Игры и заканчивая всевозможными разновидностями. Значение и виды игр. Стадии дидактической игры

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:

Игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;

Игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;

Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят:

1.Творческие сюжетно-ролевые игры . Понятие «творческая игра» охватывает сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, строительно-конструктивные игры. Содержание творческих игр придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой группе проявляется с особой полнотой. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т.д.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Действия с предметами, игрушкой осуществляются каждым из играющих детей самостоятельно. Совместные игры возможны при участии взрослого.

Игры драматизации. Им присущи основные черты творческих игр: наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий и отношений и других элементов воображаемой ситуации. Игры строятся на основе литературного произведения: сюжет игры, роли, поступки героев и их речь определяются текстом произведения. Игра драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатства родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Начало работы над игрой-драматизацией состоит в подборе художественного произведения. Важно, чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания. Воспитатель принимает участие в сговоре и подготовке игры. На основе содержания произведения с детьми составляется сюжет игры, распределяются роли, отбирается речевой материал. Воспитатель использует вопросы, советы, повторное чтение произведения, беседы с детьми о проведенной игре и таким образом помогает добиться наибольшей выразительности в изображении героев.



Строительно-конструктивные игры – разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем мире. В строительно-конструктивных играх происходит замещение одних предметов другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала (песка, снега). Все это дает основание считать такую деятельность одним из видов творческой игры. Многие строительно-конструктивные игры протекают в форме ролевой игры. Дети принимают на себя роль строительных рабочих, которые возводят постройку, строительный материал им подвозят шоферы, в перерыв рабочие обедают в столовой, после работы идут в театр и т.д. В процессе игры формируется и развивается ориентировка ребенка в пространстве, умения различать и устанавливать величину и пропорции предмета, пространственные отношения. Таким образом, в строительно-конструктивной игре происходит многогранное развитие умственной деятельности детей.

Две игры с готовым содержанием и правилами предназначены для формирования и развития определенных качеств личности ребенка. В дошкольной педагогике принято делить игры с готовым содержанием и правилами на дидактические, подвижные и музыкальные.



2. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

1) дидактическая задача;

2) игровые действия;

3) правила игры;

4) результат.

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим детям. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов – результат подводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это условие, и педагог становится на путь прямого обучения.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка, а для взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

1) в играх с предметами (игрушками, природным материалом) используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установлению последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: младшие школьники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению…), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

2) игры с природным материалом учитель применяет при проведении таких дидактических игр, как “Чьи следы? “, “От какого дерева лист?”, “Разложи листья по убывающей величине” и.т.д. В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

3) настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок по парам. Ученики объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.

Подбор картинок по общему признаку – классификация. Здесь от учеников требуется обобщения, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в лесу?»

Составление разрезных картинок направлено на развитие у детей умения из отдельных частей составлять целый предмет, логическому мышлению.

Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений направлено на развитие речи, воображения, творчества у младших школьников. Для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, ученик прибегает к имитации движений (например, животного, птицы и.т.д.)

В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

3. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую группу входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка”, “Магазин” и.т.д.

Вторую группу составляют игры, используемые для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать правильные умозаключения: “Похож – не похож”, “Кто больше заметит небылиц” и другие.

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: “Кому что нужно?» “Назови три предмета”, “Назови одним словом” В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления: «Краски», «Летает, не летает» и другие.

4. Подвижные игры. В основе их лежат разнообразные движения – ходьба, бег, прыжки, лазанье и т.п. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Активность ребенка, радостные переживания – все это благотворно влияет на самочувствие, настроение, создавая положительный фон для общего физического развития. Подвижные игры включают комплексы движений разного рода. Эти игры формируют способность действовать сообща, воспитывают честность и дисциплинированность. Дети приучаются сговариваться, объединяться для проведения любимых игр, считаться с мнением своих партнеров, справедливо разрешать возникающие конфликты.

5. Традиционные или народные игры. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Предметная среда народных игр также традиционна, они сами, и чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру.

Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.

Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные...

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.

Рассмотрим в самых общих чертах характерные особенности типов игр по классификации О.С. Газмана

1. Подвижные игры - важнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном и особенно в школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах.

Специалисты отмечают, что основные особенности подвижных игр школьников - их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях.

Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.

2. Сюжетно-ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно-конструкторские игры и игры с элементами труда.

В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или разыгрываются фантастические ситуации, не имеющие пока аналога в жизни. Основные компоненты ролевой игры - тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.

В настоящее время появились, и все более активно используются в обучении компьютерные игры.

3. Компьютерные игры имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно уловимо. Образцом таких игр могут стать народные сказки и произведения фольклора. В них дети приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни. Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях. Дети усваивают практически средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций.

Все компьютерные программы для детей должны быть положительно нравственно направленными, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не должны быть агрессивными и жестокими.

Остановимся подробнее на рассмотрении так называемых дидактических, или обучающих, игр.

4. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные.

В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:

игры по сенсорному воспитанию,

словесные игры,

игры по ознакомлению с природой,

по формированию математических представлений

Иногда игры соотносятся с материалом:

игры с дидактическими игрушками,

настольно-печатные игры,

словесные игры,

псевдосюжетные игры.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры - особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.

Игры-путешествия.

Игры-поручения.

Игры-предположения.

Игры-загадки.

Игры-беседы (игры-диалоги).

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игра-путешествие - игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.

В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое.

Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия - форма прямого обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным.

Иногда игру-путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки препинания», «Проверь домашнее задание у Незнайки».

Игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.

Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».

Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.

В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.

Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться - доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.

Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета - темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть - сделать открытие и в результате что-то узнать.

Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности.

Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры - дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание черпается из школьной программы.

Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая - отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ их действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.

Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями.

Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи.

Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.

Как показано в литературе детские игры могут быть расклассифицированы по разным основаниям. В рамках психолого -педагогических исследований, выделяются различные классификации игр. В программе воспитания и обучения детей в детском саду, указаны следующие виды игр: сюжетная, дидактическая, подвижная, музыкально -дидактическая.

Различие их по видам отражает воспитательные задачи сенсорного, умственного, физического развития дошкольников.

В основе классификации, разработанной С. Л. Новоселовой, лежит представление о том, по чьей инициативе возникает игра. Она выделяет 3 класса игр:

1. Игры возникают по инициативе ребенка.

Это самодеятельные сюжетные игры:

ü Сюжетно - отобразительная;

ü Сюжетно -ролевая;

ü Режиссерская;

ü Театрализованная.

2.Обучающие игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью. К ним относятся:

ü Дидактические;

ü Сюжетно - дидактические;

ü Подвижные;

ü Досуговые.

3. Народные игры, которые могут возникать как по

инициативе взрослых, так и более старших детей.

В рамках этнографических исследований разработаны различные классификации игр с правилами. Наиболее общую четкую классификацию игр с правилами, приводит Шварцман.

Им выделяются игры, основанные на:

а) ловкости, т. е. физической компетенции;

б) стратегические игры, требующие умственной компетенции;

в) игры, основанные на случайности, удаче, где результат зависит от физической или умственной компетентности играющего.

Традиционно в литературе определяются два наиболее общих вида игровой деятельности: ролевая и игра с правилами.

Режиссерская игра, как особый самостоятельный вид не выделяется, а трактуется как разновидность сюжетной, как форма индивидуальной игры ребенка.(2, с.58)

Изучение психологом Е.Е. Кравцовой генезиса игровой деятельности в контексте возрастного психологического новообразования дошкольников -воображения убедительно показало, что режиссерская игра имеет статус самостоятельного вида, так как с нее начинается и заканчивается все развитие игры в дошкольном возрасте. Среди режиссерских игр она выделяет следующие ее разновидности: игры с мелкими игрушками, с полифункциональными предметами, кубиками, с помощью карандаша на бумаге.

Итак, в качестве оснований для классификации используются следующие характеристики:

2) Форма организации и мера регламентации взрослым;

3) Характер требуемых игрой умений;

4) Предметы вокруг которых строится игра.

Как показывает анализ литературы, исследователями недостаточно учитываются отличительные особенности различных видов игр. А это затрудняет педагогу осуществлять руководство разными видами игр, не позволяет полно использовать их развивающий потенциал.


Специфические характеристики указанных видов игр режиссерской, сюжетной, игры с правилами, на мой взгляд, наиболее отчетливо выступают при сравнении их друг с другом.

В этой связи представляется целесообразным, взяв за основу выделенные выше общие специфические особенности игры, (характер процесса деятельности, наличие мнимой ситуации) провести сопоставительный анализ режиссерской, сюжетно - ролевой, игры с правилами с целью выделения их отличительных признаков.

Важным моментом существенно различающим режиссерскую, сюжетную от игр с правилами является характер самого процесса деятельности. Режиссерская, сюжетная игра не имеют конечно заданного результата. Момент завершения этих игр произволен и зависит от желания играющих. В играх с правилами результат определяется правилами, критериями выигрыша, устанавливаемыми участниками в ее подготовительном периоде.

Существенными признаками, различающими все эти три вида игр являются, как показано в исследованиях Е.Е. Кравцовой механизм расхождения видимого и смыслового поля (воображаемая ситуация).

В режиссерской и игре с правилами воображение является предпосылкой игры. Придумывая, «что чем» будет в игре, распределяя функции между игрушками, объединяя предметы по смыслу, ребенок учится конструировать ситуацию. В играх с правилами воображаемая ситуация присутствует в скрытом виде, правила определяют поведение ребенка. Они задаются извне, в готовом виде или порождаются участниками игры. В качестве отличительного признака игры Е.Е. Кравцова отмечает, что необходим подготовительный этап, где ребенок должен их осмыслить, присвоить прежде чем действовать по правилам.

В сюжетно - ролевой игре имеет место второй вид взаимосвязи игры и воображения. Сюжетно - ролевая игра - это воображение в действии. Воображаемая ситуация в ней присутствует в чистом виде. Принимая роль, выполняя ее по ходу игры, ребенок действует в соответствии с логикой поведения взрослых, реализуя ролевые взаимоотношения, осуществляет действия с предметами заместителями.

В ряде психолого - педагогических исследований, высказывается мысль о принципиально различном характере правил в играх.

Несмотря на разнообразие правил во всех случаях играющие добровольно принимают и добиваются их выполнения в интересах самого существования игры.

По существу в развитых формах режиссерской, в сюжетно - ролевой, в играх с правилами, обязательность правил для всех ее участников -характеристика, связанная с совместностью, с реализацией различных типов отношений играющих: ролевых сюжетно - ролевых играх,

соревновательных и отношений сотрудничества в играх с правилами. Отсюда следует, что указанные виды игр различаются между собой характером сочетания интересов играющих.

Таким образом, из всего перечня характерных особенностей игр: режиссерской, сюжетно - ролевой, игры с правилами в качестве центральной можно выделить воображаемую ситуацию. С ней связаны все специфические особенности различных видов игр: характер процесса деятельности, механизм расхождения видимого и смыслового поля, особенности взаимосвязей между игрой и воображением, характер правил в сюжетно - ролевой и игре с правилами, тип отношений между играющими.

Именно воображаемая ситуация задает указанным видам активности ребенка игровой характер своей непредсказуемостью, неожиданностью и позволяет отличить игровую деятельность от простых действий детей по правилу с предметами, игрушками.

Специфические особенности игровой деятельности обуславливают ее исключительное значение для психического и личностного развития

дошкольников. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть роль игры в развитии личности ребенка.

Литературная игра как эффективное средство

обучения и воспитания школьников.

Аннотация. Тема данного материала – литературная игра и её роль в привитие интереса к чтению художественной литературы . Автор не только описывает особенности игровой технологии, используемой на уроках литературы, но и рассказывает, как она применяется на практике, какие даёт результаты, чем привлекательна для ученика и учителя.

Среди всего многообразия применяемых сегодня педагогических технологий я отдаю предпочтение игре. Сочинение литературных игр для учащихся - это моё самое любимое занятие. В моей учительской практике их уже составлено боле ста.

Почему литературная игра? Не секрет, что школьники мало читают, редко ходят в библиотеку, откровенно скучают на уроках литературы, скованно и зажато чувствуют себя при рассказе у доски, кругозор их оставляет желать лучшего, поведение вызывающее и агрессивное… Как разбудить это «сонное» царство, как разнообразить школьную жизнь, как внести «живинку» в урок, как пробудить интерес и любовь к чтению, как достучаться до сердца каждого ребёнка? Вопросы, вопросы, вопросы… Ответ один.

Применение игр в обучении обеспечивает высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, способствует подключению к процессу познания таких свойств психики, как воображение, память, эмоции, речь. Игры позволяют, кроме того, отрабатывать практические умения и навыки, что очень важно при обучении анализу художественного текста на уроке литературы. В процессе игры идёт активное «примеривание на себя» иной социальной роли, вхождение в чужую судьбу, при этом ребята «проживают» в воображении то, чего, может быть, не испытывают в жизни. Всё это является основой нравственного воспитания личности.

Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекает внимание учащихся всего класса.

Игра – это и важное средство развития личности, особенно в наш динамичный век, когда от человека требуется значительная поведенческая гибкость. Дело ещё и в том, что большинство методов, применяемых учителем, интеллектуализированы и имеют дело с рассказом, объяснением, запоминанием. Чувства обычно подавлены. Игра же стимулирует эмоции, побуждает ребят включать свои чувства, «поработать» ими и с ними.

Таким образом, игра – это мощное возбуждающее педагогическое средство, которое можно использовать в работе с детьми всех возрастов. Она особенно эффективна, когда учебная тема затрагивает чувства, когда необходимо привить интерес к изучаемому предмету, когда надо проверить без нажима и назидания знания всех учащихся… Опыт показывает, что введение даже элементов игры в обычную учебную деятельность учащихся повышает их заинтересованность, формирует положительные мотивы учения. Ребята берутся за работу с удовольствием и выполняют её всегда отлично.

Главная цель использования в работе педагога игры и игровых элементов - это повышение интереса учащихся к изучению литературы, включение в процесс познания эмоциональной сферы детей, сочетание рационального и эмоционального при овладении знаниями. А ещё увлечение ребят чтением, удивление их литературой, показ её безграничных возможностей… Удовольствие получают все: и дети, и учитель. Во-первых, игру интересно готовить, во-вторых, идеи и фантазии не знают границ, в-третьих, энтузиазм на высоте, в-четвёртых, происходит открытие самых разных талантов и способностей учащихся.

Методика проведения литературной игры достаточно проста. Чаще всего она проводится как завершающий этап при изучении произведения, где основная цель – подвести итог. Именно так проходил КВН по сказкам, или игра по произведениям устного народного творчества, когда дети уже познакомились со многими фольклорными жанрами, или вечер-концерт по теме «Русская народная песня». Здесь ребята применили и знания, полученные на уроке литературы, и свой жизненный опыт, и раскрыли свои таланты. Некоторые задания были даны на дом, поэтому много готовились после уроков, репетировали номера. А вот КВН по повести В. Катаева «Сын полка», «Что? Где? Когда?» по рассказу М. Шолохова «Судьба человека», «Брейн - ринг» по повести «Олеся» проводятся до изучения произведений в классе, когда ученики прочитали книгу дома самостоятельно. Главная цель здесь – заинтересовать произведением, обратить внимание на детали текста, показать важность и значительность каждого эпизода для раскрытия характера героя.

Хотя большинство игр проводится в среднем звене, но и старшеклассники не остаются в стороне. Когда чувствуется, что чтение того или иного текста пойдёт «туго», что у ребят нет интереса к этому автору, объявляется игра. Сразу меняется настрой на чтение, появляется желание, загораются глаза. Так было с повестью В. Астафьева «Ода русскому огороду», или со сборником «Миргород», или с драмой «Борис Годунов», или с романом А. Островского «Как закалялась сталь». Особенно тяжело «идут» в старшем звене зарубежные авторы. И здесь включаются в урок игровые моменты.

Одна из трудностей в работе учителя литературы - проведение уроков внеклассного чтения , поэтому играми занимаемся в основном на этих занятиях. Задолго до назначенного дня игры даётся задание прочитать указанную книгу и объявляется игра, принцип проведения которой или объясняется ребятам заранее, или на доске объявлений вывешиваются названия конкурсов, к некоторым начинают готовиться всей командой после уроков. Результаты проведённых игр часто превосходят все ожидания. Ученики и в тексте разобрались, и выводы из прочитанного сумели сделать, и себя показали, и других посмотрели. Но самое главное – никому не бывает скучно, все активно работают, все переживают. После таких мероприятий педагог смотрит как-то по-другому на каждого ученика, как бы сквозь призму игры…

Вот выступление одной девочки в роли Дуни Выриной, героини повести «Станционный смотритель», кстати, сочинённое самостоятельно и прочитанное на импровизированной могиле отца. До сих пор стоит в ушах её дрожащий голос и печальный облик. Так вжиться в образ, что слёзы стояли в глазах зрителей?! А ученица вроде бы так, средненькая, ничем никогда не выделялась среди одноклассников. Пожалуйста, игра «заставила» посмотреть на неё другими глазами.

А вот «Фестиваль искусств» по сборнику рассказов «Записки охотника». Весь класс нарядился в костюмы тургеневских персонажей, даже и не члены команды!.. Но какое огромное желание было у ребят просто поучаствовать в игре, поддержать товарищей своих одним видом…

А однажды бывшие выпускники изъявили желание сразиться в «Игровой мозаике» по повести Г. Троеппольского «Белый Бим Чёрное Ухо» с нынешними учениками. Вновь им захотелось проверить себя, почувствовать накал борьбы, испытать положительные эмоции. Для учителя это желание стало огромной радостью, а разговоры после игры ещё долго не утихали.

В памяти встают проведённые игры… Как всё-таки это здорово! Азарт! Напор! Смех! Слёзы! Горечь поражения! Радость победы! Удивления! Открытия! Восторг! И … желание читать, читать и ещё раз читать.

Да, начинают именно читать, а не «проходить» программные художественные тексты. Читают все и всё. Иногда признаются, что не очень интересно, не совсем понятно, но будущая игра, ожидание её, подготовка к ней как бы подстёгивают ребят. Они почувствовали безграничность своих возможностей, стали вести себя раскованно и непринуждённо в незнакомой обстановке, поверили в себя, научились быстро ориентироваться в тексте, внимательно читать, СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ рядом стоящего человека, появилось желание творить.

А какие поделки, рисунки, плакаты, книжки-малышки, костюмы готовят школьники! У педагога снова радость, рождается чувство гордости: сельские дети так талантливы, так способны, так активны, так умны и внимательны, так добры и чувствительны…

К литературной игре потихоньку начинают подключаться и родители, некоторые из которых раньше сетовали на то, что дети не читают, что ребёнка не заставишь сесть за книгу. Они всегда приглашаются на все литературные игры. Сначала приходили в качестве зрителей, а потом и сами стали участниками игр «Что? Где? Когда?» по поэме А. Твардовского «Василий Тёркин», «Звёздный час» по повести А. Гайдара «Судьба барабанщика»… Позже мамы и папы, бабушки и дедушки признавались, что кое-кто из них за последние годы первый раз взял книгу в руки, что пришлось даже вести конспект произведения в ходе чтения, чтобы не пропустить детали и не упасть в грязь лицом перед собственным ребёнком. А какое счастье светилось в глазах взрослых, когда они видели, как находчивы, доброжелательны, смекалисты их дети в игре. Родители ещё испытывали удовольствие от того, что выигрывали у своих собственных детей. Ведь как тогда рос их авторитет в глазах ребят!

Таким образом, применение литературной игры в педагогической даёт очень хорошие результаты. Они налицо: во-первых, появляется интерес к чтению и к литературе, причём, учащиеся читают книгу не поверхностно, а очень внимательно и сосредоточенно, боясь пропустить детали, которые затем окажутся важными при анализе текста; во-вторых, материал по теме обобщается не скучно и сухо, а непринуждённо и с большим желанием и охотой; в-третьих, развиваются разные виды речевой деятельности, в том числе выразительное чтение любого текста; в-четвёртых, раскрываются способности детей, все видят, как может быть талантлив и сообразителен их одноклассник; в-пятых, формируется чувство коллективизма , ответственности за порученное дело, чувство долга, человеколюбие. Поэтому именно литературная игра как составная часть игровой технологии является эффективным средством обучения и воспитания школьников.

Статьи по теме: