Он полон звезд! Обзор Elite: Dangerous. Нишевый, но впечатляющий космо-симулятор. Техническая реализация и интерфейс

Бета-версия Elite Dangerous: Horizons кажется знакомой и чуждой одновременно. Словно вы первый раз оказались в кабине Сайдвиндера и смотрите сквозь стекло в бесконечные просторы космоса. Возможности кажутся безграничными, но в этой свободе есть нечто пугающее. Кажется, что холодная, непостижимая чернота – не более чем путь к забвению.

Прогресс в компьютерных играх всегда направлен последовательно от начала к концу – само окружение подаёт сигналы, подтверждающие правильность направления нашего продвижения. Карта галактики Elite предлагает нам запутанную паутину из 400 миллиардов звёзд, соединённых линиями. Они показывают самый простой маршрут полёта сквозь гиперпространство. Крутите карту вверх, крутите вниз, влево или вправо.. огоньки по прежнему будут мерцать, намекая на потенциальное приключение.

Это суть Elite : игра не направляет вас по конкретному пути; не создает врагов, сигнализирующих о правильном направлении движения; не ждите дорожки из монет, которая подскажет вам маршрут – вы сами решаете, что является вашей целью в этом мире. Ваш главный мотиватор – любопытство. Вот почему случайному наблюдателю тяжело понять, что именно делает Elite такой потрясающей игрой.

Через некоторое время страх потихоньку отступает и вы начинаете присматриваться к окружающему миру. Может быть, вы пометили несколько хороших систем и путешествуете между ними; перевозите кофе, наркотики, выслеживаете пиратов или сами принимаете участие в пиратских вылазках. Страх возвращается, когда сталкиваешься с чем-нибудь неожиданным – огромной чёрной дырой или инопланетным артефактом – такие редкие моменты лишают спектакль привычной обыденности.

Horizons в настоящий момент находится в стадии бета-тестирования и доступ к нему ограничен (). Вам снова предстоит восхититься красотами Млечного Пути. Расширение Horizons добавит в Elite множество новинок: создание аватара пилота, кооперативное управление космическим кораблём, запуск истребителей с больших звёздных судов и наконец, возможность посадки на безвоздушные планеты.

Млечный Путь на 60% состоит из безвоздушных миров, поэтому для исследования доступны сотни миллиардов планет . Планеты созданы в правдоподобном масштабе – чтобы объехать хотя бы одну на СРВ-багги, может понадобиться до десяти дней. Всё что вам нужно сделать – установить на корабль планетарный посадочный модуль, купить багги и отсек для него.

Приближение к одному из этих огромных шаров захватывает дух – создаётся ощущение присутствия при свершении исторического события. После выхода на орбиту корабль становится искусственным спутником – сверху вы можете обозреть поверхность и выбрать место для посадки.

После схода с орбиты корабль начинает скользящий полёт к поверхности. По мере снижения вы проноситесь через каньоны, горы и равнины безжизненного мира Чем ближе вы к планете, тем сильнее ощущается влияние гравитации – можно свалиться как кирпич, если слишком резко маневрировать. Включённые двигатели компенсируют возрастающий вес корабля.

Как всегда, звуковой фон великолепен. Вы слышите скрип нагружаемых металлических частей, и даже звук расширения или сжатия металла от внезапного изменения температуры.

От не ожидали большого успеха. Подумаешь, очередной проект с Kickstarter, играющий на ностальгических чувствах игроков времен восьмидесятых-девяностых... Да еще от кого! От Дэвида Брэбена , заслужившего в народе репутацию склочника и сказочника. «Я ничего от нее не жду, но будет интересно глянуть, что получится », — говорили одни. «Если не затянут с релизом, получим способ скоротать время до выхода », — замечали другие. «Семьдесят пять долларов за бету? От скромности не умрут », — хмыкали третьи.

Того, что случилось позже, не ожидал никто. В началось падение онлайна, какого не было со времен скандальной Incarna . Поклонники Star Citizen принялись ругаться с обожаемыми прежде разработчиками, начиная свои претензии фразами вроде «А вот в Elite...». Форумы просто вымерли, некому было даже пожурить студию за провал игры.

На глазах у удивленных любителей космических симуляторов начала рождаться новая вселенная.

Начинаем играть

Elite: Dangerous впечатляет даже простейшими, рутинными, вещами. Вот первая тренировочная миссия — взлет со станции и стыковка с ней. В большинстве космосимуляторов это организовано просто: подлетаем к станции, нажимаем кнопку и оказываемся внутри. Нажимаем еще кнопочку — и оказываемся на свободе.

В Elite все иначе.

Сначала вы обнаруживаете себя в ангаре, расположенном в недрах станции. Нажимаете кнопку, и вокруг вас оживают механизмы. Корабль едет из ангара к лифту, а затем поднимается на поверхность гигантского стыковочного дока. Впереди виднеется диспетчерская вышка, курсирует транспорт. Вы начинаете понимать, насколько огромно сооружение, в котором вы находитесь. Захваты тем временем выпускают ваш корабль, вы летите к воздушному шлюзу и, пронесшись через него, наконец-то оказываетесь в космосе.

А стыковка? Сначала надо вызвать левую системную панель, переключиться на список контактов, найти в них станцию, запросить разрешение на посадку, дождаться ответа с указанием номера стыковочной площадки, залететь в игольное ушко воздушного шлюза, выпустить посадочные шасси, подлететь к нужной площадке, а затем, ориентируясь на показания посадочного радара, посадить корабль точно в центр.

Станции бывают разные. Иногда это маленькие промышленные платформы с посадочными площадками прямо на поверхности. Иногда — фешенебельные гиганты, покрытые садами и купающиеся в лучах прожекторов.



Станция «Кориолис» изнутри. Типичное приземление: «Кобра» заходит на десятое посадочное место. Вопрос с яркостью солнца решили творчески — якобы компьютер корабля подстраивает яркость, чтобы оно не слепило глаза. Получилось красиво и величественно.

Все это оставляет совершенно непередаваемое ощущение: прямо желудком чувствуешь, что управляешь настоящим космическим кораблем! Сегодня все нежно любят принцип «easy to learn, hard to master», то есть «легко освоить, но трудно достичь совершенства», однако создатели Elite на такое внимания не обращают. Что значит «easy to learn»? Это вам космический корабль или самокат? Нет уж, тут все как раз наоборот. Потому что в первую очередь это именно космический симулятор, а уже во вторую — экшен, ролевая игра и все остальное.

В Elite игроки вместо того, чтобы развивать персонажей, развивают самих себя. Та же стыковка может занять у новичка минут пять, а умелый пилот посадит корабль за тридцать секунд. А когда овладеете процедурой стыковки, придется научиться перекидывать во время боя энергию с одних систем на другие, контролировать перегрев, исчезать с радаров противника, следить за скоростью в режиме суперкруиза и прочая, и прочая.

Но если вы решили, что перед вами очередная вещь для убежденных хардкорщиков, то вы ошибаетесь. Да, здесь нет ничего интуитивно понятного, на каждый чих извольте читать инструкцию. Зато и сложного ничего нет! Это было установлено путем наблюдения за подопытным казуалом, с трудом понимающим английский: спустя пару недель он уже лихо летал по анархическим системам, отстреливал ботов пачками и сделал небольшую карьеру в качестве торговца.

Если что и требуется от игрока, так это прочитать руководства. Без них сложно усвоить, например, что при выходе из гиперпрыжка вы на огромной скорости продолжаете нестись прямо на звезду, и, если ничего не делать, автоматика совершит принудительный сброс скорости, который повредит оборудование. Для обученного пилота само собой разумеется, что после выхода из прыжка надо аккуратно отвести курс корабля от звезды, пометить через меню нужную станцию маркером и лететь к ней.



Вы помните, как все начиналось? Писк магнитофона, несколько минут загружающего программу в несколько десятков килобайт. Мерцание старенького телевизора. Так стартовала игровая карьера многих нынешних игроков. Та же картинка тридцать лет спустя. Тот же радар. Те же уровни энергии различных модулей. Разработчики постарались сохранить узнаваемый дизайн оригинала насколько это возможно.

Еще одна отсылка к Elite 1984 года: знакомая всем ценителям оригинала станция типа «Кориолис», даже процедура стыковки та же. Только теперь проработаны маневры и внутри станции.

Тайна и бесконечность

В Elite есть станции в масштабе 1:1. Величественные звезды испускают гигантские протуберанцы, а если отключить все устройства и охладить корабль до отрицательных температур, стекла кабины покроются инеем. Здесь даже кольца вокруг планет — не пустая текстура, а реальный пояс астероидов и космической пыли, куда можно залететь и понять наконец, как может выглядеть куча камней площадью в миллиарды квадратных километров, но толщиной всего в километр.

Однако кроме всего этого есть и кое-что еще. Frontier Developments действительно сдержали обещание и создали ремейк той самой Elite , за которой игроки восьмидесятых-девяностых проводили долгие месяцы, вглядываясь в бегущие по экрану черные и белые пиксели. Создали огромную вселенную, где каждый игрок не бог и не герой, а лишь крохотная пылинка, летающая в потоках солнечного ветра от звезды к звезде. Но главное — создали то, чего поклонники жанра всегда ждали, но никогда не находили: тайну и бесконечность.

В первой Elite было и то и другое. До сих пор идут споры, сколько галактик могло быть в игре, была ли в ней таинственная планета Ракксла, ходят мифы о загадочных объектах, встречавшихся на пути пилотов. Листаем пожелтевшие от времени подшивки «ZX-Ревю» за 1992 год: «После того как мы опубликовали изображения всех документированных кораблей, пилоты начали настоящую охоту за НЛО. Сообщений много... но в десятках писем говорится одно и то же. Есть корабль больших размеров, бесформенный, похожий на астероид, несущий на себе «Крейты» и «Сайдвиндеры»...



Начало вашего карьерного пути, Sidewinder. Бесплатный, но отнюдь не беззащитный. Благодаря превосходной маневренности он может потягаться с куда более мощными кораблями. Для начинающих торговцев подойдет Lakon Type 6, недорогой и вместительный грузовик. Повоевать на нем не получится, а вот обвалить небольшой рынок можно запросто.


Знаменитая Cobra Mk. III! В Elite 1984 это был единственный корабль, доступный игроку. В Elite: Dangerous это лишь хороший универсальный корабль для начинающего пилота. Тяжелый истребитель Viper Mk. III — лучший выбор пирата, который нацелен на убийство, а не на вымогательство груза. Быстрый, цепкий и смертоносный.

В жалкие 48 КБ памяти Иэн Белл и Дэвид Брэбен сумели вместить бесконечность космоса, радость новых открытий, возможность выбирать свой путь, становясь или честным торговцем, или отчаянным пиратом. Они дали игрокам возможность лететь навстречу неведомому, раскрывая перед ними в кучке черно-белых точек целую вселенную.

Никто не верил, что все это возможно в наше время. Считали, что впечатления от «той» Elite приукрашены молодостью, что компьютеры были в новинку, что примитивная графика стимулировала воображение и что в современной игре ничего такого сделать нельзя в принципе. Даже EVE Online с ее галактикой из более чем семи тысяч звезд остается небольшим и хорошо изученным мирком, в котором нет места ни тайнам, ни открытиям. На ее карте не осталось белых пятен, каждый уголок хорошо изучен, везде кипит жизнь.

Но Elite: Dangerous справилась с задачей. Разработчики реализовали в ней модель всей нашей галактики, состоящей из 400 миллиардов звезд. Туда включены известные современной астрономии звезды и планеты, а остальная часть вселенной воспроизведена с помощью генератора. Все космические тела вращаются по своим орбитам, имеют характерные параметры — радиус, массу, период вращения и множество других. Есть Солнце и Земля, столица Федерации; залетев в те края и поглядев на небо, вы узнаете знакомые созвездия, а отлетев в сторону, сможете наблюдать за тем, как они меняются. Каждая звезда на небе — реальный объект.

Заселенных систем около ста тысяч, все прочее — неизведанные просторы, ждущие первооткрывателей. Что именно запрятали там разработчики, еще только предстоит выяснить, потому как работа над заполнением вселенной продолжается. Например, Брэбен с ностальгией вспоминал таргоидов, таинственную расу насекомообразных пришельцев, и грозился непременно их добавить.

Отсутствие системы развития персонажа частично заменяется покупкой и улучшением кораблей. В случае смерти вы теряете весь груз, а если не хватило денег на страховку, то и полную стоимость корабля. Все по хардкору.



В галактике Elite: Dangerous и правда можно потеряться. Залететь в необжитые места, застрять на необитаемой планете с пустым топливным баком, вспоминая о простых радостях цивилизованных систем. К хорошему привыкаешь быстро. Поначалу кольца планеты с настоящими астероидами вызывают восторг, потом привыкаешь и уже не представляешь, что можно было сделать иначе.

Пират, торговец, контрабандист

Сила Elite: Dangerous — в ее крепком ядре. Геймплей оригинала, созданный в 1984 году, работает и поныне. И почему бы ему не работать? Очень похожая схема использована, например, в « »: берешь груз, и айда колесить по бесконечным автобанам. Так и здесь: сюжета нет, конечной цели нет, зато есть простой, но очень затягивающий процесс.

Можно стать исследователем и получать деньги за открытие и изучение новых систем. Вооружаемся сканером и летим собирать информацию по звездам, планетам и интересным объектам. Первопроходцы получают самое высокое вознаграждение, так что ради хорошего заработка надо лететь на окраину освоенного космоса.

Можно стать честным торговцем и летать на здоровенных грузовиках либо выбрать карьеру контрабандиста и перевозить запрещенные или краденые товары. Тогда придется снарядить свой корабль спецоборудованием и научиться летать в стелс-режиме, чтобы избежать сканирования трюмов полицией.

Если вы думаете, что стелс-режим делает вас невидимым, вы ошибаетесь. Корабль просто закрывает все охлаждающие дюзы и перестает отводить тепло. Это позволяет исчезнуть с радаров, но ведет к быстрому перегреву.

Не желающие торговать могут заняться добычей ресурсов из астероидов. При должном умении — весьма прибыльная деятельность, притом далеко не такая скучная, как в EVE , хотя адреналиновым экшеном ее не назовешь.

Еще на станциях есть список заданий, но перечень занятий скуден: курьерские миссии, работа наемным убийцей и миссии по снабжению товарами, опять-таки походящие на курьерские. Да и вообще, к хорошим квестам полагается сюжетная линия, куча NPC, длинные беседы, а тут — строчка текста и указание награды. Словом, задания — едва ли не самая скучная часть игры.

Можно стать пиратом, только это занятие не для новичков и уж точно не для слабаков. Проблемы с законом могут здорово осложнить жизнь, сделав вас изгоем в цивилизованных системах. Хотя не все так страшно: есть анархические системы, есть возможность заправки топливом от звезды. Да и лазеры не требуют постоянного пополнения боезапаса, позволяя долгое время существовать в автономном режиме, болтаясь по космосу и огорчая своим появлением каждого встречного. Или не огорчая, потому как встретить здесь живого человека, да еще беззащитного, не так просто, как кажется.

Исследования, познание неведомого и романтика космоса не терпят суеты и соперничества. Поэтому в Elite: Dangerous можно играть в одиночку или с друзьями, не опасаясь, что очередной любитель PvP решит проверить ваши щиты на прочность. Более того, даже в режиме онлайновой игры активность игроков высока лишь на небольшом участке космоса.

Если вы играете с мышью, лучше сразу перенести управление креном корабля (roll) на клавиши A и D, а рысканье (yaw) — на движение мыши влево-вправо. Управление сразу становится удобнее и понятнее.

Это ни в коем случае не MMO — как, скажем, в , игроков здесь небольшими группами разбрасывают по разным планам одного мира. Побоище с несколькими сотнями, а тем более тысячами игроков здесь не организовать.

Однако это не мешает взаимодействовать, например, через рынок: какой-то барыга в одиночной игре привезет большую партию товара на станцию, продаст — а цены рухнут у всех.

Стоит отлететь подальше от освоенных систем, и вы снова окажетесь в уютном обществе NPC-пиратов, а встреча с людьми превратится из реальной угрозы в статистическую вероятность, приятно щекочущую нервы. Если же вы сами решили стать пиратом, готовьтесь к тому, что вам временно закроют возможность одиночной игры: жертвы должны иметь возможность отомстить своему обидчику.

Всё только начинается

У Elite: Dangerous пока только одна проблема — контента всего ничего, и, когда завершается период адаптации, игроки остаются один на один с космосом. Что дальше? Копить деньги на топовый корабль — торговлей, добычей, охотой. Дело долгое, монотонное и, увы, все еще единственное. Это так или иначе перемежается случайными стычками и увлекательной возней с системами корабля, но со временем тоже доводится до автоматизма.

Многого в Dangerous нет, многое разработчики намерены добавлять (и добавляют) с патчами. В каком-то смысле оно, вероятно, к лучшему. Тот же Крис Робертс с его Star Citizen стремится объять все и сразу (космос, планеты, пехотные схватки и все такое прочее), но их работе до сих пор конца и края не видно. Команда Брэбена сфокусировалась на основных механиках и довела их почти до совершенства. Всё, что касается управления кораблями, их физики и возможностей, — на высшем уровне.

С момента релиза Elite: Dangerous успела сильно преобразиться. В нее добавили и политические гонки, и классический тим-дезматч на специальных аренах, и, наконец, планетарные высадки. На этот год у Frontier было запланировано огромное количество апдейтов, объединенных в один большой пакет Horizons. Этот пакет недавно стал доступен обладателям Xbox One, поэтому мы решили посмотреть, что интересного может предложить на данный момент последняя версия Elite.

Еще на запуске Elite: Dangerous казалась неимоверно огромной. Гигантские масштабы галактики, процедурно генерируемые миллиарды звездных систем: игрок мог провести несколько десятков часов, просто путешествуя из одной системы в другую без особого прогресса. На тот момент добыча минералов уже казалось очень крутой затеей - уж больно потрясала игра масштабами, когда из маленьких песчинок пояс астероидов превращался в бесконечную лавину небесных тел. Причем каждое из этих тел в два-три раза больше твоего корабля! Horizons в этом плане удивляет еще больше: планетарные высадки уже в теории звучат очень впечатляюще.

Высокий порог входа снова дает о себе знать: никто не будет вам объяснять, что вы должны сделать для того, чтобы приземляться на планеты. Обучение, как и в оригинальной Elite: Dangerous, представлено в виде нескольких роликов. Никакого интерактивного обучения здесь вы не найдете. Понять алгоритм действий при посадке можно и с помощью логики, но снова возникает вопрос: где взять необходимые модули? Без помощи форумов вы рискуете потратить час времени просто на то, чтобы найти необходимое снаряжение.

Кстати, когда-то нас спрашивали, как у консольной версии обстоят дела с локализацией. Так вот: теперь практически весь текст в Elite: Dangerous переведен на русский язык - освоить игру стало гораздо проще.

Все ожидания полностью оправдываются, когда вы первый раз садитесь на поверхность планеты. В версии для Xbox One это сделать гораздо сложнее - геймпад не может охватить все оси перемещения корабля одновременно. В итоге приходится на ходу переключать режимы управления, а это, согласитесь, далеко не самый просто алгоритм при точечной посадке. Хорошо, что сама Elite не разрешит вам со всего размаху влететь в поверхность планеты: при опасном сближении бортовой ассистент просто выбросит вас из гипердрайва.

Сама посадка - настоящий научно-фантастический ритуал. Frontier прикрутила орбиты к каждой планете (раньше они были только у звезд), поэтому для мягкого сближения с небесным телом необходимо точно перепрыгнуть с одной траектории на другую. Затем вы начинаете нестись на первой космической скорости параллельно поверхности планеты - включается режим «парение». В конце концов, вы снижаете скорость и высоту настолько, чтобы перейти в режим свободного полета. Здесь самое время выпустить шасси и подыскать место для приземления.

Жаль только, что качество картинки зачастую оставляет желать лучшего. Впечатления от замыленных текстур могут сгладить только потрясающие пейзажи, но и они не могут полностью позволить закрыть глаза на то, что Elite: Dangerous технически устаревает.

Поездки на планетоходах SRV оставляют двойственное впечатление. С одной стороны, мы все так же поражаемся масштабам: с перспективы водителя маленького багги даже очень маленькое тело вблизи кажется чуть ли не бесконечным. Пересаживаясь из массивного корабля в крохотную машинку, невольно подмечаешь, насколько ловко Frontier играет на внутреннем ощущении соразмерности объектов в игре. Особенно в тот момент, когда из кабины автомобиля наблюдаешь, как корабль возвращается на орбиту, оставляя вас наедине с огромным камнем, простирающимся на сотни тысяч километров во все стороны.

Возникает логичный вопрос: что делать на тысячах километров пустого пространства среди кратеров и горных пород? На этот случай разработчики придумали несколько вариантов. Это будут или планетарные задания по поиску пропавших пилотов и подключения к местной сети передачи данных, либо поиск ресурсов. В любом случае, все сводится к езде по волновому радару.

Стоит отметить глубину проработки девайса: у каждого объекта есть своя собственная сигнатура, поэтому опытный исследователь может отличить обломки SRV от залежей мезосидерита на большом расстоянии. Другое дело, когда несколько сигналов накладываются друг на друга.

Несмотря на то, что на управление багги напрямую влияет гравитация, плохо проработанная физика подвески иногда здорово портит впечатления от круиза. Да, вы можете чувствовать, как SRV подлетает на камнях, но иногда на большой скорости машина будто застревает в текстурах, резко останавливаясь у горной породы. К тому же, несмотря на устаревшую графику, версия для Xbox One довольно часто «провисает» в количестве fps.

А еще в Horizons доступны инженеры. Это такие NPC, которые могут апгрейдить различные узлы вашего корабля. Правда, чтобы их разблокировать, нужно намотать 300 световых лет на одометре или заручиться одобрением мафии. Возможности для модернизации очень широкие - каждая деталь настраивается примерно как автомобильные агрегаты в Forza. Ну а в скором времени нам обещают настоящие космические бои с целой командой реальных игроков на борту. Как всегда, Elite: Dangerous не развлекает вас напрямую - вы каждый раз выдумываете себе цель самостоятельно. Пусть это одновременно и хорошо, и не очень, но Horizons способна украсть ваше время похлеще и всех дополнений .


Пока одни любители «космосимов» день за днем получают обещания ради обещаний от Криса Робертса (Chris Roberts), который уже четыре года не может сделать режим свободной игры в , другие ждут, что ориентированная на широкую аудиторию утолит их жажду космических скитаний. А третьи уже давно играют в лучший из существующих проектов жанра, понемногу обживая бескрайние просторы . И мы только что оттуда с новым обзором!


С большими деньгами в игровую индустрию пришла и тотальная «уравниловка». Популярная игра не может быть заточена под узкую группу людей, иначе ее ждет крах, и именно этим принципом руководствуются практически все крупные издатели, когда речь идет о создании действительно «больших» проектов.

При этом настоящий «космосим» должен обладать соответствующим масштабом, иначе сильно пострадает симуляционная часть, так что сама по себе идея создания современного проекта в этом жанре уже подразумевает необходимость больших вложений.

Разумеется, все упирается в деньги, и в случае с Elite Dangerous это наглядно видно. Ведь ее создатель, Дэвид Брэбен (David Braben), обил пороги множества контор, пытаясь получить финансирование для четвертой части серии. Издатели отказывались выделять деньги под сомнительный проект, ведь примеров массового успеха подобных игр в последние годы критически мало.

Однако все изменилось, когда в 2012 году студия Брэбена Frontier Developments запустила компанию на Kickstarter, где собрала более 1,5 млн. фунтов стерлингов. Это как раз тот случай, когда краудфандинг помог наладить прямой финансовый контакт между разработчиком и игроками без какого-либо посредничества издателей.

На текущий момент игра уже официально вышла и даже получила первое крупное обновление Horizons, датированное декабрем 2015 года. Игра уже обрела вид готового продукта, и именно поэтому мы теперь можем оценить труд разработчиков в этом обзоре.

400 миллиардов систем в Elite Dangerous

Первое, что игрок чувствует, запустив игру от Frontier Developments - это воистину поражающий масштаб, который к тому же еще и вполне ощутим. В любой момент можно открыть карту и ужаснуться, ведь Брэбен не соврал, утверждая, что его коллегам удалось воссоздать всю нашу галактику. А это 400 миллиардов систем, полностью открытых для изучения.

Уже чувствуете себя крохотной песчинкой в этом безбрежном океане? А ведь так оно и есть, ведь в Elite Dangerous за все время ее существования заселен ничтожно малый кусочек этого пространства: жалкие несколько десятков систем. Все остальное - это далекий и чуждый космос, и далеко не все пограничные пространства населенного пузыря вообще когда-нибудь были посещены игроками.

Разумеется, все это делалось не вручную. Разработчики воспользовались открытыми источниками, получив информацию об изученных человечеством системах, а также изучили общие законы и параметры, которым подчиняется вселенная. Результат процедурной генерации с учетом этих данных мы и видим на галактической карте в игре.

Порог вхождения Elite Dangerous

«1000 кредитов и корабль - это всё, что нужно, чтобы начать зарабатывать легально или не очень - торгуйте, охотьтесь за преступниками, пиратствуйте или работайте наёмными убийцами, прокладывая свой путь через Галактику».

Именно это сказал сам глава Frontier Developments, когда его спросили, что нужно игроку на старте. В действительности для многих это оказывается критически малым ресурсом, ведь ошибки на ранних этапах игры - далеко не редкость, учитывая специфику и масштаб.

Тем не менее, разработчики не собираются пытаться угождать нетерпеливым и казуальным игрокам, создавая для них «тепличные» условия. Порог входа очень высок, и из-за этого порекомендовать эту игру можно не всем.

Отдавая солидную сумму денег, вы должны осознавать: для того, чтобы комфортно играть в Elite Dangerous, нужно этому научиться. И речь не о прочтении базового руководства, которое, кстати, занимает более ста страниц, а о настоящем обучении, как в школе или университете.

Просмотр многочисленных видео-гайдов, штудирование игровой энциклопедии, банальное обучение основам управления, которое задействует неприлично большое количество кнопок на клавиатуре - вот что вас ждет в первые дни после покупки. И это лишь начало, ведь позже вам придется научиться применять знания на практике.

Впрочем, если трудности освоения для вас это одна из причин, по которой вы любите те или иные игры, то данный аспект будет скорее плюсом. Elite Dangerous можно изучать бесконечно.

Графика и игровой мир Elite Dangerous

Требуя от начинающего игрока очень много, игра не забывает давать ему кое-что взамен. Например, великолепную визуальную составляющую, которая реализована без каких-либо нареканий.


Космос поразительно реалистичен во всех своих проявлениях. Одни только звезды имеют 14 классов в зависимости от своего возраста, а также могут обладать под-классами на основе тех или иных особенностей, при этом это имеет вполне ощутимое отражение на игровом процессе.

Например, чтобы не летать постоянно от одной станции к другой, игрок может приобрести модуль-топливозаборник, который позволяет в буквальном смысле «заправляться» от энергии звезд. При этом данную процедуру можно проделать не со всеми звездами, а только с наиболее «горячими», маркировки которых стоит знать наизусть, чтобы случайно не застрять с пустым баком в необитаемой системе с одной-единственной фиолетовой звездой-малюткой, которая уже отжила свое.

Подобных примеров можно привести массу, однако, выражаясь кратко, стоит отметить, что вселенная Elite: Dangerous выполнена на высшем, беспрецедентном для жанра уровне. По сравнению с этой игрой, относительно недавний выглядит студенческой поделкой.

Техническая реализация и интерфейс

Разумеется, все красивости очень сильно зависят от ресурсов компьютера, при этом в Elite Dangerous наиболее важно количество видеопамяти, нежели мощный процессор.

Чтобы избавить себя от игры на минимальных настройках графики, вам потребуется не менее 4 ГБ видеопамяти и процессор хотя бы уровня начальных моделей из линейки Intel i5. Но даже на такой конфигурации игра иногда «тормозит», и особенно это касается тех моментов, когда игрок производит посадку на планету.

Тем не менее, общее ощущение от технической реализации строго положительное, ведь та же Star Citizen обладает гораздо более высокими требованиями. А ведь там есть только демо-уровни, об открытой игре еще и речи не идет!

Так что можете не волноваться по поводу оптимизации в Elite Dangerous: несмотря на огромные технические затраты, Frontier Developments смогла сделать полностью играбельный продукт, который работает стабильно. В это даже не верится.

Когда мы говорим о серьезном, глобальном «космосиме», нельзя упускать из внимания интерфейс. В Elite Dangerous каждый корабль имеет собственную кабину, которая выполнена в стиле одного из трех производителей. Кокпит стартового Sidewinder внутри отдаленно смахивает на убранство типичной современной машины - те же формы, те же материалы.

Голографический интерфейс, в отличие от общего оформления кокпита, един для всех кораблей, и его тоже можно считать настоящим произведением искусства, ведь ранее ничего подобного попросту не было. Поначалу он кажется немного громоздким, но позже приходит понимание того, что все в нем именно там, где нужно, и бесполезных элементов в нем нет.

Чем заняться в Elite Dangerous?

Когда вы наконец-то привыкнете к тому, что даже банальная стыковка к космической станции задействует больше кнопок, чем прохождение средней AAA-игры, то проект Frontier Developments начнет доставлять вам подлинное удовольствие. Ведь за нагромождением теории и спецификой управления скрывается, пожалуй, одна из самых величественных игр в истории.

Здесь, на космических просторах, есть множество занятий, которые очень грубо можно разделить на три основных направления: бой, торговля, исследование. Именно эти специализации особо выделены на экране статистики пилота, и они отражают то, чему он отдает предпочтение во время игры.

В первую очередь, это, конечно, торговля, которая даже после изобретения гипер-двигателей не изменила своей сути. Каждая населенная планета, каждая станция, каждая планетарная база в игре - все они что-то производят и что-то потребляют. Учитывая масштаб и огромное количество доступных для перевозки ресурсов (80 наименований), а также довольно реалистичную экономическую модель, можно сказать, что Elite Dangerous - это настоящее подспорье для искушенного торговца. На первых этапах игры задания по перевозке станут главным источником заработка, так как требуют наименьшего понимания игры.

Однако тихо-мирно возить грузы и не нарваться на жадных космических пиратов или еще на какой-нибудь сброд - это нечто из области фантастики. Так или иначе, вам придется учиться вести бой, и он в игре многогранен благодаря большому количеству побочных ролей. В космо-парке есть и небольшие, но маневренные истребители, и крепкие неповоротливые громады, которые из-за недостатка маневренности приходится обвешивать автоматическими турелями.

Есть и «универсалы», их можно заточить практически под любой род деятельности, начиная от пиратства и грузоперевозок и заканчивая долгими военными рейдами и еще более длительными экспедициями в неизученные районы космоса.


Говоря о последних, хочется отметить, что это - третий полноценный род занятий во вселенной Elite Dangerous. Имея на руках даже базовый сканер, можно проводить картографирование неизученных систем, а затем сдавать полученные данные на станциях. Чем более ценной информацией удалось завладеть, тем больше денег за нее платят. И нередко речь идет о суммах, многократно превышающих оплату стандартных поручений в стиле «привези-отвези».
Одно из обновлений расширило эту геймплейную «троицу» политической системой. Суть ее в том, чтобы примкнуть к одной из трех сторон конфликта, выбрав любую из политических сил (фракцию). У каждой фракции свой руководитель, имеющий собственные методы ведения дел.

Одни делают ставку на финансы и занимаются скупкой интересов других систем, получая их поддержку, другие не мыслят жизнь без военной экспансии, а третьи и вовсе занимаются агитацией и «промывкой мозгов». Фракций очень много, и у каждой вы можете найти свой набор заданий.

Управление и реальная стоимость Elite Dangerous

Так как игра от Дэвида Брэбена и его коллег позиционируется как симулятор, то нельзя не упомянуть об управлении, которое также является одним из факторов, повышающим порог вхождения.

Да, в Elite Dangerous можно играть с помощью стандартной схемы «клавиатура + мышь». К этому можно привыкнуть, и уже через несколько дней вполне комфортно перемещаться в безвоздушном пространстве.

Но зачем такие сложности, когда можно использовать специальные устройства, которые как раз предназначены для таких игр?

Как и любой серьезный летный симулятор, данный проект предполагает наличие джойстика, с которым игровой процесс буквально преображается. Однако необходимость использования клавиатуры при этом не пропадает, ведь на обычном джойстике кнопок - раз два и обчелся. Так или иначе что-то придется выносить на клавиатуру.

Таким образом, для полного погружения и максимального контроля за всеми опциями управления, нужны полноценные HOTAS-системы (Hands On Throttle-And-Stick). Если покупать их, то качественные, а это еще 10-12 тысяч рублей, которые прибавляются к и без того внушительному ценнику.

При этом текущая цена, которая выставлена разработчиками, далеко не окончательная, ведь Frontier Developments решили распространять свою игру по сезонной модели. Это что-то вроде подписки, платить за которую нужно раз в год.

Таким образом, купив базовую версию игры, вы сможете играть только в то, что есть в ней, без всех изменений, которые внесены первым крупным дополнением Horizons. Каждое такое дополнение считается условным игровым сезоном и включает в себя несколько более мелких обновлений, которые реализуются в течение года.

Все в этой системе ориентировано на узкую и платежеспособную аудиторию, которая готова платить много, лишь бы получить игру своей мечты. Именно поэтому Elite Dangerous в текущем своем виде никогда не будет массовой забавой, даже несмотря на то, что сами разработчики утверждают, что их детище - это полноценная MMO.

MMO, не нуждающаяся в игроках

В разговоре о глобальном мультиплеерном опыте, в котором участвует многотысячная аудитория игры, разработчики ссылаются на статистику продаж - базовую версию игры приобрело более миллиона человек. Кажется, что это внушительное количество, однако давайте попробуем абстрагироваться от него и понять реальное положение дел.

Во-первых, продажи не означают постоянный онлайн. У каждой игры своя конверсия активности игроков, но если говорить более конкретно, основываясь на статистике сервиса Steam, где игра продается с 3 марта 2015 года, в Elite Dangerous критически мало активных пилотов.

Основная версия игры Elite Dangerous была куплена в Steam примерно 750 тысяч раз, при этом среднемесячный онлайн составляет 3 тысячи человек. В англоязычном сегменте он чуть больше, в русскоязычном - меньше.

Разумеется, это только те люди, которые играют через клиент игры в Steam, в то время как большая часть пилотов играет через официальный «лаунчер» от разработчиков. Но и их немного: от силы 10 тысяч человек по вечерам.

Во-вторых, сама архитектура игры выполнена таким образом, что не позволяет MMO-составляющей действовать так, как этого ждет среднестатистический игрок. Помните о 40 тысячах исследованных систем? Так вот, весь онлайн тонким слоем размазан по этим огромным пространствам, из-за чего никакой MMO просто не получается.

В качестве примера приведем недельный опыт игры по несколько часов по вечерам. За все это время живых игроков было всего четверо, при этом три из них просто висели на станции в «спящем» режиме, а еще один, из Чехии, пожелал автору этих строк скорой смерти, так как являлся представителем другой политической силы.

Это можно все списать на случайность, ведь у любой хорошей игры есть определенное ядро преданных фанатов, которые играют регулярно. Их поиски приводят на официальные форумы и в публичную группу в социальной сети, где можно было найти основной костяк русскоязычной аудитории. Чтобы играть с другими, морально готовьтесь к тому, чтобы ставить TeamSpeak и целенаправленно вливаться в одну из группировок-стай, иначе будете бороздить просторы в гордом одиночестве.


Лучше всего воспринимать Elite Dangerous как кооперативную PvE-игру, ведь даже вступив в клан, вы, так или иначе, будете заниматься взаимодействием с игровым миром (выполнять задания, грабить торговцев и так далее), а не с другими игроками.

Будет особенно здорово, если вы начнете игру вместе с хорошим другом, тогда вдвоем будет намного веселее. Это вполне себе альтернатива тем, кто не хочет ходить строем в TeamSpeak и проходить всяческие псевдо-собеседования с целью проверить ваш возраст и «адекватность».

Нишевый, но впечатляющий космо-симулятор

Elite Dangerous: Horizons - это огромная, титаническая игра, величина которой определяется не столько бюджетом, сколько многогранностью игрового процесса. Данный обзор не так подробно рассказывает о геймплее, как хотелось бы, ведь иначе его объем увеличился в несколько раз. Разбираться во всем этом предстоит вам, и испортить это удовольствие мы просто не имеем права. Но потенциальный игрок должен знать товар, который он приобретает. Поэтому основной упор был сделан на наиболее важные аспекты игры как готового продукта.

И продукт этот оказался довольно нишевым: играть в такое станет далеко не каждый. Очень высокий порог вхождения и большая цена автоматически сокращают аудиторию в десятки раз, однако это не мешает разработчикам ориентироваться на меньшинство, которое уже истосковалось по годным «космосимам».

Elite Dangerous впечатляет от начала и до конца, как технически, так и геймплейно. Это настоящий симулятор космического скитальца, который подкупает не режиссурой и сюжетом, а масштабом и широким спектром возможностей. Другой такой игры попросту не существует, и, вполне возможно, так будет еще некоторое время, ведь Star Citizen, кажется, вообще никогда не доделают, а No Man"s Sky явно создается для масс, а значит едва ли составит ощутимую конкуренцию.

Статьи по теме: