Все о шахматах. Интересные факты про шахматы. Шахматы как спорт

Вам захотелось стать гроссмейстером по шахматам? Честно скажем, для достижения цели вам понадобится знать чуточку больше, чем приведённые ниже факты. Однако шахматы - это одна из самых известных стратегических игр на на нашей планете, их история насчитывает несколько столетий и чрезвычайна интересна сама по себе.

Родина шахмат - Индия

25. Родиной шахмат считается Индия, эпоха государства Гуптов (около 1400 лет назад). Оттуда игра попала в Эраншахр (территория современных Ирана и Ирака), затем на Ближний Восток, в Европу и Россию. Возможно, так выглядели первые шахматные партии

24. Первый ход пешки на две клетки вместо одной был придуман в Испании в 1280 году. Исключительное право пешки на первый ход

23. Китайский император Суй Вэнь-ди однажды казнил двух заморских шахматистов, услышав, как они называли одну из фигур императором. Ярость Суй Вэнь-ди вызвало упоминание высокого титула правителя Поднебесной в простой игре. Император Суй Вэнь-ди, по-видимому, не одобрял шахматы

22. Первое упоминание шахмат в Америке относится к 1641 году и связано с городом Эстер Синглтон, где в то время жили голландские поселенцы. А первый шахматный турнир в США состоялся в Нью-Йорке в 1857 году.
Литографии участников первого шахматного турнира в США

21. Самый долгий по времени ход принадлежит бразильцу Франсиско Троису: на его обдумывание шахматист потратил два часа и двадцать минут.
Больше двух часов понадобилось бразильскому шахматисту на обдумывание хода (на фото в чёрном жилете)

Первая партия «Космос - Земля»

20. Первая партия «Космос - Земля» состоялась 9 июня 1970 года. Её сыграли экипаж космического корабля Союз-9 и представители центра подготовки космонавтов на Земле. Игра закончилась вничью.
Матч космонавтов с Землей закончился вничью

19. Первоначально ферзь мог двигаться только на одну клетку по диагонали, затем на две. Так продолжалось до тех пор, пока королева Изабелла Испанская не приказала сделать ферзя (а в Европе его называют королевой) самой сильной фигурой на доске.
Из самой слабой фигуры ферзь стал самой сильной

18. Самая старая из записанных шахматных партий относится к 900 году – это была игра между багдадским летописцем и его учеником.
Иллюстрация к старейшей из шахматных партий

17. Легендарный учёный Алан Тьюринг написал первую в мире компьютерную программу для игры в шахматы в 1951 году. Так как в то время не было машины, способной обработать эту программу, для тестовой игры Тьюрингу пришлось самому выполнять алгоритмические вычисления, делая в несколько минут один ход.
Тьюринг интересовался и шахматами

16. «Deep Blue» стала первой программой, проигравшей гроссмейстеру в ноябре 1988 года. Однако девять лет спустя она же выиграл две партии в матче с Гарри Каспаровым в 1997 году и стал также первой машиной, теперь уже обыгравшей человека.
Компьютер научился играть в шахматы не хуже человека

Самый старый набор шахмат

15. Самый старый из сохранившихся наборов шахмат был найден на острове Льюис в Северной Шотландии. Он датируется XII веком нашей эры, и предположительно создан в Исландии или Норвегии. Его оригинальное исполение послужило образцом для волшебных шахматных фигур в фильме «Гарри Поттер и философский камень». Самый старый шахматный набор сыграл свою роль в кино о Гарри Поттере

14. Эммануэль Ласкер оставался чемпионом мира по шахматам дольше всех в истории: 26 лет и 337 дней, с 1894 по 1921 годы. Эммануэль Ласкер много лет оставался непобедимым

13. Второй книгой, напечатанной на английском языке вслед за рассказами о Троянской войне, стал труд о шахматах. Иллюстрация к одной из первых печатных книг по шахматам

12. В 1561 году испанский священник Руи Лопес де Сегура написал книгу «Об изобретательности и искусстве игры в шахматы», которая стала первым серьезным изучением этой игры. С именем Руи Лопеса связано создание испанского дебюта, так как наибольшее внимание в своем труде Лопес уделял именно началу игры. Первый теоретический труд о шахматах составил Руи Лопес де Сегура

11. Шахматы часто приводятся врачами в пример эффективного средства улучшения памяти. Также эта игра тренирует ум путём решения сложных логических задач, поэтому она рекомендуется для борьбы с болезнью Альцгеймера.
По мнению врачей, шахматы улучшают память и тренируют ум

Откуда произошло название шахматы

10. Название «шахматы» происходит от персидских слов «шах» и «мат», которые часто переводятся как «король умер», хотя более точным эквивалентом было бы выражение «король в ловушке» или «королю не убежать».
Королю не убежать!

9. В 1972 году во время матча Фишер-Спасский в Рейкъявике советская делегация подозревала претендента Фишера в использовании различных электронных и химических устройств для того, чтобы вывести чемпиона мира из равновесия. Стул Спасского охранялся круглосуточно, а после игр был отправлен в лабораторию, но ничего необычного в нем найдено не было.
Психологическое давление Роберта Фишера на Бориса Спасского так и не было установлено

8. Филлипинский мальчик Алехин Нури стал самым молодым мастером ФИДЕ в мире. Сейчас ему 9 лет.
Самому юному мастеру ФИДЕ 9 лет

7. В английском языке слово rooky, обозначающее выдающего шахматиста, происходит от «rook» - ладья. Как правило, ладьи вступают в игру ближе к эндшпилю и вместе с ферзем являются самыми сильными фигурами.
Сильный шахматист подобен ладье

6. Складная шахматная доска была изобретена в 1125 году священником-шахматистом. Церковь запрещала священникам играть в шахматы, поэтому изобретательный пастор просто складывал доску пополам, чтобы она казалась похожей на лежащие друг на друге книги.
Изобретательный священник нашёл способ обойти запрет на шахматы

Томас Уилсон изобрел шахматные часы

5. Шахматные часы были изобретены Томасом Уилсоном в 1883 году, до этого времени использовались песочные часы. Современный вид шахматные часы приобрели к 1900 году, когда был придуман механизм переключения.
Без часов невозможно проведение шахматного турнира

4. В 1985 году Гарри Каспаров стал самым молодым чемпионом мира по шахматам в возрасте 22 лет и 210 дней. До сих пор тринадцатый чемпион мира признаётся многими экспертами величайшим шахматистом в истории.
Гарри Каспаров стал самым молодым чемпионом мира

3. Самый продолжительный по количеству ходов матч был сыгран между шахматистами Николичем и Арсовичем в Белграде в 1989 году. Партия продолжалась 20 часов 15 минут и завершилась ничьей. За игру было сделано 269 ходов. После этого матча ФИДЕ ввела правило 50 ходов: если за 100 ходов ни одна фигура не была взята, игроки не имеют права более затягивать игру и объявляется ничья.
Самый долгий матч в истории шахмат закончился ничьей

2. Однако теоретически в самой длинной шахматной партии может быть 5 949 ходов.
В шахматной партии возможно сделать более пяти тысяч ходов

1. Число возможных уникальных шахматных партий больше числа электронов во всей вселенной. Количество мельчайших частиц материи составляет около 10 в 79 степени, в то время как число неповторяющихся шахматных комбинаций более 10 в 120 степени.
Всевозможные партии в шахматах вряд ли когда-нибудь будут сыграны

Многие учёные не подвергают сомнению то, что шахматы оказывают крайне положительное воздействие на человека: развивают память, тренируют ум и не зря даже считаются спортом, а потому можно не сомневаться, что эта уникальная игра еще долгое время не уйдёт в историю.

Одна из самых древних и увлекательных игр – шахматы. Она известна в любом уголке земного шара, поэтому в мире есть десятки ее вариаций. Это не просто игра, ведь шахматы давно являются видом спорта и искусства. Шахматную разметку используют практически во всех сферах жизни, а алгоритм игры применяют в научных целях. Но где же находится ее родина и кто ее придумал? Однозначного и правдоподобного мнения до сих пор нет. Ученые спорят, выдвигая свои версии.

Спорная версия

Некоторые издания с уверенностью заявляют, что шахматы появились в Индии где-то в VI веке н. э. Об этом еще в начале XX века можно было прочесть в книге Гарольда Мюррея «История шахмат». Да, изобрели игру именно там и в то время, но придумали ее намного раньше. Ученые всерьез взялись за исследование этой темы и нашли много самых разных версий, которые порой удивляют фактами.

Если рассматривать Индию в качестве прародительницы шахмат, стоит вспомнить известную легенду о радже и брамине. После многочисленных походов, побед и поражений властелин устал и загрустил. Раджа велел своими советникам и мудрецам придумать ему забаву, на что отвел 3 дня и ночи. Никто не смог удовлетворить его и заинтересовать, кроме скромного крестьянина, который принес доску с клеточками и деревянными фигурками. Когда раджа узнал условия игры, радости его не было границ.

Это было то, что так долго они пытался найти. Взамен крестьянин потребовал скромную награду – несколько зернышек пшеницы. Но поставил условие: количество должно возрастать с каждой клеткой доски (1 клетка – 1 зернышко, 2 клетки – 2, 3 клетки – 2 2 , 4 клетки – 2 3 , …, 64 клетка – 2 64). Раджа сначала высмеял глупого брамина, но только потом он понял свою ошибку. На всей планете такого количества зерна нет, ведь после подсчетов конечная сумма равна – 1,8*10 19 . Эта доска и была полем боя современных шахмат, что в переводе с персидского – “смерть короля”.

Есть и другой вариант – корейская легенда. Когда-то 4500 лет назад прототипом современных шахмат стала игра, которую придумал грозный царь Месопотамии Раван для своей любимой жены Мандодари. Ему приходилось долгое время отсутствовать из-за многочисленных походов, поэтому его супруга часто грустила. Шахматы настолько заинтересовали всех жителей дворца, что они распространились по всему миру (Индия, Китай, Корея).

Любопытно, но этому есть реальное документальное подтверждение. В начале XX века фон Борк доказал наличие прототипа игры. По его сведениям она появилась в 1250 году до н. э. в Индостане. В нее играли представители местного племени, позаимствовавшие древнюю забаву в Эламе (нынешний юго-запад Ирана).

Теперь точно установить это невозможно, ведь в то время под словом шахматы люди могли объединить разные игры: кости, нарды, чаупара или пачизи. У всех этих вариантов есть одно общее – квадратная или крестообразная доска. Нам остается только угадывать, что из них было первым.

Древние игры на досках

Итак, в то время существовало 2 варианта досок: с квадратом или крестом. Размеры также отличаются. В Азии известны такие:

  • 5 на 5;
  • 7 на 7;
  • 9 на 9.

Правила игры несколько отличаются от устоявшихся современных, ведь тогда играть можно было не только вдвоем, но и в четырем. В некоторых вариантах игра начиналась с середины поля, в других двигаться нужно было с края (из крепости). Движение могло быть спиральным или же в форме особого лабиринта. Набор состоял из поля (материя, на которой расчерчены квадраты) и 4 ракушек (семечек или палочек). Но бедняки и простые прохожие удовлетворялись куском земли, на котором палочкой чертили квадраты.

Аштапада – древняя игра на одноцветной доске с 64 клетками. Ее связывают с пауком, у которого было 8 ног, ведь в переводе «аштапада» – 8 квадратов. Первые упоминание о ней появились в V веке н. э. в северной части Индии. Прародительница современных шахмат сохранила только разлиновку, а вот правила и движения были утеряны. До сих пор ни один ученый не смог разгадать эту тайну и предоставить самый правдоподобный вариант игры.

Если сравнить индийский прототип игры с китайским, можно увидеть значительную простоту первого варианта. В нем меньше фигурок, они объемные, а не плоские как у китайцев или корейцев, а также обладают меньшим спектром ходов. Если же китайцы позаимствовали шахматы у индийцев, им пришлось здорово потрудиться, чтобы усложнить правила игры, видоизменить фигурки.

Но здесь есть несколько важных несоответствий: официальные отношение между этими странами зафиксированы только в 150 году до н. э., а при археологических раскопках в Индии не найдено ничего, в то время как в Китае постоянно находят разные прототипы этой забавы. Есть и еще одно несовпадение – правил игры или манускриптов о шахматах на санскрите не существует, а на китайском их много.

Известная чатуранга

Это самый близкий вариант, который похож на современные шахматы. В нее начали играть все в той же северной части Индии, но где-то в VI веке. До наших дней точные правила игры не дошли, хотя ученые представили миру несколько своих вариантов. Основная схожесть:

  1. доска в форме квадрата и размера 8 на 8 клеток;
  2. фигурки внешне схожи с шахматными;
  3. всего 32 фигуры (одна половина основных, вторая – пешки);
  4. король и конь ходят одинаково.

Разница между этими играми в количестве игроков: в чатуранге их должно было 4, причем у каждого было по 4 фигуры (король, слон, ладья и конь). Играть нужно 2 на 2. Ходить начинал человек, бросивший игральные кости. А вот ферзя у чатуранги не было вовсе.

Хочется считать эту игру прототипом шахмат, но и здесь есть ряд несоответствий. Само название «чатуранга» обозначает одновременно как минимум 2 совершенно разные игры. Согласно санскриту, это четырехсторонняя игра, а в ведических текстах слово описывало 4 разных рода войска. Но существовала игра чатуранга для двоих. Какая версия древнее не знает никто.

Проблема в том, что несколько веков назад много исследователей неправильно истолковали значение этого слова или попросту не захотели докупаться до самой сути. Такая путаница произошла из-за невозможности подтвердить достоверность некоторых источников, а также нельзя точно определить дату их написания. После выхода их работ, англичане и французы начали ссылаться на эти невыясненные до конца факты.

Так появилась гипотеза американского антрополога Стюарта Кулина об эволюции шахматных игр. Он считал, что исторически игра развивалась по такому принципу:

  • гонки для двоих (игра по кругу или лабиринту);
  • гонки для 4 игроков;
  • шахматы для 4 игроков;
  • шахматы для двоих.

Только в 1913 году эта версия была полностью разрушена англичанином Гарольдом Мюрреем в его работе «История шахмат». Он доказал, что в «Бхавишья Пуране», которую предыдущие оппоненты считали самой древней и истинной, упомянуты шахматы, но он не такой древний. Кроме этого источника, нет ни одного, который бы подтвердил или упомянул шахматную игру.

Поэтому первой достоверной работой, в которой упомянуты и чатуранга, и шатранджа можно считать трактат 1030 года «Индия или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых». Ее автор Аль-Бируни, хорезмский ученый. Он лично посетил северную Индию и заметил, что в шахматы там играет 4 человека одновременно, для чего у них есть 2 комплекта фигур. Оттуда стало известно название ферзя – шах. Понятие мата не существовало, ведь главной задачей игрока было полное уничтожение фигур своего противника.

Индийцы не пеклись о своем будущем поколении, поэтому долгое время не записывали правил игры, что теперь значительно усложняет работу исследователей. Но все же можно с уверенностью сказать, что в 1130 году есть первое упоминание о классической шахматной игре в энциклопедии «Манамолласа». Эту запись сделал король Сомешвара III, правивший в то время в Индии (центр и юг страны). Шахматы уже двухсторонние, фигуры расставляются по привычным для современного человека правилам, да и ходят они практически также. Единственное, нет точного месторасположения на доске ферзя и короля.

Дальнейшее движение игры по миру

Поддерживая теорию о появлении шахмат в Индии, можно с уверенностью сказать, что из этой страны чатуранга попала в Иран и Среднюю Азию. Но называли ее там – чатранг. Об этом есть и документальное подтверждение в древнеперсидской летописи «Чатранг-Намак», которая датируется 750-850 гг. до н. э. В середине VII века Иран завоевали арабы, которые снова переименовали чатранг в шатрандж. Именно под этим именем игра проникла в Европу.

Именно арабы преобразовали чатурангу. Основные изменения:

  • 2 игрока;
  • 2 комплекта фигур;
  • отказ от костей;
  • очередность совершения хода;
  • 1 король превратился в ферзя и ходил по диагонали;
  • победа – не уничтожение всех фигур, а выставление мата (пата).

Дальнейшее движение игры по миру постепенно меняло ее название. Историческая смена имени шахмат происходила так:

  • арабы – шатрандж;
  • персы – шатранг;
  • буряты – шатар;
  • монголы – хиаштар;
  • таджики – шахмат.

Проникновение шахмат на восток

В Китае в нынешнее время есть своя система шахмат, которая значительно отличается от международной. Такую игру там называют – сянци. Вместо фигурок там используют деревянные диски, но играть в них без знания иероглифов нереально. Даже после перевода картинок, знатоки отмечают несоответствие правилам, ведь теряется та магия игры, которая привлекает к себе всех любителей интеллектуальных задач.

Дошла игра и до Кореи, о чем есть документальное подтверждение, датированное XVI веком. Правила игры похожи на современные, но есть сходство с китайскими сянци, но исторических записей мало. Доска 9 на 10 клеток, а в центре находится дворец, но расчерчены только вертикали. Фигурки не объемные, а плоские с иероглифами. Чанга имеет свою особенность, которая отличает ее от других вариантов шахматных игр – 16 способов разложения фигур в начале матча.

Основные изменения:

  • ходить теперь можно на более короткое расстояние;
  • отсутствие рокировки;
  • фигуры расположены в пунктах;
  • отдельные фигуры наделены ограниченным спектром движения;
  • отсутствия взятия фигуры на проходе;
  • конь и слон не прыгают через поля, занятые фигурами;
  • добавлена фигура – пушка.

Сейчас чанга по мнению экспертов является переходным этапом от китайской сянци к японским шахматам сёги. До сих остается не ясно, как могли фигурки стать объемными, а доски обзавестись клетками. Эту тайну пока не разгадал никто.

Тайский и камбоджийский вариант

Эти разновидности практически идентичны, но все же внешние различия между ними есть. Тайский тип – макрук, в Камбоджии игру называют оук-чатранг (она древнее). Первые документальные записи об этой игре можно встретить в XVII веке, когда игру описал посол франции Ла Любере.

Доска в игре макрук привычная – 8 на 8, одноцветная. На ней уже нет характерных индийских перекрестков аштапады. Играет уже 2 игрока, а не 4. Основное отличие игры – использование ракушек вместо фигур, хотя и фигуры здесь, но они похожи между собой.

Сёги произошли от игры сянци и, возможно, у них есть родственные связи с макруком, так как есть схожие черты. Эта игра несколько проще предыдущих и больше напоминает современные шахматы:

  • доска 9 на 9 клеток;
  • расположение фигур на полях;
  • превращение фигур по достижении горизонтали;
  • пленники противника можно на следующий ход поставить в любое место доски в качестве своей фигуры;
  • фигуры одноцветные;
  • начальная расстановка и ходы напоминают макрук.

Собрав воедино все 3 игры: макруг, сянци и сёги, можно восстановить варианты древних шахмат. Они появились благодаря обмену между странами, так как в то время Япония, Малайские острова и Индия были соединены морским торговым путем.

Малайзия и Бирма

Родоначальником современных шахмат мог стать любой вариант древней игры в Бирме или Малайзии. В первом ее называют ситтуйин (война 4 родов), а во второй – майн чатор. В Бирме принято играть красными и черными фигурками, которые внешне напоминают доисламских воинов.

Итак, основные особенности бирманских шахмат:

  1. Доска одного цвета с клетками 8 на 8, но с двумя диагоналями Сит-Ке-Мьин или линии генерала.
  2. Расположение пешек на 3-4 горизонтали.
  3. Первыми расставляют красные фигуры, и только после этого черные.
  4. Все остальные фигуры располагают в любом месте за пешками, кроме ладьи (стоят только на двух первых горизонталях).
  5. Черная ладья не может стоят напротив красного ферзя.
  6. Красные фигуры ходят после того, как расставлены фигуры черного цвета.

Цель игры – поставить мат, но пат ставить не разрешалось, нет там и прямого шаха.

Малазийские шахматы по большей степени носят названия фигур, взятых из санскрита, кроме названия пешки (пошло от арабского «байдак»). У них была одна интересная особенность, ведь местные короли племен играли прямо на поле возле своих домов огромными каменными глыбами. Длительность иногда достигала целого года.

Характеристики игры:

  1. Доска без двух цветов, 8 на 8 клеток.
  2. На некоторых есть диагональные разметки.
  3. Фигуры расположены в клетках.
  4. Фигуры либо абстрактные из бамбука, либо фигурные с резьбой по индийской традиции.
  5. Зеркальная начальная расстановка фигурок.
  6. Особое правило превращения пешки в фигуру.
  7. Есть правило взятия пешки на проходе, чего не было ни у одной предшествующей ей игре.

Шахматы на Руси

К нам игра пришла в 820 году. Это был вариант арабского шатранджа под названием шахмат. Для благозвучия их стали называть привычным для всех словом – шахматы. Получается, что путь движения начинается в Персии, после чего они проникли на Кавказ и Хазарский каганат, а оттуда уже к нам. Если рассмотреть названия фигур, можно заметить разительное сходство с арабскими и персидскими названиями. Так, название слона и коня является арабским, а ферзь происходит от персидского слова фарзин.

Но международная европейская терминология и вариация игры была привезена из Польши, в которую шахматы проникли через Италию. Поэтому начало шахмат на Руси датируется X-XI веком. Параллельно ига просочилась в Европу, где и приобрела вид современных шахмат. Но все-таки еще многие года в каждом городке и селении были свои особенности, правила и методики.

Церковь против игры

Раньше церковь играла огромную роль в жизни каждого человека, поэтому часто диктовали правила проведения и даже игр. Так, священнослужители осуждали пьянство, разгул и азартные игры. В то время шахматы не имели строгих правил, поэтому доказать, что они являются логической игрой было тяжело. Но в ней еще использовались игральные кости, от которых зависел ход турнира.

Поэтому в 1061 году они были запрещены среди духовенства, а сами шахматы считались чем-то непристойным и дьявольским. Но если присмотреться к самым заядлым шахматистам, можно увидеть много католиков. На Руси запрет был строгим, ведь непослушание грозило отлучением от церкви любого пойманного шахматиста. Об этом было записано в Новгородской кормчей книге в 1280 году.

Но несмотря на столь строгие запреты, игра продолжала просачиваться в разные слои населения. Среди духовенства тоже было немало отступников, которые заядло играли. И только через сотню лет шахматы были разрешены. В Европе это произошло в 1392 году.

Особый вид «сумасшедших» шахмат

Так можно говорить только о шведской разновидности игры, которая дословно переводится – «сумасшедший дом». Внешне она так и выглядит, если не знать досконально ее правил. Темп таких шахмат быстрый, а во время раздумий игроки имеют полное право переговариваться между собой.

Для игры в шведки необходимо взять 2 доски. Играть нужно парами, причем 1 человек будет орудовать белыми фигурами, а второй – черными. Есть одна особенность: если фигура была забрана, то она передается на доску напарника, который может ее спокойно выставить на любую клетку, когда захочет. Напарникам разрешено подсказывать друг другу, просить передать определенную фигуру.

Эта игра интересна своим быстрым темпом и наличием напарника, который всегда может помочь. В итоге, у игроков шведок более развито логическое мышление, ведь они думают схемой и за себя, и за напарника, у них отличное комбинационное зрение. А вот компьютер обыграть намного проще, чем в классических шахматах.

Долгий путь шахмат

Полноценно теория игры в шахматы начала развиваться лишь в XV-XVI веке, когда правила устоялись и все страны играли более-менее одинаково. В то время было выделено 3 главных этапа партии:

  • дебют (отдельная часть – гамбит);
  • миттельшпиль;
  • эндшпиль.

Это подробно описано в учебнике шахмат Руи Лопесом в 1561 году. До XVIII века итальянские мастера считали массированную атаку на короля всеми средствами и применение пешки в качестве вспомогательного материала наилучшим стилем этой логической игры. Но Филидор значительно изменил эту мысль. Он указывал на безрассудность таких атак, ведь можно постепенно выстраивать сильную позицию без потерь, используя размены и упрощения.

Основная мысль игры должна сводиться к правильному выставлению пешек, так как они являются отличной защитой и способом для ведения атаки. Филидор придумал специальную цепь пешек, которая двигалась по определенной тактике. У него даже был специальный пешечный центр. Эти разработки стали основой для теории шахматной игры следующего века.

Шахматы как вид спорта

Немного позже люди начали объединяться в шахматные клубы, где они играли на деньги. Популярность шахмат настолько возросла, что в 1575 году был проведен первый международный турнир по шахматам. Его провели при дворе короля Филиппа II в Мадриде. Правда, участие в игре принимало только 4 человека (2 итальянца и испанца).

После этого значительного события национальные турниры проводили практически во всех европейских странах, а в 1836 году мир увидел первый журнал о шахматах – «Полимед». Его издателем был француз Луи Шарль Лабурдонне. В 1821 году начали постоянно проводить международные матчи и турниры. В это же время мир узнал имя самого сильного шахматиста – Адольфа Андерсена. Позже его опередил американский Пол Морфи, после чего Андерсен снова вернул себе звание.

В современном виде турнир проводился намного позже. В XIX веке появились шахматные часы, которые придумал англичанин Томас Брайт Уилсон. Это дало толчок развитию новых укороченных партий под названием – «быстрые» (30 минут) и «блицтурнир» длительностью 5-10 минут.

Эта игра настолько понравилась людям всего мира, что о ней было написано много художественных произведений. Шахматная доска навеяла мотив не для одной картины.

Шахматы — настольная логическая игра для двух человек со специальными фигурами и 64-клеточным полем. Шахматы сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. Как вид спорта, шахматы имеют иерархию званий, развитую систему регулярных турниров, национальные и международные лиги.

Международная шахматная федерация (ФИДЕ, фр. Federation Internationale des Echecs, FIDE) — международная спортивная организация, которая занимается популяризацией шахмат, а также организацией международных соревнований и турниров. Объединяет в себе национальные шахматные федерации.

История возникновения и развития шахмат

История шахмат насчитывает более полутора тысяч лет. Шахматы придумали в Индии в V-VI веке до нашей эры. Не позднее VI века в Индии появилась игра - чатуранга, которая имела узнаваемый шахматный вид. В отличие от шахмат в нее одновременно играли 4 игрока, а ходы зависели от бросков игральных костей. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить все фигуры оппонентов.

Распространившись из Индии в соседние страны, чатуранга претерпела ряд изменений. На востоке она стала носить название - шатрандж, в Китае - сянци, в Тайланде - макрук. В IX—X веке игра попала в Европу, где были составлены «классические» правила игры. Окончательно правила сформировались в XIX веке.

В 1886 году был проведен первый чемпионат мира по шахматам.

Шахматные фигуры

Пешка ♙ — ходит по вертикали на одно поле вперёд. Если ход сопровождается взятием фигуры соперника, то пешка имеет право ходить по диагонали на одно поле вперёд-вправо или вперёд-влево.

Конь ♘ — ходит на клетку, находящуюся на расстоянии 2 по вертикали и 1 по горизонтали или 1 по вертикали и 2 по горизонтали от текущего положения.

Слон ♗ — ходит на любую клетку по диагонали.

Ладья ♖ — ходит на любую клетку по вертикали или горизонтали.

Ферзь ♕ — ходит на любую клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.

Король ♔ — ходит на 1 клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.

Перед началом партии каждый из игроков имеет на шахматном поле:

  • пешка - 8 шт.;
  • ладья - 2 шт.;
  • конь - 2 шт.;
  • слон - 2 шт.;
  • ферзь - 1 шт.;
  • король - 1 шт.

Правила шахмат

Ходы в шахматах делают поочередно, причем, первый ход делает игрок с белыми фигурами. Право играть белыми фигурами определяет жребий.

Ход считается сделанным в следующих случаях:

  • рука игрока опустила фигуру, после ее передвижения на незанятое поле;
  • при взятии фигуры оппонента, после замены фигуры оппонента на свою;
  • при рокировке;
  • при превращении пешки, в случае когда пешка снята с доски и игрок убрал руку от новой фигуры, поставленной на поле.

Кроме обычных ходов, в шахматах существуют 2 специальных хода:

  • Рокировка - одновременная смена положения короля и ладьи одного цвета, при условии, что они не двигались с начала игры. При рокировке король сдвигается на 2 клетки по направлению к ладье, а ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля. Рокировка считается ходом короля.
  • Взятие на проходе - специальный ход пешки, при котором она берет пешку соперника, которая была перемещена сразу на два поля. Но под боем оказывается не то поле, на котором остановилась вторая пешка, а то, которое было пересечено ею.

Прежде чем поправить одну или несколько фигур на поле, игрок должен предупредить соперника об этом. В противном случае после прикосновения к фигуре необходимо будет выполнить ход до конца.

Выигрыш в шахматах

Шах - ситуация, когда король одного из игроков находится под ударом фигуры соперника. Для того чтобы отбить шах необходимо выполнить одно из следующих действий:

  • отойти королем на любое поле, не находящееся под ударом фигур соперника;
  • взять фигуру, которая угрожает королю;
  • поставить другую свою фигуру под удар.

Мат — ситуация, когда король находится под шахом, но не может его избежать.

Партия считается выигранной если:

  • один из игроков дал мат королю соперника;
  • один из игроков признал поражение;
  • у одного из игроков закончилось время, отведенное на ходы;
  • техническая победа.

Ничья в шахматах

Пат - ситуация, когда игрок с правом хода не может им воспользоваться, так как все его фигуры лишены возможности сделать ход. Король при этом не должен находиться под шахом.

Кроме этого, ничья фиксируется в следующих случаях:

  • никакая последовательность ходов не приводит к мату;
  • троекратное повторение позиций (не обязательно в течение трёх ходов подряд) или пятикратное повторение одной и той же позиции в течение пяти последовательных ходов;
  • оба игрока сделали 50 ходов без взятия и без хода пешкой (правило 50 ходов);
  • обоюдное согласие на ничью;
  • один из игроков просрочил время.

Контроль времени в шахматах

Все официальные партии в шахматах проводятся с контролем времени с помощью специальных шахматных часов. Игрок, сделавший ход, нажимает на часах кнопку, которая останавливает его часы и запускает часы соперника.

Время игрока считается истекшим, если флажок на его часах упал. Это справедливо кроме следующих ситуаций:

  • на доске стоит мат;
  • на доске ситуация, которая приводит к ничьей;
  • флажки упали у обоих игроков;
  • у оппонента нет возможности поставить мат.

Шахматные соревнования

Все соревнования по шахматам проводятся по одной из четырех систем проведения турниров:

  • швейцарская система;
  • круговая система;
  • нокаут-система;
  • схевенингенская система.

К популярным международным шахматным турнирам относятся:

  • чемпионат мира по шахматам;
  • чемпионат Европы по шахматам;
  • кубок мира;
  • национальные чемпионаты;
  • FIDE Grand Prix Series.

Шахматные структуры

Профессиональная шахматная ассоциация (ПША, англ. Professional Chess Association, PCA) — организация, которая была создана по инициативе Гарри Каспарова и Найджела Шорта, которые приняли решение провести матч на первенство мира без участия ФИДЕ.

Международная федерация шахматной игры по переписке (англ. ICCF — International Correspondence Chess Federation).

2017-02-08

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему "Шахматы".

Освоение шахмат - это длительный процесс, который может затянуться на несколько лет, но вам не обязательно быть великим шахматистом, чтобы побеждать практически в каждой игре, достаточно лишь понимать механику игры. Научившись распознавать некоторые шаги и читать своего противника, вы сможете эффективно защищать своего короля, атаковать короля противника и выходить победителем почти в каждой игре.


Предполагается, что вы уже знакомы с базовыми правилами игры в шахматы. Если вы только начали знакомство с игрой,

Шаги

Часть 1

Уровень игры: начальный

    Уясните ценность каждой фигуры и защищайте их соответственно. Понятно, что король является наиболее важной фигурой на доске, ведь его потеря ведет к поражению в игре. Несмотря на это, не стоит считать остальные фигуры бесполезным пушечным мясом. Согласно математике и геометрии шахматной доски, некоторые фигуры куда ценнее, чем другие. Помните об этом, когда будете забирать чужие фигуры. К примеру, не стоит подвергать риску ценнейшую ладью лишь за тем, чтобы избавиться от коня противника.

    Поймите цели хорошего дебюта. Дебют - это первые несколько ходов в игре, которые определяют вашу общую стратегию и расстановку фигур на всю партию. Целью начальных ходов является развертывание (отведение от начальных полей) как можно большего количества сильных фигур. Для хорошего начала следует учесть несколько ключевых моментов:

    • Перемещайте пешки к центру доски, чтобы открыть дорогу более сильным фигурам.
    • Ваш дебют также будет зависеть от того, играете ли вы черными или белыми фигурами. Так как белые ходят первыми, вам следует играть агрессивно и не дать инициативе перейти к противнику. Черным же следует организовать оборону, ожидая, пока белые подставятся под удар.
    • Никогда не перемещайте одну фигуру два хода подряд, если только ей не грозит опасность быть сметенной с доски. Чем больше фигур вы сможете передвинуть, тем больше ходов потребуется противнику для противодействия.
    • Учитывая все это, ознакомьтесь со списком дебютов, которые делают гроссмейстеры на турнирах по шахматам.
  1. Заранее продумайте свою стратегию на 4–5 ходов вперед, делая каждый ход частью более изощренной атаки. Для победы в шахматах вы должны постоянно думать на несколько шагов вперед, подготавливая обширные и сложные атаки, чтобы перехитрить своего противника. Ваш первый ход определяет всю последующую игру и ведет к первой атаке или контролю определенных участков доски. Лучший способ научиться планировать наперед - отработать несколько распространенных дебютов:

    Проведите 4-ходовый «Детский мат», чтобы мгновенно выиграть партию. Проблема в том, что данная стратегия сработает лишь единожды, так как опытный игрок раскроет ваш план и уведет короля из-под удара. Несмотря на это, детский мат является отличным способом застать новичка врасплох и быстро одержать победу в игре.

    Контролируйте центр доски, чтобы контролировать игру. Во время партии в шахматы ваша главная задача заключается в контроле над центром доски, особенно это касается четырех полей посередине. Все потому, что оттуда можно совершать атаку в любом направлении, позволяя вам управлять темпом и ходом игры. Конь, к примеру, имеет 8 потенциальных ходов из центра доски, а по краям доски - лишь 1–2. Существует два основных способа добиться контроля над центром:

    • Вы можете закрепиться в центре доски, медленно перемещая туда несколько фигур. Пусть кони и слоны стоят по краям и играют роль поддержки, там они смогут атаковать фигуры противника в случае нападения. Подобное неторопливое развитие событий используется чаще всего.
    • А вот заход с флангов является более современным стилем игры, согласно которому контроль над центром осуществляется по краям доски. Ваши ладьи, ферзь и кони поднимаются по краям доски, тем самым не давая противнику безвозмездно захватить центр.
  2. Развивайте по одной фигуре за раз. Покончив с дебютом, переходим к развертыванию боевых порядков. Вы должны вывести все свои фигуры с начальных полей, перемещая их на более эффективные для них места.

    • Если можете, перемещайте фигуры по очереди. Не ходите одной и той же фигурой два раза подряд, если, конечно, вам не нужно будет уводить ее из-под удара или потрепать силы противника.
    • Перемещать все фигуры тоже необязательно. Продвижение всех пешек не поможет вам победить, так как нарушит ключевую линию обороны, оберегающую вашего короля.
  3. Научитесь рокировке. Рокировка - это особый ход, при котором король «перепрыгивает» через ладью, принимающую роль стены против грядущей атаки и которую оберегают размещенные над ней пешки. Это крайне эффективная тактика защиты, особенно для новичков в шахматах. Вам понадобится сделать следующее:

    Не пренебрегайте разменом фигур. Смело разменивайте фигуры, если в результате вы окажетесь с материальным преимуществом, например, пожертвовав конем ради получения вражеского ферзя. Когда же фигуры более-менее равны, процесс размена становится довольно запутанным. Если вкратце, то не стоит идти на размен, когда:

    Продумайте свою стратегию на 5–6 ходов вперед. Пусть это и сложно, но для регулярной победы в партиях вы должны строить долгосрочные планы. Каждый ход фигур должен преследовать три основных цели. Держа эти моменты в памяти, вы вскоре сможете на ходу просчитывать многоходовки для победы в игре:

    Используйте свое преимущество по максимуму, не неситесь сломя голову в атаку. Ритм игры - вот, что главное в шахматах, так что удерживайте его как можно дольше. Если ваш противник лишь реагирует на ваши действия и постоянно выводит фигуры из-под удара, не имея возможности контратаковать, продолжайте неспешно уменьшать количество его фигур. Помните, что победа в битве не гарантирует вам победу в войне. Не позволяйте оппоненту совершать контратаки в ответ на ваши ходы. Вместо этого перебейте его защитные фигуры, захватите центр доски, после чего выждите момент для нанесения сокрушительной атаки.

    Научитесь проводить связывание. Связывание - это нападение, при котором вражеская фигура загоняется в тупик или берется в заложники, сдерживая оппонента от эффективного ее использования риском ее потерять. Этот пассивный вид ведения боевых действий отлично подходит для управления ходом игры и победе над противником. Для начала проанализируйте варианты перемещения фигуры. Уделите особе внимание фигурам с ограниченным набором ходов. Затем разместите свои фигуры так, чтобы атаковать связанную фигуру, куда бы она ни передвинулась, фактически делая ее бесполезной на какое-то время.

    Объективно оценивайте каждый ход. Вы должны мыслить в масштабах всей доски, анализируя каждый доступный вам ход. Не делайте ход только потому, что пришла ваша очередь, не торопитесь и попробуйте отыскать наилучший ход из всех доступных. Конечно, все зависит от ситуации, но вы можете задать себе парочку вопросов перед каждым ходом, чтобы понять, правильно ли поступаете:

    Избавляйтесь от фигур противника единым фронтом. Вам нужно сохранять контроль над центром, при этом атакуя, как единое целое. Ваши фигуры словно детали оркестра - все они служат уникальной цели, но лучше всего работают вместе. Устраняя фигуры оппонента, вы повысите свои шансы обойти защиту короля, а организовав 2–3 группы поддержки, обеспечите материальное преимущество.

    Защищайте ферзя на всех этапах игры при помощи слона и ладьи. Ферзя не просто так считают сильнейшей фигурой на доске, поэтому не спешите разменивать его на другую фигуру противника, даже на другого ферзя, подобный ход редко является оправданным. Ферзь - ваша наиболее универсальная атакующая фигура, используйте ее по назначению. Постоянно защищайте и поддерживайте своего ферзя, так как большинство игроков готово пожертвовать практически любой фигурой (кроме собственного ферзя), чтобы от него избавиться.

    Не окружайте своих слонов пешками. Слоны атакуют с дальних дистанций, а для контроля над доской, особенно на ранних стадиях игры, крайне важно использовать их обоих. Вы можете изучить множество дебютных ходов, но основная их цель заключается в выведении в открытую своих сильных фигур.

    Часть 3

    Уровень игры: продвинутый
    1. Продумайте ход игры от начала и до конца. Партия в шахматы в основном имеет три этапа, которые тесно связаны между собой. Лучшие шахматисты мира планируют свою игру на 10–12 ходов вперед, одновременно разрабатывая 3–4 стратегии на основе ходов противника. Они знают, что потраченные на раннем этапе ходы и фигуры сильно повлияют на заключительную стадию игры и планируют свои действия соответственно.

      • Дебют: именно здесь задается тон игры. В первые 4–5 ходов происходит ускоренная мобилизация множества фигур и начинается борьба за центр доски. Вы можете пойти в наступление, переведя сражение на сторону противника, либо уйти в оборону, выжидая, пока противник сделает первый шаг.
      • Миттельшпиль: его единственная цель - подготовка к эндшпилю. На данном этапе происходит размен фигурами, захват контроля над центром доски и установка 1–2 линий нападения, которые в любой момент могут прийти в движение. Размен, конечно, может принести пользу, но вы должны понимать, что с каждой потерянной фигурой уменьшаются и ваши шансы на победу.
      • Эндшпиль: этап, когда на доске остается очень мало фигур, а их ценность заметно возрастает. Вам может показаться, что именно в эндшпиле развернется главное противостояние, но на самом деле бо́льшая часть работы уже была проделана. Игрок, который «победил» в миттельшпиле и остался с лучшим материалом без труда завершит игру матом.
    2. Слоны к концу игры куда полезнее коней. Поначалу игры слоны и кони примерно равны по силе. Однако уже к концу игры слоны будут передвигаться по опустевшей доске в разы быстрее, чем все так же медлительные кони. Помните об этом при размене фигур - если в краткосрочной перспективе слон и не является сверхполезным, то уже на последнем этапе партии становится одной из наиценнейших фигур.

    3. Используйте числовое преимущество пешек на пустой доске. Пешки лишь кажутся бесполезными, однако к концу игры они становятся ключевыми фигурами. Они могут оказывать поддержку сильным фигурам, продвигаться по доске, нервируя противника, а также являются идеальным щитом для короля. Однако это преимущество можно упустить, если вы начнете сдваивать их в начале партии (две пешки на одной вертикальной линии). Держите пешки рядом, чтобы они могли прикрывать друг друга. Когда на доске останется очень мало фигур, стремительное наступление для превращения пешки в ферзя может решить исход игры.

      • Поищите в интернете наборы задач или прихватите в библиотеке книжку по шахматным стратегиям, в них обязательно будут примеры задач.
    • Играйте уверенно с настроем на победу.
    • Не переставайте практиковаться и не отдавайте фигуры по глупости.
    • Идите в наступление группами. Если для атаки вам придется отойти от группы, составьте план по перегруппировке сил.
    • В некоторых компьютерных шахматных играх существуют подсказки, которыми вы можете воспользоваться. Эти подсказки могут вам пригодиться в официальных матчах.
    • Когда будете готовы, примите участие в турнире или сыграйте в шахматном клубе. Это может улучшить ваши навыки и обеспечит официальный шахматный рейтинг.
    • Помните о значении каждой фигуры и планируйте свою игру соответственно. Например, ладья стоит пять очков, тогда как слон только три. Вы можете получить преимущество, если пожертвуете своим слоном для нейтрализации ладьи противника.
    • Прежде чем перемещать фигуру, детально продумайте свой ход.

    Предупреждения

    • Не используйте дешевые трюки вроде четырехходового мата. Если ваш противник знает о них, вы практически обязательно проиграете.
    • Ничего страшного, если вы не выигрываете! Нужна уйма практики, чтобы стать профи!
    • Не спешите забирать «свободные» фигуры. Возможно, ваш оппонент пожертвовал эту фигуру, чтобы обменять ее на более сильную вашу фигуру или провести отвлекающий маневр.
    • Не рискуйте ферзем - это самая ценная фигура на доске!

Название “Шахматы ” произошло от персидского языка, в котором слова “шах” “мат” означают “властитель умер”. Шахматная игра проходит на доске, имеющей 64 клеточки - 32 белые и 32 чёрные. Играют в шахматы 32 фигурами - 16 белых и 16 чёрных. Различают следующие фигуры: пешка (8 белых, 8 чёрных), конь (2 белых, 2 чёрных), слон (2 белых, 2 чёрных), ладья (2 белых, 2 чёрных), ферзь - королева (1 белый, 1 чёрный), король (1 белый, 1 чёрный).

За стол садятся два спортсмена - один играет за “белых”, другой - за “чёрных”. Тот, кто играет за “белых”, ходит первым. Основная задача каждого игрока - поставить мат королю противника. Сделать это можно с помощью ходов шахматных фигур.

О происхождении шахматной игры ходит немало легенд, однако установить точные факты толком не удалось до сих пор. С уверенностью можно заявить о том, что шахматы зародились более 2000 лет назад на территории Индии. В то время игра носила название “чатуранга”, что обозначало на санскрите - четыре рода войск: колесницы, слоны, конница и пехота. Есть сведения о том, что в игре чатуранга было всего по 4 фигуры с каждой стороны, а играли на доске 9x9.

Из Индии шахматы попали в центральную Азию, а в 5-6 веке эта игра проникла в Иран, где она пользовалась огромной популярностью. Здесь эту игру называли “шатрандж”. Арабы развивали игру, придавая ей всё больше смысла. Пика своего развития шахматы достигли в 10 веке. Хотелось бы отметить, что правила, по которым в шахматы играли арабы, сильно отличаются от современных. Например, так же, как сейчас, в то время в шахматах ходили лишь король, ладья и конь. Ферзь в тех шахматах был не самой сильной фигурой, а самой слабой. Рокировки не было вообще. Победой считалось, когда одна сторона поставит “мат” или “пат” королю противника, однако такое случалось редко. Также победой считалась ситуация “одинокий король” - это когда у одной из сторон на доске не остаётся ни одной фигуры, кроме короля. И вообще, современные исследователи отмечают, что темп игры в шатрандже отличался невероятной медлительностью - это вам не современные “дальнобойные” шахматы, в которых схватка между противниками начинается практически с самого начала игры.

В общем, таким образом, шахматы и дошли до нашего времени. Конечно, на долгом пути им пришлось претерпеть ряд изменений, но они выдержали всё и, сегодня, законно считаются официальным видом спорта.

Что касается правил этой игры, то здесь можно отметить много интересных моментов. Начнём с того, что шахматная партия играется между двумя противниками. Спортсмены, обдумывая ходы, попеременно перемещают шахматные фигуры по доске, пытаясь добиться наилучшего расположения, “съесть”, как можно больше вражеских фигур, и поставить мат вражескому королю. Кто играет за “белых”, ходит первым. Передвигать фигуры можно только одной рукой.

Как правило, в шахматы играют по часам. То есть, за определённый промежуток времени, игрок обязан сделать ход, а затем, нажать кнопку на часах, тем самым оповестив всех, что он закончил.

Победителем шахматной игры считается спортсмен, которому удалось с помощью своих шахматных фигур поставить “мат” вражескому королю. Также, победа присуждается одному из игроков, когда второй говорит, что он сдаётся.

Необязательно, чтобы шахматная игра закончилась чьей-то победой, она также может окончиться вничью:

1. Пат. Вражеский король не имеет доступных ходов и в то же время не находится под шахом;

2. Мёртвая позиция. У обоих игроков нет возможности заматовать вражеского короля;

3. По соглашению обеих сторон также может объявиться ничья;

4. При возникновении на доске одинаковой позиции три раза за одну игру;

5. В случае, когда последние 50 ходов были осуществлены без какого-либо передвижения пешек и без взятия вражеских фигур.

Напоследок бы хотелось отметить то, как ходят шахматные фигуры:

Пешка - ходит на 1 или 2 клетке;

Слон - ходит по диагонали и только по одноцветным клеткам;

Конь - ходит буквой “Г”;

Ладья - ходит прямолинейно и перпендикулярно;

Ферзь - ходит прямолинейно, перпендикулярно, по диагонали, преодолевая любое количество клеточек, если, конечно, нет препятствия;

Король - может ходить во всех направлениях на одну клеточку.

Шахматы - это спорт для самых умных.

Статьи по теме: