Географическая карта ее свойства и функции. Чем глобус лучше карты. Результат освоения темы

Для чего она нужна, какие виды карт бывают и в частности, про карту России и мира.

Древние времена

Широкое освоение материков и открытие новых земель началось еще в Средние века и продолжалось до начала XX века. Последней «сдалась» людям Антарктида, ставшая могилой для множества исследователей. Но с развитием мореплавания и путешествий в целом, постепенно возникла острая необходимость в картах. Ведь новые земли или пройденный путь нужно было как-то отметить для последователей. Первые карты представляли с собой очень примерные и схематичные изображения. В силу слабого развития навигационного оборудования и как следствие, малой точности карт, их составители, компенсируя последнее, соревновались в художественном оформлении. Но, к счастью, в наше время картография достигла своих высот, особенно с запуском на орбиту тысячи спутников. Так что такое карта? Какие они бывают и для чего нужны? В этом мы и разберемся.

Определение

Согласно словарю, географическая карта - это изображение поверхности Земли с координатной сеткой, соблюдением пропорций относительно ее масштаба и нанесением условных знаков.

Если брать это определение как общее, то картой можно назвать обобщенное, более мелкое изображение Земной поверхности, другой планеты, небесного тела или пространства в целом, на которым показаны все объекты в той или иной системе условных знаков. мы разобрались, но для чего она нужна?

Ответ очень прост - для ориентирования. Найдя на местности какие-то определенные объекты или их массив и сделав то же самое на карте, можно точно определить свое местонахождение. По сути, без карт в наше время обойтись совершенно невозможно, не поможет даже обилие указателей, к тому же, они есть не везде.

Картами пользуются туристы и геологи, капитаны морских судов, военные и гражданские пилоты, в конце концов, в большом городе без путеводителей не обойтись, так как в переплетении улиц может заблудиться кто угодно. Теперь мы знаем, что такое карты. Но какие виды их бывают?

Виды

Первая и самая основная - это географическая. На ней точно показаны очертания материков, соблюдены все пропорции в том или ином масштабе и обозначены природные объекты, - реки, моря, гора, озера, леса и т.п. Но подобные встретить можно не так часто, и больше в ходу общегеографические, на которые также нанесены дороги, города и прочие населенные пункты.

Второй вид - это тематические карты. Они посвящены какому-то одному объекту, - природному парку, лесу или туристическому маршруту. К этому виду можно отнести и общественно-политические. Их цель - не просто достоверно показать местность, а отобразить то или иное состояние - карты государств, их природные богатства, политический строй или количество населения.

Карта России

Территория этой страны занимает первое место в мире по площади. И карта ее также сама большая, причем во всех масштабах. Она включает в себя множество природных и климатических гор. На протяжении последних веков она многократно изменялась из-за войн и политических режимов, а карта с самым крупным масштабов была создана в Советском Союзе. Конечно, включает она и те территории, которые в наше время к России не относятся, но для ориентирования она пригодна.

Карта мира

Окончательное и полное изображение земного шара удалось получить лишь с открытием всех материков. Но долгое время оно дополнялось новыми объектами, такими, как острова. Сейчас же каждый желающий может ознакомиться с картой мира, причем для этого не нужно искать атлас - всем пользователям интернета доступны качественные спутниковые снимки.

Так что теперь мы знаем, что такое карта, и для чего она нужна.

16. Географическая карта и ее свойства

Географическая карта (ГК) – знаковое уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, построенное по определенным математическим знакам, показывающим размещение, свойства и связи явлений природы и общества. ГК включает в себя математическую основу, картографическое изображение (рельеф, реки и т.д.), элементы дополнительной характеристики (рисунки, графики) и оснащение (легенда, название карты, обозначение ее масштаба).Математическая основа ГК включает геодезическую основу, масштаб и проекцию.

Геодезическая основа (начало высот и координат)представляет собой систему точек на по¬в-ти Земли, положение кт точно определено в системе координат, как в плоскости, так и по высоте. С помощью этих то¬чек можно выполнить математический «переход» от дневной (то¬пографической)

пов-ти к некой теоретической пов-тиземного эллипсоида.

Масштаб - отношение длины линий на карте (плане) к длине горизонтального продолжения этой линии на местности. Виды масштабов: численные (выражается дробью, где в числителе единица, а в знаменателе число, показывающее степень уменьшения), пояснительные (именованные) (указывает соотношение длин линий на карте и на местности), графические (линейный и поперечный – служат для определения по картам длин линий в натуре).

Картографическая проекция – математический способ изображения земного эллипсоида или шара на плоскости. Существует 2 классификации проекций:

1. По характеру искажений:

Равноугольные (конформные) –нет искажения углов, но есть искажения площадей и форм.

Произвольные(равнопромежуточные – масштаб длин вдоль одного из главных направлений сохраняется) – углы, формы и площади искажены.

Равновеликие(равноплощадные, или эквивалентные). В данных проекциях сохраняется равенство площадей, но сильное искажение углов и форм.

2. По виду картографической сетки (по способу переноса земной поверхности на плоскость):

цилиндрические (меридианы перпендикулярны параллелям и отстоят друг от друга на равных расстояниях; линия нулевых искажений – экватор; изоколы имеют форму прямых, параллельных экватору; главные направления совпадают с линиями картографической сетки, при этом с удалением от экватора искажения увеличиваются)

конические (меридианы прямые, сходящиеся в точке, изображающей на плоскости вершину конуса; параллели – дуги концентрических окружностей с центром в точке схода меридианов; одна линия нулевых искажений, с удалением от кт искажения увеличиваются; главные направления у всех нормальных конических сеток совпадают с меридианами и параллелями)

азимутальные(точка нулевых искажений – точка касания глобуса с плоскостью (нормальная – точка полюса, поперечная – точка экватора, косая – иначе ориентированная плоскость); величины искажений с удалением во все стороны от ТНИ возрастают, поэтому изоколы имеют форму концентрических окружностей с центром в ТНИ; главные направления следуют по радиусу и перпендикулярным им линиям; азимуты не искажаются во всех направлениях от ТНИ)

условные – проекции, в кт вид получаемых картографических сеток невозможно представить на основе проектирования на какую-нибудь вспомогательную поверхность (псевдоцилиндрические –параллели прямые, а меридианы – кривые линии; и др.)

К числу важных свойств картографических моделей нужно отнести также их обзорность, наглядность, достоверность и информативность.Известный советский географ-картограф К. А. Салищев выде¬лил основные функции карт как моделей действительности - коммуникативную, оперативную, познавательную и прогностическую.

Коммуникация, т. е. передача информации, осуществля-ется посредством карт при их использовании как источника сведений; карты выступают также хранилищем информации. Оператив¬ная функция карт выражается в решении с их помощью различных практических задач, например в навигации, при планировании трасс путей сообщения, разработке планов освоения территории и др.Познавательная функция карт используется и специали¬стами разных отраслей науки (и прочей деятельности), и учащими¬ся для приобретения знаний. Прогностическая функция картографических моделей осуществляется при выявлении направле¬ния будущего развития изучаемых по ним явлений.

Виды географических карт:

По охвату территории различают карты мировые, полушарий, материков и океанов, частей материков, в том числе групп стран и отдельных государств, частей государств.

В классификации по назначению выделяют карты учебные, агитационно-пропагандистские и справочные. Последние подразде¬ляют в зависимости от характера задач, которые с их помощью решают, на научно-справочные, навигационные, дорожные, военные, туристские и другие.

По масштабу карты делят на три группы: крупномасштаб¬ные, имеющие масштаб 1:200 000 и крупнее; среднемасштабные - с масштабами мельче 1:200 000 и до 1:1000 000 и мелкомасштаб¬ные, у которых масштабы мельче 1:1000 000. Такое деление по масштабу имеют и общегеографические и тематические карты.Крупномасштабные общегеографические карты называют т опографическими, среднемасштабные общегеографические - обзорно-топографическими, а мелкомасштабные обще-географические - обзорными.

Кроме географических карт, к картографическим произведениям относят: географические атласы, глобусы, рельефные карты, про¬фили и блок-диаграммы.

Рельефные карты воспроизводят земную поверхность в виде трехмерной объемной модели.

Профили - вертикальные разрезы земной коры по определенным направлениям «родственны» картам по таким признакам: они построены в масштабе, содержат условные обозначения, представляют земную поверхность и разме¬щенные вблизи нее явления в обобщенном виде.

Блок-диаграмм ы представляют собой совмещение перспективного изображения земной поверхности с профилями.

Применение ГК: естественные науки, комплексные исследования, социальные науки (без карт нельзя правильно оценить географи¬ческие условия для нужд народного хозяйства, разработать планы охраны и улучшения географической среды, наметить целесообраз¬ное размещение производительных сил, указать направление комплексного развития экономических районов), для ориентировки в пути, служат основой при проектировании транспортных путей, промышленного строительства, при разработке планов размещения объектов культуры, незаменимы карты в военном деле, без карт невозможно школьное обучение.

По способу изображения объектов выделяются следующие тематические карты:

1. Карты цветового фона (карты растительности, почв, природных зон и др.). Показывают качественные различия объектов на определенной территории. Наиболее часто используются в школьной географии. Вопросы по этим картам направлены в основном на выявление положения и границ выделенных частей.

2. Карты ареалов. На них указаны области распространения отдельных видов животных, растений, сельскохозяйственных культур и т. д. По эти картам определяются границы ареалов.

3. Карты изолиний (карты изотерм и др.). На них линиями определяются места, одинаковые в отношении количественной выраженности явления; по ним выявляются особенности хода изолиний.

4. Карты линий движения (карты грузопотоков, направлений ветров и др.).

5. Значковые карты (карты месторождений полезных ископаемых, размещения промышленных

центров стран и регионов и др.). На них фигурками разного вида и размера изображаются локализованное по пунктам размещение объектов. По этим картам с помощью вопросов учителя выявляется наиболее крупное скопление объектов, и устанавливаются особенности отдельных регионов.

6. Картодиаграммы. Показывают соотношение частей целого на определенной территории. Характер вопросов по таким картам аналогичен вопросам по значковым картам, но в большей мере направлен на выделение размеров.

7. Картограммы (карты плотности населения, распределения осадков и др.)- отражают различия в степени выраженности явлений цветом или штриховкой. По таким картам ставятся вопросы на выделение регионов с максимальной и минимальной выраженностью явления и закономерности в его географическом распространении.

В учебном процессе карта выполняет разнообразные образовательные функции.Карта служит главным средством наглядности в географии. На ней можно обозреть сразу огромные пространства земной поверхности и весь земной шар.Главная функция карты - отражение сведений о размещении предметов на земной поверхности. В этом отношении она служит особым незаменимым средством познания, так как никакие другие средства - ни слово, ни картина, ни даже личное знакомство с местностью - не дают ясных и точных представлений о размещении предметов в пространстве, о направлениях, очертаниях и сочетаниях.Карта отражает языком условных символов не только размещение, но и характеристику самих изображенных на ней предметов, не только состояние, но и движение, развитие и изменение их. Пример - исторические, некоторые экономические и другие специальные карты.Карта в процессе обучения географии выполняет очень важную психолого-педагогическую роль - способствует упорядочению знаний, облегчает их усвоение и запоминание.

Работа с картой в процессе обучения географии имеет цель - научить учеников понимать, читать и знать ее. В методической литературе нет достаточной ясности в определении понятий «понимание», «чтение» и «знание» карты, хотя все три термина часто употребляются. Между тем они определяют разные направления в работе с картой. Учитель должен их отчетливо различать, так как без этого нельзя сознательно и успешно руководить обучением.

Понимать карту - значит иметь картографические знания: знать, что такое карта, каковы ее свойства, содержание, назначение, что означает каждый условный знак на ней, как следует пользоваться картами и какая от этого польза.

Читать карту - это значит уметь по сочетанию условных знаков делать заключения о географических особенностях стран, «видеть местность так, как она есть на самом деле» (В. П. Буданов), уметь изучать и понимать при помощи карты размещение, состояние и взаимосвязь различных явлений природы и человеческого общества.

Обучение чтению карты начинается уже в начальных классах, процессы приобретения картографических знаний, знаний по географии и чтения карты, тесно переплетаясь друг с другом, образуют неразрывное целое, развивающееся на всех этапах школьного образования. Карта сама служит богатым источником географических и картографических знаний, поэтому чтение карты - важный метод обучения географии.

Знать карту - значит представлять по памяти взаимное расположение, форму и названия определенных географических объектов.

Однако ученики могут «знать» карту и не понимать того, что на ней изображено. Например, могут показывать названия географических объектов, прочно удерживая в памяти их положение на карте, не понимая картографического изображения самих объектов, к каким относятся эти названия.

Процесс введения детей в понимание карты длителен. В 6 классе они получают первичные знания и навыки в ориентировании на местности по Солнцу и компасу. Попутно с изучением материала по арифметике у них развиваются некоторые пространственные представления, и, в частности, они учатся пользоваться словесным масштабом. Проводится знакомство с планом местности, с глобусом и картами России и полушарий.

Для изучения плана дети учатся изображать на бумаге направления по сторонам горизонта и расстояния по масштабу, знакомятся с простейшими планами (класса и школы с прилегающим к ней школьным участком), учатся сами рисовать планы простых предметов (книги, коробки и др.), и, наконец, рисуют планы окружения школы «на глаз», вырабатывают некоторые навыки ориентирования на чертеже. Затем они учатся читать план местности, приложенный к учебнику и помещенный в атласе. Большинство этих действий производится в виде практических работ под руководством учителя. Все перечисленные работы подводят детей к пониманию карты.

Особенности карты раскрываются путем сопоставления ее с планом в процессе беседы учителя с учениками, с привлечением планов местности и карты СССР и полушарий. Дети осваивают условные обозначения, принятые на физической карте, карте полезных ископаемых и физической карте полушарий.

Для правильного понимания значения каждого условного знака карты нужно, чтобы дети имели конкретные представления о соответствующем реальном предмете. Такие представления накапливаются на экскурсиях в окрестности школы, для этого привлекаются также кинофильмы, картины, лепка из пластилина, работа с песком и на географической площадке.

Также в 6 классе кроме закрепления знаний и навыков сформированных ранее (масштаб и измерение с его помощью расстояний, использование картографической сетки для ориентирования и определения координат, определение высот и форм рельефа по шкале высот и глубин и отметкам точек, распознавание объектов по их условным знакам), ученики приобретают умения в определении расстояний без масштаба по сетке вдоль меридианов и экватора (пользуясь соотношением, что один градус дуги этих линий равен 111 км), учатся определять приближенный масштаб в различных частях карты по географической сетке, высоты точек, расположенных между границами цветовых ступеней шкалы высот «на глаз». Усвоение этих новых знаний и умений происходит с помощью кратких объяснений учителя с показом приемов работы с картой и проведения с учениками практических упражнений с картами и глобусом.

В 7 классе вводятся новые карты - политическая карта полушарий, физические, политические, климатические и карты природных зон для всех частей света, а также некоторые специальные карты (плотности населения). Изучение содержания этих специальных карт и новых способов изображения явлений, применяемых на них (изотермы, способ картограммы, картодиаграммы и цветного фона, способ значков), может проводиться постепенно. Так, например, опытные учителя знакомят учеников с содержанием легенды новой карты, стараются объяснить сущность показанных на карте новых явлений и особенности их изображения.

В 8 классе понимание сущности карты обеспечивается при изучении курса физической географии России. Учащиеся знакомятся с различиями карт по масштабу (мелко-, средне- и крупномасштабные), с неизбежностью искажений на картах из-за кривизны Земли, получают понятие о характере этих искажений (расстояний, направлений и площадей). На основе сопоставления карт разного масштаба учащиеся получают представление о генерализации картографического изображения. Большое внимание уделяется ознакомлению с топографической картой.

В старших классах продолжается знакомство с особенностями экономических и других специальных карт.

Умение читать карту вырабатывается не сразу, оно должно углубляться и совершенствоваться постепенно, в системе. Последняя должна быть тесно связана с системой географических и картографических знаний, так как чтение карт не только опирается на них, но и используется в качестве особого метода получения из карты самих географических и картографических знаний.

Известная система должна быть и в использовании самих карт. Ведь содержание многих специальных карт более сложно, чем карт общегеографических. Стало быть, к работе с такими картами следует приступать после того, как ученики научатся понимать и читать более простые карты. Очевидно также, что и сами карты должны быть приспособлены к учебным задачам и уровню развития учеников.

Можно выделить в качестве основополагающих следующие дидактические принципы:

Сознательность и активность;

Наглядность;

Системность и последовательность;

Прочность;

Научность;

Доступность;

Связь теории с практикой.

Географической картой называется уменьшенное в определенном масштабе изображение на плоскости земной поверхности в определенной картографической проекции. Это изображение обычно условное (кроме «фотокарт», входящих постепенно в употребление).

Масштаб указывает степень уменьшения линейных размеров предметов земной поверхности при их изображении на карте.

Картографическая проекция — это условное изображение на плоскости математической земной поверхности, в первую очередь сетки меридианов и параллелей. Как известно, земная поверхность близка к поверхности шара (или, точнее, к поверхности сфероида вращения), тогда как карты обычно вычерчиваются на плоском листе бумаги. Но развернуть шаровую поверхность на плоскость, т. е. уложить ее на плоскости без складок и разрывов, невозможно. Другими словами, земную поверхность нельзя изобразить на карте без искажений, т. е. сохраняя правильные очертания контуров.

Беглый просмотр любого географического атласа показывает существование различных видов проекций. На одних картах меридианы и параллели изображаются прямыми линиями, на других — кривыми; некоторые карты имеют прямые меридианы, но кривые параллели и т. д. В каждой картографической проекции земная поверхность изображается на плоскости по определенному, свойственному этой проекции, математическому закону; знание этого закона позволяет учитывать допускаемые проекцией искажения и, следовательно, позволяет определять по карте точные расстояния между отдельными предметами и занимаемые ими площади. В различных проекциях характер искажений различен. Поэтому выбор проекций не случаен. Задача картографа — найти наиболее удачную проекцию, передающую очертания изображаемой страны с наименьшими искажениями или обладающую свойствами, ценными для данной карты (например, такую, в которой искажения учитываются простейшим путем).

Предметы и явления, помещаемые на карте, изображаются условно, при помощи особых графических символов, называемых условными знаками. Последние по своему рисунку иногда напоминают изображаемый объект, как говорят, носят наглядный характер, иногда имеют условную геометрическую форму. Разумеется, знакомство с условными обозначениями обязательно при пользовании картой.

Условность картографического изображения хорошо иллюстрируется при сравнении карты с аэрофотоснимком той же местности, приведенным к одинаковому с картой масштабу. Нельзя не отметить и другую сторону условности картографических изображений: карта сохраняет далеко не все объекты земной поверхности, запечатлеваемые на фотопленке, но взамен того содержит элементы, которые отсутствуют на фотоснимке, например, географические названия, сетку меридианов и параллелей, горизонтали и др. Подобный отбор содержания карты не является случайным, он подчинен ее целевому назначению и зависит от масштаба карты. Если крупномасштабные карты (1:10 000 — 1:200 000) изображают многие детали местности, то карты мелкого масштаба сохраняют лишь важнейшие ее элементы.

Значение географической карты трудно переоценить. Никакое литературное описание, даже наиболее подробное, не сможет создать у читателя наглядную картину размещения многообразных явлений, происходящих на земной поверхности, подобную той, какую дает обычная географическая карта.

Даже такие примитивные картографические схемы, которые мы встречаем на страницах газет, касаются ли они постройки нового канала, или военных операций, нередко оказываются для понимания явлений полезнее многословного текста.

На всех этапах изучения, освоения и видоизменения человеком земной поверхности карта была и остается незаменимым вспомогательным пособием. Путешественник, впервые проникнувший на территорию, ранее не известную или не освоенную, всегда видел в съемке страны, в составлении ее первоначальной, пусть даже малосовершенной карты одну из важнейших задач. Такие карты показывали только важнейшие, бросающиеся в глава элементы географического ландшафта — озера, реки, рельеф, населенные пункты, дороги, иногда растительность, причем нередко в довольно общих чертах. Эти приближенные карты служили руководством в последующих географических исследованиях, обычно более детальных, которые в свою очередь пополняли и уточняли содержание карты. Детальные исследование территории, намечающие пути к ее освоению, к использованию природных богатств и. рациональному хозяйствованию, накапливают несравненно более обширный материал. Этот материал характеризует строение земной поверхности, геологический состав, полезные ископаемые, почвы, климат, водный режим, растительный покров, животный мир, население, хозяйственные условия, культурное строительство и т. п. Изображение этих явлений на карте оказывает неоценимую помощь в изучении и понимании закономерностей их размещения, сочетания, соотношений и развития.

Связь между географией и картой настолько велики, что иногда пытались определять картографию как географию, представленную в виде карт. Разумеется, такое определение имеет лишь условный характер, ибо никакая карта не сможет заменить полностью текст, и никакой текст не сможет заменить карту. Карта и текст являются не противостоящими, а дополняющими друг друга методами изложения.

В практической деятельности человека карта имеет не меньшее значение. Любая отрасль хозяйства, связанная с использованием земной поверхности, нуждается в надежной, хорошо составленной карте. Поиски полезных ископаемых и эксплуатация недр, изыскания,- проектирование и постройка железных и грунтовых дорог, сооружение каналов и плотин, осушение и орошение земель, организация МТС, совхозов и колхозов, землеустройство и борьба за социалистический урожай, обследования, лесоустройство и зксплоатация лесов, ведение городского хозяйства, планировка, строительство и реконструкция городов, изыска­ния и постройка гидроэлектростанций, сооружение линий электропередач, судоходство и аэронавигация — вот далеко не полный перечень тех мероприятий, выполнение которых требует применения и использования карты.

Особенно существенна роль карты в деле обороны страны. Недаром с давних пор карту называли глазами армии. Запросы военного дела потребовали в начале XIX столетия создания точных крупномасштабных карт, положивших начало развитию современной картографии. Интенсивное развитие техники во второй половине XIX в. послужило толчком для дальнейшего роста картографии.

Многостороннее значение карты было осознано уже в капиталистических странах, но все же производство съемок и изготовление карт в большинстве этих стран оставалось преимущественна делом военных организаций. В капиталистическом обществе с его стихийным развитием, с конкуренцией множества частнохозяйственных сил гражданская картография (за отдельными исключениями) остается в загоне. Она не может быть создана на высоком качественном уровне ни государственным аппаратом, направляющим свои средства на усиление военной картографии, ни тем более в результате частной инициативы с ее коммерческим характером и противоречивыми интересами.

Другая обстановка в нашей стране. Социалистическому строительству свойственны безусловная плановость, рациональное географическое размещение производительных сил, дифференцированный подход к отдельным районам и освоение ранее неиспользованных пространств. Решение этих задач требует детального знания территории страны, которое невозможно без ее картирования. При этом учитывается и важнейшее оборонное значение карты. Гражданская и военная картография в СССР работают в тесном контакте, координируют свои планы работ и взаимно используют как научные, так и практические достижения и работы.

Наконец, карта — это одно из самых эффективных средств школьного и внешкольного обучения, незаменимое по своей наглядности и убедительности, широко применяемое в высшей, средней и начальной школе, при самообразовании и т. д. Карта является необходимой для каждого культурного человека при чтений газет и книг.

Введение

Карты - весьма эффективное средство хранения и передачи пространственной информации. Они допускают единовременный обзор пространства в любых пределах - от небольшого участка местности до поверхности Земли в целом; создают пространственный образ отображаемых явлений; содержат их необходимые количественные и качественные характеристики; позволяют определять координаты, длины, площади, высоты и объемы нанесенных объектов; показывают их сочетания, взаимосвязи, особенности и закономерности размещения. Эти свойства объясняют значение и ценность карт. Обобщая многообразие линий их практического использования, можно выделить следующие главные направления:

Общее ознакомление с местностью, районом, страной и т. д., их изучение по картам без посещения в натуре;

Ориентирование по картам, т. е. их применение в качестве путеводителей на местности - на суше и в океане, при движении войск и в туристских походах, для навигации, мототранспорта и т. д.;

Использование карт в качестве основы для инженерного проектирования - транспортного, энергетического, промышленного и сельскохозяйственного, а также для организации территории (включая районные планировки); достаточно сказать, что наивыгоднейшие трассы железных дорог, автомагистралей и трубопроводов теперь изыскиваются не в поле, а намечаются по картам в кабинетах проектных организаций;

Обеспечение картами государственного и регионального планирования, а также нужд управления - административного и хозяйственного на любых территориальных уровнях от отдельного города и района до страны в целом;

Применение карт в школе и внешкольном обучении, для пропаганды научных знаний и подъема общей культуры, а также для ознакомления народных масс с родной страной и другими государствами мира.

Цель работы – подробное изучение географической карты, ее определения, свойств, основных элементов и области применения.

На карте может быть показано размещение явления, его состояние, связь различных явлений природы и общества. Особенностью географической карты является то, что все ее элементы изображаются в плане. Другой особенностью географической карты, как уже отмечалось, является применение специальных условных знаков для отображения содержания карты. Некоторые условные знаки по своему рисунку напоминают изображаемый объект. Применение различных условных знаков позволяет составлять карты, которые отображают несколько явлений (например, рельеф, почвенно-растительный покров, грунты и другие характеристики).

При изображении многих объектов дают их контуры, а внутри контуров помещают принятые обозначения. Так, поверхность морей, озер и рек окрашивают голубым цветом, почвенно-растительный покров отображают цветом, штриховкой или различными значками.

Если какой-либо объект не выражается в масштабе карты, то применяют условные знаки произвольного размера, но всегда необходимо стремиться к их правильной локализации. Например, знак автострады, вычерченный на карте, если его ширину измерить с учетом масштаба, значительно превышает ширину этой дороги на местности, но располагаться он должен так, чтобы его ось совпадала с действительным положением оси дороги. Для других объектов (указатель дорог, отдельно стоящее дерево, труба) условные знаки наносятся так, что их основание совпадает с действительным положением объекта.

Подписи на карте также могут играть роль особых условных знаков, указывая не только название того или иного объекта, но зачастую давая качественную, а порой и количественную его характеристику. Например, применяя разные шрифты, отображают тип поселений: города – прямой заглавный шрифт, городские поселки – наклонный заглавный, сельские поселения – прямой строчный; судоходную часть реки подписывают прописными буквами, а несудоходную – строчными.

Условные знаки должны хорошо читаться, быть легкими для исполнения, убористыми (компактными), быть удобными для печатания, не перегружать карту и т.д.

Успешное развитие сельского хозяйства требует учета природных зон, климатических условий, характеристики почв /карта агроклиматические ресурсы мира, карта природных зон, карта сельское хозяйство мира и другие.

Военно-промышленный комплекс использует карты и для планирования, и для ведения активных военных действий /карта размещения населения мира, карта минеральных ресурсов мира, карта добывающей промышленности мира, карта электроэнергетики мира, карта мирового транспорта, физическая карта, политическая карта мира, карта языковые семьи и народы мира, карта религии мира, уровень экономического развития стран мира, космические технологии в картографии.

Заключение

Значение карт огромно в жизни и деятельности человека. Карты позволяют знакомиться с местностью без непосредственного ее посещения, быть путеводителями в туристских походах, при движении транспорта и т.п. Карты широко используются в аэро- и космонавтике, кораблевождении, планировании, проектировании и строительстве различных сооружений; разработке полезных ископаемых; организации промышленного и сельскохозяйственного производства, мелиорации, в дорожном деле, для районных планировок и охраны окружающей среды и т.п. Трудно найти такую отрасль народного хозяйства, которая бы не использовала карту.

Велико значение карт в военном деле. Как для наступления, так и обороны необходимо иметь крупномасштабные карты.

Исключительно большое значение карт в научных исследованиях. Практически каждое географическое научное исследование начинается с изучения карт и кончается их пополнением и совершенствованием. Посредством карт изучаются процессы развития и прогнозирования различных явлений и процессов, их взаимосвязи. Выдающийся российский географ Д.Н.Анучин писал, что «степень географического познания страны определяется степенью совершенства имеющейся для нее карты». Разработка методов использования карт для целей исследования является одной из важнейших задач современной картографии.

Карты служат незаменимым пособием в учебных целях в школах, в средних и высших учебных заведениях, в культурно-просветительской деятельности.

Список литературы

1. Багров Л. История картографии. - М., 2014.

2. Берлянт А.М. Картографический метод исследования. М., 1978

3. Кучер Т. География для любознательных. – М., 2006.

4. Малов В. Географические карты. – М., 2011.

5. Салищев К.А. Картоведение. М., 1976

6. Энциклопедия для детей. Т. 3. География. – М., 2014.

. Географическая карта - это уменьшенное, обобщенное, условно-знаковой изображение земной поверхности на плоскости, выполненной по определенными математическим законом (масштабе и проекции)

Кратность уменьшения изображения отражает масштаб карты. Предметы обозначают на картах условными знаками. Объяснение к ним дается в легенде карты

Для планов местности и крупномасштабных карт есть. Отдельные условные знаки. Боны бывают нескольких видов - контурные, линейные, позамасштабны. Это объекты, размеры которых достаточно велики,. Чтобы их м мо в ожно было отражать азиты в масштабе карты, передаются контурнымы или площадных условными знаками. Они состоят из контура (например, границы государства) и его заполнения (цвета.

Если объекты настолько малы, что их нельзя. Отразить в масштабе плана или карты (например, источник), то их обозначают позамас-штабным условными знаками. На вид они могут быть геометрическими фигу. УРК ками, схематически рисунками и др. Чем меньше (мелкий) масштаб карты, тем больше на ней вне-масштабных. Обозначенные.

Объекты большой протяженности, но малой ширины (реки, дороги, границы) наносят линейным условными знаками. Только длина их от-

ражена в масштабе, а ширина - произвольная, поэтому ее не нужно пытаться измерить

Кроме перечисленных трех видов условных знаков, на планах также используются пояснительные знаки (стрелки показывают направления течения рек), надписи, буквенный и цифровые обозначения. Цифрами обозна а а ачают в высоту высоких точек местности и тд. Всего на планах местности используют около 350 условных знаков и более 400 сокращенных пояснительных подписиы.

Суть обобщения, или генерализации заключается в отборе основного для изображения на карте. Степень генерализации зависит прежде всего от масштаба карты (чем мельче масштаб, тем меньшее количество объ. ООО и с меньшими деталями на ней можно изобразить), а также содержания и назначения к.

Точнее форму. Земли и всех географических объектов, их размеры передает глобус

Масштаб и его виды

. Масштаб - это отношение, показывает степень уменьшения длины линии на плане, карте или глобусе сравнении с реальной расстоянием на местности. Масштабы карт бывают числовые, именуемые и линейные

Числовой масштаб выражается дробью, где в числители единица, а в знаменатели число, которое показывает, во сколько раз уменьшенное изображение то или иной части земной поверхности. Чем больше знамена. Ател, тем ме еншим является масштаб, мелко изображения объектов на ка.

Именованный масштаб отличается тем, что "у каждого числа записана название единицы измерения. Например, в 1 см - 2 км. Этот масштаб также указывают на всех картах

Для непосредственного определения расстояний на картах крупного масштаба и планах при наличии циркуля-измерителя удобно пользоваться линейным масштабом. Это график, помещается внизу карты в виде л лин н. Нейко, разделенное на сантиметры. Дело от нуля у каждого деления линейки (например, сантиметровой) подписано реальное расстояние на местности. Слева от нуля линейку разбивают на меньшие деления (Мил ли метровые), для получения более точных результата.

Измерив линейкой или циркулем расстояние на карте, ее переносят на линейный масштаб и получают. Искомое расстояние без дополнительных расчетов. С. Этой целью также,. Имея результаты измерения на карте в сантиметрах, можно перемножит результат на именуемый масштаб.

Типы карт

Географические карты классифицируют по охвату территории, назначению, масштаба и содержанию

По охвату территории выделяют карты мира, полушарий, материков, частей света, океанов, отдельных стран и их, административных территорий и тд

Существует определенная зависимость между размерами территории, показанной на карте, и ее масштабом: чем больше площадь изображенное поверхности при одинаковых размерах карт, тем мельче их масштаб. По в в в этому признаку различий яють карты крупномасштабные (масштабы от 1:200 000 и больше), среднемасштабные (масштабы меньше 1: 200 000 и до 1: 1 000 000 включительно), мелкомасштабные (масштабы мень е 1: 1000 00

По назначению являются карты. Учебные,. ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ и справочные. Учебные используются в качестве наглядных пособий для изучения географии достойной дисциплин. ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ карты,. Которые, как п п пр. Равиль,. ЯСК. Крал и доступные, предназначенный для широкого круга людей. Справочные карты подразделяют на научно-справочные, туристические, военные и тд..

Школьные. Учебные карты отличаются детальностью изображения и характера оформления в зависимости от уровня подготовки и возраста учащихся

Карты выполняют различную роль в обучении. Стеновые карты используют все ученики класса, поэтому надписи на них сделаны большими буквами. Настольные карты предназначены для индивидуальной работы учащих х х хся в школе и дом ма, поэтому они. Детальный и менее генерализованной.

Научно-справочные карты отличаются от школьных учебных степенью обобщения, объемом и разнообразием информации, в них заложена тд

По содержанию карты принято делить на загальногеографинны и тематические. Первые различают за тем, что на них указывается только название изображенное территории и назначения карты (например, учебная карта). На с общегеографических картах с одинаковой степенью детальности нанесеные все виды объектов, отражающих внешний вид территории: природные условия,. Населенный пункты, транспортные пути, промыш л енные предпр приятия тд. В зависимости от масштаба, общегеографические мелкомасштабные карты называются видовымы, среднемасштабные - обзорно-топографических, крупномасштабные - топографическимим.

тематически называются карты, на которых один или несколько географических объектов или явлений показаны с большой детальностью и глубиной. На них с помощью специальных условных знаков могут быть изоб бы бы бражены и аки элементы,. Которые. Никогда не показывают на общегеографических картах:. Геологическое строение территории,. Животный мир, густоту или национальный состав населения и другое. Тема, котор ой по. Священный карта, всегда п ишеться в ее названии (Карта почв Украины). По содержанию тематические карты разделяют на физико-географические (пр

природных зон, растительные,. Тектонические, физические и др) и социально-экономические (политические, экономические, исторические, карты населения и др)

Статьи по теме: