Признаки игры. Роль игры в жизни ребенка

А.С.Макаренко говорил: "Игра имеет большое значение в жизни ребенка, практически то же, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре".

Некоторые родители смотрят на игру как на забаву, как на пустое времяпрепровождение. И им безразлично, во что и как играют их дети, лишь бы ребенок не приставал к ним, не беспокоил, не отвлекал от взрослых важных дел.

"Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало", - рассуждают они. Такое отношение к играм детей глубоко неверное, ошибочное. Прежде всего, потому, что игра имеет огромное значение в воспитании детей, вызывает значительные и глубокие изменения во всей психике ребенка.

Игры, в которые играют дошкольники, можно разделить на три основные группы. К первой группе относятся все подвижные игры. Это прятки, пятнашки, игры с мячом, скакалкой и т.п. Во время игры дети учатся соблюдать правила игры, воспитываются навыки поведения в коллективе.

Вторая группа игр – настольные игры, различные лото, пирамидки – образовательные. Они дают возможность познакомиться с различными предметами и явлениями действительности, развивают память, мышление, восприятие, наблюдательность. Эти игры особенно важны для дошкольников.

К третьей группе относятся, так называемые, ролевые игры. В них дети изображают жизнь и умения взрослых, учатся относиться к своему воображаемому труду, товарищам по игре так, как в действительной жизни относятся друг к другу взрослые.

С самого раннего детства дети овладевают навыками и умениями под руководством взрослых. Общаясь с взрослыми, дети учатся говорить, одеваться, умываться, есть. Играть дети тоже учатся с помощью взрослых.

Иногда, кажется, что это не так, что ребенок играет сам по себе. Но именно взрослый показывает малышу, как заставить погремушку греметь, как надо качать куклу, возить машинку, кормить игрушечную собачку. И дети быстро это усваивают.

Сначала в играх малыш копирует то, что он видит в семье, воспроизводит действия мамы и папы, бабушки, няни. Подрастая, все больше познавая окружающий мир, он наблюдает за действиями посторонних людей - врача, продавца, милиционера.

К концу третьего года он уже может назвать того, чьим действиям он подражает. Например, «читает» газету, как папа. Когда малыш начинает воспроизводить и узнавать в своих действиях взрослых людей, он и свои игрушки приравнивает к настоящим предметам. Кукла становится ребенком, тряпочка – одеялом и т.д. Таким образом, создаются предпосылки для ролевой игры. Но кроме этих предпосылок должны быть и дополнительные условия.

В раннем детстве ребенок очень тесно связан с взрослыми, зависим от них. Вместе с тем взрослые, воспитывая ребенка, начинают требовать от него все большей самостоятельности, хотят, чтобы малыш сам одевался, умывался, умел самостоятельно играть, рисовать, рассматривать картинки.

Но не всем родителям удается избежать и чрезмерной опеки, что, в свою очередь, ведет к задержке развития самостоятельности. А дети, у которых стремление к самостоятельности развито недостаточно, не умеют играть или играют неохотно, мало и плохо.

Таким образом, для того, чтобы у ребенка развивалось умение играть в творческие ролевые игры, необходимо воспитывать у него самостоятельность. И тогда же у малыша возникает стремление жить с взрослыми одной жизнью.

Оно сохраняется и тогда, когда ребенок знакомится с недоступными для него видами трудовой и общественной деятельности взрослых. Детей привлекают орудия и предметы труда взрослых. Желание делать то, что делают взрослые, используя при этом те же предметы, что и взрослые, и есть проявление стремления ребенка жить общей с взрослыми жизнью. Именно в ролевой игре ребенок в создаваемых игрой условиях, может воспроизвести функции взрослых.

Очень важно, какие именно стороны жизни воспроизводят дети в своих играх. Подражая трудовой деятельности, ребенок проникается чувствами взрослых, содержанием их труда, познает смысл деятельности, усваивает мораль общества, в котором живет.

Сюжеты игр очень разнообразны. Они зависят от быта семьи, в которой живет ребенок, производственных условий, географического положения, и даже от эпохи, в которой живет ребенок. И с развитием общества, игры детей становятся разнообразными и наполненными большим содержанием.

— Как соотносятся спорт и компьютерные игры?

— Спорт и компьютерные игры сложно развести, настолько они перекликаются. Та же спортивная на сегодня дисциплина покер начиналась как настольная игра. Точно так же мы говорим о шахматах, шашках и других играх, где есть элементы соревнования.

— В компьютерных играх отсутствует физический контакт. Когда ты бегаешь по футбольному полю — ты сам не устаёшь, если противник применяет болевой приём — тебе не больно. Это хорошо или плохо?

— И хорошо, и плохо. На тренировках у футболистов есть теоретические занятия, где они занимаются тем, чем занимается компьютерный игрок: разбирают возможные действия и тактики. Для этого тренер использует не компьютер, а магнитную доску с фишками. Но они могли бы взять игру FIFA и показывать все те же тактики, если бы там был режим программирования игровой ситуации.

— Как по играм, которые выбирает человек, можно что-то о нём сказать?

— Вся наша жизнь полна условностей. В игре всё ограничено только фантазией разработчиков.

Игра привлекает прежде всего своей интерактивностью: можно побыть в шкуре пирата XVII века или космического исследователя ХХХ века. Попытки сделать это были всегда: вспомним театр, древние мистерии или просто книги.

Читая книгу, мы погружаемся в её атмосферу и представляем себя персонажем. Игра расширила эти возможности до непосредственного участия.

Игра очень часто может предложить какой-то моральный выбор. Иногда игроки сохраняются перед выбором, чтоб потом переиграть разные варианты. В психологии на ролевых тренингах мы как раз и воспроизводим это — разыгрываем исходную ситуацию по нескольким сценариям.

Почему мы ходим в театр? Мы наслаждаемся игрой актёров и погружаемся вместе с ними в эту среду. Игра оказывает на человека гораздо большее воздействие. Хорошо подобранная музыка, визуальный ряд и сюжет оставляют след гораздо больший, чем прочитанные книги: далеко не у каждого есть фантазия, чтобы всё в деталях представить.

У каждого из нас есть хобби. Оно появляется в подростковом возрасте и может остаться с нами на всю жизнь. Компьютерная игра легко может стать таким хобби. Почему мы не удивляемся, когда человек проводит много времени в гараже, совершенствуя свою машину? Или театралу, который посещает все премьеры? Мы считаем это нормальным. А когда человек отслеживает все новинки игровой индустрии, вдруг называем это зависимостью.

— Почему в игре человек может проявлять свои лучшие умения и качества, а в жизни оказывается не таким конкурентным?

— В психологии эта проблема давно известна и изучена. Когда мы кого-то обучаем в рафинированных лабораторных условиях, то должны добиться того, чтобы в реальных условиях жизни он это успешно применял. В лаборатории, в классе, на тренинге, на тренировке он делает всё хорошо, а выходит в жизнь — и ничего не может сделать.

Здесь похожая ситуация. Какие навыки могут понадобиться человеку, который регулярно играет в фентезийные игры? Понятно, что никакой магии в нашей жизни нет. Но игра предоставляет возможности коммуникации. Не зря такие люди обычно ищут сообщества, где они друг с другом могут быть наравне. Игры — это всего лишь среда, в которой человек может себя проявить.

Обратите внимание на сегодняшний бум социальных сетей. Пройдёт и он. Но почему у молодёжи возникла такая большая потребность в этом? Они порой не могут пообщаться с соседом по лестничной клетке, но в виртуальном мире у них гигантское количество друзей из разных стран. Это сегодняшняя потребность в сплочении и в поиске близкого себе человека. Близкого по духу, идеям и интересам.

Перенос навыков из игры в реальную жизнь может происходить как положительный, и так и отрицательный. Но это проблема не игровой индустрии, а психологической системы воспитания человека. Игра — это провоцирующая среда, но наша жизнь создаёт нам гораздо больше провоцирующих ситуаций. Пьяный хулиган на улице — это тоже провокация.

— Как быть с отрицательными героями в играх?

— Мы читаем детективы про преступников, книги Достоевского — но не берем топор и не идём с его помощью решать вопросы. Никому не приходит идея запретить Достоевского.

Перенос форм поведения из виртуальной, то есть вымышленной реальности в жизнь — это проблема не только компьютерных игр, а всего современного общества. И обсуждаться эта проблема должна широко и с привлечением разных специалистов — педагогов, психологов, врачей, но без предвзятого отношения к компьютерным играм.

Я бы предложил в школах рассматривать игры как одну из форм обучения. В исторические игры можно играть на истории — они гораздо лучше позволяют узнать эпоху, чем это можно сделать по атласам и картинкам. География, астрономия, физика, химия, анатомия. Игровая форма выдвигает определённые требования к человеку: должна быть доля воображения. Но при этом мы помним, что есть граница, где заканчивается условность и начинается реальность.

У маленького человека эта граница очень часто размыта, поэтому важно, чтобы люди вокруг: родители, учителя — помогали ему приобрести ощущение этой границы. На сегодняшний момент чаще всего общение ребенка с другими игроками ограничивается сверстниками.

Игра несет гигантский воспитательный потенциал, как и спорт. Сегодня у нас есть дети, которые никогда не занимались спортом. А это серьёзнейшее упущение, потому что спорт воспитывает не только физически, но и психологически. Но такие же качества, терпение и выносливость, воспитывает и компьютерная игра; тренируются память и мышление.

Игра — всего лишь средство. Как ядерная энергия, которую можно использовать как на пользу, так и во вред.

— В играх есть плохие и хорошие герои. Когда возможен выбор, чаще выбирают плохого героя?

— Выбирают по другим критериям. Если я не реализовал себя как хороший, то в игре я чаще всего буду хорошим. А вот если я в жизни обычный— то в игре я могу выбрать себе плохого. То есть это один из вариантов компенсации, возможность побыть в другой шкуре. Но чаще мы всё-таки стремимся выбирать героев, соответствующих нам.

— Большинство людей, увлекающихся компьютерными играми, воспринимают своё увлечение нормально. Не мучает ли иногда игрока чувство вины за то, что он «просидел» все выходные в новой игре, и если да, то что с этим делать?

— Чувство вины мучает. Более того, знаю многих, кто бросил из-за этого играть. Мой знакомый рассказывал мне, как сел играть в «Цивилизацию» и очнулся в понедельник. И понял, что, если будет продолжать в таком же духе, будет очень тяжело. Если человек не владеет средствами выхода из этой ситуации, ему нужно помогать. Например, показывать привлекательность реального мира и условность виртуального. Но похожих ситуаций мы знаем много.

Даже на психологических тренингах бывают люди, зависимые от психологических тренингов.

Конечно, в этом нет физиологической зависимости, но психологическая зависимость может быть не меньшей.

— Постигровой стресс — насколько он распространён и как с ним справляться? Когда человек в игре показывает невероятные способности, завоёвывает миры, а тут ему нужно возвращаться к обычным делам, выносить мусор…

— Постигровой стресс — интереснейшее явление. Вот ситуация: вы отличник в школе. Но заканчиваются уроки, вы выходите из школы и оказываетесь в толпе одноклассников, которые более успешны в чём-то другом. Такие жизненные ситуации встречаются сплошь и рядом. Если вы не переносите свои школьные успехи в жизнь, если вы не стали успешным в быту, в личной жизни, предпринимательстве, то так и останетесь с этим синдромом отличника.

Ощущение удовольствия и радости достижения победы в идеале должно быть перенесено на реальную жизненную ситуацию. Ведь, чтобы достичь чего-то в игре, нужны работа и усердие. И, если применить эти навыки в жизни: в работе, в изучении языка, — человек сможет достигнуть такого же успеха и в жизненных целях.

Дети очень часто не осознают объём усилий, на которые они способны.

Что же касается самого стресса — да, эта проблема актуальна. Ведь человек в игре пребывает в определённом игровом состоянии, и прямой переход из этого состояния в другое достаточно сложен. Точно так же, как, например, боксёра прямо с ринга никто сразу не выпускает на улицу. Но жизнь даёт массу промежуточных ситуаций для переключения, начиная с душа после тренировки, где человек возвращается к своему обычному состоянию. А в играх перерыв может произойти мгновенно: закончил бой, вскочил и побежал на занятия.

Я рекомендую всё-таки делать эту паузу — выходить из игры немного раньше. Что происходит с человеком, который только что вышел из кинотеатра? Там только что такие события происходили, а человек выходит — и над ним обычное небо, обычные люди. И у человека может возникнуть потребность пройти пару остановок пешком, чтобы сохранить в себе это состояние и пережить его. Нечто аналогичное нужно делать и в играх.

— На что обратить внимание, если ребёнок увлёкся компьютерными играми?

В конечном итоге родителей настораживает не факт сидения перед компьютером (хотя именно это должно пугать — это гиподинамия). Пугает взрослых то, что он за компьютером делает. «Он убивает!».

А ведь, может быть, он в этот момент защищает слабых по сюжету игры. Проблема в том, что содержание игр очень часто создаётся в угоду инстинктам. Возможность порезать человека на части может впечатлить. Но точно так же есть дети, которые издеваются над кошкой или надувают лягушек. Поймал муху, оторвал крылышки и посмотрел, как она бегает без крылышек, — это тоже жестокость. В чём разница? Более того, там виртуальный персонаж, а тут реальный. Но на этом не так заостряется внимание.

Должны быть жанровые запреты, не зря существует возрастной рейтинг. Ещё эффективнее — вводить диагностические блоки. Когда человек начал медленнее реагировать, мы можем выдать ему предупреждение, что пора отдохнуть.

Мы не учитываем, что в игровой зависимости виноваты не игры. Виновато окружение, которое не даёт альтернативы играм.

Игры оказываются настолько хороши, что всё остальное по сравнению с ними — серое и бледное. Нужно учиться получать удовольствие от других видов активности. В принудительном порядке. Сначала это напрягает, а потом начинаешь получать от этого удовольствие.

Весело ли ходить в тренажёрный зал? Нет. Но через какое-то время вы начинаете ощущать огромное удовольствие от занятий. Многие дети плачут, когда их принуждают заниматься музыкой. Но на всех выпускных они благодарят тех, кто заставил их заниматься. Неправильно ругать игры за то, что они яркие и привлекательные. Нужно прилагать усилия к тому, чтобы всё остальное в жизни сделать более привлекательным.

— Как по играм, которыми увлекается ребенок, распознать в нём его таланты и склонности?

— Это уровень доверия: нужно расспрашивать ребёнка обо всём, что он делает. Ведь мы спрашиваем у детей, как в школе дела. Почему бы не интересоваться его прогрессом в игре? Узнайте, чего он достиг, кто ещё играет в эту игру и чего достигли другие, у кого и почему прогресс идёт лучше или хуже. Можно использовать игру как способ коммуникации с ребёнком. Он будет рад, если вы попросите его показать, как играть. Детско-родительские отношения только выиграют от этого.

Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля

происходит прежде всего в игре.

А.С. Макаренко.

Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания младших школьников. Игра – средство познания действительности. Она рассматривается как: 1) особое отношение личности к окружающему миру;

2) особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развёртывается как его субъективная деятельность; 3) социально заданный ребёнку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру); 4) особое содержание усвоения; 5) деятель-

ность, в ходе которой происходит развитие психики ребёнка; 6)социально – педагогическая форма организации детской жизни и детского общества.

Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, но игра продолжает оказывать большое влияние на развитие познавательных процессов, свойств и состояний личности учащихся, поэтому она является одним из эффективных методов обучения в первом классе и приёмом работы в последующих классах.

Дидактические игры хорошо уживаются с «серьёзным» учением.

Ещё К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в серьёзный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля, характер. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у школьников бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию ими окружающего мира. Игра должна рассматриваться как могущественный, незаменимый рычаг умственного развития ребёнка, как вид деятельности, организуемый в процессе обучения с целью развития познавательных интересов. Приёмы зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательные и доступные детям вопросы, загадки, задачи – шутки, моменты неожиданности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности.

Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: Кто верней и быстрей? Не зевать! Отвечай сразу и т.д. Дидактические игры способствуют созданию положительных эмоций, делают уроки яркими, занимательными и запоминающимися. Увлечённые игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания, умения, навыки. На уроках математики, русского языка стараюсь включить в учебный процесс игровые моменты, упражнения, загадки, ребусы, кроссворды. Приведу некоторые игровые моменты, которые я использую в своей работе.

Уже на первых уроках математики при ознакомлении с порядковыми отношениями, порядковыми значениями использую иллюстрации к сказкам «Терем – теремок», «Рукавичка», «Колобок», «Репка». У меня есть сборник задач по математике для младших школьников. Авторы – А.П.Тонких, Д.А. Стогова, Голощапова С.В. В этом сборнике стихотворения о цифрах, задачи в стихах, устный счёт на сложение, вычитание, умножение и деление в стихах. Примеры игровых моментов на уроках математики - «Помоги мышонку добраться до сыра», «Кто самый быстрый?» - волк и заяц должны добежать до домика, «Помоги Незнайке», «Помоги Буратино». «Помогите медведю добраться до бочки с мёдом» и т.д.


Пчела Майя прилетает к ребятам с заданиями

не только на уроки математики, но и русского языка.

1)ДОРОГА (ГОРОД)

ПА3ОТ, ПРО100Р, 100РОНА, Р1А, И100РИЯ,ВИ3НА,

ПО2Л, 100ЛБ. 100Л и др.

Помогите Буратино положить заплатки на одеяло, которое прогрызла крыса Шушара.


Учителю очень важно продумать поэтапное распределение игр на уроке. В начале урока игры проводятся с целью организации стимулирования активности учащихся, в середине – усвоения темы, игры в конце урока могут носить поисковый характер. На любом этапе урока игры должны отвечать следующим требованиям: быть интересными, доступными, увлекательными, включать учеников в разные виды деятельности. Следовательно, игры могут быть проведены на любом этапе урока, а также на уроках разного типа.

Зарема Бжаумыхова
Значение игровой деятельности в воспитании детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО.

Игра имеет важное значение в жизни ребенка , имеет то же значение , какое у взрослого имеет деятельность воспитание будущего деятеля

Макаренко А. С.

деятельность , которая является ведущей.

«что такое» «что такое» детей

Игра - это особый вид деятельности . В чем сила этой деятельности детей

До школы у ребенка . Игра имеет большое значение в жизни ребенка .

процессов

воспроизводятся

воспитательные технологии

значительно

игровой деятельности

деятельность ребенка . Ведь игра требует решения новых

игр :

Виды игр для развития ребенка

Виды игр для ребенка :

подвижные игры,

ролевые игры,

настольные игры,

дидактические игры,

деловые игры и пр.

детей игры : «Магазин» , «Семья» , «Почта» , «Больница» , «Парикмахерская» , «Строители» , «Моряки» помогаем игровые действия детей требует от нас игровые задачи «Моряки» «морякам» игровые

направлениям состоянию «Цирк» «весёлый клоун»

Сюжетно-ролевая игра является почвой для развития Игра имеет важное значение в жизни ребенка , имеет то же значение , какое у взрослого имеет деятельность , работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля , происходит прежде всего в игре.

Макаренко А. С.

В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность , которая является ведущей. Дошкольный возраст - это возраст игры . Дети всех времён и всех народов играют, потому что только в игре развиваются духовные и физические силы ребёнка. Игра - сложное и интересное явление. Она привлекает внимание людей самых различных профессий.

Психологическое обоснование игры дали Сеченов и Павлов. Каждому человеку присуще жажда знаний. Павлов назвал это рефлексом «что такое» . Дети очень наблюдательны и подражательны. Присматриваясь к окружающему они отражают в игре то что видят, таким образом в основе игры лежит рефлекс «что такое» - стремление познавать окружающий мир и отражать это в игре. Есть, не в пример другим наукам совсем не хитрая мысль - как распознать по детским играм, чем озабочена страна. Игры детей являются зеркалом общества, так как в их играх отражаются конкретные общественные явления, каждое общество различными путями, сознательно или стихийно влияет на игру. Но игра может существовать в обществе при определённых условиях - социальных. Если взрослые обеспечивают материальные условия детям для их существования, то создаются возможности для развития игры.

Что дети любят больше всего, когда остаются одни? Конечно, играть! В разные игры, с разными партнерами, с фантастическими и разнообразными атрибутами.

Игра - это особый вид деятельности . В чем сила этой деятельности ? Почему она так манит к себе и отдельных детей , и группы, и большие детские образования? На эти вопросы нам и предстоит найти ответы в предлагаемых ниже рассуждениях.

До школы у ребенка игровая деятельность считается ведущей . Да и в начальной школе еще долго учебная деятельность совмещается с игрой . Игра имеет большое значение в жизни ребенка .

Значение игры для ребенка дошкольного возраста

Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов : мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.

Игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка.

С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии . Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.

Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет и культуре мира.

Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения.

Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.

В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка . Ведь игра требует решения новых , постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры.

В свою очередь существуют различные виды игр :

Виды игр для развития ребенка

Виды игр для ребенка :

подвижные игры,

ролевые игры,

настольные игры,

дидактические игры,

деловые игры и пр.

Сюжетно-ролевые игры выступают важным средством социально-коммуникативного развития детей . Они способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными навыками. В нашей группе дети играют в игры : «Магазин» , «Семья» , «Почта» , «Больница» , «Парикмахерская» , «Строители» , «Моряки» и др. Играя, дети пробуют себя в различных ролях и ситуациях, согласно сюжету игры, а это поможет им легче справиться с реальными проблемами в дальнейшей жизни. Так как содержание ролей направлено, в первую очередь, на нормы отношений между людьми, то основным содержанием игры являются нормы поведения в обществе. Для того чтобы развернуть сюжет игры, дети должны сначала понять ее смысл, мотивы. В этом детям мы помогаем : обучаем правильно выполнять игровые действия ; не распределяем роли, а способствуем самостоятельному определению ребёнка на роль; направляем игру с помощью подсказок, вопросов и предложений. Формирование коммуникативного опыта у детей требует от нас , во-первых, умения создавать в совместных играх условия для преодоления отрицательных эмоций и устранения влияния на игру таких черт характера, как застенчивость, неуверенность, обидчивость, высокое самолюбие и прочие. Во-вторых, мы специально ставим перед детьми игровые задачи , которые способствуют развитию соответствующих способов общения. Так, например, ребенок, отличающийся застенчивостью, в игре «Моряки» получает роль капитана, он должен выполнять активные действия по отношению к подчиненным, «морякам» . Создавая по ходу сюжета различные сложные ситуации, мы стимулируем ребенка решать игровые задачи и выходить из трудных положений; вовлекая в игру, стараемся учитывать особенности, способности и интересы каждого ребёнка.

Следует отметить, что сюжетно-ролевая игра – это, главным образом, игра коллективная, в которой общение осуществляется по двум направлениям : общение персонажей и общение исполнителей. Внутри первого направления происходят разыгрывание и моделирование отношений, ситуаций взрослого мира, освоение типов поведения. Внутри второго направления складываются реальные отношения между детьми в группе. Каждому ребёнку необходимо внимание и сотрудничество ровесников, признание его успехов. Тот, кого “не принимают” в игру, тяжело переживает свою отверженность. Неблагополучие в коммуникативной сфере может привести к негативному эмоциональному состоянию : ребёнок становится пассивным, замкнутым, или, наоборот, агрессивным. Поэтому при возникновении ссор и конфликтов между детьми мы стараемся продумать, стоит ли вмешиваться в игру, какую психологическую поддержку оказать ребёнку в данный момент. Например, в игре «Цирк» объясняю обидчивому ребёнку, что дети смеются не конкретно над ним, а их смешит «весёлый клоун» , роль которого он выполняет. Сюжетно-ролевые игры дают навык совместной работы, играют важную роль в формировании самостоятельности, дружного детского коллектива.

Сюжетно-ролевая игра является почвой для развития театрализованной игры. Со временем дети не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых , их начинают увлекать игры, навеянные знакомыми литературными произведениями. Благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность, театрализованные игры способствуют обогащению социального опыта. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, наши дети, в большинстве случаев, подражают добрым, честным персонажам, таким образом выражают свое отношение к добру и злу. Мы помогаем ребенку увидеть мир глазами персонажа, понять мотивы его действий и сопереживать ему. В играх-драматизациях, например, по сказке «Красная Шапочка» , мы учим детей взаимодействовать друг с другом, используя не только вербальные, но и невербальные способы коммуникации : передавать характер, настроение и действия изображаемого персонажа не только при помощи речи, но и с помощью мимики, жеста, позы. В игре-драматизации по русской народной сказке «Теремок» мы учим согласовывать свои действия с действиями своего партнера : слушать, не перебивая, уважительно относиться друг к другу и правильно вести диалог. В режиссёрских играх "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". В нашей группе дети используют плоскостной и объёмный настольный театр, а также кукольный, пальчиковый. Посредством театрализованных игр мы развиваем творческий потенциал, внимание, воображение, мышление и память детей .

Дидактическая игра - это также средство обучения и воспитания , воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей , стимулирующее их деятельность , в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности . Играя в такие дидактические игры, как «Секрет» , «Волшебные слова» , мы содействуем решению задач нравственного воспитания , развитию у детей общительности . В непосредственно образовательной деятельности мы используем игру как : часть занятия, методический приём, способ решения.

Наши дети любят пальчиковые игры,игры с предметами и игрушками, словесные, настольно-печатные игры, такие как лото, домино, шашки; игры с правилами, требующие от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым, честным, уступчивым. Дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, пластические этюды, тренинги на устранение отрицательных эмоций помогают налаживать общение друг с другом, развивают коммуникативные навыки («Путешествие в мир эмоций» , «Экран эмоций» , «Кубик» ). При активном использовании игр, например, «Путешествие пешехода» , учим детей правилам поведения в обществе, развиваем речь. Через содержание таких дидактических игр, как «Профессии» , «Кому, что нужно для работы» , «Чей подарок» мы пытаемся формировать у детей правильные представления о социальной деятельности : отношение к явлениям общественной жизни, к трудовой деятельности , к семейным ценностям.

Дидактические игры предназначены для детей , которые участвуют в учебном процессе. Они используются педагогами как средство обучения и воспитания . Ребенок по приходу в школу еще «держится» за игру, как за знакомое действие, помогающее ему войти в мир взрослых. Позволим себе заметить, что дидактические игры - это на наш взгляд не только прерогатива учителей. Родители тоже могут использовать этот вид игр в своей родительской практике. Для этого необходимо знать несколько важных вещей. К таким знаниям отнесем причины использования дидактических игр в деятельности ребенка и непосредственно технологию их использования.

Учитывая тот факт, что дидактическая игра направлена, прежде всего, на умственное развитие ребенка, не надо забывать и то, что ее польза зависит от того, сколько радости ее решение приносит ребенку.

Подвижные игры для ребенка. Значение подвижных игр для ребенка

Подвижные игры очень рано входят в жизнь ребенка. Растущий организм постоянно требует активных движений . Все дети без исключения любят играть с мячом, скакалкой, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре. Все подвижные игры развивают как физическое здоровье ребенка, так и его интеллектуальные способности. Современный ребенок постоянно находится на грани стресса. Особенно это касается детей , живущих в мегаполисах. Занятость родителей, их социальная усталость, отсутствие помощников в воспитании детей , или излишнее их количество, все это обременяет детей , уродуя их психику и физическое здоровье. Отмечаемое в мире снижение объема двигательных нагрузок не обошло стороной и детей . Современный ребенок нездоров. У него сколиоз, гастрит, нервные заболевания и хроническая усталость от притязаний взрослых. Подобное состояние приводит к нервно-психической и общей соматической ослабленности, что в свою очередь вызывает чрезмерное утомление и понижение работоспособности ребенка. Вот тут-то подвижные игры и кстати. Они несут, кроме интереса для ребенка, еще оздоровительную нагрузку и эмоционально-психическую разрядку. Он укрепляет разные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшает свою осанку, снимает утомление и повышает работоспособность. Кроме того, подвижные игры учат детей инициативе и самостоятельности, преодолению затруднений - развивая в них рефлексию и волю.

Подвижные игры, будучи эффективным средством физического воспитания , располагают большими возможностями для воспитания характера человека . Во время игр мы учим детей объединяться в игровой коллектив , соблюдать определенные правила игры, искать выход из разнообразных по сложности двигательных заданий, например, «Найди себе пару» , «Найди свой цвет» , «Пробеги тихо» . В подвижных играх постоянно происходит моделирование ситуаций, когда при ограниченном времени и постоянно изменяющихся условиях возникает необходимость менять ситуацию, выбирать необходимое действие. Как следствие этого, мы вырабатываем у детей умение контролировать свои эмоции , договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Именно в процессе таких ситуаций учим детей понимать и уважать других, правильно воспринимать критику , что также влияет в дальнейшем на успешную социализацию.

Родина впервые предстает перед ребенком в образах,звуках и красках,играх. Все это содержит в изобилии народное творчество богатое и содержательное по своему содержанию. Дети разного возраста проявляют интерес

не только к былинному эпосу, но и к народным играм. В тандеме с воспитателем кабардинского языка , мы знакомим наших детей с народными играми разных национальностей. В народных играх дети на собственном опыте убеждаются в необходимости по-честному и по-доброму ладить с товарищами. Стремиться к соблюдению правил : «играть честно, не обманывать товарища» , «один за всех и все за одного» ,т. е закрепляются убеждения. Общественно одобряемые формы поведения, необходимые им для нормальной жизни в обществе. В процессе ознакомления с народными играми,эпосом каждый ребенок из объекта формирования каких-либо качеств постепенно превращается в субъект собственного развития, обладателя неповторимой индивидуальности, носителя личностного начала способного к проявлению такого качества, как толерантность, т. к. именно игра есть тот вид деятельности детей понятный каждому ребенку, независимо от его национальной принадлежности и национальной культуры.

Позитивное влияние на развитие коммуникативных навыков детей оказывают хороводные игры. Хоровод представляет собой удивительный тип коммуникации, его нераздельно составляют игра, танец, песня, элементы драматического действия. Хороводная игра - коллективное действо, создаваемое перевоплощением каждого участника в собственный образ. В процессе эмоционального общения в хороводе мы помогаем детям изображать разные эмоции и чувства : огорчение, плач - потирают глаза; веселье - прыгают от радости; обиду - отворачиваются. В хороводных играх, которые являются эффективным средством развития выразительности мимики и пантомимики в общении, мы способствуем сплочению детей . Многие хороводные игры («Карусели» , «Ходит Ваня» ) построены на тактильных ощущениях, они помогают детям познать силу прикосновений, возможности тактильных контактов . С помощью таких игр мы регулируем собственное эмоциональное состояние ребёнка и налаживаем доброжелательные отношения с окружающими. При необходимости выбора одного из участников хоровода для последующего игрового действия у детей формируется и осознается чувство симпатии, как например, в «любимой» игре «Каравай» . Поведение детей в хороводных играх мы регулируем за счет наличия четких правил игры и неизменных принципов поведения в игровой ситуации . В процессе хороводной игры мы обучаем детей соблюдать очередность в выполнении действий, играть роль, выпавшую по жребию, а не ту, которую хотелось бы (игра «Колпачок» ). Интересен и важен характер игр, в рамках которых ребенок выступает ведущим и ему нужно придумать действие, которое за ним будут повторять другие дети (игра «Ровным кругом» ). В этом случае мы учим детей оценивать и свои действия, и действия своих сверстников. В результате такой коммуникации появляется рефлексия, начинает формироваться самооценка, развивается воображение. Спецификой подвижных игр является то, что их использование дает не только физическое, но и эмоциональное удовлетворение. Эти игры создают большие возможности для проявления инициативы и творчества детей , поскольку кроме богатства и разнообразия движений, предусмотренных правилами, дети обладают свободой их применения в различных игровых ситуациях .

Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО . Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.

Свой семинар практикум я хочу закончить словами :

«Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться,а это одно из самых полезных занятий на свете».

Воображение развивается прежде всего в игре. В игровой деятельности ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. В игре ребенок проявляет больше воображения, чем во многих других ситуациях. Ему необходимо уметь придумать и во что играть, и какие предметы использовать для игры, а также слова и действия в каждой из принятых ролей. Дошкольники, характеризующиеся богатой фантазией, охотнее всего принимаются в игру другими детьми, часто сами бывают инициаторами и организаторами игр. Образы воображения ребенка строятся на основе того, что он видит в реальности, что для него является интересным и значимым. В своих представлениях дети перерабатывают информацию, которую они увидели и услышали ранее, воспроизводят ее в играх, сказках, рисунках.

Воображение младшего дошкольника еще зависит от конкретных предметов. Он организует игру на основе тех предметов, которые видит и может обыграть. Словесное творчество у младших дошкольников еще очень слабо развито: в лучшем случае они способны представить себе, что происходит в сказке, ответить на вопросы или иногда даже придумать свои дополнения к сказке. Поделки и рисунки детей младшего дошкольного возраста однообразны, поскольку их воображение носит в основном репродуктивный характер. Ребенок почти без изменений отображает в своих образах увиденное или услышанное им ранее. Это ярко проявляется в словесном творчестве детей. Если ребенка попросить рассказать, что он видит на картинке, или придумать, что случилось раньше или что будет потом, то дети младшего дошкольного возраста просто перечисляют воспринимаемое, даже не пытаясь обычно связать компоненты увиденного в какой-либо один сюжет. Старшие дошкольники уже пытаются придумать сюжет, объединяющий увиденное, могут досочинить что-то свое, но с опорой на соответствующую картинку.

Характерной особенностью воображения ребенка младшего дошкольного возраста является полное отсутствие предварительного замысла. Воображение сначала не подчиняется поставленной задаче. В возрасте от трех до четырех лет начинает формироваться способность оформления замысла будущего действия, которое включает неполные отдельные впечатления от реальных объектов, дополняющиеся с помощью воображения до какого-либо целостного образа. В возрасте до пяти лет еще не развита способность планирования и построения действия в умственном плане в соответствии с замыслом. Прогнозирование результата воображаемого действия осуществляется со значительными затруднениями. Достаточно долго дошкольники не могут ответить, что они планируют сделать до начала действия. В пять-шесть лет поведение ребенка становится более осознанным, но при этом снижается вклад воображаемых действий в его психические процессы, что приводит к некоторому снижению продуктивности творческого воображения. В это время дошкольник начинает контролировать свою речь и игровые действия, сравнивая свои побуждения и замыслы с реалистичностью их исполнения.

В табл. 9.4 приведены результаты определения продуктивности (в виде беглости) и качества (в форме оригинальности) выполнения дошкольниками заданий на словесное и образное воображение. Критерий продуктивности (единица измерения) – число успешно выполненных заданий.

Таблица 9.4

Определение продуктивности и качества выполнения дошкольниками заданий на словесное и образное воображение

Продуктивность и оригинальность словесно-вербальной формы воображения характеризуется слабо выраженными возрастными изменениями. Отрицательную динамику имеет образное воображение, так как снижаются беглость и в значительной степени оригинальность этой важнейшей формы воображения, которая составляет основу технического и художественного творчества у взрослых. Очевидно, окончательное усвоение сенсорно-перцептивных эталонов и формирование устоявшихся способов действия с предметами приводит к ослаблению этой способности уже в старшем дошкольном возрасте у большинства детей.

На протяжении дошкольного детства воображение ребенка претерпевает существенные изменения (рис. 9.5). Качественно меняется характер игровой деятельности дошкольников. Сюжетноролевая игра предоставляет широкие возможности для развития воображения.

Рис. 9.5.

Сюжетно-ролевая игра способствует формированию возможности осуществлять действия полностью в плане образов, в плане представлений. Первоначально воображение ребенка связано с теми предметами, с которыми он действует, в дальнейшем оно основывается на игровых действиях в сюжетно-ролевой игре, но уже к концу дошкольного возраста происходит отрыв воображения от внешних опор и его переход во внутренний план. Этот переход обусловлен тем, что уже в сюжетно-ролевой игре ребенку сначала необходимо представить свои действия и их последовательность, их значение для игрового сюжета, а потом выполнять эти действия. Данная необходимость способствует тому, что ребенок начинает все чаще и чаще "проигрывать" различные ситуации в уме. Постепенно происходит переход к внутренней, сравнительно свободной от внешней действительности деятельности воображения.

Практический пример

В. С. Мухина описывает процесс перехода игры во внутренний план, превращение ее в образы воображения у своего шестилетнего сына: "Кирилка расставляет на тахте вокруг себя игрушки. Ложится среди них. Тихо лежит около часа. “Что ты делаешь? Ты заболел?” – “Нет. Я играю”. – “Как же ты играешь?” – “Я на них смотрю и думаю, что с ними происходит”".

У старшего дошкольника появляется также умение подчинять свое воображение определенному замыслу, следовать составленному плану. Процесс воображения развертывается в виде двух относительно самостоятельных этапов, проявление которых в возрастном отношении не совпадает друг с другом: первый этап – появление замысла определенного действия; второй этап – формирование плана реализации замысла.

Существенная черта развития воображения в целом – проявление целостного планирования, которое позволяет вначале построить план действий, а затем последовательно его реализовать, корректируя по ходу выполнения. Таким образом, на протяжении дошкольного возраста воображение ребенка постепенно приобретает произвольный характер, сопровождаясь созданием замысла, его планированием и реализацией. Дети осваивают приемы и средства создания образов воображения, которые характеризуются конкретностью и наглядностью, недостаточно обобщенным характером, яркостью и большой эмоциональностью. Воображение постепенно переходит во внутренний план, исчезает необходимость в наглядной опоре для создания образов воображения.

Статьи по теме: