Игровая терапия для у о детей методики. Игротерапия в психокоррекции. Показания к применению игротерапии и когда эффективна игротерапия

Методы коррекционной работы с детьми:

игровая терапия

Игротерапия– это одна из разновидностей арт-терапии, являющаяся психотерапевтическим методом, который базируется на применении ролевой игры в качестве одной из наиболее интенсивных методик воздействия на личностное развитие. Суть данной методики лежит в использовании терапевтического воздействие игры для содействия клиенту в преодолении социальных или психологических трудностей, которые создают преграды личностному росту и психоэмоциональному развитию. Методика игротерапии охватывает выполнение группой лиц или отдельным индивидом специальных упражнений, которые предполагают и стимулируют вербальное и неречевое общение, проживание через игру ситуационных задач.

Игротерапия направлена на оказание целительного воздействия на лиц разных возрастных категорий, которые страдают эмоциональными расстройствами, страхами, неврозами различной этиологии и др. В основе методики лежит признание важным фактором личностное развитие игры.

Методы игротерапии

Игровой терапией называют все психотерапевтические направления, использующие игру и игрушки. Она чаще практикуется при работе с детьми. Так как все остальные методы терапии могут просто не подходить для работы с малышами. Ведь даже обнаружить проблему у малышей, а тем более ее причину, бывает довольно непросто, поскольку чаще всего она не лежит на поверхности. Многие специалисты рекомендуют для работы с детьми именно игротерапию, вследствие того, что игра отображает образ мышления малышей, то, как они взаимодействуют с окружением и справляются с эмоциями. Психотерапевт, контролируя игровой процесс ребенка, обучает его, как справляться со сложными чувствами или ситуациями.

Методы игротерапии позволяют мягко и осторожно провести диагностику эмоционального и психического состояния малыша, обнаружить причину возникшей проблемы, скорректировать ее, предоставить ребенку возможные пути ее преодоления.

Отметим, что сегодня существует множество методов психотерапии, к которой относят сказкотерапию, песочную терапию и др.

Сегодня игротерапию можно классифицировать в качестве: эго-аналитической терапии, ориентирующейся на концепции социального научения, недирективной терапии.

Эго-аналитическая игротерапия как метод коррекции заключается в помощи!индивиду постигнуть и принять конфликты эмоционального характера, которые ранее им были вытеснены или отвергались. Психотерапия, базирующаяся на теории социального научения заключается в обучении коллективному взаимодействию в процессе игры, а не на эмоциональной составляющей игр. Недирективная психотерапия представляет собой помощь клиенту в проявлении его личностных конфликтов, при этом терапевт его поддерживает рефлексию.

Среди методов игровой терапии различают активный, пассивный, освобождающий, структурированный метод и терапию отношениями.

Активная игротерапия как метод коррекции заключается в работе с символическим воображением клиента. Пациенту предлагают несколько преднамеренно отобранных игрушек, которые можно символически связать с проблемной ситуацией. Терапевт в ходе сеанса участвует в обыгрывании возникающих игровых ситуаций. В ходе такой игротерапии происходит быстрое понижение уровня тревожности. Своеобразным маркером в понимании отношений клиента с другими людьми является то, как он выстраивает свои взаимоотношения с терапевтом.

Пассивный метод представляет собой игру, ничем не ограниченную и не направляемую терапевтом, он просто при ней присутствует. Специалист постепенно включается в игротерапию. При данном методе роль терапевта больше наблюдательная. Он лишь изредка интерпретирует действия пациента. Ведущая роль в данном методе принадлежит клиенту, который получает возможность проработать в игровой форме собственную тревожность, агрессивность или чувство незащищенности. Позиция терапевта в данном методе должна быть принимающей.

«Освобождающая» терапия, разработана Д.Леви и создана на основе убеждения, что игра предоставляет клиентам возможности эмоционального реагирования. Терапевт в процессе сеанса реконструирует травмирующее событие при этом, помогая клиенту победить негативные эмоции, которые возникли в момент травматической ситуации, освободиться от страха, выразить гнев или другие чувства, порожденные этим событием. Именно в игре индивид управляет ситуацией, вследствие чего трансформируется из жертвы в деятеля, из пассивной в активную роль.

Структурированная терапия является ответвлением освобождающей терапии и направлена на решение конкретных задач.

Психотерапия отношениями представляет собой направление недалекое от пассивной психотерапии, однако акцент в ней ставится на происходящем в кабинете консультанта, а не на предшествующем опыте клиента. При этом пациенту предоставляется в присутствии терапевта полная свобода действий.

Специфической особенностью игротерапии считается ее двусторонность, элементы которой сберегаются в любой игре коллективного характера. Первая сторона выражается в выполнении играющим реальной деятельности, для реализации которой необходимы действия, связанные с разрешением конкретных, нередко нестандартных задач. Вторая сторона связана с тем, что некоторые моменты такой деятельности носят условный характер, что способствует абстрагированию от ситуации в реальности с бесчисленными привходящими обстоятельствами и ответственностью.

Двусторонность игры предопределяет ее развивающий эффект. Психокоррекционное воздействие игровых занятий достигается путем установления положительного эмоционального отношения с другими. Игра вносит коррективы в подавляемые отрицательные эмоции, страхи, нерешительность, неуверенность, расширяет способности к коммуникационному взаимодействию.

Отличительными признаками развертывания игротерапии являются быстро трансформирующиеся ситуации, в которых объект оказывается после манипуляций с ним, и такая же стремительная адаптация действий к новым обстоятельствам.

Игротерапия как метод коррекции обладает следующими специфическими механизмами:

моделирование системы общественных взаимоотношений в наглядно-действенной модели в специфических игровых обстоятельствах, следования им клиентом и ориентация в таких отношениях;

трансформация позиции индивида в сторону преодоления личностного и когнитивного эгоцентризма и логичной децентрации, вследствие чего происходит постижение в игре собственного «Я» и растет мера общественной компетентности и склонности к решению проблемных ситуаций;

вырабатывание одновременно с игровыми реальных взаимоотношений на основе равноправия и партнерства, сотрудничества и кооперации, обеспечивающих возможность личностного развития;

организация постепенной проработки в игровом процессе новых, более соответственных приемов ориентирования индивида в конфликтных ситуациях, их формирование и усвоение;

организация ориентирования индивида на выделение ощущаемых им эмоциональных настроев и обеспечение их понимания при помощи вербализации, вследствие чего происходит осознание смысла конфликтной ситуации, выработка ее новых значений;

выработка способности к произвольному регулированию деятельности на основе подчинения действий системе правил, регламентирующих исполнение роли и поведение в процессе сеансов игротерапии.

Игротерапия в детском саду

Роль игротерапии для маленького индивида громадна. Она способствует развитию способностей малыша, преодолению конфликтов и достижению психологического баланса. Игровой процесс помогает ребенку легче и быстрее обучаться, приобретать навыки, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни.

Игротерапия для дошкольников в качестве методики коррекционного воздействия на их психику может применяться для работы, начиная с двухлетнего возраста. Ребенку предлагают ролевую иргу для выяснения его эмоционального состояния, страхов и возможных психотравм, о которых ребенок не в состоянии рассказать. Специалисты в игровой терапии утверждают, что при помощи игрового процесса можно научить детей более свободно взаимодействовать с окружением, повысить школьную успеваемость, уменьшить их гиперактивность, агрессивность и другие расстройства поведения.

Игротерапия в детском саду сегодня считается одной из тенденций современного времени. Сегодня практически все детские сады имеют в штате психолога, развивающего детей при помощи метода игротерапии. Обычно в детских садах элементы игровой терапии присутствуют в ежедневном распорядке дня.

Ведущим лицом в ходе использования игротерапии всегда будет ребенок. Задачей психолога является поддержание дружеских отношений с детьми и между ними, помощь в утверждении «Я» ребенка для него самого и среди окружающих. Игровые занятия в детском саду рекомендуется начинать с игр, которые направлены на улучшение психологического самочувствия.

Игротерапия для дошкольников обеспечивает эмоциональную разрядку, снимает нервную напряженность, уменьшает боязнь темноты, наказаний, замкнутых пространств, оптимизирует гибкость в действиях, способствует освоению групповых норм поведения, налаживанию контакта между малышами и их родителями, развивает координацию движений и ловкость. Важным в игротерапии является уважение желаний ребенка, его активная позиция в игре. Перед психологом ставится задача сделать так, чтобы игровой процесс приносил радость малышу. В ходе игры следует обращать внимание на самочувствие ребенка.

Игротерапия примеры игр, ориентированных на коррекцию различных страхов, представляют собой ролевое проигрывание ситуаций. Так, например, игра «Смелые мыши», в которой выбирается кошка и мышки. Мышки бегают и пищат, в то время как кошка спит в своем домике. Затем кошка просыпается и пытается догнать мышек, которые могут скрыться в домике. Потом дети меняются ролями.

Игра в «дочки-матери» с куклами также имеет терапевтическое воздействие, обнаруживает потенциал и раскрывает внутренний мир малышей. В игровых процессах ребенок моделирует ситуацию в соответствии с обстановкой у себя дома. То есть, ребенок будет проецировать отношения в семье на игру.

Поэтому самой главной задачей психотерапевта в игровой терапии является внимательное наблюдение за поведением. Не рекомендуется регламентировать правила игры, форсировать или замедлять игровой процесс. В процессе игротерапии психотерапевту необходимо понять чувства малыша, стать для него своеобразным зеркалом, помогающим ему увидеть себя. А коррекционный процесс в игре должен происходить автоматически. От психолога требуется выражение искренней веры в то, что ребенок может самостоятельно справиться с возникшими проблемами.

По теории и практике игровой психотерапии выпущено несколько монографий. Так, например, игротерапия Панфилова, сегодня стала настоящим бестселлером. В своей книге Панфилов предлагает примерную программу игровой психотерапии с малышами и их родителями, описана игротерапия и примеры терапевтических и развивающих игр, знакомит с методами родительского взаимодействия с детьми, склонными к тревожности, агрессии, гиперактивными малышами.

Занятия игровой терапией с малышами позволяет сблизить ребенка с взрослыми и оказывает благоприятное воздействие на личностное развитие малыша, помогает ему в процессе социализации и освоении социальными нормами.

Игротерапия избавляет детей от влияния стрессовых факторов и травмирующих жизненных ситуаций.

Психотерапия и психокоррекция становятся одним из самых популярных направлений современной медицины. Все больше людей осознает важность сохранения и поддержания психического здоровья человека в любом возрасте, включая детей дошкольного возраста и даже младенцев. Сегодня существует множество психотерапевтических методик, которые используются для работы с детьми разного возраста, но одной из самых эффективных и востребованных остается игротерапия.

Терапия игровая – это психотерапевтический метод воздействия на детей дошкольного и школьного возраста путем применения игр, игрушек и других элементов. Ролевые игры, составляющие основу эту терапии, помогают выявить проблемы в поведении, психике или развитии детей, учат способам решения этих проблем и способствуют восстановлению психического и эмоционального здоровья.

Проводится игротерапия может в самых разных условиях – самостоятельно, дома, в детских садах и школах, в кабинете психолога или психотерапевта. Многие родители с некоторой долей настороженности относятся к этому методу лечения, они не верят, что игротерапия для детей является мощнейшим способом воздействия на сознание и чувства малыша любого возраста (исключая старших школьников и подростков, для них используют другие методы психотерапии, хотя игровые методики тоже могут быть эффективны). Чтобы понять почему и как игротерапия действует на малыша, нужно разобраться в ее основных принципах действия, а также понять, какие «подводные камни» есть у этой методики.

Как она действует

Игра – это основной вид деятельности ребенка, начиная с рождения и заканчивая юношеским периодом. С ее помощью он получает информацию об окружающем мире, о способах взаимодействия между людьми, предметами, а также в игре формируется мышление, фантазия, волевые и другие качества.

Многочисленные исследования доказывают, что обучение играя является одним из самых эффективных методов взаимодействия с детьми, причем разного возраста, нормотипичных и с особенностями развития.

Вовлекая ребенка в игру, специалист получает возможность «заглянуть» во внутренний мир ребенка, который неосознанно переносит свои чувства, пережитый опыт или страхи на персонажей игры или «проигрывает» волнующие его ситуации. Такой прием хорошо известен большинству современных родителей, которые с помощью этого нехитрого метода определяют комфортно ли ребенку в детском саду, школе, среди новых друзей и так далее. Для этого достаточно позвать его поиграть «в садик» или «школу» и внимательно понаблюдать за его поведением, репликами и эмоциями.

Цель игровой терапии – помочь ребенку справиться с какими-то психотравмирующими событиями, даже если он их не осознает или не воспринимает. Специалист может оценить эмоциональное и психическое состояние ребенка и помочь ему справиться с негативными эмоциями, страхами, тревожностью, непонятными, но тревожащими ситуациями, другими чувствами или научить его приемлемым способам выражать свои эмоции, взаимодействовать с окружающими и совершать определенные бытовые навыки.

Основное правило игровой терапии – ее комфортность для ребенка. Он должен чувствовать себя уверенно и свободно, только так можно узнать о его внутреннем состоянии и помочь ему справиться с проблемами.

Кому может помочь

Этот метод универсален, существует игротерапия и для взрослых, которые с ее помощью также «проживают» неприятные эмоции или избавляются от стресса. Но если «домашняя игротерапия» может проводиться с любым ребенком, то профессиональная - требует обязательно обращения к специалисту, который, как правило, «работает» с определенными проблемами, так как именно при их наличии игротерапия является максимально эффективной. Так, игровая терапия с тревожными детьми имеет свои особенности, также как и игротерапия с детьми с отставанием в развитии или психотравмой.

Это могут быть психические и поведенческие расстройства, проявляющиеся:

  • Агрессивностью,
  • Страхами
  • Трудностями в общении со сверстниками и взрослыми
  • Низкой успеваемостью
  • Заиканием
  • Энурезом
  • Другими проблемами.

С такими нарушениями поведения и расстройствами сталкиваются множество детей, которые пережили стресс из-за развода родителей, потери близкого человека, переезда, жестокого обращения, ставшие свидетелями какого-то психотравмирующего события и так далее.

Игровая терапия с тревожными детьми помогает не только снизить уровень негативных эмоций, но обнаружить их источник, а это иногда бывает гораздо важнее – в случае семейного насилия, жесткого обращения с детьми в образовательных учреждениях и так далее.

Игротерапия используется как метод коррекции поведения и обучения новым навыкам у детей с особенностями развития и нарушением соцадаптации. Этот метод применяется при всех видах , исключая глубокий аутизм и шизофрению. С помощью игротерапии детям с особенностями развития прививают важнейшие бытовые навыки, учат взаимодействию с другими людьми, а также проявлению своих эмоций. Но терапию таких детей должен проводить только специалист с образованием и навыками работы. Самостоятельно родители и лица, занимающиеся развитием ребенка могут проводить элементы игротерапии в виде обучения бытовым навыкам, но не коррекционную работу.

Сегодня игровая терапия рекомендована к применению с 2-х лет. Игротерапия в детском саду помогает решить проблемы адаптации ребенка, учит детей взаимодействию и навыкам общения. Ее может проводить как детский психолог, так и воспитатель, получивший соответственное образование.

Виды и особенности

Родоначальником игротерапии, как психокоррекционного метода, считается Зигмунд Фрейд. Он использовал ее как анализ происходящего с ребенком, применяя метод свободных ассоциаций и этот метод не получил широкого распространения, в отличие игротерапии по методу М. Кляйн, а позднее — Анны Фрейд, они рассматривали ее как возможность влиять на психику ребенка, используя для этого игрушки, ассоциативные игры и другие методики.

В книге Г.Л. Лэндрета «Игровая терапия: искусство отношений» описываются все этапы становления этого вида терапии, рассказывается о принципах проведения игротерапии, о методиках и материале для игры. Она может быть интересна родителям, чьи дети собираются посещать игротерапию или уже посещают ее. А также тем, кто хочет использовать этот метод самостоятельно.

Сегодня игротерапия является востребованным и широко используемым методом. У нее существует несколько разновидностей, типов и множество самостоятельных методик. По методу воздействия различают:

  • Недирективная игротерапия – спонтанная, центрированная на клиенте. Используя этот вид терапии специалист не пытается как-то воздействовать или менять поведение или эмоции ребенка. Он полностью включен в игру, может мягко направлять, но при этом следует за ребенком, создавая наиболее благоприятные для него условия.
  • Директивная – специалист занимает ведущую роль в игре. Он направляет ребенка, учит его основам поведения, подсказывает как и что можно делать и берет на себя роль организатора и руководителя игры.

В зависимости от вида игр и используемого материала выделяют структурированную и неструктурированную игротерапию.

Структурированная – в игре используются определенные образы: игрушки, кукольный театр, изображения людей, макеты животных, еды и так далее. Играя с этими предметами ребенок может выразить свое отношение к ним, научиться обращению с этими предметами или построить свои игру, с учетом предложенных элементов.

Неструктурированная игра подразумевает двигательную активность и использование таких материалов, как песок, вода, глина, пластилин, краски и так далее. Такие игры помогают при отказе ребенка от сотрудничества, его нежелании или неумении выразить свои чувства, а также при невозможности (для ребенка) выразить обуревающие его чувства и эмоции, например, злость на родителей или обиду.

В зависимости от количества детей выделяют индивидуальную и групповую игротерапию.

Индивидуальная считается более эффективной, ее рекомендуется использовать при работе с эмоциями ребенка, его поведением или отношением. Также в целях терапии эмоционального или поведенческого расстройства применяют только индивидуальные занятия.

Групповая игротерапия помогает улучшить отношения в коллективе, обучить социально-бытовым навыкам, также может использовать для коррекции страхов и тревожности.

Игровая терапия: специалист или мама?

Проводить занятия самостоятельно или обратиться за помощью к специалисту? Сегодня перед таким выбором стоят многие родители, занятия у профессиональных психологов обещают быть более эффективными, но для этого необходимо выделить специальное время и деньги на посещение занятий. Самостоятельно игротерапией можно заниматься в любое время, всей семьей и совершенно бесплатно. Так что же стоит выбрать?

Однозначного ответа на этот вопрос нет, каждый родитель решает его самостоятельно, но собираясь заняться игротерапией с своим ребенком или несколькими детьми обязательно изучение хотя бы основ этой методики и следование основным правилам:

  • Игра должна начинаться и проводиться только по желанию ребенка, недопустимо любое принуждение к игре. Родители могут предложить время, привлечь к игре других членов семьи, но основное – это желание ребенка и его положительное отношение к игре. Без этого смысла в проведении занятий нет.
  • Соблюдение режима игр – в зависимости от возраста ребенка игротерапия может длиться от 5 до 30 минут. Также важно, чтобы игротерапия была постепенной и ненавязчивой. Не нужно предлагать ребенку сразу все имеющиеся игры или закончив одну, сразу же начинать другую. Лучше всего посвятить одной игре несколько дней.
  • Следовать в игре за ребенком, не запрещая и не навязывая – это самый трудный навык для всех родителей. В игротерапии они должны следовать за ребенком, не пытаясь запрещать или негативно реагировать на что-то. Даже если ребенок в игре произносит нецензурные слова, бьет игрушки и обещает всех убить – это повод внимательно прислушаться к его словам и понять, почему он их произносят. Категорически запрещается ругать и наказывать ребенка за то во что и как он играет. В процессе игры родитель должен ненавязчиво объяснить почему такое поведение неприемлемо и показать ему другие способы взаимодействия.

Игра – основное занятие ребёнка. Однако не многие осознают, какова ее роль в жизни малыша. Ведь это не просто способ развеять скуку, а путь к постижению действительности и собственного «я». Игра даже применяется в психиатрии. Игровая терапия с тревожными детьми имеет неоценимое значение.

Учёные-психологи ещё в начале XX века начали говорить о том, что через игру можно не только формировать те или иные умения, но и устранять внутренние проблемы, преодолевать физические трудности, избавлять от задержек в интеллектуальном развитии. Представители науки обратили внимание, что с помощью игры легче добиться психологической устойчивости детей, сформировать и улучшить навык общения, освободить от боязни и фобий. Так что можно говорить о лечебном действии игры.

Игровая деятельность имеет огромное значение и для психического развития малыша. В процессе игры он учится жить: получает различные знания и умения, овладевает общественными правилами. Также казалось бы обычная забава может улучшить самочувствие и настроение ребёнка, помочь в преодолении психических травм и трудных жизненных ситуаций.

Такой эффект игровой деятельности связан с тем, что малыш расслаблен и пребывает в хорошем расположении духа. Он более открыт для общения со взрослыми и не воспринимает с недоверием и неприятием то, что ему предлагают делать.

Метод психотерапии, применяющий природное желание ребёнка заниматься игровой деятельностью, называют игровой терапией. Первоначально она использовалась в психическом анализе. Зигмунд Фрейд был уверен, что малыш переносит в игру свои мысли. М. Кляйн впервые стал применять игру в психоанализе ребёнка, считая, что она позволяет проникнуть в подсознание. Затем данный метод начали использовать и в иных психологических подходах.

Игровая терапия с тревожными детьми выполняет следующие функции:

  • Диагностика. Игротерапия содействует конкретизации свойств личности ребёнка, его взаимосвязи с окружающей действительностью и людьми. Обычный разговор не так поможет определить причины проблем малыша, как неформальная обстановка, в которой он невербально выразит свои чувства и эмоции.
  • Обучение. Игровая терапия в работе с детьми даёт им возможность за один или несколько уроков овладеть способностью реконструировать отношения, расширить кругозор. Ребёнок легко реадаптируется, получает навыки, без которых невозможна полноценная жизнь в социуме, познаёт окружающий мир.
  • Терапевтическая функция. Ребёнку не важен итог игры, его больше привлекает процесс, в котором он проигрывает собственные эмоции, опасения, стеснительность, пытается урегулировать разногласия и проблемы. В результате у него формируются и закрепляются важные психические процессы, вырабатываются терпимость и правильная реакция на явления окружающей действительности.

Решает большой круг проблем

Игровая терапия показана детям, для которых характерны закрытость, некоммуникабельность, страхи, несамостоятельность, непослушание, вредные привычки. Она является действенным методом работы с самыми разными детьми и противопоказана только страдающим шизофренией и аутизмом.

Игровая терапия в действии может помочь решить целый ряд проблем:

  • Психологические проблемы ребёнка после развода мамы и папы.
  • Враждебное поведение.
  • Дёрганье волос.
  • Страхи и фобии.
  • Тревожность и напряжение у госпитализированного ребёнка.
  • Проблемы с чтением.
  • Проблемы с учёбой.
  • Задержка развития речи.
  • Умственная отсталость.
  • Заикание.
  • Расстройства, больше связанные с психическими процессами, чем с физиологическими.

Некоторые считают, что игротерапия требуется в крайних ситуациях. Это мнение ошибочно. Она применима во многих сферах: познавательной, чувственной, волевой и других.

Раскрыть чувства и психическую картину ребёнка позволяют методы игровой терапии. Активная игротерапия подразумевает работу с воображением. Малышу предлагают ряд специально выбранных игрушек, которые условно можно связать с затруднительными ситуациями.

Специалист во время занятия принимает участие в обыгрывании происходящего. У ребёнка пропадает чувство беспокойства. То, как он ведёт себя с терапевтом, говорит о его взаимоотношениях с другими членами общества.

Пассивный метод – игра, при которой специалист лишь присутствует, не вмешиваясь в её ход. Он только иногда истолковывает действия ребёнка. Главное место здесь занимает малыш, который с помощью игры познаёт свои проблемы. Специалист в свою очередь должен относиться к нему с пониманием.

Во время «освобождающей» игровой терапии терапевт воссоздаёт событие, вызвавшее потрясение, помогая ребёнку справиться с отрицательными эмоциями, избавиться от фобии, выплеснуть злобу и другие чувства, вызванные событием. Так малыш из пострадавшего превращается в активного участника ситуации.

Психотерапия отношениями похожа на предыдущий метод, но есть существенные отличия. Здесь важнее то, что происходит в кабинете специалиста, а не события прошлого. При этом ребёнок может делать всё, что хочет.

Кто и как играет

Есть различные классификации игровой терапии. Исходя из места в игре взрослого выделяют директивную и недирективную игротерапию. Первая представляет собой деятельность, в которой взрослый направляет ребёнка, предоставляя ему выбор, как поступить в той или иной ситуации. Играя, малыш осознаёт свои внутренние ощущения.

Вторая – это ненаправленный процесс. То есть взрослый не включается в игру, но создает вокруг ребёнка приятную и комфортную среду. В этих условиях малыш может без чьей-либо помощи решать свои внутренние проблемы.

Также существуют структурированные и неструктурированные игры. Первые используют в рамках «освобождающей» терапии. Они могут побуждать проявить свою агрессию (игрушечный пистолет), показать свои желания (куклы) и другое. Под вторыми подразумеваются динамичные игры, спортивные упражнения, лепка из различных материалов, которые содействуют раскрытию ребёнком своих чувств и повышают его веру в себя.

По форме проведения занятия выделяют групповую и индивидуальную игровую терапию. В выборе первой прежде всего играет роль потребность ребёнка в общении. Если её нет, то применяется второй вид.

Групповая терапия часто используется в детском саду. Она позволяет малышу понять, что он личность, стать более уверенным в себе, избавиться от тревожности и чувства вины. Важно, чтобы ни у кого из детей в группе не наблюдалось опережающего сексуального развития, враждебности, напряжения, угрожающего другим поведения, ревности.

Принять ребёнка таким, какой он есть

Пройти курс игровой терапии можно у психолога. Он выберет для ребёнка индивидуальную методику, учитывая все факторы. Однако сами терапевты утверждают, что более действенными бывают игры, в которых участвуют родители, а не чужие люди.

Кроме того, совместное времяпрепровождение меняет в лучшую сторону взаимоотношения детей и родителей. Игротерапия позволяет взрослым «возвратиться» в беспечное детство. Это помогает им лучше понять своё чадо, вернуть в общение искренность и естественность.

С чего начинается игра? Во-первых, нужно принять ребёнка таким, какой он есть. То есть уважать его желания, не привлекать к игре насильно, создавать атмосферу веселья, следить за состоянием малыша, эмоционально не перегружать его.

Что же дальше? Многим детям нравится рисовать. С этого и стоит начать: изобразить семью, дом. Так можно узнать страхи ребёнка, волнения, психологические травмы. Для этого даже не требуется специального образования. Родителям следует спрашивать, кого нарисовал малыш, какой это человек, чем он занимается и т.п. – так они смогут сблизиться со своим чадом, избавить его от переживаний, развеять подозрения и беспокойство своим вниманием и заботой.

Одной из самых простых и одновременно действенных является игра в куклы. Дети называют их именами своих родных и знакомых. Можно понять отношение ребёнка к тому или иному человеку или его поведению. Когда в семье всё хорошо, вероятно, и игрушки будут жить дружно. Если же неприятности имеются, малыш перенесёт их в игру.

Необходимо вовлекать ребёнка в разнообразные игры. Ему обязательно понравится что-то новое, и он будет видеть ваше ответственное и трепетное к нему отношение.

Для разных целей – разные игры

Разные игры можно использовать для разных целей. Специалисты рекомендуют начать с тех, что направлены на улучшение душевного состояния.

Они позволят установить доверительные отношения между ребёнком и взрослым, расслабиться, поднять настроение, преодолеть боязнь остаться одному, нападения, закрытого пространства, повысить здоровье, развить физические навыки. К таким играм можно отнести жмурки, пятнашки, прятки, полосу препятствий.

Приведём несколько примеров игр, которые помогают избавиться от страхов:

  • Смелые мыши. «Кот» дремлет, а около него, издавая писк, бегает «мышка». Проснувшись, первый игрок должен поймать второго, который пытается убежать в домик.
  • Привидение. На водящего накидывают белую ткань, и он с пугающими звуками должен кого-нибудь поймать.
  • Сова и заяц. Когда светло, первый спит, а второй прыгает. С наступлением темноты «сова» пытается найти «зайца», который не должен двигаться.

Эти несложные игры позволят детям хорошо и с пользой провести время. Главное, чтобы родители старались создать для ребёнка самые комфортные условия и окружить его своим теплом. Без этого добиться цели психотерапии намного сложнее. Автор: Александра Пушкова

Известно, что способность сопротивляться болезням выше у тех детей, которые, даже имея определённые заболевания, охотно общаются и играют со своими сверстниками. Ограничивать в движении детей, страдающих теми или иными заболеваниями не нужно, так как они активно растут. Мышцы, находящиеся в динамике движения, развиваются интенсивнее. Недостаток активных действий оказывает негативное влияние на опорно-двигательный аппарат, а также на нервную, иммунную, эндокринную и другие системы детского организма.

В чём смысл игротерапии?

Лечебные развивающие игры были придуманы с целью формирования у ребёнка интереса, повышения его эмоционального фона, и выступают в качестве альтернативы различным лечебно-профилактическим упражнениям, которые дети не всегда готовы выполнять целенаправленно и беспрекословно, даже если эти упражнения считаются самыми полезными.

Виды лечебных игр и их характеристика

Любая лечебная игра подбирается индивидуально в зависимости от заболевания. Для того чтобы в таких играх было легче ориентироваться специалисты разбили их на несколько групп:

  • игры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата;
  • игры при заболеваниях дыхательной системы;
  • игры при ДЦП;
  • профилактические и восстанавливающие игры;
  • игры, развивающие речь (логопедические игры);
  • игры при различных нарушениях.

Требования к лечебным играм

Применяя игротерапию, следует учитывать следующие моменты:

  • игры должны соответствовать возрасту и состоянию здоровья ребёнка, т.е. они должны быть простыми и доступными для него;
  • игры должны пробуждать в ребёнке интерес и желание быть здоровым;
  • игры должны стимулировать ребёнка к активным действиям;
  • игры должны стимулировать ребёнка к самостоятельным действиям;
  • игры должны отвечать определённым эстетическим требованиям.

Игры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

Особое значение эти игры имеют для тех, кому скоро в школу. Ведь ребёнку придётся подолгу находиться в сидячей позе. Тут идеальным решением будет использование всевозможных подвижных игр и разминок.

«Котёнок» (2 – 4 года)

Цель. Укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки, развитие равновесия.

Описание. Для игры понадобятся 2 верёвки и мячик. Ребёнок может побыть котёнком. Для начала пусть свернётся клубочком и изобразит, как котёнок спит. Затем котёнок просыпается и потягивается. Для этого малышу нужно встать на четвереньки и прогнуть спину вниз, а голову одновременно поднять вверх.

Также котята очень любят гоняться за верёвочкой. Для этого ведущий берёт верёвочку за один конец и тянет, а ребёнок пытается поймать её, передвигаясь на четвереньках вслед за ней.

А ещё кошки любят охоту. На полу раскладывается верёвка. Ребёнок должен пройти по ней на четвереньках аккуратно, не торопясь, чтобы не упасть с «забора». Вдруг охотник видит добычу, спрыгивает с забора и крадётся. На полу из обеих верёвок выкладывается узкая дорожка, по которой малыш должен пройти, передвигаясь на четвереньках. При этом нужно пригнуться к полу и стараться не задевать верёвок.

«Платочек» (4 – 6 лет)

Цель. Укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие координации движений и равновесия.

Описание. Для игры понадобятся платочек, палка и коврик. Ребёнок садится на гимнастический коврик, вытянув ноги вперёд и широко их расставив. Сзади упор должен быть на кисти рук. Палка располагается между ног. Справа от неё кладётся платок. Ребёнку необходимо взять его пальцами правой ноги и перенести через палку к левой ноге, после чего вернуть правую ногу в первоначальное положение. Далее тоже самое нужно проделать левой ногой. Выполнить упражнение несколько раз.

В том случае, если играют несколько детей, можно устроить соревнование: кто перенесёт платочек быстрее, ни разу его не уронив.

Игру также можно усложнить, если через палку переносить обе ноги с платком.

«Выкрутасы» (5 – 7 лет)

Цель. Улучшение подвижности плечевых суставов.

Описание. Для игры нужна будет верёвка. Ребёнок держит в руках ве рёвку, расставив руки по ширине плеч. Затем начинает переступать через верёвку, не выпуская её из рук, заводит за спину, переносит через голову и снова опускает перед собой. Далее из раза в раз расстояние между руками уменьшается и упражнение повторяется.

Для добавления в игру элемента соревнования взрослый может играть вместе с ребёнком или организовать игру с несколькими детьми.

Победителем в игре считается тот, кому с минимальным расстоянием между руками удастся переступить через верёвку.

Кстати, вместо верёвки можно использовать длинное скрученное полотенце.

Игры при заболеваниях дыхательной системы

Правильное дыхание тренирует лёгкие и является достойной профилактикой различных заболеваний дыхательных путей. Закалять организм и формировать правильное дыхание необходимо с раннего детства.

«Цветочек» (2 – 4 года)

Цель. Формирование правильного дыхания.

Описание. Для этой игры нужно опуститься на колени, а руки сложить вдоль тела. Затем около 2-х минут малыш изображает растущий и распускающийся цветок. Сначала поднимает руки вверх через стороны, затем постепенно поднимается на ноги с коленок. В конце ребёнку нужно встать на цыпочки и раскрыть руки, слегка разведя и округлив их, словно цветочную чашечку. Эти движения выполняются очень медленно и прерывисто: лёгкое смещение – пауза, ещё смещение – и снова пауза.

Все движения необходимо совмещать с дыханием: во время них малыш вдыхает небольшое количество воздуха, во время паузы делает выдох, при этом выпуская не весь воздух, а немного оставляя в лёгких. Каждый следующий вдох должен быть чуть больше, нежели выдох. В полной мере лёгкие должны наполниться воздухом только тогда, когда цветочек полностью раскроется (распустится). После этого последнего и самого глубокого вдоха совершается несколько максимальных по объёму выдохов и вдохов. Затем руки опускаются. Можно расслабиться.

«Пузырьки» (3 – 5 лет)

Цель. Тренировка дыхательных мышц, обучение правильному ритмичному выдоху, улучшение носового дыхания (при заболеваниях верхних дыхательных путей).

Описание. Для игры понадобятся стакан, наполненный водой и соломинка для коктейля. Ребёнку предварительно нужно показать правильное выполнение действий. Для начала надо поставить на стол стакан с водой и опустить в него соломинку. После этого через нос делается глубокий вдох, а потом такой же глубокий выдох, только через соломинку. Чем продолжительнее бульканье, тем лучше.

При участии в игре нескольких детей можно организовать соревнование с призами.

«Лыжник» (5 – 7 лет)

Цель. Тренировка согласованности динамических и дыхательных движений, улучшение дыхания (при заболеваниях нижних дыхательных путей).

Описание. Поведайте малышу, что скоро должны состояться Олимпийские игры и вам предложили участвовать в лыжных гонках. Однако для успешного участия необходимы тренировки. Для начала нужно освоить технику. С этой целью ребёнок, слегка расставив ноги, по команде изображает спуск с горы. При этом, вытягивая руки вперёд, им совершается вдох, а на выдохе руки вытягиваются назад, и делается глубокое приседание. Повторить 5 – 6 раз.

Игры при ДЦП

ДЦП (детский церебральный паралич) – это группа двигательных нарушений, формирующихся при поражении двигательных центров головного мозга и проявляющихся в недостатке или полном отсутствии контроля со стороны центральной нервной системы за функционированием мускулатуры.

«Встречи-проводы» (2 – 3 года)

Цель. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Описание. К ребёнку поворачивают открытые ладони обеих рук, и он повторяет:

«Серёжина (имя малыша) ладошка – мамина ладошка».

«Здравствуйте, ладошки!» (обе пары ладошек прижимаются друг к другу).

«И до свидания!» (ладошки расходятся).

«Серёжин пальчик – мамин пальчик».

«Здравствуйте, пальчики!» (кончики пальцев соприкасаются).

«До свидания, пальчики!» (пальцы нужно разъединить и помахать ими).

Существует и более сложный вариант:

«Серёжино колечко – мамино колечко» (соединяются сначала большой и указательный пальцы, затем большой и средний и т.д.).

Следует отметить, что каждый детский пальчик должен уметь двигаться самостоятельно, а не только одновременно с другими пальцами.

«Мяч» (3 – 5 лет)

Цель. Расслабление спастичных (напряжённых) мышц, улучшение координации движений.

Описание. Упражнения выполняются при помощи методиста, встающего сзади ребёнка и удерживающего его на мяче.

  1. Ребёнок стоит на полу на коленях перед мячом, опираясь на него руками. Затем поочерёдно поднимается на каждую ногу, а потом встаёт на обе ноги и катается по мячу вперёд-назад.
  2. Малыш лежит животом на мяче, руками опираясь на пол, и катается на животе вперёд-назад, перебирая руками по полу.
  3. Ребёнок лежит животом на мяче и опирается на ноги, выполняя круговые вращения на мяче, перебирая при этом ногами по полу в одну и в другую сторону.
  4. Малыш сидит на мяче верхом и качается из стороны в сторону с поочерёдной опорой на каждую стопу.
  5. Ребёнок лежит на мяче боком и опирается на пол одной рукой, а затем начинает кататься вперёд-назад, перебирая по полу опорной рукой (с помощью взрослого).
  6. Ребёнок лежит на мяче спиной (взрослый поддерживает его за руки) и при помощи рук выполняет подтягивание корпуса вперёд.
  7. Малыш, стоя перед мячом, катает его с помощью ноги. Стопа при этом должна быть сверху. Спину необходимо держать прямо. Повторить другой ногой.
  8. Ребёнок, сидя на мяче, выполняет повороты туловища в стороны. Спина должна быть прямой.
  9. Малыш, сидя на мяче, выполняет наклоны в стороны, опираясь поочерёдно на каждую стопу.

«Добрая сказка» (5 – 7 лет)

Цель. Развитие воображения, образного мышления, умения работать в команде.

Описание. В игре принимают участие 4 – 5 детей. За основу берётся любая сказка с грустным концом, например «Снегурочка» или «Русалочка» и т.п. Детям предлагается подумать, как эту сказку можно изменить, используя героев из других сказок, так, чтобы она закончилась положительно.

Побеждает команда, наиболее интересно и весело представившая сказку в виде мини-спектакля.

Если вдруг у ребят не получится предложить ни одной сказки, которая бы ещё не принимала участие в игре, можно придумать новые финалы известных детям сказок.

Профилактические и восстанавливающие игры

Игры этой группы улучшают настроение, стабилизируют работу сердечно-сосудистой и нервной систем, укрепляют ослабленные во время болезней мышцы, улучшают обменные процессы и повышают сопротивляемость организма инфекциям.

«Поймай птичку» (2 – 3 года)

Цель. Развитие быстроты реакции.

Описание. Одна ладонь ребёнка кладётся на ладонь взрослого. После этого нужно начать медленное и плавное поглаживание детских пальчиков поочерёдно, приговаривая: «Синичка, синичка». А затем быстро сказать: «Сорока», схватив при этом малыша за пальчик и потрясти его, сопровождая это следующими словами: «Поймал, поймал!». Ребёнок должен успеть убрать руку при произнесении слова «сорока». Если это у него получается, нужно сказать: «Улетела, улетела!», после чего поменять руки.

Можно поменяться ролями в том случае, если малыш будет хорошо справляться с поставленной задачей.

«Полёты на облачке» (3 – 5 лет)

Цель. Улучшение сна и процесса засыпания.

Описание. Эту игру следует проводить вечером перед отходом ребёнка ко сну. Малыш должен лечь в постель. Предложите ему закрыть глаза и представить себя сидящим в небе на белом пушистом облачке, медленно плывущем и уносящем его в страну снов. Пусть малыш ощутит, как его ножки расслабляются и становятся лёгкими-лёгкими, а затем расслабляются ручки и также становятся лёгкими. По всему телу разливается приятное тепло. Веки становятся тяжёлыми. После этого пусть ребёнок вообразит, что сам превращается в белое облако и плывёт по небу вместе с другими облаками, а затем представит, что видит сверху: такие же облака, плывущие рядом, лужок с мягкой зелёной травкой внизу. Пусть он «увидит», как блеснула речка, «услышит», как журчит вода и т.п.

«Угадай, что шумит» (5 – 7 лет)

Цель. Улучшение слуховой функции за счёт отработки различения неречевых звуков.

Описание. Для игры нужны предметы, издаваемые шум (фантик, лист бумаги и т.д.). Играть можно как с одним, так и с несколькими детьми. Водящий (взрослый) должен усадить детей в ряд спиной к себе, чтобы никто из них не увидел, что он делает. Затем, используя подручные предметы или вещи, присутствующие в помещении, он начинает издавать определённые звуки. Задача детей – отгадывать источники звука.

Воспроизводить можно любые более или менее узнаваемы детьми шумы: шорох сминаемой бумаги или перелистываемой страницы, шуршание конфетного фантика, хлопок в ладоши, цоканье языком, гудок детской машинки, щелчки пальцами, звон колокольчика и др. Участник, отгадавший наибольшее количество звуков, побеждает.

Логопедические игры

Посетив консультацию логопеда, можно, основываясь на его рекомендациях, использовать некоторые игры, направленные на решение конкретных проблем с речью ребёнка.

«Зарядка для губ и языка» (3 – 5 лет)

Цель. Развитие моторики речевого аппарата (тренировка артикуляционного аппарата).

Описание. Можно предложить ребёнку сделать весёлую зарядку.

Если вдруг малыш заскучал, можно найти или сочинить интересные стишки к каждому из упражнений.

«Времена года» (4 – 6 лет)

Цель. Развитие связной речи, обучение ребёнка абстрактным понятиям.

Описание. Для этой игры нужны будут картинки с изображениями разных времён года. Необходимо рассказать ребёнку о разных временах года, месяцах и признаках времён года. После этого поговорите с ребёнком о зиме, весне, лете и осени. Спросите у него, какая погода, во что одеты люди, какие признаки наблюдаются в природе.

Можно разучить небольшие стихи, приметы о временах года, использовать загадки.

Вы также можете выбрать любые другие темы для обсуждения и использовать соответствующие картинки или окружающие предметы.

«Где спрятался звук» (6 – 7 лет)

Цель. Обучение дифференциации звука в слогах, словах и предложениях.

Описание. Ребёнку предлагается слово, предложение или небольшой текст, в котором он должен найти определённый звук. Со временем можно усложнить задание – определить слова со схожими звуками «з» и «ж», «с» и «ш», «л» и «р». Например, коза и кожа, Сашка и шашка, ложки и рожки. Объясните ребёнку, как меняется смысл слова, если один звук заменить на другой.

Подобранный вами текст должен быть интересен малышу.

Игры при различных нарушениях

Игры этой группы подбираются в зависимости от определённых нарушений.

«Постирушки» (2 – 3 года)

Цель. Развитие мелкой моторики, внимания и обучение различению цветов (при отставании в психомоторном развитии).

Описание. Для игры нужны пластмассовые ведёрки и разноцветные прищепки. Необходимо разделить прищепки пополам и поместить по такому набору прищепок в каждое ведёрко. Для начала покажите ребёнку прищепки разных цветов и назовите эти цвета. Затем продемонстрируйте, как нужно брать прищепки тремя пальцами и крепить их к краю ведёрка. Далее предложите малышу поиграть в следующую игру: вы называете цвет, а он достаёт соответствующую прищепку и прикрепляет её к краю ведёрка. Если вы видите, что ребёнку трудно, помогите ему. После этого можно попробовать поменяться ролями. Можно также предложить ребёнку крепить прищепки, чередуя цвета.

«Парашютисты» (3 – 5 лет)

Цель. Развитие координации движения, укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие равновесия (в случае нарушения качества движений при некоторых хронических заболеваниях).

Описание. Вам понадобятся скамейка и мел. Рядом со скамьёй при помощи мела рисуются три круга: один – рядом, второй – немного дальше, третий – ещё дальше. Игроки должны изобразить парашютистов. Скажите детям, что хороший парашютист умеет приземляться точно в круг. Далее ребята поочерёдно прыгают со скамейки в каждый из кругов. Победителем объявляется тот, кто выполнит задание и приземлится точно в круг, сохранив при этом равновесие.

Продемонстрируйте детям, как прыгать правильно, мягко пружиня на носках.

«Ручеёк-ручей» (4 – 7 лет)

Цель. Развитие ловкости, обучение прыжкам, укрепление различных мышечных групп (при некоторых нарушениях обмена веществ).

Описание. Для игры нужен только мел. Мелом рисуется ручеёк, русло которого постепенно расширяется. Дети поочерёдно прыгают на двух ногах сначала через узкий участок ручейка, а затем продвигаются дальше. Победителем считается тот, кому удалось перепрыгнуть ручей с самой широкой его части, или тот, кто продвинулся вдоль ручья как можно дальше.

Признаки детского утомления и их устранение

Детская усталость может быть вызвана чересчур эмоциональной игрой, недостаточным пребыванием на свежем воздухе, плохим освещением, шумом и т.п. Кроме того, дети, страдающие определёнными заболеваниями, быстро утомляются и теряют интерес к играм, поэтому очень важно вовремя это заметить. Существуют следующие признаки утомления:

  • ребёнок начинает тереть глаза и зевать;
  • ребёнок начинает отвлекаться;
  • ребёнок капризничает и плачет;
  • ребёнком допускаются ошибки в ходе игры;
  • движения становятся вялыми и замедленными;
  • ребёнок проявляет агрессию к окружающим;
  • наблюдается гиперактивность;
  • неразговорчивость и поиск уединения (индивидуальные особенности).

Следует также учитывать скорость утомления, которая может зависеть от возраста, типа темперамента ребёнка, степени тяжести заболевания, наличия или отсутствия у него опыта общения со сверстниками, а также умения окружающих в нужный момент объяснить, подбодрить и похвалить ребёнка.

Во избежание усталости ребёнка родители должны придерживаться следующих правил:

  • соблюдать режим дня ребёнка;
  • как можно чаще бывать с ним на свежем воздухе;
  • обеспечивать комфортный температурный режим в игровой комнате;
  • как можно чаще разнообразить игры;
  • чередовать активные игры со спокойными;
  • не прерывать неожиданно интересную для ребёнка игру;
  • уважать потребность ребёнка в движении, общении, познании нового и помогать ему в этом.

Игровая комната, игровой материал и набор игр. Размер, обстановка игровой комнаты очень важны в детской терапии. Если комната маленькая, то дети находятся слишком близко друг от друга и от терапевта, что может их фрустрировать, усиливать защиты, провоцировать агрессию у детей, склонных к ней, способствовать еще большему уходу в себя замкнутого ребенка. Слишком большая комната, наоборот, позволяет замкнутым детям избежать контакта с терапевтом и членами группы и вызывает желание баловаться и играть в буйные игры у агрессивных детей.

Один из важнейших критериев оборудования игровой комнаты - безопасность, минимальная возможность травматизма детей. Для этого помещение должно быть хорошо освещено, в нем не должно быть стеклянных дверей и больших окон. Пол должен быть нескользким и легко моющимся, мебель - прочной. Игрушки лучше располагать на прочно прикрепленных к стене полках. Поскольку детям позволено делать в игровой комнате почти все, что они захотят, то желательно, чтобы стены комнаты могли легко перекрашиваться, стол для рисования и лепки был покрыт клеенкой, желательно также наличие умывальника. Для детей характерно стремление к постоянному движению, поэтому в комнате должны быть созданы условия для лазанья (вертикальный шест, шведская стенка или веревочная лестница) [см.: Возрастно-психологический подход...; Осипова; Джинотт].

Игрушки и материалы, используемые в игровой терапии, должны обеспечивать:

моделирование и проигрывание значимых для ребенка сфер общения, типичных конфликтных ситуаций (в семье, детском саду, школе, больнице, на улице и т. д.);

возможность выражения негативных эмоциональных состояний;

развитие личностных качеств (уверенности, позитивного образа Я, снижение тревожности и т. д.);

возможность умственного развития.

Все игрушки можно сгруппировать в три больших класса:

игрушки из реальной жизни: вместительный игрушечный дом, кукольное семейство, разнообразная столовая и кухонная посуда, пластмассовая еда, мебель, ванные принадлежности, транспортные средства, медицинский набор, кассовый аппарат и игрушечные деньги, школьная доска, куклы-марионетки, парики и шляпы, телефонные аппараты, которые могут звонить, и т. п.;

игрушки, помогающие отреагировать агрессию и страх: игрушечные солдатики, военная техника, холодное и огнестрельное оружие, наручники, шумовые музыкальные инструменты, маски волка, чудовища и т. п.;

средства для творческого самовыражения: пластилин, глина, краски, мелки, песок, вода, карандаши, конструкторы, строительные кубики и т. п.

Игрушки должны быть достаточно простыми, так как их функция в игровой терапии - помогать ребенку играть ту или иную роль, а занимательные, сложные игрушки провоцируют желание ребенка просто сидеть и играть с ними [см.: Возрастно-психологический подход...; Ньюсон; Осипова].

Набор игр, применяемых в игротерапии, включает игры со структурированным игровым материалом и сюжетом и неструктурированные игры.

К первому виду относятся игры «в семью» (людей и животных), агрессивные игры, игры с марионетками (кукольный театр), строительные игры, выражающие конструктивные и деструктивные намерения и т. д.

К неструктурированным играм относятся двигательные игры- упражнения (прыганье, лазанье), игры с водой, песком, глиной, рисование пальцами, кистью, пастелью, цветными карандашами.

Игры с неструктурированным материалом особенно важны на ранних этапах игротерапии, когда чувства ребенка еще не проявлены и не осознаны им. Игры с водой, песком, красками, глиной дают возможность выразить свои чувства в ненаправленной форме. В дальнейшем в процессе терапии акцент, как правило, смещается к структурированным играм, открывающим пути для выражения чувств и переживаний ребенка, в том числе агрессивных, социально приемлемыми способами [см.: Осипова].

Ограничения в игровой терапии. Не существует единства во мнениях по вопросу об ограничении ребенка, введению правил в игровую терапию. Однако большинство специалистов считают, что ограничения в игровой терапии являются одним из важных элементов. Именно сочетание игры и набора правил обеспечивает ребенку максимальную свободу, дает удивительный раскрепощающий эффект. Основаниями для таких ограничений могут служить соображения безопасности, этические и финансовые соображения. Таких правил не должно быть много, например:

определенное время занятий (45 мин. - 1 час), при этом ребенка надо обязательно предупреждать об окончании занятия заранее: «У нас осталось только 5 мин.»;

нельзя наносить вред психологу и себе;

нельзя уносить игрушки из комнаты;

нельзя специально ломать игрушки.

Э. Ньюсон считает, что такие правила надо формулировать безлично или с использованием местоимения «мы»: драться можно только понарошку; ломать можно только понарошку; когда пора идти домой, мы идем домой и ничего с собой не берем [см.: Нью- сон, с. 174; Джинотт].

Показания к игровой терапии. Игровые занятия рекомендуются детям в возрасте от 3 до 10 лет, отдельные задания и упражнения могут использоваться и при работе с подростками (11-14 лет).

Общими показаниями к игровой терапии являются поведенческие, характерологические и аффективные нарушения, к которым относятся: социальный инфантилизм, неадекватный уровень притязаний, неустойчивая самооценка, неуверенность, эгоцентризм, застенчивость, трудности в коммуникации, страхи и фобии, тревожно-мнительные черты характера, вредные привычки, агрессивность. Эффективна игровая терапия в коррекции мутизма, отставания в речевом развитии, трудностей обучения в школе, последствий различных психотравм (развода родителей, потери близкого человека и т. п.), интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталых детей, лечении заикания, облегчении состояния при психосоматических заболеваниях [см.: Захаров; Осипова].

Различают две формы игротерапии: индивидуальную и групповую. В. Экслайн отмечает, что в случаях, когда проблемы ребенка связаны с социальной адаптацией, групповая терапия может быть более полезна, чем индивидуальная. В случаях, когда проблемы концентрируются вокруг эмоциональных трудностей, более полезной для ребенка является индивидуальная терапия [см.: Экслайн]. Чаще всего процесс игровой терапии включает обе формы работы. Сначала ребенок проходит индивидуальную терапию, причем длительность данного этапа зависит от исходного психического статуса ребенка. При благоприятных условиях это может быть просто знакомство и установление первичных доверительных отношений между психологом и ребенком. Далее следует этап групповой терапии, которая, по мнению большинства специалистов, имеет ряд преимуществ.

Групповая терапия помогает установлению терапевтических отношений. Присутствие других детей уменьшает напряжение, и ребенок начинает с большей готовностью общаться с терапевтом и доверять ему, чем в индивидуальной терапии. Кроме того, он имеет возможность установления многосторонних межличностых отношений, идентификации себя не только с терапевтом, но и с другими членами группы, заново оценивать свое поведение в свете их реакций. Например, чрезмерно опекаемый ребенок может стать менее зависимым, идентифицируясь с более независимыми членами группы; гиперактивные дети могут стать менее активными и более вдумчивыми под нейтрализующим воздействием спокойных детей.

В индивидуальной терапии ребенок часто занимается только одним видом деятельности на каждом занятии, например, рисует только кисточкой и не пробует рисовать руками. Глядя же на детей в группе, он может учиться использовать все многообразие материалов и способов их использования, что увеличивает запас его сублиматорных каналов.

Важно понимать, что, в отличие от коммуникативных тренингов, игровая терапия не предполагает решения каких-либо групповых задач, ее целью не является групповое взаимодействие. В фокусе внимания как индивидуальной, так и групповой игротерапии находится отдельный ребенок, а не группа в целом, поэтому группы могут быть как открытыми (состав их может изменяться в процессе работы), так и закрытыми (состав формируется до начала занятий). Тем не менее, отношения между участниками группы являются важными элементами терапии, поэтому ее эффективность в значительной степени зависит от состава группы. Особенно это касается недирективной игровой терапии, в которой детям предоставляется максимальная свобода действий, а ведущий занимает пассивную позицию. Х. Дж. Джинотт сформулировал критерии отбора детей для групповой недирективной терапии, при этом довольно подробно и даже образно описав характерные личностные и поведенческие особенности обозначенных им категорий детей.

Показания к групповой недирективной терапии:

Замкнутые дети (подавленные, шизоидные, покорные, боязливые, застенчивые, некоммуникабельные, молчаливые, зажатые и кроткие). У многих из этих детей нет друзей, они избегают социальных контактов. Их основная проблема - социальная изоляция, поэтому больше всего они нуждаются в свободной и безопасной межличностной коммуникации. Для таких детей оптимальной является активная, но мягкая группа. Дружелюбные взрослые и сверстники, интересные игрушки не позволяют им замкнуться в своих норках.

Незрелые (инфантильные) дети - дети, которых родители любят как младенцев, а не как взрослых личностей со своими собственными потребностями. Таких детей обычно чрезмерно оберегают, они избалованы и совершенно не подготовлены к реальностям жизни вне семьи. Эти дети обычно очень хотят общения со сверстниками, но не могут адекватно принять потребности и чувства других, всегда настаивают на своем. Поэтому они все время вступают в конфликты с другими детьми, тем самым создают неразбериху в школе и во дворе. Группа предлагает таким детям безопасную территорию для проверки новых форм поведения, в ней они пытаются приспособиться к ценностям своих ровесников и приобретают важнейшие социальные навыки: делиться вещами, взаимодействовать, соперничать и сотрудничать, ссориться и улаживать ссоры, не уступать и идти на компромисс. Все это помогает им принимать своих сверстников, как равных.

Дети с фобическими реакциями - дети, чья тревога выражается в специфических вытесненных страхах, например, грязи, темноты, громких звуков. Они поддерживают свои тревоги, отказываясь от деятельности, которая кажется им опасной. В группе фобическому ребенку трудно избегать своих проблем, он вынужден встречаться со своей тревогой.

Дети-«паиньки» - слишком хорошие, послушные, аккуратные, благонравные и чрезмерно великодушные. Они беспокоятся

о здоровье мамы, озабочены папиными финансами и стремятся опекать младших. Вся их жизнь ориентирована на задабривание родителей, и у них почти не остается энергии для удовлетворения своих собственных желаний или для построения отношений со сверстниками. Они боятся своих агрессивных импульсов и агрессивных ответов взрослых. Такие дети приносят подарки, рисуют картинки, убираются в игровой комнате, говорят терапевту, какой он хороший, но не нужно принимать это за реальные взаимоотношения. Групповая терапия поощряет отказаться от обязательного послушания взрослым и приобрести нормальную агрессивность.

Дети с «вредными привычками», такими как сосание пальцев, обкусывание ногтей, проблемами с едой, истериками. Если нет более серьезной патологии, то эти расстройства являются проходящими, и их можно расценивать как выражение подавленных стремлений к независимости. В большинстве случаев эти трудности начинаются не в раннем детстве, а появляются позднее, как результат неспособности родителей примириться с растущей независимостью ребенка. В процессе групповой игротерапии поощряется стремление таких детей к независимости за счет отсутствия запретов со стороны взрослого и с помощью идентификации с более независимыми сверстниками.

Дети с расстройствами поведения, проявляющимися в драках, жестокости, прогулах, общей деструктивности. Такое поведение может возникнуть дома, в школе, во дворе. Когда ребенок плохо себя ведет только дома или, наоборот, только вне дома, это может служить показателем, что основной причиной такого поведения является бессознательный протест против реального или вымышленного плохого обращения со стороны родителей. В этом случае оптимальным методом лечения является групповая терапия.

Самое трудное в терапевтическом процессе - установить с такими детьми доверительные отношения, так как они относятся подозрительно ко всем взрослым, поэтому боятся терапевта, не доверяют его доброте и не могут выносить того, что он позволяет все. Группа для таких детей выступает в качестве изолятора, разбавляя напряжение, которое создает близкий контакт с терапевтом [см.: Джинотт, с. 30-37].

Противопоказания к игровой терапии. Индивидуальная игротерапия неэффективна в случае тех заболеваний и нарушений развития, при которых ребенок не способен ни на общение, ни на игровые действия, например глубокая степень умственной отсталости, полный аутизм, неконтактная шизофрения.

Групповая терапия противопоказана детям с несформирован- ной социальной потребностью; находящимся в остром посттравма- тическом состоянии; со значительными умственными нарушениями; с пограничными состояниями или с психиатрическим статусом, не принимающим специального лечения; с явным асоциальным поведением. Такие дети нуждаются в индивидуальной терапии.

Эффективность групповой игротерапии, как уже отмечалось выше, зависит от состава группы. Если она подбирается бессистемно, этот метод терапии не только не эффективен, но может принести вред. Учитывая особенности групповой недирективной терапии, Х. Дж. Джинотт сформулировал критерии отказа в ней определенным категориям детей.

Противопоказания к игровой недирективной терапии:

Острая вражда между сиблингами. Дети с сильно выраженной враждебностью по отношению к своим братьям и сестрам воспринимают всех членов группы как заменитель своих братьев или сестер и обращаются с ними точно так же. Они мучают товарищей по группе самыми разными способами. Таким детям сначала показана индивидуальная терапия.

Дети с чрезмерно развитыми сексуальными влечениями - это дети, которые подвергались сексуальной сверхстимуляции (родители могли неосознанно соблазнять их эротическими ласками, они могли спать в спальне родителей и быть свидетелями происходящего в ней). Такие дети демонстрируют созревшие раньше времени сексуальные интересы и действия и требуют глубинного лечения, индивидуальной терапии перед тем, как могут быть включены в группу.

Дети с извращенным сексуальным опытом (вовлеченные в гомосексуальные отношения). Они могут активизировать скрытые гомосексуальные тенденции других детей или вовлечь их в нежелательные эксперименты.

Дети, которые воруют (имеют именно длительный опыт воровства). Постоянное воровство - это серьезный симптом, часто отражающий острую враждебность по отношению к обществу. Такие дети могут воровать у терапевта, членов группы, в игровой комнате и побудить к воровству других детей. Такое воровство не может быть преодолено быстро. Если дети воруют, например, только дома, - это может быть местью за плохое обращение. Таких детей можно помещать в группу.

Глубокая стрессовая ситуация. В поведении детей, переживших серьезную психологическую травму или внезапную катастрофу, могут сохраняться резкие симптомы без сопутствующих расстройств личности. Ребенок может реагировать на огонь, дорожные происшествия, смерть любимого человека и т. п. развитием симптомов, сходных с невротическими или психотическими симптомами. Эти дети нуждаются в немедленной индивидуальной терапии.

Чрезмерно агрессивные дети. Степень агрессии ребенка необходимо оценить до начала психотерапии. Если эта агрессия коренится в глубокой враждебности, человекоубийственных тенденциях, психопатии или мазохистской потребности усилить наказание, то групповая психотерапия противопоказана. Таким детям нельзя позволять свободу действий, это ведет только к дальнейшей дезорганизации личности. На их действия необходимо наложить сильные запреты, чтобы заставить их «думать перед тем, как действовать». Эту политику нельзя проводить в свободной атмосфере группы из-за негативного эффекта, который она может оказать на других детей.

Социопатичные дети. Детям диагноз «социопат» обычно не ставят. Но в клинической практике довольно часто встречаются дети 7-8 лет, которые действуют так, как будто начисто лишены совести. Эти дети поверхностны, самолюбивы, сверхактивны, способны на крайнюю жестокость без видимой вины и тревоги. Кажется, что они совершенно лишены сочувствия и абсолютно равнодушны к благополучию других. Они могут показаться очаровательными и внимательными, но на самом деле они холодные и отчужденные.

Такие дети любят приходить на группу, однако они делают жизнь других детей ужасной, задирают товарищей по игре, пытаются манипулировать терапевтом, захватывают в единоличное владение все материалы, воруют игрушки и вообще создают в группе атмосферу ненависти, а в терапевте фрустрацию. Они эффективно блокируют процесс в терапии, не давая другим детям действовать и играть автономно. Терапевтические запреты на них не действуют. Эти дети быстро меняют тему, когда обсуждается смысл их поведения. Они также прерывают обсуждение проблем других детей, как будто боятся любого инсайта. Даже прямая критика оказывает на них слабое влияние, потому что им совершенно безразлично, что думают про них другие.

Однако у ребенка в возрасте до 8 лет, даже если его личность несет социопатические тенденции, характер все-таки еще не вполне сформировался, поэтому его можно поместить в группу на экспериментальном основании. Важно, чтобы в группе был только один подобный ребенок. Для таких детей не подходит и индивидуальная терапия. Они отвергают любой авторитет, в том числе и терапевта [см.: Джинотт, с. 37-41].

Состав группы. Х. Дж. Джинотт считает, что число детей в группе недирективнойигротерапии не должно превышать пяти. Группы большего размера трудно контролировать, они не позволяют терапевту следить за деятельностью каждого ребенка. Оптимальна группа с нечетным составом участников, так как это стимулирует активность детей, способствует динамичности отношений, гибкости ролевых позиций, создает более широкие возможности для опробывания детьми различных ролей. Четное количество детей провоцирует создание устойчиво-ригидных диад, в которых закрепляются неадекватные модели отношений доминирования - подчинения, лидерства, неадекватные роли [см.: Джинотт].

Одни авторы считают, что разница в возрасте детей в группе не должна превышать 12 месяцев. Другие, наоборот, считают полезными разновозрастные группы. Но все отмечают, что присутствие даже одного неподходящего человека в группе может вызвать в ней разногласия, достаточные для блокирования терапии.

В случае комбинированной игротерапии можно опираться и на клинико-психологические критерии формирования группы, выделенные А. И. Захаровым [см.: Захаров, с. 207], согласно которым возрастные границы групп должны обусловливаться одинаковым уровнем социализации детей и позволять использовать возрастные примеры в педагогических целях. Соответственно оптимальными будут группы детей: 4-5 лет (4 человека); 5-7 лет (6); 7-9 лет (6); 9-11 лет (6); 11-14 лет (8 человек).

Опыт многих специалистов показывает, что терапия эффективнее, когда группу ведут два игротерапевта (предпочтительнее мужчина и женщина), в таком случае число детей в группе может быть увеличено, но не более чем в 1,5 раза. Работая в паре, ведущие могут более объективно взглянуть на группу, по ходу процесса обсуждать особенности происходящего, опосредованно влиять на формирование правильной полоролевой идентичности у детей [см.: Захаров; Осипова].

Композиция группы зависит от проблем, с которыми приходят на занятия участники, и от целей коррекционной работы. Существуют два подхода к вопросу о том, должны ли включаться в группу дети со сходными или с различными проблемами и трудностями развития. Одни психологи считают, что группу необходимо формировать таким образом, чтобы дети оказывали корректирующее влияние друг на друга. Замкнутые дети должны иметь возможность формировать себя по образцу своих более общительных сверстников, боязливых надо помещать в компанию более смелых, агрессивных - в группы вместе с сильными, но не воинственными детьми и т. д. Другие специалисты считают, что «проблемно-специализированная» группа дает возможность осуществления целевой коррекции с помощью специально подобранных игр [см.: Возрастно-психологический подход...].

А. И. Захаров на основе опыта работы с детьми с характерологическими и аффективными нарушениями считает наиболее эффективными разноплановые группы, которые позволяют воспроизводить разнообразные внутригрупповые связи, сходные с общением участников в жизни. Основной критерий - клиническая и психологическая совместимость, которая достигается подбором участников, их диад и триад в процессе индивидуальной психотерапии [см.: Захаров].

Нежелательно помещать в одну группу братьев, сестер. Во время терапии ребенок не должен заботиться о младшей сестре или слушать указания старшего брата. Лучше не помещать в одну группу тех детей, которые контактируют друг с другом вне терапевтической ситуации, так как одна из задач психотерапии - заменить старые отношения новыми. Присутствие знакомого иногда провоцирует возвращение к старым паттернам поведения.

В группе рекомендуется иметь одного хорошо адаптированного ребенка, у которого не слишком много проблем и высокий самоконтроль. Такой ребенок оказывает мягкое положительное влияние на слишком активных детей своими справедливыми замечаниями [см.: Возрастно-психологический подход...; Джинотт].

Основные этапы реализации коррекционно-развивающей программы групповой игротерапии. Ранее уже отмечалось, что на сегодняшний день большинство отечественных игротерапев-тов используют комбинированный подход, сочетая принципы недирективной и директивной терапии. В целом последовательность этапов процесса групповойигротерапии и их содержание, описанное у разных авторов, не имеют принципиальных отличий. Достаточно подробная и структурированная коррекционно-развивающая программа игровой терапии представлена в работе Г. В. Бурмен-ской и Е. И. Захаровой [см.: Возрастно-психологический подход...]. Эта программа включает четыре основных этапа, которые различаются по задачам, методам и средствам работы, тактике поведения психолога и продолжительности этапа:

Ориентировочный;

Актуализации и объективирования типичных трудностей развития детей и переживаемых ими конфликтных ситуаций;

Конструктивно-формирующий;

Обобщающе-закрепляющий.

Ориентировочный этап - продолжительность 1-2 занятия.

З а д а ч и:

установление эмоционально-положительного контакта с ребенком;

ориентировка ребенка в обстановке игровой комнаты и правилах поведения в ней;

знакомство с членами группы и установление первых межличностных отношений.

Т а к т и к а поведенияпсихолога носит недирективный характер, ребенку предоставляется свобода, самостоятельность в пределах правил поведения, поощряется инициатива, используется эмпатическое слушание, игровые и неигровые приемы для введения правил.

Методы и средства: спонтанные импровизационные сюжетно-ролевые игры, направленные на знакомство и установление отношений со сверстниками («Передай мяч по кругу», «Ручеек» и т. п.); для формирования чувства принадлежности к группе и идентификации с группой используются специальные приемы (посвящения в группу, значки, ритуальные приветствия и т. п.).

Этап объективирования трудностей развития, проблемных ситуаций и конфликтов - продолжительность 2-3 занятия - имеет выраженный диагностический характер.

З а д а ч и:

актуализация и реконструкция конфликтных ситуаций;

выявление негативных тенденций личностного развития ребенка в игре и в общении со взрослыми и сверстниками (непослушание, ревность к сиблингам, агрессивность, тревога, страх и т. п.);

диагностика особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях;

обеспечение эмоционального отреагирования ребенком чувств и переживаний, связанных с негативным прошлым опытом взаимодействия.

Тактика психолога: на смену недирективности приходит взвешенное сочетание директивности (постановка задач, участие в игре, планомерное развертывание сценария игры и т. п.) и недирективности (предоставление ребенку свободы в выборе формы реагирования и поведения).

Методы: направленные ролевые игры проективного диагностического типа; подвижные игры с правилами; арт-терапия; эмпатическое слушание.

Конструктивно-формирующий этап - 10-12 занятий.

З а д а ч и:

формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях;

развитие социальной и коммуникативной компетентности ребенка;

развитие способности к осознанию себя и своих возможностей;

увеличение уровня самопринятия и самоотношения;

расширение сферы осознания чувств и переживаний как своих, так и других людей, развитие способности к эмпатии, преодоление эмоционально-личностного эгоцентризма;

формирование способности к произвольной регуляции своего поведения и деятельности.

Тактика психолога: возрастает мера директивности и распространяется на подбор игр, упражнений, тематики рисунков, распределение ролей и игровых предметов; предоставление детям обратной связи об эффективности их поведения и общения, поддержка и поощрение самых незначительных достижений.

Методы: эмпатическое слушание; приемы конфронтации; направленные сюжетно-ролевые игры; игры драматизации, арт- терапевтические методы; подвижные игры с правилами; игровые упражнения на развитие эмпатии, лучшее осознание чувств и эмоций; релаксация; жетонный метод; метод десенсибилизации; тренинг поведенческих умений.

Обобщающе-закрепляющий этап.

Задачи: обобщение сформированных на предшествующем этапе способов деятельности и перенос нового опыта в практику реальной жизни ребенка.

Техники: проигрывание реальных условных ситуаций; совместная игровая и продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование), деятельность детей с родителями; использование домашних заданий.

Желательно широкое привлечение ближайшего социального окружения ребенка к совместной работе [см.: Возрастно-психологический подход..., с. 203-205].

Статьи по теме: