Игры на выявление лидера. Игры на выявление подростков с лидерской позицией, формирование команды, коллектива основные виды игры для лидерской смены

Постройся по…

Возраст: младший, средний, старший.

Вожатый задает детям признак, по которому они должны построиться в шеренгу. Признаки: от самого высокого к самому низкому, от самого темноволосого к самому светлому, по дате Дня рождения или возрасту, и т.д. – вожатый придумывает сам.

Задания идут от простого к сложному.

Пальцы

Возраст: младший, средний, старший.

Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый. Вожатый считает до трех и показывает какое-то количество пальцев на вытянутых руках. Дети должны не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько покажет пальцев вожатый. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции.

Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встает позже, под конец игры, менее решительные.

Ехали цыгане

Возраст: младший, средний.

Вожатый предлагает ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время не подготовку задания 3-5 минут.

Интерпретация:

  • кучер – на данный момент главный лидер – организатор в отряде;
  • стены и крыша – те, на кого можно положиться, хорошие исполнители;
  • колеса, телега, лошади - те, на ком все стремятся «ехать», и кто способен везти, то есть лидеры меньшего ранга;
  • жеребенок – «выпавший», но с претензиями на лидерство;
  • пассажиры – основная масса.

По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.

Большая семейная фотография

Возраст: младший, средний, старший.

Предлагается, чтобы ребята представили, что они все – большая семья и нужно всем сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Затем ребята сами должны решить, кому кем быть и где стоят. Вожатый выступает в роли наблюдателя. Роль «фотографов» и «дедушек» обычно берут на себя ребята, стремящиеся к лидерству. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременно хлопок в ладоши.



Верёвочка

Возраст: младший, средний, старший.

Участники встают в крут и берутся руками за верёвочку. Заданием является то, что они как можно быстрее с закрытыми глазами, не выпуская из рук верёвки, должны построить геометрические фигуры. Тот, кто начнёт первым расставлять участников в нужную фигуру – лидер.

Стульчики

Возраст: младший, средний, старший.

Играющие сидят на стульчиках. Одновременно они должны встать, обойти вокруг своего стула и одновременно сесть. Важно заметить того человека, кто первым подал команду.

Киностудия

Возраст: старший.

Руководитель игры предлагает всем следующую ситуацию: «Представьте, что вам предлагается снять фильм, для чего необходимо назвать того человека, который сможет организовать съёмки фильма». После того, как все назовут одну-три кандидатуры режиссёра, выявляются лидеры из тех, кто набрал наибольшее количество выборов. Они выбирают поочередно своих помощников, при этом выбор следующего осуществляется после совета с уже выбранными помощниками. После того как образовались микрогруппы по 4-5 человек, всем остальным предлагается выбрать себе «киностудию» и присоединиться к этим микрогруппам. Каждой киностудии предлагается подготовить в течение 15-20 минут пантомиму(сценку) на тему жизни коллектива, где работают или учатся ребята. После проведения этого коллективно-творческого дела ведущий просит в каждой микрогруппе провести анализ и определить, кто оказался в ходе подготовки «кинофильма» реальным лидером.

Игры-приколы

Три фразы

Возраст: Младший, средний, старший.

Ведущий обращается к ребятам (в зал, в круг и т. д.) с вопросом: «Ребята! Я сейчас скажу три фразы, сумеете ли вы их повторить?». Обычно все отвечают утвердительно. Ведущий предлагает проверить себя и начинает говорить следующие фразы:

«Здравствуйте! Сегодня хорошая погода!» (все повторяют).

«У нас прекрасное настроение!» (все повторяют).

«Ну вот, вы уже и проиграли!» (все начинают недоуменно задавать вопрос «Почему?»).

В этом их ошибка, так как это и была третья фраза.

Мой правый сосед (одноразовая)

Возраст: младший, средний, старший.

Выбирается водящий, которому говорится, что сейчас будет загадан человек, а который - надо отгадать. Водящий имеет право задавать всем участникам любые вопросы о загаданном человеке.

После того как водящий покинул круг, ведущий расшифровывает название игры: "МПС - мой правый сосед". Таким образом на вопросы водящего игроки должны будут отвечать про своего правого соседа, а водящий для выполнения задания должен будет проявить такие качества, как наблюдательность, логическое мышление.

Отгадай сказку

Возраст: младший, средний, старший.

Задача водящего - задавая вопросы, отгадать задуманную сказку. Водящий выходит из комнаты, для того чтобы дать возможность загадать сказку. На самом деле сказка не загадывается.

Ведущий объясняет условия игры участникам: «Мы будем отвечать «да», если вопрос водящего будет заканчиваться на гласную букву, «нет» - на согласную, «может быть» - если вопрос заканчивается на «ь». Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не сдастся.

Луноходы

Возраст: младший, средний, старший.

Дети стоят по кругу. Водящий входит внутрь круга, становится на четвереньки и говорит: «Биб-биб, я луноход -1». Задача играющих: смотреть и не улыбаться. Тот, кто улыбнулся, становится луноходом-2 и т. д., до тех пор, пока все не станут луноходами.

Пассажиры и билетики

Возраст: младший, средний, старший.
Играющие встают парами лицом друг к другу, образуя два круга (девушки – внутренний круг, а юноши - внешний).
Внутренний круг – это билетики, внешний – пассажиры. В центре стоит безбилетник – «заяц».

По команде ведущего: «поехали», круги начинают вращаться в разные стороны.

Ведущий громко произносит: «контролер». «Билетики» остаются на местах, а «пассажиры» должны найти свой «билетик».

«Заяц» хватает тот «билетик», который ему понравился.
«Пассажир», оставшийся без «билетика» становится водящим – «зайцем».

При встрече «билетик» и «пассажир» знакомятся. После этого «билетики» у «пассажиров» меняются (переходят к следующему по кругу).

Через некоторое время «пассажир» может ловить не только свой «билетик», но и любой понравившийся ему «билетик». Игру можно сопровождать музыкой.

Телепатия

Возраст: младший, средний, старший.

Ведущий выбирает 2 водящих и просит их отойти на некоторое расстояние от играющих. После этого он объясняет всем остальным участникам правила игры. Он узнает у водящего его любимое блюдо. Затем участникам нужно узнать любимое блюдо водящего. Поэтому он будет говорить различные блюда, участники должны отвечать ему "Нет!". Ведущий предупреждает, что правильный ответ он назовет после слов "жареная картошка". После этих слов все говорят "Да!". Правила объяснены. Зовут одного водящего. Ведущий говорит: "Ты веришь в телепатию?" Затем ведущий отводит водящего в сторону и узнаёт любимое блюдо. После этого он предлагает участникам угадать его.

Алфавит

Возраст: младший, средний, старший.

По очереди вызываются пары. Ведущий даёт им ситуацию и они должны разыграть диалог. При этом каждая фраза должна начинаться на ту букву алфавита, которую им показывает ведущий. Например: оба застряли в лифте, контролер и безбилетный пассажир.


Игры на внимание

Птица, рыба зверь

Возраст: младший, средний.

Участники сидят (стоят) в кругу. Ведущий в центре круга подходит к любому игроку и кричит одно слово из названия игры, например: «рыба!». Участник в ответ мгновенно должен сказать название какой-нибудь рыбы. Если он ошибся или долго думал, то становится ведущим, игра продолжается. Игру можно усложнить, если ведущий, подходя к игроку, будет кричать два слова, например: «рыба, зверь!». Теперь задача участника назвать и рыбу, и зверя и т.д.

Кривое зеркало

Возраст: средний, старший.

Все участники – это зеркала. Кривые они или настоящие зависит только от них. «Зеркала» расставлены по кругу спиной к центру. Ведущий в центре круга подходит к любому «зеркалу», оборачивает его лицом к себе (стуча по плечу) и показывает пару интересных движений. Задача «зеркала» запомнить в точности увиденное и передать отражение любому другому «зеркалу», так же постучав по плечу, тем самым, обернув к себе лицом и показав запомненное. Любое «зеркало», которое передало «отражение» становится уже лицом в круг и молча наблюдает за картиной передачи. Игра заканчивается, когда отражение доходит до «последнего зеркала» и оно сравнивается с начальными движениями ведущего. Как правило, к финалу движения сильно меняются, отсюда вывод ведущего про кривые зеркала и, что очень важно уметь в точности передавать информацию и быть внимательными. К этому тренингу рекомендуется подбирать танцевальную музыку.

Сыщик

Возраст: средний, старший.

Все участники – сыщики разных агентств, расследующие одно дело. Ведущий-вожатый заранее прячет в комнате мелкий предмет (например, «алмазный» маркер) таким образом, чтобы краешек его был обязательно виден. Прежде чем запустить участников в эту комнату, он делает обращение к ним – лучшим сыщикам мира – о пропаже алмазного маркера, который необходимо найти, во что бы то ни стало. И показывает им такой же маркер (чтобы знали, какой предмет искать). Далее участникам объясняется, что все они конкуренты: работают молча, ищут только глазами, и при обнаружении пропажи не должны взглядом выдать место нахождения предмета, а спокойно пройти и занять любое место на стуле (сесть в круг, отойти сторону и т.п.). Каждый сыщик держит руки за спиной до конца игры. Ведущий может комментировать процесс, объявлять первых победителей. Когда остается 5-6 человек, не раскрывших дело, ведущий рассекречивает местонахождение пропавшего предмета.

Руководителю коллектива необходимо знать кто из ребят наиболее активен, кто скромен, но очень ответственный, кто является явным, а кто нефор-мальным лидерами, а также некоторые индивидуальные качества участников.

«Веревочка»

Для проведения этой игры возьмите веревку и свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо (длина веревки зависит от количества участвующих в них ребят). Ребята встают в круг и берутся дву¬мя руками за веревку, которая находится внутри круга (если под рукой нет веревки, можно просто взяться за руки) . Всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник (круг, квадрат, прямоугольник, ромб, эллипс, треугольники различного вида).

В ходе выполнения этого упражнения возможны интересные наблюде-ния: каким образом будет организовано построение, кто возьмет на себя роль руководителя, как будет решена проблема построения фигуры вслепую?. Практика этой игры показывает, что обычно функции руководителя на себя берут лидеры.

«Карабас»

Следующей подобной игрой будет игра «Карабас». Для проведения игры ребят рассаживают в круг, вместе с ними садится ведущий, который предлага-ет условия игры Ведущий произносит слово «КА-РА-БАС» и показывает на вытянутых руках какое-то количество пальцев. Ребята должны не договарива-ясь встать со стульев, причем столько человек, сколько поднятых пальцев. Те кто чаше всего будут вставать – это «совесть группы», они наиболее ответст-венные и активные.

Объединения

Эта игра заключается в образовании групп. Внимательно слушайте указа-ния ведущего, а затем бегите, организуйте и ищите подходящую вам группу. Вы можете собрать свою или стать участником чьей либо группы

  • найдите группу из трех человек, которых вы не знаете;
  • найдите такую группу из пяти человек, чтобы у каждого что-нибудь из одежды было одного и того же цвета;
  • найдите группу из четырех человек, у которых последняя цифра телефонного номера та же, что и у вас;
  • найдите пятерых, у кого столько же братьев и сестер, сколько и у вас;
  • найдите четверых одетых в кросовки;
  • найдите троих с длинным волосом.

Ребята, которые активнее и чаще других собирают свои группы и есть ли-деры.

«Построения»

Ребятам необходимо за определенное время (или как можно быстрее) по-строится по определенному признаку. Это может быть:

  • по росту;
  • по росту;
  • по цвету волос;
  • по жесткости волос;
  • по длине прически;
  • по цвету глаз и т.д.

При построении возникает естественный вопрос: "Откуда строиться?" Желательно не давать ответа - промолчать, сделать вид, что не слышите вопроса. Здесь вы как раз и сможете отметить лидера, того, кто возьмет на се-бя инициативу в построении, т.е. начнет расставлять "как надо", собственно, это, возможно, и есть те люди, которые в сложной ситуации могут взять на себя инициативу.

Строится могут также «немые» (все молчат) и «слепые» (с закрытыми глазами). Это усложнит задачу. Как правило, за это дело берутся отчаянные, смелые, энергичные, решительные люди. Таким образом, в игре можно проверить - совпадают ли потенциальные лидеры с формальными.

«Стульчики»

Играющие сидят на стульях. Одновременно они должны встать, обойти вокруг своего стула и одновременно сесть. Важно заметить того человека, кто первым подаст команду.

«Фотография на память»

Группе предлагается "сфотографироваться на память" и встать перед ка-мерой. Обычно в центре встают люди с завышенной самооценкой.

«Счет»

Для этой игры ведущему необходимо знать точное количество участников. Задача играющих с закрытыми глазами досчитать до конца. То есть если всего 10 участников, то необходимо досчитать до 10. Каждый играющий может называть любую из 10 цифру, но только один раз за кон. Игроки не должны рассчитываться по порядку или присваивать каждому цифры. По команде ведущего любой из участников начинает. Он говорит: «Один», любой другой продолжает «два» и т.д.

Если два и более игроков называют одну и туже цифру счет останавлива-ют и начинают заново. Закончить счет не так просто. Как кажется. Придется по несколько раз на-чинать с начала. Те ребята, которые по ходу игры чаще других начинали сет или называли цифры 1, 2, 3 и есть лидеры.

"Сделай шаг вперед"

Продолжительность игры: 7 -10 минут. Предполагаемое количество игроков: 20 человек. Ребята становятся в круг пошире, и им предлагается сделать шаг вперед, но только 15 человек. Затем только 10, 5, 3, 1. Поверьте, что лидеры - организаторы и эмоционалы сразу хорошо выявляются.

"Положи руку"

Оборудование: стулья. Продолжительность игры: 10 -20 минут. Предполагаемое количество игроков: 20 человек. Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в семейке, который им более всего симпатичен (душа семейки), а левую на плечо том, кого они бы хотели видеть командиром. Вожатый определяет, кто есть кто подсчетом рук. Как правило, не бывает слишком много лидеров, если проводить эту игру в конце организационного периода.

"Скульптура"

Оборудование: стулья. Продолжительность игры: 10 -20 минут. Предполагаемое количество игроков: 20 человек. Вожатый предлагает ребятам построить скульптурную экспозицию "Наша семейка в лагере" в течении 5 минут. По тому, кто возьмет на себя роль прораба, судят о лидерах.

Посчитай

Командам выдается комплект небольших карточек с написанными на них цифрами. Задача – найти сумму всех чисел и назвать результат.

Что такое?

Командам раздаются карточки с названиями трех-четырех предметов. Задача для каждой команды: после краткого обсуждения задать присутствующим вопрос о предмете, не называя его, так, чтобы все остальные дали ответ. Например: «Что это такое?»

  • Удобное сиденье с подставками для рук? (Кресло.)
  • Жидкость, предназначенная для соединения деталей? (Клей.)
  • Молоко, телефон, дождь.
  • Хлеб, ножницы, луна.
  • Жираф, ложка, снег.

Мастера пантомимы

Игрок одной команды для своих соперников должен, используя мимику, жесты и не произнося ни звука, изобразить заданное животное так, чтобы все догадались, кто это.

Люди – к людям

После произнесения ведущим фразы «Люди – к людям» играющие распределяются по парам. Затем играющие выполняют все команды ведущего (типа «ухо – к плечу», «правая нога – к левой руке» и т. п.). После произнесения ведущим фразы «Люди – к людям» играющие должны перераспределиться по парам. Цель ведущего – найти себе замену. Тот, кто остался без пары, становится ведущим.

Веселый счет

Для проведения этого конкурса заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула. Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат, выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ. Допустим, это был пример: 32 + 4. На стулья рядом с ведущим должны сесть ребята, у которых в руках карточки с цифрами 3 и 6, так как сумма 32 и 4 равна 36. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.

Кто быстрее?

Команда выполняет задания быстро и четко.

1-й вариант. Постройте, используя всех игроков команды:

  • квадрат;
  • треугольник;
  • круг;
  • ромб;
  • букву;
  • птичий косяк.

2-й вариант. Построиться в шеренгу по:

  • росту;
  • цвету волос;
  • алфавиту имен;
  • размеру ноги.

Игры на выявление лидера

Игры на выявление лидера помогают в первые же дни знакомства определить наиболее активных детей. Впоследствии они могут стать отличными помощниками вожатого. Вожатый только дает задание и наблюдает за процессом его выполнения, дети все делают сами. В играх лидеры стараются руководить общим процессом.

  • построиться по признаку (росту, цвету глаз, алфавиту имен и т. д.);
  • молча, не договариваясь, должно встать определенное количество человек (лидеры будут всегда вставать);
  • построить машину из участников: каждый человек должен быть какой-то частью машины;
  • хором сказать одно слово (в качестве усложнения можно потребовать хором сказать одно слово, не договариваясь);
  • собрать экипаж, то есть выбрать капитана, штурмана, старшего помощника и т. д., «зайцев», пассажиров;
  • взявшись за руки, выстроить квадрат, круг, треугольник и т. д.

Сделай шаг вперед.

Ребята становятся в круг пошире, и им предлагается сделать шаг вперед, но только 15 человек. Затем только 10, 5, 3, 1. Поверьте, что лидеры – организаторы и эмоционалы сразу хорошо выявляются.

Киностудия.

  1. этап – разбивка на несколько микрогрупп, каждая из которых придумывает и обыгрывает сюжет на любую тему.
  2. Этап – представление авторов идеи – идейных лидеров.
  3. Этап – представление организаторов в каждой группе.
  4. Этап – новая разбивка по группам в зависимости какой фильм понравился больше.
  5. Этап - все лидеры выстраиваются на сцене и в течении 30 секунд каждый рекламирует предполагаемую им отрядную деятельность в смене и способы осуществления этой деятельности.
  6. Этап – тот, за кем после этого проголосует большая часть отряда – ваш командир.

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей. Выявленный лидер может стать основным связующим звеном в цепи взаимоотношений вожатого с группой. Эта задача также решается в процессе игры.

Веревочка

Для проведения этой игры возьмите веревку и свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина веревки зависит от количества участвующих в игре ребят.) Ребята встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга. Вожатый описывает задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее построить треугольник по порядковым номерам — и затем руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции берут на себя лидеры.

Игру можно усложнить: предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

Карабас

Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры:

«Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы — куклы. Я произнесу слово «Ка-ра-бас» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы, не договариваясь, должны будете встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».

В этом игровом тесте необходимо участие двух ведущих. Задача одного — проводить игру, второго — внимательно наблюдать за поведением ребят.

Чаще всего первыми встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще.

Большая семейная фотография

Эту игру лучше проводить в организационный период для выявления лидера, но можно проводить и в середине смены и использовать как наглядный материал в коллективе.

Вожатый предлагает ребятам представить, что все- они — большая семья, и всем вместе надо сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка»; он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Более никаких установок для детей не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Роль «фотографа» и «дедушки» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. Эта игра, проведенная в середине смены, может

открыть новых лидеров и раскрыть систему симпатий и антипатий в группах.

После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

Я — лидер

«Я — лидер» — еще один вариант выявления лидеров, состоящий из нескольких игр. Для этого ребята делятся на 2—3 равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Вожатый предлагает условия: «Сейчас команды будут выполнять задания после слова «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполняет задание. Таким образом, деление ребят на команды создает дух соревнования, который является немаловажным для детей.

Ведущий . Первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. Начали!

(Для выполнения этого задания всем членам команды необходимо договориться. Именно эту функцию берет на себя человек, стремящийся к лидерству.)

Ведущий . Второе задание. Здесь необходимо, чтобы (без предварительной договоренности) быстро встала половина команды. Начали!

(Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные участники группы, включая лидера.)

Ведущий . Третье задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят капитан, штурман, пассажиры и «заяц». Итак, начали!

(Обычно функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.)

Ведущий . Задание четвертое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только один трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. Начали!

(Проведя эту игру, можно увидеть наличие и состав микрогрупп коллектива. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо «отверженным».)

Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то необходимо составить количество номеров и комнат самим, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные и один одноместный номер.)

Эта методика дает довольно-таки полную картину лидерства в коллективе. Закончить ее можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива (см. выше).

Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер-организатор. Решение, кому возглавить отряд, зависит не только от личных симпатий, но и от вида деятельности, направления жизни отряда в данную смену.

Тест «Я — лидер»

Очень интересно и полезно провести среди ребят тест на определение лидерских качеств. Пусть каждый из них сам попробует оценить свои способности повести за собой отряд, стать организатором и вдохновителем жизни в коллективе.

Инструкция к этому тесту будет такова: «Если ты полностью согласен с приведенным утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4», если скорее согласен, чем не согласен, — цифру «3», если трудно сказать — «2», скорее не согласен, чем согласен, — «1», полностью не согласен — «0». Образец карточки ответов расположен ниже.

Вопросы к тесту «Я — лидер»

1. Я не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.

2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.

3. Я знаю, как преодолевать трудности.

4. Люблю искать и пробовать новое.

5. Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей.

6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.

7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все ребята хорошо работали.

8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.

9. Я умею распределять свои силы в учебе и труде.

10. Я могу четко ответить на вопрос, что хочу от жизни.

11. Я хорошо планирую свое время и работу.

12. Я легко увлекаюсь новым делом.

13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.

14. Организуя товарищей, я стараюсь заинтересовать их.

15. Ни один человек не является для меня загадкой.

16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.

17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.

18. Для меня важно достижение цели.

19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.

20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.

21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

22. У меня всегда все получается.

23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.

24. Я умею поднимать настроение в группе своих товарищей.

25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.

26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.

28. Принимая решение, перебираю различные варианты.

29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.

30. Я умею правильно подобрать людей для организации ка- кого-нибудь дела.

31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.

32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.

33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.

34. Я никогда не поступал так, как другие.

35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.

36. Мне нравится новое и интересное.

37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.

38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.

39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.

40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.

41; Никто и никогда не испортит мне настроение.

43. Решая проблемы, использую опыт других.

44. Мне неинтересно заниматься однообразным рутинным делом.

45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.

46. Я умею контролировать работы моих товарищей.

47. Умею находить общий язык с людьми.

48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:

А — умение управлять собой;

Б — осознание цели (знаю, чего хочу);

В — умение решать проблемы;

Г — наличие творческого подхода;

Д — влияние на окружающих;

Е — знание правил организаторской работы;

Ж — организаторские способности;

3 — умение работать с группой.

Карточка для ответов теста «Я — лидер»

Если ваша сумма в столбце меньше 10, то количество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием; если больше 10, то это количество развито средне или сильно.

Но прежде чем сделать заключение о том, лидер ли подросток, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, то считается, что он был неискренним в самооценке. Результаты теста можно изобразить в графике.

У каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой способ в организации коллективных дел. Эти свойственные лидеру приемы воздействия на личность или на группы называют стилем работы.

Выделяют несколько стилей (по А. Н. Лутошкину).

1. Разящие стрелы. Призывающий, настаивающий, жестко требующий. Эффективен в только еще складывающихся коллективах.

2. Возвращающийся бумеранг . Советующий, консультирующий, коллегиальный, требующий. Эффективен в сложившихся коллективах.

3. Снующий челнок . Уговаривающий, просящий, компромиссный. Эффективен в зависимости от ситуации.

4. Плывущий плот . Соглашающийся, уступчивый, не- вмешивающийся. Эффективен только как вспомогательный.

Крестики-нолики

(игра-соревнование на тему «Лидер и его команда». Автор-составитель Е. М. Шпоркина)

Цель : выявить сплоченность коллектива, лидеров; формирование умений принимать коллективные решения взаимодействовать друг с другом.

Участники: две команды по 9 человек, жюри из 9 человек (желательно), ведущий.

Реквизит: игровое поле с названием конкурсов; 9 пар карточек для жюри (на одной карточке знак «X», на другой «О»); реквизит, необходимый для конкурсов; головные или нагрудные знаки для команд.

Игровое поле

Ход игры

Команды тянут жребий (это все карточки со значками «X» и «О»), Команда, вытянувшая «X», называется командой «крестиков» и начинает игру, таесть выбирает конкурс. «Крестики» первыми выполняют задание этого конкурса.

Жюри оценивает выступление команд, для чего каждый член жюри поднимает карточку со знаком той команды, которая, по его мнению, победила. Команда, победившая по большинству голосов членов жюри, ставит свой знак на место только что сыгранного конкурса. Следующий конкурс выбирает проигравшая команда, она же первая выступает в этом конкурсе.

Победителем игры считается та команда, которая первой поставит три своих знака в один ряд. Если командам не удалось поставить подряд три знака, то побеждает та команда, которая поставила на поле больше своих знаков.

Максимальная оценка за каждый конкурс — 10 баллов.

«Сердце»

Командам зачитывается следующая ситуация. «Представьте себе, что вы группа хирургов большой клиники. Все вместе вы должны принять серьезное решение. На данный момент в больнице есть одно сердце-донор и 8 пациентов, нуждающихся в трансплантации. Ваша группа должна определить того, кому будет сделана операция. Насколько вам известно, прогнозы на удачную пересадку у всех больных равны. У вас есть 5 минут, чтобы прийти к групповому решению».

Информация о пациентах:

1. 17-летняя мексиканка; работает официанткой, была вынуждена бросить школу, т. к. является единственной кормилицей в семье.

2. 15-летняя беременная женщина, не замужем, белая, других детей нет.

3. Выпускник школы, президент класса, недавно зачислен в медицинский институт без экзаменов.

4. 24-летняя мать-одиночка с тремя маленькими детьми, вьетнамка по национальности, родственников в этой стране нет.

5. 52-летний религиозный афро-американский лидер, основатель приюта для бездомных и бесплатной столовой, которая кормит около 1000 голодных ежедневно.

6. 40-летний ученый, который близок к открытию вакцины против СПИДа, сам является носителем вируса СПИД.

7. 11 -летняя азиатская девочка, ставшая символом мира.

8. Человек, переведенный из сельской больницы, никаких дополнительных сведений о нем нет.

Примечание жюри: оценивается убедительная аргументация ответов. Независимые наблюдатели дают свою оценку работе команды в зависимости от того, как команда принимала решение: коллективно, или подчиняясь лидеру, либо вообще общее решение не было найдено.

«Игра!!!»

Каждой команде дается 1 минута, чтобы приготовить одну игру с залом. Далее команды предлагают всем поиграть вместе с ними.

Примечание жюри: оценивается новизна игры, умение ведущего четко объяснить правила игры, умение «зажечь зал», эмоциональность.

Скульптура

Материалы: можно использовать все вещи, находящиеся в помещении (или у участников).

Задание: построить модель идеального лидера.

Условия:

1. Группе дается 10 минут на обсуждение, какие качества лидера можно изобразить с помощью предметов.

2. 10 минут дается на создание модели.

3. Работа ведется молча.

4. За нарушение молчания — штраф 1 минута.

5. После выполнения задания один представитель группы рассказывает о построенной модели.

Примечание жюри:

— оценивается оригинальность и творческий период к построению модели;

— поощряется присутствие в рассказе ярких лидерских качеств, таких как компетентность, активность, инициативность, общительность, сообразительность, настойчивость, самообладание, работоспособность, наблюдательность, самостоятельность, организованность.

Веревочка

Командам предлагается связать веревку из собственных вещей, которые имеются у команды, в течение определенного времени (пока звучит музыка).

Примечание жюри: оценивается длина веревки.

Слепой круг

Всем играющим завязывают глаза и вразнобой ставят на сцене. Ведущий просит всех выполнять его команды: «Кругом, шаг вперед, два шага влево, повернуться налево и т. п.» Потом по сигналу ведущего включается музыка, и все играющие должны собраться в свои команды и взяться за руки, то есть вернуться в свои команды.

Построения

Ведущий по хлопку в ладоши предлагает командам быстро построиться:

— по цвету волос (от светлых до темных);

— по алфавиту (от первых букв имен);

— по размеру обуви (от меньшего к большему);

— по цвету глаз (от темных к светлым);

— по цвету носков (по цветам радуги).

Примечание жюри: оценивается скорость и правильность построения (жюри подсчитывает количество ошибок при построении).

Гвоздь сезона

Включается фонограмма популярной танцевальной мелодии и командам предлагается станцевать и показать несколько движений, характерных для этого танца. Лидер показывает движения, а команда повторяет их.

Организаторское лото

Материалы: карточки с названиями этапов коллективного творческого дела.

Задание: разложить карточки в правильной последовательности.

Правильный вариант.

2. Коллективное планирование.

3. Распределение поручений.

4. Выполнение поручений.

5. Смотр готовности.

6. Проведение.

7. Подведение итогов.

Примечание жюри: за правильную последовательность команда получает 7 баллов, за каждый правильно названный этап — по 1 баллу.

В этом конкурсе команды соревнуются и в скорости. Команде, первой выполнившей задание, дополнительно начисляется 3 балла, второй — 2 балла.

За каждую ошибку команда штрафуется на 1 балл.

Пойми меня

Материалы: карточки с названиями различных предметов (картина, ваза, телевизор, радио и другие).

Задание: команда встает в колонну, друг за другом. Первый участник получает информацию на карточке. Он должен передать ее второму участнику, без помощи слов и звуков. Последний озвучивает то слово, которое он понял. Затем говорит предпоследний, и так далее, до первого участника.

Примечание жюри: за каждое правильно угаданное слово команда получает 2 балла. Максимум — 10 баллов.

«Веревочные» курсы

«Веревочные» курсы — это создание специальной среды для тренинга, в которой основную роль играют натянутые над землей веревочные канаты, платформы и другие простейшие устройства. «Веревочные» курсы — это стройная система упражнений, проводимых на открытом воздухе, дающая возможность подросткам познать и расширить свои духовные и физические возможности. Эти курсы построены таким образом, что позволяют вовлечь как активных, так и пассивных по натуре ребят, в результате чего каждый член группы и вся группа в целом помимо собственных ожиданий участвуют в достижении цели.

«Веревочные» курсы помогают, с одной стороны, познать дух коллективизма, основанного на доброжелательности и взаимопомощи между членами коллектива, а с другой стороны, — снимать напряжение, иногда возникающее в группе, и конечно, опять выявить лидеров, тех, кто готов взять на себя координацию действий.

Канаты образуют систему препятствий, прохождение которых не требует физической силы, не требует преодоления страха высоты (3—5 метров), но, несмотря на надежную страховку, требует самообладания. Задача «веревочных» курсов — доказать каждому человеку, что он может значительно больше, чем ему представляется. «Веревочные» курсы не требуют специальной физической подготовки, каждый человек может их пройти.

Другие препятствия" (качающиеся бревна, тележки, скользящие по тросу на блоке, всякого рода «тарзанки» и др.) в силу видимой простоты также служат основой заданий, которые могут быть выполнены только при сотрудничестве всех участников группы.

Конечно, для проведения таких курсов в полном объеме необходима специальная подготовка организатора. Зато эффективность велика.

Вот некоторые упражнения.

1. Паутина . Веревки натягиваются между двумя деревьями на расстоянии 2,5—3 метра. Две параллельные веревки переплетаются как паутина между собой. Всей группе необходимо перебраться на противоположную сторону паутины. Сквозь одну ячейку может пройти только один человек. Обходить паутину нельзя. Если кто-либо заденет веревку, вся группа возвращается на исходную позицию.

После выполнения упражнения ребята садятся в круг на траве и делятся впечатлениями, говорят о том, что произошло.

2. Бревно. Вся группа встает на бревно в определенном порядке. Членам группы необходимо поменяться местами: первый должен стоят на месте последнего члена группы, второй — на месте предпоследнего и т. д. Во время выполнения задания нельзя становиться на землю. В противном случае группа возвращается в исходную позицию. После выполнения упражнения следует проанализировать действия ребят.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА г. РОСТОВА-НА-ДОНУ

ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ДОСУГ»

НОВОХАТСКАЯ НИНА ВИКТОРОВНА-

МЕТОДИСТ ВЫСШЕЙ

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕЙ

РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕТСКОГО

ОБЪЕДИНЕНИЯ

«Школа лидерского мастерства»

РОСТОВ-НА-ДОНУ

Введение

Цель: способствовать формированию организационных навыков у детей и подростков посредством вовлечения их в игровую деятельность.

Игра - это путь к познанию ребенком самого себя. И это понятие многогранно. Существуют разные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие - ловкость, терпение и т. д.

Игра - отличное дополнение к учебному процессу, в развитии важнейших психических свойств, необходимых для труда, приобретение высоких моральных качеств, формирование гражданского сознания.

Игра - важное средство развития и воспитания, средство живое, яркое, радостное. Это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей, отдаться мечте и радостям физического или интеллектуального напряжения.

Игра - дело серьезное, как парадоксально это не звучит. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям.

Игра может стать самым эффективным инструментом обновления содержания деятельности детских организаций. Возможность объединения ребят и взрослых в единый союз, его привлекательность при выборе разнообразной деятельности, учет интересов каждого.

Детская игра - сфера активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений, обеспечивает деятельностью, развивающей неограниченные возможности детей, их таланты в наиболее целесообразном применении.

Игра - важнейший вид самостоятельной деятельности детей, способствующий их физическому, психологическому, нравственному развитию.

Игра - это вечный спутник детства. И пусть каждый человек навсегда останется ребенком, сохранив тепло игры в своей душе...

Предлагаемые ниже игры и упражнения предназначены для руководителей детских объединений, старших вожатых, лидеров детских объединений, классных руководителей ОУ района и служат для того, чтобы выявить детей и подростков с организаторскими, лидерскими способностями. Также при выполнении этих заданий у участников появляется чувство совместной работы, принадлежности к одной команде.

Правила участия в упражнениях.

В предложенных играх и упражнениях могут принимать участие одна или несколько групп одновременно.

Ведущий объявляет название игры и сообщает участникам задание с предельной лаконичностью без дополнительных пояснений. Для достижения эффективности упражнений ведущему рекомендуется строго следовать предлагаемым формулировкам заданий и правил.

Перед началом каждого упражнения ведущий предупреждает участников о том, что обсуждение и выполнение задания можно начинать только по его команде (это условие особенно важно соблюдать в упражнениях, где вообще не дается времени на обсуждение тактики выполнения задания, например «Счет до 10», «Выбор» и др.).

Группе дается 10 минут на обсуждение, как это задание можно выполнить.

Во время обсуждение задания группа не должна касаться материалов, необходимых для его выполнения.

Группе дается 10 минут для выполнения данного задания.

Задание выполняется молча.

Если молчание нарушается участниками, то либо группа штрафуется на 1 минуту, либо начинает выполнять задание сначала (обговаривается в условии).

Ведущий не вмешивается в процесс выполнения задания, он выполняет роль наблюдателя и анализирует поведение группы.

По истечении предложенного времени группа демонстрирует свою работу.

В завершении проводится анализ происшедшего в группе. Анализируя происходящее, члены группы приобретают опыт общения и взаимодействия в коллективе.

следующие вопросы:

Как шло обсуждение?

Как пришли к общему решению?

Брал ли кто-то инициативу на себя?

Как шло выполнение задания?

Что помогало при выполнении задания?

Что мешало при выполнении задания?

Что бы вы сделали по-другому, если бы выполняли это упражнение во второй раз?

Какой была группа?

Какова была моя роль при выполнении упражнения?

Какие чувства возникали в ходе выполнения упражнения?

После обсуждения упражнения ведущий поздравляет группу с его выполнением, и все по его команде: «Три-четыре» делают синхронно 3-5 хлопков в знак завершения определенного этапа работы.

Основная часть

«ЛИДЕРСТВО»

Это стартовое упражнение проводится в виде обсуждения следующих вопросов:

1. Кто такой лидер?

2. Какими качествами должен обладать лидер?

3. Какими бывают лидеры?

4. Как лидерские качества могут пригодиться в жизни?

5. Как легче добиться цели: командой или в одиночку?

«МОДЕЛЬ ЛИДЕРА»

Материалы : можно использовать все вещи, находящиеся в помещении (или у участников).

Задание: построить модель идеального лидера.

Условия:

1. Группе дается 10 минут на обсуждение, какие качества лидера можно изобразить с помощью предметов.

2. 10 минут на создание модели.

3. Работа ведется молча.

4. За нарушение молчания - штраф 1 минута.

«БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ФОТОГРАФИЯ»

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они - большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Далее никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр».

«ВЕРЕВОЧКА»

Игра на выявление лидерских качеств. Для проведения этой игры возьмите веревку и свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо (длина веревки зависит от количества участвующих). Участники встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга.

Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник».

Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжить, усложняя задачу, и предложить построить квадрат, звезду, шестиугольник и т. д.

«НАПИШИ ЗВЕРЯ»

Каждый пишет на бумажке какое-нибудь животное, никому его не показывая. После того, как все животные написаны, все по очереди их зачитывают. После этого предлагается, не общаясь друг с другом, еще раз написать какое-нибудь животное.

Итоговая цель: у всех должен оказаться один и тот же зверь (это надо объяснить после первого круга).

Позволяет выявить оппозицию, явных и теневых лидеров.

«IIАЛЬЦЫ»

На счет «три» все выбрасывают на руках какое-нибудь количество пальцев. Повторяется до тех пор, пока все не выкинут одно и то же число пальцев.

«ЕХАЛИ ЦЫГАНЕ»

Продолжительность игры: 10 -20 минут.

Количество игроков: две группы по 10 человек.

Ведущий предлагает ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время на подготовку задания З - 5 минут.

Интерпретация:

Кучер - на данный момент главный лидер – организатор.

Стены и крыша - те, на кого можно положиться, хорошие исполнители.

Колеса, телега, лошади - те, на ком все стремятся «ехать», и кто способен везти, то есть лидеры меньшего ранга.

Жеребенок - “выпавший “, но с претензиями на лидерство.

Пассажиры - основная масса.

По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.

«ПОЛОЖИ РУКУ»

Оборудование: стулья.

Продолжительность игры: 10 -20 минут.

Предполагаемое количество игроков: 20 человек.

Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в семейке, который им более всего симпатичен (душа семейки), а левую на плечо тому, кого они бы хотели видеть командиром. Ведущий определяет, кто есть кто подсчетом рук.

«ИНДИКАТОР»

У вас есть 4 типа движений: руки вверх, присесть, сойтись в центр, разойтись по стенам. Ваша задача, чтобы максимальное число людей сделали одно и то же. Потом отнимаем голос. Потом - жесты. Потом - мимику и многозначительные взгляды.

(Внимательное наблюдение за группой позволяет узнать, кто выпадает, кто лидер, кто подчиняется.)

«ИСКРА»

Все участники сидят в кругу. Задача: как можно быстрее всем хлопнуть по очереди в ладоши так, чтобы получилось очень-очень быстро.

«КАРАБАС»

Для проведения игры детей рассаживают в круг. Руководитель (игротехник) предлагает условия игры: покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев”.

Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа ребят, которая не встает вообще. Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.

«ВЫКИНУТЬ НА ПАЛЬЦАХ»

Всей группе на «раз-два-три» надо выкинуть на пальцах такие цифры, чтобы их сумма равнялась заданной ведущим. Упражнение повторяется до результата.

«КОВЕР»

Вся группа стоит на коврике. Нужно перевернуть его на другую сторону. Если кто-то наступил на пол - упражнение начинается сначала.

«ФИКСАЦИЯ»

Все играющие встают в круг. Каждый участник выбирает любого человека стоящего в кругу себе в пару, никому об этом не говоря. Ведущий объясняет, что каждый должен сделать 15 шагов (не больше и не меньше) так, чтобы подойти к намеченному человеку и зафиксировать какую-либо заранее придуманную фигуру в паре с этим человеком. Ведущий громко вслух считает до 15, на каждый счет делается один шаг. Игра позволяет выделить эмоциональных лидеров, группировки, которые есть в коллективе, определить уровень сплоченности. Сразу же после проведения игры необходимо провести обсуждение.

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ЛИДЕР»

Цель: выявить лидеров в коллективе.

Ход проведения : коллектив делится на три микро-группы. Участникам предлагается выполнить ряд заданий, сложность которых возрастает от первого к последнему.

Ведущий объясняет, что игра имеет «секрет», который откроется только в конце. «Секрет» заключается в том, что за каждым столом (в каждой группе) выбирается один человек, который следит за работой в группе и за выполнением задания. Затем выдает жетоны определенного цвета (ничего не объясняя).

Красный- лидер - организатор.

Зеленый- исполнитель.

Желтый- слушатель (зритель).

Задания:

    сложить разрезную открытку;

    нарисовать коллективный рисунок по общей теме;

    конкурс буриме. Сочинить стихотворение по готовой рифме (3-4 мин.)

птица - снится лодка - селедка ватрушка - погремушка

сонно - ворона смело - улетела зайчик - пальчик

    придумать инструкцию по применению следующих вещей: электровеника, отрывного календаря, мухобойки. Команды должны зачитать инструкцию своего предмета, не упоминая его, а остальные должны его угадать.

    написать рассказ, где все слова начинаются на одну букву: «о», «в», «с».

По окончании игры подводятся итоги по группам (где фиксируются результаты по цветам жетонов). Теперь раскрывается секрет. Группы должны в интересной форме представить своих лидеров.

ТЕСТ «Я - ЛИДЕР»

Очень интересно и полезно было бы провести среди ребят тест на определение лидерских качеств. Пусть каждый из них сам попробует оценить свои способности, повести других за собой, стать организатором и вдохновителем жизни в коллективе.

Инструкция к этому тесту будет такова: «Если ты полностью согласен с приведённым утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен - цифру «3»; если трудно сказать - «2»; скорее не согласен, чем согласен - «1»; полностью не согласен - «О».

Образец карточки ответов расположен ниже.

Вопросы к тесту «Я-лидер».

1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.

2. Мои действия направлены на достижения понятной мне цели.

3. Я знаю, как преодолевать трудности.

4. Люблю искать и пробовать новое.

5. Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.

6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.

7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.

8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.

9. Я умею распределять свои силы в учёбе и труде.

10. Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.

11. Я хорошо планирую своё время и работу.

12. Я легко увлекаюсь новым делом.

13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.

14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.

15. Ни один человек не является для меня загадкой.

16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.

17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.

18. Для меня важно достижение цели.

19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.

20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.

21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

22. у меня всегда всё получается.

23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.

24. Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей.

25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого нё хочется.

26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.

28. Принимая решение, перебираю различные варианты.

29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.

30. Я умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.

31. В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.

32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.

33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.

34. Я никогда не поступал так, как другие.

35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.

36. Я никогда не поступал так, как другие

37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.

38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.

39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.

40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.

41. Никто и никогда не испортит мне настроение.

43. Решая проблемы, использую опыт других.

44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.

45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.

46. Я умею контролировать работу моих товарищей.

47. Умею находить общий язык с людьми.

48. Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:

А --- умение управлять собой;

Б --- осознание цели (знаю, чего хочу);

В --- умение решать проблемы;

Г --- наличие творческого подхода;

Д --- влияние на окружающих;

Е --- знание правил организаторской работы;

Ж --- организаторские способности;

З --- умение работать с группой.

Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.

Но прежде, чем сделать заключение о том, лидер ли подросток, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что ты был неискренним в самооценке. Результаты теста можно изобразить в графике.

«ХОЧУ БЫТЬ ЛИДЕРОМ»

Форма : деловая игра.

Возраст участников: 11-13 лет.

Педагогическая задача : практическое применение лидерских навыков, обмен опытом.

Краткое описание:

1. Вступительное слово. Игра поможет каждому участнику подобрать «ключи» к основным качествам настоящего лидера. К коллективному обсуждению предлагаются вопросы: «Кто такой лидер?», «Какими качествами обязательно должен обладать лидер?»

2. Ребята предлагают варианты ответов. Ведущий помогает обобщить высказывания и зафиксировать названные качества:

    активность,

    целеустремленность,

    справедливость,

    организованность,

    инициативность,

    общительность,

    умение взаимодействовать с командой.

3. Формируются три микрогруппы, которым предстоит получить ключи от дверей «Лидерство»:

      1 ключ - ключ от умения взаимодействовать с командой. Командам дается время, чтобы придумать слово, решить, как с помощью мимики и жестов объяснить его ребятам других команд.

      2 ключ - ключ от активности. Необходимо провести агитацию за представителя своей команды, чтобы у ребят из других команд не возникло сомнения, что данный человек - настоящий лидер.

      З ключ - ключ от общительности. Участники каждой команды сочиняют рассказ на тему «Я настоящий лидер», предлагая по очереди по одному предложению.

      4 ключ - ключ от организованности. Необходимо в правильном порядке расположить этапы организации дела.

      5 ключ - ключ от инициативности. Каждая команда рисует портрет лидера ХХI века и комментирует изображение.

4. Итоговая часть. Оценка игры по десятибалльной системе.

«ТЕАТР-ЭКСПРОМТ»

Ведущий по жребию распределяет роли, громко и выразительно читает текст, а герои - воплощают образ.

Предлагаем примерный текст.

Наступило утро. Уставший от бессонной ночи начальник вошел в кабинет, подошел к окну, приоткрыл форточку и вдохнул свежий воздух. Теплый солнечный луч проник в окно и заплясал по стенам. За ним в окно влетела птичка. Начальник запустил в неё вазой. Птичка улетела, а ваза разбилась. Начальника охватил гнев. Но тут в кабинет вошла секретарша, толкая перед собой изящный столик, на котором позвякивал сервиз из китайского фарфора и лежали аппетитные бутерброды с черной икрой. Секретарша послала шефу ослепительную улыбку, и удалилась. Рабочий день начался.

Игры на взаимодействие

«РИСОВАНИЕ ЛИДЕРА»

Участвуют несколько групп.

Каждой группе выдаётся лист бумаги форматом А2, маркеры и фломастеры. Ведущий предлагает группе в течение 10 минут обсудить выполнение задания, не касаясь материалов. Затем следующие 10 минут группа рисует лидера, не произнося ни слова. По истечении этого времени группы представляют свои работы. В заключение ведущий с группой анализирует, что происходило в момент работы: как себя чувствовал каждый, какую роль выполнял, почему взял на себя данную роль, была ли у него возможность высказаться, внести предложение, всех ли выслушали в процессе подготовки, были ли доброжелательны между собой члены группы. Встречались ли вы с подобными ситуациями в жизни, что при этом чувствовали? Чему вы научились в этом упражнении, какие уроки для себя извлекли на будущее?

«МАШИНА»

Вспомогательного материала нет. Машина “строится” из членов группы.

Ведущий: Вам нужно построить любой действующий механизм. 10 минут строите модель, не произнося ни слова, затем представляете модель. После выполнения задания всем предлагается разойтись по малым группам и поговорить о том, что произошло.

«ПЛЕТЕНЬ»

Группа вместе с ведущим встают лицом внутри круга и берутся за руки. Затем ведущий даёт команду: повернуться всем на 180 градусов, не расцепляя рук. Необходимо зафиксировать это положение. Затем по команде “раз” нужно снова развернуться и встать в первоначальное положение, также не расцепляя рук.

Вывод: упражнение проходит эмоционально, требует массу нестандартных движений, что приводит к внутреннему раскрепощению.

«БЕГ РИТМА»

Участники встают в круг и, начиная с ведущего, отбивают ритм хлопком в ладоши: та-та, та-та, та-та-та-та-та, та-та. Каждый играющий делает только ОДИН хлопок (11 человек-11 хлопков). Должен сохраниться общий рисунок ритма. Кто сбился, с того начинают снова отбивать ритм. Упражнение повторяется до тех пор, пока не наладится чёткий рисунок ритма.

Анализ: вырабатывается чувство ритма, чувство единства, сплочённость группы, способность к слаженному, совместному действию.

Развиваются способности: принимать во внимание чужое поведение и отвечать на едва заметные перемены в чужом поведении. Переходить из одной ситуации в другую, взаимодействуя с другими участниками.

«УЛОВИ ВЗГЛЯД»

Группа рассаживается по кругу таким образом, чтобы каждый участник видел друг друга. Ведущий одному из игроков “передаёт” взгляд. После того, как игрок-“приёмник” почувствовал, что взгляд адресован ему, “передаёт” этот взгляд другому игроку на выбор, таким образом, став “передатчиком”, третий игрок “передаёт” взгляд другому и т. д. До тех пор, пока взгляд “затеряется”. Остальные игроки должны внимательно следить за переходом взгляда. После того, как взгляд “затерялся”, ведущий начинает расследование – кто кому передал взгляд и где он затерялся. После этого подсчитывается количество “передатчиков” - “приёмников”. Упражнение повторяется 2-3 раза.

Анализ: Определяется степень внимательности группы; развивается у каждого участника наблюдательность; возрастает некоторая доверительность друг к другу; развивается умение чувствовать другого человека.

«ВЗГЛЯД»

Участники разбиваются на пары, встают лицом друг к другу. Один из партнёров – “зеркало”, и его лицо, следовательно, - отражение лица второго партнёра, оно должно следовать всем его движениям. Пусть некоторое время они делают, что хотят. Возможно один будет смешить, и отражению будет трудно за ним следовать. Затем дайте указание: “Смотрите в глаза своему партнёру и, используя периферическое зрение, следуйте его движениям. Делайте их достаточно медленно, в одном ритме, не старайтесь обмануть друг друга. Добейтесь того, чтобы нельзя было отличить, кто является “отражением”.

После определённых достижений в синхронности пар можно предложить кому-нибудь из других пар определить, кто ведущий, а кто его отражение.

После того, как пары сработаются, предложите поменяться партнёрами (возможна неоднократная смена партнёров).

Анализ: упражнение развивает умение чувствовать партнёра и схватывать логику его движения, это очень хорошее средство развития психологического контакта; упражнение развивает способность к перевоплощению, учит попытке смотреть глазами другого человека на привычные вещи, на окружающих людей, на самого себя.

«СТЫКОВКА»

Игра проводится в четвёрках. Два участника садятся друг против друга, чтобы их колени соприкасались, и закрывают глаза. Указательные пальцы правых рук – “космические станции” – они вытягивают навстречу друг другу. Двое других игроков становятся позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих участников начинает с помощью словесных команд управлять движениями правой руки сидящего перед ним. Цель стоящих за креслами игроков – свести концы указательных пальцев своих партнёров.

Возможен и другой вариант игры: один из игроков стремится увести свою “мишень” – ладонь сидящего перед ним человека от преследующей его “ракеты” – указательного пальца того, кто сидит напротив. При этом ладонь должна, конечно, всегда оставаться в пределах досягаемости пальца, а лицо в целях безопасности – вне его пределов.

Анализ: польза от этого упражнения та же, что и от упражнения “Зеркало”.

«КРИКИ ВВОЛЮ»

Ведущий: Прошу всех встать, сбросить напряжение и расслабиться. Сейчас вам предстоит от души покричать. Кричим все, на разные голоса, кто как может, как можно громче. Вместе с криками сбрасываем с себя усталость, нервное напряжение, утомление. Итак, все выдохнули, набрали побольше воздуха и начали кричать как можно громче, на разные голоса. Начали (…) Неплохо. Сейчас мы попробуем покричать еще разок, уже без оглядки, сопровождая свои крики спонтанными движениями, прыжками, раскачиваниями. Пусть это будет своеобразный крик вашего тела. Покричим подольше, останавливаться будем только по команде ведущего. Итак, снова начинаем кричать, но теперь сопровождаем свой крик движениями тела. Пожалуйста. (…) Прекрасно. Заканчиваем! Оцените сами освежающий эффект этого замечательного упражнения.

«ПРОРЫВ»

Ведущий: Способны ли вы добиться своего, не взирая ни на какие препятствия? Способны ли вы защитить свои позиции, отстоять своё, несмотря на мощный натиск противника? Сейчас мы можем попробовать свои силы в этих двух направлениях. Давайте разделимся на две половины и образуем два круга – внутренний и внешний. По моему сигналу участники, стоящие во внутреннем круге, начинают двигаться по часовой стрелке, а те, кто находится во внешнем круге, - против часовой стрелки. По сигналу ведущего – хлопку – останавливайтесь. Образовались пары. Задача “внешнего партнёра” любыми доступными ему средствами (это могут быть слова, физическая сила в пределах приличия, хитрость и т. п.) прорваться в центр. Задача “внутреннего партнёра” – не пустить ни за что. Он также применяет все имеющиеся у него на вооружении способы препятствия своему противнику. Итак, если задание понятно, то мы можем приступить к первому поединку.

Игра повторяется несколько раз. В конце определяются самые настойчивые игроки.

«МОЕЧНАЯ МАШИНА»

Цель: снятие комплекса тактильного контакта, раскрепощение участников.

Участники разбиваются на пары и встают парами в колонну лицом друг к другу – это сама “моечная машина”. Одна пара разбивается и один человек встаёт в начале колонны – это “вещь”, которую необходимо отмыть, а другой – в конце – это “сушилка”. “Вещь” начинает медленно двигаться внутри колонны, а все её гладят, трогают, говорят ласковые слова т. д. , то есть “моют”. “Сушилка” принимает в свои объятья вымытую “вещь” и “сушит” её, крепко-крепко обнимая. Затем “вещь” и “сушилка” меняются местами.

Игра продолжается до тех пор, пока через “моечную машину” не пройдёт каждый участник игры.

«ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА»

Ведущий: Можем ли мы слаженно работать в группе? Давайте проверим. Попытаемся воспроизвести процесс печатания на машинке отрывка из хорошо известной вам песни или стихотворения. Каждый по очереди произносит по одной букве (Б-У-Р-Я М-Г-Л-О-Ю Н-Е-Б-О…). В конце слова – все встают, на знаке препинания – топают ногой, в конце строки – хлопают в ладоши. Ещё одно условие игры: кто ошибётся, выходит из игры, покидает кресло. Начинаем по кругу. Итак, первый участник произносит первую букву, второй – вторую и т. д. Не забывайте о знаках препинания.

По окончании игры можно оценить, кто вышел в победители.

«ПЕРЕДАЧА ЭМОЦИЙ»

Участники игры садятся в круг. Первому предлагается накопить максимум отрицательных эмоций и в одной-двух фразах “выплеснуть” весь накопленный запас на своего соседа, постаравшись вложить максимум темперамента и эмоций. Второй же, не ответив никак первому, “вымещает” зло на следующем. Как это обычно бывает в жизни, он разряжается на первом попавшемся под руку. Игра проходит в один-два круга. Пока не иссякнет.

Затем задание меняется. Первый пытается сбросить запас отрицательных эмоций и расшевелить все добрые и светлые силы души одной-двумя приветливыми фразами, делится своим хорошим настроением с соседом. Второй, получив заряд положительных эмоций, передаёт его третьему и т. д. Можно воочию сравнить цепи отрицательных и положительных эмоций.

«ТРЕНИНГ СО СТУЛЬЯМИ»

Количество стульев соответствует количеству участников. Стулья ставят в круг так, чтобы их можно было обойти.

Ведущий: Всей группе необходимо выполнить синхронно такое задание: всем сесть на стулья, встать за спинку. Поднять стул на уровень груди, опустить, пройти на исходную позицию и снова сесть на стул. Во время выполнения задания разговаривать нельзя. Если правила будут нарушены, прозвучит хлопок, и нужно будет начинать сначала.

Упражнение выполняется до тех пор, пока не будет полной синхронности в движениях всех участников.

«КАРТИНА»

Группа выстраивается в линию. Первый игрок приглашается к столу или к стене, на которой прикреплен большой лист бумаги. Рядом фломастеры. Ему предстоит начать рисовать “картину”. Ведущий сообщает ему, какой предмет необходимо изобразить (другие не слышат задания). Он рисует один из элементов рисунка.

Приглашается второй игрок. Первый игрок объясняет второму мимикой, жестами, что ему нужно изобразить на листе бумаги и встаёт в конце линии, только после этого второй рисует. Приглашается третий игрок и так далее, пока все не примут участия в рисовании картины.

Всем группам ведущий даёт одинаковые задания.

1."Себихуза". В центре комнаты - полоса. Две команды по разные стороны полосы пытаются перетянуть друга на свою сторону. Заступивший за линию переходит на другую сторону и сражается уже за противоположную команду.

2. "Тайландский бокс" . Два человека на ринге с завязанными глазами сражаются мешками, набитыми мягкими тряпками. Возможны и различны варианты: можно одному дать колокольчик, а другому мешок - он бьет на звук, человек с колокольчиком уклоняется, можно дать мешки обоим, и ввести двух посредников - они направляют своих игроков короткими командами.

3. Раскладывается лента из туалетной бумаги, нужно пробежать по ней ни разу не оступившись.

4. "Эстафета". Группа выстраивается в несколько колонн. Перед каждой стоит ряд кеглей. Первый человек закрывает глаза и пытается, петляя, их обойти, а группа подсказывает ему направление движения. Сложность состоит в том, что когда все группы начинают кричать одновременно, выделить из общего шума команды своей группы крайне проблематично.

5. "Хвост дракона". Группа стоит колонной, крепко держась за талию друг друга. Задача первого - поймать последнего, а задача того - увернуться.

6. "Бревно". Два человека в кругу берут бревно. Hужно вытолкнуть бревном соперника из круга.

7. "Два кольца". Группа стоит взявшись за руки вокруг нарисованного на земле кольца. Внутри этого большого кольца находится маленькое. Человек может находиться только либо вне большого кольца, либо внутри малого. Задача каждого - заставить других наступить на запретную территорию и при этом удержаться самому.

8. "Бежать в связке". Нужно пробежать расстояние со связанными ногами. Можно в парах или даже несколько человек.

9. Бежать со свечкой так, чтобы она не погасла.

10. "Американский треугольник". Все разбиваются на четверки. Трое образуют треугольник. Оставшийся - водящий. Его задача - осалить одного из треугольника. Задача остальных двоих в треугольники - защитить своего товарища. Салить, протягивая руку через круг нельзя, можно лишь обегать треугольник вокруг. Когда водящему удается осалить, осаленный становится водящим, постепенно все меняются ролями.


Заключение

Чтобы вести за собой людей, надо четко представлять, куда мы их ведем. И мало представлять самому, а важно так ярко, эмоционально и красиво рассказать о ней, чтобы народ туда захотел.

Наличие последователей.

Не забывайте, что лидера не бывает без команды. Лидер всегда проявляет себя во взаимодействии с другими людьми. Собирайте вокруг себя единомышленников, так называемый «ближний круг». Только люди помогут Вам осуществить все Ваши даже самые грандиозные планы.

Прибавьте к этому знания по менеджменту, Ваш опыт, и Вы действительно эффективно сможете управлять людьми! Удачи!

Цели: В игровой форме научить подростков быть гармоничными и свободными в социальном пространстве, уметь видеть свои особенности, плюсы и минусы, осознавать себя личностью, стремящейся к развитию, способной самостоятельно мыслить и действовать и грамотно выстраивать отношения с окружающими людьми.

В результате:

  • Ребенок умеет ставить цели и достигать их
  • Ребенок владеет навыками планирования времени
  • Ребенок умеет слушать других и презентовать себя
  • Ребенок эффективно выстраивает межличностные отношения
  • Ребенок умеет разрешать конфликтные ситуации
  • Ребенок умеет работать в команде

Все это дает навыки достижения успеха, которые помогут сформировать у детей необходимые навыки успешной деятельности.

  1. Будь проактивным. Мои возможности и ресурсы. Осознание собственной индивидуальности. Самооценка. Закрепление «полезных» привычек.
  2. Начинай, представляя конечную цель. Цель. Личная Миссия как инструмент для выявления цели.
  3. Начинай с самого важного. Правила планирования времени. Срочность, важность, приоритеты.
  4. Действуй по принципу «выиграть-выиграть». Определение своего стиля взаимодействия. Созидательное сотрудничество. Проектирование и проведение группового мероприятия как пример сотрудничества.
  5. Сначала стремись понять, потом быть понятым. Мастер общения – мастер успеха. Сила первого впечатления. Самопрезентация – умение себя подать. Виды слушания. Техники «правильного слушания». Информация, которая скрыта за словами. Практика невербального общения. Искусство «читать» других. Язык мимики. Язык жестов. Голос как инструмент воздействия на человека. Работа с телом: зажимы, блоки.
  6. Синергия. Сотрудничай с другими, чтобы достичь большего. Техники влияния и противостояние манипуляциям.
  7. Затачивай пилу. Мои ограничения. Преодоление внутренних ограничений. Введение понятия «уверенное поведение». Стратегии изменения. «Круг Проблем» и «Круг Влияния».

Игры на лидерство

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы, некоторые её участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путём происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей. Выявленный лидер может стать основным связующим звеном в цепи взаимоотношений вожатого с группой.

Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер - организатор. Кому возглавить ваш отряд, зависит не только от личных симпатий, но и от вида деятельности, направления жизни отряда в данную смену.

Цель данных игр – выявление потенциальных лидеров в отряде (группе) . Друг мой! В первые же минуты работы запомни жизненно важное правило:” Никогда не делай то, что дети могут или хотят сделать сами.” Ищи себе помощников.

Игры на выявление лидера помогают вожатому в первые же дни определить наиболее активных и деятельных детей, которые в последующие дни могут стать отличными помощниками вожатого. Вожатый только даёт задание и наблюдает за процессом его выполнения, дети всё делают сами.В играх лидеры стараются руководить общим процессом.

Например:

  • построиться по признаку (росту, цвету глаз, алфавиту имён и т. д);
  • молча, не договариваясь, встать определённое количество человек - лидеры буду всегда вставать;
  • построить машину из участников, т. е. каждый человек должен быть какой-то частью машины;
  • хором сказать одно слово (в качестве усложнения можно потребовать хором сказать одно слово не договариваясь);
  • собрать экипаж, т. е. выбрать капитана, штурмана, старшего помощника и т. д., "зайцев", пассажиров;

взявшись за руки, выстроить квадрат, круг, треугольник и т. д.

Среди лидеров можно выделить

  1. – лидеры, готовые разрабатывать свои планы действия уже сейчас (обычно экстраверты)
  2. – лидеры-коммуникаторы, готовые быть правой рукой, организаторы, обеспечивают общение в команде (центроверты)
  3. – «баба-яга против!» - лидеры, не желающие жить по стандарту, заданному кем-то, противостоит ведущему, но может быть генератором идей.
  4. – лидер-аналитик, прогнозирующий ситуфцию, но в данный момент не желающий привлекать внимание

Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в коллективе. Закончить её можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива.

Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер-организатор. Кому возглавить ваш отряд, зависит не только от личных симпатий, но и от вида деятельности, направления жизни отряда в данную смену.

Еще игры на лидерство...

Статьи по теме: