Мастера игры — организаторы и управленцы. Организационные игры

В Великом Новгороде каждую неделю с успехом проходят интеллектуальные игры «60 секунд», где в разных лигах собираются те, кто хочет азартно и интересно провести время. Филиалы клуба открыты в России и за рубежом, невероятной популярностью пользуются у россиян на Кипре. В нашем городе эту игру организовал Евгений Лукин, а не так давно новгородский клуб «60 секунд» выиграл конкурс молодых предпринимателей в номинации «Открытие года». Что такое квиз, почему интеллектуальные игры так популярны, и во что скоро будут играть интеллектуалы из Старой Руссы, Боровичей и Малой Вишеры, рассказал корреспонденту сетевого издания «ВНовгороде.ру» Евгений Лукин.

Женя, расскажи, что такое квиз, и чем эта игра отличается от «60 секунд»?

Квиз - это викторина, возникшая в английских пабах в 60-х годах прошлого века. Это достаточно расслабленный формат: люди едят, общаются, попутно отвечают на вопросы. Формат квиза проще, чем «60 секунд», доступнее с точки зрения восприятия материала, это более расслабленный барный вариант. Квиз состоит из трёх блоков. В первом и третьем блоках по 20 вопросов, во втором - 30 вопросов. Сейчас квиз проходит раз в неделю, собираются от 45 до 100 человек.

Это две интеллектуальные игры. Не будут ли они конкурировать между собой?

В том то и дело, что это разные форматы. Те, кто любит играть в «60 секунд», не любят играть в квизы. Зачастую им не нравятся вопросы-«угадайки». Квиз - больше викторина с медийными вопросами, картинками, видео и аудиофайлами.

Где будете запускать проект?

Новгородские игроки стали первыми, кто попробовал свои силы в этой игре. Игра запущена и в Москве, ещё 10 городов в ближайшее время ждут старта квиза: Тверь, Санкт-Петербург, Иваново, Калининград и другие.

В отличие от «60 секунд», в которую играют в 50 городах планеты, квиз «Играй головой» проходит пока только в Москве и в Великом Новгороде. Организаторами игры выступили создатели игры «60 секунд», поскольку сети по кризам в России не существует. И мы придумали свой криз - Леонид Эдлин, президент клуба «60 секунд», Кирилл Радченко, Екатерина Андреева и я. А сейчас мы запускаем его на всю Россию. Скоро выйдет мобильное приложение «Игра головой», которое создаёт Эдлин с Максимом Поташёвым. Потом у нас в планах - одноимённая настольная игра.

Как пришла идея сделать проект с московскими коллегами?

Мы видим, что по всей России есть огромный спрос на интеллектуальные игры. В городах открываются квизы, но это носит не системный характер, часто качество материала у них достаточно низкое. У нас есть много контанта, который не используется в игре «60 секунд», это различные медийные материалы. К тому же у нас много авторов и в России и за рубежом, которые предоставляют качественные вопросы. К тому же мы видим, что есть игроки, которые пока не готовы играть в «60 секунд».

Как ты можешь охарактеризовать аудиторию квиза «Играй головой»?

Как и игроки «60 секунд», люди за 30 лет, которым нужно на вечер лёгкое развлечение с возможностью выиграть какие-то призы за знание каких-либо фактов. Вопросы с породами собак, сериалами, касательно женской моды и прочие темы.

Пару лет назад в Великий Новгород пришли квесты, почти год назад появилась игра «60 секунд», теперь есть квиз. Ты можешь предсказать, какие игры будут популярны в Великом Новгороде через год?
Предсказать - нет, но точно говорю, что сейчас даже не пик интеллектуальных развлечений в маленьких и больших городах России. Этот формат имеет ещё серьёзный потенциал для роста: мы не представлены ни в Окуловке, ни в Пестово, ни в Боровичах, ни в Старой Руссе…

А планы есть?

Да, мы развиваем франшизу на регионы - это готовый формат развлечений для кафе, клубов, у которых есть аудитория, но нет новых вариантов развлечения. Я верю в небольшие города.

Как ты оцениваешь уровень игроков? Скептики говорят, что люди глупеют, книг не читают.

У нас очень много умных людей, несмотря ни на что. Чтобы ни говорили про систему образования, у нас много начитанных, интересующихся людей. Мы видим это по тем вопросам, на которые они с лёгкостью отвечают. Новгородцы, как и многие другие игроки, обладают большим массивом знаний, но им зачастую негде его применить. А мы даём возможность со всех сторон себя раскрыть.

Фото vk.com/barnayaligavn и vk.com/igraheadspb

Организатор должен составить план игры и иметь с собой необходимый для нее инвентарь.

Организатору следует всегда иметь при себе шпар­галку с играми, чтобы в нужный момент (изменение плана, появление свободного времени и т. п.) предло­жить ребятам новую игру.

Организатор должен иметь сборники игр. Их мож­но купить или составить самому. Некоторые игры, если в них долго не играть, забываются.

Полезно составить для себя игротеку с играми, за­писанными на карточки. (Такую игротеку можно брать с собой для работы.) Важно не только пополнять игро­теку, но и, по возможности, комментировать уже запи­санные игры, вносить какие-либо изменения или созда­вать новые игры на основе старых.

Организатором игры может выступать педагог-ру­ководитель или кто-то из ребят, подготовленный к про­ведению игры; можно также привлечь к организации игр других помощников. В этих случаях руководитель сам может быть участником или только наблюдать за хо­дом игры, вмешиваясь лишь в крайних случаях. Не­редко руководитель берет на себя роль судьи в играх соревновательного характера, особенно если судейство требует квалификации, какой нет у остальных присут­ствующих.

Руководителю необходимо следить за длительнос­тью игры и предупредить играющих, когда пройдет пер­вая половина игры и когда до истечения всей игры оста­нется 1-2 минуты. Во многих подвижных играх продол­жительность игры неопределенна, так как роли водящих переходят от одних игроков к другим непрерывно (сал­ки, жмурки, лапта, прятки и т. п.). Поэтому организато­ру надо решить, в какой момент прервать игру, а для этого внимательно следить за состоянием играющих. Лучше прервать игру, когда играющие еще не пресыти­лись игрой, но уже стали заметно уставать. Постарай­тесь дождаться подходящего момента для остановки игры, например, когда сменяются водящие.

Руководителю следует выделить несколько минут на организованное завершение игры: подведение ито­гов, необходимые в педагогическом отношении заме­чания и разъяснения, приведение в порядок площадки, инвентаря, внешнего вида участников игры. Плавный спад игрового возбуждения облегчит переход к другим занятиям.

Желательным является разбор (анализ) игры, при котором коллективно обсуждаются достижения и недо­статки отдельных участников и всего игрового коллек­тива. В первую очередь надо отметить все положитель­ное, на что можно опереться в будущих играх. Общий тон обсуждения должен быть спокойным, ободряющим, вселяющим веру в новые достижения.

Задачи руководителя не ограничиваются правиль­ным проведением той или иной игры, но включают в себя и подготовку воспитанников к правильному проведе­нию игр при самостоятельной их организации.

Городские игры, они же – челленджи, сити-квесты или городское и спортивно-интеллектуальное ориентирование – набирают все большую популярность среди жителей больших и маленьких городов. Квесты дают возможность лучше узнать незнакомый или родной город и получить новые впечатления от прогулок по привычным местам.

Где эти игры проходят – на улицах, в метро, в торговых центрах или музеях, – зависит только от безграничной фантазии организаторов.

ГОРОДСКОЕ СПОРТИВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ УЛИЧНЫЕ КВЕСТЫ

Суть городского ориентирования заключается в том, чтобы, получая задания (в СМС, через Интернет, в «легенде» на старте) в виде логических или игровых задач и выполняя их, искать специальные ключи, коды. Они могут быть чем угодно: количеством квартир в подъезде, надписью на заборе, трубой, утопленной в реке, могут выдаваться человеком на месте. Найдя один ключ, игроки получают новую задачу и ищут другой. Побеждает команда, которая сможет пройти все точки, выполнить задания и найти финиш быстрее команд соперников.

Юля: «Когда просто погулять уже не вариант, тратить деньги на посиделки в кафе бессмысленно, а в клубы мы с ребятами не ходим, то различные квесты – пешие или автомобильные – для нас отличный способ провести время, а заодно проверить свою способность работать в команде, быстро соображать. Иногда бывают задания, где требуется раскованность: для меня это целое испытание – подходить к незнакомым людям, просить их что-нибудь сделать, а это необходимо. Тимбилдинг и преодоление себя в веселой и интересной оболочке 🙂 Только практика, никакой теории».

Даниил, играл в «Бегущий город»: «Был забавный случай, когда я попросил друга зарегистрироваться на БГ. Он выбрал категорию, где все КП (контрольные пункты) написаны загадками, на мою претензию он ответил: «Ну так же интереснее». В итоге мы искали первый КП 8 часов. Нужно было найти «станцию метро, имеющую «Выход в города», две остановки в сторону центра». Оказалось, что это Новокосино, там есть выход в Москву и в Реутов. Это был третий раз участия в БГ. Первые два раза были лучше. Город наполняется людьми с яркими бэйджиками, и в какой бы район Москвы ты не приехал, везде есть эта движуха. БГ открыл для меня те места Москвы, в которые я бы сам вряд ли когда попал, например, Деривационный канал, пр. Досфлота и 6-й маршрут трамвая».

Друг от друга городские игры отличаются в основном временем проведения (день/ночь) и способом передвижения. В категорию спортивно-интеллектуального ориентирования можно отнести как классические автомобильные челленджи, так и пешеходные, велоквесты и смешанные, в которых можно использовать даже джоли-джамперы.

Игры захватывают все большие территории. Уже нет ни одного крупного города в России, где бы ни проходило что-то вроде Dozor или «Бегущего города» . Так что в какую бы глушь вас не занесло этим летом, вы теперь знаете, как спасаться от скуки.

Аня, играет в «Дозор» в Иркутске: «Это было зимой, на улице было около -30, и ребята из Новосибирска написали и попросили снять приквел к их игре. Как выяснилось, он был в Иркутске, и мы вдвоем с моей подругой-сокомандницей решили им помочь. В мороз, в шубах, в сапогах на каблуках, замерзшие, мы ходили по улице в поисках загаданного объекта, и ура, мы его нашли - маленький, заброшенный домик… Мы во всем своем одеянии полезли в этот дом с фонариками. Руки уже отморозили, но должны были это сделать и сделали, сняли все коды, отправили их ребятам в Новосиб и ушли греться в ближайшее кафе. Вскоре нам написали, что нужны фотографии этих кодов, и нам пришлось вернуться; ребята из Новосибирска теперь торчат нам шоколадку».

А иногда хочется почувствовать себя Шерлоком Холмсом, проверить свои дедуктивные способности и разгадать запутанное преступление. Или в образе одного из друзей Оушена осуществить хитро спланированное ограбление музея. Эти желания можно воплотить: квесты по мотивам известных фильмов, книг и сериалов в больших городах проходят часто и стоят не дороже 1000 рублей. Сюжет игры (легенда, основные задания) строится на основе произведения, контрольные пункты и герои берутся тоже из него, остается только перечитать/пересмотреть любимое произведение, прочувствовать атмосферу и отправиться на осуществление мечты. Принцип игры тот же, что у обычных квестов, - разгадать головоломки, найти ключи и раньше всех прийти к финишу.

Людмила, организатор проекта «МосГорКвест»: «Мы проводим игры на темы, которые нам интересны, о которых мы хотим, чтобы узнало как можно больше людей: Булгаковская Москва, Москва Маяковского, вообще литературная и театральная Москва, мистика, разные байки. Для нас очень важно, чтобы те, кто приходит к нам играть, вышли за рамки обыденного. Можно десять лет ходить мимо дома и не обращать внимания, что на его фасаде есть какие-нибудь шикарные фрески. И плюс мы даем игрокам всякие задания - поприставать к прохожим, поспрашивать у них что-нибудь или заставить сделать. Мы за популяризацию интересных мест и фактов».


Организаторы:

Ближайшие анонсированные игры на осень 2016:

  • 13 августа: DozoR Москва
  • 20 августа: Автоквест для новичков «Сокровища нации» в Москве
  • 27 августа: Бегущий Город в Нижнем Новгороде
  • 27 августа: Автоквест «Верно-неверно» в Москве
  • 10 сентября: Следопыт в Фили-Давыдково
  • 10 сентября: Автоквест «Русские сказки» в Москве
  • 18 сентября: Бегущий Город в Екатеринбурге
  • 24 сентября: Бегущий Город в Туле
  • 8 октября: Бегущий Город в Санкт-Петербурге
  • 29 октября: Бегущий Город в Астрахани
  • 5 ноября: Бегущий Город в Стокгольме

СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ

Классика. Вам выдают карту с отмеченными на ней точками, которые нужно посетить, и объектами, которые там необходимо найти. Победит тот, кто пройдет маршрут быстрее всех. Маршрут может пролегать как по пересеченной местности – вариант для экстремалов и любителей активного отдыха на природе, так и по историческому центру города – для туристов.

Юля: «Спортивным ориентированием занималась еще в школе. Идея взяться за это пришла, когда увидела информацию о бесплатных занятиях. Выносливости всегда не хватало, хотелось ее повысить, заодно полезно - воздух, бег, поиски, все дела. А ориентирование по карте было приятным дополнением.

Один раз в универе студсоюз устроил квест с ориентированием. Половина команд сошла с дистанции: расстояния были приличные, да и по времени не укладывались. Была курьезная ситуация, когда мы полчаса бегали вокруг одного пруда, искали подсказку. Оказалось, что ребята рано утром маркером написали ее на двери какой-то небольшой постройки, но утро было влажное + у пруда и надпись просто испарилась. А мы-то бегали, круги наворачивали».

ФОТОКВЕСТЫ

Вам дается задание сделать несколько снимков в строго определенное время и с соблюдением всех условий. Условия самые разные, иногда нестандартные и экстремальные или даже выходящие за рамки приличия: снять человека, голышом принимающего пенную ванну на автобусной остановке, запечатлеть Ленина, держащего речь перед настоящей толпой людей, и т.д. В результате игроки получают не только подарки и впечатления, но и отличные снимки. Так что хипстеры и просто фотографы, ищущие идеи для съемок, мотайте на ус.

Организаторы: В чистом виде не встречаются, организаторы разнообразных игр и квестов часто проводят тематические фото-охоты, например Encounter или Night Kids .

УБИЙСТВЕННЫЕ ИГРЫ

Вы, как киллер, получаете подробное досье на свою «жертву» - одного из участников игры. Одновременно вы же являетесь его жертвой. В досье есть фото, адреса работы или места учебы и места жительства. Вам нужно найти жертву, подкараулить и незаметно замочить ее из водного пистолета раньше, чем она сможет сделать это с вами. Так по очереди придется разделаться со всеми участниками игры. Это может длиться неделю, а может, и месяц. Пространство - весь город. Победитель тот, кто вышел из игры сухим.

«РЕАЛЬНЫЙ КВЕСТ»

Выбраться из офиса после корпоратива или спасти мир, находясь в секретном бункере, - задачи для настоящих героев. В отличие от вышеописанных квестов здесь, вместо того чтобы бегать с картой по городу в поисках секретных кодов, игрокам предстоит изучать секретные правительственные бумаги, решать головоломки, искать подсказки, осваивать специальные приборы и бороться с клаустрофобией.

Организаторы: Клаустрофобия , Lostrooms , Ilocked , Lab.33 и огромное множество других. Проще всего подобрать подходящие по расположению, сложности и количеству игроков квесты в Москве на тематическом агрегаторе по ссылке.

Денис, играл в Lab.33: «День начинался хорошо. Ничто не предвещало беды. Встретил нас веселый парень в белом халате физика-ядерщика и защитных очках. На лице промелькнула нервная улыбка. Отворив дверь бункера, он предложил нам спуститься вниз. Внизу ждала просторная светлая комната в стиле 50-х. Физик-ядерщик предложил нам присесть и подождать пару минут, пока предыдущая группа пытается спастись. Мы сразу стали закидывать его всякими вопросами, но он только с таинственной улыбкой посмотрел на нас и сказал: «Ребята, я очень рад, вы здесь, и я верю, что у вас все получится. Просто постарайтесь выжить:)». И ушел по коридору во мрак.

Это было самое волнительное время. Из коридора донесся разговор, и я узнал голос нашего физика-ядерщика:

– Слушай, у нас, видимо, опять утечка урана, нужно срочно вызывать бригаду зачистки…

– Подожди, ты точно все проверил? Машина же работала…

– Надо вызывать срочно, а то…

Сзади из-за плеча я услышал тонкий голос подруги: «Блин мне страшно!» Эта фраза отразилась улыбками на лицах остальных. Я подумал: мы попали, куда надо, все эти кинотеатры, бары, кафешки, боулинг – все уже надоело, а здесь что-то новое, такое, что вызывает то детское чувство тотального восторга.

И вот настало наше время. Нас проводили в соседнюю комнату ознакомиться с предысторией. Физик-ядерщик достал из рукава какую-то свою научную чудо-штуку и в темноте пощелкал парой кнопок, на стене загорелось изображение. Не буду вдаваться в подробности всей предыстории. Суть заключается в том, что вас случайно телепортируют в прошлое, где вам предстоит спасаться. Нас завели в абсолютно темное помещение, пожелали удачи, и дверь закрылась.

Раздался громкий щелкающий звук. Замигал пол, потом все выше, выше, и вот нас уже ослепляет обволакивающий яркий свет телепорта, звук все нарастает, свет становится ярче. Мы в кругу телепорта стоим, прижавшись друг к другу, а свет прямо вокруг нас поднимается волнами и вдруг резко потухает, звуки прекращаются. Дальний конец комнаты тускло осветился. Постепенно привыкая к темноте после такого эпичного телепорта, мы, держась друг за друга, двинулись вперед к нашему спасению. Нам пришлось пробираться через комнату хирургических опытов, кабинеты, коридоры, искать всевозможные подсказки, рапорты, отчеты, решать логические загадки, ну и, конечно, управлять машиной времени. Кстати, есть 4 варианта завершения вашего путешествия в прошлое и лишь 1 шанс выжить.

Уже только в машине по дороге домой мы смогли заговорить. Всего 60 минут игрового времени, а такое ощущение, будто мы и правда сейчас побывали в прошлом и провели там не меньше недели, пытаясь выжить. А в голове лишь те логические загадки и одна фраза: «Ну, конечно… это же было так логично». Хорошо вот так компанией приятных людей иногда покинуть реальный мир со всеми его проблемами и проверить себя на стойкость на пути к выживанию».

Статьи по теме: