Рецензия на игру From Dust

Французу Эрику Шайи известность принесли двухмерные приключения. Культовая Another World, яркая и сочная Heart of Darkness — кто из тех, кому довелось играть в девяностые, не помнит их?

Но первой игрой Эрика после почти тринадцатилетнего перерыва стал не новый анимированный платформер, а симулятор бога. По крайней мере, From Dust кажется симулятором бога... поначалу.

О чем это?

Легкое дыхание

Мир From Dust полон опасностей и невзгод. Каждые две минуты здесь либо что-то извергается, либо землю накрывает кошмарное цунами. Несмотря на постоянные катаклизмы, в этом мире есть разумные обитатели - примитивное племя, кочующее с острова на остров в поисках лучшей жизни и знаний, оставленных таинственными «древними».

На катастрофически опасных островах, как и на войне, атеистов не бывает. Поэтому за племенем присматривает некое высшее существо, дыхание племени, которое как бы олицетворяет его коллективную волю. Это «дыхание» - вы.

Как это?

Природоведение

На каждом уровне From Dust ваша задача заключается в том, чтобы построить деревни вокруг специальных тотемов и смыться на следующий остров через специальный портал. Собственно строительством занимаются члены племени - вам же надо направлять их к тотемам и следить, чтобы подопечных не смыло в океан или не накрыло потоком лавы.

Для этого необходимо творчески совмещать стихии. Например, если набрать виртуальную пригоршню лавы и вылить ее в наступающую на деревню волну, обжигающая субстанция резко остынет и превратится в камень.

Для особенно тяжелых случаев предусмотрен целый арсенал специальных способностей, которые открываются по мере прохождения игры. Так, можно в одно мгновение превратить всю воду на уровне в желе, чтобы выиграть несколько драгоценных секунд. Или включить особый режим, в котором сферический курсор, представляющий вас в игровом мире, обретет на некоторое время возможность неограниченно поглощать материю.

За что любить?

Пятеро в масках

В первую очередь From Dust - очень интересный визуальный опыт. Эрик всегда умел создавать красивые игры, и на этот раз талант его не подвел. И сам игровой мир, и бушующая стихия, и даже крохотные дикари в странных масках выглядят незабываемо.

Кроме того, игра в первые часы затягивает необычным геймплеем. Вы не просто отстраиваете для туземцев островную утопию, а изменяете ландшафт, заставляя его работать на вас и помогать бедным аборигенам. И поначалу кажется, что нет награды круче, чем взнуздать непокорную природу.

За что ненавидеть?

Бог устал нас любить

Увы, первый восторг довольно быстро проходит, и становятся очевидными несколько неприятных фактов. Главный из них - геймплея From Dust не хватает надолго. Мало того что это просто очень короткая игра (запросто проходится за два-три вечера) - она еще и отчаянно однообразна.

Раз за разом, уровень за уровнем вы занимаетесь одним и тем же: помогаете строить деревни, сдерживаете натиск стихий и с нетерпением ждете, когда вокруг всех тотемов воздвигнутся дома и откроется портал к новым свершениям.

Игру отчасти спасают лишь появляющиеся у вас время от времени новые способности. С ними интересно играть, их интересно исследовать. Но и они приедаются - рано или поздно.

К тому же From Dust - лишь формально симулятор бога. В глубине души это скорее аркадная головоломка в необычном сеттинге и с необычными задачами. А $20 за игру такого рода (тем более приедающуюся уже через несколько часов) - более чем серьезная цена.

Предварительный вердикт: From Dust - не безусловный хит, но и плохой игрой ее не назовешь. Прежде чем устать от божественных обязанностей, вы успеете получить немало удовольствия. Собственно, все упирается в ваше отношение к деньгам и времени. Если вы не ограничены в средствах и играете не для того, чтобы пройти игру до конца, а просто ради нового опыта, прибавьте к нашей предварительной оценке 2 балла. В противном случае... сейчас есть и другие интересные релизы.

Предварительная оценка: 7,5

Первый симулятор бога на PC назывался Populous и вышел аж в 1989 году. У этой игры очень много общего с From Dust, что неудивительно - разработчики называют свой проект духовным наследником Populous. Вы так же можете изменять ландшафт и так же берете под свое начало примитивное племя. Правда, главный ваш враг не стихия, а другие божества со своими собственными племенами.

Black & White 2

Sim City 4 - не симулятор бога, а градостроительная игра, но кое-что общее у нее с From Dust все же есть. Например, здесь можно вызвать извержение вулкана, чтобы потом долго и муторно устранять последствия катаклизма.

From Dust напоминает одновременно несколько старых стратегий, в свое время, кстати, также вышедших как на компьютерах, так и на консолях. Игры такого рода давненько не посещали наши мониторы и телевизоры, ведь сама идея стратегии с управлением окружающей средой и ландшафтом - по сути одноразовая. Но продолжений блиставших когда-то серий уже который год все нет и нет, а идея забыта, и поэтому новое прочтение концепции терраформинговой стратегии от Ubisoft очень даже интересно попробовать на зуб.

Итак, некие смуглые островитяне решили последовать по пути своих предков с целью найти свой кусочек пригодного для обитания тропического рая, для чего заручились поддержкой своего божества, роль которого и отведена игроку. Главный и единственный враг туземцев в их одиссее - сама природа, не желающая желанием менять свои законы ради горстки непонятных кочевников. Ко Вратам предков, ведущим к заветной тихой гавани, надо пробиваться через пустыни, наводнения и потоки лавы, разгребать которые и придется игроку.

Переселенцы имеют обыкновение разбивать лагеря-деревни вокруг древних тотемов, где смиренно ждут, пока их всевышний пастырь высушит очередной бурный поток или погасит вулкан, и не высовываются, пока не позовут в путь. Местный же бог леммингов может разное, набор магических тузов в рукаве зависит от того, вокруг каких тотемов тусуется паства, неизменной остается лишь сила манипулировать определенным количеством воды, песка, лавы и растительности. Подпитываемые силой обжитых священных мест чудеса призваны по ситуации дополнять этот базовый инструмент: например, при помощи одного из фокусов можно превратить всю воду на карте в застывшее желе и затем уже посредством обычного «ковша» повторить разок-другой известный библейский сюжет. Также в божественном арсенале имеются небольшая черная дыра, стероиды, бесконечные запасы песка и еще пара-тройка выкрутасов.

Кое-что наши смуглые кочевники могут сделать и сами: стоит указать штатным метеорологам дорогу до особого камня, отвечающего за контроль либо над водной стихией, либо над пламенной, как селяне начнут самостоятельно успешно обороняться от наводнений, лавы и пожаров и даже за бесплатно поделятся этими навыками со всеми своими соседями, лишь бы гонец по дороге в чем-нибудь не утонул.

Последний важный для прохождения миссий элемент - особые растения, расставленные разработчиками по картам. Два из трех их видов - кактусы-переростки и деревья-зажигалки - по сути только мешают. Ответственные за тушение пожаров и ирригацию кактусы параллельно успешно затапливают поселения, ну а огненные деревья, вроде бы предотвращающие уход определенных участков суши под воду зачастую и вызывают те самые пожары, после которых кактусы тушат огонь и заодно смывают деревни с лица земли. Главный же ваш растительный помощник - дерево-бомба. Звучит глуповато, но так оно и есть - при нагревании от лавы или «зажигалок» растение детонирует, благодаря чему с лица земли сметается вся близлежащая материя, включая неподъемный для божественной руки камень.

Периодически подопечные туземцы ожидаемо тупят и не могут перебраться через небольшой, но слишком хитро сложенный для местного искусственного интеллекта бугор, за что зачастую тут же гибнут под напором стихий. Иногда незадачливых мигрантов можно спасти, отозвав данное им божественное поручение или устроив внеплановый сеанс терраформинга, но… когда очередной лемминг оказывается на грани смерти из-за того, что решил пройтись по лаве вместо не понравившейся ему песочной насыпи, надвигающуюся трагедию предотвращать, вы знаете, не хочется. Благо, островитяне живут во всех смыслах здоровой жизнью, и если у вас в распоряжении уже есть хотя бы одна отстроенная деревня, с нехваткой рекрутов проблем не будет.

Геймплей как таковой довольно хаотичен - дизайнеры все-таки не смогли до конца совладать с игровой концепцией, отчего многие испытания проходятся как будто в лихорадке. Вроде у тебя и есть все необходимые инструменты, да вот происходящая вокруг подопечных туземцев геологическая и погодная ерунда не дает особо много времени задумываться о победной стратегии и прочих изящных божественных вмешательствах. Успеть бы потушить пожар там, иссушить воду здесь и остудить лаву вон в том месте, чтобы симпатичные деревеньки не превратились в ту самую пыль, из которой придется возводить все по-новой. В определенные моменты в том или ином месте на карте может внезапно проснуться вулкан, а аглухая пустыня — оказаться затопленной хлынувшей сразу источников из восьми водой. Как ни странно, в этом ничего плохого нет, другое дело, что от игры ожидалось немного не то. Тем не менее, под такие условия подстраиваешься быстро, жонглирование песком, водой, лавой и божественными чудесами начинает затягивать, и ладно уж, что потенциал не раскрыт .

Дополнительным мотиватором еще как-нибудь искорежить местную почву являются ачивменты, раздаваемые за превращение игровых песочниц в цветущие и благоухающие сады, полные экзотических растений и животных. Ни в одной из миссий не приходится бороться с выставленным разработчиками таймером геймовера (за что им, кстати, большое спасибо), так что заниматься садоводчеством каждый раз можно вдумчиво, не спеша. Выращенные пальмы и прирученные жучки приятно разнообразят изначально довольно скучные картинки окружающего ландшафта; созерцание того, как природа метр за метром приходит на неспокойные острова From Dust - отдельное эстетическое удовольствие, плюс как только игрок одолевает основную головоломку на карте, засев почвы становится простым и быстрым делом, поэтому выполнять это отдельное озеленительное задание в дополнение к режиссированию великого переселения туземцев скучно не бывает. К тому же, игра полностью проходится за несколько часов (примерно один вечер не самого напряженного божественного ремесла), почему бы не растянуть себе удовольствие?

Игровая графика сама по себе не поражает, вся ее прелесть - в вышеозначенных метаморфозах. Вот кругом один песок, а вот - voila – и полкарты ушло под воду, еще треть в магме, а на оставшихся землях скучковались спрятавшиеся в джунглях деревни.

Вожделенный свободный редактор карт открывается только в самом конце игры, и он бесит. Точнее, бесит неадаптированное под ПК управление, с которым во время прохождения основной компании в общем-то еще можно было мириться, но при работе с расширенным божественным инструментарием хочется выплакать всю оставшуюся в организме после маневрирования болванчиками из кровь. При игре на компьютере в распоряжении у геймера, как известно, имеются целая клавиатура и мышь, для игр типа From Dust, как ни крути, подходящие куда лучше, чем хваленые геймпады. Но нет, разработчики перевесят функционал десяти геймпадовских кнопок на десять клавиш, а про наличие еще 90% рабочего функционала клавиатуры забудут - развлекайтесь как хотите. ПК-гейминг умирает, ПК-гейминг умирает… душить его прекратите, умирает.

Без интернета в From Dust (по-хорошему) не поиграть, но это не должно сильно огорчить привыкших раздавать и качать торренты 24/7 людей. Что может подкосить даже прожженных интернетчиков, так это плохое качество портирования игры с консолей. Железобетонно низкое количество кадров в секунду, невозможность толком настроить игру под себя, инвалидное управление, оставленный от консолей интерфейс - Ubisoft собрала в игре весь джентльменский набор. Вдвойне за это обидно олухам типа меня, не купившим From Dust в Xbox Live (как вариант, в PSN) в надежде на более удобное управление в компьютерной версии. Ну как так, у меня же есть мышка, зачем кастрировать ее до состояния аналогового стика, ну почему бы хоть чуть-чуть не перестроить игру под ПК?

From Dust хорош, но запросто мог бы быть (еще) лучше, портируй его разработчики как надо, а не как проще и дешевле. Тем не менее, сыграть в него стоит всем не чуждым необычных проектов любителям виртуальных развлечений.

Дата выхода: 27 июля 2011 Издатель: Ubisoft Разработчик: Ubisoft Montpellier Жанры: Симулятор / Стратегия Платформы: PC / PS3 / Xbox 360 В : 353 место Оценка редакции: 70 %

Стоит играть? (на основе оценок читателей)

Как вам игра? 0

Игра рассказывает о племени, которое отправляется в опасное путешествие, чтобы восстановить знания о древней цивилизации и исследовать неизведанные территории. Сила матушки-природы всячески мешает им, поэтому племя просит помощи у "Дыхания", высшего существа со способностью манипулировать землёй и элементами. Создатель этого мира, Эрик Чахи, успешно реализует свои амбициозные идеи, которые позволяют игрокам управлять живым, дышащим миром From Dust. Поклонники симулятора бога получат уникальный опыт, предотвращая стихийные бедствия и помогая племени в выживании.

В From Dust встречается лишь малые элементы строительства цивилизации, но будет больше элементов управления окружающей средой, так что, если вы ищите игру с созданием и различными улучшениями поселений, вам придётся искать её в другом месте. Как правило, вам необходимо будет создавать необходимые условия для передвижения племени к тотемам, находящихся на другой стороне локации. Вы сможете поглощать землю, воду и лаву, или же, манипулировать ими, чтобы очистить путь для племени. Манипулирование элементами такое же простое, как перемещение. Используя левый триггер, вы поглощаете элемент, а используя правый триггер, выпускаете его. Пять аборигенов, управляемые AI , продвигаются к ближайшей деревне, предоставляя вам специальные возможности, такие как превращение воды в желе, увеличение количества поглощаемой материи, или быстрое тушение пожаров (все они располагаются на панели управления).

Концепция звучит просто, но последующие локации будут сложнее, они проверят ваши навыки быстрого решения головоломок. Сложность заключается в том, что вам необходимо заселить все тотемы локации, при этом давать отпор извержению вулкана и цунами. Вам надо будет найти наиболее эффективную стратегию, которая бы позволила бы создать путь для продвижения к нескольким тотемам, к тому же, вам необходимо заботится о создании и поддержании безопасного убежища для соплеменников в процессе очищения пути - всё это создаёт захватывающий и безумный геймплей.

From Dust имеет проблемы в путеводной части геймплея, потому что игроки не имеют контроля над соплеменниками, которые находятся под управлением AI . Сельские жители иногда застревают в пространстве или выбирают наименее эффективный маршрут, что приводит к потере времени, когда вам надо разобраться со стихиями, и в то же время привести племя к тотему. Эти проблемы встречаются не так часто, чтобы отвлечь вас от игрового опыта, но они раздражают на более сложных картах в конце игры.

From Dust в дополнение к основной кампании, предлагает карты с испытаниями. Карты будут разных размеров с разными заданиями, например в одной из них вам нужно будет безопасно провести сельских жителей через каналы, на другой карте потушить водой бушующие пожары. Хоть они и предлагают какое-то развлечение, но большую часть времени вы потратите на игру в бога в основной кампании. Благодаря большому разнообразию карт и огромному количеству нераскрытых тайн, From Dust предлагает интересное приключение.

__________________________________________________________________________

Концепция:
Создание деревень и помощь племени в выживании против темных сил природы.

Графика:
Эффекты игры впечатляют, а окружающая среда игры довольно разнообразна, что не успевает надоедать.

Звук:
Удары волн, мелодий племён и голоса соплеменников слышны везде.

Играбельность:
Элементы управления позволяют немного экспериментировать с постоянно меняющейся средой.

Развлечения:
Поклонники симулятора бога и стратегии отлично проведут время.

Повторное прохождение:
Умеренное.

Итоговая оценка: 8.75

Buy From Dust

About This Game

From Dust is the latest original game concept by Eric Chahi, creator of the cult classic, “Another World / Out of this World”.
Immerse yourself in a world as exotically beautiful as it is dangerous! You control the destiny of a primitive tribe against the backdrop of a world in constant evolution-a universe where mighty Nature reclaims what is hers; and your mastery of the elements is your people’s only chance of survival...

Key Features:

  • Ground-Breaking Technology

    Play in the sandbox of one of the most advanced real-time nature simulations, where everything you see and interact with evolves dynamically, offering a constantly renewed experience.

  • Unique Art Direction

    Discover a large variety of environments: Tropical islands, volcanic landscapes, deserts and so much more…

  • Rich Story Mode

    Explore 13 breathtaking territories of emergent gameplay. Master the natural forces at play on a mysterious archipelago and help a primitive tribe to recover the lost powers of their ancestors.

  • Confront Mighty Nature

    Protect your tribe against Nature’s most devastating attacks. Face down tsunamis, wildfires, earthquakes, volcanoes, torrential rains…

  • Master Godlike Powers

    Control the forces of nature to sculpt the world in your image. Hold back lava, stop raging waters, empty lakes, grow forests and raise mountains!

  • Live Up to the Challenge

    Race against the clock on 30 additional maps in Challenge Mode. Each scenario is a puzzle-like challenge where time is of the essence...

  • Online leaderboards

    Compare your Challenge Mode scores with the community on worldwide leaderboards.

System Requirements

    • OS: Windows XP (SP3) / Windows Vista (SP2) / Windows 7 (SP1)
    • Processor: 1.8 GHz Intel Core 2 Duo or 2.3 GHz AMD Athlon64 X2 4400+
    • Memory: 1.5 GB (Windows XP) / 2 GB (Windows Vista/Windows 7)
    • Graphics: 256 MB DirectX 9.0c-compliant card with Shader Model 3.0 or higher (*see supported list)
    • DirectX®: 9.0c
    • Hard Drive: 4 GB
    • Sound: DirectX 9.0-compliant sound card
    • Peripherals: Keyboard, mouse, optional controller


    • OS: Windows XP SP3 / Vista SP2 / Windows 7 SP1
    • Processor: 2.66 GHz Intel Core i7 920 or 3.0 GHz AMD Phenom II X4 or better
    • Memory: 3 GB DDR3
    • Graphics: 512 MB Geforce 9 or Radeon HD 4000 (*see supported list)
    • DirectX®: 9.0c
    • Hard Drive: 4 GB
    • Sound: 5.1 sound card
    • Peripherals: Keyboard, mouse, joystick optional (Xbox 360 Controller for Windows recommended)
      *Supported Video Cards at Time of Release:

      ATI RADEON HD 3000 / 4000 / 5000 / 6000 series

      NVIDIA GeForce 8800 / 9 / 100 / 200 / 300 / 400 / 500 series

      Laptop versions of these cards may work but are NOT supported. These chipsets are the only ones that will run this game.

      Crossfire or SLI-equipped systems may run the game but are not supported. It is recommended to use a single card while playing From Dust.
      * This product does not support Windows® 98/ME/2000/NT

Публика постарше всплакнет по Populous: The Beginning , а ветераны возопят: «Да сделайте, блин, римейк Magic Carpet !». В том, что всю эту классику придумал Питер Мулине , нет совпадения — именно его работами вдохновлялись французы из Ubisoft Montpellier. И даже назвали один уровень в его честь — «Xuenylom».

Из туфа

Любопытно, что возглавлял проект другой легендарный творец 90-х — Эрик Шайи , создатель «платформеров» Another World , Flashback и Heart of Darkness . Он загорелся идеей From Dust еще 12 лет назад, когда посетил действующий вулкан Ясур, что чадит на тихоокеанском острове Танна.

Правда, в итоге получилась не RTS, а головоломка. Тут нет прямого управления, ресурсов и враждебных племен. Человечкам в странных масках угрожает лишь природа. Реки выходят из берегов, потоки лавы сжигают все живое, цунами накрывают сушу… Наша задача — помочь людям основать деревни около всех тотемов, разбросанных по округе, и перейти на следующий уровень через портал.

Поначалу труд божества кажется синекурой. «Зачерпнули» курсором землю — построили плотину, отведя русло от поселения. Осушили местность, втянув лишнюю воду и выплеснув ее в океан. Набрали раскаленной лавы и возвели горный хребет — самую надежную защиту от наводнений, ибо песочную дамбу рано или поздно размоет.

Вот так мы и спасаем народец, ведь сюсюкаться с подопечными по отдельности нельзя, равно как и хватать за шкирку. Игрок просто тыкает пальцем в тотем, и пятеро смельчаков отправляются к цели. Путеводная лента подсказывает, где высшей силе надлежит вмешаться и проложить им дорогу, перекроив рельеф. Они замечают преграды издалека и шустро меняют маршрут, хотя иногда застревают и забывают, куда вообще шли. Обычно это не раздражает — велика беда, сельчане сразу снаряжают нового ходока, — но когда счет идет на секунды, любая мелочь срывает планы.

Чем дальше в лес, тем сложнее условия. Быстро ознакомив с азами, From Dust вверяет нам божественные способности. Каждая закреплена за своим тотемом и работает до тех пор, пока рядом с ним обитает племя. Комплект доступных талантов зависит от карты. Один позволяет набирать больше вещества, второй на минуту обращает воду в желе (очень полезно против мелких речушек), третий делает землю из воздуха. Магия тушит пожары, устраивает засухи и затягивает материю в «черную дыру».

Есть в нашем арсенале и другие инструменты. Помимо кактусов и пальм, мир From Dust славится причудливой флорой. Огнедышащие деревья неплохо сдерживают натиск воды, но губят окрестные леса. Распухшие от влаги кактусы лопаются при нагреве, орошая почву. Реагируют на тепло и дикорастущие бомбы, разрушающие крепкую горную породу.

Наконец, обелиски Древних таят заклинания, укрывающие от цунами и лавы. Если первопроходец добыл ценные знания и принес их в родную деревню, значит, смертоносная волна обойдет ее стороной. Выжившие спешат уберечь соседей и тотчас посылают к ним гонцов с воздушными змеями. Ну а если и это не помогает, пора перетащить тотем в более спокойное место.

Первый шаг

Из этих кирпичиков и собрана From Dust . Двенадцать непохожих уровней плавно ведут нас от неспешной медитации под африканские мотивы к выжигающим мозг задачкам. Достижение «Пройти кампанию, потеряв максимум 5 деревень» на поверку злее, чем можно предположить. Здесь достаточно пары неловких действий, чтобы угробить полчаса стараний, а потом с ужасом вспомнить, что «сейв» (между прочим, единственный) был записан минут десять назад.

Добавляет седых волос и камера, которая перемещается маленькими рывками, затрудняя прицеливание. Нормального «зума» нет вовсе, только два ракурса, ближний и «с высоты птичьего полета». Не удивлюсь, если точные движения мыши облегчат общение с РС-версией. Особенно они пригодятся в 35 «испытаниях» — бонусных блиц-этюдах на нестандартное мышление и смекалку.

Жаль, хватит этого добра от силы на выходные. From Dust — cкорее, робкий эксперимент, нежели полноценная игра. Ubisoft словно пробует воду, прежде чем нырнуть с головой. Авторы, довольные первыми итогами продаж, обещают сделать честную имитацию погоды, редактор карт (покамест нам дают порезвиться в тесноватой «песочнице») и мультиплеер.

* * *

Потрясающе стильная картинка. Великолепный терраморфинг. Осталось посадить стратегическое зерно. Ну или, на крайний случай, запустить ковер-самолет…

Статьи по теме: