Игры про масленицу для детей сундук идей. Сценарий гуляния на масленицу с играми и конкурсами "как на масленой неделе". Народные игры на Масленицу для старших школьников

Масленица в православном христианстве предшествует началу Великого поста, ее второе название – мясопустная неделя.

Празднование Масленицы из года в год происходит в разные дни, но строго за семь дней до начала православного поста.

Празднование в народе начиналось с субботы, которую называли малой Масленкой.

В этот день было принято всем детям кататься на санях с горок, а взрослые при этом подмечали, чей ребенок проедет дальше, — считалось, что в его семье будет самый большой урожай льна.

Традиций связанных с еще дохристианским значением праздника, именовавшегося тогда Комоедица, было очень много, а самыми веселыми из них являлись игры на Масленицу, вот некоторые из них:

1) Снежный тир . В специально построенном для развлечений зимнем городке устанавливали мишени, в которые люди метали снежки. Они представляли собой щиты из досок размером метр на метр, с нанесенными на них концентрическими окружностями. И начиналось веселое соревнование.

Правила такие же, как и в летнем варианте, но во-первых команды соперницы стоят спиной друг к другу, а во-вторых – на скользком льду или снегу это соревнование выглядит куда зрелищнее и забавнее.

3) Стенка на стенку . В нашем ослабевшем и прорастающем толерантной заразой обществе такие развлечения не в чести, но раньше, когда люди были здоровее и веселее эта игра была весьма популярна.

«Бойцы» делились на две команды, около часа раззадоривали друг друга насмешками над соперниками и боевым кличем, а потом сходились в рукопашной схватке.

Тяжелых увечий старались друг другу не наносить, но зато одежда участников состязания восстановлению не подлежала.

Играют в нее дети, они становятся в круг, держа руки за спинами. Ведущий – «Заря» ходит с ленточкой позади них и читает считалочку, с последними словами которой кладет свою ленточку на плечо одному из участников.

Игрок, на которого попала ленточка, хватает ее и вместе с «Зарей» начинает бежать по кругу, но в разные стороны. Тот, кто не успеет занять свободное место, сам становится ведущим и игра повторяется.

5) Малечина-калечина . Игроки выбирают водящего, берут в руки по небольшой палочке и читают считалку. Как только произнесены последние слова, каждый должен поставить палочку на свою ладонь или на палец и стараться продержать ее как можно дольше.

Выигрывает тот, чья палочка упадет последней. Ведущий вправе давать игрокам задания, например, пройтись или присесть, удерживая при этом палочки в равновесии.

. Водящий читает специальную считалку, при этом давая задания игрокам, к примеру – спеть, станцевать, попрыгать. Все должны выполнять эти задания, кто не справляется или справляется недостаточно хорошо, отдает свой фант водящему.

Игра прекращается, как только в руках у водящего окажутся пять фантов. Каждый из тех игроков, чьи фанты попали туда, должны их выкупить, выполняя различные смешные задания, на какие только хватит фантазии у водящего. После того, как будет выкуплен последний фант, выбирают нового водящего и игра повторяется сначала.

7) Петушки . На небольшой площадке чертится круг, в него заходят двое игроков. Каждый из них стоит на одной ноге, согнув другую в колене и придерживая за пятку рукой. Побеждает тот, кто сможет вытолкнуть соперника за пределы круга, толкать можно только плечами.

В наши дни перечень игр, к сожалению, сужается, но, все же, они продолжают быть непременным атрибутом этого веселого и древнего праздника, наравне с блинами, сжиганием чучела Зимы и катанием на санках.

Кроме того забавы, соревнования и игры сохраняют гуляющий люд от мороза, ведь на Масленицу не редки довольно серьезные холода, не смотря на то, что она олицетворяет встречу весны и наступление теплых деньков.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

В данной разработке представлен сценарий проведения праздника. Ребятам было предложено поучаствовать в Ярмарке развлечений (в зимних забавах) и сжечь чучело, для того чтобы Зима уступило место Весне.

Цель мероприятия : приобщение к празднованию русских народных праздников.

Задачи мероприятия :

  1. познакомить учащихся с обычаями и традициями празднования Масленицы;
  2. расширить общий кругозор учащихся;
  3. развивать ловкость, быстроту, координацию движений, логическое мышление;
  4. создать у учащихся атмосферу праздника;
  5. воспитывать дружеские отношения, уважения к укладу жизни, быту, обычаям предков.

Формы организации деятельности : театрализованная инсценировка, игры-соревнования.

Ход мероприятия

Звучит веселая музыка выбегают скоморохи.

1-й скоморох: Все! Все! Все! На праздник! Масленицу встречаем, зиму провожаем, весну закликаем!

2-й скоморох:

Эге-гей, ребятня,
Вы послушайте меня!
Я скажу вам по секрету,
А вы дальше всему свету,
Что сегодня здесь у нас
Для веселия - раздолье:
Будут музыка и пенье,
Танцы, игры, развлеченья
Очень интересные,
Просто расчудесные!
Сегодня здесь закон простой:
«Пой и танцуй, танцуй и пой!»
Простим сегодня все ошибки,
Но не отсутствие улыбки!

1-й скоморох: Приходите, разомните кости! Сегодня Масленица приглашает в гости!

2-й скоморох:

К нам, сюда! Собирайся, народ!
Сегодня вас интересное ждет!
Игры, забавы, веселье и смех,
Праздника хватит у нас для всех.

Все собрались в большой хоровод.

Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие, долгожданные! У нас сегодня - Разгуляй! Четвертый день Великой Масленицы! Масленица! Масленица! Широкая масленица!

1-й скоморох: Будем зиму провожать и весну встречать, веселые русские песни петь да в игры играть.

2-й скоморох: Глядите-ка, кто к нам идет! Это же сама Зимушка к нам шествует.

Музыка для зимы.

Зима. Здравствуйте люди! Не надоела ли вам зима долгая? Может быть, вам еще морозца добавить, снега напоропшть?

Скоморохи (вместе). Не нужно нам такой радости, промерзли мы до косточек, зуб на зуб не попадает, ждем не дождемся денечков теплых. Может, ты уступишь место Весне?

Зима. Посмотрю, подумаю. Если рассмешите меня, позабавите, может быть, и уступлю место Весне.

Ведущий: Ребята, вы хотите, чтобы Весна наступила? Попробуем рассмешить, позабавить Зиму?

1-й скоморох: Не хочет зима так уходить, хочет, чтоб позабавили ее!

2-й скоморох: Вы готовы участие в зимних забавах принять?

1-й скоморох: Тогда, открываем нашу Ярмарку Развлечений.

Ведущий: Для того, чтобы участие принять в Ярмарке каждому классу необходимо получить «Билет развлечений» и следовать указанному маршруту. Закончив, все задания собираемся здесь с вами. И узнаем, смогли ли мы Зиме угодить?

1-й скоморох: Мы начинаем!

Музыка.

Ярмарка развлечений

  1. Тир Деда Мороза. Какая же зима без игры в снежки? На свежем морозном воздухе нет лучшей забавы азартной, согревающей. Установите на площадке мишени для метания снежков. Самый простой вариант - деревянные щиты размером 1 х 1 м с начерченными на них несколькими окружностями диаметром 30, 60 и 90 см (можно сделать их в виде чучела Масленицы или Снеговиков или просто наклеить на щит изображения из плотного картона или нарисовать на щитах). Щиты можно врыть в землю на столбах, повесить на стену или на забор. Если нет возможности сделать мишени, их просто можно нарисовать на глухой стене дома или заборе. Побеждает самый меткий.
  2. Конкурс – эстафета «Посади картошку». У первого участника каждой команды ведерко с 6 «картошками». По сигналу ведущего первый участник бежит к начерченной линии и выкладывает по одной картошке в «лунки», выкопанные в снегу и покрашенные краской. Закончив работу, первый участник возвращается к команде и передает ведерко второму участнику. Второй участник собирает картошку и передает ведерко с картошкой третьему участнику. Третий – «сажает» картошку и т.д.)
  3. «Петушиные бои». На снегу начертить узкую «тропинку». Участникам предлагается сбить соперника подушкой. Тот кто выйдет за черту тот и проиграл.
  4. Боулинг. Цель: сбить кегли. Командный зачет: кто больше собьет. Каждому дается по одной попытке.
  5. Частушки о масленице, зиме
  6. Метание метелок. Замечательно это соревнование на свежем воздухе, веселое и простое: это первенство в метании метлы на дальность. Для такой забавы нужно взять несколько метелок без древка. Какая же зима без дворника с метлой, расчищающего снег? Проводим соревнование на звание Почетного дворника. Побеждает тот, кто дальше всех бросит метелку или собьет снежную фигурку.
  7. Загадки (о праздничных днях масленицы)
    Из оконца в оконце - золотое веретенце. (Солнечный луч)
    С неба пришел, в землю ушел. (Дождь)
    Красное коромысло через реку повисло. (Радуга)
    Без языка, а говорит. Без ног, а бежит. (Ручей)
    Старый дед, ему сто лет, мост намостил. Пришла красна, весь мост разогнала. (Мороз и весна.)
    Что не сеяно весной родится? (Трава)
    Маленько, зелененько все поле покрыло. (Весенний луг.)
    Матушкой весной - в платьице цветном, матушкой зимой - в плаще белом. (Поле)
    Начали братцы из люльки выбираться. На землю упали - зелеными стали. (Прорастающее зерно.)
    Летом ходит без дороги возле елок и дубов, а зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)
  8. Также можно провести игру «Воробьи и вороны» (если быстро отгадают загадки). Правила игры: игроки делятся на две команды - «воробьев» и «ворон». Ведущая произносит: «Воробьи!», участники этой команды ловят «ворон». Внезапно ведущая произносит «Вороны!», и все происходит наоборот, «вороны» ловят «воробьев». Игра динамичная, не нужно ее затягивать, главная цель - согреться, получить заряд бодрости.
  9. Гонки на метелках. На снегу рисуется длинная полоса - трасса, вдоль нее расставляются змейкой пластиковые бутылки, участники (можно целую семью усадить) садятся верхом на длинные метлы и бегут к финишу.

Примечание: если метелки найти проблематично, замените их на веники или лопаты для расчистки снега.

Музыка.

1-й скоморох:

Эй, народ! Собирайся в хоровод.
Хорошо мы праздник начали.

2-й скоморох: Интересно Зимушку уважили?

Зима: Повеселили вы меня. Может, думаю остаться мне. Вам же хорошо со мной. Игр хороших зимой столько существует. Зачем мне уходить?

Ведущий: Да, Зима нам хорошо с тобой! Но хочется, чтоб солнышко согрело нас теплом своим.

Зима: Тогда еще одно задание для вас. Справитесь, уступлю. Вытянуть Весну вам нужно. С одной стороны моя команда, с другой соперницы моей.

Ведущий: Да, в старину на Масленицу одной из забав было перетягивание каната, давайте и мы будем следовать традиции.

1-й скоморох. Кто сильнее из парней, выходи, не робей! Живо беремся за канат, тот, кто перетянет, будет рад. Он самым сильным станет и подарочек достанет.

Канат можно перетягивать как в индивидуальном зачете, так и командами.

Главное, чтобы силы участников были примерно одинаковы. За этим должны проследить взрослые помощники ведущей.

Скоморохи могут помогать участникам соревнований, а могут «дурачиться», изображая помощь.

Зима. Смотрю я, что скоморохи зря зиму провели, в снежки не играли, с горы не съезжали. Наверное, погощу я еще у вас, снегом-морозом угощу, Весну не пущу.

Ведущая. Подожди, Зима, давай спросим у ребят, как они зиму провели. Ребята, снега для лыжных прогулок хватало всегда?

Дети (хором ). Да!

Ведущая. С горок вы быстро съезжали всегда?

Дети (хором ). Да!

Ведущая. Зимушка! Спасибо тебе за снежок, за снежные горки, за каток и быструю лыжню.

1-й скоморох. А теперь уступи место Весне-красне. Она уж не за горами.

2-й скоморох. Поможет нам в этом Масленица.

Зима. И где же это ваша помощница?

Ведущая. Для этого встать в хоровод нужно и песню спеть дружно.

1-й скоморох. Только скорее б она приехала, веселая, задорная, разгульная, а не смирная.

2-й скоморох. Эй, ребята поем песню с вами «____»

Дети поют и Масленица появляется.

Ведущая. Масленица длилась семь дней.

1-й скоморох. Первый день - «Встреча», Масленицу мы уже встретили. Переходим ко второму дню.

2-й скоморох. Второй день - «3аигрыш». Парни с девками с горочки катаются, познакомиться стараются.

1-й скоморох. Зима длится долго-долго, а Масленица бежит быстро. Объявляется день третий - «Лакомка».

2-й скоморох. А чем лакомятся на Масленицу?

Дети (хором ). Блинами!

1-й скоморох. Четверг - день самый-самый масленый - «Разгул».

2-й скоморох. День пятый - «Тещины вечерки». В гости к зятьям на блины тещи жаловали.

1-й скоморох. Шестой день - «Золовкины посиделки».

2-й скоморох. В эти дни устраивались семейные чаепития с поднесением подарков.

Ведущая. Заканчивалась Масленица Прощеным воскресением. Все просили друг у друга прощения, а затем сжигали чучело Масленицы и окончательно прощались с Зимой.

Зима (которая все это время наблюдала за происходящими событиями). А может, передумаете еще? Зачем вам эта Весна, со мной вон как весело, снежно, морозно, свежо!

1-й скоморох. Нет, Зимушка, прошла твоя пора.

2-й скоморох. Государыня-Масленица, мы тобой хвалились, блины ели, веселились! Наступил твой час, уходи от нас!!!

Ведущая. Ну, что ж, ребята, пришла пора Зиму провожать - Масленицу жечь! Давайте скажем ей хором слова, которые давным-давно произносили славяне.

Дети (хором ). Масленица-обманщица, до поста довела - сама удрала! Масленица, воротись, в новый год покажись! Гори, гори ясно, чтобы не погасло!!!

Сжигаем чучело, и Зима уходит.

Музыка. Выход Весны.

Весна. Здравствуйте, ребята, педагоги, гости дорогие. Рассказала мне Зима, что вы петь умеете, и плясать, в игры разные играть. Повеселили вы Зиму, вот она мне дорогу и уступила.

Скоморохи. Прощай, Зима! Да здравствует Весна!

Весна.

Как на проводы зимы, из печи блины летели,
Ух вы мои, скоморохи, не скупитесь, масленым блинком поделитесь!
А мы вам с ребятами споём песню « Блины»

Песня «Блины».

Ведущая. Вам спасибо за внимание, за активное старанье, за веселье, шутки, смех. И награда будет для всех! Приглашаем на блины, к самовару.

Игры и забавы на Масленицу.

"Три ноги"

Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Парана "трёх ногах" добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.

Командная эстафета, где требуется разбивка на пары. Одному из пары придётся стать тачкой

Грузовым транспортом с одним колёсиком и двумя ручками. Роль колёсика будут играть руки, а ручек

Ноги. По команде игрок

- "тачка" ложится на землю, делая упор на руках, а "водитель" берет своего партнера за ноги, чтобы корпус "тачки" был параллелен земле. "Тачка", двигаясь на руках, должна доехать до поворотного флажка и вернуться назад, где уже готова к движению другая "тачка".

"Русская метла"

Шуточное первенство в метании метлы на дальность. Метлу удобнее взять без древка.

"Кто быстрее на метле"

На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.

"Метла на лбу"

А теперь попробуйте, как можно дольше поносить на лбу.

"Русская красавица"

Девушки проходят сначала хороводом, показывая свои костюмы. Затем проходят с коромыслом и полными ведрами воды, показать свою стать, походку.

"Русская баня"

Банным сухим веником "попарить" противника, кто быстрее обобьет об него веник.

Концертные конкурсы :

Частушки (Хочешь победить подружку, Спой веселую частушку).;

Ложечники (Попробовать играть на ложках под аккомпанемент баяниста);

Перепляс ("Барыня", "Цыганочка", "Яблочко", "Семеновна").

Аукцион пословиц о блинах, масленице.

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих

- "заря" ходит сзади с лентой и говорит:

Зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг.

Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Игра начинается с переклички водящего с игроками :

Динь, динь, динь!

Кто там?

Откуда?

Из города …

А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания.

Дети считают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.

"Подари платочек симпатии"

На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные носовые платочки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный.

"Петушки"

На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих

Вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одной ноге. (Толкают друг друга плечами).

"Малечена-калечина"

Играющие выбирают водящего.

Каждый игрок берет в руки небольшую палочку (длиной 20-30 см). Все произносят такие слова:

Малечена

Калечина,

Сколько часов

Осталось до вечера,

До зимнего?

После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь или любой палец руки. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет.

Ведущий может давать разные задания : играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Игра "Вишенка"

Забава для молодых парней и девок на выданье. Главное побольше разбег, повыше да подальше полететь, а там руки товарищей добросят тебя до девки, которую и поцелуешь. После полета по волнам из сцепленных рук на пару десятков метров поцелуй получается особенно чувственным. Главное

Вовремя затормозить, а то пролетишь.

Игра в "оплеухи"

Старая добрая забава. Узкая лавка и скрещенные ноги мешают наносить жесткие удары напряженной рукой. Один из участников попытался так сделать, да еще и кулаком, что против правил, но ему же стало хуже

Он стал жертвой собственной непогашенной инерции и узкой скамейки и полетел на землю.

"Бой мешками"

Для боя мешками нужно огородить площадку. Эта разновидность борьбы, где одну руку надо держать плотно прижатой к пояснице, действовать можно только одной рукой. Здесь большее значение приобретает умение двигаться, чувствовать движение противника, использовать его инерцию.

"Снежный лабиринт"

На ледяной или снеговой площадке предварительно чертят схему лабиринта в форме квадрата или круга с двумя выходами на противоположных сторонах. Сначала снегом выкладывают внутренние секторы лабиринта, затем, двигаясь от центра к краям,

Стены. Они не должны быть высокими (до 1 м), чтобы легко было обнаружить того, кто заблудился в ходах лабиринта. Ширина ходов

80-100 см. Если снега много, можно сделать лабиринт, вынимая снег лопатой и укладывая его по сторонам ходов. Лабиринт можно не строить, а протоптать на площадке запутанные ходы.

"Снежный тир"

В зимнем городке можно установить постоянные мишени для метания снежков. Лучше всего если это будут деревянные щиты размером 1*1 м с начерченными на них концентрическими окружностями диаметром 30,60 и 90 см. Щиты можно установить на врытых в землю столбах, повесить на глухую стену или на забор.

Наверное, стоит сделать и особую стенку тира, на которую можно ставить мишени, их ребята будут сбивать снежками.

"Снежная горка"

Высота горки может быть разной, здесь важно наличие большого пространства. Угол горки должен быть по длине в три-четыре раза больше её высоты. Ширина площадки, где ребята готовятся к спуску, и дорожки на раскате

Не менее 1 м, а ширина санной колеи

1,5 м. Чтобы сделать горку, надо во время оттепели скатать снежные комья и сложить их кучу. Затем снег утрамбовать ногами или лопатой, срезать лишний снег и сделать из него барьер или лесенку. Полить горку холодной водой, иначе могут образоваться проталины.

Можно соорудить и более сложную горку с поворотами, промежуточными подъёмами и спусками, декоративными арками. Разница между уровнями старта и финиша должна составлять 3-5 м.

"Ледяная карусель"

Этот аттракцион пользуется большим успехом у детей. Столб, в верхний конец которого вгоняется металлический стержень (например, лом), вкапывают землю или вмораживают в лед. Его высота

70-80 см. Затем на металлический насаживают старое (или специально сделанное) колесо. К колесу прикручивают проволокой или прибивают гвоздями длинные шесты, а к ним подвязывают санки. Дорожку, по которой будут катить сани, очищают от снега и заливают водой. Для большей устойчивости санки можно сделать широкими (60-90 см) или скрепить вместе двое саней.

Вокруг столба снег посыпают золой или песком, чтобы не было скользко ребятам, которые будут раскручивать карусель.

"Ледяной столб"

На масленицу ставили высокий столб, потом его обливали холодной водой, и на оледеневший столб подвешивал подарки на разном расстоянии друг от друга. Игроки должны попытаться залезть на этот столб, но они соскальзывают с него, и побеждает тот, кто сильнее и упорнее старается преодолеть препятствия, чтобы долезть до конца и достать самый дорогой приз.

"Катание по шестам"

Эта народная забава когда-то была широко распространена в лесистых губерниях России. Устраивали ее и некоторые другие народы. На склоне горы или бугра, иногда специально награбленного из снега и плотно утрамбованного, кладется под уклон параллельно друг другу на расстоянии около 1 метра два ровных, гладко обструганных шеста (жерди) длиной 15-20 м. Бывает и так, что искусные мастера "приращивают" к каждому шесту еще один или несколько, доводя длину до 50 и более метров.

Но соединения должны быть очень прочными и гладкими, чтобы, проводя рукой, не ощутить заметного уступа или зазора. Получаются как бы два гладких рельса, по которым можно скатиться с горы. Шесты неоднократно поливают водой, чтобы они прочно вымерзли и стали скользкими. Заливают и хорошенько раскатывают так же площадку, по которой будут катиться съехавшие по шестам.

Желающий прокатиться по шестам подбирает себе напарника примерно одинаково по росту и весу. Желательно, чтобы обувь у обоих была с каблуками, которые помогают устойчивее держаться на шесте и не соскальзывать с него. Напарники встают на шесты лицом друг к другу, поддерживая один другого руками за плечи или талию. Впрочем, способы могут быть самые разные, лишь бы устоять при быстром скольжении вниз.

Согласованность действий, умение удерживать равновесие, изобретательность, смелость позволяют некоторым прокатиться в самых удалых и комических позах. Это прекрасное народное зрелище для зимнего праздника. Особенно увлекает катание по шестам молодежь и подростков.

"Перетягивание каната"

Пусть на Масленицу оно будет не совсем традиционным. Подготовка

Как в обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу. Игры и забавы на Масленицу. Игры на Масленицу. Конкурсы на Масленицу "Три ноги" "Тачка" "Русская метла" "Кто быстрее на метле" "Метла на лбу" "Русская красавица" "Русская баня" Концертные конкурсы: Аукцион пословиц о блинах, масленице. "Почта" "Подари платочек симпатии" "Петушки" "Малечена-калечина" Игра "Вишенка" Игра в "оплеухи" "Бой мешками" "Снежный лабиринт" "Снежный тир" "Снежная горка" "Ледяная карусель" "Ледяной столб" "Катание по шестам" "Перетягивание каната"

Ольга Пигарева

Если вы собираетесь провести развлечение на Масленицу в группе, где немного места, то предлагаю несколько игр и забав из своего опыта работы. Я проводила их со своими детьми разных выпусков на масляничных посиделках с родителями.

1. Забава «Чугунок» (для старшего дошкольного возраста). Оборудование: ухват и чугунок. Задача участника: пронести чугунок по заданному маршруту и не уронить. Эта забава очень нравиться мальчишкам. Им кажется, что это легко. Но во время выполнения вдруг понимают, что не так-то просто это сделать, что чугунок вот-вот упадет, нужна сноровка и сила, чтобы удержать ухватом чугунок во время движения и донести до печки.


2.Забава «Испеки свой блинчик» (для всех возрастов).

Оборудование: вырезанные из картона черного цвета сковороды на каждого ребенка на который уже приклеен круг белого цвета меньшего диаметра, цветные карандаши или мелки. Задача участников: нарисовать свой «особенный» блин. По завершению забавы все блины затем вывешиваются на всеобщее обозрение. После развлечения каждый забирает домой свое творчество и дарит маме.



3.Забава «Веселые музыканты» (для всех возрастов).

Оборудование: глиняные или деревянные свистульки или детские народные инструменты. Самые задиристые мальчишки тоже хотят посвистеть в свистульки. Но не просто посвистеть. А сыграть знакомую мелодию, например, «Жили у бабуси два веселых гуся». В этом году наши родители подарили нам много детских деревянных инструментов. Так что оркестр на Масленицу нам обеспечен.


4. Забава «Коза-дереза» (для всех возрастов). Оборудование: народная кукла-оберег Коза. Коза считалась на Руси символом веселья, радости, богатства, здоровья и жизнеспособности. Ее украшали ленточками и бантиками. Каждая ленточка - загаданное желание, козу старались задобрить, чтобы жизнь в новом году была веселой и беззаботной. Коза - кукла радости, веселья. Оберег хорошего настроения. Своими колокольчиками она словно дарит свое веселье и жизнерадостность и отгоняет тоску и печаль из сердца. Когда я ее вношу,то спрашиваю: «А какую потешку вы знаете про козу?». И дети начинают рассказывать «Идет коза рогатая». В конце потешки «бодаю» козой всех по кругу и даю куклу самому серьезному или расстроенному ребенку. Теперь его задача следить, чтобы все веселились, иначе Коза того «забодает».


5.Забава «Петрушка» (для всех возрастов).

Оборудование: говорящая кукла Петрушка. Появление игрушки – сюрприз для детей. Петрушка- балагур, потешник, весельчак. Он пришел в гости к детям повеселить их. Ведь без Петрушки не обходилось ни одно народное гуляние. Нажимаю на живот куклы и оттуда слышится: «Я – веселая игрушка, а зовут меня – Петрушка!». Обычно Петрушка загадывает веселые загадки с ответами в рифму, типа «Днём и ночью петушок что там носит?. (Гребешок, предлагает станцевать. Так как наступил год Петуха, в этом году Петрушка предложит малышам станцевать танец Петушков (импровизацию - изобразить как бы танцевали петушки на нашем празднике) под очень ритмичную музыку. А для старших дошкольников может провести игру «Петушиный бой».


6. Игра «Петушиный бой» (для старшего дошкольного возраста). Оборудование: мел. Рисуется круг. Выбираются два ребенка. Это – петушки. Входят в круг. Каждый из играющих встает на одну ногу, а другую в это же время сгибает в колене и поддерживает за пятку одной рукой. Задача участников игры заключается в том, чтобы вытолкнуть противника из круга, причем, не используя при этом руки и стоя в это время на одной ноге.

7. Русская игра «Почта». Оборудование: нет.

Это игра-диалог. Ее нужно разучить заранее. Тогда будет веселее играть. Вообще в эту игру можно играть когда хотите и где хотите.

Ведущий: Тук-тук!

Дети: Кто там?

Ведущий: Почта!

Дети: Откуда?

Ведущий: Из города!

Дети: А что в городе делают?

Ведущий: хлопают в ладоши!

Дети начинают хлопать в ладоши. А ведущий через минуту начинает игру заново, но после слов "А что в городе делают?", дает другое задание и так до бесконечности.

8. Можно провести игру «Где мы были, мы не скажем, а что делали -покажем». Выбирается ведущий. Он выходит за дверь. А все договариваются, что они будут изображать и зовут ведущего. Тот входит и спрашивает: «Где вы были? Что вы делали?». Все хором ему отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем» и показывают без слов. Задача ведущего- отгадать, что изображают.

7. Закончить развлечение можно показом инсценировки русской народной сказки. В нашем случае это была сказка «Волк и козлята» . Оборудование: декорации и шапочки героев. Все дети были в русских народных костюмах.


Публикации по теме:

Описание педагогического опыта «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности» Многолетний опыт работы в дошкольном учреждении убедил меня в том, что самое трудное для дошкольников – это развитие связной речи у каждого.

Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы) Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Знакомство с магнитным конструктором мы начали с младшей группы. Магнитный конструктор способен предоставить широчайшие возможности для.

Игры и упражнения для гиперактивных детей 5–6 лет Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственна двигательная.

Как кусочки сладкой ваты Белый снег летит куда-то И на радость детворе Покрывалком во дворе Белый снег ложиться И опять кружиться Не боюсь.


Наша Масляница годовая,
Наша Масляница разгульная.
Она гостийка дорогая,
Она гостийка широкая!
Она пешею не ходит!
Она пешею не ходит,-
Все на кониках разъезжает,
Все на кониках разъезжает.
Кони-коники-то вороные,
Слуги, слуги все молодые...
Здравствуй, Масляница!
Госпожа весёлая да затейливая!

Игра "Летела корова"

Для этой игры вам понадобится как минимум пять участников. Все становятся в круг и соединяют руки: ладонь правой руки каждого игрока должна лежать горизонтально, сверху ладони игрока, стоящего справа. На ладони левой руки каждого игрока сверху должна лежать ладонь соседа слева. Далее игроки по очереди хлопают по рукам соседа (правой рукой по ладони соседа слева) и произносят считалку (каждое слово следующий игрок): "летела корова, ляпнула слово, какое слово сказала корова?" Тот игрок, на котором считалка заканчивалась, называет любое слово - например, "солнце". Дальше "хлопанье" продолжается, но называются буквы - С-О-Л-Н-… и так далее, до последней - Е. Игрок, называющий последнюю букву, при хлопанье должен ударить по ладони соседа. Задача соседа - отдернуть руку до того, как по ней ударили, но не раньше, чем произносится буква.

Игра "Заря"


Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарёй. Игра повторяется.

Игра "Маша-растеряша"


Дети, принимающие участие в этой игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления, и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не разорвать цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь. Тот, кто падает - выходит из игры. Главное в этой игре продержаться до конца.

Игра "Золотые ворота"


В игре "Золотые ворота" двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются "воротики". Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.

"Воротики" произносят:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После этих слов "воротники" резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся "воротиками". Постепенно количество "ворот" увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся "воротами".

Игра "Бубенцы"


Это старая русская игра, она отлично подойдет для праздника Масленицы. Игpоки встают в кpуг. В центр выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, а дpугой с повязкой на глазах.

Все остальные поют:

Тpынцы-бpынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмуpка" должен по звуку бубенца догадаться и поймать увеpтывающегося от него участника с бубенцом. Когда участник с бубенцом пойман, он становится "жмуркой", а предыдущий "жмурка" превращается в обычного игрока.

Игра "Солнышко"

(Для детей 3-4 лет)


Для этой игры потребуется два листа побольше (например, А3 или ватман), на каждом листе нарисован большой круг (будущее солнышко) и пару фломастеров. Дети делятся на две команды. Каждая команда становится напротив своего будущего рисунка, в нескольких метрах от листов, после чего каждый участник поочередно подбегает и рисует лучик солнышку. Выигрывает та команда, которая быстрее всего дорисует солнышко.

Статьи по теме: