Дети перестройки: наши дворовые игры. Лучшие дворовые игры нашего детства

В 1970 году выдается патент на компьютерный манипулятор, без которого сейчас не может обойтись не один игрок. Речь идет о компьютерной мышке. Человека, получившего патент, звали Дуглас Энгельбарт.1975 год стало годом проявления интереса к компьютерным играм со стороны общественности. Уильям Кроутер создает игру, которая является прообразом приключенческого жанра и называет ее Colossal Cave Adventure. Данная игра распространяется моментально через сеть ArpaNET.Начиная с 1977 года, различные разработчики выпускают все больше и больше новых компьютерных игр, которые в последствии значительно ускорят развитие персональных компьютеров. The Video Computer System (VCS) – консоль с картриджами, содержащими в себе микросхему ПЗУ с записанной программой. Позднее переименована в Atari 2600. Выпущена в 1977 году. Характеристики: 8-битный процессор 6507, 128 байт (0,125 Кб) оперативной памяти и не более 4 Кб ПЗУ в каждом картридже.

Видеоигры в 80-егоды ХХ века

Второе десятилетие существования игровой индустрии - 1980-е года – стало периодом взлетов и падений видеоигр. Оно началось в разгар бума аркадных автоматов, когда такие гиганты игровой индустрии как Atari еще господствовали на рынке. Перенасыщенность рынка некачественными играми и растущая популярность персональных компьютеров способствовали началу североамериканского кризиса видеоигр, чуть не уничтожившего всю индустрию. Если бы не появление возродившей интерес потребителей к приставкам Nintendo Entertainment System (NES) от компании Nintendo, консоли еще долгие годы не смогли бы оправиться от такого удара. В конце десятилетия началась борьба за лидерство на рынке между разработчиками

Sega и Nintendo. Стоит упомянуть и о выпуске Game Boy от Nintendo – самой продаваемой портативной игровой приставки двух последующих десятилетий.

Кризис видеоигр 1983 года

В конце 1983 года игровая индустрия пережила еще более серьезный спад, чем во время кризиса 77 года (см. предыдущую статью). Ряд компаний, производивших домашние компьютеры и консоли с конца 1983 по начало 1984 года, объявили о своем банкротстве. Эти факторы положили конец тому, что считается вторым поколением игровых консолей. К причинам кризиса также можно было отнести выход игр с некачественным дизайном, самые известные из которых E.T. the Extra-Terrestrial и Pac-Man для приставки Atari 2600.

Pac-Man для Atari 2600.

По некоторым данным продажи E.T. the Extra-Terrestrial были настолько низки, что Atari была вынуждена отправить тысячи не проданных картриджей на свалку в Нью-Мексико.Но главной причиной североамериканского кризиса 1983 года принято считать стремительное развитие игровых персональных компьютеров.

Игровые компьютеры

В 1984 году компьютеры стали преобладать над еще не оправившимися от кризиса консолями. ПК предоставляли те же игровые возможности, не было нужды каждый раз вставлять картриджи – игры оставались на компьютере даже после его выключения. Компьютеры становились все более популярными.Вслед за успехом вышедших в 1977 году Apple II и Commodore PET стали появляться их более дешевые конкуренты. В начале 1980-х годов были выпущены компьютеры Commodore VIC-20 и 64, Sinclair ZX80, ZX81 и ZX Spectrum, NEC PC-8000, PC-6001, PC-88 и PC-98, Sharp X1 и X68000, 8-битные ПК от Atari, BBC Micro, Acorn Electron, Amstrad CPC и компьютеры с архитектурой MSX. Конкуренция стимулировала рынки домашних ПК путем рекламных кампаний, направленных на привлечение покупателей.

Commodore 64, чья ценовая политика стала одной из основных причин сокращения рынка консолей, был выпущен в августе 1982 года. Он активно продавался – это послужило причиной его первоначальной популярности. Commodore 64 имел встроенный язык программирования BASIC и продвинутые, по тем временам, графические и звуковые возможности. В нем имелись те же разъемы для игровых контроллеров, что и в приставке Atari 2600 – это позволило геймерам использовать свои старые джойстики. Это без преувеличения легендарное устройство стало самым популярным компьютером тех времен. Commodore 64 по сей день является самой продаваемой (реализовано ~20 млн. штук) моделью персонального компьютера.

Почти одновременно с выходом Commodore 64, в Великобритании был выпущен Sinclair ZX Spectrum, быстро ставший популярным во многих странах Западной (а позже и Восточной) Европы. С появлением в 1984 году модели IBM PC/AT, IBM PC-совместимые компьютеры стали технически конкурентоспособной игровой платформой. Примитивная 4-х цветная CGA-графика предыдущих моделей IBM проигрывала таким конкурентам, как C64 и Apple II. Новый 64-х цветный EGA-монитор позволил улучшить графику. Однако звуковые возможности по прежнему ограничивались встроенным в ПК некачественным динамиком, который явно уступал звукогенераторам многих компьютеров. Стоит отметить, что относительно высокая цена IBM PC-совместимых компьютеров не способствовала увеличению их популярности. В этом же году вышел первый компьютер серии Macintosh от Apple. В нем, вместо стандартного по тем временам интерфейса командной строки, использовался графический интерфейс.

Первый Macintosh

Появление в 1985 году Atari ST и Commodore Amiga положило начало новой эры 16-битных устройств.

Atari ST & Commodore Amiga

Для многих пользователей они были слишком дорогими, поэтому компания IBM предложила пользователям сравнительно мощную и более дешевую линейку компьютеров - IBM PS/2.

IBM PS/2. Модель 55SX.

В них использовался новый стандарт мониторов и видеоадаптеров - VGA, имеющий 256-цветный режим. Это был большой скачок вперед для большинства 8-разрядных домашних компьютеров. Таким образом, популярность ST и Amiga быстро сошла на нет.

Выделенные звуковые карты решили вопрос низких звуковых возможностей IBM PC-совместимых компьютеров в конце 80-х годов. Компания AdLib утвердила де-факто стандарт звуковых карт для компьютеров IBM PC.

Музыкальный синтезатор AdLib

Но уже в 1989 году им на смену пришло семейство карт Sound Blaster от Creative Labs, ставшее новым лидером рынка аудиокарт.

Вторая модель семейства Sound Blaster’ов - Sound Blaster 1.5, выпущенный в 1989 году

Даже в начале 90-х многие игры все еще поддерживали данные стандарты. Также, стоит упомянуть, что именно в 80-х появились первые shareware-игры, но по-настоящему популярными они стали лишь в 90-х годах.


Похожая информация.


В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов - теперь они играют в компьютерные игры или благовоспитанно проводят время в специально организованных детских клубах. Вместе с детьми исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация (со всеми ее особенностями). И если малышей еще можно встретить на площадках под присмотром родственников, то школьников не видно почти совсем.Oглядываем опустевшие весенние дворы и вспоминает исчезнувшие игры, которые во многом сделали нас такими взрослыми, какими мы стали.

"Резиночки"

Как играть.

Главный атрибут этой игры для девочек - бельевая резинка. Идеальное количество играющих - 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.

Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.

"Классики"

Как играть.

Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное - попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.

Что развивает: ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если игроки совсем малыши.

"Бояре"

Как играть.

Участники этой старинной русско-народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10–15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речовку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли...» Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет - остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры - собрать в команде как можно больше участников.

Что развивает: умение быть в команде и выигрывать в ситуации «один против всех».

Как играть.

Задача водящего - стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь - стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.

Что развивает: координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.

"Колдунчики"

Как играть.

Участники убегают от водящего (эта игра - разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него - осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего - не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков - бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала все мокрые, зато очень веселые.

Что развивает: умение шустро бегать, быстро соображать и вовсю радоваться жизни.

"Море волнуется раз"

Как играть.

Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.

Что развивает: воображение, спонтанность и артистичность.

"Казаки-разбойники"

Как играть.

Игроки делятся на две команды - «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» - найти по стрелкам «разбойников». Каждого «разбойника» «казак» приводит в «тюрьму» и сторожит его, стараясь выведать секретное слово, например, при помощи пыток крапивой. «Казаки» побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех «разбойников».

Что развивает: базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и не сдавать «своих».

"12 палочек"

Как играть.

Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на «рычаг» (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего - собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к «рычагу» и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.

Что развивает: умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.

"Вышибалы"

Как играть.

«Вышибалы» - два игрока - встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» - бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие - не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.

Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль.

"Я знаю 5 имен"

Как играть.

Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» - и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речовке до десятки.

Что развивает: многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.

"Съедобное-несъедобное"

Как играть.

Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет - отбивает. Задача водящего - запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.

Что развивает: чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.

"Ножички"

Как играть. Игроки обозначают на земле круг. Далее по очереди стараются попасть ножичком на очерченную территорию противника и таким образом отвоевать у него как можно больше земли. Ножик можно кидать в том числе с плеча, с переворотом, с носа и даже с головы. Существует множество версий игры в «ножички» под разными названиями: «земля», «города», «скамейки», «бабки-дедки», «танчики», «кораблики», «футбол», «морской бой». Ножик можно втыкать в землю, песок и даже деревянную скамейку.

Что развивает: умение обращаться с холодным оружием, внимательность и осторожность.

"Колечко-колечко"

Как играть. Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего - незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников - задержать убегающего.

Что развивает: способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.

"Вы поедете на бал?"

Как играть. Водящий произносит считалку:

Да и нет не говорите,
черное-белое не называйте,
Вы поедете на бал?
Его задача - запутать игрока. После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут жениха и т.д. Задача игрока - ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Интереснее всего перемешивать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.

Что развивает: умение нестандартно мыслить, следить за собственной речью, удерживать внимание и быстро находить выход из сложившейся ситуации.

"Я садовником родился"

Как играть.

Каждый игрок выбирает себе имя - название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме...» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, - отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) - игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.

Что развивает: память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки. Конечно, компьютерные игры не могут заменить подвижные детские игры на свежем воздухе. Хотя их тоже можно разделить на полезные и не очень. Например, игра майнкрафт онлайн гораздо больше принесёт пользы ребёнку, чем какие-нибудь бессмысленные стрелялки.

"Кис-мяу"

Как играть.

Водящий и один из игроков встают перед остальными участниками: водящий - лицом, игрок - спиной. Водящий показывает на одного из участников и спрашивает: «Кис?» Если игрок, стоящий спиной, отвечает «брысь», водящий продолжает выбирать. Как только игрок говорит «мяу», водящий спрашивает его: «Какой цвет?» Игрок выбирает цвет и поворачивается лицом к остальным участникам. В зависимости от выбранного цвета игрок и участник из команды выполняют задание. Отказаться от задания игрок не имеет права. Белый - самый страшный цвет. Двое должны уединиться в подъезде. Что они там делают - история всякий раз умалчивает. Зеленый - три вопроса, ответить на которые игрок может только «да». Обычно вопросы каверзные вроде: «Ты его любишь?» Красный - поцелуй в губы. Розовый - то же самое, но в щечку. Желтый - три вопроса наедине. При выборе оранжевого цвета нужно пройтись под ручку, желательно мимо взрослых. Синий - поцеловать руку. Фиолетовый --совершить нехороший поступок. Например, наступить на ногу, дернуть за волосы или отобрать украшение.

Что развивает: умение общаться с противоположным полом, управлять своими импульсами и находить социально приемлемые формы для своих желаний.

Решила немного поностальгировать. Всем, рожденным в СССР, посвящается. Очень классная тема, приятных вам воспоминаний!

Рассказывает блогер Алексей Мараховец: Недавно подумал, а ведь мне жаль наших детей. Вот смотрю на своих - секции, кружки, школы, репетиторы… Образование на первом месте. Но ведь пустое у них детство, не интересное же! Да, летом вроде бы по лагерям все, по морям, по деревням, чем-то занимаются. Но чего-то у них нет, что было у нас. Долго не пришлось думать. Ответ пришёл сразу. У наших детей нет двора. Того Двора, что был у нас. Не двора, как места (хотя и то уже в парковку превратилось давно), а как способа социализации, приобретения коммуникативного опыта, да нафиг эти умные слова - ОБЩЕНИЯ, наконец! Господи, спасибо тебе, что у меня не было «Одноклассников», благодаря этому я знаю в реале, а не в виртуале кучу людей, которые могут реально помочь и при необходимости помогу им и я. И большое количество этих связей зародилось именно во Дворе. Моём любимом Дворе.
Дворовые игры - это то, чего мы лишили своих детей, заперев их в квартирах и привязав к себе ради безопасности и изоляции от тлетворного влияния нерадивых сверстников.

То, о чём пойдёт речь в этом посте относится далеко не только к детям перестройки - в эти дворовые игры играли целые поколения, начиная с 50-60 годов, а то и ранее. По прошествии 25 лет мне не составило большого труда вспомнить все наши игры - некоторые из них я помню так, будто играл в них совсем недавно. Давайте расскажем своим детям о том хорошем, что было у нас.

Дворовые игры: практически единые правила и названия по всей стране. Как, скажите, как это так происходило, что в тот же Квадрат играли и в Магадане, и в Калининграде? Что за тайные коммуникации? Итак, поехали.

Войнушка
Помните, «тай-тай налетай, кто в войнушку играй!»? :) Эта кричалка-зазывалка в мгновение собирала могучие армии «нашинских» и «ненашинских», вооружённых короткими палками-пистолетами и досками от ящиков - автоматами. У кого был настоящий игрушечный пистолет, тот объявлял себя командиром и начиналось. Из-за каждого угла доносилось «та-та-та! Ты убит» - «Нет, ты меня только в руку ранил!!» - «А я как будто из последних сил...». - «Четыре-четыре, я на перерыве» - «Пять-пять - я в игре опять» и так далее. Баталии продолжались, пока всех не загонят домой. А перед тем, как зайти в квартиру, прятали своё «оружие» за подъездную дверь или под лестницу. Иногда даже девочки принимали участие - в качестве медсестёр и перевязывали раненых бойцов своими белыми платками.



Зарница
В пионерских лагерях «войнушка» приобретала масштаб мощной военно-патриотической игры, о которой даже снимали фильмы («До первой крови»). Вот это был настоящий драйв, ради которого стоило ездить в лагеря.

Вышибалы
В эту игру в основном играли, когда во дворе было большое количество детей.
Игроки разделяются на две команды: вышибающих и водящих. Игроки договариваются о расстоянии между вышибалами и чертят линии ближе которых им нельзя подходить друг к другу - чем больше расстояние, тем труднее вышибать и легче уворачиваться от мяча. Команда окружена командой вышибал. С помощью мяча вышибалы стараются вышибить водящих. Выбитые игроки уходят с поля пока не будут выбиты все игроки команды, при этом из рук вышибалы может быть поймана «свечка». Поймавший «свечку» имеет возможность либо взять дополнительную жизнь, либо вернуть обратно одного из ранее выбитых. Когда остается последний водящий он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему полных лет. Если он увернулся удачно, то вся команда заходит обратно и начинается все сначала. Иначе команды меняются местами.



Лягушки
В «Лягушки» в основном играли девочки. Мяч кидался в стену, в момент его удара о землю необходимо было перепрыгнуть мяч, не зацепив его.

Горячая картошка
Все игроки становятся в круг и быстро перебрасывают друг другу мяч (как будто это горячая картошка, а не мячик). Один игрок кидает, другой должен поймать мяч. Тот, кто не поймал, считается «наказанным» и садится на четвереньки в центр круга - «котел». Игроки могут выручать «сидящих» в котле и возвращать их в игру. Для этого нужно кинуть мяч в центр и попасть в «наказанных» игроков. Все, кого коснулся мячик, возвращаются в игру. «Наказанные» игроки могут сами себя «спасти». Для этого им нужно не вставая с четверенек поймать летящий над ними мяч. При этом нельзя вставать в полный рост, можно только поднимать руки или попытаться подпрыгнуть на четвереньках. Если кому-то из них это удалось, все игроки из центра встают в круг, а игрок, кидавший мяч, садится в центр.


Пионербол
Упрощённая версия волейбола, где мяч игроки не отбивают, а ловят двумя руками и кидают его дальше тоже двумя руками. Популярная пляжная и лагерная игра.

Квадрат
Для игры нужен был крупный мяч и кусок кирпича, чтобы нарисовать на асфальте квадрат, разделенный на 4 части, с кругом для подачи посередине.
1. Игра начинается с подачи мяча в круг поля в направление соперника. Подавать можно только по диагонали.
2. Касаний не ограничено.
3. Игрок может отбить мяч «до» и «после» (максимум 1) касания мячом его квадрата.
4. Если игрок отбивает мяч на свой квадрат, ему засчитывается 1 гол.
5. Если мяч упал на линию (между 2-мя игроками) или на круг, переподает тот игрок, который коснулся мяча последним.
6. Если игрок подал мяч на линию соперника (со стороны аута), то переподает мяч игрок, который коснулся мяча последним.
7. Если мяч улетел в аут (за пределы общего квадрата), игроку подавшему этот мяч насчитывается 1 очко.
8. Если на квадрат игрока упал мяч и ударился об поле 2 раза, игроку насчитывается 1 гол.
9. Как правило, игра продолжается до 11 голов. Забивать голы можно любой частью тела, кроме рук.
10. Если один из игроков пропустил 11 голов, он выбывает из игры. Когда на игровой площадке остается 2 игрока, они занимают каждый по два квадрата, и играют до тех пор пока один из них пропустит 7 голов.
При игре два на два - игроки, находящиеся по диагонали друг к другу - считаются союзниками и имеют общий счет.




Мочили мяч до посинения или пока мама домой не позовёт.

Козёл
Смысл игры заключался в пинания ногами мяча об стену, причём с той позиции, где он остановился после удара предыдущего игрока. Если мяч по стене не попадал, то на этого игрока навешивалась очередная буква из слова «КОЗЁЛ». Игра продолжалась до тех пор, пока кто-то первым не набирал все буквы и объявлялся «козлом». Высшим пилотажем считалось умение так закрутить мяч, чтобы он отскакивая от стены улетал под тупым углом в самое труднодоступное место, например, в подвал. Это называлось «подлянками»:)

Двадцать одно
Каждый участник должен был набить мяч ровно 21 раз сначала на ноге, потом на коленке, потом на руке и потом на голове. Если получалось набивать меньше, то ход переходил к следующему игроку, если случайно больше - всё накопленные ранее очки сгорали. Выигрывал тот, кто первым пройдёт все этапы и наберет 21 очко в каждом виде набивания.

Штандер-стоп
Играющие становятся в круг на расстоянии шага от водящего (центр круга может быть обозначен заранее, например, мелом). В руках водящего мяч. Подбрасывая мяч высоко вверх, водящий называет имя любого игрока. Тот, кого он назвал, должен выбежать в центр площадки и поймать мяч. Водящий занимает освободившееся место. Если игрок ловит мяч, он становится водящим и описанные действия повторяются. Если мяч успевает коснуться земли, играющие разбегаются в разные стороны, пока он не поднимет мяч и не крикнет «Штандер!» или «Стоп!». В этом случае все замирают на том месте, где их застала команда, а он должен «осалить» кого-либо из играющих (попасть по нему мячом). Игроки при этом не имеют права покидать место, на котором остановились (увёртываться от мяча разрешается). Водящий также не имеет права покидать центр круга для броска.
Тот, в кого попали, становится ведущим или выбывает из игры по предварительной договорённости. Игра повторяется снова.

Червички-стоп (Хали-хало)
Ведущий берёт мяч и загадывает слово. Остальные игроки должны его отгадать по подсказкам – суть (значение) этого слова и первая и последняя буквы.
Когда игрок называет правильное слово, ведущий кидает ему мяч и бежит. Выигравший берёт мяч, кричит ведущему «Червички стоп!» и называет, сколько от него до ведущего шагов – простых, гигантских, лилипутских или муравьиных. Делает названное количество шагов в сторону водящего. А затем старается попасть в кольцо из рук водящего. Если попадает – сам становится водящим. В некоторых регионах игра могла быть известна под именем «Хали-Хало».

Собачки
Игра, в которой игроки становятся в круг и перекидывают мяч друг другу, стараясь не давать мяч в руки «собачке» - человеку, находящемуся в центре круга. Если он поймал мяч - меняется местами с упустившим мяч игроком. Разновидность «Горячей картошки».

Сифа
Школьная игра, в которую играли исключительно мальчики. Всё дело в снаряде, которым играли - грязная, вонючая тряпка (либо половая, либо со школьной доски). Чем противнее «снаряд», тем активнее шла игра. Смысл игры в том, что начинающий берёт в руки мокрую тряпку и бросает её в стоящего рядом соседа с криком «Сифа!» (от слова сифилитик). Остальные тут же разбегаются от новоиспечённого «сифы» врассыпную. Задача «сифы» - реабилитироваться в обществе, попав тряпкой в другого человека, даже если он не хочет принимать участие в игре. И так далее, пока кто-то не смирится с новым статусом сифы на весь оставшийся день. Особенность игры в том, что она всегда начиналась внезапно, по инициативе лишь одного человека, без предварительной договорённости, и зачастую большинство играли в неё не по своему желанию, а ради спасения от грязных пятен на одежде.




Какие только чудеса уворачиваемости не проявляли мы, чтобы не стать «сифаком»…

Городки, клёк.
Смысл игры заключается в сбивании битой (палкой) разных строений из дощечек и палочек.



Секретики
Девачковая игра, смысл которой заключался в закапывании в разных укромных уголках двора цветных бутылочных стёклышек, с конфетной фольгой в виде подложки. Смысл игры для мальчиков заключался в нахождении и уничтожении этих закладок.

Двенадцать палочек
Очень популярная на всём советском просторе игра. Основная ее суть в том, что все игроки должны успеть спрятаться в то время, пока ведущий собирает в одну кучу 12 палочек, разбросанных перед этим. Таким же способом - раскидывая палочки - можно и «выручать» не только себя, но и уже «застуканных» игроков.



Прятки
Самый их простой вариант. Один мается, остальные прячутся. А потом начинается «Стук-стук, Дима. Стук-стук, Маша...».

Море волнуется раз...
Детсадовская игра, где после слов ведущего «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - морская фигура на месте замри!», участники замирают в позах, которые изображают различные слова. Ведущий должен угадать, что они изображают.

Дочки-матери
Игра-подготовка девочек к семейной жизни:) Кстати, мальчики тоже в неё охотно играли, изображая детей и пап.



Снежки
Перебрасывание снежными комьями зимой. Либо стенка на стенку, либо строили снежные крепости и оттуда кидались.



Брызгалки
Вариант «войнушки», только в качестве оружия использовались пластиковые бутылки из-под моющих средств (например, «Белизны»), наполненных водой и с дыркой в крышке.

Ножички
Очень популярная игра мальчишек, заключающаяся в метании ножа в землю. Разновидностей игры было много - «земельки», «танчики» и так далее. Цель игры «земельки» - «отвоевать» у противника как можно больше земли. Игроки по очереди кидали ножики в землю, стоя на своем участке, и «отрезали» земли у своих противников.

Самые распространённые советские складные ножи, которыми и играли:



Догонялки
Без комментариев:)

Царь горы
Смысл игры заключается в захвате и удержании какой-нибудь не очень высокой горки - либо песчаной на пляже, либо снежной во дворе. Претенденты на царя должны постараться скинуть засидевшегося правителя с горы всеми способами. Однажды мы играли в царя горы на высоких трубах, я упал на живот и чуть не задохнулся…


Классики
Очень популярная у девочек игра, где мелом на асфальте рисуют квадраты в определенной последовательности, Играющие, прыгая на одной ноге, толкают «битку» (например, баночку из-под гуталина или шайбу) из квадрата в следующий квадрат, стараясь не попасть ей на черту и не наступить на черту ногой. Все наши дворы были изрисованы этими квадратами. Наверное, они главный претендент на символ советского детства. Мел и асфальт - всё, что нам было нужно для игр.



Казаки-разбойники
Очень популярная игра, аналог пряток, в которые играли всем двором. Одна команда («разбойники») пряталась, а другая («казаки») её искала, используя подсказки «разбойников» в виде стрелок на земле, деревьях, стенах домов. Игра продолжалась весьма долго.

Колечко-колечко, выйди на крылечко
Игра детских садиков. Участники садятся в ряд и складывают перед собой ладони лодочкой. Ведущий зажимает в ладонях какой-нибудь мелкий предмет, обычно монетку или колечко. Затем обходит всех игроков по очереди, вкладывая каждому в «лодочку» свои сложенные «лодочкой» руки со словами: «Я ношу-ношу колечко, и кому-то подарю» и незаметно вкладывает этот предмет в ладони одного из игроков. Затем произносит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» - и «отмеченный» игрок должен вскочить с лавочки и выбежать. При этом задача остальных игроков - удержать убегающего в своих рядах, поэтому «избранный» старается не показывать, что именно ему достался заветный предмет.

Съедобное-не съедобное
Ведущий бросает участникам игры мяч, одновременно называя различные предметы. Мяч нужно ловить в случае, если названный предмет съедобен и отбивать мяч в противном случае.

Камень-ножницы-бумага
Игроки считают вместе вслух «Камень… Ножницы… Бумага… Раз… Два… Три», одновременно качая кулаками. На счёт «Три» они одновременно показывают при помощи руки один из трёх знаков: камень, ножницы или бумагу. Знаки изображены на картинке. Победитель определяется по следующим правилам:
- Камень побеждает ножницы («камень затупляет или ломает ножницы»)
- Ножницы побеждают бумагу («ножницы разрезают бумагу»)
- Бумага побеждает камень («бумага накрывает камень»)
Если игроки показали одинаковый знак, то засчитывается ничья и игра переигрывается. Обычно играли на щелбаны и после игры лоб участников был красным.

Рыбак и рыбка
Участники встают в круг, ведущий стоит внутри его и раскручивает на уровне ног скакалку. Задача участников - перепрыгнуть скакалку.

Резиночки
Всем известная и любимейшая игра всех девчонок во дворах. Два игрока становятся «в резиночку». Один игрок прыгает (выполняет ряд упражнений) - по очереди на всех уровнях. Обычно каждое упражнение выполнялось на всех уровнях по очереди, после чего переходили на следующее упражнение и начинали его прыгать с 1 уровня - так игра была разнообразнее. Иногда прыгалось по-другому - все упражнения сразу выполнялись сначала на 1, затем на 2,3 и так далее уровнях. На 5-6-7 уровнях сложные упражнения отменялись

Уровни игры в резиночку:
- первые - когда резиночка находится на уровне щиколоток держащих
- вторые - резиночка на уровне колен
- третьи - резинка на уровне бедер («под попой»)
- четвертые - резинка на уровне пояса
- пятые - резинка на уровне груди
- шестые - резинка на уровне шеи
- и даже седьмые - резинка держалась руками на уровне ушей.
Я никогда не понимал, как девочкам удавалось так высоко прыгать и задирать ноги. Да, о самой резинке - зачастую это была резинка из трусов, связанная с несколькими такими же. Купить новую было очень сложно из-за дефицита.

Специально не упомянул тут еще несколько известных игр, надеюсь, вы их сами вспомните:)
А какие игры были самыми популярными в вашем дворе? Играют ли ваши дети в эти игры сейчас?

Игрушки тех времен условно можно было поделить на советские и заграничные, мальчуковые и девчачьи, игрушки сами-по-себе и для коллекционирования, а также чисто пацанские девайсы и гаджеты.

80-е годы породили целую армаду культовых игр и игрушек, на которых воспитывалось не одно поколение. Они пользовались бешеной популярностью по одной простой причине: альтернативы у советских детей не было. Это уже в начале 90-х на постсоветское пространство (и в детские неокрепшие умы) стали проникать яркие капиталистические игрушки. И еще неизвестно, какие были лучше.

Советские игрушки отличались советской суровостью, соцреалистическим дизайном и советскими габаритами. Некоторыми из них можно было убить классового врага. Совковые игрушки выдерживали огонь, воду, медные трубы и даже повышенную детскую любознательность, а потому жили долго и оставались любимыми надолго. Несмотря на общую недоразвитость конструкторской мысли, ограниченность материалов и однотипность, весьма часто попадались игрушки, все-таки отличавшиеся неординарностью и изобретательностью.

«За рулем»

Это был вращающийся диск, изображавший закольцованную дорогу, по которой двигался автомобильчик с магнитом. Цель игры - держать авто строго на проезжей части, вписываясь в повороты и проезжая под мостами. Внешнее кольцо дороги было более простым, внутреннее – требовало левел апа.

Особый шик игрушке придавала передняя панель с рулем, зажиганием и переключателем скоростей. Руль малолетние придурки обычно отламывали и гонялись с ним по двору. Позже мудрые инженеры сделали руль съемным. Зажигание доставляло больше всего, потому что было аки настоящее, и даже ключ можно было по-настоящему потерять. Рычаг переключения скоростей влиял на скорость вращения диска и, значит, на скорость машинки.

Интересно: были маньяки, которые клали на дорогу букашек, а потом давили их машинкой. Также было круто на большой скорости развернуть машину так, чтобы ее зад занесло. Некоторые догадывались добавить батареек, чем увеличивали скорость болидов.

«Педальные» автомобили

Эта игрушка давала возможность прокатиться на почти настоящем одноместном автомобиле на педальной тяге. Агрегат имел рабочие фары, задние габариты, рулевое управление, съемное ветровое стекло, открывающийся багажник и капот с бутафорским двигателем.

Интересно: при скатывании с наклонной поверхности педали, естественно, крутились сами, и на скорости выше 10 км/ч становились неким подобием мясорубки.

Модельки

Металлические модели настоящих автомобилей (в масштабе 1:43) были для советских мальчиков объектом повышенного желания. У машинок открывалось все, и при желании, а также наличии инструментов и нездорового интереса, можно было отделить кузов от рамы. Под капотом находился типадвигатель, в багажнике - полноценная запаска, сиденья откидывались, а в некоторых моделях даже открывались стекла. Модельки не предназначались для пылких детских игр, а только для коллекционирования за стеклом. Рано или поздно из серванта они все же перемещались на пол и теряли свой статус, участвуя в играх наравне с пластмассовыми и алюминиевыми уродами. Логично, что в СССР отдельным модельным рядом шла военная техника: БТРы, тягачи, грузовики и танки.

Интересно: с некоторыми машинками в комплекте шел пандус, на который авто заезжало - видимо, так советских детей приучали к тому, что им придется каждые выходные проводить в поисках утечки масла.

Вертолет

Игрушка состояла из двух частей: собственно вертолет и типа рукоятка со стартером. Вертолет насаживался на это приспособление, потом нужно было дернуть стартер, лопасти его раскручивались, и вертолет как бы взлетал.

Игра – назовем ее так – требовала серьезных физусилий, и мышцы рук качались получше, чем экспандером. Кроме того, леска постоянно запутывалась, и уже после пятого взлета распутать клубок было сложновато, что, впрочем, воспитывало в отроках терпение и усидчивость, но при этом сводило на нет интерес к девайсу. Но самым главным фэйлом было то, что паз быстро приходил в негодность, и лопасти не раскручивались вообще. В общем, пришлось создать шедевр без лески. Вертолет улетал в одному ему известном направлении. Ага, угадали – теперь качались ноги и развивалась острота зрения.

Умка

Вершина инженерной мысли советского машинкостроения: «Умка» умел не просто ездить, но натыкаясь на препятствия, он умел от них отворачивать. Он (она?) не падала со стола! Ощупывая край, машинка упорно искала, где можно проехать.

Интересно: электроники внутри не было вообще, чистая механика. Столь осознанное поведение совершалось благодаря тому, что машинка ездила на одном единственном колесе, спрятанном в дне. Детали – у гугла, а у нас минута гордости за советских инженеров. Да и дизайн был для того времени очень даже.

Луноход

Он имел больше мозгов, чем средний советский партийный работник. Это был вездеход на батарейках, но управлявшийся не по радио или по проводам, а программируемый с помощью встроенного пульта. Умел ездить вперед, назад, поворачивать на заданный угол, мигать, делать «пиу-пиу» и запускать снаряд. Всего в память помещалось 16 действий, так что советские дети рано учились экономить байты и такты при программировании баллистических ракет.

Интересно: луноход был жестко скопипащен с американской игрушки и стоил 27 рублей (пятая часть зарплаты), поэтому обычно был один на весь район.

«Перекресток»

По мнению специалистов, эту игрушку породил зловещий разум сумрачного гения. Очевидцы рассказывают, что это была металлическая крестовина, к которой присоединялось два металлических жгута, образующих восьмерку. Из крестовины торчали две фишки, а по согнутым проводам гонялись две машинки типа Москвич 412. В чем фан? Вооооот: одна машинка, заезжая на перекресток, втыкается в фишку, сдвигая таким образом противоположную фишку и позволяя второй машинке ехать. И так до окончания завода. Чудеса!

Интересно: естественно, все шло немного не так. Машинки соскакивали и уносились по неизведанному маршруту, а металлические жгуты чаще всего использовались для выяснения отношений. Впрочем, как и сам перекресток.

Водяная ракета

Девайс был побочным продуктом советских ракетостроительных заводов. В полую пластмассовую ракету наливалась вода, потом ракета долго и упорно накачивалась обычным велосипедным насосом. Этот же насос служил стартовой площадкой. Результат превосходил все ожидания: ракета летела выше опоры линии высоковольтных передач. А внизу натурально стоял мокрый, но счастливый школьник.

Красный конь

Конь, сделанный из прочнейшей советской пластмассы, как будто сбежал с картины Петрова-Водкина . Копыта были подкованы литыми белыми дисками с низкопрофильной резиной, что позволяло юному Всаднику Апокалипсиса развивать первую космическую.

Интересно: животное было бы лишь унылым куском пластмассы, если бы не одна фишка. В основании холки было кольцо. И если потянуть за него и отпустить, лошадка издавала демонический ржач, который мог вызвать приступы энуреза у детей и метеоризма у взрослых. Всего один трек, но зато без батареек и без электроники. Только меха, только свистулька, только пружина.

Металлический конструктор

Призван был развивать фантазию и компенсировать недостаток прочих игрушек. При известной сноровке, соединив несколько комплектов, можно собрать дивную машинку, кран или паровозик.

Интересно: советский конструктор оказался внезапно на 100 % совместимым с немецким «Construction», что позволяло добавить в последний советских деталей за копейки и сваять что-то поистине грандиозное.

Конструктор «Полет»

Не смотря на авиационное название, из него можно было сделать практически все, так что, предположим, имелся в виду «полет фантазии».

Интересно: фейлом (кроме мозолей от деталей из дубового пластика) был скорый износ соединительных перемычек. Но, благодаря тому, что их в конструкторе было чуть меньше чем дофига, никто особо не напрягался. Сломанные перемычки можно было нацепить на спицы на велике. Понты!

Набор «Юный химик»

Был создан латышским гением и содержал нагревательный прибор, пробирки, пару реактивов, индикаторные бумажки, кислоту, магний и реторту. Можно было делать много интересных штук как по школьной программе, так и факультативно: поджигать магний, устраивать газовую атаку, собирать за пять минут маломощный самогонный аппарат, а при желании даже устроить неслабый взрывчик.

Конструктор «Архитектор»

Было несколько видов, каждый из которых был круче предыдущего, но все они определенно развивали фантазию и закладывали азы правильного строительства. Можно было построить все: от избушки до стандартной многоэтажки и даже микрорайона. Присутствовали также деревья высотой 2 сантиметра, эстакады, арки и прочие занимательные штуки.

Конструктор «Собери зверей и птиц»

Представлял собой плоские кусочки пластмассы разнообразной формы с надрезами. Вставляя детали в надрезы друг друга, можно было фигачить фауну в стиле позднего кубизма.

Пистолет-вертушкомет «Полет»

Футуристического вида пистолет с пружиной внутри. Заряд в виде пропеллера на штырьке вставлялся, крутился на несколько щелчков против хода и очень энергично вылетал после нажатия на спусковой крючок.

Пистолет-хлопушка и пистоны (!)

Было два варианта: с кольцевыми пистонами и с бумажной лентой. Впрочем, суть сводилась к одному: на пистоне размещался заряд, ударяя по которому курок вызывал оглушительный звук. С феерической искрой, дымом и длительным серным амбрэ. Надо сказать, пистоны стрелялись чаще всего не пистолетами, а камнями, гвоздями и прочими твердыми предметами, нарушая все пункты техники безопасности и часто приводя к мелким ожогам. Особо одаренные делали это ногтями. Ожоги были обеспечены в 10-ти случаях из 10-ти. Зато как эффектно!

Интересно: особенную радость доставляло массовое уничтожение всех имеющихся пистонов - вонь и смрад обеспечены. Можно было просто поджечь спичками, но «детям не игрушка» же. Поэтому полоски с пистонами сворачивали в несколько слоев, ставили на твердую металлическую поверхность и ударяли молотком. Пистоны от родителей шли бонусом к проклятиям соседей.

Пистолет со стрелой-присоской

Разновидностей насчитывалось великое множество, но суть была одна. В дуло пистолета засовывалась стрела с присоской, которая при нажатии на спуск летела в цель (естественно, в окно либо чей-то лоб).

Интересно: стрела была одна (как же тонко предусмотрел конструктор!), быстро терялась, но войнушку так легко не остановить. Вместо стрелы пихали все, что влезет в дуло – камни, палки, заточенные карандаши – чем, понятное дело, повышали уровень травматизма.

Сабли

Эта имитация холодного оружия была, наверное, у всех уважающих себя пацанов ака чапаевых. Сабельки особо доставляли наркоманскими расцветками: как вам синяя сабля в зеленых ножнах? Клинок полый, конец закругленный, дешево, безопасно и про войну. Можно было безнаказанно взять и треснуть кому-нибудь. И получить желто-красной сабелькой в ответ. Как же весело и просто все было, а!?

Бегемотики

Принцип игры: заполненный водой пластмассовый цилиндр с кнопкой внизу и резиновой крышкой вверху. Внутри покоится вмурованный бегемот с подвижной верхней челюстью и плавают шарики. При нажатии на кнопку шарики подбрасывались вверх, а пасть бегемота открывалась. Цель: накормить животное как можно большим количеством шариков. Были еще вариации с дельфином и колечками, которые требовалось надеть на нос.

Был еще один бегемотик, но сухопутный. Внутри него находилась пружинка, которую заводили, вытаскивая изо рта животного шнурок с колечком. Когда шнурок отпускали, пружина раскручивалась, при этом бегемотик быстро шевелил лапками, а шнурок сматывался ему в пасть.

А еще была игра на четверых, где бегемотики соревновались в прожорливости, а их штурманы – в скорости реакции.

Лягушка

Представляла собой зеленую жабу с пружиной внизу. Пружину сжимали, надавливая на лягушку, и конструкция в состоянии «стендбай» удерживалась присоской. Через какое-то время присоска ослабевала, и пружина распрямлялась, подбрасывая лягушку высоко вверх. Как правило, это происходило, когда никто не ждал. Жаба заставала врасплох даже тех, кто пристально дожидался ее прыжка. Чего уж говорить о несведущих. Визги, вздрагивания и мат были обеспечены. Помимо лягушек продавались аналогичные пауки, очень похожие на тарантулов.

Был также выпущен бессмысленный и беспощадный мутант лягушки, пружины и ножниц. Точное назначение агрегата неизвестно, но его быстро приспособили в качестве оружия ближнего боя. Был еще аналогичный паук и боксерский кулак.

Пластмассовые звери

Привет из Чехословакии планировался, наверняка, как наглядное пособие для начинающих дареллов и айболитов. И сейчас можно купить подобные наборы, но тогда это был писк! Цвет большинства зверушек колебался от унылого черного, коричневого и рыжего до кислотно-зеленого. Но, казалось, все были так счастливы, что никого не заботил черный жираф.

Шагающие игрушки

Все просто: ступни у фауны выгнуты, что позволяло зверькам качаться из стороны в сторону. Черепаха отлично бегала спринт по наклонной плоскости -лишь подтолкни. Ослик - более продвинутый: у него на шее грузик, который надо было свесить, например, с края стола. Были еще шагающие Винни-Пухи и, конечно же, дорогие сердцу незабвенные пингвинчики..

Морской бой

Был механический и электронный. Без комментариев. За счастье было иметь и тот, и другой.

Электровикторина

Девайс представлял собой толстую картонку, на которую была наклеена фольга и по ней разведены толстые контактные дорожки. Сверху на фольгу клалась бумажка, разделенная на квадратики. В них были вопросы и ответы (или картинки). Цель - ответить на вопрос и приложить контакт к фольге через отверстие в соответствующем квадратике. В случае правильного ответа загоралась лампочка. Привет, товарищ Павлов!

Настольный хоккей, футбол и баскетбол

Хоккей был популярнейшим в СССР видом спорта, и такая игрушка была желанным подарком ребенку (помню, в один день рождения благодаря несговорчивости родителей и бабушек с дедушками я стала обладательницей трех таких хоккеев).

Интересно: желобки в днище можно было допилить, повысив в разы скорость и динамичность игры. В число лайфхаков также входила замена стандартных пружин на более мощные, сгибание клюшек и замена стандартной резиново-металлической шайбы на самодельную деревянную. Гении коварно читили: пока никто не видел, можно было ослабить пружины предполагаемой команды противника.

Имелся также настольный футбол, баскетбол и даже боулинг (!)

«Веселая карусель»

Тайное оружие, внедренное в нашу страну с целью разложения населения с молодых ногтей, карусель была ничем иным, как простейшей настольной рулеткой. Одаренные быстро это заприметили и использовали «казино» по назначению, играя на аутентичные или нарисованные деньги.

Фильмоскоп

Или диафильмы. На пленке имелись картинки (в основном кадры из советских мультфильмов), а под ними был текст. Получалось, что смотришь как бы мультик, только со скоростью дауна и с вырезанными сценами, которые приходилось дофантазировать. Нынешним детям не понять, как такую ерунду вообще можно было смотреть.

Интересно: существовал девайс, похожий на мини-кинокамеру, внутри которой находилась микропленка. Вращая ручку, можно было просмотреть отрезок мультфильма длиной аж 15-30 секунд.

Стереоскоп

Советские дети узнали «тридэ» задолго до Аватара. Это было что-то типа бинокля, в который заряжались картонные носители с десятком пар картинок - чаще всего раскадровка советских кукольных мультфильмов. Девайс не имел механических частей и поэтому жил в разы дольше фильмоскопов. Теоретически.

Интересно: были еще и моноскопы с одним единственным фотопозитивом. Картинка одна, но зато с вашим изображением.

Выжигатель

Кроме украшения разделочных досок к восьмому марта, можно было выжигать по парте, по соседской кошке, балконной двери, окну, автомобилю, можно было выжигать по бумаге, пластмассе и даже тонкому металлу. Выжигателем можно было прикуривать, дистанционно запаливать самодельные бомбы, истреблять насекомых, запечатывать банки с вареньем, вырезать скульптуры из резины, сваривать пластик, вулканизировать заплатки для колес велика, греть чай и рисовать в темноте светящиеся буквы. И все эти удовольствия за 3 руб. 14 коп. или около того.

Кубик-рубика и Ко

Все знают кубик, но не каждый помнит треугольную и цилиндрическую модификации этой культовой головоломки.

Головоломка «Змея»

Эти длинные штуки при наличии пространственного мышления и ровных в нужном месте начинающихся конечностей можно было складывать в различные композиции. Лично я часами зависала.

Лабиринты

Гении советской инженерии разродились серией весьма забавных и толковых лабиринтов. Для тех, у кого извилин было поменьше, выпускали одноуровневые лабиринты с прозрачной крышкой. Для эстетов существовали многоуровневые лабиринты в виде наглухо запаянного стеклянного кубика, шарика или цилиндра.

Калейдоскоп

В причудливые узоры, собиравшиеся из стеклышек (до сих пор не решилась погуглить, чтобы не потерять то ощущение чуда), можно было втыкать вечно.

Волшебный экран

Весьма любопытный для тех времен прибор. С внутренней стороны экран был покрыт серебристым порошком, по которому чертились бороздки. Одна из головок на панели отвечала за вертикальное рисование, другая – за горизонтальное. При одновременном осмысленном вращении головок можно было изобразить нечто высокохудожественное. Стирались рисунки энергичным встряхиванием. В прилагаемом каталоге встречались картинки, которые нереально было нарисовать без отрыва пера, что вызывало тонны ненависти в адрес разработчиков-троллей.

Электронные игры

Волк ловит яйца – была самой популярной, и про нее даже ходили легенды (некий мультик, который вам покажут после 1000 набранных очков). Разновидностей таких игр было несколько, и их хотел каждый ребенок. Хотя бы одолжить на вечер, хотя бы на час..

Куклы и girls friendly стафф

Удивительно, но игрушки для девочек со временем особо не мутировали. Те же куклы, пупсы, коляски, ванночки, наборы посуды, пластиковые ножницы и расчески, бумажные выкройки платьиц, закрепляемые на бумажных же фигурках. Изменилось только качество, иногда, кстати, в худшую сторону. Лица и тела у олдскульных кукол были, конечно, не айс. Но зато у них не было таких ярко выраженных половых признаков, которые, по мнению многих психологов, являются лишней информацией для детей дошкольного возраста.

А еще детям в СССР принято было развивать слух: пианинки, ксилофоны, металлофоны.. Апофеозом музыкальной грамоты были поющие лягушки, доводившие дедушку до истерики. Мелкую моторику и цветовосприятие призвана была развивать мозаика в различных вариациях, наступая на утерянные детали которой папа давал незапланированные уроки нецензурной лексики. А коровы на подставках со сгибающимися конечностями – вроде, забава на 5 минут, а вошла в анналы. Пластмассовый огнестрел в ассортименте – это уже потом оружие стало издавать звуки и мигать, наводя ужас.. Резиновая промышленность поставляла карлсонов, буратин и обнаженных пупсов вагонами. А еще мячи, которые мы умудрялись прокалывать уже в первую неделю юзания.. Была целая планета настольных игр: ПДД, шашки, шахматы, лото, первые подобия монополий и эрудита, ходилки-бродилки-фишкупереставлялки.. Имелись наборы техники и солдатиков – монолитные, брутальные, монохромные, явно созданные под влиянием стихов Маяковского, и даже подводные лодки на дистанционном управлении..

Все мы, дети 80-90-х, просто обязаны сейчас вспомнить, что самый крутой попрыгунчик – тот самый, черный, из спорттоваров. А помните олдскульные пятнашки, головоломку «Пифагор», ковровые баталии с примитивными солдатиками унылых цветов и такого же качества? Сейчас кажется, что некоторые игрушки выдавались в нагрузку к квартирам: одинаковых мишек, неваляшек, кукол, чебурашек можно было встретить, придя в любые гости. Там же вам неизменно предлагали сыграть в лото или домино (например, ягодное). Были еще брелки в виде серебряных пластиковых машинок – ну у многих же были, да? А еще была эпидемия разноцветной пружинки, правда на закате эпохи, но все же.. Как раз тогда стали появляться первые трансформеры, киндер-сюрпризы и, как завершение эпохи (лично для меня), тамагочи – реальный враг детских умов.

В следующей серии мы расскажем о детских подвижных играх – как одобренных партией, так и нелегальных, дворового происхождения. И о необычном применений советскими детьми вполне обычных бытовых вещей. Ну и еще много есть, чего вспомнить. Time machine после ярд сэйла попала в руки locals.

Чем отличаются нынешние наши дети от детей времен СССР?

Такое разное детство

Главным занятием детей во все века была и остается игра. Именно она является одной из вечных вещей в мире, а может, это особый мир, куда нет доступа взрослым… Меняются времена, а вместе с ними и игры. Взрослые часто говорят, что современные дети уже не те. Так ведь и современные взрослые когда-то были «не теми» детьми для своих родителей. Ничто не стоит на месте: меняется общество, его интересы, а вместе с ними и игры. Попробуем провести параллель, между играми детей 70-80-х годов и теми, что популярны сейчас.

Игры 70-80-х годов .

Это было время, когда про мобильники можно было узнать только из советской фантастики. Большинство детей довольствовалось таким устройством связи, в котором два спичечных коробка соединялись шелковой нитью. Такой телефон обеспечивал связь до 10 метров. К слову сказать, на таком расстоянии слышно и без телефона, но так ведь, интереснее!

Во время, когда не было ни МТВ ни НТВ, не говоря уже про консоли и плейстейшен, дети большую часть времени находились на улице. Во дворе собиралось много детей разных возрастов, которых объединяли одни дворовые игры.

Девочки постоянно, прыгали через резинку, что-то вязали, вышивали и вели свои разрисованные тетрадки с интересными стишками, анкетами для подружек и гадалками. Все они поголовно были одеты в школьную робу ужасного коричневого цвета и белые фартуки. Их манжеты и воротнички перешивались практически ежедневно, поскольку быстро пачкались о какое-нибудь рукоделие. И, конечно же, весь двор той поры был изрисован классиками! Без них никуда.

У мальчишек так же были свои игры. Характерными их особенностями было использование чего-то запрещенного, неодобрение взрослых и опасность для здоровья. И это не наркотики и секс, как подумают многие. Пацанские забавы – это игры в «войнушку», рогатки, самопалы, тарзанки и, конечно же перочинный нож! Нож являлся символом причастности к силе и его использовали для игр вне стен школы. Самая известная игра с ножом называлась «Земля». Два игрока рисовали на земле большой круг, разделенный пополам. Нужно было метать нож в кусок земли противника и по его положению определялось, какой кусок тверди будет отходить оккупанту. Играли до того момента, пока одному из игроков не оставалось на земле места куда можно поставить ногу.

И мальчиков и девочек 70-80-х годов объединяли такие подвижные игры как «Казаки-разбойники», где нужно было быстро бегать, хорошо прятаться и проявить немало изобретательности в расстановке меток, «Палки-стукалки сам за себя», «Лапта», «Рыбак и рыбки», «Пятнашки». Так же очень популярными были игры с мячом, такие как «Квадрат», «Десяточка» и «Вышибалы».

За основу сюжетно-ролевых игр брали самые «модные» на тот момент фильмы «Неуловимые мстители», «Чингачгук» или «Три мушкетера». Все эти игры были захватывающие, со сценарием пленения и очень подвижные.

Из всех игр, смело смотревших в лицо времени, самой вожделенной для детей была электронная игра с Волком, который ловил в корзинку яйца, под названием "Ну, погоди!". Без сомнения, дети, набравшие более 1000 очков, смогли бы в одиночку оборонять Брестскую крепость, поскольку нервов и реакции им было не занимать.

Во что играют дети нашего времени?

Прогресс 21 века избавил от необходимости детей мастерить домики для кукол или машинки из природного материала. Все уже есть в готовом виде. Наше время предлагает большое разнообразие компьютерных игр, которые все больше овладевают мозгом современных детей. А те, в свою очередь, не особо сопротивляются этому воздействию. Таким образом, основная масса современных детей все свободное время проводит возле компьютера. Многие «подвиги» молодежи нашего времени виртуальные. Сейчас не видно детей с рогатками и самострелами, поскольку вся детская агрессия остается в интернете. Сейчас дети не пишут на партах: а зачем, ведь есть многочисленные социальные сети и форумы.

Как видим не так уж и вредны компьютерные игры и социальные сети, в которых проживает свое детство нынешнее поколение. Существует много игр развивающих и полезных, например игры, созданные для обучения детей языкам, тренировки логического мышления.

Во все времена дети не перестают играть в войну. Как ни жаль, но человечество за всю историю прожило без войн около года, потому эта игра никогда не изживет себя. Просто раньше все дети были Чапаевыми, а сейчас большинство желает стать Бэтманом и Гарри Поттером. Детские игры зеркально отражают жизнь и интересы общества и его времени и ничего тут не поделать.

Хочется отметить, что не все ушло в небытие. Как и много лет назад, дети водят хороводы, играют в прятки, догонялки, выбирают водящего считалочкой, играют с игрушками. Во что-то время внесло некоторые коррективы, но суть их останется неизменной еще много лет.

У каждого свое детство и все мы дети своего времени. Просто иногда родителям стоит чаще увлекать детей своими играми. Только так возможно сохранить преемственность поколений.

  • Были ли у советских детей деньги и куда они их тратили?
Статьи по теме: