Сколько игровых элементов в народной игре краски. Подвижная игра « Горелки». Подвижная игра «Краски»

Для этой игры нужно минимум 4 человека, но лучше больше, челоек 6-7. В эту игру хорошо играть, когда от обычной беготни дети немного устали, и хочется совместить бег и отдых. Хорошо, если рядом есть скамейка.

Правила игры Чёрт и краски

В начале игры с помощью считалочки выбирается «черт» и «продавец». Все остальные игроки становятся «красками».

Каждая «краска» по очереди на ушко сообщает свой цвет «продавцу» так, чтобы не услышал «черт». Цвета не должны повторяться.

«Краски» и «продавец» садятся на скамейку, черт подходит к ним и заводит диалог с «продавцом».

- Тук-тук
- Кто там?
- Я, черт с рогами, с горячими пирогами, на лбу шишка, в кармане дохлая мышка
- За чем пришел?
- За краской
- За какой?
- За синей (название цвета)

Если такого цвета «продавцу» никто из «красок» не называл, он говорит:

-«Такой краски у нас нет! Скачи по дорожке на одной ножке»

Черт прыгает вокруг скамейки на одной ноге, потом возвращается и начинает диалог сначала.

Если названная краска присутсвует на скамейке, то «продавец» говорит:

- Есть такая, плати столько-то (обычно величина оплаты - это возвраст «краски»).

«Краска» срывается со скамейки и убегает. Черт в это время хлопает по ладони «продавцу» столько раз, сколько она стоит и бежит догонять «краску».

Если «черт» ее поймал, он приводит ее к самейке, и его спрашивают что он нарисует.

Надо придумать что-нибудь необычное. После этого «краска» становится «чертом» и игра начинается сначала.

Если «краске» удалось увернуться от «черта» и она смогла вернуться на скамейку не будучи осаленной, игра продолжается.

Возможен такой вариант догонялок:

Пока «черт» расплачивается с одной стороны скамейки, «краска» занимает место на старте с другой стороны скамейки, далее «продавец» произносит:

«На тебе стакан-лимон, и катись отсюда вон!»

После этого «черт» бежит за «краской» оговоренное заранее колличество кругов вокруг скамейки.

Если он осалил ее, то «краска» становится «чертом», если она успела пробежать круги и сесть на скамейку, то игра продолжается.

Игра под названием «Монах и краски» имеет те же правила, меняется присказка в самом начале:

- Тук-тук
- Кто там?
- Я, монах в красных штанах
- За чем пришел?
- За краской
- За какой?

В некоторых вариантах игры «продавца» называют «мамкой»

Дети выбирают хозяина и двух покупателей, все остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали цвет, хозяин приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучится: «Тук-тук!»-«Кто там?» - «Покупатель».- «Зачем пришел?» - «За краской». - «За какой?» - «За голубой» . Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси» . Если же покупатель цвет краски угадал, то краску забирает себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они проходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который угадал больше красок. При повторении игры он выступает в роли хозяина, а покупателей играющие выбирают.

Правило

Покупатель не должен повторять дважды один и тот же цвет краски, иначе он уступает свою очередь второму покупателю.

Указания к проведению

Игра проводится с детьми как в помещении, так и на прогулке. Хозяин, если покупатель не отгадал цвет краски, может дать и более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке» . Если играет много детей, нужно выбрать четырех покупателей и двух хозяев. Покупатели за красками приходят по очереди.

По материалам сборника Марии Литвиновой "Русские народные подвижные игры"

Как сочетать ум и досуг? Игра "Краски" отлично подходит для этого. Это игра очень давняя, народная, пережившая не одно десятилетие, а может и столетие. Пережила, сохранилась и не теряет актуальности.

Научить названиям цветов проще всего в игре. Можно получить и удовольствие, и знания. Если дети уже знают некоторое количество названий цветов и оттенков, то эта игра позволит имеющиеся знания закрепить и расширить и при этом от души побегать.

У подвижной игры «Краски» есть и другие названия, несколько вариантов. «Краски» – коллективная игра, в которой могут участвовать дети как одного, так и разного возраста. Возраст играющих от 4 до 10 лет.

Игра "Краски": правила

Краски - игра с правилами. Ещё этим она хороша для старших дошкольников и учеников младших классов: воспитывает произвольность.

Вариант для малышей 4-5 лет

Для таких малышей игра упрощается. Мы играем так. Оптимальное количество играющих – 6-7 ребятишек. Желательно, чтобы дети сидели на чём-то: брусе, скамейке и т. п.

Сначала выбираем «покупателя» красок. Покупатель – "индюк". Внесём элемент театрализации (малыши любят). Индюк покупатель важный: толстый, богатый. Если желающих быть "индюком" несколько, используем считалку. Например, такую предложила маленькая Виолетта:

Раз, два, три, четыре, пять.
Шла по небу тучка-мать.
С собой вела за ручку
Маленькую тучку.
Кто не верит – это он.
Выходи из круга вон.

Надо только следить, чтобы считалка применялась правильно: слово или небольшая группа слов приходилась точно на играющего. "Покупатель" выбран.

Каждый ребёнок выбирает себе цвет краски и громко сообщает об этом всем. Бывает, что маленькие дети забывают выбранный цвет. А окружающие могут помочь – напомнить. Это - во-первых, а во-вторых малыши слышат другие названия цветов "красок", запоминают их и используют в дальнейшем.

"Индюк": тук-тук.
Все хором: кто там?
"Индюк": индюк.
Все хором: зачем пришёл?
"Индюк": за красочкой.
Все хором: за какой?
"Индюк": называет краску.

Все хором считают до трёх. "Краска" убегает, а "индюк" её ловит. Если дотронулся, значит, поймал и ведёт к себе в дом. Если "краска" ловкая и сумела убежать, то она возвращается в магазин красок со словами: «Тук-тук! Я в домике».

Если "индюк" назвал цвет "краски", которого нет, все хором ему говорят: «Прыгай по (называется цвет отсутствующей краски) дорожке на одной ножке». Дорожку можно нарисовать, а можно проскакать вокруг скамейки.

Здесь надо учесть, что многие малыши этого возраста не умеют скакать на одной ноге. Поэтому можно бежать или скакать на двух ножках. Словом, по обстоятельствам.

Почему малыши говорят хором? Маленькие дети нетерпеливы. Произвольность недостаточно сформирована. Им трудно выслушать другого, подождать, когда кто-то закончит говорить, особенно в пылу игры.

Если желающих побегать много, и они высказывают обиду, что "индюк" их долго не выбирает, то возможен такой вариант игры. Пойманная "краска" становится покупателем-"индюком", а "индюк" придумывает себе цвет и присоединяется к остальным «краскам».

Вариант игры «Краски» для детей 6-10 лет

Для ребят постарше, у которых достаточно развита произвольность, правила усложняются.
Здесь выбираются "продавец" и "покупатель". "Покупатель" может называться по-разному: чёрт, монах и др. Остальные участники игры становятся "красками".

Предусмотрена некая плата за покупку. Порой начинают применять какие-то камушки или другие заместители. Ничего подобного не надо. Играйте понарошку. Например, покупатель хлопает по ладони продавца столько раз, сколько запрошено денег. Проще некуда.

«Краски» хороша, когда дети уже подустали от движения, но ещё активны и хотят побегать. Лето - время для подвижных игр. О них читайте

Сайт Нестандартные дети советует: играйте и будьте здоровы и счастливы.

В XIX — начале XX века в России была распространена игра, которую любили проводить на рождественских святках, особенно — в сочельники, т. е. в ночь с 24 на 25 декабря, с 31 декабря на 1 января, с 6 на 7 января (даты даются по старому стилю). В основе игры лежит представление христиан о Рождестве как о празднике, который означает победу сил света и добра над силами тьмы и зла. Первые в игре олицетворяются в образе ангела, вторые в образе черта. Генетически игра восходит, видимо, к вертепным представлениям, распространенным в народной культуре Древней Руси (как известно, ряженые колядовщики ходили по улице, неся над головой изображение вертепа). С течением времени обрядовое содержание из игры выветрилось, осталась только драматическая коллизия. В долгие зимние вечера, тем более всю ночь на Рождество Христово, молодежи игра в краски была очень кстати, служила веселым развлечением.

Путем жеребьевки определяются две маски — ангел и черт. Черт по условиям игры сразу же уходит из избы на улицу, в сени или, если дом большой, в другую комнату, где он и гримируется, наряжается. В это время ангел раздает играющим краски , то есть называет каждому какую-либо — красная, черная, белая, сизо-буромалиновая и т. п. Раздача красок должна закончиться до прихода черта. Он, нарядившись посмешнее, стучит палкою в дверь, говоря: «Стук, стук у ворот». Ангел разрешает ему войти. Тот появляется, подпрыгивая, гримасничая, размахивая палкою,— одним словом, изображая черта. Ангел спрашивает: «Кто ты?»—«Черт-косорот».—«По что пришел?»—«По краски ».—«На что краски ?»—«Сани красить ».—«По что сани?»—«Жениться хочу».—«Какие надо краски

Черт называет краску. Если такая имеется, берет ее «хозяина» за руку и отводит в сторону, делая его таким образом членом своей команды. Названия краскам давали самые разные, например, по цвету ягоды (брусничная, малиновая, вишневая, облепиховая), по сочетанию цветов (рыже-коричневая, бело-розовая и т. п.), вообще неожиданные (черная с проблеском, «как у макаки зад» и т. п.). Так что назвать, не зная заранее все имеющиеся краски , было практически невозможно. Но все равно большую часть красок называли. Почему? Потому что, во-первых, набор цветов в природе не так уж беспределен, во-вторых, игроки хорошо знали друг друга и отчетливо представляли, кто что может придумать. Так или иначе, всегда получалось, что черт уводил от ангела почти все краски .

Ангел имеет право отыграть определенную часть красок. В соответствии со своим рангом и духовным положением он ведет серьезную беседу с игроками, перешедшими к черту. Всячески подчеркивается серьезность беседы. Ни он, ни игрок не имеют права на улыбку, тем более на смех. Хотя игровая ситуация располагает именно к тому. Тем более, что черт за спиной ангела продолжает делать всякие гримасы, комичные телодвижения — в общем, мешает вести душеспасительную беседу.

А беседа идет так:

«Где ты был?»— спрашивает ангел, очередного игрока.—«У попа».—«Что ел?»—«Просвиру».—«Чем резал?»—«Ножом».—«Там (указывает вверх) что?»— «Небо».—«А здесь?»—«Земля».—«А тут что?»— «Черт».— После этого слова ангел крестится, отплевывается, внушает собеседнику, чтобы тот не прельщался кознями черта.

Если собеседник (та или иная краска) сохранит на липе серьезную мину, это означает, что он выдержал испытание и возвращается «на истинный путь»— к ангелу, краскам, которые не были угаданы и названы. Если испытываемый игрок не выдержал, улыбнулся, прыснул от смеха — оставаться ему в команде черта.

Когда испытанию подвергнутся все играющие, определяется состав команд. Ангел и черт берут палку и начинают ее тянуть в свою сторону, им помогают соответствующие команды; кто перетянет, тот победит.

Так завершается эта веселая игра.

Наталья Давыдова
Конспект народной игры «Краски»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №172 «Львёнок» города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект

народной игры

«Краски »

Составила и провела :

Давыдова Н. Е.

Чебоксары – 2014г.

Программное содержание :

Образовательные задачи :

Расширять репертуар традиционных игр, развивающих не только ловкость, быстроту реакции, но и систему взаимодействия играющих, понимание ими ситуации; упражнять детей в беге в естественных условиях, с увертыванием от ловящего; создавать условия для тренировки опорно-двигательного аппарата;

Развивающие задачи

Развивать внимание;

Развивать координацию движений;

Развивать интерес к народным играм , желание в них играть.

Воспитательные задачи :

Воспитывать у детей в играх чувства взаимопомощи и сотрудничества.

Воспитывать дисциплинированность, активность в ходе игры .

Доставить детям радость.

Задачи по развитию речи :

Развивать умение отвечать на вопросы;

Повышать речевую активность детей.

Ход игры:

Воспитатель : Ребята, приглашаю вас отправиться в страну народных игр !

Игрокросс мы начинаем,

Всем здоровья пожелаем!

Прими участие скорей!

Да зови своих друзей!

Всем в дорогу нам пора!

В гости нас зовёт игра!

А вы, хотите ль поиграть?

Свою удаль показать?

А наградой будет смех

Дружный и весёлый!

Песни, игры , хороводы,

Не уйдут из моды,

Собирайся детвора,

Коль играть пришла пора.

Воспитатель. Какую подвижную игру хотите поиграть?

Дети. Краски .

Воспитатель. Но мы вначале должны выбрать участников игры . Кого мы должны выбрать?

Дети. Художника, продавца.

Воспитатель. Да. Кто пожелает?

Воспитатель. Если вы не против, художником будет Ксюша, а покупателем Костя. А остальные будут красками .

Дети. Нет.

Воспитатель. Аня, напомни детям правила игры .

Воспитатель. А теперь давайте поиграем в игру «Краски » . Игроки – краски – сидят на лавке или на скамейке. Каждая краска придумывает себе цвет и называет его продавцу. После чего к играющим подходит художник – покупатель.

Художник : Тук – тук

Продавец : Кто там?

Художник : Это я, художник!

Продавец : Зачем пришел?

Художник : За краской .

Продавец : За какой?

Художник : За красной (желтой, золотой и т. д.) .

Если красной краски нет , то продавец говорит : «Скачи по красной дорожке , купи себе красные сапожки !» Художник должен доскакать на одной ножке до заранее определенного места и вернуться в магазин за новой краской .

Если названная краска есть , продавец выводит ее на линию старта, берет за руку художника и произносит рифмовку : «Раз – два – три - бери!» После чего краска бежит до условленного места (финиша, а художник пытается ее поймать. Если художник поймал краску , то происходит смена водящего, и он сам становится краской .

Игра продолжается с новым художником.

Воспитатель. Ох, как здорово мы с вами играли, бегали. Ребята, вам понравилась играть?

Воспитатель. Молодцы ребята! Все были ловкие и быстрые.

Статьи по теме: