Географическая карта. Учимся читать карту. VIII. Сибирь и Дальний Восток в XVII веке. Польская интервенция. Даты и события

Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё.

ЗАДАНИЯ

1. Закрасьте зелёным цветом территорию Московского государства в 1462 г. Подпишите название его столицы.

Территория Московского государства в 1462 г - зелёный цвет

Столица - Москва

2. Жёлтым цветом отметьте территории, присоединённые к Московскому государству при Иване III, а оранжевым цветом - территории, присоединённые при Василии III.

Территории, присоединённые к Московскому государству при Иване III - желтый цвет

Территории, присоединённые к Московскому государству при Василии III - оранжевый цвет

3. Обозначьте на карте путь московского войска, место и год сражения, описание которого приводится в отрывке: «В год 6979 (1471 г.) впал князь великий Иван Васильевич во гнев на Великий Новгород, начал войско своё собирать и стал посылать на новгородские земли. И взяли сначала Старую Русу… и пошли на Шелонь… и погибло новгородцев много».

В отрывке описан поход великого князя Ивана Васильевича на Великой Новгород.

Путь московского войска обозначен стрелками красного цвета.

Сражение обозначено крестом. Это сражение на реке Шелони, состоявшееся в июле 1471 года.

4. Подпишите названия пяти крупных городов, которые были присоединены Иваном III и Василием III к Москве.

Тверь (1485), Великий Новгород (1478), Псков (1510), Смоленск (1514 г.), Ростов (1474 г.), Ярославль (в 1468 г.)

5. Определите, какое событие на карте обозначено специальным символом. Подпишите его название и дату в легенде.

1. Контурные карты называются контурными, потому что на них обозначены только общие очертания географических объектов. Контурная карта является основой для выполнения практических работ по географии. Контурная карта обычно не заполняется вся сразу.


2. Приступая к работе с контурной картой, внимательно прочтите задание учителя. Что именно нужно обозначить? Повторите условные обозначения по теме задания.


3. Задания выполняются с использованием материалов школьного учебника, карт школьного атласа и других дополнительных источников информации, рекомендованных учителем.


4. Приступая к работе, приготовьте остро заточенные простой и цветные карандаши, которые необходимы для выполнения заданий учителя.


5. Любая карта должна иметь название, которое подписывается в верхней части карты. Оно должно быть чётким и лаконичным, и соответствовать изучаемой теме. Не путайте название вашей карты с названием шаблона карты.


6. Сравните очертания территории, изображенной на контурной карте, с обычной географической картой, чтобы сориентироваться. Определите, где находятся основные горы и реки.


7. Продумайте, в каком порядке следует выполнять обозначение объектов, чтобы они не закрывали и не мешали друг другу.


8. Определите условные знаки, которые вы будете использовать, отметьте их в специально отведенном месте на карте.


9. Все изображенные на карте объекты должны быть отражены в легенде (в условных обозначениях), в том числе заливка (цвета), штриховка, значки, сноски и др. В легенде карты должна быть расшифровка любого цветового обозначения.


10. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в условных знаках.


11. Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читаемыми. Названия рек, гор и городов пишите четко, печатным шрифтом.


12. Объекты орографии (элементы рельефа) наносятся черным цветом, гидрографии (водные объекты) – синим.


13. Необходимо выполнять только предложенные задания. Избегайте нанесения на контурную карту "лишней информации". Отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена, если в работу добавлена лишняя информация.


14. В зависимости от задания объекты можно либо заштриховать простым карандашом, либо раскрасить в соответствующие цвета. Старайтесь использовать те же цвета, которые приняты на типографских картах (смотрите карты в атласе).


15. Закрашивание объектов, необходимых для выполнения заданий, производится только цветными карандашами. Никогда не используйте фломастеры и маркеры!


16. Каждая форма рельефа имеет свою цветовую гамму, которая соответствует шкале высот и глубин атласа.


17. Для правильного нанесения на контурную карту названий географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку: название географических объектов надо писать вдоль линий градусной сетки, что поможет выполнить задание более аккуратно.


18. Названия небольших объектов в масштабе используемой карты, например вулканов или горных вершин, желательно размещать справа от самого объекта, вдоль параллели.


19. Названия линейных объектов, например, гор, рек или течений, нужно размещать по протяженности, так, чтобы можно было их прочитать, не переворачивая карту.


20. Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют небольшие объекты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом или дана ссылка в виде цифры, которая расшифровывается в легенде карты (например, на карте: цифра 1 стоит на объекте; а в легенде дана расшифровка: 1 - оз. Ильмень).


21. Если вы обозначаете площадной объект, например, равнину или море, то помните, что границы этих объектов не обводят линиями. Надпись названия показывает территорию равнины или акваторию моря.


22. В условных знаках должна быть система. Придерживайтесь картографической традиции в заполнении карт.


23. Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно в указанный срок.

Задание 1. Заполните пропуски в схеме.

Нажми, чтобы увеличить

Битва на р. Шелони .
Результат: победа московских войск над новгородским ополчением.
Последствия: Иван III признан новгородским князем; отказ Новгорода от союза с Литвой; уплата контрибуции; сохранение Новгородом независимости.
Договор Новгорода с Литвой. Условия: признание Казимира IV новгородским князем; совместные военные действия в случае нападения Москвы; архиепископ Новгородский получает сан у киевского митрополита.
Примечание. Письменного договора Новгорода с Литвой не существовало, и условия были лишь намерениями сторон.

Задания 2. Проведите соединительные линии трех цветов между между территориями, принадлежавшими к началу княжения Ивана III Москве, Литве, сохранившими свою независимость.


Нажми, чтобы увеличить

Задание 3. Выберите правильный ответ.
1. Самостоятельность Новгорода была ликвидирована в:
а) 1477 году;
б) 1475 году;
в) 1478 году .
2. Конец зависимости Руси от Орды связан с:
а) Куликовской битвой;
б) битвой на реке Воже;
в) стоянием на реке Угре ;
г) битвой на реке Шелони.

Задание 4. На контурной карте:
а) подчеркните красным цветом два крупных города, присоединенные к Московскому княжеству при Иване III (Новгород, Тверь) ;
б) закрасьте зеленым цветом земли, присоединенные к Московскому государству к концу правления Василия III;
в) подчеркните синим цветом старинный русский город, который был возвращен Московскому государству при Василии III (Смоленск) .


Нажми, чтобы увеличить

Задание 5. Используя дополнительный материал, напишите короткое эссе (не более 100 слов) на тему «Иван III: человек и государь».

Ивана III, как государя, замечательно охарактеризовали современники, дав ему прозвище Великий. Иван был умным, расчетливым, хитрым, иногда даже коварным, правителем. Главным итогом его правления стало объединение вокруг Москвы большей части русских земель и становление Московского княжества, как полностью независимого государства. Значительные перемены произошли и во внутренней политике. Был принят "Судебник", заложена система приказов, за что Иван получил еще одно прозвище - Правосуд. Вместе с тем Иван жестоко боролся с политическими противниками и сепаратизмом удельных князей. В правление Ивана закладываются основы русского самодержавия с его обязательными атрибутами, соблюдению которых Иван III придавал огромное значение. Как человек Иван III характеризуется современниками, как строгий, справедливый, любящий прислушиваться к чужому мнению и даже возражениям. Вместе с тем, объединив значительное число русских земель, Иван III не любил участвовать в военных походах, оставаясь всегда в Москве и посылая своих воевод. Можно смело сказать, что Иван III был незаурядной личностью, и прозвище Великий, как нельзя лучше характеризует его, как государя.

На одном листочке карты может уместиться целый мир, со всеми океанами, материками, горами и равнинами, странами, городами, полезными ископаемыми, животными и птицами. Только нужно уметь правильно читать карту. На этом уроке мы узнаем, какие карты были в древности, а какие виды карт есть сейчас, какие преимущества карты перед глобусом, что такое масштаб, легенда карты. Научимся пользоваться шкалой глубин и высот, определять координаты земных объектов.

Тема: Планета, на которой мы живём

Люди начали рисовать карты еще до того, как задумались о том, круглая Земля или плоская. Ученые обнаружили на Камчатке рисунок на кости, изображающий путь к богатому добычей месту. Это, вероятно, одна из древнейших карт. Карты рисовали на кусках коры, вырезали на деревянных дощечках, которые удобно было брать в дорогу. Некоторые народы процарапывали карты острым предметом на сырых глиняных плитках, которые после высушивания становились прочными, с четким изображением.

Этой карте мира , в центре которой расположен город Вавилон, более 3 тысяч лет.

Рис. 1. Карта мира Древнего Вавилона ()

Так же были найдены наскальные рисунки местности в пещерах, где люди обитали тысячи лет назад.

Рис. 2. Наскальный рисунок местности ()

С изобретением бумаги карты стали рисовать на ней. На карты наносились все сведения, полученные учеными и путешественниками во время странствий по разным землям.

Рис. 3. Древняя карта мира на бумаге ()

Изготовление карты было длительным процессом, ведь все детали прорисовывались вручную, поэтому карты стоили очень дорого.

Долгий период времени на картах присутствовали только четыре : Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка. Прошло много лет, прежде чем мореплаватели отрыли Австралию и Антарктиду.

Когда ищешь какую-нибудь страну на глобусе, видишь только одно полушарие. А чтобы увидеть другое, глобус нужно повернуть.

На глобусе невозможно обозначить большое количество географических объектов, не увеличив его размеров. А глобус большого размера неудобен для использования в путешествиях.

Масштаб - это отношение длины линий на карте или чертеже к действительной длине. Масштаб физической карты России говорит нам, что каждый сантиметр карты соответствует 200 км на местности.

Рис. 7. Физическая карта России ()

На карте можно показать сразу две половины Земли. Если делить земной шар по экватору, получится карта Северного и Южного полушарий ,

Рис. 5. Северное и Южное полушария

а если по линии нулевого меридиана - Западного и Восточного полушарий .

Рис. 6. Западное и Восточное полушария

На карте полезных ископаемых особыми значками отмечены места залежей полезных ископаемых.

Рис. 9. Карта полезных ископаемых ()

На картах обитания животных указаны места обитания различных видов птиц и животных.

Рис. 10. Карта обитания птиц и животных ()

На контурных картах нет цветовых обозначений и изображены, но не подписаны, всевозможные географические объекты. Они удобны для прокладывания маршрутов.

Рис. 11. Контурная карта

На политической карте мира изображены страны и их границы.

Рис. 12. Политическая карта Евразии ()

На синоптических картах условными значками показаны наблюдения за погодой.

Рис. 13. Синоптическая карта ()

Разные карты объединяют в атласы .

Рис. 14. Географический атлас ()

Карты изображают различные территории. Есть карты районов, городов, областей, государств, материков, океанов, карты полушарий и мировые карты.

Условные обозначения на карте такие же, как и на глобусе. Они называются легендой и обычно помещаются внизу карты.

Найдем на физической карте России Западно-Сибирскую равнину.

Рис. 16. Западно-Сибирская равнина ()

Мелкие горизонтальные черточки, покрывающие немалую часть её территории, означают болота.

Здесь находятся одни из самых больших мире болот - Васюганские. Линиями изображаются реки, границы и дороги, кружочками - города.

Рис. 17. Васюганские болота

Моря и горы имеют реальные очертания и окрашиваются разными цветами. Синим и голубым - водоемы, желтым - возвышенности, зеленым - низменности, коричневым цветом - горы.

В нижней части карты размещают шкалу глубин и высот, с помощью которой можно увидеть какую высоту или глубину означает тот или иной оттенок цвета на карте.

Чем глубже океан, тем темнее цвет. На карте Северного Ледовитого океана самый темный оттенок синего в Гренландском море, где глубина достигает 5 тысяч 527 метров; самый светлый оттенок бледно-голубого цвета, там глубина моря - 200 метров.

Рис. 18. Физическая карта Северного Ледовитого океана

Чем выше горы, тем темнее цвет, которым они обозначены. Так, Уральские горы, которые считаются сравнительно невысокими (высочайшие вершины от 1000 до 2000 м над уровнем моря), на карте окрашены светло-коричневым цветом.

Рис. 19. Уральские горы

Гималаи - самые высоки горы в мире (10 вершин с высотой более 8 км) обозначены темно-коричневым цветом.

Рис. 20. Гималайские горы

В Гималаях расположена Джомолунгма (Эверест) - высочайшая вершина мира (8848 м).

Пользуясь шкалой высот, легко определить высоту Кавказских гор.

Рис. 23. Кавказские горы

Их коричневый цвет указывает, что высота гор более 5 тысяч метров. Наиболее известные вершины — гора Эльбрус (5642 м) и гора Казбек (5033 м) покрыты вечными снегами и ледниками.

С помощью карты можно определить точное местоположение какого-либо объекта. Для этого нужно знать его координаты : широту и долготу, которые определяют по градусной сетке, образованной параллелями и меридианами.

Рис. 26. Градусная сетка

Экватор служит началом отсчета - на нем широта равна 0⁰. Широта отсчитывается от 0⁰ до 90⁰ по обе стороны от экватора и называется северной или южной. Например, координата 60⁰ северной широты означает, что эта точка лежит в Северном полушарии и находится под углом 60⁰ к экватору.

Рис. 27. Географическая широта

Долгота отсчитывается от 0⁰ до 180⁰ по обе стороны от Гринвичского меридиана и называется западной или восточной.

Рис. 28. Географическая долгота

Координаты Санкт-Петербург - 60⁰ с.ш., 30⁰ в.д.

Координаты Москвы - 55⁰ с.ш., 37⁰в.д.

Рис. 29. Политическая карта России ()

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.
  1. Академик ().
  2. Выживание ().
  1. Найдите на физической карте мира Тихий океан. Определите его глубочайшее место, укажите его название и глубину. Опишите, как Вы определили это место.
  2. Составьте короткий тест (4 вопроса с тремя вариантами ответа) на тему «Географические карты».
  3. Подготовьте памятку с правилами работы с картами.

Прочитав название контурной карты, найдите в учебнике материал по этой теме, посмотрите карту в учебнике или в атласе по истории России для 6 класса. Все это поможет вам правильно выполнить задания, данные на контурной карте или предложенные учителем. Подписывайте реки вдоль их русла, города — поблизости от условного знака (пунсона), который обозначает город. Старайтесь делать свои подписи четко и аккуратно, можно печатными буквами, а штриховку — цветными карандашами, но не ярко, иначе не будут видны подписи и условные знаки, которые вы будете использовать.

Контурные карты по истории России. 6 класс. К учебнику под ред. А.В. Торкунова

Описание учебника

Задания
1. Прочтите задания и выберите разные по цвету карандаши для их выполнения.
2. Подпишите моря, крупные реки.
3. Обведите границу максимального оледенения.
4. Обведите стрелки, которые показывают, откуда человек пришел в Северную Евразию.
5. Закрасьте треугольники, обозначающие места самых древних стоянок человека в Северной Евразии.
6. Обведите и закрасьте районы, благоприятные для занятий охотой и собирательством.
7. Обведите и закрасьте районы, благоприятные для а) земледелия и б) кочевого скотоводства.
Восточные славяне и их соседи. VI - IX вв.
Задания
1. Подпишите названия морей, рек и озер.
2. Пользуясь атласом по истории России и материалом учебника, подпишите названия славянских племен в местах их расселения. Используйте для этого разные цвета. Например, племена восточных славян подпишите красным цветом, западных - синим, а южных - зеленым.
3. Подпишите названия соседей славян - тюркоязычных, финно-угорских и летто-литовских племен и народов.
4. Подчеркните или обведите названия самых крупных союзов племен восточных славян, а также названия их племенных центров.
5. Обозначьте территории Византийской империи и Волжской Булгарии. Подпишите названия их столиц.
Древнерусское государство в IX - X вв.
Задания
1. Обведите границы Древнерусского государства, сложившиеся к середине X в.
2. Подпишите названия древнерусских городов; красным цветом обозначьте Киев и Новгород - главные центры складывания Древнерусского государства.
3. Подчеркните или обведите названия крупных торгово-ремесленных центров Древней Руси; условными знаками отметьте районы хлебопашества и скотоводства.
4. Особым знаком отметьте место первого массового принятия христианства на Руси и напишите дату этого знаменательного события.
5. Обозначьте важнейшие торговые пути Древней Руси. Укажите, где начинался «путь из варяг в греки» и где он заканчивался.
6. Пользуясь материалом учебника, покажите стрелками направления походов русских князей.
Русь в конце X - XI в.
Задания
1. Обведите границы Древнерусского государства, сложившиеся к середине XI в., подпишите названия древнерусских городов, а также моря и крупные реки.
2. Штриховкой покажите территорию, присоединённую к Древнерусскому государству князем Владимиром Святославичем, штриховкой другого цвета - князем Ярославом Владимировичем.
3. Пользуясь материалом и картой учебника, покажите стрелками разного цвета походы князя Владимира Святославича и князя Ярослава Владимировича.
Экономическое развитие Руси в XI - начале XIII в.
Задания
1. Обведите границы Древерусского государства к концу XII в. Подпишите моря, крупные реки, города - центры русских княжеств и земель, крупнейшие торгово-про-мышленные центры и ярмарки.
2. Условными знаками отметьте районы добычи полезных ископаемых - железа, соли, золота, серебра и др.
3. Обведите районы выращивания ржи, пшеницы, овса и льна, другим цветом - разведения крупного рогатого скота и лошадей.
4. С помощью условных знаков покажите центры ремесленного производства - полотняного, кожевенного, обработки металлов, керамического, гончарного и др.
Используйте материал и карту учебника.
Политическая раздробленность на Руси. XII - начало XIII в.
Задания
1. Обозначьте красной линией общую границу русских земель в XII в.
2. Штриховкой разного цвета покажите территории Новгородской земли, Владимиро-Суздальского, Черниговского, Галицко-Волынского, Смоленского, Переяславского, Полоцкого и других княжеств. Подпишите их названия и названия городов, обозначенных на карте пунсонами (кружками).
3. Отметьте яркой точкой город Москву и напишите дату первого упоминания о ней в летописи.
4. Отметьте на карте районы обитания кочевников - половцев, печенегов и др.
Условные обозначения
Задания
1. Обозначьте общую территорию русских княжеств и земель к началу монгольского нашествия. Подпишите моря, крупные реки, города. Точкой отметьте место первой встречи русских войск с монгольскими завоевателями. Напишите дату этой битвы.
2. Обозначьте стрелками завоевательные походы хана Батыя и других монгольских полководцев.
3. Красной линией обведите границы русских княжеств и земель, подвластных Золотой Орде. Обведите территорию Золотой Орды.
4. Напишите названия городов, оказавших упорное сопротивление монгольским завоевателям.
5. Стрелками разного цвета покажите завоевательные походы шведских, датских, немецких рыцарей.
6. Стрелками покажите походы князя Александра Невского против рыцарей и обозначьте места главных сражений - Невской битвы и Ледового побоища. Рядом напишите даты этих сражений.
Задания
1. Подпишите названия морей, крупных рек и озер. Используйте для работы учебник и атлас по истории России. 2 Обведите красной линией границы русских княжеств и земель. Подпишите название города, считавшегося политическим центром Руси.
3. Обозначьте другим цветом (например, зеленым) границы Золотой Орды. Напишите название ее столицы.
4. Подпишите названия русских городов, в которых были волнения, вызванные злоупотреблениями при сборе дани.
5. Найдите и подпишите города Тверь, Москву, Нижний Новгород - столицы княжеств, ставших самостоятельными уже при ордынском владычестве.
Великое княжество Литовское в XIII - XV вв.
Задания
1. Обозначьте зеленой линией приблизительные западные границы русских княжеств и земель в начале XIII в.
2. Закрасьте желтым цветом территорию Литвы в начале XIII в. Подпишите ее столицу.
3. Обозначьте границы Великого княжества Литовского к середине XV в.
4. Пользуясь атласом и материалом учебника, подпишите территории, вошедшие в состав Великого княжества Литовского в XIII - XV вв., и их центры.
5. Подпишите соседние с Великим княжеством Литовским государства.
Условные обозначения
Северо-Восточная Русь в XIV - первой половине XV в.
Задания
1. Обведите границы русских княжеств и земель к началу XIV в. Подпишите крупные реки, города, столицы «великих» княжеств.
2. Закрасьте территорию Московского княжества, сложившуюся к началу XIV в.
3. Пользуясь материалом учебника и картой, закрасьте земли, присоединенные к Москве до 1340 г. (год окончания правления Ивана Калиты).
4. Покажите границы Московского княжества к 1462 г. Подпишите названия княжеств и земель, присоединенных к Московскому княжеству до 1462 г.
Задания
1. Обозначьте границы государств, выделившихся из Золотой Орды. Подпишите их названия.
2. Отметьте точками (синего или любого другого цвета) столицы этих государств и подпишите их названия.
3. Закрасьте территорию государства, которое во второй половине XV в. превратилось в вассала Османской империи.
Задания
1. Обведите зеленой линией границы Великого княжества Московского в 1462 г. Подпишите его столицу, крупные реки и города, обозначенные на карте пунсонами.
2. Покажите черными стрелками поход хана Ахмата на Москву в 1480 г.
3. Найдите и отметьте на карте место противостояния русских и ордынских войск, известное как «стояние на Угре» в 1480 г.
4. Подчеркните города Новгород и Тверь, рядом напишите даты их присоединения к Московскому княжеству.
5. Покажите цветом земли и подпишите города, возвращенные Российскому государству после войн с Литвой в конце XV - начале XVI в. Напишите дату возвращения Смоленска.
6. Обведите границы Российского государства к 1533 г.
Русские путешественники и землепроходцы
Основные даты
862 - Призвание, согласно «Повести временных лет», «норманнского конунга» Рюрика
882 - Объединение восточнославянских земель Новгорода и Киева под властью князя Олега. Образование государства Русь
907, 911 - Походы князя Олега на Царьград и договор с Византией
945 - Убийство князя Игоря древлянами
945-946 - Подчинение Ольгой древлян. Установление фиксированной дани
957 (?) - Поездка княгини Ольги в Царьград (Константинополь). Принятие Ольгой христианства
988 - Крещение Руси князем Владимиром Святославичем
1015 - Первый писаный свод законов на Руси - Русская Правда Ярослава Мудрого
1037 - Закладка храма Св. Софии в Киеве
1045-1050 - Возведение храма Св. Софии в Новгороде
1097 - Съезд князей в Любече: «каждый да держит отчину свою»
1116 - «Повесть временных лет» - общерусский летописный свод, составленный в Киеве Нестором, Сильвестром и др. Включает летописи XI в. и другие источники
1132 - Начало распада Древнерусского государства после смерти великого князя киевского Мстислава II Великого
1147 - Первое летописное упоминание о Москве Около 1188 - Создание «Слова о полку Игореве»
1223, 31 мая - Битва на р. Калке: разгром монголами русско-половецких дружин
1239-1240 - Поход войск Батыя в южнорусские земли
1240, 15 июля - Невская битва
1240, 19 ноября - Взятие монголами Киева
1242, 5 апреля - Ледовое побоище
1252-1263 - Княжение Александра Ярославича Невского во Владимире 1276 - Образование самостоятельного Московского княжества 1325-1340 - Княжение в Москве Ивана I Даниловича Калиты 1359-1389 - Княжение в Москве Дмитрия Ивановича Донского 1367 - Строительство каменного Кремля в Москве
1378, 11 августа - Первая победа русских войск, возглавляемых Дмитрием Ивановичем, над ордынцами на р. Воже
1380, 8 сентября - Куликовская битва
1389-1425 - Великое княжение в Москве Василия I Дмитриевича, сына Дмитрия Донского 1425-1462 - Княжение (с перерывами) Василия II Васильевича Темного в Москве 1426 - Перенесение столицы Великого Владимирского княжества в Москву 1462-1505 - Княжение великого князя Ивана III Васильевича
1469-1472 - Путешествие тверского купца Афанасия Никитина в Индию («Хождение за три моря») 1471 - Поход Ивана III на Великий Новгород. Битва на р. Шелони. Разгром Новгородцев 1480 - «Стояние на Угре»
1485-1508 - Строительство Московского Кремля, сооружение соборов и Грановитой палаты 1497 - Введение Судебника Ивана III - общегосударственного свода законов 1505-1533 - Правление великого князя Василия III

Контурные карты по истории России. 6 класс.

Статьи по теме: