Игра «доскажи словечко» - для дошкольников с нарушением произношения - добавь свой материал - каталог файлов - логопедия. Дети заходят в класс к учителю. Тема: «Домашние животные»

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Он верен морю, как матрос.

Предвестник бури…(альбатрос)

Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит… (автомобиль)

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называются все… (алфавит)

Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?… (Апрель)
***
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его… (арбуз)
***
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор… (Айболит)

На толстой белой ножке

Коричневая шляпка.

Наверняка любой грибник

Найти мечтает …(боровик)

На ветке не птичка -
Зверек-невеличка.
Мех теплый, как грелка.
Кто же это?... (Белка)

***
Hе спеша шагает с речки,
В шубе ей тепло, как в печке,
Подойдет она к избе
И зовет меня: ... (бе-бе)

«Спинка в веснушках.

Ах, как неловко!»

И покраснела…(божья коровка)

Кто в лесу тоннели роет,

Из ветвей плотины строит,

Зубы – точно топоры?

Это трудятся ….(бобры)

Она весну встречает –

Серёжки надевает.

А платьице – в полоску.

Ты узнаёшь …(берёзку)

***
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орешки мелко.
Ну, конечно, это... (белка)

***
Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый… (василек)

***
Я раскрываю почки

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна.

Зовут меня…(весна)

Что за стайка на опушке?

Это рыжие подружки.

Как волна, круги на шляпках.

Значит, все …(волнушки)

Растут на опушке

Рыжие подружки.

А зовут их …(волнушки)

***
Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Это …(ворона)

Много можно умываться,

Я умею поливаться,

В кранах я живу всегда.

Ну конечно, я …(вода)

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый… (воробей).

***
Ой, зайчишкам не до смеха
От его клыков и меха
В зайцах с детства знает толк
Злой, зубастый, серый …(волк)
***
День рожденья у меня -
Подарили мне коня.
Замечательный какой!
Голубой -преголубой.
Ездить нужно осторожно,
За рога держаться можно.
Жаль вот только гривы нет…
Что за конь?… (Велосипед)

Не пойму, ребята, кто вы?
Птицеловы? Рыболовы?
Что за невод во дворе?
- Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошел,
Мы играем в… (волейбол)
***
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь,
А зовется птица... (грач)
***

Говорю я брату:

Ох! С неба сыплется горох!

Вот чудак, - смеётся брат,-

Твой горох – ведь это …(град)

***
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков… (горох)

Лодки по морю плывут,
Люди веслами… (гребут)
***
Силачом я стать хочу.
Прихожу я к силачу:
- Расскажите вот о чем -
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
- Очень просто. Много лет
Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я… (гантели)
***
Михаил играл в футбол
И забил в ворота… (гол)

Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь –

Чистоплотный серый …(гусь)

***
Очень я го-го-горжусь,
Что не утка я, а… (гусь)

***
Гусь крикливый, с длинным носом.
Шея - словно знак вопроса.
Гусь идет гулять в луга
И гогочет: ... (га-га-га)

У меня учёный пес -
Круглой пуговкою нос.
Если в чём-то я не прав,
Громко лает он: ... (гав-гав)

***
На вербе с треском рвутся почки.
На речке лед трещит в ночи.
И гнезда вьют без проволочки
На ветках первые… (грачи)

***
Ёжик вырос в десять раз,
Получился… (дикобраз).
***
Столько заноз я не видел ни разу,
Нет, не завидую я… (дикобразу).
***
У меня знакомых тьма,
Не могу их счесть сама,
Потому что кто пройдет,
Тот и ручку мне пожмет.
Людям рада я, поверь,
Я - приветливая… (дверь).

В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись: …(Дятел)

***
Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка:
Куст в колючках, будто еж,
Вот и назван… (ежевика)
***
Немытое в рот
Ни за что не возьмет.
И ты будь таким,
Как чистюля… (енот)
***
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель…(ёжик)
***
За рекой росли,
Их на праздник принесли.
На веточках - иголки.
Что же это?… (Ёлки)

Колюч, да не ёж.

Кто же это? …(Ёрш)

***
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель... (еж)
***

Ночью ходит, днем он спит.
Если сердится – ворчит.
Он живет в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто ж?
Ну, конечно, это ….(еж)

Немытое в рот

Ни за что не возьмёт.

И ты будь таким,

Как чистюля…(енот)

Эту сказку ты прочтёшь

Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый ёж

И его…(ежиха)

Ну и платье:

Сплошь иголки,

Его носят вечно…(ёлки)
***
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе… (живот).
***

Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын… (жираф).

Только вишня расцвела,
Прилетела в сад пчела.
Я давно за ней слежу,
Ищет мёд она: ... (жу-жу)

Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъёмный.

Только этот кран живой

С настоящей головой.

Тот из вас будет прав,

Кто ответит мне …(жираф)

***
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это?... (Зайка)

Дел у меня не мало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня …(зима)

Ясными ночками
Гуляет с дочками.
Дочкам не твердит она:
- Спать ложитесь, поздно. -
Потому что мать - луна,
А дочурки…(звезды).

***
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла… (зима).
***
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю…(зарядку).
***
Я сижу, едва не плача,
Очень трудная… (задача).
***
В коридоре топот ног,
То зовет всех в класс… (звонок).
***
Как это скучно -
Сто лет без движенья
В воду глядеть
На свое отраженье.
Свесила ветки с обрыва
Такая грустная… (ива).
***
Не колючий,
Светло-синий,
По кустам развешан… (иней).

***
Из упрямства ни на шаг
Не продвинется… (ишак).
***
В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает и колется колко.
А называют кораблик… (иголка).
***
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я…(капуста).

Злая, как волчица,

Жжётся, как горчица,

Что за диво?

Это же..(крапива)

Хороша ворона-птица,
Да в певицы не годится.
Как откроет рот - кошмар -
Слышно только: ... (кар-кар-кар)

Переваливаясь важно,
В речку прыгнули отважно
И, о чём-то говоря,
Шумно плещутся: ... (кря-кря)

***
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы!
У него усы, как спицы,
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится,
Потому что это... (кот)
***

Снег в лесу. Сугробов много,

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает …(капель)

Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит... (крокодил)

Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко.
Ведь правда вкусная… (картошка)!
***

Мчусь, как пуля, я вперёд,

Лишь поскрипывает лёд

И мелькают огоньки.

Кто несёт меня?...(Коньки)

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно…(карандаш)

***
По ночам во мне Ванятка
До того задремлет сладко,
Что не хочется вставать.
Что за штука я?.. (Кровать).
***
«Я в зеленку угодил!» -
Горько плачет… (крокодил).
***
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно… (карандаш).
***

Целый день поет щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошел,
А он боится… (кошки).
***
Не хотел котенок мыться,
Убежал он из… (корытца).
***
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (лису).

***
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто ж это?.. (Лиса)
***
Тихо-тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
- Мы расчистим снег и лед
Во дворе… (лопатой).
***
Лейся, дождь, веселей,
Мы с тобою дружим.
Весело нам бегать
Босиком по… (лужам).

Хитренько взглянула
Хвостиком махнула
И исчезла - чудеса
Где ты, рыжая …(лиса)

На лугу по кочкам
Прыгают листочки
Выпуклые глазки
И кривые лапки
Только где же ушки
Кто это? …(Лягушка)
***

На скамейке у ворот
Лена горько слезы… (льет).
***
Наш огород в образцовом порядке:
Как на параде построились грядки.
Словно живая ограда вокруг -
Пики зеленые выставил… (лук).
***

Удивляется народ:

Водят чудный хоровод

Рыжие сестрички –

То грибы …(лисички)

***
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки).
***
Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а… (лук).
***

Уж очень вид у них чудной:

У папы локоны волной,

А мама ходит стриженной.

За что она обижена?

Недаром часто злится

На всех мамаша …(львица)

В шкуре жёлтой, кислый он,

Называется …(лимон)

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я – лето …(лето)

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я.

Стал мне спорт родней и ближе.

Кто помог мне в этом?...(Лыжи)

Дупло и берлогу,

Дом лисий и птичий

В лесу охраняет надёжно..(лесничий)

Растут в лесу сестрички,

Рыжие …(лисички)

Два берёзовых коня

Через лес несут меня.

Кони эти рыжи,

А зовут их …(лыжи)

Лейся, дождь, веселей,

Мы с тобою дружим.

Весело нам бегать

Босиком по …(лужам)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а …(лук)

***
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай,
Что за месяц это?.. (Май)
***
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь - лесной…(медведь).
***
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку… (мячик).
***

Мы в работе поминутно

От зари и до зари,

Нас в лесу найти нетрудно –

Лишь под ногами посмотри.

Назови меня скорей –

Я рабочий …(муравей)

Он в лесу стоял, никто его не брал:

В красной шапке молодой,

Никуда не годный …(мухомор)

Средь молодых сосёнок

В блестящей тёмной шапочке

Растёт грибок…(маслёнок)

Возле леса на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый …(мухомор)

В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной

Отправляется …(медведь)

В подполье, в каморке

Живёт она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? …(Мышка)

В чёрном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц? …(Мел)

Колокольчиком звеня,
Убежала от меня.
Тает луг в вечерней мгле,
Где искать ее: ... (ме-ме)

Кто усатый, как разбойник,
Перепрыгнул подоконник,
Распугал соседских кур
И мурлыкает: ... (мур-мур)

Ходит Зорька по лугам,
Молоко приносит нам.
Жить бы Зорьке в терему,
А она в хлеву: ... (му-му)

Кто большой и косолапый
Мёд достал из улья лапой?
Скушал сладость - и реветь
Как зовут его? …(Медведь)

Желтая, пушистая,

Нежная, душистая,

Боится мороза,

Зовётся …(мимоза)

Голичок на длинной ножке

Пляшет прямо на дорожке,

Убирает всё дотла.

А зовут меня...(метла)

В поле снежную постель

Стелет зайчикам …(метель)

***
В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?.. (Мел)
***

Мы щенка в воде и в мыле
Два часа мочалкой… (мыли).
***
Каждый тут в лесу талант -
И певец, и… (музыкант).
***
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось… (мыло).

Без работы, хоть убей,
Жить не может… (муравей).

Под тяжелой ношей,
Но спешит на помощь друг.
Тут народ хороший,
Без работы, хоть убей,
Жить не может... (муравей)

***
Кто имеет один рог?
Отгадайте! ... (Носорог)

Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я -... (осьминог)
***
Строгий, быстрый,
Рога ветвисты.
Пасется весь день,
Кто же это? ... (Олень)
***
Летом в огороде - свежие, зеленые,
А зимою в бочке - желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?.. (Огурцы)
***

Хоть он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупку.
Заглянешь в серединку -
Увидишь сердцевинку.
Из плодов он тверже всех,
Называется … (орех)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я - …(осень)

***
Золотой и молодой,
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова:
Спрячу-ка в карманчик
Бывший… (одуванчик)

***
Кто по пальмам ловко скачет?
Кто кокосы в листьях прячет?
Кто нам кинул 2 банана?
Догадались?... (Обезьяна)

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Пасётся весь день.

Кто ж это? …(олень)

Эти дружные ребята

На пеньке растут в лесу.

Называют их …(опята)

Чок-чок, пятачок,
Сзади розовый крючок,
Посреди бочонок,
Голос тонок, звонок.
Кто же это? Угадай!
Это... (поросенок)
***

Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу …(проталинки)

Я в красной шапочке расту

Под стройною осиною,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я …(подосиновик)

Серенькие шапки,

Рябенькие ножки.

Под берёзой растут.

Как их зовут? …(Подберёзовики)

И от ветра, и от зноя,
От дождя тебя укроет.
А как спать в ней сладко!
Что это?.. (Палатка.)
***
Он на вокзале есть всегда,
К нему подходят поезда,
Двойное Р содержит он
И называется… (перрон).
***
Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он веселая игрушка,
И зовут его… (Петрушка).

Я – хозяйка разных снов

Про дельфинов, про слонов,

Про дворцы хрустальные

И про звёзды дальние.

Вы ложитесь, и на ушко

Вам нашепчет сны …(подушка)

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней …(помидора)

Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?.. (Петушок.)

Ку-ка-ре-ку! - кричит он звонко
Хлопает крыльями громко-громко
Курочек верный пастух
Как зовут его?… (Петух)

***
Муха ахнула сперва:
«Ах, какие кружева», -
И пропала голова!
Бедняжка, словно в тине,
Увязла в… (паутине).
***
Портфель у меня
Не велик и не мал:
Лежат в нем задачник,
Букварь и… (пенал).

***
Если все ты будешь знать,
То получишь в школе… (пять)

***
Веселятся Коля, Лена -
Это значит… (перемена).
***
Вперевалку шел со льдин
К нам на утренник… (пингвин).
***
Я хотел устроить бал
И я гостей к себе… (позвал).
***
Я взял муку и взял творог,
Испек рассыпчатый… (пирог).

***
Посмотрите –ка, ребята,

Тут – лисички, там опята.

Ну а это, на полянке,

Ядовитые …(поганки)

***
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица).
***
В реке большая драка:
Поссорились два… (рака).

***
Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь:
«Кошка, брысь»,
Потому что это… (рысь).

За лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга).

Слон шагает по дороге.
Вот так хобот!
Вот так ноги!
Под слоном прогнулся мост.
У слона огромный… (рост).
***

Я стою на трёх ногах,

Ноги в чёрных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня? …(Рояль)

***
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы… (санки).
***

На шесте - дворец,
Во дворце - певец,
А зовут его… (скворец).

***
С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые …(снежинки)

***
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок -
Взрослая… (собака).
***

Меня не растили.

Из снега слепили.

В место носа ловко

Вставили морковку.

Глаза-угольки.

Руки-сучки.

Холодная, большая…

Кто я такая?...(Снежная баба)

Труд в саду он уважает,

Гусениц уничтожает!

Есть на дереве «дворец»:

В нём живёт с семьёй …(скворец)

***
И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
А все же называются
Они - морские… (свинки).

***
Грянул гром, веселый гром,
Засверкало все кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют!
Это праздничный… (салют).

***
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг - вспорхнули яблоки.
Ведь это... (снегири)

***
Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь.

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все..(солнце)

Мойщик окон спозаранку

Залезает на … (стремянку).

Вымыл пыльное стекло –

Стало в комнате …(светло)

***
Целый день он спать не прочь,
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок,
Музыканта звать... (сверчок)

Погасили в доме свет,
Все равно покоя нет.
Ру-чу-чу, да ру-чу-чок.
Кто же это? Там... (сверчок)

***
То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый... (светлячок)

***
Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова...Это... (сова)
***
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели
Голосистей и нежней?
Кто же это?... (Соловей)
***
Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора огромен он.
Ты узнал, кто это?... (Слон)
***

На ромашку у ворот
Опустился вертолет -
Золотистые глаза.
Кто же это?... (Стрекоза)

От простуд он не страдает,

Не страшится злобных вьюг

И к зиме не улетает

На далёкий знойный юг.

Пусть покроют снега груды

И пригорок, и пустырь –

Раз красавец прилетел к нам,

Житель севера …(снегирь)

Ты с модницей этой,

Конечно, знаком:

Вертушке на месте

Никак не сидится –

Всё хвастает

Синим своим сюртуком

И шапочкой синей

Гордится …(синица)

Выпал снег, а эта птица

Снега вовсе не боится.

Эту птицу мы зовём

Красногрудым …(снегирём)

Синяя косынка,

Тёмненькая спинка,

Маленькая птичка,

Звать её …(синичка)

***
По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда:
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше
От дырявой… (тучи).

Дом на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай –

Отправляется …(трамвай)

***
Быть должны всегда в порядке
Твои школьные… (тетрадки).
***
- Почему корова эта
Маленького роста? -
Отвечает Вове Света:
- Очень даже просто,
Это же - ребенок,
Это же… (теленок).
***

Я не хвастая скажу:

Всех друзей омоложу!

Идут ко мне унылые –

С морщинками, со складками,

Уходят очень милые,

Весёлые и гладкие!

Значит, я надёжный друг –

Электрический …(утюг)

***
Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с древних пор.
Называюсь я… (фарфор).

Весь день стоят на улице,

Прохожими любуются.

Их служба начинается,

Когда уже смеркается,

И не погаснут до зари

Глаза ночные …(фонари)

Хлоп – и конфета стреляет,

Как пушка!

Каждому ясно: это …(хлопушка)

На маленькой площадке крик:

К воротам рвётся ученик.

Кричат все: «Клюшка! Шайба! Бей!»

Весёлая игра!...(Хоккей)

Пятачок помоет в луже
И торопится на ужин.
Отрубей я ей сварю,
Скажет мне она: ... (хрю-хрю)

***

Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля...
Кто же это? ... (Цапля)

Сегодня всё ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные …(шары)

***
Банан на пальме – для мартышки,

А на сосне для белки …(шишки)
***

Опасней всех в реке она!

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом такая злюка,

Конечно, это …(щука)
***

На лучинке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само.

Что же это? …(Эскимо)

К дальним сёлам, городам

Кто идёт по проводам?

Светлое величество.

Это …(электричество)

Угукало, агакало,

Аукало и плакало,

И рассыпалось смехом,

И называлось …(эхом)
***

На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела.

В пёстрой юбке танцовщица

Музыкальная …(юла)

Я вертелась под ногами,

Очень я мешала маме!

И за это братик мой

Называл меня …(юлой)

Бык, могучий великан,

В детстве был телёнком,

Толстый увалень баран –

Тоненьким …(ягнёнком)

На ветке не птичка —
Зверек-невеличка.
Мех теплый, как грелка.
Кто же это?...
ОТВЕТЫ

Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орешки мелко.
Ну, конечно, это...
ОТВЕТЫ

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь,
А зовется птица...
ОТВЕТЫ

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь —
Чистоплотный серый...
ОТВЕТЫ

В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись: ...
ОТВЕТЫ

Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель...
ОТВЕТЫ

Немытое в рот
Ни за что не возьмет.
И ты будь таким,
Как чистюля...
ОТВЕТЫ

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это?...
ОТВЕТЫ

Из упрямства ни на шаг
Не продвинется...
ОТВЕТЫ

Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы!
У него усы, как спицы,
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится,
Потому что это...
ОТВЕТЫ

В реках Африки живет
Злой зеленый пароход.
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит...
ОТВЕТЫ

крокодил

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто же это?...
ОТВЕТЫ

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной...
ОТВЕТЫ

В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка,
Кто же это?...
ОТВЕТЫ

Под тяжелой ношей,
Но спешит на помощь друг.
Тут народ хороший,
Без работы, хоть убей,
Жить не может...
ОТВЕТЫ

Кто имеет один рог?
Отгадайте! ...
ОТВЕТЫ

Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я —...
ОТВЕТЫ

осьминог

Строгий, быстрый,
Рога ветвисты.
Пасется весь день,
Кто же это? ...
ОТВЕТЫ

Вперевалку шел со льдин
Очень важный к нам...
ОТВЕТЫ

Чок-чок, пятачок,
Сзади розовый крючок,
Посреди бочонок,
Голос тонок, звонок.
Кто же это? Угадай!
Это...
ОТВЕТЫ

поросенок

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла...
Прилетит — плохи дела!
Ну, кого паук боится?
Угадали? Это...
ОТВЕТЫ

Лесники ее котят
Взять с собой не захотят.
Ей не скажешь: "Кошка, брысь!"
Потому что это...
ОТВЕТЫ

Целый день он спать не прочь,
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок,
Музыканта звать...
ОТВЕТЫ

Погасили в доме свет,
Все равно покоя нет.
Ру-чу-чу, да ру-чу-чок.
Кто же это? Там...
ОТВЕТЫ

И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
А все же называются
Они — морские...
ОТВЕТЫ

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг — вспорхнули яблоки.
Ведь это...
ОТВЕТЫ

То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый...
ОТВЕТЫ

светлячок

Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова...Это...
ОТВЕТЫ

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели
Голосистей и нежней?
Кто же это?...
ОТВЕТЫ

Подскажи словечко

Игры на обогащение словаря ребенка

Памятки серии "Для заботливых мам и пап"

Просмотр содержимого документа
«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО. Игры на обогащение словаря ребенка»

Для заботливых мам и пап

Подскажи словечко

игры на обогащение словаря ребенка

Подготовила

Учитель – логопед МАДОУ «Золушка»

Попова Ирина Владимировна

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи.

Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.

«Давай искать на кухне слова»

А вот и коробочка (мешочек), в которую мы будем их складывать.

* Какие слова можно вынуть из борща?

* Винегрета?

* Кухонного шкафа?

«Угощаю»

Давай вспомним «вкусные» слова и «угостим» друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «соленые», «кислые», «горькие» слова.

«Доскажи словечко»

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей … (чирикает). Сова летает, а заяц … (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади … (жеребенок) и т.п.

«Склеим разбитую мебель (посуду)»

Взрослый называет части предмета, а ребенок должен назвать слово, обозначающее целую вещь, которая состоит из данных частей. Например:

Ножки, крышка – стол;

Ножки, сиденье, спинка – стул;

Мотор, кабина, руль, колеса, фары – машина;

Ручка, донышко, крышка, носик – чайник;

Циферблат, стрелки, корпус, механизм – часы и т.п.

А затем наоборот – сам ребенок «загадывает» загадки взрослому – называет части предмета, которые надо «склеить».

«Скажи наоборот»

Вы говорите слово, а ребенок должен подобрать точное слово-антоним

* Веселый … (грустный)

* Сухой …

* Светлый …

* Длинный …

* Широкий …

* Высокий …

* Говорить …

* Ссориться …

* Радоваться …

* Хвалить...

«Дай общее название»

* Банан, груша, яблоко, ананас – фрукты;

* Огурец, морковь, лук, баклажан – овощи;

* Малина, клубника, вишня, черешня – ягоды;

* Стол, шкаф, кресло, диван – мебель;

* Самолет, машина, велосипед, самокат – транспорт;

* Кукла, мишка, мяч, машинка – игрушки;

* Лиса, волк, заяц, медведь – дикие животные;

* Корова, собака, кошка, свинья – домашние животные.

Вам нужно внимательно выслушать меня и в конце стихотворения подсказать всем вместе потерянное слово.

Выглянет солнышко, спрячется тень.

Если с улыбкой сказать…(добрый день).

Дед про внучку говорил: «Экая досада,

Я портфель ей подарил, вижу – очень рада,

Только вот молчит как рыба,

А должна сказать …(спасибо )

Если мама нас бранит за шалости,

Мы ей говорим…(прости, пожалуйста ).

За чаем, обедом и ужином

Приветливо, а не сердито,

Сказать обязательно нужно

Приятного … аппетита !

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого …(спасибо ).

Мальчик вежливый и грамотный

Говорит, встречаясь, (здравствуйте ).

Встретил Настю я на улице сейчас.

Настя славная девчонка,

Настя ходит в первый класс,

Но при встрече с Настенькой

Не услышал слова …(здравствуйте ).

Встретил Витю я, соседа.

Встреча грустная была:

На меня он как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но представьте, зря от Вити

Ждал я слова …(извините ).

Начиная день, так просто и мудро

Говорить знакомым…(доброе утро ).

Уходя, обернись на прощанье

Что ты должен сказать… (До свиданья )

Какие еще мы нашли слова (перечислить)?

3. Теперь мы отдохнем и поиграем в игру «Будь внимательным!»

Если услышали волшебное слово, то выполняете просьбу, если нет – то не выполняете.

Встаньте, пожалуйста.

Поднимите руки.

Поднимите, пожалуйста, руки.

Будьте добры опустите руки.

Поднимите, пожалуйста, правую руку.

Опустите, пожалуйста, правую руку.

Похлопайте.

Будьте добры, хлопните 3 раза.

Тихонько сядьте.

Тихонько сядьте, пожалуйста.

Спасибо, ребята! Молодцы! Все были внимательными.

4. Просмотр и обсуждение ситуаций. (Презентация )

Теперь вам надо поискать слова в этом волшебном зеркале. Вы должны внимательно посмотреть и отгадать, какое волшебное слово спрятано в этом зеркале.

1. Дети сидят за накрытым столом . Расскажи как надо вести себя за столом?

(За столом нельзя разговаривать, нужно говорить приятного аппетита, после еды сказать спасибо)

Дети заходят в класс к учителю.

Что говорят при встрече? (Здравствуйте)

А кто должен сказать здравствуйте первым? С взрослыми всегда надо здороваться первыми.

3. Дети выходят из класса . Какие слова говорят при расставании? (до свидания)

4. Просит книгу . Как можно попросить книгу? (дайте, пожалуйста, эту книгу)

Какими словами можно поблагодарить? (большое спасибо, спасибо).

5. Спит в кроватке . Когда ложатся спать, какие слова говорят друг другу? (спокойной ночи)

6. Дверь придерживает и пропускает взрослого .

Кто должен пройти первым?

Какие слова говорят при этом? (проходите, пожалуйста)

Один плачет, другой гладит по голове.

Как вы думаете, что произошло с мальчиком, который плачет?

(его обидели, а вежливый человек должен пожалеть)

А что если его обидел этот мальчик? (Должен сказать прости, пожалуйста, извини)

Какие ребята были в волшебном зеркале? (вежливые)

Сила волшебных слов зависит от того как ты их скажешь. Волшебные слова надо говорить тихо, ласково, глядя в глаза, к кому обращаешься.

VI. Итог .

Вот какие мы молодцы. Хотела нас перехитрить Баба Яга, а мы справились со всеми заданиями.

Ребята мы с вами нашли все волшебные слова и выполнили просьбу Феи. А теперь подарим эти слова Фее. Ребята, надо каждому по очереди взять цветочек сказать волшебные слова, подарить их и тогда страна засияет. (Украшают страну - цветок, бабочку, солнышко)

Волшебные слова очень приятны и согревают всех теплом как солнышко в теплый день, давайте приклеим еще и солнышко.

В это время входит Фея, в руках корзиночка и сверток.

Занятие 2.

Если с другом вышел в путь

(праздник-игра)

Цель :

o формирование представлений о таком нравственном качестве как дружба

o коррекция межличностных отношений

Задачи:

o пояснить понятие «дружелюбие» «дружба», «доброжелательность»

o помочь детям осознать значение дружбы посредством игр, ситуаций

o ознакомить детей с правилами дружеских отношений, умением строить отношения, дорожить дружбой

o формировать умения анализировать поступки других и собственные действия с учетом нравственных оценок

Оборудование : компьютер, презентация-сопровождение, музыкальное оформление, плакат с нарисованным сердцем, вырезанные из бумаги сердечки, выставка рисунков.

План

I. Организационный момент

Психогимнастика «Улыбка»

II. Основная часть

1. Узнай тему занятия из сюжета м/ф «Кот Леопольд»

2. Игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья»

3. Стихотворение «Дружный класс»

4. Сюрпризный момент «Пожелания другу»

5. Обсуждение ситуаций на мультимедийном проекторе

6. Релаксационное упражнение «Давайте жить дружно»

7. Разыгрывание и обсуждение ситуаций.

8. Выработка правил крепкой дружбы.

III. Итог

Работа с плакатом « Сердце дружбы»

Песня «Дружба крепкая»

Ход занятия

I. Орг. момент

Психогимнастика «Улыбка».

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поработаем так, чтобы они за нас порадовались. Станьте в круг, возьмитесь тихонько за руки, почувствуйте дружеское тепло ваших рук и молча, глядя в глаза соседу, подарите ему улыбку. Ведь улыбка это радостное настроение. Возьмем это радостное настроение с собой.

II. Основная часть

А тему нашего занятия подскажет сюжет из мультфильма.

Посмотрите на экран.

Сегодня будем обсуждать несколько вопросов. Как вы понимаете слово «дружба»? Кого мы можем назвать другом? Что значит дружить?

Какое прекрасное слово – «дружба». Что же такое дружба?

Дружба – это когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы. Если любую работу делать дружно, то будет получаться быстро и хорошо. Без дружбы и без друзей наша жизнь невозможна.

Кого мы можем назвать другом?

Друг – это интересная книга, которую читаешь. Друг- это воспитатель, который помогает в трудную минуту. Друг – это игрушки, которые выслушивают меня, когда мне плохо. Это подруга – с которой можно посекретничать. Почему свои отношения вы называете дружбой? (вместе –мы сила, вместе играем, он мне помогает во всем, с ним интересно.)

Игра на внимание « Это я, это я…»

Кто из вас не любит скуки,

Кто здесь мастер на все руки?........

Кто танцует и поет?............

Кто одежду бережет,

Под кровать ее кладет?..........

Вещи кто хранит в порядке?........

Рвет и книжки, и тетрадки?.........

Кто «спасибо» говорит?....

Повара не благодарит?......

Кто первым готов всегда взяться за дело?...

Кто в зале спортивном бегает смело?...

А кто не лентяй, и не трус, и не плакса?...

Кто ставит в альбоме огромную кляксу?...

Кто на вопросы всегда отвечает,

Друзьям кто в беде всегда помогает?.....

Восп . Хорошо, что у нас много друзей.

Я рада, что наш класс дружный.

А теперь послушаем стихотворение .

Дружба крепкая у нас,

Ей гордится весь наш класс.

Вместе учимся, играем,

Веселимся, отдыхаем.

Ну а если у кого-то

Приключится вдруг беда,

Огорчаться нет причины:

Мы поможем всем всегда.

Если радость у кого-то,

Вместе радуемся мы,

Потому что в нашем классе

Все заботливы, дружны.

Сюрпризный момент. В наш дружный коллектив пришел еще один мальчик. Давайте ему подарим шарики, а на них напишем наши имена.

На фотографии –ситуации - какой комплимент, какая фраза здесь спрятана? Какими словами можно обращаться к другу?

Просьба – (дает, просит, благодарит) книгу, игрушку

(доброжелательный тон, взгляд)

Дай мне, пожалуйста…

Спасибо, мне приятно, что ты это предложил

Не могла бы ты мне дать…

Разреши мне, пожалуйста…

Играют дружно

Как хорошо иметь верного друга!

Мне очень нравится твой характер!

Хочешь, будем вместе играть?

Спасибо, но мне это не нравится

Рисуют, собирают конструктор

Здорово это у тебя получилось!

Ты все сделал правильно.

У тебя обязательно получится!

мама привезла гостинцы – правильно угостить, разделить,

дерутся – так поступаю друзья?,

Жалеет

Прости, пожалуйста, но так получилось

Прости, я не хотела тебя обидеть.

Извини, это получилось случайно.

Мне очень жаль, что это произошло.

Я могу тебе помочь?

Разыгрывание ситуаций

1. Катя и Настя дружат с детства. Катя говорит: «Я не хочу, чтобы Настя дружила еще с кем-то…» А Настя говорит: « Я хочу дружить со всеми ребятами в классе» (права друзей следует уважать )

2. Помочь сложить вещи, игрушки, без напоминания.

Спасибо, я с удовольствием это сделаю!

3. Поиграть вместе – не спорить из-за игрушки.

Изучение русского народного костюма. Игра «Подскажи словечко»

Фомичева Наталия Альбертовна, воспитатель, МДОУ детский сад общеразвивающего вида №30 "Теремок", г.Рыбинск Ярославской области.
Описание:
Стихи представляют интерес для учителей, воспитателей ДОУ, родителей. Стихотворная словарная игра может быть использована при ознакомлении детей старшего дошкольного и школьного возраста с древнерусским костюмом.
Смысл игры заключается в том, чтобы быстро сообразить и подсказать подходящее слово на заданную рифму. В данном случае такой отгадкой всегда будет слово "сарафан".
Цель: формирование и закрепление знаний об истории и элементах женского народного костюма на Руси.
Задачи:
- расширять знания детей о древнерусском народном костюме, его элементах, сарафане в частности;
- развивать познавательную и речевую активность, реакцию, смекалку, любознательность, кругозор;
- воспитывать желание как можно больше узнать об отечественной истории и традициях;
- воспитывать чувство патриотизма, осознания себя как наследника и носителя самобытной русской культуры.

Основным типом женского костюма в северных районах Руси стал комплекс одежды с сарафаном. Первое упоминание о сарафанах относится к 13 веку. Любопытно, что изначально сарафан считался мужской одеждой, затем его носили представители обои полов. Лишь спустя время сарафан стал исключительно женским платьем.
Для изготовления сарафана сначала ткали узкие полотнища из льняных или шерстяных нитей. Для пошива одного сарафана требовались десятки метров ткани. Так, на пошив «русского» - косоклинного распашного сарафана - уходило до 44 метров холщовых полотнищ. Суровая ткань (суровье) подвергалась белению и крашению.
Шить умели все девушки: и крестьянки, и дворянки. Сарафаны являлись непременной частью приданого. У богатых невест сарафанов было очень много. Часто для их пошива использовались дорогие ткани: парча, кисея, шелк. Бахрому и кружева мастерицы обычно плели сами. Украшали сарафаны вышивкой, тесьмой, пуговицами, бусинками, даже жемчугом.
В период правления Петра 1 был издан ряд указов, утверждающих европейский костюм на Руси. Но русское крестьянство по-прежнему являлось хранителем народного идеала и костюма.

Игра: «Подскажи словечко»

Что наши прабабушки носили?
Душегрею, опашень, кафтан...
Издавна все девушки любили

Грациозный русский... (сарафан)


Бедные крестьянки и особы,
На которых выпал важный сан,
Берегли, не износился чтобы
Яркий и нарядный... (сарафан)


На Руси невесты так красивы!
Украшал всегда девичий стан
Неизменный, бабушкин, любимый,
Длинный, весь расшитый... (сарафан)


Не страшны Петровские указы
Под влияньем чужеземных стран.
Так хотел он уничтожить сразу
И изгнать народный... (сарафан)


Шли века. Но он как прежде в моде.
Пусть французы шепчут:«О, шарман!»
Выбрать можно по любой погоде
Стильный современный... (сарафан)


Знают все про школьную нагрузку,
И про форму всем совет был дан:
«Белую купите дочкам блузку,
А поверх наденьте... (сарафан)»


Молнии, заклёпки и застёжки,
Спереди отстроченный карман.
Представитель фирменной одёжки -
Джинсовый удобный... (сарафан)


Всё пройдёт... Или уже проходит...
Но живёт, и это не обман!
Никогда из моды не выходит
Всем известный русский... (сарафан)!

Статьи по теме: