавая общение по данному поводу. Это особенно ярко выражено в новомодных течениях и субкультуре, богеме и околобогеме, в предпочитаемых стилях поведения и общения и других социальных критериях. В данном смысле коллекционирование подразумевает определенную культуру досуга. Увлечение коллекционированием может являться своего рода маркером социального статуса, общественного положения, часто принадлежности к интеллектуальной или финансовой элите, даже если увлекающийся человек реально этому статусу не соответствует. Так приобретение дорогостоящих объектов может быть расценено, как следование социальным кодам, присущим миру роскоши.;
  • потребностей в уважении и признании . Данная потребность во многом вытекает из предыдущей. Это подразумевает придачу ценности самому себе, обусловленную обладанием вещами, этими ценностями наделенными. Увлечение коллекционированием привлекает тщеславным стремлением к констатации собственной интеллектуальности, эрудированности и глубины. В некотором роде противопоставляется обыденности и заурядности.

Итак, до определенного момента коллекционирование представляет человеку возможность выгодного представления себя в обществе . Действительно, в Древнем Риме знание искусства и способность критически судить о нем считались признаками образованности и высокой культуры, что послужило поводом для создания целых частных коллекций произведений искусства. В Новое время, выявившее конфликты аристократии и буржуазии, коллекционирование давало возможность финансово окрепшим буржуа показать, что в своих привычках и обычаях они ни чем не хуже знатной по происхождению аристократии. Сегодня, в условиях общества потребления коллекционированию импонирует принцип “Я есть то, что я покупаю”.

Тем не менее, становится ясно, что в рамках этих уровней потребностей, мотивы коллекционирования не связанны с истиной его природой. Почему одни с увлечением, граничащим с дуростью, скупают по нереальным ценам произведения искусства, взвинчивая рынок, другие собирают коллекции пчел, третьи носятся по миру в поисках редких антикварных книг на тему, скажем, коневодства? Весь остальной мир обычно смотрит на них как на сумасшедших. В данной связи, становится понятно, что истинные мотивы коллекционирования лежат гораздо глубже, нежели стремление выгодно выставить себя в обществе.

Личностные мотивы коллекционирования:

Они находятся на высшем уровне человеческих потребностей, связанном:

  • с самореализацией, потребностью в самовыражении. Здесь заложены такие потребности, как эстетическое удовольствие, эмоции, переживания, духовный опыт, потребность в познании и т.д.

В основе коллекционирования лежит собирательство того, что имеет некую ценность. Но, что есть ценность? Ценность можно определить как некое значение, представляемое известным предметом или духовным явлением для удовлетворения той или иной потребности человека. Существуют предметные и субъективные ценности. Предметные ценности - это все, что имеет овеществленное качество, материальная вещь является в определенном смысле ценностью, которая характеризуется общественной функцией данной вещи. Итак, предметная ценность - это материальная ценность. Но, существует также понятие субъективной ценности, присущей предмету не от природы, а потому что он стал носителем неких других смыслов, абстрагированных от внутренней структуры объекта самого по себе. В своей книге «Система вещей» французский культуролог Жан Бодрийяр пишет: «В этом смысле в определенный момент вещи, помимо своего практического использования, становятся еще и чем-то иным, глубинно соотнесенным с субъектом; это не просто неподатливое материальное тело, но и некая психическая оболочка, в которой я царю, вещь, которую я наполняю своим смыслом, своей собственностью, своей страстью».

И именно эти потайные смыслы и страсти в действительности сподвигают человека к коллекционированию. Существует несколько научных теорий, так или иначе объясняющих этот феномен:

По авторитетному мнению Йохана Хейзинги «человеческая культура возникает и развертывается в игре», и коллекционирование, в том числе тоже - есть игра , в которой «как и в спорте, ставятся цели достижения превосходства над другими (собрать больше и лучше). Возникает форма внутренней иерархии: владелец самой богатой коллекции занимает место на вершине с такой же гордостью, как обладатель олимпийской медали». В данной связи, став частью коллекции предмет частично теряет свою функцию, по крайней мере, в сознании коллекционера он становится еще одним самородком его коллекции. Коллекционирование подразумевает потерю предметом своего функционального назначения, так как его ценность заключается уже не в нем самом, а как в составном элементе коллекции. Соответственно, одной вещи становится мало - коллекция тем лучше, чем она больше . Значит, приобретение новой вещи несет в себе лишь временное удовлетворение, поскольку остаются еще другие предметы, не входящие в конкретную коллекцию. В идеале необходимо собрать все, сделав свою коллекцию наиболее полной. А поскольку коллекционирование само по себе обычно подразумевает собирательство редких или дорогостоящих вещей, а чаще и то и другое, а охоту за вещью обычно ведут еще и другие коллекционеры, то каждое новое приобретение воспринимается как настоящий трофей. Здесь есть момент соперничества, азарта, следовательно - это игра. Так коллекционирование - это страсть быть первым . Согласитесь, удовлетворив свои приоритетные потребности, человек теряет чувство возбуждения от их осуществления, это объясняет, почему многие состоявшиеся личности, были страстными коллекционерами - им необходимо было ставить себе новые задачи для достижения. Академик Павлов еще в 1916 году, в своем докладе, посвященном рефлексу цели, называет коллекционирование самым типичным его примером. У Павлова коллек-ционерская страсть — это «стремление собрать части или единицы большого целого или огромного собрания, обыкновенно остаю-щиеся недостижимыми ». Согласитесь, людям, всего добившимся в жизни, и в тоже время, получающим удовольствие от самого процесса следования своей цели, такая возможность недостижимости цели может показаться весьма заманчивой. Так, Петр I собирал все, что было диковинно, и впоследствии это послужило созданию Кунсткамеры; Сталин и Наполеон собирали наручные часы; Черчилль - оловянных солдатиков; Гагарин начал коллекционировать кактусы; в то время как Армстронг - предсмертные записки самоубийц; Бисмарк увлекался собиранием градусников, а у Гетте была крупнейшая коллекция минералов. Этот список можно продолжать до бесконечности, как ни странно, но все выдающиеся люди что-нибудь да собирали. Павлов пришел к заключению, что коллекционирование:“…есть темное, нервное, неодолимое влечение, инстинкт или рефлекс. Всякий коллекционер, захваченный его влечением и вместе с тем не потерявший способности наблюдать за собой, сознает отчетливо, что его также непосредственно влечет к следующему номеру его коллекции, как после известного промежутка в еде, влечет к новому приему пищи...». Итак, еще один мотив коллекционирования - это недостижимость цели.

В теории психоанализа Зигмунда Фрейда центральное место занимает теория смещенной энергии, а именно сублимации. “Сублимация — это эффективная защитная реакция организма, направленная на высвобождение излишков сексуальной энергии и перенаправление её в более мирное русло, такое как коллекционирование или любое другое искусство и творчество”. Это объясняет, почему одни более склонны к коллекционированию, чем другие, потому что у одних накопленной невымещенной энергии значительно больше. В данной связи, коллекционирование как бесконечный процесс, подходит здесь как нельзя лучше. Итак, коллекционирование - это сублимация, вымещение сексуальной энергии .

С точки зрения ваше сказанного, может показаться, что главное в коллекционировании - сам процесс, а что коллекционировать не важно. Это, конечно же, не так. Коллекционирование начинается со страсти человека к тому или иному предмету, явлению. По Бодрийяру у каждой вещи имеются две основных функции — быть используемой или быть обладаемой. Большинство людей стремится к обретению в вещах, прежде всего, функциональности. Даже покупая люксовые товары, человек стремится получить за счет бренда, возможность идентификации своего социального статуса, то есть тоже использует вещь по назначению. Но тогда это всего лишь вещь, которую не жалко и выкинуть, вещь, которую не оставишь в наследство потомкам. Когда вещь особенно дорога, когда в ней есть душа, человек начинает стремится сделать ее только своей, обладать ей. Не стоит путать коллекционирование с фетишизмом, в данном случае оно не несет столь очевидного сексуального контекста. Тем не менее, может выступать как “мощный компенсаторный фактор в критические фазы сексуальной эволюции”. Имеется ввиду, что в моменты латентных периодов сексуального инстинкта, в детстве или, наоборот, зрелом возрасте, сексуальная энергия направляется на обладание вещами. Неслучайно, дети часто стремятся иметь не одну, а все игрушки данной серии. Вообще детское коллекционирование достаточно обычное для психологии явление. А в зрелом возрасте, когда эмоции и страсти окружающего мира становятся менее занятными, более обыденными, человек начинает создавать свой мир, наделять его своими страстями и эмоциями. «Вещь для человека, — пишет Морис Реймс, — это что-то вроде неживой собаки, принимающей его ласки и на свой лад умеющей их возвращать, что-то вроде зеркала, верно являющего ему не реальный, а желанный образ».

Более того, коллекция как собрание уникальных вещей, подразумевает одновременно соотношение количества и качества. Каждый предмет в коллекции ценен, с каждым коллекционер имеет некую интимную, лишь ему одному понятную связь, которая подчас равносильна общению с живым человеком, и в тоже время коллекция во всей своей полноте подразумевает целый ряд таких вещей, которые находятся в безграничной власти обладателя. Отношения между людьми никогда не позволят соединить в себе одновременно неповторимую уникальность и приравнивание к остальным, это неизбежно вызовет конфликт. Коллекционирование же способно дать беспрепятственное упорядочивание, распределение и контролирование вещей по собственному усмотрению -“Аромат гарема, вся прелесть которого во взаимопроникновении серийности и интимности”. Итак, коллекционирование - это страсть обладания.

Феномен коллекционирования сопровождает человечество на протяжении всей его многотысячелетней истории, еще и потому что несет в себе экзистенциональные стремления индивида жить и существовать даже после своей смерти. Дело в том, что коллекция, неся в себе художественную, научную, историческую, религиозную и т.д. ценность вовлекается в сферу общественного бытия человека и становится носителем определенных духовно-культурных ценностей для всего человечества, часто определяя национальное богатство страны и тем самым, занося имя ее создателя в мировую историю. Создание обширной и ценной коллекции - реальный шанс увековечить свое имя в памяти потомков. Так, П.М. Третьяков был далеко не единственным русским предпринимателем, однако имена других широкой общественности неизвестны, в то время как его имя как обладателя самой большой коллекции русского искусства, и впоследствии основателя музея, останется в памяти потомков на многие столетия вперед.

Историческая динамика коллекционирования:

В разные культурно-исторические эпохи феномен коллекционирования занимал разные позиции в интегрированном поле духовных ценностей, имел разные формы своего воплощения. Соотношение побудительных мотивов также различалось. Коллекционирование, являясь важной характеристикой развития человеческого общества, во многом транслирует в своих формах ключевые смыслы культурно-исторических эпох. Так в Древнем Риме, собирались коллекции военных трофеев, оружия, доспехов, различных военных знаков отличия. В Средневековье коллекционирование представляло собой главным образом собрания предметов культа и священных реликвий. В Возрождение коллекционирование подразумевало в основном собрание предметов искусства - живописи и скульптуры. В Новое время формируются крупные собрания отражающие приоритеты развития науки и т.д.

Коллекции могут собираться по этническому национальному признакам, различаться по объекту коллекционирования - нумизматика, фалеристика, библиофилия, филателия и т.д. И, тем не менее, всегда присутствуют в жизни человека. Именно частные собрания впоследствии легли в основу большинства европейских музеев, послужили стимулом для научных открытий, содействовали дружественным дипломатическим отношениям между странами и т.д.

Очарование коллекционирования кроется в том, что оно, с одной стороны, связанное с интимным внутренним миром человека, удовлетворяет его, по большей части, эгоистичным страстям - тщеславия, обладания, азарта, доминирования, превосходства, самолюбования. Тем не менее, для всего человечества зачастую становится олицетворением ценностей совсем иного порядка, способствуя содействию и приумножению наследия всего человечества, поднятия национального самосознания соотечественников на многие поколения вперед.

Текст: Долганова Екатерина

кандидат культурологии

С 4 по 13 апреля 2012 года журнал «Золотой червонец» проводил конкурс мини-рассказов «Почему я коллекционирую…», в котором принимали участие интернет-пользователи, увлеченные каким-либо собирательством.

Подробно с правилами конкурса «Почему я коллекционирую….» можно познакомиться в разделе Специальные акции «Золотого червонца».

Согласно условиям конкурса, мы публикуем имена победителей, а также их мини-рассказы.

Вот имена победителей конкурса, которые 5–10 апреля, получили по 500 рублей: Галина Колотухина, Иван Конышев, Слава Хмелёв, Яночка Преснековачка, Александр Васильев, Екатерина Разумова .

11 апреля в сетях «Вконтакте» и «Facebook» был опубликован только один рассказ. Поэтому ее автор, Яночка Преснековачка , опять получила приз. Вот ее рассказ-победитель:

«Сегодня я расскажу вам о моей коллекции брошек. Вообще, у меня и раньше были брошки, но я их не коллекционировала, но после того, как моя бабушка отдала мне фамильную брошь, которая передавалась из поколения в поколение, я стала коллекционировать.

Бабушка сказала, что эта брошь с драгоценными камнями, но я не скажу с какими, так как о таких драгоценностях не говорят. Бабушка не рассказала историю этой броши, так как сама ее не знала. И поэтому мы с сестрой стали строить догадки. Я предположила, что наши предки были богаты, и были дворянами, а сестра сказала, что наши предки были не богаты, и мало обеспечены, и она не знает, как к ним попала брошь.

Жаль, что истину мы так и не узнаем, но, несмотря на это, брошь все равно очень дорога нашему роду и мы будем передавать ее из поколения в поколение и хранить ее должным способом.

На картинке вы не увидите эту брошь, так как она настолько дорога и драгоценна, что я ее вам показать не могу. Но зато вы узнали о том, как зародилась моя коллекция и о самой драгоценной вещи в нашей семье. И еще, тут не все брошки, а только те которые можно показывать».

12 апреля Ольга Шарыгина получила 500 рублей благодаря своему рассказу о коллекционировании кукол :

«Женщина, независимо от возраста, никогда не должна терять ту девочку в душе, которой она была когда-то давно...

Мне кажется, когда мы, женщины, теряем эту девочку, сразу начинаются какие-то проблемы, мы устаем, и жизнь теряет свою яркость и краски. Видимо, я свою девочку не потеряю никогда, потому что я занимаюсь коллекционированием...кукол!

Это удивительное занятие сопровождает меня всю жизнь. Каждая куколка связана с тем или иным событием, тем или иным человеком, который мне ее подарил.

Например, самую первую куклу мне подарил папа, когда мне был годик. Затем я получала кукол на дни рождения от родных. Роскошную красавицу Лиду я получила в день, когда пошла в школу. Самое забавное было наблюдать, как меняются представления о красоте куклы. Все больше и больше менялись черты лица, пропорции тела, наряды становились все роскошнее. По куклам можно читать эпоху, можно узнать, что было в моде, какая была культура, как приблизительно выглядели женщины того времени, какие были ценности.

Когда я стала старше, я стала привозить кукол из различных поездок, мне продолжали дарить их по любым поводам, и сегодня в моей коллекции - 74 куколки! Совершенно разных!

Разумеется, я люблю их всех, но есть все-таки любимчики. Например, Ляля на фото слева и цыганка Заза. Зазу мне подарил мой любимый мужчина, заявив, что она на меня похожа. Видимо, в ней бОльшая частичка моей души, чем в остальных куколках.

Вы спросите, где я их храню? Ой, пыли, конечно, они много собирают, но я тщательно ухаживаю за своей коллекцией. Все стоят на полочках и антресолях, радуют меня и моих гостей. Приходите и вы в гости посмотреть на куколок!»

13 апреля оргкомитет конкурса рассказов «Почему я коллекционирую...» объявил победителем нумизмата Катерину Гнездилову :

«Я хочу рассказать удивительную историю о том, как я начала коллекционировать монеты разных стран. Началось это с того, что моя старшая сестра, находясь в Америке, решила сделать мне подарок. Для этого она начала собирать 25-центовые монеты, посвященные разным штатам Америки.

Первые монеты она приобрела в Вирджинии, Нью-Йорке, Флориде и так далее. Таким образом, у нее получилось 45 монет, не доставало еще 5.

У меня появилась мечта сделать коллекцию полной, и поэтому в прошлом году мы всей семьей поехали в США. В этом путешествии мы были в Вашингтоне, когда там произошло землетрясение; были в Нью-Йорке, когда к нему подходит ураган Айрин; полюбовались Ниагарским водопадом.

В результате этого путешествия нам удалось собрать недостающие пять монет и коллекция стала полной. После этого у меня появилась мечта собрать все памятные монеты мира, которые есть в обращении.

Поэтому в этом году мы всей семьей продолжим путешествовать, поедем в Европу, для того, чтобы мечта сбылась».

Журнал «Золотой червонец» благодарит всех участников конкурса рассказов «Почему я коллекционирую…» , а также поздравляет победителей, заработавших благодаря своим увлечениям по 500 рублей.

Мы искренне надеемся, что и впредь вы будете участвовать во всех акциях и конкурсах, проводимых «Золотым червонцем» .

Статьи по теме: