Глобус и географическая карта. От глобуса к географическим картам. Что такое глобус

  • 1. 17.09.05 г. 4 «Б» класс
  • 2. Тема «Мир глазами географа. Глобус и географическая карта».
  • 3. Цель и задачи урока: а) сформулировать представление о глобусе и географической карте. Закрепить умение работать с картой и глобусом.
  • б) развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • 4. Содержательный компонент урока:
    • -материал соответствует требованиям программы и поставленной цели;
    • -информативная ёмкость урока значительная: большой объем теоретического и фактического материала. Поэтому необходимо в ходе урока подробнее останавливаться на новых понятиях, совместно с учениками делать выводы.
    • -в процессе урока были использованы все принципы дидактики: обучающая, развивающая, воспитательная.
    • -тип урока - раскрывающий содержание темы.

Структура урока:

  • 1) организационный момент - 3 мин.
  • 2) проверка домашнего задания (индивидуальная работа по определению созвездий - устно, тест «Звездное небо» - письменно) - 10 мин.
  • 3) объяснение нового материала (изучение карты полушарий и глобуса, заполнение схем, работа с учебником, в ходе объяснения беседа с классом) - 22 мин.
  • 4) подведение итогов (выводы по новому материалу, выставление оценок).

Домашнее задание записано на доске.

Структура урока разрабатывалась в соответствии с целями урока, принципами дидактики, содержанием учебного материала.

  • 5. Методический компонент урока
  • - в соответствии с целью урока, содержанием учебного процесса, принципами дидактики были использованы следующие методы обучения:
    • а) словесный (рассказ, объяснение, беседа)
    • б) печатно-словесный (работа с учебником)
    • в) наглядный (использовались глобус и карта полушарий).

В ходе урока наиболее эффективным оказался наглядный и словесный методы.

Критерии оценки учащихся:

«5» - материал излагается в полном объеме. Ученик демонстрирует навыки самостоятельного анализа, умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и процессами, хорошо развитую речь.

«4» - материал излагается не достаточно большом объеме, чтобы судить о том, что он усвоен. Ученик демонстрирует навыки анализа, однако это вызывает у него определенные затруднения. Изложение материала развернуто, но встречаются некоторые неточности.

«3» - ученик указывает достаточные знания, но они не носят системного характера. Навыки анализа и систематизации знаний отсутствуют. Речь бедна.

6. Деятельность преподавателя.

В начале урока преподавателем были обозначены цели и задачи урока, что сориентировало учащихся на усвоение нового материала. В ходе объяснения нового материала преподаватель пытался установить обратную связь с учащимися, подтверждая теоретические рассуждения наглядностями (глобусом, картой). Резюмируя, преподаватель неоднократно обращался с вопросами к учащимся. Вопросы были направлены на: воспроизведение материала, понимание, применение. Задавались учащимся дифференцировано. Вопросы задавались разной степени сложности. Ответы по качеству были разные, в зависимости от успеваемости ученика.

7. Деятельность учащихся.

Учащиеся проявили живой интерес пир проведение урока. Учитель давал возможность учащимся самостоятельно формулировать выводы по ходу урока, сильных затруднений эта работа не вызывала у ребят.

Поставленные цели и задачи урока достигнуты.

Урок прошел динамично, в хорошем темпе.

Конспект урока.

  • 1. Сформулировать представление о географии, о глобусе и географической карте.
  • 2. Карточки с индивидуальным заданием раздаются каждому ученику с изображением созвездий и их названиями, нужно соотнести созвездие к названию. Далее пишем тест «Звездное небо»(8)
  • - Выбери верное утверждение:
    • 1. Галактика, в которой мы живем, называется…
    • а) туманность Андромеды;
    • б) большое Магелланово облако;
    • в) млечный путь.
    • 2. Звезда - это…
    • а) раскаленный газовый шар;
    • б) холодный шар, состоящий из твердых веществ.
    • 3. Созвездия - это …
    • а) группы звезд, изменяющие свои очертания;
    • б) группы звезд, не изменяющие свои очертания.
    • 4. Звезда Сириус находиться в созвездии…
    • а) скорпион;
    • б) большой пес;
    • в) большая медведица;
    • г) телец.
    • 5. Полярная звезда всегда находится на…
    • а) юге;
    • б) западе;
    • в) севере;
    • г) востоке.
    • 6. Самые яркие звезды имеют… цвет:
      • а) красный;
      • б) голубой;
      • в) желтый;
      • г) белый.

Ответы к тесту: 1)в, 2)а, 3)б, 4)в, 5)б, 6)в.

3. Сегодня мы посмотрим на мир глазами географов. Нам предстоит выяснить, что такое география. Прочитайте, что об этом говориться на стр.22 учебника.

География - это наука о земле. В переводе с греческого она означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «ге» - земля и «графо» - пишу. Географы - это специалисты по географии. География объясняет, почему земля такая круглая, почему в одних районах лежит снег, а в других - жаркое лето, почему в одних странах ловят рыбу, а в других добывают нефть.

Какие изобретения человека помогают нам путешествовать по планете? Это глобус и географическая карта.

Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого. На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий - это вода, желтый, коричневый, зеленый - суша, белый - лед. Глобус покрыт линиями, будто сеткой. При вращении на месте остаются полюса: северный и южный.

Главный пояс земли - это экватор. Остальные горизонтальные линии расположены относительно друг друга, их называют параллелями. Вертикальные линии, соединяющие полюса, называются меридианами. На глобусе указаны материки и океаны. Сколько океанов на земном шаре? Назовите, (тихий, атлантический, индийский, северный ледовитый). Что вы можете сказать о материках? Материков шесть: Евразия, Африка, северная Америка, южная Америка. О создании глобуса вы прочитаете в учебнике на стр.24. Так как глобусом пользоваться в путешествие неудобно, люди придумали изображать поверхность земли на плоскости, т. е. изобрели географическую карту. Перечислите уже известные вам карты (физическая, политическая, карта полушарий). Обратите внимание на масштаб карты, он нам показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте.

  • 4. Опрос: а) что изучает, география и почему её так назвали?
  • б) какие географические карты вам известны?
  • в) расскажите о сходствах и различиях глобуса и карты полушарий.
  • г) что такое масштаб карты?
  • 5. Д/з: стр.22-29.

Ответить на вопросы «Проверь себя».

Выполнить задания 1, 2.

Земля, как и другие планеты, имеет форму шара, чуть-чуть приплюснутого с полюсов. Человек, находясь на поверхности Земли, видит всего лишь несколько квадратных километров ее площади. При этом общая площадь поверхности Земли - 510 млн кв. км.

По форме и размерам планеты была создана модель Земли - глобус.

Глобус - трехмерная уменьшенная модель Земли.Глобус имеет такую же форму, как сама планета, он объемный, ось вращения, так же как и у планеты, у него наклонена.

На глобусе изображены материки, острова, океаны, моря и пр. Они имеют те же очертания, что и на поверхности Земли, и расположены относительно друг друга так же. Таким образом, на глобусе минимальны искажения земной поверхности.

Первый глобус был создан около 150 лет до н. э. Наиболее старым из сохранившихся до наших дней глобусом остается глобус Мартина Бехайма.

Кроме глобуса и планов, для изображения земной поверхности активно используют карты. На карте, в отличие от плана, можно увидеть всю земную поверхность или ее большие части. Кроме того, у географических карт мелкий масштаб, так как изображение приходится уменьшать в большое количество раз, чтобы оно поместилось на карте.

Географическая карта - изображение земной поверхности, содержащее градусную сетку, в уменьшенном виде на плоскости с помощью условных знаков.

Географические карты бывают совершенно разными. Например, карты, на которых изображены природные объекты: горы, моря, равнины, материки, называют физическими; карты, на которых изображены страны, их границы, столицы - политическими.

Рис. 4. Физическая карта мира ()

Рис. 5. Политическая карта Евразии ()

Есть особый вид карт - контурные карты. Эти карты имеют только границы географических объектов, их очертания, градусную сеть. На таких картах необходимо самостоятельно отмечать изучаемые географические объекты, соблюдая точность, аккуратность и используя другие географические карты.

Рис. 6. Контурная карта мира ()

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.


Глобус – модель земного шара Экватор км Размеры Земли Северный полюс Площадь поверхности нашей планеты составляет км2. Расстояние от центра Земли до экватора равно 6378 км, а до полюсов 6356 км, то есть у полюсов наша планета немного сплюснута. Для того чтобы объехать Землю вокруг на скором поезде, потребуется около месяца, так как длина нашей планеты по окружности равна км.


Географическая карта - изображение Земли на плоскости Виды (группы) карт По охвату территории По содержанию По масштабу - Мировые и полушарий - Материков и океанов и их частей - Государств и их частей - Общегеографические - Тематические - Мелкомасштабные (мельче 1:) - Среднемасштабные (от 1: до 1: включительно) - Крупномасштабные (крупнее 1:) - уменьшенное изображение поверхности Земли или ее частей на плоскости при помощи условных знаков


Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту уменьшена по отношению к ее действительным размерам на местности Численный Именованный Линейный 1:100 Это означает что 1 см на карте соответствует 100 см на местности Меры длины по обе стороны знака «:» одинаковы В 1 см - 1 м Для записи именованного масштаба используются удобные меры длины (100 см=1м) м1м Линейный масштаб - представляет собой линию, разделенную на равные отрезки. Отрезки справа от 0 показывают, какому расстоянию на местности соответствуют расстояния на плане в 1 см, 2 см и т. д. Отрезок слева от 0 разделен на равные мелкие части. Зная расстояние на местности, которому соответствует большой отрезок, и количество мелких отрезков, можно вычислить, какому расстоянию на местности соответствуют эти мелкие отрезки. Например, длина большого отрезка слева от 0 на равна 1м. Этот отрезок разделен на 5 мелких частей, значит, длина одной такой части составляет 1м: 5 = 20см.


Изображение с выпуклой поверхности шара (планета Земля) невозможно перенести на плоскость (карта) без искажений. Все изображения на плоскости неизбежно окажутся измененными по форме и размерам, причем в разных областях шара степень искажения будет разной. Чем мельче масштаб – тем больше искажений и погрешностей на карте, так как объекты уменьшены во много раз. Необходимо помнить что… Искажения По форме По размерам По площадям


Градусная сетка географической карты и глобуса Меридианы кратчайшие линии, условно проведенные на поверхности Земли от одного географического полюса к другому Параллели линии, условно проведенные по поверхности Земли параллельно экватору. Главные понятия темы - линии меридианов и параллелей, разделенные на градусы.


Особенности Меридианы - направлены на север и на юг; - представляют полуокружности, сходящиеся у полюсов; - величина дуги измеряется в градусах; - имеют одинаковую длину - длина 1° всегда равна 111 км; Параллели - направлены на восток и на запад; - окружности, параллельные экватору; - величина окружности измеряется в градусах; - длина окружности уменьшается от экватора к полюсам; - длина 1° в километрах указана у рамки карты (атлас 6,7 класса)


Географические координаты Географическая широта – Величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданного места. - Определяется по параллелям - Бывает северная (с.ш.) и южная (ю.ш.) Географическая долгота – Величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до заданного места. -Определяется по меридианам - Бывает западная (з.д.) и восточная (в.д.). - географическая широта и географическая долгота точки земной поверхности Пример: м. Игольный – 34 о ю.ш. г.Санкт-Петербург - 60 о с.ш. Пример: м. Игольный – 20 о в.д. г.Санкт-Петербург – 30 о в.д.


Для чего предназначена градусная сетка? Определение направлений Определение географических координат (Примеры см.ранее) Измерение расстояний между объектами Для измерения расстояний на карте необходимо знать: - координаты точек (А и Б) -длину 1 0 параллели или меридиана (зависит от направления измерений) (Примеры см.ранее)


Определение направлений Ориентирование –умение определять стороны горизонта. ссз всв юз ююв Для определения точного направления на предмет, недостаточно знать в какой стороне горизонта он находится. В таких случаях определяют азимут на предмет по компасу. Словарь Север Направление на предмет Азимут (угол) Азимут – угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке.


3) на рисунке мы видим, что величина нужного нам угла составляет 120 о рисунок 1 рисунок 2 Самостоятельно определите азимут и точное направление на колодец (рис.1) ююв ссз всв юз нам необходимо определить азимут на дерево (по рисунку 1) Вывод: азимут = 120 о, что соответствует направлению ВЮВ (восток-юго-восток) (по рисунку 2) Пример: 1) проводим воображаемую линию направления на предмет как показано на рисунке 2) определяем азимут, т.е. определяем угол от направления на север до направления на предмет по часовой стрелке


Примеры заданий ЕГЭ по теме «Глобус и географическая карта» 1. Какой буквой на фрагменте карты мира обозначена параллель 20 °с. ш. ? 1) А 2) В 3) С 4) D 2. Какая стрелка на фрагменте карты мира соответствует направлению на юго-восток? 1) А 2) В 3) С 4) D


3. Какая из точек, обозначенных на фрагменте карты мира, имеет географические координаты 24 °ю.ш. и 92 °в.д. ? 1) А 2) В 3) С 4) D 4. Какая из точек, обозначенных буквами на карте мира имеет географические координаты 5 °с.ш. и 72 °в.д. ? 1) А 2) В 3) С 4) D


5. Какому направлению соответствует направление А- В на карте Европейской части России? 1) север 2) северо-восток 3) восток 4) юго-восток 6. Какому направлению соответствует направление А-В на карте Европейской части России? 1)запад 2)северо-запад 3) север 4) северо-восток


7. Какая из точек, обозначенных буквами на фрагменте карты мира, имеет географические координаты 35°ю.ш. и 14 °з.д. ? 1) А 2) В 3) С 4) D 8. Какая из точек, обозначенных буквами на карте Европы, имеет географические координаты 37°с.ш. и 3°з.д.? 1) А 2) В 3) С 4) D


9. Вставьте пропущенное число: «1 сантиметр на карте масштаба 1: соответствует _______ км на местности». 10. По какому азимуту необходимо идти, чтобы попасть из точки В в точку А на берегу лесного озера?


Проверь себя ВопросыОтветы Возможно: 208,209,210, 211, 212

Данный видеоурок посвящен теме «Глобус - модель Земли. Географические карты». Вы узнаете о размерах и форме Земли, познакомитесь с новым понятием - «географические карты». Учитель подробно расскажет о глобусе, а также - какие существуют виды карт.

По форме и размерам планеты была создана модель Земли - глобус.

Трехмерная уменьшенная модель Земли.Глобус имеет такую же форму, как сама планета, он объемный, ось вращения, так же как и у планеты, у него наклонена.

На глобусе изображены материки, острова, океаны, моря и пр. Они имеют те же очертания, что и на поверхности Земли, и расположены относительно друг друга так же. Таким образом, на глобусе минимальны искажения земной поверхности.

Первый глобус был создан около 150 лет до н. э. Наиболее старым из сохранившихся до наших дней глобусом остается глобус Мартина Бехайма.

Рис. 3. Глобус Бехайма, 1492 г. ()

Кроме глобуса и планов, для изображения земной поверхности активно используют карты. На карте, в отличие от плана, можно увидеть всю земную поверхность или ее большие части. Кроме того, у географических карт мелкий масштаб, так как изображение приходится уменьшать в большое количество раз, чтобы оно поместилось на карте.

Географическая карта - изображение земной поверхности, содержащее градусную сетку, в уменьшенном виде на плоскости с помощью условных знаков.

Географические карты бывают совершенно разными. Например, карты, на которых изображены природные объекты: горы, моря, равнины, материки, называют физическими; карты, на которых изображены страны, их границы, столицы - политическими.

Рис. 4. Физическая карта мира ()

Рис. 5. Политическая карта Евразии ()

Есть особый вид карт - контурные карты. Эти карты имеют только границы географических объектов, их очертания, градусную сеть. На таких картах необходимо самостоятельно отмечать изучаемые географические объекты, соблюдая точность, аккуратность и используя другие географические карты.

Рис. 6. Контурная карта мира ()

Домашнее задание

Параграфы 9, 10, 11.

1. Что такое глобус и карта?

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2011. - 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. - М.: ДИК, Дрофа, 2012. - 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География: начальный курс. Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 144 с.

2. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. - 284 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское Географическое Общество ().






































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: развитие учебно-познавательного интереса к материалу о форме Земли и о ее моделях (шарообразной и плоской).

Предметные задачи урока:

  • развивать представления о том, как происходили накопление, обобщение, фиксация географических знаний в истории человечества;
  • формировать понимание того, что глобус – это модель Земли; карта - плоскостное изображение земной поверхности;
  • ознакомить с расположением географических объектов на глобусе и географической карте.

Личностные задачи урока: создать условия для проявления интереса к новому материалу, формирования представления об основных моральных нормах поведения.

Метапредметные задачи урока:

  • принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (регулятивные);
  • строить сообщения в устной форме, находить в тексте ответ на заданный вопрос (познавательные);
  • использовать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию, слушать собеседника излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей; (коммуникативные);
  • учиться правильно давать определения изучаемых понятии?;
  • получать различную информацию из различных источников (учебник, интернет, глобус, карты).

Оборудование: глобус, карта полушарий, проектор, приложение .

Ход урока

Этап Содержание этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания
1. Организационный: позитивный настрой, проверка готовности к уроку
2. Актуализация знаний Географический диктант:

1. Земля имеет форму...

2. На каком месте среди всех планет относительно солнца находится Земля?

3. Радиусы Земли неодинаковые, тот, что больше - ..., тот, что меньше....

4. Движение Земли вокруг своей оси называется...

5. Орбитальное движение длится...

6. Линия, по которой Земля движется вокруг солнца, называется...

7. Один оборот вокруг Солнца Земля делает за....

9. Две точки Земной поверхности, не участвующие в осевом вращении, называются....

10..Линия, одинаково удалённая от северного и южного полюса, которая делит земной шар на два полушария, называется...

С помощью проектора демонстрирует вопросы для проверки имеющихся знаний

Итог: во время работы мы вспомнили географические термины, которые помогут нам расширить знания, как вы думаете, о чем? (о нашей планете)

1. Отвечают на вопросы в тетради:

1. Геоид (приплюснутый у полюсов шар)

3. экваториальный, полярный

4. осевое (суточное)

5. 365 - (366 суток)

10. экватор

2. Обмениваются тетрадями с соседом по парте (взаимопроверка, оценивание)

НОРМА ОЦЕНОК НА ДОСКЕ

(исходим из количества ошибок)

6 и больше = “2”

3. Проблемная ситуация. Формулировка цели, постановка задач Слайды 5 Внимательно посмотрите на слайд и попробуйте определить:

Почему именно эти предметы размещены на слайде? О чём пойдёт речь на уроке? Какова будет наша цель?

Демонстрирует слайд.

Организует обсуждение, резюмирует высказывания детей

Предлагают варианты формулировки цели.

Отвечают на вопросы

Слайды 6-16 история создания разных глобусов. Рассказ учителя об истории создания различных глобусов.

Объяснение учителя может быть заменено предварительно подготовленными сообщениями учащихся об истории создания различных глобусов (учитель демонстрирует, сопровождает рассказ изображением)

Корректирует ответы

Сообщения учащихся об истории создания глобусов. Учащиеся сравнивают изображения, пытаются сформулировать заключение: что изображается на глобусе, почему создание глобуса-это шаг вперёд в истории науки, в чём преимущества и недостатки глобуса.
Просмотр мультипликационного ролика Проблемное задание Поиск ответа на вопрос: Что в мультфильме выдумка, что научно доказанная истина?

Обсуждение, дополнение ответов одноклассников

Посмотрите на изображение на слайдах 19-21 Постановка вопроса:

Что представляла собой старинная карта?

Организация дискуссии:

Почему плоскостное изображение земной поверхности было необходимо? В чём преимущества карты? В чём недостатки? Почему карты древности отличаются от тех, что висят у нас в классе и собраны в ваших атласах?

Высказывают предположения вступают в дискуссию. Учатся отстаивать свою точку зрения при этом выслушивают точку зрения одноклассников
Гимнастика для глаз:

Дети закрывают глаза под тихую музыку выполняют команды учителя:

“Представили наш ученический глобус, сосредоточили взгляд закрытых глаз на экваторе. Поехали в восточном направлении, сделали полный оборот, глаз не открываем, прыгнули взглядом на северный полюс, на южный, вновь на северный и снова на южный, вновь сосредоточили взгляд закрытых глаз на экваторе, поехали по линии экватора в западном направлении. Увеличили мысленно глобус в два раза и проделали ту же процедуру ещё раз”

Продолжение Слайд 22. Условные знаки на карте и в атласе Предлагает проанализировать изображения карты и глобуса Изучают условные знаки карты, цветовую шкалу, масштаб
Различие географических карт

Многообразие карт

Вводит новые понятия (план, топографическая карта, аэрофотоснимки, космические снимки, атлас); демонстрирует на слайдах 23-37 Просматривая различные слайды, пытаются определить, в чём различие, сходство, преимущества и недостатки каждого вида изображений.
4 Закрепление новых знаний Продолжите фразу: Я считаю, что глобус (карта) для работы важнее и удобнее, потому что..... Помогает сформулировать ответы Отвечают на вопросы, сравнивают
5 Рефлексия Что удивило на уроке?

О чём хотели бы узнать ещё?

Организует обсуждение Высказываются
6 Домашнее задание Параграф 5.

ВАШИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Ответы на вопросы развёрнутые, доказательные (оформляем в тетради), используя различные источники информации

Пояснение требований к выполнению домашнего задания Записывают в тетради вопросы:

1. Может ли быть космический глобус?

2. Могут ли быть аэрофотосъёмки всей земной поверхности? Если “да”, то можно ли из них составить карту или глобус, если “нет”, то почему?

3. Зачем человеку нужны разные карты, ведь на них изображается одна и та же поверхность, не лучше ли сделать одну, но качественно?

Статьи по теме: