Мастера игры — организаторы и управленцы. Организационные игры
В Великом Новгороде каждую неделю с успехом проходят интеллектуальные игры «60 секунд», где в разных лигах собираются те, кто хочет азартно и интересно провести время. Филиалы клуба открыты в России и за рубежом, невероятной популярностью пользуются у россиян на Кипре. В нашем городе эту игру организовал Евгений Лукин, а не так давно новгородский клуб «60 секунд» выиграл конкурс молодых предпринимателей в номинации «Открытие года». Что такое квиз, почему интеллектуальные игры так популярны, и во что скоро будут играть интеллектуалы из Старой Руссы, Боровичей и Малой Вишеры, рассказал корреспонденту сетевого издания «ВНовгороде.ру» Евгений Лукин.
Женя, расскажи, что такое квиз, и чем эта игра отличается от «60 секунд»?
Квиз - это викторина, возникшая в английских пабах в 60-х годах прошлого века. Это достаточно расслабленный формат: люди едят, общаются, попутно отвечают на вопросы. Формат квиза проще, чем «60 секунд», доступнее с точки зрения восприятия материала, это более расслабленный барный вариант. Квиз состоит из трёх блоков. В первом и третьем блоках по 20 вопросов, во втором - 30 вопросов. Сейчас квиз проходит раз в неделю, собираются от 45 до 100 человек.
Это две интеллектуальные игры. Не будут ли они конкурировать между собой?
В том то и дело, что это разные форматы. Те, кто любит играть в «60 секунд», не любят играть в квизы. Зачастую им не нравятся вопросы-«угадайки». Квиз - больше викторина с медийными вопросами, картинками, видео и аудиофайлами.
Где будете запускать проект?
Новгородские игроки стали первыми, кто попробовал свои силы в этой игре. Игра запущена и в Москве, ещё 10 городов в ближайшее время ждут старта квиза: Тверь, Санкт-Петербург, Иваново, Калининград и другие.
В отличие от «60 секунд», в которую играют в 50 городах планеты, квиз «Играй головой» проходит пока только в Москве и в Великом Новгороде. Организаторами игры выступили создатели игры «60 секунд», поскольку сети по кризам в России не существует. И мы придумали свой криз - Леонид Эдлин, президент клуба «60 секунд», Кирилл Радченко, Екатерина Андреева и я. А сейчас мы запускаем его на всю Россию. Скоро выйдет мобильное приложение «Игра головой», которое создаёт Эдлин с Максимом Поташёвым. Потом у нас в планах - одноимённая настольная игра.
Как пришла идея сделать проект с московскими коллегами?
Мы видим, что по всей России есть огромный спрос на интеллектуальные игры. В городах открываются квизы, но это носит не системный характер, часто качество материала у них достаточно низкое. У нас есть много контанта, который не используется в игре «60 секунд», это различные медийные материалы. К тому же у нас много авторов и в России и за рубежом, которые предоставляют качественные вопросы. К тому же мы видим, что есть игроки, которые пока не готовы играть в «60 секунд».
Как ты можешь охарактеризовать аудиторию квиза «Играй головой»?
Как и игроки «60 секунд», люди за 30 лет, которым нужно на вечер лёгкое развлечение с возможностью выиграть какие-то призы за знание каких-либо фактов. Вопросы с породами собак, сериалами, касательно женской моды и прочие темы.
Пару лет назад в Великий Новгород пришли квесты, почти год назад появилась игра «60 секунд», теперь есть квиз. Ты можешь предсказать, какие игры будут популярны в Великом Новгороде через год?
Предсказать - нет, но точно говорю, что сейчас даже не пик интеллектуальных развлечений в маленьких и больших городах России. Этот формат имеет ещё серьёзный потенциал для роста: мы не представлены ни в Окуловке, ни в Пестово, ни в Боровичах, ни в Старой Руссе…
А планы есть?
Да, мы развиваем франшизу на регионы - это готовый формат развлечений для кафе, клубов, у которых есть аудитория, но нет новых вариантов развлечения. Я верю в небольшие города.
Как ты оцениваешь уровень игроков? Скептики говорят, что люди глупеют, книг не читают.
У нас очень много умных людей, несмотря ни на что. Чтобы ни говорили про систему образования, у нас много начитанных, интересующихся людей. Мы видим это по тем вопросам, на которые они с лёгкостью отвечают. Новгородцы, как и многие другие игроки, обладают большим массивом знаний, но им зачастую негде его применить. А мы даём возможность со всех сторон себя раскрыть.
Фото vk.com/barnayaligavn и vk.com/igraheadspb
Организатор должен составить план игры и иметь с собой необходимый для нее инвентарь.
Организатору следует всегда иметь при себе шпаргалку с играми, чтобы в нужный момент (изменение плана, появление свободного времени и т. п.) предложить ребятам новую игру.
Организатор должен иметь сборники игр. Их можно купить или составить самому. Некоторые игры, если в них долго не играть, забываются.
Полезно составить для себя игротеку с играми, записанными на карточки. (Такую игротеку можно брать с собой для работы.) Важно не только пополнять игротеку, но и, по возможности, комментировать уже записанные игры, вносить какие-либо изменения или создавать новые игры на основе старых.
Организатором игры может выступать педагог-руководитель или кто-то из ребят, подготовленный к проведению игры; можно также привлечь к организации игр других помощников. В этих случаях руководитель сам может быть участником или только наблюдать за ходом игры, вмешиваясь лишь в крайних случаях. Нередко руководитель берет на себя роль судьи в играх соревновательного характера, особенно если судейство требует квалификации, какой нет у остальных присутствующих.
Руководителю необходимо следить за длительностью игры и предупредить играющих, когда пройдет первая половина игры и когда до истечения всей игры останется 1-2 минуты. Во многих подвижных играх продолжительность игры неопределенна, так как роли водящих переходят от одних игроков к другим непрерывно (салки, жмурки, лапта, прятки и т. п.). Поэтому организатору надо решить, в какой момент прервать игру, а для этого внимательно следить за состоянием играющих. Лучше прервать игру, когда играющие еще не пресытились игрой, но уже стали заметно уставать. Постарайтесь дождаться подходящего момента для остановки игры, например, когда сменяются водящие.
Руководителю следует выделить несколько минут на организованное завершение игры: подведение итогов, необходимые в педагогическом отношении замечания и разъяснения, приведение в порядок площадки, инвентаря, внешнего вида участников игры. Плавный спад игрового возбуждения облегчит переход к другим занятиям.
Желательным является разбор (анализ) игры, при котором коллективно обсуждаются достижения и недостатки отдельных участников и всего игрового коллектива. В первую очередь надо отметить все положительное, на что можно опереться в будущих играх. Общий тон обсуждения должен быть спокойным, ободряющим, вселяющим веру в новые достижения.
Задачи руководителя не ограничиваются правильным проведением той или иной игры, но включают в себя и подготовку воспитанников к правильному проведению игр при самостоятельной их организации.
Городские игры, они же – челленджи, сити-квесты или городское и спортивно-интеллектуальное ориентирование – набирают все большую популярность среди жителей больших и маленьких городов. Квесты дают возможность лучше узнать незнакомый или родной город и получить новые впечатления от прогулок по привычным местам.
Где эти игры проходят – на улицах, в метро, в торговых центрах или музеях, – зависит только от безграничной фантазии организаторов.
ГОРОДСКОЕ СПОРТИВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ УЛИЧНЫЕ КВЕСТЫ
Суть городского ориентирования заключается в том, чтобы, получая задания (в СМС, через Интернет, в «легенде» на старте) в виде логических или игровых задач и выполняя их, искать специальные ключи, коды. Они могут быть чем угодно: количеством квартир в подъезде, надписью на заборе, трубой, утопленной в реке, могут выдаваться человеком на месте. Найдя один ключ, игроки получают новую задачу и ищут другой. Побеждает команда, которая сможет пройти все точки, выполнить задания и найти финиш быстрее команд соперников.
Юля: «Когда просто погулять уже не вариант, тратить деньги на посиделки в кафе бессмысленно, а в клубы мы с ребятами не ходим, то различные квесты – пешие или автомобильные – для нас отличный способ провести время, а заодно проверить свою способность работать в команде, быстро соображать. Иногда бывают задания, где требуется раскованность: для меня это целое испытание – подходить к незнакомым людям, просить их что-нибудь сделать, а это необходимо. Тимбилдинг и преодоление себя в веселой и интересной оболочке 🙂 Только практика, никакой теории».
Даниил, играл в «Бегущий город»: «Был забавный случай, когда я попросил друга зарегистрироваться на БГ. Он выбрал категорию, где все КП (контрольные пункты) написаны загадками, на мою претензию он ответил: «Ну так же интереснее». В итоге мы искали первый КП 8 часов. Нужно было найти «станцию метро, имеющую «Выход в города», две остановки в сторону центра». Оказалось, что это Новокосино, там есть выход в Москву и в Реутов. Это был третий раз участия в БГ. Первые два раза были лучше. Город наполняется людьми с яркими бэйджиками, и в какой бы район Москвы ты не приехал, везде есть эта движуха. БГ открыл для меня те места Москвы, в которые я бы сам вряд ли когда попал, например, Деривационный канал, пр. Досфлота и 6-й маршрут трамвая».
Друг от друга городские игры отличаются в основном временем проведения (день/ночь) и способом передвижения. В категорию спортивно-интеллектуального ориентирования можно отнести как классические автомобильные челленджи, так и пешеходные, велоквесты и смешанные, в которых можно использовать даже джоли-джамперы.
Игры захватывают все большие территории. Уже нет ни одного крупного города в России, где бы ни проходило что-то вроде Dozor или «Бегущего города» . Так что в какую бы глушь вас не занесло этим летом, вы теперь знаете, как спасаться от скуки.
Аня, играет в «Дозор» в Иркутске: «Это было зимой, на улице было около -30, и ребята из Новосибирска написали и попросили снять приквел к их игре. Как выяснилось, он был в Иркутске, и мы вдвоем с моей подругой-сокомандницей решили им помочь. В мороз, в шубах, в сапогах на каблуках, замерзшие, мы ходили по улице в поисках загаданного объекта, и ура, мы его нашли - маленький, заброшенный домик… Мы во всем своем одеянии полезли в этот дом с фонариками. Руки уже отморозили, но должны были это сделать и сделали, сняли все коды, отправили их ребятам в Новосиб и ушли греться в ближайшее кафе. Вскоре нам написали, что нужны фотографии этих кодов, и нам пришлось вернуться; ребята из Новосибирска теперь торчат нам шоколадку».
А иногда хочется почувствовать себя Шерлоком Холмсом, проверить свои дедуктивные способности и разгадать запутанное преступление. Или в образе одного из друзей Оушена осуществить хитро спланированное ограбление музея. Эти желания можно воплотить: квесты по мотивам известных фильмов, книг и сериалов в больших городах проходят часто и стоят не дороже 1000 рублей. Сюжет игры (легенда, основные задания) строится на основе произведения, контрольные пункты и герои берутся тоже из него, остается только перечитать/пересмотреть любимое произведение, прочувствовать атмосферу и отправиться на осуществление мечты. Принцип игры тот же, что у обычных квестов, - разгадать головоломки, найти ключи и раньше всех прийти к финишу.
Людмила, организатор проекта «МосГорКвест»: «Мы проводим игры на темы, которые нам интересны, о которых мы хотим, чтобы узнало как можно больше людей: Булгаковская Москва, Москва Маяковского, вообще литературная и театральная Москва, мистика, разные байки. Для нас очень важно, чтобы те, кто приходит к нам играть, вышли за рамки обыденного. Можно десять лет ходить мимо дома и не обращать внимания, что на его фасаде есть какие-нибудь шикарные фрески. И плюс мы даем игрокам всякие задания - поприставать к прохожим, поспрашивать у них что-нибудь или заставить сделать. Мы за популяризацию интересных мест и фактов».
Организаторы:
Ближайшие анонсированные игры на осень 2016:
- 13 августа: DozoR Москва
- 20 августа: Автоквест для новичков «Сокровища нации» в Москве
- 27 августа: Бегущий Город в Нижнем Новгороде
- 27 августа: Автоквест «Верно-неверно» в Москве
- 10 сентября: Следопыт в Фили-Давыдково
- 10 сентября: Автоквест «Русские сказки» в Москве
- 18 сентября: Бегущий Город в Екатеринбурге
- 24 сентября: Бегущий Город в Туле
- 8 октября: Бегущий Город в Санкт-Петербурге
- 29 октября: Бегущий Город в Астрахани
- 5 ноября: Бегущий Город в Стокгольме
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ
Классика. Вам выдают карту с отмеченными на ней точками, которые нужно посетить, и объектами, которые там необходимо найти. Победит тот, кто пройдет маршрут быстрее всех. Маршрут может пролегать как по пересеченной местности – вариант для экстремалов и любителей активного отдыха на природе, так и по историческому центру города – для туристов.
Юля: «Спортивным ориентированием занималась еще в школе. Идея взяться за это пришла, когда увидела информацию о бесплатных занятиях. Выносливости всегда не хватало, хотелось ее повысить, заодно полезно - воздух, бег, поиски, все дела. А ориентирование по карте было приятным дополнением.
Один раз в универе студсоюз устроил квест с ориентированием. Половина команд сошла с дистанции: расстояния были приличные, да и по времени не укладывались. Была курьезная ситуация, когда мы полчаса бегали вокруг одного пруда, искали подсказку. Оказалось, что ребята рано утром маркером написали ее на двери какой-то небольшой постройки, но утро было влажное + у пруда и надпись просто испарилась. А мы-то бегали, круги наворачивали».
ФОТОКВЕСТЫ
Вам дается задание сделать несколько снимков в строго определенное время и с соблюдением всех условий. Условия самые разные, иногда нестандартные и экстремальные или даже выходящие за рамки приличия: снять человека, голышом принимающего пенную ванну на автобусной остановке, запечатлеть Ленина, держащего речь перед настоящей толпой людей, и т.д. В результате игроки получают не только подарки и впечатления, но и отличные снимки. Так что хипстеры и просто фотографы, ищущие идеи для съемок, мотайте на ус.
Организаторы: В чистом виде не встречаются, организаторы разнообразных игр и квестов часто проводят тематические фото-охоты, например Encounter или Night Kids .
УБИЙСТВЕННЫЕ ИГРЫ
Вы, как киллер, получаете подробное досье на свою «жертву» - одного из участников игры. Одновременно вы же являетесь его жертвой. В досье есть фото, адреса работы или места учебы и места жительства. Вам нужно найти жертву, подкараулить и незаметно замочить ее из водного пистолета раньше, чем она сможет сделать это с вами. Так по очереди придется разделаться со всеми участниками игры. Это может длиться неделю, а может, и месяц. Пространство - весь город. Победитель тот, кто вышел из игры сухим.
«РЕАЛЬНЫЙ КВЕСТ»
Выбраться из офиса после корпоратива или спасти мир, находясь в секретном бункере, - задачи для настоящих героев. В отличие от вышеописанных квестов здесь, вместо того чтобы бегать с картой по городу в поисках секретных кодов, игрокам предстоит изучать секретные правительственные бумаги, решать головоломки, искать подсказки, осваивать специальные приборы и бороться с клаустрофобией.
Организаторы: Клаустрофобия , Lostrooms , Ilocked , Lab.33 и огромное множество других. Проще всего подобрать подходящие по расположению, сложности и количеству игроков квесты в Москве на тематическом агрегаторе по ссылке.
Денис, играл в Lab.33: «День начинался хорошо. Ничто не предвещало беды. Встретил нас веселый парень в белом халате физика-ядерщика и защитных очках. На лице промелькнула нервная улыбка. Отворив дверь бункера, он предложил нам спуститься вниз. Внизу ждала просторная светлая комната в стиле 50-х. Физик-ядерщик предложил нам присесть и подождать пару минут, пока предыдущая группа пытается спастись. Мы сразу стали закидывать его всякими вопросами, но он только с таинственной улыбкой посмотрел на нас и сказал: «Ребята, я очень рад, вы здесь, и я верю, что у вас все получится. Просто постарайтесь выжить:)». И ушел по коридору во мрак.
Это было самое волнительное время. Из коридора донесся разговор, и я узнал голос нашего физика-ядерщика:
– Слушай, у нас, видимо, опять утечка урана, нужно срочно вызывать бригаду зачистки…
– Подожди, ты точно все проверил? Машина же работала…
– Надо вызывать срочно, а то…
Сзади из-за плеча я услышал тонкий голос подруги: «Блин мне страшно!» Эта фраза отразилась улыбками на лицах остальных. Я подумал: мы попали, куда надо, все эти кинотеатры, бары, кафешки, боулинг – все уже надоело, а здесь что-то новое, такое, что вызывает то детское чувство тотального восторга.
И вот настало наше время. Нас проводили в соседнюю комнату ознакомиться с предысторией. Физик-ядерщик достал из рукава какую-то свою научную чудо-штуку и в темноте пощелкал парой кнопок, на стене загорелось изображение. Не буду вдаваться в подробности всей предыстории. Суть заключается в том, что вас случайно телепортируют в прошлое, где вам предстоит спасаться. Нас завели в абсолютно темное помещение, пожелали удачи, и дверь закрылась.
Раздался громкий щелкающий звук. Замигал пол, потом все выше, выше, и вот нас уже ослепляет обволакивающий яркий свет телепорта, звук все нарастает, свет становится ярче. Мы в кругу телепорта стоим, прижавшись друг к другу, а свет прямо вокруг нас поднимается волнами и вдруг резко потухает, звуки прекращаются. Дальний конец комнаты тускло осветился. Постепенно привыкая к темноте после такого эпичного телепорта, мы, держась друг за друга, двинулись вперед к нашему спасению. Нам пришлось пробираться через комнату хирургических опытов, кабинеты, коридоры, искать всевозможные подсказки, рапорты, отчеты, решать логические загадки, ну и, конечно, управлять машиной времени. Кстати, есть 4 варианта завершения вашего путешествия в прошлое и лишь 1 шанс выжить.
Уже только в машине по дороге домой мы смогли заговорить. Всего 60 минут игрового времени, а такое ощущение, будто мы и правда сейчас побывали в прошлом и провели там не меньше недели, пытаясь выжить. А в голове лишь те логические загадки и одна фраза: «Ну, конечно… это же было так логично». Хорошо вот так компанией приятных людей иногда покинуть реальный мир со всеми его проблемами и проверить себя на стойкость на пути к выживанию».