Условные знаки. Условные знаки географических карт с картинками. условные знаки топографических карт(шпаргалка)

Планы и топографические карты имеют единую систему условных знаков. В основе этой системы лежат следующие положения:

  • каждому графическому знаку всегда соответствует определенный тип объекта или явления;
  • каждый условный знак имеет свой четкий рисунок;
  • на и на планах, которые имеют разный, но близкий масштаб, условные знаки одних и тех же объектов отличаются, как правило, только размерами;
  • в рисунках условных знаков используются приемы и средства, обеспечивающие воспроизведение профиля или внешнего вида соответствующих объектов на земной поверхности, способствующие установлению ассоциативной связи знака и объекта. Обычно выделяют 10 способов формирования композиций знаков.

1. Способ значков .

Он применяется для указания местоположения объектов, не выражающихся в (значки отдельно стоящих деревьев, зданий, месторождений , населенных пунктов, туристических объектов). По своей форме они могут быть геометрическими, буквенными, картинными. В любом случае эти знаки указывают местоположение данного объекта, взаимное расположение различных объектов.

2. Способ линейных знаков .

Он используется для передачи объектов и явлений линейного протяжения, не выражающихся по своей ширине в масштабах карты. Таким способом на топографических картах или планах показывают реки, границы, пути сообщения.

3. Способ изолиний (от греч. «изос» - равный, одинаковый).

Этот способ предназначен для характеристики явлений сплошного распространения на Земле, имеющих числовое выражение, - , и др. Изолиниями при этом называют кривые, соединяющие точки с одинаковым количественным значением. В зависимости от того, какое явление они характеризуют, изолинии будут называться по-разному:

  • - линии, соединяющие точки с одинаковой температурой;
  • изогисты - линии, соединяющие точки с одинаковым количеством осадков;
  • изобары - линии, соединяющие точки с одинаковым давлением;
  • изогипсы - линии, соединяющие точки с одинаковой высотой;
  • изотахи - линии, соединяющие точки с одинаковой скоростью .

4. Способ качественного фона .

Он применяется для выделения однородных в качественном отношении участков земной поверхности по природным, социально-экономическим, политико-административным признакам. Этим способом, например, показывают государства на или районы на картах административного деления областей, возраст на тектонических картах, типы растительности на почвенных картах или на картах размещения растительного мира.

5. Способ диаграмм .

Его используют для отображения каких-либо количественных характеристик явлений сплошного распространения в конкретных точках, например, годовой ход температуры, количество осадков по месяцам или по метеорологическим станциям.

6. Точечный способ .

Он применяется для показа массовых явлений, рассредоточенных по территории. Например, этим способом показывают размещение населения, посевных или орошаемых площадей, поголовье скота и т.д.

7. Способ ареалов .

Его применяют для отображения области распространения какого-либо явления (не сплошного по полю ), например, растений, животных. Графическое оформление границы и площади контура ареала может быть самым разнообразным, что дает возможность многогранной характеристики явления.

8. Способ знаков движения .

Он предназначен для показа различных пространственных перемещений (перелетов птиц, маршрутов путешествий, и других). В качестве графических знаков движения используются стрелки и полосы. С помощью них можно показать путь, способ, направление и скорость перемещения явления, а также некоторые другие характеристики. На планах и топографических картах этим способом показывают и направление течения .

9. Способ картодиаграммы .

Он обычно используется для показа в виде диаграмм количественных характеристик явлений в пределах отдельных территориальных единиц. Способ широко применяется при анализе и обработке статистических и экономических показателей, таких, например, как объем производства, структура , запас древесины и другие.

10. Способ картограммы применяют, как правило, для сравнения относительных показателей какого-либо явления, характеризующих какую-либо территорию в целом. Таким способом, например, показывают среднюю плотность населения на 1 км2 по административным единицам, среднюю областей и т.д. Этот способ, как и способ картодиаграмм, широко используется при анализе статистических показателей.

В самих способах изображения условных знаков заключены сведения о том, для каких объектов и явлений они могут применяться, каковы их возможные и наилучшие сочетания при выражении того или иного содержания карт. Некоторые, условные знаки вообще не могут комбинироваться на одной карте: например, точечный способ не сочетается на карте со способом значков и картограмм. С картограммой хорошо сочетаются способы значков. Это очень важно знать для использования условных знаков.

Перед созданием карты любого масштаба идет отбор явлений или объектов, которые необходимо в виде условных знаков отобразить на ней.

Хорошо изучив условные знаки, можно затем работать с любыми топографическими картами или планами. Правила пользования этими знаками составляют важные разделы грамматики языка карты или плана.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №44

Номинация: Сценарий урока

ул. Петра Томилова дом 11 кв. 95

телефон 83513972340

УМК Гармония

Поглазова мир.

Учебник-тетрадь для 4 класса в 4 частях.

Смоленск. Ассоциация 21 век. 2006.

Окружающий мир 4 класс

Тема: Географические карты. Условные знаки карт.

Задачи:

1. Сформировать представление о физической карте;

2. Показать отличие карты от плана;

3. Учить пользоваться условными знаками и показывать географические объекты;

4. Познакомить с физической картой Челябинской области.

5. Воспитывать интерес к профессии картографа, любовь к родному краю, интерес к исследованию родного края.

Оборудование : физическая карта России, карта Челябинской области в масштабе 1:500000, план местности демонстративный; индивидуальные атласы Челябинской области; карточки с заданиями и доски для индивидуальной работы, карточки для групповой работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

3. Фенологическая минутка

В учебнике - тетради заполняют график погоды. 1 ученик рассказывает.

4. Проверка домашнего задания.

Проверим домашнее задание.

Индивидуальное задание: по карточкам. (Приложение 1)

– Начерти план местности. (Выполняют задания на индивидуальных досках )

Устный опрос ранее изученного материала.

Рассмотрите на доске план местности. Найдите масштаб, прочитайте его.

Назовите предметы, изображённые на плане южнее, восточнее и западнее села.

В каких направлениях течёт река?

Какие деревья растут в лесу в северной части плана?

В каком направлении от села находятся сады?

Чем занята территория к югу от города?

В какой части плана находятся болотные участки?

Проверка индивидуальной работы.

Ученик читает задание по карточке и показывает на плане.

5. Сообщение темы урока

Отгадайте загадку:

Страны без людей,

Города без домов,

Леса без деревьев,

Моря без воды.

(Географическая карта)

Сегодня на уроке познакомимся с географической картой.

6. Актуализация знаний.

Что изображают на планах местности?

В городах – парки, площади, сады, улицы; реки, мосты, деревья.

В каком масштабе составляют план местности?

Крупный: в 1см – 50м(100м).

7. Ознакомление с новым материалом.

А) Чем карта отличается от плана?

Как же изобразить большие пространства земной поверхности на листе бумаги?

Чем же отличается карта от плана? Прочитайте об этом в учебнике на с. 26

Читают в учебнике статью «Что такое карта?»

Расскажите, чем карта отличается от плана местности.

Что можно узнать по географической карте?

А что же означает слово «география»?

Ответы с опорой на текст учебника.

Б) Что и как изображают на картах?

Рассмотрите карту нашей страны.

Какие условные обозначения вы можете назвать, которые используются на карте?

Высказывают предположения.

Подтвердите свои предположения словами из текста и покажите на карте.

Выборочное чтение текста. Показ на карте объектов изучения (водоёмы , горы, равнины, города).

Как обозначена государственная граница России? Учитель показывает границы нашей страны.

Покажите столицу страны.

Как показана высота и глубина природных объектов?

Различные оттенки красок.

Как на карте показаны длина и ширина природных объектов?

Масштабом.

Найдите на карте линии, по которым ориентируются. Параллели и меридианы.

Какие крупные реки протекают по территории нашей страны? Найдите крупные озёра. Как они называются? Волга, Обь, Енисей, Байкал.

На западе нашей страны преобладает зелёный и жёлтый цвет. Что это значит?

Что обозначает коричневый цвет? В какой части страны он преобладает?

Найдите на карте Уральские горы.

Как называется наш край? Южный Урал

Найдите на карте России город Челябинск.

В) Знакомство с картой Челябинской области.

Показ карты Челябинской области.

Рассмотрите рельеф Челябинской области.

Что вы можете о нём рассказать? Рассматривают карту демонстративную и в Атласах Челябинской области (с.4)

Работа в группах (Приложение 2).

1 группа. Найти и рассказать, какие крупные озёра есть на территории области.

2 группа. Рассказать о реках области (самые крупные).

3 группа. Рассказать о горах области (найти и прочитать названия горных хребтов, показать их на карте).

4 группа. Рассказать о равнинах области (прочитать название равнины, по которой тянется территория области).

5 группа. Рассказать о городах области (обл. центр, наш город, самый северный, самый южный, самый западный и самый восточный)

Ответы групп. От каждой группы у доски отвечают 2 ученика: один зачитывает названия объектов по карточке, второй – показывает объекты на карте.

8. Итог урока.

Чем карта отличается от плана?

Как можно определить стороны горизонта на карте?

Покажите на карте наш город. В каком направлении он находится по отношению к Челябинску?

9. Домашнее задание.

Хочется отправиться путешествовать по родному краю? Для этого нужно знать ещё одну заповедь путешественника. Прочитайте её в учебнике на с.27.

Познавай свой край .

Это и будет домашним заданием. А путешествие мы совершим виртуальное благодаря ребятам, которые приготовят творческое задание:

Подобрать материал о достопримечательностях нашего края.

1. Любишь ли ты путешествия (воображаемые или реальные)? Если да, то почему? Напиши.

Да, я люблю путешествия потому, что путешествуя можно узнать много нового и интересного. Можно увидеть новые места и людей, узнать их вкусы и традиции, попробовать новою еду, посмотреть на неведомые ранее виды природы, городов и селений.

2. С помощью учебника сформулируй и запиши определение.

География - это одна из наук о Земле, в переводе с греческого языка название науки обозначает «землеописание».

3. Выполните задания для работы в парах.

1) Узнайте географические карты по фрагментам. Вырежите фрагменты карт из Приложения и расположите их в соответствующих окошках. Попросите учителя проверить вас. После проверки наклейте фрагменты.

2) Подпишите условные знаки географических карт.

Попросите других ребят проверить вашу работу.

4. Выполни задание учебника (с. 27) и сделай записи в тетради на с. 15-16.

Тема сообщения:

План сообщения:

  1. Общие сведения о горе Аконкагуа
  2. Название горы Аконкагуа
  3. Покорение горы Аконкагуа

Важная информация для сообщения:

Гора Аконкагуа - вторая по высоте гора мира

Самая высокая вершина Анд, а и вообще вторая из наивысших вершин на нашей планете находится в Южной Америке в стране Аргентина. Называется эта гора Аконкагуа, а высота её составляет 6 9602,8 метров над уровнем моря.

Название горы Аконкагуа происходит от одного из языков местных племён индейцев, но исследователи не могут определиться от какого именно. Возможно оно пришло из языка племени кучуа и обозначает «Каменный страж» или «Белый страж», возможно - из языка племени аймара и обозначает «Снежная гора». В любом случае европейским переселенцам было сложно произносить название Аконкагуа и у горы появилось ещё одно название «Колосс Америки».

Покорение горы Аконкагуа долгое время не давалось даже самым талантливым альпинистам. Только в 1897 году достигнуть вершины Колосса Америки удалось швейцарскому альпинисту Маттиасу Цурбриггену. Пять раз группа опытных альпинистов под руководством Маттиаса пыталась покорить Аконкагуа, но гора не поддавалась. В результате, на шестой попытке, когда в нескольких сотнях метров группа опять отступила, отважный швейцарец решил идти дальше в одиночку и смог добиться своей цели.


Источник (источники) информации: интернет

3.1. Картографические условные знаки

Картографическими условными знаками называют обозначения на картах различных объектов и их характеристик. Можно сказать, что условные знаки образуют язык карты, без знания которого нельзя прочитать карту. С помощью условных знаков на карте наглядно передается действительная картина местности. Они передают содержание карт, обозначают предметы, явления, процессы. Знаки можно использовать для отображенияреальных иабстрактных объектов. Например, для отображения населенных пунктов картографические знаки имеют предметное значение, а при отображении плотности населения – смысловое значение.

Раньше, в далеком прошлом, предметы на картах передавались картинным способом (рис. 3.1). Каждый предмет обозначался рисунком, понятным без каких-либо пояснений. Этими рисунками передавались особенности каждого объекта, например, внешний вид храмов в городах, породы деревьев и т. д.

Рис. 3.1. Изображение строений и населенных пунктов на старинных картах

Достоинствами такого способа являются наглядность, простота и доступность в понимании объекта. Но делать какие-либо расчеты и измерения по такой карте нельзя. В настоящее время этот способ находит применение на туристских картах, картах-панорамах и на различных детских картах. С развитием военного дела данный способ изображения предметов не стал удовлетворять требованиям к карте. Постепенно такие рисунки стали заменять условными знаками (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Совершенствование условных знаков населенных пунктов

Многие условные знаки по своему рисунку напоминают сами предметы, поэтому их легко можно запомнить. Кроме того, качественную характеристику объектов передает цвет условных знаков. Цвета, принятые для некоторых условных знаков, также соответствуют окраске предметов на местности. Например, леса, молодая поросль, кустарники, сады изображаются зеленым цветом; водные объекты – голубым; элементы рельефа – коричневым.

Условные знаки регулярно обновляются, но больших изменений в их форме и начертании не происходит. На топографических планах и картах применяются стандартизированные условные знаки, обязательные к применению всеми организациями, занимающимися топогеодезическими работами.

На тематических картах условные знаки и способы изображения разрабатываются редактором карты. Разработка условных знаков – одна из важнейших и ответственных задач в работе картографа. Правильный и удачный выбор условных знаков обеспечивает хорошую читаемость и наглядность карты.

Главными требованиями, которые предъявляются к условным знакам, являются:

условные знаки должны быть удобочитаемыми и простыми в начертании;

не должны перегружать карту (размер условных знаков в сотни раз больше размеров объекта на местности);

быстро опознаваться и четко отличаться друг от друга;

быть экономичными по занимаемой ими площади;

передавать точное местоположение объекта.

На топографических картах применяют три основные группы условных знаков:

1. Внемасштабные, или точечные , применяемые для предметов, не выражающихся

в масштабе карты (точечные объекты). Указывают точное местоположение объекта, но не дают размеров планового очертания (рис. 3.3). Размер условного знака выбирается так, чтобы он хорошо читался на карте. У каждого внемасштабного условного знака имеется главная точка, которая строго локализована в масштабе карты.

Рис. 3.3. Положение местных предметов, изображаемых внемасштабными условными знаками

Положению объекта на местности должны отвечать на плане следующие точки внемасштабного условного знака:

для знаков правильной формы (круг, квадрат, треугольник и др.) – центр знака;

для знаков в виде перспективного изображения объекта (водомерные посты, маяки, скалы-останцы и др.) – середина основания знака;

для знаков с прямым углом в основании (породы деревьев, километровые столбы, водоразборные колонки и др.) – вершина угла знака;

для знаков в виде сочетаний нескольких фигур (нефтяные и газовые вышки, часовни, сооружения башенного типа и др.) – центр нижней фигуры знака.

2. Линейные – используются для изображения объектов линейного характера, длина которых выражается в масштабе карты, а ширина – нет. Например, реки, нефтегазопроводы, дороги, линии электропередач и др. Ось линейного условного знака всегда строится в масштабе карты (рис. 3.4).

Рис. 3.4. Некоторые условные обозначения топографических карт

3. Площадные илимасштабные – используются для заполнения площадей объектов, выражающихся в масштабе карты (леса, солончаки, болота и др.). Такие знаки обычно состоят из контура и его заполнения, сохраняют свои очертания и позволяют определять площадь объектов.

Чтобы передать содержание тематических карт, используют разнообразные способы: способ качественного фона, точечный, линий движения, линейных знаков, изолиний, ареалов, картограммы, картодиаграммы, локализованной диаграммы, значков.

Без правильного использования условных знаков нельзя получить изображение хорошего качества. К выбору условных знаков, цвету, размерам, форме необходимо подходить серьезно, так как размеры знаков в 60–80 и более раз превышают размер объекта на местности. Благодаря условным знакам, карта становится информативной, наглядной и легко читаемой. Великий путешественник П.П. Семенов-Тян-Шанский сказал: «Карта важнее тек-

ста, так как говорит нередко гораздо ярче, наглядней и лаконичней самого лучшего тек-

ста ». Зная язык карты, особенности ее составления, можно извлечь из нее огромное количество полезной информации.

3.2. Надписи на географических картах

Особое место занимают на карте подписи, которые несут очень большую смысловую нагрузку, значительно обогащают содержание карты. Благодаря знакам, мы легко ориентируемся на местности. Но иногда они могут и ухудшить ее читаемость. Большое количество надписей создает пестроту, они могут закрывать собой основное содержание карты, а также могут пересекать собой важные объекты (дороги, реки и др.). Например, на мелкомасштабных картах более половины полезной площади карты занимают подписи. Поэтому при составлении любого картографического произведения необходимо установить оптимальное количество наносимых надписей и тщательно продумать место их размещения. Выделяют следующие виды надписей:

1. Собственные наименования объектов – названия рек, озер, гор, городов и т. д. На-

пример, Енисей, Томь, Яровое, Алатау, Томск, Асино и др;

2. Пояснительные надписи , которые передают:

качественные характеристики (дуб, сосна, соленое, песчаный и др.);

количественные характеристики (указание ширины дороги, ширины реки, высоты деревьев и др.);

хронологические характеристики (даты событий, периоды развития каких-либо явлений, например, период доступности перевала и др.);

пояснения к линиям движения («Путь Х. Колумба», «Путь Магеланна»);

пояснительные характеристики картографической сетки («Северный полярный круг», «к востоку от Гринвича», оцифровка параллелей и меридианов, километровой сетки).

3. Термины – понятия, относящиеся к объектам картографирования, например, «озеро», «залив», «хребет», «гора», «ручей» и др.).

Надписи на картах различаются рисунком шрифта, высотой ицветом . Рисунок шрифта, как правило, передает качественную характеристику объекта. Например, заглавными буквами принято на топографических картах подписывать судоходные реки; заглавными буквами прямого начертания – города, а строчными прямыми буквами – поселки сельского типа.

Для того чтобы усилить значение надписей в характеристике объектов и улучшить их читаемость, подписи выполняются разными цветами. Так, надписи гидрографических объектов передают синим цветом, рельефа – коричневым. Рисунок и цвет подписей дают качественную характеристику, а размер – количественную.

Основными требованиями к размещению надписей являются:

1. Надпись должна располагаться так, чтобы было ясно видно, к какому объекту она относится, ее размещение не должно вызывать никаких сомнений;

2. Надписи не должны перегружать карту, пересекать друг друга и закрывать собой важные объекты (дороги, реки, границы и др.);

3. Размещение надписей должно обеспечивать их удобочитаемость. При расположении надписей на картах учитывается характер локализации объектов: точечный, линейный или площадной;

4. У внемасштабных условных знаков подпись располагается рядом с объектом с правой стороны вдоль параллелей или параллельно северной и южной рамкам карты (плана). Если карта очень загружена, подписи можно разместить слева или сверху от объекта на любом свободном месте (рис. 3.5).

Рис. 3.5. Размещение надписей для внемасштабных условных знаков

5. Надпись линейных протяженных объектов дается или параллельно знаку объекта, или вдоль его оси (рис. 3.6);

Рис. 3.6. Размещение надписей для линейных объектов

6. Надписи для площадных объектов размещаются по плавной кривой вдоль большой оси контура. Если объект имеет изогнутые очертания, то соответственно изгибается и надпись. Если подпись не помещается внутри объекта, например озера, то этот объект подписывается рядом (рис. 3.7).

Надписи очень тесно связаны с основным содержанием карты. Не все помещенные на карте объекты могут подписываться, например, часть рек может быть показана без надписей, на топографических картах населенные пункты с числом жителей менее 50 человек в густонаселенных районах могут не подписываться. На картах делается отбор надписей в зависимости от назначения, тематики, масштаба карты, а также от характера картографируемой территории.

При составлении топографических карт названия объектов даются после изображения каждого элемента содержания карты; на мелкомасштабных картах – после отображения всего содержания карты.

1. Любишь ли ты путешествия (воображаемые или реальные)? Если да, то почему? Напиши.

Да, я люблю путешествия потому, что путешествуя можно узнать много нового и интересного. Можно увидеть новые места и людей, узнать их вкусы и традиции, попробовать новою еду, посмотреть на неведомые ранее виды природы, городов и селений.

2. С помощью учебника сформулируй и запиши определение.

География - это одна из наук о Земле, в переводе с греческого языка название науки обозначает «землеописание».

3. Выполните задания для работы в парах.

1) Узнайте географические карты по фрагментам. Вырежите фрагменты карт из Приложения и расположите их в соответствующих окошках. Попросите учителя проверить вас. После проверки наклейте фрагменты.

2) Подпишите условные знаки географических карт.

Попросите других ребят проверить вашу работу.

4. Выполни задание учебника (с. 27) и сделай записи в тетради на с. 15-16.

Тема сообщения:

План сообщения:

  1. Общие сведения о горе Аконкагуа
  2. Название горы Аконкагуа
  3. Покорение горы Аконкагуа

Важная информация для сообщения:

Гора Аконкагуа - вторая по высоте гора мира

Самая высокая вершина Анд, а и вообще вторая из наивысших вершин на нашей планете находится в Южной Америке в стране Аргентина. Называется эта гора Аконкагуа, а высота её составляет 6 9602,8 метров над уровнем моря.

Название горы Аконкагуа происходит от одного из языков местных племён индейцев, но исследователи не могут определиться от какого именно. Возможно оно пришло из языка племени кучуа и обозначает «Каменный страж» или «Белый страж», возможно - из языка племени аймара и обозначает «Снежная гора». В любом случае европейским переселенцам было сложно произносить название Аконкагуа и у горы появилось ещё одно название «Колосс Америки».

Покорение горы Аконкагуа долгое время не давалось даже самым талантливым альпинистам. Только в 1897 году достигнуть вершины Колосса Америки удалось швейцарскому альпинисту Маттиасу Цурбриггену. Пять раз группа опытных альпинистов под руководством Маттиаса пыталась покорить Аконкагуа, но гора не поддавалась. В результате, на шестой попытке, когда в нескольких сотнях метров группа опять отступила, отважный швейцарец решил идти дальше в одиночку и смог добиться своей цели.


Источник (источники) информации: интернет

Статьи по теме: