Tom clancy's splinter cell обзор игры. Обзор игры splinter cell

2002 год оказался знаковым для всех, кто без ума от стелса, именно тогда из-под пера студии Ubisoft вышел Tom Clancy’s Splinter Cell. Игра стала культовой и дала толчок развитию целой серии о героических похождениях суперсекретного оперативника по имени Сэм Фишер. Выход шестой части франшизы порадовал если не всех, то многих, потому что предшествующая ей Conviction из-за отклонения от скрытного прохождения в сторону экшена и прочих сомнительных экспериментов была холодно встречена закоренелыми поклонниками старого доброго «сплинтера».

Спецагент Сэм Фишер выходит из тени, теперь со своим собственным отрядом

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist порвала шаблон многим скептикам. Такого они не ожидали, игра оказалась более чем добротной. Она умудрилась не только вернуться к истокам, но и совершить небольшую революцию в серии.
Новая часть продолжает сюжетную нить предыдущей. Главного героя восстанавливают на должность и назначают действующим агентом. Сэм напрямую в подчинении у президента Соединённых Штатов Америки – довольно миловидной дамы. Ранее Фишер был членом секретной организации «Третий эшелон», но с течением времени и сменой приоритетов учредился новый специальный отряд, который отдали непосредственно под командование протагонисту – «Четвёртый эшелон». В нашей команде как до боли знакомые лица, так и не очень. Это Гримстдоттир – связистка из прошлых частей, старый товарищ по службе – Виктор Кост и ребята, которых мы видим впервые – штурмовик Айзек Бриггс, бывший оперативник ЦРУ и аналитик, хакер и просто гений – Чарли Коул. Отряд достаточно разнокалиберный и к бою готов.

Дядя Сэм в опасности. Не Фишер, а тот, который на глобусе. Хотя Фишер тоже

По сюжету некая террористическая организация, взявшая себе модное название «Инженеры», требует от правительства США полного сворачивания их деятельности во всех горячих точках мира. В противном случае они обещают каждую неделю устраивать по теракту против невинных американцев, и составляют их список/календарь – Чёрный список (именно так переводится Blacklist с англ.), который злоумышленники гордо афишируют. Ишь, что удумали, демократию сеять мешают! Не годится. Первый теракт преступникам совершить удаётся, они нападают на американскую базу в Гуаме. В живых остаются лишь главный герой и его друг Вик. По просьбе президента Фишер открывает сезон охоты на злостных «Инженеров». Главной задачей «Четвёртого эшелона» становится раскрытие планов террористов и предотвращение очередных их преступлений.

Планирование, координация операций и перемещение по земному шару производятся на оборудованном новейшими технологиями самолёте под названием Палладин, который является штаб-центром нашей команды. На этом моменте, разработчики черпали вдохновение из серии Mass Effect. И черпали, видимо, чем-то очень вместительным – вёдрами, например. Ибо уж очень Палладин на космический корабль Нормандия смахивает, а команда напоминает экипаж капитана Шепарда. Даже есть возможность походить внутри самолёта, поговорить с каждым из коллег, набрать побочных заданий или заняться апгрейдом как самого Фишера, так и летательного средства.

Блистательный стелс плюс кое-что ещё

Геймплей Blacklist сочетает всё то лучшее, что имеется в самых достойных играх, направленных на скрытное прохождение. Сэм в присущей ему искусной манере скрывается в тени, устраняя врагов по одиночке. Не обошлось здесь и без очень серьёзных примочек-гаджетов: камер-липучек, управляемого дрона «трикоптера», нейтрализующего противников шоковыми дротиками, а также очков ночного видения, тепловизора и прочих чудес техники. Шестая Splinter’s Cell является по своей сути смесью из эталонной третьей Chaos Theory и динамичной пятой Conviction, с кучей крутого технического оборудования, облегчающего борьбу с террористической поганью.

В основном лучше всего миссии проходить, не поднимая всеобщую тревогу среди сил противника, иначе им на подмогу придёт ещё большее количество «коллег». Однако игра не держит вас в каких-то рамках, и здесь Ubisoft поступили максимально лояльно к каждому из игроков, позволяя им выбрать тот способ прохождения, который больше всего по душе. Специально для этого было предусмотрено три ветви развития протагониста – «Штурм», «Призрак» и «Пантера». Осуществляя те или иные действия, игрок получает очки опыта конкретной ветки. Тихие и незаметные убийства – это в стиле «Пантеры». Прямые стычки с противником и прохождение напролом – это прокачка «Штурма» и возможность открыть особые виды оружия, доступные только в этом режиме. Откровенные перестрелки, впрочем, приносят меньше всего очков, да и выжить в Blacklist под прямым огнём не очень просто. «Призрак» – элитный режим для самых стойких и терпеливых. Эта категория предусматривает полнейшую скрытность, вас не должны замечать и краем глаза. В придачу никто не должен умереть от ваших рук, для этого в помощь придут девайсы с нелетальным исходом (электрошок, дротики трикоптера и т. п.) и поиск всевозможных лазеек и потайных ходов.

Шестой Splinter новыми фичами богат

Появилось в игре и значительное нововведение, которое называется «Mark & Execute» – способность разом устранить максимум три цели серией метких выстрелов. Для этого всего лишь нужно пометить врагов, а после нажать кнопку, после чего Сэм молниеносно отправит злодеев к предкам. Для выполнения этого приёма требуется зарабатывать очки с помощью скрытных действий, тогда заполнится специальная шкала. По первым порам способность может показаться нечестной и даже читерской, но со временем понимаешь, что игра без неё будет уже не та – есть много моментов, где без «Mark & Execute» не обойтись.
Также дебютировал в серии и моральный выбор. Мы вправе лишать врагов жизни или же просто нейтрализовать их без летального исхода, а некоторые эпизоды игры позволяют выбрать между казнью и пощадой отдельных личностей по сюжету – вспоминается GTA IV. Сама сюжетка предлагает большое число второстепенных миссий, которые можно проходить как в одиночку, так и в режиме кооператива. Во втором случае открываются специальные миссии, рассчитанные только на двоих.

Итог

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist – это достойное развитие и в некоторой степени переосмысление серии. Крадёмся к врагам и расправляемся с ними словно призрак, используем хитроумные мегапримочки, а хотим – раздаём очереди свинца направо и налево. Шестая часть умело балансирует между желанием понравиться каждому игроку и качественной проработкой каждой детали. Звёзд с неба игра не хватает, но и о том, что она какой-то там проходняк, она задуматься не даёт ни на секунду.


ВЛАДИМИР ГОРЯЧЕВ

Сэм Фишер - человек со множеством лиц. Создавая очередную игру про спецагента «Третьего эшелона», каждый раз меняет его облик. В хирурги поработали над внешностью и голосовыми связками - ветеран Майкл Айронсайд передал эстафету канадскому актёру Эрику Джонсону .

Плюс один эшелон

Причина тому - технология «performance capture», позволяющая сразу записать речь, мимику и движения. Она требует от исполнителя физических усилий, а, меж тем, Айронсайду в феврале стукнет 64. К счастью, героя не омолодили — наоборот, добавили проседи и ожесточили характер.

Фишер, отточивший за годы не только рефлексы, но и мрачный, язвительный юмор, теперь вечно на взводе. Смотрит исподлобья на подопечных, злится на технаря Чарли за разговорчики в эфире, одёргивает ЦРУшника Бриггса и Анну Гримсдоттир. Контрабандиста Кобина — второго человека, кто разряжает атмосферу на борту самолёта «Паладин», ставшего для героев летающей базой, — так и вовсе за пустое место считает. Даже «ренегат» Шепард был обаятельнее, чем этот сухарь в камуфляже.

Многоликий Сэм Фишер. Слева направо: оригинальная Splinter Cell +её скороспелый сиквел Pandora Tomorrow , Chaos Theory , Double Agent , ранний и финальный варианты Conviction , Blacklist .

Хотя драма, разворачивающаяся в , к шуткам не располагает. Взорвав военную базу США на Гуаме, группа, называющая себя «Инженеры», потребовала от американских властей срочно вывести войска из «горячих точек» планеты. За отказ подчиниться жёстко накажут - самоуверенные злодеи опубликовали график грядущих терактов с точностью до часа. Президент формирует оперативный отряд «Четвёртый эшелон» во главе с Фишером и наделяет его пресловутой «пятой свободой» — то бишь, видом на убийство.

Пять степеней свободы

Однако это право — необязательное. не навязывает стиль прохождения, а предлагает варианты. Хотите с пушками наголо? Пожалуйста, не забудьте взять кевларовую броню попрочнее и пулемёт помощнее. Предпочитаете оглушать недругов? Клавиша «B» — глобальный переключатель между летальным и гуманным способами расправы в рукопашном бою. Отличным подспорьем для пацифистов станут трикоптер и арбалет с усыпляющими дротиками. Главное - прятать храпящих граждан подальше от любопытных глаз (например, в ящики, позаимствованные у Hitman ), иначе соню найдут и разбудят.

Наконец, куда бы ни занесло Фишера - в Афганистан, Сирию, Чикаго, Иран, Лондон, Южную Америку или на чечено-грузинскую границу, — из любого переплёта можно выбраться, не оставив следов. Не с первого раза, конечно - пуристам предстоит отыскать все обходные пути, запомнить маршруты патрульных и подобрать правильный комплект отвлекающих гаджетов (хотя иногда довольно и обычного свиста).

Кое-где придётся изрядно понервничать. Сторожевые собаки издалека чуют Сэма и будоражат дозорных лаем, элитные наёмники оснащены приборами ночного видения, а снайперы, вопреки логике, порой засекают нарушителя сквозь преграды. Для тех, кому этих проблем мало, есть сложность «Perfectionist» — без ультразвукового сонара и приёма «Mark & Execute», устраняющего трёх неприятелей по нажатию кнопки.

По-настоящему грубый промах один - использование объектов и ближний бой закреплены за одной клавишей. Словами не передать ярость, когда герой, затаившийся в засаде у проёма, хватает не подошедшего часового, а… ручку двери. Конфуз, паника, тревога, «Load Checkpoint».

Conviction Theory

Второе развлечение - «4v4 Blacklist» — только поначалу кажется копией Spies vs Mercs. Правила и впрямь те же, однако участников - вдвое больше, и это резко меняет динамику. Плюс, шпионы бегают с компактными пистолетами-пулемётами, а тёмных уголков заметно меньше. Снаряжение бойцов можно настраивать, но «анлоки» не вредят; наоборот, ловкость и знание карты стали ещё важнее.

Как показывает опыт, побеждают команды, умело сочетающие разные «гаджеты». Один боец-наёмник забрасывает округу газовыми гранатами, второй исследует район беспилотником, третий включает «глушилку», временно подавляющую сонарные очки и другие приборы. Такого слаженного напора оппоненты не выдержат! Если всё это звучит слишком вычурно, заходите в Team Deathmatch и им подобные дежурные забавы для «поколения Call of Duty ». Увы, карт в любом случае мало - 6 штук.

* * *

Излишне угрюмый нрав Фишера, дурацкий казус с открыванием дверей, традиционно нелепый финал сюжетной кампании и калечная служба Uplay - грехи, по большому счёту, несерьёзные. не сползает в «коридорный» экшен, как

По праву считается одной из самых удачных stealth-франшиз. Во-первых, игровая механика здесь всячески поощряет скрытность. Во-вторых, колоритный главный герой Сэм Фишер живёт именно той жизнью, о которой мечтает каждый гик. Наконец, в-третьих, за сериалом постоянно приглядывает недреманное око писателя Тома Клэнси. Это значит, что нас всегда ждёт забавный и в меру дурацкий клюквенный сюжет про то, как США опять спасли мир. Собственно, не обошлось без этого и в новой части приключений Семёна Рыбакова – , видеообзор на которую вы сейчас увидите.

Как страшно жить!

Пятидесятишестилетнему Сэму снова придётся надеть обтягивающий костюм и убивать сотни людей во имя гамбургеров и демократии.

В один романтичный дождливый вечер террористическая группировка «Инженеры» взорвала базу американских ВВС. Засняв сие непотребство на камеру, проказники выкладывают это в Сеть, требуя от правительства США вывести войска из всех стран, в которых они присутствуют. Иначе «Инженеры» запустят в действие план «Чёрный список». Они обещают с завидной периодичностью уничтожать американскую жизнь, американскую свободу, американскую торговлю, и, что самое страшное, гамбургеры и Кока-Колу, столь милые сердцу рядового янки. В ответ на угрозы госпожа Президент вызывает с пенсии Сэма Фишера. Бодрому пятидесятишестилетнему дедуле вручают личный самолёт, рыжую-бесстыжую Анну Гримсдоттир, афроцэрэушника Бриггса и ботана Чарли. Новосозданной организации с оригинальным названием «Четвёртый Эшелон» предстоит летать по миру, убивать людей и всеми силами спасать право американцев на хот-доги, бейсбол и газировку.

Радуйтесь, фанаты игры в прятки. Старый добрый Splinter Cell вернулся к истокам. В очередной раз нам предстоит прятаться в тенях, по-тихому вырубать охранников и озарять темноту прибором ночного видения. После спорной , компания Ubisoft вернулась к классическим элементам серии, одновременно устроив ей полную перезагрузку.


На командном пункте "Палладина" можно пофлиртовать с Гримсдоттир
и поиграть в "Шпионов и наёмников".

Во-первых, порушив до основания «Третий Эшелон», Сэм создал «Четвёртый» по своему образу и подобию. Теперь группа секретных американских опричников летает на личном самолёте «Палладин-2», который, в угоду нынешней моде, можно и нужно прокачивать. Во-вторых, все эти сэмовские прибамбасы – камеры-липучки, квадрокоптеры и очки-сонары – придётся покупать за свои кровные денежки, заработанные за каждое задание. Наконец, в-третьих, Сэм Фишер теперь лично решает, какие задания выполнять, каким образом и в каком порядке. Кстати, возраст всё же сказался на дедушке Сёме. Почти на каждое задание можно идти в компании вышеупомянутого загорелого оперативника Бриггса. При этом кооперативные миссии раскрываются перед вами в совершенно новом свете, позволяя пробраться туда, куда не может попасть один игрок.

Боевые Сэмечки

Поскольку Сэм нынче сам себе начальник, и никто больше не пилит его за лишние убийства и растрату казённых патронов, проходить миссии можно одним из трёх стилей. «Призраки» будут тихо обходить охранников, изредка придушив кого-нибудь несмертельным приёмом. «Пантерам» нравится скрытно охотиться, устраняя противников одного за другим жёсткими ударами из тени. Наконец, «Штурмовики» плюнут на всю эту конспирацию и с автоматом наперевес будут крошить всех врагов демократии на карте.

Примечание Логина:
Больше всего очков начисляется за полное прохождение миссии в стиле «Призрак».

За каждый из стилей прохождения игра будет начислять вам очки, которые в свою очередь будут пересчитаны в некую фиксированную сумму. Заработанное тяжким трудом бабло тратится на улучшение самолёта и налаживание связей на чёрном рынке, что позволяет разблокировать самое крутое оружие и шпионские устройства. Глядя на это, прямо хочется пожалеть американских разведчиков – какая же у них нелёгкая работа! Посадили ребят на старый самолёт и отправили в поле, а дальше крутись, как знаешь.


Любую миссию можно выполнять одним из трёх стилей – каждый из них по-своему интересен. Помимо улучшений, между миссиями можно поболтать с подчинёнными. Каждый из них с удовольствием озадачит Сэма дополнительным заданием, выполнение которого пополнит банковский счёт, да и просто позволит подразмяться. При этом большую часть миссий можно пройти кооперативно – а если вы играете на консоли, то даже в режиме «сплит-скрин». Дополнительные задания проработаны весьма неплохо, пусть в большинстве своём и сводятся к «убей их всех» и «укради данные». Поругать хочется только миссии, выдаваемые нам ботаном Чарли – раз за разом отражать волны врагов совершенно неинтересно.

Как шпион шпиону...

Следует отметить, что интеллект врагов в Splinter Cell: Blacklist серьёзно подкрутили со времён прошлых частей. И хотя рядовые гопники по-прежнему наивно заходят в комнату, где только что неожиданно погас свет, матёрые наёмники ведут себя профессионально. Враги не только не прут на вас грудью – они умеют координировать свои действия, заходят с тыла и флангов, а также активно швыряются гранатами. Зачистка помещения с пятёркой наёмников ближе к концу игры превращается в настоящую интеллектуальную дуэль. Ещё появилось несколько новых видов врагов. Собаки-воеваки вынюхивают немытое тело Сэма в любой темноте. От головы бронированного громилы рикошетят пули. А задроты-хакеры умеют вырубать всю вашу хитрую шпионскую электронику. Одним словом, скучать не придётся.


На закуску в игру вернули сетевой режим «Наёмники против Шпионов». Выбрав себе команду по вкусу, вы можете либо попытаться проникнуть на секретный объект, либо защитить его. В последнем случае готовьтесь бегать с видом от первого лица. Что у наёмников, что у шпионов есть свои уникальные виды оружия и устройств, так что каждый матч проходит очень бодро, динамично и весело.

Новые типы врагов в игре заставляют нас активнее шевелить мозгами и старательно продумывать свои действия. Техническая сторона игры выше всяких похвал. Свет и тень выглядят даже лучше, чем настоящие, а костюм Сэма проработан до мельчайших деталей – видны даже крестовые головки винтиков. Любители считать полигоны останутся довольны. Не меньших похвал заслуживает и работа русских дублёров, которые в кои-то веки постарались. Актёр Валерий Сторожик, озвучивший Семёна, и вовсе со своей ролью справился даже лучше, чем канадец Эрик Джонсон. Поругать стоит разве что неважную оптимизацию – Splinter Cell: Blacklist умудряется притормаживать даже на системах, превышающих рекомендуемые требования.

Сэм Фишер вернулся. При всём желании, ругать Splinter Cell: Blacklist особо не за что. Конечно, сюжет, созданный для новой части, глупее, чем обычно, а модная прокачка смотрится неуместно. Тем не менее, в игру вернулись все те элементы, за которые и любят сериал. Так что, если вы соскучились по трём светящимся глазам, которые в темноте почему-то никто не замечает – не проходите мимо. Владельцам консолей и вовсе брать обязательно. Не так уж нынче много хороших кооперативных игр.


Когда говорят «стелс-экшен», то подразумевают в первую очередь Hitman и Splinter Cell . Обе серии живы до сих пор и продолжают развиваться. Правда, постоянно волнуя поклонников и заставляя разработчиков долго тех успокаивать. Выглядит примерно так: разработчики впервые демонстрируют игру, для зрелищности и удовольствия казуалов проходят с прихлопом и притопом, после чего остальной год разработки выпускают сразу несколько специальных видео, где объясняют, что «традиции не разрушены, все будет еще круче, хардкорные игроки останутся довольны». Это не считая того, что абсолютно каждое интервью затрагивает вопрос «можно ли еще использовать стелс».

Каким получится новый Hitman , станет известно совсем скоро, а вот новый Splinter Cell выйдет лишь в следующем году. На «ИгроМире 2012» главный гейм-дизайнер Ричард Каррильо еще раз заверил нас (точнее, вас, наши читатели), что не стоит беспокоиться, все будет хорошо.

Наша встреча началась с того, что нам продемонстрировали уже известную по E3 2012 демоверсию - старый билд с ирано-иракской границей и при свете дня. Правда, показывали на ПК и с выводом на большой экран, так что мы смогли полностью насладиться жестокостью Сэма Фишера и его способностью карабкаться по отвесной скале подобно ассасину. По всей видимости, успех Assassin’s Creed так вскружил голову кому-то в Ubisoft, что ее элементы теперь будут встречаться во всех экшенах от третьего лица, которые делает эта компания.

Разработчики просто и логично объясняют то, что Фишер действует днем. У него нет времени выжидать, когда станет темно и все лягут спать. Образно говоря, он работает под дулом пистолета, постоянно оглядываясь на часы. Все потому, что Соединенные Штаты оказываются ввязаны в подлую войну: в ней нет армий, масштабных интервенций и тому подобного, это война секретных служб и террористов. Завязка параноидальна в лучших традициях Тома Клэнси, хотя, как и раньше, он не имеет отношения к самому сюжету. Спустя полгода после событий Conviction двенадцать каких-то недоброжелательных стран сговариваются между собой и выставляют Штатам ультиматум. Им надоело мириться с тем, что американские войска заполонили две трети земного шара, и они приказывают отозвать солдат, иначе начнется серия разрушительных террористических атак.

Штаты, конечно, принципиально отказываются - они не могут соглашаться на какие-либо требования террористов. Вместо этого Президент просит Сэма Фишера вернуться, заманивая карт-бланшем. Делай, Сэм, что угодно, надевай свой старый костюм, напяливай знаменитые очки, воруй, убивай - отчитываться будешь только перед главой государства. Только всех победи. К тому моменту Третий эшелон уже официально расформирован, и Сэм Фишер создает Четвертый. В его команде оказываются как старые знакомые вроде Анны Грим, так и новички. Затем он, словно Джек Бауэр, должен раздобыть информацию о грядущих террористических актах и предотвратить их. Вот этот обратный отсчет и вынуждает работать днем. Будучи под серьезным давлением, Фишер трясет каждого информатора, не жалея кулаков. После допроса игрок сможет выбрать, казнить человека или нет. Если, конечно, исход заранее не прописан в сценарии.

По словам Каррильо, миссий в ночное время будет очень много, а к дневным операциям нужно относиться, как к вызову. Ведь при свете дня невозможно чувствовать себя так же комфортно, приходится больше полагаться на собственную ловкость, стремительность и на свое снаряжение. Абсолютно каждая миссия - а их будет больше, чем в Conviction - предлагает много вариантов прохождения. Каждую можно пройти, используя любой из трех основных стилей, выведенных разработчиками.

Первый стиль называется «призрак». Под ним имеется в виду стелс. Тихо зашел, тихо ушел, никакой пальбы, никто не заметил, никто не умер - это призрак. Вы сможете прятать тела, свистеть, использовать «нелетальные» атаки, душить, разрезать палатки. Этот стиль разрабатывается для поклонников старых игр, для тех, кому больше нравится Chaos Theory , чем Conviction. Вот другой стиль, «пантера», как раз больше для второй категории игроков. Если вам не нравится сидеть десять минут в углу, выжидая подходящего местоположения охранников, если вам хочется пройти игру стремительно, как ураган Сэнди, то этот стиль для вас. В таком случае вы сможете использовать специальное зрение сквозь стены и выполнять серии быстрых красочных атак. Как в Conviction , вы сможете помечать врагов, чтобы потом персонаж автоматически их расстрелял. Только теперь этот прием выглядит куда эффектнее - прямо кино. Вы можете подкрасться сзади, но взять в руки нож, и тогда не просто «отключите» караульного, а убьете его. Вдруг кому-то так больше нравится. Третий же стиль - простой экшен, как в Gears of War или Ghost Recon: Future Soldier . Наплевать на сигналы тревоги, наплевать на бескровное прохождение - только трупы, взрывы, стрельба из-за укрытий и даже возможность вызвать авиаудар.

Так что все в руках игрока. Он выбирает, насколько кровожаден Сэм Фишер, насколько он бессердечен или милосерден. Идея в том, что если вы провалили стелс, ваша игра на этом может не заканчиваться - садитесь за угол и вызывайте БПЛА, гулять так гулять. По завершении миссии вы сможете покупать апгрейды для оружия и гаджетов. Заработок будет зависеть от стиля прохождения и ваших действий. Единой экономической системой свяжутся и одиночная кампания, и кооператив, и режим Spies vs. Mercs, который тоже вернется в игру. В кооперативе же обещается полноценная история. Хотя когда мы спросили, не закончится ли она через четыре часа, как это случалось в других играх, которые обещали то же самое, Каррильо сказал, что пока не имеет права об этом говорить.

Если исходить из слов разработчиков, то Blacklist сможет удовлетворить всех, ну вообще всех. И тех, кто хочет тратить на миссию час или больше, пытаясь никого не убить, или круче - никого не оглушить. И тех, кому нужен веселый пиф-паф да Call of Duty, потому что остальное слишком сложно, долго или скучно. Авторам можно и не верить - нормальная реакция после Conviction и метаморфозы серии Ghost Recon . Но они не хотят стоять на месте, и фанатам тоже следует перестать жить прошлым и начать двигаться дальше - даже если окажется, что им с Ubisoft не по пути.


Дата написания: 19.09.2013

Жанр :

Разработчик :

Ubisoft Toronto

Издатель :

Ubisoft

Локализатор:

Новый Диск

Страна :

Дата выхода :

Платформы :

PC , Xbox 360, PlayStation 3, Wii U

Похожие игры: серия Splinter Cell, Ghost Recon: Future Soldier, Hitman: Absolution


Серия Splinter Cell всегда была для меня чем-то особенным. Объяснить причину сего довольно сложно. Возможно, сказалась моя любовь к шпионской тематике, возможно, личная симпатия к главным героям франшизы, а, возможно, и то, что первая часть стала для меня, простите за каламбур, первым стелс-экшеном, который я опробовал в своей жизни. Назвать Splinter Cell идеальным образчиком жанра у меня никогда язык не поворачивался, ибо такие представители, как Hitman и Thief с легкостью уделывали игру про Сэма Фишера более продуманной механикой и свободой действий.

Но, тем не менее, Splinter Cell рос с каждой выпущенной частью. Первая была линейна, местами неоправданно сложна и шероховата. Вторая, Pandora Tomorrow , довела до ума геймплей, представила более комплексные и интересные миссии (в ущерб их количеству). Третья, Chaos Theory , наконец-то обзавелась песочницей и новой игровой механикой: более плавной и реалистичной. Четвертая, Double Agent , добавила к классической формуле дневные миссии и задания в штабе террористов. А пятая... Пятая, Conviction , полностью перечеркнула все наработки и превратилась в трэшовый боевичок с элементами стелса и сюжетом, напоминающим плохую кальку с сериала "24 часа".

И вот вышла шестая часть – Splinter Cell: Blacklist . До релиза казалось, что это лишь небольшая переделка Conviction с бо льшим бюджетом и элементами из Double Agent . Но на деле изменения куда глобальнее и обширнее. Если хотите, Blacklist – это компиляция всех положительных черт предыдущих частей, выведенных на новый уровень качества.

Стелс-экшен 3.0

Первое, что бросается в глаза – это сюжетно-сценарная составляющая. Splinter Cell наконец-то сумел сломать стереотип о том, что все игры с пометкой Tom Clancy"s обладают удивительным свойством, о котором можно отозваться не иначе как "Ну и бред же тут творится!". Потуги на вменяемый сюжет были еще в Double Agent , но они совершенно не подкреплялись роликами, постановкой, диалогами, в конце концов. За событиями Conviction было уже интересно наблюдать, однако сам факт того, что местами цитировались оные из сериала "24 часа" – довольно-таки не умело, между прочим – вызывал, скорее, негативную реакцию. Да и постановка хромала. Splinter Cell: Blacklist , несмотря на вполне себе обыденный сюжет в духе мирового заговора против США, с первых же минут бросает нас в гущу событий и, не дав опомниться, начинает тасовать яркие сцены с прекрасной режиссурой, недурно написанные диалоги и довольно-таки живых персонажей.

По доброй традиции Ubisoft, Сэм подвергся очередному редизайну

На последних завязана основная фишка игры – деятельность в мобильном командном центре. Как и у командора Шепарда, у Сэма Фишера есть своя "Нормандия" с картой галактики и разношерстной командой на борту. Встретятся как и знакомые персонажи, вроде Анны Гриммстдотер и Андрея Кобина, так и совершенно новые: Чарли и Бриггз. С каждым из них можно побеседовать после очередной миссии, но в отличие от Mass Effect диалоги несут практическую пользу. У кого-то можно купить улучшения для базы-самолета, у кого-то попросить статистику по пройденным заданиям. Иными словами, командный центр является своего рода хабом для доступа к различным опциям игры.

У каждого из четырех героев найдутся и дополнительные задания, которые можно выполнить как в кооперативе, так и в одиночку (исключение – Бриггз). Одни потребуют от вас полной скрытности при захвате точек, другие тихого уничтожения врагов на определенной локации или, наоборот, штурма с последующим захватом главных целей. Вернулся и классический режим "Наемники против шпионов", доступный для выбора на тактической карте. Лишь единожды попробовав хотя бы один из сайдквестов, вы рискуете надолго забыть об основном сюжете, но делать я этого не рекомендую, так как именно последний обучает азам механики и местного стелса. А обучать есть чему.

Мужчина, у вас электрошокер на спине

Сначала кажется, что геймплей практически не отличается от такового в Conviction : те же укрытия, система Mark & Execute, позволяющая отметить несколько противников и завалить их нажатием одной кнопки. Но это лишь иллюзия. Прозрение наступает, когда вы поймете, что прятки в темноте больше не работают. То есть, вообще (по крайней мере, на уровне сложности "Офицер"). Конечно, отсутствие света значительно снижает видимость и дает вам шанс ускользнуть, но забудьте про те времена, когда можно было отсиживаться в тени прямо перед врагом и в ус не дуть. Лафа закончилась: изворачивайтесь, придумывайте тактики на ходу и импровизируйте. Особенно это критично в дополнительных миссиях, где чекпоинтов либо очень мало, либо нет вообще. Стоит отметить, что сами противники стали куда сообразительнее. Они агрессивно реагируют на смерть товарищей, могут предположить, откуда летела пуля, а в случае тревоги рьяно оглядываются по сторонам и светят фонариком. Однако вашими главными врагами станут собаки, вернувшиеся из первых двух частей Splinter Cell – в борьбе с ними или пан, или пропал, а также бронированные товарищи прямиком из Far Cry 3 , которых практически невозможно убить с одного выстрела или захватить из-за угла, и операторы дронов. О них рассказывать не буду – пусть это станет для вас сюрпризом.

С некоторых ракурсов Blacklist можно спутать с последним Ghost Recon

Учитывая глобальность изменений в стелсе, поменялся и доступный Сэму арсенал. Фактически, разработчики реализовали полноценную систему прокачки снаряжения. Вы сможете не только прикупить пушку на свой вкус (коих теперь около трех десятков), но и проапгрейдить трехглазые очки, выбрать спецкостюм, повышающий различные параметры, вроде скрытности, толщины брони и удобства управления с оружием. В отличие от кастомизации Ghost Recon: Future Soldier все улучшения действительно ощущаются при выполнении миссий. Например, полностью прокачанный стелс-комбинезон позволит вам подкрадываться к противнику без шанса быть услышанным – это особенно критично в борьбе с "броненосцами".

Что же касается геймдизайна, то основные миссии Splinter Cell: Blacklist предельно разнообразные и действительно интересные. Встречаются как вполне традиционные ночные, так и в духе Double Agent – днем и на открытой местности. Песочница из Chaos Theory тоже сохранилась, но лишь частично: уровни в большинстве своем линейны, однако путей обхода всегда предостаточно. А вот врагов можно изничтожать разными способами: спрыгивать им на головы с труб, как в Conviction , оглушать из-за угла, выманивая свистом, или вовсе начать в лучших традициях Sniper: Ghost Warrior всаживать каждому по хэдшоту. От вашего стиля прохождения зависит сумма получаемых за задание денег: больше всего дается за нелетальную нейтрализацию гаджетами (липкие камеры и шокеры вернулись) или крепкий удар кулаком; чуть меньше за скрытные убийства, и совсем мало за штурм. Никто, как говорится, вас не ограничивает. Ну, разве что смерть с двух попаданий.

Еще один blast from the past – возможность прятать трупы

Стало больше и скриптовых событий. Если в предыдущих частях вы были предоставлены сами себе: развлекайтесь, мол, своими силами, то теперь сценаристы пытаются разнообразить происходящее, ставя игрока в различные ситуации. Рассказать о них не представляется возможным, ибо велика вероятность проспойлерить все интересное. Но, поверьте, все эти моменты запомнятся вам надолго – они, по сути, ручной выделки.

Полигоны и текстуры

Графически Splinter Cell: Blacklist получился спорным. Ваше впечатление от картинки будет напрямую зависеть от предпочитаемой платформы. Хотите "мыла", разрывов экрана и подтормаживаний? Добро пожаловать на Xbox 360 и PS3. Желаете насладиться последними соками, выжатыми из модифицированного Unreal Engine 2.5? Покупайте игру на ПК. К слову, на этот раз оптимизация не подвела. Там, где Conviction безбожно тормозит, Blacklist умудряется с легкостью выдавать 60 FPS на высоких настройках. Помимо стандартного буста из четких текстур и высокого разрешения компьютерной версии достались расширенные настройки SSAO и тесселяция. Это с лихвой искупает не самую лучшую детализацию окружения. Отдельного упоминания заслуживает анимация, в особенности лицевая. Качественный motion capture наконец-то добрался и до Splinter Cell .

Светотень хороша как никогда раньше

Звуковое сопровождение на удивление отличное. Относится это не только к фоновым звукам, грохоту оружия или музыке. Очень сносной оказалась русская озвучка от Нового Диска, сопоставимая с добротным кино-дубляжем. Английская, конечно же, куда более достойная, но к новому голосу Сэма я так и не смог привыкнуть. Фишер без проникновенных речей Майкла Айронсайда все равно, что Агент 47 без ледяных коротких фраз Дэвида Бэйтсона.

Splinter Cell: Blacklist легко хвалить, но в то же время очень тяжело объяснить, почему он не заслуживает 10 баллов. Возможно, сюжету все еще не хватает оригинальности, а управлению должной отзывчивости, но эти смехотворные недостатки быстро растворяются в море положительных черт, которым может позавидовать любой уважающий себя стелс-экшен. В отличие от Hitman: Absolution здесь нет спорных и неоднозначных геймплейных решений. Каждый элемент игровой механики продуман до мелочей, а сценарий не дает заскучать ни на минуту. Перед нами самый передовой Splinter Cell , и один из лучших представителей жанра.

Статьи по теме: