Картотека игр по художественно-эстетическому развитию в средней группе. Картотека на тему: Картотека игр, используемых на занятиях изобразительной деятельностью

Необходимость использовать игры в обучении детей дошкольного возраста - истина неоспоримая. То, что дети легко обучаются "играючи", заметили и доказали великий педагог К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова. Большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Е.А. Флёриной, Н.А. Сакулиной, Р.И. Жуковской, Е.И. Радиной, З.М. Богуславской и др.

В ряде психологических исследований, проведённых под руководством А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца, обнаружено, что такие психические процессы, как ощущение (Г. В. Ендовицкая) , восприятие (З. М. Богуславская) , память (Л. И. Зинченко) , внимание (З. М. Истомина) , воображение (Г. Д. Лу-ков) , процессы мышления (А. В. Запорожец, З.В. Мануйленко, Я.З. Неверович) , протекают наиболее успешно в игре. А.Н. Леонтьев подчёркивает, что учебная деятельность дошкольников должна опираться на "неучебный контекст" деятельности, т.е. на цели и мотивы тех видов деятельности, которые развиваются раньше.

Исследование З.М. Богуславской, специально посвящённое изучению особенностей учения дошкольников, показало, что интерес, активное от-ношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей до 5 лет в том случае, если этот познавательный материал включён в игровую, практическую или изобразительно-продуктивную деятельность. В этом случае возникают мотивы "конкретных действий". Причём игровые мотивы, как отмечает З.М. Богуславская, оказались более действенными, чем мотивы любой другой практической продуктивной деятельности.

Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре. Именно поэтому игру возможно использовать "…как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребёнка" (Л. И. Божович) .

Игра в дошкольном возрасте - один из любимых видов деятельности детей. В игре ребёнок смел, раскрепощён, может заново пережить события, особенно взволновавшие его. Такое переживание событий возможно потому, что в игре всегда присутствует воображаемая, мнимая ситуация (ситуация "как будто") . В игре ребёнок творит.

Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре и привлекает внимание педагога к этому виду деятельности детей, позволяет ему использовать игровые приёмы на занятиях по изобрази-тельной деятельности. Воспитатели, как правило, охотно применяют игровые приёмы в своей работе, но испытывают большие трудности в их самостоятельной разработке. На первый взгляд кажется, что создать такие приёмы несложно, но в действительности осуществление таких замыслов отличается однообразием; к ним ошибочно относят любой приём, вызы-вающий у детей эмоциональный отклик: песенки, потешки, применение наглядности и т.п.

Причин этому явлению может быть несколько, но самая существен-ная из них - незнание воспитателем особенностей игровых приёмов обучения. Вероятно, поэтому при их разработке и применении за основу интуитивно берутся не особенности игровых приёмов, а эмоциональный отклик на них детей как наиболее яркий и относительно легко прояв-ляющийся результат такого воздействия.

Чем же нужно руководствоваться воспитателю, придумывая и приме-няя игровые приёмы? Прежде всего необходимо знать их существенные особенности, уметь отличать от других методов и приёмов обучения. Это позволяет воспитателю создавать подлинно игровые ситуации в процессе организации художественной деятельности детей. Кроме того, при прове-дении игр учитываются знания детей об окружающем, их интерес к раз-личным явлениям жизни. Педагог может придумать игру, действительно интересную детям. Важно также знать и учитывать игровой опыт детей, их умение играть. Наконец, воспитателю надо чётко представлять себе, какие конкретные задачи решаются на занятиях при использовании того или иного игрового приёма. Рассмотрим эти условия более подробно.

Итак, какова же специфика игровых приёмов обучения? Игровые приёмы обучения, как и другие педагогические приёмы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Игра на занятии должна быть похожа на настоящую игру. Поэтому одним из признаков игрового приёма должна быть игровая задача.

Игровая задача - это определение цели предстоящих игровых дей-ствий педагогом или детьми. Например, воспитатель предлагает детям: "Построим мишке домик", "Позовём Петрушку в гости", " Подумайте, как можно помочь зайчику перебраться через речку". Включаясь в предлага-емую игровую ситуацию, дети сами ставят игровые задачи. В процессе использования игрового приёма может увеличиваться количество игровых задач. Таким образом, происходит развитие игрового замысла.

Иногда педагог в начале занятия ограничивается лишь постановкой игровой задачи ("Испечём куклам оладушки") , а затем продолжает обыч-ную учебную работу. Получается, что детям "пообещали" игру, но игра не состоялась. Произошло это потому, что в таком игровом приёме не оказалось самого главного - игровых действий, через которые осуществ-ляется любая игра. Поэтому игровые действия являются непременным, одним из важнейших признаков игровых приёмов обучения. С их помо-щью и решается интересная для детей игровая задача. Так, чтобы помочь зайке перебраться через речку, дети делают лодочки (аппликация) , "сажают" в них зайчиков, "плывут" по реке, "выбираются" на берег. Лодки с "кривыми парусами" могут перевернуться, в них "зайцы не хотят садиться". Дети "ремонтируют" такие лодки и т.п.

Важно, чтобы дети были активны при выполнении игровых действий. Это развивает у них творческие способности.

Необходимым условием активности детей является определённый за-пас знаний, наличие ярких впечатлений о данном явлении. В этих случа-ях дети увлечены происходящими на занятии событиями, придумывают игровые действия и способы их выполнения.

В условиях игрового действия рождается мнимая (воображаемая) ситу-ация "как будто" (А. Н. Леонтьев) . Смысл действия соответствует реаль-ному ("Зажечь огни на ёлке"…) , а операция, реализующая это действие, выполняется в соответствии с имеющимся материалом (мазки кистью и красками на бумаге) . В этих условиях несовпадения смысла действия и значения конкретной операции и рождается воображаемая ситуация.

Внешнее выражение действий (операции) может быть представлено по-разному: моторным, практическим действием, воспроизводящим внеш-ний рисунок продуктивного (имитируемого) действия (машет руками, как птица крыльями и т.п.) ; изобразительным действием (ритмичные движе-ния кистью - мазки, изображающие снегопад) ; звукоподражанием (я -шофёр, я везу кирпич на стройку… би-би-би) .

Таким образом, игровые приёмы - это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Необходимо сказать о содержании игровых задач и игровых при-ёмов. Придумывая игровые приёмы, педагоги часто ориентируются только на интерес детей к игре. Действительно, ребята обычно откликаются на любое игровое воздействие. Интересна уже сама возможность поиграть на занятии. Но нередко интерес детей неустойчив, носит сиюминутный характер, так как определяется новизной атрибутики или необычностью самой игровой ситуации.

Наиболее часто это проявляется при использовании игровых приёмов с целью мотивировки задания. Например, детям предлагается выполнить рисунок, аппликацию для каких-то игровых персонажей. Но потому, как скоро они забывают об этих персонажах, отвлекаются в процессе работы, мало интересуются полученными результатами, видно, что возникший у них интерес неглубок и неустойчив. Это объясняется тем, что в опыте детей интересной для них информации, помогающей понять и принять связь содержания изображения с тем, для кого они предназначены.

Интерес детей, как правило, проявляется в детских играх. Соответ-ственно у детей есть любимые игрушки, игры, персонажи. Поэтому со-держание игры и применение игровых приёмов часто зависят от состава детей в группе и их любимых игрушек.

В этой связи интересен такой факт: воспитатели нередко приносят на занятия новые игрушки, считая, что детям они будут более интересны. И действительно, ребят привлекает новизна. Однако оказалось, что наиболее эффективные игровые ситуации возможны со знакомыми, любимыми иг-рушками, так как с ними связано много переживаний, возникающих в естественных играх. Дети с интересом воспринимают знакомые персонажи в новых неожиданных ситуациях, предложенных взрослыми. Сочетание знакомого с новым вызывает более устойчивый и глубокий интерес, желание выполнить работу.

Регулярное применение игровых приёмов без учёта знаний детей приводит к потере у них интереса к таким занятиям, а у воспитателей вызывает чувство неудовлетворённости и ненужности игровых приёмов в обучении. Поэтому, продумывая содержание игровых приёмов, нужно использовать опыт детей своей группы, полученный на разных занятиях, в играх, бытовой и трудовой деятельности, ситуациях, имевших место в данном коллективе, а в индивидуальной работе - и опыт конкретного ребёнка.

При разработке и применении игровых приёмов учитываются также и уровень игры детей данной возрастной группы, и мотивы игры, т.е. характер тех явлений, событий, которые интересны детям этого возраста и которые они стремятся "пережить" в игре. У самых маленьких детей это мир разнообразных предметов и действия с ними, у более старших - люди и их действия с предметами, а затем взаимодействие, взаимопони-мание людей. Ориентируясь на основные побудители игры на данном этапе развития детей, воспитатель придумывает соответствующие игровые приёмы, игровые задачи и действия. В работе с малышами более эффективен приём, включающий игровые действия с игрушкой (катает вылепленную машинку) , с более старшими детьми - выполнение той или иной роли и соответствующих действий (в роли шофёра перевозит пассажиров на машине, делает остановки и объявляет их названия, общается с пассажирами и т.п.) .

Придуманные интересные игровые действия должны быть доступны детям по способу выполнения. Игровые задачи можно представить в ви-де развёрнутых действий (имитационные движения) или более обобщён-ных движений (жест, слово) . Если их выполнение по какой-то причине недоступно ребёнку, то воображение его не будет разбужено, т.е. творче-ские элементы будут отсутствовать, хотя внешне ребёнок может выгля-деть и внимательным, и заинтересованным.

Если детей больше интересуют взаимоотношения людей, то способы игровых действий могут быть более обобщёнными, условными, выражен-ными жестом и даже обозначенными только словом. Поэтому в играх часто применяется такой игровой приём, как диалог игровых персонажей между собой, с детьми, педагогом.

Использование игровых приёмов зависит и от материала, который использует педагог. В зависимости от игровых умений детей воспитатель предлагает им объёмные и плоскостные предметы, игрушки, предметы-заместители или воображаемые предметы.

При разработке игровых приёмов важно думать не только о со-держании, соответствии их логике и смыслу реальных жизненных ситуа-ций, но и логике игровых действий. Иначе эти приёмы надуманны, не-естественны. Игровой приём будет тем интереснее и эффективнее, чем разнообразнее по содержанию игровые действия. Хорошее знание воспи-тателем содержания отражаемых явлений, возможной логики развития со-бытий важно для быстрого придумывания разнообразных игровых задач, соответствующих им игровых действий и является основой для крайне необходимой педагогу игровой импровизации в условиях занятий. Этого требует порой непредвиденное развитие рисунка, неожиданное качество детской работы.

Необходимо, чтобы сам воспитатель эмоционально и заинтересованно (как дети) реагировал на происходящее, проявляя самые разнообразные чувства: удивление, восхищение, радость или сочувствие, огорчение, печаль (соответственно содержанию изображаемой ситуации) . При этом следует помнить о чувстве меры в их проявлении, разумном сочетании игровых и деловых отношений, плавном, незаметном переходе от игры к прямому обучению и наоборот, то есть необходима культура выражения чувств.

Воспитателю следует помнить, что игру на занятии он использует не ради развлечения, а с целью руководства художественной деятельностью, с тем, чтобы процесс обучения был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества. Поэтому игровые приёмы обучения должны быть нацелены на решение конкретных задач занятия и соот-ветствовать этим задачам. Игровые приёмы не следует усложнять из-лишней атрибутикой и игровыми действиями. Педагог должен чётко представлять дидактические задачи, возможности и способы их решения в условиях применяемой игровой ситуации, только в этом случае по-следняя выступает как эффективный приём обучения.

Какие же игровые приёмы можно использовать при руководстве изобразительной деятельностью?

Игровые приёмы выбираются педагогом с учётом особенностей игры детей, логики её развития, с одной стороны, и особенностей изобрази-тельной деятельности - с другой. Только в этом случае руководство бу-дет безболезненным и эффективным. Это особенно необходимо при ру-ководстве творческой деятельностью, воздействие на которую должно быть по возможности незаметным для ребёнка, бережным в смысле со-хранения детских чувств, настроения.

Все игровые приёмы условно можно разделить на две большие группы:

  • сюжетно-игровые ситуации по типу режиссёрских игр;
  • сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

Рассмотрим сначала, как игровые приёмы дифференцируются по ха-рактеру игрового материала.

Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссёрских игр развёрты-ваются по поводу игрушки, каких-либо предметов, бросового материала и других объёмных или плоскостных предметов. Ребёнок и воспитатель действует с ними, как в режиссёрских играх. Другие игровые ситуации этого типа развёртываются по поводу рисунка (рисованное изображение более условно, и возможности активного действия с ним более ограни-ченны) . Дети и воспитатель действуют одновременно в том и другом случае и как сценаристы, и как режиссёры, и как актёры.

Приём обыгрывания предметов или игрушек (объёмных и плоскост-ных) , картин-панорам, природного и бросового материала очень распро-странён. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.п.) . Ведь с кисточкой, карандашами можно совето-ваться, разговаривать, учить их рисовать ("бегать" по ровненькой дорож-ке, "кататься" с горки, "прыгать" как зайчик, "ходить как медведь и т.п.) .

В процессе использования этого приёма воспитатель ставит перед детьми игровые задачи, побуждает к их принятию и к самостоятельной постановке. Игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию и способу исполнения: узнать, что случилось (беседа, диалог) ; пожалеть, погладить, "посыпать зёрнышек" (жест) ; имитация движения с игрушкой.

Приём обыгрывания игрушек, предметов принимается детьми, так как учитывает присущий ребёнку интерес к предметам и действиям с ними.

Используя этот приём, можно учесть постепенно изменяющиеся, усложняющиеся с возрастом и развитием интересы детей. Это те интере-сы, которые лежат в основе естественных игр: к человеку, его действиям (мама, бабушка, врач и т.п.) ; сказочным персонажам, популярным героям мультфильмов и их действиям; к общению с любимыми образами, геро-ями.

Поэтому такой приём (обыгрывание игрушек) вполне может быть ис-пользован в работе с самыми старшими дошкольниками. Следует при этом помнить, что при сохранении интереса к игрушке (предмету) у старших дошкольников превалирует интерес к общению людей, взаимо-действию их между собой. Это обязательно надо учитывать при обыг-рывании игрушки (предмета) .

Какие задачи руководства изобразительной деятельностью можно решить с помощью этого приёма (обыгрывание игрушек) ?

Как правило, такой приём используется непосредственно перед нача-лом занятия или в первой его части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка (аппликации) . Обыгрывание игрушек (предметов) помогает привлечь внимание к изображаемым пред-метам; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей ра-ботой; объяснить приёмы изображения; рассмотреть, обследовать изобра-жаемый предмет.

Другой приём - обыгрывание изображения. В зависимости от того, обыгрывается законченное или ещё незавершённое изображение, следует различать обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сю-жетно-изобразительную игру с незаконченным (создаваемым) изображе-нием.

Что представляет собой приём обыгрывания готового (завершённого) изображения?

Как правило, этот приём применяется по окончании рисования. Полу-ченное изображение используется при этом как своеобразный игровой предмет.

Таким образом, содержание игровых действий определяется содержа-нием действий, осуществляемых с этим предметом в реальной жизни. А способы выполнения этих действий могут быть различными, в большей степени они зависят от того, является изображение объёмным или плос-костным. Например, если воспроизводится рисунок движения, воспитатель берёт в руки поделку, выполненную детьми, и воспроизводит ритм, тра-екторию движения (зайчик скачет, самолёт летит) . Рисунок можно обыг-рывать с помощью игрушек. Например, на нарисованную поляну с травой и цветами прискакал зайчик, пробует вкусную сочную траву; пчела са-дится на красивые цветы, которые нарисовали дети, и т.п. С помощью речи, диалогов передаются взаимоотношения между изображёнными пер-сонажами. Иногда игровые действия внешне выражаются только в слове. Например, дети нарисовали осенний парк. Педагог предлагает им как будто бы пойти погулять по дорожкам, посидеть на поляне, послушать птиц, спрятаться за кустик и т.п.

Взрослому при использовании этого приёма очень важно думать, ориентируясь на игровой опыт ребят, какие способы выполнения дей-ствия более интересны и доступны детям. Малышам будет полезно наблюдать, как на травке, нарисованной ими, появляется зайчик-побегайчик, как он бегает по травке, пробует самую сочную, зелёную, гу-стую; огорчается, если трава негустая (дождик не полил, плохо выросла) ; прячется в травке и т.п. маленькие дети с удовольствием обыгрывают свои рисунки после занятия, используя мелкие игрушки. Самые старшие дети могут "путешествовать" на волшебном корабле, перемещаясь в раз-ные времена года и даже на другие планеты.

Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет пе-дагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. Крайне важно при этом, чтобы игровые действия не только вызывали интерес к продукту деятельности, но и выявляли его достоинства и сла-бые стороны, помогали вскрывать причины неудач и успехов. Даже са-мые маленькие дети понимают, почему колобок "скатился" с нарисован-ной дорожки и заблудился в лесу, - дорожка получилась кривая. При таком анализе никто из детей не обижен, более того, они не только по-нимают, что у них не получилось, но охотно повторяют изображение, исправляя ошибку.

Педагог может использовать и такой приём, как обыгрывание неза-конченного (ещё только создаваемого) изображения. Его можно назвать сюжетно-изобразительной игрой. Этот приём направлен на руководство процессом изображения, и потому он как бы сопровождает его. Воспита-тель ставит следующие задачи: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развития замысла детей, стимулирование изобразительного способа его воплощения.

Способы выполнения игрового действия в этом случае разнообразны. Они могу быть выражены словом. Процесс использования этого приёма представляет собой, по существу, постановку детям разнообразных игро-вых задач, побуждение к их принятию и самостоятельной постановке новых. Вследствие этого происходит частично совместное, частично са-мостоятельное развитие сюжетно-игрового замысла. Игровой приём сти-мулирует не только совершенствование замысла, но и выполнение его специфическими, изобразительными средствами. Таким образом, стимули-руется изобразительное творчество.

Поэтому существенной особенностью этого приёма является совпаде-ние ряда игровых действий с собственно изобразительными, последним придаётся игровой характер.

В зависимости от сложности создаваемого изображения различаются игровые упражнения, сюжетная игра с предметным изображением, изоб-разительно-игровое инсценирование сюжета. Принятие детьми игрового упражнения обусловлено интересом к содержанию отражаемого действия, а также к ритмическим повторам движений. Данный приём можно использовать для упражнения детей в отдельных изобразительных действиях с целью формирования изобразительных навыков. Например, дети "нашивают" на платье бусинки, круглые и овальные; "кладут" на тарелку огурцы, большие и маленькие; "застёгивают" пуговицы на платье и блузке.

В игровых упражнениях внешний рисунок изобразительно-игрового действия по ритму, направленности нередко совпадает с рисунком про-дуктивного (изображаемого) действия: падает снег, скачет зайчик, текут ручьи и т.п.

В тех случаях, когда выполняется более сложное изображение пред-мета (не сюжета) , сюжетно-изобразительная игра приобретает развёрнутый характер, а создаваемый рисунок (аппликация) как бы включается в во-ображаемый игровой сюжет, развёртывающийся по поводу выполняемого рисунка.

Воспитатель предлагает игровые задачи, решение которых позволяет ребёнку обогатить замысел, сделать изображение более выразительным. Увлечённый игрой, ребёнок уже сам ставит новые игровые задачи, решая их изобразительным способом. Процесс такого совместного обыгрывания образа, связанный с его анализом, направлен на выявление возможностей детей.

При выполнении сюжетного рисунка (аппликации) игровой приём стимулирует воплощение сюжета в основном изобразительно-игровыми действиями. Например, дети, рисуя на тему "Парк", "сажают" деревья, цветы, "прокладывают" дорожки; в парке "растёт" трава, туда "прилетают" птицы.

В руководстве изобразительной деятельностью возможно применение другой группы игровых приёмов с ролевым поведением детей и взрослых. Детям предлагают роль художников, фотографов, строителей, продавцов, покупателей; младшим детям - роль зайчиков, медведей и т.д. любой приём, в котором дети, взрослые выступают в той или иной роли (зайчики, птицы, волшебники и т.п.) , относится к этой группе.

Выделение игрового приёма с элементами ролевого поведения обу-словлено особенностями развития игры. Однако в той или иной роли ребёнка привлекают или разнообразные действия человека (игрового пер-сонажа) , или взаимоотношения. В зависимости от этого строится и со-держание игрового приёма. Учитывая знания детей, их интересы, предпо-чтения, уровень игры в группе, воспитатель разрабатывает эти игровые приёмы.

Сначала педагог вызывает у ребят интерес к роли, желание принять её. Старшим детям накануне занятия можно показать сервиз для кукол, из которого малыши растеряли часть посуды. Теперь они ссорятся, когда играют: им хочется поиграть с посудой, а на всех не хватает. Воспитатель предлагает дошкольникам подумать, как можно помочь малышам. После самостоятельного или подсказанного решения вылепить посуду детям можно предложить поиграть в мастеров. В процессе работы мастера могут советоваться друг с другом и смотреть на работу других, если в этом есть необходимость. Воспитатель, руководя процессом, может иногда брать на себя роль главного мастера и от его лица советовать, оценивать, помогать детям. На выставке поделок в конце занятия мастера рассказывают о своей посуде, оценивают поделки других детей, решают, у кого они хотели бы поучиться, и т.п.

Выполнение детьми учебных и творческих заданий, предъявляемых педагогом требований является непременным условием достижения при-нятых ими игровых целей.

Все вышеизложенные приёмы сочетают в себе основные признаки игры и своеобразие детской изобразительной деятельности. Вследствие этого они близки и понятны детям, не нарушают естественности изобра-зительного процесса. В реальном процессе обучения используются в раз-личных сочетаниях все виды игровых приёмов.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок». Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки.

"Подводный мир"
Цель игры: закрепить знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.
Ход игры: Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.

«Кто больше и быстрее нарисует кружочки»
Цель: упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни.
Материал: трафареты с прорезями кругов разной величины, фломастеры, листы бумаги.
Ход занятия: Педагог предлагает рассмотреть трафареты, выделить большие и маленькие круги, показывает, как накладывать трафарет, как обводить. Можно предложить детям раскрасить круги, не снимая трафарета, закрашивание вести круговыми движениями, так, как рисуют клубочки ниток. Можно показать детям преобразование кругов в мячи путем деления круга двумя линиями: одна рисуется - слева - направо, а другая рисуется - справа - налево.

«Чудесный лес»
Цель: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Материал: одинаковые листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.
Ход игры: Взрослый раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем рассказать про него историю.

Дидактические игры по конструированию
«Геометрические фигуры»
Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.
Материал: карточки с изображением домика, елочки, солнышка и т. Д. из геометрических фигур.
Ход игры. После беседы по картинкам попросите ребенка показать квадрат (треугольник, круг, прямоугольник), затем обвести карандашом фигуры, изображенные пунктирными линиями, после чего рас красить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребёнком слова: "Шарик круглый, окно квадратное..."

«Сопоставь»

Материал: рисунки с изображением геометрических фигур и реальных предметов, хорошо знакомых дошкольникам.
Ход игры. Детям предлагают два рисунка, на одном изображены геометрические тела (куб, цилиндр, шар, конус и др.), на другом реальные предметы, хорошо знакомые дошкольникам, просят назвать, на какое геометрическое тело похож тот или иной предмет. Предложите ребятам поиграть в игру "На что похоже?" - отыскать в окружающем пространстве предметы, напоминающие знакомые им геометрические тела. Попросите детей показать и назвать круглые, квадратные, фигуры на одном и другом рисунке.

«Вспомни, на что похоже»
Цель игры: упражнять детей в назывании геометрических фигур.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры. Детям предлагают карточки с изображением строительных деталей. Воспитатель просит назвать деталь и вспомнить предметы, имеющие с ней сходство, обосновать при этом, почему он эти предметы указывает.

«Создай схему»
Цель игры: развитие логического мышления дошкольников.
Материал: плоскостные геометрические фигуры, фломастеры, листы бумаги, контурные схемы, строительные наборы.
Ход игры. Предложите детям выложить на бумаге из предварительно вырезанных картонных геометрических фигур различные несложные изображения построек (вид спереди), затем обвести все фигуры фломастерами - получатся схемы. Их можно использовать в качестве пособий по плоскостному моделированию (Детям подготовительной группе предлагают создавать контурные схемы, обводя не каждую геометрическую фигуру, а общий контур объединенных в модели фигур.) Затем дети получают задание разделить данные схемы, конкретизировать их (раскрасить). Усложнение: предлагается соорудить постройки по контурным схемам.

Дидактические игры по лепке
Формы
Цель: закрепить представление о плоских и объемных геометрических формах; направить инте¬рес на их сравнение и анализ сходства—различия; вылепить из теста объемные формы, глядя на их схематичное или неполное изоб¬ражение на плоскости; создать условия для экспериментирования с вылеп¬ленными формами развивать простран¬ственное мышление и воображение.
Материал. Вылепленные из теста формы и фигурки (объемные и рельефные); вырезанные из цвет¬ной плотной бумаги геометрические формы; рисун¬ки геометрических тел.
Варианты занятий. В зависимости от поставлен¬ной дидактической задачи, учитель демонстрирует детям те или иные геометрические формы, сообщает цель упражнения, объясняет необходимые условия или правила.

Вылепить три разных шара, которые могут быть разными по размеру, окраске или по двум признакам сразу. Во что можно превратить каждый из них и все вместе.
. Вылепить три разных круга. (Как можно это сделать?)
. Вылепить три разных кубика. (Во что можно превратить каждый из них и все вместе?)
. Вылепить три разных квадрата.
. Вылепить три разные пирамиды. (Во что можно превратить каждую из них и все вместе?)
. Вылепить три разных треугольника. (Как можно это сделать?)
. Вылепить несколько геометрических тел.
. Вылепить несколько геометрических фигур.
. Вылепить домик из нескольких форм.
. Слепить двух похожих цыплят, но из разных форм.

Змейка
Цель: развитие мелкой моторики детей.
Материал: пластилин, доска для лепки, стека
Ход игры. Предложите ребенку раскатать из яркого цветного пластилина длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.

Несуществующее животное.
Цель: развитие воображения, развитие мелкой моторики.
Материал: пластилин, стека, доска для лепки
Ход игры. Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.

Загадки и отгадки.
Цель: развитие воображения.
Материал: пластилин, стека, доска для лепки.
Ход игры. Взрослый сообщает детям, что сейчас они будут слушать загадки и отгадывать их необычным способом — лепить отгадки, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загадки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылепленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объемные, так и рельефные изображения. Ещё лучше постараться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.

Дидактические игры по аппликации
Собери красивую пирамидку.
Цель: учить собирать пирамидку в определенном порядке (от темного оттенка к светлому).
Материал: на каждого ребенка пирамидка, состоящая из плосок трех (четырех) оттенков одного цвета.
Ход игры. Каждому ребенку предлагается составить пирамидку определнного цвета (от темного к светлому). Приклеить ее на свой листочек.

Игра-занятие “В гостях у волшебной кисточки”

Задачи:
Познакомить детей с волшебной кисточкой и красками.
Учить детей правильно пользоваться кисточкой.
Учить узнавать и называть цвет.

Материалы:
большая кисть для воспитателя – “волшебная кисточка” (кисточка похожа на девочку)
кисти по количеству детей
наборы гуашевых красок (по количеству детей)

клеенка

Ход игры-занятия

Дети заняты самостоятельной деятельностью. Воспитатель готовит на столе материалы для рисования, сопровождая свои действия речью.
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости!
Какая интересная девочка-кисточка.
Девочка-кисточка здоровается с детьми, показывает и рассказывает какая она необычная, и что она больше всего любит рисовать. Девочка-кисточка приглашает всех ребят посмотреть, как она будет это делать. Педагог показывает детям, как с помощью волшебной кисточки можно рисовать и что получается.
Воспитатель: Сейчас девочка – кисточка наберет вот так желтую краску и опустит ее в стаканчик с водой. Интересно, что получится? Смотрите, как красиво!
Педагог называет цвет, просит детей повторить - какого цвета получилась водичка. Таким образом, на глазах у детей разводят краски нескольких цветов. Девочка-кисточка побуждает ребят сделать также самим. Дети садятся на стульчики, и берут в руки кисточки (показ – как правильно надо держать кисточки).
Воспитатель: Сейчас вы будете разводить сами краску в воде.
Педагог уточняет у детей, какого цвета они хотят взять краску.
Воспитатель: Катя, ты какую краску выбрала? Красную? (ответы детей, предположения)
Ваня, а ты какую выбрал краску? Вот эту? А как называется цвет этой краски?
Не помнишь? (Педагог вместе с детьми уточняет цвет красок, закрепляет их названия в речи).
Воспитатель: Все выбрали краски? Намочите кисточки – опустите их в стаканчик с водой.
(Показ и объяснения, как правильно держать кисточку). А теперь возьмите на кисточку краску – вот так. Педагог отмечает, что краску нужно набирать на кисточку аккуратно, а последнюю каплю оставлять на краю баночки с краской.
Опустите кисточку с краской в воду и осторожно помешайте. Вот какая красивая цветная вода получается! (уточнить какого цвета вода)
В ходе проведения игры-занятия, если ребенок пролил воду на стол, необходимо попросить вытереть воду тряпочкой. После того как все дети развели краску в воде, обыгрывается ситуация “Кукольный обед”: ребенок ставит стаканчик, усаживает куклу (мишку, зайчика) и угощает различными напитками (как будто это газированная вода, сок, морс…) После игры-занятия в свободной деятельности детям рассказывается сказка
В. Сутеева “Петушок и краски”.

Игра-занятие “Колобок”

Цель: развивать речевую активность детей, желание рисовать красками.

Задачи:
Развивать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение.
Вырабатывать умение слушать вместе с группой сверстников, рассказывание педагогом сказки.
Стимулировать детей повторять отдельные слова и выражения из сказки.
Учить простейшему способу изображения в рисунке “от пятна”; техническим навыкам рисования красками (аккуратно брать краску, правильно держать и промывать кисть).
Развивать сюжетно-игровой замысел.

Материал:
настольный театр по сказке “Колобок”
мольберт
большая девочка-кисточка для воспитателя
3 листа ватмана, тонированного зеленым цветом с фигурками героев сказки
кисточки по количеству детей
краска желтого цвета
стаканы с водой
салфетки

Ход игры-занятия

Дети заняты самостоятельной деятельностью.
Педагог ставит на стол домик из сказки “Колобок”.
Воспитатель: Дети, а вот домик, в котором живут дедушка и бабушка. Хотите, я вам расскажу сказку? (предполагаемые ответы детей)
Воспитатель, рассказывая эмоционально сказку “Колобок”, показывает настольный театр по одноименной сказке. Побуждает детей помогать Колобку петь его песенку, проговаривать слова героев, узнавать их.
Воспитатель: Дети, лисичка съела Колобка. Дедушка с бабушкой очень огорчились. Как же нам им помочь? (предполагаемые ответы детей)
После того, как дети решили нарисовать Колобка, воспитатель создает все условия для продуктивной деятельности.
Воспитатель: Детки, посмотрите, какую я вам волшебную дорожку приготовила!
Дети рассматривают вместе с воспитателем заранее приготовленную дорожку с аппликативными картинками по сказке (три листа ватмана с фигурками героев сказки). Дети высказываются по поводу увиденного, воспитатель не навязчиво помогает рассмотреть дорожку.Используя игровой прием с девочкой-кисточкой, воспитатель, показывает детям прием рисования “от пятна”.

Воспитатель: Дети, с девочкой-кисточкой пришли ее подружки кисточки. Кисточка для Лены, кисточка для Геры... Девочка кисточка дает каждому ребенку кисточку. На столы ставится краска желтого света, дети рисуют колобков.
В процессе рисования проводится индивидуальная работа с детьми по овладению техники рисования красками “от пятна”.
Воспитатель игровыми приемами побуждает детей обыгрывать своих “колобков”. В конце занятия воспитатель напоминает детям, что после рисования нужно промыть свою кисточку, и обязательно аккуратно положить ее в коробочку.

Игра-занятие “Зайка любит рисовать”

Цель: продолжать воспитывать устойчивый интерес к рисованию красками

Задачи:
Продолжать знакомить детей с волшебной кисточкой
Познакомить с техникой рисование “по мокрой бумаге”
Учить детей правильно пользоваться кисточкой. Учить техническим навыкам в рисовании краской.
Учить узнавать и называть основные цвета, дать понятие оттенков.
Воспитывать аккуратность в работе с красками.
Развивать сюжетно-игровой замысел.

Материалы:
наборы красок
большой лист ватмана (или обои)
кисти по количеству детей
кисть для воспитателя – “волшебная кисточка”
стаканчики с водой, тряпочки, салфетки (по количеству детей)
клеенка
игрушка “Зайка”

Ход игры-занятия

Дети заняты самостоятельной деятельностью. Воспитатель кладет на стол большой лист ватмана, проговаривая свои действия.
Воспитатель: Какую я полянку большую зимнюю для Зайчика нашла. А вот и сам Зайка.
Воспитатель рассказывает потешку про зайчика побуждает подговаривать слова потешку:
Заинька, заинька,
Длинные ушки,
Быстрые ножки.
Заинька, заинька,
Заинька, трусишка.
Зайка прыгает и нечаянно проливает воду на лист ватмана, плачет.
Воспитатель: Зайка, ты что плачешь, не плачь. Зайка говорит, что он нечаянно пролил воду и ему стыдно очень.

Воспитатель вместе с детьми утешает зайчика. Педагог выясняет у детей, как можно еще утешить зайчика. На помощь приходит волшебная кисточка и предлагает поиграть с красками – это его утешит. Воспитатель помогает волшебной кисточке: распределяет воду губкой по всему листу ватмана, просит помочь детей (губки по количеству детей).
Дети вместе с воспитателем буками смачивают весь лист ватмана. Волшебная кисточка набирает на ворс оранжевую краску и проводит линию по листу.
Воспитатель: Зайка, смотри, что получилось? На, что похоже?
Зайка смотрит и говорит, что похоже на мокрую морковку и успокаивается, прыгает вокруг морковки и радуется. Затем прощается с детьми и убегает.
Воспитатель: Спасибо тебе, волшебная кисточка, что помогла утешить Зайку. Ребята, волшебная кисточка говорит, что она любит, когда всем весело и хорошо. Она предлагает всем детям нарисовать на мокром листе бумаги краской все, что вы захотите.
Воспитатель помогает детям взять кисточки и напоминает, что краску нужно набирать всем ворсом, а последнюю капельку нужно оставить на краю баночки. Дети рисуют.
Педагог обращает внимание детей, что изображения на листе бумаги получаются, словно размытые под дождем или как в тумане. А если наклонить лист, то краски станут стекать и получиться новый узор. В процессе рисования воспитатель уточняет, какой краской будет рисовать каждый ребенок. Когда краски высохнут, можно вместе с детьми попытаться представить, что бы это могло быть. Дети с воспитателем останавливаются на том, что это похоже на лесную полянку после дождя.
Воспитатель побуждает детей рассказать потешку про дождик:
Дождик, дождик веселей.
Капай, капай не жалей.
Брызни в поле пуще –
Будет травка гуще.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи.
Во время чтения потешки дети показывают пальчиками имитацию дождя.
Воспитатель: Вот, детки, какие молодцы! Дождик закончился, и выглянуло солнышко и на нашу полянку прибежали зайки играть. Давайте вместе с зайками поиграем.
Проводиться игра “На лесной лужайке”
После игры дети берут игрушку зайки и прыгают им по нарисованной полянке.

Игра-занятие “Перышки для Петушка”

Задачи:
Побуждать детей включаться в диалог со взрослыми: инициативно высказываться, отвечать на вопросы, включаться в чтение стихотворения, чувствовать рифму.
Закрепить умение различать цвета: красный, желтый, зеленый, фиолетовый...
Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска; учить приему “скатывания” между ладонями округлых форм.
Учить развивать сюжетно-игровой замысел.

Материал:
картинка “Петушок”
игрушки: петушок, курочка, цыплятки
пластилин желтого цвета
необходимый материал для лепки (доски, тряпочки и др.) на каждого ребенка.

Ход игры-занятия

В групповой комнате оформлена театральная ширма.
Воспитатель: Кто из вас видел живого петушка? А курочек? (появляется петушок)
Воспитатель с детьми рассматривают петушка (гребешок, бородка, клюв, хвост).
Воспитатель: Как поет петушок? Пожалуйста, изобразите его голосистое пение. А как ему отвечают куры? Тоже громко? Конечно, тише. А цыплятки, как пищат? Громко?
Правильно, еще тише. Изобразите голосистое пение петушка, кудахтанье кур и писк цыплят.
Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем. Настя у нас будет курочка, а мы цыплятки.
Проводится игра “Вышла курочка гулять...” (2 р.)
Воспитатель: Вот, как весело мы играли, а слышите, кто-то плачет? Да, это же петушок.
Воспитатель ставит мольберт с рисунком петушка без хвоста. Поясняет, что петушок тоже хочет иметь такой же красивый хвост, и просит малышей подарить ему перышки: красные, зеленые, желтые.
Воспитатель: Вначале перышко петушку подарю я. Петушок, какое перышко тебе подарить (красное) Воспитатель находит красное перышко, показывает его детям, затем вставляет в прорезь и говорит: “Вот тебе петушок красное перышко!”
Петушок: “Пусть Саша мне подарит перышко…” - просит петушок. Если ребенок ошибается, петушок кукарекает: “Хочу, другое перышко! Хочу перо зеленое!” В заключении дети любуются красивым петушиным хвостом.
“Красивый у меня хвост! - радуется петушок”.
“Очень красивый, - радуются дети.”
Воспитатель: Петушок доволен! Он хочет, чтобы вы прочитали про него стихотворение:
Петушок, петушок Золотой гребешок,
Маслена головушка, шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь, голосисто поешь,
Насте спать не даешь?
Дети вместе с воспитателем читают стихотворение. Петушок дарит им шоколадные яйца.

Юлия Белоносова
Картотека игр по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста

Картотека по изобразиельной деятельности для детей дошкольного возраста .

1. Дидактическая игра «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»

Цель : закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения .

Материал и оборудование : карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.

Правила игры : нарисовать овалами не менее 5 изображений растений , раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.

Игровые действия : дорисовка по памяти знакомых растений, раскрашивание их в необходимые цвета.

2. Дидактическая игра «Кто играет с нами в прятки» .

Цель : учить детей сравнивать цвет , фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.

Материал и оборудование : карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый, фигурки животных (лягушка, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т. д.) .

Правила игры : взять по две карточки разного цвета , назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне.

Игровые действия : угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном.

3. Дидактическая игра «Портреты» .

Цель : научить детей рисовать голову , используя шаблоны.

Материалы и оборудование : лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей , глаз, носа, губ, ушей, причесок.

Игровые действия : на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет.

4. Дидактическая игра «Нарисуй теплую картинку » .

Цель : уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета» ; продолжать учить составлять картинку по памяти , используя при раскрашивании теплую гамму.

Материал и оборудование : 4 картинки с изображением несложных сюжетов , геометрические формы, встречающиеся на этих картинках , цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.

Правила игры : внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец , по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.

Игровые действия : изображение сюжета , дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе.

Творческие задания :

Расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым) ;

Раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?

5. Дидактическая игра .

Цель : закрепить знания детей детей с геометрическими фигурами : круг, квадрат, треугольник.

Материал и оборудование : шаблоны из картона

Правила игры : воспитатель предлагает детям шапку, шарф и рукавички. Дети украшают одежду предложенными геометрическими фигурами по заданию воспитателя : «Укрась шарфик синими геометрическими фигурами» и т. д.

6. Дидактическая игра «Укрась шапку, шарф, рукавички» .

Цель : закрепить знания детей об основных цветах спектра. Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами : круг, квадрат, треугольник.

Материал и оборудование : шаблоны из картона (шапка, шарф, рукавички, геометрические фигуры.

Правила игры : воспитатель предлагает украсить одежду определенными геометрическими фигурами : «Укрась варежки кружками» и т. д.

7. Дидактическая игра «Цветное лото» .

Цель : развивать у детей умения различать цвета, называть предметы одного цвета.

Материал и оборудование : 4 карты , разделённые на 4 клетки, в которых изображены предметы одного цвета : красного – звезда, флажок, цветок, вишни; жёлтого – лимон, подсолнух, репа, груша; зеленого – виноград, ель, лист растения, огурец; синего – василек, колокольчик, сливы, воздушный шар; бумажные квадратики таких же цветов.

Правила игры : воспитатель раздаёт детям карты , а посредине стола кладёт 16 квадратиков четырех разных оттенков. Предлагает детям отобрать по 4 квадратика таких же цветов, как предметы на их картах , и разложить их по соответствующим клеткам. Затем просит рассказать, какие цвета использованы художником. Например : «У меня все предметы жёлтого цвета» или : «У меня синие предметы» .

Публикации по теме:

Обучение детей художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Изобразительная деятельность.

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей дошкольного возраста (4–5 лет) Картотека дидактических игр по развитию речи для детей дошкольного возраста (4 – 5 лет) 1. Дидактическая игра «Найди ошибку».

Картотека игр по экологическому развитию для детей дошкольного возраста Съедобное – не съедобное Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Развивать память, координацию. Материалы.

На современном этапе развития дошкольного образования (ФГОС, по-прежнему, актуальной задачей для образовательного учреждения, является.

Картотека пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста (3–4 лет) «В гости к пальчику» В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому (выставить вверх большой палец) Указательный и средний, Безымянный.

Картотека стихов для детей старшего дошкольного возраста о профессиях Стихотворения для детей 4-6 лет о профессиях. Нахожусь всегда в полёте В белоснежном самолёте. Пассажирам помогаю, Прессу, кофе предлагаю.

Дидактические игры по изодеятельности для дошкольников.

На сайте "Страна Мастеров" есть очень интересная страничка Сергеенко Елены. Из её работ я предлагаю вашему вниманию подборку дидактических игр по изодеятельности на развитие восприятия цветовых оттенков, логического мышления, творческого воображения.

1.Работаю в детском саду почти 20 лет. За это время накопилось много дидактических игр по изодеятельности, сделанных своими руками. Эти игры можно применять в индивидуальной работе с детьми, закреплять пройденную тему и в диагностике. Предлагаю Вам несколько игр. Игры на развитие цветовидения. Собираем букет для Снегурочки (холодные) и для Солнечного Лучика (тёплые).

2.Игра "Собери гусеничку". Несколько вариантов игр, для разного возраста. Можно собрать гусеничку из холодных (или тёплых) цветов; или начиная с самого тёмного цвета до самого светлого.

3.Ещё один вариант: среди множества цветов найти зелёные и его оттенки (для маленьких детей).

4.Похожая игра. Подобрать любимые цвета Снеговика (холодные) и Солнышка (тёплые).

5.А это - карточки - арифметические примеры на составление дополнительных цветов из основных.

6.Примеры могут быть и на вычитание.

7.Другой вариант арифметических примеров.

8.Художник рисовал осень (или др. время года), разводил краски на палитре. По сочетанию красок надо найти эту палитру.

9."Назови цвета осени, лета..."

10.Для самых маленьких. 2 - 3 года.

11."Найди цвета, которыми нарисован петушок". Дети выбирают из предложенных цветных карточек цвета которые есть на петушке.

12.Игры на закрепление знаний жанров живописи.

13."Нарисуй портрет". Дети "рисуют" эмоции (радость, страх и т.д.)

14.Из предложенных карточек дети выбирают те, которые можно взять для рисования натюрморта (или пейзажа).

16."Собери натюрморт". дети выбирают предметы и красиво составляют натюрморт.

18.Игры по декоративно-прикладному искусству. Выбирают элементы городецкой росписи (здесь есть и не городецкие элементы) и

раскладывают узор на доске.

Статьи по теме: