Что такое предметы провокаторы в доу. Мини-исследование на тему: «Предметы-заместители в детской игре»

Мини-исследование на тему:

«Предметы-заместители в детской игре».

Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов - заместителей. Чем неопределеннее функция предмета, тем свободнее ребенок приписывает ему то или иное значение. Это предметы -заместители стимулируют творческое воображение детей, именно с ними совершается большое число оригинальных действий. Основное требование к предмету – заместителю - удобство в выполнении игровых действий,

соразмерность с другим игровым материалом.

1. Ева Р. 2года 7 мес.

В период наблюдения девочка играла в игру «Покорми куклу». В этой игре объединилось несколько игровых действий в один сюжет.

Ева довольно долго играла с куклой: кормила ее, переодевала, сопровождая свои действия развернутыми обращениями к ней: «Моя хорошая, моё солнышко, давай переоденем штанишки. Вот как хорошо. Не плачь, сейчас будем кушать».

Раскладывала на тарелочки - маленькие кубики - еда. Брала счетную палочку, сажала куклу себе на коленки и осторожно подносила к ее рту «кашу». «Кушай, Маша кашу, она вкусная». После этого вытирала Маше рот полотенцем (бумажные салфетки) и укладывала куклу спать.

Ева играла, свободно замещая один предмет другим, использовала предметы-заместители (скомканную бумагу - каша, счетная палочка-ложка, бумажные салфетки - полотенце).

В последующие дни Ева также играла с куклой. Девочка активно и самостоятельно начинала повторять знакомые действия, менять порядок, вносить в них новые предметы-заместители (кирпичик - хлеб, полоски бумаги - макароны). Я предложила Еве пригласить в игру другую девочку-Юлю. «Пригласи Юлю с ее куклой Дашей к себе в гости. Как будто у твоей Маши - день рождения».

Я подключилась к игре детей, расширила круг игровых действий и предметов.

Чем мы будем угощать гостей, Ева?

Ребенок предлагал, а я соглашалась.

Хорошо, давай сварим суп, приготовим картошку, нальём сок в кувшин. А потом будем угощать гостей». Затем начали совместное приготовление еды, с помощью наводящих вопросов и советов помогала ребенку соблюдать очередность действий: сначала сложим продукты в кастрюлю. Что это? (полоски бумаги - макароны), затем ставим кастрюлю на плиту. Ева, суп готов? Давай тогда приступим к приготовлению картошки. Девочка положила мелкие детали конструктора на тарелку. Маша, что это? (это картошка). И поставила на стол кувшин с соком. Пришли гости - Юля с куклой Дашей разместились за столом, начали обедать. Я задала Юле вопрос: «Тебе нравится угощение? Похвалила Еву, какая она хорошая хозяйка, так все вкусно приготовила».

Ева, при помощи взрослого, выстроила последовательность игровых действий. На этом игра может быть закончена или детей можно переключить на другой вид деятельности, или на самостоятельную игру.

2. Саша П. 3года 2 мес .

Воспитатель дала Саше машину в руки (машина новая, большая, дети такую еще не видели). Он тотчас начал активно исследовать ее; повернул, пощупал колеса, провез ее по полу. Снова взял в руки, перевернул, ощупывает, трогает колеса, снова возит по полу.

Эти наблюдения показали, что ребенок как бы исследует предмет для того, что бы установить, что с ним можно делать. Подобного рода действия не составляют сюжетной игры.

На следующий день Саша одним из первых пришел в группу. Сразу взял машину, начал ее рассматривать. Воспитатель предложила ему ее покатать. Ребенок взял за веревку, к которой привязана машина, учился управлять движением машины, меняя ее скорость и направления.

Третий день наблюдения. В этот день Саша решил заняться ремонтом машины. Воспитатель похвалила его за проявленную инициативу. «Вот молодец, какой ты хороший водитель, знаешь, что машина должна быть исправлена». Саша взял палочку и стал подкручивать колеса.

По мере освоения ребенком игровых действий, увеличилось число предметов, с помощью которых реализовывается тот или иной сюжет.

К концу недели, воспитатель предложил ребенку игровой сюжет с названием ролевых отношений. «Кто водитель этой машины?» Нужно привезти продукты из магазина.

Проблемная игровая ситуация была создана так, что бы ребенок был вынужден выполнить поставленную в игре задачу. Для формирования игры очень важно выстраивать последовательность игровых действий. «Сначала нужно машину заправить бензином. Где у нас заправочная станция? Саша подвез машину к стоявшему в стороне стулу воспитателя (заправочная станция) «залил» бензин и поехал в магазин за продуктами.

В магазине воспитатель спросила его: «Какие продукты он будет покупать?»

Саша брал продукты и говорил что это - макароны (полоски бумаги), печенье (кирпичики), картофель (мелкий конструктор). Загрузил машину и продавец предложила ему отвезти продукты девочкам, которые играли с куклами. Девочки поблагодарили Сашу за заботу о них и куклах.

На пятый день наблюдения Саша снова возил продукты на машине. Педагог предложил ему отвезти дочек с мамами на прогулку в парк. Дети согласились, тогда воспитатель сказал, что нужно взять в дорогу еду. Поэтому Ева приготовила бутерброды (кирпичики), бутылку воды (цилиндр из строительного материала) и все поехали в парк на прогулку. По дороге водитель Саша остановился. Ева с дочками перекусили, отдохнули.

Вернувшись «домой»,поблагодарили водителя за приятную прогулку. Дальше дети играли самостоятельно.

Заключение.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка раннего возраста. В игре ребенок учится действовать с предметом - заместителем- он дает заместителю новое название и действует с ним в соответствии с названием.Предмет-заместитель становится опорой для мышления. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения.

Использование в игре предметов-заместителей свидетельствует о высоком уровне развития ребенка, о его креативности («творческой») . Когда ребенок использует предметов- заместители, его игра развивается благодаря замыслу и работе фантазии и не попадает в «суровую» зависимость от наличия игрушки. В процессе такой игры дети учатся на только решать возникающие проблемы, но и ставить их, переходя на более высокий уровень игровой деятельности.

Светлана Кузнецова
«Использование предметов-заместителей в развитии сюжетно-ролевой игры» (из опыта работы)

Большим значением для развития сюжетно-ролевой игры детей является педагогически целесообразный подбор игрушек и предметов-заместителей , что создаёт «материальную основу» игры , обеспечивает развитие игры как деятельности .

Подбор предметов-заместителей , также как и игрушек в своей группе, мы осуществляем соответственно теме игры и возрасту детей .

Предметы -заместители помогают детям развернуть игру . Они могут быть использованы в разных играх по содержанию сюжета для обозначения игрового пространства (например, мы строим из стульчиков или модулей комнату, машину, поезд, ролей, а также предметов , с которыми можно непосредственно действовать. Играя с детьми, я помогаю ребятам создать игровую обстановку, наладить ролевые взаимодействия и учу пользоваться вместо реальных предметов игровыми заместителями. И обращаю внимание детей на то, что один и тот же предмет -заместитель может применяться по-разному. Например, палочка может служить в игре «Больница» -градусником, в игре «Парикмахерская» -расчёской, в игре «Уличное движение» -жезлом милиционера. В дальнейшем дети сами проявляют инициативу и вводят в игру предметы-заместители .

Разворачивая сюжетно -ролевую игру с детьми младших групп, основной акцент в своей работе делала на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями , создавала ситуации, которые стимулировали детей к осуществлению условных действий с предметом . Например, играя роль повара, я подготовила для игры игрушечные кастрюлю и ложку, вместо ножика взяла палочку, вместо картошки – пластмассовый мячик. После этого предложила одному из детей сварить суп. А разворачивая сюжет в игре «Автобус» я брала модули цилиндров, кубов, просила принести детей стульчики и мы строили из них автобус, выбирали шофёра, который катал ребят.

Работая с детьми средней и старшей группы, игровые действия с предметами -заместителями и игрушками отодвигаются на второй план, здесь разворачивается ролевое взаимодействие, и внимание с условных действий с предметами -заместителями смещается на ролевую речь. Тем не менее без использования предметов -заместителей никакая игра не будет насыщенной и интересной. Предложив детям игру , мы вместе обсуждали, какие атрибуты им понадобятся во время игры , какие нужно сделать и из чего будем делать, затем вместе с детьми делаем недостающие атрибуты из подручных материалов. В этом возрасте меняется тематика игр (от бытовых – к играм с трудовым, производственным сюжетом , соответственно меняется назначение предметов-заместителей , они в первую очередь необходимы для обозначения ролей (палочка или карандаш в руках ребёнка у «доски» говорит о том, что этот ребёнок играет роль учителя в игре). Иногда я подсказывала детям, какие предметы-заместители можно использовать , часто дети сами подбирали их и действовали ими по назначению. Так, например, перед игрой «Магазин овощей» мы с детьми решили, что сделаем сами из теста овощи и фрукты. Играя в «Магазин одежды» мы с детьми договорились использовать кукольные вещи с уголка ряженья и мама Вики принесла из дома детскую одежду для малышей, а Лида принесла игрушечные деньги. Благодаря игре «Самолёт» дети в группе научились делать бумажные самолётики. А подбирая атрибуты для сюжетно- ролевой игры «Рыбаки» , ребята предложили на прогулке искать длинные палки или сухие ветки деревьев и из них сделать удочки. А лодки и вёсла сооружали из модулей и крупного строительного материала.

Работая с детьми на данном этапе, т. е. в подготовительной к школе группе, могу отметить, что дети самостоятельно придумывают сюжеты игр , договариваются между собой и обыгрывают сюжеты игр . Они имеют уже достаточный опыт игрового взаимодействия, поэтому их игры переросли уже в творческие, они объединяют сюжеты (например, «Больница» + «Семья» , «Детский сад» + «Библиотека» или «Семья» + «Парикмахерская» + «Больница» + «Магазин» и т. д.)

Предметы-заместители , наряду с игрушками, дети применяют для развития игрового сюжета , для обозначения ролей, но они сейчас второстепенны. Хотя дети заинтересованы в подборе атрибутов для игры . В игре детям нужны предметы более близкие по их значению к реальным, жизненным. Я их направляю, предлагаю , подсказываю, часто дети сами подбирают, предлагают атрибуты для игр , обсуждаем из чего можно сделать недостающие атрибуты, приносят их из дома. Например, для игры «Библиотека» я предложила сделать детям формуляры, а Лиза предложила сделать закладки для книг, как у её старшей сестры. Для игры «Больница» сделали с детьми карточки для регистратуры, теперь они сами их обновляют по мере необходимости. Дети приносят из дома всякие коробочки, пластмассовые бутылочки, вместе мы их обматываем скотчем, приклеиваем детские картинки и пополняем ими игровую базу. Предложив детям подумать , как можно обогатить игру «Магазин» , Егор предложил вылепить булочки из теста и мы с ребятами договорились вылепить разнообразные хлебобулочные изделия. Дети с интересом участвуют в ремонте книг, открыв «Книжную мастерскую» , проявляют инициативу, поддерживают атрибуты для игр в порядке.

Можно сделать обобщающий вывод, что планируя работу по руководству сюжетно -ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры , в частности за счёт введения в игру разнообразных предметов - заместителей разными приёмами.

Что такое предметы-заместители и для чего они нужны

Предметы-заместители - это игровой материал, замещающий недостающие в игре предметы. Чем меньше предмет-заместитель напоминает сам объект, тем лучше для развития воображения. Если ребёнок не знает, чем заменить привычные игрушки, в дальнейшем у него могут возникнуть сложности с творческим мышлением.

Введение ребёнка в игру предметов-заместителей

Вводить в игру предметы-заместители можно по мере того, как ребенок начинает усваивать смысл действий «понарошку».

В качестве заместителей могут выступать палочки, шишки, кора дерева, кубики, шарики, бусины, колечки от пирамидки, детали конструкторов, камушки, пуговицы, ракушки, скорлупки от грецких орехов, катушки ниток, спичечные коробки, лоскуты ткани, фантики, обрезки цветной бумаги и пр. Их лучше хранить в определенном месте, например, в коробке из-под обуви неподалеку от уголка с сюжетными игрушками, чтобы ребенок не тратил слишком много времени на их поиски и не отвлекался от игры.

Приведем пример того, как можно помочь ребенку принять игровое замещение. Взрослый наблюдает, как ребенок кормит собачку за столиком, на котором расставлена посуда. Он подсаживается к малышу, присоединяется к его игре, интересуется, что кушает его собачка. Получив тот или иной ответ, взрослый обращается к ребенку от имени собачки: «Саша, дай мне, пожалуйста, кусочек хлеба». Затем комментирует просьбу собачки: «Собачки очень любят хлебушек. Давай покормим ее? Где у нас хлеб?». Ребенок разглядывает игрушки, растерянно молчит. Взрослый: “Да вот же он (берет со стола кубик и протягивает малышу)! Давай, как будто это хлеб?”. Ребенок берет кубик и подносит его ко рту собачки. Взрослый комментирует действия собачки, спрашивает у нее, вкусный ли хлебушек, отвечает за нее, предлагает покормить хлебушком кошечку и т.д.

Может случиться, что ребенок не сразу поймет смысл замещения, и будет просто копировать действие взрослого. Однако после нескольких подобных игр, он постепенно начнет и сам использовать предметы-заместители - сначала те, которыми играл вместе со взрослым, а затем придумывать собственные замещения.

Важную роль в становлении замещений играет слово. Образ предмета, который ребенок замещает чем-либо, часто бывает неопределенным (например, кубик может символизировать еду вообще, а не какой-то определенный ее вид). В этом случае и действие замещения очень неопределенно. Обозначение предмета словом помогает ребенку конкретизировать образы предметов, и в то же время гибко изменять их в соответствии с условиями игры. Приведем пример. Взрослый замечает, что во время кормления куклы ребенок берет со стола шарик и подносит ко рту куклы. Взрослый спрашивает его: “Чем ты кормишь куколку?”. Малыш растерянно молчит, не знает, что ответить. Взрослый: “Может быть, это яичко?”. Ребенок согласно кивает головой: “Яичко”. После этого он быстро берет ложку, энергично стучит ею по яичку, пальчиками «очищает» его от скорлупки, зачерпывает из него ложкой и кормит куклу.Из этого примера видно, что маленький ребенок уже использует предмет в игровом значении, но смысл произведенного им замещения ему пока еще не очень ясен. Подсказка взрослого помогла малышу представить определенный образ, который сразу же стимулировал соответствующее действие с замещающим его предметом. Таким образом, слово помогло “расцветить” игровое действие, сделать его развернутым и интересным для ребенка.

Постепенно, по мере развития игры, ребенок и сам начнет все отчетливее представлять, что и каким образом он замещает, активно использовать в игре слово, обозначающее предмет-заместитель.

Юлия Долгова


Игрушки-заместители в детской игре .

Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов-заместителей. Это делает игру более интересной , содержательной, стимулирует развитие у ребенка творческое воображение. Вводить в игру игрушки -заместители можно по мере того, как ребенок начинает совершать первые игровые действия с реалистическими игрушками и усваивает смысл «понарошку» . В нашей группе ребятам очень нравится играть с такими игрушками , как игрушки-заместители .

Для развития у детей мышления, воображения, речи и для того, чтобы поднять игру на более высокий уровень особую ценность представляют разные игрушки-заместители . Например, изображая глажение белья, ребенок может взять не только утюг-игрушку , но и кирпичик из строительного материала. Заместители игрушек могут быть деревянные и пластмассовые кружочки, колечки диаметром 3-5 см, дощечки, полоски картона, заменяющие предметы, крышки, пробки, соломки, палочки, пластмассовые яйца, платочки, ткань, небольшие по размеру шнурки, любимые лакомства детей – конфеты, яблоки и т. д. Побуждая детей к использованию игровых материалов, заменяющих хорошо знакомые им предметы, мы создаем ситуацию, в которой ребенок окажется перед необходимостью обозначать предметы-заместители и действия с ними словами, что будет способствовать его активному развитию.

Ценность этой игрушки в том , что дети впервые самостоятельно оперируют условными понятиями. Игровые действия с игрушкой -заместителем опираются не на наглядные признаки предмета, а на представляемые, предполагаемые. Пользуясь такой игрушкой , ребенок обобщает свой предшествующий игровой опыт. Игрушка -заместитель требует более схематичных обобщенных игровых действий и обозначения её словом для того, чтобы она вошла в контекст игры и была понятна другим.

В своей группе я очень часто уделяю время таким игрушкам . Всего из нескольких предметов включив воображение можно построить и соорудить необычные конструкции , в данном случае совместно с детьми мы начали сооружать наш Московский «Зоопарк» , дети с большим удовольствие предлагали свои идеи, высказывали свои мысли, ребята очень активно участвовали, мальчики в нашей строительстве «Зоопарка» применили и кубики и строительный материал, даже домино имело место там быть, строительный материал был у нас «забор» вокруг нашего зоопарка, в нашем зоопарке мы увидели таких животных как крокодилы (прищепки, бегемоты (яйцо от киндер-сюрприза, жирафа (цилиндр с прищепкой, утки в пруду (каштаны, медведь (конус, барсуки (ракушки, змеи (шнурки, и. т. д. Для развития таких психических процессов как внимание, память, воображение, мышление в своей практике я использую подобные игры. Играя в «Больничку» наши детки могут градусник заменить (карандашом, витаминки (каштаны, шприц для уколов (палочка) . Мальчики, играя в магазин, доставка продуктов, овощей и фруктов заменяли машины (грузовые) строительным материалом в него загружали мячи и развозили по магазинам арбузы и дыни. К празднику посвященному «Дню защитника Отечества» ребята построили «Военную базу ВВС» в своей работе они использовали как игрушки заместители , так и традиционные игрушки : военные машины, военные самолеты, ракеты, вертолеты и т. д. Может случиться, что дети не сразу поймут смысл замещения и будут копировать действие воспитателя. Однако после нескольких подобных игр он начнет и сам использовать игрушки -заместители сначала те, что играл со взрослыми, а затем придумывать собственные замещения.

Помощь взрослого в подборе игрушек -заместителей не должна быть навязчивой. Нужно давать возможность деткам самим находить нужный предмет, стимулировать его собственное воображение. Постепенно дети начинают все отчетливее представлять, что и каким образом он замещает, активно использует это в игре . Это закладывает основу настоящей сюжетно-ролевой игры.

Публикации по теме:

«Игрушки». Сценарий театрализованной постановки в рамках недели «Игры и игрушки» Москва, 2014 г. Авторы: Гончарова Е. С., Новотельнова О. М., Тучина Н. В., Сударенкова О. М. Сценарий театрализованной постановки в рамках недели.

«Предметы-заместители в детской игре» Маша и Аня (двойняшки) 3года 1 мес. В период наблюдения дети играли в игру «Накорми сестру». В этой игре объединились несколько игровых.

Доклад «Организация совместной взросло-детской и детской деятельности» Как уже было сказано выше, ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования провозглашает принцип содействия и сотрудничества.

Лето-это пора отдыха и всевозможных развлечений. В очередной раз мы решили порадовать детей и разработали сценарий спортивного праздника.

Консультация для родителей «В игре все может быть всем, или зачем нужны предметы-заместители» Чащина Елена Ивановна, воспитатель МДОУ Юго-Камский сад №3, Пермского района, Пермского края Консультация для родителей «В игре всё может.

Памятки по игре Чему обучается ребенок в игре? 1 Эмоционально вживаться, врастать в сложный социальный мир взрослых. 2 Переживать жизненные ситуации других.

Татьяна Басова
Предметы-заместители в детской игре с 2–3 лет

Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов – заместителей . Это делает игру более интересной, содержательной, стимулирует развитие у ребенка творческого воображения. Дети, умеющие играть с предметами – заместителями , к концу раннего возраста способны самостоятельно придумывать и разыгрывать сюжеты даже без опоры на реалистические игрушки.

Вводить в игру предметы – заместители можно по мере того, как ребенок начинает совершать первые игровые действия с реалистическими игрушками и усваивает смысл действий «понарошку» . Приведем пример того, как можно помочь ребенку принять игровое замещение.

Воспитатель наблюдает, как ребенок «кормит» куклу ложкой из тарелочки, затем подсаживается к малышу и интересуется, что кушает кукла. В зависимости от ответа малыша, взрослый предлагает покормить куклу чем – то другим. Например, говорит от имени куклы : «А теперь я хочу печенье, где у нас печенье?» Ребенок не понимает, что делать, растерянно разглядывает игрушки. Воспитатель берет предмет , по форме напоминающий печенье (делать конструктора, домино, большую пуговицу, протягивает малышу и говорит : «Да вот же оно! Давай играть, как будто это печенье? Дай куколке печенье». Ребенок берет «печенье» и «кормит» им куклу. Воспитатель комментирует действия ребенка, спрашивает у куклы, вкусное ли печенье, отвечает за нее, благодарит и пр.

Может случиться, что ребенок не сразу поймет смысл замещения и будет просто копировать действие взрослого. Однако после нескольких подобных игр он начнет и сам использовать предметы – заместители – сначала те, которыми играл вместе со взрослым, а затем придумывать собственные замещения.

После того как малыш начнет самостоятельно пользоваться предметами – заместителями , взрослому бывает достаточно лишь косвенного обращения к ребенку для стимуляции подобных игровых действий. Например : «Кажется. Твой зайчик хочет морковку. Где у нас морковка?» или : «Ляля заболела, ей нужно дать лекарство. Что у нас будет таблетками?» .

Важную роль в становлении замещений играет речь. На начальных этапах самостоятельной игры дети, уже используя некоторые предметы в качестве заместителей, не всегда ясно представляют себе , что именно они замещают. Содержание их игровых действий, как правило, диктуется теми предметами , которые попадают в поле внимания. Каким образом можно помочь ребенку более содержательно использовать предметы заместители ? Приведем пример.

Воспитатель замечает, что во время кормления куклы ребенок берет со стола шарик и несколько раз подносит его ко рту куклы. Взрослый спрашивает его : «Чем ты кормишь куколку?» . Малыш растерянно молчит, не знает, что ответить. Взрослый задает наводящий вопрос : «Может быть, это яичко?» . Ребенок согласно кивает головой : «Яичко» . После этого он сразу берет ложку, энергично стучит ею по яичку, пальчиками «очищает» от скорлупки, зачерпывает из него ложкой и кормит куклу.

В следующий раз шарик можно назвать конфеткой, пирожком и т. д.

Помощь взрослого в подборе предметов – заместителей не должна быть навязчивой. Нужно давать ребенку возможность самому найти подходящий предмет , назвать его, стимулировать его собственное воображение.

Постепенно ребенок начнет все отчетливее представлять , что и каким образом он замещает, активно использовать в игре слово , обозначающее предмет – заместитель . Это закладывает основу настоящей сюжетно – ролевой игры.

Мини – исследование на тему : «Предметы –заместители в детской игре » .

Маша и Аня (двойняшки) 3года 1 мес.

В период наблюдения дети играли в игру «Накорми сестру» .

В этой игре объединились несколько игровых действий в один сюжет. Маша начала готовить обед. В качестве продуктов фигулировали предметы заместители такие как : хлеб – деревянный кубик, картошка – желток из киндер сюрприза, капуста – большой зеленый мяч и т. д.

Маша готовила обед, Аня ей помогала, Я спросила у Маши : «Что ты приготовила?» . Она ответила : «Готовлю обед» .

Маша показывала разные предметы , которыми она пользовалась. Маша правильно назвала предметы – заместители . Показывает зеленый мяч и объясняет, что это капуста и т. д.

Маша сварила щи, накрыла стол и позвала сестру Аню на обед.

В последующие дни девочки поменялись ролями.

Аня готовила обед, а Маша кушала.

Аня варила макароны с сосисками. Вместо макарон она взяла кусочки из бумаги, фломастеры- сосиски, кубики – хлеб. Приготовив обед она с помощью воспитателя накрыла стол и пригласила Машу на обед.

Во время приготовления обеда Маша играла с кубиками.

Два дня девочки готовили обед по очереди, а на пятый день готовили обед вместе. Воспитатель предложила девочкам пригласить в гости других ребят. Девочки согласились.

Аня и Маша приготовили салат, щи, макароны с сосисками (из тех же предметов ) и компот.

С моей помощью девочки накрыли на стол. Вместо салата в тарелку положили детали от конструктора, вместо компота поставили чашки, вместо ложек – карандаши.

И пригласили ребят. Ребята не отказывались и с интересом садились за стол и обедали. Когда дети пообедали воспитатель спросила : «Что нужно сказать девочкам?» Ребята ответили : «спасибо» .

Марк 3 года 3 мес.

Марк играл в железную дорогу. В отличии от Маши и Ани он не всегда пользовался предметами – заместителями . Марку было нужна моя помощь.

Когда Марк играл с вагонами я его спрашивала : «Что ты везешь по железной дороге?» Показывая на разные предметы , которыми он пользовался. Он не ответил. Мне пришлось помогать ему. Мы взяли пазлы и решили, что это песок. Затем с помощью трактора – погрузчика погрузили песок в вагон. Потом я объяснила и показала Марку, что нужно везти по железной дороге вагон с песком. Мы привезли песок на другую станцию и выгрузили с помощью трактора в кучу песок.

Все действия мы приговаривали, говорили что мы делаем сначала, а что потом, что везем. По ходу игры я давала возможность ребенку действовать самому.

Марк копировал мои действия, а потом начал сам использовать предметы – заместители . Потом он сам использовал другие предметы – заместители кубики – кирпич, песок – пазлы, деревянные палочки от конструктора – бревна.

Марку очень понравилась игра – замена, он с удовольствием играет в эту игру и приглашает друзей из группы.

Вывод :

Дети раннего возраста используют предметы – заместители стимулируют умение самостоятельно принимать решение, опираясь на жизненный опыт. Поэтому необходимо создавать игровую среду, обогащая опыт детей через наблюдения.

Приведенные мною примеры показывают дети активно играют в предметы – заместители , развивают воображение, речь, мышление и фантазию.

Статьи по теме: