Полный обзор игры гта 5. Обзор игры Grand Theft Auto V

Сколько на свете игроков в Grand Theft Auto, столько и представлений о том, как в нее нужно играть. Не верьте сказкам, будто GTA нужна, только чтобы с бензопилой за проститутками гоняться, — если бы все было так просто, давно оставила бы Rockstar North без работы. В вы будете смотреть мультфильмы и заниматься йогой. Убивать и грабить тоже придется, но не от хорошей жизни. Намасте.

Генератор счастья

Действие четвертой и пятой GTA, как известно, происходит в новой реальности, где не было ни Клода, ни Томми Версетти, ни Си-Джея. Вышло почти как с перезапуском Star Trek от Джей-Джей Абрамса или перезагрузками комиксовых серий : названия те же, места те же, но всё — другое.

Поэтому возвращение в Лос-Сантос несколько опустошает. Переделанный для нового поколения город сохранил кое-какие внешние черты, но в целом стал совершенно незнакомым. Например, от старой Гроув-стрит, где по сюжету San Andreas жили Карл Джонсон и его банда, остался только затхлый дворик, а его прежних обитателей будто никогда и не существовало. Ныне здесь живут фиолетовые «Баллас», и, если умудриться явиться сюда пешком, ребята грабанут вас всем районом.

Целую эпоху из истории Сан-Андреаса просто стерли, а сам штат перестроили заново. Из трех городов остался один Лос-Сантос, но он настолько преобразился и разросся, что стал-таки похож на настоящий город.

Новый Лос-Сантос — едва ли не более запутанный, чем новый Либерти-Сити. GPS-навигатор станет вашим лучшим другом и в городе, и за его пределами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: отсылки к GTA IV встречаются на каждом шагу: иногда беглые упоминания («Был в Либерти-Сити один парень из Восточной Европы, но он залег на дно... »), а иногда и персонажи. А то, что забыли про события , — оно, может, и правильно. После того дурдома, которым закончилась история Си-Джея, от Лос-Сантоса должны были остаться одни руины.

Вся территория (сам город размером с новый Либерти-Сити из GTA IV — плюс прилегающая к нему сельская местность площадью еще два раза по столько же) в кои-то веки открыта с самого начала: никаких оправданий типа «мосты закрыты из-за террористической угрозы». И везде, абсолютно везде , можно наткнуться на что-нибудь интересное.

Природа в пригороде Лос-Сантоса просто волшебная. Горы, каньоны, водопады, пустыни, болота и куча живности, на которую можно охотиться (или угодить ей на обед), — опыт Red Dead Redemption не прошел для Rockstar даром.

В первую очередь это и отличает GTA V от коллег по жанру — песочница здесь настолько яркая, продуманная и непредсказуемая, что в любую минуту можно вляпаться в историю. Бандиты воруют сумочки, мотоциклы и машины (а вы можете помочь владельцу вернуть украденное), копы перестреливаются с уличными бандами и реднеками (участвовать не возбраняется), лесные олени выбегают на дорогу (хороший олень — сбитый олень), на стройках происходят аварии, люди ругаются, дерутся...

Каждую, каждую секунду что-то где-то происходит. Это не просто декорации (ведь вы можете вмешаться в любое случайное событие), но и не «потемкинские деревни», отгроханные нарочно для вас, — Лос-Сантос прекрасно обойдется своими силами.

GTA теперь — не просто территория, по которой нужно по сюжету ехать из точки в точку, время от времени, если заскучаешь, прерываясь на массовые убийства. Rockstar, пройдя тернистым путем эволюции, добились почти идеального игрового пространства, создали настоящую экосистему, почти без правил и условностей. Да еще и очень красивую и уютную.

После серого, удручающего, депрессивного Либерти-Сити из GTA IV Лос-Сантос кажется истинным раем. В котором, правда, слишком много людей, количество которых вечно хочется сократить.

Никогда еще в GTA не было настолько приятно просто ехать по шоссе. Из магнитолы звучит какой-нибудь Джерри Рафферти, мимо сплошным потоком несутся машины, деревья и какие-то хибарки, из-за гор выглядывает предзакатное солнце, машина подпрыгивает на неровностях дороги, и будто бы даже сопротивление ветра чувствуешь — не игра, а генератор счастья. В последний раз так было в прошлогодней солнечной , но то все же узкоспециализированная гонка. Так что, можно сказать, в генерации счастья у GTA V конкурентов нет.

Трое в тачке, не считая собаки

Когда стало известно, что в GTA V будет три главных героя вместо одного, у многих возникли сомнения — раньше Rockstar и с одним-то героем еле-еле справлялись. Но сомнения отпали — это лучшее, что можно было придумать, чтобы разнообразить игру. По сути, получилось три разных GTA, которые не просто сосуществуют, но и дополняют друг друга.




Франклин — типичный правильный «нигга», с четкой системой ценностей и гиперболизированным чувством преданности банде. Он юн, неопытен, но на удивление рассудителен, угоняет тачки на заказ и мечтает попасть на серьезное дело. Лишний раз рисковать не любит, но ради друзей готов на все.

Майкл — матерый грабитель, отошедший от дел и потерявший себя на дне бутылки. У него, в отличие от прежних героев, давно сложилась взрослая жизнь: особняк в Вайнвуде, полный гараж автомобилей, недовольная жена, дочь, гуляющая с порномагнатами и похотливыми шоуменами, и постпубертатный сынишка, который только и делает, что курит траву, троллит хомячков и играет в местный аналог Call of Duty .

А Тревор ... Тревор — просто психопат (у него даже справка есть). Живет в грязном трейлере, варит метамфетамин, орет матом по поводу и без, истребляет байкеров, а при первой возможности — бьет людей в лицо (и женщин, женщин тоже!). Абсолютно неуправляемый, дерзкий, склочный и социально опасный.

Франклин и Майкл, хоть и пытаются обмануть систему, все же живут по ее правилам; Тревор же — полный дегенерат, маргинал и асоциальный реднек — плевать на нее хотел. Как некоторые люди обычно играют в GTA, уничтожая все и вся на своем пути, так Тревор живет . И если в первых двоих можно заметить что-то от Си-Джея и Томми Версетти соответственно, то Тревор — это скорее Клод Спид из GTA 2, который выживает как может (и как умеет).

Все трое волею судьбы оказываются связаны общей сюжетной линией, которая, впрочем, сводится к стандартному для серии мотиву: заработай кучу денег и наживи как можно больше врагов (а потом убей их).

У Франклина есть ротвейлер Чоп, взаимодействия с которым гораздо меньше, чем хотелось бы. Через приложение iFruit для iOS пса можно кое-как выдрессировать, если привязать устройство и консоль к Rockstar Social Club. Только сомнительное это баловство.

Как и в прошлых частях, главная сюжетная линия в GTA V путанная и рваная — но это воспринимается уже не как недостаток, а скорее как отличительная черта серии. А вот рутины стало на порядок меньше — в основном благодаря тому, что между персонажами можно переключаться. Когда, скажем, Майклу приходится залечь на дно, мы переходим на Тревора, у которого на повестке очередная резня или безумная выходка.

Об обязательных гонках или печально известной летной школе из San Andreas вспоминать не приходится — все, что раньше казалось занудным «филлером», в GTA V осталось в лучшем случае в виде факультатива. Даже навязчивые свидания из GTA IV перестали быть навязчивыми. Никакого больше «Нико, пошли в боулинг! » с обидами в случае отказа. Хотите позвать напарников на прогулку — зовите. В подарок получите умильный эпизод со, скажем, нализавшимися Майклом и Франклином. Но требовать от вас никто ничего не станет.

Переключившись на персонажа, вы непременно застанете его за каким-нибудь делом. Совсем не страшно увидеть Франклина на прогулке с собакой или Майкла курящим сигару на берегу моря. Но вот Тревор...

День расплаты

Многие сюжетные задания в GTA V — совместные для всех трех героев, и тут новомодная геймплейная фишка с переключением персонажей уже работает не совсем так, как хотелось бы. Да, зачастую вы можете выбрать — управлять ли вертолетом в роли Тревора, десантироваться ли Майклом или прикрывать напарников Франклином, но на самом деле выбора нет: миссии строго следуют сценарию, лишь бы эффектно было.

Франклин убивает тех, кто прет в лоб, Майкл прикрывает тыл, Тревор взрывает вертолеты из гранатомета — и все в таком духе. Или, скажем, один летит на вертолете, другой едет следом на машине, а третий ждет своего часа в каком-нибудь амбаре. Иллюзия выбора получилась почти реальной, да и игрок благодаря этому всегда в центре событий, но необычных заданий, где взаимодействие персонажей качественно срежиссировано, не так много.

Не на все задания герои ходят втроем — иногда приходится брать в долю водителей, стрелков или хакера. Среди них встречаются занятные и даже знакомые личности — скажем, Патрик Мак-Рири из GTA IV.

Очень хорошо получились ограбления. Эти миссии происходят в три этапа: сначала выбираем один из двух путей решения (как правило, хитрый или «в лоб»), затем готовим все необходимое для операции (угоняем мусоровоз, тырим с военной базы вертолет, добываем маски и спецодежду), а потом выходим на дело. Во время ограблений случаются самые яркие и запоминающиеся ситуации в игре. Каждое из них — настоящая, по-голливудски поставленная феерия.

Единственная беда ограблений — их мало (с полдесятка на двадцатичасовую кампанию), а в остальных заданиях развитие не столь заметно. Многим поручениям свойственны те же дизайнерские ошибки, которые мозолили глаза еще в третьей GTA. Вот перед вами распласталась последняя жертва, вы готовитесь бедолагу добить, но время на таймере истекает — и провал! Вас угораздило сломать крыло самолета об куст в полуметре от маркера — и никого не волнует, что вы уже приземлились и до цели можно дойти пешком, начинайте заново.

Копы стали намного умнее и опаснее. Со временем находятся удобные способы избежать преследования (хотя четырех- и пятизвездочные погони все равно ничем хорошим обычно не заканчиваются), но на первых порах трижды подумаешь: а так ли мне нужна эта тачка?..

Вместо того чтобы бороться с такого рода условностями, Rockstar позволили пропускать неудобные моменты после трех неудачных попыток. Однако проблема не перестает оттого быть проблемой. На фоне почти совершенной экосистемы штата такие просчеты в миссиях расстраивают особенно.

Туда, где я не был

Мало какая игра обходится с дополнительным контентом так, как GTA V. Rockstar, прекрасно понимая, что многие игроки не заметят и половины побочных занятий, секретов и симпатичных мелочей, построили настоящий рай для исследователей. О том, что в игре есть акваланги, вам напомнят в единственной сюжетной миссии, и вы можете этот момент запросто упустить. Но если не упустите — откроете целый подводный мир со своими секретами, ценной добычей и кусачими акулами.

Стрельба по-прежнему ничем не примечательна. Она есть, она работает — всё. Зато появился почти нормальный «стелс». Давно пора!

Пролетая на вертолете за очередным поручением, трудно не заметить очередное любопытное место и не сделать в уме пометку «заехать в свободное время ». Еще труднее удержаться и не заехать во время рабочее: вокруг столько всего, что сосредоточиться на чем-то одном почти не получается. Дома по телевизору крутят передачи и мультики (о сатире, которой в GTA V вправду много, мы поговорим отдельно, потому что местные шутки пересказывать просто невозможно), в местном интернете десятки любопытных страничек.

Кроме того, во дворе можно побаловаться йогой, а если не нравится — сгоняйте на ближайший, скажем, теннисный корт. Практической ценности мини-игры вроде той же йоги почти не имеют: они улучшают параметры персонажей, но на ход игры это влияет минимально. Но главное — такие занятия есть, и они занимательные. Так что пусть будут.

В комплекте с коллекционной версией идет карта, на которой помечены секреты (пометки видны исключительно в ультрафиолете). Электронную версию карты легко найти в интернете.

Чтобы сделать жизнь в Лос-Сантосе еще более похожей на реальную, Rockstar стараются привить игрокам чувство частной собственности, и местами даже получается. У каждого персонажа есть личная машина: у Тревора реднекский и вечно чумазый пикап, у Франклина «пацанский» седан, напоминающий Lancer, и угнанный зеленый мотоцикл, а у Майкла — подобие престижной Audi А6.

Только эти машины и имеет смысл улучшать: они никуда не денутся и будут с вами всегда. Тюнинг двигателя, трансмиссии и прочего стоит дорого, а случайная машина может запросто исчезнуть, если вы не поставите ее в гараж (а иногда ), — деньги на ветер. Еще деньги можно вкладывать в недвижимость, как в Vice City, или играть на бирже.

Машины отличаются друг от друга сильнее, чем раньше, но управление ими достаточно упростили, чтобы приходилось реже врезаться.

БРОКЕРУ НА ЗАМЕТКУ: во всем мире цена акций различных компаний в первую очередь зависит от слухов и скандалов, но в GTA V все намного проще и брутальнее: покупаем акции какого-нибудь местного застройщика, затем идем к главному конкуренту и... убиваем всех. Акции конкурента вылетают в трубу, а цена акций нашего застройщика стремительно растет. Удивительно, как из-за действий Тревора, Майкла и Франклина в Лос-Сантосе не разгорелся очередной финансовый кризис...

Один из самых долгожданных и важных PC-релизов в истории игровой индустрии. Разбираемся, что мы получили в итоге и чем компьютерная версия отличается от консольных.

Отправить

На моей памяти еще ни один порт на PC не ждали и не просили с таким остервенением. Да, была от той же Rockstar или , которая и задумывалась как эксклюзив для Sony , а значит, едва ли будет перенесена на PC. Еще были , или от Microsoft , некоторые части которых на PC все-таки выходили, но весь этот ажиотаж не стоял и близко по масштабу с тем, что происходило вокруг - лучшей по нашему мнению частью без сомнения потрясающей серии. Ради интереса можете просто взглянуть на статистику поисковых запросов или посмотреть на результат вот такого запроса к Google .



Разработчиков молили, им угрожали, а соответствующая петиция собрала более 700 тысяч подписей. А не так давно Rockstar лукаво признала, что версия для PC делалась с самого начала, но эта информация хранилась в строжайшем секрете, чтобы подстегнуть продажи не только более дорогих консольных версий, но и самих консолей, сперва старого, а затем и нового поколения, с чем в итоге и справилась более чем успешно.

Затем выход игры на PC все-таки анонсировали, и в жизни страждущих начался новый этап - ожидание. Оно длилось довольно долго, потому что релиз несколько раз переносили: сперва в угоду консолям нового поколения, а затем под предлогом шлифовки финальной версии. И вот час Х настал - появилась в Steam. Я же провел последние несколько дней в изучении игры и сравнении с пройденной мной ранее версией для PS4.




Для начала стоит развеять миф об «огромных системных требованиях на PC». Железо для комфортной игры действительно нужно хорошее, но вовсе не обязательно топовое. Да, передовые технологии сглаживания вроде TXAA или продвинутые тени NVIDIA ресурсы пожирают нещадно, поэтому для настроек Ultra нужно иметь поистине мощную машину. Однако игра очень тонко настраивается и даже показывает количество используемой видеопамяти, благодаря чему подкручивание ползунков очень наглядно показывает изменение производительности. В итоге нормально настроить можно даже для достаточно слабых машин. Для среднего же железа достаточно будет немного понизить качество текстур, выставить минимальное сглаживание и выбрать более подходящие тени.



Картинка здесь сильно выигрывает у той, которую выдают консоли нового поколения. Текстуры четче, частиц больше, солнечные лучи ярче. Дождь, мокрая дорога, блики на машинах - все это отлично выглядело и раньше, а теперь и подавно подобными эффектами можно любоваться очень долго. Да и вообще выглядит игра просто потрясающе. Да, это не виденный мной недавно , но все равно очень и очень достойно, особенно для того размера мира, который нам позволяют исследовать в . Любителям графики, тратящих на комплектующие для своей машины большие деньги, обязательно стоит обратить внимание на нее именно сейчас.





Про вид от первого лица мы уже писали в на версии для консолей нового поколения. Вот только если на консоли он, как ни крути, был нужен не особо, то здесь ситуация кардинально другая. Это впервые полноценный инструмент, делающий многочисленные перестрелки на порядок удобнее. Консольного автоприцеливания тут нет, поэтому целиться приходиться самостоятельно (и это отлично). Тут-то мы и можем включить вид от первого лица и раскидывать врагов как в заправском шутере. Интересно, что бой на выживание в при таком раскладе превращается в натуральную , где победитель определяется не только уровнем прокачки и умением кувыркаться, но и такими персональными качествами, как скорость реакции и быстрота прицеливания. И это превосходно. Именно такой возможности недоставало в Лос-Сантосе.



На такой восторженной ноте можно было бы и закончить, поставив PC-версии наивысший балл, но все, как обычно, испортили типичные для персональных компьютеров проблемы с багами. На поверку игра оказалась вовсе не такой отполированной, как нам обещала Rockstar , каждый раз сдвигая срок релиза. Хваленые тени NVIDIA порой дают сбой и начинают отображаться некорректно даже на самой свежей версии драйверов, картинка иногда начинает странно мерцать, а старт проекта вообще был связан со скандалом, касающимся утечек памяти во время длительных сессий. Сейчас ситуация получше, но все равно далека от идеала.

В эпоху, когда бюджеты компьютерных игр резко возросли и масштабность де-факто стала стандартом, ни у кого не вызывает восхищение идея огромного открытого мира, полного приключений, как это было во времена . Удалось ли удержать планку качества на фоне именитых конкурентов? Читайте в нашем обзоре!

Если вы любите компьютерные игры, то знаете серию Grand Theft Auto. Даже если вы не знаете о видеоиграх вообще ничего, есть более чем ненулевой шанс того, что вы хоть краем уха слышали о !


Эта игра долгие годы была «плохой девочкой» на рынке компьютерных игр и, к ее чести, остается таковой до сих пор. Только GTA может вызвать столько жарких споров и резкой критики, при этом не теряя любовь фанатов, которая всегда выражается в громком звоне наличности от продаж.

Первое впечатление

Так, например, Майкл, отошедший от дел грабитель банков, пытается приспособиться к семейной жизни с женой, дочерью и сыном, которые его ненавидят. По мере развития сюжета он пытается уйти от своего старого образа жизни, но довольно быстро становится ясно, что он все еще преступник до мозга и костей, который к тому же не склонен испытывать лишних сожалений.

В это же время Франклин может только мечтать о такой жизни, как у Майкла. Ведь он мелкий гангстер, отчаянно ищущий способы заработать денег, купить большой дом и много спортивных машин, а также избавиться от придурковатых друзей. Однако судьба бывает благосклонна, и он знакомится с такими людьми как Тревор и Майкл, без которых никогда бы не смог изменить свой предыдущий образ жизни. А благодаря своей напористости он смог проникнуть во все тонкости уголовного мира.

Ну и Тревор. Убийца, наркоман, психопат и ветеран войны во Вьетнаме, полностью поглощенный жаждой крови и собственными импульсивными желаниями. Тревор никогда не меняется, а его поступки иногда действительно будоражат кровь. В другие моменты он может оказаться куда более милым и даже приветливым. Можно сказать, что через его образ сценаристы передали квинтэссенцию сути GTA - жестокая и беспощадная, но в то же время веселая и энергичная.

Геймдизайнеры Rockstar пошли на очень смелое решение, когда добавили эту троицу, но это в конечном итоге себя полностью оправдало. С этим согласятся даже убежденные скептики, как только пройдут сюжетную линию до конца. Если увлекательный сюжет можно назвать одной стороной медали, то...

Игровой процесс

Ее второй частью является геймплей, в бриллиантовой оправе которого сияет камера переключения между персонажами. С ее помощью разработчики добились не только большей кинематографичности игрового процесса, но и позволили удобно переключаться между персонажами, за исключением ряда миссий.

Причем сам процесс переключения реализован на удивление быстро, и вы в любой момент можете поменять камеру, например, с Майкла на Тревора. Пока вы играете за одного персонажа из троицы друзей, двое других занимаются своими делами или путешествуют по городу. А сколько радости доставляют моменты, когда при переключении можно понаблюдать за жизнью персонажа. Забавно видеть, как Франклин гуляет с собакой или Майкл выслушивает домашние ссоры с лицом овоща. Ну а переключение на Тревора интересно само по себе - что он там делает, колит себе наркотики или бузит в баре с другими посетителями?

Вне зависимости от того, какой персонаж больше пришелся вам по душе, в режиме свободной игры вы по-прежнему можете свободно взаимодействовать с окружающим миром - устраивать пострелушки, гонять с полицией или давить пешеходов забавы ради. С другой стороны, в игре есть ряд уникальных миссий, а также задания, непосредственно посвященные персонажам. Франклин чаще занимается автоугоном, Майклу все время приходится решать спорные вопросы в преступном сообществе или в собственной семье, а Тревор устраивает хаос и резню везде, где бы не оказался. Степень успешности каждой миссии зависит от того, как быстро вы ее пройдете и выполните ли дополнительные задачи. При желании вы всегда можете пройти квест повторно в любое время.

Вам также понравится, как некоторые миссии влияют на остальной мир. Например, покушение на генерального директора одной фармацевтической компании вызовет падение ее акций, что станет отличной новостью для тех, кто вложил средства в ее соперника. С другой стороны, вы можете воспользоваться неразберихой и скупить акции по низкой цене, чтобы затем продать их дороже.

И, конечно же, кроме всех этих миссий вас ждет огромное количество развлечений, в которых можно поучаствовать, причем они зависят от персонажа, за которого вы сейчас играете. В их числе есть дайвинг, скалолазание, йога, мотокросс и гонки по улицам помимо традиционных тенниса, гольфа или даже банального просмотра ТВ, прогулок с собакой и посещения стриптиз-клубов со щипанием стриптизерш за оголенные места.

А Тревор и вовсе может охотиться и продавать мясо убитых им животных. В городе полно возможностей открыть свой бизнес, помимо упомянутой выше игры на фондовой бирже. Все полученные деньги вы можете потратить на покупку недвижимости в Лос-Сантосе, разблокировку вертолетной площадки, доков для прогулочных катеров или новых мест для машин в гараже.

Если вам мало основных и побочных миссий, то знайте, что в течение дня по всему Лос-Сантосу происходят случайные события. Например, у прохожей дамы могут стащить сумку прямо у вас перед носом, или вы можете стать свидетелем ограбления магазина. Вы можете поучаствовать в этих заданиях или проигнорировать их. В любом случае, эти случайные миссии делают геймплей практически неотличимым от реальной жизни.

Однако выполнение заданий втроем или в одиночку - не единственное, что подготовили парни из Rockstar. В ряде квестов вам надо будет выбрать напарников со стороны. Можно набрать тупых качков, чтобы они побузили и отвлекли внимание, а можно и высококлассных взломщиков, чтобы те отключили охранные системы и вскрыли защиту за считанные секунды. Выбор, экипировка и амуниция этих персонажей полностью зависит от ваших предпочтений. Однако учтите, что чем менее квалифицированными будут ваши помощники, тем больше проблем вы можете получить из-за их неправильных действий. С другой стороны, опытная команда потребует куда больше денег за свои услуги.

Зато улучшить управление самолетов и вертолетов у разработчиков времени не хватило. К нему вам придется привыкнуть, а до этого - много повозиться.

Графика и звуковое сопровождение

Визуальные эффекты в несколько лучше, чем в , но не настолько, чтобы простить плохие текстуры и падения производительности. Специалисты Rockstar, конечно, выжали все соки из консолей текущего поколения, однако последние уже доживают свой век, и лучших показателей от них не добьешься. В общем, ждем выход игры на РС, чтобы оценить графику.

Как и следовало ожидать, звукорежиссеры проделали безупречную работу, как и всегда. Все действия персонажей подкреплены отличным музыкальным сопровождением, одним из лучших в индустрии.
Оригинальная музыка в миссиях добавляет атмосферу напряженности, в то время как в свободной игре множество радиостанций порадуют вас восхитительной музыкой.

Заключение

Отличительными чертами всей серии GTA являются увлекательный мир, захватывающая история, разнообразный геймплей, множество взрывов и спецэффектов, а также кинематографичность. И все это отлично реализовано и упаковано в блестящую обертку. Вам лишь нужно ее развернуть.

Только время покажет, будет ли этого достаточно, чтобы удержать внимание фанатов и переманить на свою сторону скептиков. Важно только то, что Rockstar North внимательно выслушала критику, доставшуюся прошлым играм серии, и выдала такой продукт, который практически полностью соответствует идеалу, доступному при текущем развитии технологий.

Нельзя забывать и о том, что Rockstar обязательно выпустит на PS4, Xbox One и PC, а значит, нас ждет долгое погружение в мир Лос-Сантоса. Кроме того, в появится интересный многопользовательский режим, известный нам как . Какие фишки он несет? Узнаем об этом в октябре, а пока можете прочитать будущей игры!

«Взросление — это не про меня, я тачки угоняю и людей убиваю», — в сердцах выпаливает один из главных героев игры, чернокожий бандит Франклин. В игре ответа на реплику нет, она летит вслед уезжающей машине, в пустоту.

На ум приходит известное выражение «мы взрослеем, а игры — нет». Хоть в первой половине года индустрия дважды доказала обратное (см. и ), в случае с GTA та же проблема выглядит неразрешимой, и в Rockstar это понимают. Все-таки причина грандиозного успеха этого, судя по книге рекордов Гиннеса, самого популярного интерактивного развлечения на планете — в синтезе его взрослой формы и детской сути.

«Мне надо помедитировать»

То, что авторы сильно рефлексируют на эту тему — видно, сквозит по всей игре. И — кто бы мог подумать — теперь социальная ответственность числится среди ценностей Grand Theft Auto . Реплика Франклина оказалась в игре ради «защиты от дурака», которому авторы предлагают повзрослеть: в первые минуты GTA V высмеивает собственную аудиторию, а тому же Франклину маститый грабитель банков (руками) Майкл сразу советует не гнаться за гангста-карьерой и пойти в колледж. Проповедь как жанр подается не только в саркастической манере, как в , проповедь адаптирована к пастве почти по Кевину Смиту: на пирсе стоит бородатый длинноволосый укурок Джесси, рассказывает про классную хипстерскую бороду своего папы, советует всем не париться, не курить слишком уж много дури и помышляет превратить воду в латте.

А мы — мы занимаемся жуткими, но веселыми вещами — грабим, убиваем, угоняем машины и вообще живем бандитской жизнью. Теперь — попеременно за трех персонажей; можно сказать, играем историю между ними. Антигерои фактурные и самодостаточные, и в разнице между ними ухватывается одна очень важная штука. Майкл — гангстер высокого класса, типаж из фильмов вроде «Схватки» и «Клана Сопрано» одновременно. С набитой драгоценностями спортивной сумкой на плечах, при костюме, в маске и с винтовкой, в уличной перестрелке он чувствует себя более-менее на своем месте. Франклин — парень с окраин Лос-Сантоса, в бандитской среде родился и вырос, типичный боевик гетто-войн, разве что пистолет не держит горизонтально. Представить себе, как такой бегает по улицам с пулеметом и выкашивает людей десятками, можно с трудом, но уже легче, чем безымянного уголовника на побегушках или субтропического мафиози в гавайской рубашке.

А вот Тревора Филлипса, безумного реднека, которого боятся даже безумные реднеки из соседского трейлерного ада, — легко. Тревор жрет на завтрак суровых байкеров (вполне возможно, в буквальном смысле) и в один день захватывает весь нелегальный бизнес в округе — от скуки, что ли. Он умен, изобретателен и омерзительно жесток.

Почти как игрок. Тревор — первый персонаж, полностью встроенный в происходящее на экране, сюжет перестает быть абстрактным условием для действия, и наоборот. Тревор — психопат, который и правда мог бы выйти на улицу и сеять хаос. Тут игра уравновесилась, что довольно иронично. Намасте, шавасана.

«Или помастурбировать»

К игроку сама же игра немилосердна: GTA V сходу громко, яростно и безапелляционно заявляет, что она хардкорная и спуску тут никому не даст. Хватит ныть, надо пройти поворот сквозь узкую арку, в дрифте. Много полицейских, да, много. А как быть? Вызов принят. В результате игру можно перепроходить много раз (особенно с учетом системы медалей за миссии), а сюжетные ролики воспринимаются как отдельный тип награды.

После какой-нибудь особо трудной вылазки на ваших глазах камера поднимается куда-то в стратосферу и за несколько секунд переносится к другому персонажу. Это сильно впечатляет, и впечатлять GTA V умеет в принципе: 256 миллионов долларов смотрят на нас с экрана каждую секунду, игра колоссальна. Проработка деталей, города и его кипящей жизни выглядят так, будто ими занималась не команда разработчиков, а все население выдуманного штата Сан-Андреас.

Каждый кусочек информации здесь — с китчевой шуткой, все прохожие о чем-то говорят, городская и сельская местности звучат выразительно, и все окружение живо реагирует на действия игрока. По миру рассыпано множество маленьких культурологических радостей, вроде киноцитат или саундтрека, а диалоги явно написаны мастерами дела. При этом эстетически GTA V — по-прежнему игра-фансервис: обкислоченный Майкл едет домой на велосипеде (конечно), в его интонациях иногда ловится тот же Тони Сопрано (особенно в сценах на кухне), потом — прямая цитата из «Ограбления по-итальянски». И так всю дорогу.

Здесь можно слушать гимн радио по радио, инстаграмить, пока ты инстаграмишь, и гоняться за несчастными мариачи в компании зигующего патриота Иосифа (говорит на чистейшем русском языке). Шаг назад, в Сан-Андреас, даже выглядит логично в том смысле, что это «балансировочная» часть серии, она занимается йогой, подтягивая механику к эстетике. Пока механика стала менее реалистичной, тем самым дополнительно подчеркивая несерьезность всего происходящего, форма — наоборот. Довольно часто игре можно поставить условие «а что, если я сделаю вот это?» и получить реалистичную развязку. Физика тел делает любые ДТП, драку или простое падение зрелищными, а YouTube уже полон курьезами (впрочем, как и глитчами из ).

Главная же новинка, конечно, — ограбления. Как и положено, на самом деле они — хорошо забытое старое: один из лучших моментов развили и закрутили в отдельную игру. У нас есть установочные миссии, подготовка к «делу» — планируем грабеж, добываем нужный инвентарь. Потом проходим одну сложную миссию с ограблением и счет пополняется суммой с пятью (а иногда и шестью) нулями. В этой связи у каждого персонажа есть спецспособности: Франклин водит в буллет-тайме, Майкл в буллет-тайме стреляет, а Тревор впадает в ярость: получает меньше урона, наносит больше. Дополнительных же водителей, стрелков и хакеров можно нанять в специальном меню — там же выбираем способ и путь нападения, и вперед. Победа или смерть.

«Или все сразу»

Я стою на дороге где-то в пустыне, асфальт — розовый в закате, на мне очки-авиаторы, в руке — пистолет с глушителем. Жизнь — сложная штука. Вдалеке показалась машина, и я знаю, что в этом кино сейчас случится, потому что решение уже принято. Потом здесь останется только место преступления да тихое кантри из радио в обстрелянной машине. За полторы минуты реального времени в GTA V успевает произойти столько интересного, что на целую катсцену игры подешевле хватило бы. Подрался с бомжами, облил их бензином и поджег, пытался угнать джип, мертвый водитель сбил, нога застряла в радиаторе, копы, убил, сел в джип, поехал, бензобак пробит, горим, прыжок на асфальт, машина взрывается поодаль. Это все — за две минуты.

Теперь погибнуть в ДТП — проще простого (намного проще, чем в ), и по городу все время ездишь с этой мыслью. Вмазался на лету по встречке — путь продолжишь в воздухе, без машины. Но при этом машину почти всегда можно перевернуть левым стиком — нереалистично, да, зато не сбивается ритм игры. А она в конечном счете стала гармоничнее, не без огрехов, но для такой махины, как GTA , — серьезное достижение. Ощущение непрерывного действа — одна из главных целей Rockstar в случае с GTA V . Сюжетные задания следуют без перерыва, цепляясь друг за друга, из-за чего игрок с первых секунд захвачен повествованием и вполне может пройти игру, пару раз заглянув в меню с невероятной красоты эмбиентом Tangerine Dream. Игру включил, и она идет себе вперед, как фильм про гангстеров, только без нашего участия пленка не крутится.

***

Можно долго говорить о том, как GTA V бьет рекорды, зарабатывает миллиард долларов в первые три дня и выталкивает наконец-то игры в общекультурный фон. Братья Хаузеры (а ведь мы с некоторых пор переходим на личности) будто почувствовали этот переход еще до выхода игры, и, быть может, отсюда и растут ноги их проповедей.

Интереснее другое: это взрослая игра, основанная на мальчишечьих эмоциях, и в этом ее шарм. Отчасти поэтому GTA никуда не деться от жестокости. А это очень жестокая игра (не первая и явно не последняя у Rockstar ), по-детски жестокая игра, психопатически жестокая. И натуральнее всех в ней выглядит персонаж-психопат с жалобами на тяжелое детство — с прибитыми к полу деревянными игрушками и прочими фатальными неприятностями. Не было у него тех воспоминаний о «машинках», ну, знаете, когда она большая такая на вид, а в ней сидит пластмассовый водитель: может, Бэтмен, может, Человек-паук, а может просто водитель. Когда можно было взять ее рукой и поехать навстречу приключениям: ковер превращался в воображаемый солнечный город, похожий на тот, из таинственного фильма в пузатом телевизоре. В эту фантазию мы и играем, а что фантазия чужая — оно к лучшему. В конце истории нам показывают иносказательную статистику, в виде заключения психиатра. Вывод из справки, в общем, тот же — детство было тяжелым.

Она побила финансовые рекорды уже самим фактом своего появления на свет. Стоимость разработки в 266 миллионов долларов и доходы от продаж, перекрывшие эту сумму втрое в первые же сутки – такого в игровой индустрии еще не было. Может быть, говорить о бюджете и прибыли в первых же строках рецензии – дурной тон, но... только не в этом случае. Потому что – это не просто игра, это явление. Ее ждали, на нее надеялись, в нее верили – и она не подвела.

Лучше гор могут быть только горы.

Теперь кажется просто черновиком, наброском: настоящая GTA , какой она должна была быть, появилась только сейчас. Ощущения – как будто из тесной и мрачной квартиры выходишь в солнечный открытый простор. Небоскребам и развязкам автострад теперь принадлежит от силы третья часть территории, остальное – горы, леса, озера, фермы с зелеными полями, пустыни и реки, все то, чего так не хватало в бетонных джунглях Либерти-Сити. По сути, это снова старый добрый , который в свое время поражал размахом и обилием возможностей, только реализованный уже в новом поколении и на качественно новом уровне.

Выглядит консольная версия превосходно. Выглядит консольная версия превосходно. Буквально всё, от искр под пробитым колесом автомобиля до пенных гребней на океанских волнах, притягивает взгляд. По сравнению с четвертой частью дальность прорисовки и детализация возросли на порядок, так что созерцание местных пейзажей больше не вызывает подозрений в собственной близорукости. Вооружившись окрепшими графическими технологиями, разработчики, кажется, забыли, что они делают «всего лишь игру», и уверенно шагнули на территорию киноблокбастеров: благодаря качественной лицевой анимации и актерской игре кат-сцены превратились из ненужных связок между эпизодами в полноценное и увлекательное зрелище.

Трое в лодке, не считая собаки.

Эта игра, как фокусник из шляпы, постоянно извлекает на свет все новые сюрпризы. Наконец появилась функция быстрого сохранения, доступная в любой момент при помощи мобильника, если только вы не на задании. Автомобили уже не качает, как на волнах, их поведение стало реалистичнее, а герои двигаются более шустро и сноровисто. Но главное новшество – вместо привычного одиночки под нашим управлением теперь целая троица, и все совершенно разные: респектабельный Майкл (этакий Брюс Уиллис и Роберт де Ниро в одном лице), уличный «пацанчик» Франклин, дань уважения СиДжею из упомянутого San Andreas , и отмороженный психопат Тревор, подозрительно напоминающий Линча из . В прошлой части с двумя ее дополнениями Rockstar лишь подступилась к подобной идее, теперь же она доведена до логического конца. Между героями можно легко переключаться в свободное от миссий время, а иногда и прямо в процессе таковых, ведь пути персонажей то и дело пересекаются, и многие проблемы им приходится решать сообща. Простейший пример: один ведет машину, другой стреляет на ходу – стандартная схема для GTA , но возможность в любой момент перевоплотиться в стрелка или водителя дает совершенно новые ощущения. И да – в шкуре собаки побывать тоже придется!


Возможность смены действующих лиц идеально вписалась в открытый мир игры. Самое интересное, что выбор персонажа как-то сам собой диктует стиль действий, и вы непроизвольно подстраиваетесь под нужный образ. Скажем, в роли Майкла традиционные забавы вроде выкидывания водителя из машины с последующим мордобоем и побегом от патрульных кажутся слегка неуместным приветом из прошлого. Зато безбашенному Тревору подобное в самый раз, и это еще цветочки по сравнению с тем, что он вытворяет на каждом шагу.

Пусть этот мир прогнется под вас.

Главная цель «плохих парней» – заполучить побольше деньжат с помощью тщательно спланированных ограблений. В результате сюжетные задания еще сильнее стали похожи на голливудскую постановку. Скрытные проникновения на охраняемый объект в духе «Миссия невыполнима» и майклбэевские безумные погони чередуются с пальбой из минигана и десятком взорванных джипов а-ля «Терминатор 2». Вдобавок виртуальный аналог Лос-Анджелеса битком набит «чудаками и незнакомцами», каждый из которых готов втравить вас в очередную непредсказуемую авантюру. И все это по традиции щедро сдобрено ударной дозой юмора и меткой сатиры, от которой приступы неконтролируемого смеха возникают чуть ли не каждые пять минут.

И ведь затягивает, черт возьми. Да что там миссии – игра так и соблазняет забыть про них вообще и просто жить в этом мире, погрузиться в него с головой. Тюнинговать авто, дрессировать собаку, грабить корованы инкассаторские фургоны, нырять на морское дно, играть в гольф, менять прическу, прожигать время в стрип-клубах... здесь можно делать все это и еще уйму самых разных вещей, простое перечисление которых заняло бы очень много времени. Выехав из дома с твердым намерением заняться, наконец, прохождением сюжета, неожиданно обнаруживаешь себя сидящим в кинотеатре за просмотром какого-нибудь «итальянского шедевра» – точнее, пародии на него. И ведь затягивает, черт возьми. Такова особенность GTA V : в ней присутствует масса совершенно необязательных на первый взгляд мелочей, но все они – как и «основное блюдо» – реализованы с неожиданной дотошностью.


Эта игра, как фокусник из шляпы, постоянно извлекает на свет все новые сюрпризы. Она невероятно огромна и разнообразна. Она может дать вам именно то, что вы хотите получить, будь то гангстерские разборки, полеты в небесах, теннисные матчи на личном корте или просто поездки в кабриолете по вечернему городу под умиротворяющие звуки джаза. Быть всем и сразу – в этом GTA V просто не знает себе равных.

Статьи по теме: