Детская игровая программа правила дорожного движения. Сценарий спортивно-игровой программы по пдд для учащихся начальной школы с презентацией. Игра «Что такое хорошо, что такое плохо»

Сценарий игровой программы по ПДД «Быть рассеянным – опасно!»

Программа рассчитана на школьников 7 – 10 лет и носит развлекательно-обучающий характер.

Главную задачу программы автор видит в необходимости актуализировать и путём неоднократного повторения закрепить представления детей о базисных правилах для пешеходов, предоставив также возможность практической тренировки в навыках безопасного поведения.

Эффективность программы будет зависеть от принятия этих задач ВЕДУЩИМИ и от тщательности её подготовки. Предварительная работа должна включать в себя не только репетиции, но и изготовление специального реквизита, а также запись специфической фонограммы с оригинальными текстами песенных переделок на известные мелодии. В цветовом оформлении реквизита желательно придерживаться «светофорной» гаммы.

Перечень необходимого реквизита:
– 2 клоунских костюма
– чемодан, оформленный тематическими наклейками (круги цветов светофора, дорожные знаки для пешеходов, стрелки и т.д.)
– детали к образу «Человека Рассеянного» («сковорода», «перчатки на пятки»)
– набор кеглей для выгородок
– наборы тематических сувениров или специально изготовленных бутафорских «наград» (медалей, значков, жетонов)
– 2 таблички с надписями: с одной стороны – «правая», с другой – «левая»
– коврик из тонкого гибкого пластика, разрисованный в чёрно-белую полоску (под переход «зебра»)
– 2 знака «Пешеходный переход» на разборном стояке
– планшеты с текстами куплетов для «караоке»
– 8 рисованных планшетов со стилизованными изображениями различных автомобилей «анфас»
– конструкт «Светофор» (разборная «ножка»-стояк, коробка 3-цветного светофора на батарейках)
– набор головных уборов 3-х цветов светофора (шапочек, беретов, колпаков) по предполагаемому возможному количеству участников игры
– набор буклетов о правилах движения
– свисток
– брикетик мела

(Звучит музыкальное вступление: бравурно-ироничный марш. На площадку выбегает клоунесса КСЮША, приветствуя публику комичным парад-алле. Музыка микшируется.)

КС. – Привет, ребята! А вот и я!
И зовут меня Ксюша, друзья!
В театре «Пиноккио» я служу,
Кукол за ручки и ножки вожу.
За ширмой приходится мне стоять,
А я так хочу сама выступать!
Сегодня у кукол моих выходной,
Сегодня в программе – выход мой!

Ждут вас игры и развлечения
По правилам дорожного движения!
Весёлая школа про дело серьёзное –
О правилах движения дорожного!
А чтобы было вдвойне интересно,
Сейчас к нам прибудет клоун Кеша!

ВСТРЕЧАЙТЕ!

(В фонограмме звучит визг тормозов, завывание милицейской сирены, тревожные аккорды в ритме песни Тыниса Мяге «Детектив». В зал в панике влетает клоун КЕША, нагруженный реквизитом в образе героя стихотворения Маршака «Человек Рассеянный». Он мечется по залу и поёт на мелодию песни «Детектив».)

КШ. – Что только что со мною было
На перекрёстке двух дорог:
Машина чуть не задавила,
Я еле ноги уволок!
Машина чуть не задавила,
Я еле ноги уволок!
Я еле ноги уволо-о-о-о, о-о-о, о-о-ок!
Спасите, спасите, спаси-и-ите
Разбитое сердце мое-о-о-о!
Спешите, спешите, спеши-и-ите,
Найдите, найдите её!

(В изнеможении сваливает реквизит в центре зала, сам падает рядом и очумело оглядывается.)

КС. – Это что за маскировка?!
Ну какой же ты неловкий!
Почему ты опоздал?
Опять в историю попал?!

КШ. – Я торопился, я бежал,
Я в спешке вещи собирал…
Через дорогу я помчался –
И под машиной оказался!

КС. – Ты в зеркало хотя б глядел?!
Ну что ты на себя надел?!
Вместо шляпы на ходу нацепил сковороду,
Вместо туфель ты перчатки натянул себе на пятки –
Точно как Рассеянный с улицы Бассейной!

(Помогает ему сменить головной убор и обувь на обычные клоунские.)

КШ. (устало плюхается на чемодан и поёт на мелодию песни Водяного из мультфильма «Воздушный корабль».)

– Зовут рассеянным меня…
Без приключений нет ни дня:
Всё путаю, теряю,
Всё вечно забываю…
Эх, жизнь – одна досада!..
Да ну её в болото!..
С ней что-то делать надо…
Другим мне стать, другим мне стать,
Другим мне стать охота!..

(Музыка постепенно микшируется, убираясь полностью к последним строчкам следующего текста.)

От страха еле я живой,
А также что-то с головой:
Всё перепутал, позабыл…
Зачем я к вам сюда спешил?!..

КС. – У нас с тобой сегодня представление
Как раз по правилам дорожного движения!
Ведь сказано в названьи ясно,
Что быть рассеянным на улице – опасно!
И если хотим мы живыми остаться,
Нам надо в этих правилах…
(обращаясь за помощью к залу)
– что, ребята? –
Правильно: – разбираться!
А ещё что? – упражняться!

КШ. – Правила дорожного движения? А что, разве дороги двигаются?! Люди двигаются – знаю, машины двигаются – знаю, да ещё как! Вот я чуть двинулся в дорогу, так машина меня как двинет!..

КС. – Вот двинул не туда ногами,
Теперь и двинулся… мозгами!
А правила эти – очень строгие! –
О том, как вести себя, если в дороге мы!
Дорожную песню споём мы сейчас.
Быть может, поймёшь хоть на этот раз?!
Поможем Кеше, ребята, давайте?!
Я начну, а вы повторяйте!

(Звучит вступление к песне «Если с другом вышел в путь».)

КС. (поёт, стимулируя зал повторять за ней отдельные строки)
– Если двинулся ты в путь,
(Если двинулся ты в путь),
Не зевай в дороге!
Зазеваешься чуть-чуть
(Зазеваешься чуть-чуть) –
И протянешь ноги!
Так смотри не зевай
И вниманья не теряй,
И правила движенья знай!

(Припев повторяется с залом)
2 куплет:
– Жизнью чтоб не рисковать,
(Жизнью чтоб не рисковать),
Надо, без сомненья,
Изучать и соблюдать
(Изучать и соблюдать)
Правила движенья.
Так смотри не зевай
И вниманья не теряй,
И правила движенья знай! –

(повтор припева с залом)

КШ. – Да, где-то что-то я слыхал…
Или, кажется, читал?
(в позе, с пафосом)
«К правилам дорожного движения
Относиться надо с уважением!».
Нет, что-то не припоминаю…
Зато всё время уважаю!..

(Прохаживается, демонстрируя преувеличенную «уважительность»)

Вот так хожу и уважаю!
Вот видите, как уважаю! А вот меня не уважают! Этот… как его… Авто… авто… мат!… Нет. Авто… спорт?.. Тоже нет. Ну, эти… как их… машины разные!

(наконец, как бы озарённый догадкой, торжествующе)

Авто – стран – порт! Вот! (растерянно) Странный такой… порт… Правильно, да?! Ну подскажите, ребята!

КС. – Машины разные нам встречаются!..
(обращаясь к залу)
Каким одним словом они все называются?
Ну-ка вместе: ав – то – транс – порт!
ТРАНС – ПОРТ! Вот!

КШ. – Точно, вспомнил: автотранспорт! Потому что он транспортирует! Так вот, автортанспорт этот ну никак не хочет меня уважать! Иду я по дороге, а он так и мчится туда-сюда, туда-сюда…

КС. – Да потому что там, где ты вздумал гулять,
Только автотранспорту можно проезжать!
Ну-ка, ребята, кто догадается,
Как та часть улицы называется,
Где машинам проезжать полагается?

(Если нет ответа, называет сама.)

– ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ!

КШ. – Надо же – проезжая! Ну тогда, конечно, она только для проезда транспорта. Как это я забыл?! Он себе так проезжает мимо меня, проезжает, а я так прохожу мимо него, прохожу… Ой, а где ж я тогда прохожу?! Для меня на улице тоже, значит, специальная часть должна быть! И называется она – прохожая! Правильно?!

(радостно пританцовывает, приговаривая в такт)

Проезжать – проЕзжая, проходить – прохОжая!

КС. (обращаясь к залу) – Разве так, ребята?
(ответ зала)

КШ. – А где же тогда мне ходить?! Что вы меня всё путаете, ребята?!

КС. – Ты такое слово – «тротуар» – слышал?

КШ. – ТОРТуар? Там что, торты наставлены? Как же по тортам ходить: это ж почти что хлеб, да и ноги кремом измажешь?!

КС. – Да не ТОР – туар, а ТРО – туар!
Придётся нам, видно, ребята,
Ему по слогам повторить,
Чтоб было совсем понятно,
Как правильно произносить!
Ну-ка, три-четыре:

(дирижируя залом, побуждает зрителей скандировать трижды)

–ТРО – ТУ – АР, ТРО – ТУ – АР, ТРО – ТУ – АР!

КШ. (отчаянно отмахиваясь руками)
– Да понял, понял! И даже выведу первое правило,
Одинаковое для всех стран и народов:
Проезжая часть – для автотранспорта,
А тротуары?..

КС. – А тротуары – для пешеходов!

КШ. – Для пешКО-ходов? Это ещё кто такие?! Что ли которые пешками по шахматной доске ходят?!

КС. – Да не пешками, а ПЕШКОМ! Ну-ка, ребята, повторим для Кеши,
Как называется тот,
Кто по тротуару пешим ходом идёт?
Давайте-ка хором: ПЕ – ШЕ – ХОД!

КШ. (дурачась) – Пешеход – пешком идёт! Пешеход – пешком идёт!
Здорово придумано! Только не очень. Пошёл я случайно по этому самому тротуару. А там народу ещё больше, чем машин на проезжей части.
Один сзади толкается,
Другой спереди натыкается!
Ну я посередине остановиться решил –
Так ещё и обругали: что, мол, дорогу загородил!

КС. – Значит, и по тротуару ты неправильно ходил! Правильно, ребята?!

КШ. – Правильно, неправильно!..
Да что вы меня всё поучаете?!
Сами, небось, НА СЛОВАХ только знаете!
А ну, ближе к делу – устал я мучиться!
Эй, кто смелый – иди мне навстречу,
Посмотрим, как у тебя получится?!

(Выводит одного из зрителей на площадку и проводит с ним упражнение-клоунаду «Встречное движение», намеренно несколько раз провоцируя столкновение. В конце один раз проводится правильный расход – держась правой стороны. Кеша преувеличенно торжественно награждает партнёра тематическим сувениром – медаль/значок – и отправляет на место.)

КШ. – Ну, один на один всегда разойдётся:
Вон сколько места свободного остаётся!
А вот если побольше народу наберётся,
Да кто-то кого-то обогнать соберётся –
Вот тут как раз толкотня и начнётся!
И ничего вы мне не докажете, спорим?!

КС. – Докажем, ребята?!

КШ. – А ну посмотрим!
Давай, выходи сюда, кто смелый!
Да не по одному, а компанией целой!
Я хоть и рассеянный, а замечал:
Как растянутся кучей на целый квартал,
Кричат, толкаются, в мяч играют!
Какие там правила?! – Про всё забывают!

(идёт к реквизиту)

Сейчас мы чем-нибудь подходящим
Здесь у нас тротуар обозначим!

(Берёт набор кеглей, расставляет, обозначая «тротуар»)

А ну-ка, Ксюша, давай помогай.
Ребят с двух сторон пока расставляй.
Пускай навстречу друг другу пойдут –
Посмотрим, КАКИЕ правила тут!

(КСЮША выводит на площадку 10-12 участников, разбивая их на две группы. Группы размещаются лицом друг к другу на противоположных концах выгороженного «тротуара». ВЕДУЩИЕ ставят задачу: по сигналу идти навстречу – и в каждой группе по секрету назначают обгоняющих.)

Итак, внимание, игру начинаем!
Под музыку весело, дружно шагаем!
Кто лучше всех пройдёт, того награждаем!

(Под аккомпанемент к песне «Вместе весело шагать» проводится массовка «Встречное движение групп». ВЕДУЩИЕ, каждый во главе своей группы, ведут их навстречу в прямом и обратном направлении, создавая сначала ошибочные ситуации. Прокомментировав, повторяют ещё раз, помогая в действии придерживаться правил расхода: проходить, держась вправо, а обгонять впереди идущего – слева. По окончание подводят итоги игры, вручают поощрения.

КС. – Мы шагали, мы шагали,
Наши ноженьки устали!
Мы немного отдохнём,
Хором песню запоём!

(Отправляет участников на места, а КЕША берёт покуплетные планшеты с текстом для караоке и становится с ними лицом к зрителям. Снова включается фонограмма «Вместе весело шагать», но уже с заранее записанным предлагаемым текстом. КСЮША дирижирует залом, и все вместе поют.)


Тротуаром, тротуаром,

Мы по парам, мы по парам.

Ходим друг навстречу другу – не толкаемся,
А заденем мы кого-то – извиняемся!
Ведь о том, что не одни мы, помнить надо нам,
Пешеходов поведеньем своим радуя!

Вместе весело шагать тротуаром,
Тротуаром, тротуаром,
Если вышли погулять мы по парам,
Мы по парам, мы по парам.

КШ. – Всё! Очень здорово у вас получается!
Но какой-то тут секрет заключается!

КС. – А вот мы сейчас спросим самих ребят,
И они нам, конечно, всё объяснят:
Если со встречным разойтись мы должны,
Какой держаться надо стороны?

(подводит к ответу «Держаться правой стороны»)

А если мы очень-очень спешим,
С какой стороны обгон совершим?

(подводит к ответу «Обгонять нужно слева»)

КШ. – Ну спасибо! Теперь я стал грамотней вдвое
И могу назвать правило второе:
По тротуару шагать можно смело –
Если идёшь справа, а обгоняешь слева!

(Бодро шагая на месте, скандирует)

Если делать всё, как надо –
Хорошо получится!

(подпрыгнув, сбивается с ритма перекрёстного движения рук и ног, пытается продолжать маршировку, размахивая односторонними ногам и руками – и всё это на фоне текста, произносимого уже растерянно-оторопелым тоном.)

Только в левом – правом как-то
Тоже стал я путаться.

(Недоуменно разглядывая свои конечности)

Лево – право, лево – право…
Как тут разобраться?
Две руки, две ноги – можно растеряться!

КС, – Ребята, снова Кеше помощь нужна –
Чтоб понять, где левая, где правая сторона.
Он табличку поднимет – а вы отвечайте:
Лишь нужную руку поднимайте и называйте!
Только смотрите, сами не зевайте!

(Берёт из реквизита таблички с двусторонними надписями «левая» – «правая». Передача табличек Кеше проводится как блиц-клоунада: разыгрывается путаница рук и соответствующих табличек. Затем КЕША проводит массовку с залом, показывая таблички в прямом и зеркальном отображении и периодически путая их. В последних нескольких повторах закрепляет у ребят правильную ориентацию рук, стоя спиной к залу.)

КШ. – Ну, наконец открыт секрет
С руками – сторонами:
Всё дело в том, куда лицом
Стоим мы с вами сами!

(Радуясь открытию, начинает непроизвольно, как бы удивляясь и пробуя правильность определений, декламировать речитативом, поочерёдно вытягивая вперёд соответствующую конечность. Текст сопровождается пунктирными аккордами мелодии «Танец утят»)

Это правая рука,
Это левая рука,
Это правая и ле-ва-я ру-ка!
Это правая нога,
Это левая нога,
Это правая и ле-ва-я но-га!

Ух, здорово как! Теперь получается!

КС. – Внимание! Особый пешеходный танец объявляется!
А ну-ка, ребята, все в круг становитесь
И вместе с нами танцевать его учитесь!

(Выстраивают зрителей в круг на площадке, сами становятся в центре лицом друг к другу, предлагая участникам из полукруга у себя за спиной синхронно повторять за собой все движения. Включается инструментальная фонограмма к песне «Танец утят». ВЕДУЩИЕ поют, иллюстрируя текст простейшими танцевальными движениями.)

КС.+ КШ. (вместе)
– Это правая рука
(вытянуть руку вперёд)
Это левая рука,

Это правая и ле-ва-я ру-ка. (вытянуть поочерёдно + три хлопка
ладонями)

Это правая нога
(ногу вперёд на каблук + руки на пояс)
Это левая нога,
Это правая и ле-ва-я но-га. (поочерёдно с подскоком + 3 притопа)

Мы направо повернём,
(полуповорот корпусом, руки на пояс)
Мы налево повернём,
Мы направо и нале-во по-вер-нём. (полуповороты и полный оборот вправо)

Лишь по правой мы пойдём, (шаг с притопом вправо)

Лишь по левой обойдём, (шаг с притопом влево)
Лишь по левой пешехо-дов о-бой-дём! (4 шага по кругу влево)

Надо нам порядок (маршем к центру круга)
Строго соблюдать (подскоки в центре)
И от этих правил (маршем от центра)
Нельзя никак нам отступать (подскоки на месте, хлопки)

(Припев повторяется дважды)

(Возможен повтор танца, но уже в двух отдельных кругах, что даст участникам возможность закрепить лево-правую ориентировку, преодолевая сбивающее влияние зеркального отображении – при взгляде на стоящих напротив. ВЕДУЩИЕ, стоя в центре своего круга, все время меняют своё местоположение, поворачиваясь в разные стороны вокруг своей оси, чтобы оказываться зеркально перед разными фрагментами круга. По окончании танца все возвращаются на места.)

КШ. – Так, руки-ноги собраны,
На лево-право разобраны,
И вроде порядок с моей головой –
На проезжую часть не ступлю и ногой!
Буду лишь по тротуару теперь ходить –
Там меня машинам уж никак не сбить!

КС. – Какой же ты путаник, Кеша, ей-богу!
А если нам нужно перейти через дорогу?!
Ведь ты под колёса чуть не угодил
Как раз потому, что НЕ ТАМ переходил!

КШ. (растерянно, потом торжествующе)
– А как же?.. А, вспомнил!
Чтобы проезжую часть перейти,
Какую-то ЗЕБРУ надо найти!
Нет ли у вас зоопарка рядом?!
Возьму там зебру – и полный порядок!
Представляете: я верхом на зебре сижу,
На автотранспорт свысока гляжу,
И где угодно дорогу перехожу.
Зебра ж полосатая, её издали видать –
Не станут же машины животное сбивать!

(КСЮША достаёт из реквизита рулон пластика, разворачивает его, и он оказывается планшетом, разрисованным под «зебру» – переходную дорожку. Дразнит им Кешу, как тореадор.)

КШ. (испуганно шарахаясь)
– Ай, какой ужас! И зебра попалась?!
Это что – от неё только шкура осталась?!

КС. – Ну Кеша, ты и балабон!
Как говорится, слышал звон – да не знаешь, где он!

(объясняет назидательно)

Заметь, на каждом почти перекрёстке
Нарисована дорожка в чёрно-белую полоску.
Её-то и надо пешеходам найти,
Чтоб проезжую часть лишь по ней перейти.
Так что наша «зебра» лежит, а не идёт:
Ведь «зеброй» называют пешеходный переход!

(Кладёт дорожку на пол.)

КШ. – И что это будет такое у нас?

КС. (выбирая из реквизита детали стояков «Пешеходный переход» и предлагая Кеше их смонтировать.)

– Мы здесь улицу изобразим сейчас.
А чтоб тебе больше не ошибаться,
Ребята помогут потренироваться.

(Выгораживают кеглями или рисуют мелом фрагмент дороги от двух краёв «зебры», устанавливая знак «Переход» с двух её концов.)

Но прежде чем начнётся опыт наш,
Придётся провести подробный инструктаж.
С песней нам легче всё будет понять.
Я начну – а вы старайтесь повторять.

(Включается фонограмма мелодии к песне «Танцуйте сидя». КСЮША начинает куплет, КЕША подключается, работая с залом на повторах строчек.)

КС. – По тротуару шагали вы дружно
Или из транспорта вышли, где нужно –
Как перейти вам, если всё время
По проезжей части машины бегут?
Вы непременно должны удержаться
И где попало сразу не мчаться.
Чтоб под колёсами не оказаться,
Правила такие запомните тут:

(Вторая часть мелодии)

КС. КШ. (с залом)
Через дорогу Через дорогу
Вы не спешите, Вы не спешите,
До перехода До перехода
Лучше дойдите. Лучше дойдите.
Влево и вправо Влево и вправо
Вы осмотритесь, Вы осмотритесь,
Нет ли машины, Нет ли машины,
Вы убедитесь Вы убедитесь.

(Третья часть мелодии)

На переходе На переходе
Вы не толкайтесь, Вы не толкайтесь,
Только по правой Только по правой
Передвигайтесь. Передвигайтесь.

(В аккомпанементе 4 отбивочных аккорда – и переход на последние музыкальные фразы песни «Кот Мурлыка»)

Вы вот эти правила движе-э-энья

(И ещё раз – повтор с залом)

Мы вот эти правила движе-э-энья
Заучить должны как дважды два!

КС. – Итак, приступаем к тренировке.
Слушаем внимательно – выполняем ловко!

(ВЕДУЩИЕ формируют из зрителей 2 группы: «Пешеходов» и «Водителей». Каждой группе игровая задача объясняется отдельно.
КЕША разделяет «водителей» на 2 подгруппы по 4 человека, им раздаются планшеты с изображением различных автомобилей «анфас». Подгруппы располагаются по двум сторонам «проезжей части» с противоположных концов лицом друг к другу – для иллюстрации 2-стороннего движения. По дальнейшему сигналу участники, имитируя «автотранспорт», должны будут начать движение навстречу друг другу. При этом им даётся установка пропускать «пешеходов» по знаку «поднятая рука Ведущего» при их выходе на «зебру». Один из «водителей» в каждой подгруппе по секрету назначается «нарушителем».
Группу «пешеходы» КСЮША также разделяет на 2 подгруппы, которые расставляются на противоположных «тротуарах» в произвольном порядке подальше от перехода, чтобы во время игры иметь резерв расстояния для движения к «переходу». В подгруппах также секретно назначаются «нарушители».
Повторно включается фонограмма песни «Танцуйте сидя». ВЕДУЩИЕ, возглавляя каждый свою группу, дают команду к началу игры.
На первом куплете подгруппы «водители» начинают движение по «проезжей части» навстречу друг другу, а «прохожие», пританцовывая в ритме мелодии, под управлением КСЮШИ «прогуливаются» по «тротуарам», направляясь к переходу.
КЕША скрытно даёт знак «нарушителям» среди «водителей» совершить обгон справа – и тут же комментирует для остальных участников игры, обращая их внимание на то, какая сумятица этим создаётся.
На втором куплете «пешеходы» останавливаются каждой группой на своём краю «зебры» и дальше действуют, точно иллюстрируя содержание текста: «Через дорогу вы не спешите…» и т.д.
На третьем куплете «водители» продолжают свою «езду», а «пешеходы» ступают на «зебру» для перехода улицы, и в свою очередь КСЮША даёт сигнал скрытным «нарушителям» неправильно обгонять впереди идущих, толкаясь – тем самым создаёт наглядный пример для иллюстрации пешеходных ошибок и их последствий, основываясь на самом эффективном принципе – «На ошибках учатся!».
Игра повторяется: один раз с тем же составом групп «водителей» и «пешеходов – уже с соблюдением всех правил, и второй раз – после обмена групп местами.
По окончании ВЕДУЩИЕ подводят итоги, вручают поощрения и возвращают участников на места.)

КШ. – Ладно, убедили, так уж и быть.
Теперь буду только по «зебре» ходить.
Лучше до перехода дойти не полениться,
Чем, поспешив, оказаться в больнице.

КС. (с хитрецой)
– А ещё об одном ПРИБОРЕ вспомнить попрошу,
Который известен каждому малышу.
Коль на него внимание почаще обращать,
По улицам можно без опаски гулять!

КШ. – Что за прибор? Ты на что намекаешь?

КС. – Узнаешь, если загадку отгадаешь!
А пока поищи в реквизите у нас,
Нет ли там чего-нибудь про запас?!

(КЕША отходит к реквизиту, роется в нём, потом достаёт и монтирует детали светофора на разборном стояке, как бы просто по слепой догадке, при этом демонстрируя совершенное удивление. Рассматривает итог, как бы не понимая, что же это такое у него получилось.)

КС. (продолжает, обращаясь к залу)
– Этот прибор – перекрёстков хозяин,
Сигналит он трехцветными глазами.
На ножке стоит или над дорогой висит –
Во все четыре стороны внимательно глядит.
Всем движеньем на дорогах управляет
И порядок строгий назначает.
Его работа – очередь указать:
Кому езжать, кому идти, кому стоять.
И мы, участники дорожного движения,
Все подчиняемся его распоряжениям.
Ну, как называется этот прибор?
Все знают, конечно, что это…

(делает паузу, ожидая ответа зала. Если ответа не получает, даёт подсказку по слогам)
СВЕ – ТО – ФОР!

(Берёт смонтированный Кешей светофор, устанавливает его в центре зала и стимулирует зрителей на повторение названия.)

КШ. – Подумаешь, Америку открывают!
Да я про него давным-давно знаю!
Только, по-моему, все ошибаются,
И прибор совсем иначе называется.
ЦВЕТО-фор – вот так мы его назовём,
Потому что ЦВЕТНЫЕ окошки в нём!

КС. – Но за этими окошками СВЕТ горит,
Поэтому и надо «СВЕТО-фор» говорить!
А теперь слушайте внимательно
И отвечайте старательно:
Если красный свет горит –
Путь открыт или закрыт?

(Зажигается на светофоре красный свет и мигает им, добиваясь ответа зала.)

Пешеходам путь открыт –
Значит, свет КАКОЙ горит?

(Переключает светофор на зелёный, мигает им, дожидаясь ответа зала.)

А теперь то же самое, но наоборот!

КШ. (в ритме песенки Винни-Пуха, скандирующим речитативом)
– А, вспомнил!
Если свет горит зелёный – то иди!
Если красный загорелся – не ходи!
Если жёлтый, если жёлтый…

(как бы споткнувшись с разгону, растерянно обращается к Ксюше)

Если жёлтый, если жёлтый…

(обращаясь в поисках ответа к залу – умоляюще)

Если жёлтый, если жёлтый?…

(Ожидаемый ответ зала – «Подожди!». В случае отсутствия ответа заканчивает сам, как бы совершая, наконец, открытие)

ПОДОЖДИ – да!

(продолжает ехидно-вызывающе, как бы в атакующей защите от стыда за своё незнание)

А я вот слышал, что ребята
Часто путают цвета!

КС. – А мы сейчас проверим это.
А ну-ка быстро все сюда!

(Вызывает и выводит зрителей на площадку для проведения игры «Светофор». Участникам раздаются головные уборы, окрашенные в цвета светофора, и ВЕДУЩИЕ объясняют правила:
– взявшись за руки в цепочку, участники должны будут двигаться за ВЕДУЩИМ змейкой /которую он максимально будет запутывать, закрутив в итоге в спираль/. По сигналу – остановка фонограммы в произвольном порядке одним из Ведущих – цепочка разбегается, объединяясь в подгруппы по цвету: две собираются вокруг Ведущих, одна – к светофору. Игра повторяется 2-3 раза со сменой мест сбора. По окончании игры реквизит возвращается Ведущим. Игра проводится под мелодию песни Олега Попова. Ведущим необходимо рассчитать всё так, чтобы музыкальный фон звучал вплоть до возврата участников на места)

Правила движения для нас – не для кого-то.
Пошёл гулять – пожалуйста, в дороге не зевай
И будь поосторожнее на переходах:
Если уверен, когда совсем уверен,
Тогда лишь шагай.
Правила движения – напутствие в дорогу.
Собрался в путь – любезен будь, соображай:
Когда горит зелёный свет – спокойно трогай,
Увидишь красный, а если видишь красный свет,
То не выбегай!
Правила движения читай на сон грядущий,
Проглатывая завтрак и садясь в трамвай.
И хоть иди вокруг Земли за днём грядущим,
Но этих правил, прекрасных мудрых правил
Ты не нарушай!

КШ. (радостно прыгая и хлопая в ладоши)

КС. (дирижируя зрителями, повторяет с ними)
– Хорошо живёт на свете пешеход,

КШ. – Если с правилами дружит круглый год!

КС. – Если с правилами дружит круглый год!

КШ. – А кто их не соблюдает,

КС. – А кто их не соблюдает,

КШ. – Тот под транспорт попадает,

КС. – Тот под транспорт попадает,

ВМЕСТЕ – Вот!!!

КШ. – Вот спасибо, ребята,
Что всё мне вспомнить помогли!
Такой я грамотнющий стал, что просто ай-люли!

КС. – Ох, Кеша, какой же ты несуразный!
Ведь правил ещё много есть хороших и разных.
За один раз все их нам вспомнить сложно:
Про выход из транспорта, про знаки дорожные…
Придётся тебе сейчас попрощаться
И в школу пешеходов скорей отправляться.

КШ. – Как в школу? Опять?
Не хочу учиться! Хочу играть!

(КСЮША упирается ему руками в спину и, с усилием толкая, направляет к реквизиту, КЕША отчаянно пытается тормозить.)

КС. (натужно, как будто неся какую-то тяжесть)
– Чтоб снова не попасть в такое положение –
Нарушителя правил дорожного движения!
Вот если б машина тебя задавила –
Представляешь, какое бы горе было?!
Ведь в некоторых странах в авариях дорожных
Народу гибнет больше, чем в войнах всевозможных!

КШ. (продолжая упираться, изворачивается и из-за плеча Ксюши взывает к залу
в поисках последней поддержки)
– Ну что, ребята, теперь вам ясно,
Что быть на улице рассеянным опасно?!

(КСЮША, «уморившись», в изнеможении останавливается, еле переводя дух, и обращается к залу)

КС. – Уф! Ответить Кеше, ребята, нужно!
Ну-ка повторим громко и дружно:

(дирижирует, задавая залу скандирующий по словам ритм)

Теперь НАМ всем, конечно, ясно,
Что быть на улице рассеянным – опасно!

(Аплодирует, стимулируя и зал на аплодисменты)

КШ. (удручённо подчиняясь, продолжает)
– Науку безопасности дорожной
Придётся мне ещё раз повторять…

(но как бы найдя спасительный выход, радостно спохватывается)

А после я, конечно, буду должен

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: сформировать у младших школьников навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.

Ход игры

Ведущий I:

На улице нашей машины, машины,
машины – малютки, машины большие.
Спешат легковые, фырчат грузовые.
Торопятся, мчатся, как будто живые.
У каждой машины дела и заботы,
Машины уходят с утра на работу.

Здравствуйте, уважаемые пешеходы и пассажиры! Думаю, такое обращение к вам не вызывает удивления. Ведь всем известно, что когда мы идём по улице, то нас называют «пешеходами», а когда едем в транспорте, мы – пассажиры!

Ведущий II: Всем вам – пешеходам и пассажирам, предлагаем сегодня принять участия в игре «Азбука дорог». Вы будете отгадывать загадки, выполнять задания, участвовать в конкурсах.

Ведущий I: Для начала давайте поиграем в игру, где вам надо будет закончить предложение.

1. По полоскам чёрно – белым пешеход шагает смело,
Эй, машина, тихий ход – пешеходный... (переход).

2. Выходя на улицу, приготовь заранее,
Вежливость и сдержанность, а главное... (внимание).

3. Идёшь ты по улице, смотри, не зевай,
Налево – автобус, направо... (трамвай).

4. Жёлтый свет – предупрежденье:
Жди сигнала для... (движенья).

5. Красный свет нам говорит:
Стоп! Опасно! Путь... (закрыт).

6. Совет: не доверяй сноровке,
Входи в трамвай на... (остановке).

7. Экзамен важного значения
Держи по правилам... (движения).

8. Чтобы быть всегда здоровым,
Чтобы быть к труду готовым,
Эту азбуку, друзья,
Надо знать от А до... (Я).

Ведущий II: А вот, ребята, для вас, ещё одна загадка:

Он имеет по три глаза, но не смотрит ими сразу,
На дороге с давних пор нам мигает... (светофор).

Давайте поиграем в игру «Светофор». Зелёный – топаем ногами; жёлтый – хлопаем руками; красный – замираем.

Ведущий I:

Чтобы руки были целы,
Чтобы ноги были целы,
Знаки эти надо знать!
Надо знаки уважать!

Ребята, а вы знаете, для чего нужны дорожные знаки?

Давайте проверим ваши знания. Перед вами дорожные знаки подойдите к знакомым вам дорожным знакам и назовите их.

  1. Знаки сервиса.......
  2. Знаки особых предупреждений.......
  3. Информационные знаки.......
  4. Запрещающие знаки.......
  5. Знаки приоритета.......
  6. Предупреждающие знаки.......

Вы слышали о такой профессии, как строитель дорог? Рабочие этих организации следят за состоянием дорог. Сейчас мы предлагаем вам поработать строителями дорог, вы будем восстанавливать дорожные знаки. Ваша задача собрать дорожный знак. (Пазлы.)

Ведущий II: Кто любит отгадывать загадки? (За правильный ответ надевается жилет водителя.)

Мы вам предлагаем отгадать загадки о транспорте.

1. Коль в городе бываешь редко
Время утром не теряй
У меня машина в клетку
Хочешь в шахматы играй. (Такси.)

2. Машина с красным крестом
На помощь к больному
Помчалась бегом.
У этой машины особенный цвет:
Как будто халат белоснежный одет. (Скорая помощь, 03.)

3. Следом машина – бывалый солдат,
Пушки её наготове стоят.
С пожаром вступает в решительный бой.
Чем заряжаются пушки? (Водой, 01.)

4. По проспекту к магазину
Едет медленно машина,
Какая осторожная,
Она везёт пирожные. (Продуктовая машина.)

5. Я мчусь, держусь за провода
Не заблужусь я никогда. (Троллейбус.)

6. Дом по улице идёт,
На работу всех везёт.
Не на тонких курьих ножках
А в резиновых сапожках. (Автобус.)

7. Не летает не жужжит,
Жук по улице бежит
И горят глаза жука,
Два блестящих огонька. (Машина.)

Ведущий II:

Всем, кто любит погулять.
Всем без исключения –
Нужно помнить, нужно знать –
Правила движения.

Сейчас мы проведём игру «Регулировщик» (дети делятся на пешеходов и водителей).

Ведущий I: Вот и подошла к концу наша встреча. В заключении мы вновь вам предлагаем ответить на вопросы о правилах дорожного движения: «плохо» или «хорошо».

Если пешеход правильно пошёл,
И по переходу топал.
Значит это всё – это... хорошо (зол)
Светофор горит ярко на пути,
Смотрит каждый глаз строг,
Слушаться его – это... хорошо,
А когда наоборот – ... плохо.
Правила всегда всем нужны,
Помнит даже пусть кроха,
Если знаешь их – это... хорошо,
А когда наоборот – ... плохо.

А сейчас за участие в нашей игре «Азбука дорог» мы подарим памятку пешехода.

Литература:

  1. Сахновская Е.Г.Обучение детей правилам дорожного движения. ГОУ ДОД ЦДОД «Дворец Молодёжи», - Екатеринбург, 2003г.
  2. Томилова З.И.Организация работы по безопасности движения.объединение «Дворец молодёжи», - Екатеринбург, 1999г.
  3. Перекатьева О.В. сценарии школьных праздников. Ростов н/Д: «Феникс», 2001г.
  4. Трушина Л.И. «Счастливого пути» // Внешкольник, 2008г. № 3 стр. 52-55.

Игровая программа по ПДД для детей дошкольного возраста «Красный свет – играть нельзя, желтый – приготовимся друзья, зеленый – играть начни»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: данный сценарий будет интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений для закрепления знаний детей правил безопасного поведения на дороге. Сценарий может быть использован как итоговое мероприятие по теме безопасности, либо как досуговое мероприятие.

Цель: Закрепление правил дорожного движения на практике.
Задачи:
Систематизировать знания детей о правилах дорожного движения.
Развивать интеллектуальные функции: мышление, память, ориентировку в пространстве при выполнении заданий.
Воспитывать интерес у детей к накоплению знаний правил дорожного движения.
Предварительная работа: беседы, заучивание стихотворений, чтение рассказов, игры по ПДД.


Воспитатель: Ребята, чтобы понять, о чем мы сегодня с вами поговорим, предлагаю посмотреть мультфильм. Внимание на экран.

Дядя Степа: Привет девчонки, привет мальчишки,
И воспитателям привет.
Мы вам покажем развлеченье,
О правилах дорожного движения.
Ребята, а вы правила знаете, вы их не нарушаете?
Ответы.
Дядя Степа: Говорят, вы знаете,
Правила дорожные.
Начинаю проверять,
Приглашаю поиграть.
Для начала попробуйте угадать мою загадку:
- Этот свет нам говорит:
«Для вас сейчас здесь путь закрыт!»
И идти сейчас опасно,
На светофоре горит …..
(Красный)
- А этот свет нам говорит,
Подожди еще немного,
Как зеленый загорит,
Сможешь перейти дорогу!
(Желтый)
- Если этот свет горит,
Значит, путь для нас открыт!
(Зеленый)
Дядя Степа: Молодцы, с загадками вы справились. А теперь я вам предлагаю поиграть, встаем все паровозиком, я отдаю команды – громко, четко, понятно, а вы должны их слушать и выполнять. Давайте, еще раз вспомним, что мы делаем на красный свет?
Ответы.
Дядя Степа: На желтый? На зеленый?
Дети отвечают.
Дядя Степа: А сейчас мы с вами отправляемся в путешествие по правилам дорожного движения. Готовы?
Ответы.
Дядя Степа: Зеленый свет горит, что мы делаем?
Дети отвечают – Едем.., и паровозиком отправляются друг за дружкой по кругу.
Дядя Степа: Красный свет – дети останавливаются.
Так они играют минут 3 – 5 мин.


Дядя Степа: А теперь приглашаю поиграть ребятишек. Разделимся на две команды. Вам нужно собрать – цвета, которые есть на светофоре. Перед вами лежат мячики разного цвета, вам нужно выбрать, только те цвета мячиков, которые есть на знаке светофора. Сначала берете мячик одного цвета, и начинаете передавать мяч по цепочке до конца команды. Последний игрок мяч получает, держит его покрепче, он уже не играет, а ждет, когда соберут все цвета. Затем первый игрок в команде берет мячик второго цвета светофора и также по цепочке передает(прокатывают мяч между ног). С третьим мячиком проделываем, все то же самое и собираем наш светофор из мячиков. Кто быстрее справится с заданием, та команда выиграла.
Игра: «Собери светофор».


Воспитатель: Ребята, справились с заданием, получился прекрасный светофор. А сейчас минутка отдыха и небольшая викторина, вспоминайте правила и на вопросы отвечайте.
- Можно играть рядом с проезжей частью?(нет)
- На красный свет светофора движутся машины?(нет)
- Как называется место, где мы ждем автобус?(автобусная остановка)
- Дорога, по которой вы утром идете в детский сад?(тротуар)
- Эти полосы рисуют на проезжей части, белой краской, чтобы мы могли безопасно перейти дорогу. Что это за полосы?(зебра)
- Можно ли ездить в общественном месте без билета, не оплатив проезд?(нет)
Дядя Степа: Правильно отвечали, можно и поиграть. Для этой игры нам потребуется 2 ребенка из старшей группы и 2 малыша. Перед вами стоят машинки, ребята старшей группы, должны провезти малышей на машинке между кеглями, главное никого не уронить и соблюдать правила дорожного движения. У вас на пути стоит светофор, я буду отдавать команды, вы слушаете и внимательно смотрите на светофор. Малыши это ваш груз, вам нужно их доставить к месту назначения в целости и сохранности, нигде не потерять, не уронить.
Раз, два, три «Груз вези».


Воспитатель: Ребята, а вдруг случится авария, нам куда нужно обратиться?
Ответы.
Воспитатель: Вот и наши водители попали в ДТП, мы их отправляем в больницу.


Воспитатель: Предлагаю небольшую разминку. И Дядю Степу тоже приглашаем.
Постовой стоит упрямый (Ходьба на месте).
Людям машет: Не ходи!
(Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо (Руки перед собой)
Пешеход, ты погоди! (Руки в стороны)
Посмотрите: улыбнулся (Руки на пояс, улыбка)
Приглашает нас идти (Шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите (Хлопки руками)
Пешехода пропустите! (Прыжки на месте)
Дядя Степа: Что – то я уже устал, мне б немножко отдохнуть.
Воспитатель: Отдохни Дядя Степа да послушай стихи, которые приготовили наши ребята.
- Ребенок старшей группы:
У любого перекрестка,
Нас встречает светофор,
И заводит очень просто,
С пешеходом разговор.
Свет зеленый – проходи,
Желтый лучше подожди.
Если свет зажегся красный -
Значит, двигаться опасно!
- Ребенок младшей группы:
Нужно слушаться без спора
Указаний светофора:
Нужно правила движения
Выполнять без возражения.
- Ребенок старшей группы:
Чтоб жить, не зная огорченья,
Чтоб бегать, плавать и летать,
Должны вы правила движенья,
Всегда и всюду соблюдать.
На улице будьте внимательны, дети!
Твердо запомните правила эти.
Помните правила эти всегда,
Чтоб не случилась с вами беда!
Воспитатель: Наши детишки дают тебе Дядя Степа еще минутку отдохнуть и исполнят для тебя песню.
- Если добрый ты...
Если пешеход правильно пошёл,
И по переходу топал.
Значит это всё – очень хорошо,
А когда наоборот – плохо.
Светофор горит ярко на пути,
Смотрит каждый глаз строго,
Слушаться его – это хорошо,
А когда наоборот – плохо.
Слушаться его – это хорошо,
А когда наоборот – плохо.
Правила всегда, очень всем нужны,
Помнит даже пусть кроха.
Если знаешь их – это хорошо,
А когда наоборот – плохо.
Если знаешь их – это хорошо,
А когда наоборот – плохо.
Воспитатель: Ну что Дядя Степа ты отдохнул?
Дядя Степа: Пока отдыхал, приготовил для вас новое и интересное задание. У меня в руках небольшие фрагментики, они тут все разные: есть желтые, зеленые и красные. Я вот не могу понять, что же это такое? Что – то знакомое, может вы мне поможете, и соберете эти фрагментики в целую картинку.
Дети собирают из разрезных картинок – Светофор.


Дядя Степа: Ребята, скажите все знаки одинаковые или они отличаются?
Ответы.
Дядя Степа: А чем они отличаются?
Ответы: по цвету, форме.
Дядя Степа: Правильно, перед вами на столах лежат карточки, я сейчас прочитаю строчки, а вы должны найти карточку с этим знаком и поднять ее вверх. Я думаю, что это задание, мы доверим выполнить ребятишкам старшей группы.
-«Пешеходный переход»
Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель не грусти,
Пешехода, пропусти!
- «Движение пешеходов запрещено»
В дождь, и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы,
Говорит им знак одно:
Вам ходить запрещено!
- «Пешеходный переход»
Пешеход! Пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет!
«Место остановки пассажирского транспорта»
В этом месте пешеход,
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.
- «Больница»
Если нужно вам лечиться,
Знак подскажет, где больница.
Сто серьезных докторов,
Там вам скажут: «Будь здоров!»
Дядя Степа: Вот и подошло мероприятие к концу, предлагаю малышам раскраски «Светофорика» раскрасить, а детишки постарше на мольбертах нарисуют дорожные знаки по памяти.
Воспитатель: А сейчас мы немножко отдохнем и проверим, на сколько вы внимательны.
На мои вопросы отвечайте: «это я, это я, это все мои друзья».
Кто из вас всегда идет,
Только там, где переход?

Кто спешит всегда вперед,
Не замечая светофор?
Ответ: молчание.
Кто все правила знает,
И строго их соблюдает?
Ответы: Это я, это я, это все мои друзья.
Знает кто, что красный свет –
Это значит "Хода нет"?
Ответы: Это я, это я, это все мои друзья.
Кто в общественном транспорте,
Уступает старшим место?
Ответы: Это я, это я, это все мои друзья.
Кто играет с мячом,
Рядом с проезжей частью.
Ответ: молчание.
Дядя Степа: Вы большие молодцы, ребята! Очень хорошо знаете правила дорожного движения и я уверен, что вы их соблюдаете!
Вручает детям подарки. До свидания. И напоследок предлагаю посмотреть мультфильм обо мне. До новых встреч.

Цели:

Оборудование:

Участники игры: две команды (1-4 классы).

План игры:

1.Разминка

2.Викторина “Зелёный знак”

6.Игра “Нарисуй знаки”

8.Игра “Собери знаки”

9.Игра “Весёлый светофор”

10.Игра “Велосипедист”

11.Подведение итогов

12.Награждение

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий:

1. Разминка





2.Викторина “Зелёный огонёк”

-

Где можно переходить улицу?

Как нужно идти по тротуару?

3.Игра Три огонька светофора

1. Есть сигналы светофора,

Подчиняйтесь им без спора.

Бурлит в движении мостовая-

Бегут авто, спешат трамваи.

Скажите правильный ответ:

Какой для пешехода свет?

Стой! Опасно! Путь закрыт.

Сигнала ждите для движенья.

Скажите правильный ответ:

Какой горит при этом свет?

Жди сигнала для движенья.

На мостовой не пострадаешь.

Скажите правильный ответ:

Какой для пешеходов свет?

Переходить ребята могут.

Условие:

6.Нарисуй знаки

Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём.

Только лучше правь рулём.

(Велосипед)

Что за чудо этот дом!

Пассажиров много в нём.

Обувь носит из резины

И питается бензином.

(Автобус)

Несётся и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.

(Мотоцикл)

Не летает, не жужжит -
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Автомобиль)

Чтоб тебе помочь, дружок,
Путь пройти опасный,
День и ночь горят огни -
Зеленый, желтый, красный.
(Светофор)

Какой конь землю пашет,
А сена не ест?
(Трактор)

Для уборки урожая

На поля я выезжаю

И за несколько машин

Там работаю один.

(Комбайн)

Четыре братца бегут -
Друг друга не догонят.
(Колеса)

Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как,
Вам в пути…

(Дорожный знак).

Что за “зебра” на дороге?
Все стоят, разинув рот.
Ждут, когда мигнет зеленый,
Значит это…

(Переход).

Автомульти

(На печке)

(Велосипед)

(Вареньем)

(Велосипед)

(В карету)

Личный транспорт Бабы - Яги?

8.Игра “Составь знак”

9.Игра “Весёлый светофор”

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь

И машинам помогаю,

И тебе хочу помочь.

Светофор.

Зелёный - 1 очко;

Жёлтый - 2 очка;

Красный - 3 очка.

10.Игра Велосипедист

Варианты вопросов:

(Тормоза)

11.Подведение итогов

12.Награждение

Игровая программа по правилам дорожного движения (ПДД)

“Я, шагая по улице” для 1-4 классов

Цели: закрепить у ребят знания правил дорожного движения; углублять знания учащихся о правилах дорожного движения; формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам; воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Оборудование: дорожные знаки, светофорики, картинки.

Участники игры: две команды (1-4 классы).

План игры:

1.Разминка

2.Викторина “Зелёный знак”

3.Игра “Три огонька светофора”

4.Игра “Разрешается - запрещается”

5.Конкурс - капитанов “Эстафета водителей”

6.Игра “Нарисуй знаки”

7.Игра со зрителями “Перекрёсток загадок”

8.Игра “Собери знаки”

9.Игра “Весёлый светофор”

10.Игра “Велосипедист”

11.Подведение итогов

12.Награждение

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий: Ребята, сегодня мы собрались здесь вспомнить правила дорожного движения. Закон улиц и дорог - строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон в тоже время и очень добрый: он сохраняет людей от страшного несчастья, бережёт их жизнь. Поэтому только отличное знание правил позволяет нам уверенно переходить улицу. Сегодня мы покажем, как знаем эти правила.
А чтобы из вас никто, не устал, мы наше занятие проведём в форме игры. Для этого вам надо разделиться на две команды, придумать название и выбрать капитана команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон. За нарушение дисциплины один жетон снимается. У кого жетонов останется больше, тот и выиграет.

1. Разминка

Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».

Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет)
- Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да)
- Что хотите - говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)
- Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)
- Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)
- Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)
- Что хотите - говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)
- Что хотите - говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)

2.Викторина “Зелёный огонёк”

- Как называется дорожка для пешеходов?

Что означает красный, жёлтый, зелёный сигнал светофора?

Что следует сделать, прежде чем начать переходить улицу?

Где можно переходить улицу?

Можно ли играть на мостовой?

Как нужно идти по тротуару?

Почему запрещается цепляться за грузовые машины и их прицепы?

Где должен останавливаться пешеход, не успевший закончить переход?

Где можно кататься на велосипеде?

Покажите знаки дорожного движения, которые разрешают и запрещают проезд на велосипеде.

3.Игра Три огонька светофора

Командам раздаются самодельные светофорики.

Знаете ли вы, как выполнять команды светофора? Сейчас это и проверим. Я буду читать вам стихи из “Азбуки безопасности” Олега Бедарева, а вы своими светофориками показывайте нужный свет.

1. Есть сигналы светофора,

Подчиняйтесь им без спора.

Бурлит в движении мостовая-

Бегут авто, спешат трамваи.

Скажите правильный ответ:

Какой для пешехода свет?

Правильно! Красный свет нам говорит:

Стой! Опасно! Путь закрыт.

2. Особый свет - предупрежденье!

Сигнала ждите для движенья.

Скажите правильный ответ:

Какой горит при этом свет?

Правильно! Жёлтый свет - предупрежденье!

Жди сигнала для движенья.

3. Иди вперёд! Порядок знаешь,

На мостовой не пострадаешь.

Скажите правильный ответ:

Какой для пешеходов свет?

Правильно! Зелёный свет открыл дорогу:

Переходить ребята могут.

4.Игра “Разрешается - запрещается”

Играть на мостовой…(запрещается)

Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)

Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)

Идти толпой по тротуару…(разрешается)

Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)

Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)

Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)

Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)

Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)

Идти по тротуару слева…(запрещается)

Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)

Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)

Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)

Уважать правила дорожного движения…(разрешается)

5.Конкурс - капитанов “Эстафета-водителей”

Капитаны команд должны преодолеть препятствия (расставленные на полу кегли), ведя детскую машинку на верёвочке.

Условие: кто быстрее и без аварий доберётся до финиша.

6.Нарисуй знаки

Играющим предлагается за определённое время нарисовать знаки дорожного движения.

Выигрывает та команда, которая не только правильно нарисует за определённое время знаки, но и объяснит их.

7.Игра со зрителями (болельщиками) “Перекрёсток загадок”

Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём.

Только лучше правь рулём.

(Велосипед)

Что за чудо этот дом!

Пассажиров много в нём.

Обувь носит из резины

И питается бензином.

(Автобус)

Несётся и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.

(Мотоцикл)

Не летает, не жужжит -
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Автомобиль)

Чтоб тебе помочь, дружок,
Путь пройти опасный,
День и ночь горят огни -
Зеленый, желтый, красный.
(Светофор)

Какой конь землю пашет,
А сена не ест?
(Трактор)

Вдаль бежит - не тужит, С ножками дружит.

Для уборки урожая

На поля я выезжаю

И за несколько машин

Там работаю один.

(Комбайн)

Четыре братца бегут -
Друг друга не догонят.
(Колеса)

Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как,
Вам в пути…

(Дорожный знак).

Что за “зебра” на дороге?
Все стоят, разинув рот.
Ждут, когда мигнет зеленый,
Значит это…

(Переход).

Автомульти

Вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.

На чём ехал Емеля к царю во дворец?

(На печке)

Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда?

(Велосипед)

Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живёт на крыше?

(Вареньем)

Какой подарок сделали родители дяди Фёдора почтальону Печкину?

(Велосипед)

Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки?

(В карету)

На чём летал старик Хоттабыч? (На ковре - самолёте)

Личный транспорт Бабы - Яги?

На чём поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной?

На чём летал Барон Мюнхгаузен?

На чём катался Кай? (На санках)

Зрители (,болельщики) могут отдать заработанные жетоны команде, за которую болеют.

8.Игра “Составь знак”

Очень часто нарушители ПДД портят дорожные знаки, и сейчас нам предстоит отремонтировать некоторые из них. Вам необходимо из предложенных составляющих собрать дорожный знак и правильно назвать его.

9.Игра “Весёлый светофор”

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь

И машинам помогаю,

И тебе хочу помочь.

Светофор.

Команды играющих располагаются друг за другом. Дети по одному подходят к линии (5 шагов), берут в руки мяч и стараются попасть в один из глазков светофора. Удачный бросок, если мяч попадает в центр какого-либо кружочка, оцениваются так:

Зелёный - 1 очко;

Жёлтый - 2 очка;

Красный - 3 очка.

Побеждает та команда, у которой большее количество очков.

10.Игра Велосипедист

Участвует две команды. У каждой команды игровое поле 3 х 3, разделённое на 9 пронумерованных секторов. Команды по очереди выбирают сектор и получают от ведущего вопросы, касающиеся правил езды на велосипеде. Если дан правильный ответ, то сектор переворачивается, а на обратной стороне поля нарисован велосипедист (т.е. при правильном ответе появляется часть рисунка). Побеждает та команда, которая быстрее на игровом поле соберёт велосипедиста.

Варианты вопросов:

С какого возраста можно ездить на велосипеде на проезжую часть? (С 14 лет)

Что надо проверить у велосипеда в первую очередь перед поездкой на велосипеде?

(Тормоза)

На каком расстоянии от обочины можно ехать на велосипеде по проезжой части?

Игрокам показывается знак “Велосипедная дорожка”, они должны назвать знак и объяснить, что он означает.

Можно ли перевозить на велосипеде пассажира? (Только маленьких детей, при наличии специального дополнительного сиденья).

Какой знак запрещает движение велосипеда?

Должен ли велосипедист останавливаться у знака “Проезд без остановки запрещён”? (Да)

Как велосипедист должен предупреждать о совершении поворота направо? (Вытянутой правой рукой или согнутой в локте левой)

Должен ли велосипедист остановиться на перекрёстке на красные свет, если нет транспортных средств, и он не создаёт аварийную ситуацию? (Да)

Относится ли велосипед к гужевому транспорту? (Нет)

Почему в тёмное время суток на велосипеде можно ехать без включенного фонаря? (Вопрос с подвохом, нельзя ездить в тёмное время суток без фонаря, даже на велосипеде).

11.Подведение итогов

12.Награждение

Ведущий 1 : Здравствуйте, ребята! Наша встреча посвящается правилам дорожного движения.Все люди, как только выйдут на улицу, сразу становятся пешеходами. Легко ли быть пешеходом? Кажется, что может быть легче?! Шагнул левой ногой, шагнул правой ногой. Шагать и в самом деле нетрудно, но по комнате, по парку, по лесной тропинке. Но не по улице… Но стать настоящим пешеходом не только можно, но и необходимо. И мы вам в этом поможем.

(вбегает человек в костюме кота)

Ведущий 1: А кто это ещё?

Кот: Я кот Василий, гуляю сам по себе.

Ведущий 1: Кот Василий, а ты знаешь правила дорожного движения?

Кот: А зачем мне их знать? Я и без них проживу.

Ведущий 1: А это мы сейчас проверим. Как нужно переходить улицу?

Кот: Как-как… Конечно, на 4 лапах.

Ведущий 1: Ребята, прав ли кот? (ответы детей)

Ведущий 1: А как нужно переходить улицу? (ответы детей)

Пешеход! Пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный и наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасёт.

Ведущий 2: Кот Василий. Может, ты подскажешь ребятам, как, выйдя из автобуса, перейти на другую сторону улицы.

Кот: Проще простого. Пролезть между колёсами.

Ведущий 2: Ребята, объясните Василию, как нужно поступить (ответы детей)

(Сюжетно-ролевая игра «Перейди улицу)

Ведущий 2: Кот Василий, а можно ли играть на проезжей части?

Кот: Смотря во что. Вот в шахматы, например, нельзя. Машины фигуры сбивают. А вот в мяч можно.

Ведущий 2: Ребята, по-моему, Василий совсем запутался. Можно ли играть на проезжей части? (ответы детей)

Ведущий 2: Вот так, кот Василий! Оказывается, правила дорожного движения знать нужно.

Кот: Спасибо, я всё понял. Я обязательно выучу правила, а вы мне поможете. Правда, ребята? (ответы детей)

Ведущий 2: Давайте посмотрим спектакль о ПДД

«Автомульти»

(на печке)

(в карету)

3.Любимый двухколёсный транспорт кота Леопольда. (велосипед)

4.Личный транспорт Бабы Яги. (ступа)

5.Ехали медведи на велосипеде,

А за ним комарики. . . На чём? (на воздушном шарике)

6.Какой подарок сделали родители дяди Фёдора почтальону Печкину? (велосипед)

7.На чём летал старик Хоттабыч? (на ковре – самолёте)

8. На чём летал барон Мюнхаузен? (на ядре)

Хоровые ответы всех играющих

Играть на мостовой. . .запрещается

разрешается

запрещается

разрешается

разрешается

запрещается

разрешается

запрещается

Идти по тротуару слева. . . запрещается

разрешается

запрещается

разрешается

«Эрудит»

Команды по очереди отвечают на вопросы ведущего.

(жёлтый)

(по переходу)

(регулировщика)

(знаки)

(«Дети»)

(круглые с красной каймой)

(тормоза)

(с 14 лет)

«Сказочные истории»

1.Винни – Пуху исполнилось 9 лет. На день рождения ему подарили замечательный велосипед. Вини – Пух обрадовался, сел на него и покатил. Он объехал 3 раза вокруг своего домика, проехал по двору 5 раз и выехал на дорогу, направляясь к домику Пятачка.

2.Незнайка опаздывал на поезд. Красная Шапочка торопилась в аптеку: у неё заболела бабушка. Они увидели мальчика, который катался на велосипеде и стали просить его подвести. Кого подвезёт мальчик?

3.Винтик и Шпунтик катались на велосипедах. Вдруг у Шпунтика сломался велосипед. Починить его сразу не получилось. Но Винтик не бросил друга в беде: он взял велосипед Шпунтика на буксир и повёз домой.

«Тест»

Вот и завершается наша встреча. И мы хотим проверить, что вы запомнили из сказанного. Я задаю вопросы, а вы должны количеством пальцев показать нужный ответ из предложенных.

    Правила дорожного движения должны знать и выполнять:
    только пешеходы
    только водители
    водители и пешеходы
    2. Как называется место на улице, где можно ходить детям:
    велосипедная дорожка
    проезжая часть
    тротуар
    3. Во сколько лет можно выезжать на велосипеде на проезжую часть
    4
    14
    44
    4. Кому подчиняются пешеходы, если перекресток регулируется светофором и регулировщиком?
    - сигналам светофора
    - сигналам регулировщика
    - никому
    5. Знаки дорожного движения нужны:
    для красоты проезжей части
    для установления порядка движения пешеходов и транспорта на дороге
    для пешеходов
    6. Чем безопасно пользоваться при переходе через проезжую часть:
    компасом
    биноклем
    пешеходным переходом.
    7. Какая машина может проехать с включенным проблесковым маячком на красный сигнал светофора?
    Пожарная
    «Скорая помощь»
    Милиция

Ребята, закон улиц и дорог строгий. Он не прощает, если пешеход идёт по улице, как ему вздумается, не соблюдая правила. Но этот закон и добрый: он охраняет любого от страшного несчастья, бережёт жизнь человека.

«Автомульти»

Команды по очереди отвечают на вопросы:

1.На чём Емеля ехал к царю во дворец? (на печке)

2.Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (в карету)

3.Личный транспорт Бабы Яги. (ступа)

4.Какой подарок сделали родители дяди Фёдора почтальону Печкину? (велосипед)

5.На чём летал старик Хоттабыч? (на ковре – самолёте)

6. Любимый двухколесный транспорт кота Леопольда. (велосипед)

Игра «Разрешается – запрещается»

Хоровые ответы всех играющих

Играть на мостовой. . .запрещается

Переходить улицу на зелёный сигнал светофора. . . разрешается

Выбегать на проезжую часть. . . запрещается

Переходить улицу по подземному переходу. . . разрешается

Помогать старикам и старушкам переходить улицу. . . разрешается

Болтать и громко смеяться в транспорте. . . запрещается

Играть во дворе на специально отведённых площадках. . . разрешается

Кататься на велосипеде, не держась за руль. . . запрещается

Идти по тротуару слева. . . запрещается

Уступать место в транспорте пожилым людям. . . разрешается

Катать на велосипеде своих друзей. . . запрещается

Соблюдать правила дорожного движения. . . разрешается

«Эрудит»

Команды по очереди отвечают на вопросы ведущего.

1.Какой цвет светофора обозначает команду «Приготовиться к движению»? (жёлтый)

2.Что означает мигание зелёного сигнала светофора? (скоро загорится жёлтый свет)

3.Если нет светофора, где надо переходить улицу? (по переходу)

4.Что важнее на дороге – сигналы светофора или регулировщика? (регулировщика)

5.Какие ещё помощники, кроме светофора и регулировщика, встречаются на дорогах? (знаки)

6.Какой знак обязательно устанавливают около детских учреждений? («Дети»)

7.Какую форму и цвет имеют запрещающие знаки? (круглые с красной каймой)

8.Что надо обязательно проверять перед поездкой на велосипеде? (тормоза)

9.С какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части? (с 14 лет)

«Сказочные истории»

1. Винни – Пуху исполнилось 9 лет. На день рождения ему подарили замечательный велосипед. Вини – Пух обрадовался, сел на него и покатил. Он объехал 3 раза вокруг своего домика, проехал по двору 5 раз и выехал на дорогу, направляясь к домику Пятачка. (до 14 лет нельзя выезжать на дорогу)

2. Незнайка опаздывал на поезд. Красная Шапочка торопилась в аптеку: у неё заболела бабушка. Они увидели мальчика, который катался на велосипеде и стали просить его подвести. Кого подвезёт мальчик? (никого нельзя катать на велосипеде)

3. Винтик и Шпунтик катались на велосипедах. Вдруг у Шпунтика сломался велосипед. Починить его сразу не получилось. Но Винтик не бросил друга в беде: он взял велосипед Шпунтика на буксир и повёз домой. (велосипед нельзя брать на буксир)

Статьи по теме: