Rise of the tomb raider мнение игромании. Рецензия на Rise of the Tomb Raider

началась ещё в девяностых и не очень хорошо. Квадратные сиськи Лары Крофт, с не менее парными и квадратными пистолетами, которые так радовали множество моих друзей, самого меня не впечатлили совершенно - даже когда друг включил nude-mode, я отреагировал в стиле «зачем вообще? У тебя вон на полке десяток VHS с познавательными фильмами». Время шло, Лара Крофт менялась, улучшалась графика и управление становилось более дружелюбным. Честно пробуя проникнуться головоломками и пострелушками от третьего лица, я пробовал играть в каждую новую часть, и более-менее успешно это получилось с появлением Tomb Raider Legend на PlayStation 2. С этой игры мой лёд по отношению к юной расхитительнице гробниц стал немного потрескивать. А совсем он растаял с выходом перезапуска Tomb Raider в 2013 году.


Тогда, будучи уже поклонником серии Uncharted и всем сердцем полюбив игры данного жанра, я был очень доволен тем, насколько новая Лара Крофт от Crystal Dynamics пытается успешно подражать произведению Naughty Dog. Да, в плане сценария она всё ещё не ловила звёзд с неба, хотя придуманной истории, вкупе с замечательными внутриигровыми дневниками, было достаточно для подогревания интереса. Но игровой процесс был отточен и предлагал игрокам то, что требуется от игры приключенческого жанра: крутой сеттинг, занимательные головоломки, постепенное открытие дополнительных навыков и удачно расположенные зоны схваток. Тогда Crystal Dynamics показали, что умеют брать лучшее из игр-конкурентов и реализовывать идеи по-своему. А актриса озвучки Камилла Ладдингтон доказала, что умеет вводить в экстаз своим приятным голосом и замечательным британским акцентом.

С выходом Rise of the Tomb Raider в прошлом году на Xbox One, владельцы данной консоли вновь смогли убедиться, что разработчики свой пыл не только не растеряли, но и прибавили в креативности, уверенно развивая идеи, заложенные в перезапуске Tomb Raider 2013 года, позднее вышедшем на консолях текущего поколения как Definitive Edition . Сегодня же самое время рассмотреть прибытие новой Лары Крофт на консоль PlayStation 4, которое состоялось на прошлой неделе, спустя год после основного релиза и со всеми дополнениями на борту. Что ещё добавляет повод для появления данного обзора!

Сразу признаюсь, что после установки Rise of the Tomb Raider на мою PlayStation 4, я фактически забросил все остальные игры и полностью погрузился в Сибирскую глушь. На данный момент, игра пройдена у меня на 95%, не считая отдельно завершённых сюжетных дополнений по 100% каждое, и ещё не завершённые дополнения типа «Выносливость». Чего я ожидал от игры моего коллеги Илии «OldGamer» Сванидзе, и что я в итоге получил? - Вот на этот вопрос я отвечу в сегодняшнем обзоре и расскажу вам, почему сибирское путешествие Лары Крофт достойно вашего внимания. Без особых сравнений с Uncharted.


В основу новой игры легла древняя русская легенда о граде Китеже, что существовал и якобы ушёл в воды озера Светлояр во время нашествия монгольского хана Батыя. Тогда в нём скрылся князь Юрий Долгорукий, а люди, обитавшие в городе, поняли свою физическую беспомощность перед надвигающейся ордой и отправились в храмы, чтобы направить свои молитвы к Господу. В результате, согласно летописям, в город ударила молния и он, став невидимым, погрузился в воды озера. Этой легенде уже порядка семи сотен лет, но всплывать наружу она начала не так чтобы давно, где-то в середине XIX века. Легенда «Русской Атлантиды» сама по себе любопытна не менее, чем любая другая подобная история, коих множество, поэтому павший на неё выбор разработчиков более чем понятен. И обыграли они эту легенду очень хорошо. Что, впрочем, не спасло сценарий от множества странных ляпов, которых здесь даже больше, чем в перезапуске 2013 года.


Проблема здешнего сценария не в выбранной для него легенде, а в подаче тех сегментов, что развиваются несколько за пределами исторических спекуляций. Одержимость отца Лары поиском источника бессмертия, жажду самой девушки отыскать гробницу Пророка и достичь таки Китежа, чтобы доказать всему миру, что её дорогой отец не идиот и посмешище - это всё понятные и адекватные столпы сценария. Но определённо портят его восприятие некоторые диалоговые сегменты с участием Лары и её современников, а также плот-твисты с отдельными персонажами. Я воздержусь от спойлеров, но у Crystal Dynamics всё ещё не получается попасть в грамотное использование твистов и недосказанностей. Очевидность сюжетных поворотов - не всегда порок сценария, но в случае Rise of the Tomb Raider эта очевидность настолько явно выпирает, что начинает раздражать.

Дизайнеры Crystal Dynamics не просто так едят свой хлеб, локации в игре очень красивые. Все до единой!


Если же не углубляться в отдельные диалоги и попытки сценариста «удивить игроков», поверхностно сценарий игры достаточный для того, чтобы удерживать у экрана. Где-то он наивный, где-то очень интересный, а где-то попросту провальный. Но здесь впору признаться: не ради сценария мы играем в игры про Лару Крофт. Или в любые другие приключенческие игры, которые черпают идеи и атмосферу у старика Инди. Мы играем в них как раз ради этих идей, ради атмосферы приключения, ради красот окружения, тайников, артефактов, налёта таинственности и… перестрелок с возможностью стелс-прохождения. Ну а куда же без них?!

И вот здесь, на ниве приключенческого игрового процесса, новому путешествию Лары Крофт - её собственному «крестовому походу» в Сибирь, ведь девушка происходит из рыцарского британского рода - есть что предложить даже самым искушённым поклонникам жанра. Я не просто так неделю почти не вылезал из Ла… кхм, этой игры, право дело.

Обойма вместительная...


По сравнению с предыдущим выпуском в серии, Rise of the Tomb Raider однозначно выросла. Качество и детализация окружения остались примерно на том же отличном уровне, но благодаря дизайну и изменённому месту действий, проект ощущается совсем иначе. Кроме того, здесь было переработано управление и расширен спектр внутриигровых механик - теперь у героини есть в распоряжении несколько типов патронов для разного оружия и стрел для лука, она умеет на ходу крафтить гренки из банок, коктейли Молотова из сибирской водки, мины-ловушки из раций и даже ВОГи! Последнее выглядит максимально забавно, учитывая, что из себя представляет ВОГ - граната для подствольного гранатомёта. Стало шире и разнообразнее дерево прокачки Лары, теперь разделённое на три ветви: сражение, выживание и охота. Стало больше разных диких животных, природа выглядит более живой, а схватки с противниками - насыщеннее.

Что ещё мне очень понравилось - в прошлом Tomb Raider разработчики слишком уж сильно издевались над героиней, из-за чего девушка выглядела менее естественной, чем могла бы. Она получала такие травмы во время роликов, падала с таких уступов и катилась по таким склонам, что, боюсь, даже очень тренированный альпинист бы, мягко говоря, склеил снегоступы. В Rise of the Tomb Raider к данному вопросу подошли гораздо более реалистично, и над госпожой Крофт перестали топтаться все игровые слоны. Да, она падает, травмируется и немного страдает, но всё это не выходит за рамки житейско-боевой адекватности. Отдельно радует и окружение - видавшие виды советские военные объекты, древние руины и шахты, прекрасная горная равнина, легендарный град Китеж. Каждая локация в игре вызывает положительные эмоции, она красива и интересна.


Игровой процесс стал разнообразнее, в сравнении с прошлым выпуском, благодаря большему количеству способностей и выросшему разнообразию инструментов ликвидации противников. Головоломок стало больше, и хотя их все нельзя назвать сложными, важно другое: все они интересные. Короткие, но увлекательные. А если кому-то мало адреналина - есть высокая сложность и режим экспедиций. Насколько интересно сражаться с противниками и исследовать мир? Примерно так же, как и во всех приключенческих экшенах, от Tomb Raider до Uncharted. Играя на высокой сложности, хотя бы «Выживании», от игрока потребуется продумывание действий, поиск тактических уловок и осторожность, поскольку Лара умирает от трёх попаданий. Это отличная сложность даже для первого прохождения - она на самом деле не сложная, она просто не даёт играть в Джона Рэмбо.


Ещё из общего игрового процесса основной кампании, мне хочется отметить собирательство. Оно здесь классическое для серии - мы ищем артефаты и документы, читаем манускрипты, слушаем записи. Всё озвучено. Ниже я ещё вернусь к озвучке и скажу, что в целом она здесь лучше, чем в Tomb Raider (2013), но вот стиль и качество озвучивания документов был лучше там. Он был более эмоциональным, что ли. Помимо собирательства, есть в игре испытания: уничтожение светильников, срезание советских флагов, сжигание плакатов с пропагандой советской космической программы (без Юрия Гагарина на них, к слову так), отстрел воки-токи, и прочие мелкие задачки, нередко длиной во всю локацию. Все их выполнить необходимо, если вы нацелены на получение платинового кубка. Который здесь прост и интересен, чего не сказать о платине в перезапуске, с его притянутым за уши сетевым режимом…


А теперь давайте рассмотрим дополнения в качестве таких отдельный обзорных фрагментов.

Дополнение «Баба Яга» - оно является ответвлением от основной сюжетной линии и напрямую вшито в однопользовательскую кампанию. Во время исследования советской военной базы, Лара встречает юную девчушку по имени Надя, которая просит нашу героиню помочь ей в поисках дедушки. Он ушёл в некую проклятую долину неподалёку, где согласно легенде обитает ведьма, живущая в избушке на курьих ножках. Для любого игрока, кто рос и воспитывался на народных русских сказках, данная история не будет диковинкой. Но она обыграна очень интересно! Не без очередного сценарного ляпа, конечно, но действительно интересно, а созданное для него окружение - отдельная локация, хоть и небольшая, но красивая, полная родных берёз и качественных кислотных глюков. Для кого-то тоже, быть может, родных. Все мы росли в разных условиях…


Дополнение «Кровные узы» - второе сюжетное дополнение, которое запускает из главного меню игры. Это отдельная, но связанная с оригинальным сюжетом история, с которой я рекомендую ознакомиться уже после полного прохождения оригинала. Здесь мы оказываемся в особняке Крофтов, где Лара получает уведомление от своего дяди, назначенного распорядителем имения. Этот, с позволения сказать, нехороший человек, пытается выселить свою племянницу, потому что его раздражает её увлечение - «Нечего тратить состояние семьи Крофт на всякие погони за мифами». Что-то в таком духе он заявляет Ларе в письме. Вместо того, чтобы ответить наглецу нечто вроде «Моё состояние, хочу храню, хочу на помойку выношу, не твоего ума дела», наша героиня решает поступить более «по-британски» - устраивает экспедицию по подвалам и комнатам особняка в поисках документов, которые могут помочь ей сохранить права на имени и состояние. В этой главе нет экшена, только исследование и масса интересной информации о семье Лары. Крутое дополнение.


Дополнение «Кошмар Лары» - оно является частью пакета «Имение Крофт», куда также входят «Кровные узы». Здесь события также происходят в особняке, уже после того, как Ларе удаётся самым неожиданным способом осадить своего «заботливого» дядюшку. И это дополнение сполна компенсирует недостаток экшена в «Кровных узах», поскольку полностью состоит из этого самого экшена. Ларе снится сон, что дядюшка разозлился и наслал на её особняк орды зомби, которые контролируются летающими черепами. Задача девушки: найти три черепа и уничтожить их, попутно отбиваясь от постоянно появляющихся пачек зомби, объёмом в 5-12 единиц. Данное дополнение можно запустить из режима «Экспедиции».


Дополнение «Холодная тьма» - ещё одно почти сюжетное DLC, которое также можно выбрать из режима «Экспедиций». Оно предлагает трём девушкам из основной истории: Ларе, Софье и Наде, спасти мир от вырвавшейся на волю чумы. Оказалось, что на территории советской военной базы, учёными под эгидой «Троицы» удалось создать некий вирус, превращающий людей в живое оружие - агрессивных и активно набирающих мышечную массу, но туповатых и почти слепых зомби. Что правда, слышат они как летучие мыши. Дополнение любопытное, но разработчики с ним несколько перемудрили, наломав собственную концепцию: заражённые слышат отлично, но не видят. А это значит, что в перспективе, игрок может всё пройти в идеальном стелсе, аккуратно перемещаясь и убивая только из лука или с использованием глушителей. Но не тут-то было!


Помимо неосторожного нарушения комендантского часа на советской военной базе, при помощи спринтерских пробежек и пальбы во все стороны, мы можем призвать на себя гнев «патрульных» ещё двумя способами: совершив ошибку во время отключения башни, вырабатывающей химикаты - крутая, кстати, головоломка и здравая идея! - и просто случайным образом, потому что дизайнеру дополнения так захотелось. Периодически, в среднем раз в пять-десять минут, сопровождающая нас на вертушке Надя сообщает по рации «Эй, Лара, там все заражённые ВНЕЗАПНО узнали, где ты находишься, и своими слепыми мордами ломятся к тебе, летят так, что аж падают!». И тут любому стелсу приходит конец, а удовольствие от дополнения немного прогибается. Особенно когда играешь на высоком уровне сложности. Зачем было делать эту случайную чушь с волнами? Вопрос открытый.


Вот так одним дурным решением можно ухудшить потенциально отличное дополнение, которое затрагивает действительно опасную проблему, существовавшую в милитаристических государствах прошлого века - Германия, СССР, США и Япония. Особенно тут отличались Германия и Япония, на ниве испытаний на людях - про концентрационные лагеря, общество «Туле» и «Отряд 731» не слышал только очень ленивый.


И последнее дополнение называется «Выносливость» , оно состоит из двух сегментов: одиночное или кооперативное выживание в сибирской глуши. Оба сегмента обладают собственным списком трофеев, к слову говоря! Но, как и в случае с другими дополнениями, кроме особняка Крофтов и Бабы Яги, для выпадения достижений необходимо перед началом сессии выбрать соответствующие трофеям внутриигровые испытания. Выполняется испытание - падает кубок. И никак иначе. «Выносливость» - это бесспорно крутое дополнение, которое предлагает игрокам оказаться на бескрайних просторах тайги, без запасов еды и тепла. Всё это придётся добывать, попутно, разумеется, расхищая гробницы и склепы, чтобы собрать как можно больше артефактов и опередить общество «Троицы». Чем дольше мы выживаем, тем сложнее становятся условия: появляется больше сильных врагов, медведи начинают ходить парами и тройками, выходят на охоту бессмертные - закованные в сталь древние воска Пророка из Китежа. Словом, становится всё интереснее и интереснее.

Сибирь, Лара, водка и три медведя. Всё как должно быть!

___________________________________________


Постепенно подходя к итогу, мне хочется отметить, что столь долгий путь Лары Крофт на PlayStation 4, возможно, оказался хорошим решением. Мы получили визуально красивую и технически отлично оптимизированную игру - что правда, она грешит зависаниями во время загрузок, за неделю я с ними столкнулся трижды - при этом запакованную контентом по самые… бездонные глаза нашей героини. Здесь не просто приключение, как было в Tomb Raider (2013) и Definitive Edition - здесь множество способов развлечь себя самому, проходя уровни на время, выживая в Сибири, сражаясь с заражёнными и просто наслаждаясь отточенным игровым процессом. Разнообразие уровней сложности и дополнительных настроек экспедиций, выраженных в виде карт, позволяет настроить игру под запросы абсолютно любого поклонника приключений.

На фоне всех этих достоинств, проседающий сценарий выглядит скромной ценой за получаемое удовольствие. Всё-таки игра оправдывает и год ожидания, и все обещания разработчиков - сохранить концепцию и направление, успешно позаимствованное у команды Naughty Dog при разработке Tomb Raider (2013). И это замечательное решение, ведь теперь Дрейку и поклонникам приключений на PlayStation не одиноко.

Отдельно скажу про локализацию. Игра полностью и достаточно хорошо переведена на русский язык, но от некоторых моментов у игроков может в определённой степени накаляться кресло. Например, когда магазины оружия называются обоймами. Голоса актёров подобраны неплохо, хотя упомянутый выше прелестный британский акцент Ладдингтон не затмить, да и реплики связаны достаточно качественно. Но в некоторых моментах присутствуют традиционные ляпы с эмоциями, а в иных случаях фразы героини не соответствуют происходящему. В основном это касается дополнительных режимов. По сравнению же с Tomb Raider: Definitive Edition, качество озвучки выросло. Как и качество графики, и масштаб мира. А вот интересность сеттинга - вопрос уже скорее личных предпочтений. Плюс, в Rise of the Tomb Raider ощущается вторичность некоторых сегментов. Если вы играли в перезапуск 2013 года, разумеется.

Игра протестирована на Xbox One

Единожды ступив на дорогу приключений, по своей воле обратно уже не сойдешь. Особенно если тобой движет не просто жажда адреналина и не только стремление к неизведанному, но нечто большее — честь семьи. Лорд Ричард Крофт, известный историк и археолог, лишился всего — репутации, карьеры, семьи, жизни — ради разгадки тайны человеческой души и поиска таинственного источника бессмертия. Даже его дочь, Лара, отказывалась принимать его одержимость на веру. Но когда судьба столкнула ее лицом к лицу со сверхъестественной сущностью злобной императрицы Пимико на затерянном в океане острове, девушка осознала, что не все в этом мире так просто и очевидно, как кажется на первый взгляд. Теперь, закаленная испытаниями Яматая , она намерена во что бы то ни стало закончить дело отца и найти Святой Источник. И поиски приводят ее в далекую заснеженную Сибирь, где, предположительно, сокрыт от людских глаз мифический город Китеж, построенный последователями древнего Пророка.

Знатоки славянской мифологии (или люди, решившие заглянуть на тематическую страничку в «Википедии») могут задать справедливый вопрос: мол, какая, к черту, Сибирь, если, по преданию, Китеж находился в Нижегородской области России и сгинул в водах озера Светлояр? Но давайте не будем строить из себя непреклонных блюстителей чистоты фольклора. Все-таки с художественным произведением дело имеем, и подобные вольности во благо сюжета и антуража вполне допустимы. Тем более что в самой игре тот же Светлояр упоминается — внимательно читайте собираемые документы.

В Лондоне, как всегда, дождливо

А между тем Святой Источник ищет не одна только Лара. Свои виды на артефакт имеет и «Троица», этакая классическая закулисная злодейская организация — военизированная религиозная секта с руководством в «самых верхах» и претензиями на мировое господство. Конкретно в Сибирь «Троица» направила большую армию вооруженных до зубов наемников во главе с фанатичным товарищем Константином (стигматы и слепая вера в свое дело прилагаются). И что-то нам подсказывает, что для юной мисс Крофт это столкновение с «серыми кардиналами истории» будет далеко не последним и в будущих продолжениях мы копнем глубже в секреты таинственной организации.

В диких условиях

За вычетом вступительного эпизода в сирийской пустыне, знакомящего нас с положением дел и основными персонажами, все действие игры происходит в русской тайге. Но это не только снег да деревья — Ларе предстоит побывать в куче интересных мест, среди которых заброшенная советская база, деревня в геотермальной долине, величественный горный храм и многие другие. Гробницы испытаний тоже стали интереснее — чего только стоит вмерзшая в лед римская галера, а в их конце вместо сундуков с сокровищами Лару ждут талмуды с древними знаниями, дарующие искательнице новые полезные умения.

Несмотря на то, что в сиквеле стало меньше действующих сюжетных героев, полезных персонажей, наоборот, прибавилось. В горах у Китеж-града обитает целый народ, и местные жители всегда готовы принять помощь от юной путешественницы. Эти побочные задания в большинстве своем несложные, а в награду за них даются детали к новому оружию или костюмы. Кроме того, в уютной хижине у подножья горы устроился снабженец «Троицы», который вполне себе не прочь поторговать налево. В ассортименте — качественное оружие, модификации и полезные приспособления.

Яматай тоже трудно было назвать райским уголком, но Сибирь — место куда более суровое и, что примечательно, более живое. С прошлой части фауна значительно прибавила в видовом разнообразии — по здешним полям бегают мыши, зайцы и белки, в небе летают птицы, а между деревьями то и дело можно увидеть пасущихся оленей. Но если эти животные боятся саму Лару и при шумном приближении бросаются врассыпную, то хищники будут рады полакомиться человечинкой. С ними нужно быть особенно осторожными. Волки быстры и водятся обычно стаями, у медведей толстенная шкура, способная выдержать множество попаданий даже из мощного оружия, и могучие лапы, а рысь — так и вовсе сочетает сразу все опасные черты. При этом звери ведут себя весьма правдоподобно — ориентируются не только по зрению, но и по запаху, при серьезном ранении стараются спрятаться в своей берлоге, а повадки их меняются в зависимости от времени суток. Выйти на любого серьезного зверя — занятие не из простых, но зато позволяет почувствовать себя почти что настоящим охотником.

При этом охота несет еще и практическую пользу — шкуры разных животных и птичье оперение применяются для изготовления дополнительной экипировки. Упрощенная система с унифицированными условными запчастями осталась в оригинальной Tomb Raider, здесь же присутствует целый список ресурсов. Так, для создания огненных стрел в первую очередь нужно масло, для взрывчатки — магнетит, а из шкур можно смастерить более вместительные колчаны или патронные сумки. Все ингредиенты можно найти в тайге — главное знать, что и где искать. Что-то также хранится в ящиках снабжения, но что именно находится под крышкой, не угадаешь.

Из подручных предметов Лара научилась мастерить самодельные снаряды. Наполненная магнезитом банка превращается в отличную светошумовую гранату, урны (видимо, с прахом) создают дымовые завесы, а из канистры с топливом при наличии соответствующего навыка легко можно сделать бомбу. Носить с собой в сумке такие предметы нельзя, но в любой локации они валяются в изобилии, так что очумелым ручкам всегда найдется работа.

Типов оружия по-прежнему пять — ледокол, лук, пистолет, дробовик и автомат, но теперь в рамках каждого типа выделяются несколько разновидностей со своими особенностями и характеристиками. Оружие можно всячески улучшать за ресурсы, однако стоит помнить, что некоторые апгрейды применимы только к одному конкретному виду. Так, увеличенные обоймы совместимы с автоматическими и тяжелыми пистолетами, но никак не с револьверами.

Все это делает Rise of the Tomb Raider игрой более разнообразной и свободной, нежели ее предшественница. Здесь больше возможностей для выбора своего стиля прохождения, больше путей, больше видов деятельности — и, как следствие, сильнее ощущение вовлеченности в происходящее. И даже необязательные элементы вроде охоты и собирательства воспринимаются вовсе не как надоедливая рутина, а как важный элемент выживания в суровых сибирских лесах.

Рейтинг приключенцев

Мультиплеер — затратный в производстве и практически невостребованный по факту — приключенческим играм нужен не больше, чем собаке пятая нога . Еще можно было бы понять, если бы он строился на каких-нибудь интересных, тематически обоснованных режимах — например, совместном поиске реликвий. Но простое, безыдейное командное смертоубийство предыдущей Tomb Raider пришлось совсем не к лицу.

Разработчики, похоже, прекрасно это поняли, а потому в сиквеле от полноценной многопользовательской составляющей они отказались. Однако те, кому совсем уж невтерпеж похвастаться перед другими своими успехами, все еще могут это сделать. Для этого есть раздел «Экспедиции», построенный на перепрохождении уровней из кампании, но теперь — за очки. Вдоль маршрута героини, аки монетки в «Сонике», проложены маркеры, скоростное собирание которых повышает множитель очков. Влияние на итоговый счет оказывают также карточки-модификаторы. Они покупаются наборами во внутриигровом магазине и обладают как практическими (прокачанное оружие с самого начала уровня, повышенное здоровье врагов и так далее), так и чисто косметическими (огромные головы у героев) свойствами.

По сути единственным более-менее стоящим аспектом «Экспедиций» можно назвать пользовательские задания. Выбираете локацию, погодные условия, потом задаете по порядку пять различных целей, модификаторы — готово, можно выкладывать на суд общественности. Но вся эта возня с карточками и очками — лишь мишура, которую вряд ли кто-то, кроме самых отъявленных охотников за достижениями, удостоит даже мимолетного взгляда. Все-таки Rise of the Tomb Raider — это в первую очередь большое и увлекательное Приключение, а все остальное несущественно.

Достоинства:

  • простая, но интересная история о затерянном в горах городе;
  • очень живая Лара — она дрожит на холоде, греет руки у костра, отряхивает волосы после плавания, вязнет в плотном снегу и так далее;
  • множество дополнительных занятий, позволяющих отвлечься от основного сюжета;
  • продуманный и выверенный игровой процесс с большей свободой действий.

Новейшая история Лары Крофт, единственного археолога, чье имя знают за пределами передач канала National Geographic, началась довольно неоднозначно. , но вызвал массу вопросов к переосмысленному символу приключенческого жанра. Вместо долгожданной Расхитительницы гробниц в объятия фанатов вернулась какая-то Повелительница выпускниц, хрупкая и неуклюжая – и как ни старались авторы втолковать свой замысел, перекричать толпу им все же не удалось.

Так что для второй попытки Crystal Dynamics запаслись более прозрачными методами. Нет вам больше никакого становления легенды, нет мрачного закулисья и криков боли. Хотели свою любимицу обратно? Вот она, целая, невредимая, похорошевшая и готовая к любым передрягам.

Тем примечательнее, что теперь у игры порядок на сюжетном фронте. Ну, относительный порядок, если вы не имеете ничего против затерянного в сибирских льдах древнего города, дарующих вечную жизнь артефактов, бессмертных армий и многовековых конфликтов уровня . В основе по-прежнему откровенный бред – но куда без этого, верно? Tomb Raider никогда не отличалась глубоким сценарием и была больше про шило в заднице мисс Крофт, по прихоти которого нас кидало в самые безумные места и ситуации. Такая уж, кхм, визитная карточка у серии, ничего не попишешь.

Важно другое – как оно преподносится. Положа руку на сердце, вспомнить завязку хоть одной части вот так сразу тяжеловато, даром что ты уже не первый десяток лет гоняешь треугольные формы Лары по угловатым руинам и все детство провел, запирая дедульку-дворецкого в гигантской морозилке . Да чего там: даже история прошлой части при всех своих драматических потугах хоть как-то запомнилась лишь благодаря своей нескладности и блеклости. И вот в плане подачи сюжета Rise of the Tomb Raider выросла очень сильно, поэтому и традиционная мистическая муть здесь смотрится намного лучше и впечатление производит правильное.

Во-первых, она совершенно не пытается сойти за что-то грандиозное и эмоциональное, в отличие от предыдущей игры. Теперь это просто отличное приключение, именно такое, какого всем хотелось: чтобы на экране было поменьше стонов и страданий да побольше гробниц и погонь за древностями. А отсутствие претенциозности незамысловатый сюжетец компенсирует предельной насыщенностью событиями и на удивление добротными персонажами. Да, предсказуемо. Да, односложно. Но «Индиану Джонса» вы, должно быть, тоже не ради многослойного анализа смотрите?

Во-вторых, многое вытягивает постановка. Иногда герои попросту не выдерживают и начинают изъясняться чуть ли не цитатами из ванильных пабликов – и тогда авторы напирают на зрелище. Самые банальные моменты обязательно сопровождаются шикарным роликом и/или не менее шикарным заскриптованным представлением, феерии которого уступает даже Uncharted, все бабахает, крошится и рушится в настолько удачных пропорциях, что ругать игру за сценарные огрехи пропадает всякое желание. Без сомнений, сделать можно было в разы лучше, но наблюдать-то за происходящим в любом случае интересно – стоит ли тогда ворчать?

Однако главное достижение сюжета в том, что он отлично гармонирует с геймплеем и не ощущается как нечто оторванное от процесса. В 2013 году Tomb Raider словила много гнилых помидоров за чудовищный рассинхрон между фундаментальной идеей моральных (и физических) терзаний героини и непринужденным отстрелом сотен наемников в перерывах – поэтому здесь такого нет. В угоду цельному игровому опыту характер новой Лары стал сложнее и универсальнее: она куда более близка к своему классическому образу профессионала за работой, но не лишена человечности студенческой версии. Это позволяет ей с одинаковым успехом скулить при падении с полуметрового уступа и рубать медведей, другой рукой сворачивая шеи бронированным мужикам, без расщепления на противоречащие друг другу личности. Все отрезки повествования логично согласованы и в полной мере оправдывают происходящее в интерактивных вставках.

Легче всего историю воспринимать как крепенькое приключенческое кино. Знаете, такое, которому простительна любая ахинея до тех пор, пока она хорошо и изобретательно оформлена. Когда все эти бессмертные константинопольские пророки, тайные ордены и сибирские повстанцы перестают вызывать недоумение, оказывается, что здешняя фабула вполне себе занятна и увлекательна. Настолько увлекательна, что можно ненароком сорваться и пролететь весь путь к финальным титрам за несколько жалких часов. Но поверьте нам, лучше так не делать – как игра Rise of the Tomb Raider предлагает гораздо, гораздо больше.

Геймплей условно делится на две части: экшен и исследование. Первая чаще всего применяется на коридорных отрезках уровней и практически подчистую копирует Tomb Raider 2013, где из-за кустов выкатывается отряд противников и требует себя умертвить, прежде чем пустят дальше. Плохого в этом, впрочем, ничего нет, ибо как раз с перестрелками у прошлой игры проблем было меньше всего, а многие из имевшихся здесь уладили.

К примеру, раньше нам категорически не хватало причин отказываться от любимого пистолета в пользу какого-нибудь там дробовика – теперь же в бою, особенно ближе к финалу, так и тянет посветить перед недругами всем содержимым своих бездонных карманов. Да и ситуации иной раз обязывают не только жонглировать арсеналом, но и крафтить дополнительные патроны и импровизированные гранаты, сидя в укрытии. В общем, с разнообразием попали в самую точку.

А со стелсом как-то до сих пор не выходит. Лару пуще прежнего суют в тыл к противнику, накрывают высоченными кустами и обвешивают всевозможными невидимыми стрелами с глушителем, но тихое прохождение – все еще самое скучное. По той простой причине, что среднестатистический солдат считает истошный вопль упавшего на землю сослуживца нормальной реакцией на рассказанный анекдот и, наоборот, дико нервничает, если в другом конце леса разбилась бутылка. Забавы ради заготовленные гаджеты опробовать можно – но долго с таким искусственным интеллектом в прятки играть не получается.

Что же до исследования, то это буквально лучший элемент Rise of the Tomb Raider, даром что полностью опциональный. Он, напротив, сосредоточен на огромных, просторных локациях, битком набитых всяческими собирашками и челленджами. Не все они изначально выглядят привлекательно, но все определенно стоят уделенного времени.

Несмотря на то, что второстепенная деятельность, как и всегда, монотонна, целая палитра наград за упрямство побуждает регулярно возвращаться к ней. Слоняясь по окрестностям, можно найти не только ресурсы для апгрейдов, но и кучу других полезных и интересных вещей. Допустим, в больших сундуках частенько лежат детали нового оружия, под толщей снега зарыты старинные монеты, которые тратятся на продвинутую экипировку, а за выполнение побочных заданий (есть теперь и такие) могут задарить уникальную одежду. Даже различные документы, старательно забытые в максимально недоступных местах, со времен прошлой игры приобрели какой-никакой вес – с их помощью Лара учит иностранные языки, а мы узнаем больше о предыстории местности или углубляемся в мотивы злодеев.

Что приятнее всего – в этот раз перебарщивать с контентом не стали. Нам все еще является в кошмарах усыпанная болезненными волдырями-иконками карта острова Яматай и залепленный полосами прогресса экран, поэтому на концентрацию коробок с металлоломом здесь мы обратили самое пристальное внимание. Половина коллекционных предметов Сибири непринужденно собирается во время прохождения сюжетной линии, и слава богу.

Отдельное место в сторонней активности занимают гробницы с испытаниями. Это такие небольшие комплексы имени классических Tomb Raider, каждый из которых завязан на одной головоломке: где-то нужно преодолеть бешеное течение, где-то – расколоть ледяную преграду, пользуясь порывами ветра, а где-то и вовсе затопить целый зал, чтобы добраться до алтаря. Цели ставят совершенно разные и неожиданные, и их достижение подразумевает креативное использование привычной механики и требует от игрока толики наблюдательности. Ну, или умения включать особое зрение Лары, чтобы та спалила всю контору, кому как удобнее.

Пускай задачки по большей части слишком уж очевидны, решать их все равно интересно благодаря нестандартному подходу и особенному поощрению в конце. Они ни в коем случае не дотягивают до паззлов незапамятных времен, но хорошенько шагнули вперед от примитивных гробниц перезапуска, заставив пожалеть лишь о том, что их на этот раз слишком мало. Глядишь, к третьей части все-таки дойдем до полноценных хитросплетенных испытаний.

К слову, мир Rise of the Tomb Raider не только любопытен, но и бесконечно красив. В лесные массивы Сибири разработчики умудрились запихнуть огромное число ярких, самобытных локаций, куда хочется возвращаться хотя бы для того, чтобы пощелкать скриншоты в разное время суток. Со стороны в заброшенных советских постройках и покосившихся хижинах, может, и нет ничего впечатляющего, однако ж при погружении в антураж не восхититься проделанной работой не получается.

Да и технологии вторят качественному дизайну. Новые похождения Лары Крофт настойчиво просятся на вершину графического Олимпа, ибо выглядят лучше практически всех современников. Геймплейные кадры еще как-то можно распознать, а вот ролики на движке не стесняются выдавать картинку приличного такого CGI. Аппетиты, правда, соответствующие: и не надейтесь получить вожделенные 60 кадров в секунду на рекомендуемой конфигурации – открытые локации игры опрокидывают даже 980 Ti.

Насчет того, получилась ли Rise of the Tomb Raider, и спорить не приходится. Ничего кардинально нового она, как и любой сиквел, не представила, но, как и любой порядочный сиквел, на пару голов превзошла предшественницу абсолютно во всем. Сюжет все-таки определился с ориентирами, его подача резко прибавила в эффектности, ключевые механизмы геймплея преумножили свою увлекательность, а колорит серии начал потихоньку выцарапывать себе путь на поверхность.

Вот теперь Расхитительница гробниц действительно вернулась. Если в следующий раз она принесет с собой побольше гробниц для расхищения, будет совсем уж хорошо.

Дата выхода: 10 ноября 2015 Издатель: Square Enix Разработчик: Crystal Dynamics Жанры: Action / Adventure / Кооператив Платформы: PC / PS4 / Xbox 360 / Xbox One В : 46 место Оценка редакции: 90 %

Стоит играть? (на основе оценок читателей)

Как вам игра? + 3 (4 положительных / 1 отрицательный)

История одной сильной и независимой женщины, отправившейся в Россию на поиски источника вечной жизни

Отправить

Какова формула идеального продолжения? Нужно взять все то, что так понравилось игрокам в оригинале, и переиначить настолько, чтобы результат казался чем-то действительно новым, необычным, захватывающим, но, в то же время, не лишенным собственного шарма и теплого чувства déjà vu.

Сегодня, когда крупные издатели ревностно держатся за свои франшизы и клепают бесконечные продолжения или переосмысления, что-то действительно новое и интересное - большая редкость. Да и как двигаться дальше и предлагать что-то новое, если у целевой аудитории атрофировалось собственное мнение, и поэтому любой, даже второсортный по всем признакам, до безобразия скучный продукт гениев маркетинга воспринимается массами как что-то революционное. Тем не менее, сквозь густые как смоль тучи уныния все же пробиваются яркие лучи надежды. Но не в нашем случае.

Года была хорошей игрой, в которой основной акцент был сделан на становление юной мисс Крофт как отважной героини, способной в одиночку противостоять сбрендившим психам и сверхъестественному. Ползание на карачках, полуразрушенные храмы, манипуляции с законами физики и логики, смертельные ловушки, стрельба из лука и различного огнестрельного оружия - в перезапуске было все, чего только могли желать фанаты. Появление продолжения было лишь вопросом времени.


С формулой идеального продолжения в Crystal Dynamics , как видно, не очень хорошо знакомы, иначе нам бы не пытались подсунуть все ту же игру, которую мы не успели забыть за пару лет.

Сюжет снова дает слабину. Лара все никак не уймется в стремлении пойти по стопам своего отца и таки отыскать артефакт, дарующий своему обладателю бессмертие. Как ни странно, попытки друзей урезонить энергичную девушку не увенчались успехом, и Лара таки отправилась искать приключения, попутно нажив себе врагов из древней религиозной секты под названием Триединство (Trinity).

Сюжетные витки все так же предсказуемы, а местами даже нелепы. На главного злыдня с его злодейскими планами и чуть ли не комичными репликами вообще без слез не взглянешь. Что странно, большинство найденных документов вызывают куда больший интерес, нежели разглагольствования персонажей о пользе для человечества, которую таит искомый артефакт.


Детская наивность госпожи Крофт, говорящей о том, что артефакт может избавить людей во всем мире от болезней и страданий, легко может достигнуть астрономических масштабов, как и тупость сценаристов, писавших подобные реплики. Ей богу, в Crystal Dynamics кто-то явно не отрабатывает свой хлеб.

Игра вообще полна нелепостей и каких-то жутких ляпов. Так, совсем непонятно, как СИЗОД (средство индивидуальной защиты органов дыхания) позволяет дышать под водой без баллона с кислородом. Или огромное полотно всплывающего интерфейса, перекрывающее добрую треть экрана. Лара умеет свежевать животных, но способность резать веревки появляется только с после того, как героиня раздобудет боевой нож.

Хотя это все мелочи, пусть и досадные, которые никак не влияют на общее впечатление от игры. Негативный эмоции полностью нивелируются просто потрясающим дизайном. Локации в игре просто огромны и безумно красивы. Хотя некоторые зоны достаточно прямолинейны, большинство локаций весьма просторны и скрывают немало маршрутов, доступ к которым закрыт до тех пор, пока Лара не разживется необходимой экипировкой. С другой стороны, постоянные блуждания по одним и тем же тропинкам может здорово надоесть, особенно если вы из числа тех игроков, которые любят заглядывать под каждый камень.


Вторичные задания часто сводятся к «пойди туда», «раздобудь то» и «сломай это», но поскольку они сулят неплохое вознаграждение, ими не стоит пренебрегать.

Никуда не делись и скрытые гробницы, которые заставляют игрока наматывать круги по локациям в поисках правильного маршрута к этим шедеврам архитектурной мысли. Но поиски, какими бы муторными они не были, определенно стоят того. Каждая гробница выглядит потрясающе и таит в себе немало головоломок.

Заядлые путешественники смогут найти и маленькие склепы, которые не так величественны, как вышеупомянутые гробницы, но зато их сложней и интересней искать.

Игре удается поддерживать размеренный темп, довольно сильно растягивая и без того продолжительное приключение. Эпизоды с жаркими перестрелками и громкими взрывами плавно сменяются головоломками, свежеванием медведей, отстрелом волков или игрой в прятки со снежным барсом.

Некоторые эпизоды позволяют превратиться в кровожадного хищника и использовать скрытный подход к решению конфликтных ситуаций. Лара легко может утащить кого-нибудь под воду, попытаться вытащить позвоночник ледорубом или вонзить нож в шею, спикировав на бедолагу с дерева. Лара также умеет минировать тушки павших врагов, превращая их во взрывные ловушки для их товарищей, а также швыряться самодельными зажигательными коктейлями.


Хотя Ларе и доступен относительно обширный арсенал из различного оружия, верным луком вы будете пользоваться намного чаще, ведь им куда проще бесшумно дырявить головы врагов стрелами или травить их самодельными стрелами из ядовитых грибов. Крофт вроде как уже стала матерой искательницей приключений в предыдущей части, но игрокам по-прежнему необходимо рыскать в поисках всякого хлама и потрошить зверушек, чтобы всячески улучшать навыки выживания и снаряжение Ларисы.


Если основная кампания оставляет в целом неплохие впечатления, то режим Expeditions заставляет задумываться о том, что разработчики впустую потратили немало времени. В Expeditions вы можете переигрывать уже пройденные главы и посещать уже знакомые локации, пытаясь спасти заложников или раздобыть какой-то секретный документ.

Миссии и условия игры можно всячески изменять при помощи специальных карт. Некоторые карты наделяют Лару всякими умениями, другие всячески ограничивают, но взамен дают неслабые бонусы, когда третьи придуманы просто для веселья, заменяя стрелы курицами или увеличивая головы. Несколько бесплатных комплектов карт можно заработать в процессе прохождения основной сюжетной линии, когда другие необходимо докупать за игровую валюту или реальные деньги.

И ежу понятно, что Expeditions - это т акая гнилая попытка срубить ещё немного денег с игроков, втиснув аркадный автомат в серьезную игру. Она бы не так злила, если бы режим был хоть чуточку интересен, а не вызывал неконтролируемые приступы зевоты уже через час.

Горы, величественные храмы и дикая, необузданная природа во всей своей опасной красе - в Rise of the Tomb Raider есть все, чего может желать истинный искатель приключений. И если сюжетная кампания покажется вам посредственной, то сам игровой процесс заставит досидеть до финальных титров.

Такой вот вторично вторичный сиквел вышел у . И если неизменность игровой механики ещё можно списать на заповедь «не сломано - не чини», то кучу штампов в повествовании не оправдать ничем, кроме лени. Одно радует: Лара заматерела и перестала охать при виде каждого трупа. Коли крушишь черепа здоровым мужикам на счёт «раз», нечего давить на слезу.

Путешествие в невидимый град

Кое-какие пинки авторы приняли к сведению. Многие ругали за то, что факультативные походы по древним склепам хоть и вносили разнообразие, но не вознаграждали игроков за старания. Теперь же есть повод обчистить все 10 развалин. Там не только занятные пазлы, но и призы - уникальные пассивные навыки, здорово облегчающие жизнь. Например, автоматическая подсветка ловушек в режиме «сонара» или ускоренная стрельба из лука. Кстати, учтены и претензии к размерам гробниц - от некоторых тут аж дух захватывает.

Поиск артефактов и чтение документов тоже удачно ввели в оборот. Чем больше древностей вы обнаружили, тем лучше ваши познания в монгольском, русском или греческом языках. Без них Лара не сумеет изучить монолиты с особо сложными закорючками, открывающие на карте схроны с византийскими монетками. А их, в свою очередь, принимает торговец редкими гаджетами и «стволами». Кто не обыскал каждый уголок, тот не расстреливает врагов из модного дробовика и не может улучшать оружие выше 2 степени!

Старые элементы при этом остались на месте. Мисс Крофт получает опыт практически за любой чих и «прокачивает» навыки в трёх категориях (сражения, охота, выживание). Воюет с туповатыми наёмниками на службе зловещей организации «Trinity», всегда точно знающими, за каким ящиком мы притаились. Превращает деревья, волков и медведей в более чем дюжину ресурсов, из которых мастерит огненные стрелы, пули с полым наконечником и… снаряды для подствольного гранатомёта. Путешествует туда-сюда по трём большим уровням и вороху мелких в поисках новых «секреток» по мере поступления гаджетов. Выполняет незамысловатые задания местных жителей и «собирательские» испытания вроде «найди и срежь 7 советских флагов на заброшенной базе».

Экспедиция для одного

На перфекционистов рассчитан и режим Expedition, в котором мы проходим фрагменты разных этапов, самостоятельно выбирая задания и сложность: уложиться в отведённое время, собрать как можно больше «светляков», сбить все фонарики… Кто лучше справился, тот царствует на вершине глобальной таблицы рекордов. Покупателям «сезонного абонемента» предлагают более сложное развлечение - аркадный Endurance Mode: Лара исследует уровни, попутно сражаясь с голодом и холодом.

На финальный счёт влияют коллекционные карты с дополнительными условиями. Некоторые облегчают задачу и уменьшают количество заработанных баллов. Другие, например «First Aid», отключающая восстановление здоровья, удваивает результат. Несколько комплектов карт подарят по ходу сюжета, а дальше коллекцию придётся пополнять, затрачивая кредиты. Их, в свою очередь, выдают за испытания в кампании и по итогам забегов в Expedition Mode.

Иными словами, ничего особенного. Если вы ищете повод задержаться в Сибири, лучше возьмите дополнение с новой локацией, опасной паранормальщиной и интересным злодеем (а в развязке основной кампании, меж тем, порхает безмозглый «босс-вертолёт»).

* * *

Из впечатлительной девушки, выброшенной на берег японского острова Яматай, Лара Крофт превратилась в грозу сибирских медведей-шатунов. Формула с охотой и собирательством пока не успела набить оскомину в Tomb Raider , но к третьей части её необходимо встряхнуть. Ещё один Assassin’s Creed нам не нужен.

Статьи по теме: