Что можно придумать фишкой отряда

Сплочение отряда

Материал из Летний лагеря

Перейти к: навигация, поиск

Хорошая, душевная атмосфера на отряде - основная часть вашего успеха . Более того, это именно то, к чему мы в итоге стремимся , следя за дисциплиной, проводя мероприятия. Основная задача вожатого: из сборища детей сделать Отряд (с большой буквы «О»). Отряд - дружная работоспособная команда , группа единомышленников, в которой царит дух взаимопомощи и поддержки . Атмосфера на отряде иногда важнее дисциплины. А точнее, можно даже сказать так: дисциплина - одно из средств достижения цели, атмосфера - это и есть самоцель. Если детям хорошо и уютно в отряде, то и с дисциплиной проблем не будет. При этом дети смогут на 100% показать свои творческие способности, и вообще, прожить смену, которая запомнится им на всю жизнь.

Без дружбы между собой, без общения в отряде и совместного времяпровождения, кто-то из детей будет скучать в лагере и копить недовольство. Когда вожатый всех сплотил, тогда все в любой момент найдут себе занятие. Вожатый, как бы не старался, как бы не проявлял внимание к каждому, не сдружив детей между собой, не сможет добиться чувства удовлетворения от лагеря у детей. Сплочённый отряд стирает чувство беззащитности и одиночества. Сплочение в отряде не появляется само, т. к. все разные, разные вкусы, предпочтения, жизненная позиция, интересы. Нельзя подавлять их разницу интересов, но можно организовать их общение. Обмениваясь сведениями, сверстники могут дать толчок для возникновения у одного из них интереса в той сфере, которая раньше не привлекала его внимания.

Как помочь отряду стать одним целым, одной командой, одной семьёй???

Поставить такую цель перед всеми (сказать o пользе, зачем это?)

Говорить об этом часто и утвердительно (мы одно целое, одна команда)

Давать каждому проявить себя, включать всех в деятельность. Ошибка - участие в мероприятиях одного и того же лица, только потому, что у него легко получается.

Нужно общение между всеми … много

У всех должно быть право высказаться, любое мнение принимается

Вместе украсить помещение отряда по вкусам каждого, вокруг своей кровати, на стенах

Планировать деятельность вместе

Использовать индивидуальный подход к каждому

Оказывать индивидуальную помощь

Каждому контролировать своё поведение, убрать агрессию, стеснение, научиться доверию

Работать совместно. Вместе обсуждать мероприятия, участие отряда.

Проводить «Вечернюю свечу»

Внутриотрядная жизнь. Игры на сплочение, правила и законы отряда, составленные общими усилиями.

Вместе радоваться. Общие и индивидуальные победы.

Отряд сплачивается в деятельности. Когда вместе придумали и участвовали в сценке - сдружаются, когда организованы походы - сближаются.

В одном лагере зарядку решили проводить не всем лагерем, а по отрядам. Утром вожатый будил детей, они всем отрядом делали зарядку, кричали речёвки, и чувствовали себя чем-то единым. Даже такая мелочь, как зарядка, даёт чувство единения. Необходимо всегда искать возможность общей деятельности отряда, совместного отдыха, который всех сплотит, несмотря на внутренние условия лагеря и несмотря на все различия и индивидуальности детей.

Как создать в отряде нужную атмосферу?

Строить команду с первых же дней .

Собирать детей вместе в работе , даже в мелочах мелочей (сходить куда-то, что-нибудь принести, переставить кровати…)

Обращать внимание детей друг на друга , подталкивать к завязыванию контактов. Следить, чтоб никто не изолировался.

Препятствовать образованию «кланов» - небольших замкнутых группок. Бывает, что несколько человек, давно знакомых, приезжают в лагерь вместе, селятся в одну палату, и больше ни с кем не общаются. Такие группки надо ненавязчиво разделять и разбавлять. Но дети не должны подумать, что вы имеете что-то против их дружбы.

В первые дни постоянно собирать отряд вместе , стараться не делить его. Если мальчики играют в футбол, то пусть девочки за них болеют: с плакатами, с кричалками, с такими специальными штучками, похожими на мочалки J

Проводить командные игры, где нужна взаимовыручка . Очень хорошая игра проводилась на одном из вожатских слётов: «Экстрим». Это по сути игра по станциям, но задания там специфические: нужно всей командой, куда-то пройти, где-то пролезть, при этом без дружной работы в тесном контакте просто не справиться. Некоторые вожатые называют это «верёвочный курс». Это так же используется во многих взрослых коллективах для сплочения команды (так называемый Team building)

Продумать процесс разделения на команды . Если просто сказать «делимся на 2 команды», то вы получите, скорее всего, вариант «мальчики против девочек» (вы ведь помните, что они боятся друг друга). Если команд больше, чем две, то обособятся «кланы», причём кого-то наверняка не возьмут ни в одну команду. Поэтому делить на команды, особенно в первые дни, надо хитро. Чтоб дети, сами того не замечая, Оп! - и оказались поделены на команды. Хорошо, если это происходит уже в процессе выполнения первого задания - тогда у них не будет времени, чтоб покапризничать, что им не нравится, как их поделили. В очень любимой мною «первой игре» команды вообще перемешиваются после каждого конкурса .

Общее дело .

Ничто так не сближает, как общее дело, совместное преодоление трудностей . Надо стараться создавать ситуации, где дети могут проявить заботу друг о друге.

Общее дело - это не обязательно мероприятие, которое вы проводите. Это что-то необычное, интересное, захватывающее . Фантазия вожатого всегда должна работать в этом направлении. Это должно быть как приключение , например встреча рассвета.

Вселять командный дух .

«Один за всех, все за одного!» Этот мушкетёрский девиз - как раз то, что нужно. Постоянно напоминайте детям, про то как классно, что вы все вместе, вы команда.

«Мы самый лучший отряд!» - постоянно повторяйте. Но не голословно. Находите объективные подтверждения этому. Найдите, в чём ваш отряд лучше других и постоянно акцентируйте на этом внимание, выделяйте то, чем дети могут гордиться. Очень хорошо ссылаться не мнение других вожатых. К тому, что вы их хвалите, они уже привыкли, а вот если вы скажете: «Мне тут вожатые 4-го отряда сказали, что такого классного выступления они ещё не видели!» - это уже совсем другое дело.

На дискотеке надо зажигать с детьми . Плохо когда ваши дети расползаются по углам или тусуются небольшими кучками. Сделайте большой отрядный круг , отрывайтесь в нём, и пусть другие завидуют. Мальчики обычно неохотно танцуют в кругу. Втягивайте их, подбадривайте.

Некоторые дети думают, что не умеют танцевать, и, поэтому, комплексуют. Научите их. Покажите им несколько простых движений. Мы-то с вами знаем, что уметь там нечего. Это касается и медляков. Чтоб решиться пригласить девочку, мальчик должен как минимум быть уверен, что танцевать-то он умеет.

Желательно чтобы напарник и напарница танцевали медляки вместе . Пусть не все, но большую часть. Это очень важная часть имиджа: если дети видят хорошие отношения вожатых, это очень сближает . И к тому же вы показываете пример детям, как надо делать.

Отрядные фишки .

Всем нравится выделять из толпы. Очень сближает отрядная фишка - то, что будет вас отличать от других, что будет только ваше . Тут нет предела фантазии. Можно придумать свою кричалку, и кричать её по пути в столовую, свой элемент одежды и т. д. Впрочем, не перестарайтесь : например ходить всё смену задом на перёд дети не смогут, да и не захотят. Ведь если кто-то слишком оригинальничает, он рискует показаться смешным , а этого дети боятся, как огня.

Придумайте необычное оформление отрядного уголка , а то и всего корпуса. Выберите своё отрядное место , где вы будете собираться каждый день. А можно выбраться за территорию, и там построить шалаш . Конечно, ходить туда каждый день не получится, но иногда можно. Например, можно там проводить отрядный костер. К сожалению, правила в лагере могут быть весьма строги: например, в одном лагере выводить детей за территорию вообще запрещалось, типа там клещи. Правда, там лес был прямо на территории.

Хорошо, если у вашего отряда будет какой-то свой стиль, пронизывающий всё: от названия и представления отряда, до стиля проведения зарядки. Можно создавать соответствующий антураж для всех мероприятий.

Завершение дня .

Вечерний круг, свечка, вечерний огонек, отрядный костер или любое другое тихое вечернее мероприятие. Со свечкой, с гитарой, с легендами и тихими разговорами. Это момент искренности , а это большая ценность, это то, чего всегда не хватает.

Желательно проводить каждодневный анализ дня - хотя бы просто обсудить прошедший день. В атмосфере вечернего мероприятия можно переосмыслить прошедшие событие в нужном свете, чтоб они так и запомнились.

Источник - «http://www. *****/index. php5/%D0%A1%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BE%D1%82%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%B0»

«Товарищи командиры»

Вожатый объясняет правила игры: «Вы должны выполнять то, что я скажу, если перед этим произнесены слова-обращения: «товарищи командиры»... «Товарищи командиры, поднимите правую руку... Товарищи командиры, поднимите левую руку... Хлопните в ладоши...» Кто хлопнул, выбывает из игры. Кто сможет преодолеть все препятствия, станет победителем. Теперь начинаем игру!..»

Игра в слова

Разделимся на равные группы-команды по 3—5 человек... Каждая команда загадывает сложное слово, состоящее из двух самостоятельных слов. Например, мышь-як. Команды по очереди пантомимой изображают сначала части загаданного слова, говоря номер этой части, затем все загаданное слово. Другие команды отгадывают.

Руководителю надо иметь в запасе удачные слова: человек, сено-вал, мор-як...

Музыкальный экспресс

Встаем в круг, лицами друг к другу. Ведущий начинает песню, поет или говорит один куплет. Следующий игрок продолжает куплет другой песни, без паузы между ними.

Условие. Все последующие куплеты должны содержать хотя бы одно слово из предыдущей песни.

Руки вверх!

В игре принимают участие 8 и более человек. Необходимо иметь 1 монету. Все делятся на две команды и садятся напротив друг друга за стол. Одна команда получает монету, и участники передают ее друг другу под столом. Командир противоположной команды медленно (можно про себя) считает до десяти, а потом говорит: «Руки вверх!» Игроки команды, передавшей монету, тут же должны поднять руки вверх, причем руки сжаты в кулаки. Затем командир говорит: «Руки вниз!» — и игроки должны положить руки ладонями вниз на стол. Тот, у кого монета, старается прикрыть ее ладонью.

Теперь игроки противоположной команды совещаются, решают, у кого монета. Если они отгадают правильно, монета переходит к ним, если нет — остается у той же самой команды.

Попади в шляпу

Раздайте участникам пять игральных карт, орешков в скорлупе, соломинок для питья воды и т. д. и попросите их попасть этими предметами в шляпу, стоя на определенном расстоянии от мишени.

Растопи лед

В эту игру лучше играть на природе, в хорошую погоду.

Все делятся на две команды, каждая получает по одному кубику льда (желательно, чтобы кубики были одного размера). Задача состоит в том, чтобы поскорее растопить лед. Кубик должен постоянно переходить от одного игрока другому. Участники могут греть его в руках, тереть и т. д. Побеждает команда, быстрее растопившая лед.

Первооткрыватели

Сначала участникам предлагается «открыть» новую планету — надуть как можно быстрее воздушные шары, а затем «заселить» эту планету жителями — быстро нарисовать на шарике фигурки человека фломастерами (маркерами или ручками). У кого «жителей» на планете окажется больше — победитель.

Звукооператор

Для этой игры необходимо звуковое сопровождение, и здесь не обойтись без специальных приспособлений. Для этого найдите предметы, которые могут стать источниками разных характерных звуков. Подойдут противень и металлическая ложка, лыжные ботинки и доска, чистые консервные банки, наполненные сухим горохом, кастрюлька с крышкой, свисток и др.

Кроме того, приготовьте магнитофон и пустую кассету. Теперь вы готовы к тому, чтобы сделать радиопостановку. Расскажите, например, какую-нибудь сказку. Она может начинаться так:

«Однажды мы бродили по лесу и неожиданно услышали чьи-то шаги. (Засуньте руки в ботинки, а потом тяжело и медленно перебирайте ими по доске.) Сначала шаги были тихими, но постепенно становились все громче и громче. Я обернулся и увидел огромного медведя. Я замер от страха, и тут грянул гром. (Ударьте несколько раз ложкой по противню.) Я взглянул на небо, с которого посыпались крупные капли дождя (потрясите консервной банкой с сухим горохом), а медведь раскрыл свой зонтик и пошел прочь...»

Верим, что ваша постановка будет удачной и вы дадите радиоверсию вашей сказки послушать ребятам из другого отряда.

Штирлиц

Игроки замирают в разных позах. Ведущий запоминает позы играющих, их одежду и выходит из комнаты. Играющие делают пять изменений в своих позах и одежде (не у каждого пять, а всего пять). Ведущий должен вернуть все в исходное положение. Если ведущий нашел все пять изменений, то в награду игроки исполняют какое-нибудь его желание. В противном случае нужно водить еще раз.

Брито-стрижено

Помните сказку, где жена наперекор мужу делала все наоборот? Ведущий должен будет выйти вперед и показать какое-нибудь физическое упражнение, а вам нужно будет делать все наоборот. Если ведущий поднимет руку, вы должны ее опустить; если он разведет ладони — вы сложите; он быстро махнет рукой справа налево, а вы медленно, слева направо. Кто ошибается — становится ведущим.

Кого нет и как одет?

Ведущему завязывают глаза. Один из участников выходит из комнаты. Задача водящего — когда снимут повязку, угадать, кого нет в комнате, описать подробно, во что он был одет.

Превращения

Все и всё превращается в нечто другое, но не с помощью слов, а с помощью определения целесообразности действий. Комната превращается в лес. Тогда участники — в деревья, зверей, птиц, лесорубов и т. д. А если в вокзал — значит, в чемодан, поезд, пассажиров. А если в студию — в дикторов, телеоператоров, «звезд эстрады» и т. д.

При этом кто-то может делать шумовое оформление, изобразить реквизит и т. д.

Пуговица

Положить пуговицу на указательный палец своей руки и, повернувшись к соседу по игре, предложить ему переместить пуговицу на свой указательный палец.

Пользоваться другими пальцами не разрешается. Тот, кто не удержит и уронит пуговицу, выбывает из игры.

Угадай, что я вижу!

В эту игру можно играть везде, и всюду она разгоняет скуку и доставляет удовольствие. А лучше всего она действует, отвлекая внимание, если Петя снова ссорится с Аней или Коля печально забился в угол.

Начинайте так: Вожатый. Я вижу кое-что красного цвета, чего ты не видишь.

Ребенок. Сердечки на занавесках? Вожатый. Нет.

Ребенок. Обложку Таниной тетради? Вожатый. Нет. Ребенок. Шапку Олега?

Вожатый. Нет. Ребенок. Фантик на столе? Вожатый. Да!

Поверьте, продолжаться это может до бесконечности!

Рассказ без прилагательных

Участники разбиваются на группы по 4 человека. Каждая группа получает задание написать за 10—15 минут рассказ на какую-нибудь тему («Наш лагерь», «Наша жизнь в лагере»), Но при этом в рассказе вместо определений-прилагательных должны быть оставлены пустые места. Затем группы собираются вместе и по очереди вписывают в свои рассказы прилагательные, которые наугад говорят им представители других групп. Эти прилагательные могут носить смешной (но необидный) характер. Затем зачитываются готовые рассказы, определяется самое смешное, самое оригинальное произведение. Продолжительность игры 40—50 минут.

Изготовление мягких мячиков

В ненастье можно скоротать время в помещении, делая мячики из скомканной газеты, обмотанной скотчем.

Сначала один лист газеты сжимается руками как можно сильнее. Полученный комок заворачивается во второй лист, после чего и эта масса комкается, уплотняется посильнее и т. д. Затем газетный комок обматывают широким скотчем накрест (лучше цветным — так наряднее!). Снова обматывают такими же липкими кольцами еще незакрытые участки, формируя более или менее округлый мяч.

Этими мячиками можно жонглировать или бросать друг другу, ловить, катать по полу, сбивать кегли, бросать в пустое ведро.

Можно поиграть в следующую игру.

Вратарь

Играющий как вратарь защищает участок стены от бросаемых в него мячиков. Участок должен быть не больше вытянутых вверх и вширь рук плюс 30—40 см. Иногда необходимые границы этих ворот уже есть благодаря имеющимся в стене нишам, двойной окраске... Самим же обозначить ворота лучше веревочкой, приклеенной скотчем к стене.

Метальщики выстраиваются в нескольких метрах от вратаря в колонну и метают по очереди каждый свой один мячик. Попавший в ворота тут же меняется с вратарем ролями. Победит тот, кто выстоял под большим числом бросков, для чего надо вслух их считать.

Пять камешков

Первый вариант . Взять один камешек, не коснувшись других, подкинуть вертикально вверх. При этом (и в течение всей игры) вы сидите на полу, как вам нравится, а камешек подбрасываете на 40—60 см, не выше. Пока камешек лежит, той же рукой нужно успеть поднять другой камешек и поймать подброшенный первым. Теперь один из этих камешков откладывайте в сторону и, подкидывая оставленный, описанным способом поднимайте по одному три других камешка.

Второй вариант . Подкинув один камешек, поднять сразу два и поймать подкинутый.

Отложив два любых, чтоб в ладони остался один камешек, снова его подкинуть, поднять следующие два и поймать подкинутый.

Третий вариант . Подкинуть один камешек, поднять второй и поймать первый. Отложив из игры один из них, подкинуть оставшийся и поднять разом три следующих.

Четвертый вариант. Подкинув один, поднять разом четыре камешка. Начинающим разрешается, подбросив камешек, сдвигать лежащие камешки ближе друг к другу и, не пытаясь поднять их с первого раза, ловить подброшенный. И только когда лежащие камешки, на взгляд играющего, лежат удобно для их быстрого поднимания, пока в другой раз взлетает первый камешек, их действительно стремятся поднять. Для опытных же играющих такое поэтапное сближение нужных для поднимания камешков не разрешено.

Пятый, шестой, седьмой варианты . Подкидывают, а в конце концов ловят два, три или четыре камешка, а поднимают в момент их полета по одному.

Восьмой вариант. Подкидывают пять камешков и ловят их на тыльную сторону ладони. Вновь подкидывают из предыдущего положения и стремятся все поймать в ладонь. По количеству окончательно пойманных камешков присуждают очки.

Каждый стремится выполнить без ошибок все варианты подряд. Кто ошибся, должен уступить игру следующему по очереди. Тот, у кого игра прервалась, продолжит ее, когда к нему снова вернется очередь, с того упражнения, на котором он ошибся прежде.

Дети пьют водку, дерутся с вожатыми и занимаются сексом. После рассказа студента, который проходил педагогическую практику, работая вожатым в одном из ведомственных лагерей детского отдыха, становится страшно отпускать своих чад на этот так называемый отдых.


Маленькие детки – маленькие бедки

В этом году я решительно отказался работать с 14-16-летними «пионерами», потому что такие смены похожи на сошествие в ад.
Причем с каждым годом детишки становятся все наглее и неуправляемее. Десятилетки тоже не сахар, но они хотя бы еще робеют перед
авторитетом старшего по возрасту. Вожатым старших отрядов не то что молоко за вредность – медали необходимо вручать, когда к концу
смены весь отряд остается жив. В том числе и за то, что вытерпел и сам кого-нибудь не прибил, потому что никакого педагогического терпения не хватит.

Пьют все
Это правда – в «пионерлагерях» современного пошиба пьют и вожатые, и дети. Все – тайком.
Причем пьянство и алкоголизм – это вообще «любимая» вожатская болезнь еще с советских времен.
Наш старший воспитатель, который уже лет тридцать каждое лето работает в лагере (на «гражданке» он учитель в школе),
рассказывал, что в смысле развлечений педсостава ничего не изменилось: через пару часов после отбоя, когда башибузуки
угомонятся, все собирались вокруг костра и уж, конечно, не чай попивали.
Но вот дети раньше не пили. Теперь же заблеванная постель или туалет – это обычное дело. Пить-то они не
умеют, просто хочется показать, какие взрослые. И остановить этот процесс невозможно.
Мы шмонаем тумбочки, сумки, шкафы – все равно умудряются доставать и прятать. Лагерь близко к Минску, и
оставшиеся дома товарищи привозят даже не пиво – водку. Да что там – они наловчились брагу на месте готовить.
Причем девочки пьют с не меньшей охотой, чем мальчики.
Когда эти пьяные лолиты валяются и стонут в похмелье, особенно увлекательно слушать от их родителей обвинения в
том, что их доченьки были такими положительными отличницами и ни в чем подобном замечены не были, значит,
это вожатые виноваты в том, что девочки так испортились.
Дорогие родители, вы очень-очень наивные люди, если думаете, что знаете все или хотя бы половину о ваших детях.
Они хитрые, скрытные и очень изворотливые. Поэтому ваш ребенок дома – это совсем не тот человек, что в школе, во дворе или в лагере.

Курение
Сигареты – настоящий бич современных лагерей отдыха. Начиная с 12-13 лет курят почти все.
С девочками в этом плане лучше, конечно, но не намного: желание понравиться курящим мальчикам играет
с ними дурную шутку и, чтобы влиться в компанию, они тоже начинают «смолить». Отнимаем сигареты, штрафуем
на полдники, заставляем убирать территорию лагеря, не пускаем на дискотеки – все равно курят.
Помню, к нам как-то несколько лет назад приезжала проверка из министерства образования, какой-то у них
конкурс против курения в лагерях был. Так мы чуть не на коленях умоляли «пионеров» не курить хотя бы один день,
заставили вылизать всю территорию лагеря, чтобы ни единого окурка не нашлось.
А у товарища моего был анекдотический случай перед этим мероприятием: в его отряде мальчик хорошо рисовал,
ему поручили намалевать плакатов о вреде курения, ради чего разрешили не спать на тихом часу. Приходит вожатый и видит
картину маслом: художник сидит за столиком на улице, дорисовывает плакат «Сигареты – это смерть!», не доставая сигарету из зубов.

Любовь и секс
Раньше роман в пионерлагере – это были цветочки, романтические записочки и робкий поцелуй во время прощального костра.
Сейчас детишки совершенно не тратят время на эти ненужные ухаживания.
На вечерней дискотеке теперь нужно следить, чтобы парочки не разбрелись по кустам. После отбоя – чтобы не ходили друг к
другу в палаты, потому что наличие нескольких соседей не останавливает современных акселератов. Но и патрулирование не
очень помогает – корпуса-то одноэтажные, всю ночь под окнами не простоишь (хотя бывало и такое), и «сладкие парочки» не
раз были заставаемы в процессе полового акта.
Девочки распущенные, пристают к вожатым. Но для нас это табу, отношения заводим только со своими, вожатыми, потому что
«пионерки» несовершеннолетние и от них только проблемы. А мальчики не лучше: несколько лет назад перестали ставить на старшие
отряды девушек-вожатых после попытки изнасилования одним 16-летним идиотом своей воспитательницы во время тихого часа.
В одном из соседних лагерей вообще был скандал: пятнадцатилетняя «пионерка» после двух смен подряд уехала беременная.
И теперь на отрядных сборах мы не только увещеваем воздерживаться, но и напоминаем о том, что нужно пользоваться презервативами.

Детские забавы
О каком ночном намазывании пастой может идти речь? Современным вожатым приходится только мечтать о таких невинных проказах.
Хотя был однажды случай, когда девочки все-таки намазали ребят пастой. А сейчас пасты не те, что в прошлом, они ядерные,
суперотбеливающие, напичканные химикатами всякими. В общем, одному мальчику на лбу написали пастой матерное слово из трех букв.
А кожа дала сильную аллергическую реакцию, так потом он до конца смены даже спал в бейсболке, потому что надпись не исчезала.
Пришивание нитками к матрасу или падающий потолок – тоже неинтересные нынешним «пионерам» развлечения. А вот зажать и раздеть
девочку в туалете – это пожалуйста, это сколько угодно.
Бороться с матом вообще нет никакой возможности. Старшие отряды, как в старом анекдоте, им не ругаются, они на нем разговаривают.

Лагерные мероприятия
Этим «пионерам» фиолетово все, к чему их пытаются приобщить. Они ленивые, их не интересует ничего, кроме игр в телефонах,
компьютерах или карманных игровых приставках, лежания в постели или на покрывале на свежем воздухе. Мальчишки иногда могут в футбол погонять.
Но любая попытка привлечь к чему-то часто встречает решительный отпор. Дети ссылаются на то, что приехали сюда отдыхать,
а не шишки собирать или сценки придумывать.
Каждое мероприятие – это каторга. Больше всего искренней радости вызывает просмотр телевизора – если этот пункт исключить
из программы, дети просто взбунтуются.
Нет, есть, конечно, и активные дети, которые интересуются играми, стенгазетами, соревнованиями между отрядами.
Этих мы поощряем, разрешаем не спать во время тихого часа, например, выбиваем для них двойной полдник или компот во время обеда.

Драки и склоки
Это еще одна из опасностей для вожатых старших отрядов. Дети дерутся так, что могут остаться серьезные увечья.
И девочки в этом вопросе обгоняют мальчиков.
Прошлым летом две красотки не поделили парня. Разбираться решили на крыше корпуса. И одна другую спихнула вниз.
Благо там сосновые иголки, корпус одноэтажный. Но рука была сломана.
Другая проблема – когда парни идут стенка на стенку. Причины они находят, это нетрудно – старший отряд сказал младшим:
«Эй вы, щенки!», те обиделись и вызвали обидчиков на бой. Драку предотвратить не удалось, и мало того что ходили с фингалами
и подранные, так еще и на неделю все были лишены полдников, дискотек и на отбой отправлялись на час раньше.
Что забавно, был в одном из этих отрядов мальчик, который на драку не попал, то ли к нему родители приехали, то ли еще что.
Но из чувства солидарности всю неделю сам себя наказывал так же, как были наказаны его товарищи.
На вожатском форуме читал историю про то, как десятилетка за девочками с ножиком по корпусу бегал, за что был выставлен из
лагеря моментально, потому что неизвестно, какие в этой «детке» наклонности дальше могли проявиться.

Воровство
Если раньше воровали в основном из тумбочек привезенные родителями сладости,
то теперь у детишек появилось много довольно дорогой техники – телефоны, плееры, компьютеры.
Активизируются кражи ближе к концу смены: в самом лагере не будешь ворованным пользоваться, да и прятать
особо негде – вожатые имеют право проверять все личные вещи.
Так что это только для родителей и проверяющих органов детские лагеря – райское место, где самое ужасное,
что может произойти, – это остывший ужин. А на самом деле там такой беспредел порой творится, что хочется ограничить
«лагерный» возраст 12 годами…

«Хотя мы все разные в отряде,

но мы чувствуем, что мы одна

команда, а с вожатым мы одна семья».

Дословное высказывание ребёнка

Хорошая, душевная атмосфера на отряде - основная часть вашего успеха . Более того, это именно то, к чему мы в итоге стремимся , следя за дисциплиной, проводя мероприятия. Основная задача вожатого: из сборища детей сделать Отряд (с большой буквы «О»). Отряд - дружная работоспособная команда , группа единомышленников, в которой царит дух взаимопомощи и поддержки . Атмосфера на отряде иногда важнее дисциплины. А точнее, можно даже сказать так: дисциплина - одно из средств достижения цели, атмосфера - это и есть самоцель. Если детям хорошо и уютно в отряде, то и с дисциплиной проблем не будет. При этом дети смогут на 100% показать свои творческие способности, и вообще, прожить смену, которая запомнится им на всю жизнь.

Без дружбы между собой, без общения в отряде и совместного времяпровождения, кто-то из детей будет скучать в лагере и копить недовольство. Когда вожатый всех сплотил, тогда все в любой момент найдут себе занятие. Вожатый, как бы не старался, как бы не проявлял внимание к каждому, не сдружив детей между собой, не сможет добиться чувства удовлетворения от лагеря у детей. Сплочённый отряд стирает чувство беззащитности и одиночества. Сплочение в отряде не появляется само, т. к. все разные, разные вкусы, предпочтения, жизненная позиция, интересы. Нельзя подавлять их разницу интересов, но можно организовать их общение. Обмениваясь сведениями, сверстники могут дать толчок для возникновения у одного из них интереса в той сфере, которая раньше не привлекала его внимания.

Как помочь отряду стать одним целым, одной командой, одной семьёй???

  • поставить такую цель перед всеми (сказать o пользе, зачем это?)
  • говорить об этом часто и утвердительно (мы одно целое, одна команда)
  • давать каждому проявить себя, включать всех в деятельность. Ошибка - участие в мероприятиях одного и того же лица, только потому, что у него легко получается.
  • нужно общение между всеми … много
  • у всех должно быть право высказаться, любое мнение принимается
  • вместе украсить помещение отряда по вкусам каждого, вокруг своей кровати, на стенах
  • планировать деятельность вместе
  • использовать индивидуальный подход к каждому
  • оказывать индивидуальную помощь
  • каждому контролировать своё поведение, убрать агрессию, стеснение, научиться доверию
  • работать совместно. Вместе обсуждать мероприятия, участие отряда.
  • проводить «Вечернюю свечу»
  • внутриотрядная жизнь. Игры на сплочение, правила и законы отряда, составленные общими усилиями.
  • вместе радоваться. Общие и индивидуальные победы.

Отряд сплачивается в деятельности. Когда вместе придумали и участвовали в сценке - сдружаются, когда организованы походы - сближаются.

В одном лагере зарядку решили проводить не всем лагерем, а по отрядам. Утром вожатый будил детей, они всем отрядом делали зарядку, кричали речёвки, и чувствовали себя чем-то единым. Даже такая мелочь, как зарядка, даёт чувство единения. Необходимо всегда искать возможность общей деятельности отряда, совместного отдыха, который всех сплотит, несмотря на внутренние условия лагеря и несмотря на все различия и индивидуальности детей.

Как создать в отряде нужную атмосферу?

Строить команду с первых же дней .

  • Собирать детей вместе в работе , даже в мелочах мелочей (сходить куда-то, что-нибудь принести, переставить кровати…)
  • Обращать внимание детей друг на друга , подталкивать к завязыванию контактов. Следить, чтоб никто не изолировался.
  • Препятствовать образованию «кланов» - небольших замкнутых группок. Бывает, что несколько человек, давно знакомых, приезжают в лагерь вместе, селятся в одну палату, и больше ни с кем не общаются. Такие группки надо ненавязчиво разделять и разбавлять. Но дети не должны подумать, что вы имеете что-то против их дружбы.
  • В первые дни постоянно собирать отряд вместе , стараться не делить его. Если мальчики играют в футбол, то пусть девочки за них болеют: с плакатами, с кричалками, с такими специальными штучками, похожими на мочалки J
  • Проводить командные игры, где нужна взаимовыручка . Очень хорошая игра проводилась на одном из вожатских слётов: «Экстрим». Это по сути игра по станциям, но задания там специфические: нужно всей командой, куда-то пройти, где-то пролезть, при этом без дружной работы в тесном контакте просто не справиться. Некоторые вожатые называют это «верёвочный курс». Это так же используется во многих взрослых коллективах для сплочения команды (так называемый Team building)
  • Продумать процесс разделения на команды . Если просто сказать «делимся на 2 команды», то вы получите, скорее всего, вариант «мальчики против девочек» (вы ведь помните, что они боятся друг друга). Если команд больше, чем две, то обособятся «кланы», причём кого-то наверняка не возьмут ни в одну команду. Поэтому делить на команды, особенно в первые дни, надо хитро. Чтоб дети, сами того не замечая, Оп! - и оказались поделены на команды. Хорошо, если это происходит уже в процессе выполнения первого задания - тогда у них не будет времени, чтоб покапризничать, что им не нравится, как их поделили. В очень любимой мною «первой игре» команды вообще перемешиваются после каждого конкурса .

Общее дело .

Ничто так не сближает, как общее дело, совместное преодоление трудностей . Надо стараться создавать ситуации, где дети могут проявить заботу друг о друге.

Общее дело - это не обязательно мероприятие, которое вы проводите. Это что-то необычное, интересное, захватывающее . Фантазия вожатого всегда должна работать в этом направлении. Это должно быть как приключение , например встреча рассвета.

Вселять командный дух .

«Один за всех, все за одного!» Этот мушкетёрский девиз - как раз то, что нужно. Постоянно напоминайте детям, про то как классно, что вы все вместе, вы команда.

«Мы самый лучший отряд!» - постоянно повторяйте. Но не голословно. Находите объективные подтверждения этому. Найдите, в чём ваш отряд лучше других и постоянно акцентируйте на этом внимание, выделяйте то, чем дети могут гордиться. Очень хорошо ссылаться не мнение других вожатых. К тому, что вы их хвалите, они уже привыкли, а вот если вы скажете: «Мне тут вожатые 4-го отряда сказали, что такого классного выступления они ещё не видели!» - это уже совсем другое дело.

На дискотеке надо зажигать с детьми . Плохо когда ваши дети расползаются по углам или тусуются небольшими кучками. Сделайте большой отрядный круг , отрывайтесь в нём, и пусть другие завидуют. Мальчики обычно неохотно танцуют в кругу. Втягивайте их, подбадривайте.

Некоторые дети думают, что не умеют танцевать, и, поэтому, комплексуют. Научите их. Покажите им несколько простых движений. Мы-то с вами знаем, что уметь там нечего. Это касается и медляков. Чтоб решиться пригласить девочку, мальчик должен как минимум быть уверен, что танцевать-то он умеет.

Желательно чтобы напарник и напарница танцевали медляки вместе . Пусть не все, но большую часть. Это очень важная часть имиджа: если дети видят хорошие отношения вожатых, это очень сближает . И к тому же вы показываете пример детям, как надо делать.

Отрядные фишки .

Всем нравится выделять из толпы. Очень сближает отрядная фишка - то, что будет вас отличать от других, что будет только ваше . Тут нет предела фантазии. Можно придумать свою кричалку, и кричать её по пути в столовую, свой элемент одежды и т.д. Впрочем, не перестарайтесь : например ходить всё смену задом на перёд дети не смогут, да и не захотят. Ведь если кто-то слишком оригинальничает, он рискует показаться смешным , а этого дети боятся, как огня.

Придумайте необычное оформление отрядного уголка , а то и всего корпуса. Выберите своё отрядное место , где вы будете собираться каждый день. А можно выбраться за территорию, и там построить шалаш . Конечно, ходить туда каждый день не получится, но иногда можно. Например, можно там проводить отрядный костер. К сожалению, правила в лагере могут быть весьма строги: например, в одном лагере выводить детей за территорию вообще запрещалось, типа там клещи. Правда, там лес был прямо на территории.

Хорошо, если у вашего отряда будет какой-то свой стиль, пронизывающий всё: от названия и представления отряда, до стиля проведения зарядки. Можно создавать соответствующий антураж для всех мероприятий.

Фишки отряда нужно делать так чтобы было интересно и "кайфово" детям. Вот примеры "кайфовых" фишек:

  • Различные кричалки:
    1. Пока идем в столовую.
    2. В столовой можно кричать это: "Мммм гречка" , " Ооооо супец!" , "Какие вкусные печеньки!" , " Спасибо поварам" или банальное " Всем-всем приятного аппетита ".
    3. На дискотеках когда проблемы и музыка отключается можно кричать: " Ооп! Давай - давай, ООП! Давай музыку врубай!"

Ну и все в этом духе.

  • Рисовать и развешивать мотивационные плакаты с подписью отряда по лагерю. В месте где моют руки перед столовой можно повесить плакат о том как важно мыть руки.
  • На лагерных перекличках кричать что-то интересное: - 7 отряд? - Бум! Бум! Бум! Мы в здании!!!
  • По территории лагеря не банально ходить под ручку в парах а с музыкой весело, задорно, танцуя под музыку. Сейчас портативная колонка для вожатого это не редкость.
  • Так же с музыкой, дурачясь с напарниками можно будить детей. Они просыпаются с позитивом и готовы быстро встать. Но бывают и такие дети к которым нужно заваливаться в комнату и ОРАТЬ над его кроватью.
  • Но главное не переборщить с фишками. Передозировка фишек грозит усталостью детей, и так же дети на 7 день активных фишек могут просто на них забить.

Завершение дня .

Вечерний круг, свечка, вечерний огонек, отрядный костер или любое другое тихое вечернее мероприятие. Со свечкой, с гитарой, с легендами и тихими разговорами. Это момент искренности , а это большая ценность, это то, чего всегда не хватает.

Желательно проводить каждодневный анализ дня - хотя бы просто обсудить прошедший день. В атмосфере вечернего мероприятия можно переосмыслить прошедшие событие в нужном свете, чтоб они так и запомнились.

Статьи по теме: