Дать понятие развивающей игры для дошкольника. Значение игры в жизни ребенка. Виды развивающих игр

Роль игры в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста

2.2 Понятие развивающих игр, их характерные особенности

Развивающие игры -- игры, в процессе которых происходит развитие или усовершенствование различных навыков. Понятие развивающих игр связано, в основном, с детским периодом жизни человека. Дети, играющие в развивающие игры, тренируют собственные мышление, изобретательность, воображение, креативность.

Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т.е. чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность.

Развивающие игры все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.

2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).

5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.

6. Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.

7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно "задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания.

9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.

10. Развивающие игры позволяют каждому подняться до "потолка" своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно. В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - объединяется один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до "потолка" своих возможностей.

Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

во-первых, развивающие игры могут дать "пищу" для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего "потолка", ребенок развивается наиболее успешно;

в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

в-пятых, играя в эти игры со своими детьми, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Перечисленные выше пять пунктов соответствуют пяти основным условиям развития творческих способностей.

Именно благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта.

При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

Высшее образование и Болонский процесс

Исторически система ECTS первоначально была разработана по программе SOCRATES/ERASMUS (1988-1995) и прошла испытательный срок в течение б лет по пилотной схеме, в которой участвовали 145 вузов во всех странах Совета Европы...

Духовно-нравственное развитие школьников старшего подросткового возраста на уроках обществознания

Т.к. мы говорим о старшем подростковом возрасте, то стоит отметить, что подростковый период -- период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости...

Занятие - основная форма обучения в детском саду

Обучение на занятиях независимо от формы его организации отличается прежде всего программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия. Занятия имеют определенную структуру...

И.Г. Песталоцци - реформатор начального обучения

Во-первых, "вера в творческие силы ребенка, в его внутреннее стремление к раскрытию своих сил и вера в то, что в этом раскрытии творческих сил ребенка всякое внешнее, даже самое благотворное влияние будет иметь тормозящее действие. Во-вторых...

История педагогической риторики

В основу теории общей и педагогической современной риторики была положена система общериторических систем и понятий, где ключевое положение принадлежит категории риторического идеала...

Человеческая личность формируется в процессе непрерывной деятельности, причём формирование различных качеств личности требует различных видов деятельности, в том числе общение, труд, познание...

Организация исследовательской деятельности учащихся 5-7 классов посредством метода проектов

В процессе своей жизнедеятельности человек осуществляет различные формы отношения к действительности, среди которых практическая, эстетическая, познавательная деятельности (по Леонтьеву) ...

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми на уроках русского языка

Одной из актуальных проблем современной школы является постоянный рост числа учащихся, испытывающих различного рода трудности в процессе школьного обучения. Проблема стоит настолько остро...

Презентация как средство обучения

Компьютеризация школы дает учителю возможность использовать на уроках современные информационные технологии. В последнее время особую популярность получили мультимедийные презентации...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в разных видах изобразительной деятельности

В последнее время среди общего числа дошкольников ярко выделяется категория детей, характеризующаяся недостаточным уровнем психического развития, в частности дети с задержкой психического развития...

Развитие творческого мышления дошкольников

К началу дошкольного возраста ребенок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока что недостаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные способности...

Роль развивающих игр в развитии способностей ребенка

Развивающие игры все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями: 1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика...

Русские народные сказки

Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и - главное - расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества...

Формирование представлений у детей дошкольного возраста о многообразии мира животных и их связей со средой обитания на примере домашних животных

У детей дошкольного возраста должны сформироваться представления о следующих домашних животных: кошка, собака, корова, овца, лошадь, свинья, коза, северный олень, верблюд и др. Дети должны знать их характерные особенности...

Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира

В истории развития экологии как науки и дисциплины не раз менялся подход к рассмотрению и пониманию такого понятия, как «экологическое воспитание человека». «Сколько людей...

Практически всем родителям широко известно мнение психологов и педагогов о том, что лучшая форма обучения и воспитания детей – это игра. Как стимулировать детское развитие? Как гармонично развивать его интеллектуально и физически? Читайте в нашей статье обзор самых эффективных развивающих игр для детей разного пола и возраста, активизирующих внимание, восприятие и воображение детей, память и мелкую моторику, логику и многое другое.

Развивающие игры: их значение

Современные дети развиваются стремительно. Их уже не могут сводиться только лишь к обычным умениям – считать, писать или читать. Для того, чтобы успешно обучаться и постигать мир, при подготовке к школе ребёнку нужно иметь определённый комплект гармонично развитых качеств. При оценке, готов ли малыш к школе или нет, рассматриваются показатели:

  • базового опыта
  • развития познания
  • эмоционального и языкового развития
  • физической подготовки
  • умения общаться
  • зрительного восприятия, различения и памяти
  • слуховых способностей
  • отношения к книгам
  • общей и психологической готовности.

Из этого становится понятным, что поиск способов всестороннего развития детей сегодня очень актуален. Новые технологии ведения учебного процесса, повышенные темпы обучения, огромные объёмы информации, которые следует переработать маленькому школьнику, предъявляют иные требования к его способностям, чем ранее.
Развивающие игры - самый простой и природный способ развивать ребёнка и готовить его к школе. Развивающие игры основаны на таких принципах :

  • принцип сочетания игры и обучения
  • принцип перехода от игры к активной познавательной деятельности
  • принцип поэтапного усложнения игр и заданий
  • принцип активизации умственного развития ребёнка.

В этих принципах заложено значение развивающих игр, так как они формируют условия, в которых ребёнок будет эффективно всесторонне развиваться.
Каждый возрастной период развития ребёнка предназначен для освоения нового. Развивающие игры способствуют формированию необходимых для жизнедеятельности умений и навыков, например, захватывать и держать предмет, удерживать внимание, быть усидчивым и многого другого. В процессе игры ребёнок формирует свою эмоциональную сферу, совершенствует мелкую моторику. Вот почему важно подбирать игры и игрушки по возрасту ребёнка.

Виды развивающих игр

Для малышей

  • раскраски с крупными изображениями и наклейками
  • мягкие пазлы большого размера
  • игры о цветах и формах («сортеры», «трансформеры», пирамиды)
  • (длина, высота, количество, размер, вес предметов).

Эти несложные игры положительно повлияют на развитие внимания и памяти малыша, цветовое восприятие, логическое мышление и, конечно, способствовать формированию детского творчества. Не забывайте, что такими играми малыши занимаются вместе с родителями.


Познавательные (дидактические)

Такие игры (тематические наборы карточек и картинок, кубики с картинками и цифрами) расширяют представление ребёнка об окружающем мире: о животном мире, флоре и фауне, природе, профессиях, одежде, посуде и т. д.

Для развития внимания и памяти

  • «Ищем пару»
  • «Отличия»
  • «В поисках предмета»
  • «Что не так?»
  • «Лабиринт»

Такие игры также позитивно влияют на развитие внимания и памяти ребёнка. Малыш учится концентрироваться, ведь ему предстоит найти спрятанный предмет или отличия между практически одинаковыми рисунками, отбирать предметы по парам или выделить лишние (одинаковые). В результате малыш станет более наблюдательным и внимательным, находчивым и решительным.

Игры для развития мышления и логики

Развиваем логическое мышление с детства при помощи специальных игр. «Дополни рисунок», «Соедини точки», «Составь мозаику», «Сделай бусы», «Ассоциации» и другие игры призваны учить ребёнка делать сравнение, анализ и систематизацию информации, находить связи между предметами и обобщать, определять основное и делать выводы, а значит - самостоятельно размышлять. Такие умения пригодятся в дальнейшем на уроках математики.

Раскраски

Раскраски призваны развивать творческие способности малыша, умение держать карандаш и делать их точные движения, различать и запоминать цвета.

Пазлы

Пазлы - игра, где картину нужно собрать из частей - это увлекательно и полезно. Для самых маленьких используйте крупные пазлы из мягкого материала, а детям постарше подойдут наборы мелких частей, из которых можно собрать красочные картины.

Загадки и ребусы

Игры, в которых предстоит отгадывать и расшифровывать что-либо, очень нравятся и маленьким, и большим детям. Загадки расширяют кругозор, стимулируют умственные процессы, учат логически и интуитивно мыслить. Благодаря загадкам малыш больше узнаёт об окружающем мире. Ребусы и шарады - это своеобразная гимнастика для ума. Благодаря таким заданиям ребёнок расширяет словарный запас, тренируется самостоятельно мыслить, писать.

Математические игры

Обучайте детей простым манипуляциям с цифрами с раннего возраста. В этом вам помогут красочные карточки, кубики и книжки с цифрами и весёлыми картинками, которые помогут легко, в занятной форме познакомить малыша с миром чисел и цифр, понятиями количества, счётом и арифметикой.

Головоломки, конструкторы, шнуровки

Сочетают развитие логики и мелкой моторики. Этим типом игр ребёнок может заниматься самостоятельно.

Обзор рынка развивающих игр

Какие игры для детского развития сегодня родителям доступны в продаже?

  • : они «говорят» с малышом, «поют песенки». Они влияют на развитие музыкального слуха ребёнка, способствуют становлению его эмоциональности, коммуникабельности. Также они могут помочь малышу начать говорить.
  • сортеры (вкладыши): отличные помощники по изучению цветов, фигур, и цифр. Объёмные фигуры нужно вставлять в соответствующие отверстия. Вариаций игр с такими игрушками можно придумать множество.
  • пазлы: собирание картин из отдельных элементов может быть интересно и детям и взрослым.
  • кубики: учимся строить дома, изучая фигуры, числа и цвета. Тренируем логику и руку для письма.
  • конструкторы: собираем по образцу или придумываем свой проект. Деревянные, блочные, пластиковые, бумажные или металлические - сейчас большой выбор.
  • настольные игры: домино, шашки, шахматы, лото, настольный баскетбол, футбол, хоккей - развивают логическое мышление и быстроту реакции.
  • сюжетно-ролевые игрушки: маленькие и большие куклы, персонажи из мульфильмов, плюшевые игрушки - с помощью их малыш моделирует ситуации и учится играть в ролевые игры, которые являются хорошим тренажёром для социальной адаптации ребёнка.
  • сенсорно-двигательные (погремушки, карусельки-мобиле, игрушечные музыкальные инструменты) - вводят ребёнка в мир звуков, движения, форм.
  • пирамидки: конусообразные и шарообразные, деревянные и пластмассовые, разноцветные и прочие - тренируют первые навыки логического мышления малыша.
  • счётные столики (абаки): палочки с нанизанными предметами разной формы и цветов - хорошо учат ребёнка счёту, группировке и сортировке предметов, сенсорному восприятию.
  • шнуровки: готовят руку малыша к письму.
  • игрушки для активных игр: спортивный инвентарь и предметы повседневного обихода - физически развивают малыша, помогают понять способы действий с предметами.
  • наборы детского творчества: пластилин, моделирующие глины, аппликации - развивают детское творчество.

«Совет. При выборе развивающих игр для своего ребёнка лучше проконсультироваться у продавца детского магазина, для какого возраста та или иная игра/игрушка, с какой она целью используется, какие качества ребёнка она развивает».

Не забывайте, что все игры разработаны специалистами для развития определённых способностей малышей. Если не учитывать эти правила, то вы не достигнете намеченного результата и зря потратите деньги.

Игры детей от 0 до 3 лет

Пусть дошкольник побольше раскрашивает, учится рисовать.

Для школьников

Игры для детей, достигших школьного возраста, меняют свой характер. Настольные игры, интересные школьникам, всё также развивают разнообразные способности. Младшим школьникам становится интересно играть в командные настольные игры, а также деловые детские игры, которые способствуют их успешной социализации, развивают коммуникативные способности, мышление. Ребята в этом возрасте стремятся творчески проявить себя. Младшим школьницам нравится учиться вышивать, шить, создавать собственными руками поделки, и украшения. Мальчики с удовольствием выцарапывают гравюры, выпиливают лобзиком и чаще всего просят строительные наборы: так хочется смастерить что-либо!
Актуальность в этом возрастном периоде приобретают компьютерные игры, которые тоже могут быть развивающими.

Компьютерные и онлайн игры

В настоящее время появилось большое количество специализированных электронных ресурсов, предлагающих развивающие компьютерные и он-лайн игры для детей. Такие игры - абсолютно логичное продолжение всех предметных и устных игр и занятий с детьми с целью развития их способностей. Позитивные стороны тут тоже присутствуют - например, ребёнок постепенно учится компьютерной грамотности. Здесь нет ничего сложного: ребёнок просто играет в понравившуюся , тем самым тренируя память или внимание или скорость мышления и тому подобное. Он может научиться логически мыслить, обобщать, делать правильный выбор, тренироваться в математике или учить языки. И всё происходит в доступной игровой форме.


При занятиях за компьютером существуют правила:

  1. Обращайте внимание, в какой позе ребёнок сидит за компьютером. Сидеть нужно не сутулясь, не наклоняясь в какую-либо сторону, не кособочась.
  2. Следите за расстоянием монитора от лица ребёнка. Расстояние между ними должно быть не меньше диагонали вашего монитора.
  3. Научите пользоваться «мышкой». Этот полезный навык пригодится в развивающих компьютерных играх.

Детские компьютерные игры появились не так давно - всего несколько лет назад, однако эта сфера стала очень популярной среди детей и их родителей.

Выводы

Уважаемые родители, помните, что каждый ребёнок - индивидуален, и его развитие происходит в своём темпе. Старайтесь подбирать игры, которые будут развивать вашего ребёнка в соответствии с уровнем его общего развития и возраста. Не огорчайтесь, если малыш не справляется с заданием: отложите игру, предложите другую. Настроение и интерес ребёнка подскажут вам, чем он хочет заниматься. Будьте рядом во время игры, подсказывайте и объясняйте, как играть. Заинтересуйте ребёнка игрой и скоро увидите, каких успехов он достигнет.


Уделяйте развивающим играм достаточное количество времени, однако не перегружайте ребёнка. Ведь использование развивающих игр помогает развить индивидуальные качества ребёнка, а не воспитать гения. Перегружая малыша бесконечными непростыми заданиями, можно и отбить у него охоту учиться. Пусть лучше игры будут источником пользы и удовольствия.

Статья. Значение развивающих игр для всестороннего развития дошкольника.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника – в игре.

Уже с первых лет своей жизни ребенок должен уметь играть. Об этом сегодня забывают многие родители, которые используют современные методики раннего развития малыша. Они стараются пораньше научить его читать и считать, думая, что их ребенок вырастет умным и смышленым. Однако доказано, что речь, память, способность концентрироваться, внимание, наблюдательность и мышление развиваются именно в играх, а не в процессе обучения.

Еще два-три десятилетия назад, когда не было такого количества развивающих игрушек, и главную роль в обучении детей играла школа, именно здесь их учили читать, писать, считать, и основным фактором в развитии ребенка были игры. С тех пор все кардинально поменялось и теперь, чтобы ребенка взяли в хорошую и престижную школу, он порой должен сдать непростые экзамены. Это породило моду на развивающие игрушки и на обучающие программы для детей дошкольного возраста. К тому же, в дошкольных учреждениях главный упор делается на подготовку ребенка к школьной программе, а играм, которые являются основой детского развития, отводят второстепенную роль.

Обучение ребёнка вообще не может проходить вне игры, а любая детская игра, спокойная или активная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная, в итоге становится развивающей. Для этого лишь нужно, чтобы родители и воспитатели определили, какие способности, и навыки ребёнка могут развить игры и какой дидактический материал может эти навыки закрепить.

Многие думают, что развивающая игра должна планироваться заранее и проходить под руководством и при непосредственном участии взрослого. Однако наибольшую пользу приносит ребёнку как раз спонтанная игра наедине с собой или в компании сверстников, когда малыш сам, по своей инициативе приступает к тому, или иному виду деятельности, сам проводит наблюдения, делает выводы, пытается применить на практике свои навыки и умения. Спонтанная игра стимулирует фантазию, развивает творческие способности; самостоятельно общаясь со сверстниками, малыш приобретает и столь необходимые ему социальные навыки.

Считается, что развивающие игры – это головоломки; логические игры с кубиками; иногда сюда же относят занятия, развивающие мелкую моторику рук; игры, закладывающие основы чтения и письма; пособия, расширяющие кругозор малыша и повышающие его эрудицию. На самом же деле круг развивающих игр гораздо более широк: они включают в себя практически всю окружающую среду, в которой живёт и которую познаёт ребёнок. Парк, двор, магазин, автобус, комната, кухня, для него всё вокруг – это одна огромная развивающая среда. Важно лишь уметь пользоваться ею для развития ребёнка.

Для маленького человечка мир, в который он недавно вошел, кажется необъятным, полным загадок и таинственных явлений. Всё ему хочется узнать, ко всему прикоснуться, почувствовать, прислушаться к новым звукам. Как ни хороши и красочны картинки в книге, которые показывает мама малышу, они дают лишь ограниченное представление об окружающем мире. Куда интереснее мир живой, наполненный движением, множеством оттенков цветов и запахов. Магазин – полезнейшее место для развития крохи. Для маленьких покупателей будет полезно просто слышать названия всех тех предметов, которые они видят вокруг себя. Прогуливаясь с тележкой вдоль полок супермаркета, самое время поговорить о том, как те или иные товары попадают на эти самые полки, где растут овощи, а где фрукты, почему некоторые продукты называют молочными, а масло – растительным, из чего делают шоколад и как пшеничное зёрнышко превращается в сладкую булочку. Поездка на общественном транспорте может стать для малыша не только путешествием, но и развивающей игрой. По ходу движения можно задавать малышу множество вопросов, которые помогут ему научиться размышлять и делать выводы. Малыши-дошкольники обладают великолепной зрительной памятью, и любые комментарии помогут им многое узнать о своём городе. Поводом для познавательных бесед может стать абсолютно всё, что попадает в поле зрения. И не нужно решать за ребёнка, какая информация необходима ему сейчас, а для какой он ещё мал.

В настоящее время существует множество развивающих игр и упражнений на развитие памяти, внимания, логического мышления, игры для развития речи, для обучения раннему чтению, развивающие математические игры, сюжетно-ролевые, компьютерные, подвижные, театральные, музыкальные, игры для всей семьи и др. Чтобы всё это принесло ощутимую пользу, необходимо помнить о главных составляющих успеха. Их когда-то сформулировала замечательный психолог Мария Монтессори. В нём изложены основные положения и принципы, которые важно соблюдать при воспитании ребёнка. Малышу, как считала знаменитый педагог, в числе прочих условий крайне необходимы: любовь, тепло, защита, нежность; знания взрослых; ощущение успешности; осознание собственной уникальности; свобода для познавательной деятельности и необходимые для гармоничного развития личности средства и предметы.

В любой игре с ребёнком важно помнить об этих положениях, которые должны стать памяткой как для родителей, воспитателей и тех, кто окружает малыша с первых дней его сознательной жизни.

Дошкольные годы летят очень быстро. Совсем недавно малыш учился ходить и произносить первые звуки – и вот уже завтра он идёт в первый класс. Надо постараться не упустить эти короткие, но такие счастливые годы раннего детства. Заполнить каждый день ребёнка интересными событиями, новыми открытиями, познавательными играми. Пока есть время, не стоит торопить малыша, заменяя весёлые игры скучными уроками, ведь всё хорошее, что будет заложено в детстве, непременно даст благодатные всходы.

Игра для ребенка - сказочный мир, которым управляет он сам. Но для маленького человека это не только развлечение, ведь в процессе развивается интеллект и происходит становление личности. Когда начинать, что делать, какие выбрать игрушки для образовательных занятий с дошкольниками - таковы самые популярные вопросы родителей.

Значение игры в развитии ребенка

Это занятие дарит удовольствие, радость, самоутверждение, познание и опыт. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста невозможно переоценить. Ребенок растет, у него появляются новые знания, но деятельность взрослых ему все еще недоступна, а потребность участвовать в ней велика.

На помощь придет игра и детские возможности в ней безграничны. Она освобождает внутренние ограничения - у ребенка появляется уверенность в своих силах и ощущение внутреннего спокойствия.

В этом случае понятны причины, почему психологи и педагоги советуют именно в форме игры подавать знания до определенного возраста. Именно так дети поймут и запомнят все необходимое.

Существуют развивающие занятия, которые направлены на а также младшего или старшего дошкольника. Все их объединяет один принцип - сочетание игры с обучением. Используется музыка, изобразительное искусство, спорт, иностранные языки, точные науки - каждое из этих направлений развивает детский интеллект. Такие занятия актуальны не только для малышей, но и тех, кто начинает активную подготовку к учебе - дошкольников от 5 лет.

Развивающие игры для детей активизируют мыслительные процессы, формируют необходимые навыки и умения, которые пригодятся для дальнейшего успешного обучения. К ним относят целый комплекс упражнений, заданий, которые подобраны с учетом возраста и умений ребенка.

Можно выделить, например, игры для развития мелкой моторики, творческих способностей, коммуникативных навыков, речи, внимания, мышления и прочих психических функций. Кстати, многие занятия невозможно отнести лишь к одной из этих категорий.

Каждая из них имеет множество инструментов и призвана сыграть ту или иную роль в развитии Игры решают различные задачи и подчинены определенным правилам. Их соблюдение повышает эффективность занятий и помогает ребенку получить новые навыки и знания. Кстати, именно полученные таким образом, они усваиваются прочнее и легче.

Когда начинать

Не стоит ждать, когда малыш подрастет, чтобы заняться развитием. Существует достаточно возможностей через образовательные игры подарить знания даже маленькому ребенку.

Например, младенец исследует окружающий мир, свойства предметов. Самое большое его желание в этот период - все потрогать и взять в руки. Так происходит его развитие.

После 1-2-х лет для ребенка будут актуальны игры для развития речи, рисование и раскрашивание, при которых он запомнит названия цветов и форм. Не стоит забывать и о прогулках на природу, в парк или детскую площадку - там можно узнать много нового о деревьях и животных, о насекомых и птицах, о временах года и многом другом.

Развивающие и старше должны быть максимально разнообразными. В этом возрасте, к примеру, ребенок обожает сказки, потому ему можно предложить их пересказывать, сочинять, ставить мини-спектакли с пальчиковым или бумажным театром, а также рисовать иллюстрации, развивая воображение и творческие способности; считать и описывать героев, тренируя речь и математические навыки. Дети способны составить рассказ по картинкам, учить наизусть небольшие стихотворения, раскрашивать, не выходя за контуры, лепить, находить отличия и прочее.

Вариантов игр множество. Важно не превращать их в скучное занятие, а стараться найти интересное даже в обыденном, ведь пассивное восприятие не станет опорой прочных знаний и умений.

Таким образом, начинать никогда не рано. Главное, подобрать подходящее занятие с учетом интересов и возраста ребенка.

Развивающие игры: правила и ошибки

Есть несколько моментов, которые стоит учесть родителям.

Никогда не приводить в пример других детей: каждый развивается в своем темпе, имеет собственные интересы и особенности. Важнее наблюдать результаты своего ребенка прошлых месяцев.

Чтобы раскрыть потенциал, нет необходимости слепо следовать методике и не корректировать ее под себя.

В процессе игры дети могут предложить видоизменить ее. Не стоит им мешать - только самостоятельная личность способна проявить инициативу, предложить идею, свой план. Кроме того, занятие, прошедшее с удовольствием и желанием, произведет большее впечатление и окажется эффективнее.

Не стоит забывать: закончить играть необходимо до того момента, как ребенок почувствовал усталость. Лучше остановиться чуть раньше, чтобы он с нетерпением ждал следующего раза.

Даже если кажется, что цель не достигнута, не стоит отчаиваться. Детям нужно больше времени на осмысление и закрепление информации.

Особенности развивающих игр

Ведущие специалисты по психологии и педагогике отличают их от обычных развлечений. Развивающими считают лишь те игры, которые:

  • многофункциональные - можно придумать различные занятия, используя лишь их;
  • правила усложняются постепенно;
  • предполагают различные варианты игр.

В последнем случае подобная игра не на один день. В идеале она должна быть интересна длительный период времени.

Традиционные и авторские развивающие игры

К первым относятся мозаики, пирамидки, шнуровки, конструкторы, рамки-вкладыши, лото, пазлы, игры-ходилки. Все они становятся интересны в определенном возрасте и тренируют различные навыки. Но самое важное, что каждую из этих игр можно усложнить, дополнить, разнообразить. Тогда она станет еще более актуальной и интересной.

Авторские развивающие игры разработаны специалистами в той или иной области педагогики и психологии. Они также сочетают важнейший принцип обучения - начинать с простого и постепенно усложнять. Среди них, например, „Логические блоки Дьенеша” - универсальное пособие, ставшее одним из самых популярных в мире.

Это набор геометрических фигур, которые различаются по нескольким пунктам: цветом, толщиной, формой и размером. Детали не повторяются. Малышу можно предложить их рассматривать, перебирать, строить башни, искать похожее, сортировать по одному или нескольким свойствам, добавлять в сенсорные коробочки.

Выбор игр становится еще более широким, если к блокам добавить специальные альбомы. Цель игры для самых маленьких - подбор нужной формы, чтобы достроить изображение животного или предмета.

Для детей постарше требуется найти определенную фигуру, если даны условные обозначения толщины, размера и прочее.

Ребенок сможет не только запоминать геометрические фигуры, но и развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, выделять свойства предметов и обобщать их.

Подобных развивающих авторских игр существует немало: квадрат Воскобовича, кубики Зайцева, палочки Кюизинера, кубики Никитина. Каждая из игр доказала свою роль в развитии Все они имеют определенные правила, но всегда можно внести и что-то свое.

Развитие мелкой моторики

Многие слышали об этом, но не знают, когда и с чего начинать. Существует зависимость между уровнем развития мелкой моторики и умственным развитием ребенка.

Умение владеть рукой важно и для письма. Этот навык оценивается при подготовке в школу так же, как речь, память, внимание.

Игры для развития мелкой моторики многообразны:

  • массаж рук;
  • пальчиковые игры: гимнастика, театр, фигурки которого размещаются на отдельном пальце;
  • лепка, рисование и аппликация - вырезание, приклеивание, раскрашивание, обведение по контуру, черчение через трафарет;
  • игры с мелкими предметами: крупами, бусинами, мелкими помпонами, пуговицами, их можно сортировать, выкладывать дорожки, добавлять в тематические коробки.

Это основные виды игр на мелкую моторику, но можно назвать множество других: шнуровка, вышивка, нанизывание резинок и прочее.

Развитие творческих способностей

Этот вид занятий интересен детям любого возраста. Игра как средство развития воображения, фантазии, нестандартного мышления учит создавать нечто красивое своими руками.

В играх на развитие творческих способностей часто используются такие материалы, как карандаши, краски, фломастеры, ножницы, цветная бумага, пластилин, глина.

С их помощью можно сделать аппликацию из цветочных лепестков или листьев деревьев; картинку с изображением абстрактного пятна превратить в полноценную иллюстрацию; нарисовать несуществующее животное, дерево, планету; проиллюстрировать любимую сказку; угадать настроение по готовому портрету или дорисовать его и другое.

Но творческие способности - это не только умение рисовать, клеить или лепить, но и развитие актерского таланта, и умение владеть словом, и креативное мышление, ведь ребенок ищет средства для изображения задуманного, используя мимику, жесты, предметы.

В процессе таких занятий дети проигрывают различные жизненные ситуации, а также переживают эмоции, которые были до сих пор недоступны.

Можно воспользоваться большим количеством игр, для многих из которых не требуется вспомогательного материала. Например, задать вопрос без помощи слов, разыграть пантомиму, которая развивает язык жестов и тела, а также умения создавать оригинальные образы.

Развитие интеллекта

Специалисты отмечают ведущую роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Именно в этот период с ее помощью закладывается фундамент знаний. В дальнейшем он оказывает заметное влияние на интеллект.

Это понятие включает развитие умственных способностей, таких как мышление, внимание, память, восприятие. Формированию этих психических качеств способствуют дидактические игры. Они используются как в дошкольных учреждениях, так и на занятиях дома.

Особенность заключается в том, что познавательная информация обязательно разбавлена игровым элементом. Это может быть занимательный поиск ответа, сюрпризный момент, сказочная реальность. Постепенно усложняя материал, взрослый доносит новые знания до ребенка.

Выбирая задания, важно учесть возраст. А начинать можно после того, как ребенок понял правила и цель игры.

Развитие речи

Многие мамы с самого рождения малыша находятся в волнительном ожидании момента, когда смогут услышать его первые слова. Немного ускорить событие помогут игры для развития речи детей.

Важное значение имеет правильное дыхание. Тренируясь, можно задувать свечку, играть в снежинки (дуть на вату). Пригодятся также мыльные пузыри, дудочки и свистки.

Не стоит забывать и об играх на развитие разговорной речи. Этому способствует чтение, пересказ, описание картинок.

Чем богаче речь ребенка, тем легче он сможет высказать свою мысль, и тем успешнее будет его взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Кроме того, правильное произношение важно и для орфографии, поскольку письменная речь находится в тесной зависимости от устной.

Развитие коммуникативных навыков

Малыша с рождения окружает множество звуков, но его общение с окружающим миром происходит лишь с помощью слов. Коммуникативные навыки развиваются не только естественным образом. В этом помогут дидактические и сюжетно-ролевые игры. Общаться, слушать, слышать и взаимодействовать с людьми также надо учиться.

Большое значение имеют подвижные и коллективные игры. Например, поздороваться со всей группой по одному за минуту; как можно точнее повторить за игроком все его движения; двигаться паровозиком с закрытыми глазами; проиграть ситуации, изобразив все эмоции и переживания; сказать комплименты друг другу, раскладывая цветы, чтобы получилась прекрасная полянка.

Все эти и многие другие игры на развитие коммуникативных навыков развивают чувство сплоченности и единства, умение действовать в коллективе, устанавливать доброжелательные отношения, доверять и помогать, развивать вербальное и невербальное взаимодействие.

Заключение

В развитии детей дошкольного возраста роль игры особенно заметна. Это самый подходящий период для формирования навыков, столь необходимых во взрослой жизни. Именно таким способом ребенок может реализовать себя в полной мере и легко приобрести новые знания и умения.

Опыт работы воспитателя говорит о большом влиянии игры на психологическое и умственное развитие дошкольника, что способствует полноценному формированию личности.

Данная статья предназначена для воспитателей МДУ и родителей.

Цель работы : показать значение игры как ведущей деятельности ребенка -дошкольника

Игра как средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста

В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность, которая является ведущей. Дошкольный возраст - это возраст игры. Дети всех времён и всех народов играют, потому что только в игре развиваются духовные и физические силы ребёнка. Игра - сложное и интересное явление. Она привлекает внимание людей самых различных профессий.

Австралийский психолог З. Фрейд в своих трудах отмечал, что дети играют в силу того, что у них есть подсознательное чувство пола.

Тихонов в своих письмах « Без адреса» проанализировал содержание детских игр и утверждал, что игра возникает после труда и на его основе, так как в игре дети отражают труд взрослых. Игра - дитя труда, который предшествует ей по времени. На ранних стадиях развитие человеческого общества уровень производительных сил был низок, люди занимались собирательством и охотой. Дети очень рано начинали помогать родителям, участвовать в общем труде, данных о существовании игры на этом этапе нет, но появляются орудия труда. Нужно детей подготовить к жизни и труду. Взрослые создают облегчённые, уменьшенные в размере орудия труда. Дети упражняются овладевать навыками, причём, их деятельность близка к деятельности взрослых. Но орудия труда продолжают усложняться и уже невозможно изготавливать все виды орудий в уменьшенном виде. Ребёнок не может принять непосредственное участие в труде, его положение в обществе меняется. Появляется изобразительная игрушка, которая сохраняет внешнее свойство с орудием труда. С ней нельзя упражняться в выполнении действий, можно изображать их. Играя дети стали воспроизводить трудовую деятельность взрослых и их взаимоотношения.

Психологическое обоснование игры дали Сетчинов и Павлов. Каждому человеку присуще жажда знаний. Павлов назвал это рефлексом « что такое». Дети очень наблюдательны и подражательны. Присматриваясь к окружающему они отражают в игре то что видят, таким образом в основе игры лежит рефлекс «что такое» - стремление познать окружающий мир и отражать это в игре. Есть не в пример другим наукам совсем не хитрая мысль - как распознать по детским играм, чем озабочена страна. Игры детей являются зеркалом общества, так как в их играх отражаются конкретные общественные явления, каждое общество различными путями, сознательно или стихийно влияет на игру. Но игра может существовать в обществе при определённых условиях - социальных. Если взрослые обеспечивают материальные условия детям для их существования, то создаются возможности для развития игры. Но не всякое общество может создать такие условия, и дети рано включаются в тяжёлый физический труд. Значит спутник их детства - игра отсутствует.

Макаренко отмечал, игра имеет важное значение в жизни ребёнок, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание юного деятеля происходит, прежде всего, в игре. В самом младшем возрасте ребёнок преимущественно играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть, укрываться одеялом, надеваться. Но даже и в эту работу он вносит много игры. В хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняются, ребёнку поручают всё более сложные работы. Но игра составляет в этом главное занятие ребёнка.

Статьи по теме: