Игры 70 х. Забытые советские игрушки

Умная память плохое забыла.
Детство, умильное, пыльное детство

С кем это было? Когда это было?

Евгения Роше

Что ещё важного было в нашем детстве, кроме книг и кино. Ну, конечно игры. Приходя со школы, мы забрасывали портфель в угол и быстрей на улицу. Ну, или старались побыстрее сделать домашнее задание и опять же на улицу, во что ни — будь поиграть. А игр было бесчисленное количество. Сегодня эти игры забыты напрочь, они практически ушли в небытие, уступив место новым «формам досуга». Сегодняшние городские дети свое свободное время проводят не во дворах, не бегая, не лазая по деревьям и крышам, не в подворотнях, а либо в интернет-кафе и игровых компьютерных клубах, либо сидят дома уткнувшись в тот же монитор. У нас же, наверное всё — таки к счастью, компьютеров в то время, не было. И мы спешили во двор, на улицу, к друзьям, — бегать, как тогда говорили. Слово «бегать”, в раннем моём детстве было синонимом слова «играть”, об этом мне напомнил, мой соратник по детским играм, нашедший меня в сети,- Валера Пашин, проживающий ныне в удмуртском городе Воткинске. “Вовка, бегать выйдешь?”, — каждый день раздавалось под моим окном.

Так, как же проводили свой досуг, дети 50-х, 60-х годов прошлого века.

Игры наши разделялись на чисто мальчишьи, чисто девчачьи и совместные. У пацанов до определённого возраста, главная игра — это игра в “войну” или “войнушку” В зависимости от последнего просмотренного фильма это были либо сражения крестоносцев и рыцарей, либо гусар (после “Гусарской баллады”), либо мушкетёров. Но в основном это конечно партизаны, красноармейцы, фашисты. Сражения Великой Отечественной войны. Фашистами, естественно, никто быть не хотел, поэтому бросали жребий или считались. Оружие дворовой армии было разнообразнейшее, от самодельных пистолетов и автоматов до, купленного родителями в “Детском мире” почти настоящего на вид оружия, стреляющее пистонами. Пистоны были как одиночные, так и свёрнутые в рулончики, для автоматической стрельбы.

А ещё были пугачи из свинца, которые стреляли глиняными пробками. Внутри пробки находилась какая-то горюче-взрывная смесь, пробка вставлялась в отверстие под дулом и когда спусклся курок, боёк ударял в эту смесь и раздавался громкий выстрел. Пугачи эти системы “Наган” и пробки к ним, делались какими-то умельцами и и распространялись среди юных бойцов при помощи сетевого маркетинга под названием “Шара-бара” По дворам ездили на осликах, запряжённых в тележки, торговцы и меняли на бутылки или на деньги различные товары пользующиеся спросом у детворы. Шарики на резинках, глиняные свистульки и вот такие пугачи. Пугач этот стоил пять бутылок, но к моему счастью мой дед торговал этим оружием на базаре в Шумиловском городке и такой “Наган”, всегда был в моём арсенале.

Выглядел он примерно так.

Бои местного значения разворачивались во дворах и на улице, на крышах сараев и в подвалах. Особенную радость у нас вызывали различные земляные работы время от времени проводившиеся на нашей улице или во дворах. Прокладывались какие — ни будь коммуникации и рылись траншеи, которые тут же становились ареной ожесточённых боёв.

Партизан Вова Фетисов

Вот такая в те годы была униформа ташкентских мальчишек.

Как разновидность игры в “войнушку” были “казаки-разбойники”

Я думаю, вряд ли среди нынешних бабушек и дедушек можно найти тех, кто не играл в детстве в эту захватывающую игру, которая была самым настоящим приключением, азартной погоней.

Здесь то же было две команды “казаки” и “разбойники”. В определённом месте, команда “казаков” считала до 100 или больше, а “разбойники” тем временем удирали, оставляя мелом стрелки, указывающие направление бегства. Стрелки ставились везде,- на деревьях, асфальте, скамейках, стенах домов. Чтобы запутать преследователей стрелки раздваивались, разтраивались, показывали ложное направление. В общем как в фильме “Берегись автомобиля” – “Ты убегаешь, я догоняю”.

Для этой игры нужна была достаточно многочисленная компания (чем больше, тем лучше). Заканчивалась игра, когда все разбойники пойманы и доставлены в “тюрьму”. Обычно “тюрьмой” служил очерченный круг.

Играли, конечно, и в прятки. У нас эта игра называлась “куликашки”, интересно кто-нибудь знает, откуда произошло это слово? Я думаю, правила игры в прятки одинаковы во всём мире, поэтому особо на них останавливаться не буду. С помощью считалки выбирался водящий. Помните какие были «считалки»? Одна из них, пришедшая, очевидно, из дореволюционных времен, употреблялась чаще всего — «На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой?». Были считалки и на тарабарском детском языке, типа: «Эни, бэни, раба, квинтер, финтер, жаба…», или вот ещё: «Дора, Дора — помидора, мы в саду поймали вора, стали думать и гадать, как бы вора наказать, мы связали руки-ноги, и пустили по дороге, вор шел, шел, шел, и корзиночку нашел, в этой маленькой корзинке есть помада и духи, ленты, кружева, ботинки, что угодно для души….» Ну вот, а потом водящий, уткнувшись в стену считал до определённого числа, в конце обязательно говоря, “Я иду искать, кто не спрятался, я не отвечаю”, а остальные прятались кто где. Дальше, думаю, все знают. Выражение “застукать”, очевидно, произошло от этой игры. Одной из разновидностей пряток были “12 палочек”. Из кирпича и дощечки делалось подобие качелей. На нижний край клалось 12 палочек или спичек, а по верхнему, сильно ударялось ногой, чтобы палочки разлетелись как можно дальше в разные стороны. Тот, кто водил должен был собрать все палочки, до единой и уложить обратно, а остальные за это время должны были спрятаться. Ну, а дальше как в классическом варианте, только застукать нужно было,наступив на этот кирпич. Тут была ещё одна хитрость, если пока водящий искал, кто-нибудь из спрятавшихся незаметно прокрадывался к этим “качелям” и опять ударял ногой, разбрасывая палочки по сторонам, то водящему приходилось опять их всех собирать и начинать сначала.

Была игра “тише — едешь дальше будешь”. Мелом чертился “старт” и через метров пятнадцать “финиш” На старте собирались в одну линию игроки, а на финише к ним спиной стоял ведущий. Он произносил фразу“Тише едешь – дальше будешь”, произносить её он мог медленно или быстро и пока он её произносил игроки начинали движение и старались пройти как можно ближе к финишу. Как только фраза закончена, он быстро поворачивался к игрокам, которые должны были тут же остановиться, если при этом кто-то продолжал движение он удалялся. Затем всё повторялось и тот, кто первый пересёк линию финиша, тот и выиграл.

А сколько замечательных игр с мячом было в то время. Например, уже не помню как называлась, нужно было подбросить мяч вверх и пока он в воздухе все разбегаются как можно дальше, а когда водящий его ловил, говорил – “стоп”, все застывали и он должен был попасть мячом в кого — ни будь, если попадал, водящим становился тот, в кого попали. Если не попадал, всё начиналось сначала.

Много игр было, когда мяч надо было кидать об стенку. Например, игра “лягушка”. Мяч, отскочивший от стенки, нужно было перепрыгнуть, чтобы он прошёл между ног. Кто не перепрыгивал – получал букву от слова «лягушка». Тот, кто первый соберёт слово, вылетал, и так до последнего, который естественно становился победителем. Если компания была достаточно большая, могли играть в «вышибалы». Я жил на тихой, небольшой улице между Гоголя и Жуковской, — Топографической, и на ней спокойно можно было играть в игры требующие просторные и ровные площадки. Двумя чертами, мелом, ограничивалосьбольшое игровое поле, по обе стороны вставали два игрока, задача которых вышибить мячом кого – нибудь, из игроков кучкующихся внутри площадки. Такой вариант лапты. Игрок, которого вышибали, выбывал из игры. Но его могли «спасти» его товарищи, для этого им надо было поймать мяч руками. Ловить мяч можно было только на лету. Кто поймал мяч от земли — выбывал.

Были игры не очень одобрявшиеся родителями. Это лянга и ашички. В ашички наше поколение не играло, во всяком случае на нашей улице, а вот лянга была весьма популярной. Игра была сезонная. В неё не играли ни весной, ни летом, а исключительно осенью. Как-то вот приходило время, и все пацаны начинали играть в лянгу.

«Лянги» — делали из лоскутка козьей или овечьей шкуры, пришивая к нему кусочек свинца. Причём мех, должен был быть, достаточно длинным, а свинцовый балласт, подобран таким образом, чтобы придать “лянге” оптимальную скорость. Не слишком быстро и не слишком медленно. Как и в каждой игре здесь тоже были свои мастера, которые могли часами не давать “лянге” опустится на землю, посылая её в полёт, то ребром обуви, то носком, то попеременно двумя ногами, исполняя различные фигуры, — “виси”, “люры”, “джуры”. Хорошие “лянги” очень ценились и являлись предметом обмена.

С этой игрой вели беспощадную борьбу учителя и наиболее активные из родителей. Во-первых, “лянга” почему-то считалась игрой недостойной пионеров и комсомольцев, а присущей только шпане и хулиганам. Это был главный аргумент, но когда он не действовал, приводились запугивающие данные о том, что, якобы, длительное увлечение “лянгой” неизбежно приводит к грыже. На нашей улице случаев с грыжей мы не наблюдали, но утверждать, что эти слухи были чистой выдумкой, не берусь. Я много лет не видел, чтобы кто-то играл в “лянгу”, даже не знаю играет ли кто — нибудь сейчас. Вероятно, она канула в лету вместе с нашим безвозвратно ушедшим детством.

Гоняли голубей.
Ботинки разбивали,
Чтоб джуры – люры знать,
Родители ругали –
Нам было наплевать.
Плясали, набивали
Мы джанги во дворе
И с лянгой исполняли
Па де труа, антре.
Свинцом залитой битой
Таранили врагов,
Ашички ваши биты,
Нет козырей – мослов!
От мала до велика,
Знал каждый мальчуган –
Прилягут – пука, чика,
Бочком – алыч, таган.

Эти стихи Александра Гринблата, наверное, мало кто поймёт из нынешних подростков. Ещё были и просто развлечения в виде прыганья с сараев различной высоты, на землю или в кучу песка, а зимой — в сугроб. Это было, что – то вроде спортивных соревнований, соревнований на храбрость.

Вдруг будет пропасть и нужен прыжок,

Струсишь ли сразу? Прыгнешь ли смело?

А? Э… Так –то дружок.

В этом – то всё и дело.

Написал когда — то Владимир Высоцкий, очевидно в его детстве, то же было это развлечение – прыжки с высоты. Во всех дворах на нашей улице были угольные сараи, их то, мы и использовали для испытания детского мужества. А страх высоты он особенный, многие ребята вполне мужественные в других ситуациях перед высотой пасовали, и прыгнуть не могли. Ну и конечно лазанье по деревьям. Посередине нашего двора, рос очень старый, огромный урюк, неохватный просто, его мы тоже использовали как тренажёр, — прыгали, лазали, кто выше долезет. Делали на нём тарзанку и раскачивались широкой амплитудой, замирая от лёгкого страха. Не помню, чтобы кто – либо получил серьёзную травму, были, конечно, лёгкие ушибы или ногу кто подвернёт, но чтобы конечности сломать или в больницу загреметь, такого не было. Чисто девчоночьи игры, это, конечно, прыгалки и классики. Да, простят меня дамы, но я мало, что могу сказать об этих играх, ибо в эти игры пацаны не играли. В моём детстве, дворы, тротуар, да и проезжая часть, были покрыты квадратами нарисованными мелом, по которым прыгали девчонки то на одной ноге, то двумя. Иногда клали круглый, плоский камень и, прыгая, толкали его, чтобы он перелетел

на следующий квадрат.Это и были классики.

Игр со скакалками, тоже много было. Девчонки прыгали и по — двое и по – трое и в одиночку.

Были свои чемпионки, которые могли очень долго прыгать, выделывая различные пируэты.

- Лида, Лида! Вот так Лида!
Раздаются голоса. -
Посмотрите, это Лида
Скачет целых полчаса!
- Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом,
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе…

А когда сгущались сумерки, и темнота не позволяла играть в подвижные игры, мы собирались на какой – нибудь скамейке, или на крыльце и начинались вечерние посиделки. Рассказывали друг другу страшные истории, типа “Чёрная рука” или “Красное пятно”. Для пущего страха рассказывались эти страшилки замогильным голосом. Были и игры на скамейке, например “Глухой телефон”. Ну, суть этой игры известна, наверное, каждому. Все садятся рядком и первый, очень тихим шёпотом говорит на ухо рядом сидящему игроку слово или целую фразу, а тот то же очень тихо передает другому игроку и так по цепочке.Последний говорит вслух то, что он услышал, и сравниваютс оригиналом.Зачастую получалось очень неожиданно и смешно.

Или вот ещё одна игра, не помню точно название, вроде “Колечко”, но не уверен. Все игроки складывают ладошки «лодочкой», вроде как молятся, а один,ведущий, держит внутри своих ладошек колечко или какой — нибудь другой мелкий предмет, камешек или пуговицу. И вот он, как – бы разрезает своими ладошками, ладошки всех игроков по очереди, и незаметно, в чьих — нибудь ладонях предмет оставляет. После того как он обошел всех участников, чуть отходит в сторону и говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этих слов,тот, у кого колечко должен быстро вскочить и отбежать, а другиеигроки – должны удержать его на скамейке. Если вырвался, становился ведущим, если нет, всё сначала. Посиделки эти продолжались допоздна. Уже раздавались крики родителей — «Вова (или Таня), домой!» И в ответ — «Ну, мамочка, еще немножко, пожалуйста…»

Конечно, гоняли по улицам на велосипедах, а у кого не было, то на самодельных самокатах, вместо колёс у которых были стальные подшипники. Гоняли просто для развлечения или устраивали велогонки. В противоположном от меня дворе жил мой одноклассник Виталик Кирьянов, а у него был старший брат, по — моему, Юра его звали, он был такой Кулибин-Самоделкин, всё какие-то механизмы собирал. И вот вернулся он из армии и решил механизировать Виталькин велосипед, то есть установить на нём бензиновой мотор. А велосипед был не взрослого формата, а маленький. Был такой подростковый велосипед “Школьник”, а этот даже меньше. И вот он установил мотор, сделал систему управления и получился такой мини-мопед. На первый испытательный пробег, собралась большая толпа из детворы и взрослых. Виталик сел на усовершенствованный велик, брат его чего-то там подкрутили это чудо технической мысли, рвануло с такой скоростью, что за доли секунды домчалось до улицы Гоголя и там уже, видимо набрав скорость отрыва от земли, устремилось в небо, перевернулось и рухнуло на асфальт. Пилот к счастью пострадал не сильно, отделавшись ссадинами и царапинами. Но зрелище было сильное.

Ну, а если случалась непогода, дождь или слякоть, играли дома. Настольных игр тоже было много. Собирались у кого — нибудь дома и играли. Кроме классических шашек-шахмат, которым мы тоже уделили некоторое время, были различные тематические лото, зоологическое, ботаническое и т.п.

Были игры с фишками и кубиками. Бросаешь по очереди кубик и двигаешь фишку на столько кружочков, на сколько выпал кубик. Таких игр было огромное разнообразие на различные темы. Помню отец из Москвы привёз мне совершенно роскошную игру по теме открытие Америки Колумбом. Там были шикарные вкладки с рисунками каравелл.

У моего одноклассника Валеры Нойкина, была настольная игра крокет. Но мы в неё играли на полу. Очень интересная игра с деревянными шарами и молоточками. Там надо было пройти по определённому маршруту стукая молоточком по шару и чтобы шар проходил через ворота. Правила забыл уже, но было очень увлекательно.

Такие настольные игры как футбол или хоккей были тогда страшным дефицитом, но кое у кого из ребят они были и мы бывало устраивали целые турниры.

Можно было играть и одному, для этого существовали разные наборы конструкторов типа “Юный химик”, “Юный физик”.

Приходила зима, и игры становились другими. Мне кажется, в моём детстве зима в Ташкенте была нормальной, снега выпадало достаточно много. Во всяком случае, мы успевали вдоволь и на коньках побегать, и с горок покататься и снежками покидаться. Часто зимние каникулы продлевались из-за эпидемии гриппа, объявлялся карантин к нашей радости и мы продолжали играть в хоккей, заменяя клюшки палками, а шайбу консервной банкой, кидать в девчонок снежки, цепляться сзади за автомобили и скользить по покрытому льдом асфальту. Восторг полный. На нашей улице зимой вполне можно было покататься на коньках. У меня сначала были “снегурки”, с закруглёнными носами и верёвочными креплениями, а потом отец привёз из Москвы настоящие “канадки”, ботинки с намертво прикрученными коньками.Радость была безмерной.

Но играли не только на улице, в школе тоже, и на переменах, а иногда и на уроках. В младших классах на переменах играли в такую игру “Ручеёк”, не игра даже, а типа хоровод. Становились парами, друг за другом, чем больше народа, тем лучше, и взявшись за руки и высоко их подняв создавали такой живой туннель. А один участник оставался без пары, число участников поэтому должно было быть нечётным. Он шёл через этот тоннель и по дороге уводил кого-нибудь за собой, оставляя его напарника без пары, и тот в свою очередь то же шёл по тому же пути и то же разбивал какую-то пару. И так далее. Это могло продолжаться бесконечно, смысла никакого в этой игре не было, единственное подержать какое-то время за руку нравившуюся тебе девочку.

А на уроках играли во всем известный “морской бой”, а ещё в “виселицу”, которая стала сейчас “Полем Чудес” или в “балду”.

На большой перемене, если позволяла погода, пацаны играли в достаточно жёсткую игру “кони – рыцари” Во дворе школы у нас была большая яма с песком, для прыжков в длину и вот там устраивались рыцарские турниры. Разбивались на две команды, внутри команды,в свою очередь разбивались с помощью жребия, на коней и наездников, наездники садились верхом на менее удачливых партнёров и начинался бой. Задача сбить наездника с коня. Побеждала команда в которой оставался хотя бы один не сброшенный всадник.

Спорт безусловно присутствовал в нашем детстве и отрочестве. У нас была замечательная учительница физкультуры, — Светлана Захаровна, фамилию не помню к сожалению, она сделала в нашей школе отличную волейбольную команду в которой играл и автор этих строк. В ней играли ребята 8-10 классов. Володя Вайнер, Володя Поршень, Адыл Юсупов, Валера Нойкин и другие. В 67-м году мы выиграли школьный городской чемпионат. Финал был в школе где-то на Циолковского, за кольцом 3-го трамвая. Боже, как Светлана Захаровна за нас переживала, как обнимала после победного финала. Команда молодости нашей.

Но по мере взросления любимой и единственной игрой для нас стал футбол. Я уже говорил, что улочка наша была маленькая с очень небольшим движением автотранспорта и мы, сделав ворота из булыжников и разбившись на две команды, гоняли мяч до самых сумерек, и прекращали, когда мяч уже невозможно было разглядеть. Страстным болельщиком футбола был дед Валерки Нойкина, он мог часами наблюдать за нашими баталиями. Вот не помню, как его звали. Фамилия Мусаилов, а имя — отчество выветрилось из головы. Бабушка Валеркина,-Татьяна Аркадьевна, тётя Таня, а как деда звали не помню. Но не в этом дело. Когда по всей стране начались детские соревнования по футболу клуба “Кожаный мяч” он организовал из нас команду при каком-то ЖЭКе, и мы участвовали в городском чемпионате. У нас была форма, удостоверения. Правда особенных успехов мы не добились, дошли кажется только до 1/8 финала, но удовольствие получили огромное. Вообще Валеркин дед был большой любитель спорта, в том числе конного. Довольно часто по воскресеньям он брал нас с Валеркой на ипподром, смотреть скачки. Иногда мой отец нас туда отвозил на нашей “Победе”. Но возвращюсь к футболу. Футболом, мы пацаны увлекались страшно, болели естественно за “Пахтакор” состав команды знали наизусть, некоторых игроков помню до сих пор: Красницкий, Стадник, Моторин, Штерн, Каххаров, Тазеддинов, Таджиров, на воротах Юрий Пшеничников. Классный кстати был вратарь. Мой отец тоже был болельщиком и большой заводской компанией они ходили практически на все матчи на стадион “Пахтакор”. Болели шумно, а после окончания матча, начинался, по их выражению “третий тайм”, всей компанией шли на 6-й этаж гостиницы “Ташкент”. Это был первый в моей жизни ресторан.

Пахтакор-1963

В 64-м году по окончании чемпионата СССР по футболу две команды набрали одинаковое количество очков, и по решению федерации футбола был назначен дополнительный матч, своего рода финал чемпионата, где должен был определиться чемпион. Матч этот было решено провести в Ташкенте на стадионе “Пахтакор” Это было событие. Ажиотаж был неописуемый, грузинские болельщики, говорят, предлагали за билет плащ болонью, а это тогда была вещь. Естественно отец билеты достал, и даже мама моя собралась на этот матч, а меня к моему страшному горю, не взяли, как я не умолял. Пришлось смотреть этот матч по телевизору. Игра была замечательная, настоящий финал. За “Торпедо” играли Валерий Воронин, Валентин Иванов, Шустиков в защите, а за Динамо — Месхи, Метревели, Котрикадзе в воротах, Илья Датунашвили забивший два гола. 1:1 в основное время и 3:0 в пользу динамовцев в дополнительное. 4:1 победили грузинские футболисты и в Тбилиси вероятно всю ночь праздновали победу.

Динамовцы Тбилиси, после награждения на стадионе Пахтакор.

Играть в футбол мы продолжали довольно долго и после окончания школы. Собирались в свободное время и играли. Играли во дворе родной школы (по воскресеньям), на маленьком стадиончике в Таштраме (старом, в конце Гоголя), на площадке между Авиационным техникумом и Дворцом Митрофанова. Кстати бассейн Митрофанова построили в наши школьные годы и мы все записались в секцию и занимались там плаванием, но не очень долго. Продолжу про футбол. Вот стихи Александра Файнберга, как будто про нас:

Стою в воротах. Ушки на макушке.
По свитерку гуляет ветерок.
Матч века! Наш Рабочий городок -
тире - блатные с воровской Первушки.

У них сегодня финкари да пушки.
У нас - от папиросочек дымок.
Но рыжий лупит так с обеих ног,
что ваши станут нашими подружки.

- Лепи, Володя! Генка, выдай пас!
Блатняги сыплют искрами из глаз.
Десятый гол влетает в их ворота.

Потом нас всех отмордовали в дым.
Рыдали наши крали. Но в субботу
На танцы всё же упорхнули к ним.

У нас тоже была похожая ситуация, правда не с Первушинскими, а играли мы на стадионе “Старт” с местными и тоже закончилось небольшой драчкой.

Но потом, потихоньку, с течением времени, собирались всё реже и реже, появились семьи, заботы, всех разнесло по сторонам и футбол теперь смотрю лишь по телевизору.И ещё одно увлечение, появившееся у нас в переходном возрасте, это гитара, дворовые песни. К науке тяга сильная сейчас, Но и к гитаре тяга есть в народе. Пел Высоцкий о том времени.А я вспоминаю летние вечера, упоительный запах роз, благоухающих на клумбах разбитых посередине улицы Гоголя, на отрезке между Карла Маркса и Куйбышева, небольшая лужайка рядом с ГорфакомТашПИ, и мы пацаны сидим и слушаем как под гитару поют пацаны чуть постарше. Песни, которые сейчас называют благородным словом “Русский шансон”

Я пишу тебе голубоглазая
Может быть последнее письмо
Никому его ты не показывай,
Для тебя написано оно.

И благодаря этому, а более всего песням Окуджавы, которые я обожал, я страстно захотел, научиться петь эти песни, аккомпанируя себе на гитаре. И выучив несколько аккордов, с этой задачей справился, в общем, неплохо.

Окуджaвa гpемел,

Hо нa нaшем двоpе

Был я сaмый кpутой семистpунник…

Это уже Розенбаум.

Но, знаете, думаю это сама по себе очень большая тема,- музыка и песни нашего детства, — она требует отдельного разговора и, возможно, я об этом напишу в следующем очерке. А пока, до встречи.

Ещё на схожие темы

Like

Like Love Haha Wow Sad Angry

Игрушки тех времен условно можно было поделить на советские и заграничные, мальчуковые и девчачьи, игрушки сами-по-себе и для коллекционирования, а также чисто пацанские девайсы и гаджеты.

80-е годы породили целую армаду культовых игр и игрушек, на которых воспитывалось не одно поколение. Они пользовались бешеной популярностью по одной простой причине: альтернативы у советских детей не было. Это уже в начале 90-х на постсоветское пространство (и в детские неокрепшие умы) стали проникать яркие капиталистические игрушки. И еще неизвестно, какие были лучше.

Советские игрушки отличались советской суровостью, соцреалистическим дизайном и советскими габаритами. Некоторыми из них можно было убить классового врага. Совковые игрушки выдерживали огонь, воду, медные трубы и даже повышенную детскую любознательность, а потому жили долго и оставались любимыми надолго. Несмотря на общую недоразвитость конструкторской мысли, ограниченность материалов и однотипность, весьма часто попадались игрушки, все-таки отличавшиеся неординарностью и изобретательностью.

«За рулем»

Это был вращающийся диск, изображавший закольцованную дорогу, по которой двигался автомобильчик с магнитом. Цель игры - держать авто строго на проезжей части, вписываясь в повороты и проезжая под мостами. Внешнее кольцо дороги было более простым, внутреннее – требовало левел апа.

Особый шик игрушке придавала передняя панель с рулем, зажиганием и переключателем скоростей. Руль малолетние придурки обычно отламывали и гонялись с ним по двору. Позже мудрые инженеры сделали руль съемным. Зажигание доставляло больше всего, потому что было аки настоящее, и даже ключ можно было по-настоящему потерять. Рычаг переключения скоростей влиял на скорость вращения диска и, значит, на скорость машинки.

Интересно: были маньяки, которые клали на дорогу букашек, а потом давили их машинкой. Также было круто на большой скорости развернуть машину так, чтобы ее зад занесло. Некоторые догадывались добавить батареек, чем увеличивали скорость болидов.

«Педальные» автомобили

Эта игрушка давала возможность прокатиться на почти настоящем одноместном автомобиле на педальной тяге. Агрегат имел рабочие фары, задние габариты, рулевое управление, съемное ветровое стекло, открывающийся багажник и капот с бутафорским двигателем.

Интересно: при скатывании с наклонной поверхности педали, естественно, крутились сами, и на скорости выше 10 км/ч становились неким подобием мясорубки.

Модельки

Металлические модели настоящих автомобилей (в масштабе 1:43) были для советских мальчиков объектом повышенного желания. У машинок открывалось все, и при желании, а также наличии инструментов и нездорового интереса, можно было отделить кузов от рамы. Под капотом находился типадвигатель, в багажнике - полноценная запаска, сиденья откидывались, а в некоторых моделях даже открывались стекла. Модельки не предназначались для пылких детских игр, а только для коллекционирования за стеклом. Рано или поздно из серванта они все же перемещались на пол и теряли свой статус, участвуя в играх наравне с пластмассовыми и алюминиевыми уродами. Логично, что в СССР отдельным модельным рядом шла военная техника: БТРы, тягачи, грузовики и танки.

Интересно: с некоторыми машинками в комплекте шел пандус, на который авто заезжало - видимо, так советских детей приучали к тому, что им придется каждые выходные проводить в поисках утечки масла.

Вертолет

Игрушка состояла из двух частей: собственно вертолет и типа рукоятка со стартером. Вертолет насаживался на это приспособление, потом нужно было дернуть стартер, лопасти его раскручивались, и вертолет как бы взлетал.

Игра – назовем ее так – требовала серьезных физусилий, и мышцы рук качались получше, чем экспандером. Кроме того, леска постоянно запутывалась, и уже после пятого взлета распутать клубок было сложновато, что, впрочем, воспитывало в отроках терпение и усидчивость, но при этом сводило на нет интерес к девайсу. Но самым главным фэйлом было то, что паз быстро приходил в негодность, и лопасти не раскручивались вообще. В общем, пришлось создать шедевр без лески. Вертолет улетал в одному ему известном направлении. Ага, угадали – теперь качались ноги и развивалась острота зрения.

Умка

Вершина инженерной мысли советского машинкостроения: «Умка» умел не просто ездить, но натыкаясь на препятствия, он умел от них отворачивать. Он (она?) не падала со стола! Ощупывая край, машинка упорно искала, где можно проехать.

Интересно: электроники внутри не было вообще, чистая механика. Столь осознанное поведение совершалось благодаря тому, что машинка ездила на одном единственном колесе, спрятанном в дне. Детали – у гугла, а у нас минута гордости за советских инженеров. Да и дизайн был для того времени очень даже.

Луноход

Он имел больше мозгов, чем средний советский партийный работник. Это был вездеход на батарейках, но управлявшийся не по радио или по проводам, а программируемый с помощью встроенного пульта. Умел ездить вперед, назад, поворачивать на заданный угол, мигать, делать «пиу-пиу» и запускать снаряд. Всего в память помещалось 16 действий, так что советские дети рано учились экономить байты и такты при программировании баллистических ракет.

Интересно: луноход был жестко скопипащен с американской игрушки и стоил 27 рублей (пятая часть зарплаты), поэтому обычно был один на весь район.

«Перекресток»

По мнению специалистов, эту игрушку породил зловещий разум сумрачного гения. Очевидцы рассказывают, что это была металлическая крестовина, к которой присоединялось два металлических жгута, образующих восьмерку. Из крестовины торчали две фишки, а по согнутым проводам гонялись две машинки типа Москвич 412. В чем фан? Вооооот: одна машинка, заезжая на перекресток, втыкается в фишку, сдвигая таким образом противоположную фишку и позволяя второй машинке ехать. И так до окончания завода. Чудеса!

Интересно: естественно, все шло немного не так. Машинки соскакивали и уносились по неизведанному маршруту, а металлические жгуты чаще всего использовались для выяснения отношений. Впрочем, как и сам перекресток.

Водяная ракета

Девайс был побочным продуктом советских ракетостроительных заводов. В полую пластмассовую ракету наливалась вода, потом ракета долго и упорно накачивалась обычным велосипедным насосом. Этот же насос служил стартовой площадкой. Результат превосходил все ожидания: ракета летела выше опоры линии высоковольтных передач. А внизу натурально стоял мокрый, но счастливый школьник.

Красный конь

Конь, сделанный из прочнейшей советской пластмассы, как будто сбежал с картины Петрова-Водкина . Копыта были подкованы литыми белыми дисками с низкопрофильной резиной, что позволяло юному Всаднику Апокалипсиса развивать первую космическую.

Интересно: животное было бы лишь унылым куском пластмассы, если бы не одна фишка. В основании холки было кольцо. И если потянуть за него и отпустить, лошадка издавала демонический ржач, который мог вызвать приступы энуреза у детей и метеоризма у взрослых. Всего один трек, но зато без батареек и без электроники. Только меха, только свистулька, только пружина.

Металлический конструктор

Призван был развивать фантазию и компенсировать недостаток прочих игрушек. При известной сноровке, соединив несколько комплектов, можно собрать дивную машинку, кран или паровозик.

Интересно: советский конструктор оказался внезапно на 100 % совместимым с немецким «Construction», что позволяло добавить в последний советских деталей за копейки и сваять что-то поистине грандиозное.

Конструктор «Полет»

Не смотря на авиационное название, из него можно было сделать практически все, так что, предположим, имелся в виду «полет фантазии».

Интересно: фейлом (кроме мозолей от деталей из дубового пластика) был скорый износ соединительных перемычек. Но, благодаря тому, что их в конструкторе было чуть меньше чем дофига, никто особо не напрягался. Сломанные перемычки можно было нацепить на спицы на велике. Понты!

Набор «Юный химик»

Был создан латышским гением и содержал нагревательный прибор, пробирки, пару реактивов, индикаторные бумажки, кислоту, магний и реторту. Можно было делать много интересных штук как по школьной программе, так и факультативно: поджигать магний, устраивать газовую атаку, собирать за пять минут маломощный самогонный аппарат, а при желании даже устроить неслабый взрывчик.

Конструктор «Архитектор»

Было несколько видов, каждый из которых был круче предыдущего, но все они определенно развивали фантазию и закладывали азы правильного строительства. Можно было построить все: от избушки до стандартной многоэтажки и даже микрорайона. Присутствовали также деревья высотой 2 сантиметра, эстакады, арки и прочие занимательные штуки.

Конструктор «Собери зверей и птиц»

Представлял собой плоские кусочки пластмассы разнообразной формы с надрезами. Вставляя детали в надрезы друг друга, можно было фигачить фауну в стиле позднего кубизма.

Пистолет-вертушкомет «Полет»

Футуристического вида пистолет с пружиной внутри. Заряд в виде пропеллера на штырьке вставлялся, крутился на несколько щелчков против хода и очень энергично вылетал после нажатия на спусковой крючок.

Пистолет-хлопушка и пистоны (!)

Было два варианта: с кольцевыми пистонами и с бумажной лентой. Впрочем, суть сводилась к одному: на пистоне размещался заряд, ударяя по которому курок вызывал оглушительный звук. С феерической искрой, дымом и длительным серным амбрэ. Надо сказать, пистоны стрелялись чаще всего не пистолетами, а камнями, гвоздями и прочими твердыми предметами, нарушая все пункты техники безопасности и часто приводя к мелким ожогам. Особо одаренные делали это ногтями. Ожоги были обеспечены в 10-ти случаях из 10-ти. Зато как эффектно!

Интересно: особенную радость доставляло массовое уничтожение всех имеющихся пистонов - вонь и смрад обеспечены. Можно было просто поджечь спичками, но «детям не игрушка» же. Поэтому полоски с пистонами сворачивали в несколько слоев, ставили на твердую металлическую поверхность и ударяли молотком. Пистоны от родителей шли бонусом к проклятиям соседей.

Пистолет со стрелой-присоской

Разновидностей насчитывалось великое множество, но суть была одна. В дуло пистолета засовывалась стрела с присоской, которая при нажатии на спуск летела в цель (естественно, в окно либо чей-то лоб).

Интересно: стрела была одна (как же тонко предусмотрел конструктор!), быстро терялась, но войнушку так легко не остановить. Вместо стрелы пихали все, что влезет в дуло – камни, палки, заточенные карандаши – чем, понятное дело, повышали уровень травматизма.

Сабли

Эта имитация холодного оружия была, наверное, у всех уважающих себя пацанов ака чапаевых. Сабельки особо доставляли наркоманскими расцветками: как вам синяя сабля в зеленых ножнах? Клинок полый, конец закругленный, дешево, безопасно и про войну. Можно было безнаказанно взять и треснуть кому-нибудь. И получить желто-красной сабелькой в ответ. Как же весело и просто все было, а!?

Бегемотики

Принцип игры: заполненный водой пластмассовый цилиндр с кнопкой внизу и резиновой крышкой вверху. Внутри покоится вмурованный бегемот с подвижной верхней челюстью и плавают шарики. При нажатии на кнопку шарики подбрасывались вверх, а пасть бегемота открывалась. Цель: накормить животное как можно большим количеством шариков. Были еще вариации с дельфином и колечками, которые требовалось надеть на нос.

Был еще один бегемотик, но сухопутный. Внутри него находилась пружинка, которую заводили, вытаскивая изо рта животного шнурок с колечком. Когда шнурок отпускали, пружина раскручивалась, при этом бегемотик быстро шевелил лапками, а шнурок сматывался ему в пасть.

А еще была игра на четверых, где бегемотики соревновались в прожорливости, а их штурманы – в скорости реакции.

Лягушка

Представляла собой зеленую жабу с пружиной внизу. Пружину сжимали, надавливая на лягушку, и конструкция в состоянии «стендбай» удерживалась присоской. Через какое-то время присоска ослабевала, и пружина распрямлялась, подбрасывая лягушку высоко вверх. Как правило, это происходило, когда никто не ждал. Жаба заставала врасплох даже тех, кто пристально дожидался ее прыжка. Чего уж говорить о несведущих. Визги, вздрагивания и мат были обеспечены. Помимо лягушек продавались аналогичные пауки, очень похожие на тарантулов.

Был также выпущен бессмысленный и беспощадный мутант лягушки, пружины и ножниц. Точное назначение агрегата неизвестно, но его быстро приспособили в качестве оружия ближнего боя. Был еще аналогичный паук и боксерский кулак.

Пластмассовые звери

Привет из Чехословакии планировался, наверняка, как наглядное пособие для начинающих дареллов и айболитов. И сейчас можно купить подобные наборы, но тогда это был писк! Цвет большинства зверушек колебался от унылого черного, коричневого и рыжего до кислотно-зеленого. Но, казалось, все были так счастливы, что никого не заботил черный жираф.

Шагающие игрушки

Все просто: ступни у фауны выгнуты, что позволяло зверькам качаться из стороны в сторону. Черепаха отлично бегала спринт по наклонной плоскости -лишь подтолкни. Ослик - более продвинутый: у него на шее грузик, который надо было свесить, например, с края стола. Были еще шагающие Винни-Пухи и, конечно же, дорогие сердцу незабвенные пингвинчики..

Морской бой

Был механический и электронный. Без комментариев. За счастье было иметь и тот, и другой.

Электровикторина

Девайс представлял собой толстую картонку, на которую была наклеена фольга и по ней разведены толстые контактные дорожки. Сверху на фольгу клалась бумажка, разделенная на квадратики. В них были вопросы и ответы (или картинки). Цель - ответить на вопрос и приложить контакт к фольге через отверстие в соответствующем квадратике. В случае правильного ответа загоралась лампочка. Привет, товарищ Павлов!

Настольный хоккей, футбол и баскетбол

Хоккей был популярнейшим в СССР видом спорта, и такая игрушка была желанным подарком ребенку (помню, в один день рождения благодаря несговорчивости родителей и бабушек с дедушками я стала обладательницей трех таких хоккеев).

Интересно: желобки в днище можно было допилить, повысив в разы скорость и динамичность игры. В число лайфхаков также входила замена стандартных пружин на более мощные, сгибание клюшек и замена стандартной резиново-металлической шайбы на самодельную деревянную. Гении коварно читили: пока никто не видел, можно было ослабить пружины предполагаемой команды противника.

Имелся также настольный футбол, баскетбол и даже боулинг (!)

«Веселая карусель»

Тайное оружие, внедренное в нашу страну с целью разложения населения с молодых ногтей, карусель была ничем иным, как простейшей настольной рулеткой. Одаренные быстро это заприметили и использовали «казино» по назначению, играя на аутентичные или нарисованные деньги.

Фильмоскоп

Или диафильмы. На пленке имелись картинки (в основном кадры из советских мультфильмов), а под ними был текст. Получалось, что смотришь как бы мультик, только со скоростью дауна и с вырезанными сценами, которые приходилось дофантазировать. Нынешним детям не понять, как такую ерунду вообще можно было смотреть.

Интересно: существовал девайс, похожий на мини-кинокамеру, внутри которой находилась микропленка. Вращая ручку, можно было просмотреть отрезок мультфильма длиной аж 15-30 секунд.

Стереоскоп

Советские дети узнали «тридэ» задолго до Аватара. Это было что-то типа бинокля, в который заряжались картонные носители с десятком пар картинок - чаще всего раскадровка советских кукольных мультфильмов. Девайс не имел механических частей и поэтому жил в разы дольше фильмоскопов. Теоретически.

Интересно: были еще и моноскопы с одним единственным фотопозитивом. Картинка одна, но зато с вашим изображением.

Выжигатель

Кроме украшения разделочных досок к восьмому марта, можно было выжигать по парте, по соседской кошке, балконной двери, окну, автомобилю, можно было выжигать по бумаге, пластмассе и даже тонкому металлу. Выжигателем можно было прикуривать, дистанционно запаливать самодельные бомбы, истреблять насекомых, запечатывать банки с вареньем, вырезать скульптуры из резины, сваривать пластик, вулканизировать заплатки для колес велика, греть чай и рисовать в темноте светящиеся буквы. И все эти удовольствия за 3 руб. 14 коп. или около того.

Кубик-рубика и Ко

Все знают кубик, но не каждый помнит треугольную и цилиндрическую модификации этой культовой головоломки.

Головоломка «Змея»

Эти длинные штуки при наличии пространственного мышления и ровных в нужном месте начинающихся конечностей можно было складывать в различные композиции. Лично я часами зависала.

Лабиринты

Гении советской инженерии разродились серией весьма забавных и толковых лабиринтов. Для тех, у кого извилин было поменьше, выпускали одноуровневые лабиринты с прозрачной крышкой. Для эстетов существовали многоуровневые лабиринты в виде наглухо запаянного стеклянного кубика, шарика или цилиндра.

Калейдоскоп

В причудливые узоры, собиравшиеся из стеклышек (до сих пор не решилась погуглить, чтобы не потерять то ощущение чуда), можно было втыкать вечно.

Волшебный экран

Весьма любопытный для тех времен прибор. С внутренней стороны экран был покрыт серебристым порошком, по которому чертились бороздки. Одна из головок на панели отвечала за вертикальное рисование, другая – за горизонтальное. При одновременном осмысленном вращении головок можно было изобразить нечто высокохудожественное. Стирались рисунки энергичным встряхиванием. В прилагаемом каталоге встречались картинки, которые нереально было нарисовать без отрыва пера, что вызывало тонны ненависти в адрес разработчиков-троллей.

Электронные игры

Волк ловит яйца – была самой популярной, и про нее даже ходили легенды (некий мультик, который вам покажут после 1000 набранных очков). Разновидностей таких игр было несколько, и их хотел каждый ребенок. Хотя бы одолжить на вечер, хотя бы на час..

Куклы и girls friendly стафф

Удивительно, но игрушки для девочек со временем особо не мутировали. Те же куклы, пупсы, коляски, ванночки, наборы посуды, пластиковые ножницы и расчески, бумажные выкройки платьиц, закрепляемые на бумажных же фигурках. Изменилось только качество, иногда, кстати, в худшую сторону. Лица и тела у олдскульных кукол были, конечно, не айс. Но зато у них не было таких ярко выраженных половых признаков, которые, по мнению многих психологов, являются лишней информацией для детей дошкольного возраста.

А еще детям в СССР принято было развивать слух: пианинки, ксилофоны, металлофоны.. Апофеозом музыкальной грамоты были поющие лягушки, доводившие дедушку до истерики. Мелкую моторику и цветовосприятие призвана была развивать мозаика в различных вариациях, наступая на утерянные детали которой папа давал незапланированные уроки нецензурной лексики. А коровы на подставках со сгибающимися конечностями – вроде, забава на 5 минут, а вошла в анналы. Пластмассовый огнестрел в ассортименте – это уже потом оружие стало издавать звуки и мигать, наводя ужас.. Резиновая промышленность поставляла карлсонов, буратин и обнаженных пупсов вагонами. А еще мячи, которые мы умудрялись прокалывать уже в первую неделю юзания.. Была целая планета настольных игр: ПДД, шашки, шахматы, лото, первые подобия монополий и эрудита, ходилки-бродилки-фишкупереставлялки.. Имелись наборы техники и солдатиков – монолитные, брутальные, монохромные, явно созданные под влиянием стихов Маяковского, и даже подводные лодки на дистанционном управлении..

Все мы, дети 80-90-х, просто обязаны сейчас вспомнить, что самый крутой попрыгунчик – тот самый, черный, из спорттоваров. А помните олдскульные пятнашки, головоломку «Пифагор», ковровые баталии с примитивными солдатиками унылых цветов и такого же качества? Сейчас кажется, что некоторые игрушки выдавались в нагрузку к квартирам: одинаковых мишек, неваляшек, кукол, чебурашек можно было встретить, придя в любые гости. Там же вам неизменно предлагали сыграть в лото или домино (например, ягодное). Были еще брелки в виде серебряных пластиковых машинок – ну у многих же были, да? А еще была эпидемия разноцветной пружинки, правда на закате эпохи, но все же.. Как раз тогда стали появляться первые трансформеры, киндер-сюрпризы и, как завершение эпохи (лично для меня), тамагочи – реальный враг детских умов.

В следующей серии мы расскажем о детских подвижных играх – как одобренных партией, так и нелегальных, дворового происхождения. И о необычном применений советскими детьми вполне обычных бытовых вещей. Ну и еще много есть, чего вспомнить. Time machine после ярд сэйла попала в руки locals.

До наступления эры домашних игровых приставок и компьютеров, дети и подростки всего мира просаживали тонны мелочи на игровых автоматах. Популярность игровых залов была так велика, что иногда, чтобы поиграть, нужно было выстоять длинную очередь! Многие из этих игр стали настоящими символами эпохи 80-х, и сегодня мы познакомимся с 10 самыми известными!

Donkey Kong (1981)

Nintendo, Япония

Эта игра знаменита тем, что в ней впервые появились два любимых персонажа компании Nintendo – горилла Данки Конг и усатый водопроводчик Марио, который до сих пор является официальным символом фирмы.

Впрочем, цельный образ героя тогда ещё не сложился, и в игре он зовётся просто Прыгун (Jumpman), а его профессия не водопроводчик, а плотник. Дело в том, что по задумке героями игры должны были стать моряк Попай, его девушка Олив и силач Блуто. Разногласия Nintendo с King Features Syndicate дали жизнь сразу двум чудесным персонажам, каждый из которых впоследствии получит свою серию игр!

Игровое поле представляет собой некую заброшенную стройку со стальными балками, лестницами и бочками. Всё это изрядно разрушено Данки Конгом, поэтому часть лестниц сломана и никуда не ведёт, а балки погнуты. Герою необходимо добраться до верха, чтобы спасти принцессу, в то время, как коварный Конг будет забрасывать его бочками.

В истории видеоигр Donkey Kong известен как один из самых первых платформеров. До него в этом жанре были только Space Panic и Apple Panic.

Galaxian (1979)

Namco, Япония

Космическая стрелялка «Galaxian» построена по тому же принципу, что и более ранняя игра Space Invaders фирмы Midway и задумывалась как её усовершенствованный конкурент.


Перед нами предстаёт та же армада инопланетных кораблей (космических мух), которые обстреливают наш корабль (кстати, его название - Galaxip). Но, в отличие от Space Invaders, армада эта находится в постоянном движении, что создаёт дополнительную трудность попадания.


Также время от времени корабли противника начинают идти на таран, атакуя наш Galaxip и яростно его обстреливая. Как только вражеский корабль уходит за экран, его место занимает новый.

Хотя Galaxian и не была первой цветной игрой, в её графике было много новшеств – движущийся фон со звёздным небом, анимированные спрайты, цветные шрифты и, конечно же, очень «живые» взрывы! Кроме того, в ней было «двойное» музыкальное сопровождение - фоновая мелодия и озвучка эффектов.

Frogger (1981)

Konami, Япония

Игрок управляет лягушкой, которая должна пройти экран снизу доверху и попасть в один из своих домиков.

Для этого ей нужно преодолеть дорогу с движущимися в обе стороны машинами, среди которых есть грузовики, автобусы, легковые машины, бульдозеры, мотоциклы, велосипеды и прочий транспорт – каждый со своей длиной и скоростью.


Выше находится речка, с плывущими по ней брёвнами, аллигаторами и черепахами. Игра идёт на время, и лягушке нужно двигаться всё быстрее, чтобы успеть пересечь поле пока не вышло время.

Чтобы пройти этап, надо поочерёдно занять лягушками все пять ячеек, после чего автоматически начинается новый этап с более плотным и быстрым трафиком, с более быстрой рекой и с большим количеством врагов.

Asteroids (1979)

Цель игры – уничтожать астероиды и летающие тарелки, избегая столкновения с их обломками. Игрок управляет треугольным космическим кораблём, который может вращаться вправо и влево, но стрелять только вперед. При смене курса, корабль меняет направление, которое сохраняется пока игрок снова не сменит курс. Выйдя за пределы экрана, корабль появляется с противоположной стороны. Как и любое космическое судно, он обладает определённой инерцией – ему сложно быстро разогнаться и немедленно остановиться.

Графика построена только из примитивов – точек, линий и многоугольников, белых на чёрном фоне. Она довольно бедная, но при этом математика движения фигур, корабля и летающих тарелок высчитана безупречно, что превращает недостатки графики в особую концептуальность - играть в Asteroids совсем не скучно! Стоит отдать должное и качественной озвучке - особенно здорово передан звук двигателя, когда корабль набирает скорость! Подстреленный корабль разлетается на линии из которых состоит.


Кроме того, в духе сериала «Звёздный путь», игрок может перевести корабль в гиперпространство, чтобы исчезнуть и появиться в случайном месте экрана, но при этом есть риск удариться об астероид и погибнуть.

В игре было заложено несколько ошибок – она замедляется, когда игрок набирает 50-100 жизней, а набрав 250 жизней, можно и вовсе «потерять» игру.

Q*bert (1982)

Gottlieb, США

Кью*берт – носатый колобок с ножками, обитающий в параллельном пространстве. Его мир состоит из кубов. Игра - один из первых «изометрических» платформеров, где с помощью 2D-графики было создано псевдо-объёмное пространство. Цель игры - изменить цвет каждого куба, напрыгивая на него сверху. При этом нужно уворачиваться от препятствий и врагов: змейки Coily, фиолетовой свиньи, гремлина и зелёных монстров.

На первый взгляд игра кажется простой, но с каждым новым уровнем в неё добавляются препятствия – например, кубики, на которых персонаж уже побывал, при повторном касании меняют цвет обратно, или же его меняют враги. Всякий раз, когда Кью*берта ловит враг, он «ругается» - над его головой, как в комиксах, появляется облачко прямой речи: «@!#?@!».


Помимо изометрической графики, новаторством стало и применение синтезатора речи. Впрочем, из-за несовершенства чипа Vortax, слов было всё равно не разобрать, и разработчики решили наделить персонажей не человеческим, а «инопланетным» языком, что придало игре ещё больший колорит.


Корпус игрового автомата Q*bert, содержал соленоид, который при падении персонажа с пирамиды издавал глухой стук, имитируя звук падения, что придавало реалистичности игровому процессу.

Кризис игровой индустрии 1983-го года положил конец популярности Q*bert, и игра вышла из моды. Дальнейшие попытки выпустить новые версии к успеху не привели. Вторую жизнь Кью*берт получил на телевидении, как персонаж популярного детского телешоу.

Defender (1980)

Williams Electronics, США

Действие игры происходит на вымышленной планете, где игрок должен отражать волны вторжения инопланетян, защищая мирные города. Пролетая над меняющимся ландшафтом, корабль игрока должен уворачиваться от столкновения с атакующими его пришельцами, уничтожая силы неприятеля.


Хотя Defender и не был первым горизонтальным скроллером, но это был первый шутер с горизонтальной прокруткой.


Стиль игры вдохновил других разработчиков и привёл к большому количеству подражаний и сиквелов (Defender II вышел в том же году!).

Игра имела большой коммерческий успех: было продано более 55000 автоматов, что сделало автомат Defender абсолютным лидером продаж компании.

Pacman (1980)

Namco, Япония

Персонаж этой игры – настоящая икона массовой культуры 80-х! Популярность игры Pacman не ослабевает со дня её появления до наших дней! Дело в том, что когда Pacman был выпущен, мир видеоигр был ещё совсем бедным. Самыми популярными автоматами были космические стрелялки вроде Space Invaders или Asteroids. Pac-Man удалось создать абсолютно новый жанр погони в лабиринте, который подходил не только для мальчиков, но и для девочек, которые к стрелялкам были равнодушны.

Игрок управляет движением Пакмэна (в России его обычно называют «колобком») по лабиринту, полному съедобных точек (pac-dots или просто dots). Когда все точки съедены, он переходит на следующий уровень. Четыре врага (по сюжету они призраки): Блинки, Пинки, Инки и Клайд, обладают каждый своим «характером» и особенной манерой поведения. Если враг поймает Пакмэна, герой теряет жизнь.


Съеденный «энерджайзер» (большая гранула)ненадолго меняет роли – призраки становятся синими и стараются улизнуть от Пакмэна. Впрочем, с каждым новым этапом срок действия энерджайзера сокращается, пока он не становится абсолютно бесполезным.

В качестве бонуса на каждом уровне даются фрукты – за накопившиеся очки игрок, со временем, получает дополнительную жизнь. Pacman – одна из первых игр, в которой появились видеовставки – небольшие «мультики» по достижению определённого этапа.


В почти идеально продуманном алгоритме Pacman есть серьёзный изъян, получивший название «Слепой сектор». Изначально планировалось, что уровней будет 255, после чего герой будет вновь попадать на первый уровень, где привидения будут продолжать вести себя как на высоких уровнях. Однако из-за ошибки переполнения 256-й уровень наполовину состоял из случайных символов и после поедания всех точек, персонаж оставался в пустом лабиринте один на один с привидениями. Выхода с уровня нет.

Turbo (1981)

Sega, Япония

Автосимулятор от фирмы Sega, «прадедушка» Need For Speed. Игрок управляет автомобилем, стилизованным под гоночную машину Формулы 1. Трасса проходит через городские и сельские пейзажи, где время от времени меняется погода и время суток.

Реалистичности игре добавляют тоннель, лужи на асфальте, иногда даже снег. Помимо простых поворотов, на трассе могут быть уклоны под гору или в гору.


До истечения времени игрок должен обогнать как минимум 30 машин. Некоторые из них движутся достаточно предсказуемо, другие маневрируют случайным образом, провоцируя столкновение.

Игра Turbo заложила основы дизайна всех последующих автосимуляторов, а также представила новую перспективу – «от третьего лица». Игровые автоматы Turbo выпускались в разных модификаций. В некоторых из них вместо традиционного джойстика были руль, педаль газа, ручка трансмиссии и стильный аналоговый спидометр!

Но было и ещё более крутое исполнение, в котором автомат представлял собой полноценную кабину с креслом, рулём, педалями, создававшими полный эффект присутствия!

Tron (1982)

Bally Midway, США

Сюжет этой игры основан на одноимённом фантастическом фильме студии Уолта Диснея, вышедшем в том же году.

В начале каждого уровня игроку предоставляется выбор из четырёх игр, которые можно проходить в любой последовательности, но на следующий уровень невозможно перейти, не победив во всех четырёх.

В первой игре Input/Output tower (Башня ввода-вывода) – нужно уничтожить как можно больше «дисковых ошибок» и добраться до мигающего круга в центре. Во второй - MCP Cone (Конус Мастера Управления Программами) нужно разрушить опускающийся на игрока разноцветный цилиндр (очевидно, представляющий собой таблицу FAT), чтобы через дыры проникнуть в конус.


Третья игра Tank Battle (танковое сражение) не имеет прямого отношения к фильму и напоминает всем известные «танчики» (они же Battle City). Нужно уничтожить все танки противника, двигаясь по лабиринту, однако любое попадание в наш танк приводит к гибели персонажа. Четвёртая игра похожа на «змейку», однако по сюжету это не змея, а светоцикл (ещё одна отсылка к фильму). Нужно избегая столкновений со стенами и следами света, оставленными противником, вынудить противника врезаться самому.


12 уровней игры носят имена популярных на то время языков программирования: RPG, COBOL, BASIC, FORTRAN, SNOBOL, PL1, PASCAL, ALGOL, ASSEMBLY, OS, JCL, USER.

Так же как и фильм, игра переполнена светящимися предметами. Светящиеся полосы были нанесены и на корпус игровых автоматов Tron, и в полумраке игрового зала они светились, прибавляя игре атмосферности!


P.S. Доход от продажи игры превысил доходы от продажи фильма!

Ms. Pac-Man (1981)

Bally Midway, США

«Женская» версия Pacman от американской фирмы Bally Midway. Помимо внешнего вида персонажа, которому пририсовали бантик и накрасили губки и реснички, изменился план лабиринта, его цвет и звуковое сопровождение.


Суть игры осталась той же – игрок зарабатывает очки, поедая точки (в оригинальном описании pellets – «гранулы») и уворачиваясь от привидений. Но призраки здесь движутся иначе, чем в Pacman - совершая псевдослучайные действия, они не дают вам возможность заучивать их манеру поведения, что делает игровой процесс более непредсказуемым. Кстати, оранжевый призрак тоже стал девочкой – её зовут Сью, а не Клайд.


В анимированных заставках мы видим разворачивающиеся романтические отношения Пакмэна и мисс Пакмэн. Позвольте, у них же одинаковые фамилии, разве они не брат и сестра? В завершающей заставке аист приносит им ребёнка, что, очевидно, символизировало рождение новой игры Jr. Pac-Man, выпущенной Midway два года спустя!


По результатам продаж, Ms. Pac-Man признан самым продаваемым американским игровым автоматом – его продажи превысили 115 000, что вынудило компанию Namco (разработчика оригинального Pacman) признать Ms. Pac-Man частью линейки!

Видео-версия

Чем отличаются нынешние наши дети от детей времен СССР?

Такое разное детство

Главным занятием детей во все века была и остается игра. Именно она является одной из вечных вещей в мире, а может, это особый мир, куда нет доступа взрослым… Меняются времена, а вместе с ними и игры. Взрослые часто говорят, что современные дети уже не те. Так ведь и современные взрослые когда-то были «не теми» детьми для своих родителей. Ничто не стоит на месте: меняется общество, его интересы, а вместе с ними и игры. Попробуем провести параллель, между играми детей 70-80-х годов и теми, что популярны сейчас.

Игры 70-80-х годов .

Это было время, когда про мобильники можно было узнать только из советской фантастики. Большинство детей довольствовалось таким устройством связи, в котором два спичечных коробка соединялись шелковой нитью. Такой телефон обеспечивал связь до 10 метров. К слову сказать, на таком расстоянии слышно и без телефона, но так ведь, интереснее!

Во время, когда не было ни МТВ ни НТВ, не говоря уже про консоли и плейстейшен, дети большую часть времени находились на улице. Во дворе собиралось много детей разных возрастов, которых объединяли одни дворовые игры.

Девочки постоянно, прыгали через резинку, что-то вязали, вышивали и вели свои разрисованные тетрадки с интересными стишками, анкетами для подружек и гадалками. Все они поголовно были одеты в школьную робу ужасного коричневого цвета и белые фартуки. Их манжеты и воротнички перешивались практически ежедневно, поскольку быстро пачкались о какое-нибудь рукоделие. И, конечно же, весь двор той поры был изрисован классиками! Без них никуда.

У мальчишек так же были свои игры. Характерными их особенностями было использование чего-то запрещенного, неодобрение взрослых и опасность для здоровья. И это не наркотики и секс, как подумают многие. Пацанские забавы – это игры в «войнушку», рогатки, самопалы, тарзанки и, конечно же перочинный нож! Нож являлся символом причастности к силе и его использовали для игр вне стен школы. Самая известная игра с ножом называлась «Земля». Два игрока рисовали на земле большой круг, разделенный пополам. Нужно было метать нож в кусок земли противника и по его положению определялось, какой кусок тверди будет отходить оккупанту. Играли до того момента, пока одному из игроков не оставалось на земле места куда можно поставить ногу.

И мальчиков и девочек 70-80-х годов объединяли такие подвижные игры как «Казаки-разбойники», где нужно было быстро бегать, хорошо прятаться и проявить немало изобретательности в расстановке меток, «Палки-стукалки сам за себя», «Лапта», «Рыбак и рыбки», «Пятнашки». Так же очень популярными были игры с мячом, такие как «Квадрат», «Десяточка» и «Вышибалы».

За основу сюжетно-ролевых игр брали самые «модные» на тот момент фильмы «Неуловимые мстители», «Чингачгук» или «Три мушкетера». Все эти игры были захватывающие, со сценарием пленения и очень подвижные.

Из всех игр, смело смотревших в лицо времени, самой вожделенной для детей была электронная игра с Волком, который ловил в корзинку яйца, под названием "Ну, погоди!". Без сомнения, дети, набравшие более 1000 очков, смогли бы в одиночку оборонять Брестскую крепость, поскольку нервов и реакции им было не занимать.

Во что играют дети нашего времени?

Прогресс 21 века избавил от необходимости детей мастерить домики для кукол или машинки из природного материала. Все уже есть в готовом виде. Наше время предлагает большое разнообразие компьютерных игр, которые все больше овладевают мозгом современных детей. А те, в свою очередь, не особо сопротивляются этому воздействию. Таким образом, основная масса современных детей все свободное время проводит возле компьютера. Многие «подвиги» молодежи нашего времени виртуальные. Сейчас не видно детей с рогатками и самострелами, поскольку вся детская агрессия остается в интернете. Сейчас дети не пишут на партах: а зачем, ведь есть многочисленные социальные сети и форумы.

Как видим не так уж и вредны компьютерные игры и социальные сети, в которых проживает свое детство нынешнее поколение. Существует много игр развивающих и полезных, например игры, созданные для обучения детей языкам, тренировки логического мышления.

Во все времена дети не перестают играть в войну. Как ни жаль, но человечество за всю историю прожило без войн около года, потому эта игра никогда не изживет себя. Просто раньше все дети были Чапаевыми, а сейчас большинство желает стать Бэтманом и Гарри Поттером. Детские игры зеркально отражают жизнь и интересы общества и его времени и ничего тут не поделать.

Хочется отметить, что не все ушло в небытие. Как и много лет назад, дети водят хороводы, играют в прятки, догонялки, выбирают водящего считалочкой, играют с игрушками. Во что-то время внесло некоторые коррективы, но суть их останется неизменной еще много лет.

У каждого свое детство и все мы дети своего времени. Просто иногда родителям стоит чаще увлекать детей своими играми. Только так возможно сохранить преемственность поколений.

  • Были ли у советских детей деньги и куда они их тратили?
Статьи по теме: