Когда шесть лет — еще не возраст: рецензия на Valkyria Chronicles. Обзор и оценки Valkyria Chronicles Remastered — отличный сплав аниме и пошаговой тактики

Платформа: PlayStation Portable (PSP)
Жанр: Tactical Role Playing Game
Разработчик: Sega
Издатель: Sega
Игроков: 1-4

TRPG – замечательный жанр, погрязший в самоповторах. Как в сюжетных, так и в геймплейных. Всё реже можно встретить оригинальный сеттинг, и всё чаще приходится наблюдать за полем боя, поделенным на клеточки, с высоты птичьего полета.
Изредка разработчики пытаются отойти от стандартов жанра, а еще реже из этих попыток в итоге получается хорошая игра. Одну из таких удачных попыток мы сегодня и рассмотрим.

Первая часть Valkyria Chronicles вышла на консоли Playstation 3 в 2008 году. Игра обладала великолепной графикой, стилизованной под акварельные рисунки, оркестровым саундтреком и необычной боевой системой, которая открывала новый простор для тактической мысли.
Valkyria Chronicles была тепло принята критиками и выиграла множество наград, но за пределами Японии, к сожалению, очень плохо продалась. Несмотря на это в 2010 году вышло её продолжение. И, к всеобщему удивлению, оно вышло на PSP.

Урок истории

Действие игры разворачивается в Европе 1937 года в стране Галлия. После событий первой Valkyria Chronicles в Галлии сформировалась повстанческая группировка, состоящая из аристократов и военнослужащих, недовольных тем, что у власти находится эрцгерцогиня расы дарксен. По легенде, много лет назад племена дарксенов вели между собой жестокую войну, используя оружие массового поражения и убивая тысячи невинных людей. Остановить их смогли лишь валькирии, пришедшие с севера. Дарксены проиграли войну и даже спустя несколько сотен лет их раса продолжает презираться. Они не имеют фамилий, не могут работать по многим профессиям, а некоторые из них и вовсе лишены жилья.

Повстанцы боготворят валькирий и считают, что дарксены приведут за собой новое зло. Армия Галлии все еще не оправилась после предыдущей войны и поэтому в боевых действиях все чаще участвуют студенты военных академий. За одного из таких студентов нам и предстоит играть.

Знакомьтесь, Аван Хардинс – веселый и амбициозный парень, который поступает в военную академию, чтобы узнать подробности о пропаже своего брата Леона, который учился там до него. Вместе с Аваном вам придется пройти обучение в академии, узнать, что случилось с Леоном и положить конец войне.

Военное дело

Игра поделена на две большие части. Первая представляет собой исследование академии, просмотр сюжетных сценок, улучшение оружия и экипировки, а также покупку новых миссий. Большинство сюжетных сцен и диалогов персонажей представлены в стиле визуальной новеллы, однако присутствуют и видеовставки, которых, к сожалению мало.

Вторая же часть - это собственно боевые действия. В игре пять основных классов: разведчик, солдат, копьеносец, инженер и бронированный техник. Со временем вы сможете улучшать представителя каждого класса, давая ему более узкую специализацию. Так со временем разведчик может стать снайпером, а инженер – медиком.
У каждого персонажа также есть набор уникальных скиллов (в игре они называются потенциалами), которые активируются при выполнении определенных условий в битве (например, при атаке, когда рядом находится союзник или во время передвижения по траве). Потенциалы могут оказывать как положительный (повышение наносимого урона, восстановление боезапаса), так и отрицательный эффекты (потеря хода, понижение точности стрельбы).

Во время вашего хода вы получаете определенное количество Command Points (CP), которые можно тратить на передвижение персонажей или приказы (дают различные бонусы, например, повышают урон или открывают карту).

Выбрав юнит, которым будете ходить, игра переключается на вид от третьего лица, и вы получаете контроль над персонажем. Во время хода вы можете передвигать героя (во время передвижения расходуется полоска AP, которая разная для каждого класса), прятаться в окопах, атаковать, захватывать военные лагеря и прочее. Вражеские войска не будут сидеть на месте и будут вам мешать, открывая огонь, если вы окажетесь в поле их зрения. Во время атаки вы прицеливаетесь в противника на манер шутера, и персонаж стреляет один или несколько раз (в зависимости от оружия). На урон и точность влияет множество факторов: погода, освещение, местность, разброс оружия и то, куда вы стреляете (если целью стал человек, то он получит больше урона при попадании в голову).

Каждый юнит можно использовать несколько раз за ход (хватило бы CP), но с каждым разом его полоска AP будет становиться все меньше и меньше и это может привести к тому, что герой просто не сдвинется с места.

Из недостатков стоит отметить скачущую сложность: начинается игра тяжеловато, но примерно к середине игры, как следует проапгрейдив танк, этим самым танком выносится все живое на карте.
Дисбаланс присутствует и в классах. Зачем, спрашивается, учить бронированных техников закладывать мины и надеяться на то, что на них кто-то наступит, когда можно просто дать им молот в руки и отправить крушить вражескую технику с одного удара?
Полезность приказов тоже сомнительна, так как стоят они весьма дорого. Можно открыть карту за 6 CP, а можно потратить 2 CP на пробежку двумя скаутами и добиться того же эффекта. Даже такие мелочи как повышение точности стоят аж 4 CP.

В общем и целом, сражения играются интересно благодаря столь необычной для TRPG боевой системе, а также разнообразию оружия и классов персонажей, но их изрядно портит дисбаланс.

Количество против качества

Если в чем-то и можно быть уверенным при игре в Valkyria Chronicles 2, так это в том, что она предоставит большое количество контента. Играбельных персонажей свыше тридцати (не считая бонусных), каждый из которых имеет свой характер, и даже мини-сюжет, при прохождении которого откроется уникальная для каждого героя миссия. Проблема кроется в том, что все эти персонажи очень примитивны и односторонни. Есть и стандартная девочка из библиотеки, и высокомерный принц, и даже дворецкий. Складывается ощущение, что все эти герои сбежали из какого-то второсортного комедийного аниме. Зачем нам рассуждения о войне? Давайте лучше пойдем купаться и мериться сиськами.

Не стоит также ждать сюрпризов и от сюжета игры, ибо все неожиданные повороты предугадываются задолго до их совершения.
Не все гладко и с самими миссиями. Их в игре больше 200 (добрая половина из которых открывается после прохождения основного сюжета игры), но самих карт, где происходят боевые действия в игре не так много, поэтому на тридцатом часу игры окружающая обстановка начинает надоедать.

Все эти детали ощутимо портят впечатление от игры и не позволяют наслаждаться ей в полной мере.

Военный марш

Графически Valkyria Chronicles 2 удалась. Анимация на уровне, а модели персонажей соответствуют их портретам. Сами же портреты нарисованы хорошо и каждый из героев имеет свои отличительные черты в дизайне. Аниме-заставок к сожалению мало, но те что есть, очень недурственно нарисованы.
Одной же из лучших вещей в игре является полностью оркестровый саундтрек с большим количеством композиций, каждая из которых использована в нужное время в нужном месте. Здесь есть и боевые марши, и торжественные фанфары, и таинственные прелюдии и многое, многое другое.
Отдельно хочется высказаться об озвучке персонажей. Английские актеры совершенно не стараются и их голоса начинают очень быстро раздражать и бить по ушам. Японские сейю тоже далеки от идеала, но их голоса хотя бы подходят героям игры. От себя посоветую из двух зол выбрать меньшее и играть в undub-версию.

Выпускной

Стоит ли Valkyria Chronicles 2 того, чтобы тратить на неё время? Если вам нравится жанр TRPG и вы желаете попробовать что-то новое, то стоит. Кроме интересной боевой системы в игре есть замечательный саундтрек и неплохая графика. Сюжет и персонажи – самое слабое место игры, но если вы сможете закрыть на это глаза и просто получать удовольствие от геймплея, то игра наверняка придется вам по вкусу.

для домашней системы PlayStation 4. Ранее мы представляли вам несколько любопытных материалов, касающихся данной серии в целом и переиздания в частности: вы можете прочитать ретроспективу трилогии, а находится обзор переиздания на основе японской версии игры. Сегодня же мне хочется представить вам новый материал об этом проекте, в котором я расскажу о нескольких вещах. Во-первых, затрону некоторые интересные механики и возможности, о которых игра не рассказывает игрокам во время обучения и многие могут про них даже не догадываться. Во-вторых, кратко рассмотрю дополнительный контент, который находится на борту PS4-версии игры.


В качестве небольшого вступления мне хочется сказать, что серия Valkyria Chronicles - это одна из лучших франшиз, наравне с серией Yakuza (Ryu ga Gotoku), которая была запущена компанией SEGA в трёх последних поколениях игровых консолей. Совсем старые франшизы, которые вскоре скатились непонятно куда и плавают где-то в новых морях, вроде несколько восстановившейся Shining Force (но до нас качественные новые тактики не доехали) и с головой ушедшей в онлайн Phantasy Star , в принципе можно не учитывать. Тем более, что последняя также игнорирует западный рынок.

События серии Valkyria Chronicles развиваются в альтернативной Европе тридцатых годов - когда в нашей реальности было затишье перед бурей, пока нацисты развивали свои «гросстракторы» и проводили оккультные эксперименты с предшествующими им измерениями черепов людей Тибета. В мире игры уже гремела вторая европейская война - могущественная восточная империя, за прообраз которой вполне очевидно взята Священная Римская империя, смешанная с Третьим рейхом и окрашенная в красный цвет, уверенно продвигается на запад, но палкой в колёсах её наступательных орудий становится небольшая страна Галлия. Мы же оказываемся в роли наспех собранного отряда ополчения, в котором чудесным образом оказывается гениальный командир с отцовским танком, фактически не имеющим равных на поле боя. Впрочем, и противнику есть, что противопоставить нашим героям.

Военный репортёр за работой.


По ходу игры мы будем набирать добровольцев в свой отряд, развивать их, раскрывая боевые потенциалы каждого из рекрутов, включая скрытые способности. Собственно последние - это один из пунктов нашего сегодняшнего материала. Потенциалы - это особые характеристики персонажей, всего у каждого из них около трёх-четырёх основных потенциалов, частенько эксклюзивных для конкретного персонажа. Также есть четыре боевые потенциала, которые развиваются с прокачкой всего класса и они уже нередко общие для всех бойцов одного типа. Штурмовиков, скаутов, гранатомётчиков (копейщиков), инженеров и снайперов. Существенной разницы между обычными и боевыми потенциалами нет - все они оказывают положительное или отрицательное влияние на героя, в какой-то конкретный момент боя.

Прекрасный потенциал у копейщицы Одри, она восполняет всю потраченную амуницию.


Например, у некоторых персонажей есть отрицательные потенциалы вроде склонности к панике под шквальных огнём или после получения урона, у иных есть аллергии к окружению, будь то металлические балки, цвет деревьев, болото или пески пустыни. Такие потенциалы существенно понижают боевые способности героев. Допустим, у милашки Эди есть склонность к панике, и когда она срабатывает, девушка начинает наносить противникам совершенно мизерный урон. Если в нормальном состоянии духа она может убить цель за 6-8 попаданий из 20-30 патронов в магазине, то в состоянии паники за всю очередь она снесёт максимум четверть полоски здоровья врага. Существенно? Ещё как! Поэтому обязательно, отправляя бойцов в сражения, смотрите за их потенциалами. Не засылайте в пустыню тех, кто её ненавидит, и проявляйте аккуратность с паникёрами.

Положительные же потенциалы способны очень круто помочь в сражениях. Самый яркий пример в игре - это Алисия. Пожалуй, самый безупречный персонаж, который фактически обладает только положительными качествами. Её потенциалы позволяют проворачивать приёмы категории «Пробежка Алисии» - приём, с помощью которого можно большинство миссий игры пройти только Алисией и за один, максимум два хода. Исключения составляют две сюжетные миссии, которые связаны с боем против монструозных орудий противника. Их невозможно пройти рашем из соображений сценария. Как пример, можно привести потенциал «Таинственное тело», срабатывание которого полностью исцеляет Алисию, или же потенциал «Сопротивление встречному огню», грандиозно понижающий входящий урон во время пробежки.

Обратите внимание, сколько выстрелов из винтовки нужно Алисии для уничтожения танка. Это действие потенциала «Demolition Boost», который я ниже назову «Разрушительной мощью».


Срабатывают потенциалы, как положительные, так и отрицательные, преимущественно случайным образом, но под воздействием строго определённых факторов. Некоторые, вроде «Абсолютный урон броне» у гранатомётчиков, активируются почти в каждом ходу, в то время как другие, особенно персональные, проявлять себя не спешат. Но их можно заставить. Ведь в игре есть система боевых приказов - Велкин Гюнтер талантливый командир и способен вселять уверенность в своих подчинённых. Следовательно, его приказы имеют колоссальное воздействие. Новые приказы получаются во время прохождения, с прокачкой классов и на кладбище, где можно поболтать с таинственным стариком. Он-то и будет учителем нашего помешанного на природе командира. Среди приказов есть два, которые могут заставить потенциалы одного или всех бойцов на поле боя срабатывать более активно. Первый из этих приказов является частью тактики «Пробежка Алисии».

Под действием определённых приказов Велкина Алисия очень сильна. Но ни один из этих приказов не поможет ей побороть противопехотные мины. Гранатами они не взрываются, от пуль не детонируют. Вот так решили сделать инженеров полезными.


Вообще приказы в Valkyria Chronicles - это механика, вокруг которой продолжительное время не утихали споры. Да и сейчас они периодически всплывают. Дело в том, что данная система позволяет буквально сломать игру, прокачав ту же Алисию приказами вроде «Пробуждение потенциала», «Усиление защиты» и «Разрушительная мощь». В таком состоянии, девушка будет практически неуязвима, а из своей винтовки сможем в 2-3 выстрела пробивать радиаторы бронемашин, вплоть до тяжелых танков, приводя оные к детонации. Собственно, к этому и апеллируют жалобщики на предмет «ломающейся игры». Да, действительно, так можно сделать и даже на протяжении первого прохождения. Но я же считаю такую возможность лишь дополнительным тактическим преимуществом. Ведь игрок может и не использовать приказы вообще.

Когда я проходил игру первый раз на PlayStation 3, то совсем не проникся приказами. Я понял их суть, но хотел оставить игру чистой тактикой с экшен-элементами, без дополнительных влияний на игровой процесс. Второе же прохождение я устроил уже с использованием приказов, совершенно разных. Именно благодаря этой механике в игровую реальность можно воплотить массу интересных и необычных тактик прохождения каждого уровня. Где-то будет легче, где-то сложнее, всё зависит строго от игрока. И винить игру в доступном разнообразии, позволяющим существенно облегчить прохождение при должных навыках и желании, это как-то странно.

Потенциал «Пустынная аллергия» - это очень негативная штука. А вот любовь к Алисии наоборот! Когда она рядом, разумеется. К слову, на симпатии персонажей тоже следует обращать внимание - нахождение рядом с симпатичным конкретному герою/героине соратником, может стать (и скорее всего станет) стимулом для активации потенциала.


Но давайте вернёмся к потенциалам. В игре есть трофей и внутренняя награда, медаль, выдающаяся в том числе за открытие всех скрытых потенциалов у бойцов игрока. Вообще всех. Если вы видите в профиле персонажа дефис вместо названия потенциала, значит от ещё не раскрыт. Ежели красуется диагональный прочерк, то в этой ячейке потенциала нет и быть не должно. Чтобы открыть тайные потенциалы персонажей, разумеется их надо использовать в бою, и сейчас я вам расскажу, как эта штука работает. Скрытый потенциал активируется в два этапа: выполнение условий и раскрывающий триггер. Условия для всех персонажей, кроме ключевых (Алисия, Ларго, Рози, Зака, Велкин), совершенно одинаковы - боец должен набрать пять условных боевых очков, отражающих его полезность. Это можно сделать за один бой. Для одного или нескольких персонажей, но не для всех - их в игре несколько десятков, так что придётся несколько раз переиграть какую-нибудь многолюдную стычку, например битву на площади у мельниц-близняшек в Брюле.

Очки даются за все полезные действия на поле боя: одно очко выдаётся за участие в операции, два очка можно заработать за убийство врага или уничтожение танка. Или исцеление соратника рагнитом. За захват базы противника боец получит три очка, а четыре - за спасение смертельно раненного товарища путём вызова медика. Но есть одно большое «но» - убив даже десять противников в одном бою, персонаж получит не более двух очков за это действие. То же касается любых других полезных для отряда заслуг. Но они аккумулируются и переносятся из боя в бой. Проще всего делать следующее: выбрав многолюдную схватку, позволить одному персонажу умереть, а другим героем, которому нужно прокачать скрытый потенциал, бежать к павшему соратнику и вопить «Медик! Медик!». Затем убивать кого-то из противников и гибнуть самому. Повторять процесс со всеми бойцами - вуаля, шесть очков за бой у нескольких персонажей разом (участие + убийство + спасение).

Данная фраза подтверждает открытие персонажем(-ами) потенциала(-ов). Если не посетить Ирэн, тайный потенциал сам по себе не откроется.


Но этого недостаточно, чтобы раскрылся тайный потенциал. Когда вы точно знаете, что у вас есть герои с пятью и более очками боевой полезности, нужно отправиться в штаб-квартиру ополчения и прогуляться на Кэслфронт стрит, где забавная репортёрша Ирэн Эллет воскликнет нечто вроде «Батюшки, да у вас тут засияла новая звёздочка в отряде, вот бы взять интервью!». Именно данный комментарий является триггером скрытого потенциала. После, можно отправляться в комнату командования и отправлять раскрытых бойцов в резерв, заменяя на новичков, которым лишь предстоит раскрыть свой тайный потенциал. Кстати, раскрыв все потенциалы таких бойцов, как снайпер Оскар и инженер Карл, позвольте им умереть в бою - но не перманентно! Вызовите медика. А затем прогуляйтесь в командную комнату - вас будет ждать сюрприз.

Более очевидный, но всё же пропускаемый некоторыми игроками элемент игры - это дополнительные задания, связанные с кем-то из ключевых персонажей. Именно их прохождение влияет на раскрытие тайных потенциалов Алисии, Ларго, Велкина и Рози. Задания эти называются отчётами и появляются между главами в виде узких закладок меж страниц в левой части экрана. Если видите такую штуку, нажимайте «L1» и листайте, пока не откроется индивидуальный отчёт, посвящённый одному из персонажей. Чтобы такие закладки появлялись, кроме прохождения миссий нужно ещё посещать Ирэн на Кэслфронт стрит и покупать эти самые отчёты, цены на которые варьируются от трёх до ста тысяч. Они представляют собой репортажи пронырливой девчонки, посвящённые дополнительным, не фронтовым событиям, и дополнительно раскрывающие характеры персонажей.

Именно из отчётов можно узнать интересные подробности о персонажах и увидеть их немного в ином свете.


Отчёты и их прохождение на ранг «А» («S» в японской версии) также необходимы для получения платинового кубка. А что ещё необходимо и не является столь уж очевидным - получение бонусного оружия. Всего есть два типа дополнительных образцов вооружения для всех классов - трофейные имперские и подарочные королевские. Первые мы получаем за убийство особых противников, которые есть в сюжетных заданиях и отчётах. Их называют «Тузами» или «Асами», и частенько они очень хорошо спрятаны. Отличает данных врагов от всех остальных их имя - вместо стандартных «Элитный пехотинец», «Скаут» и так далее, над здоровьем уникального противника красуется его боевое прозвище «Освальд Железный», «Старк Сокол» и так далее. Вражеские «Тузы» также есть в сторонних стычках - «Skirmish» - но только на EX-сложности. Которая может заставить ваши нервы кровоточить.

Впрочем, также EX-сложность может стать (и станет) отличным вызовом для больших поклонников тактики и серии Valkyria Chronicles. Противники здесь сильнее и умнее, чем в обычных режимах. Королевские образцы оружия мы получаем после прохождения сюжетных глав, начиная с 11-й. После каждой сюжетной миссии, на окне статистики прохождения, будет появляться приказ от Элеонор Варрот, дескать «Вас ожидает новая медаль». Это действительно может быть медаль за заслуги (трофей), но гораздо чаще в тронном зале, где нас встречает королева Корделия, мы будем получать оружие. Выдаются они в случайном порядке, так что можно сохраняться перед посещением королевы и перезагружаться, если подаренное оружие не устраивает. Например, вам нужны винтовки, а Корделия осыпает Велкина противотанковыми копьями.


На этой ноте можно от не самых очевидных, но несомненно полезных вещей перейти к обзору экстра-контента, находящегося на борту переиздания Valkyria Chronicles Remastered. Эти дополнения были доступны и владельцам оригинальной игры на PlayStation 3 - EX-сложность можно было загрузить бесплатно, а за деньги нам предлагали короткую сюжетную линию Сельварии, командующей армией принца Максимиллиана и по совместительству вражеской валькирии, чьё изображение вы можете видеть в шапке этого материала. И не только. Другим дополнением, также покупаемым за кровненькие, был набор миссий-испытаний для отряда Иди. Эта пепельноволосая милашка стала очень популярной среди игроков, преимущественно благодаря удачному дизайну и голоску, поэтому разработчики просто не могли не воспользоваться этим - они поместили Эди на должность лидера небольшого отряда в рамках седьмого отряда ополчения, и придумали для них несколько крутых испытаний.


Согласно истории дополнения, во время одного из сражений небольшая группа бойцов - Эди (штурмовик), Сьюзи (скаут), Гомер (инженер), Янн (копейщик), Линн (штурмовик) и Марина (лучший снайпер в игре) - оказалась отделена от седьмого отряда. Марина увидела милую собачку и рванула за ней, а Эди на пике своего энтузиазма бросилась за имперскими войсками «вопя, словно баньши», как выразился Янн. Этот парень очень любит дразнить Иди, которая в свою очередь его то и дело лупит. Собственно, ради этого он девушку и раззадоривает - паренёк немного мазохист. В результате таких порывов двух героинь, группа забрела не пойми куда и не знает, что делать. Но вдруг раздаётся канонада - зоркий глаз Марины определяет: «имперские войска атакуют близлежащую деревню». Это ли не хорошая задача для новообразованного «Отделения Иди»?

Задачи, которые ложатся на плечи членов небольшого отряда, представляются не только увлекательными, но и достаточно интересными тактически. Здесь уже не разгуляться с приказами Велкина, которые делали практически из любого персонажа настоящего бога войны. Придётся хорошенько подумать, как обойти несколько танков всего лишь с одним копейщиком, как не нарваться скаутом на штурмовика и как лучше расположить снайпера, ведь любой плевок в неё может привести к смерти. Кроме того, у нас есть предустановленный отряд, самостоятельно выбирать его членов мы не можем, а если кто-то гибнет - он покидает поле боя. И нет базы, на которую его можно было бы призвать заново. То, какой ранг заслужит игрок в миссии по спасению деревеньки, влияет на финальную сцену этого дополнения.


Испытания же, пусть я их автоматом и считаю частью дополнения, на самом деле продавались отдельно - то есть, к игре выходило три платных дополнения и одно бесплатное. Так вот, испытания предлагают игрокам попытать счастья в особых заданиях, сделанных специально для конкретных персонажей из отделения Иди. Всего таковых пять, как и классов - отдельные задания ждут Сьюзи, Иди, Гомера, Янна и Марину. Шестое испытание предлагает миссию для всего отряда и подоспевшего ему на помощь танка «Эдельвейс». К сожалению, по какой-то странной и, кажется, не объяснявшейся разработчиками причине, Линн лишена собственной миссии. Возможно из-за того, что в сюжете основной игры она является бонусным/секретным персонажем. Но, честно говоря, это сомнительная отговорка. За победу в испытаниях мы получаем новое крутое оружие. Аналогичная история, к слову, в дополнениях к Valkyria Chronicles II (в третьей игре я ещё не добрался до DLC).

Самой ценной частью дополнений всё же считаю не испытания для членов команды Иди, поскольку они представляют собой довольно типичные «скирмиши». Возможно, моё к ним отношение также связано с тем, что добрался я до них на PlayStation 3 уже после 250-го часа в Valkyria Chronicles II , где такого рода задания уже успели набить оскомину. Даже несмотря на всю мою любовь к этой франшизе. Самое ценное среди экстра-контента, помимо EX-сложности, конечно, это сюжетная арка Сельварии - «Под маской её лазурного пламени» (Behind Her Blue Flame). Лучше всего эту сюжетку проходить тогда, когда вы уже либо знакомы с сюжетом игры, либо прошли хотя бы пятнадцать сюжетных глав, поскольку её события являются альтернативным взглядом как раз на события пятнадцатой главы - битвы за цитадель.

Игровой процесс в этом дополнении мало чем отличается от основной сюжетной кампании и испытаний команды Иди, но всё же небольшие отличия есть. Главное из них - это ключевая героиня истории, Сельвария, которая относится к классу скаутов, но вооружена ручным пулемётом схожей с MG-34 конструкции. Двадцатизарядное чудо оружейного мастерства наносит сокрушительный урон как обычным противникам, так и бронетехнике противника, при условии стрельбы в радиатор. Одного магазина «Рума», а таково имя сего орудия, подаренного валькирии лично Его Величеством, хватает на уничтожение одного танка или двух противников, если оные расположены на одной линии огня. Состоит дополнение из нескольких заданий, которые, разумеется, от основной сюжетной линии не зависят и идут с ней вразрез - перед нами альтернативный взгляд на один из ключевых для истории эпизодов семимесячной войны.


Все неприятные стороны оригинальной механики также не покинули игру и в дополнениях - противники как всегда более шустрые, чем персонажи игрока, и гораздо быстрее стреляют навскидку. То есть, даже при самых лучших раскладах, если противник видит нашего бойца, он успеет всадить в него несколько пуль, пока тот вскинет свою винтовку, автомат или копьё. Исключения категорически редки. И данная механика в некоторых заданиях, в том числе в сюжете, катастрофически раздражает. Особенно, когда под управлением игрока находится Йоханн, инженер, сопровождающий Сельварию. Стоит ему встретить на своём пути штурмовика, и можно считать паренька успешно состоявшимся гостем Вальгаллы. То же касается любого скаута, кроме Сельварии. Вторая раздражающая механика, которую любой игрок, независимо от любви к Valkyria Chronicles, будет люто ненавидеть - это уклонения. Противники, особенно «Тузы», имеют свойство пригибаться прямо перед выстрелами в их сторону, в результате чего ход потерян. У меня бывало, что враг пригибался до пяти раз подряд. Это очень обидно.


Не обошлось в «Лазурном пламени» и без доли фансервиса - сценаристы SEGA решили раскрыть нам немного наивную и даже милую сторону имперского полководца и валькирии. Ведь во время основной сюжетной кампании, мы привыкли воспринимать Сельварию как злую собачку на поводке у Максимиллиана, безответно в него влюблённую и преданную, выполняющую любой, даже самый бесчеловечный приказ, с холодным выражением на лице. И не менее холодным лазурным пламенем, окутывающим ладную фигуру. Но в своей сюжетной арке маска хладнокровия даёт трещину и игрок видит Сельварию совсем с другой стороны. Более человечную, уязвимую и одинокую. И если вы ещё по какой-то странной причине не ознакомились с Valkyria Chronicles, персонажами и историей игры, то переиздание проекта на PlayStation 4 - это просто чудесная возможность исправить недоразумение. Эта игра стоит повышенного внимания всех поклонников как японских игр и тактики, так и любителей необычных проектов.

История борьбы за независимость маленькой, но гордой вымышленной страны пленила сердца многих любителей JRPG сначала на PlayStation 3, а затем на PC, чтобы затем вновь вернуться на поля сражений в составе Valkyria Chronicles Remastered .

В свое время, а именно в 2008 году, эту необычную JRPG многие пропустили на фоне горячих релизов того времени: LittleBigPlanet , Resistance 2 , Killzone 2 и так далее. Гонка за пресловутым «некстгеном» ударила именно по традиционным жанрам, однако качественная игра всегда находит свою аудиторию.

Сюжет Valkyria Chronicles Remastered

Альтернативная Европа и не менее альтернативная Вторая мировая война между Восточно-европейским имперским союзом и Атлантической Федерацией - это центральная тема игры. Две могучие сверхдержавы ведут крупномасштабную войну за обладание уникальным минералом под названием рагнит.

Он, подобно спайсу из нетленной «Дюны», обладает огромной ценностью, ведь используется в качестве топлива, а также является важным компонентом многих механизмов и даже лекарств.

Фронт боевых действий растянулся на тысячи километров, но маленькая страна Галлия, обладающая ценными залежами вожделенного ресурса, оставалась в стороне от ужасов войны.

Однако уже через несколько минут после начала игры безмятежность псевдо-европейской глубинки, сдобренной чисто азиатским видением, нарушается канонадами артиллерии и хлопками выстрелов.

В пастельных красках аниме и фигурах, будто бы только что нарисованных ловкой рукой японского мангаки, Valkyria Chronicles начинает историю двух молодых ребят, которые решили во что бы то ни стало отстоять независимость своей родины, которая словно оказалась между молотом и наковальней.

Игровой процесс и основные элементы

Концепт довольно прост: смотрим кат-сцены и сражаемся в пошаговом режиме. Тем не менее, разработчики решили подойти с креативом к избитой схеме JRPG, оформив свое детище в виде книги. Каждая глава - это страничный разворот, на котором очень наглядно выделены заставки и бои.

В отличие от многих современных тактических игр, проект Sega Wow Overworks обладает чрезвычайно сильным повествованием. История здесь играет не меньшую роль, нежели сражения, и не только помогает лучше понять характеры персонажей, но также вызывает неподдельное чувство сопереживания и мотивирует на дальнейшее прохождение с целью узнать судьбу персонажей и исход их борьбы в целом.

В «книжном» меню происходит также менеджмент своего отряда. Большая часть функций поначалу заблокирована, чтобы не отпугнуть казуальных игроков. Все возможности открываются по мере прохождения, и уже через несколько часов их спектр становится довольно широким.

Пошаговые бои в Valkyria Chronicles Remastered

Как правило, в каждой главе есть как минимум одно сражение, которое проходит по заранее заготовленному сценарию. При этом масштаб может быть самым разным: от мелких стычек с участием едва ли десяти человек, до грандиозных баталий и использованием нескольких отрядов бойцов и техники.

Сначала проводится брифинг, во время которого персонажи обсуждают предстоящую битву и дают советы, а затем игрок попадает на тактическую карту, на которой представлены все доступные персонажи и противники, попавшие в поле их зрения.

Подобная идея для JPRG не нова, однако Valkyria Chronicles выделяется на фоне других японских ролевых своим необычным подходом к проведению боя. Разработчики очень гордо называют свою боевую механику «BLiTZ». Стоит пояснить ее основные моменты.

При выборе бойца на тактическом карте камера плавно опускается прямо к нему за спину, и с этого момента им можно управлять, почти как в шутере от третьего лица: бегать, прятаться за укрытия, принимать положение лежа и стрелять «с плеча».

Все действия потребляют очки перемещения, так что прежде чем нестись навстречу опасностям, необходимо спланировать, где будет прятаться персонаж в конце хода. Стена, мешки с песком, высокая трава - все это вполне сгодится, если речь не идет о противостоянии с танком.

При этом нанести атаку каждый персонаж может лишь единожды, и очень редко бывает так, что противник погибает сразу после первой очереди, поэтому необходимо координировать действия персонажей, чтобы одержать верх.

Еще одна интересная особенность: при попадании в поле зрения противника тот начинает атаковать в реальном времени. Конечно, он остается на месте, но это не означает, что можно вальяжно расхаживать перед ним, выбирая, куда всадить пулю.

Разнообразие в боевую систему вносят и сами персонажи, имеющие различные классы: пулеметчики, снайперы, инженеры, гранатометчики, разведчики. Но помимо этого они также обладают индивидуальными чертами: одни испытывают симпатию друг к другу, что повышает показатели, другие имеют предпочтения в плане места ведения боя, а кто-то и вовсе будет стрелять более метко, если в отряде будет симпатичная девушка.

Визуальный стиль Valkyria Chronicles

Нарочито-азиатская стилистика сразу же бросается в глаза, и это привлекает к проекту любителей аниме и манги, но отталкивает их ненавистников. Valkyria Chronicles выполнена в яркой манере, характерной для японской мультипликации, а сами заставки точь-в-точь повторяют многие аниме-мотивы.

Очень многие люди готовы расписаться в любви к тактической составляющей, но ни в какую не хотят принимать то, как выглядит игра. Это нельзя назвать ни плюсом, ни минусом проекта, но визуальный стиль оказывает большое влияние на восприятие проекта в целом.

Японский подход чувствуется не только в графике, но и в самой истории, которая затрагивает целый ворох самых разных тем: боевое братство, любовь на фронте, ужасы войны, ценность независимости и другие. Игра демонстрирует немного наивные, но красивые взаимоотношения героев, что еще больше смещает акцент от геймплея в сторону сюжета.

Отличный сплав аниме и пошаговой тактики

В Valkyria Chronicles Remastered не так уж и много нового контента. Во-первых, разработчики подтянули графическую часть, так что теперь игра работает в разрешении 1080p и демонстрирует плавные 60 кадров в секунду. Во-вторых, на PlayStation 4 игра вышла сразу со всеми дополнениями и с поддержкой трофеев.

Таким образом, приобретать игру тем, кто уже прошел ее на PlayStation 3, смысла нет, однако для новичка здесь контента более, чем предостаточно. На полное прохождение уйдет целая уйма времени.

Очень жаль, что разработчики не добавили русские субтитры: игра поставляется исключительно на японском и английском языках, что автоматически отсекает от игры многих потенциальных игроков. Однако в Valkyria Chronicles Remastered есть все для того, чтобы назвать ее отличной игрой: увлекательная история в лучших традициях аниме и изобретательная боевая механики и даже немного обновленная графика.

В игровой индустрии, которая ранее являлась творческим местом для талантливых разработчиков, произошли сильные изменения — она стала старше. Это означает, что на одной оригинальности и качестве продукта далеко не уедешь, поэтому подавляющее количество создателей стараются уделять как можно больше внимания мощной и своевременной рекламной кампании.

Общая информация

Valkyria Chronicles II продемонстрировала великолепную комбинацию между тактикой и японской анимацией (аниме), однако так и не получила должного внимания при продвижении от своих разработчиков. Ни "Сега", ни "Сони" не смогли обеспечить ее хорошей поддержкой, вследствие чего пользователи предпочли отдать свои деньги другим проектам. Как только в издательстве осознали весь потенциал, который все это время скрывался в "Хрониках", его начали раскручивать по полной. На свет стали появляться различные сериалы, комиксы, сувенирная продукция, аудиокниги и, конечно же, перенос второй части на портативную консоль. Новости о выходе Valkyria Chronicles II на PC пока не обещают ничего конкретного, однако у игроков все же может появиться шанс опробовать вторую часть "Хроник" на персональных компьютерах. О новых переносах будет известно в будущем.

Средства, потраченные на разработку, не должны были достигать сумасшедших размеров, поэтому выбор разработчиков пал на Playstation Portable. Что же в итоге получилось? Об этом узнаем далее.

О маленькой воительнице

Процесс переноса вторых "Хроник Валькирии" не принес создателям никаких неприятных сюрпризов. Авторам удалось сберечь все лучшие моменты из первой части и при этом добавить несколько новых приятных деталей. Что касается геймплея и раскладки кнопок, то их оставили без каких-либо изменений — приятный бонус для всех поклонников оригинальной версии.

Сражения все так же проходят раундами. Командиру дается плоская карта, с помощью которой он должен разобраться с текущей ситуацией и отдать соответствующие приказы, заработав бонусы. После этого он принимает управление над бойцами в свои руки (третье лицо) и начинает активную игру. Стоит также упомянуть об ограниченных перемещениях и лимитированной атаке — только один удар. Пока игрок не завершит свой ход, ни один противник не сдвинется с места, но при этом все они будут стрелять в активного солдата.

О недостатках

Valkyria Chronicles II на psp проигрывает оригинальной игре в графическом исполнении. Разработчикам пришлось отказаться от технологии cel-shading, из-за чего перенос "Хроник Валькирии" потерял свой уникальный стиль. Но игра по-прежнему может похвастаться привлекательным визуальным рядом.

Из-за скромных консольных мощностей в размере изменились локации. Правда, назвать это недостатком точно нельзя, ведь "Сеге" удалось обратить его на свою сторону. Отныне сражения развернулись не на одной крупной территории, а на нескольких поменьше. Чтобы перемещаться с одного места на другое, игрок должен пользоваться "транспортными узлами", при этом правильно планировать свои действия и верно применять тактику распределения отряда.

Что новенького?

Большая часть элементов, добавленных в Valkyria Chronicles II, отсутствовали в оригинальной игре. Детали и их количество действительно поражают: учитывается рельеф и погода во время сражения, возведение мостов и лестниц, подрывы, тараны и многое другое.

Еще одной новинкой во второй части стало наличие индикатора "боевой дух". Он влияет на эффективность отряда и на проявление положительных/отрицательных черт. Положение стрелки будет заметно меняться в моменты, когда наши солдаты убьют противника и захватят базу, или когда враг первым бросится в бой.

Valkyria Chronicles II на PSP — это приятное дополнение к оригинальной версии. Существует надежда на то, что разработчики примут пиар-тактику к сведению и уже не допустят ошибок "Хроник" в своих последующих играх.

Шесть лет назад у владельцев PlayStation 3 появилась возможность сыграть в отличную тактическую RPG под названием Valkyria Chronicles. Если у вас есть PS3 и вы ничего не слышали об этой игре, не удивляйтесь. В свое время издатель Sega не слишком активно продвигала ее в массы. Сейчас «Валькирию» портировали на персональные компьютеры, не забыв прикрутить разрешение в 1080p и опцию вертикальной синхронизации.

Рассказывает нам о небольшой стране, которая из-за наличия большого количества ископаемого природного ресурса оказалась под ударом. Волей случая молодому парню пришлось стать командиром взвода ополченцев. Опыта у него маловато, да и сам он стремится скорее к познанию природы, нежели к изучению тонкостей военного дела. Однако если тактику ведения боя герой постепенно узнает вместе с нами, то навыки в области естествознания - приятный, а зачастую и практичный бонус.

Valkyria Chronicles выглядит как анимешная новелла: мы неспешно продвигаемся по страницам книги, разбитой по главам. В каждой главе - горстка роликов и одно сражение. Поначалу складывается впечатление, что такой дисбаланс заставит вас скорее «смотреть» игру, нежели принимать в ней непосредственное участие. Правда, уже через час приходит понимание, что это совсем не так.

Сражения в Valkyria Chronicles выполнены, по большей части, в классическом «пошагово-тактическом» исполнении, но с некоторыми оговорками. Перед стартом можно заполнить ячейки доступных войск и определиться с точкой высадки, если таковых несколько. Бойцы делятся на классы: их в «Валькирии» пять штук. Отличаются классы количеством очков передвижения и здоровья, а также носимым типом оружия. К примеру, если снайперская винтовка позволяет накрыть огнем достаточно большую дистанцию, то на выбор оптимальной позиции и последующего отступления после выстрела очков передвижения может и не хватить. К тому же снайпер под обстрелом врага умирает достаточно быстро, поэтому будет не лишним прикрепить к нему какого-нибудь штурмовика. А вот разведчики, наоборот, могут пробегать длинные дистанции, но их винтовка наносит куда меньший урон. В свою очередь, копейщики, выполняющие функцию противотанковой пехоты, передвигаются крайне медленно, но защищены гораздо лучше. Также необходимо учитывать, что атаковать вас в ваш собственный ход противник может не только в виде контратаки, но и в том случае, если вы попадете в его поле зрения.

Количество ходов определяется числом так называемых Command Points. Их количество можно увеличить, захватывая вражеские командные центры или поместив в свой отряд лидера. Очень важен тот факт, что использовать один юнит за ход можно не один раз, но при повторном использовании полоска передвижения укорачивается на треть, а лимитированные боеприпасы (для базуки, снайперской винтовки и так далее) не восстанавливаются. А вот потеря всех очков здоровья на самом деле не так страшна: главное - успеть подбежать к телу в течение трех ходов, после чего медики вынесут раненого с поля боя. Заполнить освободившуюся ячейку можно, высадив у ближайшей точки респауна нового бойца (в ростере их, к слову, аж 20 штук).

При этом радует, что Valkyria Chronicles абсолютно не перегружена цифрами. Например, каждый персонаж обладает несколькими особенностями, которые влияют на него в зависимости от окружения. Вам не придется высчитывать никакие десятые доли процентов. Например, кого-то тошнит от пустынной местности - такие на ней сразу получают дебаф. Некоторые любят покрасоваться перед женщинами и рядом с ними начинают стрелять более метко. А кто-то в компании не может удержать язык за зубами и из-за этого отвлекается от указанной цели.

У каждого бойца есть свой собственный список «дорогих сердцу» сослуживцев. Вариантов характера здесь очень много, и все между собой перемешиваются, поэтому будьте готовы потратить лишние десять-пятнадцать минут перед сражением, чтобы подобрать максимально сплоченную команду. Ведь уже через несколько боев даже рядовых персонажей вы сможете узнавать в лицо.

Казалось бы, за шесть лет приблизиться к стандартам технологий одним лишь увеличением разрешения невозможно. Если вас не раздражает анимешный стиль Valkyria Chronicles, то никакого дискомфорта во время игры вы не почувствуете. Собственный движок Sega будто акварелью отрисовывает всех персонажей. Выглядит это довольно красиво.

Один раз запустив Valkyria Chronicles чтобы «посмотреть немного аниме» и сыграть один бой, вы застреваете в ней часов на пять минимум. В «Валькирии» выверено все: история, не опошленная чрезмерным пафосом или абсурдностью, грамотно подобранный саундтрек и сам игровой процесс, который не раз проверит вас на наличие логики и хитрости. Придраться здесь можно лишь к большому количеству условностей, пусть и незначительных. Например, принять лежачее положение лишь только в строго обозначенной зоне, а пригнуться - только в окопах или за мешками. А роды, оказывается, легко и без осложнений принимаются самостоятельно, даже если вы при этом находитесь в танке под шквальным огнем противника.

Если бы мы рецензировали Valkyria Chronicles шесть лет назад, то итоговая оценка была бы точно такой же, как сейчас. За такой значительный промежуток времени игра ничего не потеряла. Даже наоборот: среди всех неоднозначных релизов этого года вы можете быть уверены, что в выборе «Валькирии» вы точно не ошибетесь.

Статьи по теме: