Дидактические игры для детей начальной школы. Правила пользования ножницами. Сущность игры как психологического явления

Игра «Буква заблудилась»

Цель : учить различать на слух и при письме согласные звуки и буквы, развивать внимание, остроумие, находчивость.

Описание . Перед тем как учитель начнет читать стихотворение, он просит детей внимательно слушать все слова и там, где прозвучит ошибка, хором произнести правильное слово.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

Закричал охотник: «Ой!

Д вери гонятся за мной!».

На виду у детворы

Крыс у красят маляры.

Куклу выбросив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый л ук

С длинными усами!

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался д ом.

Посмотрите-ка, ребятки:

Р аки выросли на грядке!

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно в рачей.

Мы собирали васильки -

На головах у нас щ енки.

Старый дедушка Пахом

На коз е скакал верхом.

Жучка буд ку не доела:

Неохота, надоело.

На пожелтевшую листву

Роняет лев свою листву.

Мама с б очками пошла

По дороге вдоль села.

Миша дров не напилил,

Печку к епками топил.

Синеет море перед нами,

Летают м айки над волнами.

Л. Шибаев

Игра «Типография»

Цели: расширять словарный запас детей; развивать смекалку, мышление, эрудицию.

Примечание . Педагог может предложить детям любое ключевое слово по буквенному составу и по толкованию, соответствующее тому или иному возрасту детей.

Описание . В игре принимают участие две команды по 8 человек в каждой. Для участников игры надо подготовить два комплекта карточек с буквами, образующими слово «грамотей». Карточки одного комплекта отличаются от другого по цвету. Команды выстраиваются шеренгами одна против другой, у каждого игрока карточка с буквой, которую он должен запомнить. Учитель называет одно за другим слова, которые можно составить из букв, входящих в слово «грамотей». Например: герой, море, тема, гром, атом, рота, март, гора, грот, том, рот, гам, маг, торг и другие. Участники команд, буквы которых входят в называемое учителем слово, делают шаг вперед и строятся так, чтобы можно было прочесть каждое слово. Команде, представители которой быстрее «сложатся в слово», засчитывается очко. Затем игроки возвращаются на свои места и ждут, когда будет названо следующее слово. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Для изготовления карточек можно выбрать и другие слова, в которых все буквы разные. Например, из слова «пилка» можно составить слова: капли, лапки, пачки, липка. Из слова «приток» - портик, тропик и другие. Для каждого класса выбираются слова, по уровню сложности соответствующие возрасту школьников.

Игра «Слова по теме»

Цели : развивать логическую речь и мышление учащихся, способствовать созданию благоприятного климата коллективной и состязательной работы детей.

Примечание . С каждой возрастной категорией заданные темы усложняются учителем.

Описание . Учитель предлагает детям подобрать слова, относящиеся к определенной теме, например: «Дом, где я живу», «Наша школа», «Прогулка в лес», «В продовольственном магазине». Тот, кто начинает игру, называет все слова, которые он может припомнить (слова, не относящиеся к теме, не записываются). Затем учитель предлагает другим детям дополнить этот перечень. Когда все дополнения сделаны, учитель предлагает кому-нибудь назвать еще хотя бы одно слово, относящееся к теме, которого до сих пор не называли. Победителем считается тот, кто назвал большее количество слов, а также тот, кто добавил к уже названным словам последнее.

После этого играющие начинают подбирать слова к другой теме.

Игра «Пятерки»

Цели : учить объединять слова в обобщенную тему, развивать умение взаимодействовать с членами команды.

Описание . В игре могут участвовать 25-30 человек. По числу участников надо подготовить карточки со словами (или рисунками) на определенные темы: «Растения», «Животный мир», «Школьные принадлежности», «Транспортные средства» и другие. На каждую тему отбирается по 5 слов или картинок. Карточки перемешиваются, раздаются играющим. Задачи играющих: объединиться в группы по 5 человек, чтобы в каждой группе у всех были карточки на одну тему. Отыскать среди всех играющих обладателей карточек с нужными словами (или картинками) совсем не просто. Первая пятерка, правильно подобравшая слова (картинки) и явившаяся к учителю, получает шесть очков, вторая - пять очков и т. д.

Темы, по которым должны объединяться пятерки, учитель может объявить, когда все карточки розданы. Но можно темы и не называть - пусть ребята сами догадаются. Игра будет труднее, но зато интереснее.

Игра «Поиграем в слова»

Цель : расширять словарный запас и речь учащихся, их представление о богатстве родного языка, о возможности составления (складывания) множества слов из одного и того же слова.

1. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые слова:

2. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые

Ответы. 1) лис; 2) мел; 3) лук; 4) порт; 5) гол; 6) гимн.

Примечание : можно предложить выполнение заданий командам, можно применять эту форму для индивидуальной работы учащихся.

Игра «Парад грамотеев»

Задание: определите, всё ли в этих высказываниях правильно; приведите все предложения в порядок.

Кот стремительно мчался на одной ноге.

Она так испугалась, что бросилась в обморок.

На картине изображен ученик средних лет.

Его правая щека весело улыбалась.

Навстречу шел отец. Девочка и собака радостно залаяли.

Младшая сестра носила на голове платок, старшая - ботинки.

Он сел на коня и поехал пешком.

Он лег в постель и уснул изо всех сил.

Когда мой друг тонул, я бросился его спасать, потому что на нем были мои плавки.

У моего друга курносый нос, плавно переходящий в шею.

Некоторые обезьяны висят на деревьях вверх головой.

Когда туман рассеялся, князь увидел татаро-монгольское иго.

Охотник широко закрыл глаза и выстрелил.

Мы спали, но нам не спалось.

Репин шел по берегу Невы и увидел бурлаков на Волге.

Мальчик облизался до ушей.

Мой любимый уголок природы - солнце.

На крыше было много голубей, человек сорок.

На переменках мы катались по перилам с первого на третий этаж.

Застенчиво улыбаясь одними глазами, он шмыгнул одним носом.

Миша долго смотрел в зеркало, пока не узнал своего лица.

Он хотел что-то сказать, но у него остолбенел язык.

Раздался выстрел, и его ранило в правую голову.

В класс вошли мальчик и девочка, они были братья.

Северный океан очень ледовитый.

Над своей теорией Дарвин работал, как зверь.

Лицо у него было овальное, как прямой угол.

В своих сапогах я чувствовал себя как дома.

У Вовы синяк под глазом, который ему очень к лицу.

У него была шпага с одним патроном.

Сестра любит помогать свой сестре Тане, когда она ест шоколад.

Я так люблю книги, что даже их читаю.

Наконец мы увидели березовую рощу, где стояли одни дубы.

Мне приходили в голову разные мысли, но лучшие остановились на банке земляничного варенья.

Он очень испугался, и душа у него ушла в ботинки.

Я быстро стоял на одном месте.

За многочисленными веснушками на его лице нельзя было рассмотреть черты его характера.

У него из-под черных кудрей выглядывали белые зубы.

Неожиданно он услышал чей-то взгляд.

Оля съела бублик вместе с собакой, которая бежала рядом.

И тогда он взял нож и застрелился.

За кустом белело что-то синее.

Он узнал ее по родинке на правом носу.

Уснув, сидя на лошади, Сергей весело пел песню.

Уши у него торчат кто куда.

Самым любимым временем года у него были каникулы.

Мысли как назло не хотели думать.

Было мне так холодно, что я вспотел.

Слева лес редкий, но дремучий.

Сначала у него вспотел лоб, а потом только показалась шишка.

На меня напала мысль.

У Сережи зачесались руки на коленях.

Саша вышел под громкое мычание всего класса.

Он сильно ударился головой, после чего долго хромал.

Игра «Соберите слова»

Задание: соедините слова столбиков так, чтобы появились новые слова.

Задачи с буквами и словами «Вниз по лесенке»

Задание: подберите слова по мере увеличения их буквенного количества (то есть возрастания ступенек лесенки) и получите словарную лестницу.

гривость

дуванчик

нтермедия

снователь

стребитель

боснование

ипровизация

бозреватель

спользование

бщественница

скусственность

прометчивость

зобретательство

тносительносгь

носказательность

врагоукрепление

Игра «Дружная семья»

Цели: закрепить понятие о частях речи, упражнять в составлении примеров (слов), обозначающих все части речи.

Описание. «Дружная семья» - это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из 10 букв. Например, литература. Его нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать слово (часть речи).

Л - ли — частица.

И - или - союз.

Т - триста - числительное.

Е - ехать - глагол.

Р - радостно - наречие.

А - а - союз.

Т - тот - местоимение.

У - у - предлог.

Р - розовый - прилагательное.

А - ах - междометие.

Другой пример со словом - трудолюбие.

Т - ты - местоимение.

Р - разве - частица.

У - удивляться - глагол.

Д - десять - числительное.

О - ох - междометие.

Л - легко - наречие.

Ю - юла - существительное.

Б - без - предлог.

И - или - союз.

Е - елейный - прилагательное.

Игра «Найдите числительные»

Задание: прочитайте забавные стихотворения Ванды Хотомской. Укажите числительные: сколько их, в каких словах встречаются?

Есть у нас три сестри цы.

Вы не знаете их?

Как бы мне ухитри ться

Рассказать о троих.

У одной, что в Стри жове,

Над окошком жил стри ж.

Стри чь она мастерица -

Приходи к ней, малыш!

У другой, что в Устри цах,

Никаких устри ц нет,

Но зато осетри ну

Подают на обед!

А у третьей, в Быстри це,

Быстри на на реке,

И резвятся три тоны

По ночам на песке.

У просто го сторожа -

Не просто рный дом:

Часто в нем стоножка

Бродит под сто лом.

Дорожит сто ножка

Чисто тою ног

И сто личной ваксой

Чистит сто сапог.

Вместо двух непросто

Вычистить все сто ,

Сразу сто лько обуви

Не носил никто!

У просто й сто ножки

Сто ит постоять,

Можно у сто ножки

Опыт перенять!

Перевод Л. Кондратенко

Игра «Кто больше составит слов?»

Цели : расширить словарный запас, развивать наблюдательность, внимательность, мышление.

Ребята! Помогите мне прочесть слова, которые были составлены. Я догадываюсь, что здесь была лиса, она своим пушистым хвостом вильнула и все слова перепутала. Недаром в народе говорят про лису: «Хвостом виляет, все следы заметает».

В этой игре выигрывает тот, кто больше составит слов.

(Слова: окунь, кот, кит, кино, окно, нота и др.)

Современные дети уже в шесть с половиной лет становятся первоклассниками.

Психологами установлено, что шестилетний возраст – наиболее благоприятный период умственного развития и социальной подготовки детей.

Малыши легко запоминают то, что для них интересно, значимо, и с трудом усваивают то, что навевает на них скуку. Шестилетний ребенок остро нуждается в организации его умственной активности, т. к. он еще не обладает необходимыми навыками для того, чтобы самостоятельно заниматься учебной деятельностью. В связи с этим главная задача учителя при обучении первоклассников заключается в том, чтобы пробудить в каждом ребенке тягу к познанию, сформировать нравственно-волевую готовность к учебной деятельности, которая предполагает усвоение правил общения в коллективе, умение подчиниться требованиям взрослого, сознательное принятие норм поведения.

Младшим школьникам трудно понять приказы, запреты, призывы к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие. Они стремятся к игровой деятельности, которая требует от них сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение.

Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: Кто верней и быстрей? Не зевать! Отвечать сразу! Значительная часть игр позволяет сделать то или иное обобщение, закрепить изученное правило, повторить полученные знания.

Однако игра должна быть не самоцелью, а средством развития интереса к учебе. Чтобы она выполняла эту цель, при ее организации необходимо придерживаться следующих принципов:


  1. Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными, а материал игры – посилен для всех детей.

  2. Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.

  3. В игре должен принимать активное участие каждый ребенок. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре.

  4. Подведение результатов игры должно быть четким и справедливым.
По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:

  1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу, например составляют узор по образцу и др.

  2. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большое число игр, направленных на формирование вычислительных навыков, например игра "Определи курс движения самолета".

  3. Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся, например игра "Контролеры".

  4. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность, например игра "Числа-перебежчики".

  5. Игры, включающие элементы поисковой деятельности. Так, в игре "Угадай-ка" дети сами формируют правило по рисунку, схеме и опорным словам.
Проведение игры требует большого мастерства от классного руководителя , педагога.

Предлагаю несколько примеров дидактических игр, которые я активно использую в организации учебной деятельности первоклассников на протяжении многих лет своей работы.

Игра "Попугайчики" развивает слуховую память, способствует правильному произношению звуков, правильному дыханию, артикуляции. Учитель начинает игру словами:

Мы – не девочки, не мальчики,
Все сейчас мы – попугайчики.
Попугай, не зевай,
Вместе с нами повторяй.

Учащиеся повторяют за учителем стихи и скороговорки.

Хорошая игра для развития речи и памяти "Добавь следующее". Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д., например:


  1. Слон.

  2. Слон, тигр.

  3. Слон, тигр, лев и т. д.
Первое время детям под силу назвать по порядку только 2–4 слова, в конце года – уже 8–10 слов.

Игра "Кто у нас самый зоркий?" нацеливает на тренировку внимания и памяти, а игровые ситуации вовлекают в работу всех учащихся. Игра начинается со слов:

Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить можешь сам
Свое внимание к словам!

Задача детей: тщательно проверить написанное (предлагаются различные задания) и подчеркнуть все гласные (или мягкие, твердые, звонкие, глухие согласные), найти слово, в котором звуков больше, чем букв, или наоборот. Это обычные задания по тексту, но с игровым, несомненно, стимулирующим оттенком (кто же окажется зорким и увидит больше орфограмм?).

Внимание, наблюдательность и речь детей развивает игра "Художник". Ребенок, взявший на себя роль художника, говорит следующие слова:

Нарисую я портрет,
Только чей – пока секрет.
Отгадайте, вас прошу я,
Чей портрет рисую?

Художник дает устный портрет кого-нибудь из детей: "У него светлые волосы, голубые глаза, веселая улыбка. На нем коричневая рубашка, синие брюки" и т. п., а учащиеся должны догадаться, о ком идет речь.

Игра "Составь меню для Робина-Бобина-Барабека" ценна тем, что она связана с процессом познания, догадкой, поиском, игрой ума. Дети отлично знают персонаж произведения С. Маршака Робина-Бобина, который "скушал 40 человек и корову, и быка, и кривого мясника".

Начинается игра со слов:
Изменился человек, Робин-Бобин-Барабек.

Ведь представьте-ка вы сами:
Ест он фрукты с овощами.
10 килограммов он
Вносит за день в рацион.
Что ж при этом он съедает?
Кто ж из вас скорей узнает?

На плакате изображены фрукты и овощи. Под каждым рисунком пример на табличное сложение или вычитание в пределах 10. Задача детей: решить примеры и подобрать их пары так, чтобы сумма ответов составила 10 (потому что в условии игры сказано, что Робин-Бобин может съесть за день 10 кг фруктов и овощей). Например, под рисунком капусты написан пример "8 - 3", под рисунком моркови "7 + 1", под рисунком яблока "3 + 2" и т. д. Значит один из вариантов ответа: Робину-Бобину можно съесть капусту (в ответе 5) и яблоки (в ответе тоже 5), тогда в сумме получится 10.
Можно предложить детям не записывать выражения, а нарисовать схематично фрукт или овощ и в центре написать ответ.

Игру "Откроем замочек ключиком" я использую с целью знакомства с геометрическими фигурами и для развития внимания. У каждого учащегося ключик, на котором изображены геометрические фигуры (различные по цвету и по расположению). У меня несколько замочков с геометрическими фигурами. Дети подбирают к этим замочкам определенный ключик, который должен подойти правильным расположением геометрических фигур. В дальнейшем я модернизировала эту игру: вместо геометрических фигур на замочке расположила примеры, а на ключиках – ответы к этим примерам. Эта игра помогает в отработке вычислительных навыков.

С интересом принимается игра "Чудесный мешочек". Обычно мешочек приносит кто-либо из сказочных героев. В этот мешочек я помещаю буквы с магнитами. Дети на ощупь отгадывают и называют букву. Поместив буквы на магнитную доску, составляют из них слова. Иногда даю дополнительное задание: произвести слого-буквенный анализ или придумать предложение с этим словом.

В игре "Разрезанные буквы" перед учащимися ставится задача не только составить слова, но и буквы из их частей. Слова я разделила на три степени сложности: из одного, из двух открытых слогов и из двух закрытых слогов. Для составления слов и слогов использую такую игру, как"Вращающиеся диски". 3адача учащихся – вращая диски, подобрать к каждому слогу на левом диске слог с правого диска, чтобы получилось слово. Все полученные слова ребята записывают в тетрадь для печатания, используя при этом цветные авторучки.

Начиная игру "Определи курс движения самолета", учитель обращается к детям: летчик-командир придумал для вас задание. Он наметил курс движения самолета из одного города в другие. Самолет должен лететь над городами в указанном порядке от меньшего номера города к большему. Номер каждого города зашифрован (записан) примером. Надо расшифровать номера городов и показать линиями, как двигался самолет. Я буду выполнять роль летчика-командира, а вы – роль летчиков-курсантов.

Игровое действие выполняется поэтапно в соответствии с заданием:


  1. Расшифровать номера городов (решить примеры).

  2. Назвать номера городов по порядку от меньшего к большему.

  3. Показать линиями путь движения самолета.

  4. Назвать по порядку города, над которыми летел самолет.
Аналогично дети могут определять маршрут движения пароходов, машин и пр.

Для игры "Контролеры" учитель распределяет детей на две команды. От каждой команды по очереди вызывает к доске по одному контролеру. Они следят за правильностью ответов: один – за первой командой, другой – за второй.

По сигналу классного руководителя ученики первой команды начинают делать ритмичные наклоны влево и вправо и считают про себя до тех пор, пока учитель не остановит их, например хлопком. После этого они должны хором назвать, сколько наклонов было выполнено. Ученики второй команды по сигналу учителя также начинают делать наклоны, но продолжают счет, начатый первой командой. Например, если первая команда сделала 5 наклонов, то вторая начинает выполнять упражнения и считает: 6, 7, 8 и т. д. Затем по сигналу заканчивает упражнения и называет общее количество наклонов, выполненных двумя командами, например 8. В конце учащиеся должны назвать, сколько же наклонов выполнила вторая команда (ответ – 3).

Для игры "Числа-перебежчики" учитель делит класс на три команды (по рядам). По пять учеников от каждой команды получают карточки с цифрами и знаками действий. Дети по заданию учителя составляют пример на сложение, например 2 + 8 = 10. Учитель предлагает "числам" (ученикам) перебежать так, чтобы получился другой пример на сложение с этими же числами. Дети составляют другой "живой" пример на сложение, например 8 + 2 = 10. Все примеры, составленные детьми, учитель записывает на доске. На основе сравнения первой пары примеров дети делают вывод о переместительном свойстве сложения. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее составит цепочку взаимосвязанных примеров и сделает вывод о переместительном свойстве сложения.

Овладение счетом, чтением, письмом – для детей большой труд. Успех его обеспечивается желанием учиться – это и есть психологическая готовность к учению. Я считаю, если дети учатся без принуждения, значит, учебная деятельность их организована правильно.

Игры за столом, игры в помещении, игры со словами, дидактические игры в начальной школе

Незатейливые игры

Когда на улице дождь и нет возможности погулять, можно поиграть вот в такие незатейливые игры.

Русская народная игра «Мышка»

Играющие встают в круг. Соединяют вместе ладони. Один из водящих берет маленький предмет («мышку»), зажимает его между ладонями, идет по кругу, вкладывает свои ладони в ладони играющих и незаметно передает кому-нибудь «мышку». Встает рядом с другим водящим: тот должен угадать, у кого «мышка».

Игра «На опушке леса»

Сделать картину «Если бы я был деревом». Дети, подняв руки вверх, замирают на несколько секунд, воображая, что они деревья и корнями вросли в землю.

Дидактическая игра «Подбери словечко»

В яркий солнечный морозный день каким вам кажется снег? (Сверкающим, искристым, блестящим, серебристым, хрустящим, холодным.) А что делают снежинки? (Порхают, кружатся, летят.) Когда идет снег, то как это явление называется? (Снегопад.)

«Птицелов»

В центре — «птицелов» с завязанными глазами. «Птицы»-дети ходят вокруг «птицелова» со словами:

В лесу, во лесочке,

На земле, на дубочке

Птицы весело поют:

«Ай, птицелов идет!

Он в неволю нас возьмет.

Птицы, улетайте!»

«Птицелов» хлопает в ладоши, дети замирают. Он начинает искать. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую выбрал. «Птицелов» угадывает название птицы и имя ребенка.

Игра «Цветы»

Дети делятся на две команды. Каждый ребенок придумывает для себя название цветка и сообщает тихо воспитателю. Команды становятся друг против друга.

Команда детей: здравствуйте, «цветы»!

Команда «цветов»: здравствуйте, дети. Угадайте наши имена.

Дети по очереди перечисляют названия цветов, угаданные «цветы» отходят в сторонку. Когда все цветы отгаданы, игра закончена, можно поменяться ролями.

Игра «Окончи предложение»

Дети по очереди продолжают предложения.

Стоит Антошка на одной...

У Вани две..., а у гриба....

У стола и у стула четыре...

У стола ножки длинные, у дивана...

У гриба шляпка большая, у гвоздя...

Под соснами, под елками ползет клубок с...

У ежа иголки ежовые, у сосны...

У сосны и елки иголки круглый год-

Иголкой можно уколоться, она...

Таня гладит утюгом...

Таня погладила рукой...

У меня большая рука, а у Лены маленькая...

Таня пишет в тетради...

У стакана нет..., а у чашки есть...

У кастрюли две...

За ручку можно чашку...

Ручка есть у утюга, холодильника...

Игра «Бывает — не бывает»

Цель игры — учить рассуждать, аргументировать свое согласие или несогласие с высказываниями партнера.

Кот Васька стащил сметану. Так бывает? Съел ее и довольный залаял: ав-ав! Так бывает? А как бывает?

Услышал кота Ваську пес Арапка и замяукал: «Мяу-мяу! И я хочу сметаны!» Так бывает?

Кот Васька ловит рыбу. Залез на сосну и ловит в дупле окуньков. Окуньки сидят в гнездышке и пищат: пи-пи-пи. Так бывает?

Папа-окунь учит окуньков летать. Окуньки летают быстро. А кот Васька летает еще быстрее. Так бывает?

Пес Арапка любит поесть. Он охотится на мышей и крыс. Ляжет пес Арапка возле норки и караулит. Так бывает? Мыши живут в печке. Они едят дрова и угольки. Вылезают из печки такие беленькие, такие чистенькие. Пес Арапка ловит мышей на удочку и жарит их в холодильнике. Так бывает?

Игра «Какой? Какая? Какое?»

Подобрать к слову как можно больше определений, сказанное не повторять. Показывают картинку с предметом, за каждое слово - фишка. Например: яблоко — сочное, круглое, красное, большое, наливное, спелое... Груша, лиса, белка, ежик...

«Восстанови слова»

В записанных несколько необычным способам словах есть одинаковые слоги — первый и последний. Что это за слова? Восстановите их.

**но** **туш** **ри** **ат** **х** **леч**

(Заноза, катушка, царица, оратор, тахта, колечко.)

«Собери слова»

Дети могут сами подготовить все необходимое для этой игры. Сначала надо взять старые журналы и вырезать из них заголовки статей, которые написаны большими буквами. Затем эти заголовки разрезают на слоги и складывают в коробку из-под конфет или приклеивают в свободном порядке на ватман формата АЗ. Из коробки можно брать слоги и составлять из них слова. Это не только красиво, поскольку слова получаются цветными, буквы разного размера и разнообразные по написанию, но и очень интересно.

«Впиши гласные»

Эта ифа проводится на время. Участвовать могут несколько человек или вся группа (воспитателю только следует продумать, как всех учащихся снабдить карточками-заготовками, или просто на доске или ватмане сделать большую общую заготовку). За 2-3 минуты дети должны восстановить как можно больше слов, вставляя гласные буквы:

м — к — (мука)

л — т — (лето или лото)

м — — к (маяк)

л — м — н (лимон)

д — р — г — (дорога)

— к н — (окно)

ст — к — н (стакан)

с — р — к — (сорока)

д — б (дуб)

з — г — дк — (загадки)

ч — д — с — (чудеса)

б — м — г — (бумага)

Игра «Путаница»

И эта игра очень нравится детям. Слова стоят на своих местах, а буквы в них перепутались. Поставьте все буквы на свои места и прочитайте названия известных вам детских книжек.

рти дямевед («Тримедведя».)

кто в похсага («Кот в сапогах».)

дорток боайлит («Доктор Айболит».)

тир понросека («Три поросенка».)

хаму-коцохату («Муха-цокотуха».)

феноридо реог («Федорино горе».)

Игра «Пять слов на букву "л" из четырех букв»

Вспомните пять слов на букву «л» из четырех букв. Например, слово «лето»

л*** л*** л*** л*** л*** (Возможные варианты: луна, лото, липа, лупа, лиса.)

Игра «Какие плоды на каком дереве растут?»

Узнайте дерево по его плодам и закончите предложение.

Желуди растут на... (дубе).

Яблоки растут на... (яблоне).

Шишки растут на... (ели и сосне).

Грозди рябины растут на... (рябине).

Игра «Замени словосочетание словом-признаком»

Какой лист? Какие плоды?

Лист березы — березовый",

Лист дуба —

Лист липы —

Лист осины —

Лист клена —

Лист ивы —

Лист тополя —

Шишка сосны —

Шишка ели —

Ягоды рябины —

Игра «Четвертый лишний» (растения)

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор.

Клен, рябина, ель, тюльпан;

береза, дуб, шиповник, тополь;

яблоня, смородина, черемуха, рябина;

осина, липа, дуб, ель;

сосна, тополь, рябина, ива;

липа, осина, клен, яблоня.

Игра в слова (деревья)

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее для слова «береза» (дуб, липа, осина... яблоня). Объясните выбор каждого слова.

Словарь : желудь, ельник, береста, смола, яблоко, неприхотливый, светолюбивая, могучий, медонос, сосняк, теневыносливая, «тонкое дерево», темноствольная, шишка, пух, дубрава, стройная, ягоды, высокий, белоствольная, янтарь, антоновка, морозоустойчивая, кряжистый, хвойное дерево, лиственное дерево.

Комментарий для взрослых. После игры для активизации памяти и речи у детей можно предложить им следующее задание.

Вспомните, какие слова, подходящие для березы (дуба, липы, осины... яблони), вы слышали.

«Голоса птиц»

Угадайте, какая птица произносит такие звуки.

Кар-кар! (Ворона.)

Чик-чирик, чив-чив! (Воробей.)

Ча-ча-ча! (Сорока.)

Курлы-курлы! (Журавль.)

Свири-свир! (Свиристель.)

Цок-цэк, цок-цэк! (Клест.)

Ку-ку! (Кукушка.)

Рюм-рюм-рюм! (Снегирь.)

Синь-синь-синь! (Синица.)

Игра «Закончи предложения»

Воробей маленький, а журавль...

Ворона большая, а синица...

Сова спит днем, а охотится...

У синицы хвост короткий, а у трясогузки...

У дятла клюв длинный, а у снегиря...

Утка серая, а лебедь...

Игра в слова (птицы)

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее для слова «воробей» (ворона, дятел, синица... утка). Объясните выбор каждого слова.

Словарь: курлычет, маленький, бойкий, лес, серая, летает, ловкая, красногрудый, плавает, проворный, крякает, город, прыгает, неунывающая, болото, серая, чирикает, смелый, всеядная, умная, дупло, большая, бойкая, скворечник, непоседливая, длиннохвостая, веселая, стрекотуха, «ледоломка», хищная, белоснежный, белобока, длинноногий, каркает, маленькая, танцует, проворная, ныряет, охотится, зимующая птица, пролетная птица, перелетная птица.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников определяется рядом причин:

  1. игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте (Л.С. Выготский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
  2. освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;
  3. имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;
  4. недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

П.С. Жедек.

«На стадионе»

Знаете ли вы, - говорит учитель первоклассникам, что на футбольных и хоккейных матчах все время изучают русский язык? Не верите? Какое слово они кричат, когда хотят, чтобы команда забила гол? (Шайбу). Правильно. Давайте и мы крикнем так, как кричат болельщики на стадионе. (Ученики скандируют шай-бу! Шай-бу) Болельщики кричат слово по слогам.

Здесь вводится термин, который детям надо запомнить и потом не спутать с уже известным и очень похожим – термином «слово».

Слоги, - продолжает учитель, - это те кусочки, на которое делится слово. А что кричат болельщики, когда команда забила гол? (Молодцы!) Правильно, они кричат: ма-ла-цы! Ма-ла-цы! Учитель дает образец произношения.

Необходимо обратить внимание на то, что при произнесении слова по слогам должно сохраняться орфоэпическое произношение. Это требование часто нарушается сначала учителями, а вслед за ними и учениками.

Для знакомства со вторым признаком слога может быть полезна такая обучающая игра или ее интерпретация – на усмотрение учителя.

Учитель произносит: [ка] – Понятно, что я хотела сказать? (Нет.) Дальше учитель произносит: [ро]. – А теперь, понятно? (Опять нет.) Аналогично: [ва]. (Непонятно.) – Что я произнесла: слово или отдельные слоги? (Слоги.) А теперь я соединю их вместе и произнесу: «корова». Теперь, понятно? (Да.) Вывод, который дети делают вместе с учительницей: когда произносились отдельные слоги, было непонятно. Как только слоги соединились, получилось слово.

На этом же этапе работы целесообразно поменяться ролями учителю с несколькими учениками или с приемом «доскажи словечко» прочитать стихотворение Э.Успенского, а затем продолжить такую же игру.

Что за ли? Что за мон?

Никакого смысла.

А как скажут лимон –

Сразу станет кисло!

Что за ки? Что за но?-

Людям не известно.

А как скажут кино –

Сразу интересно.

Что за хал? Что за ва?

Вот еще одна загадка.

А как скажут халва –

Сразу станет сладко.

Во время игры учитель может использовать «ловушку» и досказать такой слог, при котором слова не образуются. Следует обратить внимание детей на то, что не любые слоги могут соединиться и образовать слово.

Можно чередовать индивидуальную работу и групповую, использовать, например, работу в парах или по рядам при выполнении такого упражнения - игры.

Учитель произносит слово, а ученики – другое, поменяв слово местами. Здесь также уместно использование слов – «ловушек», при перестановке слогов, в которых нового слова не образуется. Например, рады - …, шина -…, нора -…, пора -… .

Одновременно с введением понятия «слог» первоклассникам сообщается и его условный рисунок (знак), которым они будут пользоваться. Усвоение понятия «слог» невозможно без одновременной отработки способа действия при делении слов на слоги. Традиционными способами выделения слогов и определении их количества считаются произнесение слова с хлопками и прием упора тыльной стороны ладони в подбородок. Первый способ требует ответа до решения задачи: хлопнуть столько раз, сколько в слове слогов, – поэтому он может быть использован позднее как дополнительный.

Второй прием тоже не может считаться универсальным, так как не все слова, например, синий или птицы – могут быть правильно разделены на слоги с его помощью. И здесь опять незаменимым окажется прием скандирования, а игра «На стадионе» поможет освоить слог как произносительную единицу и одновременно отработать способ слогоотделения.

Важность понятия «слог» состоит еще в том, что он является основной единицей чтения, поэтому одна из задач обучения грамоте – формирование у детей правильного способа чтения – плавного по слогового. Чтобы прочитать слово, ребенку необходимо:

  • опознать буквы каждого слова;
  • определить, как они читаются в каждой позиции;
  • осуществить плавное слоговое чтение;
  • осознать прочитанное.

Первоклассники должны осознанно пользоваться особенностями слогового (позиционного) принципа русской графики. Вариант прочтения буквы зависит от ее окружения, то есть от позиции в слове. Поэтому и рассуждение ребенка при чтении открытого слога должно быть таким: «Чтобы прочитать слог, смотрю на вторую букву. Если эта буква а (о, у, ы), то она командует, что первую букву надо читать твердо».

Для того чтобы такие рассуждения ребенок проводил осознанно, чтобы они в конечном итоге способствовали формированию прочного навыка чтения, рекомендуется игра "Буква в окошке", использованием пособия "абак", где первой должна появиться буква гласного в правом окошке. Именно она и определит вариант прочтения буквы слева. Организовать такую игру учитель может со всем классом, по рядам парами и т. д.

Для тренировки первоклассников в чтении прямых слогов, кроме такой подвижной таблицы, учителя используют карточки отдельных букв и слогов, а также стационарные слоговые таблицы, такие как, например слоговые таблицы из «Читалочки» Л.Ф.Климановой, которые одновременно могут быть и игровым полем.

Ва

Па

Та

Ми

Са

Ма

Ле

Ня

Ли

ша

Подобные слоговые таблицы позволяют не только потренировать детей в чтении, но и воспитать внимание к слову, его лексическому значению и звукобуквенной форме.

Особый вариант слоговых таблиц представляют собой карточки, выполненные в виде домино. Играть можно всем классом, парами, группами из трех-пяти человек. С такими же карточками можно предложить и другие игры:

  1. Незнайка нес слово, но по дороге растерял слоги. В руках у него остался только первый слог «на» и последний «ка» (выставляются на наборное полотно). Помогите Незнайке.

Дети вставляют карточку или карточки и читают получившиеся слова. Здесь учителю необходимо правильно отреагировать на ошибку ученика. Недостаточно сказать: «Неправильно, подумай!» - и убрать карточку. Слог надо оставить и прочитать получившееся, обращая внимание детей на то, что слово не составилось;

  1. учитель показывает карточку со слогом, дети его читают про себя, а в слух произносят слог, который получился в результате того, что они поменяли буквы местами.

Игра способствует усвоению звуковой и буквенной форме слога. Одновременно с умением читать у детей формируется и умение писать. Поскольку письмо, как и чтение слоговое, то естественно, основной единицей письма должен стать слог. По этому после формирования у первоклассников умения писать отдельные буквы и их соединения переходят к обучению письму, слогов и слов. При этом основным методическим приемом будет послоговая диктовка (слог записывается одновременно с его проговариванием). Такая диктовка является своеобразным алгоритмом, и тренировать детей в выполнении последовательности определенных действий, целесообразно в коллективной игре.

Во время общей работы, один ученик (или учитель) может начать комментарий, а остальные – продолжить. На более позднем этапе обучения правила игры учитель может изменить и предложить детям найти ошибку в комментарии, обнаружить и восстановить пропущенное действие. Только тогда, когда учитель убедится в том, что все дети овладели алгоритмом записи слога, он может допустить переход на шепотное комментирование.

«Родственные слова»

Цель: закрепить знания о родственных словах.

Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов будет названо.

Лес – лесник, река – ручей, стена – потолок, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, поле – полюшко, гриб – грибной, обед – стол.

«Приставка»

Цель: закрепить полученные знания о приставках.

На доске записаны слова:

Делать, сделать, написать, писать, подписать, вез, отвез. Вывез, привез, занес, нес, перенес, вынес.

При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают.

«Суффикс»

Цель: закрепить полученные знания о суффиксах.

На доске написаны слова:

Гора – горка, лес – лесок, поле – полюшко, сом – сомище, внук – внучек, город – городок, мяч – мячик, слово – словечко.

При указании на слово, в котором нет суффикса, дети приседают. Если в слове есть суффикс – поднимают руки вверх.

Назовите суффиксы из данных слов, которые вы запомнили.

«Однокоренные слова»

Цель: активизировать у учащихся знания об однокоренных словах.

Если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются друг к другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова - приседают.

Маленький – маленькая; маленький – малыш; маленький – мальчик; мальчик – мальчику; варенье – вареньем; варенье – сварил; поварил – варит; повар – повара.

«Эхо»

Цель игры: усвоение классификации согласных.

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Один ученик громко произносит звонкий соглас ный. Другой, как эхо, вторит ему потише, назы вая парный глухой. Если назван звонкий непар ный согласный, ведущий указывает на это - ученик выбывает из игры. Побеждают те ученики, которые в паре правильно назвали согласные.

Если было задано на дом, познакомиться с по нятием тембра голоса, то уместно будет прове рить задание, поиграв в конкурс пародистов.

«Знают все свои места!»

Цель: закрепить знания ряда чисел от1 до 10.

Учащиеся строятся на площадке в шеренгу. Каждый получает карточку с примером типа: 5 – 2; 8 + 2; 3 + 4… С результатом от 0 до 10. по сигналу или по команде учителя «Разойдись!» дети расходятся по площадке и дружно говорят:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите веселее:

Тра-та-та, тра-та-та.

За это время учитель на площадке в разных местах крепит карточки с цифрами от 0 до 10.

После сигнала учителя дети быстро занимают свои места, согласно решенному примеру.

«Передай кубик»

Цель: закрепить знание ряда чисел.

На первую парту каждого ряда ставится пластмассовый цветной кубик.

По сигналу учителя кубик передается каждому ученику по очереди, с названием чисел по порядку, пока не возвратится обратно на первую парту. Затем точно так же передают кубик с названием чисел по убыванию, называя каждое предыдущее число.

Ряд, закончивший передачу кубика первым, побеждает.

Игра повторяется 2-3 раза.

«С листками календаря»

Цель:

Всем играющим прикалывают на грудь по листку из отрывного календаря. Листки надо подбирать так, чтобы играющие могли выполнить следующие задания:

  1. Собрать команду, состоящую из пяти одинаковых дней недели (вторников, четвергов или пятниц и т.п. – записать пример на сложение, используя цифры на листках и решить его, после чего громко назвать получившееся число.
  2. Собрать команду, состоящую из всех семи дней недели (числа должны идти по порядку). Побеждает команда, вставшая в шеренгу первой.
  3. Найти вчерашний день (например, «пятое сентября» ищет «четвертое сентября» и т.п.). Побеждает команда, которая нашлась первая.
  4. Собраться так, чтобы образовался год 2000 (1998, 2005 и т.д.).
  5. Собраться так, чтобы сумма чисел на листках равнялась круглым числам (10, 20, 30, 40 и т. д.).

«Микрокалькулятор»

Цель: закрепление знания состава числа первого десятка.

Мы устали от сложения

И тетрадки спрятали,

Дайте нам для ускорения

Микрокалькуляторы.

Дети делятся на две команды. Игроки решить пример на карточке, пробежать эстафету и взять в конце пути в корзине столько предметов, какой ответ получился при решении примера на карточке. Например, 3 – 2 = 1, значит, игрок берет 1 предмет.

Примеры на карточках:

Команда 1 Команда 2

5 – 3 8 + 2

6 – 4 10 – 3

8 – 1 7 + 2

3 + 4 8 – 6

7 + 3 9 – 7

У каждой команды должно получиться в конце эстафеты по 30 предметов.

«Парная игра»

Цель: развивать умение соотносить плоскостные геометрические фигуры и их контуры.

Ученикам раздают плоскостные геометрические фигуры и контуры этих фигур. Дети, держа в руках фигуры, выстраиваются в шеренгу. По команде учителя они ищут себе пару согласно своей фигуре (плоскостная должна соединиться с контурной).

«Придумай предложение»

Педагог произносит какую-либо фразу, а ребенок повторяет ее и продолжает. Хорошо, если в игре принимает участие несколько учеников. Тематика может быть самой разнообразной. Например: 2 класс тема «Путешествие по России». Педагог может предложить детям собрать чемоданы в дорогу:

Педагог: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан…»

1 ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку…»

2 ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку, брюки…»

3 ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку, брюки, свитер…»

4 ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку, брюки, свитер, расческу…»

«Сочини рассказ»

Ученикам предлагается придумать рассказ. Один из участников игры должен произнести первую фразу, другой – повторить её и добавить следующую, и т.д

Например:

1 ученик: «Жил-был в Антарктиде пингвин.»

2 ученик: «Жил был в Антарктиде пингвин. Однажды он пошел на прогулку» и т.д

«Подбери синоним»

Сначала педагог объясняет ученикам, что одно и тоже явление или предмет можно назвать разными словами. Такие слова, сходные по значению, и есть синонимы.

Педагог: «Заяц трусливый. А как еще можно его назвать?»

Ученик: « Пугливый, боязливый, робкий, несмелый»

Педагог: « Волк злой. А как еще его можно назвать?»

Ученик: «Сердитый, свирепый, жестокий»

Педагог: «Винни Пух смешной. А какими еще словами его можно назвать?»

Ученик: «Веселый, забавный, потешный»

«Подбери омоним»

Сначала педагог объясняет ученикам, что одно и тоже слово обозначает разные понятия. Например коса – это и сплетенные пряди волос, и сельскохозяйственное орудие, и узкая полоска земли, отходящая от берега. После этого можно предложить ученику самостоятельно подобрать омонимы к различным словам. Например:

Педагог: «Какие значения есть у слова «лук»?»

Ученик: «Съедобное растение, оружие для метания стрел»

Педагог: «Что означает слово «ключ»?»

Ученик: «инструмент для открывания замка, родник, музыкальный знак»

Можно обсудить с детьми значения таких слов как игла, ручка, нога, нос, язык и т.д.

«Подбери антоним»

Сначала нужно рассказать ребенку о том, что ко многим словам можно подобрать противоположные по смыслу, то есть антонимы.

Затем следует ввести в игру сказочного персонажа, например колобка, который очень любит искать антонимы. Дети передают колобка друг другу заканчивая при этом начатую фразу, например:

Ночью темно, а днем…

Компот жидкий, а кисель…

Мороженое холодное, а чай…

Слон большой, а муравей…

Башня высокая, а избушка…

Камень твердый, а глина…

Шоколад сладкий, а перец…

Сказки бывают смешные и …

«Потерянные слова»

Педагог читает ученикам стихотворение, но при этом намеренно не договаривает последнее слово в строчке, таким образом, предлагает им самостоятельно подобрать рифму. Возможно с первого раза кому-то не удастся правильно подобрать слово. В этом случае этим детям требуется помочь. Для этой игры прекрасно подходит стихотворение Даниила Хармса «Очень страшная история»:

Доедая с маслом булку,

Братья шли по переулку.

Вдруг на них из закоулка

Пес большой залаял гулко.

Сказал младший: «Вот напасть,

Хочет он на нас напасть.

Чтоб в беду нам не попасть,

Псу мы бросим булку в пасть».

Все закончилось прекрасно.

Братьям сразу стало ясно,

Что на каждую прогулку

Надо брать с собою булку.

«Сочини стихотворение»

Дети младшего школьного возраста вполне способны сочинять простые стихи. Подобные упражнения прекрасно помогают развивать речь и образное мышление. Педагог должен придумать две первые строчки стихотворения, а ученик – продолжение.

Игра "Попугайчики" развивает слуховую память, способствует правильному произношению звуков, правильному дыханию, артикуляции. Учитель начинает игру словами:

Мы – не девочки, не мальчики,
Все сейчас мы – попугайчики.
Попугай, не зевай,
Вместе с нами повторяй.

Учащиеся повторяют за учителем стихи и скороговорки.

Хорошая игра для развития речи и памяти "Добавь следующее". Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д., например:

  1. Слон.
  2. Слон, тигр.
  3. Слон, тигр, лев и т. д.

Первое время детям под силу назвать по порядку только 2–4 слова, в конце года – уже 8–10 слов.

Игра "Кто у нас самый зоркий?" нацеливает на тренировку внимания и памяти, а игровые ситуации вовлекают в работу всех учащихся. Игра начинается со слов:

Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить можешь сам
Свое внимание к словам!

Задача детей: тщательно проверить написанное (предлагаются различные задания) и подчеркнуть все гласные (или мягкие, твердые, звонкие, глухие согласные), найти слово, в котором звуков больше, чем букв, или наоборот. Это обычные задания по тексту, но с игровым, несомненно, стимулирующим оттенком (кто же окажется зорким и увидит больше орфограмм?).

Внимание, наблюдательность и речь детей развивает игра "Художник". Ребенок, взявший на себя роль художника, говорит следующие слова:

Нарисую я портрет,
Только чей – пока секрет.
Отгадайте, вас прошу я,
Чей портрет рисую?

Художник дает устный портрет кого-нибудь из детей: "У него светлые волосы, голубые глаза, веселая улыбка. На нем коричневая рубашка, синие брюки" и т. п., а учащиеся должны догадаться, о ком идет речь.

Игра "Составь меню для Робина-Бобина-Барабека" ценна тем, что она связана с процессом познания, догадкой, поиском, игрой ума. Дети отлично знают персонаж произведения С. Маршака Робина-Бобина, который "скушал 40 человек и корову, и быка, и кривого мясника".

Начинается игра со слов:
Изменился человек, Робин-Бобин-Барабек.

Ведь представьте-ка вы сами:
Ест он фрукты с овощами.
10 килограммов он
Вносит за день в рацион.
Что ж при этом он съедает?
Кто ж из вас скорей узнает?

На плакате изображены фрукты и овощи. Под каждым рисунком пример на табличное сложение или вычитание в пределах 10. Задача детей: решить примеры и подобрать их пары так, чтобы сумма ответов составила 10 (потому что в условии игры сказано, что Робин-Бобин может съесть за день 10 кг фруктов и овощей). Например, под рисунком капусты написан пример "8 - 3", под рисунком моркови "7 + 1", под рисунком яблока "3 + 2" и т. д. Значит один из вариантов ответа: Робину-Бобину можно съесть капусту (в ответе 5) и яблоки (в ответе тоже 5), тогда в сумме получится 10.
Можно предложить детям не записывать выражения, а нарисовать схематично фрукт или овощ и в центре написать ответ.

Игру "Откроем замочек ключиком" я использую с целью знакомства с геометрическими фигурами и для развития внимания. У каждого учащегося ключик, на котором изображены геометрические фигуры (различные по цвету и по расположению). У меня несколько замочков с геометрическими фигурами. Дети подбирают к этим замочкам определенный ключик, который должен подойти правильным расположением геометрических фигур. В дальнейшем я модернизировала эту игру: вместо геометрических фигур на замочке расположила примеры, а на ключиках – ответы к этим примерам. Эта игра помогает в отработке вычислительных навыков.

С интересом принимается игра "Чудесный мешочек". Обычно мешочек приносит кто-либо из сказочных героев. В этот мешочек я помещаю буквы с магнитами. Дети на ощупь отгадывают и называют букву. Поместив буквы на магнитную доску, составляют из них слова. Иногда даю дополнительное задание: произвести слого-буквенный анализ или придумать предложение с этим словом.

В игре "Разрезанные буквы" перед учащимися ставится задача не только составить слова, но и буквы из их частей. Слова я разделила на три степени сложности: из одного, из двух открытых слогов и из двух закрытых слогов. Для составления слов и слогов использую такую игру, как "Вращающиеся диски". 3адача учащихся – вращая диски, подобрать к каждому слогу на левом диске слог с правого диска, чтобы получилось слово. Все полученные слова ребята записывают в тетрадь для печатания, используя при этом цветные авторучки.

Начиная игру "Определи курс движения самолета", учитель обращается к детям: летчик-командир придумал для вас задание. Он наметил курс движения самолета из одного города в другие. Самолет должен лететь над городами в указанном порядке от меньшего номера города к большему. Номер каждого города зашифрован (записан) примером. Надо расшифровать номера городов и показать линиями, как двигался самолет. Я буду выполнять роль летчика-командира, а вы – роль летчиков-курсантов.

Игровое действие выполняется поэтапно в соответствии с заданием:

  1. Расшифровать номера городов (решить примеры).
  2. Назвать номера городов по порядку от меньшего к большему.
  3. Показать линиями путь движения самолета.
  4. Назвать по порядку города, над которыми летел самолет.

Аналогично дети могут определять маршрут движения пароходов, машин и пр.

Для игры "Контролеры" учитель распределяет детей на две команды. От каждой команды по очереди вызывает к доске по одному контролеру. Они следят за правильностью ответов: один – за первой командой, другой – за второй.

По сигналу классного руководителя ученики первой команды начинают делать ритмичные наклоны влево и вправо и считают про себя до тех пор, пока учитель не остановит их, например хлопком. После этого они должны хором назвать, сколько наклонов было выполнено. Ученики второй команды по сигналу учителя также начинают делать наклоны, но продолжают счет, начатый первой командой. Например, если первая команда сделала 5 наклонов, то вторая начинает выполнять упражнения и считает: 6, 7, 8 и т. д. Затем по сигналу заканчивает упражнения и называет общее количество наклонов, выполненных двумя командами, например 8. В конце учащиеся должны назвать, сколько же наклонов выполнила вторая команда (ответ – 3).

Для игры "Числа-перебежчики" учитель делит класс на три команды (по рядам). По пять учеников от каждой команды получают карточки с цифрами и знаками действий. Дети по заданию учителя составляют пример на сложение, например 2 + 8 = 10. Учитель предлагает "числам" (ученикам) перебежать так, чтобы получился другой пример на сложение с этими же числами. Дети составляют другой "живой" пример на сложение, например 8 + 2 = 10. Все примеры, составленные детьми, учитель записывает на доске. На основе сравнения первой пары примеров дети делают вывод о переместительном свойстве сложения. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее составит цепочку взаимосвязанных примеров и сделает вывод о переместительном свойстве сложения.


а) краткая характеристика

Предлагаемые художественно-дидактические игры и упражнения могут быть использованы, прежде всего, на уроке как для повторения закрепления уже имеющихся у детей знаний, так и для постижения нового в области изобразительного искусства.

Дидактическая игра создает условия для развития каждого ребенка, и о результатах познавательно-игровой деятельности можно судить не только тому, правильно ли ребенок выполнил то или другое задание, но и по его интересу к познаваемому материалу, готовности к самостоятельной творческой деятельности и оценка ее результатов. Игра активизирует познавательные процессы и способствует лучшему усвоению эстетических знаний, умений и навыков.

Структура дидактической игры такова: дидактическая задача, игровое действие, правило и результат. Для детей дидактическая задача подается в игровой форме и часто выражена в названии самой игры: например, «Какое дерево лист потеряло?», «Маска, чья ты?». Все структурные компоненты игры взаимосвязаны между собой, а отсутствие основных - игрового действия и правила - превращают игру в дидактическое упражнение. В основе игры - создание новой ситуации. Вначале это может происходить с помощью «оживления» игрушки, от лица которой сообщается игровая задача (например, найти ошибки в рисунке Незнайки), принятия на себя роли художника, мастера по росписи и т.д. В дальнейшем игровая ситуация создается лишь словесным настроем на познавательно-игровую деятельность. После этого работа учащихся освобождает от игрового смысла, чтобы не уводить в сторону от решения дидактической задачи.

При ознакомлении с новым игровым действием возможен пробный ход, в процессе которого учитель знакомит с правилами игры. Чтобы убедиться в том, что дети поняли игровое действие и задачу игры или упражнения, можно допустить умышленную ошибку, тем самым активизировать их мыслительную деятельность.

При разработке содержания и методики проведения игр и упражнений должна учитываться их связь с другими видами ученой деятельности на уроке. Они могут предварять изложение нового материала, организовывать поиск знаний, закреплять пройденное и служить повторением. Следовательно, место их на уроке может быть различным - в начале, в середине, в конце.

Место и роль каждой художественно-дидактической игры или упражнения определяют исходящие из содержания дидактической задачи. Так же продумывается их связь с другими формами учебной работы, возможные варианты усложнения или облегчения игровых задач, органическая взаимосвязь со всеми этапами урока. При этом четко выделяются те новые знания, умения и навыки, творческий опыт, которые нужно сформировать, основываясь на уже имеющихся.I

Главный методический принцип в использовании игр и упражнений -повторяемость игрового действия с различным содержанием как необходимое условие развивающегося эффекта.

Основу художественно-дидактических игр составили настольно-печатные и словесные игры. Все они основаны на принципе наглядности. Поэтому большое внимание нужно уделять оформлению дидактического материала.

Необходимо помнить, что главное условие успеха - это хорошее настроение игроков, их желание включится в игру и в решение учебной задачи, добиться хорошего результата.

б) примеры игр и упражнений

1. Игра-упражнение «Что бывает весной?».

Игра проводится на уроке тематического рисования.

Задача: развивать зрительную память и наблюдательность детей.

Материал: набор карт (репродукций) с изображением признаков разных времен года (например, капель, снегопад, листопад, ледоход на реке, поле цветов, заснеженные деревья, прилет птиц...)

Затем учитель показывает карты с изображениями признаков времен года. Когда дети видят признаки весны (капель, ледоход на реке, подснежник, ветка с распускающимися листочками и др.), они должны дружно хлопнуть в ладоши. Кто хлопнул неверно, выбывает из игры. К концу игры остаются самые внимательные и наблюдательные. В честь них может звучать веселая весенняя песенка.

Правило: игра проходит молча. Хлопать в ладоши участники должны только при демонстрации учителем карты с признаком весны.

Подобную игру можно провести на других уроках тематического рисования. Когда дети передают в рисунке, например, признаки осени или зимы.

2. «Новогоднее лото»

Игра проводится перед рисованием с натуры елочных игрушек.

Задача: научить обобщать форму предметов.

Материал: карты с изображением елочных игрушек простой, но выразительно формы; набор с изображением геометрических фигур на каждом.

Содержание: ребята раскладывают перед собой карты с изображением геометрических фигур. Учитель поочередно показывает карты с изображениями елочных игрушек. Дети должны отыскать в наборе изображение такой геометрической фигуры, форма которой соответствовала бы форме елочной игрушки. Правильно показанная карта откладывается от набора в сторону, неправильно показанная карта убирается в конверт набора. Выигрывает тот, у кого больше карт останется на парте.

Пробный ход: Учитель демонстрирует несколько елочных игрушек, ребята называют, какую геометрическую фигуру они напоминают.

3. Игра «В гостях у народных мастеров»

Игра проводится, когда дети уже знакомы с такими народными промыслами как Хохлома, Городец, Гжель, Дымково.

Задача: закрепить знания о народных промыслах, совершенствовать зрительную память.

Материал: репродукции или рисунки изделий (можно детские) народных промыслов; таблички с названиями «Городец», «Хохлома», «Гжель», «Дымково».

Содержание: вверху классной доски - таблички с названиями народных промыслов, внизу репродукции изделий. Игра начинается с создания игровой ситуации: мастера прислали свои изделия на выставку, но вот несчастье - в дороге потерялись таблички с названием промыслов. Детям предлагается определить, откуда и какие изделия присланы, и «расставить» их на полки с названиями народных промыслов.

Правило: каждый ряд расставляет изделия одного какого-нибудь промысла, например, первый - отыскивает изделия Хохломы, второй - Городца, третий - Гжели. Репродукции изделий прикрепляются над соответствующей табличкой.

Внизу доски остаются репродукции дымковских игрушек. Вопрос к классу: «Откуда привезли эти игрушки? Как они называются?» После «опознания» их помещают на «полку» с соответствующим названием (название до этого момента должно быть закрыто).

4. Игра - загадка «Ошибки Незнайки»

Игра проводится в начале урока, связанного с изображением дерева.

Задача: закрепить знания детей о строении дерева, развивать наблюдательность."

Материал: рисунки деревьев с ошибками в их строении.

Правило: Каждая команда - ряд по очереди называют и исправляют ошибку. За каждое правильное исправление ряд получает очко. Если игрок -представитель ряда неправильно определил ошибку или исправил ее, то очередь отвечать переходит к представителю другого ряда. Выигрывает команда, которая больше других набрала очков.

последнее изображение должно быть верным

5. Игра «Составь цветок» (разрезные картинки).

Игра проводится перед рисованием цветов с натуры.

Задача: развивать наблюдательность и зрительную память.

Материал: наборы резных картинок с изображением цветов на каждого учащегося.

Содержание: каждому участнику игры выдается пакет с карточками, на которых изображены составные части различных полевых и садовых цветов (ромашки, фиалки, тюльпана, одуванчика...). У каждого игрока находятся составные части 3-4 цветов. По просьбе учителя дети достают содержимое пакетов и начинают составлять из карточек-частей целый цветок. В это время может звучать песня о цветах. Выигрывает тат, кто быстро и правильно выполнит условие игры.

6. Кроссворд (для 1-х классов).

При составлении кроссвордов следует учитывать, что они должны быть связаны с целями и содержанием уроков изобразительного искусства; внешний вид и содержание их должны соответствовать возрастным особенностям детей. Для поддержания интереса к разгадыванию кроссвордов нужно придумывать различные способы изложения и оформления задания.

Планы - конспекты открытых уроков.

Педагог: Пучкова Е.В.

Тема урока: « Мы рисуем осень».

Цель урока: создать условия для сознательного выбора учащимися применения ими выразительных средств для передачи характерных признаков разных периодов осени.

Воспитательная задача: воспитывать у детей интерес к природе.

Образовательная задача: совершенствовать технику работы с красками (гуашь на цв. фоне).

Развивающая задача: развивать цветовидение.

Оборудование для учащихся:

гуашь, цветной фон (земля-небо), выполненный акварельными красками на прошлом уроке, кисти, палитра, баночка с водой, рабочая форма.

Оборудование для учителя:

игрушка - «Незнайка», иллюстрация картины И. Левитана «Осенний день. Сокольники», аудиозапись «Вальс осенних листьев», таблицы с изображением деревьев, разноцветные листья для игры.

План урока:

1. «Осенние месяцы». Введение в тему урока, выбор фона для рисунка (5 мин.).

2. Игра «Класс - лес» (оздоровительная пауза) (5 мин.).

3. Игра «Выбери деревья» (2 мин.).

4. Ставим опыт «Как получить коричневый цвет»? (2 мин.).

5. «Рисуем дерево». Практическая работа (10 мин.).

6. Игра «Листики» (динамическая пауза).

7. Ставим опыт «Как получить оранжевый и серый цвета»? (3 мин.).

8. «Рисуем листья». Практическая работа (10 мин.).

9. Подведение итогов (3 мин.).

Ход урока:

1. Учитель: Ребята, какое сейчас время года? А месяц? Кроме октября, какие ещё осенние месяцы вы знаете?

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Это я - Незнайка. Я нарисовал осень, и вот что у меня получилось (показывает рисунок). Художник Тюбик замучил меня насмешками, говорит, что я не знаю ничего об осени. А я с ним не согласен, я всё знаю! Осенью всегда грязно, холодно, тоскливо, всегда идёт дождь, никакого настроения нет! Ведь правда?

Учитель: В осени три месяца. Неужели они все одинаковые? Осень называют капризным временем года, и не случайно. Капризуля - осень меняет своё настроение не только каждый месяц, но даже каждый день.

Сейчас мы вспомним, какая разная бывает осень, и подключим наши глазки, ушки и ручки.

СЕНТЯБРЬ.

Иван Бунин.

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

В этом месяце вы впервые пришли в школу, в 1 класс. Ещё чувствуется тепло уходящего лета. Все деревья окрасились в желтые, оранжевые, красные цвета. Природа спокойна и красива. Это время назвали «золотой» осенью.

Этот месяц нарисовал русский художник Исаак Левитан. Название «Осенний день. Сокольники». Посмотрите на картину. Что вы видите?

Осенний, ненастный день, но тихий и задумчивый. Осенняя тишина, грусть. Левитан стремился передать влажность воздуха ненастного осеннего дня: даль тает в дымке.

В октябре солнышко светит реже, а дожди идут чаще, листьев на деревьях мало. Дни короче и холоднее.

Осень в ноябре называют уходящей, поздней. На пятки осени наступает зима, лужицы по утрам затянуты льдом, иногда выпадает снег.

2. Игра «Класс-лес».

Ребята! А осень нас услышала! Я уже слышу её шаги. Сейчас зазвучит музыка, и осень-волшебница превратит вас в деревья.

(Встали. Звучит музыка «Вальс осенних листьев»).

Посмотрите: вы-стволы деревьев, ваши руки-толстые ветви, пальчики-тонкие веточки, они движутся в такт музыке. Руками покажем, как кружатся листья. Но…(музыка стала медленней) вдруг подморозило и пошёл снег. Стоп (музыка остановилась). Волшебство закончилось. Сели.

3. Игра «Выбери деревья».

Перед вами три рисунка - три дерева. Для какого месяца подходит каждое из них? Почему?

Какого цвета стволы деревьев? А у всех ли есть в наборе баночка коричневой гуаши? Нет. Что делать?

4. Ставим опыт:

на палитре смешиваем зелёную с красной краски.

5. Рисуем дерево:

на подготовленном на прошлом уроке фоне (земля-небо). Деревья нарисованы, но нет листьев.

6. Игра «Листики».

Детям выдаются листики разных оттенков, по очереди каждый прикрепит свой листик к тому дереву, к которому больше подходит по цвету (к сентябрьскому, к октябрьскому или ноябрьскому).

Сейчас нам в работе понадобятся цвета, которые опять есть не у всех. Это оранжевый, серый.

7. Ставим опыт:

на палитре смешиваем красную с желтой, белую с чёрной.

8. Рисуем листья:

мазочками на деревьях, на земле.

9. Подведение итогов.

Покажем Незнайке какой может быть осень разной, соберём на доске ваши работы.

Незнайка предлагает «прогуляться»: погреться на солнышке в сентябре, погрустить вместе с опадающими листьями в октябре, прислушаться к шуму ветра в ветках деревьев в ноябре.

Педагог: Пучкова Е. В.

План - конспект урока ИЗО в 1 классе.

Тема урока: «Золотое слово Хохлома».

Цель урока: углубить эстетические познания о творчестве художников из Хохломы.

Воспитательная задача: научать эмоционально откликаться на художественную сторону окружающего предметного мира.

Образовательная задача: закрепить умения детей рисовать хохломской орнамент, умение компоновать орнамент на разных по форме предметах.

Развивающая задача: развивать интерес и любовь к народному творчеству.

Оборудование для учителя: гуашь, кисть, шаблоны чашек, ложек, мисок, 3 ватмана, хохломская и не хохломская посуда, вырезанные из бумаги цветы (различных оттенков), методические таблицы «Народные промыслы», «Этапы изготовления хохломской посуды», ТСО (телевизор, видео- и аудиоаппаратура), видеофильм «Хохломская роспись», аудиокассета с записью русских народных наигрышей, игрушечный медвежонок.

Оборудование для учащихся: пр. карандаш, гуашь, кисть, баночка с водой.

План урока:

I. Организационный момент (5 мин.)

II. Повтор пройденного материала. Игра «Знатоки» (12 мин.)

III. Оздоровительная пауза «Прогулка по лесной поляне» (3 мин).

IV. «Сказка о птице Жар» (2 мин.).

V. Практическая работа «Подарок для Мишутки» (13 мин.)

VI. Подведение итогов (5 мин.)

Ход урока:

I. Под русские народные наигрыши ученики входят в класс, рассаживаются по группам. Учитель предлагает каждому ученику выбрать цветок, по цвету соответствующий настроению ученика на начало урока. На доске учитель прикрепляет отобранные цветы, создаётся «Цветущий луг»: «Посмотрите на получившийся «луг». Вот какое настроение у вас сейчас».

II. Показывая на выставленную хохломскую посуду, учитель говорит:

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился красный цветок мальва на плошке.

Ягода клюква поспела на поварёшке,

Клюёт эту ягоду хохлатая птица - золотое перо.

Вы уже подумали, сказка началась? А это быль. Посмотрите на эту великолепную посуду. Как она называется? Почему?

Сейчас мы вспомним всё, что знаем о ней, а также продемонстрируем своё умение украшать разные вещи хохломской росписью.

Игра «Знатоки».

Ученики разделены на три группы. Каждая группа получает своё задание.

Первая группа: ученики получают таблицу «Народные промыслы». Надо найти фотографию посуды из Хохломы и ответить на вопрос: «По каким признакам вы определили это?»

Вторая группа: получает три предмета быта, только одно из них - хохломская посуда. Ученикам надо указать на хохломскую посуду и ответить на вопрос: «Почему вы так решили?»

Третья группа: должна перечислить этапы росписи травного орнамента «веточка» (ранее уже изученного), грамотно назвать составляющие орнамент элементы.

Учитель, иллюстрируя слова учеников, рисует веточку на доске.

Учитель: «Сейчас мы увидим, как делают хохломскую посуду и расписывают её. После просмотра вы должны перечислить все превращения, происходящие с посудой, прежде чем она станет «золотой».

Ученики просматривают поставленную учителем видеокассету «Хохломская роспись», затем отвечают на вопрос учителя, пользуясь таблицей «Этапы изготовления хохломской посуды».

III. Оздоровительная пауза «Прогулка по лесной поляне». Учитель: «Хохломские мастера учились красоте у природы. Давайте и мы «погуляем» по лесной поляне. Встали. Представили себя на красивой, залитой солнцем, лесной поляне. Посмотрели вверх - на «солнышко», потянулись вверх руками. Опустили руки. Оглянулись по сторонам: повернулись направо - потянулись, повернулись налево - потянулись. А что растёт на поляне? Давайте «нарвём цветов». Несколько раз наклоняемся и выпрямляемся: «рвём цветы». Какой красивый букет мы собрали! Полюбуемся цветами. Наклоны головы попеременно влево - вправо. Оздоровительная пауза закончена. Сели».

IV. «Сказка о птице Жар». Учитель: «А как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу, за Волгой, весёлый мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Сварил себе пшённую кашу, и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он угостил её. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чаша стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка. А начало золотой росписи идёт от древних мастеров - иконописцев».

V. Практическая работа «Подарок для Мишутки». Ученикам учитель предлагает приготовить «подарок для Мишутки» (игрушечного медведя): расписную посуду. Каждой группе выдаётся набор шаблонов (ложка, чашка, миска), которые необходимо украсить травным орнаментом, используя хохломскую палитру красок.

Учитель просит обратить внимание на соответствие узора и формы предметов: узкие части украшаются тонкими полосками орнамента, а широкие - наоборот.

VI. Подведение итогов. Расписанные шаблоны прикрепляются на листы ватмана, для каждой группы - отдельно, вывешиваются на доске.

Учитель: «Любуюсь я вашими работами и думаю, какое странное и весёлое слово хохлома. В нём и смех слышится, и восхищённое ОХ! И восторженное АХ! Я уверена - такая посуда понравится Мишутке. А своей маме вы хотели бы сделать такой подарок? Что вам понадобилось на уроке? А чему вы научились? Какое у вас самочувствие? Давайте опять выберем по цветку, совпадающему по цвету с вашим настроением на конец урока. Изменилось ли настроение?»

На соседней доске, рядом с «цветущим лугом», составленным вначале урока, появляется ещё один «луг», отражающий настроение класса на конец урока.

Педагог: Пучкова Е.В.

План-конспект урока ИЗО в 1 классе.

Тема урока: «Всё имеет своё строение».

Цель урока: развивать навыки работы с бумагой и ножницами.

Воспитательная задача: воспитывать аккуратность.

Образовательная задача: формировать умение видеть конструкцию - построение предмета, освоить навыки вырезания фигур из полосы, без размётки (круги, овалы, полукруги).

Развивающая задача: развивать мелкую моторику, развивать воображение.

Оборудование для учащихся:

Цветная бумага, ножницы, клей, рабочая форма.

Оборудование для учителя:

Цветная бумага, ножницы, клей, фотографии или рисунки животных и их схемы, составленные из геометрических фигур.

План урока:

I. Объяснение нового материала: 1. Правила пользования ножницами (2 мин.); 2. Игра «Угадай геометрическую фигуру» (оздоровительная пауза) (5 мин.).

II. Игра «Все имеет своё строение» (3 мин.).

III. Практическая работа (15 мин.).

IV. Игра «Геометрические фантазии» (15 мин.).

V. Динамическая пауза (3 мин.).

VI. Подведение итогов. Оценивание (2 мин.).

Ход урока:

I. Учитель: наш урок называется «Все имеет своё строение». Сегодня мы поговорим о геометрических фигурах, научимся вырезать их из полосы бумаги, без размётки, так же научимся составлять изображения животных из геометрических фигур.

Отгадайте загадку: два конца, два кольца, а посередине - гвоздик. (Это ножницы).

1. Правила пользования ножницами.

Чтобы работа с ножницами была безопасной, мы разучим правила пользования ножницами:

1. Когда ножницы не требуются, они должны находиться на парте, закрытыми, всегда острым концом от ученика. (Ученики выполняют это правило).

2. Если надо передать ножницы, то всегда делайте это кольцами вперёд. (Ученики выполняют это правило, обменявшись ножницами друг с другом. После этого выполняют правило №1).

2. Игра «Угадай геометрическую фигуру» (оздоровительная пауза).

Класс встает. Учитель произносит стихотворения и загадки про геометрические фигуры, а ученики угадывают их, «рисуя» руками по воздуху (каждую фигуру сначала правой рукой, затем левой).

Круг: Круг сова нарисовала. Ну конечно, это он: ни конца и ни начала, ни углов и ни сторон.

Полукруг: Нельзя сидеть без дела вам, продолжим курс наук: мы круг разделим пополам - получим полукруг.

Овал: Петя круг руками сжал - превратился круг в овал.

Треугольник: В треугольнике каждом видны три угла и три стороны.

Квадрат: Вот углы - четыре равных, равных столько же сторон. Наш квадрат, какой он славный, до чего ж квадратный он!

Прямоугольник: Два квадрата встали в ряд: раз квадрат и два квадрат. Волшебник их соединил - прямоугольник получил.

II. Игра «Всё имеет своё строение». Любое изображение можно составить из простых геометрических фигур. На доске вывешены рисунки животных и их схемы, составленные из геометрических фигур. Ученики должны к каждому рисунку животного подобрать соответствующую схему.

III. Практическая работа. Поэтапно повторяя действия за учителем, учащиеся нарезают из полосок бумаги (без размётки) круги, овалы, полукруги.

IV. Игра «Геометрические фантазии». Из нарезанных фигур ученики составляют фигурки животных. Приклеивают.

V. Динамическая пауза. Учащиеся наводят порядок на рабочем месте, собирают, выбрасывают обрезки бумаги.

VI. Подведение итогов.

Заключительное задание: оценка учениками своих работ. Учитель предлагает для этого каждому поставить на своей работе варианты отметок:


Статьи по теме: