Как познакомить детей с территорией лагеря. Способы знакомства с лагерем. Мы родились под одной звездой

ЗНАКОМСТВО С ЛАГЕРЕМ

Цель: познакомить ребят с: территорией лагеря, людьми, которые там работают, режимом работы всех служб

Для удобства ориентировки и романтики можно всему в лагере дать красивые названия: Площадь утренних зорь - линейка, Дом веселых человечков - корпус малышей. Необходимы таблички на местах и общая карта лагеря.

Способы знакомства с лагерем

Экскурсия.

Проводится внутри отряда. Если в отряде есть "старички", пусть они проводят экскурсию. Чередуем рассказ с играми на знакомство, контакт, легендами про лагерь. После возвращения с экскурсии ребята могут нарисовать, каким они увидели лагерь или самое понравившееся место. Развед. школа

Ребята делятся на группы, которым вручается пакет с вопросами, которые интересуют Центр разведки. Им надо узнать секретную информацию, например, какого размера ботинки у физрука, какого цвета занавески в столовой и т.д.

Если задания у групп одинаковые, то оцениваем скорость. Если задания разные, то можно провести конкурс, кто за определенное время узнает больше информации.

Оцениваем точность и полноту ответов. Можно творчески представить полученную информацию.

Предупредить работников лагеря, что будет игра, а детей - о правилах вежливости.

Игра по станциям

Проводится во всем лагере. Все отряды по маршрутным листам, в которых указан порядок следования, приходят на станции, где их встречает ведущий (чаще всего это вожатые, но лучше, если это будут работники служб), которые рассказывают о данной службе, ее возможностях и режиме работы и проводят для ребят конкурс, оценку которого проставляет в маршрутный лист. Баллы можно шифровать. (буквами, фигурами, разным цветом и т.д.)

Можно учитывать не только баллы за качество, но и время выполнения. Нужен перевод времени в баллы.

Для интереса от станции к станции можно продвигаться определенным образом. (взявшись за руки, гуськом, с песней и т.д.)

Если видим, что на следующей станции столпотворение, то усложняем задание.

Пример: Столовая. Встреча с шеф поваром. Режим питания, правила поведения в столовой, самообслуживание. Конкурс, кто больше знает блюд (из картошки, супов...), кто быстрее съест, сервировка стола.

Карта лагеря.

Проводится внутри своего отряда.

Отряд делится на группы. Каждая группа за определенное время составляет карту определенного участка лагеря. Группы прячут кусочки мозаики на своем участке, а потом их обозначают на карте.

Творчески обыграть изюминку, которая есть на данном участке лагеря.

Группы меняются картами. Им надо как можно быстрее найти спрятанные кусочки мозаики и сложить их в единое целое. ! Можно составить единую карту лагеря в конце, а ребята могут обозначить себя в том месте, которое им больше всего нравится в лагере.

Знакомство в цифрах

Каждому отряду выдать записку, в которой написан математический пример (для каждого отряда свой, но одинаковый по размеру). Но пример необычный – цифры им нужно найти самим, вставить в пример и подсчитать. Например: количество поваров + количество лавочек на лобном месте * количество минут, отведённых в расписании на обед - количество полных лет координатора по мальчикам Петра - количество окон в здании столовой + сумма цифр на номере машины лагеря: количество кроватей в комнате девочек третьего отряда … + количество столбушков в заборе вокруг клуба = ?

Каждый отряд открывает свою записку с примером по свистку. Во время свистка засекается время. Задача каждой команды как можно быстрее решить свой пример. Но только при условии, что все они будут бегать по лагерю и искать нужные цифры все вместе, то есть всем отрядом (за этим должен смотреть наставник, который бегает вместе с ребятами). Как только какая-то команда заканчивает, она бежит в центр лагеря к спортинструктору и отдаёт свой пример, а спортинструктор фиксирует время. Как только он получает готовое решение от последней команды, он сравнивает ответы отрядов с правильными и тут же или во время вечернего собрания объявляет результаты. Победителем становится та команда которая первой принесла правильный ответ.

Каждая цифра должна быть каким-то образом связана с лагерем, чтобы расшифровывая цифры ребята знакомились с сотрудниками лагеря, с историей лагеря, с территорией и т.д.

Вопросы, которые можно превратить в цифры, в данной игре:

1. Написать имена всех сотрудников лагеря (наставников, директора, координаторов, музыкального работника, спорт инструктора, медсестры и т.д.).

2. Узнать, кто самый старший в нашем лагере.

3. Узнать, кто самый младший в нашем лагере.

4. Найти что-нибудь съедобное (не из столовой).

5. Принести самый странный предмет.

6. Узнать любимое занятие... (любого из лагеря).

7. Узнать размер обуви координатора - "папы".

8. Узнать, какую последнюю книгу прочитал библиотекарь.

9. Узнать, в каком кармане носит свисток спортинструктор.

10. Узнать, сколько букв в полном имени координатора - "мамы".

11.За какое самое короткое время можно добежать от вашей дачки до столовой?

12. Кто лучший друг директора лагеря?

13. Кто самый высокий в вашем отряде?

14. Какие деревья растут вокруг?

15. Узнать дату рождения спортинструктора.

16. Принести 3 пера.

17. Узнать любимую песню музыкального работника.

18. Принести носовой платок.

19. Узнать любимый цветок... (любого из лагеря).

20. Узнать любимое блюдо директора.

21. Принести букет цветов.

22. Узнать цвет глаз библиотекаря.

23. Узнать вес спортинструктора.

24. Сложить из подсобных материалов на земле слово "Библия".

25. Любимое занятие координатора - "папы".

26. Узнать дату рождения... (любого из лагеря).

27. Любимое животное... (любого из лагеря).

29. Принести самый важный для вас предмет.

30. Узнать, сколько членов семьи у... (любого из лагеря).

Разведшкола

Создаётся несколько групп по сбору секретной информации, каждой группе даётся пакет с перечнем вопросов, которые особенно интересуют «центр». На сбор стратегических данных группам даётся определённое время. Каждая группа действует автономно, быстро и незаметно. Вопросы могут быть такими:

Сколько урн, скамеек, деревьев, лестниц, ступенек и т.д. на территории лагеря?

Как зовут всех вожатых?

Какого цвета у них глаза?

Как зовут директора лагеря? Умеет ли он плавать?

Что будет сегодня на обед, ужин? И т.д. и т.п.

Выглядеть это может например так: :)

Какого цвета занавески в комнате начальника лагеря?

Сколько метров в самой длинной заасфальтированной дорожке лагеря?

Умеет ли плавать шеф-повар?

Как зовут старшую вожатую?

Какого цвета глаза у вожатого 1 отряда?

Какой размер обуви у вожатого 2 отряда?

Какого цвета скамейка возле медпункта?

Любимый цвет начальника лагеря.

Сколько окон в спортивном зале?

Сколько ступенек при входе в лагерь?

Что нарисовано на верандах нашего лагеря?

Какая любимая песня у вожатого 4 отряда?

Сколько дверей в музыкальном зале?

Какие фрукты любит вожатый 5 отряда?

Какие цветы любит медработник?

А в конце список обязательных заданий. Например, найти желтый шерстяной носок где угодно, или собрать 47 шишек, ни больше, ни меньше. :) Конечно, надо заранее все узнать самим, подготовить людей, у которых будут спрашивать.

Игра – путешествие «Здравствуй, лагерь!»

Для игры потребуются красивые маршрутные листы и надёжные помощники. О том и другом нужно позаботиться заранее. На маршрутном листе нарисована схема путешествия: основные достопримечательности, место их расположения, очерёдность остановок в пути. А Вов время этих остановок ребята могут встретиться со своими гидами.

Младший возраст

СО СТАРИЧКОМ – ЛЕСОВИЧКОМ (он расскажет об окружающем лесе, о том, как надо вести себя в лесу; поинтересуется, могут ли ребята различать породы деревьев, съедобные грибы…);

С ГАНТЕЛЬКИНЫМ (он встретит ребят на стадионе и расскажет о зарядке, о спортивной работе в лагере);

С ДОКТОРОМ ГРАДУСНИКОМ (в медпункте дети ещё раз вспомнят, для чего надо мыть руки, зачем надевать в солнечную погоду головной убор);

С ЗАБАВОЙ – ЗАТЕЙНИЦЕЙ (на игровой площадке она разучит с ребятами новую игру);

С ПОВАРОМ СЛАДКОЕЖКИНЫМ (он встретит ребят в столовой и расскажет о правилах поведения в ней);

С ДОМОВЁНКОМ КУЗЕЙ (он будет ждать ребят в палате, где покажет, как заправлять кровать, как складывать пред сном вещи, как делать уборку и что хранить в тумбочке).

Можно придумать ещё много интересных персонажей, которые помогут детям познакомиться с лагерной жизнью.

Средний возраст

Путешествие по лагерю может оказаться игрой следопытов. Ребятам надо найти волшебный ключ. Они получают записку, в которой указано, куда следует двигаться и что запоминать, с кем встречаться, чтобы найти следующую записку. В этом случае требуется заранее разработать маршрут, оговорить все моменты с участниками – работниками лагеря.

Старший возраст

Старших ребят следует знакомить с лагерем иначе. Ведь может так случиться, что ребята ориентируются в лагере лучше вас. Кто-то в лагере впервые, но обязательно есть старожилы. В этом случае на экскурсию должны вести вас они. То есть всё делается наоборот. Таким образом вы поймаете сразу много зайцев: поднимите авторитет старожилов, познакомите новичков с лагерем, используете игровой момент и просто проведёте интересно первый день в стране Детства!

Цель:познакомить ребят с:

территорией лагерялюдьми, которые там работаютрежимом работы всех служб! Для удобства ориентировки и романтики можно всему в лагере дать красивые названия: Площадь утренних зорь - линейка, Дом веселых человечков - корпус малышей. Необходимы таблички на местах и общая карта лагеря.

Способы знакомства с лагерем

Экскурсия.

Проводится внутри отряда. Если в отряде есть "старички", пусть они проводят экскурсию. Чередуем рассказ с играми на знакомство, контакт, легендами про лагерь. После возвращения с экскурсии ребята могут нарисовать, каким они увидели лагерь или самое понравившееся место. Развед. школа

Ребята делятся на группы, которым вручается пакет с вопросами, которые интересуют Центр разведки. Им надо узнать секретную информацию, например, какого размера ботинки у физрука, какого цвета занавески в столовой и т.д.

Если задания у групп одинаковые, то оцениваем скорость. Если задания разные, то можно провести конкурс, кто за определенное время узнает больше информации.! Оцениваем точность и полноту ответов. Можно творчески представить полученную информацию.! Предупредить работников лагеря, что будет игра, а детей - о правилах вежливости.

Путешествие по лагерю можно организовать в виде игры следопытов: ребятам надо найти волшебный ключ. Они получают записку, в которой указано, куда следует двигаться, где найти вторую записку, с кем надо встретиться. Для проведения этой игры надо заранее разработать маршрут, спрятать записки, предупредить работников лагеря. В противном случае, самое скучное, что вы можете сделать, - это построить ребят парами и провести экскурсию со словами: "Посмотрите налево, посмотрите направо...".

Ребят можно знакомить с лагерем и иначе, ведь может так случиться, что ваши ребята ориентируются в лагере лучше вас, не все, конечно, но несколько старожилов обязательно найдутся. Можно попробовать не их водить на экскурсию, а сделать все наоборот: попросить старожилов показать лагерь вам и новичкам отряда. Также знакомство с лагерем поможет организовать "Разведшкола". Создайте несколько групп по сбору информации. Каждой такой группе вручите пакет с перечнем вопросов, которые особо интересуют "Центр". Объясните, что на сбор стратегических данных группе дается 30-40 минут. Предупредите, что каждая группа действует автономно, по возможности, незаметно и быстро, а та группа, которая преуспеет в разведывательной деятельности, будет отмечена особым знаком отличия. Вопросы с грифом "Совершенно секретно" могут быть самыми разными, например: какого цвета занавес в концертном зале, сколько метров в самой длинной асфальтовой дорожке лагеря, сколько фонтанчиков на территории лагеря, как зовут маму худрука лагеря, сколько дежурных постов в лагере и где они расположены, при какой температуре воды можно будет купаться, сколько окон в здании столовой, какого цвета скамейка у административного корпуса, сколько домиков «на кружках», сколько на территории лагеря пожарных ящиков с песком, каковы размеры футбольного поля, какой почтовый адрес у лагеря, любимая спортивная команда физрука и т.д.

Первый день пребывания в летнем оздоровительном лагере начинается со сбора - инструктажа, который проводит начальник лагеря. Он рассказывает детям об организации лагерной смены, проводит беседу по технике безопасности, оглашает списки детей каждого отряда, знакомит с воспитателями, вожатыми, медицинскими работниками и др.

Педагог, готовящий массовые мероприятия, знакомит детей с планом работы на смену.

Затем дети следуют в свои отрядные комнаты, где для них проводятся игры на знакомство.

Игры на знакомство для школьников

Цель: познакомиться с детьми, познакомить их между собой.

Задачи:

Познакомить детей по именам;

По возможности выявить лидеров отряда;

Создать атмосферу доброжелательности и внутреннего комфорта для каждого ребенка.

Игра «Полслова»

Участники игры садятся в круг и перекидывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит первый слог своего имени, тот, кто ловит мяч, должен быстро произнести вторую половину имени. Если он называет правильно, то бросающий говорит: «Да» и называет имя полностью. Если имя названо неправильно, то он говорит: «Нет» и ждет, кто назовет его имя верно, тому он перекидывает мяч и т. д.

Игра «Снежный ком»

Играющие сидят в круге. Первый называет свое имя. Второй называет имя первого и свое имя. Третий называет два предыдущих имени и свое. И так далее, пока первый не назовет имена всех, сидящих по кругу.

Игра «Лови палку»

Участники игры становятся по кругу и называют свои имена. Ведущий становится в центре круга. В руках у него палка (= 1м). Он ставит один конец палки на пол, другой придерживает рукой. Затем громко называет чье-нибудь имя и быстро отпускает палку, отбегая в сторону. Играющий, имя которого назвал ведущий, должен подбежать и схватить палку, прежде чем она упадет. Затем первый участник называет также чье-либо имя, подбежать должен участник, имя которого названо. И так далее.

Игра «Шпаргалка-вспоминалка»

Каждый игрок пишет на карточке свое имя. Игроки делятся на две команды. Все игроки первой команды представляются, называя имя и фамилию, немного рассказывают о себе. После этого все карточки с именами игроков первой команды передаются игрокам второй команды, которые должны посовещавшись раздать правильно карточки игрокам первой команды и вспомнить фамилию каждого.

Затем представляются игроки второй команды, а первая команда раздает карточки.

Игра «Кто есть кто»

Каждый ребенок получает листок бумаги и карандаш. За пять минут игроки должны познакомиться друг с другом, узнавая имя, где учится, чем увлекается и т. п. Полученные данные записываются на листок. Выигрывает гот, кто успеет больше узнать и записать.

Игра «Эстафета»

Перед состязанием игроки делятся на две команды. Каждый игрок делает шаг вперед и четко произносит свое имя и фамилию.

1 этап: игроки каждой команды по очереди подбегают к своему листу ватмана и пишут свою фамилию, возвращаясь обратно еще раз громко кричат свое имя, так до тех пор, пока на листах ватмана не появятся фамилии всех игроков команд.

2 этап: команды должны обменяться листами ватмана. Задача усложняется. Выбегая по очереди к листу ватмана, нужно к фамилиям противников приписать соответствующие имена. Выигрывает та команда, которая допустит меньше ошибок.

Игра «Откроем сердце другу»

Каждый игрок получает жетон в виде сердечка, на котором пишет свое имя. Ведущий идет с коробкой по кругу. Игроки громко называют свои имена и опускают сердечко в коробку. После этого ведущий второй раз проходит по кругу. Теперь задача игроков- достать из коробки одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать его хозяину.

Игра «Комплименты»

Участники игры сидят по кругу. У одного из них мяч. Он говорит комплимент одному из участников игры и бросает ему мяч и т. д.

Эту игру можно проводить, говоря комплимент рядом сидящему и передавая мяч по кругу.

Игра «Групповая картина»

Участники игры сидят по кругу. Один из них держит в руках чистый лист бумаги и пытается «изобразить» какую-нибудь картину, детально ее описывает, остальные участники пытаются «увидеть» на листе то, что он говорит. Лист передается следующему участнику, который продолжает «создавать» картину, дополняя уже «написанное» новыми деталями.

Опросник для определения творческих наклонностей

Для того чтобы лучше узнать детей, их наклонности и способности, разумно распределить обязанности в отряде, оценить возможности детей при участии в тех или иных мероприятиях, коллективно-творческих делах, целесообразно провести опросник для определения их творческих наклонностей.

Каждому школьнику выдается опросный лист:

1. Я люблю сочинять собственные песни.

2. Я люблю гулять один.

3. Мои мама и папа любят играть со мной.

4. Я задаю много вопросов.

5. Сочинение рассказов и сказок - пустое занятие.

6. Я люблю, чтобы у меня был только один или два друга (подруги).

7. Я ничего не имею против, если иногда меняются правила игры.

8. У меня есть несколько действительно хороших идей.

9. Я люблю рисовать.

10. Я люблю вещи, которые трудно сделать.

11. Солнце на рисунке всегда должно быть жёлтым.

12. Я люблю всё разбирать, чтобы понять, как это работает.

13. Мне больше нравится раскрашивать картинки в книжке, чем рисовать самому.

14. Лёгкие загадки - самые интересные.

15. Иногда папа или мама занимаются чем-нибудь вместе со мной.

16. Я люблю узнавать новое о животных.

17. Мой папа любит делать что-нибудь по дому.

18. Я не люблю, когда другие дети задают много вопросов.

19. Трудно найти себе занятие, когда находишься один.

20. Мой папа думает, что я обычно поступаю правильно.

21. Я люблю рассказы о далёком прошлом.

22. Я охотнее играю в старые игры, чем в новые.

23. Когда я хочу что-то сделать, но мне это трудно, я отказываюсь от этой затеи и берусь за что-нибудь другое.

24. Я всегда люблю играть с друзьями, а один не люблю.

Ключ к опроснику

За каждый положительный ответ - 1 балл, за отрицательный - 0 баллов, в пунктах 5, 6, 11, 13, 14, 18, 19, 22, 23, 24 - наоборот.

1. Разнообразие интересов: 1, 5, 9, 16, 21 - в этих пунктах подсчитывают сумму баллов:

1 степень - 0-1 б (слабо выражено);

2 степень - 2-3 б (выражено средне);

3 степень - 4-5 б (явно выражено).

2. Независимость: в пунктах 2, 8, 11, 13, 19, 24 подсчитывают сумму баллов:

1 степень - 0-2 б (слабо выражена);

2 степень - 3-4 б (выражена средне);

3 степень - 5-6 б (выражена сильно).

3. Гибкость, приспособляемость: в пунктах 6, 7, 22 подсчитывают сумму баллов:

1 степень - 0-16 (выражена слабо);

4. Любознательность: в пунктах 0, 14, 23 подсчитывают сумму баллов:

2 степень - 2 б (выражена средне);

3 степень - 3 б (выражена явно).

5. Настойчивость: в пунктах 10, 14, 23 подсчитывают сумму баллов:

1 степень - 0-1 б (выражена слабо);

2 степень - 2 б (выражена средне);

3 степень - 3 б (выражена явно).

6. Сведения о семейной обстановке: в пунктах 3, 15, 17, 20 подсчитывают сумму баллов:

1 степень - 0-1 б (мало способствует);

2 степень - 2-3 б (способствует средне);

3 степень - 4 б (явно способствует).

Игровая программа для

знакомства детей с лагерем

«Юные разведчики»

Цели и задачи: расширение кругозора, развитие наблюдательности, творческих способностей, воспитание коллективизма. Чувства взаимопомощи, терпимости, культуры общения.

Познакомить ребят с:

    территорией лагеря

    людьми, которые там работают

    режимом работы всех служб

Для удобства ориентировки и романтики можно всему в лагере дать красивые названия: Площадь утренних зорь – линейка.

Дом веселых человечков - корпус малышей.

Необходимы таблички на местах и общая карта лагеря.

Способы знакомства с лагерем:

Экскурсия.

Проводится внутри отряда. Если в отряде есть "старички", пусть они проводят экскурсию. Чередуем рассказ с играми на знакомство, контакт, легендами про лагерь. После возвращения с экскурсии ребята могут нарисовать, каким они увидели лагерь или самое понравившееся место.

Ребята делятся на группы, которым вручается пакет с вопросами, которые интересуют Центр разведки. Им надо узнать секретную информацию, например, какого размера ботинки у физрука, какого цвета занавески в столовой и т.д.

Если задания у групп одинаковые, то оцениваем скорость. Если задания разные, то можно провести конкурс, кто за определенное время узнает больше информации.

Оцениваем точность и полноту ответов. Можно творчески представить полученную информацию.

Предупредить работников лагеря, что будет игра, а детей - о правилах вежливости.


Ребят можно знакомить с лагерем и иначе, ведь может так случиться, что ваши ребята ориентируются в лагере лучше вас, не все, конечно, но несколько старожилов обязательно найдутся. Можно попробовать не их водить на экскурсию, а сделать все наоборот: попросить старожилов показать лагерь вам и новичкам отряда. Также знакомство с лагерем поможет организовать "Разведшкола". Создайте несколько групп по сбору информации. Каждой такой группе вручите пакет с перечнем вопросов, которые особо интересуют "Центр". Объясните, что на сбор стратегических данных группе дается 30-40 минут. Предупредите, что каждая группа действует автономно, по возможности, незаметно и быстро, а та группа, которая преуспеет в разведывательной деятельности, будет отмечена особым знаком отличия. Вопросы с грифом "Совершенно секретно" могут быть самыми разными.

Например:

Какого цвета занавески в концертном зале;

Сколько метров в самой длинной асфальтовой дорожке лагеря;

Сколько фонтанчиков на территории лагеря;

Как зовут маму худрука лагеря;

Сколько дежурных постов в лагере и где они расположены;

При какой температуре воды можно будет купаться;

Сколько окон в здании столовой;

Какого цвета скамейка у административного корпус;

Сколько всего дачных домиков;

Сколько на территории лагеря пожарных ящиков с песком;

Каковы размеры футбольного поля;

Какой почтовый адрес у лагеря;

Любимая спортивная команда физрука и т.д.


Игра по станциям

Проводится во всем лагере. Все отряды по маршрутным листам, в которых указан порядок следования, приходят на станции, где их встречает ведущий (чаще всего это вожатые, но лучше, если это будут работники служб), которые рассказывают о данной службе, ее возможностях и режиме работы и проводят для ребят конкурс, оценку которого проставляет в маршрутный лист. Баллы можно шифровать. (буквами, фигурами, разным цветом и т.д.)

Можно учитывать не только баллы за качество, но и время выполнения. Нужен перевод времени в баллы.

Для интереса от станции к станции можно продвигаться определенным образом. (взявшись за руки, гуськом, с песней и т.д.)

Если видим, что на следующей станции столпотворение, то усложняем задание.

Пример: Столовая. Встреча с шеф. поваром. Режим питания, правила поведения в столовой, самообслуживание. Конкурс, кто больше знает блюд (из картошки, супов...), кто быстрее съест, сервировка стола.

Карта лагеря :

Проводится внутри своего отряда.

Отряд делится на группы. Каждая группа за определенное время составляет карту определенного участка лагеря. Группы прячут кусочки мозаики на своем участке, а потом их обозначают на карте.

Творчески обыграть изюминку, которая есть на данном участке лагеря.

Группы меняются картами. Им надо как можно быстрее найти спрятанные кусочки мозаики и сложить их в единое целое. Можно составить единую карту лагеря в конце, а ребята могут обозначить себя в том месте, которое им больше всего нравится в лагере.

Путешествие по лагерю можно организовать в виде игры следопытов: ребятам надо найти волшебный ключ. Они получают записку, в которой указано, куда следует двигаться, где найти вторую записку, с кем надо встретиться. Для проведения этой игры надо заранее разработать маршрут, спрятать записки, предупредить работников лагеря. В противном случае, самое скучное, что вы можете сделать, - это построить ребят парами и провести экскурсию со словами: "Посмотрите налево, посмотрите направо...".

Ребят можно знакомить с лагерем и иначе, ведь может так случиться, что ваши ребята ориентируются в лагере лучше вас, не все, конечно, но два-три старожила обязательно найдутся. Можно попробовать не их водить на экскурсию, а сделать все наоборот: попросить старожилов показать лагерь вам и новичкам отряда.

"Разведшкола" поможет организовать знакомство с лагерем. Создайте несколько групп по сбору информации. Каждой такой группе вручите пакет с перечнем вопросов, которые особо интересуют "Центр". Объясните, что на сбор стратегических данных группе дается 30-40 минут. Предупредите, что каждая группа действует автономно, по возможности, незаметно и быстро, а та группа, которая преуспеет в разведовательной деятельности, будет отмечена особым знаком отличия. Вопросы с грифом "Совершенно секретно" могут быть самыми разными, например: какого цвета занавес в клубе, сколько метров в самой длинной асфальтовой дорожке лагеря, сколько урн на территории лагеря, как зовут маму музыкального работника, сколько постов в лагере и где они расположены, как зовут вожатых, при какой температуре воды можно будет купаться, сколько окон в здании столовой, какого цвета скамейка у медпункта, сколько домиков в "Городке сказок", сколько на территории лагеря пожарных ящиков с песком, каковы размеры баскетбольного поля, какой почтовый адрес у лагеря, как называется любимая группа у радиста, любимая спортивная команда физрука и т.д.


Знакомство в цифрах

Каждому отряду выдать записку, в которой написан математический пример (для каждого отряда свой, но одинаковый по размеру). Но пример необычный – цифры им нужно найти самим, вставить в пример и подсчитать. Например: количество поваров + количество лавочек на лобном месте * количество минут, отведённых в расписании на обед - количество полных лет координатора по мальчикам Петра - количество окон в здании столовой + сумма цифр на номере машины лагеря: количество кроватей в комнате девочек третьего отряда … + количество столбов в заборе вокруг клуба = ?

Каждый отряд открывает свою записку с примером по свистку. Во время свистка засекается время. Задача каждой команды как можно быстрее решить свой пример. Но только при условии, что все они будут бегать по лагерю и искать нужные цифры все вместе, то есть всем отрядом (за этим должен смотреть наставник, который бегает вместе с ребятами). Как только какая-то команда заканчивает, она бежит в центр лагеря к спортинструктору и отдаёт свой пример, а спортинструктор фиксирует время. Как только он получает готовое решение от последней команды, он сравнивает ответы отрядов с правильными и тут же или во время вечернего собрания объявляет результаты. Победителем становится та команда которая первой принесла правильный ответ.

Каждая цифра должна быть каким-то образом связана с лагерем, чтобы расшифровывая цифры ребята знакомились с сотрудниками лагеря, с историей лагеря, с территорией и т.д.

Вопросы, которые можно превратить в цифры, в данной игре:

    Написать имена всех сотрудников лагеря (наставников, директора, координаторов, музыкального работника, спорт инструктора, медсестры и т.д.).

    Узнать, кто самый старший в нашем лагере.

    Узнать, кто самый младший в нашем лагере.

    Найти что-нибудь съедобное (не из столовой).

    Принести самый странный предмет.

    Узнать любимое занятие... (любого из лагеря).

    Узнать размер обуви координатора - "папы".

    Узнать, какую последнюю книгу прочитал библиотекарь.

    Узнать, в каком кармане носит свисток спортинструктор.

    Узнать, сколько букв в полном имени координатора - "мамы".

    За какое самое короткое время можно добежать от вашей дачки до столовой?

    Кто лучший друг директора лагеря?

    Кто самый высокий в вашем отряде?

    Какие деревья растут вокруг?

    Узнать дату рождения спортинструктора.

    Принести 3 пера.

    Узнать любимую песню музыкального работника.

    Принести носовой платок.

    Узнать любимый цветок... (любого из лагеря).

    Узнать любимое блюдо директора.

    Принести букет цветов.

    Узнать цвет глаз библиотекаря.

    Узнать вес спортинструктора.

    Сложить из подсобных материалов на земле заданное слово.

    Любимое занятие координатора - "папы".

    Узнать дату рождения... (любого из лагеря).

    Любимое животное... (любого из лагеря).

    Принести самый важный для вас предмет.

    Узнать, сколько членов семьи у... (любого из лагеря).

Создаётся несколько групп по сбору секретной информации, каждой группе даётся пакет с перечнем вопросов, которые особенно интересуют «центр». На сбор стратегических данных группам даётся определённое время. Каждая группа действует автономно, быстро и незаметно. Вопросы могут быть такими:

    Сколько урн, скамеек, деревьев, лестниц, ступенек и т.д. на территории лагеря?

    Как зовут всех вожатых?

    Какого цвета у них глаза?

    Как зовут директора лагеря? Умеет ли он плавать?

    Что будет сегодня на обед, ужин? И т.д. и т.п.


Выглядеть это может например так:

Какого цвета занавески в комнате начальника лагеря?

    Сколько метров в самой длинной заасфальтированной дорожке лагеря?

    Умеет ли плавать шеф-повар?

    Как зовут старшую вожатую?

    Какого цвета глаза у вожатого 1 отряда?

    Какой размер обуви у вожатого 2 отряда?

    Какого цвета скамейка возле медпункта?

    Любимый цвет начальника лагеря.

    Сколько окон в спортивном зале?

    Сколько ступенек при входе в лагерь?

    Что нарисовано на верандах нашего лагеря?

    Какая любимая песня у вожатого 4 отряда?

    Сколько дверей в музыкальном зале?

    Какие фрукты любит вожатый 5 отряда?

    Какие цветы любит медработник?

А в конце список обязательных заданий. Например, найти желтый шерстяной носок где угодно, или собрать 47 шишек, ни больше, ни меньше. :) Конечно, надо заранее все узнать самим, подготовить людей, у которых будут спрашивать. в принципе, дети обычно очень довольны...


В принципе, эту игру можно проводить в любое время. Каждому отряду выдается список вопросов, можно одинаковых - даже лучше. Вопросы - типа какого цвета занавески у директора? сколько окон в столовой? сколько пожарных кранов на территории? какой размер ноги у физрука, умеет ли плавать уборщица 2 корпуса)? ну и все в таком духе... А в конце список обязательных заданий

Например:

Найти желтый шерстяной;

Собрать 47 шишек;

Надо заранее все узнать самим, подготовить людей, у которых будут спрашивать.

Представления ребят о размерах окружающего мира очень не похожи на наши, взрослые. И если лагерь, где мы сейчас работаем, по вашим понятиям небольшой, то для детей он – целая страна, в которой поначалу можно уж если не заблудиться, то запутаться. И с этой страной ребят надо познакомить. Как? Например, организовать в первый день игру – путешествие «Здравствуй, лагерь!» Для игры потребуются красивые маршрутные листы и надёжные помощники. О том и другом нужно позаботиться заранее. На маршрутном листе нарисована схема путешествия: основные достопримечательности, место их расположения, очерёдность остановок в пути. А во время этих остановок ребята могут встретиться со своими гидами.

Младший возраст

    СО СТАРИЧКОМ – ЛЕСОВИЧКОМ (он расскажет об окружающем лесе, о том, как надо вести себя в лесу; поинтересуется, могут ли ребята различать породы деревьев, съедобные грибы…);

    С ГАНТЕЛЬКИНЫМ (он встретит ребят на стадионе и расскажет о зарядке, о спортивной работе в лагере);

    С ДОКТОРОМ ГРАДУСНИКОМ (в медпункте дети ещё раз вспомнят, для чего надо мыть руки, зачем надевать в солнечную погоду головной убор);

    С ЗАБАВОЙ – ЗАТЕЙНИЦЕЙ (на игровой площадке она разучит с ребятами новую игру);

    С ПОВАРОМ СЛАДКОЕЖКИНЫМ (он встретит ребят в столовой и расскажет о правилах поведения в ней);

    С ДОМОВЁНКОМ КУЗЕЙ (он будет ждать ребят в палате, где покажет, как заправлять кровать, как складывать пред сном вещи, как делать уборку и что хранить в тумбочке).

Можно придумать ещё много интересных персонажей, которые помогут детям познакомиться с лагерной жизнью.

Средний возраст

Путешествие по лагерю может оказаться игрой следопытов. Ребятам надо найти волшебный ключ. Они получают записку, в которой указано, куда следует двигаться и что запоминать, с кем встречаться, чтобы найти следующую записку. В этом случае требуется заранее разработать маршрут, оговорить все моменты с участниками – работниками лагеря.

Старший возраст

Старших ребят следует знакомить с лагерем иначе. Ведь может так случиться, что ребята ориентируются в лагере лучше вас. Кто-то в лагере впервые, но обязательно есть старожилы. В этом случае на экскурсию должны вести вас они. То есть всё делается наоборот. Таким образом, мы поймаем сразу много зайцев: поднимем авторитет старожилов, познакомим новичков с лагерем, используем игровой момент и просто проведём интересно первый день в стране Детства!

Экскурсия по лагерю. Её проводит один из напарников, второй на заранее условленном месте готовит все к творческому делу «Мы ребята хоть куда...».

Как провести экскурсию?

Цель экскурсии - ознакомить ребят с территорией лагеря, расположением основных служб и сотрудниками детского лагеря. Главное при этом - не просто рассказать, а показать возможности детского лагеря в организации жизни команды. По ходу экскурсии вожатый должен постоянно обращать внимание на законы и традиции лагеря как общепринятые нормы коллективного проживания детей и взрослых и демонстрировать их по ходу экскурсии. Если принято здороваться («Добрый день! ... вечер»), то первым это делает вожатый (даже, если встречается незнакомый человек). При встрече со специалистами детского лагеря, педагогами дополнительного образования, их надо представлять как старших друзей, с которыми ребятам предстоит сотрудничать. Обязательно надо показать медицинские службы, спортивную базу, пляжную зону, место расположения кружков, где ребятам предстоит бывать чаще всего. По ходу движения делайте паузы на 5–минут для проведения игр на сплочение коллектива. Пройдите какую нибудь дистанцию «гусеничкой», разбейте ребят на тройки и пройдите какой-то участок в поддержке (двое берут руки в замок, третий садится на них, его проносят 5–10 метров). Не устраивайте соревнований. Каждое упражнение будет снимать с ребят напряжение знакомства, ломать стереотипы взаимодействия подростков, будет делать их более открытыми. Участвуйте в этих играх сами. В конце экскурсии проведите экспресс_викторину по той информации и объектам лагеря, которые вы показали. Учредите маленький собственный приз «Самому внимательному» (шишка, забавная игрушка, сделанная вами).

Попробуйте сразу узнать мнение ребят о проведённой экскурсии. Экскурсия завершается в месте, заранее намеченном напарниками. Там уже все готово к проведению творческого дела.

Цель №2: Установить правила проживания в детском лагере.

Если цель №1 достигнута, и вы понравились вашим будущим подопечным переходите к выполнению цели №2. Если вы не смогли понравиться детям, то все правила жизни в детском лагере, которые вы им скажите, будут восприняты в штыки. Правила совместной жизни в детском лагере – это список табу, чего делать нельзя. Необходимо перевернуть формулировки таких правил в положительный тон. Дети будут следовать только тем правилам, которые им нравятся. Сделайте так, чтобы правила детского лагеря им нравились. В любом обществе существует определенный свод правил, которые его члены должны соблюдать. Основные правила загородного оздоровительного лагеря: соблюдение лагерного режима; уважение чести и достоинства других членов детского коллектива и персонала лагеря; запрет на выход за территорию лагеря; запрет приема алкогольных напитков, наркотических веществ, курение. Это самые главные правила, за нарушение которых возможен вывоз ребенка из лагеря. С полным перечнем лагерных правил для детей вы будете ознакомлены на вожатском инструктаже перед заездом. Но разговор о правилах внутреннего распорядка лучше не начинать с нудной лекции и чтения нотаций, дети в первые часы знакомства ждут от вас совершенно другого. Предложите им самим составить «Свод правил», вооружившись ручкой и блокнотом. Как правило, они сами назовут все правила, некоторые из них могут выглядеть смешными, как-то «не материться в присутствии вожатого», или «не … (портить воздух) в палате». Вам останется только немного подправить их и зачитать весь составленный с детьми Свод правил. Дети будут гораздо лучшего его выполнять, считая, что он составлен ими. Например: Хорошее правило: Детский лагерь – это место где НЕЛЬЗЯ ругаться и обижать более маленьких и слабых. Отличное правило: Детский лагерь это место где тебя все уважают и любят и ждут от тебя того же. Хорошее правило: В детском лагере нельзя ходить отдельно от отряда и выходить за территорию лагеря без разрешения вожатых. Отличное правило: В нашем детском лагере, вожатый очень волнуется за Вас. Поэтому, пожалуйста, сообщайте ему, когда Вам захочется побыть одному. Хорошее правило: В детском лагере ЗАПРЕЩАЕТСЯ портить окружающие Вас вещи. Иначе на Ваших родителей будет наложен штраф в соответствии с договором, которой они подписали. Отличное правило: Много людей постаралось, что у вас было все, что Вам необходимо в детском лагере. Давайте с уважением относиться к их труду. А если Вы случайно что-то сломали, просто скажите вожатому, мы вместе все починим. И жизнь в детском лагере опять пойдет своим чередом.

Выполнение некоторых правил может потребовать от Вас дополнительно мотивации детей, поэтому включайте воображение. В детском лагере оно необходимо. Например: Хорошее правило: Дети в детском лагере каждый день должны убирать свои комнаты и застилать свои постели. Отличное правило: В нашем лагере существует соревнование за самую чистую комнату. Имена жителей самой чистой и самой грязной комнаты будут появляться каждый день на доске почета и позора. У вас всегда есть выбор, где бы вы хотели, чтобы появились Ваши имена. Скажу лишь одно. Жители самой чистой комнаты детского лагеря по окончанию смены получат почетный приз.

Алгоритм установки правил жизни в детском лагере:1. Прочитайте правило. 2. Замените все «Нельзя» и «Должны» на позитивные формулировки. 3. Ответьте на вопрос «Зачем детям выполнять это правило? Что они с этого получат?» 4. Придумайте мотивацию.

Цель №3: Знакомство с территорией лагеря

Целю этого этапа является знакомство ребят с территорией лагеря, людьми, которые там работают, режимом работы всех служб.

Первый день – день освоения нового места. Как только ребенок попадает в новое место, в нем просыпа­ется первооткрыватель и жажда новых впечатлений. Хочется сразу все попробовать: футбольное поле, новые качели, танцевальную веранду.

Знакомство с лагерем поможет организовать "Разведшкола". Создайте несколько групп по сбору информации. Каждой такой группе вручите пакет с перечнем вопросов, которые особо интересуют "Центр". Объясните, что на сбор стратегических данных группе дается 30-40 минут. Предупредите, что каждая группа действует автономно, по возможности, незаметно и быстро, а та группа, которая преуспеет в разведывательной деятельности, будет отмечена особым знаком отличия. Вопросы с грифом "Совершенно секретно" могут быть самыми разными, например: какого цвета занавес в концертном зале, сколько метров в самой длинной асфальтовой дорожке лагеря, сколько фонтанчиков на территории лагеря, как зовут маму худрука лагеря, сколько дежурных постов в лагере и где они расположены, при какой температуре воды можно будет купаться, сколько окон в здании столовой, какого цвета скамейка у административного корпуса, сколько домиков «на кружках», сколько на территории лагеря пожарных ящиков с песком, каковы размеры футбольного поля, какой почтовый адрес у лагеря, любимая спортивная команда физрука и т.д.

- Игра по станциям «Звездный марш-поход». Проводится во всем лагере. Все отряды по маршрутным листам, в которых указан порядок следования, приходят на станции, где их встречает ведущий (чаще всего это вожатые, но лучше, если это будут работники служб), которые рассказывают о данной службе, ее возможностях и режиме работы и проводят для ребят конкурс, оценку которого проставляет в маршрутный лист. Баллы можно шифровать (буквами, фигурами, разным цветом и т.д.). Можно учитывать не только баллы за качество, но и время выполнения. Для интереса от станции к станции можно продвигаться определенным образом (взявшись за руки, гуськом, с песней и т.д.).

Цель №4: Придумываем название отряда

Известные слова песенки Капитана Врунгеля «Как Вы лодку назовёте, так она и поплывёт» можно применить и к названию отряда. Грамотно выбранное название отряда во многом может облегчить работу вожатого в течение всей смены и сделает жизнь детей в лагере более интересной. В конечном счете, выбор хорошего названия может послужить началом увлекательной игры, в которую дети будут играть до конца смены.

Придумывать название отряда лучше не на пустом месте, а отталкиваясь от какой-либо темы. Это может быть тема лагерной смены. Если же она абстрактна, можно взять историческую. Например, первобытные люди, индейцы, викинги, рыцари или древние греки. Тему можно связать с профессией: космонавты, моряки, журналисты, изобретатели. Для выбора темы можно обратиться за помощью к мультфильмам и книгам: Белоснежка и семь гномов, Утиные истории, Приключения барона Мюнхгаузена. Или просто положиться на Вашу собственную фантазию.

Помните, что в рамках выбранной темы нужно не только придумать название отряда, но и подготовить представление - визитку.

Название отряда лучше придумывать вместе с детьми. Но до начала обсуждения у вожатого должна быть одна или несколько собственных версий названия, которые детям сразу называть не стоит. Если на взгляд вожатого его собственная версия наиболее удачна, то надо постараться сделать так, чтобы дети предложили её сами. То есть направлять обсуждение в нужное русло до достижения конечного результата. Дети будут в большей степени гордиться названием отряда, если они сами его придумают. Помните, что название отряда и девиза должны: соответствовать возрасту детей; быть содержательными; быть удобно произносимыми; не нарушать традиций лагеря, если они есть; отражать общие интересы детей отряда, их общую особенность или их стремления.

Задание: Придумайте название отряда, если тема смены «Вокруг света за 21 день»

« Огонёк дружбы»

Огонёк знакомства ("огонёк дружбы") - проводится в первый вечер лагерной жизни детей.

  • побуждение взаимной симпатии (расположения, добрых чувств, интереса, желания быть вместе и помогать друг другу);
  • организация переживания первого ощущения сплоченности, совместности;
  • создание настроя на гуманистические ценности взаимодействия и общения;
  • предъявление самого огонька, как формы и способа конструктивного общения, ценного для каждого в отдельности, отряда и лагеря в целом.

Целью первого огонька является более близкое знакомство друг с другом. Самое главное здесь - создать атмосферу доверия, в первый вечер хорошо заложить будущую традицию: проводить вечер не каждый сам по себе, а всем вместе. В этом помогут и задушевный тон беседы, и песни, и легенды. Первый лагерный вечер проводить легко, потому что не завязавшаяся дружба толкает детей на внимательное восприятие всего, что вы говорите и делаете. Но в то же время и трудно, потому что дети разобщены и внутренне зажаты.

Обычно на первом огоньке вожатый рассказывает о традициях лагеря, о его истории, о том, что ждет ребят в новой смене (рассказ должен быть непринужденным, неформальным, личностно- окрашенным; хорошо, если в нем будут какие-то воспоминания, шутки, легенды), предлагает поиграть в несколько игр на снятие напряжения или же просит ребят рассказать о своей жизни, интересах и увлечениях. Вожатый обращает внимание на то, чтобы мальчики и девочки сидели вперемежку, чтобы места были удобны для каждого и, чтобы каждого было видно всему отряду. Вожатые не должны сидеть рядом, чтобы внимание детей не сосредотачивалось на одной стороне круга. Лучше, если они будут «разбивать» круг на равные части. Хорошо, если вожатый или ребята умеют играть на гитаре или знают хорошие песни, гитара и право запева передаются по кругу (хорошо, когда песня возникает сама собой, например, какие-то песни вожатый может запеть исходя из контекста общего разговора). Несомненно, от того, как и что скажет вожатый, зависит, получится ли первый задушевный разговор, захотят ли ребята «открыться» людям, которые для них еще пока совсем чужие. У вожатого, конечно, должно быть очень много «заготовок» для вечернего огонька. Полностью готового сценария здесь не может быть, а сюжеты огонька варьируются в зависимости от общего настроения и разговора. Самое главное - «вывести» ребят на непринужденную беседу.

Чтобы не свести вечер знакомств к «вытягиванию» информации из детей, следует воспользоваться следующими формами работы.

Звездопад

Заранее заготавливаются звездочки с вопросами. Первый вожатый предлагает детям закрыть глаза и представить, что на небе - звездопад, в это время второй вожатый раскладывает перед каждым ребенком по одной звездочке. Дети открывают глаза, берут свои звездочки и по очереди отвечают на вопросы. Если кто-то хочет ответить не на свой вопрос, пусть высказывает свое мнение. Вопросы могут быть следующими:

Что для тебя значит слово «друг»?

Каким ты себя представляешь через двадцать лет?

Какую основную цель ты преследуешь в жизни?

Какой у тебя характер?

Какой твой любимый предмет в школе?

Много ли у тебя друзей?

Ссоришься ли ты с родителями и по какому поводу?

Какая твоя любимая песня?

Какие качества в человеке ты ценишь больше всего?

Чем ты любишь заниматься в свободное время?

Часто ли ты ссоришься?

Умеешь ли ты рисовать?

В какие игры ты любишь играть?

Каких людей ты считаешь лучшими друзьями?

Что ты любишь больше всего?

На кого бы ты хотел быть похожим?

Что для тебя в жизни самое страшное?

Что для тебя полноценный отдых?

Легко ли тебя вывести из себя?

Счастливый ли ты человек? Почему?

Уверен ли ты в себе?

Общительный ли ты человек?

Что может сделать тебя счастливым?

Легко ли ты можешь расплакаться?

Скоро ли ты забываешь, если кого-нибудь обидел?

Умеешь ли ты сочувствовать людям?

Бывает ли у тебя неспокойно на душе? Из-за чего?

Боишься ли ты темноты?

Какие сны тебе снятся чаще всего?

Как ты понимаешь выражение «чувствовать себя на седьмом небе»?

Любишь ли ты выступать на сцене?

Чему бы ты хотел научиться?

Ты веришь в гороскопы?

Что для тебя горе?

Какой твой любимый вид спорта?

Хотел бы ты летать как птица?

Любишь ли ты смотреть на ночное небо?

Без чего бы ты не смог обойтись в жизни?

Согласен ли ты с выражением, что все в жизни надо попробовать?

Быстро ли ты прощаешь обидевших тебя людей?

Веришь ли ты в любовь с первого взгляда?

Ты везучий человек?

Ты больше любишь дарить подарки или получать?

Что лучше - быть сильным или быть умным?

Что лучше иметь - сто рублей или сто друзей?

Есть ли у тебя любимый праздник?

Веришь ли ты в чудеса?

Если бы у тебя была волшебная палочка, какие три желания ты бы загадал?

Что ты больше любишь - день или ночь?

Твоя заветная мечта?

Статьи по теме: