Дать определение карта почва глобус вещества. «Глобус модель Земли. Географическая карта. Метапредметные задачи урока

  • 1. 17.09.05 г. 4 «Б» класс
  • 2. Тема «Мир глазами географа. Глобус и географическая карта».
  • 3. Цель и задачи урока: а) сформулировать представление о глобусе и географической карте. Закрепить умение работать с картой и глобусом.
  • б) развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • 4. Содержательный компонент урока:
    • -материал соответствует требованиям программы и поставленной цели;
    • -информативная ёмкость урока значительная: большой объем теоретического и фактического материала. Поэтому необходимо в ходе урока подробнее останавливаться на новых понятиях, совместно с учениками делать выводы.
    • -в процессе урока были использованы все принципы дидактики: обучающая, развивающая, воспитательная.
    • -тип урока - раскрывающий содержание темы.

Структура урока:

  • 1) организационный момент - 3 мин.
  • 2) проверка домашнего задания (индивидуальная работа по определению созвездий - устно, тест «Звездное небо» - письменно) - 10 мин.
  • 3) объяснение нового материала (изучение карты полушарий и глобуса, заполнение схем, работа с учебником, в ходе объяснения беседа с классом) - 22 мин.
  • 4) подведение итогов (выводы по новому материалу, выставление оценок).

Домашнее задание записано на доске.

Структура урока разрабатывалась в соответствии с целями урока, принципами дидактики, содержанием учебного материала.

  • 5. Методический компонент урока
  • - в соответствии с целью урока, содержанием учебного процесса, принципами дидактики были использованы следующие методы обучения:
    • а) словесный (рассказ, объяснение, беседа)
    • б) печатно-словесный (работа с учебником)
    • в) наглядный (использовались глобус и карта полушарий).

В ходе урока наиболее эффективным оказался наглядный и словесный методы.

Критерии оценки учащихся:

«5» - материал излагается в полном объеме. Ученик демонстрирует навыки самостоятельного анализа, умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и процессами, хорошо развитую речь.

«4» - материал излагается не достаточно большом объеме, чтобы судить о том, что он усвоен. Ученик демонстрирует навыки анализа, однако это вызывает у него определенные затруднения. Изложение материала развернуто, но встречаются некоторые неточности.

«3» - ученик указывает достаточные знания, но они не носят системного характера. Навыки анализа и систематизации знаний отсутствуют. Речь бедна.

6. Деятельность преподавателя.

В начале урока преподавателем были обозначены цели и задачи урока, что сориентировало учащихся на усвоение нового материала. В ходе объяснения нового материала преподаватель пытался установить обратную связь с учащимися, подтверждая теоретические рассуждения наглядностями (глобусом, картой). Резюмируя, преподаватель неоднократно обращался с вопросами к учащимся. Вопросы были направлены на: воспроизведение материала, понимание, применение. Задавались учащимся дифференцировано. Вопросы задавались разной степени сложности. Ответы по качеству были разные, в зависимости от успеваемости ученика.

7. Деятельность учащихся.

Учащиеся проявили живой интерес пир проведение урока. Учитель давал возможность учащимся самостоятельно формулировать выводы по ходу урока, сильных затруднений эта работа не вызывала у ребят.

Поставленные цели и задачи урока достигнуты.

Урок прошел динамично, в хорошем темпе.

Конспект урока.

  • 1. Сформулировать представление о географии, о глобусе и географической карте.
  • 2. Карточки с индивидуальным заданием раздаются каждому ученику с изображением созвездий и их названиями, нужно соотнести созвездие к названию. Далее пишем тест «Звездное небо»(8)
  • - Выбери верное утверждение:
    • 1. Галактика, в которой мы живем, называется…
    • а) туманность Андромеды;
    • б) большое Магелланово облако;
    • в) млечный путь.
    • 2. Звезда - это…
    • а) раскаленный газовый шар;
    • б) холодный шар, состоящий из твердых веществ.
    • 3. Созвездия - это …
    • а) группы звезд, изменяющие свои очертания;
    • б) группы звезд, не изменяющие свои очертания.
    • 4. Звезда Сириус находиться в созвездии…
    • а) скорпион;
    • б) большой пес;
    • в) большая медведица;
    • г) телец.
    • 5. Полярная звезда всегда находится на…
    • а) юге;
    • б) западе;
    • в) севере;
    • г) востоке.
    • 6. Самые яркие звезды имеют… цвет:
      • а) красный;
      • б) голубой;
      • в) желтый;
      • г) белый.

Ответы к тесту: 1)в, 2)а, 3)б, 4)в, 5)б, 6)в.

3. Сегодня мы посмотрим на мир глазами географов. Нам предстоит выяснить, что такое география. Прочитайте, что об этом говориться на стр.22 учебника.

География - это наука о земле. В переводе с греческого она означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «ге» - земля и «графо» - пишу. Географы - это специалисты по географии. География объясняет, почему земля такая круглая, почему в одних районах лежит снег, а в других - жаркое лето, почему в одних странах ловят рыбу, а в других добывают нефть.

Какие изобретения человека помогают нам путешествовать по планете? Это глобус и географическая карта.

Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого. На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий - это вода, желтый, коричневый, зеленый - суша, белый - лед. Глобус покрыт линиями, будто сеткой. При вращении на месте остаются полюса: северный и южный.

Главный пояс земли - это экватор. Остальные горизонтальные линии расположены относительно друг друга, их называют параллелями. Вертикальные линии, соединяющие полюса, называются меридианами. На глобусе указаны материки и океаны. Сколько океанов на земном шаре? Назовите, (тихий, атлантический, индийский, северный ледовитый). Что вы можете сказать о материках? Материков шесть: Евразия, Африка, северная Америка, южная Америка. О создании глобуса вы прочитаете в учебнике на стр.24. Так как глобусом пользоваться в путешествие неудобно, люди придумали изображать поверхность земли на плоскости, т. е. изобрели географическую карту. Перечислите уже известные вам карты (физическая, политическая, карта полушарий). Обратите внимание на масштаб карты, он нам показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте.

  • 4. Опрос: а) что изучает, география и почему её так назвали?
  • б) какие географические карты вам известны?
  • в) расскажите о сходствах и различиях глобуса и карты полушарий.
  • г) что такое масштаб карты?
  • 5. Д/з: стр.22-29.

Ответить на вопросы «Проверь себя».

Выполнить задания 1, 2.

Глобус - это точная, но уменьшенная в миллионы раз копия нашей планеты. Без этой модели весьма сложно представить себе такую науку, как география. Глобус "изобрели" еще в XV веке, но и сегодня он активно используется в различных сферах человеческой жизни.

Что такое глобус?

Следует признать, что первым картографическим изображением поверхности Земли была карта. Вернее, это был рисунок местности, начерченный на стене пещеры. Глобусы появились намного позже, когда человек осознал масштабы нашей планеты и выяснил, что она имеет шарообразную форму.

Что такое глобус? Каковы основные свойства этого способа изображения земной поверхности?

Ответ на вопрос "что такое глобус" должен знать каждый школьник. В переводе с латыни слово globus означает "шар". Таким образом, глобус - это изображения земной поверхности, при котором сохраняется геометрическая форма нашей планеты, а также все линии, площади и контуры изображаемых объектов. Единственное уточнение: все это уменьшается в миллионы раз.

По сравнению с географической картой на глобусе все искажения земной поверхности минимальны. Материки, океаны, моря и острова на нем полностью соответствуют их расположению на Точно наносить все географические объекты на глобус помогает градусная сетка, состоящая из линий

Свойства и использование глобуса

К основным свойствам глобуса следует отнести следующие:

  • сохраняется шарообразность Земли;
  • сохраняется взаимное расположение полюсов, параллелей и меридианов;
  • масштаб одинаков на всех участках модели;
  • формы всех фигур на земной поверхности не искажаются.

На протяжении XVII-XVIII веков глобусами активно пользовались мореплаватели, путешественники и первооткрыватели. Сейчас же они применяются исключительно в научной и образовательной (намного чаще) деятельности. Глобус школьный является неотъемлемым атрибутом любого кабинета географии.

История глобуса

Древнейший глобус, который сохранился до наших дней, датируется 1492 годом. Его создал - немецкий ученый и путешественник. За основу он взял данные Птолемея и Тосканелли. Глобус Бехайма хранится в музее в Нюрнберге. Так как Америка на то время еще не была открыта, на ее месте Бехайм изобразил восточную оконечность Азии, а также множество не существующих островов.

Однако самый первый глобус, согласно письменным античным упоминаниям, был изготовлен 1700 лет назад. Его автором стал ученик Аристотеля - древнегреческий мыслитель Кратес. Он создал шарообразную которая, однако, не дошла до наших дней. Но другие античные философы описывают, что на ней была изображена сплошная суша, разделенная на четыре части двумя перпендикулярно пересекающимися реками.

Разновидности глобусов

  • малые (до 60 см в диаметре);
  • средние (от 60 до 120 см);
  • большие (свыше 120 см в диаметре).

Кроме земных, также существуют глобусы других небесных тел Солнечной системы (Луны, Марса, Меркурия и т. д.), а также звездного неба. Шарообразные модели нашей планеты также могут изготавливаться из разных материалов. Это может быть пластик, бумага, стекло или камень.

Заключение

Итак, что такое глобус? Теперь вы с легкостью сможете ответить на этот вопрос. Это модель Земли, которая в точности повторяет её форму, не искажая при этом площади и контуры объектов на всех участках поверхности. Считается, что самый первый глобус создал немецкий ученый Мартин Бехайм в 1492 году. Однако самые ранние упоминания о подобных приборах датируются еще третьим столетием до нашей эры.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Описание слайда:

Слайд 21

Описание слайда:

Слайд 22

Описание слайда:

Слайд 23

Описание слайда:

Слайд 24

Описание слайда:

Слайд 25

Описание слайда:

Слайд 26

Описание слайда:

Слайд 27

Описание слайда:

Слайд 28

Описание слайда:

Слайд 29

Описание слайда:

Слайд 30

Описание слайда:

Слайд 31

Описание слайда:

Слайд 32

Описание слайда:

Слайд 33

Описание слайда:

Слайд 34

Описание слайда:

Слайд 35

Описание слайда:

Слайд 36

Описание слайда:

Слайд 37

Описание слайда:

Слайд 38

Описание слайда:

Слайд 39

Описание слайда:

Слайд 40

Описание слайда:

Слайд 41

Описание слайда:

Слайд 42

Описание слайда:

Слайд 43

Описание слайда: Описание слайда:

Природные и социальные ориентиры Природные ориентиры. Стороны горизонта определяют по звездам (Полярная звезда показывает направление на север). Днем можно определить стороны горизонта при помощи часов и Солнца: на часах надо выставить местное время, направить часовую стрелку на Солнце, разделить пополам угол между стрелкой и числом 12 на циферблате. Полученная линия укажет направление север - юг (до полудня юг будет справа от Солнца, после полудня - слева). Таким же образом определяются стороны горизонта по часам и полной Луне. Большинство из растений являются своеобразными «компасами»: мхи и лишайники располагаются на северной стороне деревьев и камней, кора деревьев грубее и чернее с северной стороны. Муравейники стоят с южной стороны деревьев, а на хвойных деревьях смола обильнее накапливается с южной стороны, ветви отдельно стоящих деревьев длиннее также с южной стороны. Социальные ориентиры. Алтари и часовни православных и лютеранских церквей обращены на восток, алтари католических церквей - на запад, буддийские пагоды обращены фасадами на юг.

Слайд 45

Описание слайда:

Слайд 46

Описание слайда: Описание слайда:

Абсолютная высота (от лат. absolutus -независимый) - расстояние в метрах по вертикали от заданной точки на поверхности Земли до среднего уровня поверхности океана (моря). Абсолютная высота (от лат. absolutus -независимый) - расстояние в метрах по вертикали от заданной точки на поверхности Земли до среднего уровня поверхности океана (моря). В России абсолютная высота исчисляется от нуля футштока в Кронштадте (порт в Ленинградской области на о. Котлин, Балтийское море). Она бывает положительной (местность лежит выше уровня океана) и отрицательной (местность расположена ниже уровня океана). Положительную абсолютную высоту имеет большая часть суши. Примеры отрицательной абсолютной высоты встречаются на суше реже: впадина Каттара, Африка (-133 м), Долина Смерти, Северная Америка (-85 м). Неровности земной поверхности, т.е. рельеф и воды на географических картах отображают двумя способами: с помощью горизонталей (изогипсы -от греч. hýpsos - высота) - показывают линии с одинаковой абсолютной высотой и изобат (от греч. bathos - глубина) - показывают линии одинаковой глубины. Для определения абсолютных высот и глубин на физических картах помещают шкалу высот и глубин. Следует отметить, что при повышении высот от 0 м и более, цвет поверхности на физической карте меняет оттенок со светло-зеленого (равнины) до темно-коричневого (высокие горы). При увеличении глубины цвет поверхности также меняется с голубоватого (0 м) до темно-синего (глубочайшие впадины и желоба). Следовательно, высоту или глубину на физической карте определяют по оттенку цвета, находящемуся в спектре.

Слайд 49

Описание слайда:

Слайд 50

Описание слайда:

Слайд 51

Описание слайда:

Слайд 52

Описание слайда:

Слайд 53

Описание слайда:

Слайд 54

Описание слайда:

Всю жизнь эти два предмета идут рядом, и всегда они удивляют своей непохожестью. С одной стороны и то, и другое — всего лишь уменьшенная , а с другой — целый пласт в истории развития .

Правда, тут тоже надо быть аккуратным. Ведь стандартные глобусы в тридцать, а то и в восемьдесят миллионов раз меньше реальной планеты, так что область, покрытая пальцем, может включить в себя несколько островов или даже стран.

Так что если всерьез решили узнать, куда лучше направиться, то стоит использовать глобус, изготовленный к Парижской выставке 1889 года. Он то всего чуть меньше земного шара. В какой-то миллион раз. Тут не промахнешься.

Безусловно, появился куда позже, чем карты, но успел получить свою долю популярности. Будучи впервые изготовленным в 1492 году, он успел пригодиться и для мореплавания, и для школьного учебного пособия, хотя в последнее время в качестве пособия его используют куда чаще.

Нужно отметить, что название Глобус появилось не случайно, хотя тот, кто придумал его, не отличался бурной фантазией. Глобус с латыни переводится как шар. Да, просто шар — ёмко и понятно.

Остается нерешенным только один вопрос. Если взять глобус и карту с одинаковым и наклеить карту на глобус, то совпадут ли горы и реки? Любопытно? Ну тогда можете попробовать. Хотя лучше сначала спросить у учителя.

«Глобус – модель Земли.

Географическая карта»

6 класс
Запишите число и тему урока в тетрадь


  1. Форма и размеры Земли
Люди давным-давно догадывались, что Земля, на которой они обитают, похожа на шар. Одним из первых высказал мысль о шарообразности Земли древнегреческий математик и философ Пифагор (ок. 570-500 до н. э.) (рис.1).


Величайший мыслитель древности Аристотель, наблюдая лунные затмения, подметил, что край земной тени, падающей на Луну, всегда имеет круглую форму. Это и позволило ему с уверенностью судить о том, что каша Земля шарообразна (рис.2). Теперь же, благодаря достижениям космической техники, все мы (и не раз) имели возможность любоваться красотой земного шара по снимкам, сделанным из космоса.


Уменьшенным подобием Земли, ее миниатюрной моделью является глобус. Чтобы узнать длину окружности глобуса, достаточно обернуть его питью, а затем определить длину этой нити. Но огромную Землю с мерной лентой по меридиану или экватору не обойдешь. Да и в каком бы направлении мы ни стали ее измерять, на пути обязательно появятся непреодолимые препятствия - высокие горы, непроходимые болота, глубокие моря и океаны...
Сегодня мы узнаем:


  • Кто измерил Землю?

  • Когда и где появился первый глобус.

  • Чем географическая карта отличается от плана местности.

  • Какие бывают карты.

  • Как измерять расстояния с помощью географической карты.

А можно ли узнать размеры Земли, не измеряя всей ее окружности? Конечно, можно.


Известно, что в окружности 360 градусов. Поэтому, чтобы узнать длину окружности, в принципе достаточно измерить точно длину одного градуса и результат измерения умножить на 360.

Первое измерение Земли таким способом произвел древнегреческий ученый Эратосфен (ок. 276-194 до н. э.), живший в египетском городе Александрии, на берегу Средиземного моря (рис.3).




С юга в Александрию приходили караваны верблюдов. От сопровождавших их людей Эратосфен узнал, что в городе Сиене (нынешнем Асуане) в день летнего солнцестояния Солнце в полдень находится над головой. Предметы в это время не дают никакой тени, а солнечные лучи проникают даже в самые глубокие колодцы. Стало быть, Солнце достигает зенита.
Путем астрономических наблюдений Эратосфен установил, что в этот же самый день в Александрии Солнце отстоит от зенита на 7,2 градуса, что составляет ровно 1/50 часть окружности. (В самом деле: 360: 7,2 = 50.) Теперь, чтобы узнать, чему равна окружность Земли, оставалось измерить расстояние между городами и умножить его на 50 (Рис.4).

Рис.4. Измерение земной окружности Эратосфеном

Но измерить это расстояние, пролегающее по пустыне, Эратосфену было не под силу. Не могли измерить его и проводники торговых караванов. Они лишь знали, сколько времени тратят их верблюды на один переход, и считали, что от Сиены до Александрии 5000 египетских стадий. Значит, вся окружность Земли: 5000 * 50 = 250 000 стадий.
К сожалению, мы не знаем точно длину египетской стадии. По некоторым данным, она равна 174,5 м, что дает для земной окружности 43 625 км. Известно, что радиус в 6,28 раза меньше длины окружности. Получалось, что радиус Земли, по Эратосфену 6943 км. Вот так более двадцати двух веков тому назад впервые были определены размеры земного шара.

В связи с развитием знаний о Земле представления о ее разме­рах и форме получили четкие доказательства.

В настоящее время научно доказано, что Земля имеет размеры:

Экватор - 40 075 км

Меридиан - 40 009 км

Окружность - 40 000 км

Экваториальный радиус - 6378 км

Полярный радиус - 6357 км. (смотрите рис.5)

Зарисуем карандашом рисунок


СП

а) Экваториальный радиус.

б) Полярный радиус.

ЮП

Рис.5. Форма и размеры Земли


  • Исходя из этих данных, скажите, Земля имеет форму идеаль­ного шара? (Нет.)

  • Почему?

  • На сколько экваториальный радиус длиннее полярного?
(6378 км - 6357 км=21 км)

  • В районе чего сплюснута Земля? (У полюсов.)
Из-за вращения вокруг своей оси и возникающей при этом центробежной силы, Земля немного сплюснута у полюсов. Такой равномерно сплюснутый у полюсов шар называется сфероидом или эллипсоидом вращения. Однако фигура Земли сложнее. Она отклоняется от правильной формы сфероида из-за неоднородного строения недр, неравномерного распределения масс. Истинная геометрическая фигура Земли была названа - гео­идом (т.е. «землеподобным»). Первым предположил, что Земля – не шар, английский физик Исаак Ньютон (рис.6).


Задание: Запишите недостающие данные в таблицу «Общие сведения о Земле».

Форма и размер Земли имеют большое географическое значе­ние. Шарообразная фигура Земли обусловливает уменьшение угла падения солнечных лучей на земную поверхность от экватора к полюсам и как следствие этого явления - образование нескольких тепловых поясов (рис.7).


Тепловые пояса, в свою очередь, наряду с други­ми факторами (размерами и массой Земли, определенного расстоя­ния ее от Солнца) обусловливают закономерное изменение при­родных процессов и явлений по направлению от экватора к по­люсам (рис.8).

Рис.9. Карта тепловых поясов Земли

Размер и масса Земли предопределяют такую силу земного притяжения, которая удерживает атмосферу определенного состава и гидросферу, без которых невозможна жизнь.

Важно и расстояние Земли от Солнца. При более близком по­ложении Земли к Солнцу, чем теперь, она могла бы превратиться в раскаленную пустыню, при более отдаленном - приобрести посто­янный ледяной панцирь.


  1. Глобус – модель Земли
Глобус - объемная модель Земли. Он показывает шарообраз­ную (геоидную) форму нашей планеты (рис.10).

Рис. 10.


На глобусе материки, океаны, острова, реки, и другие объекты Земли изображаются в неискаженном виде, сохраняя свою форму, длину, площадь, в отличие от карт. Направления на глобусе совпадают с направлениями на Земле.

Считают, что первый глобус был изготовлен немецким географом и путешественником Мартином Бехаймом в 1492 году (рис.11).

Рис. 11.
У глобуса всюду один и тот же масштаб, который обычно над­писывается в южной части Тихого океана. Масштабы школьных глобусов весьма мелкие: 1:50 000 000, т. е. в 1 см - 500 км, истин­ное расстояние на нем уменьшено в 50 000 000 раз. Для определе­ния расстояния на глобусе надо ниткой или полоской бумаги изме­рить расстояние между заданными пунктами и, зная масштаб гло­буса, вычислить истинное расстояние (можно также с помощью масштабной линейки).

В Кунсткамере экспонируется Большой Готторпский глобус. Один из первых в мире планетариев, он уникален по размерам и конструкции, позволяющей внешнему глобусу с картой земной поверхности и внутреннему планетарию с картой звездного неба вращаться одновременно (рис.12).

Рис.12. Большой Готторпский глобус – первый в мире глобус-планетарий


Глобус был создан в 1654–1664 годах под руководством А. Олеария в городе Готторпе, резиденции герцога Голштинского, и подарен Петру I в ходе Северной войны (рис.13).


В 1717 году глобус поместили в башню строящегося здания Кунсткамеры. Во время пожара 1747 года он сильно пострадал, поверхность его была уничтожена. Благодаря работе русских мастеров XVIII века, современных реставраторов, исследователей и хранителей посетители музея сегодня могут разделить гордость и восхищение, которые вызывал этот уникальный памятник у людей прошлых веков.


  1. Географическая карта
Глобус обладает многими достоинствами. Но у него есть два серьезных недостатка, которые не позволяют применять его во всех необходимых случаях.

Все глобусы мелкомасштабны. Это свойство глобусов не позволяет получить крупномасштабные изображения.

Например, нам необходимо картографическое изображение России в масштабе 1: 10 000 000 (в 1см 100 км). Глобус такого масштаба имел бы диаметр 1290 см. Очевидно, что пользоваться таким большим глобусом очень неудобно.

Гораздо удобнее пользоваться географическими картами - это уменьшенное изображение поверхности Земли или ее частей на плоскости при помощи условных знаков.

Запишите это определение в тетрадь
И так, мы выяснили основные преимущества географических карт. Карта показывает размещение и состояние различных природных и общественных явлений. В зависимости от того, что изображено на картах, они носят различные названия. Карты классифицируются по различным признакам .

С одной из классификаций Вы уже знакомы. Это классификация крат по масштабу изображаемой территории.

По масштабу : крупномасштабные (1: 10 000 - 1: 100 000), среднемасштабные (1: 200 000 - 1: 1 000 000) и мелкомасштабные карт (мельче 1: 1 000 000). Масштаб определяет соотношение между реальными размерами объекта и размерами его изображения на карте. Зная масштаб карты (он всегда указывается на ней), можно при помощи несложных вычислений и специальных измерительных средств (линейки, курвиметра) определить размеры объекта или расстояние от одного объекта до другого (рис. 14).




По охвату территории географические карты делят на мировые, карты материков и частей света, регионов мира, отдельных стран и частей стран (областей, городов, районов и т.п.).

Зарисуем схему в тетрадь



Рис.15. Физическая карта полушарий (масштаб 1: 80 000 000)

(http://www.mapsmaps.ru )

Рис.16. Физическая карта мира (http://www.200stran.ru )


Рис.17. Физическая карта Африки (масштаб 1: 30 000 000)

(http://www.mapsmaps.ru )


Рис. 18. Физическая карта Австралии и Океании (масштаб 1: 60 000 000)

(http://www.mapsmaps.ru )

Рис. 19. Карта Великобритании (масштаб 1: 10 000 000)

(http://gbritan.akvilon.info )

Рис.20. Карта Германии (масштаб 1: 5 000 000)

(http://www.t-pro.ru )
По содержанию карты подразделяют на общегеографические и тематические. Тематические карты делят на физико-географические и социально-экономические. Физико-географические карты используют для того, чтобы показать, например, характер рельефа земной поверхности или климатические условия на определённой территории. Социально-экономические карты показывают границы стран, расположение дорог, промышленных объектов и т.д

Зарисуем схему в тетрадь


Примерами тематических карт являются: климатическая карта мира (рис.22), политическая карта мира (рис.23).

Рис.22. Климатическая карта мира (масштаб 1: 100 000 000)

(http://www.200stran.ru )

Рис.23. Политическая карта мира (масштаб 1: 100 000 000)

(http://www.200stran.ru )
Задание: с помощью учебника заполнить таблицу:


Виды географических карт

Что на них изображено

  • Физическая карта полушарий

Вся поверхность нашей планеты: рельеф, реки, озёра, моря, города.

  • Физическая карта России

Наша страна и прилегающие к ней территории.

  • Политическая карта мира

Страны мира и их столицы.

  • Топографическая карта

Небольшие участки земной поверхности.

  • Контурные карты

Очертания материков, морей, озёр, рек, кружочками показано местоположение городов.

  • Глобус

Как расположены материки, океаны, моря и другие географические объекты.

  1. Масштаб географических карт
Расстояния между объектами по географическим картам, определяются точно также как и по планам местности – при помощи масштаба. Если нам необходимо узнать расстояние между двумя объектами (городами), мы можем измерить его с помощью линейки. Для измерения протяженности дорог, рек и т.д. используют нить. Её прикладывают к измеряемому объекту, ставят пометку карандашом, а затем измеряют длину получившегося отрезка и умножают на масштаб.

Например:

Нам нужно узнать по чему равно расстояние между двумя городами Москвой и Парижем.


  1. Мы открываем физическую карту полушарий в атласе, читаем масштаб карты (например: в 1 см 950 км).

  2. Находим заданные объекты на карте (Москва, Париж).

  3. Измеряем расстояние при помощи линейки (3 см).

  4. Расстояние в сантиметрах умножаем на масштаб карты и получаем искомое расстояние (3 см х 950 км = 2 850 км).
Задание1. Откройте физическую карту полушарий в атласе. Прочтите масштаб этой карты. По карте полушарий с помощью линейки определите приблизительно кратчайшее расстояние (в километрах) между:

1) Африкой и Австралией

В) 9 000 км;

Г) 15 000 км.


2) Москвой и Берлином:

Б) 2 000 км;

Г) 500 км.
3) Дели и Пекином:

А) 3 800 км;


Задание 2. Откройте физическую карту России в атласе. Прочтите масштаб этой карты. По карте полушарий с помощью линейки определите приблизительно кратчайшее расстояние (в километрах) между:

1) Москвой и Архангельском

Б) 1 000 км;

Г) 2 500км.
2) Москвой и Тюменью

Б) 10 000 км;

Г) 1 800км.


  1. Условные знаки географических карт
Карта - модель реального мира, о котором она повествует своим, особым языком. С помощью графических символов - условных знаков - карта рассказывает о расположении объектов, их форме и размерах, дает качественные и количественные характеристики.

Ознакомьтесь с основными условными знаками географических карт (рис.24).

Выделяют три группы условных знаков: точечные, линейные и площадные. Точечные условные знаки внемасштабны, их размеры на карте всегда больше реальных размеров объектов на местности. Это могут быть отдельные сооружения, например, заводы, мосты, месторождения полезных ископаемых и пр. Кружками обозначают населённые пункты, а звёздочками - электростанции. Иногда точечные условные знаки напоминают силуэт какого-либо объекта, например, упрощённый рисунок самолёта показывает аэродром, а палатки - кемпинг.

Линейными условными знаками отмечают линейные объекты - границы, дороги, реки, разломы и т.д. Цветом и толщиной линий обозначают качественные и количественные характеристики изображаемых объектов, например тип береговой линии, тёплые или холодные атмосферные фронты.

Площадные условные знаки применяются для изображения лесных массивов, озёр, по ним всегда можно определить точную площадь объекта.

Изолиниями (от греч. isos - равный, одинаковый - прим. от geoglobus.ru) называются линии, соединяющие точки с одинаковым показателем какого-либо явления. С их помощью на картах показывают непрерывные, плавно изменяющиеся явления - повышение или понижение рельефа местности, поля давления или температуру воздуха. Чтобы построить изолинии, на карту надо сначала нанести показания изучаемого явления в точках наблюдений, а потом с помощью интерполяции провести линии равных значений. В зависимости от того, что именно характеризуют изолинии, они бывают нескольких видов. Например, изогипсы соединяют точки с одинаковой высотой (на топографических картах они называются горизонталями), изотермы - точки с одинаковой температурой; изобары - с одинаковым атмосферным давлением, а изотахи - с одинаковой скоростью ветра. Для наглядности промежутки между линиями иногда закрашивают так, чтобы интенсивность цвета отражала увеличение или уменьшение показателя.

Способ качественного фона применяется для изображения качественных различий явлений, имеющих сплошное распространение. Этим способом на политической карте показывают государства, на геологической - возраст горных пород, на почвенной - типы почв и т.д.

Шкала высот и глубин, которая расположена под нижней рамкой карты, тоже является примером качественного фона (рис.25). Зелёный цвет – низменности, темно-коричневый – горы.

Рис. 24. Условные знаки карты (http://geography.su )

Рис. 25. Изображение рельефа на географических картах

(http://geography.su )

Нам необходимо выяснить основные отличия плана местности от географической карты.

Зарисуем следующую таблицу


Теперь применим теоретические знания на практике.

Необходимо выполнить следующие задания.
Задание 1. Выберите правильный ответ.

Как называется уменьшенная модель Земли?

Б) топографическая карта;

В) глобус;


Задание 2. Выберите правильный ответ.

Географическая карта – это:

А) уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли (или других планет), выполненное на плоскости с помощью условных знаков в определенном масштабе;

Б) шарообразная модель Земли с изображением очертаний суши и водного пространства;

В) изображение небольшого участка земной поверхности в крупном масштабе.
Задание 3. Выберите правильный ответ.

Кем был изготовлен самый первый глобус?



Задание 4. Выберите правильный ответ. Земля имеет форму:

Задание 5. Выберите правильный ответ. Площадь поверхности Земли равна:

Задание 6. Выберите правильный ответ. Длина экватора равна:

Задание 8. Выберите правильные утверждения:

А) На географических картах объекты земной поверхности обозначаются исключительно словами.

Б) На географических картах объекты земной поверхности обозначаются специальными условными знаками.

В) На карте полушарий зелёным цветом обозначаются леса.

Г) На карте полушарий зелёным цветом обозначаются низменности.
Задание 9. Выберите из списка географические объекты, которые есть на плане местности, но нет на карте полушарий:

А) озёра и реки;

Б) болота и моря;

В) пашни и сады;

Г) овраги и кустарник.

Задание 10. Выберите наиболее крупный масштаб:

А) 1: 1 000 000;

Задание 11. Выберите правильный ответ. Примером тематической карты является:

А) политическая карта мира;

Б) физическая карта полушарий;

В) физическая карта России.

Этот материал для вас подготовила учитель географии

ЦО №109 Дарья Николаевна Чекушкина.

Адрес электронной почты: [email protected]

Статьи по теме: