Что такое игра в древней руси. Игры детские и девушек в древней руси. Салки на одной ноге

Встарь наши предки коротали долгие зимние вечера дома, в семейном кругу. В крестьянских избах развлекались подвижными играми в «Колючки» , «Медведя» или «Дергача» . Знатные же люди жаловали игры настольные, такие как карты , шахматы

Дети предпочитали играть в брюльки : крючком на леске вытягивали из кучки по одной игрушке так, чтобы не задеть остальные. Молодежь играла в «Курилку»: передавали по кругу горящую лучину, приговаривая «Жив, жив Курилка, ножки тоненьки, душа коротенька» . Проигрывал тот, в руках у кого лучина гасла.

Многие наверное еще помнят «Колечко» Игроки садятся на скамейку. Выбирается ведущий, у которого будет колечко. Все игроки складывают ладошки «лодочкой». Ведущий держит в сложенных ладошках колечко или любой другой мелкий предмет (пуговица, камешек). Проводя своими руками между ладоней каждого игрока, ведущий незаметно вкладывает кому-нибудь в руки колечко. Затем чуть отходит в сторону и говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этих слов задача игрока с колечком быстро встать, а других участников - удержать его на скамейке. Удалось вскочить - стал ведущим. Нет - ведущий остается прежний.

Так же еще не забыли «Море волнуется раз» . По числу играющих ставятся стулья в два ряда, чтобы спинка одного стула соприкасалась со спинкой другого. Каждый играющий должен хорошо помнить свой стул, где он сидит. После того, как все усядутся, выбранный ведущий кричит: «Море волнуется!» Все играющие вскакивают и бегают вокруг стульев. Ведущий улучает момент, когда каждый отбежал далеко от стула, и неожиданно для играющих кричит: «Море утихло!». После этого нужно занять свое место, а так как ведущий занял один из стульев, то между играющими происходит суматоха и каждый старается захватить то место, какое попалось. Играющий, оставшийся без места, становится ведущим.

А как вам «Камешки» ? Игра ведется пятью камешками в течение двух минут. Пойманные камешки выводятся из игры. Игра завершается через шесть туров. На шестом туре все пять камушков берутся в ладонь, подбрасываются вверх и подхватываются тыльной стороной ладони, затем четыре камушка стряхиваются. Последний камешек подбрасывается вверх, и за время полета остальные четыре подбираются со стола. При завершении шестого тура участнику присуждается пять очков. При прохождении шести туров без ошибок в течение предоставленного времени присуждается пять очков. Кстати, игра ведется только одной рукой. Смена рук не допускается.

А сколько было уличных игр! Вот например игра, о которой с удовольствием вспоминают старожилы, называется «Мастер и подмастерье» .

В земле выкапывают три ямки по прямой линии, в двух шагах друг от друга. Игрок отходит от ямок на 40 шагов и кидает камешек в первую ямку. Если попал, бросает во вторую, затем в третью, потом в обратном порядке. Если попал во все ямки, ты «мастер», если только туда или обратно — «подмастерье», а если запнулся на одной из первых ямок, то ты «ученик».

И уже редко встретишь детей, играющих в салки, ловички, горелки. Да и слов таких современные дети уже не знают. Однако, важно вспомнить, что игрушек у наших бабушек и дедушек особо и не было, а те, что были - чаще всего самодельные, но игры были одна другой интересней, и хотя сейчас доминируют разнообразные и легкодоступные флеш игры онлайн, торжествовать пока рано - время покажет.

Для начала игры использовались так называемые «зазывалки». Многие помнят из детства «Тай-тай, налетай … ». Конечно, таких «зазывалок» огромное количество, тем более что создавались они самими детьми, никакими правилами не ограничивались.

Суть игры ловички (как вариант «салочки») заключается в том, чтобы ведущий (который назначается, либо выбирается) догнал кого-то из участников игры. В настоящее время дети часто называют такую игру «догонялки». Однако, есть несколько усложненных вариантов данной игры. Первый заключается в том, что ведущий бегает за другими игроками, держась за ту часть тела (или место), за которую его поймал предыдущий игрок. Другой вариант: игрок, до которого дотронулся «лов» останавливается, разводя руки в стороны, другие игроки, дотронувшись до него, могут его «расколдовать». Задача ведущего: «заколдовать» всех участников.

Очень популярна и любима на Руси была игра горелки . Скорее всего такое название игра получила оттого, что в старые времена играющие обставлялись огнями. Для игры участники становятся парами, один «горельщик». Водящий становится спиной к парам, произнося фразы в стихотворной форме (варианты различные), но последние слова должны быть обязательно «последняя (первая, вторая, пятая и так далее) пара беги». На последних словах пара, которую назвали, должна обежать дерево (либо какой-либо другой предмет, это оговаривается сразу) и встать первой в колонну. Водящий должен опередить кого-либо из пары и стать на его место. Кто остался без места, тот и становится новым водящим.

Вспоминая старинные русские игры, нельзя пропустить «городки» . Задача играющих в том, чтобы битой (обычно используют деревянную) выбить построенные в ряд фигурки (городки). Игра эта может быть как командной, так и одиночной. На выбивание дается несколько попыток. Тот игрок или та команда, которые выбыли наибольшее количество фигур при наименьшем количестве попыток, считаются победителями. Важно расстояние, на которое отходит игрок, чтобы выбить фигуры, количество городков.

Лапта - одна из любимейших игр наших бабушек, которую, к сожалению, уже начали забывать,. Так для игры требуется поле длиной 50-60 метров. Метров 10 от конца поля с двух сторон проводятся линии. За одной линией будет «дом», а за другой - «кон». Играющие разбиваются на части. Первая команда называется «бьющей», вторая «водящей». « Бьющая» команда размещается за линией «дома», «водящая» - на поле. Игрок «бьющей» команды лаптой (деревянной битой) должен ударить по мячу и пробежать до линии «кона» и обратно, пока «водящая» команда ловит мяч и пытается попасть им в него. Если успел добежать -игроки его команды играют дальше в «доме», нет -меняются местами с соперниками. Однако, в момент перебежки «водящей» команды за линию «дома», игроки команды противников могут «запятнать» любого зазевавшегося на поле игрока, тогда команды снова меняются местами. Так на поле происходит постоянная борьба за обладание «домом». Команда игрока, не «запятнавшего» себя, получает очко. Победителем становится команда, заработавшая большее количество очков.

«ногомяч», которую позже укравшие её англичане переименуют в футбол!


именно эту игру запечатлел немецкий художник Христиан Гейслер работавший в России в 1790—1798 гг.

Вот вам «Невод».

Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое игроков берутся за руки, образуя невод. Их задача - поймать как можно больше плавающих рыб, т.е. остальных игроков. Задача рыб - не попасться в невод. Если рыбка оказалась в неводе, то она присоединяется к водящим и сама становится частью невода. Игра продолжается до того момента, пока не определится игрок, оказавшийся самой проворной рыбкой. Детали: Рыбки не имеют права рвать невод, т.е. расцеплять руки у водящих

Удочка. Играющие образуют круг. Водящий, стоя в центре, вращает веревочку с привязанным на конце мешочком с песком - удочку. Играющие перепрыгивают через веревочку, когда она проходит под ногами, стараясь не задеть ее. Коснувшийся веревки становится водящим. Детали: Вращение веревки должно производится не выше уровня колен

Играли на рубеже века XVIII и века XIX и в азартный «Пристенок»

Участники этой азартной игры поочередно ребром монетки ударяют об стенку, чтобы она упала на землю как можно ближе к монетам соперников. Если до соседней монетки можно дотянуться пальцами, то монетку можно забрать.

Или в более компактные в инвентаре «Бабки»


Играли в «Свайку»

Детские шалости, порой, не знают границ: бьются китайские вазы, новые обои превращаются минут за пять в арт-объект, а кошка теряет последнюю надежу вырваться из пеленок. Чем бы дитя ни тешилось…Интересно, сильно ли отличались игры детей на Руси от забав нынешнего поколения?

«Лошадка»

Дети на Руси обожали игру в «лошадки». Что может быть проще! Нашел подходящую палку и скачи себе, куда душа пожелает. Если «лошадка» удачная, она будет «напоена», «накормлена» овсом, почищена и поставлена в «конюшню». Иногда игра в «лошадку» приобретала глобальный размах. Находилось что-либо, что обладало способностью «катиться». Взявшиеся за руки мальчишки с веревочками в зубах становились по двое или трое, а самый бойкий забирался в «повозку» и именовал себя кучером. «Тройка» начиная с тихой рыси, переходит на галоп, несется так, что в итоге опрокидывает повозку с кучером. И в этом самый шик! Кучер, потирая ушибленные места и размазывая кровь рукавом, достоин сегодня всеобщего уважения.

«Клёцки»

Обычно этой игрой забавлялись те, кто был наказан. Запрет выходить из дома, похоже, не сильно угнетал шалунов. Они собирались возле ворот и коротали время за игрой. Суть проста: при помощи большого и указательного пальца складывается кольцо, через которое каждый из участников должен пропускать свою слюну. Чья слюна зацепит пальцы, тот становится «клёцкой». Все принимаются дразнить его со свойственной детям жестокостью. Рассвирепевший «клёцка» начинает гоняться за обидчиками. Кого поймает – тот становится новой «клецкой». Игра продолжалась до тех, пока не выдохнется последний из шалунов.

«Ястреб и голуби»

Среди всей ватаги выбирается ястреб, голубь и голубка. Остальные становятся прожорливыми птенцами. Почему прожорливыми? Да потому что именно на поиски еды папаша-голубь должен был отлучаться из «гнезда» и подвергать себя опасности быть растерзанным ястребом. Впрочем, когда хищник завершал кровожадную расправу над голубем, то поджидал голубицу, которая следующей отправлялась за едой. А потом, по очереди, «трепал» и всех птенцов. Игра доходила до такого буйства, что дети возвращались домой вымазанные в пыли, в порванной одежде. Вот здесь-то их ожидала уже реальная расправа, а в роли ястреба выступали разгневанные родители.

«Ярка»

Игра затевалась в поле. Находился, понятно, незасеянный участок, на котором выкапывались на небольшом расстоянии ямки. Завершался ряд большой ямкой под размер похожего на мяч предмета из лыка или дерева. При этом каждая ямка имела своего владельца, чьими руками она, собственно говоря, и создана. Каждый по очереди с силой катил мяч через малые ямки к большой. Если мяч остановится на чьей-то малой ямке, ее хозяин подвергается всеобщему осмеянию. Он вставал на колени, все по очереди ерошили ему волосы и пели «дразнилку», на последнем слове которой все бросались в рассыпную. Ведь «ярка» старался угодить мячом одному из обидчиков в голову. В кого попадет, тот катает мяч заново.

«Хлопание»

Игра начинается, как только появляются первые листья на деревьях. Лист прикладывается к губам. При втягивании он рвется с громким «потрясением воздуха». Мальчишки сбиваются в группы, и щелкают ежеминутно, выказывая друг перед другом своё мастерство. Ведь чем искуснее исполнять щелканье, тем громче звук. Не трудно догадаться, что в итоге происходит. Нервы-то у взрослых не железные!

«Рыбка»

Игру затевали преимущественно осенью, так как летом почти все дети были заняты делом. Вбивается колышек, к которому привязывается веревка. Рядом с колышком накидывается разное барахло: худые лапти, сапоги, башмаки. Чем больше, тем лучше. Это и есть «рыбка». Ведущий – коноводец, держась за веревочку, должен охранять «рыбку», которую все участники стараются стащить. Участи коноводца стараются все избежать. Проворонил последнюю «рыбку»? Беги, что есть мочи, потому что украденная «рыбка» полетит в тебя. Если удастся подхватить брошенную «рыбку» и запустить в одного из обидчиков, новый коноводец определен.

«Терять»

Обычно эту игру затевали перед сном. Дети вставали в круг спинами друг к другу и начинали кружиться с песнями или без. В какой-то момент обязательно находится тот, кто повалится. Над упавшим потешаются, его больше не принимают в игру, называя «потерянным». О космонавтах, конечно, никто в те времена и слыхом не слыхивал, но хорошая координация и твердость в ногах никогда не были лишними.

Народная игра - это игра, широко распространенная в национальном сообществе в конкретный исторический период, отражающая особенности этого сообщества.
Народные игры отражают культуру и менталитет нации, поэтому претерпевают существенные изменения под влиянием экономических, социальных, политических, и прочих процессов. Игра - деятельность непродуктивная, ее мотивация заключается в самом игровом процессе. Но как бы игровой процесс не строился, и насколько бы сложны или просты ни были правила игры, она остается не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Без игры не мыслимо формирование человека, как полноценной личности. И культура славян - один из лучших тому примеров, т.к. является одной из богатейших в мире по количеству и разнообразию народных игр. На Руси умели и работать и весело отдыхать.

Славянские народные игры - самодостаточные произведения народного творчества, созданные и отточенные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа.
Вряд ли когда-нибудь мы всерьез задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на санках с горки; или сколько лет “казакам-разбойникам”. Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся. А ведь практически все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимания. Если повнимательнее проследить за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, а прообразом для них служили реальные события как бытовые, так и культурно-исторические. “Сундучок с играми” - расписанный в русских художественных традициях ларчик с инвентарем для игр. Спортивные отлично сочетаются с интеллектуальными!
Для удобства рассмотрения можно разделить народные игры на несколько типов:

игры, отражающие отношения человека и Природы
игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков
игры по религиозно-культовым мотивам
игры на находчивость, быстроту и координацию
игры на силу и ловкость
военные игры

Отметим, что деление это весьма условно и не ставит перед собой цели обязательно загнать все игры в определенные классификационные рамки. Вполне возможно, что какие-то из представленных далее народных игр подойдут сразу к нескольким категориям. Ниже мы рассмотрим наиболее типичные народные игры, а так же некоторые предыгровые моменты, без которых рассказ о самих играх был бы не полон. В каждую из этих игр дети могут вполне поиграть и сейчас. Они просты, понятны и не требуют специфических навыков, специальной подготовки и какого-либо инвентаря, за исключением самого простейшего. Детские игры - полны смеха, радости и движения

Зазывалки

Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии. Предыгровые зазывалки, как метод сбора участников будущей совместной игры при помощи специальной речевки, имеет давнюю традицию. Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре:
Чижик-пыжик воробушек, По улоньке скачет, Девиц собирает Поиграть-поплясать Себя показать….
Или:
Тай-тай, налетай! Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй?
Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор:
Тай-тай, налетай! Никого не принимай!
Так как в большинстве игр требуется водящий, нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения: Последнему - водить! В тех случаях, когда зазывалка не определяла водящего или такового не было в самой игре (например, в командных играх), использовали жребий или считалку. Считалки Считалками называют короткие рифмованные стихи, применяемые для определения водящего или для распределения ролей в игре:
Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять Вышел красный месяц А за ним - луна, поводи одна. Шесть, семь, восемь, девять, десять Царь решил меня повесить А царица не дала И повесила царя.
Считалка - неотъемлемая часть детской игры во все времена. Современные игроделы могут солидно называть ее “механизмом случайного распределения ролей”. Удивительное многообразие считалок наводит на вопрос, откуда же берутся для них темы? При их создании дети часто используют мотивы и образы колыбельных, прибауток, хороводных, плясовых, шуточных песен, частушек и других жанров фольклора, приспосабливая их к новым игровым задачам. Из текстов-источников выбирается то, что привлекает внимание игрой звуков или необычностью ситуации, и убирается все лишнее, что придает этому сюжетному действию динамику. Считалки могут начинаться как загадки:
Сидела баба на пече, на каленом кирпиче, Не могла стерпеть, начала пыхтеть….
Или как сказки:
Жили-были два гуся….
Концовки разнообразны: “выйди вон”, “это, верно, будешь ты”, “все равно тебе водить”. “Выход” - это заключительный элемент в общей композиции считалки, обязательный для этого жанра. Если считалка не имеет концовки, то последние строки текста отличаются особой эмоциональной выразительностью, заметной при исполнении.

Жребий

Жребий в игровой традиции выполняет функцию высшей справедливости. Его решению при распределении игровых ролей все обязаны подчиняться беспрекословно. Обычно жеребьевка предназначена для тех игр, в которых предусмотрено две команды. Из числа самых ловких игроков выбираются две матки (капитана), затем ребята, примерно равные по силам и возрасту, отходят парами в сторону, сговариваются и, договорившись, подходят к маткам:
Мати, мати, Что вам дати?
и спрашивают, кто из них кого выбирает:
Какого коня - сивого Или златогривого?
Или:
За печкой заблудился Или в стакане утопился? И т.д.

Постепенно все игроки делятся на две команды. Сам процесс формирования двух команд - своего рода “игра перед игрой”, и если вспоминать компьютерные игры, то по своей увлекательности он напоминает генерацию персонажа перед началом любой ролевой игры (даже перед большинством компьютерных).

Конечно, далеко не все нынешние подростки играли в народные игры - хватает иных развлечений. Многие просто не знают, что это такое. Но не утратить народные традиции, сохранить самобытные игры для следующих поколений есть одной из наиглавнейших целей нашей культуры, ведь именно играми Наши Предки воспитывали сильных, ловких, мудрых и храбрых людей.

Игры, отражающие отношения человека и природы

Жизнь человека в старину была очень намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены природным циклам и погодным условиям. Во многом именно от природы зависело, будет ли община сыта, и жить в достатке или людям придется голодать.

Закономерно, что эта связь нашла свое отражение в культуре, обычаях, традициях и праздниках у славянских народов. Дети, в своем стремлении подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. Так возник целый пласт игр - игры, в которых отражается отношение человека к Природе. Во многих из них лесные хищники - медведь, волк, лисица - главные действующие лица.

Волки во рву

На земле чертиться коридор, шириной около метра обозначающий ров. Его можно было делать различным по ширине и зигзагообразным. Во рву располагаются водящие, волки. Их немного, два или три и они не имеют права покидать ров. Остальные играющие - зайцы. Зайцы стараются перепрыгнуть через ров и не оказаться осаленными волками. Если до зайца дотронулись, он выбывает из игры или сам становится волком.
Детали:

Зайцы ров не перебегают, а перепрыгивают. Если нога зайца коснулась территории рва, это значит, что он провалился в ров и в этом случае также выбывает из игры.

Волки и овцы

На игровой поле отмежевываются площадки, имеющие 3 - 4 шага в ширину и называемые загонами. Играющие назначают одного из участников пастухом, другого - волком, а остальные остаются в роли овец. Пространство между загонами, называется полем. На одной из сторон его отделяют чертой небольшое пространство - логовище волка. После этого овцы размещаются в одном из загонов, а сам пастух становится в поле вблизи загона. Волк, предлагает пастуху погнать стадо овец в поле, а сам в это время старается схватить какую-нибудь из них и увлечь в свое логовище. Пастух старается оградить овец, направляющихся в противоположный загон, от волка. Пойманные волком становятся его помощниками. Помощники не могут “ловить” овец, но могут их всячески задерживать, мешая вернуться в загон. После очередной поимки волк вновь обращается к пастуху со словами: “гони стадо в поле”, и игра продолжается. Число помощников волка постепенно увеличивается, и он каждый раз вместе с ними продолжает выходить на охоту за овцами.
Детали:

Волк не должен оставлять логовища до тех пор, пока овцы не выйдут из своего загона и не двинутся по направлению к противоположному. Волк может ловить овец лишь в поле.

Хромая лиса

Один игрок выбирается на роль хромой лисы. Остальные игроки становятся утками. На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров - птичий двор, в который входят все, кроме хромой лисы. По сигналу утки бросаются бегом по кругу, а хромая лиса в это время скачет на одной ноге и старается запятнать кого-нибудь из разбегающихся уток, т. е. прикоснуться к ней рукой. Когда лисе это удается - она и присоединяется к уткам, а пойманная утка становится новой лисой.
Детали:

Утки не имеют права покидать птичий двор. Лиса ловит их, обязательно прыгая на одной ноге.

Медведь и вожак

Для игры необходима веревка длиной в 1,5-2 метра. Одного из участников назначают медведем, другого вожаком. Они берут в руки противоположные концы веревки, а остальные играющие группируются в 4-6 шагах от них. По сигналу, данному вожаком, игра начинается, и все бросаются на медведя, стараясь запятнать его. Вожак, охраняя последнего, в свою очередь пытается запятнать каждого приближающегося к медведю, прежде чем медведь получит 5-6 легких ударов. Если вожаку это удается, запятнанный им игрок становится медведем. А в том же случае, если медведь получит вышеуказанное количество ударов, и вожак не успеет запятнать кого-либо, то он сам становится медведем, а нанесший последний удар - вожаком.
Детали:

Пятнающие медведя должны вслух заявить о нанесенном ударе, причем удары могут быть наносимы лишь поочередно, а не одновременно двумя или несколькими играющими. В начале и во время игры, при каждой смене центральных действующих лиц: вожака и медведя - остальные участвующие не должны подходить к ним ближе, чем на 4-6 шагов, до тех пор, пока вожак не даст сигнала. За нарушение последнего правила, в наказание полагается роль медведя.

Народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков

Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющее повседневные занятия людей в старину дошло до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Глядя на которые совсем нетрудно себе представить, чем и как жили наши предки. В качестве примера ниже приведем несколько подобных игр:

Своеобразные диалоги-приговорки в играх могли быть довольно длинными и забавными. Причем менять по ходу игры фразы в них не возбранялось. Наоборот, это добавляло игре интереса и живости. Вот пример подобной игры:

Бояре

Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15.
Первая команда идет вперед со словами:
-Бояре, а мы к вам пришли!
И возвращается на прежнее место:
-Дорогие, а мы к вам пришли!
Другая повторяет этот маневр со словами:
-Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?
Начинается диалог:
-Бояре, нам веста нужна. Дорогие, нам веста нужна.
-Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?
Первая команда совещается и выбирает кого-то:
-Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).
Дорогие нам вот эта мила.
Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону.
Диалог продолжается:
-Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.
-Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.
-Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.
-Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.
-Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.
-Бояре, а мы к лекарю сведем. Дорогие, а мы к лекарю сведем.
-Бояре, она лекаря укусит. Дорогие, она лекаря укусит.
Первая команда завершает:
Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам весту навсегда!

Тот, кого выбрали вестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то веста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.
Детали:

Можно изменить слова диалога, придумывая их на ходу. Нельзя подныривать под руки при разбеге.

Еще один большой “плюс” русских игр - игровой инвентарь можно в избытке найти в любом доме.

Рыбный промысел на Руси был одним из важнейших. Следующие две игры по его мотивам:

Невод

Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое игроков берутся за руки, образуя невод. Их задача - поймать как можно больше плавающих рыб, т.е. остальных игроков. Задача рыб - не попасться в невод. Если рыбка оказалась в неводе, то она присоединяется к водящим и сама становится частью невода. Игра продолжается до того момента, пока не определится игрок, оказавшийся самой проворной рыбкой.
Детали:

Рыбки не имеют права рвать невод, т.е. расцеплять руки у водящих

Удочка

Играющие образуют круг. Водящий, стоя в центре, вращает веревочку с привязанным на конце мешочком с песком - удочку. Играющие перепрыгивают через веревочку, когда она проходит под ногами, стараясь не задеть ее. Коснувшийся веревки становится водящим.
Детали:

Вращение веревки должно производится не выше уровня колен.

Птицелов

Играющие определяют одного игрока, который становится птицеловом. Оставшиеся выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать и становятся птицами. Птицы встают в круг, в центре которого - птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят вокруг птицелова и произносят нараспев:
В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке.
Птички весело поют,
Ай! Птицелов идет!
Он в неволю нас возьмет,
Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя пойманного. После чего этот игрок сам становится птицеловом. Если птицелов ошибается - игра продолжается в тех же ролях.
Детали:

Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

Игры по религиозно-культовым мотивам

Подобные мотивы четко прослеживаются в народных забавах. Водяные, русалки, домовые, чародеи, нечистая сила фигурируют не только в сказках и обрядах, но и появляются в сюжетах игр. Вообще детству свойственен некое своеобразное мировосприятие, делающее игры подобной тематики живыми и яркими.

Водяной

Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:
Дедушка водяной,
Что сидишь ты под водой? Выгляни на чуточку, На одну минуточку.

Круг останавливается и водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Задача водяного - определить, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.
Детали:
Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя.

Черти в аду

Эта игра - разновидность пятнашек. На земле чертят параллельные линии на расстоянии 2 метров, и называется это пространство Адом. Внутри него бегают двое водящих, взявшись за руки - черти. Все остальные участники стоят по разные стороны Ада и стараются перебежать через него на другую сторону. Тех, кого запятнали, тоже становятся чертями.
Детали:
Чертям запрещено отпускать руки друг-друга.

Дедушка-рожок

В наше время игра известна под названием “колдунчики”. Выбранному по жребию водящему, в данном случае дедушке-рожку (колдуну), отводится дом, в котором он сидит смирно до поры до времени. Остальные игроки, разбившиеся на две группы поровну, отходят в разные стороны от этого дома - на расстояние 15-25 шагов. При этом каждая партия проводит для себя черту или кладет жердь, обозначая тем каждый свой дом. Свободное пространство между этими чертами, или домами, называется полем.

Дедушка-рожок из своего дома спрашивает:
- Кто меня боится?
- Никто! - отвечают игроки, перебегая через поле, и дразня водящего:
- Дедушка-рожок, на плече дыру прожег!

Тому надо поймать игроков и отвести их в свой дом. Такие игроки считаются заколдованными и покидать дом не могут.
Современный вариант игры в “колдунчики”. На роликовых коньках

Пока дедушка-рожок занят ловлей кого-нибудь из бегущих, пойманных им игроков могут выручать их товарищи. Для этого надо подбежать к дому колдуна и дотронуться рукой до пойманного. Этот игрок считается расколдованным. Он может покинуть дом и присоединиться к своей прежней группе. Если дедушка-рожок переловит всех, то водить в следующей игре начинает тот, кого изловили первым.
Детали:

Пойманный колдуном игрок, желающий, чтобы его расколдовали, должен вытянуть в стороны руки со словами: “Чай-чай, выручай!”

Игры на находчивость, быстроту и координацию

Бег, прыжки и другие проявления двигательной активности свойственны детям. Особенно привлекательным становятся они, будучи оформленными в виде игры. Азарт, игровой задор элементы соперничества и соревнования - вот главные составляющие славянских народных игр.

Горелки

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии пары шагов стоит водящий - горелка. Играющие нараспев приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звезды горят,
Журавли кричат:
- Гу, гу, убегу!
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!

“Горелки” - очень характерная для русского менталитета игра. Неторопливым и неповоротливым в ней делать нечего.

После последних слов, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны к ее началу. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь водит. И игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Детали:

Горелка не имеет права оглядываться и может догонять убегающих только тогда, когда они пробегут мимо него.

Свайка

Толковые словари так описывают эту игру: “русская народная игра: метание острого стержня (также называется свайка) с шарообразным концом в кольцо, лежащее на земле”.

Нам же больше известен другой вариант игры, называемый “земли” или “ножички”.

На земле рисуется круг и делится по числу игроков на равные. И начинаются война за “прирезание” земель. Ходят по очереди. Ходящий игрок, стоя на своей доле земли кидает ножик в круг так, что бы он воткнулся на территории любого из соседей. Если бросок удачен, то сделавший его игрок проводит по направлению ширины лезвия ножа на земле черту до границы своей земли. Новая территория отходит в его владение. Если бросок не удается или игрок оступается при попытке прочертить границу - то попытка броска переходит следующему по очереди игроку. Если у играющего остается настолько мало земли, что он не может на ней устоять - то он выбывает из игры, а остаток его территории переходит к ближайшему соседу. Побеждает то, кому удалось захватить все земли.
Детали:

Если нож воткнулся вне очерченного круга или в свою территорию, попытка считается неудачный и ход передается следующему игроку. В настоящую “свайку” можно поиграть и сейчас. Если места знать.

12 палочек

Для этой игры нужна дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. Все играющие собираются около этих качелей. На нижний конец кладут 12 палочек, а по верхнему один из играющих ударяет так, чтобы все палочки разлетелись.

Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры.

Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к качелям и вновь разбить палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся.

Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Последний найденный игрок становится водящим.
Детали:

Водящий подбирает и укладывает палочки обратно на качели строго по одной.

Жмурки

С помощью считалки выбирают водящего - жмурку. Ему завязывают глаза, отводят на середину игровой площадки, заставляют несколько раз повернуться вокруг себя и спрашивают:
- Кот, кот, на чем стоишь?
- На квашне.
- Что в квашне?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас!

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Пойманный меняется ролями с водящим.
Детали:

Жмурке запрещено сдвигать с глаз повязку, а убегающие не имеют права покидать площадку. “Жмурки” были популярны не только на Руси. Германские дети тоже с удовольствием бегали с завязанными глазами, стараясь поймать разбегающихся друзей

Игры на силу и ловкость

Сильных и ловких уважали во все времена и в любом обществе. Игра - то занятие в котором дети могли продемонстрировать сверстникам эти свои качества.

Чехарда

Один из игроков выбирается на роль козла. Оставшиеся по очереди должны через него перепрыгивать. Кто не сумел перепрыгнуть через козла, или его свалил, или сам упал после прыжка, становится на место козла, а бывший козел идет прыгать. Для сложности вместо одного козла можно выбирать нескольких, и прыгающий должен преодолеть без ошибок всю цепочку.
Детали:

Козлу запрещено умышленно прогибаться, уворачиваться или иным способом мешать прыгающему.

Вот такую “полосу препятствий” из спин товарищей приходится преодолевать при игре в “чехарду”

Дуга

Для игры натягивается веревочка и игроки по очереди должны пройти под ней, прогнувшись. При этом нельзя падать и задевать саму веревку. С каждым коном веревка опускается все ниже и ниже и в конце побеждает самый гибкий и упорный.

Бой петухов

Чертится круг диаметром 1,5-2,0 метра, в который заходят два участника игры и располагаются на расстоянии полшага друг от друга. Оба сгибают одну ногу, придерживая ее рукой сзади за стопу, другая рука за спиной. Суть игры заключается в том, что, прыгая на одной ноге и, толкая соперника плечом, вывести его из равновесия и вытолкнуть из круга.

Военные игры

Военная тематика, само собой, не могла не войти и в детские игры. За свои долгую историю военные игры не претерпели каких-либо серьезных видоизменений, и дошли до нас в почти первозданном виде.

В самом общем варианте игра войну представляет собой состязание двух команд, в котором народной традицией определяются допустимые средства и приемы противоборства и условия признания победителей.

На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек.

Кулачный бой

Для многих читателей будет удивительным, но в кулачных боях на Руси участвовали и дети. Конечно, они бились не с взрослыми, а между собой, “для затравки”.

В одном из видов подобных игр главное место занимало контактное противоборство “бойцов”. Допускались удары кулаками (обычно из поражаемой зоны исключались лицо и пах), захваты тела и одежды соперников и приемы борьбы. Играющие делились на две команды. Столкновение обеих партий проходило на открытом пространстве, и в итоге надо было захватить противника в плен или обратить в бегство, что делало игру похожей на традиционные кулачные бои взрослых. “Бойцы”, упавшие или поваленные на землю, считались “убитыми” и выбывали из игры.

Снежки

Как один из вариантов этого вида игры в войну можно рассматривать игру в “снежки”, когда одна команда мальчишек состязалась с другой в кидании друг в друга комками снега. Играть могли до тех пор, пока одна из команд не признавала свое поражение, не выдержав обстрела противника. Либо оговаривались какие-либо дополнительные правила. Например, игрок, пораженный снежком, мог считаться “убитым” или “раненым” и выбывал из дальнейшей игры. Или продолжал в ней участвовать (в случае “ранения”), но с ограничениями. Тяжесть “ранения” определялась местом попадания снежка. Раненый в ногу мог передвигаться теперь, только скача на здоровой ноге и т.д.

Палочный бой

В еще одной разновидности игры в войну соперники фехтовали деревянным оружием: “шпагами”, “мечами”, палками. Правила “ранений” в этой игре были сходны с правилами “снежков”. Выключались из игры и “пленные”, захваченные соперничающей партией. Категорически запрещалось умышленно поражать “оружием”, голову, шею и пах. Противоборство велось до тех пор, пока все играющие одной из сторон не были “убиты”, “ранены тяжело”, “взяты в плен” или обращены в бегство.

Казаки-разбойники

При игре в еще одну распространенную военную игру - “казаки-разбойники”, одна из команд (“разбойники”) должна была прятаться, а вторая (“казаки”) ее искать и преследовать. “Разбойники” в ходе игры стремилась разными способами запутать противника, усложнить ему поиск. При встрече обеих команд или их отдельных представителей условия игры предусматривали как прямое рукопашное противоборство, так и бой деревянным оружием, “перестрелку”, “взятие в плен”.

Взятие крепости

Последний, рассматриваемый в этой статье вид игры в “войнушку” требовал предварительных приготовлений. Каждая соперничающая сторона возводила неподалеку друг от друга укрепления, “крепости”. Материалы для них могли быть самые разные зимой - снег и куски льда, летом дерево: доски, ветки, бревна. Команды обстреливали друг друга снежками, льдинами, мешочками с песком или травой, либо предпринимали “штыковые” атаки на укрепления противника, в ходе которых допускались рукопашный бой и фехтование палками. Победившая партия старалась, как правило, разрушить “крепость” противника.

Организуйте дворовых или деревенских друзей своего ребенка и предложите им одно из таких развлечений.

Игра «У мишки во бору»

На земле чертятся две прямые на расстоянии 6-7 метровдруг от друга. За одной линией стоит «мишка» (водящий), за другой - дети. Игроки выходят из дома и идут в лес (пространство между двумя линиями), чтобы собирать ягоды и грибы. Они «дразнят» мишку, подходя максимально близко к его берлоге и распевая хором веселую песенку:

Как у мишки во бору

Ягоды-грибы беру.

А мишка не спит,

Все на нас он глядит.

Как только текст закончится, мишка должен выскочить из своей берлоги и постараться осалить кого-то из играющих. Дети стремятся поскорее забежать в свой дом (за черту). Тот, кого водящий поймает, сам становится медведем.

Игра «Красочки»

Эта старинная русская народная игра имеет несколько названий, одно из которых - «Светофор». Выбирается «монах» (водящий) и «продавец». Остальные участники игры договариваются и загадывают цвета красок так, чтобы не было повторов (у каждого участника будет свой цвет). Монах приходит к продавцу и просит дать ему красочку. «Продавец» говорит: «Красок у меня много, а тебе какая нужна?» Монах называет какой-нибудь цвет, к примеру, синий.

Игра «Салки»

Веселая народная подвижная игра для детей. Выбирается водящий - он должен догонять игроков и «салить». Осаленный становится «водой» и должен бегать за остальными участниками, держать при этом за ту часть тела, за которую дотронулся только что бывший ведущий.

Если такого цвета никто не загадывал, продавец отвечает: «Иди по синей дорожке, отыщи синие сапожки, поноси и назад принеси». Монах начинает игру заново. Если синяя краска кем-то загадана, игрок старается сбежать от монаха, а тот догоняет его. Если догнать и осалить удается, то монах становится «краской», а осаленный игрок - монахом. Если нет - игра начинается заново с тем же водящим.

Игра «Казаки-разбойники»

Знаменитая народная русская игра для дошкольников и ребят постарше. Дети делятся на две команды - казаков и разбойников. У казаков имеется свое укрытие, в котором сидит сторож - он будет в течение всей игры охранять пойманных разбойников. Казаки сначала дают возможность разбойникам разбежаться и спрятаться. При этом команда должна оставлять за собой «улики» - на земле рисуются стрелки, оставляются записки и т.п. подсказки. Но следы могут нести и ложную информацию.

Спустя 10-20 минут казаки выходят из своего укрытия и начинают искать разбойников. Конец игры наступает тогда, когда все разбойники будут найдены и отведены под охрану сторожу. Затем разбойники с казаками меняются ролями.


Игра «Гуси»

На детской площадке на расстоянии10 метроврисуются две параллельные линии - это «дома». За одну черту заходят игроки (гуси), за другую один человек (хозяин). Меж домами стоит волк (водящий).

Гуси-гуси? (хозяин) - Га-га-га! (гуси) - Есть хотите? - Да-да-да! - Ну, летите! - Нет-нет-нет! Серый волк за горой не пускает нас домой!

После этого гуси должны перебежать на сторону хозяина так, чтобы «волк» их не осалил. Тот, кто попадется водящему, сам становится «волком»

Игра «Прятки»

Эта русская народная игра для детей знакома каждому, но не все пользуются ее вариантами. Основное правило заключается в том, что «вода» ищет спрятавшихся на улице или в помещении детей. То, место, возле которого он начинает отсчет вслух до 20, 50 или 100 называется коном. Это бывает стенка, дерево и т.п. Как только водящий увидит, кого-то из игроков, он бежит на кон, стучит по нему и громко произносит имя найденного человека.

Если обнаруженный участник успеет добежать до кона раньше «воды», пойманным он не считается - ребенок отходит в сторонку и ждет конца игры. В следующий раз на роль ведущего назначается тот, кто был обнаружен самым последним, если тот, конечно, не успел постучать по кону. Когда «вода» находится очень далеко, каждый игрок имеет право выскочить и тихонько пробраться к кону, постучать и назвать свое имя - это будет гарантией того, что он не станет последним из найденных игроков.


Игра «Поймай рыбку»

Эта русская народная игра для помещения вполне подходит. Игроки образуют круг. Выбирается «вода» - он встает в центр и берет в руки веревочку или скакалку. В детском саду его роль исполняет воспитатель. Вода вращает веревку по земле вокруг своей оси, а участники должны успеть через нее перепрыгнуть. Кто попадется (не успеет перепрыгнуть) на «удочку», выбывает из игры либо становится на место ведущего.

Игра «Тише едешь»

Отличная народная игра в детском саду. «Вода» и игроки встают по разные стороны от двух линий (они рисуются на расстоянии 5-7 метровдруг от друга). Цель участников - как можно скорее достичь водящего и до него дотронуться. Тот, кто сделает это раньше остальных - занимает его место. Во время движения игроков вода периодически произносит: «Тише едешь - дальше будешь. Замри!» На этом слове играющие должны замереть. Теперь задача ведущего - сделать так, чтобы кто-то пошевелился, посмеется, заговорит. Тогда участнику придется вернуться на начало пути - за черту. Разрешается строить игрокам гримасы, рассказывать что-то забавное, внимательно вглядываться в глаза, но не дотрагиваться.


Игра «Горелки» Одна из русских народных зимних игр. Малыши выстраиваются в колонну по двое, держась за руки. Ведущий становится к ним спиной в нескольких шагах и произносит: «Гори-гори ясно, чтоб не погасло! Раз, два, три - последняя пара выбеги!» Ребята, которые стоят последними в колонне, быстро перебегают и встают впереди. Ведущий же должен поторопиться, чтобы опередить их, заняв одно место первой пары. Кому места не хватило, сам становится «водой», который сам назначает бегущую пару (последнюю, вторую, четвертую и т.п.). Задача игроков - быть внимательными и помнить, какими по счету в колонне они стоят.


Игры народов мира для детей


Игра «Аисты» (украинская)

В игре принимают участие 6-8 детей, которые изображают аистов. Все игроки встают в общий круг, и каждый из них очерчивает вокруг себя окружность поменьше (диаметром 1 метр) - это будет «гнездо». Водящий встает в центр большого круга - «гнезда» у него нет. Когда «вода» подаст сигнал, аисты должны поднять правую ногу и так остаться стоять. Водящий тоже прыгает на одной ноге, а затем запрыгивает в чье-нибудь «гнездо». Тогда два конкурента выскакивают из «гнезда» и прыгают на одной ноге, огибая общий круг (ногу разрешается уже менять). Тот, кто первым, вернется к исходному кружку, остается в «гнезде». Опоздавший назначается водящим.


Игра «Хромая курица» (туркменская)

Игроки делятся по командам, в каждой из которых по три человека. Все участники встают вдоль линии старта. Двое крайних из каждой тройки берутся за руки, а стоящий посередине забрасывает левую ногу на их соединенные меж собой руки. Получается «хромая курица» на пяти ногах. По сигналу ведущего начинается гонка, в которой побеждает команда, которая придет к финишу раньше соперников.

Игра «Квинта» (литовская)

В такой игре разных народов для детей участвуют 5 игроков. На асфальте или земле чертится квадрат со стороной10 метров. Четыре участника становятся по четырем углам фигуры. В центре квадрата рисуется круг диаметром полтора метра - в него встает пятый человек (квинта). «Угловые» бросают в квинту мяч, а тот старается увернуться от предмета, не выходя за границы очерченного круга. Тот, кто попадает в квинту, становится на его место.

Игра «Шпень» (белорусская)

По центру поля устанавливают шпень (деревянный брусок). Рядом с ним стоит ведущий. Игроки образуют круг, у каждого в руке бита. Цель участников - с силой бросить биту так, чтобы попасть в шпень и чтобы он откатился максимально далеко от центра. Если кому-то удается это сделать, то ведущий бежит за бруском, а игроки в это время должны подобрать брошенные биты.


Когда «вода» установит шпень, он должен успеть схватить одну из бит раньше, чем это сделал ее хозяин. Если ему это не удалось, он остается ведущим в следующем круге. Замечательная игра народов мира для детей не только в деревне, но и в городских условиях (в парке, сквере). Шпень можно заменить кеглей, а биты - мячиками (так попасть по шпеню будет еще труднее).

Игра «Один в кругу» (венгерская)

Дети становятся в круг, в центре которого находится водящий. Игроки начинают перекидывать друг другу маленький мяч. Задача «воды» - перехватить игрушку. Любой ребенок может неожиданно кинуть мячик в ведущего. Если тот от мяча не увернется, игра продолжается. Если водящий поймал мяч в руки или увернулся от него, то он занимает место в кругу, а тот игрок, который бросал в него мяч становится в центр.

Игра «Балтени» (латышская)

Для такой подвижной игры народов мира для детей лучше выбрать летнее время. Местом проведения может стать парк или полянка. Все игроки ложатся лицом вниз на травку и закрывают глаза. Водящий закидывает балтени (биту) как можно дальше в заросли травы или кусты. По его сигналу участники бегут искать предмет. Тот, кто его первым отыщет, становится водящим.

Правила русских народных игр

Верба - вербочка

Игры на вербное воскресенье

Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово «вьет» девочка и мальчик разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют.

Верба, верба, вербочка,
Вербочка кудрявая.
Не расти, верба, во ржи,
Расти, верба, на меже.
Как во городе царевна
Посреди круга стоит,
Ее ветер не берет,
Канарейка гнездо вьет.
Канарейка — Машенька,
Соловейка — Ванечка.
Люди спросят: «Кто такой?»
«Ваня, — скажет, — милый мой.»

Солнышко-ведерышко

Игры на Пасху.

Гори солнце ярче, летом будет жарче.
А зима теплее, а весна милее!

На первые две строчки девочки ведут хоровод, а на две другие поворачиваются друг к другу и делают поклон. Затем подходят ближе к солнцу (водящему). Он говорит: «Горячо» и догоняет их. Солнце дотрагивается до спящих — они просыпаются.

Пчелки и ласточки

Игры на Благовещение

Играющие дети — цветочки — сидят на корточках. Выбирают из числа играющих 5 пчел и ласточку. Пчелки сидят на полянке и поют:

Пчелки летают, медок собирают!
Зум, зум, зум, зум, зум, зум!

Ласточка в своем гнезде слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелок поймает». Она вылетает из гнезда и ловит пчел, пойманный становится ласточкой.

Правила: Пчелы летают по всей площадке, гнездо ласточки находится на возвышении.

Филин и пташки

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они могут подражать. Выбирается филин. Птицы на сигнал «филин» стараются занять свое место в доме.

Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать по голосу, что это за птица.

Венок

Игра на Троицу.

Двое ребят с венком берутся за руки и, поднимая их вверх, образуют ворота.

Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют:

Березка девочек кричала, к себе призывала.

— Идите, девочки, на луг гулять, зеленые веточки завивать.

— Мы тебя, березонька, не согнем, на тебе мы веточки не завьем.

— Я к вам, девушки, сама согнусь, сама в веточки совьюсь.

— Завьете венки зеленые — станете весь год веселые.

Дети, которые образуют ворота, кидают одному участнику на голову венок и, поднимая вверх руки, говорят: «Веночек-венок, спрячься в теремок». И тут же участник с венком убегает и прячет его. Затем все идут искать венок. Дети подсказывают: «Горячо», «Холодно». Кто первый найдет венок, забирает его себе.

Бабушка Пыхтеиха

Игра в Рождество.

Сгорбленная бабушка бредет с батожком в руке. Играющие — ребята обступают ее и спрашивают:

— Бабушка Пыхтеиха, куда пошла?

— К обедне.

— Возьми нас с собой.

— Идите, да не свистите.

Дети некоторое время идут позади бабушки смирно, затем поднимают свист и крик. Пыхтеиха сердится, бросается ловить их, ловит, уводит в свой дом.

Бабка-Ежка

Рисуют круг, в середине ставится один из играющих — Баба-Яга. В руках у нее ветка — «помело». Вокруг бегают ребята и дразнят:

Бабка-Ежка костяная ножка.
С печки упала, ножку сломала,
А потом и говорит: «У меня нога болит».
Пошла она на улицу — раздавила курицу,
Пошла на базар — раздавила самовар.
Пошла на лужайку — испугала зайку.

Баба-яга скачет из круга на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». Кого запятнает — тот замирает.

Скакалка

Двое стоят, раскручивают скакалку, приговаривают:

Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лён высок,
Прыгайте повыше, можно прыгать выше крыши!

Играющие прыгают через скакалку: чем выше, тем больше доход и богатство.

Обыкновенные жмурки

Водящему — «жмурке» завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:
— Кот, кот, на чём стоишь?

— На квашне.

— Что в квашне?

— Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал, тот становится «жмуркой».

Арина

По считалке выбирается Арина. Считалка: Теля-меля, ты Емеля-третий бас, поводи-ка ты за нас!

Дети становятся в круг. В центре Арина, ей завязывают глаза. Дети идут по кругу, поют хором:

Долгая Арина, встань выше овина,
Рученьки сложи, чьё имя — укажи.

Дети бегут по кругу и «зацепляют» Арину. Кого она поймает — того должна узнать.

Огородник и воробей

По считалке выбирается воробей.

Считалка: Тани, Вани, что за вами? Вы стоите все столбами?
Там за вами лавка есть, На неё надо присесть.
Поскорее все беги! А ты, мальчик, поводи!

Дети становятся в круг. Воробушек влетает в огород (в круг).

Огородник ловит воробья. Дети воробья выпускают и впускают в круг и из круга, а огородник может ловить только за кругом.

Все поют: Воробей, воробей, не клюй конопепель
Ни своих, ни чужих, ни соседовых.

Русская народная игра «Просо»

Дети становятся в круг и поют следующие слова:

А мы землю парили, парили, А мы просо рушали, рушали,
А мы землю пахали, пахали, А мы просо веяли, веяли,
А мы просо сеяли, сеяли, А мы пшено сушили, сушили,
А мы просо пололи, пололи, А мы кашу, варили, варили,
А мы просо косили, косили, А мы кашу, кушали, кушали.

(Каждый куплет поется по два раза). При этом дети подражают тем движениям, которые означают слова.

Деление по командам. Игроки сходятся попарно, причем обращают, внимание на то, чтобы каждая пара состояла из игроков, приблизительно равных между собой, во всех отношениях: по силе, ловкости, умению играть.

Сойдясь попарно, игроки сговариваются между собой насчет названий, которые они намерены дать друг другу. Первый дает себе название какой-нибудь птицы, второй — зверя; один — земли, другой — воды и т.д.

Сговорившись, таким образом, пары подходят поочередно к той или другой матке и спрашивают: "Матка, Матка! Чего тебе надо?Ээто или то?" — причем выговаривают принятые ими прозвища. Матка назначает, что ей нужно. Выбранный участник остается около нее, а другой идет, ко второй матке.

Двойные горелки

Играющие делятся на две половины: правую и левую. Каждая из них становится одна от другой на расстоянии 10 — 12 метров, но также парами в ряд, как в обыкновенных горелках. Несколько впереди и в середине между командами становится отдельно еще пара водящих. Во время игры задние пары из каждой, команды расцепляются и бегут один к другому по обеим сторонам своих колонн. Водящие их ловят и те, которых поймали, становятся парой водящих и водят дальше. Играющие, которых не поймали, образуют новые пары, эти пары становятся впереди команд.

Бабки

Выставляются любые предметы в линию (небьющиеся, небольшого размера и неустойчивые). Играющие либо броском, либо катанием мяча стараются сбить эти предметы. Команда, сбившая наибольшее количество предметов — побеждает.

Заинька

Играющие становятся в круг, а один — «заинька» становится в центре круга. Он выполняет действия, о которых поется в песне:

Заинька, серенький, я хожу, гуляю, вдоль по хороводу.
Заинька, серенький, некуда заиньке выскочити,
Заинька, серенький, некуда заиньке выпрыгнути
Заинька, серенький, поскачи! 3аинька, серенький, попляши!
Заинька, серенький, я хожу, гуляю, вдоль по хороводу!

Лапти

На середине площадки вбивают кол, к нему привязывают веревку длиной от 3 до 5 метров. Вокруг кола на длину веревки проводят круг. Водящий берет свободный конец ее и встает у кола. Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой-либо предмет.

Повернувшись к водящему, спрашивают его:

— Сплели лапти?

Водящий отвечает: нет!
— Сплели лапти?
— Да.

Дети бегут в круг и стараются взять свой предмет, а водящий караулит лапти: он бегает в кругу и старается запятнать играющих. Но поймать можно только в кругу. Если ребенок не успел взять свой предмет, он выходит из игры.

Салки на одной ноге

Дети расходятся по площадке, встают, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладет предмет. На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза, руки у всех за спиной. Ребенок которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: «Я салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я салка!». Игра повторяется.
Правила :

  • Если ребенок устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.
  • Салка тоже прыгает на одной ноге.

Гуськи

Играющие становятся в тесный круг. В середине круга становится «дедка», выбранный по жребию, в руках у него бумажка и платок. «Дедка» машет платком, дети начинают петь:

Сошлись гуси — гусаки вокруг дедки у реки,
Стали гоготати, дедке кричати:
«Дедка, дедка пощади, нас гусяток, не щипли,
Дай нам платочек, денег мешочек».

«Дедка» дает одному из играющих бумажку и говорит: «На сумочку подержи, денежки не оброни», другому он дает платок: « На, платочек подержи, мне головку завяжи, раз пятнадцать поверни». Получивший платок завязывает дедке глаза, а потом раскручивает его. В это время дети передают друг другу бумажку (раскручивание деда и передачу бумажки заканчивают одновременно). Дети кричат дедке: «Дедка слепой, бумажка пропала!» «Дедка» старается угадать у кого бумажка. Если отгадал, «дедкой» становится тот, у кого была бумажка.

Горячее место

На земле чертой обозначается место. Один из играющих по жребию водит: становится поодаль от «горячего места» и оберегает его. Остальные играющие стараются проникнуть в горячее место, вожак не пускает и старается осалить. Кого осалил, тот ему помогает. Проникнувший в горячее место, может отдыхать там столько, сколько хочет, но как только он выбежит оттуда, помощники вожака ловят его. Когда все переловлены, игра начинается снова.

Статьи по теме: