Игры забавы для старшей группы картотека. Материал на тему: Игры - забавы. «По ровненькой дорожке»

Любая деятельность дошкольника эффективна только в том случае, если ребёнок занимается ею с удовольствием и в хорошем настроении. Самый верный способ создать необходимый эмоциональный фон - включить малышей в игру-забаву. Однако проведение таких игр требует от педагога знания некоторых нюансов организации подобной игровой технологии.

Суть понятия

Игровая деятельность является основной активностью дошкольников. С её помощью дети легче и быстрее усваивают знания, умения и отрабатывают навыки, круг которых определён образовательной программой детского сада. Но в работе с малышами очень велик риск превратить весь образовательный процесс в хаос, неконтролируемую игру. То есть очень важно организовать взаимодействие с ребятами так, чтобы они научились переключаться с одного занятия на другое, быстро вникать в новые виды активности. И в этом случае на помощь приходят забавы. Это обычно непродолжительные по времени развлекательные моменты, основная миссия которых - помочь воспитанникам включиться в тот или иной вид деятельности.

Забавы помогают отвлечь детей от одного вида деятельности и заинтересовать другим

Цели

Кроме уже обозначенной мотивационной миссии, можно выделить ещё ряд важных учебно-воспитательных целей.

  1. Расширение кругозора детей. В забавах дети узнают новые игровые приёмы, способы взаимодействия с предметами, а также знакомятся с игровыми традициями своего народа.
  2. Привлечение в работу всех малышей. Например, после самостоятельной деятельности включить ребят в занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе можно забавой «Я знаю». Её суть состоит в том, что взрослый и дети бросают друг другу мяч, сопровождая словами: «Я знаю…5 домашних животных и т.д.». Тематику задаёт педагог. Результат: дети не только настроены на урок, но и актуализировали некоторые опорные знания.
  3. Создание условий для отдыха детей. Задания и игровые действия забав отличаются простотой, поэтому не требуют особого интеллектуального напряжения.
  4. Тренировка внимания и памяти. На самом деле, эта цель проведения забав не вступает в противоречие с предыдущей, как может изначально показаться. Содержание игры, несмотря на всю незамысловатость, требует от ребят быть предельно внимательными и сосредоточенными.
  5. Создание позитивного эмоционального фона. Дети как существа более чувствительные для физического, познавательного и духовного развития нуждаются в положительной атмосфере, сопровождающей их деятельность. Своими добрыми, весёлыми сюжетами забавы как раз таки и обеспечивают такое радостное сопровождение.
  6. Развитие чувства юмора. Словесное сопровождение игры учит малышей понимать шутки, адекватно реагировать на них.

Забавы поднимают настроение и способствуют воспитанию чувства товарищества

Задачи

Чтобы реализовать поставленные цели, при проведении забав педагог решает следующие образовательные задачи:

  • обучение малышей находить решения поставленного игрового задания с помощью эвристического подхода (например, в забаве «Выбивалы» в старшей группе водящий должен так рассчитать траекторию полёта мяча, чтобы зацепить игрока, который находится в постоянном движении);
  • совершенствование речи (игры-забавы в большинстве своём сопровождаются рифмовками, повторяя которые малыши не только расширяют свой словарный запас, но и запоминают языковые клише - словосочетания, устойчивые выражения);
  • развитие воображения, фантазии детей (к примеру, исполнение персонажа Мишки в забаве «Мишенька» требует от малыша 1,5–3 лет творческого подхода в имитации движений неуклюжего медведя, который по сюжету ещё и танцует);
  • работа над тренировкой координации, ловкости, гибкости за счёт того, что многие забавы составлены по образцу подвижных игр;
  • формирование представлений о традициях и культуре страны (особое место в ряду забав занимают народные игры, сюжеты которых передаются из поколения в поколение);
  • воспитание терпения, доброжелательного отношения к сверстникам (забавы - игры коллективные, требующие соблюдения правил взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми).

Большая часть забав имеет основу подвижных игр

Классификация забав

Деление игр-забав на виды зависит от того, какой основополагающий признак положен в основу типизации. В дошкольном образовательном учреждении приняты две классификации.

Виды забав по форме проведения

Эти игры проводятся в основном на занятиях, часто являясь его структурной частью, как, например, фокусы-опыты.

Фокусы

В детском саду фокусы носят характер опытов, экспериментов с привычными предметами обихода, например, с бумагой, водой. Успех такого вида забав определяется умением педагога преподнести суть игровых действий. Важно: дети в этом виде забав не наблюдатели, а участники.

К примеру, в старшей группе я провожу эксперимент «Волшебная вода». На отрезанной от бумажной салфетки узкой полоске рисуем фломастерами жирные точки и опускаем ленту в воду так, чтобы жидкость не доходила до первой точки 2–3 мм. Постепенно вода по тонкой бумаге начнёт подниматься, и точки будут ползти вверх. Вывод: вода не только льётся вниз, но и поднимается вверх.

Забавы-фокусы носят характер опытов, экспериментов

Шутки

Используются в перерывах между другими играми, на мероприятиях, утренниках. Важно не перенасыщать ребят шутками, то есть не приводить одну за другой. Одним из очень продуктивных методических приёма является организация разучивания шуток со старшими группами для презентации малышам - так ребята младших групп развивают своё чувство юмора.

Например, в своей практике на утреннике в средней группе я использую забаву «Это я!». Водящий (воспитатель) предлагает малышам хором отвечать на вопросы фразой «Это я!». Юмористический момент в том, что вопросы составлены по принципу шахмат: верное высказывание - неверное высказывание, а дети в силу невнимательности могут путаться, создавая смешную ситуацию.

  • Кто из вас не ходит хмурый, Любит спорт и физкультуру? Кто одежду «бережёт», Под кровать её кладёт? Знает кто, что красный свет значит «хода нет»? Кто ложится рано спать? В ботинках грязных на кровать?..

Шарады

Отгадывание слов по частям - незаменимый игровой приём на занятиях в старших группах. Дети расширяют представления о языке, а также учатся владеть словом не только на содержательном, но и на структурном уровне, составляя слова из частей, слогов. Шарады могут быть устными, в форме загадок или письменными, обычно в виде картинок, на которых обозначены нужные буквы слова.

Своим воспитанникам на занятии по ознакомлению с окружающей средой я предлагаю шараду в виде загадки: первый слог - нота, второй слог - нота, а вместе - плод, похожий на горох: фасоль.

Это интересно. Загадки в некоторых методических источниках выделяются в отдельный вид забав. Однако эта форма организации информации может быть универсальной, то есть применяться для шарад, а также быть словесным оформлением шутки или опыта.

Аттракционы

Это подвижные игры, которые обеспечивают малышам возможность соревнования в ловкости, смекалке. Обычно они являются элементом развлечения или организуются на занятиях по физической культуре, в форме физкультпауз на уроках. Проведение таких забав требует от педагога учёта следующих деталей:

  • участники должны быть равны по силам;
  • составлять команды можно из ровесников или по возрастным группам (например, две команды из одной группы или три команды, в каждой из которых есть дети разного возраста);
  • после завершения игры участников необходимо повалить и по возможности поощрить (медалью, флажком).

После завершения забавы педагог обязательно хвалит участников, создавая тем самым ситуацию успеха для каждого ребёнка

Народные игры

Традиции этих забав передаются из поколения в поколение. В большинстве своём они организуются по принципу хоровода. Например, «Каравай», «Ручеёк» и др.

Видео: русские народные игры и забавы как элемент сценария развлечения

Праздничные забавы

Отдельно стоит сказать об играх, которые подбираются под тот или иной праздник. Этот набор состоит из народных забав разной степени подвижности и различных основополагающих целей. Такие игры организуются под традиционные празднования. Например, на Рождество, Масленицу, праздник Ивана Купала и др.

Праздничные забавы - это разновидность народных игр

Видео: игры и забавы на Масленицу

https://youtube.com/watch?v=sQKW7uoWweI Video can’t be loaded: Игры и забавы на Масленицу в детском саду (https://youtube.com/watch?v=sQKW7uoWweI)

Сюрпризы

С помощью неожиданных, весёлых забав - сюрпризных моментов - педагог создаёт ситуацию новизны, что является мощным двигателем от потребности в новых впечатлениях к познавательной деятельности. Сюрпризы включаются как в структуру занятия, прогулки, так и в канву сценария развлечения.

Например, при проведении утренника во второй младшей группе по моему сценарию, Дед Мороз по просьбе Емели идёт топить печку, изготовленную из картонной коробки, и там находит подарки.

Сюрпризные моменты обычно организуются на утренниках

Таблица: виды забав по основополагающей цели проведения

Цель Пример (возрастная группа)
На развитие анализаторов «Глухой телефон» (средняя, старшие группы): дети становятся в цепочку, крайний говорит соседу на ухо фразу, тот передаёт её следующему участнику и так до конца. Последний проговаривает её вслух, после чего первый говорит исходное предложение.
На развитие эмоций Дети повторяют за воспитателем те или иные действия и сопровождающие их эмоции. Забава может сопровождаться рифмовкой. К примеру, для первой младшей группы:
  • Шёл король Боровик Через лес напрямик. Он грозил кулаком И стучал каблуком. Был король Боровик не в духе: Короля покусали мухи.
На развитие координации движений «Летает - не летает» (любой возраст, но содержание подбирается под уровень подготовки малышей): воспитатель называет разные объекты, хлопает в ладоши после каждого, а дети должны хлопать только после того, как был назван летающий объект.
На развитие воображения «Я садовником родился» (средняя, старшие): водящий-«садовник» называет в рифмовке любой цветок, а ребёнок с соответствующей карточкой говорит, в какой цветок влюблён. Тот, кто не сможет сориентироваться или назвать, в кого влюблён, становится садовником.
Игры-превращения на ориентирование в пространстве «Нитка и иголка» (старшие группы): дети становятся в колонну, обхватив друг друга за талию. Первый – «иголка», «ведёт нитку». «Иголка» должна порвать «нитку», запутав её направлением бега. Задача «нитки» - не разорваться.
На развитие моторики Такие забавы в основном применяются в младших группах.
«Стихи руками»: дети иллюстрируют сюжет движениям рук и пальцев.
  • Солнечного зайчикам Поманил я пальчиком: - Слезь со стенки на пол, Зая, Я с тобою поиграю. Покажу смешную книжку Про слона и про мартышку. Дам потрогать все игрушки, Прокачу на легковушке! Зайчик слушает, моргает, А со стенки не слезает. Я скорей на стул взобрался, Потихонечку подкрался И прикрыл его ладошкой, Чтоб не выскочил в окошко, Приподнял ладошку - ой! Где же зайчик золотой?! На картинке его нету. Нет за маминым портретом. Может, спрятался за книжки, И тихонько в щель глядит? Глядь, а зайчик - вот плутишка! - На руке моей сидит».
На имитацию (игры малой подвижности) «Зеркало» (вторая младшая, средняя, старшие): ребёнок показывает движения, остальные повторяют.
На имитацию (игры средней подвижности) «Карусель» (младшие, средняя): дети становятся в хоровод и двигаются в темпе, который задаётся сюжетом рифмовки.
  • Еле, еле, еле, еле, Завертелись карусели, А потом кругом, кругом - Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, Раз и два, раз и два - Вот и кончилась игра».

Это интересно. В детских садах забавы зачастую делятся на зимние и летние (весенние, осенние), но за основу этого разделения часто принимаются условия для проведения игр: в тёплое время года - на улице, в холодное - в помещении. При этом тематика, форма проведения и основополагающая цель не играют ключевой роли.

Видео: зимние забавы в младшей группе

https://youtube.com/watch?v=gbG55ZBE6a8 Video can’t be loaded: Детский сад «Изумрудный город» - Зимние забавы 2017 (https://youtube.com/watch?v=gbG55ZBE6a8)

Приёмы для проведения забав

В ходе подготовки и проведения игр-забав педагог пользуется тремя группами приёмов.

Словесные приёмы

Для дошкольников крайне важно слышать звучащую речь. Дети первой и второй младших групп таким образом пополняют свой словарный запас, включаются в беседу, в средней группе ребята осваивают нормы грамматического строя языка, учатся логично формулировать свои высказывания, а воспитанники старшей и подготовительной групп отрабатывают навыки ведения диалога, составления монолога. Можно сказать, что для дошкольника речь взрослого - это своего рода модель, влияющая на формирование собственного языкового образа.

Объяснение

Каждое игровое действие должно быть детально разъяснено участникам - это закон. Кроме того, по ходу сюжета забавы педагог делает замечания, подсказывает участникам движения, слова, если забава сопровождается рифмовкой. В старших группах педагог в основном ограничивается объяснением правил, дальше ребята в подсказках не нуждаются.

Объяснение сопровождается наглядными приёмами

Загадки и стихотворения

Как отмечалось выше, по сути, некоторые забавы и есть загадки. Но при этом данный словесный приём широко используется и в качестве мотивирующего начала для проведения игр.

В своей практике перед проведением народных забав в старшей группе, посвящённых проводам Масленицы, я предлагаю детям такие загадки:

  • Его любят все на свете, Любят взрослые и дети, Хоть с начинкою, хоть без, Каждый хочет его съесть, Круглый он хрустящий, От маслица блестящий. (Блин);
  • Все вокруг блины пекут, Кушать вдоволь нам дают, Чучело зимы сжигаем И весну к нам зазываем. (Масленица);
  • На шесте стою, Свысока гляжу. Тело, руки голова - Всё из соломы у меня. Обрядили, принесли, С песнями меня сожгли. (Чучело).

Стихотворения также вводятся для мотивации ребят, чтобы настроить на игру. К примеру, перед забавой во второй младшей группе «Зеркало» своим воспитанникам я предлагаю вспомнить стихотворение, которое мы разбирали во время проведения гигиенических процедур после еды:

  • В нём есть ты, а это я, Давай посмотрим на меня. Это нос, а это рот, На руках у меня кот. Всё, что к зеркалу несём, Отразится тут же в нём.

Загадки и стихотворения должны соответствовать сути забавы

Короткие сказки

Придуманные, что называется, на ходу, истории являются отличным мотивационным приёмом, который помогает привлечь внимание ребят, то есть настроить на проведение забавы.

С детьми средней группы перед проведением забавы «Глухой телефон» я рассказываю сказку про ленивого Слона. «Жил-был Слон. Большой, неуклюжий, да ещё и ленивый: ничего не хотел делать. И до того дошло, что стало ему лень даже слушать, что происходит вокруг. Попросил он животных говорить ему прямо на ухо все новости. И вот однажды в той местности, где жил Слон, стали высыхать реки, нависла угроза засухи, а значит, и голода. Первым об этом узнал Крокодил, но до Слона ему было не доползти, поэтому он передал новость через Черепаху. А она, мало того, что медлительная, так ещё и глуховата была. Поэтому услышала, что, мол, холодно будет. Чтобы быстрее рассказать об этом Слону, она попросила Зайца передать эту информацию. А Заяц был суетливым и не расслышал толком, о чём поведала ему Черепаха, и сказал Слону, что Черепаха передавала слова Крокодила, который считает, Слона молодым. В общем, прошла важная новость мимо Слона. Пришла засуха, хорошо, что пролетал Орёл, увидел, что все животные ушли и только Слон остался. Сказал Орёл ленивому Слону, что пора менять место жительства - искать, где есть вода. После этого Слон поднялся и пошёл. Так и спасся. Вот как важно быть в курсе всего, что происходит вокруг». Завершаем этот мотивационный приём 2–3 вопросами по содержанию: «Почему Слон не знал, что начинается засуха?», «Через кого передал новость о засухе Крокодил?» и т.д.

Чтение

В старших группах очень продуктивным способом мотивировать ребят является чтение. При этом если в группе есть умеющие читать, то короткие описания забав или порядок выполнения игровых действий дети могут зачитывать самостоятельно. Кроме того, малыши могут по цепочке читать, например, факты из истории какой-либо конкретной народной игры.

Наглядные приёмы

Образно-зрительное восприятие мира у дошкольников является ведущим. Поэтому без картинок, рисунков к забавам не обойтись. Эти материалы обычно иллюстрируют порядок выполнения игровых действий. А также к наглядным относятся:

  • демонстрация взрослым всех движений в забаве;
  • показ видео с игрой.

Чтобы дети уловили суть забавы, педагог должен продемонстрировать все игровые действия

Практические приёмы

Кроме непосредственной игровой деятельности малышей в забаве, практической реализацией этого вида активности могут быть впечатления от игры, материализованные в виде:

  • рисунков по сюжету забавы;
  • поделок (например, чучело на Масленицу);
  • аппликации.

Картотека забав для детей разного возраста

Составление картотеки игр-забав может основываться на классификации по видам, и тогда у воспитателя есть некий комплекс, реализующий все цели и задачи проведения игр этого рода, который педагог усложняет или упрощает в зависимости от возраста детей. Но картотека может составляться и отдельно под каждую группу.

Забавы включаются в календарно-тематический план прогулок, занятий, развлечений

Таблица: пример картотеки забав для первой, второй младших групп, средней, старшей и подготовительной групп

Группа Название забавы Цель Ход игры
Первая младшая «Котя-кошечка»
  • вызвать оживление, радость от встречи с персонажем;
  • развивать двигательную активность детей.
Дети сидят на стульях. Воспитатель ставит игрушечную кошку на окно и поёт:
Котя, котя, котя-кошечка,
Не сиди ты на окошечке.
Приходи ты, котя, в гости к нам,
Я тебе сметанки вкусной дам!
Воспитатель снимает с окна кошечку, кормит её из блюдца, затем поёт, показывая детям пустое блюдце:
Все из блюдечка слизала и от деток убежала. Воспитатель убегает от детей, держа кошечку в руке или на привязи. Затем, поставив её на пол, говорит:
Кто поймает, кто найдёт,
Кто мне киску принесёт?
Ребёнок, поднявший кошку, приносит её воспитателю, и игра повторяется.
«Мишенька»
  • развивать эмоциональные партнерские отношения друг с другом;
  • побуждать детей петь.
Дети сидят кружком, один из детей в центре круга. Все поют.
Выходи-ка, Мишенька, попляши, попляши,
Лапой, лапой, Мишенька, помаши, помаши!
А мы вокруг Мишеньки все кружочком пойдём,
Песенку весёлую запоём, запоём,
Будем, будем в ладушки ударять, ударять.
Будет, будет Мишенька нам плясать, нам плясать!
«Мишка» в кружке пляшет, дети хлопают в ладошки.
Вторая младшая «Дай кролику морковку»
  • развлечь детей;
  • способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения;
  • повеселить.
Дети сидят на скамейках на веранде или площадке. Одному из них, более подготовленному, дают в руки морковку, которую он должен дать игрушечному кролику. Ребёнок становится на расстоянии 3 м от кролика, ему завязывают глаза. Малыш должен подойти к кролику и дать ему морковку (поднести морковку к мордочке кролика).
Обычно ребёнку не удаётся сразу точно выполнить задание, и его действия вызывают смех у остальных детей.
«Молчанка»
  • вызвать оживление, радость;
  • развивать речь с помощью хоровой декламации стихотворения;
  • воспитывать терпение.
Перед началом игры играющие хором произносят:
Первенчики, червенчики
Зазвенели бубенчики.
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок.
Молчок!
После слова «Молчок» все должны замолчать. Педагог старается играющих рассмешить движениями, смешными словами, потешками. Если кто-то засмеётся или скажет одно слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: поют песни, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения.
Средняя «Рыбалка»
  • р азвлечь детей;
  • создать положительный эмоциональный фон в коллективе;
  • развивать внимание, координацию движений.
Игроки становятся в круг. В центре круга стоит ведущий. Он должен взять толстую верёвку или канат и крутить ею понизу, стараясь коснуться ног других игроков. Игроки же, в свою очередь, подпрыгивают, чтобы верёвка-удочка их не задела. У кого не получилось, выбывает из игры.
«Колечко»
  • воспитывать навыки общения со взрослыми и сверстниками.
Играют, сидя на скамеечке. Все складывают ладошки лодочкой, а ведущий, у которого в ладонях лежит мелкий предмет (колечко, камешек), проводит своими руками между ладонями каждого игрока, незаметно вкладывает кому-либо колечко. Отходя в сторону, говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» Игрок с «колечком» должен быстро встать, а другие участники - его удержать. Удалось - он становился ведущим.
Старшая «Картошка»
  • побуждать к эмоциональной отзывчивости;
  • воспитывать
    навыки общения со взрослыми и сверстниками.
Все игроки становятся в круг и передают друг другу мяч, отбивая его. Если кто-то не отбил мяч, он садится на корточки в центр круга, а игра продолжается. Любой игрок по желанию может выручить «провинившегося». Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. «Освобождённый» (тот, кого коснулся мяч) вновь принимает участие в игре. Сидящие внутри круга стараются поймать летящий к ним мяч. Если кому-то это удаётся, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросивший мяч, занимает их место.
«Золушка» Все игроки усаживаются на скамейке и снимают по одной туфельке, сваливая их в общую кучу. Водящий отворачивается, ему показывают обувь и спрашивают: «Кому?» Он называет имя игрока, который получает эту туфельку. Так продолжается до тех пор, пока не заканчивается обувь. Все игроки в конце игры веселятся в новой туфельке.
Подготовительная «Надень шляпу»
  • развлечь детей;
  • развивать артистические способности детей;
  • создать положительный эмоциональный фон в коллективе.
Дети встают в круг. Воспитатель включает музыку и даёт им женскую шляпку. Дети передают её между собой. Воспитатель неожиданно останавливает музыку, и игрок у кого шляпка оказалась в руках должен быстро надеть её на голову и пройтись по кругу женской походкой. Если он замешкался, то выбывает из игры. Кстати, вместо женской шляпки можно воспользоваться ковбойской или военной фуражкой. Тогда здесь нужно будет изображать ковбоя или солдата.
«Путешествие»
  • р азвлечь детей;
  • развивать у детей способность ориентироваться в пространстве;
  • создать положительный эмоциональный фон в коллекти ве.
Разными цветными мелками ведущий рисует на асфальте петляющие и пересекающиеся между собой «тропинки». Игроки должны выбрать себе по «тропинке» и пройти ею до финиша, ни разу не сходя с дистанции.

Временной план забавы

Забавы, как правило, проводятся довольно оперативно. Исключение составляют игры, в которых предполагается несколько кругов выполнения действий, например, «Колечко», «Котя-кошечка» и др. В среднем же хронометраж забавы для конкретной возрастной группы такой же, как и в подвижных играх.

Проведение забавы подразумевает последовательную проработку четырёх этапов.

Забава проводится в четыре этапа

Таблица: хронометраж забав для первой, второй младших групп, средней, старшей и подготовительной групп

Вводный этап Ознакомление с правилами Игра Заключение
Педагог объявляет игру, мотивирует ребят на активное участие. Воспитатель описывает и одновременно показывает все игровые движения. Игровой процесс, включающий повторы при необходимости. Похвала и оценка каждого участника. В средней (иногда уже и во второй младшей), старших группах малыши делятся впечатлениями от игры, отвечая на вопрос: «Понравилась/ не понравилась забава?».
Первая, вторая младшая группы Полминуты 1 минута 3 минуты Полминуты
Средняя группа 1 минута 1 минута 3 минуты 2 минуты
Старшая, подготовительная группы 1 минута Полминуты 3 минуты 2,5 минуты

Составление конспекта забавы

Схема составления конспекта забавы одинакова для всех возрастных групп. Отличаться будет только время, выделенное на проработку каждого из этапов. Здесь важно отметить, что забава может входить в комплекс игр, например, на прогулке или на утреннике. В этом случае временные рамки этапов могут немного смещаться. К примеру, при проведении знакомой детям игры на улице, на вводном этапе педагог напоминает правила, а сэкономленное время на объяснении идёт в пользу выполнения игровых действий.

Если забавы хорошо знакомы детям, то вместо объяснения игровых действий педагог напоминает условия на вводном этапе

Таблица: пример конспекта забавы в первой младшей группе

Этап Содержание
Вводный Кто-то к нам стучится в дверь!
Ну-ка, Лизонька, проверь.
Педагог имитирует стук в дверь и приглашает детей вместе с ним подойти к двери и посмотреть.
Это мячик прикатился,
Хочет с нами поиграть.
Это мячик прикатился –
Будет весело скакать!
Ребята, посмотрите, какой мяч! У него есть глаза, нос и ротик. Скажите, а мячик весёлый или грустный? – Правильно, весёлый!..>
Ознакомление с правилами <… Раз дружок, два дружок,
Становитесь все в кружок.
Буду мячик вам кидать,
Пробуйте его поймать! И поздоровайтесь…>
Игровые действия Каждый малыш должен поймать мячик, поздороваться и вернуть мяч педагогу.
Заключение <… Молодцы! Вы очень ловкие и внимательные! А вам понравилось играть с мячиком? Дети хором отвечают.

Игры-забавы в детском саду - это один из способов, во-первых, развлечь малышей, а во-вторых, помочь им переключить внимание с одного вида деятельности на другой. В связи с такой важной миссией, к выбору и планированию забав педагог должен подходить с особой методической тщательностью, выбирая игры под содержание и общие цели конкретного элемента учебно-воспитательного процесса. Немаловажным является и выбор приёмов, которые позволяют успешно провести забаву и тем самым создать положительный эмоциональный фон в группе.

Поделитесь с друзьями!

Игры и забавы для детей младшего дошкольного возраста ДОУ

Дворецкая Татьяна Николаевна
ГБОУ Школа №1499 ДО №7 Воспитатель
Описание: Игры предназначены для детей младшего дошкольного возраста, может быть полезным материалом для воспитателей дошкольных организаций, родителей.
Назначение работы: Авторские игры для детей направлены на развитие социализации детей, вызывают интерес и желание играть в совместные игры

Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности игры со сверстниками
Задачи:
1. вызывать у детей дошкольного возраста интерес к коллективным играм
2. формировать у детей положительный настрой и желание играть в совместные игры
3. воспитывать доброжелательное отношение в игре со сверстниками
4. развивать познавательную и речевую активность детей по средствам игры
Предисловие
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности. В недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности. Игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.
Уважаемые педагоги предлагаю Вашему вниманию свои авторские игры для детей. Надеюсь, материал будет полезен и востребован в работе.

Игра №1: «Топ-топ-топ» для детей 3-5 лет


Правила игры:
- Дети встают рядом с воспитателем образуют малый круг.
- Слова для игры произносят хором, ритмично, с добавлением движений по смыслу текста (при разучивании игры потребуется показ воспитателя)


Слова для игры:
Раз – Два! Три – Четыре!
(дети делают 4 шага назад)
Круг мы сделаем пошире
(образуется большой круг, не держась за руки)
Другу рядом улыбнемся
(повернуться и улыбнуться)
Крепко за руки возьмемся.
(Взяться за руки)
Шаг за шагом мы пойдём
Свои ножки разомнём.
Топ – топ – топ! Идут ребята
(выполняются ритмичные шаги в правую сторону)
Остановка у ворот.

Значит, будет поворот.
(поворот в левую сторону)

Повернулись дети дружно!
Продолжать движения нужно.
Шаг за шагом мы пойдём
Свои ножки разомнём.
Топ – топ – топ! Идут ребята
Топ – топ – топ! Идут куда-то.
(выполняются ритмичные шаги в левую сторону)
Мимо речки и озер.
Мимо леса, мимо гор.
Всё идут, шагают ноги.
Стоп – стоп – стоп. Конец дороги.
(остановились и стоим на месте)
Мы пришли! Встречайте нас.
(повернуться лицом в круг, протянуть 2 руки вперед)
И похлопайте 5 раз.
(Хлопаем в ладоши)

Игра № 2: «Змейка» для детей 3-5 лет

Игра проводится на улице во время прогулки.
Атрибуты для игры:
- Нарисованная желтым мелом (краской) на асфальте змейка и 5-6 разноцветных кругов (мячей)
Правила игры:
-Дети выстраиваются друг за другом в линию
- Произносят хором закличку на игру
Закличка на игру:
Змейка в мячики играла
Так играла, что устала.
Прилегла бедняжка в тень
И ползти ей дальше лень.


Слова для игры (произносит воспитатель)
Раз, два, три, четыре, пять
Приглашаю поиграть.
Мы отправимся с тобой
По дорожке по кривой.
(бег по змейке друг за другом)
Ты дружочек не робей.
Ты вперед беги скорей.
Ручки за спиною спрячь
Прыгни ножками на мяч.
(прыжки на 2-х ногах)
Раз! Два! Три! Четыре! Пять!
Мы умеем побеждать.
Чемпионам УРА!
Продолжается игра.
(Дети, пробежавшие весь путь возвращается в конец хвоста змейки и при желании проходят ещё раз) Игра может продолжаться до сохранения интереса детей.
Рекомендации: Второй игрок начинает движение только после того как первый игрок добежит до середины змейки.

Игра №3: «Кошки – Мышки» для детей 3-5 лет

В данную игру можно играть с детьми младшего дошкольного возраста, как в группе, так и на улице.
Атрибут для игры:
- Маска кота
Действующие лица:
Кот – ребенок
Мышки - дети


Правила игры:
- Ребенок – кот сидит на стуле (в кустах)
- Дети – мыши убегают от кота
Слова для игры:
Погулять решили мышки
Непоседы – шалунишки.
(Дети-мыши на цыпочках выходят гулять)
Вот бегут они по травке
Вжик – Вжик – Вжик
(бегают в рассыпную)
Перепрыгнули канавку
(прыгают на 2-х ногах)
Прыг – Прыг – Прыг
Вдруг раздался страшный звук
(Воспитатель стучит палкой по стулу, на котором сидит кот)
А сердечко ТУК – ТУК – ТУК
Притаился в кустах котик
И раскрыл зубастый ротик.
Мыши будет Вам беда
Разбегайтесь кто куда…
(Кот начинает ловить мышей, стараясь осалить их по плечу. Мыши убегают)

В нашем мире много игр, развлечений и затей.
Никогда скучать не стоит Вам в компании друзей!

Елена Анатольевна
Картотека: «Игры-забавы».

ИГРЫ – ЗАБАВЫ

Игра : «Шла коза по мостику» ---Карточка №1

Цель

Шла коза по мостику Взрослый покачивает коленями

Вверх – вниз.

И виляла хвостиком Взрослый поворачивает ребенка из

Стороны в сторону.

Зацепилась за перила. Вновь покачивает.

Прямо в речку угодила, плюх! Имитирует падение в ямку.

Игра : «На лошадке» ---Карточка №2

Цель : развитие доверительных, партнерских отношений.

По кочкам, по кочкам, Взрослый резко поднимает и

По маленьким кусточкам, опускает колени.

На молодой лошадке

В горку трюх, трюх, трюх! Взрослый вытягивает вперед

И на старой кляче ноги и скатывает по ним ребенка.

С горки – бух!

Игра : «Карусели» ---Карточка №3

Цель : обучение согласованию движений друг с другом и ритмом текста, создание атмосферы радости, сближающей детей.

Еле-еле, еле-еле Дети, держась за руки, идут по Завертелись карусели. кругу, постепенно ускоряясь.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите, Темп движения снижается,

Карусель остановите. постепенно переходя на ходьбу.

Раз, два, раз, два (пауза) Дети останавливаются и

Вот и кончилась игра! кланяются друг другу!

Игра : «Маленькая птичка» ---Карточка №4

Цель : развитие активной речи и внимания ребенка.

Маленькая птичка

Прилетела к нам, к нам!

Маленькой птичке

Зернышки я дам, дам, дам!

Села птичка на окошко,

Посиди еще немножко,

Подожди, не улетай,

Игра : «Гуси летят» ---Карточка №5

Цель : слухового восприятия, внимания, быстроты реакции, навыков взаимодействия со взрослыми, с детьми, создание хорошего настроения.

Гуси летят! – и поднимает руки вверх, показывая, как летят гуси.

Летят! – отвечают дети, и тоже поднимают руки.

Утки летят!

Мухи летят!

Воробьи летят!

Щуки летят!

Увлекшись, дети часто отвечают :

И поднимают вверх руки.

Ведущий шлепает легонько по рукам и говорит :

Не летят! Не летят!

Игра : «У оленя дом большой» ---Карточка №6

Цель : развитие моторики, внимания, снятие физического и эмоционального напряжения

У оленя скрестить руки над головой и шевелить

расправленными пальцами.

Дом Соединить кончики пальцев рук над головой,

изображая крышу.

Большой Развести руки в стороны,

Он сидит, глядит в окно. Поворачивать головой в разные стороны,

Одна рука от локтя горизонтально под

подбородком, другая параллельно ей над головой.

Зайка по полю бежит, Имитировать движения рук и ног при беге.

В дом к нему стучит :

«Тук-тук, дверь открой! Кулаком одной руки стучать по ладони др.

Там в лесу охотник злой Большим пальцем показывать за спину.

Зайка – зайка, забегай, «Манить» к себе двумя руками.

Лапку мне скорей давай! Хлопок одной ладонью по другой.

Игра : «Зайчик» ---Карточка №7

Цель : развитие протранственных представлений (вверх-вниз, влево-вправо)

Раз, два, три, четыре, пять, Игрушка вверх – вниз,

Вышел зайчик поскакать.

Огляделся, повертелся, Влево, вправо.

Посмотрел наверх и вниз,

Пробежался, забоялся…

Где ты, зайчик, отзовись? Спрячьте игрушку за спину.

Игра : «Попрыгунчик» ---Карточка №8

Цель : развитие позитивного взаимодействия между взрослым и ребенком, умение подрожать действиям взрослого.

Стоит в поле теремок. Сидя на корточках, накройте голову руками.

Дверка открывается. Медленно приподнимаются руки над головой.

Кто там появляется?

Ш-ш-ш-ш-ш, ба-бам! Подпрыгивает, вытягивая руки вверх.

Попрыгунчик там!

Игра : «Солнечные зайчики» ---Карточка №9

Цель

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей.

Вот он, светленький кружок,

Вот, вот, вот- левей, левей!

Убежал на потолок.

Дети ловят зайчика на стене. Хорошо направить его повыше, чтобы дети подпрыгивали, его достать.

Игра : «Цап» ---Карточка №10

Цель : снятие эмоционального напряжения, повышение настроения.

На горе стояли зайцы, Водить по ладошке

И кричали – прячте пальцы : цап! «цап» сжать ладошку малыша.

Игра : «Кукушка» ---Карточка №11

Цель : развить воображение, повышение настроения.

Летела кукушка мимо сада, Машут руками

Поклевала всю рассаду, руками клюют, на др. руке

И кричала –ку-ку мак! Клюв из пальчика

Зажимай один кулак 2-3 раза повторить.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

ЦЕЛЬ: Развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения, повеселить.

ПРЯТКИ

Описание . Воспитатель предлагает детям спрятаться вместе с ним от няни, которая в это время должна отвернуться и не смотреть, куда они прячутся. Дети вместе с воспитателем заходят за шкаф или приседают на ковре, а воспитатель закрывает их прозрачным платком. Воспитатель спрашивает у няни: "А где же наши дети? Тетя Катя, вы не видели их?" Няня начинает искать детей, нарочно заглядывая в другие места. Малыши с восторгом выскакивают из своего укрытия и с веселым смехом подбегают к ней. Няня обнимает их и приветливо говорит: "Где же вы так спрятались, что я не могла найти вас?"

Указания к проведению . После того как дети несколько раз прятались вместе с воспитателем, они смогут спрятаться самостоятельно, а воспитатель будет их искать. Прятаться может и воспитатель, тогда дети его ищут. Им это доставляет большое удовольствие. После многократных повторений игры искать детей сможет и ребенок.

ЖМУРКИ

Описание . Воспитатель предлагает детям разойтись по комнате. Сам закрывает глаза или завязывает их косынкой и делает вид, что старается поймать детей: он осторожно передвигается по комнате и ловит детей там, где их нет. Дети смеются. Воспитатель спрашивает: "Где же наши дети?" Затем снимает повязку, поворачивается в сторону детей и говорит: "Вот где наши дети!"

Указания к проведению . В этой игре активную роль выполняет воспитатель. Он действует осторожно, чтобы не напугать детей, а лишь позабавить их.

Вместо повязки во время игры можно использовать яркий бумажный колпак (конус), который надевается глубоко, прикрывая верхнюю часть лица.

ЖМУРКИ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ

(Усложненный вариант)

Описание . Одному из детей дают колокольчик. Двое других детей - жмурки. Им завязывают глаза. Ребенок с колокольчиком убегает, а жмурки его догоняют. Если кому-то из детей удастся поймать ребенка с колокольчиком, то они меняются.

Указания к проведению . Для этой игры нужно ограничить место, так как на большом пространстве малышам трудно ловить детей, особенно с закрытыми глазами.

ДАЙ КРОЛИКУ МОРКОВКУ

Описание . Дети сидят на скамейках на веранде или площадке. Одному из них, более подготовленному, дают в руки морковку, которую он должен дать игрушечному кролику. Ребенок становится на расстоянии 3 м от кролика, ему завязывают глаза. Малыш должен подойти к кролику и дать ему морковку (поднести морковку к мордочке кролика).

Указания к проведению . Обычно ребенку не удается сразу точно выполнить задание и его действия вызывают смех у остальных детей. Поэтому водящего в этой и подобных ей играх назначают по желанию.

МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ

Описание . Для игры надо приготовить пластмассовые трубочки или соломинки (спелой ржи или пшеницы) по количеству детей, развести мыльную воду в небольшом блюдце, мисочке. Все дети получают соломинки и делают попытки надуть мыльный пузырь. Если это удается, они с увлечением пускают мыльные пузыри, наблюдают за тем, как они летают, бегают за ними, следят, чей пузырь дольше летал и не лопнул.

Указания к проведению . Сначала надо показать детям, как сделать мыльный пузырь: один конец соломинки опустить в мыльную воду, затем, вынув ее из воды, осторожно подуть с другого конца.

НАПОИ ЛОШАДКУ

Описание . Условия игры те же, что и в игре "Дай кролику морковку".

Ребенок становится за линию на расстоянии 2-3 м от игрушечной Лошадки. Воспитатель дает ему в руки ведерко и завязывает глаза.

Малыш должен подойти к лошадке и напоить ее (поднести ведро к морде лошади).

Указания к проведению . Для игры желательно взять лошадку большого размера, на которую дети могут садиться. Это облегчит им выполнение задания - можно будет напоить лошадку, не нагибаясь.

Воспитатель вызывает детей только по их желанию. Если никто из них не изъявит желания начать первым, то воспитатель может сам попытаться выполнить задание. Можно предложить участвовать в игре кому-либо из детей старшей или подготовительной к школе группы. Пусть младшие дети сначала посмотрят, посмеются над неудачником, а затем и сами попробуют играть.

УДАРЬ ПО МЯЧУ

Описание . Игра проводится в зале или на площадке. Нужно ударить по мячу с завязанными глазами. Воспитатель кладет большой мяч на пол (на землю), на расстоянии 2-3 м от него проводит линию. Ребенок, согласившийся выполнить задание, подходит к мячу, становится к нему спиной, затем отходит к линии и поворачивается к мячу лицом. Воспитатель завязывает ему глаза. Водящий должен подойти к мячу и ударить по нему ногой.

Указания к проведению . Если задание выполнено удачно, то вызывают другого ребенка. Если же удар по мячу был неудачным, то можно предложить этому же ребенку повторить задание. Если неудача огорчит ребенка, надо подбодрить его, сказать, что в следующий раз и у него обязательно получится.

Водящего в этой игре назначают по его желанию.


Игры-забавы. «КАРТОШКА»

Игры-забавы.

«КАРТОШКА»

Все игроки становятся в круг и передают друг другу мяч, отбивая его. Если кто-то не отбил мяч, он садится на корточки в центр круга, а игра продолжается. Любой игрок по желанию может выручить "провинившегося". Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. "Освобожденный" (тот, кого коснулся мяч) вновь принимает участие в игре. Сидящие внутри круга стараются поймать летящий к ним мяч. Если кому-то это удается, то все "наказанные" возвращаются в игру, а игрок, бросивший мяч, занимает их место.

"КРАСКИ"

Один из игроков - "покупатель", другой - "продавец", все остальные - "краски". Каждая "краска" загадывала себе свой цвет и сообщала его "продавцу". "Краски и продавец" садятся на скамью и тут же приходит покупатель: "Тук-тук!" "Кто там?", - спрашивает продавец. "Я, покупатель". "Зачем пришел?" "За краской", "За какой?". Называется определенный цвет краски; если его нет, "продавец" отвечает: "Такой нет. Скачи по дорожке на одной ножке!" "Покупатель" делает круг на одной ножке и возвращается за новой краской. Если же краска присутствует, "продавец" говорит: "Есть такая. Плати сто рублей". "Покупатель" "расплачивается" - хлопая нужное количество раз по ладошке, "краска" вскакивает и убегает. "Покупатель" старается поймать краску, если получилось - "краска" становится "покупателем".

На расстоянии 30 метров друг от друга отчерчивается две линии - "старт" и "финиш". На старте стоят игроки, спиной к ним на финише стоит водящий. Он произносит фразу: "Тише едешь - дальше будешь. Раз, два, три!". За это время игроки стараются максимально приблизиться к финишу. Закончив говорить, "водящий" быстро поворачивается и осматривает участников игры, которые должны замереть. Тот, кто пошевелился, отправляется за линию старта. Побеждает игрок, первым добравшийся до старта. Он и становится водящим.

"ВЫШИБАЛЫ"

Все игроки, кроме двух, становились в шеренгу в центре площадки. Они, перебрасывая мяч друг другу, должны были выбить всех игроков. Тот, до кого дотрагивался летящий мяч, выходит! из игры. Когда все игроки были выбиты, игра начиналась сначала.

"КОЛЕЧКО"

Играют, сидя на скамеечке. Все складывают ладошки лодочкой, а ведущий, у которого в ладонях лежит мелкий предмет (колечко, камешек), проводит своими руками между ладонями каждого игрока, незаметно вкладывает кому-либо колечко. Отходя в сторону, говорит: "Колечко-колечко, выйди на крылечко!" Игрок с "колечком" должен быстро встать, а другие участники - его удержать. Удалось - он становился ведущим.

"ЗОЛУШКА"

Все игроки усаживаются на скамейке и снимают по одной туфельке, сваливая их в общую кучу. Водящий отворачивается, ему показывают обувь и спрашивают: "Кому?" Он называет имя игрока, который получает эту туфельку. Так продолжалось до тех пор, пока не заканчивалась обувь. Все игроки в конце игры веселятся в новой туфельке.

"Я ЗНАЮ..."

Игра развивает не только ловкость, но и эрудицию, память. Игрок отбивает мяч рукой об землю, приговаривая по одному слову на каждый удар: "Я знаю пять имен девочек: Маша - раз, Ира - два, Люда - три..." Затем назывались имена мальчиков, животные, птицы, цветы, деревья, города, реки... Если кто-то сбился или уронил мяч, то ход переходил к следующему игроку. Побеждал первый справившийся с заданием.

"СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ"

Игроки выстраиваются в ряд. Водящий по очереди бросает каждому мяч, называя что-то съедобное, Мячик нужно поймать, если это съедобное, если нет, то отбить или просто не ловить. Правильно выполнивший задание игрок делает шаг вперед, если ошибся - возвращается на шаг назад. Самый внимательный, который первым добирается до водящего, становится водящим.

"КАРТОШКА"

(С легким мячом) Все игроки становятся в круг и перекидывают мяч друг другу, отбивая его. Игрок, не отбивший мяч, садится на корточки в центр круга, а игра продолжается. Любой игрок может выручить "провинившихся". Для этого он старается попасть мячом по сидящим в центре круга. Тот, кого коснулись мячом, вновь принимает участие в игре. Сидящие внутри круга стараются поймать летящий к ним мяч; если это удается, то все возвращаются в игру, а игрок, бросивший этот мяч; занимает их место.

"ПЕРЕДАЧА МЯЧА ПО КРУГУ"

Все встают в круг и начинают перебрасывать мяч по кругу. Темп нарастает. Если игрок роняет мяч, он выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остался последним.

"ДОГОНЯЛКИ С МЯЧОМ"

Все игроки стоят по кругу. У двоих игроков, стоящих друг против друга, в руках по мячу. По сигналу начинается передача мяча в одном направлении, при этом надо стараться, чтобы один мяч догнал другой. Игрок с двумя мячами в руках получает штрафное очко. Для него можно придумать смешное задание.

"ШТАНДЕР - СТОП"

Все игроки стоят посередине ровной площадки. Водящий подбрасывает мяч вверх и называет чье-то имя. Все разбегаются. Тот игрок, чье имя назвали, старается поймать мяч, и взяв его в руки, кричит: "Штандер-стоп". Все замирают на месте. Если он попадает мячом в кого-либо из игроков, то тот игрок становится водящим. Если промахивается, водящим остается он.

"ПЛЯЖНЫЙ ВОЛЕЙБОЛ"

Игроки становятся в круг и бросают друг другу мяч. Мяч нужно не отбивать, а ловить. Кто не поймает - садится в центр круга. Его можно "выручить" - попасть по нему мячом.

"ВЕСЕЛЫЕ ЭСТАФЕТЫ"

Разбившись на две команды и обозначив старт и финиш, можно посоревноваться в беге: как "лошадка" - высоко поднимая колени, вразвалочку, как пингвин. Пробежать можно пятясь, боком, на четвереньках; попрыгать, зажав мячик между коленями. Проскакать дистанцию верхом на "лошадке"-палке. Походить, как паучок, передвигаясь на руках и ногах лицом вверх. Пройтись на руках, ноги ребенка держит взрослый. Можно преодолеть полосу препятствий (пройтись по поваленному дереву, перепрыгнуть через пенек, ручеек...). Пройтись, не уронив шишку, лежащую на голове. Пройтись по нарисованной на земле извилистой дорожке. Пройтись навстречу друг другу по поваленному дереву, не столкнув игрока...

"ЧУР, У ДЕРЕВА"

Перед началом игры считалочкой выбирается водящий. Он становится в центре полянки. Все остальные игроки занимают место у деревьев. По сигналу игроки начинают перебегать от дерева к дереву. Задача водящего - занять дерево без игрока. Чье место занято, тот и становится водящим.

"ПЛАТОЧЕК"

Все игроки садятся на корточки по кругу. Водящий бегает по внешнему кругу с платком в руке и незаметно кидает его на спину любому игроку. Если игрок этого не заметил, и водящий, сделав круг, коснулся его, он становится новым водящим. Если игрок заметил, он хватает платок и бежит вдогонку за водящим. Удалось осалить - водящий остается прежний. Не догнал - сам становится водящим.

"БАБУШКА, НИТКИ ЗАПУТАЛИСЬ!"

Выбирается "бабушка". Она отворачивается, а все игроки, держась за руки, "запугываются". Здесь можно переступать через руки друг друга, запутываться, но главное условие: руки не отпускать. Когда все готовы, зовут бабушку: "Бабушка, бабушка, нитки запутались!" Бабушка должна все распутать, чтобы получился опять круг. Руки опускать нельзя.

"ЛОШАДКИ"

Играющие разбегаются по всей площадке и по сигналу учителя «Лошадки» переходят на бег высоко поднимая колени. По сигналу «Кучер» - обычная ходьба (или простой бег). Во время игры ходьба и бег чередуются. Учитель может повторить один и тот же сигнал. Игра развивает внимание.

"ПИНГВИНЫ"

Дети встают в 2-3 колонны. У первых номеров мяч. Они кладут его между колен. Для проведения игры можно (и лучше) использовать немного спущенный волейбольный мяч или мешочек с песком. По сигналу учителя первые номера прыгают на двух ногах к флажку (стойке), находящемуся на расстоянии 7-8 м. Затем берут мяч (мешочек) в руку, огибают флажок, возвращаются к своей колонне и передают мяч следующему игроку. Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание. Игра повторяется 2-3 раза.

"МЕТКО В ЦЕЛЬ"

Посредине площадки проводят черту, на которую ставят 10-12 предметов (кубики, кегли и т. п.). Играющие распределяются на две равных команды. Первая получает малые мячи, выходит на исходную линию (линия огня), расположенную на расстоянии 5 м от предметов и метает мячи по кубикам и кеглям. Учитель подсчитывает количество выбитых предметов. Затем мячи бросает вторая команда. Каждая команда должна сделать одинаковое количество бросков. После общего подсчета сбитых предметов определяется победитель - самая меткая команда.

"ДРУЖНЫЕ ПАРЫ"

Игра проводится зимой с использованием санок. Команды строятся парами в колонны. У первой пары санки. По команде «Внимание!» пары готовятся к старту: один садится в санки, другой берет веревку и, натянув ее, ждет команды «Марш!». По этой команде первые игроки везут своих на санках партнеров до стойки (флажка), расположенной на расстоянии 10-15 м от старта. У стойки партнеры быстро меняются местами и возвращаются к линии старта. Там они передают санки второй паре, которая выполняет такое же задание и т. д. Команда, закончившая эстафету первой, становится победителем. Учитель должен проследить за тем, чтобы пары в командах составлялись с учетом физической подготовленности, роста и веса игроков.

"БЕГИ-ТОЛКАЙ"

Организация игры та же, но пары выполняют другое задание: один садится на санки, упираясь ногами и придерживаясь руками, а другой встает сзади и по команде «Марш!» толкает его за плечи вперед до флажка. У флажка партнеры меняются местами и возвращаются к линии старта. Вторая и последующие пары выполняют то же задание.

"ПРОВОРНЫЕ МОТАЛЬЩИКИ"

Для игры необходимо иметь две пустые катушки. К ним привязывают прочную нитку длиной 3-4 метра. Середину нитки отмечают цветной ленточкой или бумажкой. Двое играющих берут катушки и отходят друг от друга, насколько позволяет длина нитки. По сигналу участники игры начинают быстро наматывать на катушку нитку и продвигаться вперед. Задача каждого игрока заключается в том, чтобы первым намотать нитку до середины.

"ХЛОПУШКА"

Для игры надо иметь бумажные пакеты (их столько, сколько человек одновременно принимают участие в игре). Пакет надувается, завязывается и привязывается к палке, наклонно укрепленной на стуле. Пакет должен висеть на уровне груди играющего. Играющий становится к пакету спиной. Ему закрывают глаза, после чего он должен пройти 3 или 4 шага вперед, повернуться кругом и сделать столько же шагов обратно (идет с разведенными руками). Отсчитав положенное число шагов, играющий останавливается и хлопает руками, стараясь поймать пакет. Если пакет попадет между ладонями, то он, разрываясь, хлопнет. Это и является целью игры. Однако очень немногие достигают этой цели.

"ЭСТАФЕТА В МЕШКАХ"

Дети стоят в две колонны, расстояние между колоннами три шага. Перед колоннами проводится линия старта. Игроки, стоящие первыми, влезают в мешки. По сигналу воспитателя, придерживая мешки руками у пояса, они бегут до определённого места. Обежав его, дети возвращаются к своим колоннам, вылезают из мешков, передают их следующему. Так повторяется до тех пор, пока все дети не пробегут в мешках. Выигрывает та колонна, игроки которой быстрее выполнят задание.

"ПАСТУХ И СТАДО"

Дети изображают стадо (коров, телят, овец). Выбирают пастуха, вручают ему рожок и кнут. Воспитатель произносит слова: Рано-рано поутру Пастушок: "Ту-ру-ру". А коровки в лад ему Затянули: "Му-му-му". На слова "Ту-ру-ру" пастушок играет в рожок. После слов "Му-му-му" коровки мычат. Затем пастух гонит стадо в поле (на условленную лужайку), все бродят по ней. Через некоторое время пастух щёлкает кнутом, гонит стадо домой

Статьи по теме: