Госзнак здание. Значение слова гознак. Продукты и услуги

"Гений мыслит и создает.
Человек обыкновенный приводит в исполнение.
Дурак пользуется и не благодарит"

Козьма Прутков


Н е так давно самым мощным оружием в мире были танки.
Инженерная мысль боролась за их живучесть и неуязвимость, за огневую мощь и маневренность. Были взлеты и падения, победы и неудачи.
Этот пост не скопирован откуда-то с интернета. Это все собрано мной с разных сайтов. Тут находятся самые интересные "танковые" инженерные решения (на мой взгляд), реализованные при создании танков разных стран.

Русский царь танк

Также известен как Нетопырь, Танк Лебеденко, иногда также встречается вариант Мамонт или Мастодонт — бронированное передвижное боевое устройство, разработанное инженером Николаем Лебеденко в России в 1914—1915 гг. Танк был огромен. Колеса диаметром 9 метров. Он должен был помочь войскам на фронте, но увы.


В разработке принимали участие Н. Жуковский и его племянники, Б. Стечкин и А. Микулин. Строго говоря, танком объект не являлся, а представлял собой колесную боевую машину.
Царь-танк — самая крупная бронированная сухопутная боевая машина из когда-либо построенных.

Постройка и испытания танка проводились в 1915 году.

В первый же день испытаний в лесу у Орудьево боевая машина безнадежно увязла в грунте.

По результатам испытаний был сделан вывод об общей непригодности танка к использованию в условиях боя, что привело к закрытию проекта.

Вплоть до 1917 года боевая машина так и стояла на месте испытаний под охраной. Лишь в 1923 году ее разобрали на металлолом.

Боевой квадроцикл (1899)

Один из самых первых прообразов танка был создан в Великобритании и представлял собой небольшую четырёхколёсную повозку с пулемётом. Всё это приводилось в движение благодаря силовому агрегату мощностью в 1,5 лошадиные силы, броня у танка практически отсутствовала - предполагалось, что «танкист» будет прятаться от пуль за щитом пулемёта.

Танк майора Шумана

Броневые наблюдательные посты или так называемые броневые каретки инженерного майора Шумана были разработаны еще в 80-е годы ХIХ века для крепостей.
Они предназначались для одной 37- или 57-мм скорострельной пушки и состояли из цилиндрической коробки листовой стали, перекрытой куполом из стали толщиной в 2,5 см (от пуль и осколков). Для входа была устроена дверь. Купол покоился на трех лапах центральной оси, закрепленной к полу каретки таким образом, что ось может вращаться на 360° помощью ручного привода. Станок пушки прочно связан с куполом.

Иногда они ставились на мотоколяски. Пушку обслуживали 2 номера: один - стрелял, сидя на скамье, другой - подносил снаряды, порядочный запас которых имеется в самой каретке.

Классические английские танки-монстры

На фото танк МК-4. Не все знают, что именно благодаря России танкам дали название «танк» (англ. tank). Изначально это слово не означало бронированную боевую машину как сейчас, а значило лишь то, что понималось под словом tank в английском языке - т.е. «цистерну» или «бак». В этой путанице «виновата» секретность. Во время Первой мировой войны английское командование не могло допустить, чтобы информация о первых «сухопутных судах» отправляемых союзникам оказалась в распоряжении Германии. Поэтому распространялась информация, что это мобильные водяные резервуары, цистерны для нужд фронта, а в некоторых источниках говорится, что даже уточнялся получатель - Российская Империя. На них даже писали "На Берлин" "Осторожно. Петроград".

Эти интересные факты можно найти даже в автобиографии Черчиля - он пишет, что в начале эти боевые машины назывались в документах «water carriers for Russia» (т.е., «водяные перевозчики для России»), но из-за того, что их часто сокращали до «WCs» (что в английском означает туалет), появилось словосочетание «water tank», ну а потом остался лишь просто «танк».
Ну а сами танки были полным отстоем... неповоротливые, тяжелые, со слабой огневой мощью и огромными "мертвыми зонами" в обзоре. Сначала их боялись из-за грохота и необычного внешнего вида, но когда первый страх прошел...

Гусеничная машина Besta, США (1917)

Американский гражданин по фамилии Бест, построил эту уникальную машину, похожую на переврнутую лодку. Вес танка составлял 15 тонн. В 1915 году машина прошла удачные испытания и была принята на вооружение американской армии. Каждый месяц выпускалось около 50 таких машин.
Глядя на надпись спереди, можно было бы подумать, что это бронированный рельсоукладчик.

Скелетный танк США (1918)

Танк времен первой мировой войны. Предполагалось что "дырки" снизят вес, а снаряды будут пролетать через танк не повреждая его, что повысит живучесть.
Корпус танка крепился на стальных трубах между рамами и для упрощения конструкции получил коробчатую форму. Сборка корпуса осуществлялась на болтах, заклепках и уголках, которыми крепились 12-мм броневые листы. Боевое отделение и отделение управления размещались спереди - здесь находились места для водителя, командира танка и пулеметчика. На крыше боевого отделения устанавливалась цилиндрическая башня с одним 7,62-мм пулеметом. В задней части корпуса располагалось два 4-цилиндровых бензиновых двигателя Beaver мощностью 50 л.с. каждый.
Из-за своей оригинальной конструкции эта боевая машина получила название “Skeleton Tank”, хотя иногда употребляется альтернативное название “Spider Tank” Учитывая предъявляемые к нему требования можно заключить, что этот танк по классификации являлся пехотным.

Танк-амфибия Christie (1921)

В 1921 году американский конструктор Джон Уолтер Кристи построил колёсно-гусеничный водоплавающий танк. Машина оснащалась 75-миллиметровой пушкой и была предназначена для выполнения боевых операций на прибрежных территориях. В ходе испытаний военные выявили массу недостатков: во-первых, танк Christie сильно трясло, во-вторых, внутри было очень тесно, и в-третьих, на защищённости экипажа плохо сказывалось отсутствие крыши. Да, возможно, кабриолет - не лучший тип кузова для боевой машины.

Танк Tortuga (1934)

Танк Tortuga (в переводе с испанского - черепаха) был разработан в Венесуэле в 1934 году. Военные технологии к тому моменту шагнули далеко вперёд: у танка была полноценная броня, правда, выглядела она довольно комично, а комплекс вооружения всё ещё ограничивался одним пулемётом. Реальной тактической ценности такие танки не представляли, поэтому предполагалось, что они будут держать в страхе соседнюю колумбийскую армию одним лишь своим присутствием в военных ангарах Венесуэлы.

Советский пятибашенный танк Т-35 (1938)

Один из самых оригинальных и тяжелых танков, применявшихся во время Второй мировой войны, «сухопутный линкор». Т-35 был создан под влиянием различных британских экспериментальных боевых бронированных машин двадцатых годов. Впервые был продемонстрирован во время Первомайского парада на Красной площади в Москве в 1933 г., опытный образец Т-35 вызвал заметный интерес на Западе, хотя ни в одной стране танкостроители не попытались создать нечто подобное.
Экипаж - 11 человек!
Эта танк замышлялся как «танк прорыва» обороны противника. После того как она будет прорвана, в брешь устремятся легкие танки и пехота, однако во время штурма Т-35 должен был быть защищенным со всех сторон. Перевозить его по железной дороге оказалось делом затруднительным и машины несли службу только в составе одного подразделения — 5-й бригады тяжелых танков, предназначенной для обороны подступов к Москве.

Танк Боба Сэмпла (1940)

Во время Второй мировой войны, когда мировая военная промышленность развивалась бешеными темпами, новозеландское правительство приняло решение о разработке собственного танка. Однако, средств на проект выделили немного, поэтому танк Боба Сэмпла (названный в честь тогдашнего министра труда Новой Зеландии) был построен на платформе от обычного трактора Caterpillar D8 - отсюда и несколько необычные пропорции боевой машины. Танк оснащался сразу семью орудиями, а одному пулемётчику из экипажа приходилось вести огонь лёжа на коврике, который укладывался на тонкий железный лист поверх двигателя.

Самоходная артиллерийская установка M15A

Был выпущен всего один прототип этого «артиллерийского монстра».

Летающий танк Антонов А-40 (1942)

Летающий танк А-40 - пожалуй, самый амбициозный проект советских инженеров во время Великой Отечественной войны. Конструктору Олегу Антонову действительно удалось поднять в воздух танк Т-60. На земле танк приводился в движение силовым агрегатом ГАЗ-202 мощностью 70 лошадиных сил, а летал Антонов А-40 с помощью четырёх авиационных двигателей мощностью по 970 лошадиных сил каждый. Полная полётная масса конструкции составляла 7800 килограммов. На испытаниях самолёт-танк удалось поднять в воздух на 40 метров вверх и развить скорость 130 километров в час.
Смертность экипажа составляла около 10%. После приземления, крылья легко отбрасывались и танк становился обычным сухопутным.

Уникальнейший советский "танк" "НИ-1" - " На испуг" (1941)

Это имитация танка, созданная на базе трактора от безысходности. Но она работала и помогала бить врага! Где еще такие могли появиться, как не при обороне Одессы!
Танк представлял собой обычный сельскохозяйственный гусеничный трактор СТЗ-НАТИ, обшитый листами брони. У данного экземпляра "пушка" представляет из себя чистую бутафорию - просто труба или даже бревно, торчащее из башни. Проект танка разработали главный инженер завода им. Январского восстания П. К. Романов, А. И. Обедников и капитан У. Г. Коган. Тракторы защищались сварными броневыми, но чаще просто стальными листами, взятыми с Одесского судоремонтного завода. Листы ставились не просто так, между ними заливали бетон, что повышало живучесть и позволяло защитить экипаж от обычного стрелкового вооружения - простой стальной лист (даже сложенный в 4 раза), винтовка простреливала. Вооружались машины легкими пулеметами и ружьями экипажа, которые просовывались в бойницы. Иногда ставились и башни от подбитых танков, в этом случае орудия были не бутафорскими.

В ночь на 20 сентября 1941 года 20 подобных танков были использованы в бою против румынских частей, осаждавших город. При этом особая ставка была сделана на психологический эффект применения танков. На танках были включены фары и сирены и они без артиллерийской поддержки двинулись на румынские траншеи. Противник был обращен в паническое бегство. После этого боя за танками закрепилось название «НИ-1», т.е. «На испуг». По воспоминаниям ветеранов, при движении танк издавал ужасающий грохот.
По имеющимся данным, осенью 1941 года от 50 до 60 подобных бронетракторов было выпущено Харьковским тракторным заводом.

Фашистский танк «Маус»

Танк «Маус» (мышонок) не успел пойти в серию, война окончилась. В состав экипажа машины из шести человек входили: командир танка, командир орудий, два заряжающих, механик-водитель и радист. Корпус машины был разделен поперечными перегородками на четыре отделения: управления, моторное, боевое и трансмиссионное.
В нишах бортов устанавливались два топливных бака, общей емкостью 1560 л.

Вооружение танка состояло из 128-мм танковой пушки образца 1944 года, модели KWK-44 (РаК-44), спаренной с ней 75-мм танковой пушки KWK-40 и отдельно расположенного пулемета MG.42 калибра 7,92 мм. Проектом предусматривалась установка в башне танка зенитной 20-мм пушки МС.151/20 вместо пулемета MG.42, а также мортирок для постановки дымовых завес и огнеметной установки на корме машины.

Газодинамический танк-тральщик «Прогрев-T»

Русский танк с установленным на башне реактивным двигателем для обезвреживания мин реактивной струей. Мощная броня защищает экипаж. Вес за 30 тонн.

Тяжелый танк «Объект 279» (1957)

«Объект 279» - тяжелый танк предназначенный для прорыва особо укрепленных позиций противника и боевых действий в труднопроходимой местности, а также ведения боев во время ядерного удара. Корпус танка создан таким образом что взрывная волна его не переворачивала.
Корпус танка имел литую криволинейную форму с тонколистовыми противокумулятивными экранами, где обводы переходили до вытянутого эллипсоида. Броня танка могла противостоять 122 мм бронебойным и 90 мм кумулятивным снарядам. Толщина брони местами имела от 93 до 305 мм.
Танк имел 4 гусеницы. Такое уникальное конструкторское решение позволяло машине преодолевать труднопроходимые для обычных танков участки. Танк с легкостью передвигался по снегу и заболоченной местность, уникальное гусеничное шасси исключало возможность посадки танка днищем при преодолении ежей, пней, надолб. Объект 278 имел среднее давление на грунт как у легкого танка - 0,6 кг/кв.см. Танк преодолевал подъем в 35 градусов и брод в 1,2 м.
На танке Объект 279 была установлена 130 мм нарезная пушка М-65 с боекомплектом на 24 выстрела, а также спаренная с пушкой один 14,5-мм пулемет КПВТ. Все это наводил на цель стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2С и ночной прицел ТПН-1.

На этом обзор завершаю )))) надеюсь было интересно. И напоследок газетная вырезка, как наши предки в первую мировую войну представляли себе войну будущего. Как же они ошибались...

Цинично (С) с разных мест интернета

Царь-танк был построен в 1915 году. Проект машины отличался большой оригинальностью и амбициозностью. По воспоминаниям самого Лебеденко, на идею этой машины его натолкнули среднеазиатские повозки-арбы, которые, благодаря колёсам большого диаметра, с легкостью преодолевают ухабы и канавы. Поэтому, в отличие от «классических» танков, использующих гусеничный движитель, Царь-танк был колёсной боевой машиной и по конструкции напоминал сильно увеличенный орудийный лафет. Два огромных спицевых передних колеса имели диаметр примерно 9 м, задний же каток был заметно меньше, около 1,5 м. Верхняя неподвижная пулемётная рубка была поднята над землёй примерно на 8 м. Т-образный коробчатый корпус имел ширину 12 м, на выступающих за плоскости колёс крайних точках корпуса были спроектированы спонсоны с пулемётами, по одному с каждой стороны (предполагалась также возможность установки пушек). Под днищем планировалась установка дополнительной пулеметной башни. Проектная скорость передвижения машины составляла 17 км/час.

Как это ни парадоксально, но при всей необычности, амбициозности, сложности и огромных размерах машины, Лебеденко сумел «пробить» свой проект. Машина получила одобрение в ряде инстанций, но окончательно дело решила аудиенция у Николая II, во время которой Лебеденко подарил императору заводную деревянную модель своей машины с двигателем на базе граммофонной пружины. По воспоминаниям придворных, император и инженер полчаса «аки дети малые» ползали по полу, гоняя модель по комнате. Игрушка резво бегала по ковру, легко преодолевая стопки из двух-трех томов «Свода законов Российской Империи». Аудиенция кончилась тем, что впечатлённый машиной Николай II распорядился открыть финансирование проекта.

Работы под императорским патронажем шли быстро - вскоре необычная машина была изготовлена в металле и с конца весны 1915 года скрытно собиралась в лесу под Дмитровом. 27 августа 1915 года были произведены первые ходовые испытания готовой машины. Применение больших колёс предполагало повышенную проходимость всего устройства, что подтвердилось на испытаниях - машина ломала березы, как спички. Однако задний управляемый каток, в силу своих малых размеров и неверного распределения веса машины в целом, почти сразу после начала испытаний увяз в мягком грунте. Большие колёса оказывались неспособны вытащить его, даже несмотря на применение мощнейшей по тем временам двигательной установки, состоявшей из двух трофейных моторов «Майбах» по 250 л. с. каждый, снятых со сбитого немецкого дирижабля.

Испытания выявили казавшуюся впоследствии очевидной значительную уязвимость машины - главным образом колес - при артиллерийском обстреле, особенно фугасными снарядами. Все это привело к тому, что уже в августе проект был свёрнут в результате отрицательного заключения Высокой комиссии, однако Стечкин и Жуковский все же занялись разработкой новых двигателей для машины. Впрочем, эта попытка не увенчалась успехом, равно, как и попытки сдвинуть Царь-танк с места и вытащить его из района испытаний.

Вплоть до 1917 года танк стоял под охраной на месте испытаний, но затем из-за начавшихся политических катаклизмов о машине забыли и больше не вспоминали. Конструкторские работы по ней больше не проводились, а огромная сюрреалистическая конструкция построенной боевой машины еще семь лет ржавела в лесу, на месте испытаний, пока в 1923 году танк не был разобран на металлолом.

Единственным положительным эффектом этого проекта можно считать опыт, приобретённый молодыми тогда Микулиным и Стечкиным. Когда выяснилось, что мощность двигателей аппарата явно недостаточна, они разработали свой двигатель АМБС-1 (сокращение от Александр Микулин и Борис Стечкин), имевший весьма передовые для того времени характеристики и технические решения например, непосредственный впрыск топлива в цилиндры. Двигатель этот, правда, проработал всего несколько минут, после чего у него от высоких нагрузок погнулись шатуны. Тем не менее, и Стечкин, и Микулин, которые, кстати говоря, были племянниками выдающегося теоретика авиации Николая Егоровича Жуковского, стали позднее выдающимися советскими специалистами по авиационным двигателям, академиками АН СССР.

Несмотря на неудачу, идея Лебеденко в принципе не была порочной. Спустя несколько лет инженер Павези построил серию высококолёсных военных тягачей для итальянской армии. Изобретатель создал также несколько моделей колесных танков, но они не были приняты на вооружение. Танк остался чисто гусеничной машиной.


Относительно судьбы проекта Царь-танка существует также теория заговора. По ней предполагается, что заведомо провальный проект машины усиленно лоббировался в Генеральном штабе высокопоставленными должностными лицами, действовавшими в интересах Великобритании. Эта теория очень похода на правду, так как эти же самые чины похоронили Вездеход Пороховщикова, чертежи которого впоследствии были проданы французам и легли в основу французского танка Renault-FT-17.

Танк Лебеденко (также известен как Царь-танк, Летучая мышь, Нетопырь, Мастодонт или Мамонт) - боевая машина, которая была разработана российским конструктором Николаем Лебеденко в 1914-1915 годах. Сегодня мы с вами познакомимся с ней поближе.

Общая характеристика

Фактически танк Лебеденко, фото которого выглядит очень необычно, не является танком в привычном понимании этого слова. Скорее это колесная боевая машина. В ее разработке, кроме Николая Лебеденко, приняли участие Н. Жуковский и два его племянника - А. Микулин и Б. Стечкин. По результатам испытаний, проведенных в 1915 году, танк был признан непригодным к использованию в реальном бою. В итоге проект закрыли. Позже построенный экземпляр был разобран на металлолом. Несмотря на полный провал танка Лебеденко, он вошел в историю как чрезвычайно смелый и незаурядный проект. Именно благодаря оригинальности этой боевой машины о ней помнят по сей день.

Идея

Согласно воспоминаниям Николая Лебеденко, на создание столь необычной конструкции его натолкнули повозки-арбы, которые использовались в Средней Азии и благодаря огромным колесам без проблем преодолевали бездорожье. Таким образом, от привычных танков, в которых для передвижения используются гусеничные ленты, царь-танк отличался в первую очередь наличием колес. По конструкции он напоминал орудийный лафет, сильно увеличенный в размерах.

Конструкция

Пара огромных передних спицевых колес танка Лебеденко, фото которого поражает масштабом конструкции, имела диаметр около 9 метров. Диаметр заднего катка был значительно меньше - около 1,5 метра. Верхняя пулеметная рубка была неподвижной и находилась на высоте около 8 метров. Ширина Т-образного коробчатого корпуса составляла 12 метров. На его крайних точках, выступающих за плоскости колес, были установлены спонсоны с пулеметами. Кроме того, предполагалась возможность установки пушек. Под днищем корпуса планировалось установить дополнительную пулеметную башню. Проектная скорость движения машины составила 17 км/ч.

Признание

Удивительно, но при всей сложности, необычности и огромных габаритах машины конструктор Лебеденко сумел убедить высшие инстанции в ее пригодности к использованию в условиях реального боя. Танк был одобрен в ряде государственных органов, однако главную оценку он получил 8 января 1915 года во время аудиенции у Николая Второго. Конструктор подарил императору уменьшенную заводную модель своего танка, выполненную из дерева, с двигателем, в основе которого лежала граммофонная пружина. Согласно воспоминаниям придворных, император вместе с инженером «подобно малым детям ползали по полу, гоняя игрушку по всей комнате». Деревянный танк резво ездил по ковру и без проблем преодолевал стопки из нескольких толстых книг. В результате впечатленный машиной император приказал начать финансирование проекта. На создание танка Лебеденко было выделено 210 тысяч рублей.

Реализация проекта

Конструкторское бюро, разрабатывающее Царь-танк Лебеденко, работало в Москве, на улице Садово-Кудринской. Детали конструкции производились на заводе, расположенном в Хамовниках. Работы под патронажем самого императора продвигались быстро. Вскоре машина была готова в металле. С конца весны 1915 года ее скрытно начали собирать в лесу около станции Орудьево, на севере Дмитрова.

Испытания

27 августа 1915 года танк был полностью готов и прошел свои первые испытания. Благодаря применению громадных колес устройство обладало повышенной проходимостью - оно ломало березы на своем пути подобно спичкам. Однако задний каток из-за малых габаритов и неправильного распределения массы машины практически сразу увяз в мягкой земле. Большие колеса, даже несмотря на применение очень мощной для тех времен двигательной установки, не могли вытащить его. Кстати говоря, на танке Лебеденко разработки 1914-1915 гг. стояли два трофейных мотора компании «Майбах». Каждый из них развивал мощность в 240 лошадиных сил, что значительно превосходило мощность силовых установок российских танков того времени. Эти двигатели были сняты с подбитого вражеского дирижабля.

Кроме того, испытания выявили значительную уязвимость машины, которая впоследствии будет казаться очевидной. Самым слабым звеном конструкции стали колеса, которые в случае вражеского обстрела фугасными снарядами быстро приходили в негодность.

В результате далеко не самых удачных испытаний уже в сентябре 1915 года проект закрыли. Официальной тому причиной стало отрицательное заключение Высокой комиссии. Несмотря на закрытие проекта, Стечкин и Микулин продолжили его развивать и попытались создать новый мотор для танка. Впрочем, их старания ни к чему не привели, равно как и попытки сдвинуть увязший в земле танк с места и вывести его с района испытаний.

До 1917 года танк Лебеденко стоял на месте испытаний под охраной, пока из-за начавшихся политических проблем о нем не забыли. Еще семь лет огромная боевая машина ржавела в лесу. В 1923 году ее разобрали на металлолом.

Оценка проекта

В целом судьба танка Лебеденко разработки 1914-1915 годов схожа с судьбами едва ли не всех опытных образцов, которые разрабатывались в те времена. Из-за отсутствия как устоявшихся канонов в проектировании такого рода машин, так и какой-либо их концепции, все они заканчивали свое существование весьма прозаично. Отчасти этим можно объяснить парадоксальную ситуацию, когда очень амбициозный и перспективный проект получает одобрение в высоких инстанциях, но по факту остается лишь грудой металла.

Уже на первом испытании была выявлена невероятная уязвимость танка - обычный залп шрапнели, направленный в спицы колес, выводил машину из строя. При этом из-за колоссальных размеров танка и малой скорости его движения он был отличной мишенью. Габариты машины предопределили ее невысокую проходимость. Скрытая переброска танков к линии фронта была маловероятна.

Психологическое оружие

Использовать танк Лебеденко, будь он построен серийно, можно было разве что как психологическое оружие. Однозначно, подавляющее большинство солдат тех времен могло увидеть подобную машину разве что в страшном сне. Военная история показывает, что списывать со счетов подобные механизмы запугивания однозначно не стоит. Во времена ВОВ, к примеру, советские солдаты весьма успешно вынуждали противника отступать, «одев» простые трактора в деревянные каркасы, по форме напоминающие танки. Впрочем, серийное производство такого рода машин в те времена само по себе было маловероятно. Главной тому причиной был дефицит мощных моторов. Да и вряд ли страна осилила бы такое производство.

Результат проекта

Окончательный «разгром» проекта был связан с тем, что создание и постройка танка Лебеденко практически никак не повлияли на отечественное (и уж тем более мировое) танкостроение. Боевая машина стала еще одной тупиковой попыткой в развитии отрасли, которая на тот момент пробивалась в мир главным образом через пробы и ошибки.

Единственным положительным результатом от данного проекта стал опыт, который приобрели молодые конструкторы Микулин и Стечкин. Когда было выяснено, что мощности силовой установки танка недостаточно, они разработали новый мотор, получивший название АМБС-1. В этом двигателе были реализованы передовые для того времени решения, к примеру, непосредственный впрыск горючего в цилиндры. Оба конструктора позже стали выдающими специалистами в области авиационных силовых установок и членами АН СССР.

С незаурядной машиной связано множество интересных фактов. Вот лишь главные из них:

  1. Кроме прочих прозвищ, танк Николая Лебеденко называли «Летучей мышью» или «Нетопырем». Дело в том, что при переноске за заднее колесо машина действительно напоминала по форме летучую мышь, которая спит вниз головой на ветви дерева или стене пещеры.
  2. Деревянную модель, которую конструктор Лебеденко изготовил для демонстрации своих наработок императору, Николай Второй оставил себе. Дальнейшая судьба модели неизвестна.
  3. Есть легенда о заговоре, главным звеном которого стал Царь-танк. Согласно ей, заведомо провальная идея машины усиленно лоббировалась высокопоставленными особами, действующими в интересах Англии и служащими в Генеральном штабе России. В соответствии с данной версией, эти же чины поставили крест на проекте «вездехода Пороховщикова», чертежи которого попали впоследствии к великобританским инженерам и легли в основу первых английских танков. Внешняя схожесть того самого «вездехода» c танками серии Mk I говорит в пользу последней гипотезы. Тем не менее документальных подтверждений эти суждения не имеют, к тому же английских машин сильно отличается от аналогичного элемента несостоявшейся русской машины.
  4. Лес, в котором проходил испытания, а затем попросту ржавел Царь-танк, среди местных жителей получил название «лес Танка».
  5. История разработки танка Лебеденко, характеристики которого мы сегодня рассматриваем, была описана в художественно-историческом романе «Талант (Жизнь Бережкова)», снятом в 1956 году Александром Беком. Картина рассказывает о жизни и деятельности А. А. Микулина, который в ней представлен под псевдонимом Алексей Бережков.
  6. Дизайнеры ракетного танка IG-227 Hailfire, который был представлен в картине «Звездные войны II», вдохновлялись Царь-танком Лебеденко. Фото киношного аппарата действительно напоминает российский танк начала 20-го века. Фантастический танк отличается лишь тем, что у него нет заднего катка, а большие колеса находятся под углом друг к другу.

Технические характеристики

Напоследок отметим основные тактико-технические параметры танка Лебеденко разработки 1914-1915 гг:

  1. Экипаж - 15 человек.
  2. Количество произведенных экземпляров - 1.
  3. Масса - 60 т (в проекте планировалось на 20 т меньше).
  4. Длина - 17,8 м.
  5. Ширина - 12 м.
  6. Высота - 9 м.
  7. Тип брони - стальная катанная;
  8. Толщина брони: лоб, борт и корма корпуса - 10 мм/град (планировалось 7); днище, борт башни и крыша корпуса - 8 мм/град (планировалось 5).
  9. Тип пушки - капонирная.
  10. Калибр пушки - 76,2 мм.
  11. Боекомплект пушки - 60 снарядов.
  12. Прицелы - оптические.
  13. Модель пулемета - «Максим».
  14. Калибр пулемета - 7,92 мм.
  15. Боекомплект пулемета - до 10 тысяч снарядов.
  16. Тип мотора - авиационный карбюраторный высокобортный, марки «Майбах».
  17. Количество моторов в силовой установке - 2 шт.
  18. Мощность мотора - 240 л.с. при крутящем моменте 2500 об/мин;
  19. Скорость машины на шоссе - 17 км/ч.
  20. Скорость на пересеченной местности - 10 км/ч.
  21. Запас хода на шоссе - около 60 км.
  22. Запас хода на пересеченной местности - около 40 км.
  23. Тип подвески - жесткая.
  24. Колесная формула - 3*2.
  25. Удельная мощность танка - 8,3 л. с./т (по проекту - 12,5).

Разработчик: Лебеденко Н.Н.

Начало работы над проектом: лето 1914 г.

Изготовление первого опытного экземпляра: август 1915 г.

Судьба проекта: Проект реализован не был, в связи с тем, что танк не прошёл испытаний

таким представляли себе танк будущего журналисты XIX века

Представление о новых боевых машинах как о высококолёсных мастодонтах доминировало в умах первых лиц государств и армий всех промыщленно развитых стран мира, вовлечённых в Первую мировую войну.

А как обыватели представляли себе будущие «самодвижущиеся боевые экипажи», можно судить по нескольким приведённым ниже фотографиям из газет 1914-1917 годов.

Не обошли этот вопрос и конструкторы в Российской Империи. Первым в мире и, пожалуй, единственным воплощённым в металле стал построенный с использованием указанного принципа танк Лебеденко.

Мысль о создании подобно боевой машины пришла в голову владельцу Приватной лаборатории по военным изобретениям инженеру Н.Н. Лебеденко ещё в 1914 году. Но знаний, опыта, а главное финансирования ему на тот момент не хватало.

Рис. 15 Так представляли себе танки журналисты начала ХХ века.

Мысль завладела им полностью и Лебеденко начал предпринимать активные шаги по её реализации. Результатами которых стало (на первом этапе) благожелательное внимание к проекту со стороны Н.Е. Жуковского, видного русского авиаконструктора и профессора МВТУ. По его рекомендации в проект пришли два его племянника – студента МВТУ: Б.С. Стечкин и А.А.Микулин. (Б.С. Стечкин в дальнейшем стал видным советским академиком в области гидроаэромеханики и теплотехники. А.А. Микулин тоже стал академиком, выдающимся конструктором авиационных двигателей).

Лебеденко Н.Н. предложил изготовить колёсный танк, взав за его будущую основу слегка видоизменённую форму орудийного лафета. Танк должен был стать поистине огромным. Передние ходовые колёса таврового сечения со спицами (расчёт которых проводил лично Н.Е. Жуковский) имели диаметр 9 м, что было обусловлено задачами, которые предстояло решать новой машине (преодоление окопов, рвов и вертикальных стенок). полки тавра покрыли древесиной и прижали к ним железнодорожными рессорами обрезиненные катки (автомобильные колёса).

Рис. 16 «Танк» глазами журналистов начала ХХ века

Скорость вращения колёс составляла 10 об/мин, что позволяло пройти за минуту 28 м. т.е. расчётная скорость нового «мастодонта», как шутливо называли разработчики своё будущее детище, составляла около 17 км/час (Для сравнения – скорость появившихся в 1916 году британских и французских танков не превышала 6 км/час). Запас хода – около 60 км.

Поворот боевой машины осуществлялся посредством вращения колёс навстречу друг другу, что, за счёт трения, проворачивало заднее ведущее колесо. Через конические шестерёнчатые пары колёса были связаны с валом двигателя. Если ходовое колесо на препятствии клинило, то катки начинали пробуксовывать по ободу, выполняя, тем самым, роль предохранительной муфты.

Управление по курсу движения осуществлялось при помощи управляющей тележки (задней), собранной из трёх 1,5 м роликов. Именно на них посредством оригинальной силовой передачи, разработанной Микулиным, передавался крутящий момент с двух двигателей фирмы Maybach. (были сняты со сбитого германского дирижабля). Мощность каждого из них составляла 240 л.с.

Лебеденко стремился добиться максимальной вооружённости новой боевой машины. В результате её фронтальная проекция получила ярко выраженную крестообразную форму. В нижней и верхней частях корпуса размещались башни цилиндрической формы, в которых планировалось установить от 8 до 10 пулемётов «Максим». Верхняя, вознесённая на 8-и метровую высоту, использовалась также в качестве наблюдательной рубки. В двух боковых спонсонах устанавливались орудия. По одним источникам они имели калибр 37 мм. По другим – 76,2 мм. Угол обстрела орудий составлял около 180 градусов.

Рис.17 Фотография с испытаний «Танка Лебеденко»

Машина должна была нести противопульную броню (корпус 5 – 7 мм, башни – 8 мм).

Используя свои связи в высшем свете инженер добивается аудиенции у самодержца российского, Николая II. Во время аудиенции он преподносит императору действующую модель своего «Нетопыря» в масштабе 1:30, которая настолько понравилась последнему, что он занимался только ей в течение получаса. После чего вопрос с финансированием работ был решён за счёт казны. Данное название появилось в связи с тем, что макет машины при его переноске за ведущее колесо очень походил на висящую вниз головой летучую мышь.

Сборка опытного экземпляра танка началась в июле 1915 года в районе г.Дмитрова в 60 км от Москвы. Здесь была оборудована специальная площадка, охраняемая казаками. На опытной машине были установлены два пулемёта и две пушки. Но боезапас к ним не загружался.

Рис. 18 «Танк Лебеденко». Реконструкция.

Неприятным моментом стало отсутствие броневой стали требуемой толщины. Поэтому использовали то, что было, 8 – 10 мм броневые листы, что привело к росту массы машины с 40 до 60 тонн, что, естественно, в конструкцию заложено не было.

Первое (и последнее) испытание колёсного танка состоялось в августе 1915 года. Микулин исполнял обязанности водителя, Стечкин – моториста. Машина успешно начала

Рис. 19 Проекции «Танка Лебеденко».

1 - ходовое (ведущее) колесо, 2 – ступица, 3 – ось ходовых колес, 4 – рубка управления орудийным спонсоном левого борта, 5 – орудийный спонсон правого борта, 6 – цепной привод управления орудийным спонсоном, 7 – верхняя пулеметная башня, 8 – нижняя пулеметная башня, 9 – броневой капонир входного лаза, 10 – входная дверь, 11 – хвостовая станина, 12 – ходовая рубка (пост управления), 13 – верхний люк, 14 – каток хвостовой направляющей тележки, 15 – несущая рама, 16 – поворотная ось, 17 – шток пружинной рессоры, 18 – пружинная рессора. Буквами обозначены элементы привода: А – тавровый обод ведущего колеса, Б – приводные (автомобильные) колеса, В – коническая шестеренчатая пара, Г – фрикцион, Д – двигатель "Майбах".

движение по настеленной гати, легко сломала попавшую под колесо берёзу, но, как только гать закончилась, ведущее колесо увязло в грунте. Мощности двигателей так и не хватило, чтобы вытащить машину.

По результатам испытаний, чтобы спасти проект, сотрудники группы Лебеденко предложили представителям ГВТУ разрешить доработку машины, увеличив при этом диаметра задник катков и повысив мощности двигателей до 300 л.с. Согласие было получено, и работы начались.

Но новый двигатель АБМС, созданный Микулиным и Стечкиным в 1916 году, через 1,5 минуты после начала работы вышел из строя. При этом его корпус и шатуны существенно деформировались. Испытания показали, что доводка двигателя, процедура достаточно длительная.

Рис. 20 Танк Лебеденко в бою. Реконструкция.

На эти результаты наложились известия о применении в бою британских танков ромбовидной формы, которую на тот момент посчитали более эффективной, чем у танка Лебеденко. И добавились выводы о предполагаемых результатах боевого использования танка Лебеденко. Согласно проведённым расчётам он абсолютно не был приспособлен к ведению боя и легко выводился из строя даже при попадании в спицы обычной картечи. А если снаряд попадал в ступицу колеса, танк должен был просто сложиться на манер карточного домика. Отметили и его противопульное бронирование, которое от артиллерийского огня любых калибров не защищало. Все эти недостатки теоретически можно было устранить при доводке машины, но это военных уже не интересовало. Проект закрыли.

Рис. 21 Модель-копия Танка Лебеденко.

Тактико-технические характеристики колёсной боевой машины Лебеденко образца 1915 года

Боевая масса (проектная/фактическая) кг 40000 /60000
Экипаж (чел) 10 (по другим источникам 15)
Габариты
Длина / ширина / высота (мм) 17800/12000/9000
Колёсная формула 3 х 1
Вооружение Две пушки калибра 37 (по другим источникам 76,2) мм два пулемёта «Максим» 7,62 мм
Боекомплект (снарядов/патронов) 60 / 8000-10000
Бронирование фактическое / проектное (мм) лоб корпуса – 10 / 7
борт корпуса – 10 / 7
хвостовая балка - 8 /7
башни - 8 /5
корма - 8 /5
днище - 8 /5
крыша - 8 /5
Двигатель (марка/мощность л.с.) два Maybach, карбюраторный высокооборотный / 250 л.с. при 2500 об\мин
Трансмиссия механического типа
Скорость проектная максимальная / средняя (км/час) 16,8 / 10
Запас хода по шоссе (км) 60

Рис. 22 Модель – копия танка Лебеденко в разрезе.

Третье название машины, «Царь-танк», с издевательским подтекстом, появилось уже в советские года по аналогии с никогда не звонившим «Царь-колоколом» и никогда не стрелявшей «Царь-пушкой».

В 1923 году то, что осталось от танка, разобрали на металлолом.

История не имеет сослагательного наклонения. Но, совсем недавно, были обнаружены дневники Лебеденко, из которых можно сделать вывод о том, что ему совместно с Микулиным и Стечкиным, удалось принципиально изменить всю конструкцию своей машины. К сожалению, до нас дошли только отдельные страницы, не связанные между собой.

Модель танка Лебеденко

Приведу краткий пересказ только двух моментов.

  • Нам удалось спроектировать БЕЗОСЬЕВОЕ колесо, что позволило перевести наш проект на новый уровень. У главных колёс больше нет спиц, наиболее слабого элемента предыдущей конструкции. отказавшись от них мы сумели снизить массу машины до 38 тонн. Теперь каждое из этих колёс удерживается шестью подрессоренными катками, которые имеют каучуковое покрытие и крепятся на 4-ёх фермах. Двигатель и механизм передачи оставлены без изменений.
  • Была кардинально пересмотрена сама концепция новой машины. В главную башню планируется установить пушку калибра 57 мм и пулемёт. Их размещение в верхней части машины позволяет вести огонь из-за естественных укрытий (холмов, домов, деревьев) и сверху по окопам, которые уже не защищают. В средней части устанавливаются два пулемёта, ведущих боковой обстрел. В рубке снизу размещается огнемёт и ещё один пулемёт.
Статьи по теме: