Старинные русские игры. Старые русские игры

Хотя игры на Руси всегда считались забавой, наши предки придавали им огромное воспитательное значение. Где еще, как не в игре, ребенок познает мир, взаимоотношения между сверстниками, отношения между старшими и младшими, учится выполнять правила, подчиняться им.

Нынче всем известно, что игра - основа детской жизни. Психологи утверждают, что через нее малыш получает необходимые знания, умения. Благодаря игре, он формируется как личность, приобретает социальные навыки. Это все очень хорошо понимают, но зачастую родители не находят возможности активно играть с детьми. Много интересных детских забав заменил компьютер. К сожалению, психологи фиксируют тот факт, что влияние игры на личность ребенка ослабевает в силу разных причин.

Полезность народных игр

Заботливые родители, осознавая свою занятость и невозможность полноценно общаться с ребенком, стараются окружить его разнообразными игрушками. Это хорошо, так как у малыша должна быть возможность через игрушку познавать мир вокруг себя. Но, чаще всего, с приобретением игрушек все заканчивается потому, что взрослые считают свою миссию выполненной. Между тем, чтобы дошкольник играл, его надо научить этому. Когда малыш умеет играть самостоятельно, тогда ему большое количество игрушек не понадобится.

Какие игры лучше всего предложить детям? Как найти игру, которая объединит взрослого и ребенка? Эти вопросы помогут решить . Они отбирались веками, до нас дошли самые любимые и популярные, которые легко организовать в любой обстановке: на отдыхе, дома. Пришла пора современным родителям узнать, в какие игры играли прадеды, чем они полезны для наших детей.

Праздничные забавы

Даже в старину народные игры объединялись в разные группы. Они различались по назначению, числу участников, сложности правил, возрасту детей. Однако, большинство народных игр настолько уникально, что каждая из них по своим характеристикам может войти в любую группу.

Для удобства использования можно разделить все игры на праздничные и повседневные. Праздничные народные игры для дошкольников хороши тем, что доставляют массу удовольствия и развлечения участникам. Дошколята радуются самому игровому процессу, возможности общаться со сверстниками или более старшими детьми без каких-либо условностей.

В таких развлечениях заложено минимальное количество несложных правил, которые легко соблюдать, поэтому они великолепно годятся для разного рода празднеств, когда собирается много детей: дней рождений, семейных торжеств, праздничных мероприятий.

В русских народных играх для детей легко участвовать, так как они содержат незамысловатые сюжеты, там действуют знакомые персонажи, правила понятны и доступны малышам. Все это вызывает интерес у дошкольников, желание принять участие в общей игре.

Кроме того, в век компьютеров, когда много говорят о неправильной осанке у детишек, малоподвижном образе жизни, вызывающем всевозможные заболевания, народные игры ‒ прекрасная возможность для побуждения ребят к движению, воспитания у них таких качеств как смекалка, сноровка, ловкость, находчивость. Еще одна положительная сторона таких развлечений ‒ там могут участвовать дети разного возраста, начиная от малышей, заканчивая старшеклассниками.

В универсальных забавах «Бой петухов», «Петушки и курочки», «Утки и гуси», «Ловишка с козликом», «У медведя в бору», которые отражают в своей тематике живой мир и имитируют повадки животных, могут принять участие дошкольники и ребята постарше. Всем нравятся игры, которые дают возможность побегать от души, проявить свою находчивость. В них активно развиваются двигательные навыки, приобретаются новые умения.

Игра «Бой петухов»

В потехе «Бой петухов» игроки, с поджатой ногой пытаясь удержать равновесие, подпихивают друг друга плечами.

Победителем становится игрок, вынудивший своего соперника опуститься на ноги.

Игра «Петушки и курочки»

Забава «Петушки и курочки» является парной, что позволяет ребенку почувствовать себя ответственным за сверстника. Объединившись по двое, за определенное время игроки собирают крупные семена (например, тыквы), рассыпанные на земле.

Победителями считаются игроки, собравшие большую часть зерен.

Также можно посмотреть на старинные развлечения с бегом.

Игра «У медведя в бору»

Забава «У медведя в бору» ‒ классика жанра, хорошо известна и большим, и маленьким, прочно вошла в программу дошкольных учреждений. Для проведения игры на противоположных сторонах площадки прочерчивается две черты. У одной располагается водящий, имитируя спящего медведя, у другой ‒ остальные. Взрослый подает сигнал, и дошколята неторопливо, «собирая грибы и ягоды», идут к «медведю». Бежать нельзя, пока не будут сказаны все слова. Четверостишие, сопровождающее действия игроков, простое, легко запоминается, поэтому произносится хором:

«У медведя во бору грибы, ягоды я рву. А медведь не спит, все на нас глядит! ».

Окончание стишка ‒ сигнал «медведю», который бежит за детьми. Он ловит игроков, пока они не добегут до своей черты. Затем водит ребенок, которого поймали.

Для разнообразия можно использовать потешку посложнее:

«У медведя во бору грибы-ягоды я рву. А медведь не спит, все на нас глядит. А потом как зарычит и за нами побежит! А мы ягоды берем и медведю не даем. Идем в бор с дубинкой, бить медведю в спинку! ».

Игра «Утки-Гуси»

Развлечение «Утки-Гуси» помогает детям проявлять выдержку, сноровку, так как по правилам к цели надо идти «утиным шагом». Играя, участники образуют круг, руки держат за спиной. С мячиком в руках водящий идет по кругу и произносит несколько раз слово «утка», затем неожиданно для всех меняет слово, произнеся «гусь». Мячик быстро кладется в руку одному из игроков. Затем водящий и ребенок с мячом идут влево-вправо, двигаясь навстречу друг другу по кругу. Каждый стремится дойти первым до «пустого» места, откуда началось движение. При встрече игроки здороваются: «Доброе утро (день, вечер)! ».

Побеждает игрок, пришедший первым. Ведущим становится тот, кто пришел последним.

Игра «Ловишка - козлик»

Подвижная игра «Ловишка - козлик» состоит из традиционного содержания и правил, какие есть в любой подобной игре. В качестве варианта можно использовать образ разных животных, например, «Ловишка - волк». Выбирается «козлик», игроки произносят потешку: «Козлик серенький, Хвостик беленький, Мы тебя напоим, Мы тебя накормим, Ты нас не бодай, А в ловишку поиграй». Проговорив хором четверостишие потешки, игроки убегают, а «козлик» их ловит, стараясь «забодать», имитируя движения животного.

С учетом возраста малышей, их интересов аналогичные игры можно всегда найти в разных источниках.

Традиционные русские забавы

Игра «Перетяни веревочку»

В игре «Перетяни веревочку» по сторонам площадки размещают два обруча. По земле протягивают веревочку так, чтобы концы ее оказались в середине каждого обруча. Дошколята распределяются на две группы. Участники каждой из них, по очереди, встают в свой обруч, потом по сигналу водящего (взрослого или старшего ребенка): «Раз, два, три, беги!», меняются обручами, стараясь как можно быстрее добежать до места соперника и дернуть веревочку. Тот, кто быстрее и без ошибок выполнил действия, становится победителем. Вслед за первой парой бежит вторая, потом третья, и так до конца.

Выигрывает команда, участники которой были быстрее, и чаще выдергивали веревочку. В этом соревновании обязательно участвует взрослый, чтобы следить за соблюдением правил.

Игра «Горелки»

В классической игре «Горелки» игроки встают парами в колонну. Поднятыми вверх руками образуют «ворота», через которые проходят все пары. Впереди всех, спиной к другим игрокам, встает водящий, которого еще называют «горящий». Игроки хором произносят потешку: «Гори, гори ясно, Чтобы не погасло! Глянь на небо, Птички летят, Колокольчики звенят. Динь-дон, динь-дон, Выбегай скорее вон! ». На последних словах дети в паре, оказавшейся впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат: «Раз, два, не воронь, А беги, как огонь! » Водящий поворачивается, догоняет убегающих детей.

Если игрокам удается взять друг друга за руки, и «горящий» остается ни с чем, то они опять встают позади колонны. Водящий опять ловит или «горит» другую пару: игра повторяется.

Если получается поймать кого-то из убегающих игроков, то составляется новая пара. Водящим становится игрок, оставшийся без пары.

Игра «Цепочки»

В «Цепочках» игроки также образуют две команды. Считалочкой, например: «Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети. Кукушата просят пить. Выходи — тебе водить! », выбирается «разбивала», который будет разбивать «цепочку». Команды располагаются напротив друг друга, участники крепко держатся за руки. Водящий разбегается, бежит к «цепи» соперников, стараясь ее разрушить.

При удаче он уводит соперника в свою группу, если не получилось, сам остается у соперников. Команда с большим количеством игроков становится победителем.

Аналогичных развлечений собрано и сохранено в народной копилке достаточно много. Большая часть их актуальна и любима поныне, например:

  • «Гуси-гуси»;
  • «Прятки»;
  • «Казаки-разбойники»;
  • «Салки»;
  • «Жмурки»;
  • «Колечко».

Другие ‒ «Плетень», «Звонарь», «Лапта» и прочие подзабыты, имеют более сложные правила, которые нужно с детьми предварительно заучить. Каждый родитель может подготовить увлекательные забавы, потехи, развлечения для проведения детских праздников. Все зависит от заинтересованности, желания самих взрослых.

Народные игры в повседневной жизни дошкольника

Для повседневного досуга нужно выбрать игры, в которые ребенок мог бы играть самостоятельно, но и в них игровой процесс должен захватить его. Этому помогут следующие развлечения:

Игра «Малечина-калечина»

Потеха «Малечина-калечина» является старинной забавой. По правилам для действия берут гладкую палочку, которую вертикально устанавливают на кончике пальца и начинают считать: « Малечина-калечина, сколько часов до вечера? Раз, два, три…» . Считают до тех пор, пока палочка не упадет. Как вариант, палочку можно располагать на ладони, предплечье, колене. При падении палочку следует подхватить другой рукой, чтобы действие продолжилось.

Полезна забава для развития у дошколят моторики, ловкости, упорства.

Игра «Бирюльки»

Традиционным народным развлечением являются «Бирюльки», небольшие деревянные палочки или фигурки. Игрок двумя пальчиками или специальным крючком выхватывает какую-либо фигурку, не задевая соседние палочки. Надо побуждать ребенка, чтобы он стремился усердно выбирать фигурки. Некоторым детям не хватает терпения.

Такая забава воспитывает усидчивость, мелкую моторику, что очень актуально для ребенка.

Игра «Фанты»

Известная очень увлекательна для дошколят, если они умеют в нее играть. Она не требует специального места, оборудования. Полезна детям дошкольного возраста, так как и развлекает, и помогает развивать память, речь, воображение. Играть можно взрослому вместе с ребенком. Ведущий начинает: «Вам прислали сто рублей, Что хотите, то купите, Черный, белый не берите, Да и нет не говорите!». Ребенок внимательно выслушивает вопросы, старается при ответах не использовать запретные слова. Например, на вопрос: «Вы поедете на бал? », можно ответить: «Поеду». Примерные вопросы и ответы могут быть на старинный лад: «В каком платье вы будете? ‒ Я надену красивое платье», «Вы поедете в карете? ‒ Пойду пешком». Или современными: «Вы пойдете в булочную? Вы будете покупать там хлеб? ». Если игрок сбивается, он отдает ведущему фант (какой-либо предмет), а потом в конце игры «выкупает» его. Для «выкупа» фантов можно предложить дошкольнику спеть песенку, прочитать стихотворение, можно использовать другие увлекательные задания.

Игра «Прятки»

Особенно дети любят традиционную забаву «Прятки», содержание и правила которой, хорошо известны всем. Ее можно организовать на природе и дома. Для заинтересованности малышей используется потешка: «Раз, два, три, четыре, пять, начинаю я искать. Кто не схоронился, я не виноват. Кто за мной стоит, тому три кона водить» . Затем все прячутся, а ведущий старается найти. Выбор другого ведущего может иметь несколько вариантов. Например, ведущим может стать участник, которого обнаружили первым, или использовать считалочку.

Стишки, считалки, которые являются неотъемлемой частью забав, можно сказать их визитной карточкой, помогают увлечь дошкольников, развивают их речевые навыки, воображение. Поэтому при выборе народных игр лучше отдать предпочтение тем, где есть народный фольклор.

Из перечня представленных игр видно, что, несмотря на простоту в сюжетах, правилах, действиях, решаются многие вопросы воспитания. Когда дошкольник усвоит правила старинной игры, он будет с удовольствием играть в нее. Многое зависит от родителей, которые могут увлечь ребенка народными играми.

Организуйте дворовых или деревенских друзей своего ребенка и предложите им одно из таких развлечений.

Игра «У мишки во бору»

На земле чертятся две прямые на расстоянии 6-7 метровдруг от друга. За одной линией стоит «мишка» (водящий), за другой - дети. Игроки выходят из дома и идут в лес (пространство между двумя линиями), чтобы собирать ягоды и грибы. Они «дразнят» мишку, подходя максимально близко к его берлоге и распевая хором веселую песенку:

Как у мишки во бору

Ягоды-грибы беру.

А мишка не спит,

Все на нас он глядит.

Как только текст закончится, мишка должен выскочить из своей берлоги и постараться осалить кого-то из играющих. Дети стремятся поскорее забежать в свой дом (за черту). Тот, кого водящий поймает, сам становится медведем.

Игра «Красочки»

Эта старинная русская народная игра имеет несколько названий, одно из которых - «Светофор». Выбирается «монах» (водящий) и «продавец». Остальные участники игры договариваются и загадывают цвета красок так, чтобы не было повторов (у каждого участника будет свой цвет). Монах приходит к продавцу и просит дать ему красочку. «Продавец» говорит: «Красок у меня много, а тебе какая нужна?» Монах называет какой-нибудь цвет, к примеру, синий.

Игра «Салки»

Веселая народная подвижная игра для детей. Выбирается водящий - он должен догонять игроков и «салить». Осаленный становится «водой» и должен бегать за остальными участниками, держать при этом за ту часть тела, за которую дотронулся только что бывший ведущий.

Если такого цвета никто не загадывал, продавец отвечает: «Иди по синей дорожке, отыщи синие сапожки, поноси и назад принеси». Монах начинает игру заново. Если синяя краска кем-то загадана, игрок старается сбежать от монаха, а тот догоняет его. Если догнать и осалить удается, то монах становится «краской», а осаленный игрок - монахом. Если нет - игра начинается заново с тем же водящим.

Игра «Казаки-разбойники»

Знаменитая народная русская игра для дошкольников и ребят постарше. Дети делятся на две команды - казаков и разбойников. У казаков имеется свое укрытие, в котором сидит сторож - он будет в течение всей игры охранять пойманных разбойников. Казаки сначала дают возможность разбойникам разбежаться и спрятаться. При этом команда должна оставлять за собой «улики» - на земле рисуются стрелки, оставляются записки и т.п. подсказки. Но следы могут нести и ложную информацию.

Спустя 10-20 минут казаки выходят из своего укрытия и начинают искать разбойников. Конец игры наступает тогда, когда все разбойники будут найдены и отведены под охрану сторожу. Затем разбойники с казаками меняются ролями.


Игра «Гуси»

На детской площадке на расстоянии10 метроврисуются две параллельные линии - это «дома». За одну черту заходят игроки (гуси), за другую один человек (хозяин). Меж домами стоит волк (водящий).

Гуси-гуси? (хозяин) - Га-га-га! (гуси) - Есть хотите? - Да-да-да! - Ну, летите! - Нет-нет-нет! Серый волк за горой не пускает нас домой!

После этого гуси должны перебежать на сторону хозяина так, чтобы «волк» их не осалил. Тот, кто попадется водящему, сам становится «волком»

Игра «Прятки»

Эта русская народная игра для детей знакома каждому, но не все пользуются ее вариантами. Основное правило заключается в том, что «вода» ищет спрятавшихся на улице или в помещении детей. То, место, возле которого он начинает отсчет вслух до 20, 50 или 100 называется коном. Это бывает стенка, дерево и т.п. Как только водящий увидит, кого-то из игроков, он бежит на кон, стучит по нему и громко произносит имя найденного человека.

Если обнаруженный участник успеет добежать до кона раньше «воды», пойманным он не считается - ребенок отходит в сторонку и ждет конца игры. В следующий раз на роль ведущего назначается тот, кто был обнаружен самым последним, если тот, конечно, не успел постучать по кону. Когда «вода» находится очень далеко, каждый игрок имеет право выскочить и тихонько пробраться к кону, постучать и назвать свое имя - это будет гарантией того, что он не станет последним из найденных игроков.


Игра «Поймай рыбку»

Эта русская народная игра для помещения вполне подходит. Игроки образуют круг. Выбирается «вода» - он встает в центр и берет в руки веревочку или скакалку. В детском саду его роль исполняет воспитатель. Вода вращает веревку по земле вокруг своей оси, а участники должны успеть через нее перепрыгнуть. Кто попадется (не успеет перепрыгнуть) на «удочку», выбывает из игры либо становится на место ведущего.

Игра «Тише едешь»

Отличная народная игра в детском саду. «Вода» и игроки встают по разные стороны от двух линий (они рисуются на расстоянии 5-7 метровдруг от друга). Цель участников - как можно скорее достичь водящего и до него дотронуться. Тот, кто сделает это раньше остальных - занимает его место. Во время движения игроков вода периодически произносит: «Тише едешь - дальше будешь. Замри!» На этом слове играющие должны замереть. Теперь задача ведущего - сделать так, чтобы кто-то пошевелился, посмеется, заговорит. Тогда участнику придется вернуться на начало пути - за черту. Разрешается строить игрокам гримасы, рассказывать что-то забавное, внимательно вглядываться в глаза, но не дотрагиваться.


Игра «Горелки» Одна из русских народных зимних игр. Малыши выстраиваются в колонну по двое, держась за руки. Ведущий становится к ним спиной в нескольких шагах и произносит: «Гори-гори ясно, чтоб не погасло! Раз, два, три - последняя пара выбеги!» Ребята, которые стоят последними в колонне, быстро перебегают и встают впереди. Ведущий же должен поторопиться, чтобы опередить их, заняв одно место первой пары. Кому места не хватило, сам становится «водой», который сам назначает бегущую пару (последнюю, вторую, четвертую и т.п.). Задача игроков - быть внимательными и помнить, какими по счету в колонне они стоят.


Игры народов мира для детей


Игра «Аисты» (украинская)

В игре принимают участие 6-8 детей, которые изображают аистов. Все игроки встают в общий круг, и каждый из них очерчивает вокруг себя окружность поменьше (диаметром 1 метр) - это будет «гнездо». Водящий встает в центр большого круга - «гнезда» у него нет. Когда «вода» подаст сигнал, аисты должны поднять правую ногу и так остаться стоять. Водящий тоже прыгает на одной ноге, а затем запрыгивает в чье-нибудь «гнездо». Тогда два конкурента выскакивают из «гнезда» и прыгают на одной ноге, огибая общий круг (ногу разрешается уже менять). Тот, кто первым, вернется к исходному кружку, остается в «гнезде». Опоздавший назначается водящим.


Игра «Хромая курица» (туркменская)

Игроки делятся по командам, в каждой из которых по три человека. Все участники встают вдоль линии старта. Двое крайних из каждой тройки берутся за руки, а стоящий посередине забрасывает левую ногу на их соединенные меж собой руки. Получается «хромая курица» на пяти ногах. По сигналу ведущего начинается гонка, в которой побеждает команда, которая придет к финишу раньше соперников.

Игра «Квинта» (литовская)

В такой игре разных народов для детей участвуют 5 игроков. На асфальте или земле чертится квадрат со стороной10 метров. Четыре участника становятся по четырем углам фигуры. В центре квадрата рисуется круг диаметром полтора метра - в него встает пятый человек (квинта). «Угловые» бросают в квинту мяч, а тот старается увернуться от предмета, не выходя за границы очерченного круга. Тот, кто попадает в квинту, становится на его место.

Игра «Шпень» (белорусская)

По центру поля устанавливают шпень (деревянный брусок). Рядом с ним стоит ведущий. Игроки образуют круг, у каждого в руке бита. Цель участников - с силой бросить биту так, чтобы попасть в шпень и чтобы он откатился максимально далеко от центра. Если кому-то удается это сделать, то ведущий бежит за бруском, а игроки в это время должны подобрать брошенные биты.


Когда «вода» установит шпень, он должен успеть схватить одну из бит раньше, чем это сделал ее хозяин. Если ему это не удалось, он остается ведущим в следующем круге. Замечательная игра народов мира для детей не только в деревне, но и в городских условиях (в парке, сквере). Шпень можно заменить кеглей, а биты - мячиками (так попасть по шпеню будет еще труднее).

Игра «Один в кругу» (венгерская)

Дети становятся в круг, в центре которого находится водящий. Игроки начинают перекидывать друг другу маленький мяч. Задача «воды» - перехватить игрушку. Любой ребенок может неожиданно кинуть мячик в ведущего. Если тот от мяча не увернется, игра продолжается. Если водящий поймал мяч в руки или увернулся от него, то он занимает место в кругу, а тот игрок, который бросал в него мяч становится в центр.

Игра «Балтени» (латышская)

Для такой подвижной игры народов мира для детей лучше выбрать летнее время. Местом проведения может стать парк или полянка. Все игроки ложатся лицом вниз на травку и закрывают глаза. Водящий закидывает балтени (биту) как можно дальше в заросли травы или кусты. По его сигналу участники бегут искать предмет. Тот, кто его первым отыщет, становится водящим.

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Далее мы приводим ряд игр, которые с большим удовольствием и пользой можно использовать как в учебном процессе в школе, детском оздоровительном лагере, так и в свободное время в кругу семьи.

Удар по веревочке

Для игры необходима замкнутая в круг веревочка. Игроки берутся обеими руками за веревочку с внешней стороны. Выбирается один водящий, который должен находиться в центре круга, образованного веревочкой.

Цель водящего – посалить, т.е. ударить по руке одного из играющих находящихся с внешней стороны круга. Те, кто находятся с внешней стороны круга, во время атаки водящего могут отпустить от веревочки только одну руку. Если играющий отпускает от веревочки две руки или по одной из них попадает водящий, то уже именно он становится в круг и игра продолжается дальше.

Большой мяч

Игра, в которой необходимо образовать круг. Дети берутся за руки, и выбирается один водящий, который становится в центр круга и около его ног находится большой мяч. Задача игрока, находящегося в центре, ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Тот игрок, который пропускает мяч, выходит за пределы круга, а тот, кто попал, становится на его место. При этом все поворачиваются спиной к центру круга и стараются не пропустить мяч уже в центр круга. Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки.

Шаром в лунке

Игра, имеющая множество разновидностей. Для игры в земле вырывают неглубокую ямку, в которую кладут шар. Все играющие должны иметь при себе прямые палки длиной около метра. Путем жребия выбирается исполник – игрок, который будет охранять шар. Все остальные игроки отходят за условную черту, на определенное расстояние от лунки и начинают в порядке установленной очереди метать палки, стараясь попасть в шар. У всех бросивших мимо, палки остаются лежать на месте.

Если никто не попадает, то исполник катит мяч своей палкой в сторону ближней к нему, стараясь в нее попасть. Если это ему удается, то он бежит за исходную для бросков линию, также называемой домом. Исполником становится тот, в чью палку попал шар. Если же в процессе игры кому-либо удается выбить шар из лунки, в тот же самый момент, те игроки, чьи палки находятся в поле бегут их забирать, а исполник должен установить шар на место. Таким образом, игроки получают возможность произвести дополнительный бросок. Во время метания палок, исполнику рекомендуется находиться чуть в стороне от шара, чтобы избежать попадания палки в него.

Зайки

Игра проводиться на открытом пространстве. Из всех игроков выбирается один охотник, все остальные изображают зайцев, стараясь прыгать га двух ногах. Задача охотника поймать самого не проворного зайца, осалив его рукой. Но в игре существует одно немаловажное условие, охотник не имеет права ловить зайца, если тот находится на "дереве". В контексте данной игры деревом будет являться любая щепочка или же пенек. Это условие сильно усложняет охотнику жизнь, что часто во время игры приводи его в негодование. Однако, как только удается осалить одного из зайцев, он тут же становится охотником, принимая на себя незавидную обязанность – ловить зайцев.

Прыганье со связанными ногами

Всем участникам завязываются ноги плотной широкой веревкой или платком. После чего все становятся около исходной линии и по сигналу начинают прыгать в сторону финишной черты. Победителем является тот, кто быстрее всех преодолел расстояние. Расстояние не должно быть слишком большим, так как прыгать с завязанными ногами достаточно тяжело.

Без соли соль

Для этой игры выбираются двое водящих, которые садятся на землю друг напротив друга, так чтобы подошвы их ног соприкасались между собой. Водящим завязывают глаза плотной матерчатой повязкой. Руки водящих находятся за их спинами. Все остальные – игроки в поле. Полевые игроки, подойдя поочередно с одной из сторон к водящим, кричат "Без соли" и беспрепятственно перепрыгивают через их ноги. На обратном пути необходимо кричать "Соль" и постараться снова перепрыгнуть через ноги водящих. Отличие лишь в том, что водящие стараются руками поймать прыгунов. Если это им удается, то происходит смена водящего. Тот, кого поймали, садится на место того, кто его поймал, и уже ему завязываются глаза.

Растеряхи

Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.

Горелки (Огарыши, Столбом, Парами)

Для этой игры необходим водящий, его и выбирают до начала игры. Все остальные образуют пары, преимущественно мальчик – девочка, а если в игре принимают участие и взрослые, то мужчина- женщина. Пары встают друг за другом, а водящий спиной к первой паре на определенном расстоянии и ему строго воспрещается оглядываться назад. После кто-то один или все вместе начинают приговаривать: "Гори, гори ясно! Чтобы не погасло. Взглянь на небо, там птички летают!" (Встречаются и другие рифмовки). После чего водящий смотрим в небо. После чего задняя пара бежит через стороны вперед, один человек через правую сторону, другой через левую сторону. Задача задней пары постараться встать перед водящим, взявшись за руки. Водящий старается поймать или хотя бы осалить одного из передвигающейся пары. Если это происходит, тот, кого осалили, становится водящим, а "старый" водящий занимает его место в паре. Игра продолжается до потери интереса или появления усталости у игроков.

У медведя во бору

Игра для самых маленьких. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.

Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу.

Укротитель диких зверей

На игровой площадке ставятся пеньки по кругу или мягкие коврики, если это зал. Пеньки (коврики) кладутся по кругу, но на один меньше, чем игроков, принимающих участие в игре. Тот, у кого нет пенька – это укротитель зверей, а все остальные звери. До начала игры дети выбирают, кто будет волком, кто лисой, а кто зайцем. Звери садятся на пеньки. Укротитель зверей идет по кругу с внешней стороны и называет кого-то из зверей. Тот, кого назвали, встает и идет за укротителем. И так укротитель может назвать несколько зверей, они встают и идут за вожаком. Как только укротитель говорит: "Внимание, охотники", звери и укротитель стараются сесть на свободный пенек. Тот, кому свободного места не находится, становится укротителем и игра продолжается.

Елы

Очень интересная игра, получившая широкое распространение в разных регионах и имеющая несколько модификаций. Все играющие находятся неподалеку друг от друга (на лужайке, во дворе, в поле) и роют маленькие ямки, каждый для себя. После чего становятся одной ногой в ямку. За исключением водящего, у которого в руках находится палка метровой длины и шар (мяч). У всех "полевых" игроков также есть палки. Водящий ударяет палкой по шару и старается пасть им в остальных игроков. Как только игроки в поле видят, что мяч катится в их сторону, стараются отбить шар, бросив в него палкой. Если игрок не попадает, то ему могут помочь его товарищи. Как только мяч отбит, водящий бежит за мячом, дотрагивается до него и пытается занять место того, кто метал палку и должен ее забрать. Если водящий успевает занять "пустое место", ямку, игрок которой убежал за палкой, то происходит смена водящего.

В ногу

Народная казацкая игра, получившая свое распространение в 19-м веке. Игра требует проявления меткости и ловкости от ее участников. Дети делятся на 2-ве равные по числу команды. Вдоль одной из линий чертятся круги диаметром около 30-ти сантиметров, согласно количеству игроков одной команды. После этого, игроки одной команды строятся шеренгой по линии, поставив одну ногу в нарисованный круг. Игроки противоположной команды стоят напротив, на определенном, заранее установленном расстоянии. Их задача попасть мягкими мячами в игроков команды-соперницы. Игра длится по количеству установленных бросков (например, по 5), после чего команды меняются местами. За каждое попадание можно начислять баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Во время игры запрещается бросать мяч в лицо, а игрокам, находящимся в кругах, отрывать ногу, находящуюся в кругу от земли.

Гуси

Дети делятся на 2-ве команды. В центре площадки чертится круг. Игроки, по одному от команды, выходят в круг, поднимают левую ногу назад, берутся за нее рукой, а правую руку вытягивают вперед. По сигналу игроки начинают толкаться ладонями вытянутых рук. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

Бой петухов

Игра проводится практически по тем же правилам, что и игра Гуси. Основное отличие заключается в том, что игроки, прыгая на одной ноге, закладывают руки за спину и толкаются не ладошками, а плечо в плечо. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

Перетяжка

Все дети, которые участвуют в этот игре, делятся на 2-ве равные по числу участников команды. От каждой команды приглашается по одному человеку. В центре площадки лежит метровая палка. Вышедшие участники хватают палку каждый со своей стороны и по команде начинают тянуть палку, каждый в свою сторону. Побеждает тот, кто перетянет соперника на свою сторону. Далее в центр площадки выходят следующие участники команд. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

Волки во рву

Для этой игры потребуются "волки", не более 2-х, 3-х человек, а все остальные дети назначаются "зайцами". В центре площадки чертится коридор шириной около 1-го метра (ров). "Волки" занимают пространство внутри коридора (рва). Задача "зайцев" – перепрыгнуть ров и не быть осаленными одни из "волков". Если "зайчика" осалили и он попадается, ему следует выйти из игры. Если во время прыжка "заяц" ногой наступил на территорию рва, то он провалился и тоже выходит из игры.

Переездной конь

В игре могут с успехом принимать участие, как взрослые, так и дети, особенно во время массовых праздников. Все участники делятся на две команды: одни – "кони", другие – "наездники". "Наездники" садятся на "коней" и образуют круг. Одному из "наездников" вручается мяч. "Наездники" передают мяч по кругу в ту или иную сторону, например, вправо. И нужно, чтобы мяч прошел несколько кругов, по договоренности до игры. После чего команды меняются местами, но, как правило, игра складывается иначе. Если во время переброски мяча он оказывается на земле, то команды моментально меняются местами: "кони" становятся "наездниками", а "наездники" – "лошадками".

12 палочек

12 палочек – игра, в которой могут принимать участие большое количество детей. Важным условием ее проведения, является местность, на которой она проводится. Должно быть много кустов, деревьев или иных укрытий, так, чтобы была возможность спрятаться. Все игроки должны знать друг друга по именам. Для игры потребуется доска длиной около 50-80 сантиметров, 12 коротких палочек (длина около 15 сантиметров) и круглое бревнышко. Доска кладется на бревнышко, а палочки на один край доски. Получается конструкция, похожая на качели.

Из всех игроков, выбирается водящий. Он закрывает глаза, считает, например до 20-ти. Все остальные игроки должны спрятаться. Палочки лежат на бревнышке. Водящий должен найти игроков, но, не забывая о палочках. Как только он кого-то находит, то должен назвать имя игрока, подбежать к доске и ударить ногой по противоположному от палочек концу, так, чтобы они разлетелись, после чего может прятаться, а водящим становится тот, кого нашли. Игра продолжается дальше.

Если водящий далеко ушел от доски с палочками, то кто-то из тех, кто прячется, может подбежать и ударить по доске, так, чтобы палочки разлетелись. В этом случае, водящий должен собрать палочки и лишь потом, идти искать других участков игры.

Удочка (Рыбка, Поймать рыбку)

Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становиться в центр круга. Водящему выдается веревочка. Водящим может быть и взрослый. Водящий начинает вращать веревочку. Задача всех игрок в кругу перепрыгнуть через нее и не быть пойманными. Вариантов развития игры 2-ва.

1-ый вариант: без смены водящего (взрослый). В данном случае те, кто попался на удочку, выбывают из игры и выходят за пределы круга. Игра проводится до тех пор, пока в кругу не останутся самые ловкие и прыгучие дети (3-4 человека). 2-ой вариант: со сменой водящего. Та "рыбка", которая попадается на удочку, занимает место в центре круга и становится "рыбаком".

Наседка и коршун

Перед началом игры из всех ее участников выбирают 2-ух самых крепких: один назначается коршуном, другой назначается наседкой. Все остальные – это цыплята. Коршун находится в сторонке и по старинным русским правилам вырывает маленькую ямку. За наседкой, друг за другом, становятся цыплята и берут друг друга за талию. После чего матка с цыплятами подходят к коршуну, и матка начинает приговаривать: "Коршун! Что делаешь?" - "Ямочку рою". – "Зачем тебе ямочка?" - "Денежку ищу". – "Зачем тебе денежка?" - "Иголку купить". – "Зачем тебе иголка?" - "Мешочек сшить". – "Зачем мешочек?" - "Камешки класть". – "Зачем камешки?" - "В твоих деток шуркать-буркать". – "За что?" - "Они ко мне в огород лазят". – "Ты бы забор выше делал, а коли не умеешь, так лови их. После чего, коршун старается поймать последнего цыпленка. Наседка защищает своих цыплят, не позволяя осалить последнего цыпленка, который также старается уклониться. Пойманный цыпленок садиться на лавочку, а игра продолжается до тех пор, пока коршун всех не изловит. Игра может проводиться и бег приговора наседки.


© Все права защищены

Яркие и самобытные черты культуры любого народа как нельзя лучше проявляются в созданных им играх. На протяжении многих столетий русские народные игры были частью как повседневной жизни, так и обязательным «гвоздем программы» любого праздника и для детей, и для взрослых. Они выступали в роли не только отличного способа весело и интересно провести время, а еще и являясь отличной психологической разгрузкой, хорошим средством самопознания, ненавязчиво обучающим подрастающее поколение ловкости, смелости, храбрости, доброте, взаимовыручке, благородству и самопожертвованию во имя общего блага.

В жизни русского народа, как отмечали ученые-историки, народные игры, отражавшие особые черты славянского менталитета, общественный устрой и общее мировоззрение, всегда занимали очень важное место. Они имели огромное воспитательное значение, требовали от участников игрищ и забав не только физических усилий, а еще и недюжего ума, ловкости, хитрости, присутствия духа в любой ситуации, неутомимости и настойчивости. Обычно все игры проводились на свежем воздухе и на неограниченном пространстве, что, несомненно, содействовало физическому развитию подрастающего поколения, его закалке и подготовке к непростой взрослой жизни.

Русские игры отличались разнообразием, в них участвовали и дети, и взрослые, которые в редкие от тяжелой работы праздничные дни могли себе позволить повеселиться, соревнуясь в силе или ловкости, хоть не намного откинув серые будни повседневности. Русские народные игры можно условно поделить на мужские («Бабки», «Лапта», «Городки», «Взятие снежного городка»), детские («Ладушки», «Сорока-ворона»), коллективные («Горелки», «Прятки», «Ручеек», «Прятки», «Поводырь»).

Игры и забавы русского народа:

Бабки

В качестве инвентаря для игры «Бабки» использовались очищенные кости нижних надкостных суставов копытных домашних животных (коров, свиней, овец) и одна большая кость, используемая в роли биты, обычно для тяжести залитая свинцом или чугуном. Участвовать в игре могли от двух до десяти детей, каждый со своей битой и несколькими бабками. На ровной поверхности расчерчивалось игровое поле, в специальном окне (линия кона) расставлялись кости (бабки) в определенной последовательности, каждую из которых нужно было выбить битой определенным образом. Это эмоциональная и увлекательная старинная русская игра, которая совершенствовала навыки метания, развивала силу, скорость, глазомер, воспитывала выдержку и внимание.

Лапта

«Лапта» - русская народная командная игра, в которой использовались бита (она была лопатообразной, отсюда и название игры) и мяч, проводилась она на открытом естественном пространстве, разделенном на две стороны: «город» и «кон», занимаемые разными командами. Игра заключалась в том, что игрок одной команды должен был ударить мяч битой посильнее в сторону принадлежащую противнику, чтобы он улетел подальше и пробежаться за это время в стан «врага» и обратно, причем, чтобы тебя не «осалили» мячом, пойманным игроками команды противника. Удачная пробежка приносила команде очко, у кого было их больше, тот и победил. Эта игра способствовала сплочению людей, вырабатывала в них чувство крепкого товарищества, взаимной поддержки, верности и конечно вырабатывала внимательность и ловкость.

Городки

«Городки» (по другому «Рюхи», «Чушки», «Свинки»). В этой игре с определенного расстояния специальной битой на расчерченной площадке выбивались расставленные «городки» - фигурки из нескольких деревянных чурок, сделанных из березы, липы, бука и т.д. Основной задачей было выбивание 15-ти основных фигур, каждая из которых имела свое название, используя минимальное количество бросков. Соревнования по выбиванию фигур могут быть как личные, так и командные. Игра отличается увлекательностью, требует наличия ловкости и силы, выдержки, меткости и отличной координации движений.

Ручеёк

В давние времена ни одни праздник не обходился у молодежи без веселой, мудрой и весьма многозначительной игры «Ручеек», в который переплеталась такие важные для молодых людей чувства как выбор симпатии, борьба за свою любовь, испытание силы чувств, ревность, волшебное прикосновение к руке свой избранницы.

Участники игры становились друг за другом парами, брались за руки и поднимали их высоко над головой, образуя длинный коридор из сцепленных рук. Игрок, которому пара не досталась, проходил внутри своеобразного коридора-ручейка и, разбивая пару, уводил в конец коридора своего избранника или избранницу. Человек, оставшийся один, шел в начало, выбирая себе новую пару. Таким образом «ручеек» постоянно находится в движении, чем больше людей, тем игра веселее и увлекательнее.

Горелки

«Горелки» - веселая, озорная и подвижная игра, развивающая внимание и скорость. Игроки разбивались на пары и становились в колонны, выбранный водящий становился спиной к ним, не смотря назад. Перед ним на некотором расстоянии рисуется линия, участники напевали веселую песенку «Гори-гори ясно» и по её окончании на слове «беги» пара размыкает руки и бежит к линии, а водящий должен поймать одного из них, пока они не сомкнули руки за чертой. С пойманным он становится в пару, а его партнер, оставшийся один, становится следующим водящим.

Прятки

Игра в «Прятки» - популярное детское развлечение, отличающееся веселостью, азартностью и подвижностью, она способствует развитию смекалки, выдержки и находчивости, учит работать в команде. Играть в неё можно как вдвоем, так и командой. Выбирают водящего, который становится лицом к стене и закрывает глаза, остальные убегают и прячутся, водящий должен их найти и назвать по имени.

Ладушки

Любимой игрой-потешкой для совсем маленьких деток были всем хорошо известные «Ладушки», призванные развеселить ребенка, заинтересовать его веселыми стишками, сопровождающиеся движениями рук и головы, хлопаньем в ладошки, увлекательной мимикой лица. Данная игра хорошо развивает мелкую моторику рук и координацию движений, учит навыкам общения и конечно приносит малышу массу позитивных эмоций.

Взятие снежного городка

«Взятие снежного городка» - традиционная зимняя забава русского народа, которая являлась частью разудалых игрищ на Масленицу. «Городок» (представлял собой две стены с воротами, украшенными фигуркой петуха, бутылки и рюмки) строился из снега на открытом пространстве (в поле или на площади), обливался водой для придания ему большей неприступности.

В игре участвовали две команды, обычно состоявшие из молодых крепких парней, одни были «осажденные», они находились внутри снежной крепости, другие «осаждающие», они нападали с целью захватить снежный городок и разрушить его (кстати, им разрешалось быть на конях). Защитники городка (они были пешие) оборонялись с помощью веток и метелок, лопатами засыпали атакующих снегом и закидывали их снежками. Первый, кто ворвался в ворота снежной крепости, считался победителем. Такие развлечения отличались безудержной удалью, весельем и отчаянной бесшабашностью.

Русский народ придумывал игры и забавы с заботой и любовью для своих детей, надеясь, что с их помощью они не только весело и полезно для здоровья проведут свое свободное время, а еще станут быстрыми, ловкими и сильными, научатся общаться друг с другом, ценить дружбу, приходить на выручку, быть честными и не бояться трудностей, твердо веря в свои силы и помощь друзей.

Детские шалости, порой, не знают границ: бьются китайские вазы, новые обои превращаются минут за пять в арт-объект, а кошка теряет последнюю надежу вырваться из пеленок. Чем бы дитя ни тешилось…Интересно, сильно ли отличались игры детей на Руси от забав нынешнего поколения?

«Лошадка»

Дети на Руси обожали игру в «лошадки». Что может быть проще! Нашел подходящую палку и скачи себе, куда душа пожелает. Если «лошадка» удачная, она будет «напоена», «накормлена» овсом, почищена и поставлена в «конюшню». Иногда игра в «лошадку» приобретала глобальный размах. Находилось что-либо, что обладало способностью «катиться». Взявшиеся за руки мальчишки с веревочками в зубах становились по двое или трое, а самый бойкий забирался в «повозку» и именовал себя кучером. «Тройка» начиная с тихой рыси, переходит на галоп, несется так, что в итоге опрокидывает повозку с кучером. И в этом самый шик! Кучер, потирая ушибленные места и размазывая кровь рукавом, достоин сегодня всеобщего уважения.

«Клёцки»

Обычно этой игрой забавлялись те, кто был наказан. Запрет выходить из дома, похоже, не сильно угнетал шалунов. Они собирались возле ворот и коротали время за игрой. Суть проста: при помощи большого и указательного пальца складывается кольцо, через которое каждый из участников должен пропускать свою слюну. Чья слюна зацепит пальцы, тот становится «клёцкой». Все принимаются дразнить его со свойственной детям жестокостью. Рассвирепевший «клёцка» начинает гоняться за обидчиками. Кого поймает – тот становится новой «клецкой». Игра продолжалась до тех, пока не выдохнется последний из шалунов.

«Ястреб и голуби»

Среди всей ватаги выбирается ястреб, голубь и голубка. Остальные становятся прожорливыми птенцами. Почему прожорливыми? Да потому что именно на поиски еды папаша-голубь должен был отлучаться из «гнезда» и подвергать себя опасности быть растерзанным ястребом. Впрочем, когда хищник завершал кровожадную расправу над голубем, то поджидал голубицу, которая следующей отправлялась за едой. А потом, по очереди, «трепал» и всех птенцов. Игра доходила до такого буйства, что дети возвращались домой вымазанные в пыли, в порванной одежде. Вот здесь-то их ожидала уже реальная расправа, а в роли ястреба выступали разгневанные родители.

«Ярка»

Игра затевалась в поле. Находился, понятно, незасеянный участок, на котором выкапывались на небольшом расстоянии ямки. Завершался ряд большой ямкой под размер похожего на мяч предмета из лыка или дерева. При этом каждая ямка имела своего владельца, чьими руками она, собственно говоря, и создана. Каждый по очереди с силой катил мяч через малые ямки к большой. Если мяч остановится на чьей-то малой ямке, ее хозяин подвергается всеобщему осмеянию. Он вставал на колени, все по очереди ерошили ему волосы и пели «дразнилку», на последнем слове которой все бросались в рассыпную. Ведь «ярка» старался угодить мячом одному из обидчиков в голову. В кого попадет, тот катает мяч заново.

«Хлопание»

Игра начинается, как только появляются первые листья на деревьях. Лист прикладывается к губам. При втягивании он рвется с громким «потрясением воздуха». Мальчишки сбиваются в группы, и щелкают ежеминутно, выказывая друг перед другом своё мастерство. Ведь чем искуснее исполнять щелканье, тем громче звук. Не трудно догадаться, что в итоге происходит. Нервы-то у взрослых не железные!

«Рыбка»

Игру затевали преимущественно осенью, так как летом почти все дети были заняты делом. Вбивается колышек, к которому привязывается веревка. Рядом с колышком накидывается разное барахло: худые лапти, сапоги, башмаки. Чем больше, тем лучше. Это и есть «рыбка». Ведущий – коноводец, держась за веревочку, должен охранять «рыбку», которую все участники стараются стащить. Участи коноводца стараются все избежать. Проворонил последнюю «рыбку»? Беги, что есть мочи, потому что украденная «рыбка» полетит в тебя. Если удастся подхватить брошенную «рыбку» и запустить в одного из обидчиков, новый коноводец определен.

«Терять»

Обычно эту игру затевали перед сном. Дети вставали в круг спинами друг к другу и начинали кружиться с песнями или без. В какой-то момент обязательно находится тот, кто повалится. Над упавшим потешаются, его больше не принимают в игру, называя «потерянным». О космонавтах, конечно, никто в те времена и слыхом не слыхивал, но хорошая координация и твердость в ногах никогда не были лишними.

Статьи по теме: