Педагогические игры с педагогами и детьми. Деловая игра для воспитателей «путешествие на затерянный остров с фгос дошкольного образования. Представление команд «Визитная карточка»

Повышение профессионального мастерства педагогов является одной из важнейших задач методической работы в ДОУ. Очень важно найти такие формы работы, которые развивали бы у воспитателя детского сада потребность в самосовершенствовании, пополнении своих знаний и умений, побуждали к активной творческой деятельности. Хочу предоставить вашему вниманию деловую игру в форме «Пойми меня!» как одну из форм работы с педагогами на тему: «Формирование творческих способностей педагогов по технологии ТРИЗ - РТВ».

Ход игры:

1.Представление и приветствие команд (название, девиз)

2. Представление членов жюри. Проведение жеребьевки.

Ведущий: Для того чтобы начать наш I дин, необходимо установить очередность: я читаю стихи, вы их заканчиваете, кто правильно все сделает, будет начинать первым.

Стихи-рифмовки:

Иглы колкие торчат прямо с детства у... (ежат)

В аквариум чистой водицы нальешь, плавать, плескаться будет там... (ерш)

Через горы и леса в край родной летит... (птица)

Устают, наверно, скулы грызть орехи у …(белки)

Из цыпленка вышел толк вырос бравый храбрый... (петух)

Звонок цокают подковы на копытах у... (коня)

Ведущий: Напоминаю правила I дина: я задаю по очереди три слова каждой команде. За 30 секунд члены команды, начиная с первого, пытаются объяснить по цепочке друг другу заданное слово, не произнося его (допускается использовать жесты). За правильность ответов жюри начисляет один балл. Тот, кто уже поучаствовал, становится в конец команды. Надеваем наушники, отворачиваемся друг от друга. Слова для первой команды на листке (вытаскивает участник сам, текстом внутрь).


Слова для первой команды - физкультура, прогулка, экологический центр.

Слова для второй команды - экология, тихий час, план.

Жюри подводят итог I дина.

Ведущий: Правила этого дина коренным образом отличаются от первого: я задаю по два слова каждой команде, у вас имеются листы и маркеры и 40 секунд. Первый член команды объясняет слово своему соседу, но тот не должен произносить ни слова вслух, но может использовать мимику, жесты, чтобы переспросить. Как только он поймет, о чем идет речь, пишет слово на листке и переворачивает его, не перевернуть лист - ошибка, затем, стучит по плечу следующего игрока и пытается объяснить то, что он понял от первого. Ну вот, собственно и все, надеваем наушники.

Слова для первой команды - игрушка, занятие.

Слова для второй команды - ручей, Башкирия.

Жюри подводят итог II дина.

5. Третий дин

Ведущий: Я задаю каждой команде по одному слову, капитан называет 4 ассоциации, возникающие у него с этим словом. После этого я называю слово вслух для всех членов команды. Каждый игрок, начиная со второго, называет в свою очередь собственные ассоциации в течение 5 секунд, после этого он обязан передать право названия ассоциаций следующему члену команды и так далее. Количество очков выставляется в соответствии с количеством ассоциаций членов команды, совпавших с ассоциациями капитана команды.

Слово для первой команды - Стерлитамак.

Слово для второй команды - ребенок.

Жюри подводят итог III дина.

6. Четвертый дин

Ведущий: К этому дину вы готовили домашнее задание - рисовали несуществующее животное на формате A3, сейчас ваша задача обменяться рисунками с соперниками и за 20 секунд рассказать и представиться от лица этого животного. Жюри оценивает оригинальность, артистизм, воображение представителя команды.

Жюри подводят итог IV дина.

7. Награждение команд

Победившей команде - грамоту, проигравшей - сертификат участника.

8. Заключение

Ведущий: Что удавалось лучше: формулировать понятия или угадывать слова? Какие методы и приемы были использованы в игре из технологии ТРИЗ-РТВ? (метод ассоциаций, мозговой штурм, рисуночный тест, эмпатия, логическая цепочка, стихи-перевертыши ).

Ведущий: Какие вы используете приемы в своей работе с детьми по формированию творческих способностей, развитию логического мышления, воображения (метод гирлянд и ассоциаций, хорошо - плохо, прямая аналогия, ММЧ, метод фокальных объектов, средства моделирования ).

Ведущий: И, напоследок, проведем игру «Открытый микрофон» - участник берет в руки микрофон и говорит, что ему понравилось или запомнилось в процессе совместной деятельности.

О себе: Мой педагогический стаж - 15 лет, 6 лет в данной должности, пока нигде раньше не печаталась, хорошо, что появились такие порталы и сайты, куда можно посылать накопленный материал, да еще за свою работу можно получить диплом участника всероссийского масштаба. Спасибо, надеюсь на продолжительную и плодотворную работу.

Деловая игра

Цель: формирование механизма взаимодействия всех участников образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепление здоровья учащихся и учителей, выявить уровень творческого потенциала педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Задачи:

осознание общих целей субъектами образовательного процесса;

разделение зон ответственности и формирование общих подходов к решению поставленной цели;

развитие коммуникативных навыков всех участников игры.

Оборудование и материалы: клубок, карточки-кирпичики, листы бумаги А4 разного цвета; карточки, на которых написаны роли участников, ручки, фломастеры.

Время проведения игры: 30 минут.

Ход игры

Добрый день, уважаемые коллеги!

Счастливый случай нас собрал
Вот в эти стены, в этот зал.
Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра,
зима нам дарит звонкий праздник,
И главный гость на нем – игра.
Она наш друг большой и умный,
Не даст скучать и унывать,
Затеет спор веселый, шумный,
Поможет новое узнать.
Пусть собирает нас игра
Сегодня, завтра и всегда

Сегодняшняя встреча будет проходить в форме деловой игры «Раскрываем потенциал педагога» .

Упражнение «Паутина»

Зажмите свободный конец нити крепко в руке и передайте клубок педагогу напротив, только после того, как закончите предложение.

Предложения:

У меня вызывают симпатию люди, которые…

Самая большая радость для меня –это…

Я люблю, когда…

Я горжусь тем, что….

Моя сильная сторона в профессиональной деятельности...

Школа для меня- это…

Самое большое достижение в моей жизни…

Я ценю в людях…

Я чувствую себя уверенно, когда ….

Человек считается успешным, если…

Таким образом клубок передается дальше и дальше, пока все участники не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины.

Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?

(создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом)

    Одна из главных задач современной системы образования - повышение качества воспитательно-образовательной работы, создание условий для творческой самореализации личности каждого обучающегося.

    Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством.

Педагог имеет дело с развивающейся личностью – самой сложной системой из всех известных до сих пор систем. Для того, чтобы вторгаться в процесс развития личности, регулировать его, педагогу мало быть хорошим человеком. Ему еще нужны специальные знания и умения, которые делают его компетентным, образуя его педагогическое мастерство.

Построение отношений в коллективе можно сравнить с построением дома. Из каких материалов он будет построен, таким он и будет – избушкой ли на курьих ножках, или роскошным дворцом. То же происходит и с отношениями. Представьте, что команда – это здание. Его фундамент, его строительные материалы – это качества характера коллег, настроение, готовность прийти на помощь, поддержка и теплота. Есть одна важная особенность – педагогический коллектив строит этот дом вместе. Это и есть команда. Принципиальное отличие команды от просто группы - команда подразумевает взаимозависимость. Это нечто большее, чем сумма ее членов. Команда – это люди, работающие вместе, чтобы сделать больше, чем они смогли бы сделать по отдельности. То есть по формуле: 1+1=5

Упражнение «Для нас важен каждый кирпичик»

В раздаточном материале мы предлагаем вам «строительный материал» в виде кирпичиков. У вас есть листочки, на которых написаны основные критерии успешности команды:

1. Взаимовыручка

2. Высокая мотивация всей команды на успех

3. Желание учиться чему-то новому

4. Креативность

5. Мобильность – умение изменяться, принимать чужую точку зрения

6. Компетентность, профессионализм

7. Организованность

8. Самореализация каждого члена команды

9. Чувство Юмора

Выберите один самый важный для вас кирпичик, оторвите его. Пусть на данном этапе это будет ваш вклад в построении новой команды.

Ведущий. Сегодня в ходе деловой игры мы попытаемся проанализировать нашу работу в школе с точки зрения заявленной темы и выработать общие действия, по решению возникающих проблем.

1) И на первом этапе работы давайте определим: какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать идеальный ученик.

Прошу обсудить этот вопрос и написать на первом цветном листочке 5 наиболее важных качеств идеального ученика.

Ведущий .

2) Прошло время, и наши ученики выросли, стали самостоятельными взрослыми людьми. Обсудите, какими качествами должен обладать современный человек и на втором цветном листе напишите 5 качеств, характеризующих успешного современного человека.

Ведущий . А теперь сравните характеристики ученика и взрослого. Соответствуют ли качества, которые мы воспитываем в ученике, тем качествам, которые мы хотим видеть у взрослых людей?

Ведущий. Каждый из нас проблемы школы рассматривает со своей профессиональной позиции: педагога, психолога, завуча, медицинского работника и т.д. Но иногда бывает полезным выйти за рамки своей позиции и рассмотреть проблему с другой точки зрения.

Участники берут одну из карточек:

обучающийся;

родитель;

педагог-предметник;

классный руководитель;

специалисты (социальные педагоги, психологи, медицинский работник);

администрация.

Ведущий. И теперь каждый из вас пусть расскажет с обозначенной позиции, что он может сделать для сохранения здоровья школьников?

Ведущий. Итак, мы видим, что участники учебного процесса заботятся о сохранении здоровья каждого школьника, и могут взаимодействовать друг с другом. И чем больше каждый из нас заботится о здоровье обучающихся, тем меньше места случайностям, которые могут навредить здоровью ребенка.

Упражнение «Рисуем руками»

Руками нарисуйте в воздухе какой-нибудь предмет и передайте его участникам игры. Они должны угадать, какой предмет вы передали.

Ведущий: Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне его личности.

Это "работа сердца и нервов", писал Сухомлинский. Тем не менее современная статистика такова: учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья.

Предлагаю вам «Режим дня» , которого следует придерживаться, если вы хотите сберечь свое психологическое и физическое здоровье.

«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Я очень хочу, чтобы после нашего занятия, у вас не было сомнения в том, какого волка в себе вам нужно кормить!

Ведущий. Иначе эту мысль можно выразить так: ничто не научит жить, ничто не изменит, никто не поможет быть счастливым, только я сам могу изменить себя и свою жизнь.

Никакая техника не установит гармонию в душе. Душевные движения всегда идут впереди, техники только формируют их.

Спасибо за встречу!

Взаимовыручка

Высокая мотивация всей команды на успех

Желание учиться чему-то новому

Креативность

Мобильность – умение изменяться, принимать чужую точку зрения

Компетентность, профессионализм

Организованность

Самореализация каждого члена команды

Чувство Юмора

Обучающийся

Родитель

педагог-предметник

классный руководитель

социальный педагог

психолог

медицинский работник

администрация

7.00 - Улыбайтесь и сидите в позе лотоса.

7.15 - Принимайте контрастный душ.

7.30 - Ешьте овсянку с медом и орехами.

12.00-18.00 - Обнимайте невидимое дерево и «дышите» поясницей.

20.00 - Прокачайте энергию по позвоночнику.

22.00 - Смойте негативную информацию с волос, сочините себе сказку и запустите «кризис» в небо.

7.00 - Улыбайтесь и сидите в позе лотоса.

7.15 - Принимайте контрастный душ.

7.30 - Ешьте овсянку с медом и орехами.

12.00-18.00 - Обнимайте невидимое дерево и «дышите» поясницей.

20.00 - Прокачайте энергию по позвоночнику.

22.00 - Смойте негативную информацию с волос, сочините себе сказку и запустите «кризис» в небо.

7.00 - Улыбайтесь и сидите в позе лотоса.

7.15 - Принимайте контрастный душ.

7.30 - Ешьте овсянку с медом и орехами.

12.00-18.00 - Обнимайте невидимое дерево и «дышите» поясницей.

20.00 - Прокачайте энергию по позвоночнику.

22.00 - Смойте негативную информацию с волос, сочините себе сказку и запустите «кризис» в небо.

7.00 - Улыбайтесь и сидите в позе лотоса.

7.15 - Принимайте контрастный душ.

7.30 - Ешьте овсянку с медом и орехами.

12.00-18.00 - Обнимайте невидимое дерево и «дышите» поясницей.

20.00 - Прокачайте энергию по позвоночнику.

22.00 - Смойте негативную информацию с волос, сочините себе сказку и запустите «кризис» в небо.

7.00 - Улыбайтесь и сидите в позе лотоса.

7.15 - Принимайте контрастный душ.

7.30 - Ешьте овсянку с медом и орехами.

12.00-18.00 - Обнимайте невидимое дерево и «дышите» поясницей.

20.00 - Прокачайте энергию по позвоночнику.

22.00 - Смойте негативную информацию с волос, сочините себе сказку и запустите «кризис» в небо.

7.00 - Улыбайтесь и сидите в позе лотоса.

7.15 - Принимайте контрастный душ.

7.30 - Ешьте овсянку с медом и орехами.

12.00-18.00 - Обнимайте невидимое дерево и «дышите» поясницей.

20.00 - Прокачайте энергию по позвоночнику.

22.00 - Смойте негативную информацию с волос, сочините себе сказку и запустите «кризис» в небо.

7.00 - Улыбайтесь и сидите в позе лотоса.

7.15 - Принимайте контрастный душ.

7.30 - Ешьте овсянку с медом и орехами.

12.00-18.00 - Обнимайте невидимое дерево и «дышите» поясницей.

20.00 - Прокачайте энергию по позвоночнику.

22.00 - Смойте негативную информацию с волос, сочините себе сказку и запустите «кризис» в небо.

Цели психологических игр - сугубо психотерапевтические: игры способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослабляют его психическую напряженность, развивают внутренние психические силы. Психологические упражнения помогают учителю ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно их расценивать, управлять собой, сохраняя свое психическое здоровье и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.

Для психотехнических игр не нужно много времени и специальных помещений. Самостоятельно или в паре с другим учителем, педагог может выполнять упражнения в перерывах между уроками (в своем кабинете или учительской), на уроках, когда школьники работают самостоятельно, по дороге на работу или домой. Постарайтесь выработать в себе привычку к психологическим действиям: тогда появится потребность в психической стабильности и внутреннем порядке.

Психологические игры-релаксации для учителей

За 3-5 минут, потраченных на психотехнические упражнения, учитель может снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе. Как рабочий, который после трудового дня в горячем цеху принимает душ, так и учитель, выполняя в школе и после работы специальные психотехнические упражнения, прибегает к методу “психологического душа”, очищающего его психику.

Упражнение 1. “Внутренний луч”

Упражнение выполняется индивидуально; помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.......

Для того чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, где оно будет выполняться (в учительской, на уроке, в транспорте).

Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, “охлаждаются” глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.

Выполните упражнение несколько раз - сверху вниз.

Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: “Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!”

Упражнение 2. “Пресс”

Игровое упражнение выполняется индивидуально. Нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Упражнение советуем делать перед работой в “трудном” классе, разговором с “трудным” учеником или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. Упражнение лучше всего выполнить сразу же после того, как вы почувствуете психологическую напряженность. Если же по тем или иным причинам этот момент пропущен, то разбушевавшаяся эмоциональная “стихия” может все смести на своем пути, не дать возможности контролировать себя. В результате происходит то, что, мы видим так часто: “сбрасывается” отрицательно заряженная энергия на воспитанника или коллегу по работе. Наиболее часто “заземление” отрицательной энергии, к сожалению, происходит в семье учителя, где он ослабляет внутренний контроль после работы.

Суть упражнения состоит в следующем. Учитель представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую она с собой несет.

Упражнение 3. “Мария Ивановна”

Упражнение развивает внутренние средства ролевой децентрации.

Выполняется индивидуально, в течение 10-15 минут. Представьте себе ваш неприятный разговор, например, с завучем. Условно назовем ее Марией Ивановной, позволившей себе неучтивый тон в разговоре с вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день и по дороге домой вы еще раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлестывает вас. Это вредно для вашей психики: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обиду, но вам это не удается.

Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркнуть Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить ее. Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте ее походке, манере себя вести, проигрывайте ее размышления, ее семейную ситуацию, наконец, ее отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы почувствуете облегчение, спадет напряжение. Изменится ваше отношение к конфликту, к Марии Ивановне, вы увидите в ней много позитивного, того, что не замечали раньше. По сути дела, вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете ее понять. Последствия такой игры обнаружат себя на другой день, когда вы придете на работу. Мария Ивановна с удивлением почувствует, что вы доброжелательны и спокойны, и сама, вероятно, станет стремиться уладить конфликт.

Упражнение 4. “Голова”

Профессия педагога относится не только к разряду стрессовых, это профессия управленческого труда. Учитель вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на учеников: в чем-то их сдерживать, подавлять их волю и активность, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает у учителя “стресс руководства” и, как следствие этого, при перенапряжении, различные физические недомогания. Одна из наиболее частых жалоб учителей - на головные боли, тяжесть в затылочной области головы.

Предлагается упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы

чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

Упражнение 5. “Руки”

У вас последний урок. Класс занят решением задачи. В классе тишина и вы можете несколько минут уделить себе. Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости “вытекает” из кистей рук на землю, - вот она струиться от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну - две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по классу. Порадуйтесь интересным вопросам, которые задают дети, постарайтесь, открыто и с полной готовностью идти им навстречу, отвечая обстоятельно и детально.

Упражнение снимает усталость, помогает установить психическое равновесие, баланс.

Упражнение 6. “Я - ребенок”

Многие опытные педагоги играют в игру “Я - ребенок”. Вот, например, как описывает свое состояние: “Мой метод: я вызываю в себе состояние детства, т.е. вызываю в себе то ощущение детской легкости, которое свойственно ребенку: сбрасываю с себя “все взрослое”, а главным образом, то внешнее взрослое, что присуще моей административной роли. Далее идет подбор форм обращения к детям, которые включают выбор интонаций, способа объяснения, манеры держаться, а главное - продумывание первых слов, так сказать, формулы обращения”.

Вспомните, какую игру в детстве вы больше всего любили. Вспомнили? Теперь подойдите к вашему ребенку или внуку и предложите ему поиграть в эту игру. Во время игры вы должны выполнять роль ребенка, держаться “на равных” с вашим партнером. Это дает ему возможность почувствовать себя лидером, вместе с вами обсуждать правила игры. А вы почувствуете свежесть, оригинальность, нестандартность детского мышления, богатство внутреннего мира ребенка. Вы, наверняка, станете ему ближе.

Адаптационные игры для учителей и педагогов

Каждый учитель может вспомнить сложный период в своей работе, связанный с профессиональной адаптацией в школе. Молодые учителя, пришедшие из педагогических вузов, привыкают к школе от 6 месяцев до 3 лет. Они привыкают к постоянному шуму на переменах, к интенсивным коммуникативным взаимодействиям. Но труднее всего им выработать в себе умение в течение 45 минут на уроке держать дисциплину в классе. Многие учителя жалуются на ощущение слабости и истощенности после уроков, на сложности в выработке готовности держать класс под контролем.

Нам приходилось наблюдать различные ситуации, в которые попадают молодые учителя.

Мы видели, как учительница металась по классу, как челнок. Там, где она стояла, дети затихали, но в это время начинали громко разговаривать в другом углу. Нетрудно представить, как устала эта учительница к концу урока.

Как облегчить и в то же время активизировать процесс профессиональной адаптации молодого учителя в школе? Прежде всего, надо помнить, что хорошим руководителем становится только тот, кто умеет хорошо управлять самим собой.Развивая эти качества, молодой учитель сможет быстрее и эффективнее пройти адаптационный период. Предлагаем несколько упражнений для развития внутренних средств саморегуляции.

Упражнение 1. “Фокусировка”

Упражнение выполняется за 10-15 минут до начала урока. Удобно расположитесь в кресле или на стуле. Отдавая самому себе команды, сосредоточьте свое внимание на том или ином участке тела и почувствуйте его теплоту. Например, по команде “Тело!” сосредоточьтесь на своем теле, по команде “Рука!” - на правой руке, “Кисть!” - на кисти правой руки, “Палец!” - на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде “Кончик пальца!” - на кончике указательного пальца правой руки. Команды подавайте самому себе с интервалами 10-12 секунд (найдите при этом благоприятный для вас ритм).

Упражнение 2. “Дыхание”

Упражнение желательно выполнять перед началом урока. Устройтесь в кресле или на стуле. Расслабьтесь и закройте глаза. По своей команде постарайтесь отключить свое внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на своем дыхании. При этом не старайтесь специально управлять своим дыханием: не нужно нарушать его естественный ритм. Упражнение выполняется в течение 5-10 минут.

Упражнение 3. “Психоэнергетический зонтик”

Упражнение проводится в первые минуты после начала урока, а также, при необходимости, периодически в течение всего урока.

Учитель встает перед классом, желательно в центре комнаты и, объясняя материал, старается представить, что он своей волей, своим сознанием устанавливает своеобразный “зонтик”, плотно накрывающий всех учеников. Цель самого учителя: уверено, крепко и стабильно держать ручку этого “зонтика” на протяжении всего урока.

Упражнение вырабатывает способность контролировать ситуацию в классе.

Упражнение 4. “Распределение внимания”

Важно также научиться распределять свое внимание в классе.

Упражнение выполняется в течение 15-20 минут, в домашней обстановке. Включите телевизор и раскройте незнакомую вам книгу (для начала лучше взять художественную или публицистическую). Попробуйте одновременно читать книгу и “краем глаза” смотреть и слушать телевизор. Последите за собой: через, сколько минут вы почувствуете себя утомленным? Если утомление наступило уже через 4-5 минут, значит, ваша способность к распределению внимания слабо развита. Затем попробуйте для себя на бумаге кратко воспроизвести то, что вы читали и восстановить виденное на телеэкране. По мере того, как часто вы будете выполнять упражнение, с каждым разом вы будете все лучше распределять свое внимание.

Психологи:Лемешинская М.Г., Смагулова А.С.

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ детский сад №23 «Золотой Ключик»

Населенный пункт: г. Сургут, Тюменская область

Тема: Сборник деловых игр для педагогов ДОУ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №23 «Золотой Ключик»

Сборник
деловых игр для педагогов ДОУ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Составила:
Миникаева Е. Н., воспитатель

Составитель
Елена Николаевна Миникаева

Сборник деловых игр для педагогов «Речевое развитие дошкольников» /Сост. Е. Н. Миникаева.

Данная подборка деловых игр проводится с педагогами дошкольных учреждений с целью повышения профессиональной компетентности по проблеме формирования у детей дошкольного возраста связной речи. 
В ходе деловых игр педагоги уточнят знания по данной проблеме, поупражняются в умении применять технологии в практической работе с детьми дошкольного возраста, будут совершенствовать умение 
планировать ход занятия по связной речи, структурировать его, разнообразить нетрадиционными методами и приёмами, способствующими активизации детей на занятии. Поупражняются в умении общаться и вырабатывать единое мнение в команде. Материал рекомендуется старшим воспитателям дошкольных учреждений.


Деловая игра для педагогов ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПРЕСС».

Деловая игра для воспитателей групп
«Развиваем связную речь».

Сценарий деловой игры для педагогов по развитию речи.

Деловая игра «Речевое развитие дошкольника».

Деловая игра для воспитателей.
«Знатоки детской художественной литературы».

Цель:
1. Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;
2. Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.
3.Раскрыть творческий потенциал каждого педагога.

Ход игры:
Считается, что игра-ведущая деятельность дошкольника, На самом деле взрослые любят играть не меньше, чем дети.
Уважаемые коллеги, сегодня я вам предлагаю поиграть, как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Приобретением нового и развитием старого багажа мы сегодня и займемся. Я представляю команды. Замечательно. Вам предстоит пройти ряд сложных испытаний, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачу все же пожелаю! Перед началом послушайте правила. Если вопрос адресован конкретно команде, то она отвечает сразу (если готов ответ) или думает 1 минуту. Если по истечении 1 минуты команда не знает ответ, то у другой команды есть шанс заработать очко, правильно ответив на вопрос соперников. Очки представляются в форме фишек. Командам все понятно? Тогда приступим.
Разминка:
I. Вспомните, кто говорил такие волшебные слова:
1. «По щучьему веленью, по-моему, хотенью…»
2. «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!»
3. «Спи, глазок, спи, другой! »
4. «Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе красная?»
5. «Как мне не печалиться, серый волк, остался я без доброго коня…»
6. «Несу косу на плечи, хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!»

II. Закончите пословицу:
1. «Что написано пером…» (не вырубишь топором)
2. «Не плюй в колодец…» (пригодится – воды напиться)
3. «Не имей сто рублей…» (а имей сто друзей)
4. «Семь раз отмерь…» (один раз отрежь)
5. «Что посеешь…» (то и пожнешь)
6. «Любишь кататься…» (люби и саночки возить)
7. «Хочешь, есть калачи…» (Не сиди на печи)
8. «Не красна изба углами…» (А красна – пирогами)

III. К какому виду творчества это относится?
1. «Как аукнется, так и откликнется» (пословица)
2. «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)
3. «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)
4. «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал» (Потешка)
5. «В некотором царстве, в некотором государстве…» (Сказка)
6. «Ехала машина темным лесом, 
 За каким-то интересом.
Инти-инти-интерес,
Выходи на букву С» (Считалка)
IV. Загадки:
а) Весь мир кормлю, а сама не ем (земля).
б) Цветы ангельские, а коготки дьявольские (роза).
в) Бежать, бежать, не добежать, лететь, лететь-не долететь (горизонт).
г) Спит на земле, а утром исчезает (роса).
— Спасибо, коллеги! Вы справились с разминкой. Переходим к заданиям.
Задание 1.
Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе:
1. Слушать рассказывание или чтение небольших по объёму произведений, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора. Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя. (1-ая младшая группа)
2. Воспитывать умение слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Учить понимать смысл произведения; воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности; выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения. (2-ая младшая группа)
3. Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый). Учить выразительно читать стихотворения, потешки. Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. (Средняя группа)
4. Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и выразительно читать наизусть стихотворения. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. (Подготовительная к школе группа)

Задание 2.
Для работы с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения:
1. А. Барто. «Игрушки», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сорока Белобока», К.Чуковский. «Цыпленок», С.Маршак «Сказка о глупом Мышонке»
(1-ая младшая группа)
2. З.Александрова «Мой мишка», А.Барто « Девочка-ревушка», С.Маршак «Усатый-полосатый», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко»
(2-ая младшая группа)
3. «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье»,Я.Тайц «По грибы»,К.Чуковский «Федорино горе», Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик». (средняя группа)
4. Н.Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», Х.К.Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане», «Спящая красавица» (старшая, подготовительная группы)

Задание 4.
Определи название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку:
1. …Ну, так видите ль, миряне,
Православные христиане,
Наш удалый молодец
Затесался во дворец;
При конюшне царской служит
И нисколько не потужит
Он о братьях и отце
В государевом дворце…
(П.П. Ершов «Конек-горбунок»)
2… Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер…
(А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке»)

Задание 5.
«Составь слово из слогов и отгадай сказку»
(в форме финвордов)
Команды получают карточки с заданием (разные) и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.
Кашечрохав («Хаврошечка»).
Боклоко («Колобок»)
Зоркомо («Морозко»)
Очвокамйюд Дюймовочка
Дыродйом Мойдодыр
Гукароснеч («Снегурочка»)
Комерет («Теремок»)
Щеинакатар («Тараканище»)

Задание 6.
«Чудесный мешочек» Предложить командам назвать одним словом
1. образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)
2. короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня)
3. устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина)
4. основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)
5. короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот)
6. устное народное творчество, народная мудрость (фольклор)
7. небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня)
8. вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)
9. краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)
10.короткая, из 2 или 4 строчек припевка, в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка).

Подведение итогов деловой игры.
Деловая игра для педагогов ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПРЕСС»

Цель игры:
Активизировать деятельность педагогов по речевому развитию детей;
Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;
Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;
Закреплять умение отбирать информацию из разных источников.
Предварительная работа:
просмотр методической литературы;
изготовление каждой командой пособия по развитию речи детей (плоскостные и объемные модели, дидактические игры, игрушки);
составление «презентации» для пособия;
заучивание, повторение фольклорных произведений.

1 станция — Теоретическая – «Педагогическая библиотека»
1 задание: каждой команде нужно разгадать ребус, в котором зашифрованы слова по теме игры: речь, слово, язык.
2 задание: дополнить и представить схему по теме «Развитие речи детей». Предлагается в помощь использовать методическую литературу.
Виды схем:
1. Функции речи ребенка.
2. Задачи развития речи детей в детском саду.
3. Методы развития речи детей в детском саду.
3 Задание: каждой команде составить 3 понятия (понятия «разрезаны» на части — в приложении)
1 Команда: речь, словарная работа, диалог;
2 Команда: развитие речи, формирование грамматического строя речи, монолог;
3 Команда: культура речи, связная речь, рассказ.
Ведущий: Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно. Наиболее важным для активного развития речи детей является ранний возраст детей. Уже со второго полугодия жизни ребенка у малыша развивается понимание слова, речи. Появляется элементарное неполное речевое общение, когда говорит взрослый, а ребенок отвечает только мимикой, жестом, движением, действием. Ребенок подражает звукам и звукосочетаниям взрослого. Первые осмысленные слова появляются в речи ребенка обычно к концу первого года. К полутора годам ребенок использует в активной речи примерно 100 слов, к 2-м годам словарь значительно увеличивается – до 300 слов и более. К трем годам словарь ребенка возрастает до 1000 слов. Таким образом, именно ранний возраст является наиболее благоприятным для развития речи ребенка. А помочь ребенку в этом могут и должны и родители, и воспитатели. А для этого можно использовать самые различные формы работы, которым будут посвящены следующие задания.
2 станция –Психолого – педагогическая консультация
4 Задание: «решить задачи»:
1 команда: Первые слова ребенка разобрать трудно. Сумев что – то понять, взрослый с радостным видом должен повторить за ним произнесенные слова. Это поощряет к дальнейшему разговору. Ребенку будет приятно узнать, что взрослый его понимает.
Вопрос: Как взрослый должен повторять слова ребенка, как он произносит или как надо взрослому?
Ответ: Взрослый должен произносить слова правильно и чисто. Ребенок, даже зная слово правильно, не сразу может его проговорить из — за несовершенства речедвигательного аппарата.
2 команда: Как надо разговаривать взрослому, чтобы автономную речь ребенка перевести в активную правильную?
Автономная речь — употребляются облегченные слова (АВ – АВ, искаженные слова (МОКО – молоко, придуманные ребенком (ТОПА – ТОПА – пошел).
Ответ: Если ребенок, увидев птицу, произносит: «ГУЛИ – ГУЛИ», то взрослый должен поддержать его активно – радостное настроение и сказать: «Да это птица – ГОЛУБИ» Т. е. не обращая и не заостряя его внимание на неправильно произнесенных им словах, сразу произнести слово правильно.
3 команда: Как должно осуществляться общение с ребенком 2 – 3 лет во время умывания, чтобы:
Расширить его словарный запас.
Воспитывать положительное отношение к водным процедурам?
Ответ: Во время умывания воспитатель должен «озвучить» процесс умывания так, чтобы вызвать у ребенка положительные эмоции. Например, «Моем ручки водичкой тепленькой. Она журчит, льется. Мыло пенится. Ручки будут чистые» и т. д. Так как это происходит регулярно, то словарный запас ребенка расширяется. А эмоционально – окрашенная речь воспитывает положительное отношение к водным процедурам.
5 Задание: по характеристике определить уровень развития речи ребенка
1 команда: высокий уровень речевого развития
Характеристика: Рома Ш. – возраст 3 года 1 месяц.
Звуковой строй речи. Ребенку недавно исполнилось 3 года, а он произносит все звуки чисто, включая «р».
Коммуникативные умения. Общается легко с детьми и взрослыми, быстро вступает в контакт.
Словарный запас довольно богат, присутствуют все части речи, кроме числительных и деепричастий. Много прилагательных, сложных слов, глагольных форм.
Связная речь. Рома любит слушать, когда ему читают и готов заниматься «чтением» круглые сутки. После чтения задает много вопросов, долго рассматривает иллюстрации. Быстро запоминает характерные речевые обороты из сказок, сравнения, эпитеты.
Детям в группе предлагает «почитать»: берет книгу со сказками и почти дословно пересказывает содержание, глядя на картинки. Передает интонации. Расказывает четко, почти последовательно, о случаях из жизни.
Грамматический строй речи. Пользуется словами сначала, а потом, предлогами в, на, за, у, под. Грамматических ошибок, характерных для трехлеток, в его речи почти нет, за исключением ошибок в окончаниях существительных родительного падежа множественного числа: пальтов, сапогов, туфлёв и при образовании повелительного наклонения глаголов: нажмай.
Интересны его словообразовательные интонации: приземлился (упал, удобрилась моя мама (то есть стала добрее, перестала сердиться, защитничал (защищал).
Любит рифмовать слова. Создает тексты с ритмом, рифмой, но без смысла.
Здоровается, прощается, благодарит, извиняется без напоминания. (Влияние «семейной» речи).
Родители занимаются развитием сына, много читают ребенку, беседуют, доверительно общаются. Рома много рисует, лепит, рассказывает о своих рисунках, поделках, пытается даже «писать», рисуя каракули, и просит их прочитать.
2 Команда: средний уровень речевого развития
Характеристика: Маша С. – возраст 3 года 3 месяца.
Коммуникативные умения. Девочка контактна, легко вступает в общение с взрослыми и детьми. По просьбе произносит с гордостью слова вежливости.
Звуковой строй речи. Соответствует норме: речь звучит смягченно, большинство согласных, кроме шипящих и свистящих произносит ясно, звуки «р», «рь» заменяет на «ль» с призвуком «рь» (физиологическая картавость).
Интонационный рисунок речи меняет, когда, например, говорит в игре за куклу – дочку и за ее маму, папу. Пытается (но недолго) говорить громче или тише, если ее попросят.
Темп речи средний, речевое дыхание достаточное для произнесения 2 – 3 слов, говорит на выдохе. Повторы слогов при попытке произнести новое слово специфичны для ее возраста.
Словарный запас. Маша правильно называет почти все предметные картинки, на которых изображены знакомые животные, посуда, игрушки, мебель, одежда.
В разговоре названия – существительные заменяет жестами нечасто, но прилагательных в ее речи очень мало. Вместо любых прилагательных она обычно использует слово такой. Глаголов, обозначающих действия, недостаточно, они заменяются жестами, движениями.
Грамматический строй. Маша пользуется предложениями из двух – четырех слов. Много ошибок в использовании глагольных форм, в родовых и падежных окончаниях имен существительных.
В речи присутствуют «собственные» грамматические формы, особенно при образовании повелительного наклонения: пей вместо пой, ляж вместо ложись.
Связная речь. Девочка умеет поддерживать разговор, задавать вопросы и отвечать на вопрос 2 – 4 словами. Не может рассказать о том, что с ней случилось, зато договаривает за воспитателем фразы из песенок, потешек. Рассказывает небольшие стишки, знает песенки, любит создавать и повторять рифмы, не имеющие смысла, типа туся – нуся – куся.
Не любит слушать, когда читают, так как привыкла смотреть телевизор, то есть понимает смысл не на слуховой, а на наглядной основе.
3 Команда: низкий уровень речевого развития
Характеристика: Миша В. – возраст 3 года 2 месяца.
Коммуникативные умения. Миша малообщителен, серьезен, любит в одиночестве играть с машинками, кубиками, конструктором.
Благодарит, здоровается, прощается, но слова вежливости произносит неразборчиво.
Звуковой строй его речи можно охарактеризовать как возрастное физиологическое косноязычие, но характерно оно для двухлетки, а не для трехлетки.
Артикуляционный аппарат развит плохо, уздечка языка немного укорочена. Необходимо делать специальные упражнения для развития подвижности языка, губ, растягивания уздечки. Видимо, на формирование мышц, необходимых для произношения звуков, влияет недостаточная речевая активность.
Словарный запас пассивный, позволяет ребенку понимать обращенную к нему речь. Активный запас слов явно недостаточен, особенно мало глаголов. Мальчик заменяет слова мимикой, жестами, затрудняется в назывании действий, предметов.
Прилагательных в речи мало.
Грамматический строй. Миша использует двухсловные и трехсловные предложения, при этом родовые окончания путает: моя мама, моя папа, моя нос, моя стул.
Падежные окончания плохо различимы, предлогов почти нет, но грамматические конструкции с предлогами понимает правильно.
Связная речь. Диалог поддерживает однословными ответами. Рассказывать сам не умеет, но с помощью взрослого, его подсказок и вопросов, сказку по картинкам воспроизвести может.
Общее задание для всех команд
Речевое развитие, вызывающее тревогу педагогов.
Характеристика: Аня С. – возраст 3 года 2 месяца.
Звуковой строй речи. Девочке уже 3 года, а она до сих пор пользуется облегченными словами: мако (молоко, ка – си (колбасы) .
Дома не считают, что автономная речь Ани – причина тревоги и пересмотра отношений с ребенком. «Она не совсем здорова и потому не догоняет детей», — считает мама девочки.
Большинства звуков ребенок не произносит; достаточных для трехлеток словарного запаса и грамматизации нет.
Свои просьбы и требования выражает преимущественно жестами, мимикой, требовательной, капризной интонацией. Иногда все – таки произносит простые предложения типа Аня… дай.
Коммуникативные умения. Девочка пытается общаться с детьми, играть вместе, но дети ее не понимают, и Аня быстро раздражается, обижает детей, бьет их или кусает.
Простые просьбы и инструкции понимает частично, причем после их повторения.
Слушать не любит, во время чтения текстов потешек, сказок отходит от воспитателя; иллюстрации, если они достаточно яркие, красочные, иногда рассматривает, но вопросов не задает и изображенное называет редко, иногда комментирует так: киса мяу, ав – ав, би – би, бух.
Вызывает опасения и ее здоровье: постоянные выделения из носа, частые болезни носоглотки и ушей, что, конечно, влияет на развитие речи.
Какие рекомендации можно дать родителям? (посоветовать родителям обратиться к отоларингологу и невропатологу)
Р. С. Впоследствии при обследовании врачами у Ани были обнаружены проблемы со слухом. Девочка переведена в специализированный детский сад и в настоящее время занимается по программе для слабослышащих детей.
3 станция — Педагогическая копилка
6 Задание: каждая команда представляет по 2 дидактических пособия по речевому развитию детей, кратко рассказывая о том, где и как оно может быть использовано.
7 Задание: показать пальчиковую игру, которую можно использовать на занятиях по развитию речи и в повседневной деятельности.
8 Задание: вспомнить и прочитать потешки, которые можно использовать в работе с детьми для обогащения речи детей.
9 Задание: работа с пословицами: каждая команда получает карточку с заданием
1 команда:
Найдите лишнюю пословицу:
«Хвастать – не косить, спина не болит»
«Не спеши языком – торопись делом»
«Язык до Киева доведет»
«От слова до дела – сто перегонов»
(ответ: третья пословица)
Вспомните пословицы, противоположные по смыслу пословице «Пришла беда – отворяй ворота»
(Ответ: «Нет худа без добра», «Не было бы счастья, да несчастье помогло»)
Вспомните пословицы о труде, которые можно использовать в работе с детьми.
2 команда:
Найдите пары пословиц:
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»
«Руби дерево по себе»
«Знания никому не в тягость»
«Без корня и полынь растет»
«Родимая сторона – мать, чужая – мачеха»
«По Сеньке и шапка»
(Ответ: 1- 3, 2-6, 4 –5)
Вспомните пословицу, противоположную данной по смыслу: «Коротка ночь до зари, коли много работы»
Ответ: «Скучен день до вечера, коли делать нечего»
Вспомните пословицы о дружбе, которые можно использовать в работе с детьми
3 команда:
Найдите «русский» вариант иностранных пословиц:
Арабская «Посеяв кактус, не надейся на урожай винограда» («Что посеешь, то и пожнешь)
Финская «Тот не заблудится, кто спрашивает» («Язык до Киева доведет»)
Французская «Раз пробка вынута, надо пить вино» (Назвался груздем – полезай в кузов»)
Африканская «Даже в самом красном яблоке может оказаться червяк» («Не все золото, что блестит»).
Вьетнамская «Неторопливый слон раньше достигнет цели» («Тише едешь – дальше будешь»)
Закончите пословицы:
«Красна птица перьем, а человек… » (ученьем)
«Ученье – свет, а неученье… .» (тьма)
«Грамоте учиться – вперед… » (пригодиться)
«Ученье в счастье украшает, а в несчастье… » (утешает)
«Кто грамоте горазд – тому не … .» (пропасть)
Вспомните пословицы о любви к матери, к Родине.
4 станция — Педагогический аукцион
10 Задание: перечислить все возможные формы взаимодействия с родителями по развитию речи детей.
5 станция – Пресс – Центр
1. Обсуждение проблемных карт по речевому развитию детей (домашнее задание)
2. Все команды по очереди вытягивают и отвечают на вопросы по итогам работы деловой игры.
Вопросы:
— Возникла ли какая – то идея, которую вы воплотите в жизнь?
— Какую бы еще информацию по этой теме вы хотели бы получить?
— Интересна ли вам форма проведения нынешнего мероприятия? Чем?
— Какой материал был наиболее интересен?
— Какой материал и формы работы, по вашему мнению, были бы интересны и полезны родителям?
— Пожелания коллегам.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Педагогический словарь
Развитие речи детей дошкольного возраста
Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие.
Звук речи – минимальная, нечленимая речевая единица.


Культура речи – степень овладения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации).

Активный словарь – слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто).
Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет.
Формирование грамматического строя речи – работа над морфологией (изменение по родам, числам, падежам, лексикой (образование одного слова на базе другого, синтаксисом (построение простых и сложных предложений).




Рассказ – описание – текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему.
Рассказ – повествование – рассказ, сюжет которого развертывается во времени.
Пересказ – выразительное связное воспроизведение прослушанного художественного произведения.
Речевой образец – правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя.
Словесное упражнение – многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков.
Беседа – целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему.
Дикция – внятное, четкое произношение слов и их сочетаний.
Артикуляция – положение и движение органов речи (язык, губы, нижняя челюсть).
Чистоговорка – ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения.
Скороговорка – ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками.
Речевой слух – способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность.
Фонематический слух – умение дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка — различать смысл слов, близких по звучанию.
Чтение воспитателя – дословная передача текста.
Рассказывание воспитателя — более свободная передача текста (допускаются сокращения текста, перестановка слов, включение пояснений и т. д.)
Беседа по произведению – комплексный прием, включающий в себя ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая разъяснительная (заключительная) беседа после чтения.
Театрализация художественных произведений (сказок, рассказов, стихотворений) – разнообразные приемы пересказа детьми в лицах тех произведений, которые им прочитал, рассказал воспитатель.
Игра — драматизация – дословный пересказ детьми в лицах (по ролям) художественного произведения, которое им читал воспитатель, или свободный пересказ текста (сюжетно – ролевая игра) .
Театрализованное представление – представление, в котором участвуют дети, знающие наизусть текст художественного произведения, при этом использующие театральные атрибуты (костюмы, декорации, куклы, игрушки и т. д.)
«Разрезные» понятия — 3 — е задание
Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
Диалог – разговор двух или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией.
Монолог – речь одного собеседника, обращенная к слушателям.
Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого – либо факта, события.
Речь – индивидуальный психофизиологический процесс человека, важнейшая творческая психическая функция; процесс общения людей между собой посредством языка.
Развитие речи – творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.
Культура речи – степень овладения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) .
Словарная работа – обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.
Формирование грамматического строя речи – работа над морфологией (изменение по родам, числам, падежам, лексикой (образование одного слова на базе другого, синтаксисом (построение простых и сложных предложений) .

Деловая игра для воспитателей
«Развиваем связную речь»

Цель: Повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ по проблеме формирования у детей дошкольного возраста связной речи через активные методы обучения.

Задачи:
Уточнить знания педагогов по проблеме формирования связной речи у детей дошкольного возраста
Упражнять в умении применять технологии ТРИЗ в практической работе с детьми дошкольного возраста.
Совершенствовать умение педагогов планировать ход занятия по связной речи, структурировать его, разнообразить нетрадиционными методами и приёмами, способствующими активизации детей на занятии.
Упражнять умение общаться и вырабатывать единое мнение в команде, развивать у педагогов смекалку, сообразительность, креативное мышление, творческое воображение.

Педагогам предлагается самостоятельно разделиться на 2 команды, придумать название команды, девиз. Выбрать капитанов команды.
Роли в игре:
-ведущий (руководитель проблемной группы) знакомит с правилами игры, зачитывает задание с карточек, следит за регламентом,
-жюри: три опытных педагога из участников проблемной группы – производят подсчёт баллов, подводят результаты деловой игры.

Правила игры: Команды выполняют 6 заданий. На каждое задание выдаётся по одной карточке. По окончании выполнения каждого задания карточка передаётся членам жюри, которые подсчитывают баллы.
К карточкам № 3,4,5 выдаются вспомогательные материалы (см. Приложение 1,2,3).
Атрибуты к игре:
— Этикетки с названием команд.
— Табло для подсчёта наглядного представления баллов, полученных каждой командой.

Ход игры:

Все играющие делятся на 2 команды, выбирают капитанов. Придумывают девиз команды. Объясняются правила игры, обращается внимание на время выполнения каждого задания.

Разминка для капитанов: разложить серию картинок по порядку и составить рассказ, чётко соблюдая требования по составлению рассказа по серии сюжетных картинок.

Задания для проведения деловой игры:

Карточка №1
Выбрать правильные ответы.

Что из перечисленного не является формой коммуникативной функции связной речи (Диалог, монолог, доклад).
Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, пересказ литературного произведения).
Что из перечисленного не относится к типу монолога (описание, беседа, рассуждение, пересказ, рассказ, разговор воспитателя).
Назовите типы высказываний (описание, предположение, повествование, рассуждение, доказательство)
Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (повествование, описание, рассуждение)
Как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается во времени? (повествование, описание, рассуждение)
Как называется текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку? (повествование, описание, рассуждение)
Что лишнее в структуре повествования (вступление, завязка, перечисление, кульминация, описание, развязка, доказательство)
Что не входит в структуру рассуждения (тезис, описание, доказательство, повествование, вывод)

Карточка №2

Определить возрастную группу для представленных задач
(для группы №1)
Научить детей воспринимать текст, читаемый воспитателем.
Уметь связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя.
Научить рассказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные на занятии.
Научить детей придумывать продолжение к прочитанному рассказу или сказке.
Учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное
Учить детей видеть не только то, что изображено, но и воображать предшествующие и последующие события
Учить детей рассказывать по образцу.
Учить детей самостоятельно составлять рассказы по картине.
Развивать связную речь на основе использования приема сравнения
Учить составлять небольшие описательные рассказы по игрушкам

Карточка №2
(для группы №2)
Составление сюжетных рассказов по серии игрушек
Учить составлять коллективные рассказы по набору игрушек.
В какой группе вводится коллективное рассказывание?
В какой группе наиболее целесообразно коллективное рассказывание из опыта?
Учить детей коллективному составлению писем (специальных текстов).

Деловая игра для педагогов по теме:

Педагогические приемы создания ситуации успеха

Тема : создание ситуации успеха ученика как одно из условий создания здоровьесберегающей среды, создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом.

Задачи:

    Систематизировать приемы и методы создание ситуации успеха учащихся на уроке, развитие мотивационной сферы.

    Создать с педагогами банк данных «Ситуации успеха учащихся на уроке» для правильного формирования личности школьника.

Оборудование:

План работы

Правила работы в группе

Клубок ниток, двухцветные

«ладошки» из картона

Бумага, маркер

Добрый день, уважаемые коллеги! Поскольку наш ученик все свое школьное время проводит в школе, напрашиваются вопросы:

    Здоровьесберегающий урок - каков он? Я считаю, что одним из условий сохранения психологического здоровья ребенка является создание ситуации успеха в школе и приглашаю вас принять участие в деловой игре по теме: «Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика в школе».

    Мы проанализируем влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся, попытаемся систематизировать приемы и методы создания на уроке и в школе ситуации успеха, а также создать педагогический «банк данных ситуаций успеха»

Работаем так:

Изучаем

Обсуждаем

Обобщаем

Представляем итоги

    Игра «Знакомство»

Материал: клубок ниток, карточки с незаконченными предложениями.

Инструкция:

Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок педагогу напротив. За 1 минуту должны представиться. Как вас зовут. Откуда вы. Затем вытянуть карточку и закончить написанное на ней предложение

Предложения на карточке:

Я доверяю людям, которые…..

Самая большая радость для меня – это…

Я люблю, когда…

Мне радостно, когда…

Я горжусь тем, что….

Моя сильная сторона в профессиональной деятельности-….

Думаю, что самое важное для меня….

Человек, которому я могу доверять….

Особенно мне нравится, когда мне люди, окружающие меня…

Мои друзья…

Самое большое достижение в моей жизни…

Я ценю в людях…

Я чувствую себя уверенно, когда ….

Человек считается успешным, если…

Таким образом, клубок передается дальше и дальше пока все участники не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины

Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?

(создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом)

    Приветствие « Ладошки»

В течение 1 минуты вам необходимо поприветствовать друг друга с помощью ладошек

Красный цвет - делюсь хорошим настроением, доброй энергией

Синий - я сегодня немного расстроен и прошу вашей поддержки

Красный - да

Синий - нет

    Готовы ли вы работать в форме игры?

    Готовы ли вы сотрудничать во время игры

Для начала используйте вернейшее средство, которое сближает людей. Что это?(улыбка)

Улыбнитесь друг другу. Почувствуйте энергию улыбки

    Деление на группы

Встаньте, пожалуйста, в две шеренги

А теперь объединиться в 3 группы

Правила работы в группе

    «Здесь и сейчас»

Стараться думать о том, что происходит в группе, активно участвовать в занятии, отмечать для себя свои мысли и чувства, возникающие в ходе разговора.

    « Индивидуальность »

Никого не судить, не перебивать говорящего, не критиковать точку зрения другого, а предлагать свою

    « Летучее обл ако»

Сохранять в группе атмосферу доверия и внимания друг к другу

    « Искренность и открытость »

Чем более искренними и открытыми будут участники встречи, тем более успешной окажется работа каждого из группы в целом.

Каждая группа выбирает спикера, который после обсуждения представит результат своей работы

В своих подгруппах возьмитесь за веревку, связанную в кольцо

Ваша задача с закрытыми глазами, переговариваясь, перестроить из этой веревки фигуру, которую я назову (квадрат, треугольник, круг)

Рефлексия: какие трудности вы испытали во время выполнения данного упражнения

    Основная часть

Участники занимают места за столами

Итак, тема нашей игры «педагогические приемы создания ситуации успеха», мотивация учения

Анализ проблемы

Для того, чтобы могли лучше с ориентироваться в игре, я предлагаю ознакомиться с результатами опроса учащихся. Они дописывали неоконченные предложения

(раздаю карточки с предложениями)

    Если я получаю хорошую оценку - это значит, что….

.меня похвалят родители

я хорошо знаю материал

.учительница будет рада

у меня поднимается настроение и появляется желание делать уроки дальше и ходить в школу

    Если я получаю плохую оценку, это значит, что…

у меня испортиться настроение

меня накажут

учительница будет недовольна

я расстроюсь

у меня пропадет интерес к учебе

    Мне всегда приятно, когда взрослые в школе…

меня уважают

обращают на меня внимание

меня хвалят

разговаривают со мной вежливо

доверяют мне

чувствуют когда мне плохо

справедливо оценивают каждого

    Когда я смотрю на учителя, мне кажется, что…

у меня испортилось настроение

меня накажут

учительница будет недовольна

я расстроюсь

у меня пропал интерес к предмету

    Я чувствую себя уверенно, когда в школе…

меня хвалят

ставят хорошие оценки

вызывают меня к доске

мне помогают

доброжелательны ко мне

меня понимают и поддерживают

Вывод.

Успех имеет огромное значение в жизни людей.

Групповая работа (задание группами) подобрать эпиграф к нашей игре

    Все что перестает удаваться, перестает и привлекаться (Франсуа да Ларошфуко)

    Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью учителя «радость»успеха может померкнуть(В.А. Сухомлинский)

    «Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха»

Какое из них наиболее удачно подойдет в качестве эпиграфа к нашей игре (объясняют)

5 .«Мозговой Штурм»

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.

Что такое успех? Как развить мотивационную сферу к учебной деятельности. Методом мозгового штурма вы должны за определенное время определить приемы и методы успеха ученика на уроке

    Подготовить учащихся к правильному восприятию нового материала, настраивать «Я уверена, у вас все получиться», подбадривать если что- то не получается

    Использовать на уроке игровые ситуации, загадки, творческие задания, что оказывает влияние на формирование интереса к учебным предметам

    Формировать у учащихся положительную «Я концепцию»(я нравлюсь себе и другим, я многое могу)

Группы обсуждают, выбирают их предложенных вариантов

    Работают в группах, оформляют итоги « Банк ситуации успеха »

    Защита проекта

1 группа буклет-памятка

Положительная концепция ученика «Я - концепция»

    Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость

    Видеть в каждом уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.

    Понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерб достоинству «Я - концепции!» ребенка. («Ребенок хорош - плох его поступок»)

    Помогать детям реализовать себя в деятельности

(«В каждом ребенке – чудо, ожидай его»)

2 группа Педагогическая копилка

    Похвала

Страшна ли она? Внушить веру в себя, прикоснуться отдать ему свое сердце открытое для добра и сочувствия,- в этом залог успешного воспитания

    Авансирование

Учитель заранее предупреждает ученика о самостоятельной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так, смысл в том, что должен ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе учителем подобрать литературу к выступлению. Такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

    « Холодный душ »

На уроке у способных учеников можно наблюдать периоды подъема, взлета. Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Быстрое привыкание к успеху, превращение уверенности к самоуверенности. Для таких учащихся педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.

    « Эврика »

Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддерживать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

    « Эмоциональное поглаживание »

Учитель с легкостью раздает комплименты. Похвала тогда ценится, когда ее трудно заслужить. Я молодец, я умница. Я заслужил эти слова, и все время буду доказывать, что я молодец! Иногда этих слов как раз и не хватает.

3 группа Фрагмент урока

( использование игровых заданий, загадок, творческих заданий, проблемные вопросы, исследовательская деятельность)

    Вывод

Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, бедность и школу и ее методы обучения

По мере как наше общество становится более сложным, детям все труднее уловить связь школы с жизнью, учащиеся все чаще не могут успешно адаптироваться к жизни особенно дети с ОВЗ. Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающим энергию для преодоления трудностей. Дети испытывают уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого можно сделать вывод:

Успех в учебе - завтрашний успех в жизни! Это сегодня попытались доказать участники деловой игры « Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха! - обращаемся к эпиграфу нашей игры.

Упражнение « Дружественная ладошка »

Задание:

Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки

(по окончании работы участники забирают себе на память ладошки с пожеланиями)

Статьи по теме: