Керлинг сообщение. Испытано на себе: для чего в керлинге нужны щетки и в чем смысл игры. Подарок из Данблейна

В 1927 году известный советский скульптор – монументалист Иван Шадов создал свой шедевр «Булыжник – оружие пролетариата!» Мог ли предположить Иван Дмитриевич, что в будущем камень станет спортивным снарядом для буржуазии.

Хочется рассказать вам о керлинге, чтоб вы знали, почему свипуют после коглайна и что значит завести камень в дом на четыре фута.

Керлинг зародился в начале XVI века в Шотландии. Местные жители для развлечения использовали обломки скал, пуская их по идеальной, отшлифованной ветром поверхности озер.

Поле для игры в кёрлинг 44,5 м. в длину и 5 метров в ширину. Загадочные круги на поле называются «дом». У каждой команды по восемь пронумерованных камней одинакового цвета. Каждый камень имеет вес 19,9 кг. Не больше, не меньше.

Перед началом игры команды бросают жребий. Счастливчики предпочитают играть вторыми, это стратегически выгодно. Соперники утешаются выбором цвета камней. Игра ведется до десяти партий которые называются энды (от англ. End – конец).

Правила игры в керлинг очень просты. Камни вашей команды должны быть ближе к центру дома, чем камни команды противника. Если у вас после восьми бросков всего один камень в «доме», но он ближе камней противника к центру, то вы выиграли энд, независимо, сколько камней противника расположилось в «доме» (круге).

Если камень расположился на синей линии, то это означает, что его завели на четыре фута. Счета 1:1 или 2:1 в конце энда не бывает. Если камни равноудалены от центра, значит 0:0, а если игроки сомневаются, то применяются спец средства. Такой большой циркуль, который устанавливают в центр круга.

На льду играют две команды из четырёх человек. Скип – он же капитан команды, вице-скип, первый и второй номер.. Начинает игру номер первый. Он берет камень за ручку, отталкивается от стартовой колодки и начинает скольжение. Затем игрок отпускает камень и тот начинает движение в сторону дома.

Лед перед камнем не всегда трут, как это обычно показывают по телевизору. Существуют стандарты, по которым определяется сила, с которой игрок толкает камень. Сила эта определяется в секундах.
Замер времени движения камня между двумя линиями баклайном (backline) и хоглайном (hogline), дает понять, с достаточной ли силой выпущен снаряд.


Оптимальным считается 3,6 -3,8 секунды, в зависимости от состояния льда. Если на секундомере застыли эти цифры, то камень остановится ровно в середине круга. Если бросок вышел слабым, партнеры по команде свипуют, т.е. натирают перед камнем лед специальными щётками. Лед тает, что создает на поверхности тончайшую водяную пленку. Это снижает коэффициент трения и позволяет камню проехать чуть дальше или смещает его движение в нужную сторону. Теперь вы знаете зачем свипуют после хоглайна. Вопреки расхожему мнению, замедлить движение камня невозможно.
Энд заканчивается, когда игроки команд отправили к дому все шестнадцать камней.

Площадка для кёрлинга - продолговатое игровое поле ледяной поверхности прямоугольной формы длиной от 44,5 до 45,72 м и шириной от 4,42 м до 5 м с двумя круглыми мишенями ("домами") на каждой стороне площадки.

Диаметр "дома" = 3,66 м. Цель представляет собой три виниловых разноцветных кольца, которые размечены подо льдом. Диаметр самого меньшего кольца "дома" приблизительно равняется 30 см. Центр «дома» называется «ти».

Расстояние от центра дома и до центра противоположного дома одной игровой площадки = 34,75 м.

Игровое поле ограничивают боковые и задние линии, но интересно то, что ширина боковых линий не входит в ширину площадки, а ширина задних учитывается в ее длину.

TeeLine ("тилайн") – линия, что проходит через центр "дома" перпендикулярно длине площадки. CentreLine ("центрлайн") - другая осевая линия, проходящая через центр "дома" в длину игровой площадки. Выражаясь математическими понятиями, можно сказать, что TeeLine и CentreLine - центральные оси круга ("дома"). HogLine ("хоглайн") - это линия, параллельная "тилайн", с которой камень для керлинга отпускается спортсменами для дальнейшего скольжения к цели. Расстояние от ХогЛайн и до ТиЛайн равняется 6,4 метрам. Начиная с метки ХогЛайн, игрок отпускает гранитный снаряд, а свиперы трут лёд, управляя направлением камня на льду. После «дома» через 1,83 м расположена задняя линия.

Температура льда - около -5 °C, за этой температурой, а также его гладкостью и влажностью, а также температурой воздух, ведется постоянный контроль работниками кёрлинг-клуба. Перед игрой лёд всегда проверяется судьями на соответствие требованиям.

Площадку для кёрлинга можно сделать и самому, например, на замерзшем водоеме. Главным условием для нормальной игры есть гладкая поверхность льда и правильная разметка, которую можно нанести непосредственно поверх льда, лишь бы ее было хорошо видно игрокам.

Игровое поле

Площадка для кёрлинга:

Дорожка для кёрлинга представляет собой прямоугольное поле длиной 146 футов (44,5 м) и шириной 14 футов 2 дюйма (4,32 м). В нашем клубе ледовое поле состоит из 4х дорожек.

Основные линии разметки на дорожке:

«Дом» - круг ("мишень"), радиус которого составляет 1,83 м. В доме обозначается центр, и три концентрические окружности, радиусы которых составляют 0,15 м, 0,61 м и 1,22 м.

«Центральная линия» - линия, проходящяя через центр дома, параллельная длинной стороне игрового поля

«линия Tee Line» - линия, проходящая через центр дома, перпендикулярная центральной линии

«линия Hog Line» - широкая линия красного цвета, перпендикулярная центральной линии, на расстоянии 6,4 м от линии Tee Line. До этой линии нужно успеть выпустить камень.

«линия Back Line» - линия, касающаяся конца дома, перпендикулярная центральной линии

Инвентарь

Камень весом 44 фунта (19,96 кг) изготавливается из определенного вида гранита, добываемого на острове Эйлса-Крейг в Шотландии. Он имеет цилиндрическую форму и кольцеобразную скользящую поверхность. В центре гранитной основы, имеющей круглую форму, закреплена ручка, являющаяся главным «рычагом» управления спортивным снарядом. Держа спортивный снаряд за эту ручку, спортсмен скользит с ним по площадке до момента его выпуска, после чего камень осуществляет свободное скольжение по её поверхности на расстояние от 20 до 30 метров.


Щетка для натирания льда(свипа) перед скользящим камнем.

Слайдер - сделан из тефлона, очень скользкий на льду, имеет форму стопы. Надевается на обувь сверху.

Эластичный наколенник для предотвращения травм.


Краткие правила игры


В игре участвуют две команды по четыре человека: скип, вице-скип, второй и первый.


Задача каждой команды - поставить как можно больше своих камней в дом (круг), причем, как можно ближе к центру и не дать сопернику сделать то же самое. Камни соперника, как и свои, можно выбивать.


Игра состоит из 10 независимых периодов, так называемых эндов (end).


В течение одного энда команды по очереди выпускают по восемь камней.


При розыгрыше камня игрок отталкивается от стартовой колодки и разгоняет по льду камень. При этом он пытается либо добиться остановки камня в определённом месте, либо выбить из зачётной зоны камни противников, в зависимости от текущей тактической цели. Запрещены "заступы": камень необходимо выпустить до того, как он пересечет ближнюю к игроку зачетную линию Hog Line . Выполняя указания скипа (капитана команды) игрок может подкручивать камень.


В основном типы бросков в кёрлинге можно разделить на две группы, в зависимости от поставленной скипом задачи: постановочные броски , целью которых является поставить камень в дом, либо защитить уже стоящий камень и силовые броски , целью которых является выбивание камня соперника из игровой зоны.


При движении камня его касание игроками запрещено. Другие участники команды, быстро работая специальными щетками, выполняя «свипинг» (sweeping, англ. sweep — мести, подметать), разогревают лед, по необходимости подправляя и удлиняя траекторию камня. Лед в кёрлинге натирают для того, чтобы на поверхности льда создать тонкий слой воды, по которому будет скользить камень. Таким образом, можно существенно увеличить путь камня (до 4х метров за дорожку свипа).


Камень обязательно должен полностью пересечь противоположную зачетную линию Hog Line . Если этого не происходит, камень снимается с игры. Исключения составляют те случаи, когда пересечь зачетную линию помешал другой камень: в этой ситуации оба камня остаются в игре. Также камень снимается, если он выходит за линию Back Line , либо после соударения с бортом площадки


Свиповать можно не только свои камни, но и камни противника — чтобы добиться их выхода из игровой зоны. Однако, это право противоположная команда получает только тогда, когда камень соперника пересекает линию Tee Line в игровой зоне, причем свиповать в этой зоне имеет право только один игрок команды.


Право последнего броска в энде даёт очень большое преимущество команде.

В первом энде порядок команд определяется жеребьёвкой, во всех последующих право последнего броска предоставляется проигравшей предыдущий энд команде. Если же в финальной позиции ни у кого не оказалось камней в доме, энд заканчивается нулевой ничьей, и право последнего броска остаётся у той же команды. Поэтому часто выгодно «пробросить» последний камень (то есть пустить в аут, сознательно сделать нерезультативный бросок), вместо того, чтобы заработать всего одно очко.


После того, как разыграны все шестнадцать камней, производится подсчёт очков в энде. Учитываются только те камни, которые находятся внутри дома. Команда, чей камень оказался ближе всего к центру, считается выигравшей энд. Она получает по одному очку за каждый камень, оказавшийся ближе к центру, чем ближайший к центру камень противника.


Победитель определяется по сумме очков во всех эндах. В случае равенства очков после десяти эндов, назначается дополнительный период, называемый экстра-эндом (extra end), победитель которого и становится победителем матча. Право последнего броска в экстра-энде предоставляется, аналогично предыдущим периодам, команде, проигравшей десятый энд.

, площадка для керлинга в длину составляет 45 метров. На каждом конце площадки есть нарисованный подо льдом круг, называющийся "домом". Сначала игроки команды бросают все камни в одну сторону, а потом - в другую.

В игре соревнуются 2 команды по четыре человека. В состав каждой команды входит:

  • 1) скип - капитан команды, определяющий стратегию игры, из которой указывает щеткой место, на которое должен прибыть камень, дает направление камню, управляет действиями партнёров;
  • 2) вице-скип - вице-капитан команды, на которого переходит право управления действиями партнеров, когда бросает скип. Обычно бросает камни перед скипом;
  • 3) первый ;
  • 4) второй .

Игра длится 2-2,5 часа и состоит из 10-и периодов, которые называются "эндами ". Участниками команд совершаются броски камней по очереди по 2 броска каждый, итого команда совершает 8 бросков на протяжении одного энда. У кого последний бросок - тот имеет некое преимущество, ведь можно оценить и взвесить сложившуюся в "доме" ситуацию и последним камнем сделать так, чтобы выбить из зачётной зоны камни противника или бросить свой камень таким образом, чтобы он оказался ближе к центру "дома". Бросок совершается игроком следующим образом: он отталкивается от стартовой колодки, разгоняет камень на льду и некоторое время сопровождает его рукой, не отпуская снаряд до размеченной линии HogLine ("хоглайн"). По правилам , игрок должен отпустить ручку камня до того, как он пересечет линию "ХогЛайн", иначе судьи не засчитают бросок, а бита удаляется из игры. После того как игрок отпускает камень, за работу берутся свиперы , которые щетками трут лёд, тем самым направляя камень в указанную скипом сторону. Что интересно, так это то, что свиповать можно и камни противника, только если камень его попадает в зону за линию "ТиЛайн". Это делается одним игроком команды соперника для того, чтобы камень вышел за штрафную заднюю линию игровой зоны.

После первого энда, производится подсчёт очков. Энд выигрывает та команда, чей камень лежит ближе к центру мишени, чем ближайший к центру снаряд соперника. Этой команде засчитывается по одному очку за каждый камень, который находится внутри "дома". На второй энд право последнего броска отдается команде, проигравшей предыдущий энд (для первого энда это право определяет жеребьёвка). Если в финале энда ни у одной из команд не оказалось камня в доме, то период заканчивается нулевой ничьей, а право последнего броска остается у той команды, у которой это право было перед этим.

В зависимости от поставленной капитаном задачи, все броски в кёрлинге делятся на 2 группы: выталкивающие камни соперника и броски на попадание своего камня в дом. Часто игроки специально выстраивают камни так, что они закрывают другие удачно расположившиеся в доме снаряды, чтобы соперник не мог изменить их месторасположение.

В игре также было введено правило Free Guard Zone (зона «свободных защитников») , которое действует до пятого броска каждого энда. Согласно ему запрещается вибивать из игры камни, которые расположены не в доме, а между Тилайн и ХогЛайн. Но пододвигать камни можно. Если игроком правило Free Guard Zone все же нарушается, то на площадке восстанавливается ситуация месторасположения камней перед броском, а камень нарушителя выбывает из розыгрыша. Любые выбивающие действия камнями можно выполнять уже, начиная с 5-го броска в энде.

После игры суммируются очки всех эндов и по большей сумме определяется победитель. Если же очков получается равное количество, тогда назначается дополнительный энд (экстра-энд), победитель которого стает победителем всего матча.

1924 год , затем с года Чемпионат мира 1959 год Чемпионат Европы 1975 год Международная федерация Название Всемирная федерация кёрлинга Год основания 1966 год Глава федерации Кейт Кейтнесс Веб-сайт www.worldcurling.org Связанные проекты Категория:Кёрлинг Кёрлинг на Викискладе

История

Статьи по теме: