Спортивные игры городки для детей дошкольного возраста. Игра Городки. Правила игры. Правила и техника выполнения

Городки - старинная славянская игра. Ее история насчитывает несколько веков. Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси. Эта игра вошла в нашу историю как часть национальной культуры. Игра городки представляет большую ценность с точки зрения пополнения духовной и физической культуры личности, передачи жизненно-важных умений и навыков, воспитания нравственности, уважения к народным традициям и обычаям.

Городки -- очень интересная игра, развивающая у участников меткость, силу, ловкость и координацию движений, укрепляет мышцы рук и плечевого пояса, вызывает сильные эмоции. Одно из главных достоинств городков -- доступность и демократичность. Играть в городки можно в любом возрасте, в любое время года и почти в любом месте.

Игрой в городки увлекался генералиссимус А.В. Суворов, преобразователь России - царь Петр I, Николай II. Игра в городки была излюбленным физическим упражнением для многих выдающихся деятелей отечественной науки, культуры, писателей: академик И.П. Павлов, певец Ф.И. Шаляпин, классики мировой литературы Л.Н. Толстой и А.М. Горький.

Великий русский полководец А.В. Суворов так объяснял свое страстное увлечение городками: «Игра в городки развивает глазомер, быстроту, натиск. Битою мечусь - это глазомер, битою бью - это быстрота, битою выбиваю - это натиск». Полководец, несомненно, был прав. Специалисты говорят, что игра в «городки» развивает координацию движений и меткость - вот почему эта игра особенно полезна детям.

Цель игры - бросками бит выбить из «города» (отсюда и название) поочередно определенное количество фигур, составленных из 5 городков - цилиндрических столбиков.

Главная задача - затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков.

Для игры в городки не нужны сложный инвентарь и специальная экипировка. Достаточно найти ровную горизонтальную площадку прямоугольной формы с твердым покрытием. В зимнее время можно с успехом играть в спортивном зале.

Простая, незамысловатая техника игры в городки, доступный инвентарь дают возможность обучать этой игре детей дошкольного возраста. Эта игра доступна детям старшей и подготовительной группы.

Задачами обучения игре «Городки» являются следующие:

Дети 5-6 лет.

  • 1. Формировать интерес к русской народной игре, познакомить с историей ее возникновения, с фигурами для игр; развивать умение строить фигуры.
  • 2. Учить правильной стойке, действиям с битой, способам броска на дальность и в цель; показать важность правильной техники в достижении конечного результата.
  • 3. Развивать силу, координацию и точность движений, глазомер.

Дети 6-7 лет.

  • 1. Закрепить знания о фигурах, площадке для игры в городки, познакомить с новыми фигурами; раскрыть значение этой игры для укрепления здоровья, улучшения физических качеств; вызвать интерес к игре как форме активного отдыха.
  • 2. Учить детей играть по правилам, действовать в командах; ориентировать их на достижение конечного результата -- выбить городки из «города».
  • 3. Формировать самостоятельность дошкольников в двигательной деятельности, умение сосредоточиться на поставленной задаче, чувство уверенности в своих силах.
  • 2 раза в год (до начала обучения и после 10 занятий) проводится оценка уровня физической подготовленности к игре в городки:
  • 1. Сила кистей рук (правой или левой); измеряется детским динамометром; показания заносятся в таблицу.
  • 2. Дальность броска биты правой или левой рукой; измеряется расстояние, оцениваются качественные показатели (исходное положение, прицел, бросок, сохранение равновесия).
  • 3. Глазомер: оценивается число точных попаданий правой или левой рукой в один городок из пяти бросков (расстояние 3 метра).

Дифференцированный подход к обучению игре в городки предполагает:

  • 1) учет возрастных возможностей (программа для старшей и подготовительной групп);
  • 2) учет половых особенностей: пластмассовые биты для девочек, деревянные -- для мальчиков;

Для детей дошкольного возраста подбираются облегченные биты длиной 45--50 см, весом 400--450 г, городки высотой 10--12 см. В зависимости от возраста и роста детей длина городка может быть 10; 12; 14см; биты -- 40; 45; 50 см (вес -- 400; 430; 450 г); сечение городков и бит -- 3; 4; 5 см.

3) индивидуальный подбор заданий для развития тех или иных качеств на основе оценки уровня физической подготовленности.

Процесс обучения проводится на учебных занятиях воспитателем по физической культуре, на прогулке и в самостоятельной игровой деятельности под контролем воспитателей групп. Занятия проводятся с группой детей и индивидуально.

Все действия детьми выполняются только по команде: «Можно взять биту», «Можно выполнить бросок», «Собрать биты» и пр.

Основной элемент техники - это бросок биты. Здесь недостаточно одной точности, необходим, кроме того, и точный расчет. Мало попасть битой в фигуру, нужно еще, чтобы она полностью развернулась у цели и соприкоснулась с наибольшим числом городков, т.е. требуется хорошо отработать бросок, чтобы бита всегда вращалась с одной скоростью и делала полный оборот вокруг своего центра тяжести, пролетев каждый раз одинаковое расстояние.

Поэтому главная задача воспитателя - научить детей броску (рис. 1). Обучение детей нужно начинать с показа (воспитателя или одного из старших детей). Бросать биту учат двумя способами. Один из них делается согнутой в локте высоко поднятой рукой с битой, другой -- прямой рукой, отведенной в сторону -- назад. Ребенка обучают обоим способам, и в процессе игры он пользуется любым из них.

Рис. 1.

Как показала практика, дети чаще всего пользуются вторым способом - бросок прямой рукой. Играющий становится за линию, отставляет правую ногу на шаг назад носком наружу, туловище разворачивает вполоборота вправо. При замахе рука с битой отводится назад, тяжесть тела переносится на правую ногу. Бросок совершается прямой рукой сбоку. При этом тяжесть тела переносится на левую ногу, туловище энергично поворачивается в левую сторону. Бросать биту надо плавно, придавая ей медленное вращательное движение.

Система и правила игры в городки значительно упрощены по сравнению с игрой взрослых. На земле чертят «город» -- квадрат, каждая сторона которого равна 1 м. На расстоянии 3-4 м от передней (лицевой) линии города проводится черта, с которой начинается кон. Между городом и коном на расстоянии 2--2,5 м от города -- полукон (приложение 1).

Когда дети научатся выбивать городки с этого расстояния, линии кона и полукона увеличиваются на расстояние 5--6 и 2--3 метра. Из городков складываются на площадках различные фигуры («забор», «бочка», «колодец», «самолет» и др.). Бросая биты, играющие стараются выбить городки за пределы квадрата-города.

В начале игры биты лежат у линии кона, там же находятся и играющие поочередно. Биты сначала бросают с кона, когда выбьют хотя бы один городок, играющие переходят на линию полукона, откуда выбивают остальные городки и фигуры. Перед игрой дети договариваются о количестве фигур (3--4) и их порядке. После того, как будут выбиты все городки, ставится новая фигура. Порядок построения фигур постепенно усложняется.

Выигрывает тот (или та группа), кто выбьет большее количество городков, совершив меньшее количество бросков. При определении выигрыша учитываются правильность техники выполнения броска, сила удара и т.д. Роль судьи сначала выполняет воспитатель, а в дальнейшем дети.

При повторении начинает игру выигравшая группа. Дошкольникам не рекомендуется играть более 2--3 партий подряд.

В подготовительной группе дети должны уметь выбивать 4-5 фигур .

При игре в городки особое внимание уделяется мерам безопасности. Собирать городки, составлять фигуры можно только по команде воспитателя. Дети, не участвующие в данный момент в игре, должны находиться на расстоянии 2-3 м от бросающего за ограничительными линиями. Городошную площадку нужно располагать в таком месте, чтобы на ней не могли неожиданно появиться другие дети.

Для игры в городки используются 15 фигур. Самыми доступными фигурами для детей являются: «вилка», «звезда», «стрела», «колодец», «пулеметное гнездо», «тир».

Проект использования игры в городки в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта состоит в разработке педагогической технологии использования игры городки в развитии физических качеств старшей группы детского сада.

Задачи проекта:

Разработать этапы постепенного внесения игры городки в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Определить содержание работы с детьми на каждом этапе;

Спроектировать систему работы с дошкольниками на каждом этапе педагогической технологии.

Определить методы промежуточной и итоговой диагностики, позволяющей оценить эффективность реализации разработанной технологии.

Проект педагогической технологии базируется на следующих теоретических положениях:

Теория развивающего обучения (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Давыдов)

Теория игры как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста (Леонтьев А.Н., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Михайленко Н.Я.).

Теория системного подхода к изучению развития и поведения ребенка. теория единства физического и психического развития. (Н.А. Бернштейн, Б.Г. Ананьев, Пиаже, И.М. Сеченов, А.Р. Лурна, П.Ф. Л.Ф.Лесгафт, А.А. Ухтомский)

Принцип проектирования:

Принцип доступности обучения. При работе с детьми учитываются особенности развития детей.

Принцип систематичности и последовательности. Данный принцип предполагает построение системы коррекционных воздействий в таком порядке, который позволит достичь наиболее оптимальных результатов.

Принцип развивающего характера обучения. Использование игры городки значительно будет развивать физические качества у детей.

Педагогическая технология состоит из трех основных этапов, которые заключаются в следующем:

1.Познакомить с русской народной игрой городки, историей ее возникновения, развивать умение различать, называть и строить фигуры.

2.Учить правильной стойке, действиям с битой, способам броска на дальность и цель; показать важность правильной техники для достижения конечного результата.

3.Учить играть по правилам, командами, ориентировать на достижение конечного результата, учить выбивать городок из города.

4.Развивать скоростно – силовую реакцию, координацию, телесную ловкость глазомер; формировать самостоятельность в двигательной деятельности, умение сосредоточиваться на поставленной задаче, чувство уверенности в своих силах.

Задачи первого этапа педагогической технологии:

Познакомить с русской народной игрой городки, историей ее возникновения, развивать умение различать, называть и строить фигуры.

Познакомить с элементами игры городки.

Для решения первой задачи первого этапа технологии предполагалось ознакомительную беседу с детьми. Тема беседы « Путешествие в удивительный город». (Приложение 2)На этом этапе предполагалось, познакомит детей с историей возникновения игры городки, с названием инвентаря для игры (биты, городки – рюхи), из чего сделан инвентарь, с правилами безопасной игры; правильной стойке городошника, действиям с битой, способам броска на дальность, в цель. Затем показывался иллюстративный материал с изображениями городошных фигур. Следует в беседе отметить, что игра в городки развивает глазомер, скоростно-силовую реакцию, телесную ловкость быстроту, натиск. Отметить, что самым отменными игрокам в городки был гениальный писатель Лев Николаевич Толстой, игравший в городки до глубокой старости и даже далеко не секрет, что большим поклонникам городков был первый русский император Петр I.

Для решения второй задачи первого этапа второй серии необходимо познакомить детей с элементами техники игры городки. Основные режимные моменты: вечерний. Здесь для работы с детьми предполагалась использовать фрагменты из мультфильмов. Они будут формировать положительный эмоциональный настрой. Также использовалась игра «Кто быстрее передаст биту», « Через биты полоски».

Для работы предлагается использовать следующие фрагменты из мультфильмов:

«Ну погоди»

Второй этап педагогической технологии связан с проведением цикла занятий с использованием игры городки. Реализация поставленной задачи была построена таким образом, что основная деятельность детей проходила на занятиях по заранее спланированной кружковой работе. Кружковая работа проходила в утренние часы на физкультурных занятиях. (Приложение 3)

Дети овладевали действиями с битой (прицел, замах, бросок), отрабатывали навык броска биты в цель, на дальность, закрепляли умение строить городошные фигуры (забор, звезда, колодец, вилка, пулеметное гнездо, тир, письмо).

Задачи кружковой работы:

Содействовать всестороннему гармоническому и физическому развитию детей и укреплению их здоровья.

Привлекать детей к регулярным занятиям физических упражнений.

Развивать у детей физические качества.

Меткость

Ловкость

Воспитывать нравственно – волевые качества:

Терпение

Целеустремленность

Выдержка

Организованность

Решительность

5. осуществлять общефизическую подготовку детей и на ее основе совершенствовать технику движений:

Исходное положение

6. обучать детей простейшим трудовым навыкам:

Убрать предметы

Расставить предметы

Аккуратно относится к инвентарю.

Третий этап технологии включает следующие задачи:

Для реализации завершающего этапа технологии мы предполагаем

Подбор игр, которые могут быть использованы в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Решение первой задачи третьего этапа осуществлялось путём подбора игр, которые будут способствовать развитию физических качеств.

«Передай биту»

« Метни стрелу»

«Отгадай фигуру на картинке».

Дидактические игры:

«Назови фигуру»

«Построй такую же»

« У кого городок»

Итоговая диагностика оценки эффективности технологии по своему содержанию практически соответствует методике проведения констатирующего эксперимента и включает в себя такие методы, как:

«Выбивание одной рюхи»

«Выбивание всей фигуры из города»

Движение рук и ног в сагиттальной плоскости.

Координация движений рук и ног в горизонтальной плоскости

Метание в горизонтальную цель

Метание мешочка (150-200гр.) правой и левой рукой

Еще одним важным показателем качественно проведенной работы являлся анализ продуктов детской творческой деятельности, посвященных нашим занятиям (приложение 4).

Для исправления типичных технических ошибок и для более успешного и быстрого овладения техникой был разработан наглядный материал. Например, если ребенок не правильно держал биту, его внимание сразу же обращалось на иллюстрацию с изображением правильного хвата.

Рис. 13. Хват битой

Не правильное исходное положение и замах в этом случае внимание детей так же обращалось на соответствующую иллюстрацию (рис.14)

Рис. 14. Элементы техники игры городки.

Игра в городки имеет более чем двухсотлетнюю историю на территории России, где городки и изобрели. В городки играли Ленин и Лев Толстой, Шаляпин и Горький, Павлов и Сталин. Узнайте и вы об этой интересной игре!

Альтернативным названием для городков является «русский боулинг»
. Действительно, эти спортивные дисциплины имеют немало общего, в частности, размеренный темп игры, похожие цели и структура соревновательного процесса.

Для того, чтобы играть в городки, потребуется минимальный инвентарь и базовые сведения о создании фигур из так называемых городков (отсюда и название) – компактных брусочков из древесины.

Городки имеют существенную популярность и представляют собой исконно русский спорт . Внешне данная игра может выглядеть не совсем увлекательно, но в действительности представляет собой многогранный и интереснейший спорт, подробнее про который и расскажем далее.

История

Согласно наиболее распространенной версии, городки появились в 18 веке на территории России , и с тех пор представляли собой одну из наиболее распространенных народных забав. Конечно, в процессе развития этого спорта правила могли разниться и отличаться в зависимости, к примеру, от региона.

Консолидированные правила городков появились только в 1923 году , а после этого в 1933 правила обновились и появились схемы стандартных 15 фигур, которые используются в игровом процессе.

Граждане Советского Союза обожали городки. Этот спорт имел высокую популярность во многих регионах, хотя на командных соревнованиях лидерами всегда оставались москвичи, которые забирали самые высокие награды.

После 60-х годов предыдущего века количество спортсменов составляло около 350 тысяч .


Далее, популярность этого спорта постепенно снижалась, и, к распаду Союза, а точнее после распада, городки стали практически полностью забытым спортом, который мало кого интересовал. Как ни странно, но после 2000-х годов популярность городков снова растет, спорт обрел новых поклонников .

Более того, популярность городков давно распространилась за пределы России . Теперь этот спорт является международным и привлекает спортсменов из разных стран.

На данный период существуют регулярные Кубки Европы и чемпионаты мира.

Описание и современные правила игры в городки

В целом, игра представляет собой процесс выбивания городков из пространства на плоской поверхности , которое называется «городом».

Игроки поочередно бросают биту (по сути, палка из древесины) по различным фигурам. Целью является выбивание всех фигур за наименьшее количество бросков , как минимум следует сделать меньше бросков, чем соперник.

Итак, существует 15 фигур и игровое пространство . Каждый игрок выбивает бросками фигуры, которые всегда состоят из пяти городков — цилиндров из древесины.

Выбивать фигуры требуется особенным образом . Нужно чтобы городки выносились за заднюю или боковые части игрового квадрата. В игровом квадрате 2 на 2 метра и строятся фигуры, если после броска городки остаются в квадрате, потребуется делать следующие броски , пока фигура не будет выбита.


Когда первая фигура выбита, устанавливается следующая и так до 15-й фигуры. После этого процесс может повториться в зависимости от регламента.

Как правило, играют три партии, но счет ведут по количеству затраченных бросков (бит) для выбивания фигур, игрок, который сделал меньше бросков – выигрывает .

Также подсчет баллов может вестись на каждом броске, каждый выбитый городок дает 1 балл. Однако данная система является менее распространенной и на соревнованиях (да и в простых играх) используется редко.

Существуют правила бросков биты, которые требуется делать без существенной медлительности (около полуминуты на бросок) и направлять биту в особую игровую зону.

Перед квадратом, в котором устанавливаются фигуры, имеется линия, за которой нужно сделать первое касание битой. Если бита приземляется до линии или касается линии, то бросок не засчитывается , кстати, для того чтобы точно фиксировать касание, линию, как правило, отмечают слоем песка или земли и обновляют между бросками в процессе установки фигур.

Есть ограничение для длины биты – не более одного метра . Как правило, биты снабжают металлическими оправами, которые позволяют сохранять их целыми на протяжении многих бросков. Ведь в городки играют чаще всего на асфальте, о который древесина бьется и со временем деформируется.

Также есть правила о фиксированной дистанции до квадрата с фигурами . Сначала броски выполняются с так называемого «кона», который располагается в 13 метрах от фигур.

Но если начальный бросок выбил хотя бы один городок, то игрок переходит на так называемый «полукон», то есть пространство для бросков в 6,5 метрах от квадрата.

Соревнования по городкам

На данный период городки более всего распространены, как профессиональный спорт, в таких странах, как:

  • Россия;
  • Украина;
  • Эстония;
  • Германия;
  • Беларусь;
  • Латвия;
  • Монголия;
  • Молдова;
  • Армения;
  • Азербайджан;
  • Кыргызская Республика;
  • Финляндия.


Федерация практически каждой из перечисленных стран проводит собственные соревнования в рамках национального первенства . Помимо этого, существуют локальные соревнования в некоторых отдельных городах, где имеются клубы любителей городошного спорта.

Чемпионаты мира и Европы по большей части проводятся на территории российских городов , но могут быть и в других странах.

В целом, турниров по городкам огромное количество, начиная от совсем локальных до крупных международных. Причем для того, чтобы поучаствовать в небольших турнирах , как правило, не требуется ничего, кроме предварительной записи и базового понимания данного спорта .

Тактика и техника игры в городки

Основной особенностью городков является грамотная техника бросков . По сути, именно благодаря броскам и выстраивается основная тактика игры.

Для бросков может использоваться разный тип хвата :

  • короткий – биту берут с самого края, ребро ладошки лежит ровно по краю биты;
  • средний – ладошка располагается на дистанции в пару ладошек от края;
  • глубокий – бита берется ближе к середине.

Каждый игрок выполняет броски хватом наиболее удобным для себя , тут отсутствуют какие-либо требующие соблюдения правила.

Собственно, бросок выполняется примерно сбоку и снизу , бита летит над землей, не меняя высоты, и начинает снижаться и замедляться практически над самой фигурой.

Техника броска в городках требует детального и тщательного изучения. Для того, чтобы обрести нормальную технику и уметь сбивать различные фигуры, потребуется немалое количество тренировок.

Вдаваться в эту тему не станем, в завершение параграфа скажем разве только о возможности использования командной тактики (очередность бросающих, замены и подобное) на командных соревнованиях, в которых принимают команды не менее пяти человек в каждой.

Площадка

Как правило, площадка для игры в городки имеет длину не менее двадцати метров, а в поперечнике около 15 , хотя размеры вполне могут варьироваться в зависимости от условий и типа игры.

На задней части (за «городом») может располагаться возвышение или какие-либо ограничивающие конструкции, которые позволяют городкам особенно не разлетаться и легче их собирать.

Игровой квадрат спереди имеет специальную разметку , которая располагается диагоналями от краев передней линии, эта разметка называется «усы» и ограничивает зону, за которую засчитывается вылет или выкатывание городка.

Стандартная площадка зачастую представляет собой две секции для игры, расположенные рядом . Такое расположение позволяет удобнее соревноваться, так как игрокам противоположных команд не требуется ждать бросков соперника, они просто последовательно сбивают фигуры, а судьи фиксируют результат.

Фигуры для игры в городки — схемы

Существует стандартный ряд фигур (хотя некоторые игроки могут придумывать и собственные, в частности, весьма интересно предоставлять такую возможность детям для развития фантазии) из 15 схем.

Каждая фигура – пять городков , складываемых на передней линии города посередине, за исключением 15-й фигуры — письмо.

Названия и последовательность фигур выглядят следующим образом:

  • «Пушка»,
  • «Вилка»,
  • «Звезда»,
  • «Стрела»,
  • «Колодец»,
  • «Коленчатый вал»,
  • «Артиллерия»,
  • «Ракетка»,
  • «Пулеметное гнездо»,
  • «Рак»,
  • «Часовые»,
  • «Серп»,
  • «Тир»,
  • «Самолет»,
  • «Письмо».


Такова классическая последовательность и количество фигур , но в разных партиях эта схема может варьироваться. В частности, более распространены укороченные партии, которые состоят из 10 или 6 фигур.

Размеры

Размеры каждого городка составляют по 20 сантиметров в длину , а диаметр около 5 сантиметров .

Размеры пространства для игры описаны ранее, следует разве только отметить требование к дистанции — не менее двух метров между двумя соседними городами и наличие так называемого «пригорода» , который образуется линиями «усов», передней линией города и линией между «усами» (она располагается в метре от передней линии квадрата).

«Пригород» используется для установки городков , которые после бросков выкатываются или вылетают вперед, в сторону игрока.

Какие качества развивает игра?

Для того, чтобы играть в городки, не требуются запредельные физические данные, однако эта игра не так проста, как кажется. Если внешне броски выглядят простыми, то на деле новые игроки сначала практически никогда попадают битой не только по городкам, но и вообще близко к «городу».

Следует отметить развитие выносливости у игроков в городки, так как матч может длиться подряд от двух и более часов непрерывно.

Из основных развиваемых качеств у спортсменов следует отметить :

  • меткость;
  • ловкость;
  • координацию движений;
  • глазомер;
  • силу рук.

Как правило, городки называют спортом для пенсионеров, но нередко и молодые люди предпочитают данную игру, и им городки предоставляют улучшение многих физических данных, а также развитие на уровне тактического и логического мышления.

Городки для детей

В завершение скажем некоторое количество слов относительно городков для детей. Подобная физическая активность окажется полезной и для юного возраста , и городки могут быть великолепно адаптированы под параметры детского тела. В частности, уменьшается размер биты и дистанция от кона до города .

Благодаря адаптации игры, дети могут получить возможность чувствовать себя комфортно и оттачивать навыки бросков.

Для детей городки полезны потенциалом к развитию внимательности и концентрации . Учитывая возможность весьма длительного продолжения каждого отдельного матча, городки могут помочь занять подрастающее поколение интересной и полезной активностью.

Создание детского комплекта может вообще не потребовать никаких финансовых вложений. Равно как инвентарь для стандартных городков, инвентарь для детских городков легко сделать самостоятельно .

Видео-уроки: правила и техника игры в городки


Июн 1, 2017 Александра

Игра ГОРОДКИ - как дополнительное средство физического развития младших школьников

Во всестороннем развитии человека важное место занимает его физическое воспитание в детстве. С раннего возраста закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки.Современный образ жизни, к сожалению, оставляет желать лучшего. Основную часть свободного времени современный ребенок проводит у телеэкрана, компьютера или просто дома. Общая тенденция современного мира не позволяет оставить детей, без пристального взора, как это было в недалеком прошлом в придомовых дворах, чтобы они без участия взрослых могли играть и двигаться часами. Психологи, педагоги, медики отмечают общую для школы тенденцию - снижение двигательной активности детей (Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова, СБ. Шарманова, А.И. Федоров), а для ребенка младшего школьного возраста в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей младшего школьного возраста несмотря на введения дополнительного 3 часа урока физической культуры свидетельствует о тревожных тенденциях, которые продолжают усугубляться в настоящее время.

По данным ученых от 30 % до 40 % детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста имеют низкий уровень двигательного развития.В решении данной проблемы первостепенное значение приобретает выявление новых источников пополнения и обогащения средств двигательного развития ребенка. В этом аспекте весьма эффективным должно быть использование народных традиций физического воспитания, которые могут реализовываться в отделениях дополнительного образования детей, поэтому весьма актуально изучение возможностей обогащения двигательного развития детей младшего школьного возраста на основе применения русской народной игры «городки». По утверждению отечественных педагогов Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского, К.Д. Ушинского, народные подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания. Подвижная игра представляет собой первую, доступную для школьников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений (А.В. Запорожец). Игра городки представляет большую ценность с точки зрения пополнения духовной и физической культуры личности, передачи жизненно-важных умений и навыков, воспитания нравственности, уважения к народным традициям и обычаям.

Городки широко использовалась в физической подготовке русской армии уже Петром Первым. Великий русский полководец А.В. Суворов говорил так: «Битою мечу - это глазомер, битою бью - это быстрота, битой выбиваю - это натиск». Именно эти качества А.В. Суворов считал главными для воинов (Ю.А. Ермолаев и др., 1990). Говоря о народной игре, о ее влиянии на гармоничное развитие личности человека, особенно ребенка, мы сошлемся на высказывание основоположника русской педагогики К.Д. Ушинского (1950). Он сформулировал важнейшую задачу отечественной педагогики - обратить особое внимание на народные игры.Игра городки является не только старинной русской игрой, но и спортивной игрой, по которой проводятся первенства Российской Федерации. Существующие научные исследования (Э.И. Адашкявичене, 1992; Э.С. Вильчковский, 1983; Л.Н.Волошина, 2001; З.И.Нестерова, 1997; Т.И. Осокина, 1986; Л.И. Пензулаева, 1998 и др.) позволяют прийти к выводу, что игры с элементами спорта вполне доступны детям в младшем школьном возрасте и являются одним из эффективных средств и методов физического воспитания детей. Анализ учебных пособий дает основание положительно оценить влияние игры в «городки» на формирование двигательной функции ребенка, определить степень ее воздействия на развитие отдельных компонентов движения.

Техника игры в городки сравнительно несложная. Основной элемент техники - это бросок биты. Однако здесь недостаточно одной точности, необходим, кроме того, и точный расчет. Мало попасть битой в фигуру, нужно еще чтобы она полностью развернулась у цели и соприкоснулась с наибольшим числом городков. Поэтому игроку необходимо хорошо отработать бросок, чтобы бита всегда вращалась с одной скоростью и делала полный оборот вокруг своего центра тяжести, пролетев каждый раз одинаковое расстояние (для младших школьников это 3-5 метров). Алгоритм обучения позволяет создать целостное представление о броске, далее детализированно освоить элементы техники. Согласно физиологическим представлениям, на этой стадии формирования навыка происходит закрепление, тончайшая специализация и упорядочение центральнонервных регуляторных процессов (концентрация возбуждения, развития внутреннего торможения и др.), что позволяет точно, дифференцированно производить сложнокоординированные действия, связанные с метанием биты. На заключительном этапе расширяется диапазон вариативности двигательного действия, дети выбивают не только вертикально стоящие фигуры (забор, бочка), но лежащие горизонтально (самолет, рак). Дифференцировка мышечных усилий происходит при выбивании такой фигуры, как письмо. Когда ребенку необходимо выбить городок, стоящий в центре фигуры, здесь требуется особая сноровка. Таким образом у детей развиваются чувства пространства и времени, аналитические способности, что позволяет им с достаточно большой точностью обеспечивать распределение мышечных усилий при овладении элементами техники метания, точно определить момент главного приложения усилий, обеспечить единство частей двигательного акта. Результативность броска зависит от многих причин: степени владения избранным способом броска, захвата ручки, правильного выбора места и т.д. Освоение техники броска положительно сказывается на точности попадания в горизонтальную цель, уменьшается количество ошибок в выполнении элементов техники метания, т.е. улучшаются как количественные, так и качественные показатели метания.

Опыт, накапливаемый ребенком в процессе овладения игрой городки, содержит разнообразные двигательные программы, повышает тем самым возможности ребенка для овладения новыми движениями. В процессе освоения игры городки происходит формирование различных видов координации: статической - корпуса, динамической координации в целом и рук, отчетливости изолированного движения (броска). Разнообразные изолированные движения рукой, кистью и пальцами, сжимание биты способствуют совершенствованию произвольного избирательного управления отдельными мышечными группами, формируют дифференцированность торможения. Поскольку основным специфическим действием для игры городки является бросок, то на разных этапах его выполнения в этом движении участвуют проприорецепторы мышц и рецепторы осязания. Наиболее сложные восприятия, координируемые с работой проприорецепторов мышц, приходится в городках на долю зрительного анализатора. В игре при бросках биты возникают восприятия, свойственные прицельным видам - попадание в цель. В дальнейшем, как отмечает З.И. Нестерова (1997), функция зрения и слуха в системе афферентации постепенно суживаются и ведущую роль начинают играть двигательные анализаторы. Многие авторы отмечают развивающее воздействие городков на такие физические качества, как сила, ловкость, быстрота. С развитием силы мышц плечевого пояса растет дальность броска. Силовая подготовка не является самоцелью физического воспитания детей младшего школьного возраста, и в большей степени обусловливается необходимостью развития способности проявлять незначительные напряжения в течение достаточно деятельного времени, только дозировать мышечные усилия (СБ. Шарманова, 1999). Двигательные действия, выполняемые при метании биты, относятся к упражнениям с внешним сопровождением. Используя их можно воздействовать как на крупные мышечные группы-спины, живота, так и наиболее мелкие - кисти.Многократное, серийное выполнение бросков биты в игре городки, чередование их с ходьбой, бегом, построением фигур обеспечивает значительный суммарный объем нагрузки, стимулирует усилия мышцы и в особенности усилия наиболее слабых мышц. К таким относятся мышцы брюшного пресса, плечевого пояса, кисти.

Это доступная и интересная игра с легко дозируемыми нагрузками, в постоянном разнообразном движении как на свежем воздухе, так и в закрытом помещении для людей самого разного возраста, от детей до стариков. Таким образом, актуальность, польза и малозатратность использования элементов городошного спорта в отделении дополнительного образования очевидны.

Как играть в городки? Городки – история игры, правила игры, фигуры, как сделать набор для игры в городки.

Городки – старинная русская игра. В нее играли Лев Толстой, Федор Шаляпин, Иван Павлов, Алексей Горький, Владимир Стасов и многие другие знаменитые русские люди. Увлекающихся этой игрой людей называют «городошники». До сих пор проводятся соревнования городошников.

Раньше городки считались чисто мужской игрой – биты для игры были очень тяжелыми. Сейчас в городки играют не только мальчики и мужчины, но и девочки и женщины, потому что биты делаются из легкого и доступного всем материала.

Лето – пора игр во дворе, на даче, на лужайке в лесу, в детском лагере отдыха. Поиграем в городки вместе с детьми как это делали наши выдающиеся соотечественники? Поиграем!

Как играть в городки?

Как сделать своими руками набор для игры в городки?

Для изготовления набора для игры в городки Вам потребуется несколько черенков для лопат, которые продаются в хозяйственных магазинах:

  1. Два черенка – это две биты.
  2. Еще два черенка нужно распилить на кусочки так, чтобы получилось 10 одинаковых деревянных кусочков – «рюх», нужных для игры. Из этих кусочков – рюх – и строятся фигуры, которые называются «городки». Вот и весь необходимый минимальный набор!

Можно сделать набор и из другого материала. Примерные размеры: а) для бит из твердых пород дерева – длиной 80 см, диаметром 4-5 см, б) для городков (рюх) – длина 12-15 см, диаметр 4-5 см.

Еще Вам потребуется площадка для игры и мел, чтобы нарисовать город. На земле город рисуется палочкой или камешком.

Как подготовить площадку к игре в городки?

Начертите на площадке линии, которыми Вы обозначите два города, расположенные рядом, но на некотором расстоянии друг от друга (см. рисунок). Отступив от городов на 3 метра (это расстояние дано для игры с детьми, можно его увеличивать), нарисуйте черту, с которой игроки будут метать биту. Это полукон .

Размеры площадки нужно выбирать в зависимости от возраста детей. Чем меньше дети – тем меньше размер площадки и тем меньше расстояние до города от черты полукона и кона.

Играем в городки.

Как играть в городки?

  1. Игроки делятся на две команды. Команды должны быть равны по силе и ловкости. Играть можно и не командой, а даже парой, соревнуясь друг с другом, но интереснее и веселее играть командой с близкими и друзьями.
  2. В каждой команде выбирается ведущий.
  3. Бросается жребий и выбирается команда, которая будет начинать. Также по жребию определяется, где будет город у каждой команды. Если команда получила правый город, то они начинают первыми.
  4. Все рюхи ставятся в город определенными фигурами (схемы фигур даны ниже). Сначала ставится и выбивается первая фигура, затем вторая и так далее в четко определенной последовательности. Названия фигур и игре в городки очень красивые и «говорящие» — пушка, звезда, колодец, артиллерия, часовые, тир, вилка, стрела, коленчатый вал, ракетка, серп, самолет, письмо и другие.

На заметку: Сейчас распространены задания для детей дошкольного возраста по выкладыванию фигур из палочек по образцу. В городках тот же вариант этого задания, но более интересный, так как ребенку понятно, зачем нужно выкладывать фигуру. И такое выкладывание фигур становится уже не скучным учебным заданием, а настоящей интересной игрой!

  1. Задача в игре в городки – выбить все рюхи из города противника. Пока не выбито не одной рюхи, бьют битой с кона. Если выбита хотя бы одна рюха, то есть город разожжен, бьют с полукона (то есть с ближней линии к фигурам городка).
  2. Команды бьют битой (метают) по очереди. Сначала метают все игроки одной команды, потом все игроки другой команды.
  3. Игра заканчивается тогда, когда из города противника выбиты все рюхи.

Задача – выбить все городки с меньшего количества ударов, то есть как можно быстрее.

Очень важное примечание:

1) Для игры с маленькими детьми (старшими дошкольниками) достаточно пяти фигур городков. Детям постарше можно уже в игре давать и десять фигур. А для подростков и взрослых можно использовать весь набор фигур в городки.

2) В игре с дошкольниками у каждого игрока одна бита, которой он выбивает фигуры. В игре с детьми постарше каждому игроку дают две биты и он, соответственно, делает два удара.

Чтобы было понятнее, как выбивать фигуры в этой игре, приведу пример. Команда поставила фигуру – звезда. Первый удар первого игрока делается с кона, увы, он не попал. Право хода переходит ко второму игроку. Он делает удар тоже с кона и выбивает одну рюху из фигуры — звезды. Ура! Теперь следующий игрок бьет уже не с кона, а с полукона и выбивает всю фигуру. Далее устанавливается другая фигура (см. последовательность фигур городков). Каждую новую фигуру начинают выбивать снова с кона. Так играют до последней фигуры пока ее не выбьют. Это один период игры в городки. Можно после отдыха сыграть еще раз – будет уже второй период игры. Сколько всего будет периодов (т.е. сколько раз будем играть), нужно договариваться заранее.

Если играют дети постарше, то изменение одно – каждый игрок может попробовать выбить фигуру с двух попыток (двух бит) и в нашей последовательности фигур будет уже не пять фигур, а десять.

Еще один пример игры с дошкольниками в городки командой. Первая команда ставит свою первую фигуру, выбивает ее, ставит вторую фигуру, выбивает и так далее, пока не выбьет все пять фигур. Считаем, со скольки ударов удалось выбить фигуры. Чем меньше ударов потребовалось для того, чтобы выбить все городки, тем лучше! Записываем получившиеся очки, то есть пишем цифру на земле или асфальте.

Далее ход переходит другой команде, которая тоже ставит в город и выбивает все свои пять фигур в заданной последовательности. Считаем, сколько ударов понадобилось второй команде для выбивания фигур. Записываем эту цифру – то есть очки. Сравниваем две цифры. У какой команды меньшее число очков – та и победила.

Правила игры в городки

  • Рюхи ставят у передней черты города точно посередине, то есть на равном расстоянии от боковых сторон.
  • Каждый игрок команды бьет битой только один раз (в игре с дошкольниками).
  • Если первый игрок команды выбил рюху, то все остальные игроки этой команды бьют дальше не с кона, а с полукона.
  • После окончания игры команды меняются городами, и игра продолжается.
  • Рюха считается выбитой, если она лежит за чертой города. Иногда в городках рядом с городом рисуется пригород (более сложный вариант игры). Тогда, если рюха закатилась в пригород, ее необходимо продолжать выбивать в следующих ходах.
  • Если при выбивании фигуры бита улетела в город и не выкатилась из него, то она остается в городе до тех пор, пока не будет выбита другим игроком этой же команды вместе с рюхами.
  • Если игрок заступил за черту кона или полукона при ударе, то удар не засчитывается. Об этом правиле нужно сразу же рассказать детям и следить вместе с ними, чтобы никто не заступал за линии при метании.

Я рассказала о семейном и самом простом варианте игры, в который можно играть уже с детьми дошкольного возраста. Есть более сложные правила игры в городки и более сложные нюансы этой игры и фигуры. Если Вам понравится, Вы всегда сможете усложнить эту игру, освоив ее взрослые спортивные варианты.

Статьи по теме: