Затонувшие корабли которые не нашли. Для всех и обо всем. Ожерелье Марии Антуанетты

Останки около трёх миллионов затонувших кораблей разбросаны по всему дну мирового океана. И вместе с этими обломками в недрах морской пучины прячутся настоящие сокровища, которые периодически находят исследователи или простые рыболовы - золотые монеты, бронзовые статуи, драгоценности и многое другое.

Затонувшее судно возле бухты Салькомбе

Пожалуй, это одно из самых древних кораблекрушений в мире. Торговое судно занималось перевозкой медных слитков и олова ещё в 900 году до н.э. Найденный груз является свидетельством того, что уже в давние времена была развита коммерция.

Затонувший корабль из Белитунга

Аравийское судно затонуло в далёком 820 году, а найдено оно было рыбаком неподалёку от побережья Индии в 1998 году. На корабле было обнаружены многочисленные золотые и серебряные предметы времён династии Тан, а также керамические изделия, выполненные в единственном экземпляре. Всего сокровищ было насчитано на сумму 80 млн $.

Корабль SS Центральная Америка

Американский пароход затонул в 1857 году. 153 человека, в основном, женщины и дети, смогли спастись, остальные 400 человек, находившиеся на борту корабля, погибли. Вместе с ними затонуло около 15 тонн золота, добытых во время Калифорнийской золотой лихорадки. Потерянные сокровища оцениваются в сумму около 100-150 млн $.

Затонувшие сокровища Антикитеры

Затонувший античный римский корабль был обнаружен в 1901 году в Эгейском море неподалёку от острова Антикитера. Ныряльщикам за губками удалось достать бронзовую статую юноши и множество других артефактов. Также на судне обнаружили антикитерский механизм, использовавшийся для расчёта движения небесных тел. Стоимость обнаруженных сокровищ оценивается в 120-160 млн $.

Судно S.S. Republic

У берегов Джорджии был найден морской клад на сумму 120-180 млн $. В трюмах затонувшего парохода были обнаружены тысячи золотых двадцатидолларовых монет, выделенных на восстановление южных штатов после гражданской войны 1861-1865 годов.

Судно Bom Jesus

Когда геологи «De Beers», международной корпорации, занимающейся добычей, продажей и обработкой природных алмазов, у берегов Африки нашли судно, буквально врытое в пляж, они были очень сильно удивлены. На корабле было обнаружено невероятное количество золотых монет, пушек, мечей и бивней слонов.

Корабль SS Gairsoppa

Британское судно с тоннами серебра, чугуна и чая было атаковано немецкой подводной лодкой U-37. Стоимость клада оценивается в 200 млн $.

Флагманский корабль Вайда

Этот корабль примечателен тем, что это единственный когда-либо найденный пиратский корабль. На судне было обнаружено много ценного пиратского оружия, монет и других артефактов на общую сумму 400 млн $.

Нуэстра Сеньора де Аточа

Испанский галеон затонул у побережья Флориды в результате шторма. Корабль перевозил исключительно ценности, поэтому среди его останков было найдено множество золотых и серебряных слитков, серебряных монет, драгоценностей, меди, оружия на общую сумму 450 млн $.

Нуэстра Сенбора де лас Мерседес

Испанский фрегат затонул у Гибралтарского пролива. Груз, составлявший тонны золота и серебра в испанских монетах, был оценён в 500 млн $. Этот клад считается самым ценным из когда-либо найденных на морском дне.

Существует множество загадочных тайн о сокровищах, особенно о потерянных в море во время кораблекрушений. Многие мечтают найти сокровище, независимо от того, верят в него, или нет. Большинство легендарных кладов связано с пиратами, судна которых терпели крушения во время боя, или сильных штормов. Сколько же на самом деле затонувших судов, которые хранят огромные богатства? Воображение рисует безграничные картины невероятных кладов, и многие энтузиасты на самом деле проводят уйму времени в их поисках. Некоторые утверждают, что это просто сказки и легенды, но другие действительно полагают, что есть сундуки золота, ожидающие своего часа на дне океана. К счастью, есть достаточно желающих, которые хотят помочь раскопать самые большие тайны на планете. В этой подборке список 10 легендарных океанских сокровищ, которые пока еще не были обнаружены.

Сокровища Черной Бороды

В 1966 недалеко от берегов Северной Каролины археологи обнаружили останки кораблекрушения, связав его с кораблем знаменитого пирата по прозвищу Черная Борода. Но загвоздка в том, что ни единой унции сокровищ не было найдено нигде вокруг судна. Черная Борода является самым печально известным из всех пиратов, накопившим огромное количество золота и других богатств. Многие предполагают, что сокровище все еще покоится где-то у берегов Каролины, но очень трудно определить его местонахождение. Даже сам Борода как-то сказал, что “только я и дьявол знаем”, где оно. По приблизительным оценкам, стоимость золота может составлять около $2,5 млн.

Фортуна Жана Лафита

Французский пират Жан Лафит получил состояние, нападая на торговые суда в Мексиканском заливе и затем продавая украденные товары в одном из многочисленных портов, которыми он владел. Сообщником Лафита был его брат Пьер. Эти двое были так хороши в кражах и разбое, что накопили уйму богатств и драгоценностей. В итоге братьям пришлось где-то спрятать свои сокровища, что породило множество тайн и легенд. Под их командованием находилось более 50 судов, что позволяет предположить, насколько большим было состояние. После смерти Лафита в 1830, легенды о его сокровищах стали расползаться по всему миру. Говорили, что часть его сокровища похоронена в “Озере Борн”, на побережье Нового Орлеана. Другое говорили, что возможное место находится приблизительно в трех милях к востоку от “Старого испанского Пути”, на реке Сабин. На данный момент никто так и не обнаружил богатства, оцененные примерно в $2 млн.

Богатство Капитана Кидда

Пират конца 17-го века Уильям “капитан” Кид является причиной возникновения многих мифов о затерянных сокровищах. Кид начал грабить в 1698, нападая на суда и наживая огромное богатство. Но когда на него самого начали охотиться, Кидд решил защитить свои сокровища и начал прятать их по разным североамериканским островам. Капитан Кид был в конечном счете захвачен и повешен, а его сокровища все еще похоронены в неизвестном месте. Чтобы добавить немного реальности в этот миф, в 1920-х четыре карты сокровища, скрытые “капитаном” Кидом, были найдены в предметах мебели, предположительно, принадлежащих ему.

Денежная Яма Оук Айленд

“Денежная Яма”, расположенная в Новой Шотландии, Канада, породила одну из самых длительных охот на сокровища в мире. В течение сотен лет охотники приезжали в Новую Шотландию, чтобы попытаться найти сокровище, но возвращались ни с чем. В 1795 подросток Дэниел Макгиннис нашел странное место на Оук Айленд, где были выкорчеваны все деревья. Заинтересовавшись, он начал земляные работы в тайне от остальных искателей сокровища. Ему удалось найти послание с зашифрованным сообщением, что в этом месте, на глубине 40 футов, захоронены два миллиона фунтов. К сожалению, из-за множества препятствий и сильных потоков воды, так и не удалось найти никакого сокровища. Есть несколько популярных теорий, которые связаны с “Денежной Ямой”: В яме находятся сокровища пиратов, либо пропавшие бесценные драгоценности Марии Антуанетты. Есть также версия, что английский профессор Фрэнсис Бэкон использовал яму, чтобы скрыть документы, доказывающие, что он был автором пьес Шекспира.

Сокровища Лимы

Во время восстания Перу против Испании в 1820, капитан большого британского судна должен был доставить сокровища, принадлежавшие городу Лиме. Груз, как оценивалось, стоил $60 миллионов и включал две статуи Святой Девы в натуральную величину, выполненные в чистом золоте, и 273 украшенных драгоценными камнями меча и подсвечника. Капитан Томас был довольно жадным и убил всех пассажиров, после чего приплыл к острову Кокос и спрятал сокровища в пещере, в надежде сохранить всё это для себя. На его смертном ложе он немного рассказал о местоположении его сокровища, которое так до сих пор и не нашли.

Сокровища Иоанна Безземельного

В 1216 король Иоанн Безземельный, также известный как “Плохой”, направлялся в Линн в Норфолке. По пути он заболел дизентерией и решил, что должен вернуться в свой Ньюаркский Замок. Он решил пробираться по маршруту вокруг Уолша, с его опасными грязевыми ловушками и болотами. Король Джон и его солдаты пробирались через болота с телегами, полными его королевских регалий, когда попали в смертельную топь. Телеги, полные сокровищ на примерную сумму в $70 млн, включая драгоценности, золотые кубки, мечи и монеты, были потеряны и никогда не найдены.

Нуэстра Сеньора де Аточа

В 1622 испанский галеон Нуэстра Сеньора де Аточа возвращался в Испанию, полный золота, драгоценных камней и редкого серебра, когда был настигнут ураганом. Воздействие шторма было так серьезно, что галеон выбросило на коралловый риф и он мгновенно затонул под весом сокровищ. Сразу же была предпринята попытка спасти сокровища, включавшие 17 тонн серебряных слитков, 27 килограммов изумрудов, 35 коробок золота и 128,000 монет. К месту, где пошла ко дну Нуэстра Сеньора де Аточа, были напралены другие корабли. К сожалению, ударил второй ураган и разрушил любые попытки спасения сокровища. Место крушения так больше и не удалось найти, до недавних пор. В 1985 году охотник за сокровищами Мэл Фишер нашел часть сокровищ на $500 миллионов менее чем в 100 милях от берега Ки-Уэста. Тем не менее, эксперты полагают, что сокровища приблизительно на $200 миллионов все еще лежат где-то на дне.

Легенда Золотого Человека

Долго существовал миф, окружающий Озеро Гватавита в колумбийских Андах. Он гласил о золоте инков, скрытом на дне. Самая популярная теория заключается в том, что Золотой Человек, известный как “Эльдорадо”, однажды нырнул в священное озеро, и его последователи приносили сюда золото и драгоценности, демонстрируя преданность. В результате многие посетили область в попытках обнаружить сокровище. Начиная с прибытия испанцев в 1536, 100 килограмм золотых экспонатов были добыты с илистого дна Озера Гватавита. В 1968 году золотой слиток был обнаружен в пещере, снова воскресив легенду об Эльдорадо, или “Золотом Человеке”.

Сокровища Сан-Мигеля

В 1715 Испания собрала флот судов, наполненных до краев с жемчугом, серебром, золотом и драгоценностями стоимостью приблизительно $2 миллиарда. Суда были отправлены из Кубы как раз перед сезоном ураганов, чтобы предотвратить попытку захвата пиратами. Это, оказалось, было плохой идеей, так как весь флот из 11 судов был потоплен спустя всего шесть дней после ухода в плавание. В результате за $2 миллиарда до сих пор покоятся на дне моря. После этого катастрофического случая были обнаружены 7 из судов, но только небольшое количество ценных сокровищ было восстановлено. Считается, что Сокровища Сан-Мигеля могут быть недалеко от восточных берегов Флориды.

Золото Флор де Мар

400-тонное португальское судно под названием Флор Де Мар (Цветок Моря) было поймано врасплох сильным штормом в 1511. Оно потерпело кораблекрушение на рифах Суматры, раскололось на две части, и все сокровище было потеряно в море. История гласит, что Флор Де Мар перевозил около 60 тонн золота, что является самым большим сокровищем из когда-либо собранных в истории португальского военно-морского флота. Не удивительно, что Флор Де Мар стал одним из наиболее разыскиваемых сокровищ в истории.

С затонувшего корабля Gairsoppa водолазы подняли последнюю партию серебряных слитков, стоимостью 26 млн долларов. Общая же стоимость найденного клада, достигает 35 млн долларов. Мы составили список других мест с сокровищами, которые все еще хранятся на морском дне.

Золото Гровенора

Британский парусный корабль «Гровенор», перевозивший из Индии в Европу сокровища побежденных заморских правителей, затонул у восточного побережья Южной Африки более 200 лет назад. В специально оборудованное помещение корабля были погружены сокровища. Это в основном было золото — более 800 слитков; 2000 слитков чистого серебра, а также 45 бочек с золотыми монетами индийских монархов и тридцать ящиков с алмазами, сапфирами, рубинами и другими драгоценными камнями. Официальная стоимость всего этого богатства составляла более 18 миллионов фунтов стерлингов. Сегодня эту сумму можно смело умножать как минимум на 100, то есть это около 3 млрд долларов . Профессиональные экспедиции и кладоискатели-любители неоднократно пытались добраться до этих сокровищ, однако пока безуспешно.

Произведения Фрау Марии

Судно «Фрау Мария» затонуло в 1771 году с грузом художественных ценностей для Эрмитажа, закупленных по личному указанию Екатерины II. По оценкам экспертов, на дне покоятся 27 картин выдающихся голландских художников XVI-XVII веков, в частности, Рембрандта, а также коллекции фарфора, фаянсовые курительные трубки, золотые и серебряные статуэтки и несколько бочек с монетами. Общая стоимость сокровищ составляет около 500 миллионов евро .

Корабль был обнаружен финской экспедицией на дне Балтийского моря в 1999 году. Финляндия намерена поднять корабль к 2017 году, но вопрос о том, какой стране достанутся ценности, до сих пор не решен.

Дайверы установили, что «Фрау Мария» стоит вертикально на глубине 41 м, ее корпус на несколько метров погрузился в ил. Сохранность корабля обеспечили малосоленая вода в заливе и отсутствие течений. Кроме того, в этом месте полностью отсутствует грибок, который обычно разрушает затонувшие суда.

По мнению экспертов, в таких условиях коллекция в трюме затонувшей шхуны не сильно пострадала. Полотна могут быть в сохранности, поскольку для перевозки их упаковывали не в ящики, а в кожаные пеналы, затем в свинцовые сосуды, и сверху заливали воском.

Фашистские сейфы

Долгое время оставалось загадкой место захоронения сокровищ фельдмаршалом фашистской Германии Роммелем. Поиски клада продолжались шестьдесят лет. Примерное место их захоронения было известно из некоторых источников (у берегов Корсики), но отыскать сокровища не удавалось никому. В 2007 году британский исследователь Терри Ходжкинсон заявил, что ему удалось найти точное место расположения клада. Как и предполагалось ранее, сокровища покоятся на дне море вблизи французского острова Корсика.

Однако искатель утверждает, что поднять клад на поверхность без дополнительного специального оборудования невозможно. Клад был запакован в стальные сейфы, и таких сейфов было шесть штук, а в каждом из них находились не менее 200 килограмм золотых слитков (стоимость должна составлять примерно 12 млн долларов ) и прочих драгоценностей. Кроме того, эти сейфы надежно сварены между собой, так, что поднимать их по одному нельзя. Наконец, за шестьдесят лет сейфы покрылись песком. Поэтому для того, чтобы провести операцию по подъему золота с морского дна, необходимо высосать грунт из-под сейфов при помощи специальной техники. Желающих инвестировать в этот проект пока не нашлось.

Золотые рубли Варягина

В 1906 году в Уссурийском заливе ударился о мину и взорвался пассажирский пароход «Варягин». При взрыве погибли почти все пассажиры и весь груз, а также около 60 000 рублей золотом - это более 70 млн. в современных рублях . Спасшийся капитан парохода Овчинников получил разрешение на поднятие парохода.

Водолазы, проводившие подготовку к поднятию, утверждали, что с ценным грузом ничего не случилось и его с легкостью можно достать из-под воды. Через восемь лет после катастрофы под руководством бывшего капитана начались работы по подъему парохода. Однако выяснилось, что корпус сильно занесло песком, поэтому расчистку отложили на весну следующего года. Но в то время началась Первая мировая война, затем революция и гражданская война. В результате «Варягин» до сих пор так и не был поднят.

2 февраля 2012 года стало известно, что искатель сокровищ из США Грег Брукс (Greg Brooks) установил местонахождение затонувшего британского торгового судна Port Nicholson, на борту которого находятся слитки платины из СССР стоимостью более трех миллиардов долларов.

Судно Port Nicholson направлялось в Нью-Йорк с грузом платины и было потоплено немецкой подводной лодкой в 1942 году у берегов полуострова Кейп-Корд на северо-востоке США. Платина предназначалась для расчетов советского правительства с властями США за поставки оружия по госпрограмме ленд-лиза, по которой США передавали союзникам боеприпасы, военную технику, продовольствие и стратегическое сырье.

Брукс сообщил, что судно находится на глубине более 213 метров (700 футов) в 50 морских милях от побережья Кейп-Корда.

Самой большой морской сокровищницей считается бассейн Карибского моря. В начале XVI века завоеватели Америки везли по нему сокровища в Европу. Тяжело груженные испанские галеоны подстерегали пираты Карибского моря. Но в их руки попадало не так уж много сокровищ по сравнению с тем, что уходило на дно в кораблях, разбитых во время абордажных схваток и жестоких штормов. В Атлантическом океане, по приблизительным подсчетам, за несколько столетий утонуло более 100 тысяч кораблей. Их груз оценивается триллионами долларов.

В XX веке самые крупные сокровища были найдены американцами Мелом Фишером, Барри Клиффордом, Бертом Уэббером и Джимом Хаскинсом.

Мел Фишер — самый известный и удачливый американский охотник за сокровищами. Именно он обнаружил в июле 1985 года сокровища легендарного испанского галеона «Аточа», затонувшего во время урагана в 1622 году в прибрежных водах Флориды. С морского дна были подняты более 200 золотых и более 1100 серебряных слитков (весом от 15 до 37 килограмм каждый), а также ювелирные изделия — золотые кольца, цепи, кулоны, изумрудные броши и изумительной красоты крест, украшенный изумрудами. Кроме того, был обнаружен целый арсенал оружия XVII века. Общая стоимость найденных сокровищ оценивается более чем в 400 миллионов долларов США.

Еще до обнаружения сокровищ с властями Флориды было достигнуто соглашение о том, что штату будет принадлежать 20% от всего, что найдет Фишер и его команда.

С именем Барри Клиффорда связаны удачные поиски пиратской галеры «Уайда» , которая в 1717 году села на мель и затонула на мелководье всего в нескольких сотнях метров от флоридского пляжа Кейп-Код в Маркони-Бич. О богатствах «Уайды» ходили легенды. Согласно историческим хроникам, прежде чем разбиться о рифы, пираты успели ограбить примерно полсотни кораблей. Изучение их судовых документов позволило Барри решить несложную задачу на сложение и оценить пиратские сокровища примерно в 400 миллионов долларов. Одного только золотого песка по самым скромным подсчетам на галере находилось не менее 4,5 тонны. Останки галеры «Уайда» были обнаружены Клиффордом в 1984 году. Общая сумма сокровищ, которые аквалангисты Клиффорда добыли со дна, достигла примерно 15 миллионов долларов.

Другой крупнейший «улов» XX столетия достался двум американцам — Берту Уэбберу и Джиму Хаскинсу. В 1977 году они нашли останки испанского галеона «Нуэстра сеньора де ля Консепсьон «, затонувшего в 1641 году у берегов Гаити. Всего с морского дна было поднято 32 тонны серебра в слитках и монетах, золотые украшения, антикварной фарфоровой посуды. Общая стоимость сокровищ составила 14 миллионов долларов.

В 2007 году был обнаружен, по мнению специалистов, крупнейший клад в истории. 18 мая 2007 года компания Odyssey Marine Exploration, которая специализируется на поисках морских сокровищ, объявила об обнаружении около 500 тысяч золотых и серебряных монет, но категорически отказалась сообщить, кому принадлежал затонувший корабль, на котором находились сокровища, и где он был обнаружен. Заявление компании было обнародовано, когда поднятые на поверхность сокровища уже были переправлены в США. Компания получила от Испании в 2006 году лицензию на поиски затонувшего в 1694 году в районе Гибралтарского пролива английского судна «Sussex», на борту которого находилось около 9 тонн золота. Однако американцам было запрещено искать сокровища с других судов на дне пролива, где в течение нескольких веков, начиная с 16-го столетия, затонули сотни испанских галеонов.

Испанская сторона высказала подозрение, что американские искатели сокровищ незаконно достали сокровища с морского дна в территориальных водах страны.

В результате расследования удалось установить, что сокровища были обнаружены на месте затопления испанского военного корабля Nuestra Senora de las Mercedes, который подвергся атаке английских судов в октябре 1804 года на пути в Испанию из Перу и пошел ко дну недалеко от побережья Португалии.

В декабре 2009 года суд штата Флорида постановил, что морской клад на сумму 370 миллионов евро, обнаруженный американской компанией Odyssey Marine Exploration, принадлежит Испании и должен быть возвращен королевству в течение 10 дней.

Компания Odyssey обжаловала решение суда. 1 февраля 2012 года стало известно, что Апелляционный суд Атланты в штате Джорджия так же постановил, что морской клад принадлежит Испании.

В январе 2009 года интернет-издание «Морской бюллетень — Совфрахт» сообщило, что судно с золотом, платиной и алмазами, потопленное немецкой подлодкой в годы второй мировой войны, обнаружили кладоискатели у побережья Гайаны (государство на северо-востоке Южной Америки).

Согласно сообщению, транспорт с ценным грузом вышел из одного из европейских портов, пункт назначения — США. Ценности предназначались для доставки в Нью-Йорк и далее в казну США в качестве оплаты ленд-лиза. Сначала судно зашло в порт одной из южноамериканских стран и оттуда последовало в Нью-Йорк, но где-то на расстоянии 40 миль от побережья Гайаны было потоплено германской подводной лодкой U-87 в июне 1942 года.

Об обнаружении останков британского грузового транспорта сообщила американская компания Sub Sea Research, специализирующаяся на подводных изысканиях и подъеме из воды ценностей, оставшихся после кораблекрушений.

Компания не разглашала название судна и место его обнаружения. Условно судно было названо Blue Baron («Голубой барон») .

В июле 2009 года немецкая газета Bild сообщила, что немецкие кладоискатели обнаружили 1,5 тонны серебряных монет, золотых украшений, огнестрельного оружия, драгоценных камней и фарфора династии Мин на борту пиратского корабля Forbes , затонувшего в 1806 году у берегов острова Калимантан. При этом стоимость одних только серебряных монет достигает десяти миллионов долларов.

Для осуществления своей мечты немецкие кладоискатели потратили более трех миллионов евро, а также учредили фирму NRA (Nautic Recovery Asia).

В апреле 2011 года стало известно, что профессиональные кладоискатели из американской организации Deep Blue Marine, которая занимается извлечением с морского дна ценных исторических артефактов, обнаружили сокровища на месте произошедшего в ХVI веке кораблекрушения в Карибском море близ побережья Доминиканской республики. Водолазы нашли 700 серебряных монет, которые могут стоить миллионы долларов, старинные статуэтки, а также зеркальный камень, который, возможно, использовался в шаманских ритуалах.

Работы по поиску клада велись на месте крушения судна, детали о котором организация не разглашает.

Deep Blue Marine сообщила о находке властям Доминиканской республики, в водах которой было найдено затонувшее судно. Выручка от сокровища будет поделена поровну между республикой и организацией кладоискателей.

В сентябре 2011 года стало известно, что американская компания Odyssey Marine Exploration (ОМЕ) обнаружила в Атлантике потопленное во время Второй мировой войны британское судно Gairsoppa , на борту которого находится 200 тонн серебра.

Пароход, который кроме серебра в 1941 году вез из Индии в Ливерпуль груз железа и чая и был потоплен нацистской подводной лодкой, специалисты обнаружили в 560 километрах от побережья Ирландии.

Эксперты называют серебро с борта Gairsoppa самым крупным грузом драгоценного металла, когда-либо обнаруженным в морских глубинах.

Планируется, что работы по подъему серебра и других ценных предметов с Gairsoppa начнутся во втором квартале 2012 года.

В октябре 2011 года компания Odyssey Marine Exploration (ОМЕ) заявила об обнаружении на дне Атлантического океана британского судна, на борту которого находилось 17 тонн серебра.

Подводным археологам удалось обнаружить британское судно Mantola , которое затонуло в феврале 1917 года после атаки немецкой подводной лодки U-81.

Стоимость груза на судне может составлять более 19 миллионов долларов.

Самые известные клады , обнаруженные у берегов России

У берегов России одной из главных сокровищниц является Финский залив — на его дне лежат более шести тысяч затонувших кораблей. Среди лежащих на дне корабельных останков есть настоящие сокровищницы — корабль посольства герцога Шлезвиг‑Гольштейнского Фридриха III, который в 1635 году вез царю Михаилу Федоровичу богатые дары; русское судно, перевозившее казну для нашей армии в Финляндии, затонувшее в 1718 году; русские суда, вывозившие военную добычу из Финляндии, Германии, Швеции, Польши и др.

В 1953 году финскими рыбаками был случайно обнаружен корпус корабля у острова Борстё вблизи города Турку (Финляндия). Объект не вызвал интереса у финских историков и археологов. Лишь в 1961 году его изучением занялись шведские дайверы, после того, как историк Кристиан Альстем предположил, что найденный корпус может принадлежать русскому галиоту «Святой Михаил». Он вышел из Амстердама в Петербург 15 октября 1747 года, имея на борту груз ценностей для русского императорского двора. В их числе был даже персональный подарок Императрице Елизавете Петровне — резной золоченый кабриолет.

Получив разрешение на работы от ничего не подозревавших финских властей, шведские дайверы вскрыли каюты найденного корабля и в первые же дни подняли на поверхность 34 золотых табакерки, часть которых была украшена драгоценными камнями. Кроме того, с морского дна были подняты ценности, закупленные для русского императорского двора: коллекция золотых табакерок работы французских мастеров Пьера Жаррена и Франсуа Марто; коллекция золотых и серебряных часов работы французских и английских мастеров; крупнейшая в Северной Европе коллекция ранних образцов мейсенского фарфора (кофейные и чайные сервизы, декоративные статуэтки); коллекция золотых фигурных накладок на мебель. А также резная золоченая карета — подарок императрице Елизавете Петровне.

Советский Союз никаких претензий на найденные ценности не предъявлял и сегодня все поднятые предметы хранятся в Финляндии.

В 1981 году в Баренцевом море была проведена крупнейшая глубоководная операция по подъему золота с затонувшего английского крейсера «Эдинбург».

В конце апреля 1942 года английский крейсер «Эдинбург» во главе конвоя судов вышел из Мурманска в Англию. На борту крейсера находилось около 5,5 тонн (465 штук) золотых слитков, что в денежном эквиваленте тогда составляло свыше 20 миллионов долларов. Для большей безопасности драгоценный груз поместили в артиллерийский погреб. Золото предназначалось для уплаты за военные поставки нашим союзникам по антигитлеровской коалиции. 30 апреля 1942 года крейсер «Эдинбург» был атакован немецкой субмариной. Получив серьезные повреждения, корабль, тем не менее, продолжал оставаться на плаву. Через двое суток, 2 мая, «Эдинбург» был атакован немецкими эсминцами. Крейсер остался на плаву, но дальнейшая его буксировка на самую ближайшую базу потеряла всякий смысл, так как внутри корабля полыхал пожар. Чтобы «Эдинбург» и золотой груз не достались врагу, крейсер по приказу командира конвоя английского контр-адмирала Бонэма-Картера был потоплен тремя торпедными выстрелами. После войны золотой груз «Эдинбурга» неоднократно пытались найти и англичане, и немцы, и наши специалисты. Но их старания не увенчались успехом. В 1980 году английская фирма «Рисдон-Бизен» с помощью специально оборудованного судна «Дронсфорд» обнаружила точное местонахождение «Эдинбурга». В том же году между СССР и Великобританией был заключен договор о подъеме советского золота с затонувшего английского крейсера (в новых ценах оно стоило уже не 20, а 81 миллион долларов). В сентябре 1981 года со дна Баренцева моря был поднят 431 из предполагаемых 465 золотых слитков весом 11-13 килограммов каждый. Золото было поделено между СССР и Великобританией в пропорции три к одному. Во время второй операции в 1986 году было обнаружено и поднято 29 золотых слитков. Остальные пять, находившиеся в носовой части артиллерийского погреба, разнесенной снарядом во время боя, бесследно исчезли среди искореженного металла. Золото, добытое во время второй операции, было поделено между Советским Союзом и Великобританией в оговоренной пропорции: десять слитков отправились в Англию, девятнадцать — в Советский Союз. Кроме того, обе стороны должны были отчислить по 45% своей доли в пользу фирмы, поднявшей со дна моря драгоценный груз. В настоящее время один из золотых слитков с затонувшего крейсера «Эдинбург» хранится в Алмазном фонде Московского Кремля.

В 1987 году финским дайвером-любителем был обнаружен Муланский корабль , затонувший в 1617 году около острова Мулан в Финском заливе. Судно вывозило добычу, награбленную шведскими войсками в период оккупации Великого Новгорода в 1611-1617 годах. С морского дна финны подняли два русских церковных колокола, один из которых имел надпись: «Этот колокол отлит на второй день июля летом года 7106 во славу рождения Христа в Деревяницком монастыре в царствовании Его Величества Великого Князя Бориса Федоровича — Царя Всея Руси»; груз серебряных монет, включая редкие «веревочные» деньги Ивана Грозного 1534 года, редчайшие и очень ценные деньги Василия Шуйского 1606-1609 годов и голландские серебряные галеры 1611 года, ходившие в Московском Царстве; большое количество вооружения: мушкеты, пистолеты, кирасы, пороховницы. Несмотря на явную принадлежность раритетов и их историческую ценность, Российская Федерация претензий на права собственности не предъявляла, и все поднятые находки поступили в распоряжение государственных органов Финляндии.

Летом 1999 года в ходе специальной поисковой экспедиции финских дайверов-любителей был обнаружен корпус корабля «Фрау Мария» . Корабль затонул в 1771 году на Балтике в территориальных водах Швеции, которые ныне принадлежат Финляндии. На борту корабля находился груз художественных ценностей для Эрмитажа в Санкт-Петербурге, закупленных по личному указанию императрицы Екатерины II.

Ученые предполагают, что на дне Балтийского моря покоятся 27 картин выдающихся голландских художников XVI-XVII веков, в частности, Рембрандта, а также коллекции фарфора, фаянсовые курительные трубки, золотые и серебряные статуэтки и несколько бочек с монетами. Уникальный груз «Фрау Марии» музейные эксперты оценивают не менее чем в 500 миллионов евро.

Благодаря холодной и слабосоленой воде Финского залива парусник сохранился без видимых внешних повреждений.

Опираясь на архивные данные, специалисты предполагают, что картины были упакованы не в ящики, а в свинцовые колбы и залиты воском, что позволяет надеяться на значительную сохранность полотен.

Финляндия разработала поэтапный план по подъему судна: предполагается, что «Фрау Мария» окажется на суше к 2017 году. С российской стороны в разработке проекта принимают участие фонды «Крейсер «Варяг» и фонд «Спасение национально-культурных ценностей», а специалисты из Эрмитажа выразили готовность принять участие в реставрационных работах.

Вопрос, кому достанутся ценности с «Фрау Марии» в случае их реального обнаружения, пока остается открытым.

В настоящее время в отношении поднятых со дна сокровищ нет согласованных международных документов. Согласно общепринятым нормам, если затонувшее судно лежит в пределах 24-мильной прибрежной зоны какого-то государства, то это государство и решает судьбу добытых сокровищ. Нередко оно забирает себе их половину или четвертую часть. В то же время в некоторых странах считается, что первые сто лет с момента затопления судно принадлежит конкретному владельцу — частному лицу или фирме. В отсутствие наследников или спустя сто лет судно признается собственностью того государства, в чьих водах оно затонуло. Также есть страны, где права собственников затонувших объектов на имущество признаются независимо от срока гибели судна. То есть споры возникают в каждом новом случае.

Если же обломки судна находятся в международных водах, то в силу вступает Брюссельская конвенция 1910 года: тот, кто находит «бесхозное» судно, тому оно и принадлежит. Но в этом случае возникают споры о том, какое судно считать «бесхозным». Нередко в суд на золотоискателей подают родственники или потомки затонувших на судне пассажиров и членов команды. Судебные процессы длятся годами.

С целью обеспечения и укрепления охраны подводного культурного наследия была принята Конвенция ЮНЕСКО по защите подводного культурного наследия от 2 ноября 2001 года. Конвенция представляет собой международный договор, который является ответом международного сообщества на всё большее разграбление и разрушение подводного культурного наследия.

«Подводное культурное наследие» означает все следы человеческого существования, имеющие культурный, исторический или археологический характер, которые частично или полностью, периодически или постоянно находятся под водой на протяжении не менее 100 лет.

Документ запрещает коммерческую эксплуатацию такого культурного наследия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Самые крупные сокровища с затонувших кораблей обновлено: Май 19, 2018 автором: kross

С тех пор как зародилось судоходство и человек стал мореплавателем, Нептун основательно разбогател. Размеры его сокровищ остаются тайной, но приоткрыть ее позволяют некоторые цифры. Например, подсчитано, что, начиная с 1500 г., на морях и океанах в среднем ежегодно тонуло 2172 судна. На борту некоторых кораблей были огромные ценности, поэтому утверждают, что в «сейфах» Нептуна - на дне Мирового океана - находится примерно одна восьмая часть золота, добытого за всю историю человечества.

Казалось бы, нет ничего более простого, как отобрать у Нептуна добычу, возвратить сокровища человеку. Ведь места гибели многих «золотых кораблей» известны. Американское издательство «Даблдей» выпустило специально для искателей морских сокровищ справочник. В нем указаны координаты 480 точек земного шара, где затонуло примерно 1500 судов, имевших на борту драгоценности в общей сложности на сумму более 100 млн. фунтов стерлингов. С различной степенью достоверности известны и многие другие золотые могилы, разбросанные на дне Мирового океана. Расскажем о некоторых из них.

«Золотой парусник»

В 1782 г. корабль «Гросвенор» во время рейса из Коломбо в Ливерпуль попал в зону мощного урагана. Волны океана разделались с парусником - он затонул у восточных берегов Южной Африки.

Известно, что «Гросвенор» принадлежал Ост-Индской компании и на его борту находились сказочные сокровища. Достоверно об их ценности стало известно, когда в 1962 г. директор бельгийской компании по спасению судов, терпящих бедствие в море, Бекер, изучая фамильные архивы наследников владельцев «Гросвенора», обнаружил опись груза. Опись свидетельствовала, что колонизаторы погрузили на борт корабля 162 тысячи золотых монет. 19 ящиков, наполненных драгоценными камнями - бриллиантами и рубинами, 720 золотых слитков, 1450 слитков серебра. По новому курсу английской валюты это составляет несколько миллионов фунтов.

В архивах оказалась также позеленевшая от времени медная пластинка с выгравированной картой района океана, омывающего берег Подоленда в Африке. Загадочная крестообразная пометка на карте была расшифрована как ориентировочное место гибели корабля.

Прежде чем приступить к розыскам сокровищ «Гросвенора», Бекер внимательно изучил результаты предыдущих попыток найти затонувший корабль. Известно было, что из всех, кто ими занимался, счастье улыбнулось только шотландцу А. Линдсею. В месте, где, как предполагалось, лежит парусник, ему удалось найти и поднять с морского дна ящик, содержащий 1000 золотых монет, и две корабельные пушки с надписью «Гросвенор». Опьяненный успехом, Линдсей вложил в операцию по добыче сокровищ все свое состояние. Однако он истратил и состояние, и все найденное золото, и даже деньги, вырученные от продажи музею пушек затонувшего корабля, так и не добившись больше никаких результатов.

Позднее одна из фирм перекупила у наследников владельца «золотого парусника» исключительное право на подъем всех его ценностей. Она приобрела также карту, на которой значится якобы точное место катастрофы «Гросвенора». Была снаряжена экспедиция. Специалисты разработали оригинальный проект: на берегу прорыли глубокую шахту. От нее под морским дном к месту, где покоится корабль, начали прокладывать туннель, но внезапно в него прорвалась вода. Работы прекратили...


Всего на протяжении последних пятидесяти лет на финансирование различных проектов добычи сокровищ и организации экспедиций по розыску этого корабля было израсходовано более 600 тыс. фунтов.

Бекер поставил розыски «Гросвенора» на широкую ногу. В море вышел специальный корабль, оснащенный современным водолазным оборудованием. Однако экспедицию постигла полная неудача - ее участники не смогли обнаружить даже следов «Гросвенора», хотя ими были обследованы значительные участки скалистого дна.

Прошло еще шесть лет. И вот новое сообщение о «золотом паруснике». Его сокровищами надеются овладеть трое западногерманских аквалангистов - охотников за подводными кладами. Корреспондентам было заявлено, что они «воспользуются для этой цели самым современным оборудованием и новейшими техническими средствами работы под водой».

Удастся ли эта новая попытка, смогут ли аквалангисты в трудных условиях скалистого дна найти сокровища «Гросвенора», - покажет время. Нептун умеет хранить тайны своего царства.

Ожерелье Марии Антуанетты

Первые дни Великой Французской революции. Восставший народ победил, однако Людовик XVI и вельможи еще лелеют надежду восстановить свою власть, разрабатывают планы контрреволюционного переворота. В то же время приближенные короля спешат вывезти из Франции ценности. В глубокой тайне на борт фрегата «Телемак» грузят золото, серебро, драгоценные камни. Под специальной охраной находятся бриллианты, рубины и изумруды жены Людовика - Марии Антуанетты. Среди них легендарное по стоимости ожерелье. Груз корабля оценивается в несколько миллиардов франков.

«Телемак» снимается с якоря, но тут же при весьма загадочных обстоятельствах всего в нескольких стах метрах от устья Сены идет на дно. Это произошло 3 января 1790 г.

После трех тщетных попыток добыть сокровища «Телемака» дело о «золотом фрегате» было в 1850 г. передано в государственный архив. Почти девяносто лет о нем не вспоминали, но вот. в начале 1939 г., по решению французского правительства папку с надписью «Ожерелье Марии Антуанетты» вновь затребовали для изучения. В Европе пахло порохом, Франция нуждалась в деньгах на вооружение. Тогда-то и вспомнили о «Телемаке».

Снарядили экспедицию, в распоряжение которой было предоставлено новейшее оборудование и средства судоподъема. Чиновники министерства финансов уже подсчитывали, сколько пушек можно будет приобрести на ожерелье королевы, однако начавшаяся операция с каждым днем требовала все больше и больше затрат, а результатов не давала никаких. После многодневных погружений у моря смогли отвоевать одну только печать Людовика XVI. Были израсходованы огромные суммы, прежде чем пришли к заключению, что затея напрасна: сильные течения разрушили корабль и разнесли его остатки на огромной площади дна, сокровища «золотого фрегата» поглотил многометровый слой ила...

Впоследствии не раз французские аквалангисты пытались разыскать ожерелье Марии Антуанетты, но, увы, фортуна не улыбнулась им до сих пор.

Сокровища Роммеля

Баснословная добыча - золото, драгоценности, шедевры искусства, - захваченная солдатами Роммеля в период оккупации Северной Африки, в сентябре 1943 г. была погружена на немецкое транспортное судно. Его командиру вручили секретное предписание - доставить груз в Италию.

Англичане обнаружили неизвестный транспорт у берегов Корсики. Приказ остановиться на судне не выполнили, форсированным ходом оно пыталось оторваться от преследователей. Английские корабли открыли огонь, транспорт получил несколько прямых попаданий и быстро затонул. О грузе, находящемся в трюмах судна, ничего известно не было, особого значения этому эпизоду морской войны никто не придал.

Подлинную ценность затопленного транспорта удалось установить уже после войны по архивным данным. Начался поиск «сокровищ Роммеля». В 1949 г. в район предполагаемого затопления судна были направлены корабли французского военно-морского флота. Группа водолазов и подводные пловцы обследовали морское дно у Корсики, однако ничего не нашли. Безрезультатной оказалась и экспедиция, предпринятая в 1963 г. на английском судне «Си Драйв», располагавшем специальным оборудованием для подводной разведки.

Сенсацией была новость, разнесшаяся в июне 1969 г.: ящики, подобные тем, какие находились на немецком судне, якобы видел во время подводной охоты у берега Корсики аквалангист Жан Перетти. На Корсику устремилась целая армия любителей легкой наживы. Однако в месте, которое указал Перетти, нашли только несколько снарядов времен еще первой мировой войны да ржавый корабельный якорь.

«Сокровища Роммеля» по-прежнему остаются тайной глубин.

Находки, вселяющие надежду

Нет, не всегда розыски погребенных на морском дне сокровищ оканчиваются безрезультатно! Наш рассказ о подводных кладах был бы неполным без упоминаниях о находках, вселяющих надежду на то, что и многие другие тайны Нептуна будут со временем разгаданы.

Обломки 30-метровой испанской галеры были обнаружены морским археологом Джорданом Фишером неподалеку от прибрежных коралловых рифов Флориды. Предполагают, что это судно «Нуэстра сеньора дель Ро-залио», затонувшее 350 лет назад во время жестокого шторма по пути из Гаваны. Галера входила в состав эскадры королевского флота; в ее трюмах, если верить старинным документам, должно находиться полмиллиона серебряных песо.

Остатки корпуса лежат на глубине 5,5 м на расстоянии 110 километров западнее Ки-Уэста. Подводнопоисковая команда Фишера, разыскивавшая именно эту галеру с грузом, нашла 24 других судна, а на «Ро-залио» искатели подводных кладов наткнулись в самый последний день своей экспедиции. Американские археологи надеются в скором времени поднять и груз, и обломки галеры.

Легенды о сокровищах, спрятанных в земле или покоящихся на морском дне вблизи панамского города Портобело, вновь ожили после того, как колумбийский моряк Франсиско Оспино Навна обнаружил старую галеру.

Город Портобело был построен испанскими конкистадорами как форт для отражения набегов английских, французских и голландских пиратов. Он славился своими ярмарками, на которых жители Колумбии и Центральной Америки продавали изделия из золота и драгоценностей. Сегодня от некогда процветавшего города осталось лишь несколько зданий.

Историки полагают, что галера, возможно, - одна из тех, которые водил под черным флагом известный пират Генри Морган. Как раз в заливе Портобело он однажды во время бури потерпел крушение. Его суда были нагружены тогда богатой добычей.

Более 200 килограммов золотых и серебряных старинных голландских и испанских монет подняты со дна моря недалеко от норвежского городка Олесунн. Аквалангисты - норвежец и два шведа - нашли их на борту голландского судна, которое затонуло у берегов Норвегии в 1725 г. Это самая крупная коллекция монет, найденная у берегов Европы.

22 октября 1707 г. у берегов Корнуэлла на скалах острова Силли затонул фрегат «Ассошиэйшн». Это был флагманский корабль английской эскадры под командованием адмирала Шоуэлла. Корабли возвращались в Англию, имея на борту военные трофеи - золото и серебро, награбленное во время пиратских.набегов на французские и португальские поселения, расположенные на берегах Карибского моря. В результате навигационной ошибки, кроме «Ассошиэйшн», на скалах оказались и еще два парусника - «Игл» и «Ромни».

Много раз предпринимались попытки найти и поднять затопленные с этими кораблями сокровища, стоимость которых оценивается от 3 до 6 миллионов фунтов стерлингов. Несколько лет назад водолазы английского военно-морского флота нашли и подняли с затонувших кораблей отдельные предметы снабжения и среди них пушку «Ассошиэйшн». Однако драгоценностей им обнаружить не удалось. Больше преуспели в этом деле Роланд Моррис и два его компаньона - водолазы Дуглас Роу и Жеффри Аптон, два года занимавшиеся поиском сокровищ на дне Атлантики. Правда, пока что добыто немного, но кладоискатели несомненно напали на след: обнаруженные ими золотые монеты, как установлено, принадлежат к добыче адмирала Шоуэлла.

Статьи по теме: