Игры для детей 5 лет профессии. Лучшие профориентационные игры. Профориентационная игра "Цепочка профессий"

Подборка дидактических игр для закрепления у дошкольников 5-7 лет знаний по теме «Профессии»

Описание : данный комплект заданий я использую на занятиях с дошкольниками 5-7 лет (с задержкой психического развития) для закрепления и обогащения знаний по теме «Профессии». Подборка игр и упражнений поспособствует развитию активного и пассивного словаря, формированию счетных представлений, поможет развить мышление и внимание. Материал может быть полезен воспитателям, учителям-логопедам, учителям-дефектологам, родителям
Задачи:
-активизировать, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Профессии»
- способствовать развитию связной речи
-развивать слуховое внимание, умение отвечать на вопросы
-воспитывать терпение, старание, аккуратность в работе, умение доводить начатое дело до конца.

Игра номер 1. «Назови правильно»
Цель: закрепление и обогащение знаний по теме «Профессии», развитие активного и пассивного словаря, развитие слухового внимания
Эту игру можно использовать как на этапе знакомства с новыми для детей профессиями, так и для закрепления и обобщения знаний. Для работы используем вот такие карточки(ламинируем, разрезаем, подбираем подходящие по теме занятия профессии-картинки найдены мной на просторах зарубежного интернета и некоторые профессии могут быть не так популярны в нашей стране- например, частный детектив, спасатель). Вот список всех профессий, которые можно использовать на занятиях с детьми 5-7 лет
1-повар,2-регулировщик,3-тренер,4-стоматолог,5-космонавт,6-строитель,7-фермер,8-уборщик,9-врач,10-частный детектив, сыщик, 11-пожарный, 12-садовник,13-маляр,14-медсестра,15-военный,16-библиотекарь,17-почтальон,18-спасатель,19-учитель,20-сборщик мусора,21-журналист,22-механик,23-полицейский,24-ветеринар


Варианты заданий: Поочередно Демонстрируем учащимся карточки, спрашиваем –кто это? Чем занимается? (например- это повар, он готовит еду, это пожарный, он тушит пожар, и.т.д)
Также можно подобрать загадки по теме. Выкладываем на парту 3 или 4 карточки, просим детей внимательно послушать загадку и найти подходящую картинку с ответом
Игра номер 2. «Что нужно для работы»
Цель: развитие активного и пассивного словаря, развитие мышления, внимания
Данную игру также используем на этапе закрепления знаний о профессиях.
Ход игры: выкладываем на парту по 2 карточки с окошками и 12 подходящих картинок вперемешку. Просим детей положить картинки в подходящие окошки и рассказать почему этот предмет нужен для работы.


Детям младшего дошкольного возраста можно ставить другую игровую задачу(очень удобно работать в парах)- распределяем роли: например, Вася будет пожарным, а Петя-полицейским. Найдите все предметы, которые пригодятся вам в работе. Когда все картинки собраны, просим детей рассказать о своей профессии. Например,- у меня на картинке пожарный,он тушит огонь, значит ему для работы нужны огнетушитель и шланг, пожарная машина и специальные ботинки, и.т.д


Игра номер 3. «Посчитай, назови и раскрась»
Оборудование: распечатка с заданием, цветные карандаши,фломастеры
Цель: закрепление в речи названий различных профессий, развитие счетных навыков, развитие воображения
Ход игры: Демонстрируем детям лист заданий, просим посчитать сколько людей разных профессий на рисунке, написать в окошки подходящие цифры по порядку. Вспоминаем и проговариваем названия всех профессий, просим раскрасить картинки


Игра номер 4. «Бинго»
Оборудование: индивидуальные карточки для игры, комплект карточек для учителя, комплект цифр 1-9 на каждого играющего
Цель: развитие внимания, закрепление графических образов цифр 1-9


Ход игры: Дошкольники очень любят различные соревнования и для закрепления знаний по теме профессий можно устроить вот такое шуточное соревнование. Раздаем учащимся индивидуальные карточки с рисунками профессий и цифрами. У учителя- комплект аналогичных картинок с профессиями, но без цифр.Поясняем детям условия игры: Я буду показывать вам по очереди вот такие большие картинки, а вы должны назвать правильно профессию и спрятать такую же маленькую картинку под подходящей цифрой. Выиграет тот, кто быстрее всех спрячет всех человечков под цифрами.
Далее поочередно демонстрируем картинки с профессиями, в произвольном порядке, делаем паузы между раундами чтобы все успели найти подходящую цифру.


«Подвох» данной игры в том, что на карточках у детей одинаковые наборы картинок под разными цифрами, значит и все человечки будут спрятаны одновременно- для того, чтобы в соревновании победила дружба))
Игра номер 5. « Помоги почтальону»
Цель: развитие внимания, закрепление счетных навыков и графических образов цифр в пределах 12
Оборудование: распечатки с заданием, фломастер или карандаш
Ход игры: Просим детей помочь и провести почтальона(механика, учителя) по дорожке из цифр от 1 до 12


Игра номер 6. «Правда или нет»
Цель: развитие внимания, развитие мышления,закрепление знаний о различных профессиях
Оборудование : комплект картинок людей различных профессий, красная и зеленая карточка для каждого играющего


Ход игры: Раздаем детям карточки красного и зеленого цвета,объявляем условия игры - Сейчас я буду показывать вам картинки и называть профессию этого человека. Если я буду называть правильно, вы должны показать мне зеленую карточку. Если я называю неправильно, обманываю вас- вы показываете мне красную карточку.
Далее поочередно демонстрируем карточки, чередуем правильные и неправильные суждения, просим детей исправлять ваши ошибки, например – Это повар?(показываем картинку с полицейским,-дети поправляют- нет, это полицейский)

Игра-занятие по

профориентации

"Острова профессий"

воспитатель

государственное казенное образовательное учреждение Владимирской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Муромский

детский дом №1»

602267 Владимирская область, г. Муром

ул. Мечникова д.9

2011 год

1 . Игра по профориентации «Острова профессий»

2 . Форма проведения мероприятия - игротренинг, посвященный профессиям.

3. Занятие «Острова профессий» проводится в актовом зале. Занятие предназначено для воспитанников интернатного учреждения среднего звена

4. Цели и задачи занятия

Цели:

v Активизировать процесс профессионального самоопределения, расширять представления о различных сферах труда, мире профессий.

v Прививать уважение ко всем профессиям и подвести к важному выводу, что все работы хороши, любой труд почётен.

v Развивать устную речь у учащихся, умение высказывать своё мнение.

Оборудование:

1. плакаты «Труд красит человека», «Труд - основа всему», «Не то забота, что много работы, а то забота, как ее нет»;

2. иллюстрации с изображением различных профессий;

3. рисунки учащихся

4. конверты с пословицами

5. карточки «хочу», «могу», «надо».

Предварительная подготовка : разработка конспекта, подготовка наглядного демонстрационного и раздаточного материала.

Ориентировочное время : 40-45 минут

Занятие подготовила и провела: воспитатель ГКОУ ВО «Муромский детский дом №1» .

Ход игры .

1. Вступительная часть .

Профессия !

Со школьной парты мечтают девушки и парни: кем стать?

Который выбрать путь?

Профессий нынче всем хватает.

Кем быть? Врачом? Неэстетично...

Бухгалтером? Неромантично...

Искусствоведом? Непрактично...

Домохозяйкой? Неприлично...

Геодезистом? Трудновато...

Экономистом? Скучновато...

Парашютистом? Страшновато...

Пенсионером? Рановато...

Одна мечта: иметь диплом бы,

Хоть для анкет,

Хоть для апломба.

Призванье в деле - вещь благая.

Я, этот монолог слагая,

Взяла высказывание одно,

Оно не столь уж мудрено.

Изрек однажды академик:

«Я не скажу вам «се ля ви».

Не попрошу огромных денег,

Прошу работу по любви!»

Он прав. И этой правды ради

Я всем твержу - профессий много,

Но выбирайте лишь одну!

Ведущий : Добрый день, дорогие ребята! Сегодня наша игра посвящена теме: «Мир профессий». Когда вы вырастете, то выберете себе одну из их множества. При многих обязанностях человека в обществе, о нём судят, прежде всего, по труду. Труд помогает человеку раскрывать свою личность, показать свои способности. Чтобы, определиться в жизни надо узнать о профессиях как можно больше.

Итак, начинаем игру «Острова профессий» .

2. Проведение конкурса .

Представление команд и жюри.

Конкурсы

1 остров «Пословицы и поговорки о труде»

Командам дают конверты с разрезанными на слова пословицами . Нужно расположить слова в правильной последовательности , прочитать пословицы и объяснить их смысл .

1 команда

Человек трудом велик.

Славен человек не словами, а делами.

Родина славит тех, кто трудится для всех.

2 команда

Дело мастера боится.

Кто любит труд, того люди чтут.

Птицу узнают в полете, а человека - в работе.

2 остров «Загадки»

(команды по очереди отгадывают загадки ).

Я горд работой на земле,

От пота вымокла рубашка.

Зато ладони - на руле.

(Тракторист )

Из кирпича мы строим дом,

Чтоб смеялось солнце в нём.

Чтобы выше, чтобы шире

Были комнаты в квартире.

(Каменщики )

На работе день-деньской

Он командует рукой.

Поднимает та рука

Сто пудов под облака.

(Крановщик )

У этой волшебницы,

Этой художницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает

Таинственной силой:

К кому прикоснётся,

Тот станет красивый.

(Парикмахер )

Летают пальцы птицами –

Поток струится ситцевый.

Летают пальцы пчёлками –

Поток струится шёлковый.

(Ткачиха )

На станке детали точит

Этот кадровый рабочий.

Без его умелых рук

Не собрать ни танк, ни плуг.

(Токарь )

Мы от простуды вновь страдаем,

Врача мы на дом вызываем.

Он выдаст нам больничный лист.

А кто он как специалист?

(Терапевт )

Спрятан здесь вопрос такой:

Доктор с ниткой и иглой

Как зовётся?

Вспоминай

И быстрей ответ давай.

(Хирург )

3 остров «Самая - самая»

Ведущий : Сейчас я вам буду предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему, в наибольшей степени данной характеристике подходят. К примеру, характеристика - самая денежная профессия, - какие профессии являются самыми - самыми денежными?.." (ответы детей)

1 команда

- "самая зеленая профессия",

- "самая сладкая профессия",

- "самая волосатая профессия".

2 команда

- "самая смешная профессия",

- "самая неприличная профессия",

- "самая детская профессия".

4 остров «Думай , смекай , вспоминай»

(команды по очереди отвечают на вопросы ).

1. Назовите профессию, содержание которой полностью меняется, как только она переходит из мужских рук в женские, (машинист - машинистка)

2. Представитель какой профессии управляет процессами: роста, созревания, уборки урожая? (агроном)

3. Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя, и не менее 6 занятий, которыми он владел? (Петр 1 - плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, моряк, оружейный мастер)

4. Вопрос с участием сказочных персонажей. Назовите, кем бы мог работать в наши дни Волк из сказки "Волк и семеро козлят"? (пародистом)

5. Вопросы с участием сказочных персонажей. Кем бы мог работать в наши дни герой мультфильма "Кот Матроскин"? Назовите 3 профессии, (животновод, коммерсант, дояр)

6. Представитель какой профессии следит за ростом, очисткой, посадкой? (лесник)

5 остров «Загадки - не складки»

Кто всегда тебя обмерит

И сошьет любой размер,

Платье сшитое примерит?

Ну конечно... (швея)

Он таблетки нам пропишет,

Быстро вылечит детишек,

Порошки пропишет в срок?

Это, точно... (врач)

Кто покрасит вам забор,

Поменяет колер,

Разукрасит коридор?

Это, точно... (маляр).

Кто с утра до ночи варит,

К овощам предельно строг,

Рыбу вкусную пожарит?

Ну конечно... (повар)

Кто по жизни с чертежами

Обращается любя?

Знает, как построить зданье?

Ну, конечно же... (инженер)

На плечах погоны носит,

Помощь никогда не просит,

У него зеленый китель,

Угадали? Наш... (военный).

Высоко сидит на кране,

Носит винтики в кармане,

Он всегда во всем степенный.

Вы узнали, да? (крановщик)

Помещенье убирает,

Пол помыть не забывает,

Только свой помоет сектор

Это, точно, наш... (уборщица)

Кто же в стойле приберет,

Подоит корову,

Песню звонкую споет?

Ну конечно... (доярка)

Кто все время все сверяет?

Кто все время все считает?

Деньги в кассе выдает?

Ну, конечно же... (кассир)

6 остров «Угадай профессию»

(команды по очереди угадывают )

1. Как называется профессия корреспондента, который выезжает на место событий, берет интервью, беседует с людьми, анализирует обстоятельства, выделяет самое существенное и дает по телевидению информацию?

(телерепортер.)

2. Кто готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, отпускает готовые лекарства без рецептов, комплектует заказы на медикаменты?

(фармацевт.)

3. Кто сервирует стол, встречает посетителей, знакомит их с меню, принимает заказы, которые выполняет, рассчитывает посетителей, собирает использованную

посуду? (официант.)

4. Должностное лицо, которое удостоверяет сделки, оформляет наследные права граждан , договоры, свидетельствует копии документов, юридических актов. О какой профессии идет речь?

(нотариус.)

Подведение итогов . Слово жюри. Поздравления.

Ведущий : Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо

принять вам.

При выборе профессии следует учитывать желание, интересы, склонности - все это

мы обозначим словом "хочу" (показ карточки).

Обязательно нужно обратить внимание на возможности личности, т. е. знание,

способности, психологические особенности, особенности здоровья - это мы выразим

словом "могу".

А также учитывать запросы рынка труда, потребность в кадрах "надо".

Дорогие учащиеся! При выборе профессии не забывайте эти слова: "хочу", "могу",

Не слушайся слепо кого-то

И выгодных дел не лови,

Себе выбирая работу,

Ее выбирай по любви!

Такую, с которой вместе

Забудешь о всякой другой,

Поверишь ей, словно невесте,

Своей назовешь дорогой.

Ведра ли веселая душка

К ладони прильнет горячо,

Сосны ли кудрявая стружка

Тебе упадет на плечо,-

Гордись этой высшей наградой!

Ведь ты не чужой, не любой,

Работа ждала тебя, рада

Остаться навечно с тобой.

В избытке нахлынувшей ласки

Так хочется, радостной, ей,

Хоть стружкой,

Хоть пятнышком краски

Сверкнуть на одежде твоей.

П. Романова В добрый путь! В мир профессий! (Звучит музыка)

Литература:

Зак подростков Резапкина выбора профессии. Чернявская консультирование Еременко подготовка школьников 5000 загадок для детей

Познавательная игра «Я в мире профессий» для обучающихся 6 класса.

Цель : формирование профессионального самоопределения обучающихся
Задачи:
1. Расширение знаний о мире профессий
2. Формирование у обучающихся представления о важности выбора профессии в жизни человека
3. Развитие мотивации обучающихся к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения

Ход мероприятия:

1.Приветствие
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Наша сегодняшняя встреча не случайна, она поможет вам в выборе вашего жизненного пути, поможет вам осознать необходимость обучения в лицее и узнать много интересного о труде в жизни человека.
Тему нашего занятия, я думаю, вы мне назовёте сами, после того как мы поиграем в следующую игру и вы ответите на мои вопросы.
2. Разминка. «Поменяйтесь местами те, кто….» Учащиеся сидят в кругу и по команде ведущего меняются местами.
Итак, поменяйтесь местами те, кто:
-любит математику
-занимается спортом или танцами
-с удовольствием рисует
-охотно помогает родителям по дому
-заботится о животных и растениях
-интересуется историей нашей страны и нашего города
-любит готовить
-кому нравится ходить в школу.
Посмотрите, каждый из нас любит заниматься определённым видом деятельности, кто любит рисовать или ухаживать за животными. Каждый человек в мире выполняет свою опредённую роль, и делает то что он умеет. Поэтому наш мир сейчас для нас комфортен и многообразен. Заниматься своим любимым делом для каждого человека- это путь к успеху в жизни.
Как вы думаете, в вашей взрослой жизни, в чём заключается этот успех. Что мы выбираем, становясь взрослее? Правильно. мы выбираем свою профессию.
Вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь? Конечно, о профессиях. О вас в мире профессий.
3. Основная часть. На доске представлена формула Н.С.Пряжникова «Хочу-Могу-Надо».

Обратите внимание на доску. На ней изображена формула, которая помогает человеку выбрать свою профессию. Мы с ней только познакомимся.
Итак, для выбора своей будущей профессии, человек должен хотеть работать именно по ней. Конечно он должен и иметь способности к этому виду деятельности. Вы согласны со мной? И тоже немаловажную роль играет то, какие профессии вообще на данный момент востребованы. Ведь если получить профессию, которой в вашем городе нет. Например, шахтёр. То и работать здесь вам будет негде.
Поэтому в выборе профессии, каждый будущий выпускник школы, должен руководствоваться и принимать во внимание данную формулу.
4. Упражение «Орудия труда». На доске представлены картинки с орудиями труда различных профессий.
Дорогие ребята, вы знаете что человек определённой профессии всегда пользуется теми орудиями, которые ему нужны в работе. Называются они орудиями труда. Посмотрите на доску и скажите, какой профессии они принадлежат.
- нож, доска, тёрка (повар)
-фонендоскоп, градусник (врач)
-шланг, огнетушитель, лестница (пожарник)
-игла, нитки (швея)
-фотоаппарат (фотограф)

Указка, журнал, учебник (учитель)
-тетрадь нот, гитара (музыкант)
-пуанты (балерина)
- кассовый аппарат (продавец)
-наручники (полицейский)
-кисть, краска (маляр)
5. Беседа «Жизненные цели и ценности»
Про некоторых людей принято говорить – он целеустремленный, он обязательно добьется своего. Каждый человек сам в ответе за свою судьбу. Он сам решает, как ему жить, каким стать.
На доске представлены цели и стремления человека. Разбейтесь на 2 группы. Первая группа, обсуждая этот список, выберите те стремления, над которыми, по вашему мнению, человек невластен. Вторая группы выбирает те стремления, над которыми человек властен.

Хорошее образование
Хорошая работа и карьера
Счастливая семья
Слава
Деньги, богатство
Дружба
Достижения в искусстве, музыке, спорте
Уважение и восхищение окружающих
Наука как познание нового
Хорошее здоровье
Уверенность в себе и самоуважение
Хорошая пища
Красивая одежда, ювелирные украшения
Власть или положение
Хороший дом, квартира
Сохранение жизни и природы на Земле
Счастье близких людей
Благополучие государства

Один представитель от группы представляет решение группы.
Давайте выполним ещё одно задание. На доске представлены эти стремления человека. У вас в руках по 5 жетончиков. Наклейте свои жетоны на те стремления и цели, к которым вы сами хотите стремиться в жизни.
Учащиеся выполняют задание.
Обсуждение результатов.

6. Физминутка.Учащиеся становятся в круг. Звучат песни, в тексте которых описываются или называются профессии. Необходимо, под музыку повторять движения ведущего и угадать профессию.
7. Соотнеси название профессии и описание её деятельности.

Учащиеся ставят стрелочки от названия профессии до их описания.
Диетолог занимается разработкой специализированного оборудования для сельского или лесного хозяйства.
Диспетчер осуществляют работы по градостроительству, архитектуре жилых, общественных и промышленных зданий
Архитектор обеспечение комфортного и безопасного времяпровождения пассажиров во время полёта
Бортпроводник определение рациона и режима питания, способов приготовления пищи и её калорийности.
Агроинженер отвечают на звонки клиентов, либо разрабатывают удобный режим работы организации
Механик создает отдельный сценарий для звукового сопровождения спектакля, фильма или мультфильма.
Провизор принимают новую технику, устанавливают и настраивают её.
Фельдшер контроль отпуска лекарственных средств, проверку работы аптек, киосков, поликлиник,
Звукорежиссёр осуществляет приём пациентов в поликлинике, здравпункте или выезжая на место вызова

8. Упражнение."САМАЯ-САМАЯ ".
А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.

Назовите профессии:
Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор...)
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе...)
Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
Самая волосатая (парикмахер...)
Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
Самая смешная (клоун, пародист...)
Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
9. Рефлексия. Подведение итогов.
Когда рождается человек, то на небе зажигается звезда. Если звезды зажигают, это кому-нибудь нужно. Зажжем и мы свои звезды. Отобразите свое настроение в виде звезд:
1 Красная звезда – мне понравилось, я многое для себя взял;
2 Синяя – я не все понял, но я доволен;
3 Зеленая – мне не все понравилось, но я кое-что взял для себя;
4 Желтая – мне было не интересно, я для себя ничего не взял

1. Организационные особенности профориентационных игр и основные требования к проведению

В настоящее время у педагогов и психологов вызывает возрастающий интерес использование игровых методов, которые направлены на активизацию школьников в профессиональном самоопределении.

Профориентационная игра строится с опорой на общую схему построения личного профессионального плана (ЛПП).

Схема построения личного профессионального плана

1. Общее представление о роли труда в достижении личного счастья (ценностно-нравственный компонент ЛПП).

2. Дальняя профессиональная цель (мечта) и ее согласованность с другими целями жизни.

3. Ближние профессиональные цели (как этапы и пути достижения дальней цели).

4. Резервные варианты как возможные пути движения к дальней цели.

5. Познание выделенных целей (особенности профессий, учебные заведения).

6. Знание своих возможностей для достижения дальних и ближних целей.

7. Знание путей подготовки к достижению целей и способов работы над собой.

8. Реальная подготовка к достижению целей.

Общая схема построения профориентационных игр

1. Цель игры как результат, прогнозируемый профконсультантом в ситуации принятия решения о выборе профессии оптантом.

2. Условия проведения игры (возраст, количество участников, время проведения игры).

3. Материалы и оборудование, необходимые для проведения игры.

4. Этапы игры - последовательное изложение ролей ведущего и участников по достижению ими целей игры.

5. Комментарии, где рассматриваются дополнения, разъяснения для ведущего по подготовке и проведению данной игры по реализации основных ее целей.

Требования к ведущему

1. Информированность в профориентационной проблематике.

2. Профессиональный такт.

3. Поддержка интересных высказываний участников, не только словом, но и мимикой, жестом, взглядом.

4. Уверенность в том, что игра пройдет интересно.

5. Умелость, риск по совершенствованию игровых ситуаций.

6. Поддержание оптимального уровня игровой дисциплины.

Правила проведения, обсуждения игры (для ведущего)

1. Создайте доверительный, доброжелательный настрой на игру.

2. Строго контролируйте время выступления участников игры.

3. Не вмешивайтесь в обсуждение игры, а лишь организуйте его.

4. Следите за культурой обсуждения, динамикой игры ее участников.

5. Время от времени подводите итоги обсуждения, обобщив главные мысли участников.

Правила проведения, обсуждения игры (для участников)

1. Добровольно принимай участие в ходе игры (не хочешь говорить - сообщи об этом).

2. Смело говори то, что соответствует твоему мнению, чувствам.

3. Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.

4. Уважай мнение каждого человека.

5. Не давай негативных, личностных оценок в адрес других участников.

6. Критикуя других, предлагай свои варианты выхода из создавшейся ситуации.

7. Помни - нет правильных или неправильных, хороших или плохих ответов. Есть ответы, которые соответствуют твоему мнению или мнению остальных участников.

8. При обсуждении игры воспользуйся следующими репликами, которые начинаются так:

Я считаю, что...

Я с тобой согласен, но...

На мой взгляд необходимо...

Я бы сказал по-другому...

По-моему, надо сделать так...

Может быть, на это стоит посмотреть по-другому...

Если...то возможно выход будет таким...

Среди положительных моментов игрового метода можно отметить:

возможность для участника игры увидеть целостность проблемы, ее наиболее существенные аспекты; в игре происходит более творческое овладение изучаемым материалом, приобретаются навыки принятия решения, происходит овладение ролевым поведением и др.

К общим недостаткам игр можно отнести следующие: трудность подачи в игре большого информационного материала - здесь игра явно уступает лекциям и индивидуальным беседам; не все воспринимают игру серьезно, что затрудняет перенос результатов игры в реальную жизнь и т.п.

Чисто информационные задачи целесообразно решать на лекциях, в беседах. Необходимый минимум информационной готовности к игре может быть достигнут на предварительных занятиях. В самой игре эффективней использовать уже имеющиеся у оптантов знания или представления. Задача ведущего - привести эти знания в систему, чтобы ими можно было воспользоваться при решении вопросов, связанных с выбором профессии.

Способы оценки эффективности профориентационной игры

Обратная связь - это оценка участниками эффективности и результативности профориентационных игр, которая помогает профконсультанту обратить внимание на свою работу, чтобы в дальнейшем корректировать и совершенствовать ее, приобщает к сотрудничеству с учащимися, превращая их из пассивных объектов воздействия в активных субъектов выбора профессии.

Одним из таких способов обратной связи, рассчитанным на учащихся 9-11-х классов является оценка игры по следующим параметрам в баллах:

1) интересность;

2) полезность (что узнали нового, как изменились ваши представления об известном и т.д.);

3) собственная активность в игре.

Ведущий предлагает участникам на листочках оценить данное занятие по 10-балльной системе. После оценки участники должны обосновать свои ответы и дать свои предложения по совершенствованию этой игры.

Листочки сдаются ведущему, который подсчитывает средний балл для всех игроков по трем параметрам, процент обоснованных ответов от общего числа и анализирует результаты, сопоставляет со своими наблюдениями и учитывает их в дальнейшей работе.

Для оценки эффективности профориентационных игр учащимися 7-9-х классов ведущий может использовать другой способ - "Красный, Желтый, Синий". Для его проведения необходимы карточки красного, желтого, синего цветов (по количеству участников). При ответе игроки поднимают карточку с цветом, соответствующим их оценке: красная - понятно, интересно; желтая -безразлично, все равно; синяя - непонятно, неинтересно.

Условно игры можно разделить на группы:

Профориентационные игровые упражнения;

Игры, моделирующие профессиональную деятельность;

Игры, моделирующие процесс выбора профессии;

Игры, моделирующие профессиональную деятельность и процесс выбора профессии.

2. Описание профориентационных игр и упражнений 2.1. Профориентационные игровые упражнения

Профориентационные игровые упражнения используются для создания непринужденной, доброжелательной и естественной атмосферы работы профконсультанта и оптантов, а также в моделировании отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения. Профориентационные игровые упражнения более просты и динамичны по сравнению с профориентационными играми.

Особенностью предлагаемых упражнений является то, что их можно использовать при проведении групповых профессиональных консультаций 1 уровня, в лекциях и беседах по выбору профессии.

При их проведении важно соблюдать следующие условия:

    обеспечивать их динамичность;

    акцентировать внимание не на ошибках (неудачах) какого-либо игрока, а на положительных, интересных и правильных высказываниях и действиях;

    соблюдать принцип добровольного участия в игровых заданиях;

    простое игровое упражнение проигрывать не более 3-5 раз, иначе участники потеряют к нему интерес;

    ведущий должен давать возможность проявить себя игрокам, поменьше высказываясь сам;

    при планировании игрового занятия необходимо иметь несколько "запасных" игровых упражнений на случай, если участники без особого энтузиазма воспримут то, что предложено первоначально;

    не следует стремиться подводить итог каждому игровому упражнению, т.к. более важным является эффект последействия, когда участники сами осознают проблему, смоделированную в данном упражнении, а может быть, даже откроют истину.

2.1.1. Упражнение "Кто это создал?"

Ведущий предлагает участникам назвать профессии всех людей, которые участвовали в изготовлении продукта любого производства (хлеба, одежды, книги, часов, ключа и т.д.), опираясь на свой опыт и фантазию. Например, кто помогал сахарной свекле вырасти и превратиться в сладкий сахар -путешественник, земледелец, семеновод, агроном, овощевод, тракторист, шофер, сортировщик, мойщик свеклы, резчик, химик. Этот список может уточняться и дополняться.

2.1.2. Упражнение "От А до Я"

Участникам предлагается назвать любые профессии на все буквы алфавита. Примерный указатель:

Агроном, адвокат, актер, археолог, архивариус, архитектор........

Библиотекарь, банкир, бульдозерист, бухгалтер, банщик.........

Врач, ветеринар, водитель, водопроводчик..........

Геолог, геодезист, гувернер, гример.........

Дезинфектор, диспетчер, дрессировщик..........

Егерь, естествоиспытатель......

Жонглер, журналист.......

Зубной техник, закройщик........

Искусствовед, инженер, издатель, инспектор, иллюзионист........

Кассир, контролер, кулинар.......

Литейщик, лаборант, летчик, литературовед, логопед...........

Маляр, машинист, механик, менеджер.......

Наладчик, настройщик, наборщик........

Оператор, операционист, обувщик.......

Парикмахер, повар, переводчик, плотник........

Режиссер, регулировщик, радиомеханик.........

Секретарь, стенографистка, суфлер........

Товаровед, танцовщик, театровед.......

Учитель, учетчик, укладчик......

Фармацевт, фотограф, формовщик.....

Художник, хореограф, химик.........

Цветовод, цоколевщик........

Чабан, часовщик, чеканщик...........

Штукатур, штамповщик, швея.........

Экономист, электрик, электронщик........

Ювелир, юрист...........

Языковед........

2.1.3. Упражнение "Пантомима"

Участники делятся на 2 команды и по очереди загадывают друг другу с помощью пантомимы названия каких-нибудь профессий, изображая действия, характерные для работников этой профессии. Задача другой команды - угадать, какая профессия загадана.

2.1.4. Упражнение "Покупатель и продавец"

Участникам предлагается разыграть следующие ситуации:

1. Покупатель капризничает: ему не нравятся все товары, предлагаемые продавцом. Похоже, что ему вообще ничего не нужно купить. Как поведет себя продавец?

2. Продавец верхней одежды помогает выбрать нужную вещь. Покупатель выбирает плащ, который ему совсем не идет. Что делает продавец в этом случае?

3. Приходит раздраженный покупатель (ему не нравится магазин - слишком тесный, не нравятся продавцы - невоспитанные, невнимательные, не нравятся товары - некрасивые, дорогие и т.п.). Цель продавца - улучшить настроение покупателю и помочь ему сделать покупку.

Можно разыграть одну ситуацию с разными "продавцами", показывающими разные варианты поведения. После оценок ведущий и участники отмечают наиболее удачные варианты.

2.1.5. Упражнение "День из жизни профессионала"

Игроки рассаживаются в круг. Необходимо общими усилиями с помощью слов (имен существительных, нарицательных в именительном падеже) составить рассказ на тему "Обычный день из жизни профессионала" (кого именно, группа определяет сама). В ходе игры по кругу каждый называет слово, характеризующее деятельность этого профессионала так, чтобы получился связный рассказ. Например, день из жизни водителя городского автобуса: будильник - кофе -автопарк - дорога - остановка - дорога - остановка - толпа - давка - поворот -остановка - прокол - телефон - ремонтники - колесо - благодарность и т.п.. При обсуждении выясняется, удалось ли создать цельный рассказ, а также то, насколько оптимистичным или грустным получился этот рассказ и почему так произошло.

2.1.6. Упражнение "Автопортрет"

Каждому играющему следует выдать лист бумаги и карандаш, на котором он должен постараться нарисовать свой автопортрет (крупно одно лицо). Ведущий собирает листы, перемешивает их и раздает участникам. Каждому из них нужно внимательно рассмотреть полученное изображение (отгадывать кто это совсем необязательно) и постараться соотнести его с какой-либо профессией. На обратной стороне участник записывает эту профессию и передает листок соседу справа, а от соседа слева берет новое изображение и проделывает то же самое. Когда все листы пройдут по кругу, ведущий вновь собирает их, показывает каждый всем участникам и зачитывает записанные на обороте профессии (кроме глупого и неприличного). После этого по желанию одного из участников можно обсудить его автопортрет и указанные профессии: соотносятся ли они с его профессиональными интересами? На чем основывались участники игры при подборе профессии?

2.1.7. Упражнение "Кто есть кто?"

Игроки рассаживаются в круг. Ведущий записывает с их помощью на доске 10-15 привлекательных для них профессий. Потом он называет любую из них, а игроки в течении 5-10 сек. пытаются определить, кому из присутствующих ее лучше всего было бы порекомендовать. Затем по команде (хлопку) ведущего все одновременно показывают рукой на соответствующего игрока (или даже на самого себя) и на время замирают, чтобы можно было бы сосчитать, на кого показано больше всего рук. Больше 3-5 профессий из списка не разыгрывать.

2.1.8. Упражнение "Знатоки профессий"

Ведущий предлагает участникам для проверки знаний о мире профессии выполнить следующие задания:

1. Назвать профессию, изменение окончания в названии которой меняет ее содержание? (машинист, машинистка)

2. Из приведенного списка назвать те профессии, которые:

а) почти или совсем исчезли;

б) появились только в 20 веке;

в) появились в последние десятилетия.

Список профессий

Оператор ЭВМ, тракторист-моторист, валеолог, трубочист, редактор, столяр, извозчик, космонавт, врач, летчик, эколог, клоун, педагог, экскурсовод, денщик.

Ответы к заданию 2

а) трубочист, извозчик, денщик;

б) тракторист-моторист, летчик, космонавт;

в) оператор ЭВМ, эколог, валеолог.

2.1.9. Упражнение “Дополни портрет”.

Участникам дается описание профессии, в которой отсутствует какая-нибудь характеристика: значение для общества, трудовые операции, требования к человеку. Задача – определить каких сведений о профессии недостает и дополнить их. При этом участники могут воспользоваться справочной литературой.

Учащаяся 8-го кл. Валя К. сообщила классному руководителю, что хочет быть кондитером. Вот ее рассказ об этой профессии: "Нельзя себе представить праздничного стола без торта, пирожных, печенья или пирожков. И от того, как будут приготовлены торт или пирожные, во многом зависит настроение людей. Поэтому профессия кондитера очень важна и интересна, а самое главное - нужна. Кондитер занимается приготовлением и выпечкой различных видов теста (дрожжевого, слоеного, песочного). В процессе работы он следит за расходом сырья. Кондитер должен знать его основные свойства теста, технологию и режим приготовления изделий, способы их украшения, правила технической эксплуатации оборудования, его регулировку. Условия работы в кондитерских цехах довольны нелегки. Кондитеру приходится трудиться в помещении с высокой температурой, выполнять монотонные движения. Профессию кондитера можно получить в средних ПТУ, а продолжить образование - в средних специальных и высших учебных заведениях ".

Вопросы к участникам:

Какие важные сведения упущены в описании профессии кондитера Валей?

Какие особенности необходимы для успешной работы кондитера?

Какими качествами должен обладать этот работник?

Ответы: в рассказе ничего не сказано о требованиях профессии к человеку.

2.1.10. Упражнение "Ловушки- капканчики"

Играющие садятся в круг. Выбирается участник (водящий), который должен будет выбрать и назвать какую-либо профессиональную цель (овладеть конкретной профессией, добиться в ней успехов). Но для этого ему придется преодолеть выдвигаемые другими игроками преграды (ловушки- капканчики). Все участники в течение 2-3 мин. придумывают возможные, реальные преграды на пути к намеченной цели. Затем каждый участник по очереди называет свою преграду, а водящий находит ее решение, как бы он мог ее преодолеть. После этого предложивший ее обязательно называет свой вариант решения задачи, а все остальные оценивают, какой из двух вариантов оказался более удачным. Ведущий фиксирует ответы на доске. Если большинство вариантов водящего признаны более удачными, то считается, что он способен достичь намеченной цели.

2.1.11. Упражнение "Звездный час-1"

Участники разбиваются на 2-3 команды по 3-5 человек и определяют для себя любую профессию. Задача каждой команды - за 5-10 мин. выделить и написать на листке бумаги 3-5 наиболее привлекательных моментов для данной профессии (значение труда, ее смысл, достоинства). Затем представители команд по очереди сообщают о своем профессиональном выборе, отвечают на вопросы. Можно предложить всем командам одну и ту же профессию, после чего посмотреть, насколько различны представления игроков по данной профессии.

2.1.12. Упражнение "Звездный час-2"

Каждый участник выбирает для себя какую-либо профессию и не называя ее вслух, записывает на листке 2-3 привлекательных момента из этой профессиональной деятельности. Затем выбирается пара игроков-добровольцев, которые должны в течение 5 мин. разыграть сцену беседы двух работников, каждый из которых доказывает другому, что он нашел наибольшее удовлетворение в своей профессии. При этом можно использовать различные высказывания, интонации, манеры поведения, характерные для представителей этих профессий. А остальные игроки должны угадать, какую профессию представлял каждый из участников в паре. Затем выбирается следующая пара игроков и т.д.

2.1.13. Упражнение "Профориентационный словарь"

Участники разбиваются на две команды и получают листки со списком терминов, относящиеся к миру профессий. Задача - обсудить слова-термины в командах и объяснить их значение другой команде. Время на обсуждение одного термина - 1 мин. Команды по очереди обмениваются определениями заданных слов, вносят замечания и дополняют друг друга.

Список 1 Профессия, инструмент, обязанности, условия труда.

Список 2 Рабочий, орудия труда, мастер, зарплата.

2.2. Игры, моделирующие профессиональную деятельность

Данная группа игр направлена на знакомство учащихся с конкретными профессиями, на определение и осознание своих индивидуальных особенностей, а также знакомство с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку.

Главным игровым моментом является разыгрывание и разрешение различных ситуаций во взаимоотношениях работников друг с другом или с клиентами. Это позволяет выявить особенности профессий, а также способствует формированию у учащихся умения мыслить, рассуждать, делать обобщения.

После разыгрывания ситуаций ведущий может предложить участникам придумать аналогичные сценки для других профессий. Это активизирует имеющиеся знания, побуждает к творчеству, самостоятельному и осознанному выбору профессии.

Если участники затрудняются, то ведущий предлагает им в помощь следующую схему:

1) определить профессию, интересную для участников;

2) определить и уточнить конфликтную ситуацию, типичную для выбранной профессии; 3) конкретизировать роли, условия, правила и обсудить инструкции для главных участников.

2.2.1. Игра "Контакт"

Цель: Игра "Контакт" моделирует профессии типа "Человек-Человек" и может стать эффективным средством в приобретении навыков культуры общения для ее участников. Она направлена также на частичное определение ими своего соответствия конкретным профессиям, так как участие в проблемных ситуациях дает возможность ближе познакомиться с общими особенностями данной сферы деятельности.

Условия проведения игры: Целесообразнее проводить ее со старшеклассниками, хотя возраст участников может варьироваться от 12 до 17 лет. Количество участвующих в игре - 8-10 человек (в зависимости от того, сколько игровых ситуаций предложит ведущий). Максимальное время игры (вместе с разминкой) - 1 час 20 минут.

Материалы и оборудование: Доска, карточки с описаниями ситуаций.

1. Воспитатель детского сада - родители ребенка

Ребенок провинился, воспитатель рассказывает об этом родителям, а они защищают малыша, не вникая в суть дела и считая, что их ребенок просто не может быть неправ. Какова позиция воспитателя?

2. Врач - больной

Молодой врач при посещении больного (пожилого человека) ставит диагноз и предлагает лечение. Но последний имеет медицинское образование и с диагнозом и методами лечения не согласен. Как поступит молодой врач?

3. Оперуполномоченный уголовного розыска - свидетель

По ходу расследования преступления оперуполномоченный уголовного розыска беседует со свидетелем (свидетельницей). Тот говорит неправду (придумайте сами, по какой причине). Как убедить его дать правдивые показания? Попытайтесь это сделать.

4. Стюардесса - авиапассажир

Во время полета пассажир капризничает: ему не нравится обед, принесенный стюардессой, теплая минеральная вода, поданная ею и т.п. Как поведет себя стюардесса в такой ситуации?

5. Учитель - ученик

Ученик - эрудит просит разрешения дополнить учителя истории после объяснения им нового материала.Он рассказывает любопытные, но неизвестные педагогу факты и интересуется его мнением на эту тему. Какой выход можно найти в данной ситуации?

6. Главный редактор газеты - журналист

Журналист приносит главному редактору актуальный материал, но последний понимает, что объем его придется значительно сократить (придумайте по какой причине). Как должен поступить главный редактор, чтобы не обидеть журналиста?

7. Парикмахер - клиент

Клиент заказывает стрижку, которая ему явно не пойдет (придумайте почему). Парикмахер предлагает другой вариант, но тот не согласен. Какую позицию займет парикмахер?

8. Гид-переводчик - иностранный бизнесмен

Гид-переводчик сопровождает группу иностранных бизнесменов из аэропорта в гостиницу. Неожиданно оказывается, что места в ней не забронированы по вине организаторов поездки. Уставшие иностранцы не понимают, почему им не дают отдохнуть после длительной поездки. Что в такой ситуации может предпринять гид?

Этапы игры:

1. Перед началом игры ведущий спрашивает участников, какие качества характера являются важными для профессий типа "Человек-Человек". Ребята называют, а ведущий подводит итог: общительность, терпение, выдержка, доброжелательность, тактичность, аккуратность, отзывчивость, приветливость, наблюдательность, самостоятельность, спокойствие, самообладание. Успешность деятельности в сфере "Человек-Человек" во многом зависит от умения специалиста контактировать с людьми, слушать и понимать их внутренний мир.

2. Для активизации внимания можно провести с участниками небольшую разминку, которая поможет им вспомнить, какие профессии относятся к типу "Человек-Человек". Разделив для удобства все профессии этого типа на несколько групп (педагогические, юридические, медицинские, профессии сферы обслуживания, культуры), ведущий просит школьников поочередно называть все знакомые им профессии и специальности, относящиеся к этим группам. Например, юридические профессии: прокурор, юрисконсульт, арбитр, судья, адвокат, следователь, оперативный уполномоченный уголовного розыска и т.д.

Ведущий постоянно должен следить, чтобы разминка шла в быстром темпе. Если в процессе перечисления происходит заминка, ведущий начинает счет (подобно тому, как это бывает на аукционе). Выигрывает тот участник, кто

последним назвал профессию данной группы. После этого ребята достаточно легко настраиваются на игровой лад.

3. Каждую ситуацию разыгрывают двое, а в ситуациях № 1 и 8 принимают участие трое. Ведущий должен заранее приготовить листы с описаниями конкретных ситуаций, которые раскладываются на столе, как экзаменационные билеты (см. Материалы и оборудование). Он объясняет, что ситуации отличаются друг от друга, но задание все получают одинаковое: необходимо каждую ситуацию убедительно разыграть и предложить свое решение.

4. Обсуждение игры: ведущий предлагает участникам проанализировать разыгранные ими ситуации и поведение "специалистов", выделить те из них, в которых удалось найти оптимальное решение, а также те, где были возможны более удачные варианты. Итогом проведения игры должен стать вывод о том, что, выбирая одну из профессий, относящихся к типу "Человек-Человек", нужно быть готовым почти все свое рабочее время общаться с людьми, при этом в любых условиях сохранять выдержку, спокойствие, доброжелательность.

Комментарии: Игра "Контакт" достаточно театрализована. Задача ведущего - помочь ее участникам вжиться в роли, встать на место тех людей, кого они изображают. Иногда игроки бояться принимать неординарные решения, находясь в плену привычных представлений. Они, например, могут не знать, что врачи в сомнительном случае, возникающем при постановке диагноза, могут созвать консилиум (ситуация № 2). Подсказка ведущего, возможно, подтолкнет ребят к правильному решению. В ситуации № 8, они также могут растеряться, поскольку в задачи переводчика не входит улаживание бытовых проблем иностранцев. Но гид может проявить инициативу и самостоятельность: успокоить гостей, попытаться найти организаторов поездки.

Ответы на предложенные в игре вопросы участники вряд ли найдут в книгах и учебниках. Важно научить их самостоятельно мыслить, брать на себя ответственность за принятые решения.

В перспективе данную игру можно использовать при моделировании профессий других сфер "Человек-Техника", "Человек-Знаковая система", "Человек-Природа", "Человек-Художественный образ".

2.2.2. Игра "Ассоциация"

Цель игры: Выявить знания участников о профессиях, познакомить с общими особенностями рассматриваемых сфер деятельности, выявить эмоциональное отношение к разным профессиям.

Условия проведения игры: Игра рассчитана на учащихся 7-9 классов. Количество участников 7-14 человек. Время на первое разыгрывание - 15 минут, последующие - по 5-7 минут.

Материалы и оборудование; Доска, листы бумаги, таблица "Требования профессии к человеку" (см. Приложение 4.3.).

Этапы игры:

1. Выбираются три игрока по желанию.

2. Дается следующая инструкция: "Сейчас три человека выйдут из комнаты, а остальные участники загадают какую-нибудь профессию. Потом они войдут и попробуют ее отгадать с помощью ассоциативных вопросов, например, "Какого цвета эта профессия?", "Какой запах напоминает?", "Какая мебель используется?", "Какое качество характера является важным?" и т.д. "

Можно взять для примерного разбора профессию врач, где ответы могут быть такими: цвет - белый, запах - что-то связано со спиртом (лекарство - слишком наводящий ответ), мебель - стеклянный шкаф, кушетка, качество -доброжелательность, терпеливость, честность.

3. Ведущий дает инструкцию отгадывающим: "Каждый из вас может задать по два таких вопроса. Сейчас вы выйдете в коридор и в течении 2-3 минут продумаете свои вопросы. Когда будете задавать вопросы, конкретно указывайте, кому именно вы их задаете. "

4. Начинается игра и ведущий следит за ее динамикой. Когда все вопросы и ответы произнесены, ведущий предлагает трем игрокам продумать и назвать свои варианты.

5. Во время обсуждения игры у отгадывающих спросить о том, какие ответы им помогли, а какие ввели в заблуждение. Затем вместе решить правильность ответа на каждый ассоциативный вопрос и подкорректировать их при необходимости. Варианты могут не совсем совпадать с загаданной профессией, например, профессия "психолог", а ответы соответствуют профессиям "учитель", "воспитатель". Право определить отгадали ли три игрока профессию или нет, должно быть предоставлено загадывающим.

Комментарии: Ведущий должен помочь играющим в случае непонимания сути вопроса, а также в затруднениях при постановке вопросов.

В процессе работы перечень вопросов пополниться, что поможет ведущему лучше организовать игру и обсуждение. Можно загадывать не только профессии, но и конкретные места работы, учебные заведения и т. п.

2.2.3. Игра "Инопланетяне-стажеры"

Цель игры: Познакомить участников с основными структурными подразделениями (отделами) типичного промышленного предприятия, его профессиями, с основными требованиями этих профессий к человеку, научить сопоставлять требования профессии с особенностями человека.

Условия проведения игры: Игра рассчитана на учащихся 7-11 классов. Количество участников 20-30 человек. Время проведения игры - 30-40 минут.

Материалы и оборудование: Доска, таблица "Требования профессии к человеку" (см. Приложение 4.3.), карточки-инструкции.

Карточка-инструкция для "Инопланетян-стажеров"

В целях ознакомления с земными профессиями вы прибыли на одно из предприятий. Постарайтесь точнее представить свой вид (изобразить на доске), чтобы можно было подобрать вам работу, поскольку вы сильно отличаетесь от землян. Подумайте, как вы выглядите, укажите: рост и вес; форму, покров тела;

ноги, руки (сколько и какие); анализаторы (глаза, уши, нос..), какие функции они выполняют; ваши достоинства (не более двух) и ваши недостатки (не менее двух).

Карточка-инструкция содержания работы планово-экономического отдела

Отдел занимается составлением планов работы предприятия и анализирует их выполнение. Работа проходит в обычном помещении, за столами. Основной предмет труда - цифры, таблицы, графики, отчеты. При подсчетах используют микрокалькуляторы, компьютеры. Основной работник (экономист) должен быть аккуратным, исполнительным, иметь хорошую память, счетно-аналитические способности, развитый самоконтроль.

Карточка-инструкция содержания работы бухгалтерии

Отдел осуществляет контроль за расходами денежных средств, начисление заработной платы. Работа проводится в обычном помещении. В работе используют микрокалькуляторы, компьютеры. Основной работник (бухгалтер) должен быть внимательным, аккуратным, исполнительным, терпеливым, уметь быстро считать, иметь хорошую память.

Карточка-инструкция содержания работы технологического отдела

Отдел занимается разработкой технологических процессов и контролирует их соблюдение. Характерны частые контакты с руководством цехов и непосредственными исполнителями. Работа проходит в обычном помещении, где изучается и разрабатывается технологическая документация. Основной работник (технолог) должен иметь развитое техническое и пространственное мышление, хорошую зрительно-оперативную память, коммуникативные способности, быть принципиальным.

Карточка-инструкция содержания работы отдела технического контроля

Отдел контролирует качество выполнения выпускаемой продукции, выявляет причины брака. На специальных столах с помощью измерительных приборов осуществляют замеры. Основной работник (контролер) должен быть аккуратным, внимательным, принципиальным, иметь хороший глазомер, слух, кожно-тактильную чувствительность, зрительно-оперативную память, техническое мышление и пространственное воображение.

Карточка-инструкция содержания работы опытно-конструкторское бюро

Бюро создает новые образцы продукции и совершенствует уже выпускаемые. Работа в обычном помещении, за чертежной доской, иногда на специальных участках при сборке опытных образцов. Основной работник (конструктор) должен быть аккуратным, уметь грамотно делать чертежи, иметь развитое пространственное мышление, память. Особые требования предъявляются к зрению и точности движений рук.

Карточка-инструкция содержания работы станочного участка механического цеха

На участке занимаются изготовлением деталей на станках. Рабочие подбирают инструменты для обработки, задают режим выполнения операций, выполняют рабочие операции по изготовлению деталей, следят за работой станков. Основной работник (станочник широкого профиля) должен уметь разбираться в чертежах, иметь хороший глазомер, слух, обладать техническим мышлением, быть собранным, уравновешенным и выносливым.

Карточка-инструкция содержания работы ремонтного участка механического цеха

На участке занимаются ремонтом и текущим обслуживанием станков. Работать приходится в разных местах цеха. Основной работник (слесарь-ремонтник) должен хорошо знать станки и оборудование, иметь развитое техническое мышление, хорошее здоровье, зрение и слух, быть сосредоточенным, внимательным.

Карточка-инструкция содержания работы столярного цеха

В цехе занимаются изготовлением и ремонтом деревянных конструкций. В работе используются различные столярные инструменты (пилы, дрели, рубанки), станки по обработке древесины. Основной работник (столяр) должен обладать хорошим глазомером, координацией движений, слухом, пространственным мышлением, быть внимательным и сосредоточенным.

Карточка-инструкция содержания работы службы по охране предприятия

Служба осуществляет круглосуточную охрану территории предприятия. Основной работник (охранник) должен быть бдительным, смелым, решительным, выносливым, иметь хорошее здоровье.

Карточка-инструкция содержания работы отдела кадров

Отдел занимается приемом на работу и увольнением работников, выдает различные справки. Работа проходит в обычных условиях и связана с частыми приемами посетителей. Работать приходится также с различными документами. Основной работник (инспектор) должен быть ответственным, аккуратным, внимательным, приветливым, иметь хорошую память, коммуникативные способности.

Этапы игры:

1. Ведущий перед игрой кратко рассказывает о том, что на любом заводе, предприятии есть много различных служб и профессий, каждая из которых предъявляет свои требования к человеку.

2. Ведущий знакомит всех с инструкцией: "Представьте, что недавно наша планета установила контакт с другой цивилизацией. Ученые обеих планет изучают друг друга по разным направлениям. Два профессора-инопланетянина исследуют земные профессии. Изучать их они решили не только по книгам и рассказам, но и попробовав поработать, пройти стажировку. "

Выбираются два главных участника - "Инопланетяне-стажеры". Ведущий продолжает: "Мы с вами являемся представителями предприятия, руководителями отделов, цехов. Нас всех собрали на ответственное совещание, чтобы мы подобрали гостям несколько подходящих профессий. "Инопланетяне-стажеры" сейчас пойдут и придумают, как они выглядят, а остальные участники разобьются на группы по 2-3 человека и выберут "Руководителей".

3. "Инопланетянам-стажерам" дается вспомогательная инструкция (см. Материалы и оборудование), ручка и бумага, и они выходят на 5 минут в коридор.

Остальные участники разбиваются на группы (отделы) по 2-3 человека. Каждая группа выбирает "Руководителя" отдела.Им раздаются инструкции, где указывается название отдела, его основные функции, содержание работы, требования профессий к человеку (см. Материалы и оборудование). После этого ведущий говорит: "Когда "Инопланетяне-стажеры" познакомят вас со своим обликом, каждый "Руководитель " должен решить, смогут ли они работать у него или нет и сообщить им о своем решении, обосновав его. "

4. В аудиторию приглашаются "Инопланетяне-стажеры", которые знакомят всех со своим обликом (рисуют на доске), отвечают на вопросы. Ведущий ограничивает количество вопросов, следит за тем, чтобы они соответствовали целям игры (если вопросов много, это может повести игру в другом направлении и сделать ее похожей на игру "Пришельцы"). Время выступлений и ответов на вопросы - 5-7 минут. 5. После выступлений "Инопланетян-стажеров" участники групп (представители отделов) обсуждают кандидатуры. Затем ведущий предлагает "Руководителям" отделов высказать мнение группы о том, смогут ли "Инопланетяне-стажеры" выполнять работу их отдела или участка. Если желающих выступить первыми не окажется, ведущий может обратиться к кому-либо конкретно, например: "Пусть свое первое слово скажет "Руководитель" станочного участка механического цеха, как непосредственный изготовитель деталей. "

Выступление "Руководителей" не должно превышать 5 минут.

6. Ведущий предлагает обсудить игру: согласны ли "Инопланетяне-стажеры" с мнением "Руководителей", подходят ли они тому или иному подразделению, фиксируя ответы на доске. В конце обсуждения ведущий подводит итоги, обращает внимание участников на структуру промышленного предприятия, где могут найти работу люди с разными интересами и способностями.

Игровое упражнение «Кто есть кто»

Цель игрового упражнения: дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знаний учащихся друг о друге.

Процедура игры следующая:

1. Перед началом самой игры ведущий спрашивает у участников, какие профессии для них наиболее интересны, и выписывает эти профессии (примерно 10-15) на доске; или использует материалы анкет. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.

2. Затем ведущий объясняет правила проведения игры: «Сейчас я буду называть профессии; каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Затем все по команде одновременно должны показать на выбранного человека, наиболее подходящего для данной профессии».

3. Показав на своего товарища, все участники должны замереть; ведущий подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, то есть чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии.

Игровое упражнение «Человек - профессия»

Цель выполнения упражнения : на ассоциативном, образном уровне научить школьников соотносить человека (в том числе и себя) с профессиями и таким образом повысить их готовность различать профессиональные стереотипы.

Игра проводится в круге, рассчитана на количество игроков от 8 до 20.

Основные этапы:

1. Ведущий дает инструкцию участникам: «Сейчас мы загадаем любого из сидящих в круге, а кто-то постарается отгадать этого человека. Но отгадывать он будет с помощью одного-единственного вопроса: с какой профессией ассоциируется загаданный человек. Все участники по кругу должны будут назвать наиболее подходящую для загаданного профессию. Профессии могут повторяться. После этого у отгадывающего будет возможность подумать немного (примерно 30-40 секунд) и назвать свои варианты отгадки. Интересно, какой по счету вариант будет правильным?»

2. Затем выбирается отгадывающий (лучше, если это будет по желанию) и отправляется на некоторое время в коридор, а остальные быстро и тихо выбирают любого из присутствующих. При этом загаданным может быть и сам отгадывающий.

3. Приглашается отгадывающий, садится в круг и начинает всем по очереди задавать вопрос: «С какой профессией ассоциируется загаданный человек?». Каждый должен быстро дать ответ. Ответ должен быть правильным, но в то же время не являться подсказкой.

4. После того как все дали свои варианты ассоциаций, отгадывающий берет немного времени на раздумье и начинает называть тех, кто по его мнению, в наибольшей степени соответствует названным профессиям. Если игроков немного (8-10 человек), то отгадывающий может обратиться к участникам с этим же вопросом повторно, пройти по второму кругу.

5. Обсуждение организуется следующим образом. Если кого-то назвали по ошибке, то можно спросить у него, так ли уж сильно ошибся отгадывающий? У того человека, которого загадали на самом деле, можно спросить, согласен ли он с названными профессиями, насколько они соответствуют его собственному представлению о себе. У отгадывающего можно поинтересоваться (когда он уже будет знать, кого на самом деле загадали), чьи ответы- профессии помогали, а чьи мешали ему отгадывать.

Игровое упражнение «Вакансии»

Цель: научиться соотносить требования профессии и качества человека. Для игры необходимы доска и заранее заготовленные инструкции.

Ход игры

1. Объявляется название игры и выбираются 2 пары основных участников.

2. Ведущий знакомит всех с общей инструкцией: две группы «великих кинорежиссеров» (две выбранные пары) снимают фильмы. Фильмы разные, но в каждом из фильмов есть сценка из жизни предприятия (школы, автохозяйства и т. д. - в зависимости от разбираемой в игре профессии). «Режиссерам» срочно понадобились артисты для этих сценок. Весь облик артистов должен соответствовать типичному образу хорошего рабочего (учителя, водителя и т. д. - в зависимости от конкретной игры). Выбирать артистов «режиссеры» будут из своего класса, но, чтобы сделать удачный выбор, надо знать главные качества хорошего рабочего, иметь критерии выбора. (Возможна такая организация игры, при которой определяются не требуемые качества, а те, которые явно противопоказаны для данной профессии).

Далее группы «режиссеров» выйдут в коридор и продумают критерии выбора. Через 5-7 минут каждая группа выберет для своего фильма по 2 «артиста», после чего назовет 5 самых главных качеств (или противопоказаний) хорошего рабочего (критерии своего выбора). После чего мы определим, чей выбор был более удачным.

3. Перед отправкой «режиссеров» в коридор каждой группе дается вспомогательная (письменная) инструкция, с которой они знакомятся в коридоре. Инструкция включает в себя список качеств, необходимых для данной профессии, «режиссеры» в качестве критерия отбора должны выбрать 5 основных качеств или противопоказаний. Они берут с собой бумагу и ручки, чтобы не делать пометок в инструкции.

4. Пока «режиссеры» определяют критерии выбора, ведущий проделывают такую же работу с классом. Классу зачитывается такой же перечень качеств, что и в инструкции, и предлагается выбрать из них 5 наиболее важных (или крайне нежелательных) для разбираемой профессии. При этом ведущий записывает предложения учащихся на доске. Таким образом класс вырабатывает свои критерии, с тем чтобы лучше оценить критерии «режиссерских групп». Естественно, перед приходом «режиссеров» записи с доски стираются.

5. Группы «режиссеров» по очереди входят в класс и в течение 1 минуты называют выбранных «артистов». «Артисты» при этом остаются на своих местах, а «режиссеры» сразу же называют 5 своих критериев выбора. Если окажется, что одного человека выбрали обе группы, он в выборах больше не участвует, а группы выбирают себе другого «артиста». Дважды выбранному ученику ведущий может сделать комплимент.

6. Для оценки более удачных критериев выбора все варианты критериев (двух групп «режиссеров» и класса) могут быть выписаны на доске, после чего можно устроить небольшое (5-7 минут) обсуждение. Каждая группа соглашается с тем, что другие критерии более удачны, или отстаивает свой вариант. Чтобы спор не затягивался, решающее слово может сказать ведущий.

7. При наличии достаточного количества времени можно играть не с двумя командами, а с тремя и даже четырьмя. В этом случае в игре будет участвовать большее количество школьников.

Игровое упражнение «остров»

Цель игры : знакомство с потребностями экономики в кадрах, с проблемой непрестижных профессий; игра помогает лучше осознать роль тех или иных профессий в жизни общества.

Ход игры

1. Общая инструкция: «Представьте, что мы все «чудом» попали па необитаемый остров где-то в южных широтах. Когда нас спасут - не известно. Перед нами стоят 2 задачи: первая - выжить, вторая - остаться при этом цивилизованными людьми. За 40 минут мы должны доказать самим себе, что мы сможем решить эти задачи. Мы сидим на берегу океана и обсуждаем, что нам делать дальше. Я, как старший из вас, буду руководителем, по я сразу же хочу установить в нашем обществе демократию. Итак, ваши предложения...».

2. Участники предлагают то, что необходимо для выживания (обычно это постройка жилья, организация питания и т. д.), а ведущий выписывает все предложения на доске.

4. Когда установлен перечень работ, необходимых для выживания, следует, исходя из общего количества играющих (в том числе и ведущего), определить, сколько человек необходимо для каждой работы. Определяется это в ходе совместного обсуждения, а ведущий выписывает против каждого вида работ названное участниками количество работников. Время на этот этап - 3-5 минут.

5. Далее ведущий предлагает поднять руки тем, кто хотел бы выполнять ту или иную работу (в соответствии со списком выделенных работ), и независимо от требуемого количества выписать число желающих на доске. Как правило, возникает некоторое несоответствие требуемого и желаемого. (Если времени на игру мало, можно остановиться на этом этапе, организовав после него дискуссию по теме «Несоответствие потребностей общества и профессиональных намерений школьников».)

6. Ведущий объявляет, что «его поразила неизвестная болезнь и через 3 минуты он умрет». За это время надо выбрать из участников Совет, который будет организовывать дальнейшее выживание. Тут же решается вопрос о количественном составе совета и о конкретных кандидатурах.

7. «Умирая», ведущий сообщает, что превращается в «злого духа», который абсолютно неуязвим, но может принести немало бед и трудностей группе. Сказав это, ведущий предлагает совету организовать дальнейшее выживание, а сам уходит на последнюю парту и некоторое время не вмешивается в игру.

8. Совет учащихся пытается организовать выживание (добиться соответствия требуемого и желаемого числа работников, организовать работу в конкретных рабочих группах в виде обсуждения предстоящих дел и т. д.). В зависимости от успешности работы Совета ведущий может несколько усложнять работу в виде следующих вмешательств, например: 1) с помощью тропических болезней нейтрализовать наиболее активных школьников (вызвать необходимость медицинской помощи); 2) с помощью ветров, ливней осложнить деятельность некоторых рабочих групп; 3) пригрозив эпидемией, подсказать необходимость сооружения санитарно- гигиенических объектов (выход на непрестижные профессии) и т. д. Если Совет неплохо справляется со своими обязанностями, вмешательство ведущего может и не понадобиться.

9. Обсуждение игры начинается с вопроса «Удалось ли нам выжить?» и «Остались ли мы цивилизованными людьми?». Отвечая на вопросы, участники должны кратко обосновать свое мнение. В случае необходимости ведущий может и сам ответить на эти вопросы.

10. Типичные трудности состоят в том, что богатые возможности игры несут опасность увлечься каким-либо одним ее аспектом (обсуждение конкретных работ, увлечение географическими деталями острова, борьба с «тунеядцами» и т. д.) и потерять главную линию игры - обеспечение конкретных потребностей задач выживания.

Поскольку многие вопросы выживания решаются коллективно, ведущий должен следить за дисциплиной и ввести правила обсуждения:

Хочешь сказать - подними руку;

Один говорит - все молчат;

Время на высказывания - 15-20 секунд.

Чтобы меньше стоять спиной к классу, многочисленные записи на доске можно предложить делать одному из учащихся.

При наличии достаточного количества времени в ходе игры можно обсуждать вопросы соответствия качеств участника требуемой работе и даже организовать игровые группы подготовки кадров.

Игровое упражнение «А вот и я»

Цель упражнения : смоделировать некоторые элементы собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение и таким образом повысить уровень готовности поступающих к подобным собеседованиям. Количество участников - от 6 до 20 человек, время проведения - от 30 до 50 минут.

Ход игры

1. Каждый участник на отдельном листочке выписывает 5-7 главных правил поведения для поступающего и 5-7 главных правил проведения беседы для члена приемной комиссии, которые позволили бы ему не ошибиться при выборе претендента. На это отводится примерно 5-7 минут.

2. Ведущий предлагает двум игрокам в течение 7-10 минут разыграть сценку собеседования. Сразу же уточняется, кто будет играть претендента на вакантное место, а кто - руководителя учреждения. Желательно, чтобы вакантное место было достаточно престижным, но в то же время реальным для трудоустройства. Уточнить это должен игрок, которому досталась роль руководителя. Другой игрок - претендент на вакантное место - сразу же уточняет, какими основными качествами обладает его герой, например, указывает его возраст, пол, образование, жизненный опыт.

3. Во время разыгрывания сценки остальные участники внимательно наблюдают за действиями игроков, отмечая для себя, насколько их действия соответствуют выписанным на их листочках правилам поведения для руководителя и претендента.

4. После разыгрывания ситуации слово дается главным игрокам. Они оценивают себя, соотнося свои действия с выписанными ранее правилами поведения. Затем могут высказаться и остальные участники. Желательно завершить первое обсуждение за 5-7 минут.

5. Перед тем как начать общую игру, ведущий может зачитать основные правила для человека, желающего произвести хорошее впечатление, и для руководителя, который не хочет ошибиться в своем выборе.

Например, чтобы понравиться другим людям, можно ориентироваться на правила, выделенные Д. Карнеги:

Искренне интересуйтесь другими людьми;

Улыбайтесь;

Помните, что имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке;

Будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о себе;

Говорите о том, что интересует вашего собеседника;

Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.

Не поддаваться первому впечатлению от внешности претендента (важнее для работы все-таки деловые качества).

Не переоценивать «красноречие» претендента, которое не всегда свидетельствует об организаторских способностях;

Не переоценивать различные /дипломы «с отличием» (они вполне могут быть «купленными» или полученными без особого труда);

При первой встрече следует поменьше говорить самому руководителю и побольше слушать претендента;

Даже если претендент поначалу и не произвел впечатления, не следует ему отказывать сразу; можно вежливо предложить ему позвонить через несколько дней;

Руководитель должен хорошо сам понимать, какой же работник ему нужен (хотя бы примерно представлять, какими качествами и характеристиками он должен обладать, чтобы хорошо выполнять работу или обучаться по конкретной специальности).

6. После этого ведущий предлагает выйти следующему добровольцу на более сложную и интересную роль - претендента, беседующего с приемной комиссией.

7. Доброволец сам определяет, в какое учебное заведение и на какую специальность он собирается поступать, а также кратко называет основные характеристики своего «героя».

8. Роль членов приемной комиссии будут играть все остальные участники. При этом, для большей остроты игры, все делятся на две команды, то есть беседовать с претендентом будет не одна, а сразу две приемные комиссии на конкурсной основе. Каждая комиссия располагается за отдельным столом. Члены комиссий будут по очереди задавать претенденту различные вопросы, а он должен сразу же на них отвечать. Примерно через 5-7 минут таких вопросов-ответов члены комиссий должны будут на листочках по

5-балльной шкале оценить, насколько готов претендент к зачислению в их организацию. После этого в каждой команде (комиссии) проводится небольшое обсуждение и быстро подсчитывается средний балл готовности претендента (по баллам, проставленным в листочках).

9. Наконец, проводится итоговое обсуждение. Если у приемных комиссий разные мнения, то организуется небольшая дискуссия как между командами-комиссиями, так и между отдельными игроками. Общим итогом игры могут стать совместно разработанные и уточненные правила поведения для претендента и для руководителя (члена приемной комиссии).

Возможны и другие варианты проведения данного упражнения. Например: после разыгрывания ситуации собеседования в паре всем предлагается также разделиться на пары и воспроизвести эту ситуацию. В других случаях можно заранее выбрать из числа играющих специальное жюри, которое и будет проставлять основные баллы и говорить свое решающее слово. Можно также после первого проигрывания в паре всем разделиться на команды, выбрать в каждой команде своего добровольца-претендента и разыграть его беседу с членами приемных комиссий.

Главное для упражнений такого типа - постараться меньше фантазировать и быть ближе к реальности.

Статьи по теме: