Непобедимая тактика в шахматах. Как почти всегда побеждать в шахматах

Многие гроссмейстеры использовали психологические приемы, которые едва ли можно счесть корректными. «МИР 24» вспомнил наиболее яркие случаи неспортивного поведения в шахматах.

Достойный дебют

Обеспечить себе победу можно, даже не притронувшись к . Один из скандальных случаев в истории шахмат произошел в 1937 году. Тогда на чемпионате Украинской ССР Ефим Корчмар запер своего партнера, Евсея Поляка, в уборной. В результате Корчмару досталось победное очко, и он стал одним из призеров первенства.

Другой распространенный прием – опоздание на игру. Его практиковали практически все известные гроссмейстеры от Эммануила Ласкера до Роберта Фишера, пока ФИДЕ не приравняла опоздание к проигрышу. Например, Ласкер на турнире в Санкт-Петербурге в 1909 году опаздывал вполне целенаправленно: на встречу с Карлом Шлехтером он задержался на полчаса, с Федором Дуз-Хотимирским – на 12 минут, с Савелием Тартаковером – на 10 минут. По пять минут второго чемпиона мира пришлось ждать Жаку Мизесу и Анри Берну. Такие задержки заставляли противников немецкого шахматиста серьезно понервничать.

Футбол и страшная сила

Сходный прием использовал и Фишер в ходе знаменитого противостояния с Борисом Спасским в 1972 году. Американец задерживался постоянно, что очень злило советского гроссмейстера. Тогда он принял контрмеры: сам приехал вовремя, но не вышел на сцену, а остался в комнате отдыха за кулисами. Через три минуты после включения часов появился Фишер, игравший белыми. Он удивился отсутствию соперника, который появился только через две минуты. С тех пор Фишер больше не опаздывал. Шахматная корона, напомним, в итоге досталась американцу.

Важным приемом, который нередко практикуют перед началом партии, является отказ жать руку сопернику. На шахматном супертурнире в Вейк-ан-Зее болгарский гроссмейстер Иван Чепаринов демонстративно отказался отдать должное традициям и проявить уважение к партнеру – англичанину Найджелу Шорту. Судьи постановили, что Чепаринов нарушил регламент. Коварный замысел шахматиста из Болгарии не удался, в итоге он дважды проиграл партию с Шортом. Несмотря на серьезные санкции, жест Чепаринова на том же турнире повторили россиянин Владимир Крамник и болгарин Веселин Топалов.


Фото: Татьяна Константинова,«Мир 24»

Гипноз и как с ним бороться

Некоторые суеверные верят, что знаменитые гроссмейстеры обладают сверхспособностями и могут едва ли не загипнотизировать своих соперников. Например, один вид Гарри Каспарова настолько пугал соперников, что они нередко просили его сменить выражение лица. В свое время специалисты также говорили о «фишеробоязни», которой страдали в 1970-е гг. многие претенденты на шахматную корону.

Восьмой чемпион мира по шахматам Михаил Таль также якобы гипнотизировал соперников пронзительным немигающим взглядом. В 159 году один из его соперников, американец Пал Бенко даже надел солнцезащитные очки. Будущий обладатель шахматной короны достойно ответил конкуренту.

«Таль, обладавший неиссякаемым чувством юмора, позаимствовал у Петросяна огромные солнцезащитные очки и тоже надел их, к большому удовольствию зрителей. Рассмеялся даже Бенко, по достоинству оценив эту шутку. Впрочем, ни очки, ни чувство юмора Бенко не спасли», – рассказывал Каспаров в своей книге.

Гамбит со свечками и разговоры за доской

Хитрости в шахматах известны с давних пор. Еще в XV веке испанский гроссмейстер Хуан Рамирес Лусена советовал усаживать партнера так, чтобы ему мешал свет. По его словам, это позволит обеспечить быструю победу.

Другой прием, напрямую запрещенный , – разговоры за доской. Однако даже в современной истории есть примеры, когда шахматисты не могли держать язык за зубами. В 1967 году Эдуард Гуфельд в партии с Николаем Крогиусом постоянно напоминал ему, чтобы тот считал ходы. Такая тактика принесла Гуфельду победу.

Сбивать соперника можно и другими, вполне легальными способами, например, постоянно предлагать агрессивно настроенному сопернику ничью. Нередко мешать своему конкуренту можно и совершенно непреднамеренно. Так, многие шахматисты, например Тигран Петросян, в моменты волнения перебирали ногами под столом. Эта привычка на одном из турниров вывела из себя знаменитого «злого шахматиста» – четырехкратного чемпиона СССР Виктора Корчного. Он попросил вмешаться судью, однако тот проигнорировал его просьбу. Тогда Корчному пришлось наводить порядок под столом «своими ногами».


Фото: Татьяна Константинова (МТРК «Мир»)

Играй на своей территории

Победу можно одержать не только раздражая соперника, но и создавая комфортные условия для себя. Во время третьей партии матча в 1972 году американец настаивал, чтобы игра была проведена в закрытом помещении.

Фишеру было неприятно появляться на публике после двух поражений от советского гроссмейстера. Спасский согласился. В результате он проиграл и следующую партии, и шахматную корону. «Фишеру нельзя уступать даже в мелочах», – сказал по этому поводу Тигран Петросян.

Современные шахматисты также весьма бдительно относятся к своему комфорту. Действующий чемпион мира Магнус Карлсен убрать камеры из комнаты для отдыха для претендентов на шахматную корону. По словам спортивного обозревателя телеканала NRK Нины Берлунг, замкнутый норвежец просто не привык к такому вниманию со стороны прессы. Скандинавский гроссмейстер всерьез опасается, что назойливые журналисты могут помешать ему сконцентрироваться в противостоянии с Карякиным и подтвердить обладателя шахматной короны.

Старейший среди ныне живущих в мире гроссмейстеров, международный международный гроссмейстер и арбитр Юрий Авербах считает, что Карлсен и Корякин уже в пятый раз сыграли вничью из-за слишком короткой дистанции – они играют до 12 партий в каждом туре, а не до 48, как это было возможно раньше согласно шахматному регламенту. За такой короткий период они просто не успевают продемонстрировать весь свой игровой потенциал. Он добавил, что для исхода игры очень важно возрастное соотношение игроков. Так как норвежский и российский спортсмен оба молоды, их шансы на победу примерно одинаковы.

«Никогда еще за всю историю шахмат не было, чтобы играли такие молодые ребята. Раньше это были люди в возрасте – около 40 лет. И я вижу по ним, что в юном возрасте шахматисты играют гораздо лучше», – сказал Авербах.

Шахматы – это одна из самых сложных игр на Земле. Самое важное в этой игре – внимательность, стратегия, терпение и ум. Существует бесчисленное множество ходов, благодаря которым можно с легкостью выиграть противника. Существует также много способов поставить красивый мат. Один из таких способов – быстрый мат.

Шахматная партия может длиться от нескольких минут до нескольких дней. Но существуют комбинации, которые помогут одержать победу в самом начале игры, поймав противника в ловушку. Есть много вариантов как поставить мат в дебюте игры. Рассмотрим некоторые из них.

Это проект, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

1. Дурацкий мат

Такой мат можно поставить только противнику новичку, который начал знакомится с игрой. Этот мат ставится на втором ходу шахматной партии, если играть черными фигурами, если же играть белыми, то он осуществим только на третьем ходу. Всего существуем восемь комбинаций дурацкого мата, но он всегда ставится ферзем или слоном (реже).

Выиграть этим способом можно, поставив черную пешку на e7, а затем переместить черного ферзя по диагонали h4 (в другой ситуации h5) на клетку e1 (или e8, если перемещать по диагонали h5).

2. Быстрый мат за три хода без захвата фигур

Чтобы выиграть в шахматную партию за три хода, лучше выбрать белые фигуры. Нужно переместить пешку d2 на клетку d3, затем поставить королевскую пешку на е4. Это необходимо, чтобы открыть диагональ для ходов ферзя. Противник должен открыть своего короля, поставив пешку при коне на g5. Осталось победить оппонента, поставив ферзя на клетку h5. Шах и мат!

Такой мат очень прост, поэтому противник сразу же запомнит его и в следующий раз не позволит выиграть таким способом, из-за этого на такой мат нельзя положиться.

Необходимо открыть диагональ для королевы и заставить противника открыть защиту короля, поэтому пешка е2 перемещается на е4. После этого нужно захватить пешку противнику своей пешкой е4 (е4xf5). Вражеский король открыт, поэтому ферзь перемещается по диагонали на h5. Конец игры!

Победить соперника за пару ходов приятно, но, к сожалению, все комбинации подобного рода запоминаются за один раз. Поэтому быстрый мат можно поставить только новичкам или очень невнимательным игрокам.

Интересный факт! Быстрый мат на международном чемпионате

Известно, что на крупных чемпионатах дважды ставили дурацкий мат. Но иногда у быстрого мата есть и другие причины. Например, в 1970 году на международном чемпионате по игре в шахматы всемирно известный гроссмейстер Оскар Панно отказался играть в 7 часов вечера из-за религиозных убеждений, поэтому его оппонент Фишер выиграл, не сделав ни одного хода.

Видео – Быстрый мат в шахматах

Видео – Детский мат в шахматах

Что нужно сделать, чтобы выиграть?

Цель шахматной партии - поставить мат своему сопернику.

Мат получается, когда король атакован другой фигурой и у него нет возможности избежать нападения. На этом игра заканчивается. Однако для мата нужна подготовка.

Чтобы выиграть партию в шахматы, необходимо соблюдать следующие шесть правил:

1. Делайте Верные Ходы в Дебюте
Цель Ваших первых ходов - установить контроль над доской. Наиболее важной частью доски является центр. Если Ваши фигуры и пешки контролируют центр, Вы сможете диктовать направление игры. В позиции ниже, две пешки белых прекрасно контролируют центр доски, в то время как у чёрных нет никакого влияния.

2. Не Отдавайте Фигуры Просто Так

Размен фигур - обычное дело в шахматах, однако Вам следует обмениваться только фигурами равной ценности. Многие игроки проигрывают потому, что они просто отдают свои фигуры и пешки даром. При этом Вам нужно брать все фигуры, которые соперник отдаёт Вам даром (только остерегайтесь ловушек).

3. Выводите Фигуры на Активные Позиции
Прежде чем Вы сможете добраться до короля, Вам нужно поставить свои фигуры на позиции для атаки. Это означает, что при атаке Вам понадобятся активные фигуры, у которых много возможностей.

Пешки контролируют клетки. Кони любят стоять в центре. Слонам нравятся длинные диагонали. Ладьям нравится выкатываться в центр или занимать открытые линии. Ваш ферзь должен быть готов включиться в борьбу.

4. Координируйте Атаку на Короля
Обычно нельзя поставить мат одной фигурой. Для этого необходима совместная работа нескольких фигур. Чаще всего Вам понадобится фигура, которая объявит шах королю, и как минимум одна фигура, которая будет защищать Вашу атакующую фигуру, чтобы король не смог её взять. Иногда нужно даже пожертвовать несколько фигур, чтобы сломить оборону соперника.


5. Следите за Безопасностью Своего Короля

Иногда игроки настолько сосредоточены на короле соперника, что просто забывают о своём короле. Помните, что Ваш соперник тоже играет и тоже будет атаковать Вашего короля. Обязательно следите за теми угрозами, которые создаёт Ваш соперник, делая очередной ход. Один из лучших способов защитить своего короля - это поместить его за рядом из нескольких пешек, которые будут его защищать. В приведённой ниже позиции король белых расположен уютно и безопасно, а на короля чёрных можно легко напасть.


6. Всегда Будьте Вежливы

Независимо от того, выигрываете Вы или проигрываете, всегда поздравляйте или благодарите соперника за игру. Победы, как и поражения, являются частью игры. Даже лучшие в мире игроки часто проигрывают.

Поэтому будьте добрыми и благодарными даже при неудачной игре, а после игры просто подумайте над тем, как можно было бы сыграть лучше в следующий раз.

Чтобы получить ещё больше советов и узнать о том, как выигрывать в шахматах, зарегистрируйтесь на сайт. Это просто и бесплатно!

Инструкция

Главная цель шахматного дебюта – быстрая мобилизация, т.е. выведение фигур на самые сильные позиции. Важнейшим принципом мобилизации является системность. Все ваши фигуры должны развиваться, как единое целое. Никогда не играйте только одной фигурой. Помните правило времени: любая атака, не прикрытая с тыла, обречена на провал.

В начале шахматной партии никогда не играйте ферзем. Ферзь – самая дорогая фигура. Он стоит девяти пешек. Действуя в одиночку, ферзь станет легкой мишенью. В то время как противник развивается, ваш ферзь будет бегать по доске, спасаясь от атак. Вы потеряете темпы развития и проиграете партию .

Экономьте темпы развития. Никогда не ходите одной фигурой дважды - теряете темп. Избегайте ситуаций, когда ваша фигура вынуждена делать лишний ход. Ваша задача, как игрока, выбрать из множества ходов наилучший.

Как говорил великий Филидор: «Пешки – душа ». Выстраивайте сильную пешечную цепь, не давайте противнику безнаказанно. Правильно выстроенные, они воспрепятствуют легким фигурам противника. Враг не сможет «на полном скаку» ворваться в ваш лагерь. Пешки же, в свою очередь, хорошо прикроют вашу атаку.

Быстро захватывайте сильные позиции. Самая сильная позиция любой фигуры – центр доски. Чем ближе фигура к центру, тем больше ее маневренность, влияние. Если вам удастся захватить центр доски, вы получите тактическое преимущество, которое, возможно, приведет вас к победе.

Защищайте . Он, как самая уязвимая фигура, должен быть надежно защищен. Единственный способ защитить короля – сделать рокировку с учетом расположения фигур противника, чтобы укрепление не оказалось под прямой атакой.

Не пытайтесь сразу же, в начале шахматной партии, атаковать вражеского короля. Создайте стратегический план. Направьте атаку на слабые позиции противника.

Вторая стадия игры, миттельшпиль, считается стадией активных комбинационных действий. Простор тактических маневров в зависит от игры в начале шахматной партии. Разыгрывая дебют, старайтесь предвидеть в какой позиции окажетесь по окончании.

Обратите внимание

Берегите пешку! Только в начале шахматной партии кажется, что она ничего не значит, но на третьей стадии игры, в эндшпиле, пешки решают исход борьбы.

Полезный совет

Обычно самыми уязвимыми местами являются фланговые пешки, которые стоят на второй линии после коней и слонов.
Чтобы научиться предвидеть исход дебютной борьбы, необходимо изучать Теорию Дебютов.

Источники:

  • Основные шахматные дебюты

Шахматную партию принято делить на три части - дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Чтобы победить, в дебюте быстрее вводите в бой фигуры, чтобы ни одна не отстала. В середине игры - миттельшпиле - всеми силами атакуйте вражеского короля. В заключительной стадии, когда большинство фигур разменены, для помощи оставшимся вводите в бой короля, чтобы завоевывать пешки.

Инструкция

Если знаете, что соперник играет намного сильнее, договоритесь о форе. В противном случае из-за явного неравенства сил партия будет не интересна ни вам, ни партнеру. Форой называют преимущество, которое перед началом партии получает слабый игрок. Уберите с доски ферзя партнера и начинайте партию . Если сможете победить, в следующий раз используйте в качестве форы и т.д. - пока не научитесь сражаться на равных.

В начале игры захватывайте пешками центр доски. Скорее всего, соперник будет делать то же самое, но хотя бы одна ваша пешка должна стоять на центральном поле. Если играете белыми фигурами, боритесь за клетки e4 и d4. При игре черными ближайшие цели - поля e5 и d5.

Как можно быстрее вводите в игру «легкие» фигуры - коней и слонов. Ставьте их так, чтобы контролировать центр доски. Играя белыми, коней можно вывести на поля c3 и f3, а слонов - на c4 и f4. Аналогично поступайте, если ваши фигуры - черные. Другой вариант - напасть слонами на коней. Если партнер поставил коня на поле f6, выведите слона на g5. Есть и другие игры, с которыми познакомитесь позже.

Шахматы - одна из древнейших логических игр на планете. Изобретенная более пятнадцати столетий назад в древней Индии, эта игра до сих пор не утратила своей актуальности и востребованности. До момента массового вхождения компьютерной техники в обиход большого количества населения планеты шахматы оставались самым лучшим тренажером для ума. Можно даже сказать что это игра правителей, так как очень большое количество лидеров стран и провинций, генералов спецслужб и армий являются мастерами спорта в этой игре. Попробуем разобраться в ее особенностях и понять, как выигрывать в шахматы.

Суть шахматной партии

Многие посвятили не один год своей жизни оттачиванию до совершенства навыков игры в шахматы. Как и в любом виде деятельности, чтобы стать мастером, в шахматах необходимо затратить большое количество времени на постижение теоретической базы и дальнейшее совершенствование полученных навыков на практике.

Не следует рассматривать шахматный спорт как просто игру. Этот уникальный вид спорта можно назвать тренажером для разума. Следует задаваться вопросом не о том, как выиграть в шахматы, а о том, зачем это нужно!

Научно доказано, что в течение жизни уровень интеллекта человека может существенно повышаться. Тот, кто посвящает большой объем своего времени систематизации и приобретению новых знаний, несомненно, превзойдет своих более одаренных сверстников, которые этого не делают.

Итак, предположим, вы все-таки заинтересовались интеллектуальным и творческим противостоянием, которое раскрывает перед человеком шахматная партия. Но с чего же начать? Как выигрывать в шахматы?

Ответ на эти вопросы пытаются дать большое количество шахматных самоучителей, справочных пособий и интернет-ресурсов. Посвятив определенный промежуток времени изучению справочного материала и применив познания на практике, можно выявить в игре ряд закономерностей.

Игроков можно разделять по уровню количества ходов, которые они способны продумать наперед. И можно с огромной долей вероятностей сказать, что: тот из них, который, к примеру, способен просчитать все стоящие комбинации на доске на три хода вперед, выиграет у того, кто считает всего на два шага вперед.

Взяв за основу данное предположение, можно предположить, что если перед вами находится игрок, который неспособен продумать игру даже на один ход, против него можно применить стандартную простую комбинацию в несколько ходов.

Как выигрывать в шахматы у новичка?

Существует огромное количество вариантов начала партии, которые можно разыграть против начинающего шахматиста. Этот вид игроков склонен совершенно не анализировать расстановку фигур на поле и бездумно их передвигать. Можно сказать, что практически любая партия, если ее правильно применить на доске, принесет победу.

Самой распространенной комбинацией против новичка является так называемый: «детский мат».

Приведем запись (за белые фигуры): 1. e4 2. Сс4 3. ФН5 4. Ф:f7×.

Суть данной стратегии проста: белые ферзь и слон атакуют поле f7. Как правило, такая партия заканчивается на четвертом ходу.

Рассмотрим еще одну запись, теперь играя за черные фигуры: 1. f3 e6 2. g4 ФН4x.

Если вам когда-то удастся реализовать данную партию, то вы сможете наблюдать странное противника, демонстрирующее различные эмоции.

К сожалению, ответить на данный вопрос достаточно сложно. Проведенные не так давно научные изыскания показали, что самые современные компьютеры человеческому разуму не по зубам. Действительно, как выигрывать в шахматы у машины, которая просчитывает все возможные варианты ходов на десятки шагов вперед?

Ответ на этот вопрос заключается в поиске уязвимых мест компьютерной программы. Не следует забывать, что любую программу пишет человек, а человеку свойственно ошибаться. Если заранее узнать слабое место алгоритма компьютерной логики, то ожидаемо можно воспользоваться дырой в программном коде, и выиграть у возомнившего себя богом компьютера.

Но несомненно, любую программу и железо может обыграть более качественно написанная программа и более мощное оборудование. Это правило касается и игры против человека, если оппонент явно вас сильней. Можно воспользоваться компьютерным симулятором игры (шахматы могут быть и нечестным противостоянием!), и передающим радиоустройством.

Статьи по теме: