Обозначения в географии. Что такое условные знаки? Определение географических координат

Рассекреченные топографические карты Генерального штаба СССР свободно гуляют по просторам интернета. Все мы любим скачивать их, рассматривать, а зачастую и печать на листах бумаги для дальнейшего использования их по прямому назначению - т.е. ходить с ними в походы.

Топографические карты Генштаба являются самыми точными и лучшими. Любые другие покупные карты, напечатанные в современное время, не будут нести в себе столько точности и конкретики. Условные знаки и обозначения на топографических картах Генштаба гораздо более сложны, нежели любые другие обозначения карт, купленных в магазине. Их мы все помним ещё с уроков географии в школе.

Как бывалый пользователь таких карт, я бы хотел в начале этой статьи описать самые важные, на мой взгляд, обозначения. Если остальные более-менее понятны, так как они почти все идентичны с другими видами карт (не Генштаба), то эти есть нечто новое и пока ещё непонятное. Собственно, я начну с условных обозначений рек, бродов, лесов и дорог.

Реки и водные ресурсы

Скорость и направление течения реки (0,6 м/с)

Характеристика рек и каналов: 30 - Ширина (м), 0,8 - Глубина (м), К - Тип грунта (К - каменистый, П - песок, Т - твердый, В - вязкий)

Отметка урезов воды, высота берега над уровнем моря (393м)
Броды: 0,3 - глубина, 10 - длина, К - каменистый грунт, 1,0 - скорость (м/сек)
Болото проходимое
Болото непроходимое
Характеристика мостов: Д - материал постройки (Д - деревянный, К - каменный, ЖБ - железобетонный), 43 - длина моста, 4 - ширина проезжей части (м), 10 - грузоподъемность в тоннах
Лесная просека и ширина в метрах (2м)
Полевые и лесные дороги
Зимник, действующая автодорога только в зимнее время года, в холодный период. Может проходить по болотам.
Грунтовая дорога, 6 - ширина проезжей части в метрах
Гать - дорога с деревянным покрытием, настил из бревен, 3 - ширина проезжей части
Гать
Ж/Д полотно
Газопровод
Линии электропередач (ЛЭП)
Разобранная железная дорога
Однопутная железная дорога, узкоколейка. Также ж/д мост
Шоссе: 6 —ширина покрытой части, 8 — ширина всей дороги от канавы до канавы в метрах; Щ — материал покрытия (Б — булыжник, Г — гравий, К — камень колотый, Шл — шлак, Щ — щебень)

Рельеф

Обрывистые берега рек, скальные обнажения, пармы
Горизонтали рельефа с обозначением относительной высоты (260 м)
Горная местность без растительного покрова, покрыта камнями-курумами и скалами-останцами
Горная местность с растительным покровом и редкими деревьями, видна граница леса
Скалы-останцы с высотой в метрах
Ледники
Скалы и скалистые обрывы
Отметка высот (479,2 м)
Степная область. Рядом граница леса
Пески, пустыни

Фото некоторых географических объектов


Магистральный зимник, проложенный через таёжный лес. Летом здесь заросли (Якутия)


Лесная грунтовая дорога (Ивдельский р-н, Сев. Урал)


Гать - дорога с деревянным покрытием (Лобненский лесопарк, Моск. обл)


Скальное обнажение, парма (Камень "Великан", Ср. Урал)


Скалы-останцы (скала Старик-камень, Ср. Урал)

Следует понимать, что все имеющиеся топографические карты Генштаба СССР уже давно устарели. Информация, содержащаяся на них, может датироваться 70-80 годами прошлого века. Если вас интересуют подробности прохождения по тем или иным тропам, дорогам, наличие населенных пунктов и географических объектов, то следует заранее проверить достоверность информации по другим источникам. Троп и дорог уже может не быть совсем. Мелкие населенные пункты могут быть заброшенными и представлять собой пустыри, зачастую уже поросшие молодняком.

Но, в любом случае, карты генштаба всё равно несут более точную информацию, и по ним можно более продуктивно рассчитать свой маршрут и расстояние. В данной статье я не стал забивать ваши головы лишними символами и условными знаками топографических карт. Я выложил только наиболее важные и значимые для горно-таёжного и степного региона. Кого интересуют подробности, могут посмотреть .

Карты Генштаба СССР выполнены с использованием Советской системы разграфки и номенклатуры топографических карт. Эта система до сих пор применяется в Российской Федерации и в некоторых бывших Советских республиках. Есть более новые карты, состояние местности на которых примерно 60-80-х годов прошлого века, и более старые карты, так называемый Генштаб РККА, выполненные геодезической разведкой довоенного времени. "Карты составляются в равноугольной поперечно-цилиндрической проекции Гаусса-Крюгера, вычисленной по параметрам эллипсоида Красовского для шестиградусной зоны," - а если не поняли,то не беда! Главное - запомнить (или записать, сохранить эту статью) те моменты, что я привёл выше. Зная их, вы можете умело пользоваться картами и планировать свой маршрут без использования gps.

Определение 1

Картографические условные знаки - символические графические обозначения, которые используется для изображения на картографических изображениях (картах и топопланах) различных объектов и их характеристик.

Иногда условные знаки называют легендой карты.

Виды условных знаков по масштабу

В зависимости от масштабности выделяют $3$ группы условных знаков:

  • масштабные (площадные и линейные);
  • внемасштабные (точечные);
  • пояснительные.

С помощью площадных масштабных знаков отображают протяженные объекты в масштабе карты. На карте масштабные знаки позволяют определить не только расположение объекта, но и его величину и очертания.

Пример 1

Масштабными знаками являются территория государства на карте масштаба $1:10 000 000$ или водохранилище на карте масштаба $1:10 000$.

Линейные условные знаки используют для отображения существенно протяженных в одном измерении объектов, например дорог. Согласуется с масштабом на таких знаках только одно измерение (по которому объект наиболее протяженный), тогда как другое является внемасштабным. Положение объекта определяется по условной или явной осевой линии.

Внемасштабные точечные знаки используются на картах для отображения объектов, размеры которых не выражаются на карте. Крупнейшие города на карте мира отображаются внемасштабными знаками – точками. Фактическое размещение объекта определяется по главной точке точечного условного знака.

Главная точка размещается у внемасштабных знаков следующим образом:

  • в центре фигуры у симметричных знаков;
  • в середине основания у знаков с широким основанием;
  • в вершине прямого угла, являющегося основанием, если такой угол имеется у знака;
  • в центре нижней фигуры, если знак является сочетанием нескольких фигур.

Пояснительные знаки предназначены, чтобы характеризовать местные предметы и их разновидности. Пояснительными знаками может быть указано количество путей железной дороги, направление течения реки.

Замечание 1

На картах крупного масштаба знаки отдельных объектов указываются раздельно, на картах меньшего масштаба – однотипные объекты группируют и наносят одним знаком.

Условные знаки по содержанию

  1. знаки и подписи населенных пунктов;
  2. знаки отдельных местных объектов;
  3. знаки отдельных элементов рельефа;
  4. знаки транспортной инфраструктуры;
  5. знаки объектов гидрографической сети;
  6. знаки почвенно-растительного покрова;

Знаки и подписи населенных пунктов

На картах масштаба $1:100 000$ и крупнее указывают все населенные пункты вместе с подписью их названий. Причем названия городов наносятся прямыми прописными буквами, сельских населенных пунктов – строчными буквами, городских и дачных поселков – строчными наклонными буквами.

На крупномасштабных картах отображаются внешние очертания и планировка, с выделением крупнейших магистралей, предприятий, выделяющихся знаний и ориентиров.

Пример 2

На картах масштаба $1:25 \ 000$ и $1:50 \ 000$ цветом отображается тип (огнеупорная или неогнеупорная) застройки.

На рисунке ниже - знаки населенных пунктов, использовавшихся на картах различных эпох.

Знаки отдельных местных объектов

Отдельные местные объекты, которые являются ориентирами, наносятся на карту преимущественно внемасштабными знаками. Это могут быть вышки, шахты, штольни, церкви, радиомачты, скалы-останцы.

Знаки отдельных элементов рельефа

На карту соответствующими знаками наносятся элементы рельефа .

Замечание 2

Объект природного происхождения изображаются линиями и знаками коричневого цвета.

Знаки транспортной инфраструктуры

К объектам транспортной инфраструктуры, отображаемым на топографических картах, относятся дорожная і железнодорожная сеть, сооружения и мосты.

При нанесении на карту разделяют дороги с покрытием (автострады, улучшенные шоссе, улучшенные грунтовые дороги) и без него. На карту наносятся все дороги с покрытием с указанием ширины и материала покрытия.

Цвет дороги на карте указывает на ее тип. Оранжевым цветом наносят автострады и шоссе, желтыми (изредка оранжевым) - улучшенные грунтовые дороги, без цвет – проселочные дороги без покрытия, полевые, лесные и сезонные дороги.

Знаки объектов гидрографической сети

На карте изображаются следующие элементы гидрографической сети – прибрежная часть морей, реки, озера, каналы, ручьи, колодцы, пруды и другие водоемы.

Водоемы, наносятся на карту в случае, если на изображении их площадь более $1 мм^2$. В другом случае водоем наносится только по причине высокой значимости, например в засушливых районах. Рядом с объектами указывается их название.

Характеристики объектов гидрографической сети указывают рядом с подписью названия объекта. В частности, указывают в виде дроби ширину (числитель), глубину и характер грунта (знаменатель), а также скорость (в м/с) и направление течения. Также указываются вместе с характеристиками гидротехнические сооружения – паромы, плотины, шлюзы. Реки и каналы наносятся на карту в полном объеме. При этом вид отображения определяется шириной объекта и масштабом карты.

Замечание 4

В частности, при масштабе карты более $1:50 000$ объекты шириной менее $5$ м, при масштабе менее $1:100 000$ - менее $10$ м изображают $1$ линией, а более широкие объекты – двумя линиями. Также $2$ линиями обозначают каналы и канавы шириной от $3$ м и более, а при меньшей ширине – одной линией.

На крупномасштабных картах синими кружками обозначают колодцы, рядом ставится буква «к» или «арт.к» в случае артезианского колодца. В засушливых районах колодцы и объекты водоснабжения показывают укрупненными знаками. Водопроводы на картах показывают линиями с точками синего цвета: сплошными линиями – наземные, прерывистыми – подземные.

Знаки почвенно-растительного покрова

Часто при отображении на карте почвенно-растительного покрова применяется сочетание масштабных и внемасштабных условных знаков. Знаки, обозначающие леса, кустарники, сады, болота, луга, характер являются масштабными, а отдельные объекты, например, отдельно стоящие деревья – внемасштабными.

Пример 3

Заболоченный луг отображается на карте сочетание в замкнутом контуре условных знаков луга, кустов и болота.

Контуры участков местности, занятых лесом, кустарником или болотом, наносят пунктирной линией за исключением случаев, когда границей служит забор, дороги или другой линейный местный предмет.

Участки, покрытые лесом, указывают зеленым цветом с нанесение символа, указывающего на тип леса (хвойный, лиственный или смешанный). Бледно-зеленым цветом наносятся на карту участки с порослью леса или питомниками.

Пример 4

На рисунке, расположенном ниже, слева показан хвойный сосновый лес со средней высотой деревьев $25$ метров и шириной $0,3$ м, а также типичным расстоянием между стволами деревьев $6$ м. На рисунке справа – лиственный кленовый лес с высотой деревьев $12$ м и шириной ствола $0,2$ м, расстояние между которыми в среднем $3$ метра.

Болота показывают на карте горизонтальной штриховкой синего цвета. При этом тип штриховки показывает степень проходимости: прерывистая штриховка – проходимые, сплошная – трудно- и непроходимые.

Замечание 5

Проходимыми считаются болота глубиной менее $0,6$ м.

Вертикальная штриховка синего цвета на карте указывает на солончаки. Также как и для болот, сплошная штриховка указывает на непроходимые солончаки, прерывистая – на проходимые.

Цвета условных знаков на топографических картах

Цвета, которыми изображаются объекты на картах, являются универсальными для всех масштабов. Штриховые знаки черного цвета – строения, сооружения, местные предметы, опорные пункты и границы, штриховые знаки коричневого цвета – элементы рельефа, синего – гидрографическая сеть. Площадные знаки светло синего цвета – зеркало вод объектов гидрографической сети, зеленого цвета – площади древесно-кустарниковой растительности, оранжевый цвет – кварталы с огнестойкими строениями и шоссе, желтый – кварталы с неогнестойкими строениями и улучшенные грунтовые дороги.

Замечание 6

На военных и специальные картах наносят специальные условные обозначения.

Определение 1

Картографические условные знаки - символические графические обозначения, которые используется для изображения на картографических изображениях (картах и топопланах) различных объектов и их характеристик.

Иногда условные знаки называют легендой карты.

Виды условных знаков по масштабу

В зависимости от масштабности выделяют $3$ группы условных знаков:

  • масштабные (площадные и линейные);
  • внемасштабные (точечные);
  • пояснительные.

С помощью площадных масштабных знаков отображают протяженные объекты в масштабе карты. На карте масштабные знаки позволяют определить не только расположение объекта, но и его величину и очертания.

Пример 1

Масштабными знаками являются территория государства на карте масштаба $1:10 000 000$ или водохранилище на карте масштаба $1:10 000$.

Линейные условные знаки используют для отображения существенно протяженных в одном измерении объектов, например дорог. Согласуется с масштабом на таких знаках только одно измерение (по которому объект наиболее протяженный), тогда как другое является внемасштабным. Положение объекта определяется по условной или явной осевой линии.

Внемасштабные точечные знаки используются на картах для отображения объектов, размеры которых не выражаются на карте. Крупнейшие города на карте мира отображаются внемасштабными знаками – точками. Фактическое размещение объекта определяется по главной точке точечного условного знака.

Главная точка размещается у внемасштабных знаков следующим образом:

  • в центре фигуры у симметричных знаков;
  • в середине основания у знаков с широким основанием;
  • в вершине прямого угла, являющегося основанием, если такой угол имеется у знака;
  • в центре нижней фигуры, если знак является сочетанием нескольких фигур.

Пояснительные знаки предназначены, чтобы характеризовать местные предметы и их разновидности. Пояснительными знаками может быть указано количество путей железной дороги, направление течения реки.

Замечание 1

На картах крупного масштаба знаки отдельных объектов указываются раздельно, на картах меньшего масштаба – однотипные объекты группируют и наносят одним знаком.

Условные знаки по содержанию

  1. знаки и подписи населенных пунктов;
  2. знаки отдельных местных объектов;
  3. знаки отдельных элементов рельефа;
  4. знаки транспортной инфраструктуры;
  5. знаки объектов гидрографической сети;
  6. знаки почвенно-растительного покрова;

Знаки и подписи населенных пунктов

На картах масштаба $1:100 000$ и крупнее указывают все населенные пункты вместе с подписью их названий. Причем названия городов наносятся прямыми прописными буквами, сельских населенных пунктов – строчными буквами, городских и дачных поселков – строчными наклонными буквами.

На крупномасштабных картах отображаются внешние очертания и планировка, с выделением крупнейших магистралей, предприятий, выделяющихся знаний и ориентиров.

Пример 2

На картах масштаба $1:25 \ 000$ и $1:50 \ 000$ цветом отображается тип (огнеупорная или неогнеупорная) застройки.

На рисунке ниже - знаки населенных пунктов, использовавшихся на картах различных эпох.

Знаки отдельных местных объектов

Отдельные местные объекты, которые являются ориентирами, наносятся на карту преимущественно внемасштабными знаками. Это могут быть вышки, шахты, штольни, церкви, радиомачты, скалы-останцы.

Знаки отдельных элементов рельефа

На карту соответствующими знаками наносятся элементы рельефа .

Замечание 2

Объект природного происхождения изображаются линиями и знаками коричневого цвета.

Знаки транспортной инфраструктуры

К объектам транспортной инфраструктуры, отображаемым на топографических картах, относятся дорожная і железнодорожная сеть, сооружения и мосты.

При нанесении на карту разделяют дороги с покрытием (автострады, улучшенные шоссе, улучшенные грунтовые дороги) и без него. На карту наносятся все дороги с покрытием с указанием ширины и материала покрытия.

Цвет дороги на карте указывает на ее тип. Оранжевым цветом наносят автострады и шоссе, желтыми (изредка оранжевым) - улучшенные грунтовые дороги, без цвет – проселочные дороги без покрытия, полевые, лесные и сезонные дороги.

Знаки объектов гидрографической сети

На карте изображаются следующие элементы гидрографической сети – прибрежная часть морей, реки, озера, каналы, ручьи, колодцы, пруды и другие водоемы.

Водоемы, наносятся на карту в случае, если на изображении их площадь более $1 мм^2$. В другом случае водоем наносится только по причине высокой значимости, например в засушливых районах. Рядом с объектами указывается их название.

Характеристики объектов гидрографической сети указывают рядом с подписью названия объекта. В частности, указывают в виде дроби ширину (числитель), глубину и характер грунта (знаменатель), а также скорость (в м/с) и направление течения. Также указываются вместе с характеристиками гидротехнические сооружения – паромы, плотины, шлюзы. Реки и каналы наносятся на карту в полном объеме. При этом вид отображения определяется шириной объекта и масштабом карты.

Замечание 4

В частности, при масштабе карты более $1:50 000$ объекты шириной менее $5$ м, при масштабе менее $1:100 000$ - менее $10$ м изображают $1$ линией, а более широкие объекты – двумя линиями. Также $2$ линиями обозначают каналы и канавы шириной от $3$ м и более, а при меньшей ширине – одной линией.

На крупномасштабных картах синими кружками обозначают колодцы, рядом ставится буква «к» или «арт.к» в случае артезианского колодца. В засушливых районах колодцы и объекты водоснабжения показывают укрупненными знаками. Водопроводы на картах показывают линиями с точками синего цвета: сплошными линиями – наземные, прерывистыми – подземные.

Знаки почвенно-растительного покрова

Часто при отображении на карте почвенно-растительного покрова применяется сочетание масштабных и внемасштабных условных знаков. Знаки, обозначающие леса, кустарники, сады, болота, луга, характер являются масштабными, а отдельные объекты, например, отдельно стоящие деревья – внемасштабными.

Пример 3

Заболоченный луг отображается на карте сочетание в замкнутом контуре условных знаков луга, кустов и болота.

Контуры участков местности, занятых лесом, кустарником или болотом, наносят пунктирной линией за исключением случаев, когда границей служит забор, дороги или другой линейный местный предмет.

Участки, покрытые лесом, указывают зеленым цветом с нанесение символа, указывающего на тип леса (хвойный, лиственный или смешанный). Бледно-зеленым цветом наносятся на карту участки с порослью леса или питомниками.

Пример 4

На рисунке, расположенном ниже, слева показан хвойный сосновый лес со средней высотой деревьев $25$ метров и шириной $0,3$ м, а также типичным расстоянием между стволами деревьев $6$ м. На рисунке справа – лиственный кленовый лес с высотой деревьев $12$ м и шириной ствола $0,2$ м, расстояние между которыми в среднем $3$ метра.

Болота показывают на карте горизонтальной штриховкой синего цвета. При этом тип штриховки показывает степень проходимости: прерывистая штриховка – проходимые, сплошная – трудно- и непроходимые.

Замечание 5

Проходимыми считаются болота глубиной менее $0,6$ м.

Вертикальная штриховка синего цвета на карте указывает на солончаки. Также как и для болот, сплошная штриховка указывает на непроходимые солончаки, прерывистая – на проходимые.

Цвета условных знаков на топографических картах

Цвета, которыми изображаются объекты на картах, являются универсальными для всех масштабов. Штриховые знаки черного цвета – строения, сооружения, местные предметы, опорные пункты и границы, штриховые знаки коричневого цвета – элементы рельефа, синего – гидрографическая сеть. Площадные знаки светло синего цвета – зеркало вод объектов гидрографической сети, зеленого цвета – площади древесно-кустарниковой растительности, оранжевый цвет – кварталы с огнестойкими строениями и шоссе, желтый – кварталы с неогнестойкими строениями и улучшенные грунтовые дороги.

Замечание 6

На военных и специальные картах наносят специальные условные обозначения.

Картография как наука возникла еще в бронзовом веке. Археологические раскопки продемонстрировали то, что самые старые образцы создавались на территории Египта, древнего Вавилона, Малой Азии (современной Турции), Маршалловых островов и Италии. Без схематического начертания местности невозможно точное передвижение и реализация военной тактики. Несмотря на абсолютно разное представление о форме планеты, жители Древнего мира, Средневековья, эпохи Ренессанса, Нового века и современности старались зафиксировать как можно достовернее все особенности ландшафта. Древние люди допускали в картографии много географических неточностей, а создание схем можно было приравнивать к искусству – они исполнялись настоящими мастерами и дополнялись множеством художественных элементов. Например, города прорисовывались в виде башен замков с фамильными гербами, леса представлялись несколькими породами деревьев, торговые порты обозначались видом судов, популярных в регионе (Рисунок 1).

Рисунок 1. Используемые до прошлого века карты

Более схожие с современные образцы появились только после XVIII века, когда человечество получило полное представление о географии планеты, расположении всех рек, морей, океанов.

Однако наиболее точные планы стали доступны к середине ХХ века.

В повседневности знание того, что означают условные знаки географических карт, поможет быстро добраться до любой точки назначения. В условиях дикой природы и выживания, заблудившись в лесу, но имея при себе карту, можно сохранить жизнь и легко выбраться. Несмотря на популярность GPS-навигаторов, электронная техника всегда может подвести, неправильно определить координаты или разрядиться. Бумажные аналоги находятся под рукой и приходят на помощь в любых ситуациях. Их легко использовать не только для того, чтобы узнать свое месторасположение в дикой или населенной местности, но и для прокладывания более короткого автомобильного маршрута. Без использования схем сложно представить работу военных, лесников, рыбаков, инженеров-геологов и строителей. Какие существуют виды условных знаков на картах и как определять их точное значение, рассмотрим далее.

Условные знаки географических карт

Условные знаки на карте представлены в виде упрощенных графических символов, обозначающих объекты ландшафта, например, горные кряжи, озера, лесопосадки, тропинки, автострады, общественные и жилые здания, границы между населенными пунктами. Значки различаются в зависимости от типа применения. Например, для городских планов они будут одними, а для загородных – совершенно другими.


Рисунок 2. Основные группы знаков

Выделяют следующие группы знаков (Рисунок 2):

  1. Научные или справочные. Включают типы почв, подробности ландшафта и грунта, расположенные на территории ископаемые, типы водоемов и деревьев, распространенных животных, птиц и рыб, здания, муниципальные и социально-культурные памятники, транспортные развязки и многое другое. Предназначение таких схем – детальное отображение всех важных особенностей ландшафта для точной ориентировки. Также используются в ознакомительных целях;
  2. Учебные. Разрабатываются для обучения детей дошкольного и школьного возраста. Зачастую интерактивные и интуитивно понятные;
  3. Туристические. Без них невозможно представить багаж любого путешественника. Содержат точные детали ландшафта. Однако больше внимания уделено тропинкам в лесах и горах, переходам по пересеченной или заболоченной местности. В эту группу входят и городские варианты, которые наглядно объясняют новый город. С их помощью легко посетить все экскурсионные места, не заблудившись в переплетении жилых кварталов и многочисленных улиц.

Чем более новая схема, тем больше она соответствует реальному расположению всех объектов. Зачастую представлена в цветном виде для более легкой ориентировки.


Рисунок 3. Пример легенды у разных карт

Структура всех географических карт – и устаревших, и современных – делится на две основных части:

  • Схематически отображенный ландшафт. Расцветки вызывают правильные ассоциации с реальными составляющими рельефа: лесопосадки зеленые, водоемы голубые или синие, возвышенности коричневые, автострады красные или оранжевые, а железнодорожные колеи черные. Иногда указываются детали, например, материал моста или тип леса. Впрочем, на каждом плане отображено гораздо больше знаков, многие из них могут казаться на первый взгляд непонятными;
  • Легенда (Рисунок 3). Легендой называют разъяснения к каждой отдельно взятой схеме. Общей стандартизации в картографии нет, но расшифровка обозначений и содержание должны присутствовать в обязательном порядке, иначе она считается недействительной. Найти легенду можно на свободных полях. Иногда для нее выделяется отдельное место. Даже если вы забыли, что означают пиктограммы на плане, обратившись к легенде, можно интуитивно разобраться.

Вопреки сложившимся стереотипам, для чтения географической карты не нужно обладать специализированными навыками, и справиться с этой задачей может даже школьник. Столкнувшись с новой схемой, достаточно ознакомиться с легендой и приступать к ориентировке.

Виды условных знаков на картах

Условные знаки географических карт необходимы для отображения на плане местности схематических объектов, их особенностей и характеристик. Делятся на три разновидности, которые определяются масштабностью: линейные, площадные и точечные. Каждая из них включает в себя схожие по особенностям объекты: индустриальные постройки и административные объекты (мосты, железнодорожные переправы, границы между областями и странами) или детали природного ландшафта. Каждая группа обозначается простым и легко запоминающимся значком. Например, хвойные леса представлены схематичным символом сосны (Рисунок 4). Он достоверно отображает род предмета и универсален для большинства планов местности, что обеспечит удобную и мгновенную ориентировку в любых условиях.


Рисунок 4. Виды знаков на картах

Основные требования к значкам, по которым можно осуществить подбор подходящей географической карты:

  1. Удобочитаемость и узнаваемость;
  2. Отсутствие перегруженности элементов;
  3. Легкость в запоминании;
  4. Компактность и достоверность.

Что включают в себя условные знаки топографических карт, мы рассмотрим далее.

Линейные знаки

Линейные условные знаки на карте изображают объекты, имеющие определенную протяженность (Рисунок 5).

Среди них:

  1. Дороги (автострады, трассы, шоссе, тропинки). Разделяются на грунтовые и асфальтированные. Современные и пригодные для автомобильной езды выделяются оранжевым. Серым или черным представлены не асфальтированные участки дороги или тропы;
  2. Железнодорожные и трамвайные колеи. Разделяются по количеству путей (одна или несколько пар рельс), ширине (узкая или стандартная), а также общему состоянию (рабочие, закрытые и в режиме стройки). Обозначаются горизонтальной линией, на которую нанесены перпендикулярные черточки в порядке: одна колея – одна черта. На линию наносится прямоугольник, который обозначает здание вокзала или платформу;
  3. Мосты. Различаются в зависимости от материала (железобетонные, деревянные, каменные и другие), количества ярусов, динамики (цельный, раздвижной или подъемный). Понтонные (плавучие) обозначаются отдельными символами;
  4. Газо- или нефтепроводы;
  5. Линии электропередач;
  6. Вышки сотовой или радиосвязи;
  7. Реки любой длины или ручьи, каналы;
  8. Любые ограждения или стены,
  9. Границы между населенными пунктами и странами.

Рисунок 5. Пример линейных знаков

Представлены цветными тонкими, полужирными и жирными линиями (прямыми, кривыми). Стоит отметить, что точной является только их длина в миллиметрах с переводом в масштабе.

На географических картах отсутствует правильное обозначение ширины линейных знаков.

Преувеличенная ширина упрощает процесс чтения. К данной группе относятся также изолинии (изогипсы), необходимые для объемного обозначения форм и особенностей территории.

Площадные знаки

Площадные (они же масштабные) условные знаки на карте местности нужны для правильной передачи формы и очертаний, рельефа, размеров и расположения крупных географических объектов (Рисунок 6). Также носят название «контурные». В их число входят как отдельные участки местности, так и целые города. Имеют достоверную длину и ширину в двухмерной плоскости, представленную в уменьшенном масштабе (например, 1:10000) и максимально приближенные к действительности формы. Их структура делится на контур и цветной фон, штриховку или сетку одинаковых символов, обозначающих свойства объекта.

Все мы знаем, что такое легенда в общеупотребительном смысле. Это предание, былина, история с вымышленными элементами. Но что такое легенда карт? До конца это знают далеко не все. Давайте разберемся с этим термином.

Что такое легенда карты?

В картографии легенда - это таблица или перечень обозначений, используемых в атласе в сопровождении разъяснения этих символов. Такая система не является унифицированной для всех карт, но стандартизирована и обязательна для топографического их вида.

Обычно в атласах легенда карты с условными знаками расположены на свободном пространстве так, чтобы не скрывать от читателя какие-либо объекты. Если издание большое, то для карты отводится страница, а то и несколько. Обычно символы в легендах собраны в тематические группы: населенные пункты, дороги, рельеф, климатические зоны, растения и животные, промышленные объекты и прочее. Также сюда могут быть вынесены какие-либо статистические или информационные сведения.

Символика легенды

Условные знаки в этом случае - это графические символы, которыми обозначают различные объекты, особенности местности. Легенда карты мира или какой-то определенной местности помогает разобраться в них. Без этого правильно прочесть атлас невозможно.

Если вы постоянно работаете с картами, то какие-то условные знаки понимаете уже логически. Например, если нарисовано что-то, имеющее определенную площадь, этот объект будет очерчен границами или даже заштрихован изнутри. Для изображения того, что не растянуто на местности, используются линии, определенные точечные символы.

Площадь того или иного объекта не берется примерной - его изображение отталкивается от масштаба. Сведения о последнем вы всегда найдете в легенде карты России, мира, отдельной зоны или области.

Главные требования к условным знакам - они должны быть простыми, логически понятными и разнообразными. Для этого, например, отдельные категории исполнены картографом в одном цвете и стиле что на карте, что в легенде. Выделить что-то можно и выбором определенного шрифта, его размера. Так, например, мегаполисы обозначаются заглавными буквами, областные центры - прописными, небольшие населенные пункты - мелким шрифтом. А в легенде уже расписано, какое число жителей подразумевает под собой каждое написание.

Еще одно важное требование к атласу - читабельность символов не только в таблице-легенде, но и на нем самом. Трудно разобраться в изображенном, если условные знаки сливаются с общим фоном, похожи друг на друга, нарисованы без учета качества печати. Картограф также обращает внимание и на то, цветным или черно-белым будет атлас. В первом случае разнообразие и четкая видимость символов большей частью достигается различными оттенками, во втором - многоликостью изображений, форм, шрифта.

Конечно, нам более удобны для ориентировки на местности максимально подробные карты. Но при этом перегруженность символикой может и сильно утяжелить прочтение атласа. Чтобы узнать, что скрыл под собой тот или иной условный знак, приходится из раза в раз обращаться к легенде, что довольно хлопотно. Поэтому картограф должен уметь быть лаконичным - изобразить только необходимое, где-то добавить нужные подробности, вынести увеличенный участок. В противном случае карта превратится в сложный ребус для учащегося, путешественника или иного читателя.

Группировки знаков легенды

Как мы уже упоминали, стройного единообразия в мире картографии нет. Какие-то унифицированные условные обозначения были приняты на международных географических конгрессах в 1909-м и 1912-м. Они установили символы легенды, так называемой "Миллионной международной карты".

Однако вместе с тем можно выделить основные группы условных знаков:

  • Цифровые надписи.
  • Внемасштабные символы.
  • Знаки для объектов, которые изображены в масштабе карты.
  • Линейные условные символы - границы, автомагистрали, железные дороги, береговые, связные линии, горизонтали и прочее.

Основные условные знаки

Разобрав, что такое легенда карт, мы увидели, что основным ее героем будет символика, применяемая на изображенном плане местности. Самые распространенные знаки следующие:

Что такое легенда карты? Это условные знаки, которые обозначают тот или иной объект в атласе, и их краткая характеристика. К подобным символам выставлены довольно жесткие требования, чтобы сделать карту читабельной и логичной.

Статьи по теме: