Интернетный гений. Игры акинатор. Как создавался «Акинатор»

Чтобы сшить национальный головной убор вам потребуется 2-3 дня. Готовое изделие можно купить за 450-700 рублей. Стоит ли тратить на рукоделие столько времени? Конечно, стоит – считают мастерицы.

Праздник плуга Сабантуй – важное мероприятие в жизни татар и башкир, пышно отмечающих окончание полевых и посевных работ. В текущем году с 1 июля народные гуляния стартуют в районах Татарстана, а 15 июля торжества пройдут в Казани. В эти дни людям хочется выглядеть особенно красиво и празднично. Неотъемлемой частью мусульманского национального костюма является тюбетейка. Она удобна, практична и красива. Как сделать национальный головной убор к празднику «Татар-информ» рассказала старший научный сотрудник Казанского государственного и природного музея-заповедника «Иске Казан» Фания Закирова.

«Тюбетейки шьют на швейных машинках, но мое изделие – ручная работа. Секретов мастерства как таковых нет. Каждая мастерица включает в творчество всю свою фантазию и вкладывает душу. Рукоделие требует усидчивости, терпения, усердия. Раньше в Высокогорском районе была артель “Ак калфак"", которая занималась пошивом головных уборов для мусульман. Сейчас местные жительницы вышивают тюбетейки дома. Приезжающие в район туристы проявляют большой интерес к пошиву мусульманских головных уборов», – сообщила собеседница.


Тюбетейка шьется из бархата. Важным моментом в рукоделии является украшение изделия вышивкой. Национальный орнамент мастерицы расшивают разноцветным бисером, жемчугом, стеклярусом, бусинками и пайетками. В конце 19 - начале 20 века некоторые зажитые татары украшали головные уборы янтарем и жемчугом. Тюбетейка состоит из двух частей – конуса и круглого верха. Выкройка делается с учетом размера головы. На каждую деталь выкраивается по три части. В качестве подкладки можно использовать сатин. Деревянные болванки подбираются с учетом подходящего размера.

Поскольку это исламский национальный головной убор, то в качестве его украшения лучше выбрать растительный орнамент. При этом нельзя использовать изображения животных и людей. Если мастерица знает значение символов и знаков, то может ими воспользоваться. Сначала делаем рисунок на бумаге. После этого берем прозрачную пленку и штопальной иглой прокалываем трафарет. Расстояние между проколами составляет 5-6 мм. Готовый трафарет с дырками кладем на заготовку. Чтобы перевести рисунок на ткань, потребуется зубная паста и щетка. Зубную пасту наносим на щетку и проводим по контуру рисунка», – пояснила Фания Закирова.

Бархат с готовым и подсохшим рисунком надеваем на пяльцы. Далее вышиваем рисунок разноцветным бисером. Орнаментом украшаем верх и бока тюбетейки. Для этого нанизываем поочередно бисер на иглу. Можно вышить рисунок сплошной линией, а можно выбрать расстояние между бисеринками. Если бисер мелкий, то на иголку можно нанизывать сразу по несколько бисеринок. Далее подшиваем к изделию сатиновую подкладку, простегиваем боковые части и вдеваем шпагат. Это нужно, чтобы тюбетейка держала форму. Чтобы правильно пришить верх головного убора, лучше использовать булавки. Для удобства их лучше закрепить в четырех местах. Готовое изделие мастерица рекомендует пропитать пищевым желатином. Для этого желатин нужно предварительно растворить в теплой воде и довести до кипения. Готовый раствор наносится чистой щеткой на внутреннюю часть изделия. Это нужно, чтобы тюбетейка стала жесткой, лучше держала форму.


«После этого изделие нужно просушить на батарее или оставить на ночь. Тюбетейка готова! Чтобы сшить головной убор своими руками, вам потребуется 2-3 дня. Готовое изделие можно приобрести за 450-700 рублей. Некоторые в деревнях шьют тюбетейки целыми семьями. Скажу по секрету, что сегодня ручная работа встречается редко. Чаще тюбетейки шьют на швейных машинах. Но в ручном труде нет ничего сложного. Нужно лишь время, желание и хорошее настроение», – отметила Фания Закирова.


Собеседница рассказала, что существует две версии происхождения тюбетейки. По одной из них считается, что она пришла к нам от турецкой фески. Согласно второй версии, изначально тюбетейка служила подшлемником для тюркского воина, чтобы облегчить силу возможно удара по голове противником. Фания Закирова уверена, что национальный головной убор должен быть в каждой тюркской семье. Мужчины надевают тюбетейки в мечеть, на Сабантуй, Никах и другие праздники. Тюбетейки стали оригинальным сувениром, визитной карточкой Татарстана.

Нам потребуются материалы:

1. Бархат черного, зеленого, синего или другого цвета.

2. Хлопчатобумажная основа для подклада.

3. Шпагат.

4. Разноцветный бисер, жемчуг, стеклярус, бусины, паетки и другие украшения.

5. Однотонный черный сатин, ситец или саржа для подкладки.

6. Калька для узора.

7. Картон для лекала.

8. Швейные и бисерные иголки, а также иголка с большим глазком.

9. Белые и черные нитки.

10. Пяльцы диаметром 22-25 см.

11. Прочная ткань для натягивания на пяльцы.

12. Английские булавки.

13. Наперсток.

14. Ножницы, бумага, карандаш, линейка.

15. Мыло или мелок портновский.

16. Форма (болванка).

17. Пищевой желатин.

18. Зубная щетка и паста.


Ход работы

1. Изготовление выкройки необходимого размера.

2. Выкраивание частей из бархата.

3. Раскрой подкладки.

4. Вышивание верха и края тюбетейки.

5. Простегивание частей.

6. Сшивание частей тюбетейки.

7. Обработка изделия желатином.

Изготовление выкройки

Тюбетейка состоит из двух частей: плоского круглого верха и жесткого края. Боковая часть выкраивается по косой. Ее длина равна окружности головы плюс 2 см на шов. Ширина тюбетейки составляет 10-11 см, при этом 1,5-2 см остается на шов. К примеру, для головного убора 58 размера делаем выкройку края длиной 60 см и шириной 10-11 см. Высота головного убора не должна превышать 8-9 см.

Раскрой тюбетейки

С припусками на шов подготовленную выкройку края кладут на бархат так, чтобы долевая нить ткани располагалась по косой линии. Подкладка края тюбетейки выкраивается также по косой. Она должна быть на 1 см длиннее и шире бархатной части. Для 58 размера понадобится подкладка длиной 61 см, шириной 10-12 см. Диаметр верха тюбетейки - 19 см (радиус - 9,5 см). Размеры даны с припусками на шов. Сделав из жесткой бумаги лекало, скроите верх и его подклад.


Вышивка тюбетейки

Изделие вышиваем бисером, жемчугом, стеклярусом, бусинами или паетками. Эту работу нужно проделать после раскроя, до простегивания. Бисер можно использовать одного или нескольких цветов. Используем тонкую иголку.

Шитье и простегивание деталей

Основой тюбетейки являются тонкие, мелкие стежки. Для придания жесткости между рядами стежков вдеваются веревочки типа шпагата. Шитье необходимо начинать с нижней части края изделия. Подкладку сложите с бархатной полосой лицевыми сторонами и пришивайте нижнюю часть. Чтобы снаружи тюбетейки не торчала подкладка, выверните изделие так, чтобы бархатная ткань на 1-2 мм заходила на изнаночную сторону. По низу головного убора сделайте аккуратный шов. Отступив на 3 мм вверх, сделайте еще один шов. Для придания жесткости нижней части убора проденьте шпагат.

Снизу по лицевой стороне отметьте высоту тюбетейки - 8-9 см и светлыми нитками линию, по которой будет сшиваться боковая и верхняя часть тюбетейки. Простегайте швом «вперед иголка» наклонными линиями участок, образовавшийся между стежками так, чтобы между ними свободно проходили плотные веревочки. Тогда тюбетейка будет хорошо держать форму. Веревочки продеваются снизу вверх, начиная от нижнего стежка. Доведя большую иглу со слегка согнутым концом до верхнего стежка, выньте через подклад наружу, отрежьте веревку. Так обработайте все ряды между вертикальными стежками. Подтяните ткань так, чтобы торчащие концы веревок вошли вовнутрь изделия.


При сшивании концов полосы соедините два последних стежка вместе, чтобы соединительный шов был менее заметен. Теперь надо прошить верх тюбетейки. Верхний круг изделия разделите дугообразными линиями на 6 частей. Каждую часть по отдельности нужно простегать и проложить веревочками. Чтобы дугообразные линии получились одинаковые и ровные, используйте лекало. На бумажной основе, подставляя лекало к заранее начерченным сторонам 6 треугольников, получите 6 дугообразных линий. Эти линии переведите через копировку на подкладку. После этого подкладку пришейте к изнаночной стороне верха тюбетейки по намеченному шву. Сначала прошейте все 6 дугообразных линий, проденьте в них веревочки. Большую иглу с веревочкой можно вести от края к центру круга по дорожкам, образованным стежками. Проткнув прокладку в центре, выведите иглу, отрежьте нить и, слегка потянув ткань, уберите вовнутрь торчащие концы. Так прошейте всю поверхность круга.

Сшивание частей тюбетейки

Чтобы сшить детали равномерно, верх и боковой околышек тюбетейки разделите на четыре одинаковые части. Соедините детали с изнаночной стороны по намеченным точкам. Пришивайте их по ранее намеченным стежкам. Выступающую полоску подклада боковой части подогните за края только что соединенных частей тюбетейки и аккуратно пришейте. Выверните тюбетейку, обработайте раствором пищевого желатина изнутри, наденьте на болванку до высыхания.


Обсудить ()

Для того, чтобы игра началась, просто нажмите на «Играть». Она проходит в форме вопрос–ответ. Отгадывает Акинатор загаданного героя, задавая интригующие вопросы. Обычно это общие вопросы, на которые можно ответить только «Да» или « Нет». Джинн может спросить, выдуманный это герой или нет, персонаж ли это книги или взят из жизни, и так далее. Кроме ответов: «Да» и «Нет», в игре предусмотрены еще 3 философских ответа: «Я не знаю», «Не совсем/вряд ли» и «Возможно/частично».

Постепенно отвечая на вопросы, вы даете джинну возможность составить портрет того, кого он отгадывает.

Каждый новый вопрос становится все более специфическим, а по мимике Акинатора понятно, насколько он близок к разгадке. Как только разгадыватель созревает для ответа, он пытается это сделать. С первой попытки может не получиться, и тогда волшебник использует свою вторую возможность.

Вполне возможно, что кудесник и не отгадает загадку. Тогда он просит внести загаданного героя в свою базу данных, предоставив о нем некий минимум информации. Если у вас имеется учетная запись в Мой Мир, джинну можно загадывать друзей и родственников.

С недавнего времени Акинатору стало возможным загадывать и людей, и неживые объекты.

Если хочется немного визуально разнообразить самого волшебника и игру, то имеются зелья, с помощью которых можно добавлять новых героев, менять внешность джинна и фон самой игры.

Цель игры

Цель игры состоит, прежде всего, в развитии интеллектуальных способностей геймера и его внимании. «Акинатор» рассчитан на тех, кто любит пораскинуть мозгами и считает себя эрудитом.

Играя с джинном, вы и собственный кругозор расширяете, и ему базу данных пополняете!

Лампа с подвохом

Жили-были друзья-путешественники, Арно и Джефф. Как-то раз они решили отправиться в экспедицию на далекий Восток. Пробираясь сквозь пустыню на верблюдах, они заметили на склоне песчаной дюны нечто необычное. Их внимание привлек блестящий объект, переливающийся под жаркими солнечными лучами. Спешившись и подойдя поближе, они заметили, что перед ними древняя масляная лампа прямо как в сказках! Должно быть, она пролежала здесь долгие годы, пока ветер не смел с нее слой песка и не явил ее взорам путников.

Первое, что пришло друзьям в голову – лампу нужно потереть, чтобы вызвать джинна. Конечно, никто из них не воспринял это предположение всерьез, но приключенческий азарт и безумная надежда на то, что в лампе действительно заключена некая магия, заставили их выполнить все полагающиеся манипуляции. Странники потерли ее пару раз. Ничего не происходило. Наконец, на третий раз лампа ярко вспыхнула в руках у Арно, при этом став очень горячей. Арно выронил ее на песок, а из носика лампы повалил густой дым, из которого выросло невообразимое существо с человеческими чертами. Друзья поняли, что это и есть джинн.

Потянувшись и зевая, как после длительного сна, джинн сказал: «Здравствуйте, я легендарный Акинатор. Я могу говорить на любом языке мира. Многие века я спал в пустыне, но вы разбудили меня, и теперь я покажу вам всю силу моего волшебства. Но не сразу. Сначала вы должны сыграть со мной в одну игру. Загадайте любого персонажа – и я отгадаю его, задав вам несколько вопросов. Если у меня не получится, вы победите, и я выполню три ваших желания. Только отвечайте честно, иначе вам придется остаться в лампе вместо меня!»

Арно и Джефф были одинаково заинтригованы и напуганы предложением джинна. Наконец, они решили испытать судьбу. Каждый из них загадал по персонажу, и джинн начал внимательно задавать вопросы, чтобы узнать, кто это. Следуя правилам игры, друзья честно на них ответили, и джинн с легкостью отгадал задуманные имена. Он был очень доволен собой и просил путников, чтобы они придумали для него новые загадки. Разговор продолжался уже много часов, Арно и Джефф устали, но джинн все не отставал.

В конце концов, улучив момент, когда джинн в очередной раз отвлекся на похвальбу, они тихонько ускользнули и бросились наутек. Но все их попытки к бегству оказались напрасны – с помощью своих магических способностей джинн без труда находил их, где бы они ни были, проникая сквозь стены и витая по воздуху, и беспрестанно просил поиграть с ним еще.

«Что же нам делать? – спросил Джефф у Арно. – Он так и будет нас преследовать и никогда не угомонится!» Но у Арно уже была идея по этому поводу. «Возьмем его с собой во Францию, — ответил он. – Там он сможет угадывать персонажей сколько угодно!»

Сыграй с Акинатором!

Как же наши герои вышли из трудной ситуации? Очень просто! Они создали вебсайт, на котором Акинатор мог круглосуточно играть со всем миром, угадывая одного персонажа за другим. Ты тоже можешь попробовать свои силы в поединке с джинном. Хоть он и считает себя непобедимым, но это вовсе не так. Ты можешь придумать такого персонажа, что даже он запутается и останется с носом! Но помни, что ответы нужно давать честно. Иначе, как ты помнишь, придется тебе самому сидеть в лампе до скончания века.

Статьи по теме: