Правила игры в длинные нарды. Правила игры в нарды

Чем отличаются длинные нарды от коротких, в чем заключается особенность каждой игры? Тактика для каждой разновидности, актуальные правила и некоторые интересные сведения про нарды.

Нарды представляют собой одну из наиболее древних настольных игр. Кстати, нарды и наиболее загадочная настольная игра, так как менее всего известно касательно нард об истории возникновения, хотя и есть более-менее приемлемая версия последовательной эволюции данной игры.

Наряду с шахматами, нарды представляют собой древнюю игру, которая на данный период распространена практически по всему миру.

Всего известно до сотни разновидностей игры в нарды . Конечно, дело тут обстоит примерно как и с шахматами: есть классический вариант и есть множество разнообразных дополнений и вариаций .

Наиболее популярными являются две разновидности данной игры:

  • длинные;
  • короткие.

История появления игры в нарды

Учитывая наличие в данной игре костей (которые тут называют зары), вполне возможно предполагать изначальное использование нард в качестве разновидности гадательной техники .

Как известно, многие игры появились именно из магических и гадательных ритуалов древности, к примеру, карты или кости как таковые.

Шахматы, например, изначально не представляли собой гадательную технику, но пытались выразить действительность через символическое изображение противоборства двух армий, которое вполне могло рассматриваться и буквально — как тренировка в тактических схемах, и метафорически — как своеобразное изображение модели диалектического развития мира.

Самую древнюю доску для нард отыскали на территории современного Ирана . Датируется данный предмет примерно тремя тысячами лет до новой эры.

Игры-протипы современных нардов

Раз тема эволюции нард затронута, кратко рассмотрим настольные игры из древних цивилизаций, которые служили своеобразными этапами на пути человечества к современным нардам:

  • ур – шумерская игра для высших сословий , играли в основном правители. Целью было провести 7 шашек по 20 клеткам доски. Как кости использовались маленькие кубики-пирамидки с помеченными краями;
  • сенет- египетская игра , найденная во многих гробницах и датируемая примерно 2700-2500 годом до новой эры. Точные правила до сих пор не известны, но речь идет об игре в которой тоже нужно провести свои фигуры по игровому полю, в сенете. Кстати, игровое поле содержало на некоторых клетках и специальные иероглифы;
  • табула – является римским потомком сенета и представляет собой практически современные нарды . Данная игра появилась из более ранних римских настольных игр, где варьировалось количество костей и количество игровых лунок.

Упоминания о нардах датируются шестым веком новой эры . Согласно записанному преданию, индийцы отправили персам шахматы для того, чтобы испытать смекалку персов, смогут ли они определить правила такой игры. Персы разобрались с шахматами и в ответ отправили нарды, которые были в ходу там.


Для персов нарды представляли собой сугубо символическую игру, которая отображала полноту абсолюта.

В основе игры лежит календарь :

  • четыре части доски – четыре периода года;
  • 12 лунок с каждой стороны – количество месяцев;
  • 30 камней на поле – количество дней;
  • кости на гранях имеют числа, дающие в сумме семерку – известное к тому времени количество планет;
  • камни символизировали звезды, а игровая доска – небо.

Длинные нарды — правила игры

Нарды – это одна из самых популярных игр жителей Ближнего Востока. Она сочетает в себе элементы случайности и тонкого расчета. Позволяет игроку наблюдать за волнами приходящей удачи, как своей, так и оппонента. Очень интересно не только играть, но и наблюдать за игроками.

Перестук катящихся по звонкому основанию деревянного игрового поля кубиков (их еще называют «зары»), щелчки переставляемых шашек, хитрые взгляды соперников, разыгрывающих свои комбинации, азартные возгласы и острые шутки. Благодаря всему этому, а еще своей динамичности, непредсказуемости и, в то же время, возможности применять различные стратегии, нарды стали популярны во многих странах.

А какие они, нарды?

  1. Игровое поле разбито на две половины . Благодаря этому обеспечивается динамичность, удобство хранения и переноски игры.
  2. Каждая половинка имеет 12 игровых пунктов , расположенных по шесть с каждой стороны. Итого получается 24. Они имеют форму сильно заостренных треугольников. В основании каждого из них сделаны ячейки.
  3. Нумерация пунктов начинается с «головы» . Это место «старта».
  4. Игрок управляет пятнадцатью шашками . Ходы определяются двумя игровыми костями.

Длинные нарды! Что может быть популярней этой разновидности?

Цель простая: сначала надо пробежать всеми шашками «домой», а после снять их с поля . Размер ходов будет зависеть от очков на зарах.

Сколько снимать шашек, и с каких пунктов, определяется так же игровыми костями. Дом «черных» — в пунктах 1-6, «белым» же необходимо попасть на поле 13-18.

Чей первый ход?

Противники бросают по кубику. У кого больше очков — тот начинает игру .

Расстановка перед игрой : сначала каждый расставляет свои шашки в «голове», это 24 позиция.

Перемещение осуществляется против часовой стрелки. Бросил «камни» — сделал ход . На каждый кубик – одно перемещение шашки. С «головы» два раза можно взять камни, но только на первом ходу, если игровые кости «выдали» 6-6, 4-4 или 3-3.

При этом необходимо неукоснительно соблюдать следующие условия :

  • перемещать шашки строго в соответствии с выпавшими очками;
  • можно занимать только свободное место или ставить свои шашки друг на друга;
  • неприемлемо суммировать очки для хода одной шашкой;
  • необходимо осуществить перемещение шашек на все выпавшие очки, даже если это не согласуется с планами игрока и будет ухудшать его позицию;
  • на один пункт, занятый своей шашкой, можно поставить и все остальные, но такая стратегия вряд ли приведет к победе;
  • как правило, существует несколько вариантов хода. Использовать надо все очки выпавшей комбинации. Это правило «полного хода;
  • если ходить нет возможности, то ход пропускается;
  • нельзя выстраивать свои шашки подряд, до тех пор, пока хотя бы одна из их коллег, служащих стану противника, не окажется впереди устраиваемого заслона.

Вывод шашек

Этот заключительный этап игры. Приступаем к нему только когда все шашки в «доме» .

Условия такие:

  • снимается шашка с позиции, соответствующей числу очков;
  • если такие пункты не заняты, то перемещаются шашки со старших позиций;
  • если очки больше, чем имеющиеся позиции, то берутся шашки с самых больших полей.


Не секрет, что нарды – это азартная игра. Для вычисления ставки выигрыша учитывается место и количество не выведенных шашек проигравшего игрока .

Если к моменту окончания игры сложилась ситуация в которой побежденный не успел снять ни одной своей шашки, то это называется «марс», и сумма выигрыша удваивается.

Короткие нарды — правила игры

Данная игра использует идентичное поле, которое разделяется на две половины, с каждой из которых располагаются две четверти поля: «дом», «двор» . Каждые две четверти принадлежат определенному игроку. Посередине поля располагается планка, которая называется «баром» и тоже является частью игры.

Поле имеет отдельную нумерацию для каждого игрока, которая начинается с самой дальней (противоположной левой) четверти и двигается по часовой стрелке до дома игрока. Другой игрок начинает отсчет собственных лунок с 24 лунки противоположного игрока.

15 камней, которые используются каждым игроком, располагаются по-другому по сравнению с длинными нардами . Расстановка для каждого игрока выглядит следующим образом:

  • 24 пункт – два камня;
  • 13 пункт – пять камней;
  • 8 пункт – три камня;
  • 6 пункт – пять камней.


Со временем вы сможете легко запомнить данную расстановку, а для начала просто можете считать лунки.

Игровой процесс

Цель коротких нард является идентичной цели длинных нард, то есть требуется перевести камни до собственного дома и далее, во второй части игры, снять камни с поля .

Игрок, который первым снимает собственные камни полностью – выигрывает .

Как двигаются камни?

Каждый игрок в начале бросает кость для того, чтобы определить, кто первый ходит. На первый ход игрок бросает две кости , далее ходят по очереди, числа на костях определяют количество возможных ходов.

Камни передвигаются против часовой стрелки , то есть от большего пункта к меньшему.

Основные отличия коротких от длинных нардов

Следует отметить особенности игры в короткие нарды , которые отличают эту игру от длинных:

  • «закрытым» считается пункт занятый двумя и более камнями противника , то есть один камень противника может быть выбит из лунки (об этом скажем далее);
  • ходы определяются костями , к примеру, 1-2 дает ходы для одного камня 1 и для другого 2, но возможно и суммировать для одного камня в 1+2, то есть в ход на три лунки, но нужно чтобы по ходу движения либо пункт 1 лунка от камня, либо пункт 2 лунки от камня были свободными, то есть цифры на зарах суммируются, но ходить нужно как бы в два этапа и чтобы была такая возможность;
  • дубли тут тоже дают четыре хода по выпавшему числу;
  • играть нужно наибольшее число ходов из возможных Если возможно сделать ход только либо по одной либо по другой кости, то ходят по большей, если из дубля возможно сыграть не все ходы, нужно играть наибольшее количество из доступных. Если же возможные ходы отсутствуют, игрок пропускает ход;
  • «блот» – так называется лунка, занятая только одним камнем , эти камни может выбивать другой игрок, если камень останавливается именно на этом пункте. После этого выбитый камень отправляется в бар, откуда игроку нужно возвращать камни снова в дом другого игрока, где вновь начинается движение до собственного дома;
  • каждому игроку при наличии камней в баре нужно прежде всего возвращать эти камни в игру . Возвращаются камни по числу на выпавших костях. К примеру, если выпало 1-2 — из бара игрок может выставить камень на 24 или на 23 пункты, если они являются открытыми. Если там только один камень другого игрока, то этот камень выбивается в бар.


Как видите, основное различие данной игры заключается в начальной расстановке и возможности выбирать камни соперника .

Во многом тактика коротких нард базируется именно на грамотном создании закрытых лунок, по два или более камня, и умелом использовании возможности выбивать камни соперника.

Итоговая стадия

По сути не отличается от длинных нард , но тут следует учитывать такую возможность, когда другой игрок только перемещает камни до собственного дома.

Более того, может быть такая ситуация, когда вы завели свои камни в дом, но другой игрок не только не завел, но и выбил какой-то ваш камень в бар. Тогда вам снова потребуется вести из дальнего пункта камень до собственного дома и только после этого снова начинать итоговую стадию.

Подсчет итоговых баллов может быть разным . К примеру, возможно считать игры по положению камней соперника. Когда соперник выкинул, хотя бы один камень, такое положение называется «оином» и равняется одинарной ставке, а «марс», то есть когда игрок не выкинул ни одного камня, равняется двойной ставке.


Также подсчет баллов может вестись по количеству не выкинутых камней . К примеру, после каждого матча подсчитывается количество оставшихся на поле камней противника и игра ведется до определенного счета.

Надеемся, предлагаемые сведения помогут вам освоить или узнать нечто полезное про короткие и длинные нарды.

Эти игры выглядят довольно-таки просто, но таят в себе огромную глубину и потенциал, использование костей добавляет тут элемент азарта и фортуны, а четкая структура игрового пространства предоставляет возможность применять различные тактики.

Данная игра вполне считается спортивной дисциплиной наряду с покером и другими подобными играми и, равно как любой спорт, способна помочь вам развить в себе интеллект и положительные качества характера.

Видео: правила и особенности игры в длинные нарды

Видео: правила и особенности игры в короткие нарды


Май 18, 2017 Александра

Нарды (другие распространённые названия: трик-трак, бэкгэммон (англ. Backgammon), тавла, шеш-беш, коша - древняя восточная игра. Родина этой игры точно не известна, но известно, что люди играют в эту игру уже более 5000 лет, чему есть исторические доказательства. Так, самая древняя из досок для игры в нарды была найдена на территории Ирана (в Шахри-Сухте) и датируется около 3000 лет до н. э. Аналог этой игры обнаружен в гробнице фараона Тутанхамона (XV до н. э.).

Правила игры в нарды простые и начинающие игроки достаточно легко их освоят, но тем не менее для того, что бы выиграть нужно логическое мышление и конечно везение. Есть две основные разновидности - и нарды. Игра Нарды состоит из специальной доски, 30 шашек двух разных цветов и двух игральных кубиков костей). В игре принимают участие 2 игрока.


Короткие нарды


Начальная позиция


Рис 1. Доска с шашками в начальной позиции. Возможна также расстановка, зеркально симметричная к той, что приведена на рисунке. Дом в ней располагается слева, а двор - соответственно справа.


Рис 2. Направление движения белых шашек. Черные шашки движутся в противоположном направлении.

Рис. 3. Два способа, которыми белые могут сыграть

Короткие нарды (Рис. 1) - игра для двух игроков, на доске, состоящей из двадцати четырех узких треугольников, называемых пунктами. Треугольники чередуются по цвету и объединены в четыре группы по шесть треугольников в каждой. Эти группы называются - дом, двор, дом противника, двор противника. Дом и двор разделены между собой планкой, которая выступает над игровым полем и называется бар.

Пункты нумеруются для каждого игрока отдельно, начиная с дома данного игрока. Самый дальний пункт является 24-м пунктом, он также является первым пунктом для оппонента. У каждого игрока имеется 15 шашек. Начальная расстановка шашек такова: у каждого из игроков по две шашки в двадцать четвертом пункте, пять в тринадцатом, три в восьмом и пять в шестом.

Цель игры - перевести все свои шашки в свой дом и затем снять их с доски. Первый игрок, который снял все свои шашки, выигрывает партию.

Движение шашек

Игроки поочередно бросают по две кости и выполняют ходы.

Число на каждой кости показывают, на сколько пунктов, или шагов, игрок должен передвинуть свои шашки. Шашки всегда движутся только в одном направлении (Рис. 2) - от пунктов с большими номерами к пунктам с меньшими.

При этом применяются следующие правила:

Шашка может двигаться только на открытый пункт, то есть на такой, который не занят двумя или более шашками противоположного цвета.

Числа на обеих костях составляют отдельные ходы.

К примеру, если у игрока выпало 5 и 3 (Рис. 3), то:

Он может пойти одной шашкой на три шага, а другой - на пять,

Либо он может пойти одной шашкой сразу на восемь (пять плюс три) шагов, но последнее лишь в том случае, если промежуточный пункт (на расстоянии три или пять шагов от начального пункта) также открыт.

Игрок, у которого выпал дубль, играет каждое из чисел на каждой из костей дважды. Например, если выпало 6-6, то игрок должен сделать четыре хода по шесть очков, и он может передвинуть шашки в любой комбинации, как сочтет нужным.

Игрок должен использовать оба числа, которые ему выпали, если они допускаются правилами (либо все четыре числа, если у него выпал дубль). Когда можно сыграть только одно число, игрок обязан сыграть это число.

Если каждое из чисел по отдельности можно сыграть (но не оба вместе), игрок должен играть большее число.

Если игрок не может сделать хода, то он пропускает ход. В случае, если выпал дубль, если игрок не может использовать все четыре числа, он должен сыграть столько ходов, сколько возможно.


Как побить и зарядить шашку


Пункт, занятый только одной шашкой, носит название блот. Если шашка противоположного цвета останавливается на этом пункте, блот считается побитым и кладется на бар. В любой момент, когда одна или несколько шашек находятся на баре, первая обязанность игрока - это зарядить шашки в доме соперника. Шашка вступает в игру, перемещаясь на пункт, соответствующий выброшенному значению кости.

К примеру, если игроку выпало 4 и 6, он может зарядить шашку в четвертый либо в шестой пункты, если они не заняты двумя или более шашками противника.

Если оба пункта, соответствующие значениям выброшенных костей, заняты, игрок пропускает свой ход.

Если игрок может ввести некоторые из своих шашек, но не все, он должен зарядить все шашки, которые возможно, и затем пропустить оставшуюся часть хода. После того, как все шашки будут введены с бара, неиспользованные значения костей можно использовать, как обычно, перемещая шашку, которую вы зарядили, либо любую другую шашку.


Как выбросить шашки

Когда игрок привел все свои пятнадцать шашек в свой дом, он может начать выбрасывать их с доски. Игрок выбрасывает шашку следующим образом: бросается пара костей, и шашки, которые стоят на пунктах, соответствующих выпавшим значениям, снимаются с доски. Например, если выпало 6 очков, можно снять шашку с шестого пункта.

Если на пункте, соответствующем выпавшей кости, нет ни одной шашки, игроку разрешается переместить шашку с пунктов, больших, чем выпавшее число. Если игрок может сделать какие-либо ходы, он не обязан выбрасывать шашку с доски.



В стадии выбрасывания шашек все шашки игрока должны находиться в его доме. Если шашка будет побита в процессе выбрасывания шашек, то игрок должен привести шашку обратно в свой дом, прежде чем он продолжит выбрасывать шашки. Тот, кто первый снял все шашки с доски, выигрывает партию.


Правила игры


Количество игроков - двое. Количество шашек на доске - по 15 у каждого игрока.

Место начального расположения шашек, каждого из игроков называется голова, а ход из начального положения называется "из головы" или "взять с головы". За один ход с головы можно брать только одну шашку.

Игрок кидает одновременно два кубика. Сделав бросок, игрок должен передвинуть любую шашку на число клеток, равное выпавшему числу одного из кубиков, а затем одну любую шашку - на число клеток, равное выпавшему числу другого кубика. Т.е. если на кубиках выпало, например, шесть-пять, игрок должен одну шашку передвинуть на шесть клеток, а затем любую (можно ту же, можно другую) на пять клеток. При этом с головы всегда можно брать только одну шашку. Исключение составляет только первый бросок в партии. Если одна шашка, которую можно снять с головы, проходит, то можно снять вторую. Таких камней для первого игрока всего три: шесть-шесть, четыре-четыре и три-три (мешают шашки противника, стоящие на голове). Если выпадает один из этих камней, игрок снимает с головы две шашки. Для второго игрока количество камней, при которых с головы можно снять две шашки, увеличивается, так как мешает пройти первому камню, имеет право не только голова, но и камень, снятый противником. Если противник первым броском кинул: два-один, шесть-два или пять-пять, то второй игрок может снять вторую шашку также при бросках пять-пять и шесть-два (кроме: шесть-шесть, четыре-четыре и три-три, которые тоже не идут напрямую).

Передвинуть две шашки на число клеток, показанное одним кубиком нельзя. Т.е. если на кубиках выпало - шесть-пять, игрок не может пойти одной шашкой, например, на три и другой на три клетки, чтобы вместе получилось шесть, а затем сходить "пятёрку".

Если выпал дупль, т.е. одинаковые очки на двух кубиках, например, пять-пять, игрок делает четыре хода (на соответствующее кубиков число клеток).

Нельзя поставить свою шашку не клетку, занятую шашкой противника. Если шашка попадает на занятую клетку, то про неё говорят что она "не идёт". Если шашки противника занимают шесть клеток перед какой-нибудь шашкой, то такая шашка оказывается запертой.

Нельзя запереть все пятнадцать шашек противника. Т.е., выстроить заграждение из шести шашек подряд можно только в том случае, если хотя бы одна шашка противника находится впереди этого заграждения.

Если игрок не может сделать ни одного хода на то количество очков, которое выпало на каждом кубике, т.е. если шашки не идут, то очки пропадают, а шашки не двигаются.

Если игрок может сделать ход на то количество очков, которое выпало на одном из кубиков, и не может сделать хода на то количество очков, которое выпало на втором кубике, он делает только тот ход, который возможен, а остальные очки пропадают.

Если у игрока есть возможность сделать полный ход, он обязан его сделать даже в ущерб своим интересам. Если выпал такой камень, который позволяет игроку сделать только один ход, причем любой из двух то игрок должен выбрать больше. Меньшие очки пропадают. Смысл игры заключается в том, чтобы, пройдя всеми шашками полный круг, прийти ими в дом и выбросить все шашки раньше, чем это сделает противник.

Домом для каждого игрока является последняя четверть игрового поля, начиная с клетки, отстоящей от головы на 18 клеток. Выбрасывать шашки - это значит делать ими такие ходы, чтобы шашки оказывались за пределами доски. Игрок может начать выбрасывать шашки только тогда, когда все его шашки пришли в дом.

Ничьей не существует. Если игрок, начинавший первым, выбросил все свои шашки, а второй игрок может сделать тоже следующим броском, второй считается проигравшим, так как следующего броска не будет: партия заканчивается, как только один из игроков выбросил все свои шашки.


Нарды – древняя восточная игра. Учёными до сих пор не была определена родина этого увлечения. Но даже несмотря на это, сегодня в нарды играет большое количество человек, получая от этого колоссальное удовольствие.

В древности люди также любили играть в нарды. Археологами была найдена доска, которая по их предположениям была сделана больше 3 тысяч лет назад.

У этой восточной игры есть и другие название:

  • Трик-трак.
  • Юэкгэммон.
  • Тавла.
  • Шеш-беш.
  • Коша.

Нарды отлично развивают мышление и логику, помогают успокоиться и расславиться. В игру играют 2 человека.

Таблица: «состав» игры.

Правила игры в нарды для начинающих пошагово:

  • Изначально стоит расставить игральные фишки . Они расставляются вверху в правом от игрока углу. Расстановка фишек осуществляется в ряд по вертикали.
  • Затем 2 игрока бросают зары для определения права первого хода . Первым ходит тот игрок у кого на кубиках выпала большая комбинация.

Для первого хода с вертикального ряда снимается шашка. По правилам это называется «снять с головы».

На протяжении игрового процесса кубики используются всегда. Они определяют количество ходов. Так как игральных костей в игре двое, то игрок при кидании их получает две цифры. Это определяет количество его шагов. Цифры суммируются и игрок ходит. По правилам одна ячейка – это один шаг.

Но есть и второй вариант: при выпадении двух цифр не обязательно суммировать их составляющие. Можно походить двумя фишками на то количество выпавших игральных костей.

Пример: выпало на одном кубике 4, а на втором 2.

Два варианта:

Суммирование: 4+2=6 ходов одной фишкой.
Раздельные шаги: 2 шага одной фишкой, 4 хода второй.

  • Ходят шашки исключительно против часовой стрелки.
  • Останавливаться на игровом поле игрок имеет право лишь на пустой ячейке или на своём цвете. Становиться на цвет противника запрещается. Остановиться можно на своей фишке, то есть поставить её сверху. Данное действие называется «поставить на голову».
  • «Снимать с головы» шашку разрешается только один раз за один шаг. Пример: на игральных костях выпадает 5 и 4. Если это первый ход игрока, то цифры суммируются и получается 9 ходов по полю.В других случаях, можно сделать 5 шагов находящейся на доске фишкой и 4 шага шашкой, снятой с головы.
  • Если кости выпадают так, что игрок вынужден остановиться на ячейке противника, то данный ход им пропускается.
  • При выпадении дубля (1:1, 2:2, 3:3, 4:4, 5:5, 6:6) игрок награждается правом передвижения своих шашек 4 раза на выпавшее количество игральных костей. То есть при выпадении дубля 2:2, игрок может: Сделать 4 хода по 2 шага.
    Сделать 1 ход на 4 шага.

Тактика и стратегия игры

Стратегия в тавла – перевести собственные игральные фишки на поле соперника.

Виды стратегий:

  1. Скоростная игра. Цель – быстрое перемещение игровых предметов в дом.
  2. Игра на удержание. Удерживайте 2 шашечки на одной лунке до тех пор, пока не удастся выбить блот соперника.
  3. Блокировка. Суть – сооружение длинной стены из шашечек для блокирования перехода противника.
  4. Блиц-стратегия. Суть – быстрое закрытие дома.
  5. Бэкгейм. Суть – соорудить в доме соперника лунку с двумя шашечками.

Тактика выигрыша:

Необходимо 6 фишек расставить в четвёртой четверти. Данное действие называется «привести домой». После того как последняя фишка расставлена в четвёртой четверти, шашки «выгоняются» посредством кидания игральных костей:

  1. Выгоняется одноимённая фишка выпавшего на зари числа.
  2. Выгоняется фишка, под номером, получившихся в процессе складывания чисел.

Важно! Победа присваивается игроку, у которого на доске не осталось игровых шаше.

Секреты

Для победы в игру нужно прибегать к хитростям или обладать уникальным умом и логикой.

Хитрости и секреты для выигрыша в юэкгэммон:

  1. Помоги сопернику проиграть. Обеспечь его проигрыш закрытием всех пятёрок. Для себя оставь три шашечки в каждом углублении на доске. После того как противник начнёт открывать лунки, их нужно за ним сразу же закрыть.
  2. Не разрешайте противнику занимать три углубления возле основания вертикального ряда.
  3. Ставьте шашечки подальше от шестого положения.

Разновидности нард

Разновидности нард:

  1. Длинные нарды — классические.
  2. Короткие нарды.

Различия между ними заключаются в некоторых правилах:

  1. Отсутствие битых шашечек в длинных нардах.
  2. Если в коротких нардах шашечка ставится на шашку соперника, то она бьётся.

Обратите внимание! Существует обилие игр на коротких и длинных досках.

Таблица: разновидности игры в коша.

Название Описание и правила
Американка Расстановка белых фишек:

Две в первую лунку.
Две во вторую лунку.
Две в третью лунку.
Остальные кладутся на борт доски.

Расстановка чёрных шашек:

Две в девятой лунке.
Пять в десятой лунке.
Три в одиннадцатой лунке.
Пять в двенадцатой лунке.

Правила неизменны. Главная цель – переместить все игровые предметы на поле соперника и выгнать свои шашки.

Голландский триктрак Все фишки нужно вводить в игру с борта.
Единичка-двоечка Преимущество этой игры заключается в отсутствии расстановки шашек на доске.

После выбора права хода, они берутся с борта доски для осуществления хода.

Кейлс Кейлс очень популярна в Англии. Данная игра развивает математические способности человека.

Она разрабатывалась математиком по имени Генри Деден.

Расстановка:

Одиннадцать ставится в вертикальный ряд.
Одна ставится отдельно.

При совершении шага берётся одна шашка, располагаемая рядышком.

Кубо Кубо – разновидность игры в нарды. Её главная особенность заключается в том, что вместо шашечек игроки используют монетки.

27 монет складывается в девять столбцов, в каждом по 3 монетки.
Ход начинается со снятия монетки с любого столбца.
Выигрыш присуждается игроку, забравшему последнюю монетку.

Полезное видео

    Похожие записи

Длинные нарды (Backgammon Nardi) - русская вариация игры в Нарды. Играйте онлайн в Длинные и короткие нарды на сайте, изучайте тонкости правил и делайте правильные ходы.

Длинные нарды – классическая настольная игра. Родители учат, как играть в нарды на двоих ещё в детстве. Длинные нарды не считаются азартной игрой, потому что опытный игрок будет обыгрывать новичка в матчах .

Правила игры в Длинные нарды

Несмотря на онлайн формат игры, нарды остаются нардами. Запустив игру бесплатно, увидите знакомую доску и фигурки. Игроки общаются по-русски – сайт ориентирован на Ру аудиторию.

Задача геймера – обойти её всю и вернуть свои фигуры в дом раньше противника. Перечитайте правила во весь экран, тогда вы быстро разберётесь, как играть в нарды длинные онлайн.

Начальная расстановка в Длинных нардах

Игра ведется двумя игроками, у каждого из которых имеется по 15 фишек. Круглячки расстанавливаются таким образом, все пятнадцать ставятся «на голову». Игровые фигуры выстраиваются по краям игровой доски.


Начальная позиция в Длинных нардах более «длинная» в отличие от Коротких длительность партии 9-12 минут, а не 6-9.

Цель игры

Основная цель – провести быстрее реального соперника свои шашки по всему периметру доски в домик и вывести шашки с доски.

Чтобы лучше понять суть moneygame Вы можете скачать бесплатно нарды на свой компьютер.

Квадранты доски

Это основные правила в длинных нард, плавно начинайте играть в эту интеллектуальную и развивающую мышление игру . Совет для начинающих в нарды: играйте, пошагово учитывая все правила игры. Приглашайте бесплатно для совместной игры своих родственников, друзей и знакомых, Вы проведёте вместе хорошо и приятно время, почувствуете дух соперничества и азарта.

Играем в Нарды длинные онлайн с реальным соперником

Развитие компьютерных технологий приводит к тому, что настольные игры постепенно переносятся в цифровой формат. Длинные нарды – не исключение, и играть в них теперь удобно в режиме онлайн, бесплатно (не нужно переводить деньги) и без регистрации. Больше не нужно покупать игровой набор и отправляться на поиски противника во дворы – достаточно использовать интернет и браузер, чтобы в считанные минуты найти себе достойного оппонента в проекте «Нарды онлайн – Еллоу клаб» . Бесплатная регистрация на портале для игры в интернет нарды.

Оставив свой майл, создав аккаунт с регистрацией – вы установите классические нарды 2.0 на двоих. Разработаны и современные вариации игры в Длинные и короткие нарды.

Разновидности Длинных нард

Классические

Строить заслон из шести шашек разрешено, только если перед ним есть хотя бы одна шашка соперника.
Допустим заслон «пробегом», когда во время хода образовывается блок из шести шашек, и сразу же разбирается.

Нардгаммон

Запрещен блок из шести «пробегом», то есть строить глухой блок, в любой момент хода.

Бешеные

Если у игрока на костях выпадает дубль, ему предоставляется право сделать четыре хода в соответствии со значением выпавших костей, а далее игрок продолжает свои ходы дублями до шестерок. Если игрок не может начать играть выброшенный дубль, он не играется и к противнику не переходит.
С головы легально снимать по одной шашке на каждый дубль.
Игрок может выносить их лишь с полей, соответствующих выброшенным костям.
При этом игроку ЗАПРЕЩАЕТСЯ ХОДИТЬ пешками в доме.
Если игрок завел все пешки в дом, то прогрессия дублей прекращается.

Гюльбар

При выпадении дубля если игрок смог сделать все 4 хода, то он бросает кости снова.
Если у игрока нет возможности сделать какой-либо из этих ходов, то не доигранные ходы должен сделать соперник. Соперник дохаживает все не сыгранные ходы.

Бешеный гюльбар

В этом варианте игры при выпадении дубля игрок делает все ходы от выпавшего дубля до дубля шести (например, при выпадении дубля «четыре-четыре» игрок ходит четыре раза по 4 пункта, затем четыре раза по 5, четыре раза по 6 пунктов).
Если у игрока нет возможности сделать какой-либо из этих ходов, то недоигранные ходы должен сделать соперник.
Ходить в доме можно, пока последняя шашка не заведена в дом.

При заходе в дом последней шашки на последнем же (четвертом) ходе куша разрешается игра следующего по очереди куша.
После этого прогрессия кушей прекращается.
Например, если игрок завел последнюю шашку в дом на четвертом ходе куша 2-2, то он может выбросить четыре шашки с поля 3 (сыграть куш 3-3). Но 4-4 он уже играть не сможет.

Хачапури / Тбилисские нарды

Модифицированный Гюльбар.
В шестой лунке дома находится 11 шашек, 4 в голове.
С головы за один ход можно снимать сколько угодно шашек.
Традиционно играют со ставкой за не выброшенные шашки.


Fevga – Спешить

Févga – популярны в Греции – перевод близок к словам «Спешить», «Бежать». Эта игра скорости и хорошей расстановки своих шашек.

Снятие с головы

В начале, с головы позволительно снять только 1 шашку и ходить только ею. Как только она пройдет голову соперника – разрешено снимать с головы сколько угодно шашек.

Если на первом ходу выпал куш 66, 44, 33 – вторую пешку снять нельзя.

Блок

В Fevga разрешено строить блок из 6 пунктов подряд, даже если пешка соперника не прошла вперед. При этом нельзя блокировать все 6 пунктов в своей стартовой зоне, хотя бы 1 пункт должен быть свободен.

Если соперник собрал все 15 шашек в одном пункте сразу перед вашим блоком – вы обязаны разбить блок. Также нельзя строить блок из 6, если ваш соперник уже собрал все 15 шашек в пункте сразу перед блоком.

Fevga бешеные – Giul

Если у игрока на костях выпадает дубль, ему предоставляется право сделать четыре хода в соответствии со значением выпавших костей, а далее игрок продолжает свои ходы дублями до шестерок.

Если у игрока нет возможности сделать какой-либо из этих ходов, то недоигранные ходы должен сделать соперник.
Если игрок не может начать играть выброшенный дубль, он не играется и к противнику не переходит. Соперник дохаживает все не сыгранные ходы.

Если игрок завел все шашки в дом, то прогрессия дублей прекращается.
Ходить в доме можно.

Играем в Нарды длинные онлайн на компьютере

Интернет-нарды появились не так давно, и геймерам изначально предлагали играть с компьютером, а не с реальным человеком. Сегодня можно поиграть с живыми людьми без регистрации и бесплатно, используя только браузер на ПК и интернет.

Удобно играть в нарды с компьютером для детей. Без спешки понять как играть в Нарды для начинающего.

При заходе на ресурс игры, можно увидеть кнопку «Попробовать без регистрации». Это – пробная игра, доступная любому желающему. Интересно, что она также ведется против реального противника, а не с компьютером. Время ожидания соперника даже в будний день составляет всего несколько секунд. Таким образом, подобная забава становиться отличным развлечением в обеденное время.

Клуб предлагает большое количество интересных возможностей:

  • игра с реальными игроками;
  • интуитивно понятный и простой интерфейс;
  • возможность играть и общаться с геймерами из разных уголков мира;
  • Мини версия для мобильного телефона;
  • Нарды и весь интерфейс на русском языке;
  • участие в разнообразных турнирах;
  • бонусы при регистрации.

В интернет-нарды длинные можно играть в удобное время суток, не выходя из дома или офиса. Все игры онлайн бесплатны и проводятся исключительно с реальными соперниками, с которыми играть, безусловно, интереснее, чем с компьютером. К тому же забаву можно скачать на телефон. Доступны версии на Андроид и на Айфон.

1.1. Играют двое. на две половины (левую и правую). Количество шашек на доске по 15 у каждого игрока, которые расставляются на своей части доски вдоль левой стороны. Наборы шашек у игроков разного, обычно чёрного и белого цвета. Количество зар (кубиков) - 2. Игроки по очереди выбрасывают зары (игральные кости).

Каждый игрок имеет право передвигать шашки только своего цвета.

1.2. Начальное расположение шашек на доске (позиция 12 и 24) называется «голова». Ход с этого положения называется «ход с головы». За один ход с головы можно взять только одну шашку (кроме первого броска).

1.3. Право первого хода, и соответственно белого цвета шашек, разыгрывается так: каждый игрок кидает один игральный кубик (зар). Право первого хода и белый цвет шашек получает тот, у кого выпало большее количество очков. При одинаковом количестве выпавших очков бросок повторяется.

1.4. Если игра состоит из нескольких геймов, то цвет шашек меняется и следующий гейм начинает игрок, игравший предыдущий гейм чёрным цветом.

1.5. Ход игрока - это бросок зар и последующее движение шашек после броска.

1.6. Зары следует бросать из специального кожаного стаканчика. Бросать необходимо так, чтобы зары упали на одну половину доски и устойчиво легли на плоскость доски.

1.7. Зары лежат на доске до завершения хода.

1.8. Ход считается завершенным после нажатия кнопки турнирных часов, либо передачей зар сопернику.

1.9. В процессе игры шашки двигаются против часовой стрелки.

1.10. Когда игрок бросает зары, то он обязан в соответствии с выпавшими очками передвинуть свои шашки. Если в лунке стоит шашка противника, то в эту лунку ставить свою шашку нельзя. Ходить надо строго на то число очков, которое выпало на зарах. Игрок обязан, даже в ущерб себе, использовать все выпавшие очки. Если есть два хода, один из которых использует одну кость, а другой – две, игрок обязан сделать ход, использующий обе кости (т.н. "правило полного хода")

2. Смысл игры:

2.1. Игрок должен пройти всеми шашками полный круг (против часовой стрелки), зайти ими в «дом» и «выбросить» их раньше, чем это сделает противник. «Домом» для каждого игрока считается последняя четверть игрового поля - «дом белых» (1-6) и «дом чёрных» (13-18)

2.2. Термин «выбрасывать» означает делать шашкой такой ход, чтобы она оказывалась за пределами доски. «Выбрасывать» шашки можно только после того, как все шашки «пришли в дом». Следовательно, белые идут из зоны 19-24 в зону 1-6, а черные из зоны 7-12 в зону 13-18

3. Розыгрыш.

3.1. Игрок кидает одновременно два зара (кубика). После броска игрок передвигает любую из своих шашек на число лунок (клеток), равное выпавшему числу одного из зар, а затем одну любую шашку на число лунок, равное выпавшему числу другого зара. То есть, если на одном заре выпало «три», а на другом «пять», то, соответственно, можно передвинуть одну свою шашку на три лунки, а другую на пять лунок. В этом случае можно передвигать одну шашку на восемь лунок. Какой ход первым делать, большее выпавшее число или меньшее, не имеет значения. При этом с головы можно брать только одну шашку.

Первый бросок партии предоставляет игрокам исключение из вышеуказанного правила. Если одна шашка, которую только и можно снять с головы, не проходит, то можно снять вторую. Таких бросков для игрока всего три: шесть-шесть (6**6); четыре-четыре (4**4); три-три (3**3) . В данной ситуации сыграть одной шашкой полный ход нет возможности, так как мешают шашки противника, стоящие на голове. Если выпадает одно из таких сочетаний, то игрок может снять с головы две шашки, кроме ситуации, если в любом из полей стоят шашки, которыми можно осуществить ход. Примечание: При первом броске белых 5-5, и последующем броске чёрными 4-4, последние снимают одну шашку с головы играя одну четвёрку, так как пройти дальше мешает созданная помеха. Соответственно, при первом броске белых 2-2, и последующем броске чёрных 5-5, последние снимают одну шашку с головы, играя три возможных пятёрки.

3.2. Если на обоих зарах выпадает одинаковое количество очков (дубль, гош, куш), тогда игрок играет так, как будто кинул 4 зары и может сделать 4 хода.

3.3.Игрок имеет право изменить свой ход, пока зары не переданы сопернику или не нажата кнопка часов. Если ход при этом оказался незаконченным или противоречащим правилам, оппонент имеет возможность принять ход в том виде, как он сделан, либо потребовать от игрока сделать правильный ход.

3.4. Запрещено выставлять блок (заграждение; мост) из шести шашек - и даже «пробегом», если впереди этого блока нет шашки соперника.

Не запрещено строить блоки из 6 шашек, однако все пятнадцать шашек противника запереть нельзя. Вы имеете право выстроить заграждение из шести шашек только в том случае, если хотя бы одна шашка противника находится перед этим заграждением. Встречается вариант правил: блок (заграждение; мост) из шести шашек - и даже «пробегом» можно делать, только если хотя бы одна из шашек соперника прошла в дом.

3.5. Если шашки противника занимают шесть клеток перед какой-нибудь шашкой, то она оказывается запертой.

3.6. Если шашки заперты так, что игрок не может сделать ни одного хода на то количество очков, что выбросил на зарах (шашки «не идут»), то очки игрока пропадают, а шашки не двигаются вообще.

3.7. На одно поле позволяется ставить произвольное количество шашек. На лунку, занятую противником, свою шашку ставить нельзя. В ситуации, когда шашки не идут, то есть игрок не может их передвинуть на то количество лунок, которое выпало на зарах (шашки попадают на занятые лунки), все очки пропадают, и игрок пропускает ход. В ситуации, когда можно сделать ход на количество лунок, которое выпало на одном из заров, и нельзя переместить шашку на число лунок, выпавшее на другом заре, выполняется только возможный ход, а очки второго теряются. Игрок не может отказаться от полного хода, даже если он ему не выгоден. Если оба хода одновременно сделать невозможно, то играется большее число, либо снимается вторая шашка с головы. Например, выпала комбинация шесть-пять. Игрок может сделать ход на шесть лунок или на пять. Игрок обязан сделать старший ход (на шесть лунок), а меньший ход (на 5 лунок) сгорает.

3.8. Вывод шашек происходит следующим образом. Игрок имеет право снять с доски шашку, которая стоит на лунке, соответствующей числу выброшенных на зарах очков. Например, если выпало 6-3, игрок может вывести с доски одну шашку с 6-го поля и одну шашку с 3-го поля (три можно сыграть с 6, 5 или 4 поля).

3.9. В процессе выведения шашек из дома игрок имеет право использовать очки, которые выпали на зарах, по своему усмотрению: он может сыграть шашкой в доме или её выбросить. В процессе выведения шашек с собственного дома разрешается выводить шашки с полей низшего разряда, если в полях высшего разряда шашек нет. Например, если на зарах выпало 6-5, а на полях 6 и 5 нет шашек, то игрок может вывести из дома две шашки со следующего по порядку, четвёртого поля (лунки), если и там нет шашек, то с третьего, если и там нет, то со второго и т. д. Партия заканчивается.

4. Счёт в игре.

4.1. Положение, когда проигравший сумел выкинуть хотя бы одну шашку, называется «оин» (0-1).

4.2.Положение, когда один игрок выбросил все свои шашки, а его противник не сумел выбросить ни одной, называется «марс» (2-0).

4.3.Понятие ничьи в длинных нардах в их классическом виде, существовавшем многие века, отсутствует. Изначально игра была задумана как бескомпромиссный спор, в котором кто-то обязательно должен выиграть.

Начальная позиция

Двое играющих расставляют по 15 шашек - каждый на своей части доски вдоль левой стороны.

Цель игры

Цель игры - перевести все свои шашки в свой дом и затем снять их с доски. Первый игрок, который снял все свои шашки, выигрывает партию.

Розыгрыш первого хода

Игроки кидают по одному кубику (зара). Право первого хода достается тому, у кого выпало большее количество очков. Если числа совпали, кидают ещё раз.

Движение шашек

При игре в длинные нарды передвижение шашек производится против часовой стрелки. Из исходного положения черные шашки перемещаются из правой верхней четверти в левую верхнюю, затем в нижнюю левую и, наконец, в свой дом - нижнюю правую четверть. Дом белых находится в верхней левой четверти, куда шашки должны двигаться по следующему маршруту: нижняя левая четверть - нижняя правая четверть - верхняя правая четверть - дом.

В процессе игры каждый участник производит броски только двумя зарами. После броска игрок должен передвинуть одну из своих шашек на число клеток, равное выпавшему на одном из кубиков, а затем любую шашку на число клеток, показанное другим кубиком. Например, на зарах выпало четыре-два. В этом случае игрок передвигает одну шашку на четыре клетки, другую - на две. Можно передвинуть только одну шашку на шесть клеток.

Если на зарах выпадает дубль, то есть одинаковое количество очков (два-два, три-три и т. д.), то игрок должен сделать четыре хода, передвинув шашки на столько клеток, сколько показывают зары. Такой результат броска называется куш.

Запрещенные действия

В данной игре запрещается:

  • Ставить шашку на лунку, занятую шашкой соперника.
  • Запирать все шашки противника перед первой его шашкой,исключение из этого правила разрешается «на проходе», в рамках одного хода временно закрыть и тут же освободить оставляемое незанятым поле
  • Передвигать две шашки на число клеток, показанное на одном из кубиков. Если выпало пять-три, то нельзя передвинуть одну шашку на две клетки, другую на три, а затем ещё одну на три, то есть - надо: или одной шашкой сделать пять шагов, другой - три, либо ж одной шашкой пройти все восемь шагов - сумма пять и три.

Особенности хода

В ситуации, когда фишки не идут, то есть игрок не может их передвинуть на то количество лунок, которое выпало на зарах (фишки попадают на занятые лунки), все очки пропадают, и игрок пропускает ход.

В ситуации, когда можно сделать ход на количество лунок, которое выпало на одном из заров, и нельзя переместить фишку на число лунок, выпавшее на другом заре, выполняется только возможный ход, а очки второго теряются. Игрок не может отказаться от полного хода, даже если он ему не выгоден.

В ситуации, когда игрок может выполнить любой из двух ходов, но только один, он должен выбрать больший. Например, выпала комбинация шесть-четыре. Игрок может сделать ход на шесть лунок или на четыре. Правильный ход - на шесть лунок. При этом меньшие очки сгорают. В ситуации, когда осталось завести последнюю фишку в дом, а лунка занята (ваша фишка стоит на 18 лунке, а на зарах выпало 6 и 1, и лунка 24 занята соперником) в этом случае игрок заводит фишку по меньшему зару, а старший сгорает.

Расчет выигрыша

В каждой отдельной игре может быть зафиксирован результат ойн или марс.

Если один из игроков выбросил все свои фишки, а у соперника выброшены ещё не все фишки, то игрок фиксирует выигрыш «ойн» и получает 1 очко.

Если один из игроков выбросил все свои фишки, а у соперника не выброшена ещё ни одна фишка, то игрок фиксирует выигрыш «марс» и получает 2 очка.

Статьи по теме: