Влияние игр на развитие ребенка дошкольного возраста. Влияние игры на психическое развитие ребенка. Что важнее – игра или обучение

Игра для ребенка - это не только любимое и главное занятие для каждого малыша, но и постоянный вид деятельности, в котором дети проводят большую часть времени. Именно во время игры у каждого ребенка начинается формирование основ его постоянного психологического состояния и эмоциональное отношение в социальной обстановке. А самое главное игры развивают и подготавливают ребенка к новому для них школьному периоду.

Роль игры, как формирующую составляющую в поведении ребенка подтверждают многие ученые, психологи и педагоги нашего времени. Они также отмечают, что роль игры важна в жизни каждого ребенка, так как именно она мотивирует и подготавливает к будущим отношениям. Игра показывает ребенку, как можно поступить в той или иной ситуации, какие последствия могут произойти, и учит поступать максимально правильно при определенных обстоятельствах.

Именно во время игры обычные инстинктивные желания ребенка начинают воплощаться в реальность и перевоплощаться в определенные действия, которые и показывают, готов ли ребенок перейти на новую фазу в обучении и развитии.

Конечно же, не только игра влияет на формирование психического и личностного иммунитета, многие занятия и развивающие упражнения воспитывают в ребенке характер и умственные способности. Но, не смотря на все это, нельзя не отметить, что именно вызывает у ребенка подъемы в эмоциональной сфере.

Поэтому когда ребенок играет, нужно следить за всеми его действиями, чтобы увидеть и поощрить некоторые действия, или же наоборот просмотреть какие оплошности произошли в воспитании и подтянуть недостатки. Не следует забывать, что с каждым годом ребенок становиться взрослее, его интересы видоизменяются, а вот основа остается, так как она была заложена с самого детства.

Любая игра будь то компьютерная, настольная или ролевая (между детьми) является самой первой школой ребенка, как самостоятельного человека. Именно в игре, у него проявляется способность самостоятельно и добровольно подчиняться различным правилам и требованиям, которые расписаны в описании.

Самые развивающие игры, которые помогают подготовиться ребенку к новой взрослой школьной жизни - это игры с собиранием разных частей, т.е. дидактические. Каждому ребенку будет полезно поиграть в головоломки, собирать конструктор или же пазлы, не отстают от каких игр и разные подвижные конкурсы. Многие психологи советуют играть детям в игры с двойными правилами, для того чтобы психическое развитие не отставало и держалось в тонусе.

Ценность игры заключается еще и в том, что она помогает ребенку реализовать себя в обществе. В игре постоянно развивается и показывается общественная жизнь малыша, с помощью игры дети общаются между собой и выражают свои эмоции.

В игре развиваются движение и зрение детей. Благодаря таким играм, как конструктор или собирание картинок, у детей включается процесс запоминания действий и нарисованного на картинке образа.

В игре развивается и интеллект ребенка, так как на элементарной стадии развития психики начинается переход от простых действий к сложным процессам.

В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно. Рассмотрим подробнее, как игры влияют на развитие ребёнка.

Развитие познавательной сферы. В процессе игры ребёнок активно познаёт окружающий мир, знакомится со свойствами предметов, их назначением. Этот аспект влияния игры на развитие проявляется в самом раннем возрасте, когда ребёнок ещё не играет, а только манипулирует предметами: ставит кубики один на другой, складывает мячи в корзину, пробует игрушки «на зуб». Вместе с усвоением новых знаний об окружающем мире, в процессе игры происходит развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Сформированные ещё в раннем возрасте навыки концентрировать внимание, анализировать, запоминать информацию очень пригодятся ребёнку для обучения в школе;

Физическое развитие. В процессе игры ребёнок осваивает разные движения, совершенствует свои двигательные навыки. Подвижные игры любят все дети: они с удовольствием бегают, прыгают, кувыркаются, пинают мяч. В таких играх ребёнок учится мастерски владеть своим телом, обретает ловкость и хороший мышечный тонус, что очень важно для растущего организма;

Развитие образного мышления и воображения. В процессе игры ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Сам ребёнок в этот момент понимает, что всё происходит понарошку, но играя, действительно видит в листиках - деньги, в камешках - картошку для супа, а в сыром песке - тесто для ароматных пирожков. Развитие воображения и образного мышления - важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры. Правда, в последнее время это свойство игры истребляется производителями детских игрушек, создающих самые разнообразные игровые наборы на все случаи жизни. Максимально реалистичные детские кухни, прачечные, наборы для игры в магазин лишают детскую игру элемента фантазии;

Развитие речи и коммуникативных навыков. В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила;

Развитие мотивационной сферы. Сюжетно-ролевые игры основаны на том, что ребёнок подражает взрослому человеку. В ходе игры ребёнок как бы примеряет на себя роль взрослого, на игровом уровне пробует выполнять его функции. Такая игра формирует у ребёнка мотивацию стать по-настоящему взрослым, то есть получить профессию, зарабатывать деньги, создать семью. Конечно, для того, чтобы в ходе игры формировалась «правильная» мотивация, ребёнок должен иметь положительный пример взрослых перед глазами;

Развитие нравственных качеств. Хотя сюжеты детских игр и являются выдуманными, те выводы, которые делает ребёнок из игровых ситуаций - самые настоящие. Игра является своего рода полигоном, на котором ребёнок учится быть честным, смелым, решительным, доброжелательным. Разумеется, для формирования нравственных качеств нужна не только детская игра, но и взрослый человек рядом, который поможет глубже увидеть игровую ситуацию и сделать правильные выводы;

Развитие и коррекция эмоциональной сферы. В процессе игры ребёнок учится сочувствовать, поддерживать, жалеть, выражать симпатию. Иногда бывает, что сквозь игры «прорываются» эмоциональные проблемы ребёнка: страх, тревога, агрессия. В игровой форме можно дать выход этим эмоциям и прожить вместе с ребёнком сложные для него ситуации.

К сожалению, в последнее время настоящая спонтанная детская игра вытесняется обучением в игровой форме или компьютерными играми. Нужно понимать, но ни та, ни другая деятельность не является, в сущности, той игрой, которая так много даёт для развития ребёнка. Конечно, настоящие и «качественные» детские игры не всегда удобны для взрослых, ведь это шалаши из подушек и одеял, конструкторные города по всей квартире и беспорядок. Однако ограничивать ребёнка в его фантазии и играх не стоит, ведь правильно говорят, что всему своё время, а детство - это время игры. Ребёнок, которому дали вволю наиграться, будет лучше готов к переходу на новую ступеньку своего развития.

Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников.

В то же время взрослый организует игру и направляет ее-он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей. Совмещение взрослым двух разных ролей - участника и организатора - важная отличительная особенность развивающей игры.

Благодаря тому что развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях (поэтому необходимость в закреплении новых знаний отпадает).

Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка. Кроме того, многие игры учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности.

Развивающая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т. д. Ее обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают Их импульсивность.

Если правила поведения, декларируемые воспитателем, вне игры обычно плохо усваиваются детьми и часто нарушаются ими, то правила игры, которые становятся условием увлекательной совместной деятельности, вполне естественно входят в жизнь детей.

Большое значение имеет при этом совместный характер игры, в которой воспитатель и коллектив сверстников побуждают ребенка к соблюдению правил, т. е. к сознательному управлению своими действиями.

Оценивая вместе со взрослым действия сверстников, отмечая их ошибки, ребенок лучше усваивает правила игры, а потом осознает и свои собственные просчеты. Постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что является практическим освоением нравственных норм. Правила игры становятся как бы нормой поведения в группе, приносят новый социальный опыт. Выполняя их, дети завоевывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.

Таким образом, в дошкольном возрасте развивающие игры содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности. Однако, чтобы их развитие действительно состоялось, необходимо соблюдать определенную последовательность в подборе игр.

Согласно концепции детской игры Д.Б. Эльконина ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом - особой связи, характерной для дошкольного возраста.

В ролевой игре выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребенка. Исследования Эльконина показали, что в более примитивных обществах, где дети могут очень рано принимать участие в трудовой деятельности взрослых, отсутствуют объективные условия для возникновения сюжетно-ролевой игры.

Стремление ребенка к самостоятельности и участию в жизни взрослых удовлетворяется там прямо и непосредственно - начиная с 3-4-летнего возраста дети овладевают средствами труда или работают вместе с взрослыми, а не играют.

Эти факты позволили сделать Д.Б. Эльконину важный вывод: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению и своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе. .

Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека («Я - космонавт», «Я - мама», «Я - доктор»), а, что является самым главным, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим как бы отождествляет себя с ним.

Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь ребенка с обществом. Поэтому Эльконин предложил рассматривать роль как основную, неразложимую единицу развитой формы игры. В ней в нерасторжимом единстве представлены аффективно-мотивационная и операционально-техническая стороны деятельности ребенка.

Наиболее характерным моментом роли является то, что она не может осуществляться вне практического игрового действия. Игровое действие является способом осуществления роли. Невозможно представить себе ребенка, который, взяв на себя роль взрослого, оставался бы бездеятельным и действовал бы только в умственном плане - в представлении и воображении. Роль всадника, доктора иди шофера невозможно выполнять только в уме, без реальных, практических игровых действий.

Между ролью и соответствующими ей игровыми действиями имеются тесная взаимосвязь и противоречивое единство. Чем обобщеннее и сокращеннее игровые действия, тем глубже отражена в игре система отношений воссоздаваемой деятельности взрослых. И наоборот - чем более конкретны и развернуты игровые действия, тем больше уходят на второй план отношения между людьми и тем больше выходит на первый план предметное содержание воссоздаваемой деятельности

Последовательность действий роли, которую берет на себя ребенок, имеет для него как бы силу закона, которому он должен подчинять свои действия. Всякая попытка нарушить эту последовательность или внести элемент условности (например, сделать так, чтобы мышки ловили кошек или чтобы шофер продавал билеты, а кассир вел автобус) вызывает бурный протест детей, а иногда даже приводит к разрушению игры. Взяв на себя роль в игре, ребенок тем самым принимает систему жесткой необходимости выполнения определенных действий в определенной последовательности. Так что свобода в игре относительна - она существует только в пределах взятой на себя роли .

Но все дело в том, что эти ограничения ребенок берет на себя добровольно, по собственному желанию. Более того, именно это подчинение принятому закону доставляет ребенку максимальное удовольствие. По словам Л.С. Выготского, игра - это «правило, ставшее аффектом» или «понятие, превратившееся в страсть».

Обычно ребенок, подчиняясь правилу, отказывается от того, что ему хочется. В игре же подчинение правилу и отказ от действия по непосредственному импульсу приносит максимальное удовольствие. Игра непрерывно создает такие ситуации, которые требуют действий не по непосредственному импульсу, а по линии наибольшего сопротивления. Специфическое удовольствие от игры связано как раз с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли. Именно поэтому Выготский полагал, что игра дает ребенку «новую форму желания». В игре он начинает соотносить свои желания с «идеей», с образом идеального взрослого. Ребенок может плакать как пациент в игре (показать, как плачешь - трудно) и радоваться как играющий .

Многие исследователи считали игру свободной деятельностью именно в силу того, что в ней нет ясно выраженной цели и результата. Но высказанные выше соображения Выготского и Эльконина отвергают это предположение. В творческой, ролевой игре дошкольника есть и цель, и результат. Цель игры заключается в осуществлении взятой на себя роли. Результатом игры является то, как осуществляется эта роль. Конфликты, возникающие по ходу игры, как и само удовольствие от игры определяются тем, насколько результат соответствует цели. Если такого соответствия нет, правила игры часто нарушаются, вместо удовольствия дети испытывают разочарование и скуку.

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение, то есть игра влияет на различные стороны развития дошкольника (приложение В).

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях занятий. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета - он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как не обязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Косякова, О. О. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие / О.О. Косякова.- Москва: Феникс, 2007.-С.346

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Продуктивные виды деятельности ребенка - рисование, конструирование - на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер сдувает висящие яблоки и т. д. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Ребенок - шофер, он везет блоки на строительство, затем он грузчик, выгружающий эти блоки, наконец, рабочий-строитель, строящий дом. В совместной игре эти функции распределяются между несколькими детьми. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности (например, рисунок), и она освобождается от влияния игры.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя - он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Принципиально иное, чем к игре, отношение взрослых к учению постепенно, исподволь перестраивает и отношение к нему со стороны ребенка. У него складывается желание и первоначальное умение учиться.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать товарищей по игре, он будет в тягость им. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие / В.Н. Белкина.- Москва: Академический проект, 2005.-С.188

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. Знаковая функция пронизывает все стороны и проявления человеческой психики. Усвоение знаковой функции речи ведет к коренной перестройке всех психических функций ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещение одних предметов другими. Предметы-заместители выступают как знаки отсутствующих предметов. Знаком может быть любой элемент действительности (предмет человеческой культуры, имеющий фиксированное функциональное назначение; игрушка, выступающая в качестве условной копии реального предмета; полифункциональный предмет из природных материалов или созданный человеческой культурой и др.), выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности. Называние одним и тем же словом отсутствующего предмета и его заместителя концентрирует внимание ребенка на некоторых свойствах предмета, по-новому осмысливаемых через замещения. Тем самым открывается еще один путь познания. Кроме того, предмет-заместитель (знак отсутствующего) опосредствует связь отсутствующего предмета и слова и по-новому трансформирует словесное содержание.

В игре ребенок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом, и иконические знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.

Индивидуальные условные знаки и иконические знаки в игре берут на себя функцию отсутствующего предмета, который они замещают. Разная степень приближенности предмета-знака, замещающего отсутствующий предмет, и замещаемого предмета способствует отработке знаковой функции речи: опосредствующая взаимосвязь «предмет - его знак - его наименование» обогащает смысловую сторону слова как знака.

Действия замещения, кроме того, способствуют развитию у ребенка свободного обращения с предметами и использования их не только в том качестве, которое было усвоено в первые годы детства, но и по-другому (чистый носовой платок, например, может заменить бинт или летнюю шапочку).

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Рефлексия - это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.

Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль. Двойная позиция играющего -- исполнитель и контролер - развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, предвидя реакцию других людей. Мухина, В. С. Детская психология: учебное пособие / В. С. Мухина. - Москва: Эксмо-Пресс, 2000.- С.172

Виктория Куриленко
Влияние игр на развитие детей дошкольного возраста

ГБОУ г. Москвы «Школа № 1272»

Доклад :

Тема : «Влияние игр на развитие детей дошкольного возраста »

Составила

воспитатель :

Куриленко В. В.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра , в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту , способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития . Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника .

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста . В этот период она возникает и приобретает наиболее развитую форму , которая в психологии и педагогике получила название сюжетно – ролевой.

Сюжетно – ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними. В такой игре интенсивно формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития . Игра органически связана с жизнью общества. Она имеет определяющее влияние на преемственность опыта, привитие нравственных качеств, правил поведения молодому поколению, вступающему в жизнь.

Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д. Б. Эльконин , в игре интеллект направляется за эмоционально – действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально – действенная ориентация в содержании человеческой деятельности.

В отечественной психолого-педагогической науке, сюжетно – ролевая игра понимается как деятельность, социальная по происхождению, содержанию и структуре (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, отражающая действительную жизнь.

Д. Б. Эльконин высказал гипотезу, что в истории человечества сюжетно – ролевая игра возникает на определённой стадии развития общества . Усложнение производства, с одной стороны, делает невозможным участие ребёнка в реальной социальной, производительной деятельности, а с другой – требует от него ориентировки в системе задач, ролей и правил поведения во взрослом сообществе. Ролевая игра, по мнению Д. Б. Эльконина , является особой символико-моделирующей деятельностью, позволяющей осуществить эту ориентировку. Гипотеза учёного получила подтверждение в историко-этнографических и межкультурных исследованиях игры.

Таким образом, исходным и общим для психологов и педагогов является безусловное признание социального происхождения игры как естественной деятельности ребёнка.

Значение и место игровой деятельности в жизни ребёнка – дошкольника обсуждались в работах зарубежных и отечественных педагогов и психологов Ж. Пиаже, А. П. Усовой, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. В. Менджерицкой, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Л. И. Божович и др.

Д. Б. Эльконин выделяет четыре основные линии влияния игры на психическое развитие ребёнка :

развитие мотивационно – потребностной сферы;

Преодоление познавательного «эгоцентризма» ребёнка;

Формирование идеального плана;

развитие произвольности действий;

Результатом развития мотивационно – потребностной сферы является формирование у ребёнка стремления к социально значимой деятельности и мотива, сменив свой статус, занять новую социальную позицию, обеспечивающих психологическую готовность ребёнка к поступлению в школу и обучение в ней (А. П. Усова, С. Л. Новосёлова, Л. И. Божович, М. И. Лисина, .

Благодаря игре происходит изменение психологической формы мотивов от досознательных, аффективно окрашенных, непосредственных желаний к мотивам, имеющим «форму обобщённого намерения, стоящим на грани сознательных» (Д. Б. Эльконин, .

Сюжетно-ролевая игра в силу своего особого строения содержит возможности преодоления познавательного «эгоцентризма» (Ж. Пиаже, , выраженного в абсолютизации собственной позиции и невозможности её соотнести с другими возможными познавательными позициями. Принятие ролей в игре и замещение делают необходимой координацию различных позиций её участников и различных точек зрения партнёров на предмет и роль. В процессе игры дети должны учитывать позиции друг друга в соответствии с ролевыми отношениями, с практикой действий с предметами в зависимости от игрового и реального значения и, наконец, координировать свою позицию с позицией партнёра по игре (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, .

Л. С. Выготский главное значение игры видел в коренном преобразовании сознания, заключающемся в отрыве значений от вещи, внутреннего от внешнего, т. е. в формировании идеального плана сознания. Он рассматривал игру как естественную, стихийно сложившуюся практику поэтапной отработки умственных действий на основе функционального развития игровых действий от развёрнутых и выполняемых с реальными игрушками и предметами – заместителями к речевым, а затем умственным. Действия в уме, составляя основу идеального плана, раскрывают путь к развитию наглядно – образного мышления, высших форм перцептивной деятельности, воображения (Н. Н. Поддьяков, О. М. Дьяченко, А. Н. Леонтьев, .

Наконец, игра как деятельность, реализация которой требует от ребёнка отказа от сиюминутных желаний и подчинения правилу в пользу выполнения принятой на себя роли, обеспечивает возможность перехода к произвольной регуляции поведения. Произвольное поведение, осуществляемое и контролируемое ребёнком в соответствии с образцом и правилом, становится доступным ему благодаря принятию роли и взаимному контролю со стороны участников игры. Качество произвольности, таким образом, приобретают сенсомоторные функции (А. В. Запорожец, память (З. М. Истомина, поведение (Э. В. Мануйленко, .

Таким образом, игровая деятельность дошкольника заключает в себе большие возможности по формированию психических процессов, влияющих на поведение ребёнка, и являются основой перехода к новой, высшей стадии развития .

Игровая деятельность оказывает огромное влияние на развитие общения в этот период. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается , главным образом, в процессе совместной игры и связано с формированием детского коллектива. Развитие коллективного игрового творчества приводит к более сложным взаимоотношениям детей - проявляется такое важное качество как «общественность» (А. П. Усова, . В таком коллективе воздействие на ребёнка опосредуется детским обществом, через которое осуществляется влияние на отдельного ребёнка (Т. А. Маркова, В. Я. Воронова, Д. В. Менджерицкая, Р. Н. Жуковская, .

Игра богата эмоциями, она выявляет искренние переживания ребёнка и формирует его чувства. Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку для его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности (А. В. Запорожец, Л. А. Абрамян, А. Д. Кошелева и др.) .

Таким образом, игровая деятельность занимает определённое место в педагогической системе, т. к. именно в игре и посредством игры осуществляется формирование детской личности, развитие эмоциональной сферы .

На протяжении дошкольного детства качественно меняется характер основной деятельности ребёнка-дошкольника – характер сюжетно – ролевой игры, представляющей широчайшие возможности для развития фантазии и творчества.

В сюжетно – ролевой игре ребёнок начинает воспроизводить те отношения, которые он наблюдает у взрослых людей, и которым он стремится подражать. И чем больше ребёнок получает впечатлений, тем разнообразнее его игры, тем больше простора для развития его творческого воображения.

Вместе с развитием сюжетов игр развивается и возможность творческого воображения ребёнка, накапливается тот материал, который пробуждает и направляет фантазию малыша. В ролевой игре ребёнок не только представляет вместо одного предмета другой, но и себя видит, то доктором, то волшебником, то принцем. Выполнение роли в игре требует от ребёнка сложнейшей деятельности воображения : необходимо хорошо представлять себе, что должен делать его герой в данную минуту, планировать его дальнейшие действия, исходя из сложившейся ситуации, направлять развитие игры в целом .

Исследователи считают сюжетно – ролевую игру творческой деятельностью. В ней дети воспроизводят все то, что они видят вокруг. А. А. Люблинская отмечает, что ролевая игра является формой творческого отражения ребенком действительности, сплетение реального и вымысла.

Сюжетная игра захватывает ребёнка, она создаёт тот эмоциональный настрой, который необходим для творчества; именно в игре ребёнок выражает себя наиболее полно и свободно. В игре ребёнок учится проявлять свою творческую инициативу, учится умению организовывать, планировать и направлять игру.

По мнению исследователя – педагога О. Солнцевой , развитие воображения позволяет дошкольнику занять особую внутреннюю позицию представляющую ему возможность самостоятельно задать предметные отношения, то есть стать, «автором» новой части игрового материала, на основании которой можно создать собственный сюжет и реализовать его.

Следовательно, именно сюжетно – ролевая игра подводит ребёнка к способности действовать полностью в плане образов, в плане представлений.

В самом деле, сначала воображение ребёнка приковано к тем предметам, с которыми он действует, затем опирается на игровые действия в сюжетно – ролевой игре, но уже к концу дошкольного возраста воображение ребёнка отрывается от внешних опор и переходит во внутренний план.

Этот переход подготавливается тем, что уже в сюжетно – ролевой игре ребёнок сначала представляет свои действия, их последовательность, их значение для общего сюжета игры, а потом уже действует. Такая необходимость приводит к тому, что ребёнок начинает всё чаще и чаще «проигрывать» различные ситуации в уме, а затем как-то обнаруживать это во вне. Наряду с переходом деятельности воображения во внутренний план у старших дошкольников появляется ещё одна важная способность подчинять своё воображение определённому замыслу, следовать заранее намеченному плану.

Возникновение и развитие творческого воображения считает В. С. Выготский – это переход к творческой деятельности, который связан с появлением у дошкольников замысла игры . Творчество детей проявляется в ролевом поведении в соответствии с видением роли и в то же время сдерживается наличием игровых правил.

Такой постепенный переход к внутренней деятельности воображения, который происходит в результате развития игры , ведёт к проявлению творческой активности в самых разных областях (О. М. Дьяченко, .

Таким образом, дошкольное детство характеризуется бурным развитием познавательного воображения. Творческое воображение формируется, прежде всего, в игровой деятельности, и затухает, когда ребёнок перестаёт действовать. На протяжении всего дошкольного детства происходит постепенное превращение воображения ребёнка из деятельности, которая нуждается во внешней опоре, в деятельность самостоятельную внутреннюю, позволяющую осуществить элементарное игровое творчество. Исследователи подчеркивают важную роль в развитии детского творчества самостоятельных сюжетно – ролевых игр. Именно самодеятельная игра детей (т. е. «делаю сам» ) составляет сущность воспитания. В творческой самодеятельной игре ребенок не просто запечатлевает увиденное. В ней, по мнению А. П. Усовой , происходит творческая переработка, преобразование и усвоение всего того, что он берет из жизни. В игре ребёнок из элементов, взятых из окружающей жизни, создаёт новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловлено существенными изменениями в содержании сюжетно – ролевой игры (М. В. Ермолаева, .

Старший дошкольный возраст , по мнению педагогов и психологов, - возраст расцвета сюжетно – ролевой игры. К пяти годам у детей сформировались такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушкой, ролевое поведение. Сюжетно – ролевая игра, как правило, коллективная. Она отличается большим разнообразием тематики, сложностью и развёрнутости сюжетов . Дети отражают в играх события и ситуации, выходящие за рамки их личного опыта (А. П. Усова, Р. Н. Жуковская, С. Л. Новосёлова и др.)

В работах разных исследователей (Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин и др.) собрано достаточно много фактов, свидетельствующих о том , что сюжетная игра старших дошкольников имеет разнообразные формы. Это и, собственно, ролевая игра с принятием на себя игровой роли и игра-фантазирование с преимущественно речевым планом и создание через посредство мелкого игрового материала, воображаемых миров. Все эти формы сюжетной игры развёртываются как в индивидуальном плане, так и совместно со сверстниками.

Разнообразие форм сочетается с многообразием содержания; игровой сюжет может моделировать как вполне реалистические события, так и вымышленные, однако в любом случае игровые сюжеты старших дошкольников становятся всё более связанными, внутренне логичными.

Объединяющим для всех этих форм игры является направление старших дошкольников на моделирование мира через последовательности сюжетных событий, воссоздающих целостные жизненно – смысловые контексты.

Наиболее характерными разновидностями сюжетно – ролевых игр являются :

Игры, отражающие профессиональную деятельность людей (моряков, строителей, космонавтов и т. п.) ;

Игры в семью;

Игры, навеянные литературно – художественными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику) .

Взаимоотношения взрослых и детей в сюжетно – ролевых играх строится на основе личностно – ориентированного подхода, с соблюдением принципов партнерского взаимодействия, активности в построении предметно – игровой среды, творческого характера игровых действий.

Старший дошкольный возраст способствует тому , что игры становятся богаче по содержанию, интереснее и увлекательнее по выдумке, замыслу. Построение образов, в этом случае, приобретает творческий, сознательный, активный характер. Вместе с развитием сюжетов игр развиваются и возможности творческого воображения ребёнка, накапливается тот материал, который пробуждает и направляет фантазию ребёнка (В. Я. Воронова, Н. Я. Михайленко, Н. Ф. Короткова и др.) .

Игры старших дошкольников отличаются сложным содержанием, использованием средств отображения реальной жизни, а также организацией.

Часто это длительные творческие игры, т. е. игры, в которые дети играют долгое время, постоянно развивая сюжет , усложняя содержание игры; игры, глубоко затрагивающие чувства и интересы детей , отображающие их психическое развитие (В. Я. Воронова, С. Л. Новосёлова и др.) .

Основной признак длительной игры – это устойчивый интерес ребёнка к роли им выполняемой, и к определённой теме игры. Длительная игра даёт возможность уточнять и углублять представления детей об изображаемом им персонаже. В нём ярко раскрывается отношение ребёнка к роли, происходит влияние её на его поведение , с одной стороны, а с другой – в игре проявляется разностороннее игровое творчество в поисках средств для изображения задуманного, создавать мнимую ситуацию (Д. Б. Менджерицкая, .

В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются индивидуальные особенности игрового творчества каждого ребенка (О. Солнцева, . У детей – сочинителей творческие проявления связаны, прежде всего, с созданием игровых сюжетов, для них характерно осуществление игры в речевом плане и воображении. Такие дети рано переходят к игре – фантазированию. Дети – исполнители проявляют игровое творчество в реализации замыслов создания образов игровых персонажей, используя для этого, разнообразные средства : мимику, жесты, речевую интонацию, комментирующую и оценочную речь. Дети – режиссеры максимально проявляют себя в игровом организационном общении, выступа посредниками в разрешении спорных ситуаций и конфликтов, «дирижируя» замыслами игроков, способствуя их согласованию.

Творческая игра – высшая ступень развития игры . Специфика творческой игры состоит в том, что она возникает по инициативе самих детей , которые самостоятельно берут на себя роли, хотят развивать сюжет , проявляют в игре больше вымысла, творчества в выборе действий и распределении ролей, при использовании подсобных материалов.

Таким образом, игра определяет существенную роль в каждом творческом процессе. Проявление творчества в игре позволяет ребёнку приобрести некоторый жизненный опыт, вызывает потребность выражать его в своей деятельности. Радость творческой игры преображает детскую жизнь, наполняя её сказочностью и волшебством (В. Я. Воронова, Д. Б. Менджерицкая и др.) .

Воображение и творчество теснейшим образом взаимосвязаны. Творческое воображение формируется в процессе игровой деятельности. Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития личности ребёнка , выступают связующим звеном в отношении к познаваемому.

Данные психолого-педагогических исследований позволили сделать вывод о том, что сюжетно – ролевая игра, во-первых – представляет собой важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений, создание условий для психического развития и «взросления» , подготовке ребенка к будущей жизни; во-вторых – имеет мощный потенциал в воспитании и развитии с возможностью формирования детской личности и становления индивидуальных особенностей дошкольника ; в-третьих – определяет существенную роль в формировании творческой деятельности и развитии творческого потенциала.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте . М., Просвещение, 1988. – 460 с.

2. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии, 1996. №6. - с. 62-76.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте . М., Просвещение, 1991. – 93 с.

4. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника // Вопросы психологии, 1987. №1. – с. 52-67.

5. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества. Воронеж., НПО «МОДЭК» , 2005. – 304 с.

6. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры . // Избранное в 2-х томах. Том 1. М., Педагогика, 1983. – с. 303-323.

7. Люблинская А. А. О некоторых особенностях развития логического мышления у детей // Дошкольное воспитание , 1968. № 7. – с. 40 -48.

8. Маркова Т. А. Воспитание дружеских взаимоотношений . // Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста . М., Просвещение, 1965.–с. 32-136.

9. Менджерицкая Д. В. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада. // Воспитание детей в игре . М., Просвещение, 1979.– с. 5-19.

10. Новосёлова С. Л., Зворыгина Е. В. и др. Комплексное руководство формированием игры старших дошкольников // Игра дошкольника . / Под ред. С. Л. Новосёловой. М., Просвещение, 1989. – с. 95-102.

11. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников . / Под ред. М. И. Лисиной. М., Просвещение, 1974. – 207 с.

12. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., Педагогика, 1969.

13. Проблемы дошкольной игры : психолого-педагогический аспект. Под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. М., Педагогика, 1987. – 192 с.

14. Солнцева О. Играем в сюжетные игры. Дошкольное воспитание , 2005. №4.

15. Усова А. П. Воспитание общественных качеств ребёнка в игре. Психология и педагогика игры дошкольника . М., Просвещение, 1966. – с. 38-48.

16. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., Просвещение, 1978. – 304 с.

17. Эльконин Д. Б. Детская психология М., Академия, 2007. – 384 с.

Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят за играми. Порой взрослым кажется, что играя, дети тратят время на бесполезные занятия, ведь игра воспринимается как праздное времяпрепровождение и баловство. На самом деле игра является ведущей деятельностью для дошкольников. Это означает, что именно игра необходима для развития детей этого возраста.

Развивающее воздействие игры на ребёнка невозможно без участия взрослого. Чем младше ребёнок, тем большее включение в процесс игры требуется от родителей. Когда малыш только начинает играть, мама и папа являются его любимыми партнёрами по играм. Родители могут инициировать игры сами или поддерживать инициативу ребёнка. В более старшем возрасте родители могут выступать в качестве сторонних наблюдателей, помощников и консультантов. В любом случае взрослый человек выступает в качестве проводника в мир игры.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Влияние игры на развитие ребёнка

В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно. Рассмотрим подробнее, как игры влияют на развитие ребёнка.

  • Развитие познавательной сферы. В процессе игры ребёнок активно познаёт окружающий мир, знакомится со свойствами предметов, их назначением. Этот аспект влияния игры на развитие проявляется в самом раннем возрасте, когда ребёнок ещё не играет, а только манипулирует предметами: ставит кубики один на другой, складывает мячи в корзину, пробует игрушки «на зуб». Вместе с усвоением новых знаний об окружающем мире, в процессе игры происходит развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Сформированные ещё в раннем возрасте навыки концентрировать внимание, анализировать, запоминать информацию очень пригодятся ребёнку для обучения в школе;
  • Физическое развитие. В процессе игры ребёнок осваивает разные движения, совершенствует свои двигательные навыки. Подвижные игры любят все дети: они с удовольствием бегают, прыгают, кувыркаются, пинают мяч. В таких играх ребёнок учится мастерски владеть своим телом, обретает ловкость и хороший мышечный тонус, что очень важно для растущего организма;
  • Развитие образного мышления и воображения. В процессе игры ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Сам ребёнок в этот момент понимает, что всё происходит понарошку, но играя, действительно видит в листиках – деньги, в камешках – картошку для супа, а в сыром песке – тесто для ароматных пирожков. Развитие воображения и образного мышления – важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры. Правда, в последнее время это свойство игры истребляется производителями детских игрушек, создающих самые разнообразные игровые наборы на все случаи жизни. Максимально реалистичные детские кухни, прачечные, наборы для игры в магазин лишают детскую игру элемента фантазии;
  • Развитие речи и коммуникативных навыков. В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила;
  • Развитие мотивационной сферы. Сюжетно-ролевые игры основаны на том, что ребёнок подражает взрослому человеку. В ходе игры ребёнок как бы примеряет на себя роль взрослого, на игровом уровне пробует выполнять его функции. Такая игра формирует у ребёнка мотивацию стать по-настоящему взрослым, то есть получить профессию, зарабатывать деньги, создать семью. Конечно, для того, чтобы в ходе игры формировалась «правильная» мотивация, ребёнок должен иметь положительный пример взрослых перед глазами;
  • Развитие нравственных качеств. Хотя сюжеты детских игр и являются выдуманными, те выводы, которые делает ребёнок из игровых ситуаций – самые настоящие. Игра является своего рода полигоном, на котором ребёнок учится быть честным, смелым, решительным, доброжелательным. Разумеется, для формирования нравственных качеств нужна не только детская игра, но и взрослый человек рядом, который поможет глубже увидеть игровую ситуацию и сделать правильные выводы;
  • Развитие и коррекция эмоциональной сферы. В процессе игры ребёнок учится сочувствовать, поддерживать, жалеть, выражать симпатию. Иногда бывает, что сквозь игры «прорываются» эмоциональные проблемы ребёнка: страх, тревога, агрессия. В игровой форме можно дать выход этим эмоциям и прожить вместе с ребёнком сложные для него ситуации.

К сожалению, в последнее время настоящая спонтанная детская игра вытесняется обучением в игровой форме или компьютерными играми. Нужно понимать, но ни та, ни другая деятельность не является, в сущности, той игрой, которая так много даёт для развития ребёнка. Конечно, настоящие и «качественные» детские игры не всегда удобны для взрослых, ведь это шалаши из подушек и одеял, конструкторные города по всей квартире и беспорядок. Однако ограничивать ребёнка в его фантазии и играх не стоит, ведь правильно говорят, что всему своё время, а детство – это время игры. Ребёнок, которому дали вволю наиграться, будет лучше готов к переходу на новую ступеньку своего развития.

Читаем

При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Запорожец и др.) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период.

Войдя в игру и раз за разом совершаясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни.

В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра – практика развития.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Различные формы деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности детей. Игры органически связаны со всей культурой народа; свое содержание они черпают из труда и быта окружающих.

Игра подготовляет подрастающее поколение к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнять. В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию ее в действии, ее изменению закладываются и подготовляются в игровом действии; в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству; словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности; в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обусловливающие готовность к обучению.

Игра является особенно спонтанным качеством ребенка, и вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка со взрослыми.

Таким образом, игровая деятельность дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на его развитие.

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными.

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.

Статьи по теме: