Станция чертановская. Станция метро «Чертановская

После весенних съемок в 2013 году я сделал большой перерыв и вернулся с камерой уже осенью. Надо было отснять несколько станций и попасть наконец-то в вентшахту с наклонным ходом. Все удалось, не сразу, но удалось. Первой станцией во второй серии стала «Чертановская». Открыта она в составе участка «Южная» - «Серпуховская» 8 ноября 1983 года. В том же году получила Премию Совета Министров СССР.

На станции мне дежурная рассказала весьма интересную байку про гробы.

1. Осмотр начнем с наземного (южного) вестибюля станции. При входе пассажиров встречает смальтовая мозаика «Строительство новой Москвы» (художники М. Н. Алексеев, Л. А. Новикова).

2. Тема строительства как никак подходит этой станции, так как рядом находится микрорайон «Северной Чертаново», ранее известный как «Образцово-Перспективный Жилой Район », построенный в 1975-1982 гг по невиданным для советской практики решениям и технологиям.

3. Новому району нужна была не просто станция метро, а уникальная станция, которая сильно отличалась бы от других.

4. Надо сказать, что отступив от типового проекта, архитектору Нине Александровне Алёшиной удалось это сделать.

5. За основу был взят проект типовой сороконожки, но от него оставили, судя по всему, только лотковую часть и стены станции.

6. Северный вестибюль. Тут ничего примечательного.

7. Склад тележек для обслуживания. Выглядит ужасно, но место для них не было предусмотрено.

8. Индикаторы на эскалаторах. Интересно, они там сохранились?

9. Советом Министров СССР в 1983 году было учреждено наградить «Метропроект» как бы к дате его пятидесятилетия вручением премии за лучший проект станции метро последних лет. «Метропроекту» было поручено воссоздать атмосферу станций-ветеранов «Кропоткинской» и «Автозаводской», что и было благодаря заслугам Алёшиной успешно реализовано в «Чертановской». Кулуарно среди архитекторов, проект станции носил название «звёздная», отсылая к пресловутой форме колонн.

10. В источниках пишут, что колонны на станции стальные, что очень уникально для станции мелкого залегания. Но, к слову, на станции «Автозаводская» хоть и железобетонные колонны, но металла в них больше бетона. Всего на станции два ряда по 26 колонн. Которые, как и путевые стены, облицованы белым мрамором.

11. Стены украшены вставками (художники М. Н. Алексеев, Л. А. Новикова) на тему «Строительство новой Москвы».

12. Во время съемки ко мне подошла дежурная и рассказала, что «на самом деле Алешина на вставках изобразила гробы в память о трагически погибшей дочке». Эм... Ну при большом желании в этой абстракции гробы можно увидеть, но автором вставок является не Алешина. Хотя дочка Алешиной, художник Татьяна Николаевна, умерла в 1984 году (в этом же году умер и муж Алешиной - Николай Иванович, тоже художник). Но только станция была открыта в 1983 году. История печальная, но к действительности отношение не имеет.

13. В целом проект станции получился весьма хорошим и она очень выгодно отличается от соседних станций.

14. Первое время после открытия станция освещалась металлогалогенными лампами. Однако спустя несколько месяцев металлогалогенные лампы были заменены на ртутные лампы типа ДРЛ, которыми станция освещается и поныне.

15. За станцией находятся камеры съездов в депо, но туда мы сходим в следующем посте.

16. По оси центрального свода расположен ряд многоугольных кессонов, в которых подвешены хрустальные башнеобразные люстры. Такие же люстры, но меньшего размера, освещают платформы. Кстати! В другом источнике написано «стены украшены металлическими вставками с сельскими видами». :) на мой взгляд, та абстракция на вставках одинаково может изображать как и строительство новой Москвы, так и сельскую жизнь. Так и гробы. Кому что видится.

17. В ближайшее время службу контроля над работой эскалаторов ждет реорганизация. Дело в том, что нынешние дежурные могут только остановить эскалатор. А для его запуска нужен механик или машинист. На нагруженных станциях он сидит в машинном зале каждого наклона, а на малонагруженных все машинные залы переведены на телеуправление и один механик обслуживает несколько станций. Логично, объединить в одном человеке более широкие профессиональные обязанности. В результате реорганизации будет сокращена должность дежурного и введена должность слесаря-электрика, который будет сидеть в той же будке, но сможет оперативно реагировать на любые нештатные ситуации, запускать машину и проводить простое обслуживание при необходимости.

18. Панорама станции. Осенние съемки я снимал вместе с Димой chistoprudov и мы придумали простую технологию, как в панораме убрать инфосос и ненужные хозяйственные штуки с платформы. Станция «Чертановская» оказалось первым опытом для такой съемки панорамы.

.::кликабельно::.

19. Исходный левый кадр.

.::кликабельно::.

20. И правый кадр. К своему стыду я давно уже не фотошопил (да и мне не надо в общем), поэтому над панорамой пришлось посидеть, хотя работы тут минимум. Буду вспоминать - впереди обработка еще несколько таких съемок.

.::кликабельно::.

Огромное спасибо пресс-службе Московского метро за помощь в организации съемок.

Станция метро Чертановская была открыта 8 ноября 1983 года. Она расположена в районе Северное Чертаново Юго-Западного Административного Округа г. Москвы. Метро Чертановская является частью Московского метрополитена. Время работы станции метро Чертановская - с 5:30 до 1:00.


Станция метро Москвы Чертановская относится к привилегированным, так как получила премию Совета Министров Советского Союза еще в год своего открытия. Награда предназначалось лучшему проекту станций метро за последние годы. Относится к мелкозаложенным, строительство проводилось в тяжелых условиях. В его процессе происходили изменения, и из стандартного проекта он превратился в индивидуальный.

Колонны в разрезе похожи на звезды, потолок выполнен без опорного проекта, как было задумано в начале. По виду колонн станция получила свое прозвище звездной. Прямо над станцией построен пятиэтажный дом, хотя предполагался его снос. Но жильцы сумели отстоять его, и станцию пришлось строить особыми методами, используя сначала заморозку грунта, затем его разморозку и обработку копром.

Пассажиры разницу в строительстве не замечают. Последующее укрепление тоннелей произошло при помощи железобетонного забора. Для оформления станции использован белый мрамор, художественные вставки, геометрические гранитные орнаменты, каркас выполнен из железобетона и стали. Для освещения используются металлогалогенные лампы.

От станции можно добраться к Битцевскому парку и музею-заповеднику Царицыно.

«Чертановская» находится между станциями Серпуховско-Тимирязевской линии «Севастопольская» и «Южная», в районе Чертаново Северное.

История станции

История названия

Название станции связано с районом, в котором она расположена. Первоначально станцию планировали назвать «Чертаново», такое же название предлагали и в 1992 году, но «Чертановская» так и не была переименована.

Описание станции

52 колонны станции, расположеннее в два ряда, облицованы светлым мрамором. Таким же камнем отделаны и путевые стены. Пол станции покрыт плитами красного и серого гранита, образующими геометрический орнамент. Стены украшены работами М. Н. Алексеева и Л. А. Новиковой на тему «Строительство новой Москвы».

Технические характеристики

«Чертановская» - трехпролетная колонная станция мелкого заложения, расположенная на глубине 10,5 метров. За станцией расположена ветка, ведущая в депо «Варшавское», поэтому некоторые поезда идут только до станции «Чертановская», а затем направляются в депо.

Станция построена по индивидуальному проекту, разработанному Н.А. Алешиной. При строительстве использовались конструкции из монолитного и сборного железобетона. Колонны выполнены из стали.

Вестибюли и пересадки

Станция имеет два вестибюля, которые выходят на Чертановскую улицу, Балаклавский проспект и Симферопольский бульвар.

Достопримечательности

Недалеко от станции находятся «Старый театр» и Малая драматическая труппа, Музей народной игрушки «Забавушка».

Наземная инфраструктура

Детей можно сводить в развлекательные центры «Джунгли» и «Остров». Пообедать или поужинать предлагают рестораны «Вагон-ресторан», «Камелот» и «Кусочек моря». За покупками отправляйтесь в один из пяти торговых комплексов или пройдитесь по нескольким десяткам небольших магазинчиков. Аптеки, банки, фитнес-центры и все, что необходимо для жителей каменных джунглей - все это без труда можно отыскать в пределах видимости станции.

Статьи по теме: