Географическая карта определение. Понятие о географической карте

Географическая карта - изображение земной поверхности, содержащее координатную сетку с условными знаками на плоскости в уменьшенном виде, отображающее размещение, состояние и связи различных природных и общественных явлений, их изменения во времени, развитие и перемещение.

Имеющие общий замысел карты могут объединяться в атлас.

Общие определения карты пространства (местности):

Карта - это построенное в картографической проекции, уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, другого небесного тела или внеземного пространства, показывающее расположенные на ней объекты или явления в определенной системе условных знаков.

Карта - математически определённая образно-знаковая модель действительности.

Все многообразие географических карт можно систематизировать по следующим признакам: по содержанию, масштабу, назначению, по охвату территории.

По содержанию карты бывают общегеографические и тематические. На общегеографических картах все изображаемые объекты равноправны, в основном это рельеф, реки, озера, населенные пункты, дороги и т. д. Тематические карты (физико-географические - геологические, климатические, почвенные, ботанические, природного районирования и социально-экономические - политические, политико-административные, экономические, карты населения и др.) с большей подробностью передают один или несколько определенных элементов, в зависимости от темы карты.

По масштабу выделяют: крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные карты. Крупномасштабные (топографические) карты масштаба 1:200 000-и крупнее создаются в результате обработки аэрофотоснимков и при непосредственной съемке местности; искажения на топокартах весьма незначительны и они точно передают основные особенности территории.

Среднемасштабные (обзорно-топографические) карты (1:200 000 - 1 000 000 включительно) создаются по крупномасштабным картам путем генерализации. Часть объектов изображается внемасштабными знаками. Мелкомасштабные (обзорные) карты (мельче 1:1000000) предназначены для изучения больших территорий и часто используются в качестве основы для тематических карт. Большинство школьных карт - мелкомасштабны.

По назначению карты делятся на научно-справочные, учебные, туристические и др.

По величине (охвату территории) создаются карты мира, полушарий, материков и их частей, океанов и морей, государств и их частей - республик, областей, районов и т. д.

Часто для отображения наиболее характерных черт какого-либо явления, облегчения его понимания (особенно в учебных целях) применяют чертежи, рисунки земной поверхности, построенные без строгого соблюдения масштаба, без градусной сетки. Такие рисунки называются картосхемами; они непригодны для измерений, но часто показывают соотношения между объектами более наглядно, чем карта. В последнее время, особенно для изображения социально-экономических явлений, применяются анаморфированные карты, или анаморфозы. Это картографические изображения, построенные по строгим математическим законам, но не в обычных пространственных координатах, а в координатах рассматриваемого явления или в масштабе времени, цен и т. д. Знакомые очертания объектов на анаморфированных картах порой сильно искажаются.


2. Основные отличия географической карты от плана местности.

План - это чертеж, изображающий в условных знаках на плоскости (в масштабе Г. 10 000 и крупнее) часть земной поверхности.

Географические карты - уменьшенные, обобщенные изображения земной поверхности на плоскости с использованием специальных картографических обозначений. Карты разнятся между собой по территориальному охвату, содержанию, назначению, масштаб^] Различают карты мира, океанов и морей, материков, частей материков, государств, областей, районов и т. д.; общегеографические (изображается земная поверхность со^в^еми~6оъс"кта-ми) и тематические. Среди тематических выделяют карты природных явлений (геологические, климатические, почвенные, геоботанические и др.) и социально-экономические карты (населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т. д.).

По назначению карты бывают,. учебные, научные, сельскохозяйственные, туристские и др. По масштабу они делятся на мелкомасштабные - масштаб мельче 1:1000 000 (в 1 см 10 км) -обзорные карты; средне-масштабные (от 1:1 000 000 до 1:200 000 - в 1 см 2 км) -обзорно-топографические; крупномасштабные - от 1:10 000 (в 1 см 0,1 км) до 1:200 000. Крупномасштабные карты называются топографическими..На"этих картах географические объекты и их очертания изображаются наиболее подробно. При уменьшении масштаба карты детали обобщают или исключают, отбирают те объекты, которые могут быть выражены в масштабе данной карты. Учитывается также назначение карты. Так, на научно-справочной карте объектов и надписей значительно больше, чем на школьной учебной карте. Отбор и обобщение изображаемых на карте объектов соответственно назначению, масштабу карты и особенностям картографируемой территории называется картографической генерализацией.

Для изображения различных географических объектов на картах используются специальные условные знаки: масштабные (площадные, линейные), внемасштабные и пояснительные. Площадными знаками показывают лесные массивы, луга, болота, озера, линейными - реки, дороги, трубопроводы; в немасштабными знаками изображают заводы, фабрики, мельницы, электростанции, памятники, отдельные деревья, валуны, колодцы, т. е. «точечные» объекты или площади, которые не выражаются в масштабе карты. К пояснительным условным знакам относят стрелки на реке, показывающие направление течения, рисунки деревьев и др.

Земную поверхность на плоскости изображают с помощью математических способов, которые отражают в картографических проекциях. При развертывании шаровой поверхности Земли на плоскости углы, длины линий, площади, геометрические формы географических объектов искажаются. По характеру искажений картографические проекции делят на равноугольные (не искажаются углы и направления, но искажаются расстояния и площади), равновеликие, или равно"площадные (не искажаются площади, но искажаются углы и формы), и произвольные (искажаются и углы, и площади). Картографические проекции различаются и по построению. Чтобы перенести поверхность шара на плоскость, применяют вспомогательные геометрические поверхности (цилиндр, конус и др.). В зависимости от использования вспомогательных поверхностей при переносе поверхности Земли на плоскость картографические проекции подразделяются на цилиндрические, конические и азимутальные.

Основные отличия плана от географической карты следующие: 1) планы составляют в крупных масштабах (1:10 000 и крупнее), карты - в более мелких; 2) градусной сети на планах нет, ориентированы они по стрелке север - юг; 3) планы составляют на небольшие участки местности, отдельные сооружения. На них с большей детализацией показывают объекты; 4) на плане не учитывается кривизна Земли, на карте учитывается.

По географическим картам можно измерять расстояния, длину рек, береговой линии, вычислять площади отдельных территорий, определять высоты точек над уровнем океана, глубины океанов и морей.

Расстояния по карте измеряют с помощью линейки, циркуля и полученный результат умножают на масштаб карты. Для измерения длин кривых линий (рек, береговой линии) используют циркуль-измеритель маленького раствора (2-3 мм), тонкую влажную нитку или специальный прибор курвиметр, длина окружности колесика которого известна. Величина ошибок измерений зависит от масшта-ба карты и картографической проекции. Чем крупнее масштаб карты, тем меньше генерализация и тем точнее измерение. Высоты и глубины на картах определяют по шкале высот и глубин, горизонталям, или изогипсам (линиям одинаковых высот), и изобатам (линиям одинаковых глубин), а также по отметкам высот и глубин.

Карты широко используются в практической деятельности: для ориентирования на местности, при навигации, на транспорте, в туристских походах, экспедициях, при передвижении войск и т. д.; они служат основой для размещения различных хозяйственных объектов (плотин, каналов, водохранилищ, тоннелей, гидроэлектростанций, населенных пунктов, санаториев, железнодорожных и автомагистральных линий и т. д.), для оценки природных условий в интересах народного хозяйства, преобразования и охраны окружающей среды.

Карта является хорошим средством научных исследований, помогает прогнозировать многие явления. Так, изучая по ней геологическое строение территории, можно выяснить закономерности в размещении полезных ископаемых.

16. Географическая карта и ее свойства

Географическая карта (ГК) – знаковое уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, построенное по определенным математическим знакам, показывающим размещение, свойства и связи явлений природы и общества. ГК включает в себя математическую основу, картографическое изображение (рельеф, реки и т.д.), элементы дополнительной характеристики (рисунки, графики) и оснащение (легенда, название карты, обозначение ее масштаба).Математическая основа ГК включает геодезическую основу, масштаб и проекцию.

Геодезическая основа (начало высот и координат)представляет собой систему точек на по¬в-ти Земли, положение кт точно определено в системе координат, как в плоскости, так и по высоте. С помощью этих то¬чек можно выполнить математический «переход» от дневной (то¬пографической)

пов-ти к некой теоретической пов-тиземного эллипсоида.

Масштаб - отношение длины линий на карте (плане) к длине горизонтального продолжения этой линии на местности. Виды масштабов: численные (выражается дробью, где в числителе единица, а в знаменателе число, показывающее степень уменьшения), пояснительные (именованные) (указывает соотношение длин линий на карте и на местности), графические (линейный и поперечный – служат для определения по картам длин линий в натуре).

Картографическая проекция – математический способ изображения земного эллипсоида или шара на плоскости. Существует 2 классификации проекций:

1. По характеру искажений:

Равноугольные (конформные) –нет искажения углов, но есть искажения площадей и форм.

Произвольные(равнопромежуточные – масштаб длин вдоль одного из главных направлений сохраняется) – углы, формы и площади искажены.

Равновеликие(равноплощадные, или эквивалентные). В данных проекциях сохраняется равенство площадей, но сильное искажение углов и форм.

2. По виду картографической сетки (по способу переноса земной поверхности на плоскость):

цилиндрические (меридианы перпендикулярны параллелям и отстоят друг от друга на равных расстояниях; линия нулевых искажений – экватор; изоколы имеют форму прямых, параллельных экватору; главные направления совпадают с линиями картографической сетки, при этом с удалением от экватора искажения увеличиваются)

конические (меридианы прямые, сходящиеся в точке, изображающей на плоскости вершину конуса; параллели – дуги концентрических окружностей с центром в точке схода меридианов; одна линия нулевых искажений, с удалением от кт искажения увеличиваются; главные направления у всех нормальных конических сеток совпадают с меридианами и параллелями)

азимутальные(точка нулевых искажений – точка касания глобуса с плоскостью (нормальная – точка полюса, поперечная – точка экватора, косая – иначе ориентированная плоскость); величины искажений с удалением во все стороны от ТНИ возрастают, поэтому изоколы имеют форму концентрических окружностей с центром в ТНИ; главные направления следуют по радиусу и перпендикулярным им линиям; азимуты не искажаются во всех направлениях от ТНИ)

условные – проекции, в кт вид получаемых картографических сеток невозможно представить на основе проектирования на какую-нибудь вспомогательную поверхность (псевдоцилиндрические –параллели прямые, а меридианы – кривые линии; и др.)

К числу важных свойств картографических моделей нужно отнести также их обзорность, наглядность, достоверность и информативность.Известный советский географ-картограф К. А. Салищев выде¬лил основные функции карт как моделей действительности - коммуникативную, оперативную, познавательную и прогностическую.

Коммуникация, т. е. передача информации, осуществля-ется посредством карт при их использовании как источника сведений; карты выступают также хранилищем информации. Оператив¬ная функция карт выражается в решении с их помощью различных практических задач, например в навигации, при планировании трасс путей сообщения, разработке планов освоения территории и др.Познавательная функция карт используется и специали¬стами разных отраслей науки (и прочей деятельности), и учащими¬ся для приобретения знаний. Прогностическая функция картографических моделей осуществляется при выявлении направле¬ния будущего развития изучаемых по ним явлений.

Виды географических карт:

По охвату территории различают карты мировые, полушарий, материков и океанов, частей материков, в том числе групп стран и отдельных государств, частей государств.

В классификации по назначению выделяют карты учебные, агитационно-пропагандистские и справочные. Последние подразде¬ляют в зависимости от характера задач, которые с их помощью решают, на научно-справочные, навигационные, дорожные, военные, туристские и другие.

По масштабу карты делят на три группы: крупномасштаб¬ные, имеющие масштаб 1:200 000 и крупнее; среднемасштабные - с масштабами мельче 1:200 000 и до 1:1000 000 и мелкомасштаб¬ные, у которых масштабы мельче 1:1000 000. Такое деление по масштабу имеют и общегеографические и тематические карты.Крупномасштабные общегеографические карты называют т опографическими, среднемасштабные общегеографические - обзорно-топографическими, а мелкомасштабные обще-географические - обзорными.

Кроме географических карт, к картографическим произведениям относят: географические атласы, глобусы, рельефные карты, про¬фили и блок-диаграммы.

Рельефные карты воспроизводят земную поверхность в виде трехмерной объемной модели.

Профили - вертикальные разрезы земной коры по определенным направлениям «родственны» картам по таким признакам: они построены в масштабе, содержат условные обозначения, представляют земную поверхность и разме¬щенные вблизи нее явления в обобщенном виде.

Блок-диаграмм ы представляют собой совмещение перспективного изображения земной поверхности с профилями.

Применение ГК: естественные науки, комплексные исследования, социальные науки (без карт нельзя правильно оценить географи¬ческие условия для нужд народного хозяйства, разработать планы охраны и улучшения географической среды, наметить целесообраз¬ное размещение производительных сил, указать направление комплексного развития экономических районов), для ориентировки в пути, служат основой при проектировании транспортных путей, промышленного строительства, при разработке планов размещения объектов культуры, незаменимы карты в военном деле, без карт невозможно школьное обучение.

По способу изображения объектов выделяются следующие тематические карты:

1. Карты цветового фона (карты растительности, почв, природных зон и др.). Показывают качественные различия объектов на определенной территории. Наиболее часто используются в школьной географии. Вопросы по этим картам направлены в основном на выявление положения и границ выделенных частей.

2. Карты ареалов. На них указаны области распространения отдельных видов животных, растений, сельскохозяйственных культур и т. д. По эти картам определяются границы ареалов.

3. Карты изолиний (карты изотерм и др.). На них линиями определяются места, одинаковые в отношении количественной выраженности явления; по ним выявляются особенности хода изолиний.

4. Карты линий движения (карты грузопотоков, направлений ветров и др.).

5. Значковые карты (карты месторождений полезных ископаемых, размещения промышленных

центров стран и регионов и др.). На них фигурками разного вида и размера изображаются локализованное по пунктам размещение объектов. По этим картам с помощью вопросов учителя выявляется наиболее крупное скопление объектов, и устанавливаются особенности отдельных регионов.

6. Картодиаграммы. Показывают соотношение частей целого на определенной территории. Характер вопросов по таким картам аналогичен вопросам по значковым картам, но в большей мере направлен на выделение размеров.

7. Картограммы (карты плотности населения, распределения осадков и др.)- отражают различия в степени выраженности явлений цветом или штриховкой. По таким картам ставятся вопросы на выделение регионов с максимальной и минимальной выраженностью явления и закономерности в его географическом распространении.

В учебном процессе карта выполняет разнообразные образовательные функции.Карта служит главным средством наглядности в географии. На ней можно обозреть сразу огромные пространства земной поверхности и весь земной шар.Главная функция карты - отражение сведений о размещении предметов на земной поверхности. В этом отношении она служит особым незаменимым средством познания, так как никакие другие средства - ни слово, ни картина, ни даже личное знакомство с местностью - не дают ясных и точных представлений о размещении предметов в пространстве, о направлениях, очертаниях и сочетаниях.Карта отражает языком условных символов не только размещение, но и характеристику самих изображенных на ней предметов, не только состояние, но и движение, развитие и изменение их. Пример - исторические, некоторые экономические и другие специальные карты.Карта в процессе обучения географии выполняет очень важную психолого-педагогическую роль - способствует упорядочению знаний, облегчает их усвоение и запоминание.

Работа с картой в процессе обучения географии имеет цель - научить учеников понимать, читать и знать ее. В методической литературе нет достаточной ясности в определении понятий «понимание», «чтение» и «знание» карты, хотя все три термина часто употребляются. Между тем они определяют разные направления в работе с картой. Учитель должен их отчетливо различать, так как без этого нельзя сознательно и успешно руководить обучением.

Понимать карту - значит иметь картографические знания: знать, что такое карта, каковы ее свойства, содержание, назначение, что означает каждый условный знак на ней, как следует пользоваться картами и какая от этого польза.

Читать карту - это значит уметь по сочетанию условных знаков делать заключения о географических особенностях стран, «видеть местность так, как она есть на самом деле» (В. П. Буданов), уметь изучать и понимать при помощи карты размещение, состояние и взаимосвязь различных явлений природы и человеческого общества.

Обучение чтению карты начинается уже в начальных классах, процессы приобретения картографических знаний, знаний по географии и чтения карты, тесно переплетаясь друг с другом, образуют неразрывное целое, развивающееся на всех этапах школьного образования. Карта сама служит богатым источником географических и картографических знаний, поэтому чтение карты - важный метод обучения географии.

Знать карту - значит представлять по памяти взаимное расположение, форму и названия определенных географических объектов.

Однако ученики могут «знать» карту и не понимать того, что на ней изображено. Например, могут показывать названия географических объектов, прочно удерживая в памяти их положение на карте, не понимая картографического изображения самих объектов, к каким относятся эти названия.

Процесс введения детей в понимание карты длителен. В 6 классе они получают первичные знания и навыки в ориентировании на местности по Солнцу и компасу. Попутно с изучением материала по арифметике у них развиваются некоторые пространственные представления, и, в частности, они учатся пользоваться словесным масштабом. Проводится знакомство с планом местности, с глобусом и картами России и полушарий.

Для изучения плана дети учатся изображать на бумаге направления по сторонам горизонта и расстояния по масштабу, знакомятся с простейшими планами (класса и школы с прилегающим к ней школьным участком), учатся сами рисовать планы простых предметов (книги, коробки и др.), и, наконец, рисуют планы окружения школы «на глаз», вырабатывают некоторые навыки ориентирования на чертеже. Затем они учатся читать план местности, приложенный к учебнику и помещенный в атласе. Большинство этих действий производится в виде практических работ под руководством учителя. Все перечисленные работы подводят детей к пониманию карты.

Особенности карты раскрываются путем сопоставления ее с планом в процессе беседы учителя с учениками, с привлечением планов местности и карты СССР и полушарий. Дети осваивают условные обозначения, принятые на физической карте, карте полезных ископаемых и физической карте полушарий.

Для правильного понимания значения каждого условного знака карты нужно, чтобы дети имели конкретные представления о соответствующем реальном предмете. Такие представления накапливаются на экскурсиях в окрестности школы, для этого привлекаются также кинофильмы, картины, лепка из пластилина, работа с песком и на географической площадке.

Также в 6 классе кроме закрепления знаний и навыков сформированных ранее (масштаб и измерение с его помощью расстояний, использование картографической сетки для ориентирования и определения координат, определение высот и форм рельефа по шкале высот и глубин и отметкам точек, распознавание объектов по их условным знакам), ученики приобретают умения в определении расстояний без масштаба по сетке вдоль меридианов и экватора (пользуясь соотношением, что один градус дуги этих линий равен 111 км), учатся определять приближенный масштаб в различных частях карты по географической сетке, высоты точек, расположенных между границами цветовых ступеней шкалы высот «на глаз». Усвоение этих новых знаний и умений происходит с помощью кратких объяснений учителя с показом приемов работы с картой и проведения с учениками практических упражнений с картами и глобусом.

В 7 классе вводятся новые карты - политическая карта полушарий, физические, политические, климатические и карты природных зон для всех частей света, а также некоторые специальные карты (плотности населения). Изучение содержания этих специальных карт и новых способов изображения явлений, применяемых на них (изотермы, способ картограммы, картодиаграммы и цветного фона, способ значков), может проводиться постепенно. Так, например, опытные учителя знакомят учеников с содержанием легенды новой карты, стараются объяснить сущность показанных на карте новых явлений и особенности их изображения.

В 8 классе понимание сущности карты обеспечивается при изучении курса физической географии России. Учащиеся знакомятся с различиями карт по масштабу (мелко-, средне- и крупномасштабные), с неизбежностью искажений на картах из-за кривизны Земли, получают понятие о характере этих искажений (расстояний, направлений и площадей). На основе сопоставления карт разного масштаба учащиеся получают представление о генерализации картографического изображения. Большое внимание уделяется ознакомлению с топографической картой.

В старших классах продолжается знакомство с особенностями экономических и других специальных карт.

Умение читать карту вырабатывается не сразу, оно должно углубляться и совершенствоваться постепенно, в системе. Последняя должна быть тесно связана с системой географических и картографических знаний, так как чтение карт не только опирается на них, но и используется в качестве особого метода получения из карты самих географических и картографических знаний.

Известная система должна быть и в использовании самих карт. Ведь содержание многих специальных карт более сложно, чем карт общегеографических. Стало быть, к работе с такими картами следует приступать после того, как ученики научатся понимать и читать более простые карты. Очевидно также, что и сами карты должны быть приспособлены к учебным задачам и уровню развития учеников.

Можно выделить в качестве основополагающих следующие дидактические принципы:

Сознательность и активность;

Наглядность;

Системность и последовательность;

Прочность;

Научность;

Доступность;

Связь теории с практикой.

Географической картой называется уменьшенное в определенном масштабе изображение на плоскости земной поверхности в определенной картографической проекции. Это изображение обычно условное (кроме «фотокарт», входящих постепенно в употребление).

Масштаб указывает степень уменьшения линейных размеров предметов земной поверхности при их изображении на карте.

Картографическая проекция — это условное изображение на плоскости математической земной поверхности, в первую очередь сетки меридианов и параллелей. Как известно, земная поверхность близка к поверхности шара (или, точнее, к поверхности сфероида вращения), тогда как карты обычно вычерчиваются на плоском листе бумаги. Но развернуть шаровую поверхность на плоскость, т. е. уложить ее на плоскости без складок и разрывов, невозможно. Другими словами, земную поверхность нельзя изобразить на карте без искажений, т. е. сохраняя правильные очертания контуров.

Беглый просмотр любого географического атласа показывает существование различных видов проекций. На одних картах меридианы и параллели изображаются прямыми линиями, на других — кривыми; некоторые карты имеют прямые меридианы, но кривые параллели и т. д. В каждой картографической проекции земная поверхность изображается на плоскости по определенному, свойственному этой проекции, математическому закону; знание этого закона позволяет учитывать допускаемые проекцией искажения и, следовательно, позволяет определять по карте точные расстояния между отдельными предметами и занимаемые ими площади. В различных проекциях характер искажений различен. Поэтому выбор проекций не случаен. Задача картографа — найти наиболее удачную проекцию, передающую очертания изображаемой страны с наименьшими искажениями или обладающую свойствами, ценными для данной карты (например, такую, в которой искажения учитываются простейшим путем).

Предметы и явления, помещаемые на карте, изображаются условно, при помощи особых графических символов, называемых условными знаками. Последние по своему рисунку иногда напоминают изображаемый объект, как говорят, носят наглядный характер, иногда имеют условную геометрическую форму. Разумеется, знакомство с условными обозначениями обязательно при пользовании картой.

Условность картографического изображения хорошо иллюстрируется при сравнении карты с аэрофотоснимком той же местности, приведенным к одинаковому с картой масштабу. Нельзя не отметить и другую сторону условности картографических изображений: карта сохраняет далеко не все объекты земной поверхности, запечатлеваемые на фотопленке, но взамен того содержит элементы, которые отсутствуют на фотоснимке, например, географические названия, сетку меридианов и параллелей, горизонтали и др. Подобный отбор содержания карты не является случайным, он подчинен ее целевому назначению и зависит от масштаба карты. Если крупномасштабные карты (1:10 000 — 1:200 000) изображают многие детали местности, то карты мелкого масштаба сохраняют лишь важнейшие ее элементы.

Значение географической карты трудно переоценить. Никакое литературное описание, даже наиболее подробное, не сможет создать у читателя наглядную картину размещения многообразных явлений, происходящих на земной поверхности, подобную той, какую дает обычная географическая карта.

Даже такие примитивные картографические схемы, которые мы встречаем на страницах газет, касаются ли они постройки нового канала, или военных операций, нередко оказываются для понимания явлений полезнее многословного текста.

На всех этапах изучения, освоения и видоизменения человеком земной поверхности карта была и остается незаменимым вспомогательным пособием. Путешественник, впервые проникнувший на территорию, ранее не известную или не освоенную, всегда видел в съемке страны, в составлении ее первоначальной, пусть даже малосовершенной карты одну из важнейших задач. Такие карты показывали только важнейшие, бросающиеся в глава элементы географического ландшафта — озера, реки, рельеф, населенные пункты, дороги, иногда растительность, причем нередко в довольно общих чертах. Эти приближенные карты служили руководством в последующих географических исследованиях, обычно более детальных, которые в свою очередь пополняли и уточняли содержание карты. Детальные исследование территории, намечающие пути к ее освоению, к использованию природных богатств и. рациональному хозяйствованию, накапливают несравненно более обширный материал. Этот материал характеризует строение земной поверхности, геологический состав, полезные ископаемые, почвы, климат, водный режим, растительный покров, животный мир, население, хозяйственные условия, культурное строительство и т. п. Изображение этих явлений на карте оказывает неоценимую помощь в изучении и понимании закономерностей их размещения, сочетания, соотношений и развития.

Связь между географией и картой настолько велики, что иногда пытались определять картографию как географию, представленную в виде карт. Разумеется, такое определение имеет лишь условный характер, ибо никакая карта не сможет заменить полностью текст, и никакой текст не сможет заменить карту. Карта и текст являются не противостоящими, а дополняющими друг друга методами изложения.

В практической деятельности человека карта имеет не меньшее значение. Любая отрасль хозяйства, связанная с использованием земной поверхности, нуждается в надежной, хорошо составленной карте. Поиски полезных ископаемых и эксплуатация недр, изыскания,- проектирование и постройка железных и грунтовых дорог, сооружение каналов и плотин, осушение и орошение земель, организация МТС, совхозов и колхозов, землеустройство и борьба за социалистический урожай, обследования, лесоустройство и зксплоатация лесов, ведение городского хозяйства, планировка, строительство и реконструкция городов, изыска­ния и постройка гидроэлектростанций, сооружение линий электропередач, судоходство и аэронавигация — вот далеко не полный перечень тех мероприятий, выполнение которых требует применения и использования карты.

Особенно существенна роль карты в деле обороны страны. Недаром с давних пор карту называли глазами армии. Запросы военного дела потребовали в начале XIX столетия создания точных крупномасштабных карт, положивших начало развитию современной картографии. Интенсивное развитие техники во второй половине XIX в. послужило толчком для дальнейшего роста картографии.

Многостороннее значение карты было осознано уже в капиталистических странах, но все же производство съемок и изготовление карт в большинстве этих стран оставалось преимущественна делом военных организаций. В капиталистическом обществе с его стихийным развитием, с конкуренцией множества частнохозяйственных сил гражданская картография (за отдельными исключениями) остается в загоне. Она не может быть создана на высоком качественном уровне ни государственным аппаратом, направляющим свои средства на усиление военной картографии, ни тем более в результате частной инициативы с ее коммерческим характером и противоречивыми интересами.

Другая обстановка в нашей стране. Социалистическому строительству свойственны безусловная плановость, рациональное географическое размещение производительных сил, дифференцированный подход к отдельным районам и освоение ранее неиспользованных пространств. Решение этих задач требует детального знания территории страны, которое невозможно без ее картирования. При этом учитывается и важнейшее оборонное значение карты. Гражданская и военная картография в СССР работают в тесном контакте, координируют свои планы работ и взаимно используют как научные, так и практические достижения и работы.

Наконец, карта — это одно из самых эффективных средств школьного и внешкольного обучения, незаменимое по своей наглядности и убедительности, широко применяемое в высшей, средней и начальной школе, при самообразовании и т. д. Карта является необходимой для каждого культурного человека при чтений газет и книг.

С раннего детства помню, было у меня такое увлечение - изучал я по картам различные города. Больше всего занимало просматривать карты родного Нижнего, Москвы, а ещё, не поверите, Вильнюса. В этом литовском городе жили родственники. Просмотреть далёкую Москву, любой другой город, не выходя и из дома - ну разве не волшебство!

В чём же суть географических карт

Представьте, что на столе у вас большой лист, позволяющий увидеть сразу весь мир, либо конкретный уголок нашей земли. Волшебство? Нет! Графическое изображение поверхности земли с использованием специальных обозначений - вот это и есть карта. Мы смотрим, словно на модель нашей любимой Земли или края, города. При этом карты бывают разными по своему назначению:

  • политические;
  • физические;
  • технические;
  • туристические;
  • топографические.

Каждый человек может выбрать карту, которая подойдёт конкретно для его целей.

Волшебство масштаба

Представьте - парите вы над своим городом, как птица. И вдруг увидели интересный объект, решили приблизиться и рассмотреть поближе. На языке географии это будет называться увеличением масштаба.


А вообще, масштабом называют соотношение размеров изображения и изображаемого объекта. Как правило, это дробь. Кстати, когда спускаешься к объекту с высоты птичьего полёта, увеличивается масштаб, а вот охват отображаемой на карте поверхности, напротив, уменьшается.

Не блуждать по карте помогут координаты

Если заметили, практически все глобусы опоясаны вертикальными и горизонтальными линиями. Есть они и на многих картах. Что же, Землю нашу кто-то взял и посадил в сетку?

Да нет, линии эти позволяют определить ориентир любого объекта на карте или схеме. С севера на юг тянутся меридианы, а вот по горизонтали на глобусе обнимают Землю параллели.


И если путешественник двигается с севера на юг, скажем, на поезде, в координатах его местоположения меняется градус широты, а за окном - климатические пояса, отличающиеся друг от друга погодными условиями, фауной и флорой. Ну, а если путь его лежит, скажем, из Москвы во Владивосток? Тут начнёт изменяться показатель восточной долготы.

Полезно0 Не очень

Комментарии0

Однажды я прочитала весьма интересную фразу: карта ― «второй язык» географии. Это были слова советского географа Николая Баранского. Сейчас я полностью согласна с ученым. Правда, сегодня нет науки о Земле, которая не использует карты.


Понятие географической карты

Думаю, что карта ― один из самых интересных способов познания мира. Картами принято называть уменьшенное обобщенное изображение Земли на плоскости. При составлении карт, картографы используют проекции, масштаб и условные знаки, по которым можно легко эту же карту «прочесть». Также карты моделируют определенные территории, геологическое строение Земли, ландшафты, демографические ситуации и т.д., способствуют пониманию их «сущности» и позволяют делать прогнозы на будущее.


Основные свойства географической карты

Из всех моделей, используемых в географии, карты наиболее распространены и привычны. Они построены на строгой математической основе, имеют особую знаковую систему, но одновременно довольно наглядны. Считаю, что наглядность наиболее важна, так как человек с помощью зрения получает 90 % информации об окружающем мире. Основными свойствами карт являются:

  • геометрическое подобие (карты передают точное положение объектов, их формы, размеры);
  • метричность (по картам можно выполнять измерения, получать данные и строить математические модели);
  • наглядность и обзорность (карты позволяют охватывать взглядом большие пространства, выявлять глобальные закономерности);
  • информативность (количество информации на единицу площади во много раз превосходит информационную емкость печатного текста).

Эволюция картографических изображений

Стоит отметить, что тысячелетия развития картографии преобразили карты. Рукописные бумажные карты сменили наскальные рисунки, а затем эволюционировали в печатные гравюры. Последних изжили многокрасочные полиграфические оттиски и электронные изображения. Также появились и цифровые карты. Строго говоря, это не карты, поскольку увидеть их нельзя, они представляют лишь цифровые данные для построения электронных карт.

Полезно0 Не очень

Комментарии0

В детстве мне хотелось, чтобы у меня в комнате были и глобус, и карта мира. Так моя комната, полная игрушечных зверушек, выглядела бы солиднее. Но не сложилось. А сейчас географические карты я использую в основном в цифровом формате. Удобно, но совершенно не влияет на стиль интерьера.


Карты «плоского» мира

Географические карты - это изображения поверхности Земли на плоскости. Изображать они могут объекты разных площадей: от небольших районов до целого мира.

Географические карты используются в разных целях:

  • бытовых;
  • учебных и справочных;
  • научных.

Различаются карты по масштабу и назначению. Физические, т.е. отображающие природные особенности местности, карты используются в физической географии.

Для социально-экономической географии актуальны карты, отображающие не только территории, но и влияние на них человека. Политические карты, например, показывают границы государств, основные города и т.д.


В большинстве случаев север соответствует верхней части карты, юг - нижней, запад и восток, соответственно, левой и правой.

Создание географических карт

Говорят, математика - мать всех наук. И с этим сложно поспорить. Без математических знаний было бы невозможно создать хоть сколько-нибудь достоверные карты.

Для создания карты нужно:

  • выбрать масштаб;
  • изучить геодезические данные;
  • создать картографическую проекцию.

Первое и третье - математика и есть. Создание проекций - самое сложное, пожалуй. Даже не возьмусь объяснять, как (умные) люди это делают.

Геодезические данные помогают понять, какого размера и формы Земля (а она не идеальный шар), как она движется в пространстве, а также оценить ее гравитационное поле.


Вся эта морока нужна, чтобы максимально точно передать действительность и избежать искажений. Ведь то, что на бумажной карте мира выглядит маленьким искажением, в реальности будет сотнями и тысячами километров.

Впрочем, карт совсем без искажений не бывает. Изобразить шарообразную Землю на плоскости совершенно идеально не получится, но положение спасают глобусы и разные виды проекций.

Полезно0 Не очень

Комментарии0

Однажды мне купили журнал про собак, в переплете которого почему-то лежала географическая карта. Первое, что бросилось мне в глаза, это размер Российской Федерации, ведь раньше я думал, что Россия, Украина и Беларусь приблизительно одного размера. Кроме стран, материков и островов на карте были линии и какие-то числа. О том, для чего они нужны, я узнал уже на уроках географии.


Что представляет собой географическая карта

То, что такое географическая карта, изучает целая наука (картография). На картах показывается масштаб, размещение, высота, рельефность, координатная сетка и многое другое. Наиболее подробно это можно видеть на тематических картах. Из карты полезных ископаемых вы подробно узнаете о размещении залежей угля и нефти, а из экономической - уровень ВВП. Мы сами раскрашивали тематические карты в атласах для того, чтобы сдать домашнюю работу по географии.

Всем известно, что на карте также размещаются границы стран. У некоторых государств есть определенные разногласия с тем, где этим границам положено находиться. Чтобы не вызвать недовольство жителей определенного государства, даже электронные карты «идут навстречу»
и показывают принадлежность спорных территорий в зависимости от локации. Как пример можно привести пограничные города Индии и Китая.


Чем глобус лучше карты

Всем известно, что наша планета имеет форму шара, слегка приплюснутого на полюсах. Но карты, в свою очередь, плоские. Попробуйте снять обертку с пасхального яйца, а потом распрямите ее на столе. На ней появится складки, если их срезать, то картинка на обертке яйца изменится. То же самое и с изображением Земли на карте мира. На глобусе тоже есть искажения, но в меньшей степени, чем на географической карте. Среди таких погрешностей различают деформации:

  • длин;
  • углов;
  • форм;
  • площадей.

Чем меньше масштаб, тем незначительнее это искажение. К тому же, не обязательно на карте будут присутствовать все их виды. На равноугольных картах, например, нет погрешностей в изображении углов, а на равновеликих - площадей.

Тема 2. Географическая карта, ее свойства

Цели и задачи изучения темы:

Дать представление о географической карте и ее свойствах:

Сформировать представление о карте;

Проанализировать свойства и функции карты;

- рассмотреть элементы географических карт;

- проанализировать классификации географических карт;

Результат освоения темы:

Понятие о карте

Каждый объект, процесс или явление на земной поверхности имеют своё место расположения. Местоположение связывает самые разнообразные факты, соединяет результаты наблюдений, полученную разными способами информацию в единое целое. Пространственные отношения позволяют получить общую картину реальности, упорядочить имеющиеся данные. Привести их к виду, удобному для анализа. Достаточно часто благодаря своей интеграционной способности пространственная (географическая) информация является ключевым элементом для принятия решений. Например, как выбрать оптимальный маршрут, где и когда собирать те или иные с/х культуры и мн. др.

Графические изображения всегда останутся одним из главных средств познания окружающего мира, инструментом мышления и творческого поиска. Появилось новое научное направление – геоиконика, которое занимается теорией, анализом и использованием в науках о Земле любых геоизображений: карт, снимков, фотокарт, блок-диаграмм, компьютерных анимаций и др.

Понятие о географической карте - одно из главных понятий в картографии. Существует множество афоризмов, изречений великих людей о значении географических карт. Известный ученый Н.Н. Баранский так определил роль и значение карты: «Карта - альфа и омега географии, начальный и конечный момент географического исследования...Карта - второй язык географии».

История картографии это часть истории цивилизации. Исторический процесс в картографии это и история создания картографических произведений, и этапы развития картографического инструментария, методов, технологий.

Осваивая мир, люди не могли обойтись без его географического изображения. Человечество изобрело карты задолго до того, как появилась письменность.

Примитивные картографические рисунки наносили на стены пещер и бивни мамонтов, глиняные таблички, раковины и бересту, а позднее на пергамент, кожу животных, шелк, медные вазы и др.

Гренландские эскимосы например вырезали карты из дерева в виде рельефных фигур (рис.2).

Рис.2. Древние карты:

а - Чукотская карта на коже; б - «рельефные» карты гренландских эскимосов

На Гавайских островах мореходы использовали тыквы, на кожуре которых вырисовывали карты островов с учетом шарообразности Земли. Раковины, обозначающие острова, закреплялись на каркасе из черенков пальмовых листьев, а положение черенков обозначало направление течения воды. Таким образом, островитяне определяли направление на острова и находили путь к суше.

В результате географических открытий люди наносили на карту всё новые изображения морей и материков, островов, рек и других географических объектов.

Визуальные наблюдения и простейшие измерения на небольших участках местности постепенно уступали место высокоточным геодезическим методам и дистанционному зондированию глобального охвата. Также менялись и методы составления и изготовления карт – от примитивных рисунков до современных технологий создания электронных карт.

Карту и в настоящее время ничем нельзя заменить, даже самыми лучшими описаниями территории, так как только она может дать комплексную, ясную, наглядную и легко запоминающуюся информацию.

В современной картографии во много раз возросла оперативность создания картографических произведений. Кроме того, изменяются и методы использования картографических произведений, происходит превращение картографирования из средства ориентирования в инструмент планирования и проектирования. Но всегда карта остаётся инструментом познания окружающего мира.

Картография охватывает всё большие слои пользователей, проникает в

самые разные области человеческой деятельности, а это означает повышение ценности карт как информационных ресурсов.

Без карт невозможно обойтись при всех видах планирования и проектирования сельскохозяйственного производства, планирования и строительства инженерных сооружений, освоения новых земель, использования природных ресурсов, и, в частности, управления лесными территориями. В процессе создания картографических произведений можно выделить две стороны: содержательную (географическую) и техническую, включающую технические методы и способы картографирования (методы съёмок, способы составления и издания карт, включая использование вычислительной техники). Но даже при высокой степени развития техники остаются необходимыми традиционные методы, включающие такие процессы, как разработка содержания карты, интерпретация источников (в том числе аэро-космоснимков), составление, генерализация и т.п. Специалист по ГИС должен быть картографом, работающим совместно со специалистами по теме карты, и, владеть вычислительной техникой как основным своим инструментом. Многие явления природы фиксируются в процессе автоматической съёмки и простые по содержанию карты уже давно составлены и печатаются автоматически. Но, как правило, это или полуфабрикаты, требующие значительной доработки, или карты отдельных процессов или явлений, дающие экспресс информацию, или топографические карты с обеднённым содержанием.

Т.о., возможности и задачи картографии далеко не исчерпаны. И, хотя бытует мнение, что электронные карты значительно упрощают задачи картографов, на самом деле упрощаются технические возможности. Например, технически возможно быстро наложить слои с различной информацией, но только картограф может решить, что необходимо оставить, что можно удалить. Жизнь требует составления всё новых комплексных или оперативных карт, перед картографами ставятся всё новые и новые задачи.

С развитием науки, культуры , общества совершенствуются и карты, меняется ее определение. В России изначально карта называлась «чертежом», а атласы «чертежными книгами». В толковом словаре В. Даля определение карты дается как «чертеж какой-либо части земли, моря, тверди небесной», а в словаре С.И. Ожегова определение карты следующее: «чертеж поверхности Земли, небесного тела или звездного неба».

В стандарте картографических терминов карта определяется как «уменьшенное, обобщенное, математически определенное изображение земной поверхности или других небесных тел и внеземного пространства, показывающее размещенные на них объекты в определенной системе условных знаков».

С применением в картографии новых методов исследований (математического и картографического моделирования) карты стали рассматриваться как модели окружающей действительности. Впервые определение карты как модели дал отечественный картограф К.А. Салищев в 1967 году на конференции по автоматизации и картографированию. «Карта - образно-знаковая модель, воспроизводящая ту или иную часть действительности в генерализованной и наглядной форме».

Когда в науках о Земле основным методом исследования стал системный подход, определение карты изменилось. «Карта - образно-знаковая модель действительности, которая показывает размещение, состояние и связи различных природных и общественных явлений, отбираемых в соответствии с назначением».

Карта земной поверхности – это плоская образно-знаковая модель геосистемы и её элементов.

Карта – это особый способ отображения действительности . Специфику географических карт определяют четыре принципа :

1.Математический закон построения означает применение специальных картографических проекций, позволяющих перейти от поверхности Земли к плоскости карты, и использование различных масштабов (уровенная поверхность, эллипсоид Красовского, проекция на эллипсоид, развёртка, картографические проекции). Он заключается в установление строгой функциональной зависимости между координатами точек земной поверхности и координатами точек на изображаемой плоскости.

2.Использование особых знаковых систем (картографический язык). Особый язык карты представляет собой сочетание и взаимосвязи знаков, которые создают пространственный образ изображаемой действительности.

Знание картографических условных знаков во многом облегчает чтение и пользование картой. Они передают различные характеристики объектов (названия рек, ширину дорог, тип растительности), могут отражать объекты, которые человек не может видеть (например, на морских картах подводный рельеф, магнитные склонения на полетных картах и др.), показывать процессы, перемещения, изменения во времени.

3.Отбор и обобщение изображаемых явлений (картографическая генерализация). На любой карте производится отбор и обобщение объектов и явлений, который принято называть картографической генерализацией. С уменьшением масштабов рисунок местности становится более мелким и поэтому трудно читаемым. Для сохранения наглядности и читаемости изображения необходимо убрать незначительные объекты местности и упростить зация определяется особенностями картируемой местности и назначением карты.

4.Системное изображение действительности . Передача элементов и связей между ними. Всегда при составлении карты все объекты наносятся в последовательности от главных к второстепенным, от больших к меньшим.

Системный подход даёт возможность выявить новые характеристики изображаемой территории и расположенных на ней объектов.

Статьи по теме: