Нераскрытые тайны леонардо да винчи. Загадки, которыми леонардо да винчи развлекал придворное общество

«Предсказания являются игрой в загадки и разгадки. Нет сомнения, что у них было светское назначение и, может быть, даже только придворное. Леонардо придумывал сразу целый ворох таких enigmi или proiezione и сразу заносил их сериями в свои тетради, - объясняет искусствовед Абрам Эфрос. - Он явно готовил их для той или иной оказии, когда собиралось высокое общество и было приятно или обязательно развлекать его. Можно предположить по совокупности данных, что„Предсказания“ были сочинены в миланский период на потребу Лодовико Моро и его окружения и являлись частью тех „занимательностей“, которые Леонардо поставлял своему покровителю и хозяину».

Вот одно из предсказаний Леонардо (чаще всего он записывал их вместе с правильными ответами):

Люди будут выбрасывать из собственных домов те припасы, что предназначались для поддержания их жизни.

О чем это он? О поразившей человечество глупости? О модной диете? Вовсе нет. «О зерне и других посевах» - написано рукой Леонардо рядом с предсказанием.

Абрам Эфрос поясняет устройство загадок Леонардо: «В чем состояла игра? В том,что словесное описание явления, верное отдельными признаками, расходилось елико возможно с существом описываемого. Тем самым обыденная вещь превращалась в свою противоположность; слушатель же должен был узнать и назвать вещь по имени. Словесное искусство Леонардо в том и состояло, чтобы, с одной стороны,как можно больше разъединить описание примет вещи от действительного её облика, а с другой - не разорвать между ними связи. Он это делал виртуозно. Он работал как ювелир слова. Если не догадаться о назначении этих отрывков,их чтение создает впечатление каких-то грандиозных кошмаров».

Действительно, некоторые загадки Леонардо звучат так, что готовые иллюстрации к ним легко отыщутся у Босха. Кстати, существует версия - и весьма правдоподобная - о содержании и предназначении босховского «Сад земных наслаждений»: триптих напичкан ребусами, разгадывая которые, могли бы развлекаться заказчик и его гости. А еще Босха и Леонардо сближает их отношение к институту церкви.

Большинство загадок-предсказаний Леонардо да Винчи записаны на листах так называемого «Атлантического кодекса». Это собрание рукописей Леонардо да Винчи объемом в 1119 страниц. Кодекс был составлен из разрозненных листов уже после смерти художника, сейчас хранится в Милане, в Амброзианской библиотеке. Выше - страница из «Атлантического кодекса» с изображением карты Армении. Как Леонардо мог увидеть Армению да еще и с высоты птичьего полета? Загадка, правильного ответа на которую художник не оставил.

Это - фрагмент правой, адской, створки «Сада земных наслаждений» Босха.

А вот созвучная загадка-предсказание Леонардо:

Много будет таких, кто оставит занятия, и труды, и бедность жизни,и владения и пойдет жить в богатстве и торжественных зданиях, доказывая, что это есть средство подружиться с Богом.

Правильный ответ: О церквах и жилищах монахов.

Вот фрагмент триптиха Босха«Искушение Святого Антония».

А вот не менее жуткая загадка да Винчи:

Видно будет, как в воздухе на огромнейшей высоте длиннейшие змеи сражаются с птицами.

Правильный ответ: Об ужах, уносимых аистами.

Итак, вы уже поняли, что представляют собой предсказания Леонардо да Винчи и как нужно мыслить, чтобы их разгадать. Вообразите себя высокопоставленным гостем при дворе Лодовико Сфорца и приступайте. Правильные ответы будут приведены в конце. Но не спешите туда заглядывать.

1. Много будет таких, кто будет свежевать свою мать, переворачивая на ней ее кожу.

2. Люди будут с удовольствием видеть, как разрушаются и рвутся их собственные творения.

3. Многие, слишком поспешно выпуская дыхание, потеряют зрение, а вскоре и все чувства.

4. Шкуры животных будут выводить людей из молчания с великими криками и ругательствами.

5. Волы будут в значительной мере причиной гибели городов, и точно так же лошади и буйволы.

6. Многие дети будут безжалостными побоями исторгнуты из собственных объятий их матерей, брошены на землю и потом растерзаны.

7. Леса породят детей, которые будут причиной их смерти.

8. Мертвые выйдут из-под земли и своими грозными движениями сживут со света бесчисленные человеческие создания.

9. Людям будут оказываться величайшие почести и торжества без их ведома.

10. Люди будут обращаться с речью к людям, которые не будут слышать, у них будут открытые глаза, и они не будут видеть; с такими они будут говорить, и им не будет ответа; они будут просить милости у тех, кто, имея уши, не слышит; они будут светить тем, кто слеп.

11. Люди дойдут до такой неблагодарности, что тот, кто дает им пристанище без всякой мзды, будет осыпан ударами, и внутренние его части оторвутся от своего места и будут переворачиваться по всему его телу.

12. Видно будет, как высокие стены больших городов опрокинулись в свои рвы.


Предвестник (Леонардо да Винчи при дворе Лодовико Сфорца) Элеонора Фортескье-Бриккдал, 1920 На картине вверху Леонардо да Винчи демонстрирует свое очередное изобретение Людовико Сфорца. Сидит его жена, Беатриче д’Эсте. За ней стоит фаворитка Лодовико Сфорца Чечилия Галлерани, увековеченная в образе дамы с горностаем. А еще дальше Элизабетта Гонзага . Возможно, в один из подобных приемов загадывались загадки, которые только что разгадывали вы.

Правильные ответы на загадки Леонардо да Винчи:

1. Землепашцы.

2. Сапожники.

3. О тушении свечи тем, кто ложится спать.

4. Мячи для игры.

5. Животные везут пушки.

6. Об орехах, маслинах, желудях, каштанах и им подобных.

7. Рукоятка топора.

8. Железо, извлеченное из-под земли, мертво, и из него изготовляется оружие,причиняющее смерть стольким людям.

9. О церковных службах, похоронах, и процессиях, и свечах, и колоколах, и присных.

10. О картинах святых, которым поклоняются.

11. О взбивании постели, чтоб ее поправить

12. Об отражении городских стен в воде их рвов.

Предсказания Леонардо да Винчи в переводе на русский язык цитируются по изданию «Леонардо да Винчи. Избранные произведения в двух томах. Редакция А. К. Дживелегова и А. М. Эфроса» (1935 год, переиздано Студией Артемия Лебедева в 2010 году).

Заглавная иллюстрация: Леонардо да Винчи в образе Платона (слева) и Аристотель на фреске Рафаэля «

«Великий Леонардо Да Винчи любил загадки и любил детей. Бывало понабежит к нему детишек, окружат его со всех сторон, а он им: «Без окон без дверей полна горница людей?». А они ему наперебой: «Огурец, огурец!». Или подожди, какие загадки? Какие дети?»

Загадки нам скорее задаёт небезызвестный Сергей Мачин в соавторстве с Алексеем Пахомовым нежели великий художник. Именно они являются авторами игры. Да Винчи лишь любезно предоставил свои эскизы и чертежи для дизайна карточек и коробки. Это третья игра в моей коллекции компании «Правильные игры », отличается ли она от Зельеварения , кто лучше рисует – Доре или Леонардо Да Винчи, нам это и предстоит выяснить.

А начну я издалека, подержу немного темп статьи. Когда-то давно на прилавке магазина настольных игр я увидел бустера игры Загадка Леонардо . Вот не знаю почему, но я почему-то решил, что это скорее всего локализация зарубежной игры. Мне почему-то не верилось, что эскизы Да Винчи могут использовать и в России. Чуть позже я узнал, что игра всё-таки российская, распространяется она бустерами, в игре нужно что-то собирать. Но дальше мой интерес не пошёл выяснять нюансы игры. Неколлекционная игра на бустерах звучала как-то странно. Помню, что потом вышло дополнение к игре в виде одной коробочки – Novem оно называлось. Как-то так повелось у нас в клубах, что основное внимание сосредоточено на ККИ, поэтому обычные настолки не пользуются популярностью. Вот наверное одна из причин, почему я не обратил внимания на игру.

Суть базового набора, вышедшего в 2007 году, сводилась к получению в игре Ключей. Ключ даётся тому, кто собирает комбинацию из 3 одинаковых символов. Эти символы находятся на картах игрока, карты выкладываются в виде креста (3 карты по горизонтали и вертикали). Игрок получает 10 карт в начале игры. Во время своего хода он меняет одну карту из руки на карту из его креста на столе. И эту вынутую карту игрок передаёт соседу слева, который должен тут же заменить карту на своём кресте на полученную, причём в том же месте, из которого и заменилась карта первого игрока. Т.е. таким образом можно сделать полезное себе и подкинуть бяку соседу. За 3 символа в одном ряду на кресте игрок получает карту Ключа с этим символом. Кто первым получит 7 таких ключей, тот и выиграл.

А это поле действия самой первой игры Загадки Леонардо

Дополнение принесло игре карточки с 3 символами на них (были только с двумя), а ещё карточки действий. Ну и при игре с дополнением немножко изменились правила.

Спустя 3 года после выхода оригинальной игры выходит новая коробочка со старым названием и допиской в конце. «Загадка Леонардо. QUINTIS FONTIS ». По названию понятно, что это что-то новое в старой одежде=) Но так как в старое я не играл, то для меня игра получилась абсолютно новой. Поэтому с удовольствием открою коробку т потестирую настолку.

Вот это приятный сюрприз

Коробка была для меня сюрпризом. Я к привык к тем, которые были у Зельеварения и Ордонанса , с откидывающейся крышкой. Они при активном открывании и пользовании имели свойство деформироваться и в конце концов рваться (я ещё в Зельеварении держал все дополнения к игре). Так вот передо мной более удобная коробка-пенал, поэтому такой вариант у меня гораздо дольше сохраниться в целом виде, а это несомненно радует.

Достаём внутреннюю часть коробки с компонентами, и что мы там находим: 67 карточек (с двумя видами рубашек), невыдавленные маленькие картонки ключей, 1 каунтер/токен, листочек с правилами и рекламка «Правильных Игр ».

Лишнего места в коробке нету, так и должно быть. Правильно=)

У карт 2 разные рубашки.

Карты из базы и дополнения

Это потому что часть из них принадлежат основной игре 2007 года, а остальные из дополнения. Качество у них средненькое, к сожалению. Ещё из дополнения карточки вроде ничего, а вот базовые карты шершавые, тонкие, так что советую сразу купить протекторы к ним. Карты делятся на два вида – с символами и карты действий. Обычно на картах изображены 2 символа, но на некоторых есть 3. Все эти карты не содержат ничего кроме рисунков, и арт у них классный. Сами символы находятся в левом верхнем углу, а остальную часть занимают наброски и эскизы великого художника. Честно говоря, в отличие от Ордонанса , в этой игре я часто отвлекался на картинки, может потому что сам окончил художественное заведение и интересуюсь искусством, а может быть потому что это просто так на всех влияет сама загадка Леонардо=)

На этой карте целых 3 символа

Можно было бы назвать игру языконезависимой, если бы не несколько карт с текстом, они же карты действий. С помощью этих карт можно набрать в руку новые карточки, выбросить ключи у других игроков по вашему выбору и т.д.

Карта действия

Собираемые ключи представлены в виде маленьких картонок. Они носят скорее декоративный характер, т.е. на игру никак не влияют. Порою к подобным элементам игры относятся как к мелочи, не издавая никаких отдельных компонентов, надеясь, что игроки сами придумают, как считать ключи. Правильные игры решили пожалеть нас и выпустили ключи отдельными карточками. Картон у ключей очень тонкий, но они принимают неактивное участие в игре, поэтому за них переживать не приходится. На ключах нарисованы символы (такие как и на картах), по одному на каждую сторону. Всего таких картонок 36. Видов символов 12.

Сами карты интересно порассматривать во время игры

Токен, он именуется в игре как «Вето», является обычным фишкой, у меня он зелененького цвета. Я так понял, что они разные могут попасться, так как на коробке изображён красненький.

Правила умещаются на двустороннем листочке.

Осталось самое главное – изучить правила и в бой=)

Играть можно от 2 до 4 человек. Все карты замешиваются в одну колоду, тасуется, каждый игрок берет 6 карт, определяется первый игрок и можно начинать играть.

Игра происходит на поле, состоящем из квадрата 5х5 карт.

Поле загадок

В начале игры этого поля нету, его выкладывают по ходу игры сами игроки. Размер поля строго должен выдерживаться, т.е. не получится положить 6 карт в ряд, можно 4 или 3, но 6 и больше нельзя. Первый игрок кладёт любую карту на стол, второй игрок должен положить рядом (можно по диагонали, но обязательно рядом) другую карту, но которая не содержит в себе тех символов, которые есть на карте, которая была сыграна в предыдущем ходе.

На своём ходе игрок может сделать одно из трёх:

— выложить карту на свободное поле по выше описанному принципу;

— положить свою карту поверх выложенной карты. Но при этом нужно, чтобы на этих картах был хотя бы один одинаковый символ;

— заменить карту из руки на карту со стола. Но опять же с условием, что на этих картах есть одинаковый символ.

После чего ход игрока заканчивается, и если у него на руке меньше 6-и карт, он должен добрать одну, чтобы было ровно 6.

Как в игре получают ключи? Если после того, как вы выложили на стол карту, в ряде по горизонтали или вертикали получилось 3 одинаковые символа, вы получаете карту-ключ с этим символом. Чтобы получить ещё один ключ с таким символом, игроку придется собрать уже 4 одинаковых символа в ряд. Потом 5.

Карты ключей. Россыпью

Если получилось собрать символы по горизонтали и вертикали – игрок получает сразу 2 ключа.

Игра заканчивается, когда кто-либо из игроков собирает 7 ключей. Либо когда заканчиваются карты в колоде.

Правила, как вы видите, весьма просты и незатейливы. Можно с лёгкостью объяснить их любому новичку. Вот и я, когда ознакомился с компонентами и правилами, решил, что игра достаточно казуальная, и она для тех, кто любит игры попроще. Но тем не менее попробовать собрать символы в ряд хотелось как можно скорее.

Игрок собрал 3 котика в одному ряду, за что и получил ключ. Даже вето ему не помешало

Игрок положил свою карту на карту на столе, чем заблокировал удачный ряд для соперников

Игра мною тестировалась только при 2 игроках, поэтому как играется втроём или вчетвером я могу лишь догадываться. С самого начала всё кажется очень простым – карт на поле мало, все комбинации с двумя символами легко находятся на поле, поэтому и решения по поводу куда поставить фишку вето не возникает. Основная цель игры сводится к тому, чтобы обеспечить себе на следующий ход 100% линию из символов и получить ключ, и не дать оппоненту собрать такую же линию на его ходу. Помешать можно так – линию закрыть карточкой, если позволяет поле, или положить по верху карты другую карту, тем самым убрав нужный сопернику символ в ряду. Ну и активно использовать фишку вето.

Но чем дальше расширяется наше поле, тем сложнее играть. Символов на поле становится очень много, за каждым из них трудно уследить. И это кстати приносит большой фан от игры. Хотя есть одно важное замечание – игроки начинают больше думать над ходом. Мне как-то ещё более-менее повезло с приятелем по игре, а вот есть же такие игроки, которые будут ход обсасывать очень долго, пока не решатся походить. Можно конечно класть карты от балды, но это прямой путь к проигрышу. Так что чем ближе конец, тем всё больше похоже на шахматы, когда твой ход может быть ошибкой и следствием последующего проигрыша.

А ещё Правильные игры не забыли про зип-локи для основных карт и карт ключей

Пришло время подвести итог. Я люблю подобного рода игры, в которых заключается и раскладывание, и логика, и взаимодействие между игроками (т.е. когда ходы игроков влияют на ходы их соперников). С каждым новым ходом игра набирает обороты, она усложняется и от этого интерес только возрастает. Реиграбельность большая. Потому что одинаковых партий не может быть из-за рандомности символов на картах. За вечер можно смело сыграть несколько партий. Да и вообще в игру можно перекинуться как дополнительное игровое блюдо до или после большой сложной другой игры. Возраст так же не влияет на восприятие Загадки Леонардо – и взрослые и дети одинаково могут играть в неё. Из минусов отмечу возможный даунтайм в игре ближе к её концу. Карточки немного хлипковаты, но зато очень нравится коробка. Есть ещё вопрос по карте Interference of order (у меня английский вариант игры). Не понятно, как она точно играется. Потому что как я понял, она выкладывается на стол до конца игры и владелец этой карты может выбросить ключ у любого игрока, если у того игрока ключей будет больше. Я понимаю один раз можно сыграть за партию эту карту, но если до конца игры, то удовольствие от игры будет сомнительным, как мне кажется. Не могу сказать, что больше мне нравится – Зельеварение или Загадка Леонардо , потому что Зелье прошло испытание временем, но Загадка однозначно мне нравится и мы будет частенько в неё играть.

Дневники Леонардо да Винчи - это несколько тысяч пожелтевших от времени страниц, рассеянных в коллекциях по всему миру. Эти бумаги покрыты замысловатым зеркальным почерком да Винчи и множеством чертежей, набросков, зарисовок - от знаменитого витрувианского человека до фантастических механизмов. Возможно, эти небольшие рисунки не только говорят о неустанной работе ума Леонардо, но и содержат ключ к разгадке одной из тайн, которые в изобилии окружают личность великого флорентийца.

«Загадка Леонардо» - настольная карточная игра-головоломка, участники которой исследуют записи Леонардо да Винчи в поисках скрытых закономерностей. Обнаружив последовательность из трёх одинаковых символов, игрок получает соответствующий ключ. Цель игры - собрать семь разных ключей: тот, кто сделает это первым, раскроет загадку Леонардо и станет победителем.

Игровая колода состоит из карт с фрагментами дневниковых записей да Винчи. На каждой карте изображены два разных рисунка-символа: кавалерист, алебарда, профиль, чайка, кошка и т. п. Всего таких символов двенадцать. В начале игры колода перемешивается, и участники берут из неё по 10 карт. Не глядя в доставшиеся ему карты, каждый игрок выкладывает пять из них на стол перед собой в виде креста. Этот «крест» - личное рабочее пространство игрока, где ему и предстоит выстраивать ряды из одинаковых символов. Оставшиеся пять карт участники забирают себе на руку.

В начале своего хода игрок должен заменить одну из лежащих перед ним карт. Он выбирает одну из пяти позиций в своём «кресте», выкладывает туда новую карту с руки, а ту карту, что находилась там прежде, передаёт соседу слева. Тот должен выложить её в собственный «крест», в то же самое место, где она лежала у соперника, а свою старую карту оттуда сбросить. Затем тот игрок, чей сейчас ход, проверяет, не удалось ли ему получить очередной ключ. Для этого он должен собрать у себя на столе вертикальную или горизонтальную линию из трёх одинаковых символов. Если в результате замены карты такая линия образовалась, игрок берёт себе соответствующий ключ - жетон с таким же символом. Поскольку на каждой карте изображено два символа, особо удачным ходом можно взять сразу два ключа. А если один и тот же символ присутствует на всех пяти картах его «креста», участник получает один любой жетон по своему выбору. Все ключи у игрока должны быть разными: он не может получить какой-либо жетон повторно, даже если снова соберёт нужную линию. Наконец, в завершение своего хода игрок берёт на руку одну карту из колоды и передаёт право действовать по часовой стрелке. Как только кто-нибудь из участников получает свой седьмой ключ, партия немедленно заканчивается и он объявляется победителем.

«Загадка Леонардо» - настольная игра для тех, кому по вкусу несложные интеллектуальные развлечения. Она немного напоминает «крестики-нолики», только на постоянно меняющемся поле. К тому же здесь нет выигрышной стратегии - напротив, вся партия состоит из серии небольших, но весомых тактических решений. Да и решать «Загадку Леонардо» интереснее всего втроём или вчетвером, а если объединить два игровых комплекта, этим увлекательным занятием смогут заняться до восьми участников.

Чтобы обострить свое восприятие мира, улучшить память и развить воображение, Леонардо практиковал специальные психотехнические упражнения, восходящие к эзотерическим практикам пифагорейцев и - представьте себе! - современной нейролингвистике. Он как будто знал эволюционные ключи к тайнам человеческой психики. Так, один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая таким образом свой суточный сон с 8 до 1,5 часов. Благодаря этому гений экономил сразу 75 процентов времени сна, что фактически удлинило его время жизни с 70 до 100 лет!

Мастерская Мастера

И через пять столетий загадки и тайны гения эпохи Возрождения не перестают удивлять наших современников.

Итальянские исследователи недавно обнаружили тайную мастерскую Леонардо да Винчи. Она находится в здании мужского монастыря Св. Аннунциаты в самом центре Флоренции. Монахи из ордена Служителей Девы Марии сдавали некоторые монастырские комнаты именитым гостям. О существовании мастерской было известно давно из разных документов, известно было также, что Леонардо останавливался в этом монастыре. Но искусно запечатанные комнаты обнаружить было непросто. За распечатанной дверью оказалась лестница, датируемая 1430 годом, работы флорентийского скульптора и архитектора Мичелоццо Бартоломео. Эта лестница вела в пять комнат, в которых обитал Леонардо со своими учениками. В обители великому ученому были предложены отличные условия, поскольку он был уже знаменит. Самая большая комната с двумя окнами была спальней. Кроме нее была еще смежная потайная комната, где Мастер работал сам. Остальные комнаты служили мастерской для Леонардо и его учеников, которых было 5-6 человек. Некоторые подробности говорят о том, что в их числе был и повар.

Местонахождение мастерской было идеальным. Монастырская библиотека содержала коллекцию из почти 5000 рукописей, очень интересовавших да Винчи. Неподалеку находился госпиталь Св. Марии, где он мог заниматься анатомированием трупов.

Бесспорным доказательством того, что в мастерской занимался Леонардо, стали находящиеся в ней фрески. Они вызывают ассоциации с другими работами мастера с первого взгляда. Компьютерные исследования эти ассоциации целиком подтверждают.

Кстати сказать, семья богатого купца Франческо дел Джокондо имела в монастыре Св. Аннуциаты часовню. Вполне возможно, что именно в монастыре великий живописец повстречал жену купца, Лизу Черардини. Молодая женщина послужила художнику моделью для написания знаменитой Джоконды.

Он или она?

Над разгадкой тайны улыбки Моны Лизы исследователи бьются уже много лет. Едва ли не каждый год находится ученый, сообщающий: «Тайна раскрыта!» Некоторые считают, что разница восприятия выражения лица Джоконды зависит от личных психических качеств каждого. Кому-то оно кажется грустным, кому-то задумчивым, кому-то лукавым, кому-то даже злобным. А некоторые считают, что Джоконда вовсе даже и не улыбается! Другие ученые считают, что дело в особенностях художественной манеры автора. Якобы Леонардо так по-особому накладывал краски, что лицо Моны Лизы постоянно меняется. Многие настаивают на том, что художник изобразил на полотне себя в женском обличье, оттого и получился такой странный эффект.

Есть версия, что художник, который якобы был бисексуалом, нарисовал не себя, а своего ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с ним в течение 26 лет. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.

Отдельного внимания требуют мнения медиков. Стоматолог и по совместительству эксперт по живописи Джозеф Борковски считает, что выражение лица Моны Лизы типично для людей, потерявших передние зубы. А японский доктор Накамура обнаружил поражение уголка левого глаза Джоконды и сделал вывод, что она предрасположена к сердечным заболеваниям и страдает астмой. Еще одну версию - о параличе лицевого нерва - выдвинули отоларинголог Азур из Окленда и датский врач Финн Беккер-Христиансен, который предложил обратить внимание на то, что Джоконда правой стороной улыбается, а левой гримасничает. Кроме того, он обнаружил у Моны Лизы даже симптомы идиотизма, мотивируя их непропорциональностью пальцев и отсутствием гибкости в руке. Зато, по мнению британского врача Кеннета Кила, на портрете просто-напросто передано умиротворенное состояние беременной женщины.

Говорят, что именно модели Джоконды великий художник обязан своей смертью. Что многочасовые изнурительные сеансы с ней извели великого мастера, поскольку сама модель оказалась биовампиром. Об этом говорят и поныне. Как только картина была написана, великого художника не стало.

Всем известно, что Леонардо был левшой, писал справа налево в зеркальном изображении. Ранние его записи абсолютно не читаемы, но со временем зеркальное письмо Леонардо обрело определенную форму, характерный, хотя и малоразборчивый почерк. Установив начертания отдельных букв, некоторые исследователи научились читать его обыкновенно, справа налево. Казалось бы - ключ найден! Но неразборчивость почерка - это полбеды. Леонардо еще имел привычку писать по слуховому методу, то разделял слоги одного слова, то неожиданно слеплял несколько слов в одно. Прибавьте к этому необъятность знаний, доступных только специалистам разных областей. Все это не могло не вводить исследователей в заблуждения. Вот поэтому почти все тайны гения остаются для человечества неразгаданными.

Загадки без отгадок

Среди прозаических произведений Леонардо есть загадочные «Предсказания», представляющие собой своеобразную игру в загадки и разгадки. Скорее всего, он готовил их для развлечения придворного или светского общества. Леонардо давал словесное описание явления, верное отдельными признаками, которое, по возможности, расходилось с сутью описываемого. При этом самая обыденная вещь превращалась в свою противоположность. Слушатель же должен был узнать вещь и назвать ее по имени. Задача да Винчи в том и состояла, чтобы, с одной стороны, как можно больше разъединить описание признаков вещи с действительным ее обликом, а с другой - не разорвать связи между ними.

Вот, например, как Леонардо да Винчи зашифровал загадку «О запеленутых младенцах»: «О морские города! Я вижу вас, ваших граждан, как женщин, так и мужчин, туго связанных крепкими узами по рукам и ногам людьми, которые не будут понимать ваших речей, и вы сможете облегчать ваши страдания и утрату свободы лишь в слезных жалобах, вздыхая и сетуя промеж самих себя, ибо тот, кто связал вас, вас не поймет, ни вы их не поймете ».

Нечто подобное было написано им о сосущих детях: «Многие Франческо, Доминико и Бенедетто будут есть то, что не раз поедалось другими по соседству, и пройдет много месяцев, пока они смогут говорить ».

«О, сколько будет таких, которым не будет дозволено родиться », - так писал он о яйцах, из которых не вылупятся цыплята.

Во многих загадках имеется зашифрованный пророческий смысл. Исследователи считают, что некоторые головоломки им удалось разгадать. К примеру:

«Будет по воздуху носиться зловещий пернатый род; они нападут на людей и зверей и будут питаться ими с великим криком. Они наполнят свое чрево алой кровью » - предсказание, считают знатоки, очень похоже на создание воздушных летательных аппаратов, самолетов и вертолетов.

«Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать » - что это, как не предсказание изобретения телефонной, телеграфной и радиосвязи?

«Многих можно будет видеть несущимися на больших животных в быстром беге на погибель собственной жизни и на скорейшую смерть. По земле будут видны животные разного цвета, несущие людей к уничтожению их жизни » - автомобили и всевозможная бронетехника.

«Много будет таких, кто будет двигаться один против другого, держа в руках острое железо; они не будут причинять друг другу иного вреда, кроме усталости, ибо насколько один будет нагибаться вперед, настолько другой будет отклоняться назад. Но горе тому, кто попадет на середину между ними, потому что он в конце концов окажется разрезанным на куски » - двуручная пила.
«Много будет таких, кто будет свежевать свою мать, переворачивая на ней ее кожу, используя для этого ужасного зверя » - сельскохозяйственные машины. К этому же относится и другое изречение: «Видно будет, как переворачивают землю вверх дном и смотрят на противоположные полусферы и открывают норы свирепейших зверей».

«Шкуры животных будут выводить людей из молчания с великими криками и ругательствами » - мячи для спортивных игр сделаны из кожи.

А вот предсказания о возможных катаклизмах, связанных с потеплением: «Морская вода поднимется на высокие вершины гор, к небесам и снова упадет на жилища людей. Видно будет, как самые большие деревья лесов будут несомы неистовством ветра с востока на запад ».

Но есть у Леонардо да Винчи и такие загадки, перед которыми исследователи теряются. Может быть, вам удастся расшифровать их?

* Разверзнется: Выйдут из земли звери, облеченные в тьму, которые с удивительными наскоками будут наскакивать на человеческую породу, а она зверскими укусами, с пролитием крови будет ими пожираться.

* Люди будут ходить, и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит.
* Будут погублены бесчисленные жизни, и в земле будут сделаны бесчисленные дыры. Тогда большая часть людей, оставшихся в живых, выбросят вон из своих домов прибереженное ими пропитание на вольную добычу птицам и наземным животным, нисколько о нем не заботясь. Люди будут выбрасывать из собственных домов те припасы, которые предназначались для поддержания их жизни.
* Вернется время Ирода, ибо невинные младенцы будут отняты у своих кормилиц и умрут от великих ранений от руки жестоких людей.
* Много будет таких народов, которые будут прятать себя, своих детей и свои припасы в глубине темных пещер, и там, во мраке, они будут кормить себя и свою семью в течение многих месяцев без всякого искусственного или природного света.
* Видно будет, как в воздухе на огромнейшей высоте огромные змеи сражаются с птицами.
* Большей части мужского рода не будет дозволено размножаться, так как у них будут отняты семенники.

Поспешишь - людей насмешишь

Леонардо да Винчи никогда не спешил закончить произведение. Он считал, что незаконченность - обязательное качество жизни. Окончить - значит убить! Медлительность творца была удивительной, он писал свои полотна годами. Мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, например, благоустраивать долины Ломбардии или создавать аппарат для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений - «незавершенка». Многие были испорчены водой, огнем, варварским обращением, но художник никогда не исправлял повреждений, словно давал право жизни вмешиваться в его творчество, что-то подправлять.

Добро = Зло

Создавая фреску «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи очень долго искал идеальные модели. Иисус должен воплощать Добро, а Иуда, решивший предать его на этой трапезе, - Зло.

Леонардо много раз прерывал работу, отправляясь на поиски натурщиков. Однажды, слушая церковный хор, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.

Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил художника, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.

И вот после долгих поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека - молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не было, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор. С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Человек толком не понимал, что происходит, и где он находится, а Леонардо запечатлевал на холсте лицо человека, погрязшего в грехах. Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного пришел в себя, подошел к полотну и вскричал:

Я уже видел эту картину раньше!
- Когда? - удивился Леонардо.
- Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа:

Изобретения гения

Леонардо был прекрасным фокусником (современники называли его магом). Он мог вызывать из кипящей жидкости многоцветное пламя, вливая в нее вино; легко превращал белое вино в красное; одним ударом ломал трость, концы которой положены на два стакана, не разбив ни один из них; наносил на конец пера немного своей слюны - и надпись на бумаге становится черной. Чудеса, которые показывал Леонардо, настолько впечатляли современников, что его всерьез подозревали в служении «черной магии». К тому же возле гения постоянно находились странные, сомнительной нравственности личности, вроде Томазо Джованни Мазини, известного под псевдонимом Зороастр де Перетола, - хорошего механика, ювелира и одновременно адепта тайных наук:

Леонардо многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того, как человечество до них «дозреет». Ученые только в прошлом году, спустя пять столетий после смерти Леонардо да Винчи, сумели разобраться в проекте его самодвижущейся тележки и построить ее. Это изобретение можно смело назвать предшественником современного автомобиля.

Сделанные да Винчи изобретения и открытия охватывают все области знания (их более 50!), полностью предвосхищая направления развития современной цивилизации. В 1499 году Леонардо для встречи французского короля Людовика XII сконструировал деревянного механического льва, который, сделав несколько шагов, распахивал свою грудную клетку и показывал внутренности, «заполненные лилиями». Ученый является изобретателем скафандра, подводной лодки, парохода, ластов. У него есть рукопись, в которой показывается возможность погружения на большую глубину без скафандра благодаря использованию особой газовой смеси (секрет которой он сознательно уничтожил). Чтобы ее изобрести, необходимо было хорошо разбираться в биохимических процессах человеческого организма, которые совершенно не были известны в то время! Это он первым предложил устанавливать на бронированных кораблях батареи огнестрельных орудий (подал идею броненосца!), изобрел вертолет, велосипед, планер, парашют, танк, пулемет, отравляющие газы, дымовую завесу для войск, увеличительное стекло (за 100 лет до Галилея!). Да Винчи изобрел текстильные машины, ткацкие станки, машины для изготовления иголок, мощные подъемные краны, системы осушения болот посредством труб, арочные мосты. Он создал чертежи воротов, рычагов и винтов, предназначенных поднимать огромные тяжести, - механизмы, которых не было в его время. Поразительно, что Леонардо подробно описывает эти машины и механизмы, хотя их и невозможно было сделать в то время из-за того, что тогда не знали шарикоподшипников (но сам Леонардо знал это - сохранился соответствующий рисунок). Иногда кажется, что да Винчи просто хотел узнать как можно больше об этом мире, коллекционируя информацию. Зачем она ему была нужна в таком виде и в таком количестве? Ответа на этот вопрос он не оставил.

Трое Искателей склонились над столом. Перед ними были разложены чертежи и рисунки, созданные рукой Великого Леонардо. Искатели пытались понять скрытый в них смысл. Им стало уже очевидно, что секрет кроется в расположении рисунков. Но точная их связь и нужная комбинация оставались загадкой. Вот один из Искателей сместил чертеж с изображением цветка, и символы на бумаге совпали. Вне всяких сомнений - искомый ключ найден! Глаза исследователя торжествующе блеснули. Он вновь переместил рисунок - для других Искателей вскрытый им фрагмент шифра останется недоступным. Но сам он запомнил его до мельчайших подробностей - это первый ключ, один из семи, необходимых для прочтения шифра. Он обретет их первым и раскроет Загадку Леонардо.

Интересная настольная игра - для всех, кто любит настольные игры, искусство, тайны и загадки, шифры.

Каждый игрок получает в начале партии десять карт, пять из которых он должен расположить перед собой в форме креста. Карты кладутся на стол взакрытую, затем игроки одновременно вскрывают карты.

На каждой карте в левом верхнем углу расположены так называемые символы Ключа . Это два изображения, которые повторяются на нескольких картах. Если на картах в кресте игрока один и тот же символ повторяется на трех картах по горизонтали или по вертикали, игрок получает карточку Ключа с изображением совпавшего символа.

Побеждает игрок, первым собравший семь разных Ключей.

Игрок может изменять карты в своем кресте, используя оставшиеся в руке карты и те карты, которые он получает в процессе игры из колоды. Заменить можно любую карту в своем кресте, причем заменяемая карта перейдет к игроку слева и заменит карту в его кресте, в той же зоне, что и у игрока (например, это может быть верхняя карта, левая карта или карта в центре). Таким образом, игрок может изменить состав не только своего креста, но и состав карт креста оппонента.

За ход можно заменить только одну карту; если в результате игроку удалось получить сочетание из трех повторяющихся символов в кресте - он получит новый Ключ.

Дополнительный Ключ можно также получить, собрав пять одинаковых символов на всех картах креста.

Обратите внимание, что все изображения в игре - это оригинальные рисунки Леонардо да Винчи . Они подобраны таким образом, чтобы соответствовать основному мотиву карты, задаваемому символами Ключей.

Количество игроков: от 2 до 4 человек.

Продолжительность игры: 30 - 45 минут.

Возраст: от 12 лет.

Загадка Леонардо. Quintis Fontis - пятый ключ

Quintis Fontis (от латинского пятый ключ) - это Загадка Леонардо, рассчитанная. Её главное отличие - игроки выстраивают линии из одинаковых символов на одном общем поле, а не на личных рабочих столах. Quintis Fontis - это любительский вариант правил для настольной игры Загадка Леонардо, который оказался настолько удачным, что приобрёл официальный статус и увидел свет отдельным изданием.

Правила Quintis Fontis также разрешают получить один и тот же ключ несколько раз и позволяют накладывать вето на розыгрыш карт с определёнными изображениями.

"Загадка Леонардо. Quintis Fontis - пятый ключ" - это новая версия уникальной игры Загадка Леонардо, посвященной гению Леонардо да Винчи и пронизанной духом его творчества.

В игре "Загадка Леонардо. Quintis Fontis - пятый ключ" выигрывает тот игрок, кто первым обретет семь Тайных Ключей. Ключ получает игрок, первым собравший последовательность из трех, четырех или пяти одинаковых символов, изображенных на картах. В процессе игры участники сами формируют из карт игровое поле, дополняя и изменяя его.

Эта увлекательная логическая игра развивает стратегическое мышление, внимательность, учит всесторонне анализировать ситуацию и предугадывать действия оппонента.

В наборе: 62 карты.

С дополнением Загадка Леонардо становится увлекательнее и разнообразнее. За счёт того, что теперь игроки оперируют большим числом карт - как на руке, так и на столе, - они получают возможность планировать свои действия на несколько ходов вперёд.

Статьи по теме: